Типология социальных институтов их эволюция. Признаки и структурные компоненты социальных институтов

Типология социальных институтов может строиться по различным основаниям.

В зависимости от сферы действия и их функций институты подразделяются на:

Реляционные, определяющие ролевую структуру общества по самым разным критериям от пола и возраста до индивидуальных занятий и способностей;

Регулятивные, определяющие допустимые рамки действий и санкций, карающие за выход из них (сюда относятся все механизмы социального контроля);

Культурные, связанные с идеологией, религией, искусством и т.п.;

Интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.

На основе содержательных задач можно провести деление институтов:

Экономические, к которым причисляют все те институты, которые занимаются производством благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и проч.;

Политические, или институты, связанные с установлением, выполнением и поддержанием власти (правительства, парламент, политические партии, милиция – полиция и др.);

Культурные, или все те институты, которые созданы для развития культуры, для социализации молодого поколения, передачи ему культурных ценностей общества как целого (семья как воспитательный институт, школа, вуз, учреждения культуры и др.);

Институты социальные или общественные в узком значении этого слова;

Политические институты (государства, партии, армия);

Экономические институты (разделение труда, собственность, налоги);

Институты родства, брака и семьи;

Институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т.п.).

Социологи еще подразделяют социальные институты на формальные (создаются официально, обычно в рамках государства, имеют строго очерченные границы) и неформальные (не имеют жесткой регламентации). Пример первых – социальный институт здравоохранения, вторых – религия как социальный институт.

Развития социальной системы по сути сводимо к эволюции общественных институтов. В разные эпохи и в разных обществах могут доминировать разные институты. В первобытном обществе, конечно, это была семья, ныне в число приоритетных выходит наука и образование.

4.4. Функции социальных институтов

Главная функция любого социального института, как и социальных институтов в целом – это удовлетворение основных общественных потребностей. Так, например, институт брака и семьи, санкционируя форму половых отношений, удовлетворяет общественную потребность в воспроизводстве населения, социализации подрастающего поколения. Институт религии позволяет людям удовлетворять потребность в осознании смысла жизни, понимании моральных ценностей (добро, зло и др.).

В том случае, если изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих институтов, возникает дисфункция.

Такое несоответствие ведет либо к снижению роли такого института, а значит и вырождению функций (бюрократия), либо использование его для корыстного злоупотребления (коррупция).

Когда возникает расхождение между провозглашенными (официально признанными) целями и объективными последствиями, начинает действовать латентная, скрытая функция. Следует заметить, если признанная функция социального института носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, неосознаваемой. Например, если явной функцией запрета на алкоголь или азартные игры является их прекращение, пресечение, то латентной функцией соответствующих действий становится создание подпольной сети (самогоноварение, действие игровых автоматов под видом тренировочных аппаратов и т.д.).

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

      Что означает в социологии понятие «общество»?

      Общность и общество: одно и то же?

      Какие сферы охватывает общественная жизнь?

      Какое понятие является в социологиинаиболее емким и важным: общественное или социальное?

      Что такое социальные институты?

      Какова типология социальных институтов?

      Какие функции выполняют социальные институты?

      Приведите примеры основных социальных институтов в современном обществе. Дайте им краткую характеристику.

План

  1. Понятие социальных институтов; типология, функции..……..3
  2. Понятие социальной группы; классификация…………….………10

Список использованных источников……………………………………….…….17

1. Понятие социальных институтов; типология, функции

Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях.

Одним из первых развернутое определение социального института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

Другой американский социолог, Ч.Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), которые образуют институциональный порядок.

Немецкий социолог А.Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как институты руководят поведением животных.

По мнению Л.Бовье, социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей.

Дж.Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

В социологической отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Согласно С.С.Фролову социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

По мнению М.С.Комарова, социальные институты представляют собой ценностно - нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.

Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:

Ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

Совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

Формальную и неформальную организацию;

Совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

Обособленный комплекс социальных действий.

Таким образом мы видим, что термин «социальный институт» может иметь разные определения:

Социальный институт – это организованные объединение людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Социальные институты – учреждение, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества.

Социальный институт – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Типология социальных институтов.

Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

Экономические – институты, организующие хозяйственную деятельность;

Политические – институты власти;

Семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

Военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

Религиозные – институты, организующие коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).

Потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства и др. политические институты).

Потребность в добывании и производстве средств существования (экономические институты).

Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).

Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Неосновные институты называют еще общественными практиками. У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имянаречия, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д.

К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.

Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.

Функции и дисфункции социальных институтов.

Функция(от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)

Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует».

Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции.

Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), и др.

Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.

На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.

Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы».

К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования.

Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества.

Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус.

Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.

Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов при помощи новых институтов власти – парламента, правительства и президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таким оказались побочные результаты усилий институтов власти.

Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось.

К явным функциям школы как института образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур.

Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

2. Понятие социальной группы; классификация

Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек. К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистический характер, вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность (например, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).

Традиционно выделяют первичные и вторичные группы.

Первичная группа – это два или более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимосвязи друг с другом. В первичных группах превалируют экспрессивные связи; мы рассматриваем своих друзей, членов семьи, возлюбленных как самоцель, любя их такими, какие они есть. Вторичная группа объединяет два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели. Во вторичных группах превалирует инструментальный тип связей; здесь индивиды рассматриваются как средства достижения цели, а не как самоцель взаимного общения. В качестве примера можно привести наши взаимоотношения с продавцом в магазине или с кассиром на станции обслуживания. Иногда отношения первичной группы вытекают из отношений вторичной группы. Такие случаи нередки. Между сослуживцами часто возникают близкие взаимоотношения, потому что их объединяют общие проблемы, успехи, шутки, сплетни.

Ряд условий способен повысить вероятность образования первичных групп. Во-первых, значение имеет размер группы. Нам трудно завязать личное знакомство с каждым человеком в большой группе, а в маленьких группах шансы завязать личные контакты и установить доверительные отношения возрастают. Во-вторых, близкие контакты позволяют оценить людей по достоинству. Если люди ежедневно видят друг друга и общаются один на один, между ними могут возникнуть утонченные близкие отношения, делающие возможным доверительный обмен идеями и чувствами. В-третьих, вероятность налаживания отношений, характерных для первичной группы, возрастает, если имеют место частые и регулярные контакты. Часто наши связи с людьми углубляются с течением времени, и подобное постоянное общение постепенно приводит к появлению общих привычек и интересов.

Термин «первичный» используется для обозначения проблем или вопросов, которые считаются важными и насущно необходимыми. Несомненно, это определение подходит для первичных групп, поскольку они составляют основу взаимоотношений между людьми в обществе. Во-первых, первичные группы играют решающую роль в процессе социализации индивида. В рамках таких первичных групп младенцы и маленькие дети постигают основы общества, в котором они родились и живут. Такие группы – своего рода учебные площадки, на которых мы приобретаем нормы и принципы, необходимые в дальнейшей общественной жизни. Социологи рассматривают первичные группы как мосты, соединяющие отдельных индивидов с обществом в целом, поскольку первичные группы передают и интерпретируют культурные модели общества и способствуют развитию в индивиде чувства общности, столь необходимого для социальной солидарности.

Во-вторых, первичные группы имеют фундаментальное значение, потому что обеспечивают ту среду, в которой удовлетворяется большая часть наших личных потребностей. В рамках этих групп мы испытываем такие чувства, как взаимопонимание, любовь, безопасность и ощущение благополучия в целом. Неудивительно, что прочность первичных групповых связей оказывает воздействие на функционирование групп. К примеру, чем прочнее первичные групповые связи войсковых частей, тем большего успеха они добиваются в бою.

Во время Второй мировой войны успех немецких боевых подразделений объяснялся не нацистской идеологией, а в большей степени способностью германского военного руководства воспроизвести в пехотных частях те близкие товарищеские связи, которые характерны для гражданских первичных групп. Вермахт являл собою грозную силу, потому что в отличие от американской армии немецкие солдаты, проходившие вместе боевую подготовку, воевали тоже вместе. Кроме того, американские боевые единицы постоянно пополнялись по мере того, как отдельные солдаты выбывали из строя, а германские подразделения сражались одним составом едва ли не «до последнего», а затем отводились в тылы для переформирования в качестве новых боевых единиц. А командование израильской армии обнаружило, что боевые подразделения, сразу брошенные в бой до того, как в них успели завязаться тесные дружеские связи, хуже воюют и менее устойчивы психически, чем подразделения с прочными товарищескими связями.

В-третьих, первичные группы имеют фундаментальное значение, поскольку являются мощными инструментами социального контроля. Члены этих групп держат в руках и распределяют многие жизненно необходимые блага, придающие смысл нашей жизни. В том случае, когда поощрения не достигают своей цели, члены первичных групп зачастую способны добиться послушания путем порицания или угрозы подвергнуть остракизму тех, кто уклоняется от общепринятых норм. К примеру, в некоторых религиозных культах применяется «бойкот» в отношении ослушников (нарушитель не изгоняется из общины, но прочим членам запрещено общаться с ним) как средство воздействия на индивидов, чье поведение выходит за рамки групповых норм. Еще более важным представляется то, что первичные группы определяют социальную реальность, «организуя» наш опыт. Предлагая определения для различных ситуаций, они добиваются от членов группы поведения, соответствующего представлениям, выработанным в группе. Следовательно, первичные группы выполняют роль носителей социальных норм и одновременно их проводников.

Внутренние и внешние группы.

Мощное влияние на нас оказывают не только группы, которым мы непосредственно принадлежим, но и группы, в которые мы не входим. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Внутренняя группа – это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит. Внешняя группа – это группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит. Мы подчеркиваем различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений «мы» и «они». Следовательно, внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние – как «их группы». Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ – социальных демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например квартал, район, община и страна. Другие связаны с социальными различиями, например этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс. Границы не дают «чужакам» проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.

Эксперимент, проведенный Музафером Шерифом и его помощниками (1961), показывает, как повышается наше сознание внутригрупповой причастности и усиливается антагонизм в отношении внешних групп в ситуациях, в которых присутствует элемент соперничества. Объектами исследования Шерифа были мальчики 11-12 лет, здоровые, хорошо адаптированные в социальном плане подростки из благополучных семей среднего класса. Эксперимент проводился в условиях летнего лагеря, где мальчиков разделили на две группы.

В первую неделю жизни в лагере мальчики в обеих группах поближе познакомились друг с другом, выработали неписаные групповые законы и разделили внутригрупповые обязанности и ведущие роли. В течение второй недели экспериментаторы сталкивали две группы ребят в разных мероприятиях и играх на соревновательной основе: турнир по бейсболу, по ручному мячу, военная игра, поиски клада. Хотя состязания начинались с дружеского спортивного настроя, добрые чувства друг к другу быстро улетучились. В течение третьей недели, так называемой фазы интеграции, Шериф постоянно сводил обе группы подростков в различных ситуациях, включая совместные трапезы, просмотр кинофильмов и запуск шутих. Однако вместо того, чтобы уменьшить напряженность между группами, эти ситуации только предоставили мальчикам из двух групп лишний повод для соперничества, ссор и издевательств друг над другом. Тогда экспериментаторы организовали ряд чрезвычайных и естественных ситуаций, в которых две группы были вынуждены работать сообща для достижения одной цели (при аварийном ремонте лагерного водопровода). Если соревнования только усилили представления мальчиков о групповых границах, работа для достижения общей цели уменьшила враждебность к представителям внешней группы и сгладила межгрупповые барьеры, сделав возможным сотрудничество.

Референтные группы.

Мы оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых в определенном смысле представляет собой уникальную субкультуру или контркультуру, стандарты, которыми мы пользуемся для оценки и организации нашего поведения, также различаются. Референтные группы – это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания.

Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами. Мы можем рассматривать референтную группу как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении, например: революционер – выходец из аристократических кругов; католик – вероотступник; профсоюзный деятель – реакционер; потрепанный джентльмен; предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Просто эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой они являются.

Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Поскольку нам хотелось бы видеть себя полноправными членами какой-нибудь группы (или мы стремимся к членству в какой-то группе), мы принимаем групповые стандарты и принципы. Мы “культивируем в себе” соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Поведение индивида задается принадлежностью к конкретной группе. Мы также используем стандарты своей референтной группы для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой мы оцениваем свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой мы являемся, не соответствует нашей референтной группе, у нас может возникнуть ощущение относительной депривации – неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем (обстоятельства, сопутствующие нашей принадлежности к определенной группе), и тем, что, по нашему мнению, должны были бы иметь (положение, характерное для референтной группы). Например, клерк в большей степени ощущает свою депривированность, когда сравнивает себя с теми из своих коллег, которые получили повышение по службе, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми из них, кто остался в прежней должности. Ощущение относительной депривации часто приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Следовательно, в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Однако не все референтные группы являются положительными. Мы используем также негативные референтные группы – социальные единицы, сравнением с которыми мы стремимся подчеркнуть различия между нами и другими.

Список использованных источников

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.
  2. Захаров, М.А.Социология: курс лекций/ М.А. Захаров. – Смоленск: СмолГУ, 2007. – 168с.
  3. Ковалева А.И. «Личность и общество»: лекции по социологии. Уч. пособие. М.: Социум, 2001 г

Социальный институт - это совокупность норм, правил, символов, регулирующих определенную сферу общественной жизни, социальных отношений и организующих их в систему ролей и статусов.

Это относительно устойчивые типы и формы социальной практики посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Каждый социальный институт характеризуется наличием своих признаков:

1. Своды норм поведения, их кодексы (письменные и устные). Например, в государстве это будут конституция, законы; в религии – церковные запреты; в образовании – правила поведения учащихся.

2. Установки и образцы поведения. Например, в институте семьи – уважение, любовь, привязанность; в государстве – законопослушание; в религии – поклонение.

3. Культурные символы . Например, в государстве – флаг, герб, гимн; в семье – кольцо; в религии – иконы, крест, святыни.

4. Утилитарные черты культуры. В образовании – библиотеки, классы; в религии – здания храмов; в семье – квартира, посуда, мебель.

5. Наличие идеологии. В государстве – демократия, тоталитаризм; в религии – православие, мусульманство; в семье – семейное сотрудничество, солидарность.

Структура социального института:

1)Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

2)С содержательной стороны – это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне есть совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.), учреждений (прокуратуры, суды, места заключения и др.), материальных средств, а содержательно представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, выполняющих определенную социальную функцию. Эти стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роли судей, прокуроров, адвокатов и т.д.).

Структурные элементы социального института:

1. Определенная сфера деятельности и общественных отношений.

2. Учреждения для организации совместной деятельности людей и группа лиц в них, уполномоченных выполнять социальные, организационные и управленческие функции и роли.

3. Нормы и принципы отношений между официальными лицами, а также между ними и членами общества, включенными в орбиту действия данного социального института.

4. Система санкций за невыполнение ролей, норм и стандартов поведения.

5. Материальные средства (общественные здания, оборудование, финансы и т.д.).

Процесс образования института, называется институционализацией. Для неё необходимы следующие условия:

· в обществе должна существовать и осознаваться большинством индивидов конкретная общественная потребность в данном институте,

· общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения данной потребности (ресурсами, системой функций, действий, нормами, символами).

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответственными стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.

Функции социальных институтов:

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – Социальный институт поддерживает устойчивость тех или иных систем общества.

2) регулятивная функция – регулирование отношений и поведений людей с помощью норм, правил поведения, санкций.

3) интегративная функция – сплочение и укрепление связей между группами людей, объединяемых данным социальным институтом. Реализуется через усиление контактов и взаимодействий между ними.

4) коммуникативная функция – направлена на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет определенной организации их совместной жизни и деятельности.

Типология социальных институтов:

1. В зависимости от потребности, которую удовлетворяет данный институт:

· Институт семьи и брака

· Политический институт, институт государства

· Экономические институты

· Институты образования

· Институт религии

2. По характеру институты бывают

· Формальные деятельность основана на строго установленных предписаниях. Они осуществляют управленческие и контролирующие функции на основе строго установленных санкций.

· Неформальные в них отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и документах предписания, касающиеся функций, средств, методов деятельности (например, политические движения, объединения по интересам и т.д.). Здесь контроль идет на основе неформальных санкций (например, одобрение или осуждение).

  • < Назад
  • Вперёд >

Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества. Он различает три основных типа институтов:

1. продолжающие род (брак и семья);

2. распределительные (или экономические);

3. регулирующие (религиозные институты и политические системы).

По мнению большинства социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков:

1. семейный - регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

2. политический - институты власти;

3. экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

4. военный – осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

5. образовательный - направленный на накопление и передачу знаний поколениям;

6. религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (500 тыс. лет) институт семьи. Религия (фетишизм, тотемизм) появляется 30 – 40 тыс. лет назад. Государство и образование 5 – 6 тысяч лет назад. Все социальные институты, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства. Неглавные институты называют общественными практиками или обычаями (дуэли).

Американский социолог Роберт Мертон (род. 1944г.) предложил различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции социальных институтов. Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Они формально заявлены, записаны в уставах, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу (законы об образовании, здравоохранении).

Латентные функции в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу (завязывание прочных дружеских школьных связей).

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы социальных институтов. Это наглядно представлено в Таблице 1. (Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.).

Таблица 1. Социальные институты в индустриальных обществах

Социаль-ный институт Основные функции Группы и организации Ценности Нормы
Семья Регулирование рождаемости, социализация и защита детей Родственники, группы, объединенные родственными связями Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, уважение к родителям Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность
Религия Обсуждение загробной жизни; стремление соединиться с Создателем Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации Чтение Священного Писания, поклонение Богу Посещать церковь, следовать учениям церкви
Право Поддержание социального порядка Милиция, суды, тюрьмы Суд присяжных, принцип презумпции невиновности Правдивые показания, нормы доказа-тельного права
Политика Установление иерархии власти Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии Правило большинства, право голоса Голосование как привилегия и право
Экономика Производство и распределение товаров и услуг Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей Зарабатывание денег, эффективное производство Максимизация прибыли, упорный труд
Образова-ние Передача знаний и навыков из поколения в поколение Школы, колледжи, университеты, студенческие советы, ассоциации Академическая честность, хорошая успеваемость, Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям
Наука Освоение окружающей среды Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации Объективные исследования, открытая публикация полученных данных Применять научные методы, раскрывать полученные данные

Рассмотрим подробнее несколько социальных институтов.

Институт семьи

Семья - это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся, уважают друг друга.

Самый распространенный тип семьи – нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). Нуклеарные семьи являются частью обширной сети родственных отношений.

Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга, включает бабушек, дедушек, сестер, их мужей, и др.

В зависимости от места проживания семьи различают на матрилокальную , когда супружеская пара переезжает к родителям жены, и патрилокальную, в случае переезда к родителям мужа. Большинство молодых людей предпочитаетнеолокальную модель – отделяются и живут не зависимо от родителей и прочих родственников.

При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрасту мужчина. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. В третьем типе семейного уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах.

Одной из важнейших форм семейных отношений выступает брак. Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией.

Эндогамия (от греч. слов: endon - внутри, gamos - брак) – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания.

Экзогамия (от греч. exo – вне) – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, с индивидами, не связанными кровным родством. Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками. Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по трем различным принципам:

Моногамия – один муж и одна жена;

Полигамией называется брак, объединяющий трех или большее число людей.

Полигиния – один муж и две или большее число жен,такая форма брака, распространенная в африканских и азиатских странах.

Полиандрия – два или более мужей и одна жена. Это редкая форма брака, встречающаяся на Тибете, в горном регионе. Полиандрия предотвращает в семье деление земли на участки. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа.

Семья выполняет несколько жизненно важных функций.

1. Продолжение рода.

2.Социализация (семья выполняет роль главного передатчика культурных норм).

3. Регулирование сексуальной активности.Законнорожденность – это форма включения ребенка в систему родственных отношений, которая определяет права новорожденного на заботу, наследование и воспитание.

4. Забота, защита и эмоциональная поддержка.

5. Придание статуса.При рождении дети наделяются социальной идентичностью родителей, приобретают расовую, этническую, религиозную и классовую принадлежность.

Институт религии

Религия – это социальный институт, специфика функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Религия – это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты. Как отмечает Э. Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими.

Мирское (профанное) – это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни.

Священное (сакральное) – это то, что люди почитают, вызывающее трепет и благоговение.

В малых культурах обнаруживаются две формы религии - тотемизм ианимизм.

Тотемизм поклонение видам животных или растений. Разновидность тотема - талисман.

Анимизм - это вера в призраков или духов.

В больших культурах, как правило, практикуется теизм. Теизм – вера в могущественных богов, которые требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма , веры в одного бога. Древнегреческая религия и индуизм (в Индии) представляют собой разновидности политеизма - веры во множество богов.

Три религии, оказавшие наиболее сильное воздействие на историю человечества - это иудаизм, христианство и ислам . Все они возникли на Ближнем Востоке.

Иудаизм - старейшая из трех религий; его возникновение относится примерно к 1000 году до н. э. Евреи верили, что Бог требует повиновения строгому моральному кодексу, рассматривая свою религию как единственно правильную.

Христианство - наиболее крупная мировая религия. Оно наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло как секта внутри иудаизма. Последователи Иисуса именовали его Мессией, что по древнееврейски означало “помазанник” (с греческого-“Христос”), грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями.

Ислам - вторая по величине мировая религия, которая имеет общее происхождение с Христианством. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII веке н.э. Согласно исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми.

На востоке наибольшее распространение получил индуизм – старейшая из всех великих религий, ядро которого сложилось около 6000 лет тому назад. Он представляет собой сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения.

К этническим религиям Востока относятся буддизм, конфуцианство и даосизм. В этих религиях нет богов, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной.

Церковь – это общепризнанная и прочно укоренившаяся религиозная организация значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь, важная черта которой – стремление к интеграции с обществом. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей.

Секта (от лат. Secta направление, учение) - тип религиозной организации, стоящей особняком от общества. Она имеет меньшие размеры и отличается менее сложной и формальной организацией. Секта объединяет, как правило, верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, (кальвинисты).

Отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Они основаны на харизматичной власти людей, способных превратить аудиторию людей в последователей. Секты и церковь отличаются друг от друга социальным составом своих членов.

Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.

1. Мировоззренческая функция. Религия дает ответы на вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти.

2. Компенсаторная функция. Дает ответы о смысле существования, дарует верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны.

3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, христиане”).

4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни.

5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей.

6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам.

7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть оказывает поддержку конфессиям.

В структуру религиозных институтов (на примере христианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его

сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите виды социальных связей.

2. Назовите основные черты и признаки социальных институтов.

3. Перечислите виды и функции социальных институтов.

4. Охарактеризуйте семью как социальный институт.

5. Определите основные функции семьи.

6. Перечислите типы семей.

7. Дайте характеристику института религии.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Развод как проблема ХХI века.

2. Современная семья: характеристика и типология.

3. Семья как социальный институт.

4. Наука как социальный институт.

5. Институт религии. Современный взгляд.

6. Церковь и секта. Основные отличительные признаки.

1. Семья, основывающаяся не только на супружеских отношениях людей, но и на кровном родстве большого числа ее членов.

Для поддержания общественного порядка и обеспечения стабильности взаимодействия соц. групп и общества в целом существует система соц. контроля, важной частью которой являются социальные институты.

Социальные институты – совокупность различных форм регуляции общественных отношений, спец. учреждений, системы норм, соц. ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития как соц. общностей, так и общества в целом.

Социальные институты могут быть охарактеризованы:

С точки зрения внешней формальной структуры

С точки зрения внутренней содержательной деятельности.

Исходя из этого Вебер выделил особенности соц. института: соц. институт представляется как совокупность людей, в которые они зачисляются на основании объективных данных – профессия, образование (уровень) и т.д.; наличие в этом объединении рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входящих в данную структуру; наличие специального аппарата; санкции при нарушении правил.

Социальные институты обладает следующими признаками:

Ø имеют более или менее четко определенную цель

Ø им свойственны определенные функции

Ø для них характерны четкое распределение соц. позиций, статусов и ролей, прав и обязанностей

Ø соц. институты отличаются особым типом регулирования взаимоотношений системы определенных установлений, предписаний, норм, которым должны следовать все индивиды

Ø система санкций обеспечивает поощрение желаемого поведения и наказание девиантного поведения

В число признаков соц. институтов можно отнести также крупный масштаб иерархии.



Социальный институт – это сравнительно высоко организованная система соц. отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой соц. структурой, глубокой интегрированностью, многообразием и динамичностью их функций, осуществляемых посредством рационально установленных и целесообразно установленных стандартов поведения, предопределенных содержанием соц. задачи.

К числу соц. институтов относятся государство, семья и пр.

I. Многообразие соц. институтов определяется дифференциацией соц. деятельности на различные уровни:

По сфере деятельности:

ü Экономический

ü Политический

ü Идеологический

Социокультурные институты:

Ø Институты образования, науки, культуры

Ø Здравоохранения и соц. обеспечения

По характеру организации:

o Формальные

o Неформальные

Функции соц. институтов: явные и неявные (скрытые и патентные).

Основными функциями соц. институтов являются:

Ø Функция закрепления и воспроизведения общественных отношений

Ø Адаптационная

Ø Интегративная

Ø Коммуникативная

Ø Социализирующая

Ø регулирующая

II. Соц. институтами экономической жизни являются предприятия, трудовые коллективы, институты предпринимательства.

Трудовой коллектив – это общность людей, объединенная общей целью, совместной трудовой деятельностью, отношениями сотрудничества и взаимопомощи.

Коллективы: крупные, средние, малые.

Основной трудовой коллектив:

o Первичный (бригада)

o Вторичный (участки, цеха)

o Производственно – экономический (основная)

o Управленческая

o Воспитательная функция

o Структуры коллектива.

Рынок – для его возникновения необходимы:

Личная свобода производителя

Прямое или опосредственное деление работников производства в максимальном использовании

Свобода найма и увольнения работников в соответствии с законодательством

Социология организаций.

Социология организаций – это отрасль социологической науки, специальная социологическая теория.В качестве предмета социологии организаций рассматриваются закономерности построения, функционирования и развития организаций – объединений людей, совместно реализующих некоторую программу деятельности. Социология организаций тесно связана с социологией управления. Очевидно, что эти области социологии изучают процесс целенаправленного регулирования, управления объектами, воздействия на них. Различие между социологией управления и социологией организаций просматривается при выяснении природы объектов управления. В социологии организаций ими являются социальные объекты, т.е. объединения людей, а в социологии управления исследуются объекты, имеющие любую, а не только социальную природу.

Социальные организации – это большие ассоциации людей, основанные на связи их членов с целью решения определенных социальных задач. Понятие соц. организация (в широком смысле) – это любая организация в обществе; (в узком смысле) – это соц. подсистема какого-то соц. подинститута.

Под. соц. организациями в социологии понимают большие ассоциации (объединения людей), основанные на связи их членов с целью определения соц. задач.

Признаки:

v Коллективное целедостижение

v Деятельность по распределению функций и по координации управления

v Иерархия, т. е. степень упорядоченности объекта, способ соединения частей в единое целое

v Эффективность или прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальной деятельности

Признаки организаций: 1) коллективное целедостижение; 2) деятельность по распределению функций, координации управления; 3) иерархия, т.е. степень упорядоченности объекта, способ соединения определенных частей в единое целое; 4) эффективность, т.е. прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий.

Типология организаций . Выделяют формальные (официальные) организации, созданные для достижения целей и характеризующиеся разделением труда и неформальные (добровольные) организации. Организации также делят на 1) административные (предприятия, учреждения), 2) общественные (профессиональные союзы, молодежные, женские организации, творческие союзы), 3) ассоциативные (семья, неформальные группы, клубы по интересам). По функциям выделяют организации: а) предназначенные для удовлетворения потребностей и б) направленные на интеграцию, осуществление функции социального контроля.

Типология.

§ формальные организации - в основе лежит разделение труда. Построена на основании формализации соц. связей, статусов и норм.

§ неформальные (неофициальные) – спонтанно сложившаяся система, являющаяся продуктом более менее длительного межличностного и межгруппового общения.

Неформальная организация проявляется в 2-ух видах:

Как организация неформальная;

Как организация соц. психологическая, выступающая в виде межличностных связей, основанная на взаимном интересе и неопосредованных функциональных потребностях.

Также делят на:

· административные

· общественные

· ассоциативные

Самой массовой общественной организацией являются профсоюзы