Методы систематизированного поиска решений в процессе управления качеством. Методы систематического поиска новых идей и решений

18.08.2019 Снилс

Методы систематического поиска характеризуются упорядоченностью всех процедур поиска, их целенаправленностью, точной критериальной основой оценок, определенной последовательностью. К методам систематического поиска новых идей и решений относятся: морфологический анализ, метод многократной последовательной классификации, метод контрольных вопросов, метод «матриц открытия», стратегия семикратного поиска, функционально-стоимостной анализ, фундаментальный метод проектирования Е. Метчетта, метод фокальных объектов, метод гирлянд ассоциаций и метафор, метод системного экономического анализа и поэлементной обработки конструктивных решений, метод «пять почему», причинно-следственная диаграмма К. Исикавы и др.

Морфологический анализ основан на комбинаторике систематическом исследовании всех теоретически возможных вариантов, которые выходят из закономерностей построения (морфологии) анализируемого объекта. Синтез охватывает как известные, так и новые, неординарные варианты, которые при простом переборе могли быть пропущенными. Метод основан на построении матрицы или таблицы (морфологическая карта, морфологический ящик), которые являются символической формой описания решений и в которых перечисляются все элементы, составляющие объект, и приведено наиболее возможное число вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить достаточно неожиданные решения. При этом последовательность реализации метода является следующей.

1. Точно сформулировать проблему.

2. Определить наиболее важные морфологические элементы объекта.

3. Определить варианты исполнения элементов.

4. Внести все возможные варианты в специальную таблицу.

5. Оценить все внесенные в таблицу варианты по их функциональной ценности.

6. Выбрать оптимальный вариант.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения проблемы. Расчет основывается на том, что в поле зрения могут попасть варианты и их сочетания, которые раньше не рассматривались. Для этого по каждому элементу или характеристике проблемы определяют все возможные или невозможные ассоциативные варианты их реализации. Например, если задача состоит в поиске новых видов производства визиток, то может быть выделено три основных ее элемента: форма, материал и покрытие. Для каждого из этих элементов перечисляются возможные варианты: форма прямоугольник, овал, круг, шар, линия, кольцо Мебиуса и т.д.; материал ткань, бумага, обои, кружево, железо, пластилин и т.д.; покрытие асфальт, щетина, побелка, пятно бульона, лак для ногтей, пляжный песок, диэлектрик и т.п. Далее осуществляется сочетание всех возможных вариантов, например: прямоугольник-ткань-асфальт; овал-бумага-щетина; круг-обои-побелка и т.д. Каждое из полученных сообщений подвергается критическому комплексному анализу с целью установления его жизнедеятельности или как толчок для создания новых решений и идей. Повышение эффективности метода может быть достигнуто с помощью компьютерных средств, в первую очередь, электронных таблиц.



Метод целесообразно использовать для достаточно небольших систем и объектов, а также в тех областях, где возможна реализация новых идей за счет комбинирования известных ранее подходов (реклама, дизайн и т.д.). Однако для сложных задач, имеющих большое число элементов и многочисленных связей между ними, таблица становится чрезмерно громоздкой, и появляется необходимость в рассмотрении огромного количества вариантов, большая часть которых не имеет практического смысла и возможности применения, что делает использование метода чрезмерно трудоемким. Таким образом, главным недостатком метода является чрезмерная линейность подхода к анализу и получению очень большого числа вариантов для следующих этапов работы.

С помощью метода морфологического анализа создается основа для мышления в категориях основных принципов и параметров, чем объясняется эффективность его использования. Он является способом упорядоченного поиска решений, позволяет достичь систематического обзора всех возможных вариантов.

Метод многократной последовательной классификации является одним из вариантов модификации метода морфологического анализа, основан на многократной «фильтрации» морфологического множества путем пошагового снижения степени агрегированности описания исследуемых технических систем с соответствующим отсевом вариантов на каждом шагу «фильтрации». При этом отсев вариантов согласно методу осуществляется на основе следующих принципов:

организация полного перебора вариантов возможна только в морфологической таблице небольшого размера;

только агрегированное описание исследуемых систем позволяет построить морфологическую таблицу небольшого размера, в которой, тем не менее, представлены признаки функциональных структур, являющихся наиболее существенными с точки зрения условия задачи;

повышение надежности экспертной оценки вариантов можно обеспечить поэтапным увеличением детализации описания вариантов;

для увеличения оперативности оценки вариантов поэтапное увеличение детализации должно сопровождаться сокращением допустимого множества (поэтапная «фильтрация»).

Сущность метода контрольных вопросов заключается в последовательных ответах на конкретный список вопросов, которые касаются той или иной проблемы или сферы человеческой деятельности. Для этого разработано большое количество вопросников, каждый из которых имеет целью направить развитие мыслей человека к более сильным решениям. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше понять проблему и условия ее решения, подсказывают возможные пути решения, позволяют преодолеть психологическую инерцию. Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения подобных задач и могут использоваться при совершенствовании производства, продукции, организационных структур, для поиска новых бизнес-идей, для исправления ошибок, при поиске решений различных проблем.

Примерами контрольных вопросов могут быть следующие.

1. Какова основная функция системы (процесса)?

2. Что является идеальным объектом (процессом)?

3. Что случится, если убрать данный элемент системы (не выполнять процесс)?

4. Какие функции выполняет данный объект (процесс), можно часть из них сократить?

5. Как иначе можно выполнить основную функцию системы (процесса)?

6. В какой другой сфере лучшим образом выполняется данная функция, можно перенять готовое решение?

7. Можно объект разделить на части? Можно отделить слабое звено? Можно совместить несколько элементов?

8. Можно неподвижные объекты сделать подвижными и наоборот?

9. Можно ли изменить последовательность и исключить предварительные, подготовительные операции?

10. Можно ли использовать вредные факторы и функции?

11. Какие дополнительные функции может выполнять данный объект?

12. Где в объекте (процессе) заложены избыточные запасы? Как их сократить?

План действий при использовании контрольных вопросов может быть таким:

уточнить проблему;

выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих решаемой проблеме;

последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, используя заложенную в нем информацию для решения;

фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо использовать в процессе поиска.

Результатом использования списков может быть целый спектр изобретательских решений, оригинальных идей или переосмысление проблемы и формирование ее с других позиций с целью осуществления дальнейшего поиска решений.

Еще одним примером реализации метода является перечень контрольных вопросов, составленный английским изобретателем Тимом Ейлоартом, который описал «программу» работы способного изобретателя, с фантастической настойчивостью стремящегося решить сложную задачу. При этом некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие – глубоких и разносторонних знаний. Еще есть достаточно тонкие вопросы, свидетельствующие о богатом опыте и наблюдательности автора. Вот эти вопросы.

1. Перечислить все качества и определения изобретения, изменить их.

2. Сформулировать задачи ясно. Применить новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи, выделить главные.

3. Перечислить недостатки предложенных решений, их основные принципы, новые предложения.

4. Предложить фантастические, экономические, молекулярные и другие аналоги.

5. Построить математическую, гидравлическую, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).

6. Попробовать различные виды материалов, состояния вещества, виды энергии:

газ, жидкость, твердое тело, гель, пена, паста и т.д.;

теплота, магнитная энергия, электрическая энергия, свет, сила удара и т.д.;

волны разной длины, поверхностные свойства и т.д.;

переходное состояние – замерзание, конденсация, переход точки Кюри и т.д.;

эффекты Джоуля-Томсона, Фарадея и т.д.

7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

8. Узнать мнение некоторых, полностью несведущих в этом деле, людей.

9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушать все соображения и каждую идею без критики.

10. Попробовать собственные решения: хитрые, всеобъемлющие, расточительные, сложные.

11. Ложиться спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, играть, есть – все с ней.

12. Чаще быть в стимулирующей обстановке (выставки, технические музеи, магазины для технического творчества и т.п.), читать журналы.

13. Разработать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т.д., различных решений проблемы или отдельных ее частей, искать проблемные решения или новые комбинации.

14. Определить идеальное решение.

15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения размеров, состояния вещества и других параметров.

16. В воображении проникнуть внутрь механизма проблемы или объекта.

17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают новые, уводя в сторону от нужного решения.

18. Чья это проблема? Почему его?

19. Кто придумал это первым? История вопроса. Ошибочные толкования этой проблемы имели место?

20. Кто решал эту проблему? Чего он достиг?

21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.

Человек, последовательно отвечающий на сформулированные вопросы, дисциплинирует сам процесс мышления, с одной стороны, и обращает внимание на детали и вопросы, которые до этого проходили мимо его сознания, с другой.

Целью метода «матриц открытия» является систематическое исследование всех воображаемых вариантов, вытекающих из закономерностей построения (морфологии) совершенствующегося объекта, попытка исследовать поле возможных и технических решений. Для этого строят таблицу, в которой перекрещиваются строки и столбцы характеристик – вертикальные и горизонтальные, которые могут быть упорядоченными и неупорядоченными, выраженными количественно или качественно. Часть характеристик может относиться к самому объекту, часть – к условиям его использования.

Основными этапами метода являются:

составление перечня элементов, свойств, объектов, фактов, идей и т.д.;

разработка поля анализа – определяют проблему в наиболее общей и абстрактной форме, уточняют ее, строят структуру поля в виде таблицы;

определение пересечения строк и столбцов; выявление возможных комбинаций; определение поля возможных решений, являющихся целью исследования. Каждая клетка таблицы представляет собой связь двух характеристик;

изучение выбранных комбинаций и выбор рациональных решений.

Последний этап иногда может проводиться одновременно с предыдущим, при этом возникает три сложности: а) комбинация не имеет смысла; б) повторение уже известного; в) наличие проблемы, которую следует решить.

Сам метод не позволяет получить конечных технических решений. Комбинация двух параметров может давать решения исключительно достаточно простых задач. Чаще метод служит для систематической организации имеющегося материала и определения отправных пунктов дальнейшего исследования. Комбинации характеристик дают возможность для плодотворных ассоциаций, постановки проблем, которые до сих пор оставались увиденными. Наиболее заметные практические результаты метод позволяет получить при разработке новых видов продукции.

Стратегия семикратного поиска составляет системное многократное использование матриц 7х7, таблиц и некоторых подобных приемов. Творческий процесс по методу делится на семь стадий:

1) анализ проблемной ситуации , общественных потребностей;

2) анализ функций аналогов и прототипов. Поиск оптимальных условий потребления и эксплуатации. Определение соответствующих функций;

3) постановка задачи . Формулировка задачи в общем виде, определение необходимого решения и уровня качества объекта;

4) генерирование изобретательских идей , направленных на улучшение выполнения объектом его функционального назначения. Выбор и использование эвристических методов;

5) конкретизация идей (структура, конструкция, форма, материал, операции и их последовательность);

6) оценка альтернативы и выбор рациональных вариантов решения, отбор оптимального варианта;

7) упрощение, развитие и реализация выбранного варианта.

Прием 7х7 используется для выявления проблемы и формулировки изобретательской задачи. Отвечая на вопросы «кто?», «что?», «чем?», «зачем?», «как?» и «когда?», можно получить необходимую информацию о событии, явлении, процессе. Информация будет еще более полной и обоснованной, если эти вопросы комбинировать между собой.

Данный метод использует анализ функций объекта. Он обусловливает последовательное выполнение ряда операций на каждой из семи стадий. Например, на второй стадии – анализ функций аналогов и прототипов – необходимо ответить на вопрос «Какие виды принципиальных решений аналогичных задач существуют?», «Какие необходимые функции аналогами: а) выполняются; б) не выполняются; в) выполняются неудовлетворительно?», «Какая функция является главной?», «Как построены аналоги, выполняющие главную функцию?», «Каковы причины неудовлетворительного выполнения главной функции?». Необходимое решение находится путем ответов на все поставленные вопросы. При этом используется несколько критериев выбора оптимального варианта решения. Слабым местом метода является субъективизм.

Функционально-стоимостной анализ – это разновидность анализа, который рассматривает любой объект анализа как комплекс выполняемых им функций, а не как набор материально-вещественных структур. Например, электрическая лампа, в первую очередь, рассматривается как носитель функции «давать свет», а не только как совокупность конструктивных элементов (колба, цоколь, нить накаливания и т.д.). Концепция метода исходит из того, что каждый объект наряду с полезными функциями выполняет вредные или нейтральные. Например, нож мясорубки выполняет полезную функцию – измельчать продукт, вредную – мять продукт, нейтральную – нагревать продукт.

Процедура метода следующая.

1. Выбор объекта для исследования, обоснование проблемы, связанной с необходимостью осуществления поиска новых решений и идей.

2. Формулировка всех возможных функций объекта. При формулировке любой функции главным является глагол, например, «выполнять», «обеспечивать», «контролировать», а к нему прилагается существительное, указывающее на объект регулирования или воздействия данной функции.

3. Ранжирование всех функций, выделяя главную, основные и второстепенные. Главная функция системы – это та, ради которой она была создана. Основные функции системы – это действия и способности объекта, обеспечивающие качественное и своевременное выполнение главной функции. Вспомогательные функции – это способность объекта к проявлению определенных свойств, создающих условия для выполнения основных его функций.

4. Построение функциональной модели FAST (function analysis system technique) исследуемого процесса путем выстраивания всех основных функций по горизонтали посредством ответа на два вопроса – «каким образом?» (за этим вопросом функции от главной последовательно располагаются слева направо) и «зачем?» (осуществляется проверка правильности расположения функций системы – справа налево) (рис. 6.2). Вопросы поступают следующим образом: «Каким образом осуществляется главная функция?» – Путем осуществления основной функции 1; «Каким образом осуществляется основная функция 2?» – Путем осуществления основной функции 3; «Зачем осуществляется основная функция 4?» – Для осуществления основной функции 3; «Зачем осуществляется основная функция 3?» – Для осуществления основной функции 2 и т.д.

5. К каждой основной функции сверху и снизу от нее располагают второстепенные функции, раскрывающие ее содержание и согласующиеся между собой. На этом этапе можно выявить наличие избыточных или дублирующих и чрезмерных функций.

6. Каждой функции, в зависимости от ее практической полезности, присваивают уровень значимости и рассчитывают размер расходов, необходимых для ее реализации. Эти значения для каждой функции, кроме главной и внешней, наносятся на диаграмму FAST: значимость сверху, а расходы снизу ее названия.

7. Строится столбиковая диаграмма (рис. 6.3), где в сравнительном масштабе с одной стороны для каждой функции откладывают значимость ранжировано по ее убыванию, с другой – расходы. Для столбиков значимости наносят сглаживающую кривую и в зеркальном отображении переносят ее на расходы. Для тех функций, где столбик расходов вышел за пределы нанесенной линии, наблюдается непродуктивное чрезмерное превышение расходов; там, где он находится выше линии, наблюдается нехватка расходов на реализацию функции.

Рис. 6.2.Функциональная модель FAST

Рис. 6.3.Функционально-стоимостная диаграмма

Метод позволяет абстрагироваться от конкретного технического исполнения объекта и сосредоточить основное внимание на его функциях и задачах. Более глубокое исследование позволяет выявить избыточные и дублирующие функции. Поиск альтернативных вариантов реализации функций осуществляется с целью сокращения непроизводительных затрат и повышения уровня эффективности выполняемых функций. Метод может быть использован для любого объекта (механизм, машина, отдел, коллектив, организация и т.д.).

Фундаментальный метод проектирования Е. Метчетта – комплексный эвристический метод технического творчества, в котором одновременно используются следующие «режимы и способы мышления»:

мышление стратегическими схемами – разработка стратегии и ее соблюдение;

мышление в параллельных плоскостях – проектировщик, с одной стороны, думает, а с другой, наблюдает за процессом собственного мышления;

мышление с нескольких точек зрения – часто оно осуществляется с помощью контрольных вопросов;

мышление «образами» – образы могут быть как идеальными, так и реальными: в виде схем, загадочных рисунков, так как в методе особое внимание уделяется положительному влиянию эмоций в процессе проектирования;

мышление с использованием основных элементов – разработка специального языка, который позволяет думать о мышлении, применение специальных слов (течтем), использующихся в процессе решения задачи. При этом в методе течтемы объединены в семь групп.

1. Варианты решений – определить потребность, необходимый элемент, представить себе решение, принять временное решение, принять окончательное решение, отменить решение.

2. Варианты суждений – предположить, взвесить, учесть и сравнить, оставить без изменений, предсказать.

3. Варианты стратегий – продолжать в том же направлении, продолжать и расширять, изменить направление, сопоставить с прошлым, сопоставить с будущим, внимательно рассмотреть, разрешить конфликт, продолжать более интенсивно, прекратить.

4. Варианты тактик – оценить риск, проверить последствия, развить, сравнить с другими решениями, распределить действие, приспособить другое решение, сосредоточиться на малом участке, разложить на компоненты, проверить возможную причину, обдумать возможность нового решения, заменить решение на противоположное, проверить другие варианты.

6. Варианты понятий – использовать новое понятие, изменить плоскость абстракции, использовать схему стратегии, изменить точку зрения, сравнить с существующей системой, сравнить с системой, полученной во время исследования.

7. Варианты преград – обойти преграду, разрушить преграду, устранить преграду, начать новое действие с нуля, начать новое действие с принятого решения, действовать в одном, двух, трех или многих измерениях.

Разработанные в методе «режимы мышления» предназначены для осознания, контроля и приспособления образа мышления к задачам проектирования. Метод также использует перечень следующих контрольных вопросов .

1. Чьи потребности являются жизненно важными, очень важными, необходимыми и желательными?

2. Какие потребности рассматриваются: функциональной системы, потребителя, организации, внешнего мира?

3. Какие потребности возникают на каждом из этапов существования изделия: проектирование и детализация, обработка, изготовление деталей, сборка, испытание и использование, техническое обслуживание и уход?

4. Какие данные можно получить, если задать 6 основных вопросов по анализу трудовых операций: что необходимо сделать? (потребности); почему это необходимо сделать? (причина); когда это необходимо сделать? (время); где это необходимо сделать? (место); кем или с помощью чего это необходимо сделать? (средства); как это сделать? (метод).

5. Каким образом каждую часть проекта можно: исключить, объединить с другими частями, унифицировать, перенести, модифицировать, упростить?

6. Какие эффекты, потребности, ограничения вызовет каждая деталь комплекса в отношении любой другой его детали?

Особое внимание в методе уделяется вопросам самоконтроля и самонастройки на всех этапах проектирования, а также использованию логосинтеза – синтеза с помощью разговора. Делая основной упор на личный опыт, метод не предусматривает проведение научных исследований и испытаний для уменьшения неопределенности. В то же время в нем широко используют информационный поиск. Очень важно умение видеть проблему как бы со стороны. При этом появляется возможность своевременно корректировать выбранную стратегию поиска. Основной педагогический принцип метода заключается в том, чтобы начинать с методов, которые уже были усвоены слушателями, а не навязывать им новый и незнакомый метод, которому они могут никогда не поверить и откажутся при первых осложнениях. В результате метод можно представить как сбалансированную смесь опыта, искусства, психоанализа, «групповой динамики», самовнушения, внушения и некоторой доли мистики, что может представлять определенный интерес для инженеров, занимающихся разработкой и конструированием технических систем различных уровней.

Для метода фокальных объектов характерны простота использования и широкие параметры новых взглядов на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и случайный подбор понятий и объектов. Результативность поиска с помощью метода во многом определяется «чувствительностью» к конструкциям языка, фантазией и умением строить оригинальные ассоциативные цепи. Метод также предъявляет высокие требования к воображению человека. Является особо эффективным при поиске новых форм и идей для проектируемой системы. Использование случайности позволяет получить решения, которые вряд ли могут быть получены другими способами. Эффективность его объясняется тем, что благодаря использованию специальных процедур разные стороны знаний из разных областей как бы фокусируются на проектируемом объекте.

После выбора системы или объекта проектирования случайным образом выбирают несколько других объектов, составляются перечни их признаков. Путем последовательного перебора этих признаков и сопоставления их с исследуемым объектом осуществляют попытку изменить форму объекта, принцип действий, алгоритм функционирования, материал и другие характеристики. Именно этот подход дает направление для творческой мысли, приводит к довольно необычным результатам и эффективным решениям. Метод основан на проведении следующих процедур :

определение фокуса ключевого слова (выражения), содержащего сущность проблемы. Если проблема заключается в поиске новых функций (свойств) технического объекта, фокусом может быть наименование;

выбор случайных существительных. При этом слова случайным образом можно брать из книг, газет, афиш и т.д. Рекомендуется использовать слова, не связанные прямым образом с объектом проектирования;

определение признаков существительных и формулировки их в виде прилагательных (например, легкий, ультрафиолетовый, сильный, безграничный и т.д.). При этом рекомендуется использовать прилагательные из разных отраслей: техника, поэзия, фантастика и т.д.;

связывание выбранных прилагательных с фокусом и поиск по аналогии ассоциативных решений конкретной проблемы;

оценка полученных решений с точки зрения новизны и возможности реализации.

Существуют различные модификации метода. Так, вместо прилагательных случайным образом могут избираться другие части речи: глаголы, числительные, местоимения, наречия, предлоги, которые затем связываются с фокусом.

Таким образом, метод основан на установлении ассоциативным путем связи между фокусом и случайным словом, может определять свойства, назначения или структуру системы или объекта. Метод также может быть полезен как средство для тренировки и развития фантазии и ассоциативного мышления. Существует несколько компьютерных программ, поддерживающих процедуры случайного ассоциативного поиска в рамках данного метода.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор – представляет собой развитие метода фокальных объектов. Основным отличием от базового метода является необходимость построения последовательных цепей (гирлянд) ассоциаций и случайных метафор. При этом метод состоит из следующих процедур .

1. Определение синонимов объекта, в результате которого создается гирлянда синонимов (например, стол-бюро-парта- ...).

2. Выбор случайных существительных, с помощью которых генерируется аналогичная гирлянда (например, монитор-часы-дерево- ...).

3. Комбинирование всех элементов гирлянд синонимов с каждым элементом гирлянды случайных существительных. Некоторые элементы составляют новые идеи для решения задачи (например, стол с монитором или для монитора, стол со встроенными часами...).

4. Составление перечня признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных. Эти перечни являются гирляндами признаков (например, монитор-тонкий-современный-безопасный- ...).

5. Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться новые идеи для решения проблемы (например, стол тонкий (компактный, сборный), современный (с использованием новейших технологий)...).

6. Генерирование гирлянд свободных ассоциаций. Начальным элементом выступает каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций создаются с помощью многократной постановки вопроса «О чем напоминает слово...?». Ответ, полученный на основе ассоциации, является новым элементом гирлянды, который выступает исходным для повторной постановки данного вопроса (например, «О чем напоминает слово «зеленый»?» – О траве. – «О чем напоминает слово «трава»?» – О поле. – «О чем напоминает слово «поле»?» – О свежести. – и т.д. В результате получена гирлянда ассоциаций: трава-поле-свежесть...).

7. Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянды свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи и решения. Этот этап является основным в методе для генерирования новых идей.

8. Оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в предыдущих пунктах идей и определения их достаточности для решения поставленной проблемы. Если были установлены недостаточность и нехватка новых идей, то переходят к генерированию вторичных гирлянд, элементы которых комбинируются с элементами гирлянд синонимов, в результате чего возникают новые связи и идеи.

9. Оценка и выбор рациональных идей. Этот этап методики поиска новых идей аналогичен заключительному этапу метода «мозговой штурм». Рекомендуется его проводить на основании классификации всех полученных идей на нерациональные (те, что нельзя использовать), полурациональные (те, что привлекают, однако имеют определенные недостатки) и рациональные (которые целесообразно использовать на практике). Нерациональные идеи отвергаются, рациональные создают ядро для выбора оптимального варианта, полурациональные снова подвергаются анализу, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей. На этом этапе находят ответ на вопрос относительно того, следует ли еще продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно.

10. Выбор оптимального варианта из нескольких выбранных. Этот этап целесообразно осуществлять с помощью одного из методов оптимизации решений, например, метода экспертных оценок.

Метод синтеза оптимальных форм позволяет осуществлять поиск оптимальных форм элементов с помощью компьютерных программ. Основная идея метода заключается в моделировании эволюции форм живых организмов по закону Дарвина. Сущность метода состоит в том, что некоторая исходная форма (прототип) элемента технической системы подвергается частичному случайному локальному изменению. Если это изменение является недопустимым (нарушаются выходные ограничения) или ухудшается критерий качества, то созданная форма ликвидируется. Если созданная форма допустима и характеризуется лучшим уровнем качества, то она закрепляется и становится исходным прототипом для дальнейшего случайного или детерминированного изменения. В результате такой эволюции форма элемента монотонно улучшается до определенного предела – локального или глобального экстремума. При этом найденная форма может быть новым патентоспособным техническим решением.

Данный метод относится к классу методов математического программирования и автоматизации поискового проектирования и автоматизации, и с математической точки зрения осуществляется в два этапа:

выбирается такое универсальное пространство параметров, в котором для задачи можно описать все множества возможных форм, в том числе новых;

реализуется алгоритм поиска экстремума в случайно выбранных пространствах.

Назначением метода системного экономического анализа и поэлементной обработки конструктивных решений является решение задач по поиску оптимальных конструкторских решений, разработка и усовершенствование технологических процессов изготовления изделий. Идея метода основана на утверждении, что резерв экономии есть всюду, на каждом предприятии, в каждом изделии, в каждой детали. Целью метода является выявление экономически необоснованных решений, принятых разработчиком, и достижение максимально эффективного функционирования объекта при минимальных затратах.

Сущность метода заключается в системном технико-экономическом анализе и поэлементной обработке конструкции каждого узла, каждой детали. Для этого осуществляется следующая последовательность действий:

разделение объекта на отдельные элементы (функции);

распределение элементов на две группы: основные и вспомогательные;

рассмотрение и обработка каждого элемента в качестве самостоятельного объекта с целью максимально качественного выполнения его функций при минимальных затратах;

проведение анализа результатов проделанной работы.

Анализ детали должен начинаться с выделения всех конструктивных элементов, которые ее характеризуют, а именно: материала, чистоты поверхности, размеров, допусков, резьбы и тому подобное. Каждый элемент, независимо от его роли и значения, принадлежности к основной или вспомогательной группе, анализируется со всех точек зрения: конструктивной – выполнение возложенных на него функций, технологической и экономической – обеспечение наиболее простого и экономного способа изготовления элемента. Функции и элементы рассматриваются как носители затрат.

Элементы основной группы характеризуются тем, что от них зависят качество и работа детали, ее функции. Элементы вспомогательной группы характеризуются тем, что служат для полного конструктивного оформления детали, они не меняют ее функционального назначения, однако различные варианты конструктивных решений часто и довольно значительно отличаются по объемам расходов, стоимости материала и труда.

Преимуществами метода является простота и содействие развитию экономического и системного мышления. Метод позволяет осуществить обнаружение и ликвидацию экономически необоснованных элементов конструкции, сократить расходы, повысить качество изделий. Наблюдается улучшение технологии изготовления детали, повышение коэффициента использования оборудования. Недостатками являются ограничение анализа только существующими деталями и непригодность его использования для крупных конструкторских проблем.

Метод «Почему пять» используется в различных сферах человеческой деятельности в процессе анализа проблем и поиска причин их возникновения. Метод построен по аналогии с поведением маленького ребенка, который постоянно задает вопрос «почему?». Сущность заключается в последовательном установлении причин возникновения проблемы путем ответа, почему возникло то или иное осложнение. Цифра «пять» является условной, вопрос может задаваться меньше или больше пяти раз в зависимости от степени раскрытия проблемы. Это достаточно эффективный инструмент, использующий вопросы для исследования причинно-следственных связей, которые лежат в основе конкретной проблемы, определение причинных факторов и выявление первопричины. Рассматривая логику в направлении «почему?», исследователь постепенно раскрывает всю цепь связанных между собой факторов, влияющих на существование проблемы.

Последовательность осуществления метода.

1. Определить конкретную проблему, которую необходимо решить.

2. Сформулировать проблему и записать на листе.

3. При поиске решения следует начинать «сверху», из конечного результата и идти «вниз», в обратном направлении (в направлении возникновения проблемы), при этом задавая вопросы «Почему возникла данная проблема?».

4. Ответ следует записать под проблемой.

5. Если ответ не раскрывает первопричину проблемы, необходимо снова задавать вопрос «Почему возникла эта проблема?» и ответ записывать ниже.

Процесс Управления Релизами состоит из следующих видов деятельности:
разработка политики в отношении релизов и их планирование;
компоновка и конфигурирование релизов;
тестирование и приемка релизов;
планирование развертывания релизов;
оповещение, подготовка и обучение;
распространение и инсталляция релизов.
В действительности эти виды деятельности не располагаются в хронологическом порядке. Определение политики и планирование релизов могут проводиться раз в полгода или в год, в то время как другие действия могут проводиться ежедневно.
Управление релизами

Успешное проведение Управления Релизами зависит от входной информации, поступающей из других процессов ITIL, и от взаимодействия с этими процессами (рис.
1). Главными являются интерфейсы со следующими процессами.
Управление Конфигурациями
Управление Конфигурациями отвечает за регистрацию доступных версий программного и аппаратного обеспечения в базе данных CMDB в качестве Базисных Конфигураций. Программы, включаемые в Библиотеку DSL, и аппаратные средства для DHS регистрируются в CMDB с согласованным уровнем детализации. Мониторинг статуса, выполняемый Процессом Управления Конфигурациями, отражает статус каждой Конфигурационной Единицы, например, «В активном использовании». «В разработке», «В тестировании», «В запасе» или «В архиве».
Управление Изменениями
Деятельность по распространению (тиражированию) релизов контролируется Процессом Управления Изменениями. Кроме того, Управление Изменениями гарантирует, чтобы было проведено адекватное тестирование релизов. Управление Изменениями также принимает решение о количестве изменений, которые могут быть скомбинированы в одном релизе. Управление Изменениями определяет процедуры, обеспечивающие авторизацию изменений, включая анализ степени воздействия и анализ необходимых ресурсов. В большинстве случаев Руководитель Процесса Управления Релизами несет ответственность за внедрение программных и аппаратных изменений и он обычно участвует в работе Консультативного комитета по изменениям.
Управление Уровнем Услуг
ИТ‐сервис обычно включает в себя инфраструктурное аппаратное обеспечение вместе со стандартным или разработанным собственными силами программным обеспечением. Управление Релизами отвечает за ввод в работу программных и аппаратных средств и отслеживает соглашения о доступности программных средств, заключенные в рамках Процесса Управления Уровнем Услуг.
Виды деятельности
На рис. 2 показаны виды деятельности в рамках Процесса Управления Релизами и их связи с жизненным циклом изменения.
Виды деятельности по управлению релизами

Виды деятельности
Выработка политики в отношении релизов и планирование Руководитель Процесса Управления Релизами разрабатывает политику в отношении релизов, определяя когда и каким образом производится конфигурирование релизов. Значительные релизы могут планироваться заранее, одновременно с присвоением номера версии, чтобы в определенные моменты времени можно было рассмотреть возможность внесения изменений. Руководитель Процесса Управления Релизами также определяет, на каком уровне Конфигурационные Единицы могут распространяться независимо друг от друга (релизные единицы). Это зависит от:
Потенциального воздействия релиза на другие компоненты.
Количества человеко‐часов и времени на компоновку и тестирование
раздельных изменений, в сравнении с усилиями, необходимыми для их объединения и одновременного внедрения.
Трудности инсталляции на местах пользователей. Возможно, что инсталлировать полную программу легче благодаря наличию для этого стандартных методов.
Сложности взаимосвязей между новым программным и аппаратным обеспечением и остальной частью ИТ‐инфраструктуры ‐ чем легче изолировать программные или аппаратные средства, тем легче их тестировать. Перед планированием релиза необходимо собрать информацию о жизненном цикле внедряемого продукта, а также обо всех подготовленных к сдаче в рамках данного релиза продуктах, описании соответствующих ИТ‐услуг и их уровней и данные об авторизации соответствующих Запросов на Изменения (RFC) и т. д. При планировании релиза рассматриваются следующие вопросы:
координация содержания релиза;
разработка графика ввода релиза;
согласование графика, территориальных объектов, на которых произойдет распространение релиза, и организационных единиц;
посещение объектов для определения реально используемых аппаратных и программных средств;
разработка плана оповещения (коммуникаций);
согласование ролей и ответственностей;
получение подробных коммерческих предложений и переговоры с поставщиками о новых аппаратных и программных средствах, а также услугах по их инсталляции;
разработка планов на случай возврата к исходному состоянию;
разработка плана обеспечения качества релиза;
планирование приемки релиза руководством и пользователями.
Результаты этой деятельности представляют собой часть плана проведения изменения и включают планы релиза, планы тестирования и критерии приемки.

Проектирование, компоновка и конфигурирование
Рекомендуется выработать стандартные процедуры проектирования, компоновки и конфигурирования релизов. Основой релизов могут быть наборы компонентов (Конфигурационных Единиц - CI), разработанные внутри организации или закупленные у третьей стороны и прошедшие этап конфигурирования. Руководства по инсталляции и конфигурированию релизов должны рассматриваться как часть релиза и в качестве Конфигурационных Единиц должны включаться в число объектов, находящихся под контролем Процессов Управления Изменениями и Управления Конфигурациями. Перед инсталляцией на месте рекомендуется настроить и протестировать все аппаратное и программное обеспечение в «лабораторных условиях». Компоненты программных и аппаратных средств необходимо тщательно конфигурировать и зарегистрировать, чтобы обеспечить возможность их многократного воспроизведения. Необходимо разработать рабочие инструкции таким образом, чтобы каждый раз воспроизводился один и тот же набор компонентов. Часто в резерве имеются стандартизированные аппаратные средства, которые используется только для компилирования или создания образов ПО. Для надежности желательно, чтобы эта часть процесса была автоматизирована. Необходимые для этого программные и аппаратные средства также попадают в сферу действия Процесса Управления Релизами. В среде разработки программ такая деятельность называется Управлением Компоновкой и входит в зону ответственности Управления Релизами.

План возврата к исходному состоянию
В плане возврата к исходному состоянию на уровне релиза в целом определяются действия, необходимые для восстановления услуг в случае сбоя во время внедрения (имплементации) релиза. Ответственность за разработку планов возврата несет Процесс Управления Изменениями, но Управление Релизами должно оказывать в этом помощь для обеспечения практической реализуемости этих планов. В частности, при внедрении пакетного релиза, объединяющего несколько Запросов на Изменения (RFC), может возникнуть необходимость координации различных планов возврата для этого релиза. Если возникает сбой Полного релиза или Дельта‐релиза, рекомендуется свернуть релиз полностью до Прежнего стабильного состояния. На случай невозможности полного свертывания релиза должны существовать Планы восстановления на случай чрезвычайных обстоятельств для возобновления предоставления услуг. Требования плана возврата к исходному состоянию, такие как создание резервных копий и обеспечение запасного сервера, рекомендуется выполнять заранее. В случаях, если внедрение может занять больше времени, чем предполагается, и если задержка может поставить под угрозу нормальное предоставление услуг, в план возврата должен включаться крайний срок, определяющий время приведения в действие плана возврата. Это требуется для своевременного возобновления услуг (например, не позднее 7:00 в понедельник). План возврата к исходному состоянию должен включаться в анализ рисков изменения и должен быть одобрен пользователями. Реальная компоновка релиза может включать компилирование и связывание программных модулей, или наполнение баз данных тестовыми данными, или такими данными, как таблицы почтовых индексов, налоговых ставок, часовых поясов и валютных курсов, а также информацией о пользователях. Часто это выполняется автоматизированными инсталляционными скриптами, хранящимися в Библиотеке DSL вместе с планами возврата. Полные релизы должны отражаться в базе CMDB как Стандартные Конфигурации для облегчения конфигурирования в будущем. Планы тестирования должны включать тестирование и приемку по качеству программного и аппаратного обеспечения, процедур, инструкций по операционной деятельности и сценариев (скриптов) развертывания перед выходом релиза и, возможно, оценочные испытания после внедрения релиза. Должно также проводиться тестирование инсталляционных скриптов. Для этого требуется следующая информация:
определение релиза;
график ввода релиза;
инструкции по конфигурированию и компоновке релиза;
описание позиций, требующих приобретения или лицензирования, с
приложением графиков закупки;
автоматизированные инсталляционные скрипты и планы тестирования;
исходные копии кодов программ для включения в библиотеку DSL;
планы возврата к исходному состоянию.

Планирование внедрения
Составленный на предыдущих этапах план теперь дополняется информацией о действиях по внедрению.
Планирование развертывания релиза включает:
составление графика, а также перечня задач и требуемых людских ресурсов;
составление перечня инсталлируемых и снимаемых с использования Конфигурационных Единиц, с указанием способа вывода из операционной среды;
составление плана действий для каждого территориального объекта с учетом запаса времени на развертывание и часовых поясов, если речь идет о географически распределенных организациях;
рассылку уведомлений о релизе и другие контакты с вовлеченными сторонами;
составление планов закупки аппаратного и программного обеспечения;
закупку, размещение на хранение, определение и регистрацию всех новых CI для данного релиза в базе CMDB;
планирование встреч с руководством, управляющими подразделениями, персоналом по Управлению Изменениями и представителями пользователей.

Существует несколько способов осуществления развертывания:
полное развертывание релиза ‐ подход «большого скачка»;
поэтапное развертывание релиза, включающее несколько разновидностей:
- функциональное наращивание, когда все пользователи получают
одновременно новые элементы функциональности;
- наращивание по объектам, когда развертывание ведется от одной группы
пользователей к другой
- эволюционное развертывание с поэтапным расширением
функциональности.
Оповещение, подготовка и обучение
Персонал, находящийся в контакте с заказчиками (Служба Service Desk и Управление Взаимоотношениями с Заказчиками - CRM), операционный (обслуживающий) персонал и представители пользователей должны быть в курсе планов внедрения и его возможных последствий для повседневной деятельности. Для этого можно организовать совместное обучение, сотрудничество и совместное участие в приемке релиза. Необходимо согласовать распределение ответственностей, с соответствующим уведомлением каждого. При поэтапном развертывании релиза пользователи должны быть проинформированы о планах и времени, когда для них будут доступны новые функции. Необходимо заранее информировать весь задействованный персонал об изменениях в Соглашения> об Уровне Услуг (SLA), Операционных Соглашениях об Уровне Услуг (OLA) и Внешних Договора> (UC).
Распространение релизов и инсталляция
Управление Релизами осуществляет мониторинг процессов логистики/материально‐технического обеспечения по закупке, хранению, транспортировке, поставке и передаче программного и аппаратного обеспечения. Этот процесс поддерживается процедурами, регистрационными записями и такими сопроводительными документами, как упаковочные листы, что необходимо для предоставления достоверной информации в Процесс Управления Конфигурациями. Склады аппаратного и программного обеспечения должны быть надежными и доступными только для авторизованного персонала.
Для распространения и инсталляции программного обеспечения рекомендуется, по возможности использовать автоматизированные инструментальные средства. Это позволит сократить время, необходимое для распространения ПО, и повысить качество при сокращении затрат на ресурсы. Часто такие инструментальные средства также облегчают проверку успешности инсталляции. Перед началом любой инсталляции необходимо проверить, удовлетворяет ли среда, где предполагается внедрение релиза, необходимым требованиям, таким как достаточное дисковое пространство, безопасность, требованиям к окружающей среде или ограничениям эксплуатационных условий, например кондиционирование воздуха, площадь помещения, источники бесперебойного питания (UPS), сете вое питание и т. п.
После инсталляции необходимо обновить информацию в базе данных CMDB для облегчения проверки лицензионных соглашений.

(технология усиления эвристических и креативных способностей человека)

Методы в современном виде формировались в 20-50-х гг. XX в.

Применяются при решении творческих задач в любых областях дея-

тельности.

Упорядочить перебор вариантов, повысить его целенаправленность, акти-

визировать процесс выдвижения новых идей и поиска решения, опираясь на логику мышления и логику произвольного поиска.

Методы систематизированного поиска новых идей и решений способст- вуют формированию наиболее вероятного направления решения задачи путем использования различных аналитических подходов (системного, функциональ- ного и их сочетаний), учитывающих правила и закономерности рационального мышления. Данные методы позволяют упорядочить перебор вариантов реше- ния и увеличивать их число.

План действий

Методы систематизированного поиска можно рассматривать как одну из технологий поиска новых идей и решений. Каждый метод представляет собой определенным образом упорядоченную последовательность основных и вспо- могательных эвристических приемов со своими поисковыми (эвристическими) акцентами. Процесс решения задачи предусматривает:

– поиск вероятных направлений разрешения проблемной ситуации;

– выбор наиболее перспективного направления, исходя из потенциальных возможностей основных поисковых приемов и эвристических акцентов метода, который в наибольшей степени удовлетворяет рассматриваемой задаче;

– формирование решений задачи;

– анализ полученных решений относительно осуществимости и степени эффективности использования.

Целесообразность применения конкретного метода в каждом случае опре-

деляется в зависимости от задачи.

Результат

Значительное увеличение числа выдвигаемых идей и вариантов решения при повышении их качества.

Достоинства

Доступны в освоении. Позволяют решать относительно сложные задачи.

Недостатки

Не гарантируют возможности получения оптимального решения твор-

ческой задачи.

Стремление повысить эффективность творческого труда породило ряд приемов, методов и методик, позволяющих рационально организовать поиск новых идей и решений, активизировать мышление, развить и реализовать твор- ческие способности человека. Эвристика предписывает общие правила для дос- тижения общих целей и не предписывает точного маршрута к обозначенной цели, как это делается в случае алгоритма. Однако число маршрутов огромно, и один из таких маршрутов – систематизированный поиск потенциально воз- можных решений. В процессе систематизированного поиска новых идей и ре- шений предусматривается использование процедур с более высоким уровнем логической составляющей по сравнению с методами психологической активи- зации, опирающимися в основном на использование стратегии интуитивного поиска. Методы систематизированного поиска направлены на решение и реа- лизацию задачи на высоком инновационном и экономически эффективном уровне. В основе этих методов лежат попытки разобраться в сути проблемы, выявить процедуры, допускающие разное трактование, определить элементы и свойства, приводящие к противоречию, снять это противоречие.

Методы этой группы позволяют от хаотического поиска идей перейти к системе структурированного выдвижения новых идей. Здесь все внимание от- дано взаимосвязям внутри объекта с ориентацией на определенную системати- зацию. Причем для каждого типа задач требуется использование гармоничного сочетания логической и интуитивной составляющей творческого мышления.

Модель взаимного сочетания составляющих творческого мышления

Формально-логический анализ

Методы направленного поиска

Методы систематизированного поиска

Методы психологической активации

Интуитивная составляющая

Метод проб и ошибок

На рисунке составляющие творческого мышления стратегии систематизированного поиска

(логическая и интуитивная) выделены.

Наиболее известные методы систематизированного поиска

Методика системного анализа функций. Функционально-стоимостный анализ. Функциональный анализ.

Метод поэлементного экономического анализа.

Метод конструирования Р. Коллера. Функциональный метод проектирования Мэтчетта. Морфологический анализ.

Метод контрольных вопросов.

Данные методы ярко выражают суть технологии решения творческих за- дач и обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономер- ностей, механизмов и методологических средств конструирования нового зада- ния и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежне- го опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью решения по- ставленной задачи наиболее эффективно.

1. Методы систематизированного поиска могут использоваться как в процессе группо-

вой, так и индивидуальной работы.

2. Каждый из методов имеет свою область использования, свои особые смысл, слож-

ность, эффективность, ну, и разумеется, – приверженцев и противников.

3. Одни и те же эвристические приемы имеют различную эвристическую ценность для разных лиц.

Источники информации

1. Джонс, Дж. К. Методы проектирования: пер. с англ. / Дж. К. Джонс. –

2-е изд., доп. – М. : Мир, 1986. – 326 с.

2. Буш, Г. Я. Стратегия эврилогии / Г. Я. Буш. – Рига: Знание, 1986. – 64 с.

Списки контрольных вопросов

Морфологический анализ

Функциональный анализ

Метод многократного последовательного классифицирования

Метод системного экономического анализа и поэлементной отработки конструктивных решенийи другие.

Методы направленного поиска. Методы управления

Метод Дельфи

Метод "Диаграмма Исикавы"

Метод "Диаграмма Парето"

Метод "ABC-анализ"

Метод "Бенчмаркинг"

Метод "PDPC"

Метод "Диаграмма связей"

Метод "Стрелочная диаграмма"

Метод "Стратегические карты"и другие

Еще один подход к классификации методов принятия решений -по этапам этого процесса (см. рисунок 2)

Методы, применяемые на этапах определения и формулирования проблемы

Возникновение проблемы разумнее всего воспринимать как шанс решить ее в рабочем порядке. Именно так и поступают опытные руководители и специалисты. Увидев, что возникла конкретная проблема, они рассматривают ее как повод решить , стоит ли вообще заниматься этим делом. Если да, то возникшая проблема становится производственной задачей. Можно начать с постановки вопросов:

Какие можно внести творческие предложения, связанные с производством?

Как снизить затраты и повысить производительность?

Каким образом сделать так, чтобы ваша продукция выгодно отличалась от продукции конкурентов?

Какой новый продукт требуется на рынке? Как расширить продукцию, представленную на рынке?

Каким образом увеличить уровень продаж на 20 процентов?

Какие новые способы сбыта можно придумать? Реально ли снизить затраты при существующих способах сбыта продукции?

Каким образом стать незаменимым для фирмы человеком?

Как лучше отвечать на жалобы клиентов?

Эффективность работы групп или отдельных сотрудников, занимающихся решением проблем, во многом снижается за счет того, что они не могут четко выделить или сформулировать проблему, подлежащую рассмотрению. Данная ситуация возникает в силу ряда основных причин:

1. Разное представление членов группы об окончательных результатах своей работы.

Любой человек в силу своей индивидуальности может концентрировать свое внимание на чем-то определенном, поэтому точки зрения на одну и ту же проблему будут различными.

Пример Ситуация, когда команда улучшения одной фирмы работала над проблемой, сформулированной как «плохие условия труда». Эта группа столкнулась с большими трудностями в процессе решения данной проблемы по той причине, что все члены группы имели различные представления о сути работы над проблемой. Вот какие точки зрения были у различных сотрудников:

Для повышения производительности следует улучшить условия труда.

Решить вопросы безопасности труда.

Уменьшить текучесть кадров.

Устранить препятствия в проведении переговоров по заработной плате.

Сделать работу в компании более привлекательной.

Формулировка проблемы может содержать в себе завуалированное решение.

Чаще всего при обсуждении проблемы на ум приходят уже готовые решения.

Например, проблема, сформулированная как «Мы нуждаемся в новой программе по документообороту предприятия», уже содержит в себе готовое решение. Но, если сформулировать проблему иначе, например, «Неэффективный документооборот на предприятии», то можно найти множество способов решить эту проблему другими способами.

«Мозговой штурм »

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания и широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма, и людьми, работающими индивидуально. Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокогокачества идей, генерируемых группами.

В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм» (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

Принципы метода "мозгового штурма ":

1. Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

2. Обеспечение максимальной свободы участникам

Предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

Полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

3. Тщательное формирование состава участников

Определение численности;

По специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);

Психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

По квалификации (высокий и примерно равный уровень)

Иногда введение "рыжего";

4. Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";

5. Огромная роль "ведущего" и демократический стиль руководства:

Создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;

Умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Модификации процедуры проведения мозгового штурма

1.Метод индивидуального мозгового штурма

Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса - 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток - отсутствие синергетического эффекта. Преимущество - оперативность и экономия на людях.

2.Письменный мозговой штурм

Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергетического эффекта, продолжительность процесса.

Ко второй группе относятся методы систематизированного поиска решений.

Здесь в первую очередь следует отметить, так называемые, "Списки контрольных вопросов". Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель - посредством ответов на вопросы, направить ход мысли по направлению к наиболее сильным решениям. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, "подсказывают" возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач. Они могут использоваться при совершенствовании производства, продукции, организационных структур, для выявления ошибок при поиске решений различных проблем. Вот пример списка контрольных вопросов.

  1. Какова основная функция узла (детали)?
  2. Что представляет собой идеальный узел (деталь)?
  3. Что будет, если убрать данный узел (деталь)?
  4. Какие функции выполняет данный узел (деталь), нельзя ли часть из них сократить?
  5. Как иначе можно выполнить основную функцию?
  6. В какой отрасли техники наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
  7. Можно ли разделить узел (деталь) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько узлов? Можно ли разборные соединения сделать неразборными и наоборот?
  8. Можно ли неподвижные детали сделать подвижными и наоборот?
  9. Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные сборочные и обработочные операции?
  10. Нельзя ли использовать вредные факторы и функции?
  11. Какие дополнительные функции может выполнять данный узел?
  12. Где в детали (узле) заложены излишние запасы? Как их сократить?

План действий при использовании контрольных вопросов может быть следующим:

  1. Уточнить проблему.
  2. Выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы.
  3. Последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы.
  4. Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска.

Результатом использования списков может быть целый спектр оригинальных решений или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.

Другим известным методом систематизированного поиска новых идей является морфологический анализ, предложенный швейцарским астрофизиком Цвикки. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

  1. Точно сформулировать проблему.
  2. Определить важнейшие элементы объекта.
  3. Определить варианты исполнения элементов.
  4. Занести их в таблицу.
  5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
  6. Выбрать оптимальный вариант.

Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким.

К методам систематизированного поиска новых идей следует отнести также функциональный анализ. Основной идеей функционального анализа является абстрагирование от предметного рассмотрения объекта. Рассматривается не объект, а его функции, как правило, направленные на потребителя. При этом осуществляется поиск других, отличных от используемых в объекте, вариантов реализации функций. Этот метод позволяет находить более дешевые и эффективные варианты построения объекта. Функциональный анализ является одним из основных элементов метода ФСА (функционально - стоимостного анализа) -эффективного метода достижения конкурентных преимуществ продукции, который сейчас широко применяется в США, Японии и других развитых странах.