Особенности перевозки транспортом общего пользования. Перевозка транспортом общего пользования

09.09.2019 Снилс

Оформление договора. В соответствии с п. 2 ст. 785 ГК заключение договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз).

На железнодорожном транспорте используется транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 УЖТ). Эту накладную составляет грузоотправитель, указывая в ней грузополучателя, железнодорожную станцию назначения, массу груза, его наименование, сведения о свойствах груза, а также категорию скорости и другие сведения. На автомобильном транспорте используется транспортная накладная (ст. 2 УАТ); на воздушном транспорте - грузовая накладная (ст. 105 ВК); на внутреннем водном транспорте - транспортная накладная (ст. 67 КВВТ). Порядок оформления и выдачи этих накладных сходен с порядком, установленным в отношении железнодорожной транспортной накладной. Что касается морской перевозки груза, то там существует несколько иная система. Договор морской перевозки груза удостоверяется коносаментом, который является ценной бумагой, или иными документами, к числу которых в первую очередь относится морская накладная (ст. ст. 117, 143 КТМ). Право выбора оформления договора перевозки груза коносаментом или морской накладной принадлежит грузоотправителю. Морская накладная играет ту же роль, что и накладная "сухопутная", т.е. изначально определяет грузополучателя, в адрес которого направляются уведомления о готовности судна к выгрузке. При фрахте (чартере) транспортного средства используются особые перевозочные документы (см. ст. 487 ГК).

В современной юридической литературе можно встретить разные позиции по вопросу об обязательности оформления накладной. В соответствии с первой точкой зрения договор заключается в момент вручения груза перевозчику, каковой факт только подтверждается выдачей отправителю соответствующих документов. При таком подходе составление накладной воспринимается как соблюдение простой письменной формы сделки. Однако специальных последствий несоблюдения формы договора перевозки грузов законодательство не устанавливает, поэтому в соответствии с положениями ст. 160 ГК РФ при отсутствии накладной (составлении накладной с дефектом формы) применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (п. 1 ст. 162 ГК), а именно: стороны лишаются права в случае спора ссылаться в подтверждение договора и его условий на свидетельские показания, но не лишаются права приводить письменные и другие доказательства. Таким образом, в нашем случае несоблюдение письменной формы договора перевозки в виде составления транспортного документа влечет не материально-правовые, а процессуальные последствия. Так, в литературе называются следующие документы, имеющие доказательственное значение по ст. 162 ГК РФ: квитанция о приеме груза, документы об уплате стоимости груза, справка перевозчика об отправке груза с отметкой станции назначения о прибытии груза. Подобный подход можно обнаружить и в судебной практике.



В соответствии со второй точкой зрения форма договора имеет конституирующее значение. Так, Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов подчеркивают, что договор перевозки грузов - строго формальный договор, поскольку заключается не просто в письменной форме, но все же по системе единого документа с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены законодательством. В.В. Витрянский указывает, что реальный договор перевозки действительно считается заключенным с момента передачи имущества, но "данное обстоятельство вовсе не исключает необходимости соблюдения требований, предъявляемых к форме сделок и договоров", а значит, накладная "содержит все существенные условия договора перевозки груза и, по сути, представляет собой письменную форму этого договора". Следовательно, накладная представляет собой обязательную форму договора перевозки.

Вопрос о форме договора перевозки груза порождает целый комплекс проблем, встающих перед практикой и требующих разрешения:

- определение круга документов, принимаемых в качестве доказательства заключения договора перевозки груза. В заявке на перевозку грузов содержатся основные параметры будущей перевозки. В связи с этим в современной литературе высказана точка зрения, в соответствии с которой договор на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте и заявка на перевозку грузов являются одним из оснований заключения собственно договора перевозки груза (при этом заявка трактуется как составляющая договора о перевозке конкретной партии груза). В.В. Витрянский указывает на то, что подача грузоотправителем заявки является офертой в самостоятельном договоре о подаче транспортных средств. В судебной практике не признаются допустимыми доказательствами заключения договора перевозки, например, ведомости подачи и уборки вагонов, заявка на перевозку грузов. Таким образом, следует, видимо, различать транспортные и собственно перевозочные документы. Доказательством заключения договора перевозки груза должны признаваться именно последние – в первую очередь транспортная накладная или иной документ на груз, как указано в п. 2 ст. 785 ГК;



Выяснение того, какая именно система документов, подтверждающих договор перевозки грузов, принята в России: "система одного документа" или "система двух документов". По "системе одного документа" доказательством заключения договора перевозки груза является только накладная. По "системе двух документов" происходит обмен документами: сначала грузоотправитель передает перевозчику накладную, а затем перевозчик выдает квитанцию, в которой признает принятие груза, описанного в накладной. С точки зрения оформления договора при "системе двух документов" стороны "составляют договор в двух образцах, один из которых (накладная) подписывается отправителем, а другой (квитанция) перевозчиком". Законодатель, а также УАТ, ВК РФ и КТМ РФ придерживаются "системы одного документа", где накладная или коносамент, выдаваемые грузоотправителю, являются в том числе и распиской в получении груза перевозчиком. Иная ситуация существует при перевозках внутренним водным и железнодорожным транспортом. В отношениях по заключению договора перевозки грузов по "системе двух документов" существенное значение имеют два юридических факта: 1) придание договору перевозки необходимой формы (что подтверждается наличием накладной) и 2) передача груза отправителю (что подтверждается квитанцией о приеме груза);

Можно ли вообще считать заключенным договор перевозки груза в случае, если накладная при перевозке конкретной партии груза вообще не составлялась или составлялась, но была утеряна. Если накладная составлялась и была передана перевозчику, но оказалась утраченной (каковой риск всегда существует, поскольку накладная не хранится в сейфе, а сопровождает груз и разделяет вместе с ним все превратности путешествия), то в качестве доказательств заключения договора можно ссылаться на квитанцию о приеме груза, а в отношении железнодорожного транспорта - и на железнодорожную ведомость. Соответственно, в определенных случаях отсутствие накладной может быть восполнено иными документами - в этом проявляется отличие накладной от коносамента как ценной бумаги, которой также может удостоверяться заключение договора перевозки груза;

Определение законодательства, применимого к перевозкам, которые не были оформлены установленными перевозочными документами. Нормы транспортных уставов и кодексов не могут применяться к отношениям по перемещению грузов, которые изначально не оформлялись транспортными накладными, коносаментами и т.п. Если накладная не оформлялась, то между сторонами складываются фактические отношения перевозки - это договорные отношения, которые не регулируются нормами транспортных уставов и кодексов. Но в этом случае ограничивается и возможность регулирования таких фактических отношений нормами комментируемой гл. 40 ГК ввиду ее рамочного характера, отсылающего к специальному законодательству. Видимо, к фактическим отношениям по перевозке должны применяться только общие положения о договоре возмездного оказания услуг.

Содержание договора: права и обязанности сторон. Перевозчик вправе самостоятельно осуществлять погрузку и вы­грузку груза в местах общего доступа; обычно не отвечает за несохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследствие обстоятельств, связанных с действиями отправителя при погрузке; наделен правом удержания груза (ст. 359, 360 ГК РФ, п. 8 КВВТ, п. 2 ст. 160 КТМ и др.) в целях обеспечения причита­ющихся ему провозной платы и других платежей; вправе требовать оплаты хранения груза за просроченный период по принятию (вывозе) груза получателем.

Перевозчик обязан подать отправителю груза исправное транс­портное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответ­ствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ); доставить груз в пункт назна­чения с соблюдением срока доставки и обеспечением сохранности перевозимого груза, принять все возможные и зависящие от него меры но обеспечению сохранности груза; передать груз на другой вид транспорта (перевалка) или выдать груз получателю; уведомить гру­зополучателя о прибывших в его адрес грузах.

Грузоотправитель вправе отказаться от поданных ему транспорт­ных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ); изменить указанного в накладной грузополу­чателя без изменения пункта (станции, порта) назначения, а также изменить пункт назначения груза, т.е. его переадресовка.

Условия переадресовки различаются главным образом в зави­симости от вида транспорта.

Грузоотправитель обязан внести провозную плату (фрахт на мор­ском транспорте) и иные платежи при заключении договора перевоз­ки, а также оплатить дополнительно оказанные ему услуги (напри­мер, за взвешивание, хранение груза).

Исполнение обязательства перевозки завершается доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Договор перевозки грузов по своей конструкции относится к широко известному договорному типу - договору в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной договора, пользоваться определенными правами и нести соответствующие этим правам обязанности.

Не участвуя в заключении договора, грузополучатель приобретает тем не менее право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения. При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства - требования по поводу недостачи или повреждения груза (ст. 796 ГК), а также по поводу просрочки в его доставке (ст. 792 ГК). Грузополучатель вправе предъявить к перевозчику и другие требования, связанные, например, с выгрузкой груза средствами перевозчика, когда выгрузка по договору была возложена на него.

Специфика договора перевозки как договора в пользу третьего лица состоит и в том, что грузополучатель не только имеет обозначенные выше права, но и несет определенные обязанности. Так, по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Подобная обязанность обусловлена тем, что неисполнение ее ведет к перегрузке складских помещений транспортного предприятия и затруднениям по приему груза для других получателей. Учитывая важность для перевозчиков своевременности при­нятия получателями прибывающих в их адрес грузов, уставы и ко­дексы признают эту обязанность безусловной, за исключением слу­чая, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изме­нилось настолько, что исключается возможность его полного или частичного использования. Естественно, что обязанностью получателя является и окончательный расчет за оказанные перевозчиком услуги.

Договор перевозки пассажира и багажа. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу;пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа (ст. 786 ГК).

Характеристика данного договора:

1.Перевозка багажа производна от перевозки пассажира и неотделима от перевозки пассажира, поскольку "договор перевозки багажа может быть заключен только с лицом, обладающим проездным билетом". Сдача к перевозке багажа названа в числе основных прав пассажира.

2. Пассажирами могут быть только физические лица. Договор перевозки пассажира является консенсуальным. Перевозка пассажиров может осуществляться любым видом транспорта в специально оборудованных перевозочных средствах (в их числе пассажирские вагоны, каюты корабля, салон самолета и т.п.).

3. Багаж - это "вещи пассажира, перевозимые одновременно с ним, но не под его присмотром". Главное отличие договора перевозки багажа от договора перевозки груза заключается в том, что рассматриваемый договор двухсубъектный. Багаж сопровождает пассажира или следует за пассажиром. Получатель багажа, не совпадающий с пассажиром, не является третьим лицом, в пользу которого заключен договор: получатель действует от имени пассажира. Поскольку "багажом признаются вещи пассажира, перевозимые в багажном отделении транспортного средства, в котором следует пассажир, или в специальном транспортном средстве (вагоне, автомобиле)", далеко не все виды транспорта могут обеспечивать перевозку багажа. Так, невозможна перевозка багажа в трамваях, троллейбусах, в городских маршрутных автобусах и такси - на этих видах транспорта возможно заключение только договора перевозки пассажира с ручной кладью. Как правило, перевозка багажа осуществляется тем же транспортным средством, что и перевозка пассажира. Однако допустима ситуация, когда багаж следует за пассажиром в другом транспортном средстве. Так, в соответствии со ст. 86 УЖТ перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения.

Отличие перевозки багажа от перевозки ручной клади (на морском транспорте - каютного багажа) пассажира заключается в том, что ручная кладь остается на время перевозки во владении пассажира, в то время как багаж передается во владение перевозчику. Соответственно, перевозчик несет договорную ответственность только за сохранность вверенного ему багажа, но не отвечает по договору перевозки за сохранность ручной клади, остающейся под контролем пассажира. Данное положение является решающим и позволяет выделить договор перевозки багажа даже в тех случаях, когда специальное транспортное законодательство не различает правовой режим ручной клади и багажа.

Следует заметить, что помимо договора перевозки багажа на некоторых видах транспорта выделяют договор перевозки грузобагажа, который является разновидностью договора перевозки груза. Отличие от договора перевозки груза заключается в том, что грузобагаж всегда перевозится для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

4. Договоры перевозки пассажиров и перевозки багажа являются публичными и квалифицируются как договоры присоединения. Следовательно, в соответствии со ст. 426 ГК РФ перевозчик вправе отказать гражданину в заключении договора только в том случае, если у него отсутствует возможность оказать соответствующую услугу по перевозке (отсутствуют места для пассажира или его багажа, багаж по своим свойствам или размерам не может быть помещен в транспортное средство, и т.п.). Субъектный состав этих договоров свидетельствует о том, что на отношения сторон распространяется законодательство о защите прав потребителей независимо от того, обладает ли пассажир статусом индивидуального предпринимателя, и независимо от цели поездки.

5. Оформление договора. Билет удостоверяет договор перевозки пассажира, а багажная квитанция - договор перевозки багажа. Договор перевозки грузобагажа удостоверяется грузобагажной квитанцией. Существуют также квитанции на провоз ручной клади. Наиболее полно урегулирован вопрос о форме и реквизитах пассажирских билетов и багажных квитанций на железнодорожном транспорте. Пассажирские билеты бывают с фиксированной датой и временем отправления, а также с открытой датой в пределах указанного срока. На городском транспорте (а также на пригородном железнодорожном транспорте) широкое распространение имеют билеты длительного пользования (проездные билеты) на определенное число поездок или на неограниченное число поездок в определенный промежуток времени. В последнее время начинают все чаще применяться билеты (в форме электронных карт), число поездок по которым определяется фиксированной суммой. На железнодорожном транспорте сохранилась такая категория, как плацкарта (особый билет на право занятия определенного места в вагоне поезда дальнего следования). Соответственно, стоимость проезда может определяться не только как стоимость собственно билета, но и как стоимость билета и стоимость плацкарты (ст. 83 УЖТ).

Все большее количество пассажирских билетов становятся именными: на воздушном и морском транспорте, на железнодорожном транспорте при перевозке пассажиров поездами дальнего следования. Именная форма билета начинает получать распространение и в городском транспорте (для льготных категорий пассажиров). Однако еще сохраняются безымянные билеты, а багажные квитанции и квитанции на провоз ручной клади по большей части безымянные (но в них существует привязка к пассажирскому билету). Безымянные проездные документы не являются предъявительскими ценными бумагами, а относятся к так называемым легитимационным знакам. Безымянные легитимационные знаки применяются в ситуациях, когда необходимо ускорить процедуру оформления договорных отношений (например, при заключении договора перевозки пассажира в трамвае), облегчить процесс исполнения договорных обязанностей (например, при выдаче багажа на воздушном транспорте).

Наличие у пассажира билета является только формальным доказательством его права на перевозку. Отсутствие билета в тех случаях, когда он предъявляется при посадке до начала движения транспортного средства, влечет невозможность требовать от перевозчика исполнения обязанностей по договору до момента восстановления билета. Отсутствие билета во время фактического осуществления перевозки (т.е. во время движения транспортного средства) означает, пока не доказано иное, что пассажир не исполнил своей обязанности по оплате перевозки (проезда). По-видимому, в этом случае должны применяться правила ст. 162 ГК РФ, исключающей ссылки пассажира на свидетельские показания в подтверждение существования договора. В то же время при отсутствии спора эти показания должны приниматься во внимание (например, если в трамвае кондуктор подтверждает контролеру факт оплаты проезда пассажиром, утратившим билет). В случае, когда пассажир при утрате билета доказал существование договора перевозки после того, как транспортное средство отправилось в рейс, пассажиру должна быть возмещена стоимость перевозки (возможно, с предусмотренными законом удержаниями).

Договор перевозки багажа заключается, как правило, в период между подачей транспортного средства для перевозки пассажира и отправлением этого транспортного средства. Заключение договора оформляется багажной квитанцией.

6. Право пассажира на односторонний немотивированный отказ от договора перевозки в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, является существенной особенностью этого договора. По общему правилу отказ пассажира от договора ("возврат неиспользованного билета") безоговорочно допускается до начала отправления конкретного транспортного средства в рейс. В определенных случаях отказ пассажира от договора допустим и в пути следования транспортного средства, на котором находится данный пассажир. Если же пассажир опоздал к отправлению транспортного средства, специальное законодательство предусматривает в определенных случаях как возможность возврата билета, так и возможность осуществить перевозку на другом транспортном средстве ("возобновить" действие билета).

Отказ пассажира от договора до отправления транспортного средства влечет возврат ему платы за проезд. В зависимости от срока, остающегося до отправления транспортного средства, с пассажира могут быть удержаны определенные суммы, которые представляется возможным трактовать как штраф, взыскиваемый с пассажира. Так, на железнодорожном транспорте при отказе пассажира от договора перевозки в поезде дальнего следования ему возвращается полная стоимость проезда, включающая стоимость билета и плацкарты, только в случае, если отказ заявлен не позднее чем за восемь часов до отправления поезда. Только стоимость билета без стоимости плацкарты возвращается, если отказ заявляется менее чем за два часа до отправления поезда (ст. 83 УЖТ). На тех же принципах дифференцированного возврата стоимости билета оговорено право на отказ пассажира от договора перевозки на воздушном транспорте (ст. 108 ВК), на морском транспорте (ст. 183 КТМ), на автомобильном транспорте при междугородном сообщении (ст. 23 УАТ). На внутреннем водном транспорте установлено право пассажира отказаться от договора перевозки до отхода судна в любое время без дифференциации возвращаемых сумм (ст. 100 КВВТ). Право пассажира на отказ от договора во время нахождения в пути влечет возврат ему стоимости проезда пропорционально не пройденному до пункта назначения расстоянию (при наличии договора перевозки багажа в таком же порядке возвращается стоимость провоза багажа). Не предусмотрено право немотивированного отказа пассажира от договора перевозки на железнодорожном транспорте в поездах пригородного сообщения и в городском транспорте, что определяется спецификой перевозки этими транспортными средствами.

Случаи немотивированного отказа пассажира от договора перевозки следует отличать от случаев расторжения договора по требованию одной из сторон по причине виновных действий другой стороны или невозможности осуществить перевозку.

7. Содержание договора перевозки пассажира может быть определено через права и обязанности пассажира и перевозчика, установленные законодательством. Перевозчик обязан обеспечить безопасную посадку пассажира в транспортное средство в пункте отправки, предоставить пассажиру место в транспортном средстве (если это предусмотрено в билете, - индивидуальное место), доставить пассажира в пункт назначения в установленный срок, обеспечить безопасность пассажира в пути следования, обеспечить безопасную высадку пассажира в пункте назначения. Кроме того, в определенных случаях неисполнение перевозчиком своих обязанностей может повлечь расторжение договора перевозки с возвращением пассажиру полной стоимости проезда. Так, на железнодорожном транспорте стоимость проезда выплачивается в случае отмены отправления поезда, задержки его отправления, непредоставления указанного в билете места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, а также при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по вине железнодорожного перевозчика.

Основной обязанностью пассажира является оплата проезда. За безбилетный проезд установлена административная ответственность (на федеральном уровне за безбилетный проезд на определенных видах транспорта, на уровне субъектов Российской Федерации за безбилетный проезд в городском транспорте - в соответствующих законах субъектов Федерации). Эту административную ответственность следует отличать от гражданско-правовой ответственности, которая выражается в том, что уплата административного штрафа не освобождает пассажира от обязанности внести перевозчику проездную плату, которая в данном случае трактуется как возмещение перевозчику его убытков. Аналогичный подход существует в отношении провоза без установленной платы ручной клади и багажа. Кроме того, пассажир обязан во время перевозки вести себя надлежащим образом. Хотя в данном случае речь идет о несоблюдении норм публичного права (например, нарушение общественного порядка), нарушение данной обязанности может повлечь гражданско-правовые последствия - расторжение перевозчиком договора перевозки без возврата пассажиру стоимости проезда.

В п. 3 ст. 786 ГК перечислены права пассажира при перевозках на всех видах транспорта, которые реализуются в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

Право на провоз с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях. Транспортное законодательство предусматривает бесплатный или льготный проезд только для одного ребенка, следующего вместе со взрослым пассажиром. Наличие каких-либо родственных связей ребенка с пассажиром роли не играет. Именно провоз одного ребенка "с собой" позволяет устанавливать бесплатный проезд, поскольку в этом случае ребенку не предоставляется отдельное место, он разделяет одно место с пассажиром. Техническая возможность разделить одно место со взрослым существует только для малолетних детей, поэтому большое значение имеет ограничение возраста ребенка, который перевозится на одном месте с пассажиром. На железнодорожном транспорте и на внутреннем водном транспорте этот возраст определяется возрастом - "не старше пяти лет", на воздушном и морском транспорте - "не старше двух лет", на автомобильном транспорте в городском и пригородном сообщении "не старше семи лет" и "не старше пяти лет" - в междугородном сообщении. По желанию пассажира на детей указанного возраста могут приобретаться билеты с отдельным местом по льготному тарифу. Более взрослые дети в возрасте до 10 - 12 лет перевозятся с предоставлением им отдельного места, но по льготному тарифу (как правило, 50% от стоимости обычного билета). Пассажиры старше этого возраста по транспортному законодательству детьми не считаются;

Право на бесплатный провоз ручной клади в пределах установленных норм. Транспортное законодательство устанавливает, как правило, минимальные нормы бесплатного провоза ручной клади, которые определяются или указанием на габариты вещей, провозимых пассажиром с собой, или на их вес, или даже на указание конкретных предметов. Провоз ручной клади сверх установленных норм оплачивается пассажиром (как правило, по расценкам, существующим для перевозки багажа). Право пассажира на провоз ручной клади ограничено: ручная кладь даже в пределах допустимых для бесплатного провоза норм не должна мешать комфорту других пассажиров, их входу и выходу из транспортного средства. Кроме того, ограничения существуют для ручной клади с особыми свойствами: зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества. На основании этих ограничений перевозчик может отказать пассажиру в перевозке его ручной клади;

Право на сдачу к перевозке багажа за установленную плату. Выделение данного права пассажира представляется оправданным, поскольку из него вытекает и корреспондирующая обязанность перевозчика принять багаж, т.е. обязанность заключить реальный договор перевозки багажа.

Кроме прав пассажира, транспортное законодательство предусматривает и иные права пассажира, подчас регламентируя их подробным образом. Так, например, на некоторых видах транспорта пассажир вправе делать остановку в пути следования на срок до 10 суток, а затем продолжить движение в пункт назначения по первоначальному билету (ст. 83 УЖТ; ст. 100 КВВТ), продлевать срок действия билета в случае болезни (ст. 83 УЖТ; ст. 100 КВВТ; ст. 23 УАТ) и т.д.

8. Что касается содержания договора перевозки багажа, то следует иметь в виду, что пассажир обязан при заключении договора внести плату за провоз багажа, а при необходимости - произвести с перевозчиком окончательные расчеты при получении багажа. Обязанностью пассажира является также сдача в багаж только тех вещей, которые разрешены к перевозке. Пассажир имеет право при сдаче багажа объявить его ценность (и оплатить соответствующий сбор). Поскольку пассажир является одновременно и отправителем, и получателем багажа, к обязанностям пассажира (в том числе через уполномоченное им лицо) относится и получение багажа в пункте назначения.

Перевозчик обязан сохранить багаж в пути следования, доставить его в пункт назначения в установленный срок и выдать пассажиру (уполномоченному им лицу). За несохранность багажа перевозчик несет ответственность (см. ст. 796 ГК). Не востребованный в установленный срок багаж хранится перевозчиком за счет пассажира. Перевозчик пользуется правом удержания багажа (п. 4 ст. 790 ГК). Исходя из этого права багаж, не востребованный пассажиром в течение определенного времени после его доставки в пункт назначения, реализуется перевозчиком по договору купли-продажи. Пассажир в течение срока исковой давности имеет право получить от перевозчика вырученную сумму за вычетом платежей, причитающихся перевозчику.

Договор фрахтования (ст. 787 ГК). В действующем российском законодательстве предусмотрен договор фрахтования (чартера) на морском транспорте, внутреннем водном и воздушном транспорте. Неожиданно договор фрахтования был введен для некоторых перевозок пассажиров автомобильным транспортом (ст. ст. 18, 27 УАТ), включая перевозки в такси (ст. 31 УАТ). Не предусмотрено фрахтование на железнодорожном транспорте.

Договор фрахтования транспортного средства имеет две разновидности: одна из них сохранила связь с арендой, другая практически полностью слилась с обычной перевозкой груза. Решающим моментом является то, заключается договор фрахтования транспортного средства целиком (всей "вместимости" транспортного средства) или только части его вместимости. Если фрахтуется все транспортное средство, требующее для управления и технической эксплуатации усилий целого экипажа (а это водные и воздушные суда), то данный договор фрахта является договором аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (§ 3 гл. 34 ГК). Договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки груза является разновидностью обычного договора перевозки груза, пусть и с большими специфическими особенностями. Особенности договора перевозки груза в форме фрахтования заключаются в следующем:

Это договор консенсуальный. Соответственно, обязательства перевозчика возникают с момента заключения данного договора и охватывают собой все действия, связанные с предоставлением транспортного средства под погрузку;

Он заключается в отношении индивидуализированного транспортного средства;

Сам договор фрахтования для перевозки грузов может быть заключен не между грузоотправителем и перевозчиком, а между грузополучателем, который фрахтует часть вместимости судна, и перевозчиком. Соответственно, и обязанность по оплате перевозки может быть возложена на грузополучателя;

Договор фрахтования оформляется специальным документом, который именуется "чартер". При этом, что и указывает на перевозочный характер договора, не исключается выдача обычных транспортных документов (например, коносамента при морской перевозке грузов по чартеру).

Если для фрахтования с целью перевозки груза нерейсовый характер транспортного средства является вторичным признаком, то для договора фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки пассажира этот признак становится единственным, позволяющим отличить "фрахтование" каюты или места на борту от обычного договора перевозки пассажира и его багажа на водном или воздушном транспорте.

Видимо, желание разграничить перевозки пассажиров в зависимости от того, осуществляются они по расписанию ("регулярные перевозки") или нет, заставило ввести в УАТ договоры, названные договором фрахтования для перевозки пассажиров и багажа по заказу (гл. 4 УАТ) и договором фрахтования легкового такси (гл. 5 УАТ). Договор фрахтования автомобильного транспорта является договором перевозки пассажира в чистом виде. Используемая в УАТ терминология ("перевозка" и "фрахтование") призвана всего лишь разграничить перевозки общественным транспортом, движение которого подчиняется утвержденному расписанию (трамвай, троллейбус, рейсовые автобусы и маршрутные такси), и перевозки автомобильным транспортом (включая легковые такси), пункт назначения которых определяет пассажир. Показательно, что грузоперевозки на автомобильном транспорте, также осуществляемые по заказу, договором фрахтования не называются (гл. 2 УАТ). К особенностям договора "фрахтования" на автомобильном транспорте относится его форма: для перевозок пассажиров по заказу - письменный договор, если перевозки систематические (п. 2 ст. 27 УАТ), заказ-наряд, если перевозки несистематические (п. 4 ст. 27 УАТ). Для перевозок в легковом такси форма заключения договора - устная с выдачей письменных документов, подтверждающих оплату стоимости проезда (п. п. 1 и 5 ст. 31 УАТ).

В целом по договору фрахтования следует сделать следующие выводы.

Договор фрахтования всей вместимости водного или воздушного судна - это договор аренды транспортного средства с экипажем или без такового;

Договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки груза - это консенсуальный договор перевозки груза;

Договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки пассажира, а также договор фрахтования автомобильного транспорта - это договоры перевозки пассажиров и их багажа, осуществляемой нерегулярными рейсами.

Договоры перевозки грузов различными видами транспорта. Правовые особенности договора перевозки на различных видах транспорта обусловлены очевидной спецификой перевозочной деятельности отдельных видов транспорта , существенным различием транспортных средств, объемом перевозок и неоднозначностью правового регулирования.

Договор железнодорожной перевозки грузов. Договор железнодорожной перевозки грузов занимает в системе договоров перевозки особое положение, поскольку именно данный вид транспорта обеспечивает наибольший объем грузоперевозок, многопрофильность сферы услуг и их конкурентоспособность в рамках товарного рынка. Содержание договора железнодорожной перевозки грузов обусловлено комплексом прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя). Эти права и обязанности в значительной мере предопределены транспортным законодательством: Транспортным уставом железных дорог, Правилами перевозок грузов, а также соглашением сторон в договоре перевозки.

По договору железнодорожной перевозки грузы могут перевозиться как в местном, так и в прямом сообщении. Перевозка в местном сообщении осуществляется в пределах одной железной дороги, а в прямом сообщении - с участием двух и более железных дорог, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации и открытых для общего пользования. Железная дорога, заключившая договор перевозки в прямом сообщении, - законный представитель всех других железных дорог, участвующих в таком сообщении.

Перевозка грузов на железнодорожном транспорте осуществляется в вагонах, контейнерах, принадлежащих организациям самого железнодорожного транспорта, а также в вагонах, принадлежащих на праве собственности или аренды юридическим или физическим лицам либо находящихся в хозяйственном ведении юридических лиц.

Железная дорога обязана подавать под погрузку исправные вагоны и контейнеры в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае грузоотправитель вправе отказаться от поданных вагонов или контейнеров. Железная дорога в этом случае обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры.

Пригодность вагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем или железной дорогой в зависимости от того, чьими средствами производится погрузка.

При предъявлении груза к перевозке отправитель обязан представить на каждую отправку груза составленную им транспортную железнодорожную накладную. Выданная на основе накладной грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки груза.

Обязанностью грузоотправителя является точное и полное указание в накладной всех необходимых сведений о сдаваемом грузе, его особых свойствах. Железная дорога, в свою очередь, имеет право на выборочную проверку сведений, внесенных отправителем в накладную.

Некоторые обязанности железной дороги, обусловленные выполнением договора перевозки грузов, возникают как в процессе самой перевозки, так и на завершающем ее этапе. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя обязана произвести переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или станции назначения.

Обязанностью железной дороги является и уведомление грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Обязанностью грузополучателя является окончательный расчет с перевозчиком за оказанные ему транспортные услуги.

Договор воздушной перевозки грузов. Договор воздушной перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров все более приоритетные позиции. И это обусловлено не только возрастающими потребностями граждан и экономики в воздушных перевозках, но и своего рода освобождением от государственного диктата, имевшего место вплоть до начала 90-х годов, значительным увеличением числа лиц, выступающих в качестве авиационных перевозчиков. ВК РФ определяет понятие авиационного предприятия как юридического лица независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющего основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, а также содержит определение эксплуатанта, каковым является гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (ст. 61 ВК).

Содержание договора перевозки грузов предопределено его классическим понятием, закрепленным в ст. 785 ГК и ст. 103 ВК. Основные права и обязанности перевозчика и грузоотправителя примерно аналогичны правам и обязанностям сторон договора перевозки на других видах транспорта. Однако ВК содержит некоторые положения, свидетельствующие о чрезмерной регламентации договорных отношений, связанных с перевозками грузов. Так, допускается по инициативе перевозчика и в одностороннем порядке расторжение договора перевозки грузов. Основаниями для этого являются:

Нарушение грузовладельцем, грузоотправителем таможенных, санитарных и иных правил, установленных законодательством;

Отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним авиационными правилами;

Наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов и веществ.

Грузоотправителю предоставляется право отказаться от исполнения уже заключенного договора перевозки груза до его отправления, а также право на внесение изменений в грузовую накладную грузополучателя до выдачи груза управомоченному на его получение лицу. Кроме того, за грузоотправителем сохраняется право распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю, например в случае ошибочной выдачи груза ненадлежащему лицу или розыска пропавшего груза.

Сторонам договора воздушной перевозки предоставлено право самим решать вопросы о сроках доставки груза. При недостижении соглашения по этому поводу сроки доставки устанавливаются (определяются) правилами перевозок.

Договор воздушного чартера. На воздушном транспорте наряду с обычным договором перевозки грузов достаточно широко применяется договор воздушного чартера (ст. 104 ВК), т.к. в настоящее время рынок транспортных услуг все активнее заполняется коммерческими, частнопредпринимательскими структурами, становящимися постоянными субъектами воздушно-транспортных отношений.

Правовая природа воздушного чартера практически однозначна с правовой природой договора чартера в морском праве, что подтверждается содержанием ст. 787 ГК.

По договору воздушного чартера одна сторона - фрахтовщик обязуется предоставить другой стороне - фрахтователю всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

Воздушный чартер - договор возмездный и, как правило, консенсуальный, поскольку стороны обычно заблаговременно заключают соглашение о предстоящих перевозках, в этой части договор воздушного чартера имеет некоторые признаки договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК).

Договор морской перевозки грузов. Договор морской перевозки грузов - один из своеобразных и сложных видов транспортного договора, отражающих специфику и обычаи отношений, связанных с морским торговым мореплаванием.

По договору морской грузовой перевозки одна сторона (пароходство) обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).

Слова "передал или передаст" означают, что этот договор может быть как реальным, так и консенсуальным. Слова "отправитель или фрахтователь" означают, что морскому праву известны два вида договора морской перевозки грузов: договор перевозки и чартер. Наличие, содержание и письменная форма договора морской перевозки груза подтверждаются как самим чартером, так и коносаментом (ст. 117 КТМ). Последний выполняет функции:

Доказательства наличия договора морской перевозки груза и его содержания;

Расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком;

Товарораспорядительного документа на груз, т.е. документа, распоряжение которым означает распоряжение самим грузом.

Наличие двух документов - чартера и коносамента обусловлено различными условиями, при которых чартер и коносамент составляются. Так, если чартер применяется для трампового судоходства, то коносамент - для линейного.

Грузы могут перевозиться и на судне, зафрахтованном на определенное время, и по особому договору - тайм-чартеру, который также является одним из видов транспортного договора.

При наличии постоянных и устойчивых хозяйственных связей между перевозчиком и грузоотправителем (грузовладельцем) заключается долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов (ст. 118 КТМ). Однако заключение такого договора не освобождает стороны от заключения договора перевозки конкретной партии груза. При возможных разночтениях содержания в этих договорах применяются следующие правила: условия перевозки, согласованные в договоре об организации перевозок, воспроизводятся и в договоре перевозки, если стороны не достигли соглашения об ином; если же условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора, применяются условия договора перевозки груза.

Следовательно, договор перевозки как базовый транспортный договор имеет приоритет перед другими транспортными договорами.

Правоотношения сторон по договору морской перевозки грузов регулируются не только определенными нормами законодательства или соглашением сторон, но и торговыми обычаями и обыкновениями. Однако обычное право при морских перевозках не должно иметь приоритетного значения перед законом или договором.

Договор перевозки грузов по внутренним водным путям. Договор перевозки грузов по внутренним водным путям характеризуется теми же общими признаками, которые присущи договору перевозки на других видах транспорта. Содержание договора, права и обязанности сторон регламентированы УВВТ, положения которого применяются, если они не противоречат нормам, закрепленным в гл. 40 ГК.

Договор перевозки оформляется соответствующими документами установленной формы, которые имеют юридическое значение для определения взаимных прав и обязанностей сторон, участвующих в договоре. К этим документам относятся накладная и квитанция о приеме груза к перевозке. Накладная сопровождает груз на всем пути следования, и пароходство обязано выдать ее вместе с грузом получателю в порту (пристани) назначения. На основании накладной порт или пристань отправления составляют дорожную ведомость, которая следует вместе с грузом и после выдачи груза в пункте назначения остается у пароходства.

В накладной отправителем груза должны быть указаны:

Наименование, адреса и расчетные счета отправителя и получателя;

Наименование и вес груза;

Указание скорости, с которой должен перевозиться груз.

Перевозчик без участия отправителя вносит в накладную сведения:

О платежах, внесенных отправителем при отправлении груза, и о платежах, подлежащих взысканию с получателя;

О предусмотренных пунктах перевалки, переадресовки, о состоянии тары и упаковки, если она вызывает замечания.

При заключении договора перевозки сторонами фиксируются сведения об объявлении ценности груза, сдаваемого к перевозке. Объявление ценности является обязательным при сдаче к перевозке драгоценных металлов, изделий из них, антикварных вещей, предметов искусства и некоторых других. Не допускается объявление ценности навалочных, насыпных, наливных и других массовых грузов, перевозимых при проводнике, а также сданных с пломбами отправителя.

Договор автомобильной перевозки грузов. Договор автомобильной перевозки грузов, обладая общими признаками договора перевозки, закрепленными в ГК, но при этом имеет ряд характерных особенностей: 1) на автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автотранспортное предприятие передает свои машины под погрузку грузоотправителю. Это означает, что транспортный процесс начинается не с момента принятия конкретного груза к перевозке, а гораздо раньше, и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя; 2) спецификой договора перевозки груза автомобильным транспортом является то, что при перевозке груза с оплатой работы автомобиля по повременному тарифу письменной формой договора является путевой лист, в котором фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в распоряжении клиента.

Договор централизованной перевозки грузов автотранспортом. Одним из методов работы автотранспортных предприятий является централизованная перевозка грузов. Имеется несколько видов централизованной перевозки:

Централизованная перевозка отдельных видов грузов;

Регулярные междугородние централизованные перевозки;

Централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани) и аэропорты.

Сочетание перевозок с транспортно-экспедиционным обслуживанием является одним из признаков централизованной перевозки грузов. Автотранспортные предприятия в соответствии с договором своим подвижным составом выполняют одновременно перевозку и транспортно-экспедиционное обслуживание. При этом отпадает необходимость в выделении грузоотправителями и грузополучателями работников для сопровождения грузов в пути их следования, в передаче груза с одного вида транспорта на другой. Эти и другие заботы берут на себя транспортно-экспедиционные службы автомобильного транспорта.

Особенностью централизованных перевозок является и то, что они осуществляются по согласованным графикам, позволяющим учитывать интересы основного производства грузоотправителя и грузополучателя, ритмично и своевременно завозить грузы на промышленные предприятия, стройки, базы, склады, станции железных дорог, порты, пристани и аэропорты и вывозить из них.

Централизованные перевозки грузов, как правило, не выполняются за счет перемещения отдельных партий или видов грузов, путем периодического обслуживания отдельных грузоотправителей или грузополучателей, а осуществляются при стабильных, постоянных хозяйственных связях сторон. Это выражается в том, что централизованные перевозки выполняются автотранспортным предприятием от одного грузоотправителя, как правило, ко всем грузополучателям или от всех грузоотправителей к одному грузополучателю.

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 788 ГК). Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении - один из самостоятельных гражданско-правовых транспортных договоров. Его значение и роль заключаются в правовом регулировании перевозочного процесса, в котором принимают участие два или более вида транспорта. Бесперебойное прямое смешанное сообщение крайне эффективно с точки зрения организации перевозочного процесса и удобно для пассажира или грузоотправителя. Экономическая и социальная значимость такого договора объясняется значительным транспортным полем России, различным техническим уровнем развития отдельных видов транспорта, что создает объективную невозможность удовлетворить потребности грузовладельца в оказании ему транспортных услуг силами одного вида транспорта. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении регулируется как транспортным законодательством, так и соглашением сторон.

Прямое смешанное сообщение - эта такая перевозка грузов, пассажиров и багажа, которая, во-первых, совершается разными видами транспорта и, во-вторых, оформляется одним документом (накладной или коносаментом для перевозки груза, билетом для перевозки пассажира). Наличие одного транспортного документа является необходимым условием для квалификации перевозки как осуществляемой в прямом смешанном сообщении: если, например, груз следует по железной дороге до морского порта по железнодорожной накладной, а из одного морского порта перевозится в другой порт по коносаменту, то налицо два самостоятельных договора перевозки. Перевозка в прямом смешанном сообщении в данном случае будет, если груз единожды был сдан железной дороге и весь путь проделал по первоначально выданной железнодорожной накладной.

Специфика прямого смешанного сообщения состоит в том, что договор перевозки заключается грузоотправителем или пассажиром с одним (первоначальным) перевозчиком, а исполняют этот договор в том числе и перевозчики, которые в договорных отношениях с грузоотправителем или пассажиром не состоят. Первоначальный перевозчик регулирует отношения с другими перевозчиками на основании двусторонних соглашений с ними.

Сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности сроков, установленных для всех участвующих в перевозке видов транспорта, и исчисляются в соответствии с правилами, действующими на соответствующих видах транспорта.

Плата за перевозку грузов в прямом смешанном сообщении взимается с грузоотправителей на станциях, портах, аэропортах отправления груза исходя из расстояний, на которые осуществляется перевозка грузов на соответствующем виде транспорта. Аналогичные правила платы за перевозку устанавливаются и для пунктов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.

Ответственность по договору перевозки в прямом смешанном сообщении определяется транспортными уставами и кодексами. На этот вид сообщения распространяются общие правила и пределы имущественной ответственности за несохранность грузов и просрочку их доставки. При установлении виновности железных дорог, пароходств, автотранспортных предприятий в утрате, недостаче, повреждении или порче груза ответственность несут соответственно железные дороги, пароходства и автотранспортные предприятия. Ответственность за сохранность груза до момента его передачи в пунктах перевалки лежит на сдающей стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы.

Договоры между транспортными организациями (ст. 799 ГК) различных видов транспорта по обеспечению перевозок грузов в прямом смешанном сообщении и в иных случаях, требующих координации усилий различных перевозчиков (в том числе одного вида транспорта).

Между организациями различных видов транспорта в соответствии с правилами, содержащимися в транспортных уставах, кодексах, правилах, могут заключаться узловые соглашения – это договоры, направленные на обеспечение перемещения груза из одних транспортных средств в другие. Традиционно большое внимание этим договорам уделяется на морском и железнодорожном транспорте.

Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов являются соглашениями, одной стороной которых всегда является перевозчик автомобильного транспорта, а другой стороной - перевозчик любого иного вида транспорта. Цель договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов - доставка грузов грузоотправителя для их последующей отправки на железнодорожные станции, в аэропорты, в морские и речные порты или доставка грузополучателю прибывших грузов с железнодорожных станций, из аэропортов, морских и речных портов. При этом между автомобильным перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) складываются отношения транспортно-экспедиционного обслуживания (гл. 41 ГК).

Перевозка транспортом общего пользования (ст. 789 ГК). В бытовом значении под транспортом общего пользования понимается только городской транспорт, за исключением легкового такси, и, может быть, автобусы и электрички, совершающие перевозки в пригородном сообщении. Данный договор по своей юридической природе является публичным.

В законе видами транспорта общего пользования названы:

Весь железнодорожный транспорт, осуществляющий перевозки как груза, так и пассажиров и их багажа (ст. ст. 2, 4 УЖТ; ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте);

Автомобильный и городской электрический транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа (ст. 19 УАТ). Таким образом, к транспорту общего пользования не относятся автомобильный транспорт, осуществляющий перевозки груза, и легковое такси, осуществляющее перевозки пассажиров;

Внутренний водный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и их багажа (п. 2 ст. 95 КВВТ);

Метрополитен также должен быть отнесен к транспорту общего пользования.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, "публикуется в установленном порядке". Однако до настоящего времени такой порядок не установлен, перечень не опубликован. Очевидно, данный перечень мыслится как реестр, призванный обеспечить потребность в информации о конкретных юридических лицах (и предпринимателях), осуществляющих перевозки транспортом общего пользования, и этот реестр должен вестись как на федеральном уровне (в отношении конкретных организаций, осуществляющих перевозки по всей территории России), так и на региональном и местном уровнях.

Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования

Комментарий к статье 789

1. В комментируемой статье дается определение транспорта общего пользования и, соответственно, перевозок, осуществляемых им. В бытовом значении под транспортом общего пользования понимается только городской транспорт, за исключением легкового такси, и, может быть, автобусы и электрички, совершающие перевозки в пригородном сообщении. Комментируемая статья в целом не опровергает данное бытовое значение. На первый взгляд понятие перевозок транспортом общего пользования дается через призму публичного договора (ст. 426 ГК): коммерческая организация, обязанная осуществлять услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится, признается организацией, обязанной осуществлять перевозки транспортом общего пользования. В то же время обращает на себя внимание существенное отличие определения, данного в комментируемой статье, от общей нормы ст. 426 ГК РФ. Если по общему правилу публичным признается договор, который коммерческая организация обязана заключить по характеру своей деятельности, то в комментируемой статье обязанность заключения договоров перевозки по обращению любого лица должна следовать только из закона или иного правового акта, т.е. принадлежность к транспорту общего пользования определяет законодатель (на это указывает и предусмотренная комментируемой статьей необходимость составления списков организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования).
В законе видами транспорта общего пользования названы:
— весь железнодорожный транспорт, осуществляющий перевозки как груза, так и пассажиров и их багажа (ст. ст. 2, 4 УЖТ; ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте);
— автомобильный и городской электрический транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа (ст. 19 УАТ). Таким образом, к транспорту общего пользования не относятся автомобильный транспорт, осуществляющий перевозки груза, и легковое такси, осуществляющее перевозки пассажиров;
— внутренний водный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и их багажа (п. 2 ст. 95 КВВТ);
— метрополитен также должен быть отнесен к транспорту общего пользования (в принципе, на это можно найти указания и в Законе) .
———————————
См., например: подп. 12 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

2. Не вызывает сомнения, что перевозки пассажиров всеми видами транспорта осуществляются на основании публичного договора (в том числе договор «фрахтования» легкового такси — п. 1 ст. 31 УАТ). Большинство перевозок груза также осуществляется на основании публичного договора в связи с характером деятельности перевозчика (ст. 426 ГК). Тем не менее законодатель, как было показано, разграничивает перевозки, осуществляемые на основании публичного договора, и перевозки транспортом общего пользования. «Перевозки транспортом общего пользования» — понятие более узкое. Как представляется, законодатель использует особое понятие транспорта общего пользования в связи с намерением устанавливать для него особенности правового регулирования, в частности усиливать государственное регулирование отношений по перевозке этим транспортом. Так, в п. 2 ст. 790 ГК РФ указано, что размер платы за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования подлежит государственному регулированию вне зависимости от того, осуществляет ли данный вид транспорта монополистическую деятельность, и вне зависимости от других причин, по которым устанавливается государственное регулирование цен.
3. В ч. 2 п. 1 комментируемой статьи содержится указание на то, что перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, «публикуется в установленном порядке». Однако до настоящего времени такой порядок не установлен, перечень не опубликован. Очевидно, данный перечень мыслится как реестр, призванный обеспечить потребность в информации о конкретных юридических лицах (и предпринимателях), осуществляющих перевозки транспортом общего пользования, и этот реестр должен вестись как на федеральном уровне (в отношении конкретных организаций, осуществляющих перевозки по всей территории России), так и на региональном и местном уровнях.

6. Договор перевозки транспортом общего пользования

Перевозка пассажиров, груза и багажа, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организацией разрешения (лицензии) вытекает, она обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Однако единые правила для такой публикации не установлены и публикации в настоящее время не осуществляются, за исключением железнодорожного транспорта, издающего тарифные руководства.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Правила оказания услуг по публичному договору установлены ст. 426 ГК. По публичному договору перевозчик должен обслуживать любого пассажира или клиента, который обратился к нему за соответствующей услугой. Правила обслуживания по публичному договору перевозки и тарифы устанавливаются едиными для всех получателей услуг. Таким образом, публичный договор представляет собой оферту со стороны перевозчика.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, если не установлено иное.

Необходимо различать термины «перевозка транспортом общего пользования» и «перевозка общественным транспортом». Сущность первого понятия была рассмотрена выше. Общественный транспорт – категория, широко использовавшаяся в недавнем прошлом, ныне в документах правового характера используется органиченно для указания на льготы пассажирам в оплате проезда (городской общественный транспорт).

7. Договор фрахтования (чартер)

ГК РФ в ст.787 также установлены общие правила договора фрахтования (чартера). По этому договору одна сторона – фрахтовщик, обязуется предоставить другой стороне – фрахтователю, за плату всю вместимость или ее часть одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, грузов, багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787 ГК). Договоры фрахтования наибольшее распространение получили в морском и речном транспорте, а также при воздушных перевозках. Конкретные формы чартера применительно к соответствующему виду транспорта регламентированы КТМ, ВК и УВВТ.

Договор фрахтования (чартер) является двусторонним, возмездным, консенсуальным договором. Он отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира особенностями предмета вытекающего из него обязательства. При чартере перевозчик (фрахтователь) не принимает от отправителя определенное число мест груза к перевозке и не обязуется предоставить определенное количество мест в транспортном средстве согласно приобретенному последним провозному билету. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов. Особенности предмета обязательства фрахтовщика предопределяют и специфику его содержания (права и обязанности сторон).

8. Хранение

В транспортной отрасли при перевозках пассажиров, груза и багажа используется большое число терминальных сооружений (вокзалы, грузовые терминалы, склады, грузовые дворы), обеспечивающие временное хранение различных грузов и багажа. Общие правила хранения грузов установлены гл. 47 ГК «Хранение». Хранение осуществляется на основании договора хранения (ст. 886 ГК) или договора складского хранения (ст. 907 ГК). Договор складского хранения предусматривает хранение на товарном складе, под которым понимается организация, осуществляющая хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги в качестве предпринимательской деятельности. На транспорте к таковым относятся терминалы, прочие транспортные организации, имеющие в своем составе склады. Договор хранения может быть как самостоятельным, так и входить составной частью в договор перевозки. Подробное регламентирование хранения грузов, багажа и грузобагажа содержится в ТУЖД. Положения по хранению грузов и багажа также приведены в других транспортных уставах и кодексах.

Статья 923 ГК предусматривает, что находящиеся в ведении транспортных организаций общего пользования камеры хранения обязаны принимать на хранение вещи пассажиров и других граждан независимо от наличия у них проездных документов. Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций признается публичным договором. В подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдается по представлении доказательств принадлежности этой вещи поклажедателю. Срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется правилами, установленными в соответствии с требованиями ГК, если соглашением сторон не установлен более длительный срок. Вещи, не востребованные в указанные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение 30 дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть переданы в порядке, предусмотренном ГК. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче на хранение, подлежат возмещению хранителем в течение 24 часов с момента предъявления требования об их возмещении.

Хранение верхней одежды головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их на хранение гражданами в местах, отведенных для этих целей в организациях и средствах транспорта, предполагается безвозмездным, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным очевидным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (ст. 924 ГК).

9. Эксплуатация источников повышенной опасности

Транспортная деятельность сопряжена с эксплуатацией источников повышенной опасности, каковыми являются транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, высоковольтные устройства энергообеспечения электрического транспорта и др. Понятие источника повышенной опасности и ответственность за возможные вредные последствия в связи с его эксплуатацией установлены в ГК. Вред, который источник повышенной опасности причинил людям, имуществу, природным объектам должен быть возмещен владельцем этого источника даже в том случае, когда отсутствует виновность владельца.

Статьей 1079 ГК установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным п.п. 2 и 3 ст. 1083 ГК. Обязанность по возмещению вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновение транспортных средств и т.п.) третьим лицам.

10. Ответственность участников перевозок

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В ТУЖД, ВК, КТМ, УВВТ и УАТ установлены нормы, регулирующие ответственность участников перевозок и других отношений, связанных с транспортной деятельностью. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, определяется по правилам гл. 59 ГК, если законом и договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленным соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что опоздание или задержка имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза и багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в установленном порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, равен одному году с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Заключение

Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. Во время господства административно-командной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм права перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.

В настоящее время в России происходит процесс построения правовой базы демократического государства. Необходимость создания такой базы обусловлена исторически. Правовое наследство командно-административного режима непригодно к использованию в современных и перспективных условиях. Сложившаяся правовая ситуация характеризуется как правовой вакуум. Если ранее отсутствие какой-либо необходимой нормы часто подменялось «классовым самосознанием» или «руководящими и вдохновляющими указаниями», то ныне требуется полноценный правовой механизм, свободный от произвола и идеологических пристрастий.

В транспортной отрасли также назрела необходимость в переменах в соответствии с требованиями рыночной экономики и современных реалий. В настоящее время готовится крупная правовая реформа на транспорте. Например, увидели свет Федеральные законы № 17-ФЗ от 10.01.2003г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», № 18-ФЗ от 10.01.2003г. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и № 29-ФЗ от 27.02.2003г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Хочется верить, что на этом реформирование транспортной отрасли не закончится, и транспортное законодательство, доставшееся нам в наследство с советских времен, будет приведено в соответствие с требованиями современности.

Список нормативных актов

и использованной литературы

Воздушный кодекс Российской Федерации. СЗ РВ. 1997. №12. Ст. 1383 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарий, алфавитно-предметный указатель. М. 1996. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207 Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218. Устав автомобильного транспорта СССР. СП РСФСР. 1969. № 2-3. Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР. Сборник законодательства по внутреннему водному транспорту. М., 1964. Витрянский В. Статья «Понятие и виды договоров перевозки. Система договоров перевозки» Журнал «Хозяйство и право», №1, 2001г. Журнал «Право и экономика», раздел «Новое в гражданском и хозяйственном законодательстве». - Издание Союза юристов России. №3, 2003г. Калпин А.Г. (под. ред.) «Гражданское право. Часть вторая». – М. 2002. Ковалевская Н.С. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., 1997. Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства. – В кн.: Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 1997. Спирин И.В. Транспортное право: Учебное пособие. – М.: Транспорт, 2001.

Имеются в виду статьи ГК.

П. 2, ст.784 ГК.

СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218

СЗ РВ. 1997. №12. Ст. 1383

СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207

Сборник законодательства по внутреннему водному транспорту. М., 1964

СП РСФСР. 1969. № 2-3

Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства. – В кн.: Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 1997, с. 388-396

Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Указ. соч., с. 308.

Ковалевская Н.С. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., 1997, с. 308.

Витрянский В.В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки. Статья. Журнал «Хозяйство и право», № 1, 2001.

Закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках до настоящего времени не принят; правила, регулирующие такие перевозки, включаются в отдельные транспортные уставы и кодексы; см., например главу 4 (ст. 68-85) ТУЖД.

Главная особенность перевозки транспортом общего пользования - наличие обязанности осуществить перевозку по обращению любого гражданина или юридического лица, причем на равных условиях. В этих целях договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК). В качестве перевозчика в этом договоре может выступать только юридическое лицо - коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (ст. 2 УЖТ).

Оказание услуг по перевозке транспортом общего пользования "на равных условиях" отнюдь не означает, что законодательством не могут устанавливаться определенные льготы и преимущества отдельным пользователям. Так, льготы предоставляются ряду категорий пассажиров (например, при поездках в летний период в пригородном сообщении). Льготные тарифы устанавливают компетентные органы при перевозке некоторых видов грузов.

Согласно ст. 426 ГК при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК обратиться в суд о понуждении к заключению договора и возмещении причиненных убытков.

На железнодорожном транспорте к организациям транспорта общего пользования относятся ОАО РЖД, а также любое иное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), принявшее на себя обязанность доставлять транспортом общего пользования пассажиров, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения и выдать их получателю. На воздушном транспорте к этому виду транспорта следует отнести авиационные предприятия, имеющие основной целью своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок (п. 1 ст. 61 ВК). Указом Президента РФ от 21.07.95 N 747 (СЗ РФ, 1995, N 30, ст. 2907) Министерству транспорта РФ поручено учреждение государственного реестра для авиации общего назначения России. На внутреннем водном транспорте перечень перевозчиков общего пользования публикуется в сборнике правил и тарифов (п. 2 ст. 66 КВВТ).

К транспорту общего пользования следует относить на автомобильном транспорте общественный пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные рейсы по маршрутам (трамвай, троллейбус, автобус); такси, метрополитен. Отнесение предприятий, осуществляющих грузовые автоперевозки, к транспорту общего пользования может вытекать из выданных им лицензий.

Признание договора публичным не означает, что перевозчик обязан осуществить перевозку между пунктами отправления и назначения, руководствуясь исключительно выбором грузоотправителя или пассажира. Железнодорожные станции могут открываться для выполнения всех или только некоторых операций, и перевозчики осуществляют перевозки между станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций (ст. 4 УЖТ). Перечень железнодорожных станций и виды выполняемых ими операций утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта России. Перечень публикуется в соответствующем тарифном руководстве. Поэтому клиент может сдать груз к перевозке, например, в контейнере или мелкой отправкой при условии, что станции отправления и назначения открыты для выполнения таких операций.

Пассажир вправе потребовать продажи билета до названной им станции назначения при условии, что эта станция открыта для выполнения соответствующей пассажирской операции (ст. 83 УЖТ).

Публичность договора в определенной степени юридически уравнивает перевозчика (как правило, экономически более сильной стороны) и грузоотправителя или пассажира. При этом суд исходил из того, что в силу ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, а в силу ст. 426 ГК РФ договор, заключаемый организацией, отнесенной к транспорту общего пользования, является публичным договором. Такая организация не вправе отказать в перевозке обратившемуся к ней гражданину или юридическому лицу при наличии возможности осуществить перевозку, а также оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (Определение ВС РФ от 27.07.2005 N 35-г05-7).

В Гражданском кодексе РФ обеспечивается специальное регулирование таких видов договора перевозки, как: договор перевозки пассажира; договор перевозки груза; договор фрахтования; соглашение транспортных организаций о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении; договоры об организации перевозок; договоры, заключаемые между транспортными организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозок грузов.


1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарии к статье 789 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи названы особенности перевозки транспортом общего пользования. Главная из них - наличие обязанности осуществить перевозку по обращению любого гражданина или юридического лица, причем на равных условиях. В этих целях договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ). В качестве перевозчика в этом договоре может выступать только юридическое лицо - коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (ст. 2 УЖТ).

Оказание услуг по перевозке транспортом общего пользования "на равных условиях" отнюдь не означает, что законодательством не могут устанавливаться определенные льготы и преимущества отдельным пользователям. Так, льготы предоставляются ряду категорий пассажиров (например, при поездках в летний период в пригородном сообщении). Льготные тарифы устанавливают компетентные органы при перевозке некоторых видов грузов.

2. Согласно ст. 426 ГК РФ при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в суд о понуждении к заключению договора и возмещении причиненных убытков.

3. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи, предусматривая публикацию перечня организаций, относящихся к транспорту общего пользования, не определяет порядок публикации такого перечня. Практически отнесение организации к транспорту общего пользования можно сделать исходя из анализа норм транспортного законодательства.

На железнодорожном транспорте к организациям транспорта общего пользования относятся ОАО РЖД, а также любое иное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), принявшее на себя обязанность доставлять транспортом общего пользования пассажиров, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения и выдать их получателю. На воздушном транспорте к этому виду транспорта следует отнести авиационные предприятия, имеющие основной целью своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок (п. 1 ст. 61 ВК). Указом Президента РФ от 21.07.95 N 747 (СЗ РФ, 1995, N 30, ст. 2907) Министерству транспорта РФ поручено учреждение государственного реестра для авиации общего назначения России. На внутреннем водном транспорте перечень перевозчиков общего пользования публикуется в сборнике правил и тарифов (п. 2 ст. 66 КВВТ).

К транспорту общего пользования следует относить на автомобильном транспорте общественный пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные рейсы по маршрутам (трамвай, троллейбус, автобус); такси, метрополитен. Отнесение предприятий, осуществляющих грузовые автоперевозки, к транспорту общего пользования может вытекать из выданных им лицензий.

4. Признание договора публичным не означает, что перевозчик обязан осуществить перевозку между пунктами отправления и назначения, руководствуясь исключительно выбором грузоотправителя или пассажира. Железнодорожные станции могут открываться для выполнения всех или только некоторых операций, и перевозчики осуществляют перевозки между станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций (ст. 4 УЖТ). Перечень железнодорожных станций и виды выполняемых ими операций утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта России. Перечень публикуется в соответствующем тарифном руководстве. Поэтому клиент может сдать груз к перевозке, например, в контейнере или мелкой отправкой при условии, что станции отправления и назначения открыты для выполнения таких операций.

5. Пассажир вправе потребовать продажи билета до названной им станции назначения при условии, что эта станция открыта для выполнения соответствующей пассажирской операции (ст. 83 УЖТ).