Трубопроводный транспорт промышленных газов. Американский газ в Европе: надо ли "Газпрому" беспокоиться

Рост цен на сжиженный газ в Азии, спровоцированный растущим спросом, привел к падению поставок в Европу сжиженного природного газа: в январе—июле его поставлено меньше на 12,8% (на 26,5 млрд кубометров). Слабая конкуренция на рынке ЕС и высокий спрос позволяют «Газпрому» рассчитывать на установление нового экспортного рекорда в 205 млрд кубометров по итогам 2018 года.

Поставки сжиженного газа в ЕС за семь месяцев этого года упали по сравнению с предыдущим годом на 12,8%, примерно до 26,5 млрд кубометров, подсчитал “Ъ” на основе данных операторов европейских приемных терминалов СПГ. Падение произошло несмотря на то, что

По подсчётам российского издания «Коммерсантъ», закачка газа в европейские газовые хранилища, которые были опустошены в ходе прошлой зимы и холодного марта, по-прежнему отстает от уровня 2017 года. При этом резко выросли цены на сниженный газ: в июне индекс Platts JKM (цена спотовых партий СПГ с поставкой в Японию) достигал январского уровня $11,45 за MBTU ($410 за тысячу кубометров), хотя прошлым летом цены держались в районе $7 за MBTU.

Причиной роста цен называются одновременные незапланированные ремонты СПГ-заводов в Катаре, Нигерии, Малайзии, США, Индонезии, России («Ямал СПГ») и Австралии, что по оценке аналитика Platts по рынку СПГ в Азии Джеффри Мура привело к снижению поставок на рынок в июне на 70 млн кубометров в сутки по сравнению со средним уровнем первого квартала. Мур считает, что в июле поставки начали восстанавливаться и к концу года на рынок должны выйти новые СПГ-проекты, однако и спрос продолжает расти. Так, Китай в I полугодии увеличил импорт СПГ на 50% - до 23,8 млн тонн, а общее потребление газа в стране выросло на 16,8%.

Из десяти стран ЕС, обладающих приемными терминалами СПГ, закупки увеличили только две — активно диверсифицирующая поставки Польша (на 57%, до 1,7 млрд кубометров), а также Бельгия (на 50%, до 1,1 млрд кубометров). По словам собеседников “Ъ”, рост бельгийских закупок связан с началом перегрузки СПГ с «Ямала СПГ».

При этом крупнейший потребитель СПГ в Европе - Испания снизила закупки на 15,6%, до 7,7 млрд кубометров, предпочитая трубопроводный газ из Алжира. Великобритания сократила закупки СПГ на 45%, до 2,2 млрд кубометров, наращивая импорт трубопроводного газа из Норвегии. В целом потребители Северо-Западной Европы, не считая Бельгии, сократили закупки СПГ, несмотря на снижение добычи газа на голландском месторождении Гронинген и предпочитали трубопроводный газ, в том числе российский.

Поставки «Газпрома» в Австрию за полгода выросли на 52%, а итальянские компании покупают газ на хабе в австрийском Баумгартене. Помимо падения поставок СПГ поставки газа из Норвегии также снизились из-за технических проблем на ряде месторождений: в июне норвежский экспорт газа упал до 7,8 млрд кубометров - минимума с сентября 2016 года.

Благодаря этому «Газпром», несмотря на полную остановку газопроводов «Ямал—Европа» и «Северный поток» на две недели в июле на профилактику, по расчетам “Ъ”, смог сохранить темпы роста экспорта в Европу и Турцию. По предварительным оценкам российской газеты, на конец июля экспорт мог составить около 117 млрд кубометров, а при сохранении текущих темпов к концу года вырастет на 5,6%, до порядка 205 млрд кубометров.

Имеют более чем полувековую историю. Началось строительство с освоения нефтяных месторождений Баку и Грозного. Сегодняшняя карта газопроводов России насчитывает почти 50 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым прокачивается большая часть российской нефти.

История газопроводов России

Трубопроводный в России начали активно развивать еще в 1950 году, что было связано с разработкой новых месторождений и возведением в Баку. Уже к 2008 году количество транспортируемой нефти и нефтепродуктов достигало 488 млн. тонн. По сравнению с 2000 годом показатели увеличились на 53%.

Ежегодно газопроводы России (схема актуализируется и отражает все магистрали) растет. Если в 2000 году длина трубы газопровода составляла 61 тыс. км, в 2008 уже равнялась 63 тыс. км. К 2012 году значительно расширились магистральные газопроводы России. Карта отображала около 250 тыс. км трубопровода. Из них 175 тыс. км составляла длина газопровода, 55 тыс. км - длина нефтепровода, 20 тыс. км - длина нефтепродуктопровода.

Газопроводный транспорт России

Газопровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки метана и природного газа. Подача газа осуществляется с помощью избыточного давления.

Сегодня трудно поверить в то, что РФ (на сегодня крупнейший экспортер «голубого топлива») изначально зависела от сырья, купленного за границей. В 1835 году в Санкт-Петербурге был открыт первый завод по добыче «голубого топлива» с системой распределения от месторождения до потребителя. На этом заводе добывался газ из заграничного каменного угля. Спустя 30 лет такой же завод построили в Москве.

Из-за дороговизны строительства газовых труб и импортного сырья первые газопроводы России были небольших размеров. Трубопроводы производили больших диаметров (1220 и 1420 мм) и с большой протяжностью. С освоением технологий месторождения природного газа и его добычей размеры «голубых рек» в России стали стремительно увеличиваться.

Крупнейшие газопроводы России

«Газпром» - крупнейший оператор «газовой артерии» в России. Основными видами деятельности корпорации являются:

  • геологические разведки, добыча, перевозка, хранение, переработка;
  • производство и продажа тепла и электроэнергии.

На данный момент существуют такие действующие газопроводы:

  1. «Голубой поток».
  2. «Прогресс».
  3. «Союз».
  4. «Северный поток».
  5. «Ямал-Европа».
  6. «Уренгой-Помары-Ужгород».
  7. «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».

Так как в развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей сферы заинтересованы многие инвесторы, инженеры активно разрабатывают и строят все новые крупнейшие газопроводы России.

Нефтепроводы РФ

Нефтепровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида трубопроводов: магистральные и промысловые.

Самые крупные магистрали нефтепровода:

  1. «Дружба» - одна из крупных трасс Российской империи. Сегодняшний объем производства равен 66,5 млн. тонн в год. Магистраль проходит от Самары через Брянск. В городе Мозырь «Дружба» делится на два участка:
  • южная магистраль - проходит через Украину, Хорватию, Венгрию, Словакию, Чехию;
  • северная магистраль - через Германию, Латвию, Польшу, Белоруссию и Литву.
  1. Балтийская трубопроводная система - это система нефтепроводов, которая соединяет место добычи нефти с морским портом. Мощность такой магистрали составляет 74 млн. тонн нефти в год.
  2. Балтийская трубопроводная система-2 - это система, которая связывает нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтике. Мощность составляет 30 млн. тонн в год.
  3. Восточный нефтепровод соединяет место добычи Восточной и Западной Сибири с рынками США и Азии. Мощность такого нефтепровода достигает 58 млн. тонн в год.
  4. Каспийский трубопроводный консорциум - это важный международный проект с участием крупнейших нефтедобывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации труб длиной 1,5 тыс. км. Рабочая мощность составляет 28,2 млн. тонн в год.

Газопроводы из России в Европу

Россия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки "голубого топлива" в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России.

Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:

  1. «Северный поток» - это газопровод, который соединяет Россию и Германию по дну Балтийского моря. Трубопровод обходит транзитные государства: Белоруссию, Польшу и «Северный поток» был введен в эксплуатацию относительно недавно - в 2011 году.
  2. «Ямал-Европа» - длина газопровода составляет более двух тысяч километров, трубы проходят по территории России, Белоруссии, Германии и Польши.
  3. «Голубой поток» - газопровод соединяет Российскую Федерацию и Турцию по дну Черного моря. Длина его равняется 1213 км. Проектная мощность составляет 16 млрд. кубометров в год.
  4. «Южный поток» - трубопровод поделен на морские и сухопутные участки. Морской участок проходит по дну Черного моря и соединяет Российскую Федерацию, Турцию, Болгарию. Длина участка составляет 930 км. Сухопутный участок проходит по территории Сербии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словении.

«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов.

Газопроводы России: схемы импорта

Страны ближнего зарубежья, которым Россия поставляет газ, включают в себя:

  1. Украину (объем продаж составляет14,5 млрд куб. м.).
  2. Беларусь (19,6).
  3. Казахстан (5,1).
  4. Молдову (2,8).
  5. Литву (2,5).
  6. Армению (1,8).
  7. Латвию (1).
  8. Эстонию (0,4).
  9. Грузию (0,3).
  10. Южную Осетию (0,02).

Среди стран дальнего зарубежья российским газом пользуются:

  1. Германия (объем поставок составляет 40,3 млрд куб. м.).
  2. Турция (27,3).
  3. Италия (21,7).
  4. Польша (9,1).
  5. Великобритания (15,5).
  6. Чехия (0,8) и другие.

Поставка газа в Украину

В декабре 2013 года «Газпром» и «Нафтогаз» подписали дополнение к контракту. В документе была указана новая «скидочная» цена, на треть меньше прописанной в контракте. Договор вступил в силу 1 января 2014 года, и должен продлеваться каждые три месяца. Из-за долгов за газ «Газпром» отменил скидку в апреле 2014 года, и уже с 1 апреля цена выросла, составив 500 долларов за тыс. кубометров (стоимость со скидкой составляла 268,5 долларов за тыс. кубов).

Планируемые к возведению газопроводы в России

Карта газопроводов России на стадии разработки включает в себя пять участков. Не реализован проект «Южного потока» между Анапой и Болгарией, строится «Алтай» - это газопровод между Сибирью и Западным Китаем. Прикаспийский газопровод, который будет поставлять природный газ с Каспийского моря, в перспективе должен проходить через территорию РФ, Туркменистан и Казахстан. Для поставок из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона строится еще одна трасса - «Якутия-Хабаровск-Владивосток».

Газовая промышленность - ведущая отрасль топливно-энергетической промышленности России, она обеспечивает 50% потребностей страны в топливе, выполняет важнейшие стабилизирующие и интегрирующие функции в экономике России, поддерживая экономическую безопасность и российские позиции на приоритетных рынках Европы, служит одним из главных источников валютных поступлений в Россию. В настоящее время, в основном, сложилась Единая система газоснабжения страны (ЕГС), включающая около 300 крупных разрабатываемых месторождений, разветвленную сеть газопроводов, компрессорных станций, подземных газохранилищ и других сооружений. Монопольное положение в добыче и транспортировке газа на внутренний рынок России и особенно на экспорт занимает РАО «Газпром».

Россия обладает огромными запасами природного газа, удельный вес которых в мировом балансе составляет 32%. В настоящее время из всех промышленных запасов газа России более 90% находится на суше, в том числе в европейской части страны - 11%; в Западно-Сибирском регионе - 84%; в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке - 5%. Обращает на себя внимание сверхвысокая территориальная концентрация не только запасов, но и добычи естественного газа. Самый большой объем - 92% в 1998 г. был извлечен из недр в Западной Сибири, в основном, из уникальных месторождений Надым-Пур-Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа: Уренгойского, Ямбургского, Медвежьего.

Основные центры переработки естественного газа расположены на Урале (Оренбург, Альметьевск), в Северном районе (Сосногорск), в Поволжье (Саратов, Астрахань), на Северном Кавказе (Краснодар), в Западной Сибири (Нижневартовск). Газопереработка тяготеет к источникам сырья и газопроводам. Специфика газовой промышленности заключается в ее ориентации на потребителей. Поэтому добыча, транспортировка и потребление газа представляют собой тесно связанные звенья единого процесса, особая роль в котором принадлежит магистральным газопроводам.

В ЕГС России функционируют региональные системы газоснабжения: Центральная, Поволжская, Уральская - и многониточная: Сибирь - Центр. Расширение сети магистральных газопроводов происходило, в основном, на базе эксплуатации западно-сибирских месторождений. В настоящее время от Надым-Пур-Тазовского региона проложены и действуют 20 магистральных газопроводов суммарной производительностью около 580 млрд м 3 в год. Крупнейшие из них: 1) «Сияние Севера»: Уренгой - Надым - Ухта - Ярославль - Вологда - Тверь - Минск - Нововолынск; 2) Медвежье-Надым - Пермь - Казань - Нижний Новгород- Москва; 3) Уренгой-Москва; 4) Уренгой-Сургут-Челябинск- Донбасс; 5) Уренгой - Грязовец - Торжок - Минск - Ужгород; 6) Уренгой - Помары - Ужгород; 7) «Прогресс»: Ямбург - Ужгород; 8) Соленинское - Мессояха - Норильск; 9) Уренгой - Елец - Курск; 10) Игрим - Серов (табл. 40). Общая протяженность газопроводов в России превышает 150 тыс. км.

Таблица 40

Основные газопроводы России и СНГ

Название, направление

Районы прохождения

регионы РФ, страны ближнего зарубежья

основные пункты

Оренбургская обл.

Волгоградская обл.

Оренбург

Шебелинск - Ужгород

«Северное Сияние»

Ямало-Ненецкий АО

Ханты-Мансийский АО

Республика Коми

Вологодская обл.

Ярославская обл.

Московская обл., Москва

Уренгой, Медвежье

Вуктыл, Ухта

Ярославль

Северный Кавказ - Центр

Ставропольский край

Ростовская обл.

Воронежская обл.

Липецкая обл.

Тульская обл.

Московская обл., Москва

Ставрополь

Ростов-на-Дону

Средняя Азия - Центр - Урал

Узбекистан

Туркменистан

Оренбургская обл.

Челябинская обл.

Московская обл., Москва

Оренбург, Орск

Челябинск

Западная Сибирь - Центр

Ямало-Ненецкий АО

Уренгой, Медвежье

Ханты-Мансийский АО

Тюменская обл.

Челябинская обл.

Челябинск

Башкортостан

Татарстан

Нижегородская обл.

Нижний Новгород

Владимирская обл.

Владимир

Московская обл., Москва

Центр - Северо-Запад

Московская обл., Москва

Тверская обл.

Новгородская обл.

Новгород

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Западная Сибирь - :

Ямало-Ненецкий АО

Уренгой, Медвежье

Западная Европа

Свердловская обл.

Пермская обл.

Удмуртия

Липецкая обл.

Курская обл.

Западная Сибирь -

Ямало-Ненецкий АО

Уренгой, Медвежье

Ханты-Мансийский АО

Томская обл.

Новосибирская обл.

Новосибирск

Кемеровская обл.

Новокузнецк

Мессояха - Норильск

Красноярский край

Мессояха, Норильск

Вилюйск - Якутск

Вилюйск, Якутск

«Голубой поток»

Поволжье

Самара, Джубга, Самсун

Северный Кавказ

Рост добычи природного газа в Западной Сибири способствует увеличению его экспорта в страны Балтии, Восточной и Западной Европы. Экспорт в страны СНГ снижается. Функционируют газопроводы, по которым газ поступает в большинство европейских стран. В настоящее время формируется объединение газопроводов, следующих из России и стран Северной Европы в единую общеевропейскую систему газоснабжения.

Ближайшие перспективы развития газовой промышленности России связываются с возможностями вовлечения в эксплуатацию месторождений полуострова Ямал в Ямало-Ненецком АО, где уже разведано свыше 27 месторождений с суммарными запасами более 10 трлн м 3 . Добычу на Ямале планировали начать не раньше 2000 г. и к 2015 г. выйти на уровень 250 млрд м 3 . Газ с Ямала намечается передавать в Западную Европу по многониточному газопроводу, привлекательному для иностранных инвестиций. На обозримую перспективу Западная Сибирь останется основным газодобывающим центром России.

Перспективные прогнозируемые запасы природного газа на шельфе Баренцева моря (между Кольским полуостровом и архипелагом Новая Земля) достигают 30-35 трлн м 3 . РАО «Газпром» и АО «Росшельф» разработали долгосрочную программу освоения арктического морского шельфа к 2010 г., когда Западная Европа, согласно предварительным оценкам экспертов, будет заинтересована в получении газа с баренцевоморских месторождений (весьма приближенных к потенциальным потребителям газа). Наиболее короткие планируемые маршруты получения арктического газа должны пройти через Финляндию и Швецию. Крупнейшие месторождения арктического шельфа: Штокмановское (в 200 км севернее г. Мурманска), Ленинградское и Русановское в Карском море.

Шельф Охотского и Японского морей вблизи о. Сахалин обладает запасами природного газа объемом свыше 1 трлн м 3 , который уже в ближайшем будущем может быть направлен потребителям в России, Японии, а также в Китае. Рассматривается предложение РАО ЕЭС по сооружению на базе газового топлива крупных тепловых электростанций на Сахалине, с масштабными поставками электроэнергии в Японию. В ближайшей перспективе намечается начать освоение крупного Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской обл. (Восточная Сибирь), из которого газ будет поступать в Китай - до 20 млрд м 3 /г., а также в Южную Корею и Японию. «Газпром» уже намечает подключить к этому газопроводу «трубу», протянутую из Западной Сибири. Таким образом, просматриваются будущие контуры гигантской Евразийской системы газоснабжения с центром в Западной и Восточной Сибири.

Россия является одним из важнейших участников европейского рынка газа. Можно утверждать, что в перспективе Россия будет играть не меньшую роль и на азиатских газовых рынках.

В настоящее время 67% добываемого в России природного газа поступает на внутренний рынок, 22% экспортируется на рынки стран Балтии, Восточной и Западной Европы, 11% - на рынки стран СНГ. Внутренний рынок очень емкий, и по мере стабилизации и роста экономики он будет интенсивно развиваться. Ожидается, что доходы от реализации газа на внутреннем рынке будут даже более высокими, чем от реализации на рынках зарубежных стран (проявит себя транспортный фактор: относительная близость сырья и потребителей). Выполненные прогнозы дают основание полагать, что потребление газа в России возрастет к 2010 г. на 35-40% по сравнению с уровнем 1998 г.

В ближайшие 15-20 лет для России наиболее важными и прогнозируемыми из экспортных рынков останутся рынки стран Европы и СНГ.

Ситуация на газовых рынках стран СНГ и Балтии складывается по-разному. Для Украины, Беларуси и Молдовы, а также для стран Балтии российский газ - практически основной источник газоснабжения. В закавказские страны СНГ он подается за счет перераспределения туркменского газа. Казахстан также планирует проложить через Россию в Европу транзитный газопровод, берущий начало от Карачаганакского месторождения на западе республики.

Украина и Белоруссия - наиболее крупные импортеры российского газа на рынках СНГ, объем получения газа которыми в 1997 г. составил соответственно около 50 и 15 млрд м 3 . Уровень поставок газа в эти страны, а также в страны Балтии и Молдовы будет возрастать по мере их выхода из экономического кризиса.

Газовый рынок Европы (вне СНГ и стран Балтии) складывается уже более 30 лет при активном участии России, поставляющей природный газ в большинство западноевропейских стран. В последние годы, несмотря на предпринимаемые меры по снижению энергоемкости, потребность этих стран в газе стала увеличиваться и может к 2010 г. возрасти еще на 30-50 млрд м 3 .

В число важнейших проблем газовой промышленности помимо поиска новых рынков входят: 1) проблема разукрупнения отрасли; 2) кризис неплатежей; 3) проблема модернизации и реконструкции основных фондов.

Реформирование «Газпрома» рассматривается как актуальная проблема создания конкурентного рынка газовой промышленности в условиях высочайшей концентрации газодобычи на севере Западной Сибири. В случае разукрупнения «Газпром» сохранит контроль за инфраструктурой - системой ЕГС, а газодобытчики будут подключаться к газовой трубе на конкурентной основе.

Как и для большинства предприятий России, острой проблемой газовой отрасли являются хронические неплатежи. В таких условиях газовая промышленность развивается, в основном, используя доходы от экспорта газа. В кризисной экономической ситуации газовая промышленность выполняет роль донора. Каждый шестой доллар, поступающий в бюджет, получен от экспорта газа.

Серьезные проблемы газовой отрасли заключаются в старении основных фондов. Средний возраст газопроводов в России - 16 лет, 30% их эксплуатируется более 20 лет, а 40 тыс. км выработали свой расчетный ресурс (33 года). 7,5% газопроводов служат уже более 40 лет, представляя большую экологическую опасность. Именно поэтому вопросы реконструкции ЕГС являются приоритетными. Суть их - в повышении технической безопасности и надежности транспорта газа.

Торфяная промышленность

Торфяная промышленность обеспечивает освоение торфяных месторождений, добычу и переработку торфа. Торф образуется в процессе неполного распада болотных растений при переувлажнении и без доступа воздуха. Торф используют как местное топливо, как компонент органических удобрений, как подстилку для скота, тепличных грунтов, как надежное антисептическое средство для хранения фруктов и овощей, для изготовления тепло- и звукоизоляционных плит, как фильтрующий материал, как сырье для производства физиологически активных веществ.

В России добыча торфа для топливных целей началась в 1789 г. в Санкт-Петербурге.

В 1912-1914 гг. под Москвой (в 89 км от современной Москвы) инженер Р.Э. Классов построил первую в России и в мире электростанцию, использующую торф (так появился поселок при станции, затем - рабочий поселок, в 1946 г. - г. Электрогорск). Наиболее активно торф использовался как топливо в довоенный период в XX в. Основные запасы и районы добычи торфа находятся в Западной и Восточной Сибири, на европейском Севере, Северо-Западе, в Центре, на Урале. В современных условиях высоких транспортных тарифов на доставку топлива и развитие новых технологий переработки торфа, в частности брикетирования, интерес к нему увеличивается в Центральном районе и в степных регионах Западной Сибири.

Сланцевая промышленность

Сланцы используются как местное топливо и как сырье для производства жидкого топлива, химических продуктов и газа (газификация сланцев), для производства строительных материалов.

Месторождения сланцев имеются в разных частях России. Их начали разрабатывать во время первой мировой войны. Добыча сланцев в России осуществляется, главным образом, закрытым (шахтным) способом, так как они чаще всего залегают на глубине 100-200 м. Сланцы являются высокозольным топливом, что обостряет проблему утилизации зольных и шахтных отвалов, делает перевозку сланцев нерентабельной. Сланцевая промышленность развивается только в пределах сланцевых бассейнов: основной район их добычи расположен на западе Ленинградской области. В условиях рыночной экономики сланцевая промышленность остается значимой только в районах, не обеспеченных другими видами топлива. Сланцы, добываемые в Ленинградской области, экспортируются в Эстонию, где служат топливом для Прибалтийской ГРЭС, в свою очередь осуществляющей поставки электроэнергии Северо-Западному району России.

В топливной промышленности России в ближайшие 10-15 лет предусматривается: 1) повышение эффективности использования природного газа и увеличение его доли во внутреннем потреблении и в экспорте; 2) увеличение глубокой переработки и комплексного использования углеводородного сырья; 3) повышение качества углепродуктов, стабилизация и наращивание объемов угледобычи (в основном, открытым способом) по мере освоения экологически приемлемых технологий его использования; 4) преодоление спада и постепенный рост добычи нефти.

Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1950-х годов.

В 2008 году трубопроводным транспортом было перевезено 488 млн тонн нефти и нефтепродуктов, данный показатель увеличился в сравнении с 2000 годом на 53 % .

Грузооборот трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов в 2008 году составил 1,1 трлн тонно-километров, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 49 % .

Длина магистральных газо- и нефтепродуктопроводов на 2008 год составляла 63 тыс. км, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 2 тыс. км . По состоянию на конец 2012 года протяжённость магистральных трубопроводов (по данным Росстата) составила  250 тыс. км, в том числе газопроводов 175 тыс. км, нефтепроводов 55 тыс км и нефтепродуктопроводов 20 тыс км.

Нефтепроводы

Российская государственная компания Транснефть и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, длина которой составляет 48,7 тыс. км (на июнь 2006) и по которой прокачивается более 90 % российской нефти .

Действующие

  • Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год) - крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
  • Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва ;
  • Нижний Новгород - Ярославль - Кириши ;
  • Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон ;
  • Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск ;
  • Нижневартовск - Курган - Куйбышев ;
  • Туймазы - Омск - Новосибирск ;
  • Калтасы - Языково - Салават ;
  • Шкапово - Салават ;
  • Александровское - Анжеро-Судженск ;
  • Красноярск - Ангарск ;
  • Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу ;
  • Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год);
  • Балтийская трубопроводная система-II (рабочая мощность 30 млн тонн в год);
  • Восточный нефтепровод (рабочая мощность 58 млн тонн в год);
  • Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн тонн в год);
  • Куюмба - Тайшет

Строящиеся и проектируемые

Нефтепровод Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре

Строительство нефтепровода-отвода от трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) до Комсомольского-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода началось в феврале 2016 года. Запланировано строительство 293 км линейной части, головной НПС с резервуарным парком 80 тыс. кубометров, двух промежуточных станций и объектов внешнего электроснабжения. Ввод в эксплуатацию намечен на 2018 год .

Расширение Каспийского трубопровода (КТК-2)

15 декабря 2010 года принято окончательное решение об инвестировании по проекту расширения мощности трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-2) до 67 млн тонн нефти в год .

Мурманский нефтепровод

В ноябре 2002 года российские нефтяные компании Лукойл , ЮКОС , ТНК и Сибнефть - подписали меморандум о намерении строительства экспортного нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск. Однако из-за отрицательного отношения Правительства Российской Федерации к появлению частных трубопроводов реализация проекта заморожена по настоящее время .

С 2003 года в проекте участвует компания Транснефть , которая рассматривает в качестве альтернативы нефтепровод по маршруту Харьяга -Индига мощностью 50 млн тонн нефти в год .

Газопроводы

Крупнейшим оператором российских газопроводов является государственная компания «Газпром ».

Крупные газопроводы:

Действующие

Саратов - Москва

Газопровод от месторождений природного газа в непосредственной близости от Саратова , в долине реки Елшанка, до Москвы . Проложен по территориям Саратовской , Пензенской , Тамбовской , Рязанской и Московской областей .

Первый магистральный газопровод России. В 1944 году - принято постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве газопровода «Саратов-Москва», создании Управления строительства и Дирекции строящегося газопровода. Строительство газопровода было начато в годы Великой Отечественной войны , в строй вступил в 1946 году .

Протяжённость газопровода 843 км , диаметр трубы - 325 мм .

Уренгой - Помары - Ужгород

Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Европе.

Общая длина - 4 451 км, мощность - 32 млрд кубометров газа в год. Диаметр каждой из трёх ниток - 1420 мм.

Ямал - Европа

Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Европе. Проходит через территорию Белоруссии и Польши.

Пропускная способность - около 30 млрд кубометров газа в год.

Голубой поток

Газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Чёрного моря.

Трубопровод был построен в рамках российско-турецкого соглашения от , по которому Россия должна поставить в Турцию 364,5 млрд кубометров газа в 2000-2025 гг. Затраты на строительство составили $3,2 млрд. Строительство осуществлялось российско-итальянской компанией «Блю стрим пайплаин компани Б. В.», которой в равных долях владели «Газпром » и итальянская Eni .

Общая протяжённость газопровода - 1213 км, из них:

  • сухопутный участок на российской стороне от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Черного моря длиной 373 км;
  • морской участок от Архипо-Осиповки до терминала «Дурусу», расположенного в 60 км от города Самсун (Турция) длиной 396 км;
  • сухопутный участок на турецкой стороне от города Самсун до города Анкара длиной 444 км.

Диаметр трубы газопровода: равнинная часть сухопутного участка - 1400 мм, горная часть сухопутного участка - 1200 мм, морской участок - 610 мм. Операторы газопровода - «Газпром экспорт » и турецкая Botas.

Коммерческие поставки российского природного газа по газопроводу в Турцию начались в феврале 2003 года . В по «Голубому потоку» в Турцию поставлено 2 млрд м³ газа, - 3,2 млрд м³, - 5 млрд м³, - 7,5 млрд м³, - 9,5 млрд м³, - 10,1 млрд м³. Планируется, что в 2010 газопровод выйдет на полную мощность (16 млрд кубометров газа в год).

Существуют планы строительства продолжения газопровода в Израиль , Италию , а также расширения мощности «трубы» в 2 раза - до 32 млрд м³ в год.

Дзуарикау - Цхинвал

Экспортный газопровод из России в Южную Осетию . Начинается в селе Дзуарикау (Северная Осетия) далее проходит через Кавказский хребет, затем через город Квайса, и до города Цхинвала. Является самым высокогорным в мире.

Планируются ответвления от основной магистрали во все районы Южной Осетии .

Джубга - Лазаревское - Сочи

Строительство газопровода было проведено в период с сентября 2009 года по июнь 2011 года.

Сахалин - Хабаровск - Владивосток

Строительство газопровода было начато 31 июля 2009 года в Хабаровске. Первый пусковой комплекс торжественно введён в эксплуатацию 8 сентября 2011 года. Церемония прошла во Владивостоке , на острове Русский .

Северный поток

Бованенково - Ухта

Решение о строительстве газопровода было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года. Первая очередь газопровода введена в эксплуатацию 23 октября 2012 года . Вторая очередь введена в эксплуатацию 17 января 2017 года .

Протяженность газопровода – 1260 км, суммарная проектная производительность двух очередей газопровода - 115 млрд м³ газа в год.

Строящиеся

Якутия-Хабаровск-Владивосток

Турецкий поток

Отменённые

Южный поток

Проектируемые

Алтай

Прикаспийский газопровод

Южный коридор

Аммиакопровод

Этиленопровод

Углепровод

Продуктопроводы для перекачки готового топлива

Крупные продуктопроводы:

Показатели деятельности

1913 1928 1940 1950 1960 1980 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016
Эксплуатационная длина тыс. км СССР - 1,6 4,1 5,4 17,3 69,7 86 - - - - - -
Россия 1,1 0,7 1,7 3,6 15 54 68 64 63 65 65 74 71
Объём перекачки млн. т СССР - 1,1 7,9 15,3 130 627 611 - - - - - -
Россия 0,4 0,4 5 12 123 576 558 309 318 482 524 578 579
Грузооборот млрд. т*км СССР - 0,7 3,8 4,9 51,2 1220 1310 - - - - - -
Россия 0,3 0,1 1,5 3,4 49 1090 1240 668 745 1156 1123 1268 1308

Проблемы деятельности

Проблемами деятельности трубопроводов России являются сложность их строительства и обслуживания, а так же нелегальные врезки для хищения нефти. Нелегальная врезка опасна не только пропажей самой нефти,но и нефтяными загрязнениями а так же пожарами. В 90-х и 2000-х годах зафиксировано немало случаев подобных нелегальных врезок, многие из которых действовали по много лет.

Ссылки

Примечания

  1. Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. - М.: Лицей, 2001.
  2. Итоги деятельности ОАО «РЖД» в 2012-2016 гг. и планы развития до 2025 года. М.: 2017. С. 2-3
  3. Основные показатели транспорта // Росстат
  4. Росстат. 17.23. ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
  5. И менеджер, и бюрократ-виртуоз // Эксперт, 1 октября 2007
  6. Нефтепровод «Заполярье - Пурпе» построен!. Тюменские известия. Новости Тюмени
  7. Главная | Argus Media
  8. https://www.transneft.ru/about/projects/current/10649/
  9. Путин запустил магистральный нефтепровод «Куюмба-Тайшет» - МК
  10. Стартовала прокладка нефтепровода от ВСТО на Комсомольский НПЗ - Новости Хабаровска
  11. ОАО «АК «Транснефть»
  12. http://www.cpc.ru/portal/alias!press/lang!ru/tabID!3706/DesktopDefault.aspx Принято Окончательное решение об инвестировании по Проекту расширения

Трубопроводный транспорт широко используется в России для транспортировки углеводородного сырья на большие расстояния. Промышленные газы транспортируются по трубам в режиме производства газов on-site на промышленных предприятиях или внутри крупных промышленных кластеров. На промышленных предприятиях, в лабораториях и медицинских учреждениях транспортируются по трубам: азот, аргон, кислород, воздух, гелий, углекислота, ацетилен, водород, аммиак, закись азота и другие газы и газовые смеси. Общая протяженность трубопроводов в пределах одного предприятия может достигать десятков, а иногда и сотен километров. Источником промышленных газов на промышленных предприятиях могут быть как непосредственно установки для их производства, так и холодные газификаторы или баллоны. Комплексная система обеспечения газами промышленного объекта включает источник технических газов, трубопроводы и распределительные газовые щиты.

Основным конструкционным материалом трубопроводов являются нержавеющие стали, углеродистая сталь или медь. Применяются как традиционные трубы прямыми отрезками, так и в бухтах. В ряде случаев, помимотрубдлятранспортировки газов применяют гибкие полимерные или стальные трубопроводы. В металлорукавах газ контактирует с сильфоном из нержавеющей стали, а в РВД - с трубкой из фторопласта (PTFE) или полиамида (PA). Прочность таких трубопроводов обеспечивается одной или несколькими оплетками из нержавеющей стали. На складе компании «Мониторинг Вентиль и Фитинг» (MV&F) постоянно поддерживается большой ассортимент рукавов высокого давления, металлорукавов, бесшовных труб из нержавеющей стали прямыми отрезками и в бухтах. Основной материал бесшовных труб – нержавеющая сталь 316L. Трубы предлагаются в светло отожженном состоянии. Это означает, что отпуск труб производится в восстановительной защитной среде газообразного водорода. После такой термообработки как наружная, так и внутренняя поверхности труб остаются идеально чистыми и гладкими. Такого качества трубы хорошо сочетаются с инструментальными фитингами и могут применятьсядля чистых и коррозионно-активных газов.

В последнее время все более широкое применение получают стальные бесшовныетрубывбухтах. Самаяразвитая технология производства труб в бухтах применяется на предприятии Handy-Tube (США). Эти трубы отличаются более высоким, по сравнению с трубами в прямых отрезках, уровнем безопасности и надежности. Они могут быть подвергнуты испытаниям на герметичность и прочность, как на производстве, так непосредственно перед началоммонтажа. Трубымогутпрокладываться на опорных конструкциях, которые применяютсяобычнопримонтажеэлектрических кабелей. Компания Handy-Tube специализируется исключительно на производстве бесшовных нержавеющих труб в бухтах. Это обстоятельство позволяет производителю добиться впечатляющих результатов. Длина труб, в бухте может достигать до 2000 метров. Причем в бухте отсутствуют не только продольные швы, но и сварные стыки. То есть вся труба в каждой конкретной бухте изготовлена из единой заготовки и является реально бесшовной. Преимущества труб в бухтах очевидны: - возможность проведения полных комплексных испытаний домонтажа; - снижение общих расходов примонтаже благодаря отсутствию сварных швов или отказа от использования фитингов; - значительное сокращение времени и упрощениемонтажа; - исключение затрат, связанных с неразрушающими методами контроля сварных швов; - обеспечение необходимого уровня чистоты газов; - обеспечение безопасности при транспортировке агрессивных и опасных газов; - повышение надежности и герметичности трубопроводных системпри подземной и подводной прокладке; - упрощение высотногомонтажа; - легкость транспортировки и хранения труб.

С помощью труб в бухтах в России было реализовано несколько проектов, среди которых крупные заводы разделения воздуха, промышленная наполнительная станция по наполнению гелиевых баллонов, транспортировка аммиака, водорода и кислорода на ювелирных предприятиях, несколько крупных аналитических лабораторий. По всему миру трубы в бухтах Handy-Tube применяются во всех основных отраслях промышленности: - нефть и газ: подводная добыча и скважинная добыча; - геотермальные системы; - хроматография; - кораблестроение; - нефтехимическая промышленность. Рассмотрим далее подробнее перспективы применения трубопроводного транспорта газообразного гелия на большие расстояния. В настоящее время гелий производится только в Оренбурге и доставляется из одной географической точки на большие расстояния. Потребление гелия в России составляет 1.7 млн. нм3, причемзначительная доля от этого количества поставляется по России в баллонах

При ежегодном обороте газообразного гелия, например, 1.5 млн. нм3 оборот тары составляет порядка 15 тыс. тонн.


Тара перевозится в двух направлениях. При среднем плече перевозки 1500 км, грузооборот тары только при перевозке газообразного гелия составляет 45 млн. тонно-километров. Снижение транспортной нагрузки может быть достигнуто применением больших криогенных транспортных контейнеров с объемом перевозимого сжиженного гелия до 40 м3. В контейнерах для транспортировки сжиженного гелия можно перевозить на порядок большее количество целевого продукта, чем в сжатом виде, но стоимость такого оборудования настолько велика, что оно недоступно массовому потребителю. Кроме того, очень большая часть потребителей применяет именно газообразный гелий, причем часто марки «Б».

Для этих потребителей ожижение гелия с последующей газификацией представляется не вполне оправданным. В связи с этим можно рассмотреть комбинированный способ транспортировки: доставка сжатого гелия до крупных наполнительных станций и станций ожижения по магистральным трубопроводам с последующей заправкой на этих станциях баллонов и моноблоков, а при необходимости доочисткой до уровня марки «А», 6.0 или 7.0 и ожижении для локальных потребителейжидкого гелия.

Примем в качестве базового маршрута прокладки магистрального гелиевого трубопровода направление Оренбург-Москва. Между Москвой и Оренбургом расположены крупные промышленные центры Европейской части России. Для повышения надежности можно рассмотреть прокладку двух трубопроводов. Один маршрут через Самару, Тольятти, Димитровград, Ульяновск, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Дзержинск, Владимир, Электросталь и Балашиху. Другой - через Самару, Тольятти, Сызрань, Пензу, Рязань и Коломну. Наверняка в каждом из этих городов найдутся предприятия, которые проявят заинтересованность в подключении к магистральному гелиевому трубопроводу.

Выгода очевидна – подключайся и бери гелийвсогласованномколичестве, оплачивая по показаниям счетчика. Понятно, что такие региональные гелиевые центры появятся не сразу и не во всех городах одновременно, но развитие такой инфраструктуры будет серьезным побудительным мотивом для повышения технологического уровня региональной промышленности.

Выполним далее оценку реализуемости подобного проекта. Для расчета гидравлического сопротивления гелиевого трубопровода высокого давления Оренбург-Москва примем следующие исходные данные: - расстояние 1500 км; - давление на входе в трубопровод 400бар; - расход гелия при закачке в трубопровод в Оренбурге 0.5 млн. нм3/год; - потребление гелия в Москве 0.25 млн.нм3/год; - потребление гелия в крупных промышленных центрах России по пути предполагаемой прокладки трубопровода равномерно распределенное и составляет в сумме 0.25 млн. нм3/год; - трубопровод выполнен из бесшовной трубы, поставляемой в бухтах в светлоотожженном состоянии (чистая внутренняя поверхность с минимальной шероховатостью, минимальное количество сварных стыков).

Перепад давления для трубы с внутренним диаметром 20 мм составит около 1МПа, а для трубы с диаметром 12мм - 18МПа. Определимвесиоценимстоимость трубопровода диаметром 12 мм. Примем запас прочности 2.5. Рабочее давление трубы 15х1.5 при таком запасе прочности составляет 400 бар, а давление разрушения соответственно 1000 бар. Считаем, что, при необходимости, усиление трубопровода до четырех кратного запаса прочности может быть выполнено с помощью брони из углеродистой стали. Вес основного трубопровода из нержавеющей стали 760 т. Стоимость нержавеющей трубы в составе трубопровода составит примерно 300 млн. рублей. Можно ожидать, что дополнительные затраты будут сопоставимы с этим значением и общая стоимость строительства будет около 600 млн. рублей. Примем срок амортизации трубопровода – 50 лет, тогда удорожание гелия составит около 20-40 рублей за нм3, в зависимостиот точки отбора. Отгрузка сжатого газообразного гелия по трубопроводу приведет к дополнительной экономии в связи со снижением издержек при его производстве. Действительно, непрерывная круглосуточная подача гелия по трубопроводу исключит целый ряд технологических и организационных операций на Оренбургском гелиевом заводе (оформление въезда-выезда транспорта на охраняемую территорию, подключение отключение гибких металлорукавов, контроль качества тары и готового продукта, проверка безопасности тары, оформление документов и т.п.).

При транспортировке сжатого гелия автотранспортом затраты составят порядка 70 рублей на нм3. Доставка 20 тонн груза по маршруту Оренбург-Москва-Оренбург составит 100 тыс. рублей, а амортизация реципиентов на 2 тыс. нм3 за один рейс – 40 тыс. рублей.

Таким образом, реализация такого проекта технически возможна и экономически целесообразна. Важным обстоятельством является то, что гелий - инертный, не горючий газ. Это означает, что гелиевые трубопроводы можно прокладывать буквально везде: вдоль магистральных трубопроводов для транспортировки углеводородов, вдоль автомобильных дорог, в зоне отчужденияжелезных дорог, вместе с электрическими кабелями и линиями оптоволоконной связи, по руслам рек и т.п. Эта задача имеет общегосударственное значение и,конечно, не может быть финансирована отдельным предприятием. Поэтому она требует соответствующего государственного решения. Главной выгодой от такого решения на общегосударственном уровне будет даже не снижение прямых затрат на транспортировку и отгрузку, а улучшение экологии, снижение автотранспортной загруженности дорог и развитие промышленности в регионах.