Кто из древних народов изобрел клинопись. Что скрывают письмена

27.09.2019 Снилс

Газеты, Интернет – стали неотъемлемой частью нашей жизни. Однако на заре цивилизации у людей не было столь широких возможностей, много информации приходилось хранить в уме. Поэтому изобретение письменности стало огромным скачком в эволюции человечества, революционным переходом на новую ступень, открывшим людям возможности записывать свои мысли, свой опыт для передачи его другим людям, да и просто необходимую в быту информацию. Процесс развития письменности длился не одно тысячелетие.

И.Фридрих в своей работе «История письма» выделяет следующие стадии развития письменности:

1. Предметное письмо.

Под предметным письмом подразумевается самая ранняя стадия эволюции письменности (можно сказать, протописьменность), которая была обусловлена потребностью фиксировать каким-то образом информацию о запасах пищи, утвари, количестве скота и боеспособных мужчин в первобытной общине. Для изображения предмета использовали непосредственно сам предмет, а для изображения вещей, трудных для непосредственной передачи, пользовались внешне похожими предметами. Например, иссохшее тело изображалось с помощью камня и кукурузных зерен, мрачное будущее – кусочком каменного угля и т.д. Фридрих приводит показательный пример такого письма: «по Геродоту (IV, 131 и сл.), Дарий, вторгшийся в страну скифов, получил от них «предметное» послание в виде птицы, мыши, лягушки и пяти стрел, которое, поразмыслив, Гобрий истолковал так: «Если вы не скроетесь в небе, как птицы, или в земле, как мыши, или в воде, как лягушки, то вам не скрыться от этих стрел». Таким образом, уже на такой ранней стадии было возможным «писать», хоть и пространные, но достаточно сложные послания.

2. Рисуночное идеографическое письмо

С появлением рисуночного письма сообщение отрывается от предмета и переносится на различные материалы для письма. На этой стадии человек стал изображать объект информационного сообщения, используя подручные материалы – камень, глину, дерево и т.д.

Эту стадию можно разделить на 2 этапа:

а) рисуночное письмо (т.н. пиктографическое)

б) идеографическое письмо

Пиктограмма (от лат. pictus - рисовать и греч. γράμμα - запись) - это схематическое изображение различных предметов и явлений. Например, для изображения крупного рогатого скота рисуется голова с рогами, для изображения человека –человеческая фигура, для изображения воды – волна.

Идеограмма (от греч. ’ιδέα - идея и греч. γράμμα - запись) - письменный знак , условное изображение или рисунок, изображающий некую идею, понятие. На этом этапе рисунок представляет не только изображенный объект, но и некое абстрактное понятие или действие, с ним связанное. Например, для передачи понятий «есть» или «еда» используется изображение человека, подносящего руку ко рту, или в письме ацтеков – лук и стрела символизирует войну, череп – смерть, плачущий глаз – вдовца.

Следует заметить, что на этой стадии письмо передает смысл сообщения, а не его звучание, то есть письмо еще оторвано от языка, письменность и язык развиваются автономно.

3. Дальнейшее развитие письма.

Постепенно происходит переход к фонетическому письму, то есть зарождается связь между письмом и языком. Сначала это выражается как закрепление за словами определенных идеограмм, так называемое словесное письмо. Позже оно преобразуется в слоговое и, в конечном итоге, звуковое (появление алфавита).

Для современного человека тот факт, что слова состоят из слогов и звуков, является само собой разумеющимся. Однако это не было так же очевидно для древнего человека. И.Фридрих пишет об этом так: «Усвоение отдельности звука, особенно согласного звука, дается человеку с большим трудом».

Довольно рано стало необходимым передавать на письме звучание слов, к примеру, имен собственных. Тогда появился так называемый звуковой ребус - это явление, когда вместо трудно изобразимого понятия рисуют схожее по звучанию, но неродственное по смыслу понятие. Например, если бы мы хотели предать на письме английское слово meet – встречать, а нарисовали бы кусок мяса (meat), схожий по звучанию, это и был бы звуковой ребус. Это был первый шаг к фонетическому письму.

Однако не стоит полагать, что эти стадии протекали линейно. Как правило, в ходе реального исторического процесса становления письма они комбинировались.

Пришло время обратиться к непосредственной теме нашей статьи – истории развития письменности на территории Древней Месопотамии.

Самые древние письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся примерно к 3300 году до н.э. В нашей хронологии это время относится к Протописьменному периоду. Давайте посмотрим, какие таблички дошли до нас с того времени.

Это табличка, относящаяся археологическому периоду Урук V (3500-3350 вв до н.э.). На табличке мы видим 2 типа клинописных знаков – круг и клин. Круг значил 10, клин – единицу. Мы можем предположить, что данная табличка использовалась для подсчета чего-либо, точнее для фиксации подсчитанного количества. Например, табличка могла играть роль своеобразной «накладной», в которой писалось сколько кто кому чего продал. То есть первые надписи были хозяйственные и административные.

Лайнарт этой таблички (рисунок).

Как мы видим, тут, помимо цифр, изображены разные предметы. Используя расшифровку cdli и шумерский словарик epsd давайте пофантазируем, что бы то все могло значить (Внимание! Далее идут неакадемические лингвистические фантазии!).

Вот какую расшифровку предлагает cdli:

@obverse (лицевая сторона) @column 1 (1 столбик) 1. , UTUA~a#? (1 рыба) 2. 3(N01) , NUN~b# (3 металлических объекта) 3. 1(N01) , UD5~a# (1 коза) 4. 1(N01)# , GUKKAL~a (1 овца) @column 2 (2 столбик) 1. , ZATU720# (неизвестно сколько кувшинов муки) @reverse (обратная сторона) @column 1 1. 6(N01) , ZATU720 (6 кувшинов муки) (прим. - если кто-то очень хочет досконально разобраться в синтаксисе расшифровки на cdli - Вам сюда )

Мы видим, что на табличке изображены некие предметы вместе с их количеством. Вполне возможно, что за 6 кувшинов муки было продано то, что изображено на лицевой стороне. Ведь изначально валютой служили продукты питания, в частности, ячмень, а деньги появились несколько позже.

Смотрим табличку периода Урук III (3200-3000 до н.э.)

(лайнарт)

@column 1 1. 1(N01) , SZUBUR 2. 1(N01) , |1(N57).SZUBUR| 3. 1(N01) , |2(N57).SZUBUR| 4. 1(N01) , U4 SZUBUR# 5. 1(N01) , KAB#? [...] 6. 1(N01) , ME~a |SILA3~axGARA2~a|#? SZUBUR 7. 1(N01) , RAD~a@g SZUBUR 8. 1(N01) , KU3~a# SZUBUR 9. 1(N01) , ZATU686~a BU~a SZUBUR 10. 1(N01) , BU~a SZUBUR

Этот текст относится к категории Lexical, это значит, скорее всего, школьный текст, использующийся для обучения письму. Мы видим, что все слова тут оканчиваются на 1 знак – shubur (в переводе, вероятно, «раб»). Это значит, человек, писавший данную табличку, просто заучивал все варианты слов со знаком shubur.

А вот Раннединастический период I-II (2900-2700 до н.э.).

Тут уже меньше рисунков.

А в периоде Раннединастический IIIa (ca. 2600-2500 BC) мы уже видим клинопись.

И что самое интересное, здесь выглядевшие ранее непривычно перевернутые на бок значки уже не выглядят так непривычно. Все предыдущие таблички по-хорошему нужно было смотреть, наклонив голову на бок налево. А затем написание в столбик неожиданно превратилось в написание в строчку. Как это произошло?

Попробуем нацарапать что-нибудь вроде шумерских кувшинов и овец палочкой на глиняной табличке. Со временем (если будем много этим заниматься) нам станет неудобно делать это, держа руку снизу. Это при условии, что мы правши. Рука будет уходить направо, и мы станем писать под наклоном влево, а потом и вовсе повернем табличку для большего удобства. Так оно и случилось. Кстати, по ходу, шумеры были поголовно правшами (во всяком случае, что касается клинописания).

А вот период Ур III (2100-2000 до н.э.).

Ну тут уже полноценная клинопись, никаких рисунков.

А вот Нео-ассирийская клинопись 7-го века до н.э.

Клинопись со временем упростилась настолько, чтобы можно было быстро писать довольно объемные тексты.

Вот на этой табличке мы можем наглядно увидеть, как развивалась клинопись от рисунков до простых значков.

Изначально клинопись создавалась для записи шумерского языка, в котором каждый знак мог обозначать либо некое понятие (идеограмма), либо грамматический элемент. Со временем месопотамцы приспособили ее для записи существовавшего в Месопотамии наравне с шумерским аккадского языка. Это был совершенно другой по структуре язык, восточносемитский по происхождению. И клинописные знаки обрели слоговые значения. Такие знаки называются силлабограммами. Для записи текстов на аккадском языке достаточно лишь 100-150 знаков клинописи, каждый из которых используется для фонетической передачи слогов. Однако в аккадских текстах встречаются и слова, заимствованные из шумерского и обозначающие понятия, их называют шумерограммами. Другой тип шумерских знаков в аккадской клинописи – так называемые детерминативы – по-видимому нечитаемые знаки, уточняющие чтение следующих за ними или предыдущих знаков. Например, детерминатив DINGIR (бог) обозначает, что после него идет имя бога.

Возникает вопрос, почему же тогда месопотамцы полностью не отказались от идеограмм в пользу слогового письма ввиду простоты такого письма (всего 100-1500 знаков), а продолжали использовать шумерограммы? И.Фридрих полагает, что виной тому служит привычка, сложившаяся не то что столетиями, - тысячелетиями, и от нее не так просто было отказаться, как и от любой традиции. А тогда, когда сложились все предпосылки к такому упрощению, оказалось проще перейти к буквенной письменности и арамейскому языку, распространенному уже на всей территории Ближнего Востока.

Тем не менее, клинопись была очень важным этапом в развитии письменности, и долгое время у нее не было достойных аналогов. Клинопись адаптировали для своих языков и другие народы Древнего Ближнего Востока: хетты, хурриты, эламцы и т.д. Также на основе клинописи были созданы две алфавитные системы письма: в Угарите и в ахеменидской Персии.

Период:

~3300 г. до н. э. - 75 г. н. э.

Направление письма:

Изначально справа налево, колонками, затем слева направо строками (начиная с 2400-2350 гг. до н. э. для рукописных текстов; со II тысячелетия до н. э. для монументальных надписей)

Знаков:

300 - 900 знаков для слоговой и идеографической систем; Порядка 30 букв для фонетической адаптации на восточном побережье Средиземного моря; 36 букв для древнеперсидского слогового алфавита.

Древнейший документ:

Наиболее старые известные документы - таблички с административными документами Шумерского царства.

Происхождение:

Оригинальная письменность

Развилось в: ISO 15924 : См. также: Проект:Лингвистика
Древняя Месопотамия
Ассириология
Области и государства
Города-государства Шумера · Верхнемесопотамские государства · Аккад · Шумеро-Аккадское царство · Исин · Аморейские царства · Вавилония · Ассирия · Субарту · Приморье
Население
Аборигены Месопотамии · Шумеры · Аккадцы · Вавилоняне · Ассирийцы · Амореи · Арамеи · Касситы · Кутии · Луллубеи · Субареи · Халдеи · Хурриты
Письменность и языки
Клинопись
Шумерский · Аккадский · Протоевфратские языки · Прототигридские (банановые) языки · Хурритский
Шумеро-аккадская мифология
Периодизация
Доисторическая Месопотамия
Эпоха Урук - Джемдет-Наср
Раннединастический период
Ранние деспотии
Старовавилонский/

Староассирийский периоды

Средневавилонский/

Среднеассирийский периоды

Новоассирийский период
Нововавилонское царство

Кли́нопись - наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал - глиняная табличка , на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.

История

Междуречье

Древнейшим памятником шумерского письма является табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.). За ней по времени следуют документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относящиеся к 3300 году до н. э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди .

Начиная со II тысячелетия до н. э. клинопись распространяется по всему Ближнему Востоку , о чём свидетельствуют Амарнский архив и Богазкёйский архив .

Постепенно эта система записи вытесняется другими появляющимися к тому времени системами записи языка.

Расшифровка клинописи

В таблицах в соответствующих статьях приводятся наборы силлабограмм, использовавшихся в соответствующем виде клинописи. В заголовках строк указывается предполагаемая согласная фонема (или аллофон), а в заголовках столбцов - последующие или предшествующие гласные. В ячейках, соответствующих пересечению согласного и гласного, указывается стандартная транслитерация данного слога - при этом выбирается значение, наиболее близкое к предполагаемому фонетическому звучанию. Например, знак

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Клинопись" в других словарях:

    Клинопись … Орфографический словарь-справочник

    Клинопись - Клинопись. Развитие клинописных знаков. КЛИНОПИСЬ, письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек (знаки выдавливались на сырой глине). Возникла в 4 м тысячелетии до нашей эры в Шумере и позже была приспособлена для… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Система письма, зародившаяся в Месопотамии и получившая широкое распространение в 3 1 тысячелетиях до н.э. по всему Ближнему Востоку. Клинопись выглядит вытянутыми треугольными значкам, выдавленными на глиняных таблетках расщепленной тростинкой.… … Финансовый словарь

    КЛИНОПИСЬ, письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек (знаки выдавливались на сырой глине). Возникла в 4 м тысячелетии до нашей эры в Шумере и позже была приспособлена для аккадского, эламского, хурритского, хетто… … Современная энциклопедия

Клинопись Кли́нопись -

способ путём выдавливания на глине комбинаций клиновидных чёрточек, применявшийся в Передней Азии.

Клинопись появилась впервые в Шумере. Около 3000 до н. э. шумеры начали передавать изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий (см. ). Так, рисунок ноги стал передавать понятия «ходить» (шумерское du-, rá-), «стоять» (gub-), «приносить» (tum-) и т. п. Число знаков было порядка тысячи. Знаки являлись лишь вехами для памяти, закреплявшими важнейшие моменты передаваемой мысли, а не связную речь, но так как читающие говорили на , то знаки связывались с определёнными словами, что позволило использовать эти знаки для обозначения звуковых комбинаций уже и независимо от их значения; так, знак ноги мог употребляться не только для передачи упомянутых , но также для du, rá и т. д.; знак звезды мог обозначать и имена dingir ‘бог’ и an ‘небо’, и слог an и т. д.

Словесно-слоговая письменность складывается в систему к середине 3‑го тыс. до н. э. Основа имени или глагола выражалась в ней (знаком для понятия), а грамматические показатели и - знаками в их слоговом значении. Одинаково звучавшие основы различного значения выражались разными знаками (омофония). Каждый знак мог иметь несколько значений, как слоговых, так и связанных с понятиями (полифония). Для выделения слов, выражавших понятия некоторых определённых категорий (например, птицы, рыбы, профессии и т. д.), применялось небольшое число - непроизносимых показателей. Число знаков сократилось до 600, не считая комбинированных. С ускорением письма рисунки упрощались. Чёрточки знаков вдавливались прямоугольной палочкой, входящей в глину под углом и потому создававшей клиновидное углубление. Направление письма: вначале вертикальными столбцами справа налево, позже - построчное, слева направо.

(вавилоняне и ассирийцы) приспособили клинопись для своего языка в середине 3‑го тыс. до н. э., сократив число наиболее употребительных знаков до 300 и создав новые слоговые значения, соответствующие аккадской системе; стали употребляться чисто фонетические () записи слов; однако шумерские идеограммы и написания отдельных слов и выражений (в аккадском чтении) также продолжали применяться. Аккадская система клинописи распространилась за пределы Двуречья, приспособившись также к языкам , . Начиная со 2‑й половины 1‑го тыс. до н. э. клинопись использовалась в религиозных и юридических целях лишь в отдельных городах Южного Двуречья (для уже шумерского и сохранявшегося в отдельных городах аккадского языков).

Формы памятников клинописи разнообразны (призмы, цилиндры, конусы, каменные плиты); наиболее распространены плитки из глины. Сохранилось огромное количество текстов, написанных клинописью: деловые документы, исторические надписи, эпос, словари, научные сочинения, религиозно-магические тексты.

Особо выделяются: 1) из г. Угарит (Рас-Шамры) 2‑го тыс. до н. э. - приспособление древнесемитского алфавита к письму на глине; с аккадской клинописью сходна лишь способом нанесения знаков; 2) иранская (« ») слоговая клинопись 6-4 вв. до н. э.; её начата Г. Ф. Гротефендом в 1802, К. Лассеном в 1836 и другими; наличие трёхъязычных персидско-эламско-аккадских надписей позволило в 50‑х гг. 19 в. расшифровать и аккадскую клинопись (Г. К. Роулинсон, Э. Хинкс, Ж. Опперт и другие). Шумерская система клинописи была расшифрована рядом учёных в конце 19 - начале 20 вв., угаритская - в 1930-32 Ш. Виролло, Х. Бауэром и другими. Начало расшифровке архаического шумерского рисуночного письма положено А. А. Вайманом, хеттская и урартская клинописи, относящиеся к аккадской системе, не нуждались в расшифровке в собственном смысле.

Шумер
IV тыс. до н. э.
Шумер
III тыс. до н. э.
Вавилония
курсив
II тыс. до н. э.
Ассирия
курсив
I тыс. до н. э.
Шумерское значение Вавилоно-ассирийское
значение
„вода; семя,
потомство; родитель“
„вода“;
„наследник“;
„голова; глава;
верх“
„голова, глава“;
„рыба“; „рыба“;
„ходить“; „стоять“ „приносить“; „ходить“;
„стоять“ и т. д.
апин „плуг“;
энгар „земледелец“;
уру „возделывать“
эпинну „плуг“;
иккару „земледелец“
и др.; слог пин
кас „пиво“;
бе „род сосуда“ (?);
слог бе
шикару
слоги би , пи ,
кас , каш , гаш
Вышел из
употребления
- - ? -
кур „гора;
чужая страна“;
гин „холм“
мату „страна“;
шаду „гора“;
слоги мат , мад , шат ,
шад , нат , лат , кур ,
гин и т. д.

Развитие клинописных знаков.

  • Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961;
  • Вайман А. А., К расшифровке протошумерской письменности, в кн.: Переднеазиатский сборник, в. 2, М., 1966;
  • Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, М., 1967.

И. М. Дьяконов.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Клинопись" в других словарях:

    клинопись - клинопись … Орфографический словарь-справочник

    Клинопись - Тип: логографическое, слоговое, иногда фонетическое Языки … Википедия

    Клинопись - Клинопись. Развитие клинописных знаков. КЛИНОПИСЬ, письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек (знаки выдавливались на сырой глине). Возникла в 4 м тысячелетии до нашей эры в Шумере и позже была приспособлена для… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Клинопись - система письма, зародившаяся в Месопотамии и получившая широкое распространение в 3 1 тысячелетиях до н.э. по всему Ближнему Востоку. Клинопись выглядит вытянутыми треугольными значкам, выдавленными на глиняных таблетках расщепленной тростинкой.… … Финансовый словарь

    КЛИНОПИСЬ - КЛИНОПИСЬ, письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек (знаки выдавливались на сырой глине). Возникла в 4 м тысячелетии до нашей эры в Шумере и позже была приспособлена для аккадского, эламского, хурритского, хетто… … Современная энциклопедия

    КЛИНОПИСЬ - письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек (знаки выдавливались на сырой глине). Возникла ок. 3000 до н. э. в Шумере и позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского и других языков. По… … Большой Энциклопедический словарь

    клинопись - письмена, письменность Словарь русских синонимов. клинопись сущ., кол во синонимов: 2 письмена (3) … Словарь синонимов

    Клинопись - (cuneiform), письменность (точнее группа письменностей), созданная на Бл. Востоке. Для письма использовались расщепленные тростниковые палочки и сырые глиняные таблички. Выдавленные палочкой (стилосом) знаки представляли собой группы клиновидных… … Всемирная история

    КЛИНОПИСЬ - КЛИНОПИСЬ, клинописи, жен. (филол.). 1. только ед. Алфавит, буквы которого представляют собой сочетания клиновидных черточек, высекавшихся на камне или выдавливавшихся на глиняных табличках (употреблялась древними персами, ассирийцами и др.… … Толковый словарь Ушакова

    КЛИНОПИСЬ - КЛИНОПИСЬ, и, жен. (спец.). Письмена из соединяющихся в виде клиньев чёрточек, употреблявшиеся ассиро вавилонянами, древними персами и нек рыми другими древними народами. | прил. клинописный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

Шумерская клинопись

Шумерская письменность, которая известна ученым по сохранившимся клинописным текстам XXIX–I веков до н. э., несмотря на активное изучение, до сих пор во многом остается тайной. Дело в том, что язык шумеров не похож ни на один из известных языков, поэтому не удалось установить его родство с какой-либо языковой группой.

Первоначально шумеры вели записи с помощью иероглифов – рисунков, обозначавших конкретные явления и понятия. В дальнейшем происходило совершенствование знаковой системы шумерского алфавита, которое привело к формированию клинописи в III тысячелетии до н. э. Это связано с тем, что записи велись на глиняных табличках: для удобства письма иероглифические символы постепенно преобразовались в систему клинообразных штрихов, наносившихся в разных направлениях и различных сочетаниях. Один клинописный символ обозначал слово или слог. Письменная система, разработанная шумерами, была заимствована аккадцами, эламитами, хеттами и некоторыми другими народами. Именно поэтому шумерская письменность сохранялась гораздо дольше, чем просуществовала сама цивилизация шумеров.

По данным исследований, единая письменная система в государствах Нижней Месопотамии применялась уже в IV–III тысячелетиях до н. э. Археологам удалось найти немало клинописных текстов. Это мифы, сказания, обрядовые песни и хвалебные гимны, басни, поговорки, споры-диалоги и назидания. Изначально шумеры создали письменность для хозяйственных нужд, однако вскоре стала появляться и художественная литература. Самые ранние культовые и художественные тексты датируются XXVI веком до н. э. Благодаря произведениям шумерских авторов получил развитие и распространение жанр сказания-спора, ставший популярным в литературе многих народов Древнего Востока.

Существует мнение, что шумерская письменность распространилась из одного места, являвшегося в то время авторитетным культурным центром. Многие данные, полученные в ходе научной работы, позволяют предполагать, что этим центром мог быть город Ниппур, в котором находилась школа для писцов.

Археологические раскопки развалин Ниппура впервые начались в 1889 году. Много ценных находок было сделано в ходе раскопок, которые производились вскоре после Второй мировой войны. В результате были обнаружены развалины трех храмов и большая клинописная библиотека с текстами, посвященными самым различным вопросам. Среди них был так называемый «школьный канон Ниппура» – произведение, предназначавшееся для изучения писцами. В него входили сказания о подвигах великих героев-полубогов Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша, а также другие литературные произведения.

Шумерская клинопись: вверху - каменная табличка из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала; внизу - фрагмент диоритовой стелы, на которой записан кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи

Обширные клинописные библиотеки были найдены археологами и на развалинах многих других городов Месопотамии – Аккада, Лагаша, Ниневии и др.

Одним из важных памятников шумерской письменности является «Царский список», найденный в ходе раскопок Ниппура. Благодаря этому документу до нас дошли имена шумерских правителей, первыми из которых были герои-полубоги Энмешарр, Лугальбанда и Гильгамеш, и сказания об их деяниях.

Предания рассказывают о споре Энмешарра с правителем города Аратта, расположенного далеко на Востоке. Легенда связывает изобретение письменности именно с этим спором. Дело в том, что цари по очереди загадывали друг другу загадки. Никто не сумел запомнить одну из хитроумных загадок Энмешарра, из-за чего и возникла потребность в ином способе передачи информации, чем устная речь.

Ключ к расшифровке клинописных текстов был найден совершенно независимо друг от друга двумя исследователями-любителями Г. Гротенфендом и Д. Смитом. В 1802 году Гротенфенд, анализируя копии клинописных текстов, найденных на развалинах Персеполя, заметил, что все клинописные знаки имеют два основных направления: сверху вниз и слева направо. Он пришел к выводу, что тексты следует читать не в вертикальном, а в горизонтальном направлении слева направо.

Так как изучаемые им тексты были надгробными надписями, исследователь предположил, что они могут начинаться примерно так же, как и более поздние надписи на персидском языке: «Такой-то, великий царь, царь царей, царь таких-то мест, сын великого царя…» В результате анализа имеющихся текстов ученый пришел к выводу, что в надписях различаются те группы знаков, которые должны, согласно его теории, передавать имена царей.

Кроме того, вариантов первых двух групп символов, которые могли бы означать имена, было всего два, причем в некоторых текстах Гротенфенд обнаружил оба варианта.

Далее исследователь заметил, что в некоторых местах начальная формула текста не укладывается в его гипотетическую схему, а именно в одном месте отсутствует слово, обозначающее понятие «царь». Изучение расположения знаков в текстах позволило сделать предположение, что надписи принадлежат двум царям, отцу и сыну, причем дед царем не был. Так как Гротенфенду было известно, что надписи касаются персидских царей (по данным археологических исследований, в ходе которых были обнаружены эти тексты), он пришел к выводу, что, скорее всего, речь идет о Дарии и Ксерксе. Соотнося персидское написание имен с клинописным, Гротенфенд сумел расшифровать надписи.

Не менее интересна история исследования «Эпоса о Гильгамеше». В 1872 году сотрудник Британского музея Д. Смит занимался расшифровкой клинописных табличек, найденных при раскопках Ниневии. Среди сказаний о подвигах героя Гильгамеша, который на две трети был божеством и лишь на одну треть – смертным человеком, ученого особенно заинтересовал фрагмент легенды о Великом потопе:

так говорит герою Утнапишти, переживший потоп и получивший от богов бессмертие. Однако далее в рассказе стали встречаться пропуски, куска текста явно недоставало.

В 1873 году Д. Смит поехал в Куюнджик, где ранее были обнаружены развалины Ниневии. Там ему посчастливилось найти недостающие клинописные таблички.

Изучив их, исследователь пришел к выводу, что Утнапишти – не кто иной, как библейский Ной.

Рассказ о ковчеге, или корабле, который заказал Утнапишти по совету бога Эа, описание страшного стихийного бедствия, обрушившегося на землю и истребившего все живое, кроме тех, кто поднялся на корабль, удивительно совпадает с библейским рассказом о Великом потопе. Даже голубь и ворон, которых после окончания ливня выпускает Утнапишти, чтобы выяснить, отхлынули воды или еще нет, есть и в библейском сказании. Согласно «Эпосу о Гильгамеше», бог Энлиль сделал Утнапишти и его жену подобными богам, то есть бессмертными. Они живут за рекой, отделяющей мир людей от потустороннего мира:

Доселе Утнапишти был человеком,

Отныне же Утнапишти и жена его нам, богам, подобны;

Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!

Гильгамеш, или Бильга-мес, имя которого нередко переводится как «предок-герой», герой шумерского эпоса, считался сыном героя Лугальбанды, верховного жреца Кулабы, правителя города Урук, и богини Нинсун.

Согласно «Царскому списку» из Ниппура, Гильгамеш 126 лет правил Уруком в XXVII–XXVI веках до н. э.

Гильгамеш со львом. VIII в. до н. э.

Гильгамеш являлся пятым царем первой династии, к которой принадлежали его отец Лугальбанда и Думузи, супруг богини любви и войны Инанны. Гильгамеш для шумеров не просто царь, но полубог, обладающий сверхчеловеческими качествами, поэтому его деяния и продолжительность его жизни значительно превосходят соответствующие характеристики последующих правителей Урука.

Имя Гильгамеша и имя его сына Ур-Нунгаля были обнаружены в перечне правителей, принимавших участие в строительстве и общешумерского храма Туммаль в Ниппуре. С деятельностью этого легендарного правителя связывается и возведение крепостной стены вокруг Урука.

Известно несколько древних сказаний о подвигах Гильгамеша. В сказании «Гильгамеш и Агга» повествуется о реальных событиях конца XXVII века до н. э., когда воины Урука одержали победу над войсками города Киш.

В сказании «Гильгамеш и гора бессмертного» рассказывается о походе в горы, где воины под предводительством Гильгамеша побеждают чудовище Хумбабу. Тексты двух сказаний – «Гильгамеш и небесный бык» и «Смерть Гильгамеша» – сохранились плохо.

Также до нас дошло сказание «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир», в котором нашли отражение представления древних шумеров об устройстве мира.

Согласно этому сказанию, в саду богини Инанны росло волшебное дерево, из древесины которого богиня предполагала сделать себе трон. Но на дереве поселились птица Анзуд – чудовище, вызывавшее грозу, и демон Лилит, а под корнями – змея. По просьбе богини Инанны Гильгамеш победил их, а из дерева изготовил для богини трон, ложе и волшебные музыкальные инструменты, под звуки которых танцевали юноши Урука. Но женщины Урука вознегодовали на шум, и музыкальные инструменты провалились в царство мертвых. Слуга правителя Урука, Энкиду, отправился за музыкальными инструментами, но не сумел вернуться назад. Однако по просьбе Гильгамеша боги позволили царю поговорить с Энкиду, который рассказал ему о законах царства мертвых.

Сказания о деяниях Гильгамеша стали основой аккадского эпоса, клинописные записи которого были обнаружены при раскопках Ниневии в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, датированной второй половиной II тысячелетия до н. э. Существует также несколько отличающихся версий, записи которых были найдены при раскопках Вавилона и на развалинах Хеттского царства.

Тот текст, который был обнаружен в Ниневии, по легенде, был записан со слов урукского заклинателя Синлике-унинни. Сказание записано на 12 глиняных таблицах. Отдельные фрагменты этого эпоса были найдены в Ашшуре, Уруке и Султан-Тепе.

Дерзость и сила царя Урука заставила жителей города обратиться к богам за защитой от его произвола. Тогда боги создали из глины силача Энкиду, который вступил в единоборство с Гильгамешем. Однако герои стали не врагами, а друзьями. Они решили предпринять поход в горы за кедрами. В горах обитало чудовище Хумбаба, которого они победили.

Далее рассказывается о том, как богиня Инанна предложила Гильгамешу свою любовь, но он отверг ее, упрекая за неверность прежним возлюбленным. Тогда по просьбе богини боги посылают исполинского быка, который стремится уничтожить Урук. Гильгамеш и Энкиду побеждают и это чудовище, но гнев Инанны становится причиной смерти Энкиду, который внезапно теряет силы и умирает.

Гильгамеш горюет о погибшем друге. Он не может смириться с тем, что и его ждет смерть, поэтому отправляется на поиски травы, дающей бессмертие. Странствия Гильгамеша похожи на путешествия многих других легендарных героев в иной мир. Гильгамеш минует пустыню, переправляется через «воды смерти» и встречается с мудрым Утнапишти, пережившим потоп. Тот рассказывает герою, где можно отыскать траву бессмертия – она растет на дне моря. Герою удается ее добыть, но по пути домой он останавливается у источника и засыпает, а в это время траву проглатывает змея – поэтому змеи меняют кожу, тем самым обновляя свою жизнь. Гильгамешу приходится расстаться с мечтой о физическом бессмертии, но он верит, что слава о его деяниях будет жить в памяти людей.

Интересно отметить, что древним шумерским сказителям удалось показать, как меняется характер героя и его мировосприятие. Если вначале Гильгамеш демонстрирует свою силу, полагая, что никто не сможет противостоять ему, то по мере развития сюжета герой понимает, что жизнь человека кратка и быстротечна. Он задумывается о жизни и смерти, переживает горе и отчаяние. Гильгамеш не привык смиряться даже перед волей богов, поэтому мысль о неизбежности собственного конца вызывает у него протест.

Герой предпринимает все возможное и невозможное, чтобы вырваться из тесных рамок предначертанного судьбой. Пройденные испытания заставляют его понять, что для человека это возможно лишь благодаря его деяниям, слава о которых живет в легендах и преданиях.

Еще одним письменным памятником, выполненным клинописью, является свод законов вавилонского царя Хаммурапи, датированный приблизительно 1760 годом до н. э. Каменная плита с высеченным на ней текстом законов была найдена археологами в начале XX века при раскопках города Сузы. Немало копий кодекса Хаммурапи было найдено и при раскопках других городов Месопотамии, например Ниневии. Кодекс Хаммурапи отличается высокой степенью юридической проработанности понятий и суровостью наказаний за различные преступления. Законы Хаммурапи оказали огромное влияние на развитие права в целом и на своды законов разных народов в более поздние эпохи.

Однако кодекс Хаммурапи не был первым собранием шумерских законов. В 1947 году археолог Ф. Стиль при раскопках Ниппура обнаружил фрагменты законодательного свода царя Липит-Иштар, датированные XX веком до н. э. Кодексы законов существовали в Уре, Исине и Эшнунне: они, вероятно, были взяты за основу разработчиками кодекса Хаммурапи.

Из книги Когда заговорила клинопись автора Матвеев Константин Петрович

Глава III Когда заговорила клинопись Созданная за несколько тысячелетий до нашей эры, клинопись явилась выдающимся явлением в культурной жизни человечества, в истории человеческой цивилизации. Благодаря клинописи люди смогли зафиксировать свои достижения в различных

автора

Часть 1. Шумерская цивилизация

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Часть 2. Шумерская культура

Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 5: Шумерская и Аккадская культура. Религиозное мировоззрение и искусство населения нижней Месопотамии III тысячелетия до н.э.Эмоционально окрашенное сопоставление явлений по принципу метафоры, т.е. путем совмещения и условного отождествления двух или более

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

Шумерская притча об «Иове» Рассказ о том, как на некоего человека - имя его не названо, - который отличался здоровьем и был богат, обрушились жестокие страдания, начинается призывом воздать хвалу богу и вознести к нему молитву. После этого пролога появляется безымянный

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

«Шумерская загадка» и ниппурский союз С расселением в начале IV тыс. до н. э. на территории Нижней Месопотамии пришельцев-шумеров археологическая культура Убейд сменилась здесь культурой Урук. Судя по позднейшим воспоминаниям шумеров, первоначальным центром их поселения

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 3. Шумерская цивилизация Одной из древнейших цивилизаций, наряду с древнеегипетской, является шумерская цивилизация. Она возникла в Передней Азии, в долине рек Тигр и Евфрат. Этот район по-гречески называли Месопотамией (что по-русски звучит как «междуречье»). В

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

Из книги История свадеб автора Ивик Олег

Брачная клинопись Для кого-то браки совершаются на небесах, для кого-то – на грешной земле. Для жителей древнего Междуречья браки совершались преимущественно в недрах бюрократической машины.На берегах Тигра и Евфрата вообще любили учет и контроль. Все события: и прошлые,

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Шумерская загадка Одна из традиционных загадок востоковедения - вопрос о прародине шумеров. Он остается не разрешен до сих пор, так как язык шумеров пока не удалось надежно связать ни с одной из известных ныне языковых групп, хотя кандидатур на такое родство

Из книги Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти автора Бардина Елена

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Клинопись В отличие от Египта, где близлежащие горы позволяют добывать камень в изобилии, в Месопотамии камень использовали мало (сохранилось всего несколько статуй и стел). Царские дворцы и храмы-зиккураты в виде многоэтажных башен строились из высушенной глины,

письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, выдавливались на сырой глине. Возникла около 3000 г. до н. э. в Шумере и позже была приспособлена для ряда древних языков. Идеографически-ребусное, позже - словесно-слоговое письмо.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЛИНОПИСЬ

система письма посредством знаков, имеющих форму клиньев, созданная в Юж. Двуречье (совр. Ирак) шумерами в конце 4-го тыс. до н. э., распространившаяся в 3-1-м тыс. в ряде стран Зап. Азии и употреблявшаяся до кон. 1 в. н. э. Кроме шумеров, К. пользовались аккадцы (вавилоняне и ассирийцы), эламиты, хетты, финикийцы г. Угарита, урарты и персы. К. развилась из пиктографии (рисуночного письма). На сырой глиняной табличке выдавливались кончиком стилоса, сделанного из тростника, длинные и тонкие линии знака, к-рые по мере надавливания получались с одной стороны толще, а с другой тоньше и превращались, т. о., в клинья (отсюда назв. К.). Первоначально тексты писались сверху вниз. Со 2-й пол. 3-го тыс. табличку стали поворачивать на 90° и знаки оказывались лежащими "на спине" и шли слева направо. В этот период клинописные тексты вырезались также на камне, металле и др. Различаются типы К.: 1) раннединастический (досаргоновский, до 24 в. до н. э.); 2) классич.-шумерский (эпоха Гудеа, 22 в.); 3) позднешумерский и вавилонский (эпоха Исина - Ларсы, Хаммурапи и касситов, конец 3-2-го тыс.); 4) митаннийско-хеттский (2-е тыс.); 5) классич.-ассирийский (кон. 2-1-я пол. 1-го тыс.); 6) нововавилонский, а также своеобразные типы письма Угарита, Урарту, эламитов и древних персов (7-1 вв. до н. э.). Т. к. К. изобрели шумеры, а др. народы (в первую очередь семитические) приспособили ее к своим языкам, то мн. знаки для определенного понятия (идеограммы) писались по-шумерски, а читались на том яз., на к-ром был написан документ. Нек-рые знаки, имевшие логографическое значение, стали одновременно приобретать и силлабическое (слоговое) значение. Первым исследователем, установившим, что К. явл. не узором, а системой письма, был итал. купец Пьетро делла Валле (17 в.). Во 2-й пол. 18 в. датский ученый К. Нибур определил, что одна из надписей Персеполя сделана тремя видами К. на 3 языках. В 1802 нем. исследователь Г. Гротефенд установил, что первый вид К. написан по-персидски, и правильно дешифровал 9 букв из 32; но труд его остался неизвестен до 1893. В 1836 франц. ученые Э. Бюрнуф и К. Лассен дешифровали все 32 буквы первого вида К. В 1838 англ. ученый Э. Норрис по копиям с Бехистунской надписи, сделанным Г. Роулинсоном, дешифровал слоговые знаки второго вида К. (эламского). После раскопок, произведенных Э. Ботта (Франция) и О. Лейардом (Англия), удалось определить и третий вид К. - вавилонский. После проверки в Лондоне в 1857, когда Г. Роулинсон и его соотечественники Э. Хинкс, X. Ф. Толбот, а также франц. ученый Ж. Опперт независимо друг от друга одинаково прочли и перевели одну и ту же ассирийскую надпись, правильность чтения К. перестала вызывать сомнения. В 1850 Хинкс, а позже независимо от него Роулинсон и Опперт пришли к выводу, что К. создана несемитским народом (шумерами). В 1874 франц. ученый Ж. Галеви поставил под сомнение существование шумерского народа, а вновь открытый яз. объявил искусственным (тайнописью вавилонских жрецов). Однако после долгих споров и особенно после раскопок француза Э. Сарзека, обнаружившего в Телло (Др. Лагаш) множество шумерских текстов, теория Ж. Галеви была отвергнута. В дальнейшем изучении шумерской К. большую роль сыграли труды франц. ученых Р. Тюро-Данжена и В. Шейля, англ. С. Лэнгдона, нем. А. Пебеля, М. Витцеля, А. Деймеля, А. Фалькенштейна и амер. Т. Якобсена, С. Н. Крамера (последний считает создателями К. протошумеров). В 1915 чехословацкий ученый Б. Грозный дешифровал хеттскую К. Начало дешифровки урартской К. было положено франц. исследователем С. Гюяром, англ. А. Г. Сейсом и арм. филологом К. П. Паткановым в 80-х гг. 19 в., а в 20-30-х гг. 20 в. была дешифрована угаритская К. (алфавитная). Большую роль в изучении К. сыграли труды рус. ученых М. В. Никольского, В. С. Голенищева, В. К. Шилейко, П. К. Коковцова и А. П. Рифтина. Изучение К. продолжают сов. исследователи (В. В. Струве, Л. А. Липин и его школа, Г. В. Церетели, И. М. Дьяконов, Б. Б. Пиотровский, Г. А. Меликишвили, М. А. Дандамаев, Д. Г. Редер, Т. В. Гамкрелидзе, В. А. Гвахария, Н. В. Арутюнян и др.). Лит.: Липин Л. A., Аккадский язык, Л., 1957, то же, М., 1964; Меликишвили Г.A., Урартские клинообразные надписи, М., 1960; Струве В. В., Гос-во Лагаш, М., 1961; Дьяконов И. М., Общественный и гос. строй Др. Двуречья. Шумер, Л., 1959; Keilschriftenbibliographie (1939-1954), (Bd) 1-16, Roma, 1940-55. А. Г. Кифишин. Москва.