Трудовых и денежных ресурсов. Контроль за наличием и эффективностью использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Финансам предприятий присущи те же функции, что и общегосударственным финансам: распределительная и контрольная. Обе они тесно

4. Контроль за наличием и эффективностью использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов

Менеджеры любого предприятия при выработке стратегии и политики управления руководствуются данными учета издержек, отражающего использование предприятием всех видов ресурсов в процессе деятельности. В связи с этим затраты являются одним из основных объектов управленческого учета. Особое внимание системы управленческого учета направлено на отражение динамики поведения затрат различных ресурсов в зависимости от таких факторов, как увеличение или уменьшение объемов сбыта, изменение ассортимента продукции и др. Кроме того, большое внимание уделяется учету затрат по центрам ответственности.

В целях осуществления контроля за использованием всех видов ресурсов предприятия производится оперативный анализ деятельности каждого центра ответственности, на основе которого выявляются "узкие" места в производстве и реализации. Полученная информация предоставляется линейным менеджерам для принятия своевременных управленческих решений.

5. Выявление, анализ отклонений от установленных норм, стандартов и смет и корректировка управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции

В управленческом учете большое внимание уделяется учету отклонений фактических показателей работы от плановых или нормативных. При этом используется метод факторного анализа, т.е. разделение всех возникших отклонений по причинам, вызвавшим их появление.

Планы предприятия не всегда являются строго заданным эталоном деятельности. При отклонении фактических результатов от намеченных они могут уточняться либо пересматриваться, если предварительный анализ показывает недостижимость каких-то показателей. Данный способ управления называется управлением по отклонениям. После уточнения показателей принимаются меры корректирующего действия по приведению фактических результатов в соответствие с запланированными. Таким образом обеспечивается динамичность и гибкость управленческого процесса.

6. Измерение и оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и в разрезе структурных подразделений, выявление степени рентабельности отдельных видов продукции, секторов и сегментов рынка

Методы калькулирования себестоимости продукции и определения финансового результата зависят от вида и отраслевой принадлежности предприятия, технологии производства и других факторов. Известно, что финансовый результат деятельности предприятия складывается из различных составляющих: доходов от производства и реализации продукции, сдачи имущества в аренду, продажи неиспользуемых хозяйственных средств, процентов по вкладам в ценные бумаги других предприятий и организаций и т.д. Так, в случае когда предприятие выпускает несколько видов продукции, положительный результат от производства и продажи одной продукции может затушевываться убытком от другой. Это же касается и деятельности подразделений предприятия.

7. Формирование информации, служащей средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и структурными подразделениями предприятия

С помощью информации, формируемой в управленческом учете, а также разработки бюджетов и смет для разных уровней управления производится четкая координация действий менеджеров по систематизации задач, стоящих перед предприятием, и достижению конечных целей предпринимательства. Таким образом обеспечивается действие принципа линейного управления.

8. Выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия

Управленческий учет предприятия ориентирован в первую очередь на будущее. Его целью является формирование информации, которая позволила бы принимать управленческие решения, обеспечивающие не только получение высоких результатов в отчетном периоде, но и стабильное развитие предприятия в будущем. Таким образом, необходима разработка мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия как с точки зрения более рационального использования ресурсов, так и в части расширения рынков сбыта, освоения новых производств и т.д.

Одним из важнейших теоретических вопросов управленческого учета является определение его принципов. Известно, что принцип - это правило, принятое или объявленное как некое руководство к действию. По вопросу о принципах управленческого учета в отечественной литературе имеются различные точки зрения.

Так, отдельные экономисты (В. Керимов, Т. Карпова) считают, что к принципам управленческого учета относятся:

Непрерывность деятельности организации;

Использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения;

Оценка результатов деятельности подразделений предприятия;

Преемственность и многократное использование первичной промежуточной информации в целях управления;

Формирование показателей отчетности на различных уровнях управления;

Применение бюджетного метода управления затратами, доходами и коммерческой деятельностью;

Полнота и аналитичность, обеспечивающие информацию об объектах управленческого учета.

Непрерывность деятельности предприятия, которая выражается отсутствием намерений самоликвидироваться и сократить масштабы производства, означает, что предприятие будет развиваться в будущем.

Использование единых планово-учетных единиц измерения необходимо для оперативно-производственного планирования на разных его уровнях, для обеспечения взаимосвязи показателей управленческого учета производства и финансового учета затрат, а также выявления результатов хозяйствования отдельных структурных подразделений.

Оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия - один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета. При всем различии организационных форм на предприятиях управленческий учет должен быть связан с оперативно-производственным и технико-экономическим планированием. В совокупности с системой планирования и контроля управленческий учет представляет собой механизм хозяйствования цеха, участка, бригады. Оценка результатов деятельности предусматривает определение тенденций, и перспективы каждого подразделения в формировании прибыли предприятия от производства до реализации продукта.

Хозяйственный механизм предприятия должен быть приспособлен к нуждам оперативного управления подразделениями и внутри них.

Соблюдение принципа преемственности и многократного использования в процессе сбора, обработки первичных данных упрощает систему учета и делает ее экономичной. Сущность принципа заключается в разовой фиксации факта хозяйственной деятельности в первичных документах или производственных расчетах и многократном их использовании при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов. В системе управленческого учета формируются показатели внутренней отчетности по данным первичного учета.

Рассмотрение приведенных принципов позволяет отметить, что целевое назначение и порядок формирования управленческой информации весьма неопределенны, хотя чрезмерно детализированы.

Другой подход к определению принципов управленческого учета сформулирован В. Ивашкевичем. По его мнению, "основным принципом управленческого учета является его ориентация на удовлетворение информационных потребностей управления, решение задач внутрифирменного менеджмента различного уровня прав и ответственности".



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели :

  1. Познакомить с экономическими понятиями: трудовые и финансовые ресурсы, бюджет, дефицит, профицит; формировать умение решать экономические задачи.
  2. Развивать коммуникативные умения, формировать умение обобщать, оперировать понятиями, выделять главное, необходимое.
  3. Воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности, к людям любой профессии; экономное отношение ко всем видам ресурсов, стремление к разумной экономии в семье и социуме.

Оборудование: словарь экономических терминов, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Cлайды 1, 2

– К нам в гости пришёл наш друг, Эконоша, и он тоже желает вам успехов. Слайд 3

II. Актуализация знаний.

– Но, к сожалению на прошлом занятии он с нами не был. Давайте напомним Эконоше, о чём мы на нём узнали? (О ресурсах.)

– Что такое ресурсы? (Ресурсы – это запасы, источники чего-нибудь.)

– О каких ресурсах мы говорили на прошлом занятии? (О природных и об экономических.)

– Посмотрите, правильно ли Эконоша распределил ресурсы на группы? Слайд 4

– Давайте ему поможем. Какие ошибки вы заметили?

– У вас на партах лежат карточки с видами ресурсов. Они перепутались. Попробуйте разложить их правильно.

– Проверим, как вы справились. Слайд 5

– Сделаем вывод. Закончите высказывания: Слайд 6

Экономические ресурсы – это ресурсы…

Природные ресурсы – это ресурсы…

Слайд 7

– Молодцы, ребята, Эконоша благодарит вас за помощь. И теперь ему интересно, а есть ли другие виды ресурсов, кроме природных и экономических? А вам интересно?

III. Введение в тему. Трудовые ресурсы.

– Тогда, сегодня на занятии вам предстоит узнать ещё о двух видах ресурсов. Слайд 8

Сейчас я вас всех приглашаю в гости к одной семье, где встретимся с бабушкой Марией Ивановной и её внуком. Давайте послушаем их диалог и из него узнаем ещё об одних ресурсах.

Сценка.

Внук: Бабуля! Мы выяснили, что экономические ресурсы создаются трудом людей. Ведь без человеческих рук из природных ресурсов, например из железной руды, даже обыкновенная лопата сама собой не сделается. Тогда получается, что и люди тоже какие-то ресурсы!
Бабушка: Молодец, внучёк! Очень правильно рассуждаешь. Запомни, все здоровые люди, обладающие знаниями, умениями и способностями к труду, называются трудовыми ресурсами.
Внук: Тогда получается, что и мы с тобой тоже трудовые ресурсы.

– О каком виде ресурсов вы узнали из рассуждений внука?

– Вы согласны с его предположением?

– Давайте послушаем ответ бабушки.

Бабушка: Нет, дружок, к трудовым ресурсам не относятся дети и подростки до 16 лет – им ещё надо получить образование и научиться хорошо трудиться. И я уже не отношусь к трудовым ресурсам, так как я пенсионерка. А пенсионерам работать трудно. Их обеспечивает государство.

– Кто же был прав?

– А кто же тогда в их семье может относиться к трудовым ресурсам? (Мама, папа.)

– Верно. Давайте прочитаем следующие высказывания. Слайд 9

  • Трудовые ресурсы – трудоспособное население: мужчины – до 60 лет, женщины – до 55лет.
  • Трудовые ресурсы – это люди, способные трудиться и обладающие знаниями, умениями, необходимыми для экономической деятельности.
  • Без трудовых ресурсов невозможно преобразовать природные ресурсы в экономические.
  • Без трудовых ресурсов невозможно существование экономики.

– Подумайте, меня можно отнести к трудовым ресурсам? Почему?

– А я могу выполнять любую работу? Лечить людей могу, строить дома, делать мебель?

– Почему не могу? (У вас нет специальных знаний.)

– Правильно. А что я могу делать хорошо во благо общества? (Учить детей.)

– Кто знает, как называется моя профессия? (Учитель.)

– Так что же такое профессия? Слайд 10

  • Профессия – это работа, требующая специальных знаний и подготовки.

– На земле существует огромное множество профессий. Давайте вспомним названия некоторых из них, а заодно и отдохнём. Поиграем в игру «Доскажи словечко и повторяй за мной». Слайд 11

IV. Физминутка.

Трактор водит … (тракторист).
Электричку … (машинист).
Стены выкрасил … (маляр).
Доску выстругал … (столяр).
В доме свет провёл … (монтёр).
В шахте трудится … (шахтёр).
В жаркой кузнице … (кузнец).
Кто всё знает, кто всё делал … (Молодец!).

Слайд 12

– Перечислить все профессии и специальности человека очень сложно. Ведь с каждым годом появляются всё новые и новые. Вопрос у меня к вам другой. Как вы думаете, для чего трудятся люди любой профессии? (Они трудятся для других людей.)

– Верно. Каждый день множество людей выполняют работу, в первую очередь, чтобы обеспечить потребности других людей.

V. Финансовые ресурсы.

– А для себя и своей семьи что человек получает за свой труд? (Деньги или финансы). Слайд 13

– Т.е. он обеспечивает себя и свою семью какими ресурсами? (Финансовыми.)

– Правильно. Человек обеспечивает себя финансовыми ресурсами. Слайд 14

А финансовые ресурсы для чего нужны человеку? (Чтобы купить, что ему нужно или хочется иметь.)

– А знаете, ребята, что первые деньги совсем не были похожи на те, к каким привыкли мы? Послушайте ваших одноклассников, которые об этом подготовились вам рассказать.

Слайд 15

1. В одних местах деньгами считался живой скот: овцы, коровы, быки. В других – птичьи перья, зерно, соль, сушёная рыба. В Сибири в ходу были «меховые деньги» – шкуры зверей.

Слайд 16

2. Люди перепробовали немало денег, пока не пришли к деньгам металлическим… Но и эти деньги мы бы с вами не узнали. Они были виде брусков, колец, прутиков, слитков. Изготавливали их из серебра, золота, меди, бронзы.

3. А как всё-таки слитки впоследствии превратились в монеты? Тут тоже прошло немало времени. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо обозначало количество чистого металла в слитке. Постепенно понадобилось сообщать на слитке место изготовления – город, государство. А далее появились изображения богов, князей, императоров, появились символы их власти – гербы. Слитки постепенно стали делать круглыми.

1. В таком виде мы бы, конечно, уже узнали древние деньги. Они, по существу, уже мало чем отличались от современных.

Слайд 17

2. А позднее появились и бумажные деньги. Впервые их пустили в обиход в Китае.

– Спасибо, ребята. Каждое государство теперь имеет свои деньги. Как называются денежные единицы в России? (Рубль, копейка.) Слайд 18

– В каждом государстве существует бюджет. Слайд 19

Давайте прочитаем, что такое бюджет.

  • Бюджет (пришло из англ.яз.) – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определённый срок.

– Верно. Из определения ещё следует, что бюджет рассчитывается на определённый срок.

Например, бюджет государства рассчитывается на 3 года, бюджет учреждения – на 1 год, семейный бюджет, как правило, на месяц.

Давайте вернёмся в гости к нашей семье и поможем ей рассчитать семейный бюджет на месяц.

Игра «Бюджет семьи».

– Сначала спросим у Марии Ивановны сколько человек в их семье?

– Из чего складываются доходы вашей семьи? Слайд 20

– Ребята посчитайте доход семьи.

ДОХОДЫ СЕМЬИ

  • Зарплата папы – 10 000 руб.
  • Зарплата мамы – 7 000 руб.
  • Пенсия бабушки – 5 000 руб.

Итого: (22 000 руб.)

– Чему же равны доходы этой семьи?

Слайд 21

– А теперь давайте посчитаем расходы этой семьи в ноябре.

– Прочитайте, из чего они складываются?

РАСХОДЫ (НОЯБРЬ)

  • Питание – 8 000 руб.
  • Одежда(на зиму) – 10 000 руб.
  • Лекарства – 500 руб.
  • Разное – 1 500 руб.

Итого: (23 000 руб.)

– Разное: это, например, покупка игрушек, хозяйственных товаров, некоторых других нужных предметов.

Посчитайте расходы семьи.

– Чему оказались равны расходы семьи в ноябре.

Слайд 22

– Для сравнения посчитаем расходы семьи в декабре.

Прочитайте, из чего они состоят?

РАСХОДЫ (ДЕКАБРЬ)

  • Коммунальные услуги – 3 000 руб.
  • Питание – 8 000 руб.
  • Одежда – 3 000 руб.
  • Лекарства – 500 руб.
  • Разное – 1 500 руб.

Итого: (16 000 руб.)

– Чему равны расходы семьи в декабре?

– Давайте сверим доходы и расходы семьи. Что скажете о соотношении доходов и расходов в ноябре? Слайд 23 (Расходы больше, чем доходы.)

– Верно. Доходы больше, чем расходы или доходы превышают расходы.

– В этом случае,можно сказать, что в этой семье в прошлом месяце возник бюджетный дефицит. Слайд 24

  • Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

– Что скажете о соотношении доходов и расходов в декабре? (Доходы больше, чем расходы.)

– В том случае, когда доходы больше, чем расходы, можно сказать, что в этом месяце получился бюджетный профицит. Слайд 25

  • Бюджетный профицит – это превышение доходов бюджета над его расходами.

– Иными словами, в этой семье получилась экономия денежных средств. Как же нужно вести хозяйство: чтобы возникал бюджетный дефицит или экономия? (Экономия.)

– Как вы считаете, легко ли вести хозяйство так, чтобы получалась экономия?

Слайд 26

– Верно, ребята, родителям не просто вести хозяйство, распределять доходы так, чтобы денег хватило до конца месяца. Давайте подумаем, на чём можно посоветовать экономить не только этой семье, но и нам? (На электроэнергии, воде, газе, игрушках, без которых можно обойтись…)

– Правильно. Нужно экономить все ресурсы (природные, экономические),нужно учиться целой науке, которая как называется? (Экономика).

– Эконоша напоминает вам о том, что такое экономика:

  • Экономика – это наука о разумном ведении хозяйства.

– Чтобы разумно вести хозяйство нужно уметь решать экономические задачи. Эконоше в его школе по экономике задали решить задачу. Он не может справиться и просит помочь ему.

Решение экономической задачи.

Слайд 27

Семья Скруджа Макдака состоит из 4 членов (он сам и три его племянника Билли, Вилли и Дилли). Они живут в городе. У них есть дача. До дачи можно добраться автобусом или на автомобиле. Слайд 28
Билет на автобус стоит 25 монет.
Автомобиль потребляет до дачи 10 литров бензина.
Литр бензина стоит 6 монет.
Скрудж Макдак отправился один на дачу. Посоветуй Скруджу, какой транспорт наиболее выгодный?

– Что значит «наиболее выгодный»? (Значит, что меньше денег надо заплатить.)

– Как нам выбрать для Скруджа Макдака, который очень любит экономить, наиболее выгодный транспорт? Что для этого надо сделать? (Посчитать, сколько затратит на автомобиле, на автобусе и сравнить результаты.)

– Сколько затратит на автобусе? (25 монет)

– Сравнив результаты, какой выбор делаем? (Скруджу выгоднее ехать на автобусе.)

Слайд 29

– А какой транспорт надо выбрать Скруджу, если он захочет взять с собой племянников?

– Сколько затратит на автомобиле? (60 монет)

– Сколько затратит на автобусе? (100 монет)

– Какой выбор делаем? На чём выгоднее ехать семье Скруджа? (Семье Скруджа выгоднее ехать на автомобиле.)

– Давайте сформулируем общее правило, сколько пассажиров должно участвовать в поездке, чтобы было выгодно ехать автобусом. (2 пассажира. Если больше, то выгоднее ехать на автомобиле.)

Слайд 30

Количество пассажиров Стоимость поездки на автобусе Стоимость поездки на автомобиле Вывод
1 25 60 ?
2 50 60 ?
3 75 60 ?
4 100 60 ?

– Спасибо, ребята, Эконоша благодарит вас за помощь в решении экономической задачи.

Слайд 31

Итак, ребята, если в семье экономно расходовали финансовые ресурсы, значит их теперь можно будет сберечь. Есть много способов хранения денег. А какие вы знаете? (Дома, в сейфе, в банке, в долг).

– А какой вы знаете самый надёжный способ? (Положить в банк.) Слайд 32

– Кто из вас был когда-нибудь в банке?

Слайд 33

  • Банк – это учреждение, где хранят, обменивают, дают в долг деньги.

– Кто знает профессии людей, которые работают в банке? (Кассир, бухгалтер, операционист, управляющий, охранник).

– Все эти люди к каким ресурсам относятся? (К трудовым ресурсам.)

– А деньги, которые лежат в банке? (К финансовым ресурсам.)

– Положить деньги в банк – это не только самый надёжный способ, но и выгодный. Почему? (Клиенту в банке платят проценты.)

– Верно. Это выгодно, деньги не просто лежат, а приносят клиенту банка доход.

VI. Итог занятия.

– Итак, давайте подведём итог нашего разговора.

Слайд 34

– О каких же видах ресурсов мы сегодня узнали?

– Какие экономические термины теперь нам знакомы?

– Попробуйте некоторые из них узнать:

– Работа, требующая специальных знаний и подготовки.

– Роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определённый срок.

– Трудоспособное население – мужчины до 60 лет, женщины – до 55 лет.

– Превышение расходов бюджета над его доходами.

– Превышение доходов бюджета над его расходами.

– Учреждение, где хранят, обменивают, дают в долг деньги.

– Что научились решать?

– Спасибо, ребята, за вашу замечательную работу. Мне было с вами интересно и приятно.

Эконоше тоже понравилось, как вы трудились и он решил вам заплатить за вашу работу своими денежными единицами «экошами».

На них вы сможете купить конфеты в его магазине.

Для осуществления процесса производства предприятию не-обходимы различные ресурсы. Средства производства (здания, оборудование, транспортные средства) создают условия для про-изводственного процесса. Рабочая сила требуется предприятию для выполнения различного вида работ в производстве и управлении предприятием. Материальной основой для производства продукции служат предметы труда, из которых непосредственно вырабатываются готовые изделия. Предметы труда в производстве приобретают форму материальных ресурсов: сырье, материалы, топливо, энергия и т. д. Чтобы в производстве не было сбоев, поступление материальных ресурсов должно осуществляться непрерывно и планомерно. Поэтому всеми работами по обеспечению предприятия материальными ресурсами необходимо управлять. В целом данная сфера деятельности предприятия получила название «материально-техническое обеспечение производства».
Процесс материально-технического обеспечения производства направлен на своевременную поставку на склады предприятия или сразу на рабочие места материально-технических ресурсов, которые требуются в соответствии с бизнес-планом.
Основные цели материально-технического обеспечения про-изводства:
1. Своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов в нужном количестве и соответ-ствующего качества.
2. Улучшение использования ресурсов, в том числе за счет по-вышения производительности труда; фондоотдачи; сокращения длительности производственных циклов; обеспечения ритмичности процессов; сокращения оборачиваемости оборотных средств; полного использования вторичных ресурсов; повышения эффективности инвестиций и др.
3. Анализ организационно-технического уровня производства и качества оказания автотранспортных услуг у конкурентов и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности (с учетом анализа поставляемых материальных ресурсов) либо смене поставщика конкретного вида ресурса.
Для достижения перечисленных целей на предприятии необ-ходимо постоянно выполнять следующие работы:
1) проводить маркетинговые исследования рынка по конкретным видам ресурсов. Выбор поставщиков рекомендуется осуществлять исходя из следующих требований: наличие у поставщика лицензии и достаточного опыта работы в данной области; высокий организационно-технический уровень производства; надежность и прибыльность работы; обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров; приемлемая (оптимальная) их цена; простота схемы поставок и их стабильность;
2) нормировать потребности в конкретных видах ресурсов;
3) разрабатывать организационно-технические мероприятия по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;
4) осуществлять поиск каналов и форм Материально-техни-ческого обеспечения производства;
5) разрабатывать материальные балансы;
6) вести планирование материально-технического обеспечения производства ресурсами;
7) организовывать доставку, хранение и подготовку ресурсов к производству;
8) обеспечивать ресурсами рабочие места;
9) осуществлять учет использования ресурсов и контроль над этим процессом;
10) организовывать сбор и переработку отходов производства;
11) проводить анализ эффективности расходования ресурсов;
12) стимулировать улучшение использования ресурсов.
На предприятии данные задачи могут выполняться различными подразделениями и службами. Поскольку качество работы ав-томобиля на линии во многом определяет качество предоставляемых услуг, его обслуживание должны проводить высококвалифи-цированные специалисты.

Еще по теме Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли. Отраслевой рынок труда. Материально-технические ресурсы отрасли:

  1. Информационные ресурсы отраслей материального производства
  2. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами

Американские НКО обладают весьма значительными ресурсами, а также отличаются высокой диверсификацией источников бюджетных поступлений. Рассмотрим их по порядку. К имущественным ресурсам относятся здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы, транспортные средства, финансовые активы (ценные бумаги, банковские депозиты, свободные денежные средства) и нематериальные активы (патенты, лицензии, права и др.).
Трудовые ресурсы объединяют штатных и нештатных сотрудников НКО, волонтеров, которые на платной и безвозмездной основе выполняют трудовые обязанности. Специфика функционирования НКО отражена в особенностях их трудовых ресурсов. Общественно значимые цели их деятельности и ограничения в распределении доходов предъявляют особые требования к занятому персоналу. В первую очередь это приверженность неприбыльным целям деятельности, оценка вознаграждения за труд далеко не только с материальной точки зрения. По мнению американских ученых У. Баумоля и У. Боуэна, труд в НКО отличается более высокой, чем в других отраслях, степенью морального удовлетворения. Ученые называют это «психологическим доходом» {psychic income).
Приоритет некоммерческих целей отражается и в более низкой оплате труда в НКО по сравнению с имеющейся на коммерческих предприятиях и в государственных учреждениях. Для государства сравнительно низкие издержки услуг, производимых НКО, имеют немалое значение. Низкие в среднем по США ставки заработной платы работников НКО по сравнению с имеющимися в государственных учреждениях (в НКО в среднем они равны 65% от ставок жалованья государственных служащих) позволяют государству и местным органам управления экономить на расходах при реализации того или другого общественного проекта.
Финансируя на контрактной основе деятельность НКО и освобождая от налогов благотворительные миссии, государство способствует тем самым увеличению объема средств, привлекаемых для оплаты общественно значимых направлений неприбыльной деятельности. Осознание такой выгоды подтверждается не только освобождением НКО от уплаты налогов на доходы и продажи, но и той готовностью, с которой органы власти США предоставляют
НКО льготные кредиты, субсидии на оплату ссудного процента, гарантии по займам в коммерческих банках, бесплатное время на государственном телевидении для рекламы услуг коллективного пользования, и охотным заключением с ними контрактов на выполнение государственных программ.
Значительный вклад в создание общественных благ вносят и волонтеры. В США они участвуют в работах по контрактам с правительствами штатов и местными органами власти, составляя не менее 20% населения. Волонтерство представляет собой систему трудовых отношений, построенную с использованием механизма нематериального стимулирования и преследующую благотворительные и иные общественно полезные цели.
Формы взаимодействия сотрудников органов государственного управления и волонтеров в США могут быть разные. В качестве чаще всего практикуемых типов деятельности можно выделить три: а) волонтерская работа граждан в системе органов государственного управления по собственному выбору за символическое вознаграждение; б) волонтерская работа государственных должностных лиц, но без компенсации; в) добровольная бесплатная работа в школьных округах, органах уголовного судопроизводства и структурах социального обеспечения.
Существует ряд методов нематериального стимулирования волонтеров: практическое, информационное и привилегированное. К первой группе методов стимулирования относится предоставление волонтерам возможности приобретения опыта работы в различных направлениях, а также дополнительных знаний, навыков и т.д. Вторая группа инструментов стимулирования предполагает доступ к информационным источникам и материалам, таким как новые технологии, научно-исследовательские разработки и т.д. Третья группа методов предоставляет волонтерам возможности получения ряда персональных привилегий, например права бесплатного пользования услугами НКО, первоочередного права получения поддержки со стороны государственных органов власти. Наконец, в США работа волонтера учитывается при определении трудового стажа, так же как и оплачиваемый труд на предприятии или в учреждении.
В структуре источников финансирования НКО выделяются собственные и привлеченные источники поступлений. К собственным бюджетным источникам относятся доходы от собственной и коммерческой деятельности, кредиты, акции и облигации. В США привлеченные средства предполагают финансирование как физических, так и юридических лиц. К привлеченным источникам относятся гранты, членские взносы, резервные взносы, заемные средства (кредиты) благотворительные и спонсорские средства.
Практика прямого бюджетного субсидирования НКО по линии помощи в последние 10-15 лет вытесняется системой контрактов. К концу XX в. в США на долю НКО, оказывающих социальные услуги и услуги по трудоустройству и подготовке кадров, приходилось соответственно 55 и 30% федеральных ассигнований от стоимости всего объема программ, выполняемых НКО. А общий объем грантов, передаваемых НКО на выполнение федеральных программ, составил 32% их совокупных доходов.
Ассигнования федерального правительства США и отчисления из специальных внебюджетных фондов, идущие на развитие некоммерческой сферы, распределяются правительствами штатов среди местных органов власти. Последние вправе сами определять направления расходов и круг привлекаемых НКО.
В последние годы по уровню финансового самообеспечения НС США превзошел эти сектора в Германии, Голландии, Швеции, Франции и Великобритании. С последней трети XX в. происходило сокращение объема финансовых ресурсов, ассигнуемых правительством США и частными фондами на выполнение программ НКО, зато в их бюджетных поступлениях увеличивалась доля от реализации услуг на рынке. Соответственно менялась структура доходов сектора в целом: в 1977 г. доля государства в его бюджетных поступлениях равнялась 29,6%, частных фондов, корпораций и отдельных лиц - 26,7%, а доля доходов от собственной коммерческой деятельности - 36,4%; в 2002 г. - 12,9, 30,5 и 56,6% соответственно.

Еще по теме ТРУДОВЫЕ, ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

  1. Некоммерческие организации имеют существенное отличие от коммерческих организаций. Особенности некоммерческих организаций состоят прежде всего в целях их деятельности и формирования денежных ресурсов. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
    Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созваны.
    Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов (потребительских обществ), потребительских союзов, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, благотворительных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных законом.

Министерство образования и науки Самарской области

Методическая разработка

блока занятий по теме: «Материально-технические,

трудовые и финансовые ресурсы отрасли»

с нетрадиционными формами и методами обучения.

Составила преподаватель:

с. Кинель-Черкассы

Аннотация

на методическую разработку блока занятий по теме:

«Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли».

В методической разработке раскрыты методики проведения уроков различными методами и формами: интерактивная урок-лекция с применением проблемных ситуаций и мультимедиа оборудованием и урок закрепления знаний и выработки умений и навыков. На уроке интерактивная лекция применяются активные методы обучения: разбор проблемных ситуаций, обосновывающих проблематику лекции; мозговая атака; громкое и такое обсуждение; проблемные ситуации с демонстрацией графиков, таблиц.

Данные методы дают возможность студентам принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими однокурсниками, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему.

Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию студентов, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу. На практическом занятии применяется разминка: «гол-мимо». Это упражнение служит для разрядки, привлечения и активизация внимания студентов. Блок занятий с разными формами и методами обучения помогает студентам лучше усвоить базовые знания по дисциплине повысить наглядность обучения, систематизирует усвоенные знания, формирует мотивацию к учению, а следовательно, значительно повышает результаты обучения дисциплине «Экономика отрасли».

Пояснительная записка.

Частная методика по теме: «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли» написана с целью обобщения и систематизации учебного материала данной темы. В частной методике раскрыты методика проведения:

а) урока - интерактивная лекция- презентация;

б) урока закрепления знаний и выработки умений и навыков.

Важность темы определяются необходимостью накопления знаний в вопросах формирования использования материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. Ресурсы являются одним из наиболее важных факторов развития экономики . Производство с/х продукции возможно только при достаточной обеспеченности различными видами ресурсов: трудовых, земельных и водных, материально-технических.

В настоящее время наблюдается дефицит материально - технических ресурсов на с/х предприятиях. Несмотря на это, не все ресурсы задействованы в производстве: простаивает техника, и полностью заняты трудовые ресурсы , т. е. имеет место высокий уровень безработицы , в т. ч скрытой и др.

Эффективно используются минеральные удобрения, средства защиты растений. Все это подчеркивает актуальность данной темы.

Современное состояние рынка материально-технических средств для села определено особенностями формирования ресурсопоставляющих отраслей в советский период, когда создавались крупные и крупнейшие предприятия-гиганты , что позволяло в кратчайшие сроки увеличивать объемы производства техники, удобрений, топлива и смазочных материалов с наименьшими издержками. Эти предприятия сохранились и в пореформенный период, они по-прежнему обеспечивают выпуск основной массы продукции для села. Так, в 2009 г. 19 крупных предприятий тракторного и сельхозмашиностроения производили до 100% общероссийского выпуска тракторов и машин, на которых они специализированы, как и 18 предприятий машиностроения для животноводства
и кормопроизводства.

В то же время вследствие падения платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей общие объемы выпуска техники за 15 пореформенных лет упали в десятки раз, что препятствует развитию конкуренции на внутреннем рынке тракторов и сельхозмашин.

К таким же последствиям приводит стихийное ценообразование в ресурсопоставляющих отраслях АПК, вызванное опережающим не контролируемым ростом цен на энергетические и сырьевые ресурсы, используемые при производстве материально-технических средств для сельского хозяйства . Так, только за гг. цены на нефть возросли в 2,2 раза, газ - на 75%, уголь – на 57% прокат сортовой – на 69%, сталь листовую - на 83%. Поскольку динамика цен на эти ресурсы в решающей степени определяет уровень издержек производства техники, запчастей, минеральных удобрений и других средств производства для села, цены на них повышались с той же последовательностью: в гг. ежегодно они возрастали на 10,8- 24,7%, а на продукцию сельского хозяйства(за исключением 2004г.)- всего на 3,2-9,6%.

Наиболее быстрым темпами ежегодно росли цены на горюче-смазочные материалы (на13,3-28,9%), строительные материалы (9,9 – 30,6 %), электроэнергию (13.1-43,4%), топливо (11,3-31,9%), услуги агрохимической службы (15,7-18,4%), то есть возрастали затраты, оказывающие наиболее существенное влияние на общие издержки производства сельхозпродукции.

Нефтяные монополии стремятся максимально приблизить внутренние цены на нефтепродукты к высоким мировым ценам . Однако, соблюдая интересы российской экономики, следовательно бы не только не повышать, а максимально снижать внутренние цены на нефть за счет дотирования их из высоких доходов от ее экспорта.

Вместо этого происходит ежегодное существенное повышение внутренних цен, которые оторваны от реальных финансовых возможностей большинства отечественных предприятий, подрывают их экономику.

Проблема обеспечения материально - техническими, финансовыми и трудовыми ресурсами в с/ х стоит очень остро, т. к. постоянно растут цены на ресурсы, используемые при производстве материально-технических средств для с/х. Это означает новое существенное снижение платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей на материально-технические ресурсы и дальнейший отрыв этого спроса от реальной потребности.

Методическая разработка может быть использована другими преподавателями при планировании учебного материала по блокам обучения.

Введение

Наше сельское хозяйство переживает не просто социально-экономический, а системный кризис. Зна­чительно сократились посевные площади, упало по­головье домашнего скота и птицы, оставляет желать лучшего инженерно-технические обеспечение отрас­ли, Большинство сельхозпредприятий и фермеров работают по старинке, используя машины, спроекти­рованные еще в прошлом веке, физически и мораль­но устаревшие.

Что нужно сделать, чтобы преодолеть отставание аграрного сектора, повысить его конкурентоспо­собность, обеспечить население качественными продуктами питания, а промышленность - сырьем?

Среди множества проблем, возникших в аграрном секторе за последние два десятилетия, одна из наиболее острых - отставание сельскохо­зяйственного машиностроения от насущных по­требностей отрасли. Мы списываем больше трак­торов и комбайнов, чем производим.

По данным Всероссийской сельскохозяйствен­ной переписи, износ материально-технической базы в АПК превысил все допустимые нормы: свыше 83 процентов тракторов и 75 процентов комбайнов полностью выработали свой производственный ре­сурс, то есть находятся за установленными сроками
амортизации. Причем основную массу отечествен­ной сельскохозяйственной техники составляют малопроизводительные машины, не обеспечиваю­щие использование современных эффективных и ресурсосберегающих технологий. Из общего трак­торного парка 74 процента машин относятся к 3 и 4 классу и имеют мощность 110 л. с. Хотя современ­ные иностранные образцы широко применяют дви­гатели 5 и 6 класса мощностью 250-340 л. с. и нача­ли эксплуатацию тракторов 7 класса мощностью 350-500 л. с. Сравнение отнюдь не в нашу пользу.

Сегодняшнее состояние машинно-тракторного парка в стране стало главным фактором, сдержи­вающим технологическую модернизацию отрасли. По сравнению с 1990 годом, он уменьшился напо­ловину. Обеспеченность аграрного сектора трак­торами снизилась в 2,9 раза, зерноуборочными комбайнами - в 3,5 раза, кормоуборочными ком­байнами в 4 раза. За последние 20 лет оте­чественные предприятия сократили выпуск тракто­ров в 19,5 раза, зерноуборочных комбайнов - в 9,5 раза, кормоуборочных комбайнов - в 14 раз. При этом поступающие на рынок отечественные сель­скохозяйственные машины имеют низкие технико-эксплуатационные показатели и недостаточную на­дежность. По своей мощности и производительности они значительно уступают зарубежным аналогам. Как известно, Россия обладает уникальными агроэкологическими, особенно земельными ресур­сами, а по запасам пахотных земель - 122 млн. гек­таров -

входит в мировые лидеры. Для сравнения: в США -175 млн. гектаров пашни, в Индии - 168 млн. в Китае - 144 млн. По площади пашни на душу населения (0,85 га) Россия входит в первую пятерку стран и в 3,3 раза превосходит среднемировой показатель. В то же время, располагая 9 процентами сельскохозяйственных угодий в мире и 55 процен­тами черноземных почв, мы производим лишь 1,3 процента валового внутреннего продукта мирового сельского хозяйства. Последние два десятилетия около 20 млн. гекта­ров земель выбыло из оборота, сократились посев­ные площади. Сейчас обрабатывается чуть больше 78 млн. гектаров. Причина, прежде всего в нехватке инвестиций, техники и рабочих рук, перевод пахот­ных земель в другие категории земли и использова­ние их не по прямому назначению.

По расчетам ученых, природно-экологический потенциал России при использовании современных технологий способен обеспечить продовольствием 700-800 млн. человек. Однако сегодня мы не в состоя­нии удовлетворить даже свои внутренние потребно­сти в продуктах питания и вынуждены до 40 процен­тов продовольствия импортировать. В чем причины такого отставания нашего аграрного сектора от ве­дущих мировых государств? Среди ключевых проблем, как уже говорилось, - низкий и технологический уровень его оснащенности, вызванный, в том числе и кризисом сельскохозяйственного машиностроения, которое в последние годы находилось в фазе перманентного разрушения. Наши отдельные заводы нередко выпускают устаревшую технику, разработанную еще 30 - 40 лет назад. Поэтому сельские труженики вынужде­ны применять упрощенные технологии, которые по производительности в 10-15 раз ниже, чем в передо­вых странах мира. Из-за этого недопустимо велики потери продукции, снижающие общие показатели отрасли. Так, например ежегодные потери зерна составляют 15 млн. тонн, мяса свыше 1 млн. тонн, молока - около 7 млн. тонн. К сожалению, полностью приостановлен выпуск отечественной мелио­ративной техники.

В результате сокращения машинно-тракторного парка в России существенно возросла производ­ственная нагрузка на сельскохозяйственную тех­нику. По сравнению с 1990 годом, этот показатель увеличился по тракторам в 2 раза (210 гектаров на единицу техники при нормальной нагрузке 73 гектара), по зерноуборочным комбайнам - в 2,1 раза (до 317 гектаров при норме 244 гектара), по кормоуборочным комбайнам - в 2,8 раза (до 220 гектаров). Для справки: нагрузка на один трактор в США со­ставляет 37 гектаров, на зерноуборочный комбайн - 50, в Англии, соответственно, 13 и 77, во Фран­ции - 16 и 50, в Германии - 11,5 и 53, в Канаде - 63 и 142 гектаров.

Для поддержания численности существующего парка сельскохозяйственной техники нашей про­мышленности необходимо выпускать ежегодно 45 тысяч тракторов, а практически поставляется лишь 25-30 процентов от этого количества.

В последнее время российские сельхозпроизво­дители предпочитают приобретать хотя и дорогую, но более мощную, производительную и надежную зарубежную технику. В прошлом году продажа тракторов отечественного производства состави­ла менее 20 процентов, а импорт из стран ближне­го зарубежья вырос на 30 процентов, из стран даль­него зарубежья - в 2,2 раза. Если общая стоимость реализованной отечественной техники - 65 млрд., то зарубежной - 88 млрд. рублей. По этим цифрам можно судить о конкурентоспособности продукции нашего сельскохозяйственного машиностроения. Усиливающаяся зависимость отечественного аграр­ного сектора от поставок иностранной техники по­вышает потребность и в запасных частях для нее. А это еще более увеличивает себестоимость конеч­ной продукции, выпускаемой нашими сельхозпро­изводителями.

Еще одна негативная тенденция отечественно­го АПК: последние десятилетия в нашем сельском хозяйстве наблюдается возрождение ручных и конно-тягловых технологий, которые применялись в позапрошлом и начале прошлого века. Кре­стьяне, особенно на своих подсобных участках, из-за недостатка средств на покупку тракторов, комбайнов и другой техники по причине дорого­визны их эксплуатации вынуждены возвращаться к примитивным методам ведения хозяйства с низкой производительностью труда . Показательная циф­ра: сегодня в аграрном секторе России из 25 тысяч производственных хозяйств лишь 1 процент рабо­тает с использованием, так называемых 5 и 6 техно­логических укладов. В развитых государствах эта цифра колеблется от 35 до 60 процентов.

В результате по уровню производительности тру­да в аграрном секторе Россия отстает от ведущих стран мира в 8-9 раз. В советское время такое отставание не превышало 3-4 раза. И хотя отечественная аграрная наука сегодня располагает достаточным количеством современных технологий для сельско­го хозяйства, инновационный потенциал в АПК ис­пользуется на 4 - 5 процентов. В то время как в США этот показатель составляет 50 и более процентов.

Обеспечение материально-техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами с/х являются составной частью аграрной политики государства. Очень важно, чтобы студенты знали содержание всех видов ресурсов, источники их формирования на с/х предприятии, умели рассчитывать показатели экономической эффективности использования ресурсов. С этой целью в учебном процессе целесообразно шире использовать активные формы обучения, к которым следует отнести интерактивные лекции - презентации и практические занятия. На этих уроках интерактивной лекции-презентации студенты активно участвуют в познавательной деятельности , лучше усваивают базовые знания по дисциплине, систематизируют усвоенные знания, формируют мотивацию к учению и повышают результаты обучения дисциплины «Экономика отрасли».

Практические занятия позволяют приблизить процесс обучения к реальной действительности с/х производства помогают приобрести навыки комплексного подхода к решению задач с использованием знаний смежных дисциплин. Использование интерактивной лекции-презентации и закрепление знаний и выработки умений и навыков в учебном процессе не только повышает интерес к занятиям, но и отмечает усвоение знания, делает закрепление знаний более полным.

5. Основная часть (содержание)

5.1. Планирование учебного материала.

Продолжительность обучения.

На изучение темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли» учебной программой по дисциплине «Экономика отрасли» отводится 4 часа, в т. ч. на практическое занятие-2 часа. В процессе изучения темы студенты

должны знать:

должны уметь: рассчитывать потребность в материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов.

Планирование учебного материала по теме: «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли» произведено следующим образом:

1. Урок - интерактивная лекция на тему: «Материально - технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли» .

2. Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков.

На уроке интерактивная лекция - с использованием компьютерной презентации преследуются следующие цели:

1. Обеспечение наглядности учебного процесса.

2. Повышение мотивации студентов.

3. Экономия времени урока.

4. Увеличение объема нового материала на уроке и сокращения времени на его объяснении.

5. Выполнение виртуальных демонстрационных показов и с использованием недоступного оборудования.

Теоретический материал лекции, представленной в виде слайдов структуирован строго с учетом учебной программы. Яркий иллюстративный материал наиболее наглядно и доходчиво, с помощью интересных рисунков и схем, таблицу и диаграмм, с помощью преимущественно зрительного восприятия привлечь внимание студентов к лекции и вызвать максимальную заинтересованность. Изложение лекционного материала с помощью метода презентации значительно расширяет возможности изложения материала.

Теоретический материал излагается в виде кратких тезисов, определений схем, диаграмм. Высокая иллюстрированность изложенной проблемы, наглядность понятий и формулировок значительно повышает интерес студентов к занятию. Преимущественно зрительное восприятие текста позволяет студентам не механически переписывать информацию, а осмысливать и запоминать. Рисунки, схемы, диаграммы и другие иллюстрации помогают более наглядно отразить межпредметные связи с обеспечивающими дисциплинами.

На уроке закрепления знаний и выработки умений и навыков своей главной задачей ставит закрепление знаний студентов по пройденной теме. В условиях недостаточной обеспеченности материально-техническими ресурсами и отсутствием денежных средств на их пополнение и обновление рассчитывать показатели экономической эффективности использования, с/х техники и умение использовать разные методы при определении потребности в с/х технике.

На уроке закрепления знаний и выработке умений и навыков студенты углубляют теоретические знания, вырабатывают умения и навыки определения потребности в с/х технике, развивают умения экономически мыслить, самостоятельности в принятие решений, развивают умения пользоваться нормативной и справочной литературой и применять их на практике.

5.2 Реализуемые принципы обучения и воспитания .

1.Принцип научности – означает, во – первых, что содержание учебного материала должно соответствовать уровню развития экономической науки . Это предусматривается программой дисциплины, в которую периодически, вносятся изменения, дополнения, уточнения. Во-вторых, формирование у студентов, будущих специалистов с\х научных экономических понятий, изучения экономических законов , закономерностей и их проявления в специфических условиях с/х, понимании того, как те или иные экономические категории (цена, фонды, прибыль и др). выражают экономические взаимоотношения .

При определении потребности в материально - технических ресурсах любой специалист опирается на установленные нормативы: нормы выработки, нормы расхода ГСМ, нормы амортизации, норма высева семян, норма - расхода удобрений и средств химической защиты растений и др.

В третьих; отражение научных достижений в экономике; перспектив ее развития, показ эффективности технологического использования достижений науки и техники.

При изучении темы – «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» широко используются достижения науки: интенсивные технологии производства с/х культур; внедрение новой техники, показатели эффективности использования тракторов, автомобилей и с/х техники.

2.Принцип систематичности и последовательности - этот принцип означает строгое, логическое, последовательное овладение знаниями, умениями и навыками и одновременное применение их на практике. На интерактивной лекции - презентации студенты получают новые знания, углубляют и расширяют имеющиеся у них знания, активно участвуют в решении проблем по обеспечению материал по - технологическими, трудовыми и финансовыми ресурсами.

3.Принцип связи обучения с жизнью – эта тема очень тесно связана с жизнью. Наше с/х переживает не просто социально-экономический, а системный кризис. Значительно сократились посевные площади, упало поголовье домашнего скота и птицы, оставляет желать лучшего инженерно-техническое обеспечение отрасли.

Большинство с/х предприятий и фермеров работают по старинке, используя машины, спроектированные еще в прошлом веке, физически и морально устаревшие. Одна из проблем АПК-отставание с/х машиностроения от насущных потребностей отрасли. В РФ списывается больше тракторов и комбайнов, чем производится. По данным Всероссийской с/х переписи, износ материально-технической базы АПК превысил все допустимые нормы: свыше 83% тракторов и 75% комбайнов полностью выработали свой производственный ресурс.

В таких условиях перед студентами встают проблемы: как организовать весь технологический процесс по производству с/х продукции?; как уложиться в установленные агротехнические сроки при выполнении важных видов с/х работ (посев, уборка и др); где найти необходимое количество механизаторов? Где взять деньги для покупки семян, удобрений, средств защиты растений и т. д.

4.Принцип сознательности и активности.

Этот принцип означает овладение студентами программным учебным материалом, его понимание и осмысливание, умение пользоваться знаниями на практике в новых условиях. Сознательное обучение невозможно без активности и самостоятельности студентов. При изучении темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» этот принцип реализуется на всех уроках. На интерактивной лекции-презентации студентами задаются такие проблемные вопросы:

◦ Какие показатели характеризуют эффективность использования новой

◦ Зачем в с/х применяется ресурсосбережения и в чем его экономическое

значение?

◦ Каким образом в современных сложных условиях лизинг позволяет с/х

предприятием решать проблему обновления основных средств?

◦ Какую роль играют инновации в увеличении возможности предприятия?

◦ Какие изменения происходят в производстве под влиянием научно -

технического прогресса и инноваций?

На уроке закрепления знаний и выработки умений и н7авыков создаются проблемные ситуации и задаются проблемные вопросы:

1.Какие данные необходимо иметь для определения потребности в тракторах? в комбайнах?

2.Как можно уложиться в установленные агротехнические сроки при проведении с/х работ, при недостаточном количестве техники?

3.Можно ли быстро сменить специализацию предприятия?

4. С какими проблемами сталкиваются предприятия при внедрении в производство новых видов с/х культур?

5. Какие меры принимаются для повышения доходности хозяйств?

Студенты обдумывают ситуации, решают поставленные проблемы, находясь в постоянном поиске лучшего решения.

5.Принцип наглядности обучения.

Огромную роль в усвоении материала играет наглядность. Его реализацией активизируется и поддерживается внимание, облегчается запоминание. Наглядность способствует закреплению знаний, повышает интерес к ним, позволяет конкретизировать теоретические положения экономики.

При изучении темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» используется

1.Мультимедиосистема для демонстрации слайдов:

а) парк основных видов техники и ее приобретение в с/х предприятиях РФ.

б) производство основных видов с/х техники в РФ.

в) производственная нагрузка на с/х технику в РФ и за рубежом.

г) показатели эффективности использования машинно-тракторного

д) показатели эффективности использования энергетических

мощностей;

е) трудовые ресурсы с/х;

ж) финансовые ресурсы, их состав и классификация.

2. Творческие задания.

3.Инструкционные карты для выполнения практической работы .

4. Тестовые задания.

5. Литература:

а) «Экономика сельского хозяйства»;

б) «Экономика и управления в сельском хозяйстве»;

в) Журналы «АПК: экономика, управление».

6.Принцип доступности.

Этот принцип предполагает изучение материала с учетом уровня теоретической подготовки студентов. Принцип доступности полно реализуется при изучении темы «материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы». Поскольку при изучении этой темы используется много наглядности в виде слайдов с помощью мультимедиасистемы, то студентами легче усвоить материал. При изложении нового материала, беседе, студентам задаются вопросы с разным уровнем сложности: слабым студентам более простые вопросы, сильным - вопросы посложнее.

7.Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Этот принцип формирует у студентов научное мировоззрение, вырабатывает сознательное поведение на уроках по теме: «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» воспитывается экономическое мышление, убежденность в необходимости получаемых знаний, важности знаний о ресурсах с/х предприятий, вырабатывается профессиональный подход к вопросам определения экономической эффективности использования ресурсов, расчета потребности в них. Это очень важные качества для специалиста среднего звена. От формирования этих качеств зависит грамотность, умение правильного осуществлять хозяйственную деятельность. Развиваются и мыслительные способности. На всех уроках студенты постоянно думают над заданными им вопросами в процессе интерактивной лекции - презентации, на практическом занятии. Кроме этого, на уроках часто применяются проблемные ситуации, которые также заставляют студентов думать анализировать, сравнивать.

8.Принцип интегрального подхода. Он означает одновременное использование разных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов для решения профессиональных и жизненно важных проблем. При изучении темы: «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» использование этого принципа необходимо, т. к в данном случае упор делается на дисциплину «Основы экономики».

При изучении темы «Микроэкономика. Ресурсы » рассматриваются вопросы: «Понятие, состав и классификация ресурсов», «Производственные возможности», «Эффективность производства и пути ее повышения». При изучении темы «Проблемы экономического роста . Микро - и макроэкономические проблемы российской экономики» рассматриваются вопросы: «Особенности роста национального хозяйства », «типы расширенного воспроизводства общественного капитала». По дисциплине: «Экономика отрасли» при изучении темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» эти вопросы рассматриваются значительно глубже и подробнее: изучаются подробно и рассматривается классификация материально - технических, трудовых и финансовых ресурсов.

В материально-технических ресурсах рассматриваются материальные ресурсы, энергетические ресурсы и показатели их экономической эффективности, значение механизации в с/х и показатели использования тракторов и автомобилей. В трудовых ресурсах рассматривается понятие трудовых ресурсов, показатели их использования, факторы рационального использования трудовых ресурсов. В финансовых ресурсах рассматривается понятие финансов, их функции и принципы организации.

9.Принцип целенаправленности . Этот принцип означает четкую целенаправленную учебно - воспитательную работу . В результате изучения темы: «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» студенты должны знать: сущность, функции и источники формирования материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов.

студенты должны уметь : рассчитывать потребность в материально - технических, трудовых и финансовых ресурсах.

10. Принцип прочности означает сознательное усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков на основе активной и самостоятельной деятельности, повторение и закрепление знаний. умений и навыков. Этот принцип реализуется на всех занятиях: на интерактивной лекции и уроке закрепления знаний и выработки умений и навыков.

5.3.Формируемые ключевые компетенции.

Одним из важных понятий, определяющих качество профессионального образования, является профессиональная компетентность специалиста.

Термин «компетентность» означает достаточность определенных знаний, позволяющих судить о чем-либо. Это понятие близко таким понятием, как «грамотность», «осведомленность», «информированность». Оно относится к сфере деятельности личности и применению к различным категориям работников.

Компетентность различаются в зависимости от сферы деятельности человека. Так, понятие «профессиональная компетентность» понимают как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности.

Наряду с понятием «компетентность» сегодня особую актуальность приобрело понятие «компетенция». Так, известный психолог отмечая, что реальное основание личности человека заключается не в глубине приобретенных знаний, умений и навыков, а в системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями. С деятельностным процессом и связано понятие «компетенция».

В словаре иностранных слов «компетенция» толкуется как круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен. Словарь символов русского языка слово «компетенция» ставит в один ряд с «полномочиями», «властью», «правом». Обладать компетенцией означает уметь, быть способным мобилизовать в данной ситуации полученные профессиональные знания и опыт.

Многие работодатели считают, что профессиональная компетенция – это умение выполнять работу соответственно профессиональному стандарту. При этом образовательный стандарт будет определять «компетентность» специалиста. Таким образом, можно сказать, что компетенция – это компетентность в действии.

Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности , по мере накопления жизненного и профессионального опыта. Она представляется человеку в зависимости от его социального и профессионального статуса, уровня образованности, стажа работы и др.

Профессиональная компетенция специалиста среднего звена специальности «Механизация сельского хозяйства» включает много составляющих. Все компетенции специалиста среднего звена образуют единый конструкт – ключевые компетенции. Эти ключевые компетенции характеризуют сферу деятельности будущего специалиста.

Социальная компетенция – это способность и готовность брать на себя ответственность, совместно с другими людьми вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и решениям, увязывание личных интересов с потребностями предприятия к общества. Это умение анализировать ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, осознано принимать решения. При рассмотрении темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли» социальная компетенция реализуется в умении анализировать сложившуюся ситуацию в обеспечении ресурсами с/х предприятий и поиск выхода из сложившейся ситуации; изготовлению слайдов для мультимедиа оборудование; продуктивном взаимодействии с членами группы по решению проблемных ситуаций и проблемных вопросов; работают в малых группах по решению поставленных задач. Кроме того, правовая компетенция реализуется посредством выполнения и соблюдения требований на уроке.

Когнитивная (познавательная) компетенция - способность и готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Познавательная компетенция полно реализуется на уроке интерактивная лекция – презентация, т. к. студенты активно участвуют в обсуждении вопросов лекции и решении проблемных ситуаций, высказывают свое мнение и приобретают новые знания и умения. На уроке закрепление знаний и выработки умений и навыков студентам представляется возможность реализовать полученные знания и приобрести новые знания и умения.

Правовая компетенция - способность и готовность соблюдать нормы общественного поведения, инструкции, правила в рамках действующих трудовых соглашений, умение осознано заключать трудовые контракты . Правовая компетенция реализуется при изучении темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли» через лизинговые отношения и нормирование (нормы расхода, ГСМ, минеральных удобрений, средств защиты растений, нормы амортизационных отчислений), нормы нагрузки на 1 единицу техники и др.

При рассмотрении вопроса о трудовых ресурсах правовая компетенция реализуется через знания КЗОТ, опираясь на продолжительность рабочего дня и рабочей недели, о работе в праздничные и выходные дни. При рассмотрении вопроса о финансовых ресурсах правовая компетенция реализуется через налоги и сборы. Налогооблажение - это изъятие в пользу государства заранее определенной и законодательно установленной части доходов, предприятий, организаций и граждан - налог

(сбор, пошлина)- это обязательный взнос в бюджет, осуществляемый налогоплательщиком в соответствии с законодательными актами. Систему налогооблажения, определяющая виды налогов, значения налоговых ставок, а также налоговые льготы определяет налоговый кодекс РФ. На уроке закрепления знаний и выработке умений и навыков знакомятся с инструкционной картой и выполняют задания в соответствии с выданным заданием.

4)Ресурсосбережение и его экономическое значение-метод беседа с созданием проблемных ситуаций.

6. Закрепление нового материала, применяемая методика :

карточки контрольного опроса (приложение 10)

1. Какую роль в производстве продукции играют ресурсы?

2. Назовите причины сокращения потребления ресурсов?

3. В чем выражается эффективность механизации с/х?

4. В чем выражается эффективность электрификации с/х?

5. Экономическое значение ресурсосбережения.

7. Подведение итогов проведенного урока (3 мин).

Анализируется работа студентов на уроке, участие в дискуссии, в решении проблемных ситуаций, умение высказывать свое мнение и слышать других. Оценка деятельности.

8.Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время (2 мин).

Петранева Г. А «Экономика и управление в с/х».

Москва АСАДЕМА 2003 г.

Преподаватель:______________________________

5.4. Методика проведения интерактивной лекции-презентации.

Во вступительной части интерактивной лекции-презентации преподаватель подчеркивает значения производства с/х продукции.

Преподаватель отмечает, что с/х является важным источником сырья для многих отраслей промышленности, поставляя им продукцию льноводства и прочих прядильных культур, пушного звероводства, овцеводства и козоводства, коневодства с/х предприятия являются местом работы самих с/х, производителей. 1 работник с/х дает возможность работать примерно

7 трудящихся других отраслей, которые производят для него средства производства, обслуживают, перерабатывают и реализуют продукцию. Поэтому эффективное развитие с/х имеет важное народнохозяйственное, экономическое и социальное значение. Источником любого производства являются ресурсы, которыми располагает предприятие (организация).

Изложение теоретического материала проводится с помощью интерактивной лекции-презентации. Интерактивная лекция-презентация состоит из четырех этапов: мотивационный, основной, обобщающий, контролирующий. На мотивационном этапе осуществляется демонстрация ситуаций обосновывающих проблематику лекций, показ связи с материалом, на котором базируется лекция.

Перед началом интерактивной лекции-презентации проводится актуализация опорных знаний методом фронтального опроса и с помощью использования творческого задания.

Фронтальный опрос проводится по вопросам:

1. Что представляют собой ресурсы производства?

2. Дайте характеристику ресурсам, используемым в с/х (природные, материальные, трудовые, финансовые).

Затем студентам предлагается мысленно представить себя частными предпринимателями или бизнесменами и выполнить творческое задание по вариантам:

1 вариант - Какие виды ресурсов необходимы для производства продукции растениеводства (зерна) ?

2 вариант – Какие виды ресурсов необходимы для производства продукции животноводства (молока)?

3 вариант - Какие виды ресурсов необходимы в ремонтной мастерской?

4 вариант – С какими сложностями сталкиваются на производстве при внедрении новых видов продукции или услуг?

Творческие задания можно давать по рядам или организовать творческие группы по 4-5 человек.

После обсуждения этих вопросов сообщается тема урока, ставятся цели и задачи урока, план урока проецируется на экране. Подчеркивается важность изучаемой темы, ее роль в современных условиях. Интерактивная лекция - презентация проводится по вопросам:

1. Материально-технические ресурсы.

2. Трудовые ресурсы.

3. Финансовые ресурсы.

4. Ресурсосбережения и его экономическое значение.

При раскрытии 1 вопроса «Материально - технические ресурсы» обращаю внимание студентов, что одни ресурсы находятся в производстве, функционируют другие - в запасе как резервные или потенциальные. В совокупности они составляют ресурсный потенциал. Ресурсы можно рассматривать как технологические факторы производства, качество которых под влиянием научно-технического прогресса непрерывно, повышается. Далее рассматривается классификация ресурсов по разным признакам

Уровень обслуживания рабочих мест;

Квалификация работников и др.

Знания этих факторов, учет конкретных условий предприятий, его возможностей и степени поддержки на разных уровнях позволяют определить пути лучшего использования трудовых ресурсов на предприятии.

Студентам предлагается решить проблему: как улучшить использования трудовых ресурсов на предприятии?

Затем обобщаем этот вопрос (приложение 7) с помощью мультимедиосистемы.

Изучение 3 вопроса «Финансовые ресурсы» начинаю с вопроса: какую роль финансовые ресурсы играют в экономических ресурсах?

После обсуждения этого вопроса дается понятие финансовым ресурсам, ресурсов, управление финансами (приложение8).

Финансовые ресурсы используются для обеспечения расширенного воспроизводства на предприятии, обеспечения материальных потребностей развития социальной инфраструктуры финансовых ресурсов: прибыль, амортизационный фонд, кредит. Далее организуется круглый стол для решения проблемы: как в условиях недостатка в финансовых ресурсах укреплять и расширять материально-технические ресурсы (техника, с/х машины и оборотные средства) (приложение 9).

По 4 вопросу «Ресурсосбережение и его экономическое значение» отмечается значение эффективного использования материально-технических ресурсов. К показателям снижения всех видов ресурсов в расчете на единицу продукции и работы относится землеемкость продукции, материалоемкость,

Энергоемкость, в т. ч. электроемкость, трудоемкость . Затем студентам предлагается решить проблемную ситуацию: назовите направление ресурсосбережения на предприятии.

В результате студенты должны назвать реальные направления ресурсосбережения на предприятиях:

Экономное расходование всех ресурсов;

Предотвращение потерь ресурсов на всех технологических стадиях;

Усиление материального стимулирования ресурсосбережения;

Использование прогрессивных ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве;

Контроль за использованием ресурсов.

На этом завершается основной этап лекции, который включает изложение теоретического материала демонстраций слайдов.

На обобщающем этапе преподаватель вновь демонстрирует основные вопросы лекции. Наличие материала лекции на электронном носителе позволяет еще раз акцентировать внимание на основных моментах теоретического материала, позволяет проследить все этапы-лекции (решение задачи).

На контролирующем этапе интерактивной лекции-презентации новые информационные технологии используются преподавателем для проверки усвоения изучаемого материала. Делается это с помощью слайдов-тестов, которые содержат вопросы по данной лекции и несколько вариантов ответов.

(приложение 10). Студенты должны выбрать правильные, на их взгляд, ответы, заполнить и сдать листки контрольного опроса.

Рассмотрев все вопросы интерактивной лекции-презентации преподаватель анализирует работу студентов на уроке, участие в дискуссии, в решении проблемных ситуаций, оценивает деятельность студентов.

Выдается домашнее задание.

Министерство образования и науки Самарской области

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кинель-Черкасский сельскохозяйственный техникум»

План ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3

По дисциплине : «Экономика отрасли»

Специальность : 110301.51 «Механизация сельского хозяйства»

для группы 44,45 Курс IY

Дата проведения :__________________________________________

Тема раздела: «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы

отрасли».

Наименование работы : Расчет потребности в зерноуборочных комбайнах и машинах для возделывания и уборки картофеля.

Цели :

образовательная: освоить методику и приобрести навыки определения потребности в технике и других материально-технических ресурсах.

воспитательная : вырабатывать ответственность за эффективное использование ресурсов.

развивающая: развитие экономического мышления, прививать чувство хозяина на земле.

Тип урока : закрепление знаний и выработки умений и навыков.

Оснащение рабочего места:

оборудование, наглядные пособия

1. Рабочие тетради.

2. Инструкционно - технологическая карта.

Литература : Кулик по планированию.

1. Экономика с/х производства.

ТСО : Калькуляторы, вычислительные машинки.

Приобретаемые умения и навыки: учатся определять потребность в зерноуборочных комбайнах и машинах для возделывания и уборки картофеля с учетом списания техники.

ХОД УРОКА

И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ:

Организационный момент:

1. Проверка готовности класса и группы к уроку.

2. Проверка наличия студентов.

3. Психологический настрой группы .

Проверка знаний, необходимых в практической деятельности (методы)

фронтальный опрос, опрос по карточкам, творческие задания.

1. Роль ресурсов в производстве продукции.

2. Какие виды ресурсов вы знаете?

3. Значение для с/х электрификации и др.

Инструктаж по выполнению практического задания, распределения по рабочим местам:

Сообщается тема урока с написанием ее на доске.

Ставятся цели и задачи урока. Разбирается ход выполнения работы.

Формулы по определению потребности в технике записываются на доске .

Проводится инструктаж по технике безопасности .

Выдача заданий, инструкционных карт, приборов и т. д.

Выдаются инструкционные карты, задания.

Выполнение практической работы (методы):

Самостоятельная работа. Студенты записывают тему занятия, его цели, задания. Знакомятся с методикой выполнения задания, делают необходимые расчеты, отвечают на контрольные вопросы .

Заполнение отчетов:

Выписывают из инструкционной карты задания, делают необходимые расчеты, работают со справочником.

Подведение итогов самостоятельной работы студентов (методы) проверка приобретенных умений и навыков:

Во время выполнения работы контролируется ход выполнения работы. По окончании работы студенты отчитываются за выполненную работу. Обращаю внимание на правильность расчетов, умения пользоваться справочником.

Метод- индивидуальный. Выставляются оценки.

Результативность проведенного урока, выполнение поставленных целей и задач:

Анализируется работа группы. Отмечается, достигли ли поставленных целей и задач. Объявляются оценки с анализом допущенных недостатков.

Задание на дом, окончание урока: (Объявляются оценки).

«Экономика и управление в с/х»

стр 25-35, стр 49-52, стр 159-165.

Преподаватель: _________________

Методика проведения урока

закрепления знаний и выработке умений и навыков.

Преподаватель проводит опрос студентов с целью проверки знаний теоретического материала и готовности к выполнению заданий методом устного и письменного опроса. Письменный опрос представлен тестовыми и

творческими заданиями.

В тестовом задании необходимо указать номера правильных ответов, проанализировать утверждения. (приложение 10).

Под творческим заданием понимают такое задание, которое требует от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества при подборе творческого задания необходимо найти такое задание, которое:

1. Не имеет однозначного или односложного ответа или решения.

2. Является практическим и полезным.

3. Связано с жизнью.

4. Вызывает интерес.

5. Служит целью обучения.

При изучении темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» рассматриваются показатели использования тракторов, автомобилей, показатели использования энергетических ресурсов и потребления электроэнергии и многие другие показатели. Поэтому в творческих заданиях (приложение 11) содержатся задачи по определению показателей эффективности использования тракторов, автомобилей, обеспеченности.

Творческое задание составляет основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание придает смысл обучению, мотивирует студентов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение позволяет создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Устный опрос провожу методом фронтального опроса. Фронтальный опрос представляет такой вид опроса, при котором большинству студентов задаются небольшие целенаправленные вопросы по предыдущему материалу. Такой опрос позволяет преподавателю вносить коррективы, а также активизировать при опросе всю группу студентов. Фронтальный опрос способствует не только проверке знаний, но и их лучшему усвоению, углублении, выработке активной помощи, развития внимания, взаимной помощи, а также подготовке к практической работе. Фронтальный опрос провожу по вопросам:

1. Какова роль ресурсов в производстве продукции?

2. Как классифицируются ресурсы по признакам?

3. Каковы причины сокращения потребления ресурсов вс/х?

4. Что представляют собой энергетические ресурсы?

5. Какие показатели характеризуют обеспеченность с/х энергии?

6. В чем выражается эффективность электрификации?

7. Какие показатели характеризуют использование тракторов, автомобилей?

8. Какие показатели характеризуют использование автомобилей?

9. Роль трудовых ресурсов в организации производства?

10. Роль финансовых ресурсов в организации производства?

Обсудив поставленные вопросы, подвожу студентов к теме урока. Объявляю тему урока, ставлю цели и задачи урока. Целью и задачей урока является углубление теоретических знаний по теме: «материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы», выработка умения и навыков по определению потребности в технике, а также подготовка специалиста высокого уровня, обладающего экономическим мышлением, навыками управленческой и организаторской работы, умеющего проявлять творчество, инициативу и ответственность.

кратко разъясняет студентам содержание задания, указывает на последовательность расчетов, наличие и источник исходной информации

(приложение 12). Выдача задания и инструктаж проводится на основе инструкционных карт и методических указаний к практической работе, что значительно повышает производительность работы студентов, экономит время, уменьшает число повторных объяснений, позволяет самостоятельно выполнить задание.

Студенты выполняют поставленную перед ними задачу в такой последовательности:

1. Из инструкционной карты записывают в тетрадь тему урока, задания, таблицы с исходными данными, изучают методику выполнения задания.

2. Рассчитывают необходимое количество зерновых комбайнов и машин для возделывания и уборки картофеля, выбирают нормативы потребности в с/х машинах из справочника.

3. Определяют необходимое количество техники с учетом списания.

4. Определяют стоимость приобретаемых машин.

После выполнения задания при наличии в инструкционной карте контрольных вопросов студенты отвечают на них.

В процессе самостоятельной работы преподаватель проводит при необходимости текущий инструктаж и методическую помощь студентам, а также следит за дисциплиной и регламентом, предварительно оценивает работу каждого по комплексу критериев: добросовестность, самостоятельность, творческий подход, аккуратность, правильность, глубина анализа и т. д. самостоятельную работу преподаватель организует в малых группах. Работа в малых группах - это одна из самых популярных интерактивных стратегий, т. к. она дает всем студентам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Все это часто бывает невозможно в большой группе. Работу в малых группах следует использовать, когда нужно решать проблему. Группа состоит из двух студентов. В такой группе отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласия, но выше и вероятность возникновения напряженности, эмоциональности и очень часто потенциального тупика. В случае возникновения разногласий ни один из участников не имеет союзника, на уроке студенты делают вместе расчеты, затем анализируют полученные данные и делают предложения по определению потребности в зерноуборочных комбайнах и машинах для возделывания и уборки картофеля.

При работе в малой группе студенты могут выполнять следующие роли:

1. Фасилитатор – посредник – организатор работы группы.

2. Регистратор записывает результаты работы.

3. Докладчик – докладывает результаты работы группы другим группам.

4. Журналист – задает проясняющие вопросы, которые помогают группе лучше готовить задания.

5. Активный слушатель - помогает сформировать мысль.

6. Наблюдатель - может выставлять оценки каждому участнику группы.

7. Хронометрист – следит за временем, отпущенным для выполнения задания.

Возможны и другие роли. На уроке закрепления знаний и выработки умений и навыков используются следующие роли: фасилитатор и регистратор.

По окончании работы малых групп они отчитываются за выполненную работу. Грамотная организация одна из самых сложных задач в образовательном процессе. Для оценки знаний студентов применяется расширенный опрос, т. к. он ориентирован на знания и понимание. При расширенном опросе студент устно или письменно отвечает на поставленный вопрос, с пояснениями отдельных положений с приведением аргументов, примеров. При устном опросе педагог и другие студенты могут задавать дополнительные вопросы.

Представитель же каждой малой группы (фасилитатор) дает ответ по расчету потребности в зерноуборочных комбайнах и машинах для возделывания и уборки картофеля.

В заключении подвожу итоги работы малых групп и даю ей окончательную оценку. Работа каждой группы должна быть проанализирована, следует уточнить неясные места, выявить затруднения в расчетах и устранить их.

Отмечается, достигли ли на уроке оставленных целей и задач.

Выдается домашнее задание.

5.5 Планируемые результаты обучения, критерии оценки результатов.

В результате проведенной интерактивной лекции - презентации студенты должны изучить и углубить знания