Владимир булавин о контрразведке, белом секторе для бизнеса и первых ста днях своей новой службы. Нужно ли сохранять правоохранительную функцию таможни

Если исходить из процентного соотношения числа сотрудников та­моженных органов РФ, работающих в так называемом правоохрани­тельном блоке, к числу сотрудников, занятых в иных подразделениях таможенных органов РФ, то в настоящее время данные органы испол­нительной власти можно считать правоохранительными только на 30%, так как из всего количества лиц, работающих в таможенных органах РФ, только порядка 30% осуществляет функции, связанные с реализа­цией мер государственного принуждения.

Отличительной особенностью этих должностных лиц является то, что на них в полной мере распространяется действие Федерально­го закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и они имеют специальные звания (аналогичные воинским).

Остальные таможенники являются государственными граждан­скими служащими, осуществляющими деятельность в соответствии с положением Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О го­сударственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. име­ют классные чины, а не специальные звания.

«Правоохранительный блок» таможенных органов РФ состоит:

■ из специализированных таможенных органов - таможен, вы­полняющих только правоохранительные функции;

■ специализированных подразделений, отделов, отделений, вхо­дящих в состав различных таможенных органов РФ.

В качестве примера специализированного таможенного органа можно привести Уральскую оперативную таможню, созданную во ис­полнение приказа ГТК России от 10 июня 1997 г. № 329 «О создании Уральской оперативной таможни» в целях реализации Федерально­го закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и необходимости усиления борьбы с таможенными пра­вонарушениями в Уральском регионе.

Данной таможне было поручено осуществлять оперативно-розыск­ную деятельность в соответствии с действующим законодательством.

В целях эффективного выполнения поставленной перед Уральской оперативной таможней задачи ГТК России утвердил соответствующую штатную численность должностных лиц, а также следующую постав­ленным задачам структуру.

Оперативная таможня состоит только из отделов, специализи­рующихся на поиске, обнаружении, пресечении противоправных действий в области таможенного дела, а также отделов, обеспечи­вающих применение к правонарушителям предусмотренных зако­ном наказаний. Подразделения (отделы, отделения), направленные на выполнение каких-либо иных функций, закрепленных за таможен­ными органами ст. 12 Закона о таможенном регулировании (в пер­вую очередь фискальной функции), в оперативной таможне отсут­ствуют.

В настоящее время почти в каждом регионе Российской Федера­ции создана аналогичная таможня.

Основной объем работы по осуществлению правоохранительной функции выполняют специальные подразделения (отделы, отделения), входящие в состав каждой из пограничных или внутренних таможен РФ. В совокупности эти подразделения называют правоохранительным блоком таможни.

Основную нагрузку по выполнению правоохранительной функции в таможнях осуществляют следующие подразделения.

Отдел дознания, являясь структурным подразделением таможни, осуществляет в соответствии с требованиями УПК РФ полномочия от­дела дознания по производству дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к компе­тенции таможенных органов РФ.

Отдел дознания выполняет следующие функции:

■ рассматривает материалы, представляемые структурными под­разделениями таможни и таможенных постов на предмет нали­чия признаков преступлений;

■ проводит проверки сообщений о совершенном или готовящемся преступлении и принимает решения по результатам проверок согласно срокам и порядку, установленным УПК РФ;

■ производит дознание и неотложные следственные действия, иные процессуальные действия по уголовным делам о престу­плениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;

■ исполняет поручения органов предварительного следствия, прокуроров о производстве следственных действий, междуна­родных запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам в регионе деятельности таможни;

■ участвует на основании постановления прокурора в составе следственных фупп, создаваемых для расследования уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, находящихся в производстве органов предваритель­ного следствия;

■ взаимодействует с правоохранительными органами по вопро­сам, отнесенным к компетенции отдела;

■ поддерживает государственное обвинение в суде по уголовному делу по поручению прокурора.

Для выполнения возложенных на отдел задач отдел дознания име­ет право:

1) запрашивать в соответствии с УПК РФ необходимые докумен­ты, материалы, сведения у таможенных и иных государственных орга­нов, а также других организаций независимо от формы собственности и подчиненности;

2) производить самостоятельные следственные или иные процес­суальные действия и принимать процессуальные решения, за исключе­нием случаев, когда в соответствии с нормами УПК РФ на это требу­ется согласие начальника отдела дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

3) обжаловать указания начальника органа дознания в прокура­туру, а указания и решения прокурора в вышестоящую прокуратуру;

4) готовить предложения об изменении уголовного или уголов­но-процессуального законодательства РФ в части преступлений, отне­сенных к компетенции таможенных органов, и процессуальных полно­мочий таможенных органов как органов дознания.

Отдел административных расследований, являясь структурным подразделением таможни, непосредственно осуществляет возбужде­ние дел об административных правонарушениях, отнесенных к компе­тенции таможенных органов РФ, проводит по ним административные расследования, а также организует деятельность структурных подраз­делений таможни и подчиненных ей таможенных постов по админи­стративному производству.

Основные задачи отдела административных расследований:

■ обеспечение всестороннего, полного, своевременного выяснения обстоятельств каждого дела об административном правонаруше­нии и разрешения его в соответствии с законодательством РФ, а также обеспечение исполнения вынесенного постановления;

■ организация и контроль административного производства в структурных подразделениях таможни и на подчиненных ей таможенных постах;

■ выявление причин и условий, способствующих совершению ад­министративных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение;

■ анализ статистических данных по делам об административных правонарушениях.

Основные функции отдела административных расследований:

1) рассмотрение материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

2) принятие к производству дел об административных правонару­шениях, возбужденных должностными лицами иных подразделений таможни, для осуществления административного расследования;

3) возбуждение дел об административных правонарушениях и ве­дение по ним административного производства;

4) выявление при административном производстве признаков преступлений с последующим направлением материалов дела в отдел дознания таможни;

5) осуществление контроля соблюдения законности при привле­чении лиц к административной ответственности;

6) участие в проведении таможенной ревизии в целях обнаружения признаков административного правонарушения;

7) разработка и осуществление мер по профилактике администра­тивных правонарушений, организация проведения данных мер на под­чиненных таможенных постах;

8) обеспечение контроля обоснованности и своевременности воз­буждения дел об административных правонарушениях структурными подразделениями таможни.

Отдел административных расследований имеет право:

■ заявлять ходатайства о продлении сроков административного расследования по находящимся в производстве отдела делам;

■ вносить на рассмотрение руководства таможни предложения о проведении служебных проверок в отношении должност­ных лиц таможни, допустивших нарушение законодатель­ства РФ;

■ требовать и получать от других структурных подразделений таможни необходимую информацию;

■ требовать и получать от государственных органов, коммер­ческих и некоммерческих организаций (не зависимо от форм собственности и подчиненности) необходимые документы и сведения.

Кроме этого, сотрудники отдела административных расследова­ний могут беспрепятственно входить в служебные помещения таможни, в зоны таможенного контроля и находиться там при выполнении своих служебных обязанностей.

Оперативно-аналитический отдел (или отделение), являясь структурным подразделением таможни, осуществляет ее оператив­но-информационное и оперативно-аналитическое обеспечение - на­копление, обработку, анализ информации, используемой в целях обе­спечения экономической безопасности Российской Федерации.

К задачам данного отдела относятся:

1) обработка и анализ данных, полученных из структурных под­разделений таможни, осуществляющих правоохранительную деятель­ность;

2) обеспечение информационного взаимодействия между право­охранительными и иными государственными органами, базирующи­мися в соответствующем субъекте федерации;

3) организация и проведение аналитического поиска характерных признаков преступлений, административных правонарушений, наибо­лее распространенных схем и способов их совершения;

4) прогнозирование развития оперативной обстановки в регионе деятельности таможни;

5) планирование и обеспечение оперативно-розыскных меро­приятий;

6) развитие информационно-технической базы таможенного органа.

Функции оперативно-информационного отдела:

■ проведение мониторинга баз данных по оперативной обстановке в регионе деятельности таможни;

■ сбор и систематизация оперативно значимой информации и данных, относящихся к правоохранительной деятельности таможни;

■ проведение аналитических исследований в целях выявления тенденций и способов совершения преступлений и правонару­шений в области таможенного дела;

■ обмен информацией с иными правоохранительными и государ­ственными органами РФ.

Для эффективного выполнения поставленных перед отделом задач он использует все полномочия, утвержденные Законом о таможенном регулировании, а также в полной мере эксплуатирует весь информаци­онный ресурс, имеющийся в распоряжении таможенного органа.

Учетно-регистрационный отдел создается в целях ведения специ­альной таможенной статистики, отражающей показатели борьбы та­можни с административными правонарушениями и преступлениями в области таможенного дела.

Отдел ведет регистрацию и учет дел об административных право­нарушениях, возбужденных структурными подразделениями тамож­ни, а также материалов, содержащих данные, указывающие на событие административного правонарушения и материалов с определениями об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях или постановлениями об отказе в возбуждении уголовных дел.

Учетно-регистрационные отделы таможен, подчиненных Ураль­скому таможенном управлению, осуществляют регулярную передачу перечисленных сведений в Уральскую оперативную таможню. На ос­новании анализа данной информации происходит координация право­охранительной деятельности таможен в Уральском регионе.

Кроме перечисленных, в состав таможен могут входить кримина­листические и оперативно-розыскные подразделения.

Еще по теме 10.2. «Правоохранительный блок» в таможенных органах Российской Федерации:

  1. Глава 1. ПОНЯТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. СУММЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, УПЛАЧЕННЫЕ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. Глава 12. СУММЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, УПЛАЧЕННЫЕ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. Под ред. В. П. Божьева. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, - 400 с., 2002
  5. Глава 12. Правоохранительные органы Российской Федерации
  6. Глава 10. Основы правоохранительной службы в Российской Федерации
  7. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2003
  8. Акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
  9. Поляков М.П., Федулов А.В.. Правоохранительные органы Российской Федерации. Краткий курс лекций. 4-е изд. - М.: - 164 с., 2009
  10. Административно-правовое обеспечение судебной власти и иных видов правоохранительной деятельности в Российской Федерации
  11. Указ президента РФ «о порядке опубликования и вступления в силу актов президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»
  12. 5. Роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в содействии становлению системы ипотечного жилищного кредитования
  13. 4. РАСХОДЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖБЫ ГАЗОСПАСАТЕЛЕЙ, РАСХОДЫ НА УСЛУГИ ПО ОХРАНЕ ИМУЩЕСТВА, ОБСЛУЖИВАНИЮ ОХРАННО-ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ УСЛУГ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ И ИНЫХ УСЛУГОХРАННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНОЙ ПРИ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ Р

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право -

В России продолжается экономический кризис. Он влияет как на бизнесменов, так и на государственных служащих. Государству следует экономить деньги, поэтому оно сильно сокращает штат государственных работников. Также всем интересно, будут ли понижать зарплату государственным служащим. Несколько лет назад всем было интересно,. Из-за сложной экономической ситуации всем теперь интересно, что будет с зарплатой таможенников. Об этом в нашей статье.

Общие сведения

Долгое время работа таможенника считалась очень престижной. Однако зарплата многих не радовала, поэтому правительство планировало увеличение зарплаты таможенникам в 2017 году в России. Из-за экономической нестабильности все зависло в воздухе.

Таможенная служба - это специальная исполнительная структура власти. Она занимается вопросами регулирования товаров, которые ввозятся на территорию РФ. Таможенники также ведут борьбу с преступниками-контрабандистами, которые переправляют через границу запрещенные товары. Особое внимание уделяется наркотических веществам. Через РФ проходит несколько незаконных наркотических дорог, по которой преступники транспортируют героин из Афганистана в страны Европы. У преступников большие связи. У них много денег, что позволяет им подкупать большое количество государственных служащих. Если ставка таможенника на 2017 год в РФ понизится, то многим государственным служащим, чтобы прокормить свою семью, придется идти на преступления. Поэтому все надеются, что случится повышение окладов таможенникам в России; последние новости говорят, что это возможно.

Вокруг профессии таможенника существует большое количество мифов. Самый главный - это убежденность большого количества людей, что таможенники - это очень подлые люди, которые хотят вытянуть из людей последнюю копейку. Из-за этого многим работникам таможни приходится жить в условиях постоянного стресса. У многих из них бывают нервные срывы, которые плохо заканчиваются.

Какой оклад у таможенников сегодня?

Таможенниками работает большое количество людей. Эти работники могут похвастаться умеренно высокими зарплатами, а также большим количество дополнительных льгот и социальных гарантий. Сейчас средняя зарплата служащего таможни составляет около 30 тысяч рублей. Младшие работники получают около 20 тысяч, старшие - 50 тысяч и даже выше. Уровень зарплаты зависит также от участка границы, который контролируют таможенники. Так таможенники на границе с Финляндией получают намного больше, чем таможенники, которые работают на Дальнем Востоке. Этот уровень зарплат обеспечивает таможенникам достойную жизнь (например, врачи и учителя зарабатывают на порядок меньше).

И это кажется многим несправедливым, поскольку и таможенники, и врачи с учителями заканчивали высшие учебные заведения, проходили сложную трудоемкую практику. А на выходе учитель получает небольшой оклад, а таможенник очень большой. Почему так? Нужно понимать, что государство не может всем сделать высокие зарплаты. Поэтому ему приходится выбирать, кому платить больше, а кому меньше. На данном этапе развития России чиновники отдают предпочтение таможенникам, поскольку из-за обострения экономической войны с западными странами приходится надеяться на то, что таможенников нельзя подкупить. Сделать это возможным можно только при помощи высокой зарплаты вкупе с серьезным уголовным наказанием, если таможенник все же нарушит свой долг.

Что думают в правительстве?

В правительстве постоянно идут переговоры о повышении зарплат государственным служащим. Напомним, что плановое повышение зарплат проходит по принципу индексирования. Что это такое? Каждый год в оборот уходит все большее количество бумажных денег. Из-за этого деньги обесцениваются. То есть за 1.000 рублей в этом году можно купить гораздо больше, чем за те же деньги в следующем году. Это явление называют инфляцией. Чтобы минимизировать вред от инфляции, государство проводит индексацию. Индексация - это денежная надбавка, которая определяется исходя из уровня инфляции. Иначе говоря, если за год деньги обесценились на 3 процента, то правительство должно увеличить зарплату на те же 3 процента, чтобы человек мог купить себе за новую сумму денег ту совокупность вещей и услуг, к которой он привык.

Экономисты считают, что уровень инфляции составит около 5 процентов. Поэтому индексация заработных плат таможенников составит ровно 5 процентов. Однако нужно помнить, что чисто физически едва ли возможно подсчитать то количество денег, которое находится в обороте (а ведь многие люди не хранят свои деньги в банке, отдавая предпочтение домашним "заначкам"). По этой причине существует небольшая разница между реальным уровнем инфляции и ожидаемым. Было замечено, что реальный уровень инфляции обычно выше ожидаемого на 1-2 процента. Проблема несоответствия реального и ожидаемого уровней инфляции очень важна, поскольку нам правительство часто говорит, что оно выполняет все свои социальные гарантии. Однако это не выполняется, так как реальная инфляция всегда несколько выше уровня индексации.

Будет ли сокращение?

Также многих людей волнует, а будет ли сокращение таможенников в 2017 году. Этот вопрос очень важен. Государству, чтобы выжить в сложных экономических условиях, приходится урезать социальные расходы и зарплаты. Также государство может уволить часть своих сотрудников, чтобы пустить сэкономленные деньги на что-то более важное. В случае сокращения штата первым делом сокращают высшее руководство и низшее, средний штат оставляют без изменений. Однако в этом году многие депутаты в парламенте поговаривают о новом схеме, согласно которой многие штаты будут расформированы, но работников не будут увольнять полностью, а переведут либо в средний штат, либо на смежные работы. Например, существует проект, согласно которому часть таможенников будет переведена в штат пограничной службы.
Также чиновники планируют провести сокращение льгот, а также ввести поощрительную систему оплаты труда. И это вполне разумно - если человек работает хорошо, ему нужно выдать премию поверх оклада. Если человек работает плохо, его нужно понизить в должности и не выдавать никаких премий. Если плохой работник и после такого наказания будет плохо работать, его придется уволить.

Вывод

Профессия таможенника - важная государственная служба. Цель этой профессии - защищать страну от ввоза незаконных товаров. Особое внимание уделено борьбе с ввозом наркотиков, поскольку через Россию проходит несколько наркотических дорог из Афганистана в Европу. Чтобы чиновник хорошо работал, ему нужно платить хорошую зарплату. Поэтому будет прибавка к зарплате таможенникам в 2017 году в России. Она будет равна уровню ожидаемой инфляции, которая составляет 5%. Впрочем, не все так гладко. В правительстве поговаривают, что часть таможенников могут уволить. Причина проста - государство находится в сложной экономической ситуации, поэтому ему приходится экономить на всем. Также планируется урезать часть льгот.

Глава ФТС Владимир Булавин / Фото: kazanreporter.ru

Когда таможня и бизнес перестанут давить друг на друга? Требуется ли обособление правоохранительного блока и "контрразведки" Федеральной таможенной службы? Как таможня будет дальше отлавливать санкционные товары и зачем создается Таможенный комитет стран БРИКС?

На эти и другие вопросы "Российской газеты" в первом интервью для прессы на посту руководителя Федеральной таможенной службы ответил Владимир Булавин.

- Владимир Иванович, на новом рабочем месте вы почти уже сто дней. Какие приоритеты себе определили?

Владимир Булавин: Задача номер один - экономическая безопасность и экономическая устойчивость, они связаны с повышением собираемости платежей в федеральный бюджет.

Вторая по важности задача - улучшение делового инвестиционного климата, создание комфортных условий для бизнеса. Кадровое укрепление, противодействие коррупции тоже важны для системы.

Кроме того, дальнейшее развитие таможни напрямую связано с бурным развитием телекоммуникационных и информационных систем. Уже сделано немало: российская таможня стала "электронной" и будет дальше развиваться в этом направлении.

«Открытие "зеленого коридора" с КНР и Индией реально в ближайшие один-два года, с Израилем - до конца 2016 года»

- Будет ли в ФТС продолжена политика упрощения процедур для добросовестных участников?

Владимир Булавин: Будет. Уже сейчас выделен "белый сектор" - сектор с минимальными рисками. Участники внешнеэкономической деятельности, которые в него входят, подают 44 процента деклараций и перечисляют 58 процентов таможенных платежей в федеральный бюджет. Хотелось бы, чтобы этот сектор расширялся. Но согласитесь, это зависит не только от таможенных органов, но и от бизнеса.

- А остальной сектор, получается, "серый"?

Владимир Булавин: Я бы не называл его серым. Поясню. Есть автоматизированная система.

Она сама по ряду объективных критериев, а их несколько десятков, отбирает участников "белого сектора" вне зависимости от чьего-либо субъективного мнения. В ближайшее время мы продолжим градацию участников внешней экономической деятельности. Хотим выделить три категории - с малой степенью риска, средней и высокой. Тогда для каждой категории можно будет дифференцировать меры контроля.

- Трюки, которыми пользуются контрабандисты, известны - лжетранзит, хитрые схемы, подмена документов...

Владимир Булавин: Вопросы по корректировке таможенной стоимости возникают регулярно. Важный рычаг, который у нас есть, - система управления рисками. Мы корректируем порядка 8 процентов импортных деклараций по фактам занижения таможенной стоимости. Это очень много, 128 тысяч деклараций.

Должен сказать, правоохранительный блок активно работает по пресечению незаконных схем. В этом году, по оперативной информации, ФТС возбудила свыше 1900 уголовных дел. Более 90 процентов преступлений выявляется при оперативно-разыскной деятельности. Противодействие внешнеэкономической и трансграничной преступности идет в тесном взаимодействии с ФСБ, МВД, Генеральной прокуратурой, Центральным банком, зарубежными таможнями.

В поисках двух триллионов

- Год назад в Госдуме озвучили потери бюджета из-за неучтенного импорта на два триллиона рублей.

Владимир Булавин: По заключению компетентных органов, те расчеты по "серому" импорту не в полной мере соответствуют действительности, выводы на их основе не совсем корректны.

С рядом зарубежных стран, в частности с Китаем, у России несколько лет назад действительно были существенные расхождения в статистике, но это объясняется разными методиками. Сейчас расхождения уменьшены, составляют плюс-минус 5 процентов. По расчетам Банка России, расхождения по экспорту не превышают пять процентов, по импорту - шесть процентов. Это близко к данным таможенной статистики. Когда двумя методами получается один результат, вряд ли это совпадение.

«Санкционные товары идут в Россию не только через Казахстан и Белоруссию, но и через Армению, Азербайджан»

- Муссировались слухи, что реорганизация таможни требует обособления правоохранительного блока, увеличения полномочий?

Владимир Булавин: На мой взгляд, такая модель будет менее эффективной. Правоохранительный блок должен работать вместе с блоком таможенного оформления и контроля.

Если мы их обособим, сразу возникнут межведомственные стыковые вопросы, усложнится обмен информацией, формализуется взаимодействие. Это облегчило бы жизнь нечистым на руку.

- Вы начали свои первые дни на таможенной службе с посещения таможенных управлений в регионах. Почему?

Владимир Булавин: Я преследовал две цели. Во-первых, познавательную, поскольку нужно было увидеть работу таможни на всех уровнях. Во-вторых, для меня очень важно было на практике понять функционал таможенных управлений, таможен, таможенных постов. У нас 85 таможен, 552 таможенных поста в одиннадцати часовых поясах, от Юга до Крайнего Севера. Не везде ситуация одинаковая. В морских портах, с учетом объемов грузооборота, обстановка сложнее, чем в Приволжье или на Урале. Я уже был практически во всех регионах.

- Какие выводы?

Владимир Булавин: Таможенная служба - это сложная система, от эффективности работы которой зависят экономика, качество жизни в нашей стране, социальное самочувствие граждан.

Понятно, что все основные задачи, которые стоят перед Федеральной таможенной службой, претворяются в жизнь "на земле". И потому от того, как сработает инспектор на таможенном посту, зависит качественное выполнение планов, стратегий, "дорожных карт", решений правительства.

Каждого таможенного инспектора мы должны вооружить технически, чтобы он мог получать сведения из различных баз данных и в кратчайшие сроки принимать решение по тому или иному вопросу. От того, как сработает инспектор, складывается имидж российской таможни в целом. Автоматизация таможен играет ключевую роль и при передаче полномочий по госконтролю на границе, и при присоединении к общим процессам работы с Евразийской экономической комиссией, и при налаживании информационного обмена с таможенными службами иностранных государств.

Таможня плюс налоговая

- Скоро год, как ФТС и ФНС взаимодействуют под эгидой минфина. Какие плюсы?

Владимир Булавин: Растет эффективность работы. По большому счету, взят курс на создание единых механизмов прослеживаемости, прозрачности товарных потоков с момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и до момента продажи потребителю. Задача непростая, но достижимая, к 2018 году.

- Почему непростая?

Владимир Булавин: Нужно связать воедино данные информационных систем разных служб. Только у нас таких систем около 80. Взаимодействие с налоговиками по увеличению собираемости налоговых и таможенных платежей выстраивается конструктивно. План включает и работу аналитиков, и совместные проверки после выпуска товаров.В этом году за 9 месяцев провели 514 таких проверок. Из них 213 скоординированных контрольных. Доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на полтора миллиарда рублей, довзыскано в бюджет более полумиллиарда рублей, возбуждено более шестисот дел об административных правонарушениях и более семидесяти уголовных дел.

- Сколько в стране сейчас таможенников? Оптимален ли штат?

Владимир Булавин: Сейчас штатная численность таможен - 58 тысяч человек, если считать с водителями, уборщицами и прочими работниками.

У нас есть кадровый резерв, мы планируем рост сотрудников, и это для них - важный стимул. Ротация руководящего состава - плановая. В этом году 400 руководителей переназначены на другие должности. Жизнь течет, одни люди уходят, другие приходят.

У таможни есть своя "контрразведка", которая занимается вопросами противодействия коррупции с упором на профилактику.

Бизнес: путь навстречу

- Когда планируете встретиться с бизнесом?

Владимир Булавин: Диалог уже налажен. Созданы специальные площадки для обмена мнениями. Есть Экспертно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России, который я недавно возглавил. Месяц назад мы встречались с членами совета. В него входят представители российского бизнеса, участники внешнеэкономической деятельности, руководители ФТС. Мы успешно обсудили ряд актуальных вопросов. На прошедшем недавно съезде "Деловой России" подписали Соглашение о поддержке несырьевых компаний-экспортеров, то есть сделали еще один шаг навстречу бизнесу.

Есть также Общественный совет при ФТС России. Его возглавляет один из бывших руководителей таможенной службы, Лозбенко Леонид Аркадьевич. Он хорошо знает и таможню, и бизнес. Я надеюсь на дальнейший конструктивный диалог.

- О чем говорили с предпринимателями? Какие насущные темы поднимали?

Владимир Булавин: Говорили о многом, в том числе, что таможенная сфера - это дорога с двухсторонним движением, путь навстречу друг другу. Таможня стремится к тому, чтобы обеспечить максимальные комфортные условия для бизнеса. Для этого внедряет новые информационные технологии, сокращает время оформления, оптимизирует расходы. А бизнес должен демонстрировать дисциплину в таможенных вопросах. Это важная государственная сфера, где правила определяются правительством, а таможня контролирует, как бизнес их соблюдает.

- А с иностранным бизнесом планируете отдельные встречи?

Владимир Булавин: Я готов лично встречаться по мере необходимости.

С представителями зарубежных инвесторов и компаний, которые работают в России, диалог также налажен. О деловом климате мы знаем не по рейтингам, а от представителей крупных корпораций. На недавнем заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям под председательством премьера правительства мы с иностранными предпринимателями обсудили разные вопросы, в том числе упрощение идентификации зарубежных товаров в продуктах переработки. Многие наши предложения поддержаны.

- В этом году ФТС России исполняется 25 лет. Ваши пожелания личному составу?

Владимир Булавин: Крепкого здоровья, дальнейших успехов на службе Отечеству! И чтобы в семьях было все благополучно.

Перспективы

В этом году откроют "зеленый коридор" с Израилем

- Импорт товаров в Россию через страны - партнеры Евразийского союза растет. Бизнес, правда, предпочитает ввозить товары через Казахстан и Беларусь, так как российская таможня более тщательно контролирует и корректирует стоимость товаров в сторону увеличения для собираемости платежей? Это так?

Владимир Булавин: Что касается контроля таможенной стоимости, то различия между государствами - членами Евразийского экономического союза отсутствуют. Принципы контроля едины. Мы с нашими коллегами и партнерами пользуемся одним документом - Таможенным кодексом. Надеемся, что в этом году у нас появится новый Таможенный кодекс ЕАЭС, над которым мы долго работали. В нем одинаковые подходы к определению таможенной стоимости.

А дополнительный фактор, влияющий на рост импорта через страны ЕАЭС, - наша политика в отношении санкционных товаров из стран ЕС и Украины. Их потоки идут не только через Казахстан и Беларусь, но и через Армению, Азербайджан. Мы вынуждены держать на наших административных границах специальные мобильные группы, которые отлавливают запрещенные товары.

- Мобильные группы продолжат работу?

Владимир Булавин: Да, они показали свою эффективность. Таможенники там работают бок о бок с коллегами из других контролирующих органов.

- У Федеральной таможенной службы открыты представительства в зарубежных странах, даже в Латинской Америке. Для чего они нужны? Откроются ли новые?

Владимир Булавин: У России таможенные представительства и представители работают в 20 странах на трех континентах. Открытие новых не предполагается, а прежние останутся. Они играют важную роль в зарубежных связях по таможенной линии и много работают с предпринимателями.

Российская таможня поддерживает международные связи с 67 странами, в том числе в формате межправительственных соглашений. Есть и формат СНГ, ЕАЭС, БРИКС.

Во время саммита глав государств в Индии Россия подписала соглашение о создании Таможенного комитета стран БРИКС. Сейчас предполагается разработка плана по обмену информацией по перемещаемым товарам и транспортным средствам, по взаимному признанию результатов таможенного контроля, единым условиям создания "зеленых коридоров", обмену статистическими данными.

- У нас пока со странами БРИКС нет "зеленых коридоров"?

Владимир Булавин: Пока нет. Но из стран БРИКС мы хорошо в этом направлении продвинулись с нашими индийскими партнерами, с таможенниками из Китая. Реально запустить "коридоры" в 2017-2018 годах.

До конца этого года, я надеюсь, будет достигнута договоренность о "зеленом коридоре" с Израилем. "Зеленый коридор" - это прозрачность перемещаемых товаров и обмен информацией с коллегами. На таможнях при этом не возникает вопросов ни по сомнительной таможенной стоимости, ни по стране происхождения, ни по поддельным сертификатам.

- Владимир Иванович, а какие планы по интернет-торговле?

Владимир Булавин: Объем международных почтовых отправлений с товарами по сравнению с 2014 годом увеличился в два раза, до 143 миллионов посылок на сумму 220 миллиардов рублей, почти четверть триллиона. Настала необходимость проанализировать эти процессы.

Статистика

Доля импорта продовольственных товаров в январе-августе 2016 года составила 13,7 процента, что на процент больше, чем год назад.

Снизились поставки говядины, рыбы, сыров и творога, цитрусовых на 6,6-19 процентов.

Зато доля экспорта выросла на 2 процента. Самая большая прибавка в поставках оказалась у молока и сливок - почти на 80 процентов.

Биографическая справка

Владимир Иванович Булавин, руководитель Федеральной таможенной службы

Родился 11 февраля 1953 года в Липецкой области. В 1975 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне Московский университет путей сообщения), в 1979 году - Высшую школу КГБ СССР (ныне Академия ФСБ России).

С 1977 года - в органах государственной безопасности. С 2006 года - заместитель директора ФСБ России - руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета.

28 июля 2016 года назначен на должность руководителя Федеральной таможенной службы.

Кандидат юридических наук. Женат, двое детей.

МОСКВА, "Российская газета"
12

Правоохранительный блок традиционно занимает важное место в структуре таможенных органов. Какие тенденции прослеживаются в его сегодняшнем развитии? С какими проблемами приходится сталкиваться? Как можно повысить эффективность работы правоохранительных подразделений? Об этом рассказывает заместитель руководителя ФТС России Николай Волобуев.

Николай Анатольевич, современная концепция развития таможенных органов исходит из презумпции добросовестности участников ВЭД. Подтверждается ли этот посыл практикой?

Как показывает уже почти двух летняя практика работы по новой редакции Таможенного кодекса РФ, большинство участников ВЭД нацелились на работу в правовом поле. К сожалению, на фоне возрастающего товарооборота количество недобро совестных предпринимателей не снижается. Вряд ли здесь можно назвать точные цифры: мы фиксируем только конкретные случаи неисполнения законодательства.

- Меняется ли структура правонарушений в области таможенного дела?

Структура преступлений и правонарушений меняется соответственно социальному и техническому прогрессу. Модернизируются старые и появляются новые способы ухода от таможенных платежей: под мена товаросопроводительных документов, сокрытие товаров от таможенного контроля, использование двойного комплекта документов, создание фирм-однодневок.

Это характерно для нашей страны и стран СНГ, а на Западе недостоверное декларирование - архаичное правонарушение в силу значительного развития технологий оформления и контроля, внедрения информационных технологий и экономической невыгодности нелегальных способов ведения бизнеса. Основная правоохранительная работа там связана с пресечением контрабанды -провозом запрещенных товаров, товаров двойного назначения, оружия, взрывчатых веществ, наркотиков.

У нас иная ситуация, и роль правоохранительного блока в структуре таможенных органов объективно возрастает. Правоохранительные подразделения, которым в соответствии с законом разрешено проводить оперативно-розыскные мероприятия, имеют возможность своими методами не только выявлять нарушения закона, но и предупреждать их.

Идущая сейчас модернизация таможенных органов, внедрение электронного декларирования и применение информационных технологий также наносят удар по традиционным способам нарушений таможенных правил и имеют правоохранительную составляющую в своей основе.

Сейчас в большей степени обращают внимание на экономическую эффективность таможни. Какие при меры говорят, что таможенный закон по-прежнему нуждается в защите силой?

Защищать таможенное законодательство с применением оружия и специальных средств таможенника ми приходится в основном вне пунктов пропуска через государственную границу и вне мест таможенного оформления. В 2004 году оружие применялось сотрудниками СОБРа одиннадцать раз, все они прокурату рой были признаны правомерными. В этом году оружие также неоднократно применялось для задержания транспортных средств при попытках пересечения границы.

- Как перестраивается работа правоохранительного блока в рамках административной реформы?

С самого начала одной из главных задач была кадровая политика, очищение таможенных органов от недобросовестных сотрудников и воспитательная работа.

Мы в первую очередь обратили внимание на правоохранительный блок с точки зрения как соблюдения законодательства и уважения к закону в целом, так и специфических методов работы, связанных с законом об оперативно-розыскной деятельности. Особое внимание было уделено кадровой составляющей, смене отдельных руководителей правоохранительного блока. В первую очередь, в Управлении собственной безопасности, главная задача которого - борьба с коррупцией. Наверное, было бы большой ошибкой считать, что процесс завершен.

С другой стороны, не стоит огульно охаивать сотрудников таможенной службы. Проработав год и несколько месяцев в таможенной системе, могу сказать: мое мнение изменилось в лучшую сторону. Здесь служит много порядочных, достойных и добросовестных людей, настоящих профессионалов своего дела.

Но надо обратить внимание и на то, что у нас по сравнению с прошлым периодом увеличилось количество уголовных дел, возбужденных против таможенных сотрудников и служащих. С одной стороны, безусловно, эффективнее стали работать подразделения собственной безопасности, а с другой, к сожалению, уровень взяточничества и должностных преступлений не становится меньше. Отмечу, что работа по выявлению злоупотреблений должна вестись предметно, не задевая интересы добросовестных таможенников и участников ВЭД, без привнесения элемента всеобщей подозрительности. Не дай Бог, мы какими-то действиями обидим достойного человека. В этом смысле закон об оперативно-розыскной деятельности стоит на страже интересов добросовестного служащего, позволяя эту работу вести конспиративно, не нарушая нормального хода вещей и уважая устои коллектива.

-И участника ВЭД, очевидно...

Мы исходим из того, что государство должно получать сполна с тех участников ВЭД, которые нарушают закон. Когда в основании правонарушения нет злостных намерений, для нас важно, чтобы своевременно были уплачены таможенные платежи и штрафы. К такому участнику ВЭД мы относимся достаточно лояльно и рассчитываем, что он извлечет урок из дела об административной ответственности. Есть и другие случаи - когда откровенную контрабанду участник ВЭД пытается выдать за случайное нарушение таможенных правил. Здесь мы должны выступать с жестких позиций и требовать незамедлительного исполнения законодательства.

В июне этого года Всемирная таможенная организация утвердила стандарты безопасности, принятые большинством таможенных администраций мира. На первый план выходит предварительное уведомление, электронное декларирование, работа по профилям риска. Говоря простыми словами, профиль риска - это информация о возможных признаках нарушения таможенного законодательства. Здесь мы до сих пор определяем, где должно быть место правоохранительного блока, а где -иных подразделений. Я убежден, что Главное управление по борьбе с контрабандой в своей работе прежде всего должно опираться на закон об оперативно-розыскной деятельности. Моя позиция: анализом и управлением рисками должно заниматься прежде всего ГУОТК, а ГУБК, оперативные таможни на основе получаемой оперативной информации обязаны помогать формировать профили риска.

Какова в этой связи должна быть роль правоохранительных подразделений в системе анализа и управления рисками?

Инспектор должен знать профили риска и осуществлять работу по ним на таможенном посту при оформлении товара. Сотрудник правоохранительного подразделения должен подключаться, когда в соответствии с профилем риска выявлены признаки правонарушения. До этого момента оперативник не должен вмешиваться в нормальный процесс таможенного оформления.

Сейчас завершается работа над программным обеспечением, которое позволит по локальной сети замкнуть таможенные посты, таможни, региональные управления и центральный аппарат. Это позволит своевременно передавать информацию из ГУОТК в ГУБК и оперативные таможни, которые могут организовать проверку эффективности профиля риска. Без современных информационных технологий мы погрязнем в бумаготворчестве.

С другой стороны, с чего начинается оперативно-розыскная деятельность? С получения упреждающей информации о возможном нарушении закона. На Западе даже появился термин: таможенная разведка. В этом смысле работа с профилями риска также связана с получением упреждающей информации, которую надо перепроверять. ГУБК, как я уже сказал, должно заниматься не формированием профилей риска, а давать информацию, где по каким-то причинам наметилось слабое звено - среди участников ВЭД, на складах временного хранения, по конкретным направлениям ВЭД, по конкретной номенклатуре товаров. Формирование профиля риска производится путем анализа документов подразделениями ГУОТК, а оперативные подразделения могут и должны участвовать в этой работе предоставлением упреждающей информации.

Далее их черед наступает, когда таможенный инспектор убедился, что профиль риска работает: в одиночку инспектору сложно выявить всю совокупность признаков преступления и процессуально грамотно их зафиксировать.

Николай Анатольевич, вы отметили, что меняется криминологический облик преступности в области таможенного дела. Как служба борется с общими причинами, а не частными проявлениями?

Действующий сейчас кодекс более демократичен, таможенное оформление более либерально, время на таможенное оформление сокращено, на первый план выходит работа с высокими технологиями, электронное декларирование, анализ рисков, предварительное уведомление и получение упреждающей информации. Поэтому большое значение имеет обмен информацией со странами, с которыми у нас подписаны соответствующие соглашения. Эта работа, требующая тщательной проработки, сейчас идет с Финляндией, Китаем.

Например, китайская статистика показывает, что экспорт в Россию перешагнул 20 миллиардов долларов. Наша статистика показывает данные на 6 миллиардов меньше. Я задавал торговому атташе Китая вопрос, как так может быть. Он отвечает: у вас плохо работают таможни.

Да, у нас есть проблемы, но у стены всегда есть две стороны. Китайские таможенники оформляют тот товар, который действительно загружен в контейнеры. Затем уже на нашей территории идет подмена документов, инвойсов и так далее. Цену этой проблемы показывает разница данных двух официальных статистик. Если мы хотим решить проблему, контакт таможенных администраций должен быть подкреплен контактами и обменом информацией соответствующих правоохранительных служб.

Субъективным препятствием, полагаю, в этом вопросе являются определенные опасения, что предварительное информирование сделает северный рынок менее привлекательным для китайских экспортеров. А Россия потребляет в огромном количестве продукцию мелкого и среднего производителя и взамен дает валюту, которая нужна Китаю для дальнейшего продвижения вперед.

Конечно, меняется криминология внешнеэкономической сферы, придумываются различные ухищрения, в том числе с использованием информационных технологий. У нас сейчас вводится электронное декларирование, к 2008 году этот процесс необходимо завершить. Электронная информация может быть легко проверена и проанализирована на любом этапе. Но под эту схему работы, по нашим данным, уже подстраиваются некоторые умельцы и готовятся ее обойти. У нас уже были случаи, когда компьютерная информация не доходила до органа, который должен был ее контролировать.

Мы много говорим о добросовестных и недобросовестных участниках ВЭД, но надо обратить внимание и на тех, кто работает в так называемом около таможенном бизнесе и по-прежнему заинтересован в получении прибылей, которые не вмещаются в разумные пределы. На Западе, например, 20 процентов считаются хорошей прибылью в около таможенном бизнесе. У нас даже сто для некоторых мало, подавай тысячу. Отсюда огромная заинтересованность в том, чтобы правдами и неправдами обойти таможенный контроль. Руководитель фирмы, имеющей внешнеэкономические связи, в большей степени заинтересован в стабильности своего бизнеса, а не в сверхприбыльности отдельных внешнеторговых операций. У него о производстве и сбыте голова болит, а не о том, как придумать очередную аферу.

- Что вы можете противопоставить этому творчеству?

Подготовленный кадровый состав - с точки зрения отношения к делу, ответственности и порядочности, и вместе с тем высокопрофессиональный, обученный, умеющий работать на уровне современных технологий. Это - задача и общая, организационно-управленческая, и конкретная, индивидуально-личностная. Так, в УСБ мы недавно создали подразделение, которое занимается, в том числе, анализом информационной безопасности. Пока серьезных проблем мы не выявили. Значит, нам удалось в данном случае сработать на опережение.

Второй аспект - личность оперативного сотрудника. Любой оперативный работник, приходящий на работу в таможенные органы из федеральной службы безопасности, из органов прокуратуры, из института правоохранительной деятельности РТА, нуждается в том, чтобы вникнуть в таможенную специфику - каким бы опытным он ни был. Мне самому, контрразведчику с тридцатилетним стажем, пришлось взять учебники и разбираться в тонкостях таможенного оформления. Этими вопросами оперативный работник должен владеть, иначе он не сможет понять, где ждать недостоверное декларирование или контрабанду. Соответственно, мы должны организовать профессиональную подготовку для тех, кто осуществляет оперативно-розыскную деятельность в области таможенного дела.

Третий аспект - организация работы оперативного работника. Принципы, методы, силы и средства - это все прописано в законе об оперативно-розысной деятельности. В том числе и вспомогательный аппарат. Я вам прямо скажу: это - агентура, никуда мы от этого слова не денемся. За последний год мы сократили агентурный аппарат на 70 процентов: это был балласт, сплетники, а не помощники. Нам не нужны стукачи, нам нужны честные люди, информация которых защищает интересы государства. По каким-то причинам кто-то не может открыто заявить о том, что видит каждый день, но в разговоре с нашим сотрудником он сообщает очень полезную информацию, которая становится основой для дальнейшей оперативной работы. Поверьте, у нас немало людей, которые болеют за будущее России и готовы помогать правоохранительным подразделениям.

-Как такие люди выходят на кон такт с вашими сотрудниками?

Вы спрашиваете о телефонах доверия? Да, порой эта форма оказывается очень действенной. Но профессионализм оперативника, в частности, в том заключается, что бы, общаясь с коллегами, видеть, кто болеет за дело, а кто ищет в этом деле лазейку. Кстати, тех, кто лазейку ищет, также можно привлекать к сотрудничеству, но это уже называется профилактикой правонарушений и имеет иную мотивацию.

Мы сейчас собираемся открыть на интернет-сайте горячую линию. По опыту предыдущей работы знаю, что она может быть очень эффективной. Бывает, человек попал в определенные обстоятельства, слава Богу, не преступил закон, но не знает, как от этого освободиться, очистить душу и вернуться на нормальный путь жизни.

В дальнейшем мы установим специальный телефон, куда может позвонить любой участник ВЭД в любой момент, хоть ночью. С этим телефоном должны работать и Управление собственной безопасности, потому что по нему могут сообщать о фактах взяточничества или вымогательства, и Главное управление по борьбе с контрабандой, потому что может поступать информация о признаках контрабанды или недостоверного декларирования.

- Как меняется организация работы сотрудника правоохранительного блока?

Начинать надо с конкретного участка работы оперативника. У меня сложилось впечатление, что работа по линии ГУБК и оперативных таможен строилась в режиме ожидания: если где-то выявлены нарушения в ходе досмотра - тогда оперативная таможня вступала, засучив рукава. Однако работа должна строиться системно. Должны быть расставлены вехи и указатели, как на дороге, от анализа предварительной информации и выстраивания схемы получения сигналов о возможных правонарушениях до прогностической оценки развития ситуации.

И конечно, четкая постановка задач. Возьмем, к примеру, борьбу с наркотиками, которой занимаются различные службы. На всех уровнях я говорю: в нашей стране наркотики в массовых масштабах не производятся, к нам они попадают из-за рубежа. Роль таможни - не пропустить наркотики в страну. Именно на это и ни на что другое должна быть направлена деятельность соответствующих подразделений. Внутри страны искать наркотики - это функция иных служб, не надо их подменять, каждый должен знать свои задачи в рамках действующего законодательства.

Каждый же оперативный работник должен знать свой маневр в рамках общей задачи, определенной таможенным законодательством. В этой связи мы подумали о введении формализованной еженедельной отчетности, по примеру иных служб. Сначала сопротивление было страшное, дескать, наш оперативник не сможет, времени не хватит и так далее. Как это не хватит времени? Нередко в шесть часов уже никого нет на месте.

Я предложил ввести формализованную справку-отчет о работе за неделю по конкретным позициям: какова оценка оперативной обстановки, какие новые моменты оперативник видит на своем участке с точки зрения таможенного оформления, какие выявлены признаки контрабанды, какие данные он передал для формирования профилей риска и так далее. Этот мобилизующий, организующий и отчетный документ не только дисциплинирует оперативного работника по формальным признакам, но и помогает расставить приоритеты, организовать рабочее время для выполнения главных задач.

Учитываете ли вы в борьбе с негативными явлениями материальные условия и моральный климат в таможенном коллективе?

Как и пограничники, таможенники стоят на границе. И как все люди, они подвержены влияниям, просьбам больших людей, соблазнам. Есть много желающих сыграть на этих соблазнах, чтобы создать для себя послабления, особые условия. Мы постоянно на переднем фронте, мы в постоянной борьбе и сами с собой, и с внешними силами. Мы - на линии борьбы с настоящим врагом, которого мягко называем недобро совестные участники ВЭД. Некоторые из них являются закоренелыми преступниками. Некоторые рядятся в овечью шкуру, ссылаются на благотворительность: дескать, мы фонд поддерживаем, ветеранам помогаем, а вы нас...

Конечно, таможеннику сегодня материально тяжело работать. Президент и правительство понимают эти проблемы, идут навстречу. Я имею в виду повышение жизненного уровня таможенников. Хотя нужно понимать, что уровень доходов - не панацея от всех бед. Немало примеров, когда состоятельные люди идут на преступления, связанные со взяточничеством и коррупцией. Таков бывает психологический склад у человека - имея много, хочет получить непомерно много.

Но в целом убежден, что повышение уровня зарплаты - это мера, которая позволит профессионалу держаться за службу. Для большинства сотрудников, которые в своей массе честны и порядочны, уменьшится соблазн отойти от профессиональной этики.

Второе - это профилактическая и воспитательная работа. У нас этой работой никто не занимается: во всяком случае, за год я не увидел системы в работе Управления кадров по этому направлению. В прежние времена, плоха или хороша, система воспитательной работы действовала. Потом ее поломали, ничего не предложив взамен, кроме церкви. Но больше половины таможенников в церковь не ходят. Поэтому надо придумывать что-то свое. Возможно, используя традиции таможенной службы, одного из старейших институтов государства, надо морально заинтересовывать людей, показывать перспективность и благородство профессии.

В этой связи считаю, что тон должны задавать сотрудники правоохранительного блока. Они каждый день сверяют свои действия с нормой закона - об оперативно-розыскной деятельности, о службе в таможенных органах, таможенным кодексом. Каждый день на чаше весов у них судьба конкретного человека - участника ВЭД, работника около таможенной сферы, инспектора таможни. Поэтому глубоко убежден: поведение, подход к делу и моральный облик сотрудников правоохранительного блока служат камертоном правосознания в таможенном коллективе. От этого очень многое зависит.

Как работа через общественные организации, в частности, в Клубе военачальников России, помогает решать задачи правоохранительного блока и ФТС России в целом?

Это новая общественная структура, независимая и некоммерческая. Членами клуба являются ветераны-военачальники, представители силовых и правоохранительных структур страны. Президентом клуба избран бывший министр обороны РФ маршал Игорь Сергеев.

Я вхожу в консультативный совет, который взаимодействует с федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Задача клуба - объединить и сохранить профессиональный потенциал высших офицеров в интересах развития гражданского общества, а также вести координационную работу с ветеранскими организациями, которые пока у нас не всегда взаимосвязаны. Это - мощный ресурс кадровой и воспитательной работы. Полагаю, накопленный опыт таможенных ветеранских организаций также будет востребован и учтен в деятельности Клуба военачальников.

Беседу вел Дмитрий Котиков

О важности сохранения правоохранительной функции таможни для государства

Курс на ликвидацию таможни в Украине продолжат воплощать руками МВФ. Пункты об объединении налоговой и таможни в одно юридическое лицо появились в тексте последнего обновленного Меморандума с Фондом. Насколько мне известно, эти предложения были инициированы самой фискальной службой и выдаются международным кредиторам за «решающий» фактор, который якобы поможет украинской стороне лучше администрировать налоги. Фактически ради 1$ млрд подписанты Меморандума выразили готовность окончательно развалить украинскую таможню. Орган, который обеспечил поступление в бюджет более 9$ млрд в 2016 году. А кто в таком случае будет выполнять правоохранительную функцию - остается под вопросом. Ведь таможенная служба Украины – это не только сбор платежей, как представляется большинству ныне власть имущих, это и контроль транспорта, и борьба с контрабандой, и много других функций, которые просто вымрут вместе с ликвидацией таможни, а также превращением ее в «сервисную службу».

Правоохранительная функция

«Сервисная служба» - это вымысел тех же авторов, что в свое время придумали Министерство доходов и сборов. Если мы вспомним, что "Минздох" создавалось с целью аккумуляции власти и ресурсов в одних руках, то сегодня этот курс продолжается - уничтожить таможню, чтобы выбросить этот ресурс из политических договоренностей.

Все товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю - это слова из Таможенного кодекса. Каким будет этот контроль: тотальным или наоборот необязательным, зависит от ступени развития, на которой находится таможенная система государства на определенном этапе.

В развитых европейских странах вы, безусловно, не встретите таможенных инспекторов, которые вас будут «стопорить» в аэропорту и, выражаясь корректно, «поддавать углубленному таможенному досмотру». Там контроль более аналитический. В США же прохождение контроля в аэропорту как раз не самое простое - абсолютно все заполняют декларацию, прямо в зале работают служебные собаки, однако с учетом имеющейся информации инспектора могут пригласить с багажом для более тщательного контроля.

Правоохранительная функция таможни в Украине уже несколько лет неустанно деградирует. Простой пример, не так давно я писал о канале поставки гашиша через территорию Украины. Отсутствие реакции со стороны ГФС на эти факты говорит, в том числе, об институциональной неготовности фискальной службы отвечать на такие вызовы.

Кроме того, в закон об оперативно-розыскной деятельности в свое время была внесена норма, позволяющая проводить ОРД подразделениями Гостаможслужбы по борьбе с контрабандой. Эта норма на сегодняшний день мертва - ОРД есть только у налоговой милиции. Да и это противоестественно - бороться с контрабандой наркотиков и оружия подразделениями налогового направления. Абсурд!

Если взять уголовные дела о контрабанде, в том числе и наркотиков, то из 100 производств, возбужденных ГФС, только 1 заканчивается обвинительным приговором. Что касается административных дел, то тенденция такая, что чем выше стоимость предмета правонарушения, тем выше вероятность того, что нарушитель не понесет наказания.

Можно наблюдать, что смежные службы, например Служба безопасности Украины, довольно часто задерживают наркотические средства и другие предметы контрабанды. И их работа в этом направлении гораздо эффективней. Хотя у таможни в свое время были все ресурсы для результативного отслеживания наркотрафика: это и обмен информацией в рамках правоохранительной компьютерной сети CEN, Интерпола, а также информационной системы Balkan-Info, которая включает сведения о перемещении наркотиков по «Шелковому пути». Однако я не уверен, что сегодня даже эти ресурсы эффективно используются.

Кроме того, сохраняется тенденция к увеличению нагрузки таможни по несвойственным функциям: переписка с гражданами и другими департаментами, формирование и анализ отчетности (а это как раз можно делать, имея необходимые программные комплексы, а не вручную, как это делается сейчас).

Вместо того, чтобы анализировать оперативную обстановку и раскрывать масштабные схемы незаконного перемещения товаров, сотрудники правоохранительного таможенного блока ГФС по сути воспроизводят бюрократию. Но это не оттого, что такие-сякие работники – система больна!

Вследствие объединения налоговой и таможни под эгидой ГФС, правоохранительная функция таможни атрофировалась, а кадровый потенциал был утрачен. Конечно, это все происходит с ведома и при полном попустительстве руководства фискальной службы. А может, и по непосредственной указке.

«Дырявые» границы

То же самое можно сказать о контрабанде леса, янтаря, товаров широкого потребления. Сегодня вопрос обустройства границ Украины очень важен для сохранения и качественного выполнения правоохранительной функции таможни. Начиная с технического обеспечения пунктов пропуска и заканчивая вопросом демаркации границ. Ведь сегодня товары перемещаются с нарушением таможенных правил «по зеленой границе» не только на восточном направлении, но и на границе с ЕС. Особенно сигареты. Что касательно вывоза украинских природных ресурсов, то этот вопрос напрямую связан с коррумпированностью сотрудников таможни и покрывающих их силовиков. Противодействовать контрабанде вообще нужно неразрывно с преодолением коррупциогенных факторов.

Достаточно остро стоит и вопрос по поводу обмена информацией о перемещаемых через границу товарах между таможнями Украины и других государств. Особенно это касается границы со странами ЕС, поскольку оттуда незаконно ввозятся товары с высокой добавленной стоимостью. Тем более что внедрение такого обмена предусмотрено Соглашением об Ассоциации с ЕС. Однако судя по тому, как продвигается хотя бы процесс присоединения к общей транзитной процедуре с ЕС, можно сделать вывод: для руководства ГФС это вопрос непрофильный и не первостепенный.

Будущее правоохранительного блока

Во-первых, необходимы организационные и структурные изменения. Я уже говорил о необходимости структурной автономии таможенной составляющей. Представьте себе, что формируется оперативное мероприятие по противодействию нарушению таможенных правил. Пока приказ на командировку согласуется всеми департаментами (даже непрофильными, которые вообще никакого отношения не имеют к таможенному делу), потенциальные нарушители и их сообщники уже в курсе всех инициатив и заметают следы.

Кроме того, должна быть функциональная автономия и управленческая вертикаль: правоохранительные подразделения на местах – департамент – курирующий заместитель главы ГФС.

Во-вторых, правовой статус сотрудников подразделений по борьбе с контрабандой. Очень тяжело противодействовать нарушителям, когда у тебя правовой статус чуть выше, чем никакой. Я считаю, что это искусственно созданная ситуация, чтобы усилить другие подразделения фискальной службы. Кроме этого, не используется колоссальный ресурс, предоставленный законом об оперативно-розыскной деятельности.

Третье – кадровое наполнение. Опять возвращаемся к вопросу мотивации сотрудников. Только по сравнению с инспектором, который осуществляет таможенный контроль, сотрудник правоохранительного блока еще должен быть готов применить физическую силу, спецсредства, а иногда и оружие. И противостоять не только коррупционным соблазнам, но и психологическому и физическому давлению со стороны криминалитета.

Четвертое – материальные ресурсы. Без денег все разговоры о какой-либо реформе таможенной системы Украины останутся пустыми. Нам нужна полнейшая модернизация. Ведь таможня, по сути, создавалась в середине-конце 90-х годов и поддерживалась все эти годы на плаву. Но особых вливаний из бюджета почти не было (100 млн. грн. в 2012 году и в преддверие Евро-2012). Выручала международная техническая помощь и какие-то точечные инфраструктурные проекты.

За это время пришло в упадок даже то, что было: например, из 300 кинологических команд осталось только 100.

Президент недавно сказал, что в службе фискальных расследований должны работать не накачанные парни, а «ботаны» в белых воротничках. Что касаемо правоохранительного блока таможни, я бы сказал, что все должно строиться на аналитике – это безусловно. Но накачанные парни нужны не меньше. Контрабандисты - это тоже, знаете ли, не всегда мальчики в костюмах с галстуками. А с учетом сегодняшней криминогенной ситуации и наличия массово боевого оружия на руках, мы должны кардинально по-другому взглянуть на функции таможни. В таможенной службе США, к примеру, у каждого аналитика при себе пистолет, а также оружейный стенд в рабочем кабинете на несколько человек.

В работу правоохранительного блока таможни Украины нужно вдохнуть новую жизнь. Конечно, это не будет возможно без кадровых перестановок. Нужен руководитель, который сможет вдохновить коллектив, заручиться их поддержкой, суметь выстроить внешние коммуникации. Но одной сменой табличек на кабинете тоже не обойтись. Должна быть по-другому выстроена система взаимодействия с правоохранительными органами, в частности со Службой безопасности. Кроме того, есть колоссальный ресурс обмена информацией с международными организациями, а также с правоохранительными структурами США: DEA, ICE, CBP и так далее. Только в комплексе все эти мероприятия дадут результат.