Какая бывает торговля экономика. История возникновения торговли. Византия и левантская торговля до появления арабов

05.08.2019 Снилс

Торговля (англ. trade ) является одним из самых могущественных факторов исторического процесса. Нет такого периода в истории, когда она не оказывала бы в большей или меньшей степени влияние на общественную жизнь. Начиная со скромного обмена внутри страны и кончая раскинувшейся по всему миру сетью сложнейших коммерческих операций, разнообразные виды торговых сношений всегда так или иначе реагируют на различные стороны общественной жизни.

Торговля у первобытных народов

Торговля - один из наиболее верных показателей культурного уровня народа. Если в его обиходе торговые сношения занимают выдающееся место, то и общий культурный уровень его высок - и наоборот. Этнография знает немного народов, которым торговля не была бы известна хотя бы в самой элементарной форме. Таким народом являются обитатели Огненной земли, которым до знакомства с европейцами и в значительной степени даже позже незнакома была самая идея торговли. Наряду с ними стоят или, вернее, стояли многие из австралийских дикарей. Цейлонские веды - даже придя в соприкосновение с культурными пришельцами, могли додуматься только до самого первобытного вида обмена, который Шарль Летурно (современный французкий этнограф-социолог) называет «commerce par depots» (торговля путем складочных мест).

Как только усложнятся материальные условия жизни, как только появятся орудия и вообще зачатки промышленности, возникает и идея обмена. Летурно ищет происхождение торговых сношений в обычае обмениваться подарками. Несомненно одно: экономический характер мена получила не сразу. Первоначально она имела символическое значение, санкционируя союз, мир, дружбу, вступление в более близкие отношения. Первый признак, по которому можно судить, что мена начинает получать хозяйственное значение - это установление обычая обмениваться предметами более или менее равноценными или считающимися равноценными. Быть может, чтобы отличить обмен, как таковой, от символической мены, дикари ввели в обычай те складочные места, которые уже Геродот отмечает у ливийцев и которые и по настоящее время встречаются, кроме веддов, у эскимосов, у полинезийцев, у африканских мавров, в Абиссинии. Уже у дикарей мы встречаем в эмбриональной форме два существенно необходимых условия для развития торговли: специализацию промышленности и монету. Роль последней в разных местах играют драгоценности, украшении (раковины), меха, рабы, скот и пр.

Торговля у народов древнего Востока

Первые сведения о существовании торговых сношений встречаются очень рано. Уже за три с половиною тысячелетия до н.э. первый царь Ассиро-Вавилонии из сумерийской династии завел торговые сношения с севером и с югом) из своей столицы Сиртеллы. Тысячелетием позже можно уже констатировать довольно сложную систему обмена. До нас дошло огромное количество документов (клинообразных) о покупках земли, рабов, строений; мы знаем о существовании кредита, о размерах процентов (17-20 % годовых). Три отрасли производства особенно процветали в Ассиро-Вавилонии: выделка оружия, керамика и выделка тканей (вавилонские ковры и крашеные материи). Эти ткани в цветущую эпоху страны, начиная приблизительно с 2000 года до н.э., получают широкое распространение по всему Востоку, а несколько позднее проникают и в Европу.

Торговые пути, удовлетворявшие в то же время и стратегическим целям, были проложены по всем направлениям: в Бактрию, в Мидию, в Персию, в Армению, в Индию, в Аравию, в Переднюю Азию. Халдейская монархия, благодаря своему географическому положению, служила посредницей между Востоком и Западом. Караваны доставляли туда продукты Аравии и восточной Африки (золото, курения), Индии (ткани, металлы и изделия из них, драгоценные камни). Оттуда они перевозились тоже на караванах в Финикию. Персидский залив у ассирийцев мало эксплуатировался в качестве торгового пути. Внутри страны торговля шла главным образом по двум великим рекам Месопотамии: Тигру и Евфрату. Семитические народы также рано приняли участие в международной торговле. Караван измаильтян, шедший из Гилеада (Палестина) в Египет с разного рода куреньями (смола, трагакант, ладан, мастика), доставленными, по всей вероятности, из Аравии, купил Иосифа у братьев; несколько позднее последние отправились в Египет морем с грузом благоуханий, меда, орехов и миндаля, чтобы получить оттуда хлеб. Эти факты указывают на постоянные сношения с Египтом.

Более подробные сведения о торговле евреев относятся к эпохе Соломона. Сношения с югом поддерживались очень регулярно; каждые три года флот царя совершал торговые рейсы в Индию и в обмен на дерево и камедь привозил оттуда золото, серебро, слоновую кость, обезьян и проч. При Соломоне была построена Пальмира (Тадмор), ставшая промежуточной станцией между Палестиной и Востоком; при нем же явилась в Иерусалим царица Савская (из южной Аравии), которая в невиданном до тех пор количестве привезла благовония и драгоценные каменья. Сношения с Финикией поддерживались постоянно; на ярмарках в Тире всегда было множество евреев. Из Аравии в Финикию существовали два пути: один - из Йемена через нынешнюю Мекку и через страны моавитян и аммонитян; другой - из Гадрамаута и Омана через северную пустыню и Дедан, а потом к западу, где он соединялся с путем караванов Йемена. - В Египте в эпоху постройки пирамид господствовало натуральное хозяйство; незначительный внутренний обмен имел меновой характер. Только в начале XVI в. до н.э. обнаруживается в Египте влияние азиатского востока; появляется монета (медные слитки). В эту эпоху торговля - по преимуществу сухопутная. Главные пути ее сосредоточиваются у Мемфиса и Фив.

Рамзес II начал постройку канала, соединяющего Нил с Красным морем; Нехо его продолжал. Это был главный водный путь до основания Александрии. Две дороги вели из Фив на юг, в Эфиопию и Мерое; одна шла по берегу Нила, другая - через пустыню. С Карфагеном Фивы сносились через оазис Аммона и большой Сирт. Сношения с берегом Красного моря не представляли никаких затруднений. Египет получал в эту эпоху главным образом предметы роскоши - драгоценные камни, металлы, дерево, благоухания, сосуды и проч.; но даже после Псамметиха торговля в Египте не приобрела сколько-нибудь серьезного значения. Настоящий торговый расцвет наступил здесь лишь после основании Александрии.

Значение финикийцев в истории торговли

С финикийцами торговля вступает в новый фазис развития. Раньше она почти не выходила из рамок простого обмена продуктами между различными государствами и племенами Востока; теперь она становится всемирной и делается морской по преимуществу. Первоначально, впрочем, финикийцы не отваживались пускаться в долгие морские путешествия; они посещали ближайшие места: Индию, Палестину, Аравию, Египет, Грецию - морем, Ассиро-Вавилонию, Армению - сухим путем. Особенно тесные торговые связи существовали у финикийцев с евреями. В обмен на местные (строевой лес, плоды и металлы) и привозные (слоновая кость, драгоценности, стекло и пр.) продукты финикияне получали из Палестины зерно, масло, вино и всякого рода сырье. Из Сирии они получали вино и тонкую шерсть, которую окрашивали своей знаменитой пурпуровой краской и развозили по всему миру, из Каппадокии - лошадей, с Кавказа - мулов. Все предметы торговли обменивались одни на другие и финикийцы получали громадные барыши. Эти барыши еще во много раз увеличились, когда финикийские купцы стали заезжать дальше на запад по Средиземному морю. Осторожно пробираясь берегом, они достигли Испании, где основали колонию (ныне Кадикс). Серебро из рудников Пиренейского полуострова обменивалось на продукты Востока; оттуда вывозили масло, воск, вино, хлеб, шерсть, свинец и пр. Геркулесовы столпы не остановили финикийских купцов; они добрались до Балтийского моря, всюду завязывая торговые сношения; и вывозили из селений Европы рыбу, кожи, янтарь, олово.

Лет за 1000 до н.э. финикийская торговля находилась в полном расцвете. Строго сохраняя тайну своих западных плаваний, они нераздельно царили на море от Индии до Ютландии, доставляя Западу произведения Востока и наоборот. Но упадок этой торговли наступил так же быстро, как и расцвет. Внутренние неурядицы и вражеские нашествия исчерпали силы маленького народа; его торговой монополии наступил конец, но одна из его колоний, Карфаген, впоследствии сделалась великой торговой державой.

Торговля у древних персов

Торговля у древних персов получила громадный толчок благодаря деятельности Дария Гистаспа. Он докончил канал Рамзеса и Нехо, произвел денежную реформу для облегчения обмена, покрыл свое громадное государство целою сетью дорог и промежуточных станций, которые столько же служили военным, сколько и торговым целям, исследовал течение Инда и берега омывавших его державу морей. Промышленность достигла цветущего состояния; персидские материи и ковры, мозаичные и эмалевые изделия, мебель из драгоценного дерева не имели соперников. Продукты Индии развозились караванами по всему государству; арабы были посредниками в сношениях с югом, греческие колонии малоазиатского прибережья, подвластные персам - с западом и севером. И здесь упадок наступил вскоре после расцвета; потеря западного побережья Малой Азии была его первым моментом.

Торговля в древней Греции

Факт существования сношений между финикиянами и греками в микенскую эпоху можно считать, по-видимому, установленным. Финикияне привозили восточные товары, увозили сырье. Благосостояние прибрежных обитателей возрастало, потребности увеличивались; туземная промышленность стала подражать заморским изделиям. Восточное влияние распространялось главным образом по восточным берегам Эллады, по пяти заливам: Лаконскому, Аргивскому, Сароническому, Евбейскому и Пагасейскому; культурным центром был Аргос.

Главной отраслью промышленности в микенскую эпоху была металлическая. Металлов, добываемых из местных рудников, как в Элладе, так и на островах и на малоазиатском берегу, не хватало; финикияне привозили медь и олово. Металлы сделались наиболее ценным объектом торговли и внутри страны, где мерилом ценности был скот. В VIII в. начинается мореплавание и у греков, но влияние финикиян не падает. Восточный импорт держится: финикийские корабли привозят серебряные сосуды из Сидона, металлические брони из Кипра, полотняные хитоны, стекло, слоновую кость; с Востока же греки получали некоторых домашних животных и растения. Из Фракии в Элладу ввозились кубки, мечи; очень оживленные сношения существовали между малоазиатскими греками и их соседями - лидийцами, ликийцами, карийцами. Настоящий торговый подъем в Греции начинается вместе с колонизацией. Эллины постепенно заселяют чуть не все побережье Средиземного моря, берега Эвксинского Понта и Пропонтиды, острова Архипелага, открываются торговые сношения со скифами, с фракийцами, с туземными племенами Малой Азии и Кавказа, с ливийцами, с обитателями Италии, южной Франции, Испании. В половине VII в. сюда присоединяется Египет. Аттика доставляла масло и серебро, Беотия - хлеб, острова - вино, Кифера - пурпур, Лакония - железо. Импорт состоял, главным образом, из всевозможного сырья и рабов; но Восток и Этрурия ввозили в Грецию и продукты своей промышленности.

Главным предметом ввоза был хлеб, которого даже в Аттике хватало лишь в обрез. Скот и драгоценности, как мерила ценности, сначала уступили место слиткам меди и железа, а затем благородным металлам, по весовым единицам; наконец, из Лидии была заимствована монета. В VII в. первое место в торговом отношении принадлежало Эгине; только Коринф мог соперничать с нею. В VI в. постепенно начинают выдвигаться Афины и с помощью Коринфа одолевают Эгину.

Успехи торговли ведут за собою повсюду падение землевладельческой аристократии. Попытки коринфских Кипселидов и афинских Пизистратидов поднять мелкое землевладение не приводят ни к чему, и оба города, в V в., превращаются в купеческие республики. Земледелие не могло выдержать конкуренцию Понта, Сицилии, Египта и южной Италии. В V в. в Пирей ввозилось ежегодно не менее 300000 метр. цнтн. хлеба, а общий импорт во все гавани Эгейского моря достигал нескольких миллионов метр. цнтн. Доход с торговли был пропорционален величине риска; если плавание в Сицилию и Италию давало до 100 %, то плавание по Архипелагу приносило не более 20-30 %. Таково было положение дел в эпоху высшего торгового расцвета, следовавшего за греко-персидскими войнами. Пелопоннесская война повела за собою уменьшение народонаселения, разорение страны, податной гнет, экономические кризисы; но даже Афины, всего больше пострадавшие от войн, не утратили всех своих сил и сохраняли свое торгово-промышленное значение. Сиракузы заняли первое место среди западных эллинских городов и сохраняли его вплоть до возвышения Александрии; Ефес сделался промежуточным пунктом, через который шла торговля с Малой Азией; на юго-востоке вырос Родос, соперничавший с самыми крупными торговыми центрами греческого мира.

Соответственно промышленному развитию растет и торговля. В морской торговле значительность риска рано привела к образованию торговых компаний, простейшим видом которых был бодмерейный договор. Денежная ссуда под залог судна и груза оплачивалась дороже, чем простая денежная ссуда; в то время, как процент по первой достигал 30 %, по второй редко поднимался выше 18 %. Поход Александра Великого в Египет навел его на мысль, что торговля с Индией гораздо удобнее может идти через Египет, чем старым путем. В устьях Нила явилась Александрия, которой ее основатель предрек роль торговой посредницы между Востоком и Западом. При Птолемеях большой торговый флот в Красном море служил для сношений с Индией; по Нилу совершались сношения с Эфиопией, откуда шла, главным образом, слоновая кость. С подчинением Риму торговая деятельность Александрии - как и Византии, другого порта, соединявшего Запад с Востоком, - значительно возросла.

Карфаген и Этpypия

Когда под ударами Александра пал Тир, Карфаген принял коммерческое наследие своей метрополии. История Карфагена тем особенно интересна, что торговые соображения у него были всегда на первом плане. Государственное устройство, завоевания - все приноравливалось к экономическим потребностям. Сохранить за собою торговую монополию в западной части Средиземного моря - такова была основная задача. Чужие суда изгонялись, а при случае и потоплялись; всякая другая морская держава, желавшая вступить в сношения с могущественной республикой, должна была торговать исключительно в самом Карфагене.

Необычайно выгодное географическое положение ставило Карфаген в очень благоприятные условия. Караваны, регулярно ходившие внутрь Африки и в Египет, привозили оттуда черное дерево, слоновую кость, золото, страусовые перья, финики, невольников; европейские колонии доставляли шерсть, металлы, хлеб. Карфагенские фабрики перерабатывали сырье и выпускали на рынок ткани, металлические изделия и стекло.

В эпоху расцвета карфагенского могущества в Италии выросла Этрурия, также сыгравшая роль в истории торговли. Она заключила союз с Карфагеном; в 540 г. союзники разбили фокейских колонистов у Алалии (Корсика) и оттеснили их на материк (Массилия). Могущество Этрурии продолжалось недолго; после его падения греческие пираты сделались смелее, так что Риму с Карфагеном пришлось договариваться об их истреблении (Вопрос о времени первого римско-корфагенского договора - очень спорный. Моммсен, Ар. Шефер и Клазон относят его к 348 г. до н.э., а Э. Мюллер, Ниссен и Эд. Мейер склонны считать полибиевскую дату - 509 г. - подлинной). Несколько времени спустя возвышение Рима покончило и с греками, и с этрусками, и с карфагенянами.

Торговля в древнем Риме

В древнейшее время торговля в Италии ограничивалась сношениями между соседними общинами. Рано появились периодические ярмарки, приуроченные к празднествам; наиболее значительная из них была у Соракты, этрусской горы недалеко от Рима. Здесь торговля происходила вероятно раньше, чем появился в центральной Италии греческий или финикийский купец. Орудием обмена служили скот, рабы, позднее металл (медь) в весовых слитках.

Благоприятное географическое положение Рима скоро сделало его складочным пунктом для всего Лациума. Первоначальный скромный обмен оживился, когда в Италии появились греческие поселения, и этрусские купцы завели тесные сношения с греческими. Поселения восточного берега Италии стали входить в непосредственную связь с Грецией; Лациум обменивал свое сырье на мануфактуру у южноиталийских и сицилийских греков. Такое положение дел сохранялось до тех пор, пока Рим не приступил к распространению своего владычества до естественных границ Италии. Римские денарии, говорит Моммсен, ни на шаг не отставали, от римских легионов. И заморские войны Рима имели причиной отчасти торговые интересы республики. Промышленным центром, способным конкурировать с Востоком и Карфагеном, Рим не сделался; только торговля в крупных размерах могла стать для него настоящим источником богатства. Пунические войны, сокрушившие Карфаген, и поход в Грецию, покончивший с Коринфом, доставили римскому купечеству возможность пустить в оборот свои капиталы.

Первым шагом после римского завоевания было обыкновенно введение римской денежной системы. Серебряные монеты вошли в обиход с III в., а золото (преимущественно в слитках) - во время пунических войн. Портовые пошлины сделались важной финансовой статьей. К кругу стран, с которыми римляне находились в сношениях, присоединились страны Востока. Но и теперь, как до конца дней своих, Рим исключительно ввозил, выплачивая за заморские продукты тем золотом, которое набиралось в покоренных странах государством и откупщиками. Империя доставила миру успокоение, которое прежде всего отозвалось на упорядочении и урегулировании торговли. Таможенные преграды не стесняли больше торговлю, дороги были безопасны от разбойников, моря не кишели пиратами.

Из учреждений времен империи заслуживают внимания «horrea» - государственные склады, главным образом зернохранилища, куда поступал африканский и египетский хлеб. Второе место среди предметов ввоза занимало мясо. Из-за границы привозились в Рим целые стада; молочные продукты шли из Галлии и Британии. Разнообразнейшие сорта рыб потреблялись как в свежем, так и в соленом и маринованном виде. Овощи и фрукты также в огромном количестве приходили из-за границы; Карфаген и Кордова славились артишоками, Германия - спаржей, Египет - чечевицею; яблоки шли из Африки, Сирии и Нумидии, сливы - из Сирии и Армении, вишни - с Понта, персики - из Персии, абрикосы - из Армении, гранаты - из Карфагена. Вина Италия производила вообще много, но и его в эпоху империи не хватало; вино привозилось из Греции, Малой Азии, островов, позднее из Галлии и Ретии. Масло, в огромном количестве потреблявшееся в банях, доставлялось из Африки. Крупным объектом торговли была и соль. Для римских домов и вилл издалека привозилась мебель из ценного дерева, изукрашенные серебром софы, мрамор, драгоценные статуи. Финикия, Африка и Сирия доставляли пурпурные материи, Китай - шелк и шелковые ткани; выделанные кожи шли из Финикии, Вавилонии, Парфии, сандалии - из Ликии (знаменитая фабрика в Патаре), бронза и медь - из Греции и Этрурии, мечи, кинжалы, панцири - из Испании. В I-III вв. н.э.

Римская империя представляла из себя величайшую область свободной торговли, какую только знает история. Единство монеты, меры и веса, свободное плавание всех повсюду, цветущее состояние промышленности в Испании, Малой Азии, Сирии, Египте, Северной Италии, отчасти Греции, высокий уровень земледелия в Африке и на прибрежье Черного моря - все это способствовало процветанию торговли. Случайное открытие Цейлона при Клавдии указало новый путь в Индию. Но это благосостояние продолжалось недолго. При Диоклетиане наступил страшный экономический кризис, от которого римская торговля уже не могла оправиться. Напрасно императоры старались поправить дело, установляя тесную опеку над всеми сферами хозяйственной жизни, регламентируя земледелие, ремесла, торговлю. Все было напрасно, так как государство преследовало не народно-хозяйственные, а фискальные цели. Международные сношения все сокращались, а потом появились варвары, и страшный упадок культуры закончил собою историю Римской империи.

Византия и левантская торговля до появления арабов

Денежный крах конца III в. для восточной половины империи оказался менее гибельным, чем для западной. Как только брожение, вызванное варварами, более или менее улеглось или пронеслось на Запад, восточная империя снова стала устраиваться, военный престиж ее воскрес, сношения с Востоком стали возобновляться. Со времен Юстиниана (527-565 г.г.) Византия делается посредницей между Востоком и Западом и сохраняет свою роль до тех пор, пока буржуазия итальянских и южнофранцузских городов не отбила у нее этого положения. В средние века был главной целью европейской торговли. То, что позднее стало в изобилии получаться из Америки, - например, хлопок и сахар - теперь шло из Сирии, Малой Азии, Кипра; индийские куренья и пряности тоже могли быть добыты только на Востоке; шелк производился сначала только в Китае.

Выгодное торговое положение Византии обусловливалось прежде всего географическими условиями. Только с Китаем она не могла сноситься непосредственно; китайцы морем не ездили дальше Цейлона, а караваны их доходили только до Туркестана. В дальнейшем движении к Византии китайский шелк неминуемо должен был пройти через Персию. Юстиниан тщетно старался организовать доставку его морем в Эфиопию, чтобы избежать враждебной Персии. Индийские товары на туземных или персидских кораблях также доставлялись на берега Персидского залива, но торговля с Индией шла и непосредственно, через греческую гавань на Красном море, Клисму (около современного Суэца). Торговля с Эфиопией, крайне выгодная (куренья, драгоценные камни, слоновая кость), шла частью через Александрию, частью морем; жители Эфиопии занимались также перевозкой греческих купцов в Индию и транзитом индийских товаров. Под конец Юстинианова царствования миссионеры похитили у Востока тайну производства шелка. При Юстине II в Византийской империи существовала уже шелковая промышленность, сосредоточившаяся преимущественно в Сирии. Сирийцы стали искать рынков и на Западе. В меровингскую эпоху мы их встречаем не только в Нароонне и Бордо, но даже в Орлеане и Туре; их корабли привозили не только шелк, но и вино, выделанные кожи, дорогие материи для украшения храмов. За сирийскими купцами последовали египетские, с местными произведениями (папирус и пр.). В Италии, пока она принадлежала Византии, восточных купцов было еще больше. В Германии их встречали только в романизованных областях - по Рейну и Дунаю.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Торго́вля - отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.

В узком смысле торговлей называют переговорный процесс прихода к соглашению о существенных условиях сделки .

Торговый обмен обычно производится через посредство денег , но существует и безденежная торговля - непосредственный обмен товарами, бартер .

Торговля как вид деятельности относится к посредническим услугам , она рассматривается как вспомогательное звено при движении товаров от производителей к покупателям.

Обособление торговли в отдельную отрасль экономики свя­зано с общественным разделением труда и выделением торго­вого капитала как части промышленного капитала, что обу­словлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Интернет-торговля в России на примере OZON.ru - Дмитрий Потапенко

    ✪ Торговля акциями после дивидендной отсечки | дивидендный гэп, закрытие реестра акционеров

    ✪ ЯБ2016 Торговля одеждой и обувью ИП Акулова Ю.В

    ✪ Мировая торговля

    ✪ КАК ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ. С чего начать свой бизнес. Торговля овощами и фруктами в гараже

    Субтитры

История торговли

Торговля, как процесс обмена товарно-материальными ценностями, известна начиная с каменного века. Как в то время, так и сейчас, сутью торговли является предложение к обмену, либо к продаже товарно-материальных, а также нематериальных ценностей с целью извлечения выгоды из этого обмена.

Торговля возникла с появлением разделения труда , как обмен излишками производимых продуктов, изделий. Обмен сначала носил натуральный характер; с возникновением денег возникли предпосылки для установления товарно-денежных отношений . Торговля является одним из самых могущественных факторов исторического процесса. Нет такого периода в истории, когда она не оказывала бы в большей или меньшей степени влияние на общественную жизнь.

Виды торговли

По месту купли продажи различают внутреннюю и внешнюю торговлю. Внутренняя осуществляется на территории одной страны и делится на оптовую и розничную торговлю.

Внешняя представляет собой торговлю между странами (международная торговля) и делится на импортную , экспортную и транзитную.

Нестационарная торговля

Торговля, осуществляемая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые в соответствии с требованиями к стационарной торговле.

Развозная торговля

Рынки

Места розничной торговли продуктами питания и товарами (часто под открытым небом или в торговых рядах).

Региональные ярмарки

Региональные ярмарки организуются периодически или разово. Проводятся исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления иных субъектов Российской Федерации , органами исполнительной власти иных государств-членов Таможенного союза совместно с префектурами административных округов города Москвы в установленном месте.

На региональных ярмарках допускается продажа сельскохозяйственной продукции, продовольственных и непродовольственных товаров легкой промышленности, произведенных на территории государств-членов Таможенного союза, изделий народных художественных промыслов, продукции ремесленничества и иных товаров.

Специализированные ярмарки

Специализированные ярмарки организуются периодически или разово. Проводятся исполнительными органами государственной власти города Москвы, юридическими лицами , индивидуальными предпринимателями ., продовольственных и непродовольственных товаров, изделий народных художественных промыслов и продукции ремесленничества.

Фестивали проводятся на постоянной и непостоянной основе на открытом воздухе на площадях, в парках, в естественных архитектурно-исторических интерьерах замков и в других достопримечательных местах.

евр. сахар. Торговля (Прит. 31:14 и дал.). По Божьему плану, евреи должны были быть, главным образом, земледельцами. Но положение их страны между соседними народами было очень выгодно для развития торговли; через Палестину проходили караванные дороги из Египта в Аравию и из Сирии в Африку. Несмотря на то, что Израиль, как страна, в большей части своей был отрезан от моря и не имел ни одной гавани на Средиземном море, способности к торговле уже рано стали проявляться, в особенности у северо-западных колен (Срав. Быт. 49:13; Суд. 5:17). Во времена Соломона велась оживленная торговля. Сам Соломон через своих купцов торговал лошадьми с Египтом и Сирией (3 Цар. 10:28 и дал.; 2 Пар 1:16 и дал.); он завязал также торговые отношения с Тиром (3 Цар. 9:26 и дал.) и построил торговый флот, стоянка которого была в Красном море, в гаванях, завоеванных ранее Давидом (3 Цар. 10:11, 22. Об участи евреев в финикийской торговле см. Иез. 26:2; 27:17). После возвращения евреев из Вавилонского плена торговля особенно оживилась. От финикийцев евреи получали древесный материал (3 Цар. 5), морскую рыбу (Неем. 13:16), большое количество предметов роскоши, ладан, пурпуровые ткани и т. д. (см. Иез. 27) и давали им в обмен пшеницу, елей, мед, бальзам и т. д. (Иез. 27:17; 3 Цар. 5:11; Деян. 12:20; Срав. Прит. 31:24). Мелкая торговля внутри страны, о которой в Законе существовали предписания, касавшиеся верного веса, меры и т.д. (Лев. 19:36; Втор. 25:13 и дал.), особенно оживлялась во время ежегодных праздников, когда народные массы сходились к храму. Торговля животными для жертвоприношения и мена денег происходила даже на дворах храма (Мат. 21:12; Иоан. 2:14).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТОРГОВЛЯ

процесс реализации товаров посредством купли-продажи, обеспечивающий их продвижение из сферы произ-ва в сферу потребления; одна из важнейших отраслей народного х-ва. Характер и роль Т. определяются способом произ-ва. Т. в древности. Т. развилась из простейших форм натурального межплеменного обмена в первобытном обществе. Выменивались преим. предметы, не производившиеся в данной общине, на излишки продуктов земледелия, скотоводства, рыболовства, охоты, украшения, орудия труда и оружие; важным предметом обмена служило сырье (кремень, обсидиан, позже - металлы, ценные породы леса и др.). Широкий обмен уже имел место в высокоразвитых обществах докерамич. неолита (7-6-е тыс. до н. э.) в Чатал-Эюке (М. Азия) и Иерихоне (Палестина). Иногда продукты обмена совершали длинный путь, переходя от одного племени к др. (черное дерево из Судана в энеолитич. слоях Библа в Финикии, 4-е тыс. до н. э.; раковины Индийского океана в Майкопском кургане, 3-е тыс. до н. э.). На рубеже возникновения клас. общества с развитием обмена из общей массы товаров в качестве всеобщего эквивалента стал выделяться определенный товар - скот, зерно, раковины, шлифованные камни и др., постепенно наибольшее распространение получили металлы (чаще всего серебро), к-рые обладали свойствами однородности и делимости. Возникли весовые деньги. Сложились разные метрологич. системы (см. Метрология). В первых клас. обществах развивалась в осн. внеш. Т. В Двуречье 3-го тыс. до н. э. она была сосредоточена в руках тамкаров, храмовых или царских торг. агентов. Т. Двуречья особенно расширилась с 24 в. до н. э. во времена возвышения Аккада и III династии Ура. Существовали интенсивные сношения с Эламом, с М. Азией. В нач. 2-го тыс. до н. э. возникла интенсивная частная Т. (семейные торг. об-ва) между Месопотамией, Сирией и М. Азией, основанная на развитом частном кредите (предметы Т.: олово, серебро, бронза, ткани). Снаряжались мор. экспедиции за медью в Маган и Мелухху, на о. Дильмун (Бахрейн), через к-рый шли мор. пути в сев.-зап. Индию; с ней поддерживались оживленные торг. связи по морю и по суше (находки в Двуречье индийских печатей, в Индии - изделий из стран Бл. Востока). В ту же эпоху зародилась Т. в Египте. Известны торг. сношения Египта с Финикией (Библ) и странами Красноморского бассейна (Пунт). Непосредственные торговые сношения Египта и Двуречья этого времени не зафиксированы. Эгейский мир стал входить в междунар. Т. лишь со 2-го тыс. до н. э., когда были установлены торг. сношения с Кипром, Сирией и Египтом. Важнейшим торг. путем 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. был северосирийско-малоазийский, шедший через Мари или Ашшур. Ввиду низкого уровня развития товарного х-ва внутри отд. стран и сезонного характера производства очень большое развитие получил коммерч. кредит (включавший зачаточные формы вексельных операций), а на основе торг. накоплений - ростовщический кредит. В Двуречье 2-го тыс. до н. э. в законодат. памятниках фигурируют фиксированные царской властью цены на разные продукты и изделия, однако торг. док-ты древности говорят о зависимости цен от колебания рыночной конъюнктуры. 2-я пол. 2-го тыс. до н. э. характеризовалась распространением торг. обмена на новые области. Важную роль в Т. приобрели Угарит, города Финикии, ахейской Греции. В Ср. Греции (в Фивах) найдены цилиндры-печати с аккадо-язычными клинописными надписями сер. 2-го тыс. до н. э. Торговцы разных стран путешествовали по всем странам вост. Средиземноморья, ведя не только гос., но частично и самостоят. Т. Известны договоры разных гос-в, согласно к-рым тамкары этих стран пользовались на взаимной основе правовой защитой в стране своего пребывания и обладали в ней даже некоторыми привилегиями. Морская Т. этого времени была каботажной и шла между Эгейскими странами, Египтом, Кипром, Сирией, М. Азией. Находилась она в основном в руках сирийских и ахейских купцов. Начались также плавания в западное Средиземноморье (в Сицилию, на Пиренейский п-ов) за серебром и оловом. Одомашнение верблюда в кон. 2-го тыс. до н. э. сделало проходимой пустыню и связало Средиземноморье и Месопотамию с юж. Аравией, а через нее - с Африкой и Индией. На терр. Китая периода Чжоу (11-3 вв. до н. э.) существовали торг. связи между различными царствами и княжествами. С сер. 1-го тыс. до н. э. появились деньги, т. е. бронзовые и медные монеты в форме ножа, лопаты, диска с отверстием и т. д. С этого же времени в Китае стали развиваться частные товарно-ден. отношения и возник влият. слой торговцев. Однако развитие товарно-ден. отношений и частной Т. в древнем (и средневековом) Китае тормозилось экономич. политикой гос-ва, державшего монополию на внеш. Т. и осуществлявшего офиц. контроль над торговцами, чей социальный статус был низким. После нашествия "народов моря" на вост. Средиземноморье (ок. 1200 до н. э.) средиземноморская Т. перешла в руки финикийских купцов, основывавших, начиная с 12-11 вв. до н. э., свои колонии в вост. и зап. Средиземноморье. Среди них еще в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. выделился Карфаген, игравший вплоть до 3 в. до н. э. основную роль в Т. Зап. Средиземноморья и посылавший торг. экспедиции в зап. Африку, Зап. Европу. Города финикийской метрополии скупали и перепродавали добычу ассир. завоевателей. Важнейшей статьей экспорта была крашенная пурпуром шерсть. В 1-м тыс. до н. э. большое значение имели Т. Вавилонии с Ираном и далее - с Индией, а также торг. путь из Юж. Аравии в Газу (Палестина), по к-рому транспортировались благовония и пряности (т. н. дорога благовоний). В сер. 7 в. до н. э. в Лидии (М. Азия) началась чеканка металлич. денег. В 7-6 вв. Т. получала все большее развитие в нек-рых р-нах Бл. Востока: так, в Вавилонии в период Нововавилонского царства (626- 538 до н. э.) и во время господства Ахеменидов, напр., широко развился коммерч. кредит и возникла сеть крупных торг. домов ("Сыновья Эгиби" в Вавилоне, "Сыновья Мурашу" в Ниппуре), ведших большие операции в области внеш. и внутр. Т. С 6 в. до н. э. вели интенсивную Т. греч. колонии (на терр. Италии и Сицилии). Энергичную торг. деятельность с 6 в. развернули этрусские города (Тарквинии, Цере, Ветулония, Арреций, Клузий и др.). Ахеменидская держава в 6 - нач. 5 вв. до н. э. содействовала развитию Т. строительством дорог, почтовых станций, введением единой ден. системы и чеканкой монеты (дарик) и пр. Ведущую роль играла финикийская Т., к-рой покровительствовали Ахемениды; финикийцы вывозили хлеб, крашеную шерсть, благовония, рабов и т. д., однако впоследствии налоговая и торг. политика Ахеменидов привела к упадку Т. С 5 в. до н. э. с ростом производит. сил, разделением труда, становлением т. н. классического рабства и простого товарного х-ва бурно развилась Т. в Др. Греции. Близость моря, изрезанность береговой линии, обилие бухт обусловили преобладание морской Т. Греки вывозили в страны Средиземноморья и в Причерноморье гл. обр. готовую с.-х. и ремесл. продукцию (вино, масло, керамику, светильники, ткани, металлич. и ювелирные изделия), а ввозили полуфабрикаты (кожи, папирус, железные крицы, рукоятки для мечей), сырье (металлы, особенно олово, слоновую кость, ладан, дерево), а также зерно, скот, соленую рыбу, солонину и др., меньше - готовые изделия (стеклянные предметы, льняные и шелковые ткани, ковры). Большую роль в Т. с 5 в. до н. э. играла работорговля. Осн. торг. путями были: зап. (Коринф - Тарент - Сиракузы - Массилия и далее по терр. Испании или по р. Рона); сев.-вост. (Афины - проливы - Причерноморье); юго-вост. (Афины - Родос - Кипр - Финикия). В эллинистич. эпоху (с кон. 4 в. до н. э.), наряду с морской, получила большое развитие сухопутная, особенно караванная Т. Неск. крупных караванных дорог связывали эллинистич. гос-ва. Осн. торг. магистралью Египта была р. Нил, по к-рой товары с Ю. шли на С. страны, а оттуда через Пелусий - Газу в финикийские города или в Дамаск, из к-рого через сиро-месопотамскую пустыню к Евфрату, затем в Вавилон и к Персидскому зал. или через горные проходы в Элам и далее в Сузы. Важным торг. путем был путь от Антиохии на Оронте к Дура-Европос, через сев. Месопотамию и горные проходы Загроса к Экбатане, через Каспийские ворота в Бактрию и через Кабур (совр. Кабул) в Индию. Большую роль играл торг. путь с берегов Эгейского м. к Сардам и через М. Азию к Евфрату. Важное значение постепенно приобрел открытый во 2 в. до н. э. т. н. Великий шелковый путь из Китая в страны Ср. и Передней Азии. Торг. связи по этому пути особенно распространились в 1-2 вв. н. э. Морская и караванная Т. эллинистич. времени была преим. оптовой и велась богатыми купцами, иногда объединявшимися в религ.-купеч. корпорации (в Афинах, на Делосе, Родосе, Боспоре). Купцы, привозившие крупные партии товаров, частью сами сбывали их, частью перепродавали перекупщикам. В греч. полисах гос-во не вмешивалось в торг. операции, но преследовало спекуляцию хлебом. В эллинистич. время Т. находилась под контролем центр. власти, особенно строгим он был в Египте. Осн. торг. центрами 5-4 вв. до н. э. были Афины, Коринф, Милет, Мегара, в 4-1 вв. до н. э. - Сиракузы, Родос, Делос, Пергам, Антиохия на Оронте, Александрия. Развитию Т. этого времени способствовало широкое распространение монетного обращения и известная унификация монетных систем (преобладание афинской монеты в басс. Эгейского м. с сер. 5 в. до н. э., единообразие монетных систем в эллинистич. гос-вах). С 4 в. в Греции появились начальные формы кредита, безналичные расчеты, векселя, что облегчало торг. операции. Наряду с оптовой Т., большую роль играла розничная Т., к-рая велась обычно на специально построенных торг. площадях-агорах, застроенных лавками, торг. помещениями, складами. Наибольшее развитие Т. древности получила в Риме 1 в. до н. э. - 2 в. н. э., т. к. именно в это время рабовладельч. способ производства и развившееся в его рамках товарное произ-во достигли расцвета. Этому способствовало также объединение всего Средиземноморья в рамках римского государства. К этому времени стали складываться элементы средиземноморского рынка. Получила свое дальнейшее развитие морская Т., связывавшая как различные римские провинции, так и все римское гос-во с соседними народами. Важное значение приобрела сухопутная Т. (чему способствовало создание разветвленной сети дорог, опоясывавших Италию и Средиземноморье), а также речная Т. по Тибру, По, Роне, Рейну, Дунаю. Каждый римский город становился вместе с тем торг. центром ближайшей округи или области, в к-ром велась интенсивная Т. продуктами питания, рабами, ремесл. изделиями, предметами роскоши. На особых площадях-форумах были оборудованы спец. здания для продажи того или иного товара (напр., мясной ряд или здание для Т. шерстью в Помпеях; грандиозный пятиярусный Траянов рынок с более чем 150 лавками в Риме), складскими помещениями, местами для подвоза. Нек-рые рим. города стали крупными средиземноморскими торг. центрами: Рим, Остия, Путеолы, Капуя, Аквилея, Тарент, Родос, Эфес, Антиохия, Дамаск, Пальмира, Александрия, Карфаген, Новый Карфаген, Гадес, Массилия, Колония-Агриппина и др. Т. вели богатые купцы и крупные религ.-торг. корпорации, превышавшие по численности и богатству эллинистические купеч. союзы. Купеч. объединения имели значит. средства, собственные корабли, склады, своих должностных лиц, устав, а также храмы и алтари богов-покровителей. Существовал и многочисл. слой мелких розничных торговцев. До 3 в. н. э. рим. правительство мало вмешивалось в торг. операции частных лиц, однако со времени Северов (193-235) торг. корпорации попали под гос. контроль, к-рый при Диоклетиане и Константине стал очень строгим. Находки римских вещей (изделия из стекла, бронзы, светильники, керамика, оружие) и монет в Центр. и Вост. Европе и на Бл. Востоке свидетельствуют о большом развитии рим. внеш. Т. Ее объектами были преим. предметы роскоши (пряности, благовония, ювелирные изделия и украшения, дорогие вина и ткани, экзотич. предметы). Однако более широкому развитию Т. в античности и ее влиянию на произ-во препятствовало лежащее в основе рабовладельч. производства натуральное х-во, а также несовершенство транспортных средств (маловместительные повозки, суда, барки, вьючный транспорт) и тары, примитивизм средств измерения (весов и гирь). Кризис рабовладельч. способа произ-ва в Рим. империи в 3 в. привел к сокращению товарного произ-ва и Т. Т. при феодализме. В период раннего средневековья Т. была наиболее развита в странах Азии, прежде всего в Китае и Индии. Китай активно участвовал в междунар. Т., поставляя изделия из железа, серебра, олова и меди, шелк, бумагу, фарфор. Ввозились нек-рые металлы, пряности, лекарств. растения. Индия поставляла на междунар. (зап. и вост.) рынки хл.-бум. ткани, благовония, голубую краску индиго, слоновую кость и др. Сбыт на европ. рынках находили сирийские и египетские ткани, изделия из стекла и металла и др. В Европе в этот период Т. (внешняя и особенно внутренняя) не имела существенного значения в общем развитии экономики. При господстве натурального хозяйства в торг. оборот поступали случайные излишки произ-ва и товары, к-рые в силу географич. условий не производились или не добывались в том или ином р-не: соль, меха, металлы, иногда оружие, вино. Во внеш. Т. поступали гл. обр. предметы роскоши (б. ч. вост. происхождения): шелк, ткани, пряности, ювелирные изделия, драгоценные металлы (араб, серебро), янтарь. Посредническая Т. между отд. р-нами и странами обычно велась жителями прибрежных р-нов (при слабом развитии трансп. средств того времени гл. роль играли мор. и речные торг. пути), странствующими купцами. Морская Т. стран Юж. и Юго-Вост. Азии находилась в руках малайцев, к-рые на своих кораблях перевозили товары из Индии и Китая. В Т. между Европой и Азией гл. посредником была Византия ("Константинополь это - золотой мост между Востоком и Западом..." - Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 240), в руках к-рой находились выходы к Средиземному и Черному морям. Караванные пути в Индию и Китай проходили по терр. Ирана (борьба за торг. пути играла важную роль в ирано-визант. войнах 6-7 вв.). Со времени араб. завоеваний 7-8 вв. в караванной Т. стран В. и З. (проходившей, как и в древности, по т. н. Великому шелковому пути) гл. роль стали играть арабы. Посредниками в морской Т. между странами Европы выступали норманны, сочетавшие Т. с грабежом. Крупные изменения в европ. Т. произошли в период развитого феодализма (11-15 вв.). Они были подготовлены ростом произ-ва, отделением ремесла от сел. х-ва и повсеместным образованием городов как центров ремесла и Т. Города втягивали в Т. с.-х. население округи, снабжавшей город продуктами питания (хлебом, мясом и др.), сырьем для развивавшихся ремесел (кожами, шерстью) и получавшей из города орудия труда, ткани, импортные продукты питания (соль). Т. продуктами массового потребления создавала сеть мелких местных рынков, вовлекавших в товарно-ден. отношения и непосредственного производителя (крестьянина и ремесленника) и феодала. Т. способствовала процессу коммутации ренты, раньше всего развернувшемуся в странах высокого развития внутр. Т. Местные рынки, имевшие своими центрами города и ярмарки, с развитием Т. укрупнялись, превращаясь в нац. рынки и способствуя политич. централизации (так, в Сев. Франции оказались тесно связанными города по Сене, Уазе, Марне, Сомме, Верх. Соне и Сред. Луаре, объединившиеся вокруг Парижа как нац. центра). В тех р-нах, где внеш. Т. преобладала над внутр., где существовали крупные торг. города, власть в которых принадлежала верхушке купечества и к-рые не были заинтересованы в развитии внутр. нац. рынка, процесс централизации и образования нац. гос-в шел замедленным темпом (Италия, Юж. Франция, Германия). Европ. внеш. Т. была сосредоточена в двух осн. р-нах - Средиземноморье и Балт. и Сев. морях. На Средиземноморье господствовали итал. (Амальфи, Пиза, Венеция, Генуя), южнофранц. и исп. (Марсель, Барселона) города. Итал. города, торг. значение к-рых было велико уже в предшествующий период, особое влияние приобрели после крестовых походов, в результате к-рых итал. купцы, оттеснив арабов и византийцев, захватили в свои руки посредническую Т. между В. и З. Первенствующую роль играли итал. торг. города Венеция и Генуя, опиравшиеся на сеть своих колоний в басс. Средиземноморья. Наряду с товарами итал. произ-ва эти города торговали и вост. традиционными товарами, среди к-рых возросло значение золота, добывавшегося в Африке (в басс. Нигера и р-не Сенегала). На С. Европы Т. велась по Балт. и Сев. морям. Из Швеции вывозились цветные металлы и железо, из Норвегии рыба, из России пушнина и воск, из Прибалтики воск и (с 16 в.) хлеб. Фландрия, Сев. Германия, а затем и Англия снабжали этот регион сукнами разного качества и цены. Сев. и Юж. Европа не были разделены непроходимыми границами. Вост. товары продавались и на С. северные находили сбыт и на Ю. (напр., рус. меха с помощью ганзейцев регулярно поступали в Венецию). На ярмарках Шампани в 12-13 вв. продавались дорогие вост. товары, шелка, хл.-бум. ткани, предметы роскоши и пряности, доставленные итал. купцами, сукна, привезенные флам. и флорентийскими купцами, чеш. сукна и кожи, англ. шерсть и цветные металлы (олово и свинец). Посредниками между Сев. и Юж. Европой выступили южно-нем. города Аугсбург, Нюрнберг и др. Города по Верх. Рейну и Дунаю были связаны с Венецией, Кельн и др. города по Ср. и Ниж. Рейну - с Францией и Фландрией. На ср.-век. Т. и ее орг. формы решающее влияние оказывал весь характер феод. способа произ-ва - господство натурального х-ва, узость внутр. рынка, трудности сбыта и др. В каждой стране (а в условиях феод. раздробленности и в каждом отдельном феод. владении и в каждом городе) были специфич. условия рынка, свои цены, монета, меры и т. д. Внутр. Т. была затруднена также отсутствием единого таможенно-тарифного режима, наличием многочисл. дорожных сборов и т. д. В организации ср.-век. Т. большую роль играли всевозможные привилегии (вплоть до привилегий монопольной Т. определенными товарами в том или ином географич. пункте или р-не), строгая регламентация Т. и др. Для ср.-век. Т. (особенно на ее ранних этапах) было характерно неполное отделение торг. функций от ремесленных - ремесленник и купец часто соединялись в одном лице. В городах существовали торг. ряды и рынки, в каждом из к-рых производилась Т. только определенного рода товаром. Местные ремесленники имели исключит. право розничной Т. предметами своей специальности, приезжие купцы (т. н. гости) - только право оптовой Т., при этом количество товаров, к-рое они могли продать, было строго определено. "Гости" подвергались и другим ограничениям (напр., им разрешалось торговать лишь в определенное время - во время годовых ярмарок или неск. раз в год). Отдельные ср.-век. города обладали правом принуждать купцов, проезжавших через город или его окрестности, выставлять в нем свои товары на продажу (см. Складочное право). Ср.-век. купечество (ведущее межгор. и междунар. Т.) объединялось в гильдии, к-рые получали различные привилегии, добиваясь монополии на различные виды Т. Другой формой орг-ции ср.-век. Т. были торг. фактории (фондако), земляческие объединения купцов, ведущих дела в том или ином крупном торг. центре. Иногородние и иностр. купцы обычно жили в гор. торг. подворьях, где также хранились и сбывались их товары. Посредническую Т. в определенных р-нах нередко монополизировали объединения торг. городов (северогерм. Ганза - Т. в р-не Сев., Зап., Вост. и отчасти Центр. Европы, Лондонская ганза - Т. англ. шерстью и фландрскими сукнами во Фландрии). Крупные торг. города и объединения городов вели войны за захват торг. опорных пунктов, за получение особых привилегий в Т. и политич. влияние в др. странах (напр., война Ганзы с Данией 1367-1370, многочисл. войны Венеции и Генуи за преобладание на Средиземном м. и др.). В период позднего средневековья (16 - сер. 17 вв.), с возникновением капиталистич. уклада, произошли существенные сдвиги в Т. В экономически развитых странах Европы она содействовала разложению феод. отношений, была одним из мощных рычагов т. н. первоначального накопления. Напротив, в странах с более замедленным экономич. развитием Т. иногда стимулировала возвращение к крепостническим и даже рабским формам эксплуатации, подчиняла местное производство интересам европ. капитала. Возросло значение торгового капитала и тесно связанного с ним ростовщич. капитала (см. Ростовщичество); купец-скупщик нередко превращался в капиталиста-предпринимателя (см. Мануфактура). Гл. явлением внутриевроп. Т. было образование единого нац. рынка (прежде всего в Англии и Франции), чему способствовала торг. политика абсолютистских гос-в (меркантилизм и протекционизм). В результате Великих географических открытий появились новые направления Т.: одно - в Сев. и Юж. Америку через Атлантич. океан, другое - в Индию и Китай мор. путем вокруг Африки (в результате тур. завоеваний в Передней Азии и на Балканском п-ове в 15 в. сухопутный торг. путь на В. был почти полностью закрыт для европ. купцов). На первом из них господствовала Испания, на втором - Португалия, вытесненные позднее Голландией, а с 18 в. - Англией. Эти же страны вели и Т. рабами (гл. обр. с зап.-афр. побережья); мировыми рынками рабов стали Лисабон и Гоа. Перемещение гл. торг. путей со Средиземного м. на Атлантич. океан привело к уменьшению для Европы удельного веса средиземноморской Т. (хотя она и в 16-18 вв. сохраняла для нек-рых стран, особенно для Франции, большое значение) и роли итал. городов как торг. посредников Европы с заморскими странами. На первое место стали выдвигаться в качестве ведущих центров крупной колониальной Т. Лисабон в Португалии, Севилья в Испании, Антверпен в Нидерландах. Все они были центрами крупной колониальной Т., основанной на неравноправных условиях, сопровождавшейся грабежом, насилием и обманом. В Европу хлынул поток полученных за бесценок товаров: золота, серебра, кофе, чая, риса, опиума, хлопка, табака и др. Важным фактором экономич. жизни 16-17 вв. стала "революция цен". В этот период возникли новые формы организации Т. Появилась биржа - фондовая (где совершались сделки по купле-продаже ценных бумаг) и товарная (где торг. сделки заключались лишь по образцам товаров, а позднее и вообще без предоставления наличных товаров); гл. в этот период была Антверпенская биржа. Наиболее характерной формой купеч. организаций стали торговые компании. С открытием новых стран и возникновением колониальной системы Т. приобрела мировой характер. Для сбыта товаров были открыты новые, огромные по своим возможностям рынки Азии, Африки, Америки; складывался мировой рынок. В междунар. отношениях на первый план выступает борьба за овладение мор. путями, рынками сбыта и сырья; большинство крупных войн 17-18 вв. носило характер т. н. торг. войн (Англоиспанские войны, Англо-голландские войны и др.). Т. при капитализме. В условиях капитализма роль и значение Т. меняются коренным образом по сравнению с докапиталистич. формациями. Торг. капитал превращается в агента пром. капитала, выступает в качестве обособившейся части пром. капитала, функционирующей в сфере обращения. Рост капиталиста. Т. сопровождался развитием нац. рынков и совершенствованием орг. форм Т. Чрезвычайно быстро возрастали роль и размеры оптовой Т., чему способствовало развитие транспорта (особенно ж.-д. стр-во), стр-во огромных по тем временам товарных складов. Возрастали масштабы торг. операций между городом и деревней. Эти процессы получали внеш. выражение в возникновении огромных рынков в городах (напр., крупнейшие рынки Лондона - Биллингсгейт, Лиденхолл, Смитфилд, Спитлфилдс, Ковент-Гарден, Фултонский рыбный рынок в Нью-Йорке, Фэнельский рынок в Бостоне и др.; во Франции стр-во центр. рынков, начатое в 1851, было одним из важных элементов реконструкции Парижа; сооруженные в порядке выполнения этого плана 10 рыночных павильонов стали образцовой "моделью" для др. стран). Одним из последствий промышленного переворота был, наряду с развитием внутр. Т., быстрый рост масштабов внешнеторг. операций. Развитие техники и рост пром. произ-ва в Англии повлекли за собой наводнение мирового рынка англ. пром. (раньше всего - текстильными) изделиями. Продукция англ. текстильной пром-сти подорвала кустарное произ-во в Индии и вызвала массовое разорение инд. хлопкоткачей. Так же успешно конкурировала англ. пром-сть с продукцией металлургич. пром-сти, с изделиями из металла, фарфора и фаянса, изготовлявшимися в др. странах. С сер. 19 в. из Англии начинают вывозиться прядильно-ткацкие станки и машины. Развитие капитализма сопровождалось изменением экономич. воззрений и торг. политики. Меркантилизм и протекционизм уступают место бурж.-либеральной концепции "Laissez faire, laissez passez" ("не мешайте действовать"). На смену мелочной регламентации Т. приходит теоретич. обоснование "свободы конкуренции", нашедшее наиболее яркое выражение в трудах представителей англ. классич. политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо). Уже англо-франц. торг. договор 1786 пробил серьезную брешь в системе меркантилизма, а отмена хлебных законов в Англии в 1846 ознаменовала победу сторонников свободы Т. (см. Фритредеры), к-рая помогла передовой в то время англ. пром-сти завоевывать мировой рынок. В 1-й пол. 19 в. Лондон стал мировым торг. и финанс. центром. Расширение сферы деятельности банков Великобритании во главе с Англ. банком, развитие кредита содействовало "экономии" золота (его замещали долговые обязательства, банкноты) и укреплению англ. фунта стерлингов, к-рый стал выполнять роль междунар. расчетной единицы. Рост Т. в условиях капитализма содействовал развитию производит. сил. Но в то же время бесплановый, анархич. характер капиталистич. Т. стал с 19 в. одним из факторов периодически повторяющихся кризисов экономических, наносивших все более ощутимый урон экономике охваченных кризисом стран. По мере развития внутр. и мировой Т. видоизменялись торг. сухопутные и мор. пути, захватывались мор. базы, к-рые приобретали не только торг., но и воен. значение. Наряду с мор. путем в Азию через Юж. оконечность Африки, все большее значение приобретал в связи с ускорившимся с сер. 19 в. вытеснением парусных судов пароходами непригодный для парусного флота торг. путь из Европы в Азию через Красное м. (для провоза грузов по небольшому сухопутному отрезку пути в 1857 была построена жел. дорога). Особенно важное значение приобрел этот путь после открытия Суэцкого канала в 1869. Возрастало значение трансатлантич. торг. путей, на к-рых во 2-й пол. 18 в. господствующее положение заняла Англия (особенно после захвата франц. владений в Сев. Америке в результате Семилетней войны 1756-63). Развитие трансатлантич. Т. повлекло за собой расширение таких портов, как Бристоль, Ливерпул. В США расширению объема внутр. и внеш. Т. (из страны вывозились в 1-й пол. 19 в. табак, рис, хлопок, сахарный тростник и др.) содействовало бурное развитие водного и ж.-д. транспорта. В 1825 здесь был введен в действие канал, связавший р. Гудзон с Великими озерами, что вызвало выдвижение Нью-Йорка как одного из гл. торг. центров страны. Возрастало торг. значение р. Миссисипи, повлекшее за собой возвышение Нового Орлеана. В 1869 (после отторжения Калифорнии от Мексики) было завершено строительство трансконтинентальной ж. д., в результате чего возросло экономич. (в т. ч. торговое) значение Сан-Франциско. Во 2-й пол. 19 в. усилилась торговая экспансия США в южноамер. страны, в первую очередь в страны, омываемые Тихим ок. (Перу, Чили). Прорытие Панамского канала (завершено в 1914) не только укрепило позиции США в Лат. Америке, но и открыло амер. капиталу и амер. торговле путь к Австралии и Новой Зеландии. Обеспечению господства США на Тихом ок. служили аннексия Соединенными Штатами Гавайских о-вов (1898), захват Пуэрто-Рико, Филиппин и о. Гуам в результате Испано-амер. войны 1898, а также приобретение ими здесь ряда др. опорных пунктов. Но и здесь у США были соперники: Великобритания, располагавшая на Тихом ок. рядом опорных пунктов; Германия, укрепившаяся на о-вах Самоа, Каролинских и Марианских о-вах; Япония и Россия. Столкновение экономич. (в т. ч. и торговых) интересов держав на Тихом ок. превращало этот район в один из узлов капиталистич. противоречий. Междунар. торг. конкуренция обострялась по мере того, как такие страны "молодого" капитализма, как США и Германия, выдвигались в ряды крупнейших пром. держав наряду с Англией и значительно отстававшей от нее Францией. Уже во 2-й пол. 19 в. сбыт продукции англ. машиностроения, металлургии, текстильной и др. отраслей пром-сти стал испытывать возраставшие трудности в связи с распространением на мировом рынке пром. изделий стран, вступивших в ту пору на путь индустриального развития. Появление на европ. рынке амер. хлеба вызвало обострение конкуренции между поставщиками с.-х. продукции (США, Россия, Германия, Франция). Огромный рост масштабов мировой торговли содействовал обострению конкурентной борьбы между ее участниками. -***-***-***- Таблица Рост объема международной торговли в ценах 1913 %%% Борьба за рынки сбыта и источники сырья обострялась повсеместно, содействуя ускорению терр. раздела мира, к-рый в основном завершился на рубеже 19 и 20 вв. Переход в эти годы к новой, империалистич. стадии развития капитализма сопровождался существенными изменениями в характере Т. и ее орг. формах. Концентрация и централизация капитала, всевластие монополий распространялись и на область Т. В США и др. империалистич. странах происходило вытеснение и разорение мелких торговцев гигантскими торговыми предприятиями, к-рые, ведя конкурентную борьбу между собой, создавали новые формы Т. Распространенные в 19 в. рынки все больше уступают место (хотя и не исчезают совершенно) многообразным модер- низированным магазинам. В капиталистических городах появляются универсальные магазины, продающие товары сотен тысяч наименований, имеющие собственные производственные предприятия. Получают распространение магазины стандартных цен, в к-рых товары группируются по уровню цен для привлечения покупателей простотой и быстротой обслуживания. Возникают гигантские посылочные конторы, принимающие заказы и доставляющие их заказчику почтой или собственным транспортом. Распространяются цепные или многолавочные предприятия, представляющие собой систему организации ряда торг. предприятий, принадлежащих одной фирме. В условиях мирового экономического кризиса 1929-33, вызвавшего резкое падение покупат. способности населения, в США появились т. н. сверхрынки, устроители к-рых стремились максимально снизить издержки путем использования старых, часто неприспособленных зданий, упрощения оборудования, организации самообслуживания и т. д. Создание гигантских торг. предприятий сопровождалось рационализацией форм торг. деятельности, использованием современной торг. техники; но вместе с тем росла и расточительность Т., связанная с обострением конкурентной борьбы, огромными расходами на рекламу, ростом других нерациональных по существу затрат, рассчитанных на привлечение покупателей. В то же время искусств, взвинчивание цен монополистич. предприятиями стало все тяжелее отзываться на условиях жизни народных масс. Переход к империализму и рост гос.-монополистич. тенденций сопровождались отходом ведущих капиталистич. стран от принципов свободы Т. и переходом их на позиции протекционизма. В Англии, где свобода Т. была важнейшим требованием англ. буржуазии в пору расцвета англ. капитализма, движение за установление протекционистских тарифов развивается уже с конца 19 в. Стремление не допустить конкуренции быстро развивавшихся стран (в первую очередь Германии и США) на брит. имперском рынке содействовало распространению в Англии протекционистских тенденций; эти тенденции усилились еще больше после 1-й мировой войны 1914-18, способствовавшей развитию гос.-монополистич. капитализма в воюющих странах, и особенно во время мирового экономич. кризиса 1929-33. В 1931 в Англии был принят протекционистский тариф, к-рый нанес решающий удар по торг. системе, установившейся в этой стране в 19 в. В 1932 на имперской экономич. конференции в Оттаве была введена система имперских преференций. В США наиболее ярким проявлением развития протекционистских тенденций в годы между двумя мировыми войнами было введение протекционистского тарифа в 1930. Наряду с повышением тарифов получили распространение такие меры, направленные на охрану внутр. рынка, как импортные квоты, лицензии и прямое запрещение импорта определенных товаров. По мере развития монополистич. и гос.-монополистич. капитала все более отчетливо выявлялся наступат. характер связанного нередко с товарным демпингом протекционизма империалистич. гос-в, служащего искусственному вздуванию цен на внутр. рынке, укреплению наиболее мощных монополий, закабалению экономически слаборазвитых стран, устранению империалистич. конкурентов. 2-я мировая война в еще большей мере, чем 1-я, ускорила развитие гос.-монополистич. капитализма, в частности в сфере Т. Гос-во в годы войны стало выступать в роли главного покупателя ряда продовольств. и пром. товаров и организатора системы нормированного распределения (карточная система). После войны все более прямое вмешательство гос-ва в экономику, в частности в сферу Т., стало одной из важных особенностей совр. гос.-монополистич. этапа развития капитализма. Существенные изменения произошли после 2-й мировой войны и в мировой Т. Одна из важнейших особенностей ее послевоен. развития - образование нового, социалистич. рынка, выросшего на базе тесного экономич. сотрудничества между странами социализма и существующего параллельно с мировым капиталистич. рынком. Результатом сужения сферы влияния капитализма явилось новое обострение в послевоен. годы борьбы за рынки сбыта и источники сырья, за господствующее положение в развивающихся странах, создающих свою независимую нац. экономику. В условиях углубления империалистич. противоречий возросло число монополий, осуществляющих экономич. экспансию в различных районах мира. Наиболее мощными являются монополии, связанные с нефтью: амер. - "Стандард ойл оф Нью-Джерси", "Калтекс", "Сокони мобил ойл", "Арамко", англо-голл. концерн "Ройял датч-Шелл" и англ. "Бритиш петролеум". Резко возросла экспансия автомобильных монополий "Дженерал моторс", "Форд моторс", "Крайслер" (США), "Фольксваген" (ФРГ), "Рено" (Франция). Значительно расширил свою деятельность в послевоен. годы англо-голл. концерн "Юнилевер". Велика роль в торг. экспансии электротехнич., металлургич., химич. компаний и компаний, поставляющих с.-х. оборудование и минеральные удобрения. Обострение империалистич. противоречий сопровождалось образованием в Зап. Европе в 1957-59 межгос. объединений монополистов. Важнейшее из них - Европейское экономическое сообщество ("Общий рынок"). После 2-й мировой войны в капиталистич. мире наблюдается быстрый рост внеш. Т., значительно обгоняющей (в отличие от периода между двумя мировыми войнами) рост пром. произ-ва. В 1967 на долю 11 высокоразвитых капиталистич. стран (США, ФРГ, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария) приходилось 85,8% экспорта готовых изделий на мировом капиталистич. рынке. Решающие позиции среди них занимают ведущие империалистич. державы. Расширение внеш. Т. большинства капиталистич. стран сопровождается усилением их зависимости от внеш. рынков. Втягивая в междунар. товарооборот экономич. более слабые страны, империалистич. державы усиливают их эксплуатацию. Используя монотоварную специализацию развивающихся стран и обусловленные ею экономические трудности, монополии стремятся усилить неэквивалентный характер своих внешнеторг. связей с этими странами. -***-***-***- Таблица Международная торговля стран развитого капитализма и развивающихся стран, млрд. долл. %%% Ведя борьбу за изменение своего положения в мировом х-ве, развивающиеся страны выступают со своими требованиями в орг-ции Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), созданной по инициативе СССР и др. социалистич. стран. Сов. Союз активно поддержал на сессиях ЮНКТАД (в Женеве - 1964; Дели - 1968; Сантьяго - 1972) те требования развивающихся стран, к-рые продиктованы их стремлением создать независимую нац. экономику (увеличение объема технич. помощи развивающимся странам, освобождение от пошлин их продукции, улучшение условий экспорта их пром. продукции в развитые страны и др.). В 60-х гг. развивающиеся страны, особе

История торговли как обмен товарно-материальными ценностями известна с каменного века. Уже тогда она существовала в привычном для нас значении: предложение к обмену с целью извлечения выгоды.
Сначала торговля была исключительно натуральной и произошла она, по одной из версий, из обычая обмениваться подарками. Такой обмен носил символическое значение и санкционировал мир, союз, дружбу. Позже люди стали обмениваться предметами равноценными, например, молоток взамен топора или мясо животного вместо овощей или фруктов. Главными предпосылками для дальнейшего развития торговли стала специализация промышленности и монета, роль которой у разных народов играли драгоценности, рабы, меха, скот и т. д.

История торговли в древнем Востоке уходит за 3,5 тысячелетия до н. э. Главными отраслями производства тогда были оружие, керамика и ткани.
В Египте в ту эпоху существовала преимущественно сухопутная торговля: караваны привозили предметы роскоши - благоухания, металлы, дерево, драгоценные камни. Восточные торговцы раскидывали огромные шатры и раскладывали свой товар на продажу.

В новую фазу развития древневосточная торговля вступила с финикиянами - она стала морской. Теперь корабли увозили местные товары - строевой лес, металлы и плоды, а возвращались с зерном, вином, маслом, сырьем, скотом и прочими. Продавались товары нередко прямо в портах, с борта.

Громадный толчок торговля получила у древних персов благодаря развитой транспортной системе. Персидские материи и ковры, мебель из драгоценных пород дерева, мозаика и эмаль не имели соперников. Эти товары развозились караванами и продавались в крупных городах на ярмарках. Конечно, торговое оборудование тогда находилось в зачаточном состоянии: либо вещи раскладывались в шатрах на земле, либо на простых стойках, скамьях и дощатых прилавках на улице.

В древней Греции подъем торговли начался вместе с колонизацией. Из различных регионов ввозились масла, серебро, хлеб, вино, пурпур и железо. Сосредотачивалась торговля на крупных рынках, где стояли открытые прилавки и навесы.

Торговля древнего Рима характеризуется ранним появлением ярмарок, приуроченных к празднествам. Самая главная из них проходила у Соракты - этрусской горы вблизи Рима. Это было грандиозное мероприятие, куда сходилось множество купцов. Они раскладывали товар в палатках, навесах и на прилавках, а между ними ходили толпы покупателей. В огромном количестве продавались разнообразнейшие сорта рыбы, множество овощей и фруктов, вино, масла, соль. Для богатых римлян привозили изукрашенную серебром мебель ценных пород, мрамор и изящные статуи. До конца III века Римская империя была величайшей областью свободной торговли.

Поворот в европейской торговле случился в эпоху крестовых походов. Когда рыцари узнали роскошь Востока, спрос на восточные товары усилился, и Италия стала искать возможность обходить Византию, бывшую до сих пор посредником между Западом и Востоком. Итальянцам открылись левантские порты. Купцы проникали вглубь Азии и на знаменитых восточных базарах скупали дорогие пряности и камфору, персидскую серу и китайский фарфор, индийскую сталь и стекло.

Расцвет левантской торговли немедленно отозвался в Европе. Итальянцы овладели секретами восточных производств, стали развиваться рынки и ярмарки, купцы организовывались в гильдии, а города - в союзы. Открывались многочисленные торговые предприятия - лавки, родоначальники современных магазинов. В них устанавливались стеллажи, куда помещался товар, и был прилавок, за которым стоял продавец.

Огромное значение для развития торговли имели географические открытия, эпоха которых началась в 1475 году. Тогда португальцы достигли экватора. Открытие Америки и новых морских путей обеспечило доступ к новым рынкам сырья и сбыта и сделало торговлю всемирной.

На Руси, находившейся в центре многих торговых путей, торговля также развивалась весьма активно. Примечательно, что в своде законов 14-го века есть указание на стоимость домашних животных: «…За кошку платить 3 гривны, за собаку - 3 гривны, за кобылу - 60 кун, за вола - 2 гривны». Поскольку гривна была равна 50 кунам, то выходит, что собаки и кошки ценились, как один вол или три лошади.

Объединения торговых предприятий - рынки и ярмарки - преобразовывались в торговые ряды и гостиные дворы. Это были внушительные здания, например, Гостиный двор в Санкт-Петербурге (18 век), Верхние торговые ряды в Москве (19 век). В них стояло родственное современному оборудование для магазинов , где размещались разные товары.

В начале 20-го века появились первые витрины : количество магазинов росло, и покупателей нужно было чем-то привлекать. В 1909 году в Лондоне Гордон Селфридж открыл универмаг, витрина которого не отключалась ночью, и покупатели могли осматривать товар даже в темноте. Это быстро сделало магазин популярным. Позже витрины стали активно использовать и другие предприятия торговли: их разрисовывали популярные художники, в числе которых - Сальвадор Дали, они заполнялись удивительными инсталляциями.

Торговые центры в их современном понимании появились в начале 40-х гг. 20 века в США. Их возникновение обусловлено бурным развитием транспорта. Отсутствие стояночных мест привело к тому, что на территориях, свободных от жилищного строительства, возводились крупные центры, окруженные огромными стоянками. Первыми такими предприятиями считаются комплекс возле Сан-Диего и «Рузвельт-филд» у Нью-Йорка.

В Западной Европе такие центры стали строиться после Второй Мировой войны. Первыми были комплексы в Ковентри, Великобритания, и «Лиил-баан» в Голландии.

В июне 1963 года в пригороде Парижа Марселем Фурнье и Дени Деффорэ был открыт первый гипермаркет. Он занял площадь 2,5 тысячи квадратных метров и имел автостоянку на 500 мест. Поначалу торговый мир отнесся к этой идее как к чудачеству, однако компания «Карфур» продолжала расширяться, и вскоре открылось еще 5 гипермаркетов. Успех этой затеи стал очевиден, и примеру «Карфура» последовали другие.

Сначала гипермаркеты были, в основном, продовольственными магазинами, но постепенно обрели множественную специализацию, расширив товарный ассортимент. Сегодня это огромные торговые комплексы, где установлено новейшее торговое и , а все оснащение в целом ориентировано на удобство для покупателей.

На этом эволюция торговли, разумеется, не завершилась: следующим этапом стало перемещение магазинов в интернет. Это позволило сделать процесс покупки максимально комфортным. Потребителю не приходится тратить время на поиск необходимых вещей в физических торговых точках - он может открыть сайт интернет-магазина, где на виртуальных витринах представлены любые товары, снабженные подробным описанием и характеристиками. Выбрать и заказать их можно парой щелчков компьютерной мыши.

Каким будет следующий шаг в развитии торговли? Можно предполагать разные варианты, но одно можно утверждать точно: обмен с целью получения выгоды будет существовать до тех пор, пока живо человечество.

trade), обмен товаров и услуг на деньги (валюта), на др. товары и услуги (бартер или встречная торговля) или в счет оплаты долга. Оптовая Т. происходит между фирмами в больших объемах. Валовая прибыль здесь обычно меньше, чем в случае Т. меньшими объемами товаров и услуг. Розыичная торговля предназначена для конечного потребителя. Обычно она осуществляется через магазины, но встречаются и др. способы ее орг-ции (напр., заказы товара с доставкой по почте). Термин Т. экономисты часто относят к междунар. торг, деят-ти, к-рая состоит из импорта и экспорта. Т. товарами называется видимой, а услугами - невидимой. Считается, что свободная Т. существует в условиях отсутствия гос. вмешательства, направленного как на поощрение, так и на сдерживание междунар. Т. Экономисты классич. и неоклассич. школ утверждают, что свободная Т. стимулирует специализацию каждой страны на произ-ве товаров и услуг, в к-ром она имеет сравнительные преимущества, что приносит выгоду всем участвующим в Т. странам; Рикардо писал, что Т. приведет к росту суммы товаров и массы удовольствий. На практике Т. часто сопряжена с протекционизмом. Он может осуществляться в форме тарифов, квот, разл. сборов (напр., еженедельно меняющихся тарифов, принятых в единой с.-х. политике ЕС), норм охраны здоровья и труда, ограничений демпинга (продажи товаров по низким ценам), соглашений о добровольном ограничении экспорта двусторонних соглашениях, принятых в США и ЕС, между страной-импортером и страной-экспортером, по к-рому последний обязуется не экспортировать товары сверх опред. кол-ва в обмен на нек-рые (возможно, не имеющие отношения к торговле) уступки со стороны импортера. Необходимость использования столь разл. методов в политике протекционизма частично проистекает из желания (обычно неоправданного) ограничить Т. ср-вами, не разрешенными Всемирной торговой организацией (ВТО) (ГАТТ, торговый баланс, обменный курс).