Что такое зоны таможенного контроля и для чего они нужны? О порядке принятия решений по созданию временных зон таможенного контроля Как открыть зону таможенного контроля

09.10.2020 Снилс

В целях усиления таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному оформлению, обеспечения безусловного исполнения требований ст. 181 Таможенного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утвержденного приказом ГТК России от 13.07.2000 N 594, Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем, утвержденного приказом ГТК России от 23.03.2001 N 290, писем ГТК России от 12.10.2000 N 01-06/29595 "О зонах таможенного контроля" и от 15.05.2002 N 01-18/18745 "Об организации работы таможенных органов по созданию и использованию зон таможенного контроля" приказываю:
1. Утвердить Порядок принятия решений по созданию временных зон таможенного контроля в регионе деятельности Центрального таможенного управления (далее - Порядок) согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Начальникам таможен (кроме Центральной тыловой):
2.1. Исключить создание временных зон таможенного контроля без достаточных оснований и условий, а также их функционирование после завершения мероприятий, для осуществления которых они создавались.
2.2. Организовать рассмотрение обращений о создании временных зон таможенного контроля.
2.3. Решения о создании временных зон таможенного контроля и прекращении их действия оформлять приказами по таможне.
2.4. Обеспечить направление материалов о создании временных зон таможенного контроля на согласование в службу организации таможенного контроля Управления (далее - СОТК Управления) в случаях, определенных Порядком.
2.5. Представлять в СОТК Управления до 5 числа месяца, следующего за отчетным, информацию согласно приложениям 2-4 к настоящему приказу.
2.6. Организовать на постоянной основе проведение проверок функционирования временных зон таможенного контроля.
При выявлении нарушений таможенного законодательства незамедлительно принимать меры по устранению таких нарушений и информировать СОТК Управления.
3. Начальнику отдела контроля и развития инфраструктуры СОТК Управления В.Г. Онищенко обеспечить:
3.1. Рассмотрение в течение пяти рабочих дней материалов, направленных таможнями, и представление руководству СОТК Управления заключений о создании временных зон таможенного контроля.
3.2. Ведение учета временных зон таможенного контроля, создаваемых таможнями.
3.3. Проведение анализа информации, представляемой таможнями в соответствии с требованиями п. 2.5 настоящего приказа, и представление руководству СОТК Управления предложений о порядке функционирования временных зон таможенного контроля.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Управления - начальника службы организации таможенного контроля Р.С. Мухутдинова.

Начальник Управления
генерал - лейтенант таможенной службы
А.Е. Жерихов

Приложение 1
к приказу Центрального
таможенного управления
от 21 января 2003 г. N 38

ПОРЯДОК
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О СОЗДАНИИ ВРЕМЕННЫХ ЗОН ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ В РЕГИОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО
ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. Зона таможенного контроля - специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
1.2. Временные зоны таможенного контроля (далее - ВЗТК) создаются на территориях, в помещениях, где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, если при проведении такого контроля требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения сохранности таких товаров и транспортных средств, а также беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций.
1.3. Создание ВЗТК для целей осуществления таможенного оформления товаров и транспортных средств вне установленных мест необходимо рассматривать как исключительную меру, применяемую в случаях, когда доставка товаров в места, определенные для их таможенного оформления, невозможна либо затруднена в силу специфических особенностей товара, сопряжена со значительными непроизводительными затратами, может повлечь порчу товара либо утрату части его потребительских свойств до окончания таможенного оформления, а также в случаях, когда не представляется возможным обеспечить сохранность товара во время его следования до установленного места таможенного оформления.
1.4. Обустройство, оборудование и техническое оснащение ВЗТК должно исключать возможность поступления и изъятия товаров и транспортных средств без таможенного контроля, а также обеспечивать их сохранность и невозможность доступа к ним посторонних лиц.
1.5. Таможенный орган вправе устанавливать конкретные требования к конструкции, обустройству и оборудованию ВЗТК.
1.6. Заинтересованными в создании ВЗТК организациями (предприятиями) должны безвозмездно выделяться для должностных лиц таможенного органа необходимые для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления оборудованные в соответствии с требованиями помещения, средства связи и транспортные средства.
1.7. Срок действия ВЗТК должен соответствовать срокам проведения и характеру мероприятий, обусловивших необходимость создания такой зоны.

2. Компетенция принятия решений о создании временных зон таможенного контроля в регионе деятельности Управления
2.1. Временные зоны таможенного контроля создаются по решению начальника таможни либо лица, его замещающего, без согласования со службой организации таможенного контроля Управления (далее - СОТК Управления) в следующих случаях:
- при осуществлении оперативно - разыскных мероприятий, производстве дознания и иных действий таможенных органов, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации;
- при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, предназначенных для проведения выставочных мероприятий, таможенное оформление которых производится в соответствии с приказом ГТК России от 29.12.2001 N 1276 "Об утверждении Положения о таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, предназначенных для проведения выставочных мероприятий";
- при передаче в установленном порядке конкретной товарной партии на ответственное хранение непосредственному получателю, находящемуся в регионе деятельности таможни;
- при поступлении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в места доставки (станции назначения), на которых отсутствуют склады временного хранения (далее - СВХ), и в случае невозможности размещения таких товаров и транспортных средств на ближайших СВХ, имеющих подъездные железнодорожные пути от станции назначения;
- в иных случаях на время проведения таможенного оформления и таможенного контроля отдельной товарной партии, находящейся за пределами установленного места таможенного оформления, при отсутствии возможности размещения ее в зоне таможенного контроля СВХ.
2.2. Согласование решения начальника таможни либо лица, его замещающего, о создании ВЗТК производится с СОТК Управления при поступлении в места доставки товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, в случаях, если:
- структурное подразделение таможни, осуществляющее таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств, размещается на собственных площадях и расположено на значительном удалении (более 50 км) от СВХ либо не имеет в регионе своей деятельности СВХ;
- зона таможенного контроля СВХ (помещение, открытая площадка, территория склада), находящегося в месте расположения таможенного органа, производящего таможенное оформление товаров и таможенный контроль (таможенный пост, ОТОиТК, имеющие ведомственный код), либо в регионе его деятельности, не позволяет в полном объеме разместить прибывающие товары и транспортные средства;
- ВЗТК создается вне региона деятельности таможни.

3. Порядок согласования с СОТК Управления решения о создании временной зоны таможенного контроля

3.1. Для согласования решения таможни о создании временной зоны таможенного контроля (ВЗТК) в СОТК Управления направляются следующие материалы:
- письмо таможни с мотивированным обоснованием причин создания ВЗТК, содержащее заключение о возможности осуществления надлежащего таможенного контроля в предполагаемом месте создания ВЗТК;
- проект приказа о создании ВЗТК;
- заявление заинтересованного лица с мотивированной просьбой о создании ВЗТК, с указанием ее точного адреса, площади и обязательством о выполнении требований таможенного органа по обустройству, оборудованию, техническому оснащению, обозначению, организации охраны, соблюдению установленных сроков хранения, учету и представлению отчетности;
- учредительные и регистрационные документы лица, подавшего заявление о создании ВЗТК (учредительный договор и / или устав, свидетельство о государственной регистрации, справка территориального подразделения Госкомстата России, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, справка уполномоченного банка о наличии валютного либо рублевого счета);
- акт обследования таможней предполагаемого места создания ВЗТК с заключением о возможности ее создания;
- планы (схемы, чертежи) помещения, территории и др. с обозначением предполагаемого места расположения ВЗТК и указанием ее размеров;
- документы (оригиналы или заверенные согласно установленному порядку копии), подтверждающие право собственности или владения помещениями, территорией и др., где предполагается создание ВЗТК;
- проект процедуры использования ВЗТК или технологической схемы использования ВЗТК.
3.2. Отдел контроля и развития инфраструктуры СОТК Управления проверяет поступившие из таможни материалы на предмет обоснованности и возможности создания ВЗТК, готовит проект ответа в таможню и выносит его на рассмотрение и утверждение руководства СОТК Управления.

4. Заключительные положения

4.1. В случае отказа в создании ВЗТК таможней направляется заявителю письменный мотивированный ответ.
4.2. При получении заинтересованным лицом мотивированного заключения о невозможности создания ВЗТК данное лицо после устранения недостатков, послуживших причиной для отказа, вправе повторно обратиться в соответствующий таможенный орган по вопросу создания ВЗТК.
4.3. Обустройство, оборудование, техническое оснащение, обозначение и организация охраны ВЗТК, а также предоставление таможенному органу помещений, средств связи и транспортных средств осуществляется за счет лица, заинтересованного в создании ВЗТК.

Приложение 2
к приказу Центрального
таможенного управления
от 21 января 2003 г. N 38

ПЕРЕЧЕНЬ
ВРЕМЕННЫХ ЗОН ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ, СОЗДАННЫХ
ПРИКАЗАМИ ____ ТАМОЖНИ ПО СОГЛАСОВАНИЮ С УПРАВЛЕНИЕМ
С 1 __________ 200_ Г. ПО 30(31) __________ 200_ Г.

Приложение 3
к приказу Центрального
таможенного управления
от 21 января 2003 г. N 38

ПЕРЕЧЕНЬ ВРЕМЕННЫХ ЗОН ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ, СОЗДАННЫХ ПРИКАЗАМИ ТАМОЖНИ ____ БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ С УПРАВЛЕНИЕМ С 1 __________ 200_ Г. ПО 30(31) __________ 200_ Г.

Примечание. Перечень составляется в формате Excel.

Приложение 4
к приказу Центрального
таможенного управления
от 21 января 2003 г. N 38

ПЕРЕЧЕНЬ ВРЕМЕННЫХ ЗОН ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ, СОЗДАННЫХ ПРИКАЗАМИ ______ ТАМОЖНИ И ДЕЙСТВУЮЩИХ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 __________ 200_ Г.

Примечание. Перечень составляется в формате Excel.

Таможенный контроль осуществляется на единой таможенной территории Таможенного союза, в зонах таможенного контроля приграничных пунктов пропуска, внутренних таможен и таможенных постов.

Единая таможенная территория Таможенного союза составляет территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Республики Кыргызстан и Российской Федерации (сухопутное, воздушное, водное пространство), а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - членов Таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории Таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств, являются таможенной границей Таможенного союза.

Зоны таможенного контроля

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными, в случае их создания для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа и оформляется приказом (распоряжением) таможенного органа, в регионе деятельности которого находится указанная зона. В приказе (распоряжении) о создании временной зоны таможенного контроля должны быть указаны основание и цель создания, дата создания и срок, на который она создается, применяемые средства обозначения.

Пределы зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках соответственно - «Зона таможенного контроля» и «Customs control zone». Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля.

Допускается замена надписи па английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля. Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, а также временно устанавливаемыми знаками. При этом допускается применение подручных материалов и средств.

Решение о создании зоны таможенного контроля отменяется в случаях изменения места нахождения таможенного органа, закрытия пункта пропуска через границу, изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, изменения места, где допускается совершение таможенных операций, прекращения оснований, согласно которым требуются выделение и обозначение части таможенной территории в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Отмена решения о создании зоны таможенного контроля влечет ее ликвидацию и принятие мер по снятию средств ее обозначения и информированию заинтересованных лиц о ее ликвидации.

Ответственность за нарушение режима зоны таможенного контроля предусмотрена статьей 16.5. КоАП.

Перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Постоянные и временные зоны таможенного контроля.

Зоны таможенного контроля могут быть двух видов :

Постоянные и

Временные.

Постоянные зоны таможенного контроля

создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли).

Решение о создании постоянных зон таможенного контроля, расположенных вдоль таможенной границы РФ, оформляется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти уполномоченного в области таможенного дела.

В иных случаях решение о создании постоянной зоны таможенного контроля принимает начальник таможни (в форме приказа), в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создаются постоянные зоны таможенного контроля.

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (например, начальника таможенного поста):

При производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период совершения таможенных операций);

Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы с надписью на зеленом фоне "Зона таможенного контроля" на русском и английском языках "Customs control zone" 2 . Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, указательными щитами, табло или иными информационными указателями. В случае несоблюдения лицами установленных таможенным законодательством требований, возможно наступление административной ответственности в соответствии со ст. 16.5 КРФоАП "Нарушение режима зоны таможенного контроля".

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться:

А) для производства таможенного оформления товаров и транспортных

средств вне мест совершения таможенных операций - на время их совершения, если

при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля

исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления

таможенными органами своих функций;

Б) при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаровтранспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон



таможенного контроля.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах таможенного оформления, местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, местах расположения таможенных органов, а также вдоль таможенной границы Российской Федерации.

Временные зоны таможенного контроля создаются на территориях, в помещениях, на транспортных средствах (в том числе морских и воздушных судах, железнодорожных поездах), где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, если при проведении такого контроля требуется определить зону таможенного контроля, исходя из необходимости обеспечения сохранности таких товаров и транспортных средств, а также беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций.

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться 5:

Для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций (статья 406 Кодекса) - на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;

При необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Порядок создания постоянных зон таможенного контроля, расположенных вдоль таможенной границы Российской Федерации

Вдоль таможенной границы зоны таможенного контроля создаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации

Правительством Российской Федерации установлен следующий порядок создания в Российской Федерации зон таможенного контроля вдоль таможенной границы:

1. Зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией государственной границы Российской Федерации.

2. Федеральная таможенная служба Российской Федерации определяет участки таможенной границы, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон. Решение о создании зон таможенного контроля оформляется нормативным правовым актом Федеральной таможенной службы Российской Федерации, согласованным с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются указанные зоны.

3. На сухопутном участке таможенной территории Российской Федерации зона таможенного контроля может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии таможенной границы в глубь территории Российской Федерации.

4. Зона таможенного контроля вдоль таможенной границы действующих на территории Российской Федерации особых экономических зон создается вдоль обеих сторон сухопутного участка таможенной границы, не совпадающей с государственной границей Российской Федерации.

5. На речных и озерных участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы

местности шириной до 15 километров от береговой линии в глубь территории Российской Федерации.

6. На морских участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах территориального моря Российской Федерации, за исключением морских участков вокруг находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Зона таможенного контроля на таких участках создается в пределах территории указанных искусственных островов, установок и сооружений.

Порядок создания временной зоны таможенного контроля

Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) на основании доклада должностного лица таможенного органа о необходимости создания временной зоны таможенного контроля с указанием в нем причин и цели создания, срока, на который необходимо ее создать.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля оформляется приказом (распоряжением) таможенного органа, в регионе деятельности которого находится указанная зона.

В приказе (распоряжении) о создании временной зоны таможенного контроля должны быть указаны:

Основание и цель создания;

Дата создания и срок, на который она создается;

Номера и даты документов, оформленных уполномоченными должностными лицами таможенных органов, если временная зона таможенного контроля создается на основании этих документов;

Сведения о лице, которое имеет полномочия в отношении товаров и (или) во владении которого находятся помещения и (или) открытые площадки, где осуществляется таможенный осмотр, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, разрешено совершение таможенных операций, временное хранение товаров в пределах создаваемой временной зоны таможенного контроля;

Место нахождения;

Пределы и места их пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;

Применяемые средства обозначения.

Копия приказа (распоряжения) о создании временной зоны таможенного контроля в день его подписания направляется заинтересованному лицу.

Отмена решения о создании зон таможенного контроля

Решение о создании зоны таможенного контроля отменяется в случаях изменения места нахождения таможенного органа, закрытия пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, изменения места, где допускается совершение таможенных операций, прекращения оснований, согласно которым требуются выделение и обозначение части таможенной территории Российской Федерации в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Отмена решения о создании зоны таможенного контроля влечет ее ликвидацию. Таможенный орган после ликвидации зоны таможенного контроля, находившейся в регионе его деятельности, принимает меры по снятию средств ее обозначения и информированию заинтересованных лиц о ее ликвидации.

Постоянные зоны таможенного контроля, которыми являются помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве складов временного хранения, территория, прилегающая к ним и специально оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, таможенные склады, магазины беспошлинной торговли ликвидируются в случае исключения соответствующих юридических лиц из Реестра владельцев складов временного хранения (статья 114 Кодекса), Реестра владельцев таможенных складов (статья 232 Кодекса) согласно установленному порядку, а также закрытия магазина беспошлинной торговли (статья 263 Кодекса).

Решение о ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, оформляется в виде приказа таможни, за исключением случаев ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, созданной вдоль таможенной границы Российской Федерации.

Временная зона таможенного контроля ликвидируется по завершении мероприятий, послуживших основанием для ее создания, или по истечении срока ее действия, указанных в приказе (распоряжении) таможенного органа о создании временной зоны таможенного контроля.

Если в отношении получателя иностранной безвозмездной помощи таможенным органом было принято решение о создании временной зоны таможенного контроля на его площадях, то срок временного хранения отдельной партии товара в такой зоне составляет 60 календарных дней. В случае, когда до истечения срока временного хранения получатель иностранной безвозмездной помощи не располагает всеми разрешительными документами, необходимыми для заявления в отношении товаров таможенного режима свободного обращения (удостоверением Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь о регистрации иностранной безвозмездной помощи; документами, выданными аккредитованным органом по сертификации), он имеет возможность без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов помещать их под таможенный режим таможенного склада, срок действия которого не может превышать двух лет. Товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада, должны быть размещены на действующем таможенном складе. Хранение товаров вне таможенных складов ТК не предусмотрено.

Услуги по хранению и обеспечению сохранности товаров на складах являются видом предпринимательской деятельности, за их предоставление взимается плата. При этом таможенные органы не вправе вмешиваться в деятельность субъектов хозяйствования по вопросу установления и регулирования размера оплаты за услуги. То же касается и оплаты арендных платежей в случае временного хранения товаров на складах, арендуемых получателем товаров у третьих лиц.

Железнодорожный транспорт. В соответствии со ст. 129 ТК по запросу администрации железной дороги допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах на местах общего пользования железнодорожных станций.

Расположение таковых согласовывается с таможенными органами. Указанные места являются зоной таможенного контроля и обозначаются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 674. Администрация железной дороги обязана обеспечить сохранность товаров и исключить доступ к ним посторонних лиц. Разгрузка товаров и их перемещение в любое другое место допускается с разрешения таможенного органа.

Екатерина ЩОРС,

инспектор Минской региональной таможни

Что такое зоны таможенного контроля и для чего они нужны? Таможенный контроль грузов проходит в соответствии с кодексом страны, которая его осуществляет. Таможенный контроль производится таможенными органами в местах контроля или локациях, где пребывают грузы, которые пересекают границу.

Что такие зоны таможенного контроля?

Контрольная зона – это территория, которую обязательно проходят грузы, перевозимые через границу России. Как правило, зоны спроектированы непосредственно для того, чтобы какое-то время хранить грузы и проводить действия над ними. Именно в этих зонах должен проводиться осмотр, досмотр и действия, которых требует законодательство. Однако, существует ряд действий, производимых без организации зон контроля таможенными органами. Это, к примеру:
  1. Осмотры, которые проходят грузы в рамках выездной таможенной проверки или при остановке средства транспорта.
  2. Таможенные досмотры, производимые в ходе выездной проверки.
Как правило, зоны контроля могут иметь статус постоянных, если они находятся в местах, где постоянно производится перемещение товаров. Также существует возможность организации зон таможенного контроля временного типа, дающих возможность совершать любые действия, которых требует законодательство.

Где формируются такие зоны

Как правило, законодательство четко регламентирует формирование зон таможенного контроля. Они могу создаваться:
  1. Непосредственно возле государственной границы США.
  2. Там, где производится таможенное оформление.
  3. Там, где товары перегружаются, оформляются и досматриваются.
  4. Там, где производится временное хранение грузов.
  5. Там, где производится остановка и простаивание транспортных средств, которые перевозят товары, которые в соответствии с законом подлежат таможенному контролю.
  6. На иных территориях которые определяются законодательно.

Временные зоны контроля таможенными органами

Для создания зоны непостоянного действия крайне важно получить решение об этом, выданное в письменной форме. Оно должно принадлежать начальнику таможенного органа. Причиной для вынесения такого решения может быть:
  1. Производство таможенного контроля не в местах, которые для этого предназначены.
  2. Если необходимо провести досмотр или осмотр грузов, которые были найдены сотрудниками таможни не на местах зон контролирующих действий, производимых таможенными органами.
Зоны контроля постоянного типа
ЗТК – это помещения или открытые территории, которые дают возможность производить все необходимые действия. Такие зоны, как правило, должны маркироваться специальными отметками – знаками, которые имеют зеленый цвет. На них в оттенках белого нанесена надпись на двух языках, которая дает определение территории. В ситуации, если зона имеет на своей территории большое количество оград, комнат и стен, сообщение о том, что территория имеет статус зоны таможенного контроля, должны дублироваться и на них тоже.