Российские атомные крейсера проект. Усовершенствования и доработки

07.09.2019 Снилс

Носители противокорабельного ракетного комплекса «Гранит», единственные надводные боевые корабли с ядерной энергоустановкой в составе российского флота.

История «Орлана» носила длинный и извилистый характер. Поначалу это должен был быть атомный БПК большой автономности, предназначенный для поиска и уничтожения американских субмарин-ракетоносцев. А собственно атомным ракетным крейсером с противокорабельным вооружением должен был стать корабль проекта 1165 «Фугас».

Однако постройка двух типов тяжелых океанских кораблей с атомной силовой установкой была признана дорогостоящей, и проекты совместили, превратив в ударный крейсер. Так появился проект 1144 в том виде, который воплотился в металл.

Разработан ленинградским Северным проектно-конструкторским бюро. Головной крейсер был заложен 26 марта 1973 года. Всего было построено четыре таких корабля: «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»), «Калинин» («Адмирал Нахимов») и уже в российское время, в 1996 году, был достроен «Петр Великий» (в оригинале «Юрий Андропов»).

Крейсер «Петр Великий» проекта 11442, Северный флот, 2010 год. Фото: Виталий Аньков

Полное водоизмещение корабля 26000 тонн, длина 250 метров. Скорость полного хода 31 узел. Двигательная установка резервированная: две паропроизводящие установки с водо-водяными ядерными реакторами и две резервные установки на дизельном топливе. Дальность плавания неограниченная, автономность по запасам 60 суток. Экипаж 760 человек, в том числе 120 офицеров.

Главным вооружением крейсера являются 20 пусковых установок противокорабельных ракет П-700 «Гранит». Дальняя ПВО обеспечивается 12 пусковыми зенитного комплекса С-300Ф «Форт» (первоначально с ЗУР 5В55Р, далее с 48Н6Е). В роли ЗРК самообороны на первых трех крейсерах серии выступают комплексы «Оса-М» с ракетами 9М33 (2×2 ПУ), а на «Петре Великом» — «Кинжал» (16 ПУ) с ЗУР 9М330.

Артиллерийская часть ближней ПВО обеспечена четырьмя группами по два 30-мм шестиствольных автомата АК-630 М (на «Кирове» и «Фрунзе») или ЗРАК «Кортик» (на «Калинине» и «Петре»). Кроме того, имеется традиционная артиллерия среднего калибра — две установки АК-100 калибра 100-мм на «Кирове» и спаренная 130-мм установка АК-130 на трех последующих кораблях.

Пуск ракеты 3 М45 «Гранит» ракетным крейсером «Петр Великий» в ходе учебных стрельб, 2013 год. Кадр телеканала RT

Противолодочное вооружение включает: на «Кирове» — спаренную установку комплекса управляемых ракет «Метель», двенадцатиствольную бомбометную установку РБУ-6000 и две шестиствольные РБУ-1000 ; на прочих кораблях — 10 пусковых комплекса управляемых ракет «Водопад», две шестиствольные РБУ-1000 и либо РБУ-6000 («Фрунзе»), либо десятиствольную РБУ-12000 («Калинин», «Петр Великий»). Кроме того, устанавливаются торпедные аппараты. На крейсере могут базироваться два противолодочных вертолета типа Ка-25 или Ка-27 .

Корабль несет бронирование (что нечасто встречается у кораблей современного типа). Так, плитами в 70−100 мм забронированы ракетный отсек с «Гранитами» и погреб противолодочных ракет, плитами в 75−100 мм — главный командный пост и боевой информационный пост.

В настоящий момент в боевом составе из четырех кораблей находится только «Петр Великий» (флагман Северного флота). Остальные три фактически выведены из состава флота и с середины 2000-х годов находятся в отстое. Вместе с тем, подписан контракт на до 2018 года с установкой новых ракетных комплексов и заменой бортового радиоэлектронного оборудования. Также в планах и модернизация «Адмирала Лазарева», хотя контракт на нее пока не подписывался.

Четвёртый по счёту и единственный находящийся на данный момент в строю тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения проекта 1144 «Орлан» . На 2011 год это самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль.
Является флагманом Северного флота ВМФ РФ.

Основное предназначение - уничтожение авианосных групп противника.

Проектировщик - Северное проектно-конструкторское бюро.
Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода (при закладке назывался Куйбышев, потом - Юрий Андропов). 25 апреля 1989 года был спущен на воду. Переименован в «Пётр Великий» указом президента РФ 22 апреля (по другим данным 1 октября) 1992 года. В 1998 году вступил в состав флота.

Предприятия промышленности постоянно работают на крейсере, они позволяют в течение одиннадцати лет подряд совершать походы в море без постановки судна в средний заводской ремонт. ЦКБ-проектант самоустранилось от работ на корабле, сочтя их неприбыльными. До переименования «Пётр Великий» носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер - 099.

История строительства

К созданию последнего корабля проекта 1144 - завод приступил в 1986 году. Через 10 лет крейсер ушёл на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа проводилась в суровых условиях Заполярья.

Конструкция

Корпус и надстройки

Длина 49 коридоров корабля - более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости - 59 метров.

Энергетическая установка

Мощная ядерная энергетическая установка крейсера разрешает ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на использование в течение 50 лет. Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» может обеспечить электричеством и теплом город на 150-200 тысяч жителей.

Экипаж

Экипаж крейсера - 1035 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов). Они расположены в 1600 помещениях корабля, среди них 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6х2,5 м, двухэтажным медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Имеются также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые передаются по кабельным сетям корабля.

Вооружение

ТАРКР «Пётр Великий» один из самых современных и мощных кораблей ВМФ РФ и один из мощнейших ударных кораблей в мире. Корабль может поражать крупные надводные цели и защищать морские соединения от атак с воздуха и подводных лодок противника. Крейсер имеет неограниченную дальность плавания, он вооружён ударными крылатыми ракетами, которые способны поражать поражать цели на расстоянии до 550 километров.

ТАРКР «Пётр Великий» оборудован противокорабельным ракетным комплексом «Гранит» (создан «НПО машиностроения»), оснащён 20 пусковыми установками СМ-233 с усовершенствованными высокоточными противокорабельными крылатыми ракетами П-700 «Гранит» установленных под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Длина ракеты - 10 м, калибр - 0,85 м, стартовая масса - 7 т. Боевая головка - моноблок в ядерном (500 кт), обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объёмного взрыва). Дальность стрельбы - 700 км, скорость полёта - 1,6-2,5 М. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищённость и предназначены для нанесения ударов по групповым целям. При залповой стрельбе одна из них летит на большой высоте для увеличения дальности обнаружения противника, обмениваясь информацией с остальными, которые летят буквально над поверхностью воды. В случае подбития ракеты-лидера её место автоматически занимает одна из ведомых ракет.

Загоризонтное целеуказание и наведение может производиться самолётом Ту-95РЦ , вертолётом Ка-25Ц или космической системой разведки и целеуказания.

На корабле оборудован противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф , есть 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска.

Также есть автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Каждая подпалубная ПУ барабанного типа имеет по 8 одноступенчатых твердотопливных телеуправляемых ракет 9М330-2, суммарный запас - 128 ракет.

Крейсер оснащён зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик» , обеспечивающим самооборону от целого ряда «точных» вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты, малотоннажные корабли. Каждая установка имеет по две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М1-2 с двумя автоматами АО-18 по схеме «Гатлинга» с суммарной скорострельностью 10000 в/мин и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении размещено ещё 16 ракет. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРК «Кортик» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, взаимосвязанных между собой с применением элементов искусственного интеллекта. Две установки ЗРК «Кортик» размещены в носовой части корабля по обе стороны от ПУ «Гранит», а четыре другие - в кормовой части главной надстройки.

Помимо этого крейсер «Пётр Великий» вооружён 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130» (длина стволов - 70 калибров, 840 снарядов) с дальностью стрельбы до 25 км. Скорострельность - от 20 до 80 выстрелов в минуту. Масса осколочно-фугасного снаряда - 27 кг, имеет ударный, дистанционный и радиовзрыватели. Готовый к стрельбе боезапас - 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 разрешает производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

Крейсер также оснащён двумя противолодочными (по 5 ПУ на борт) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад», ракето-торпеды которого могут поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки применяется малогабаритная торпеда УМГТ-1. Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а там уже дело за УМГТ-1, которая снова ныряет в воду.

Для отражения торпедной атаки противника крейсер «Пётр Великий» имеет противоторпедный комплекс РКПТЗ-1М «Удав-1М» (10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции - 15 сек., дальность максимальная - 3000 м, минимальная - 100 м, вес ракеты - 233 кг).

Реактивные бомбомётные установки на «Петре Великом» расположены таким образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (дальность стрельбы - 12 км, масса снаряда - 80 кг) оборудована в носовой части корабля на поворотной платформе, две шеститрубные РБУ-1000 «Смерч-3» (дальность - 1000 м, масса снаряда - 55 кг) - в кормовой части на верхней палубе по обоим бортам. Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-14 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронные ловушки, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором.

На борту крейсера базируются два противолодочных вертолёта Ка-27.

Радиолокационные средства РЭП/РЭБ ТАРКР «Пётр Великий» включают 16 станций трёх типов. Общекорабельные средства слежения, сопровождения и целеуказания состоят из двух станций космической связи (САТСОМ), четырёх станций космической навигации (САТПАУ) и четырёх специальных электронных станций. За воздушно-надводной обстановкой наблюдают всепогодные трёхкоординатные РЛС «Фрегат-МАЭ» засекающие цели на дальностях более 300 км и высотах до 30 км.

На борту судна также имеются три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и система опознавания «свой-чужой».

Гидроакустическая система корабля включает в себя гидролокатор с корпусной антенной для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150-200 м) - на средних частотах.

История службы

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара 300 град.C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было обнаружено, что лопнувшая труба была смонтирована в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала данному проекту. В марте 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода закончился, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не обладал достаточными навыками по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжал техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПРК «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъема «Курска» с глубины.

Принимал участие в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года проследовал через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года учавствовал в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», стартовавших 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По информации агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что охотиться на маломерные суда пиратов это не совсем та работа, для которой предназначен тяжелый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода - капитан 1-го ранга С. Ю. Жуга), это ознаменовало собой старт крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен проследовать через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлился до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошел через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» - через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разошлись. 13-14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет крейсер прошел 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» Приказом Президента Российской Федерации награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года президент В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября 2013 по 1 октября 2013 совершил Арктический поход в составе отряда кораблей и судов Северного флота, пройдено 4000 миль.

В 2018-2021 годах пройдет ремонт и глубокую модернизацию, после окончания ремонтных работ над однотипным «Адмиралом Нахимовым».

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 23750 т (стандартное); 25 860 т (полное)
-Длина: 262 м; (230 по ватерлинии)
-Ширина: 28,5 м
-Высота: 59 м (от основной плоскости)
-Осадка: 10,3 м
-Двигатели: 2 котла, 2 ядерных реактора
-Мощность: 140 000 л. с. (103 МВт)
-Движитель: 2 гребных винта
-Скорость хода: 32 узла
-Дальность плавания: не ограничена (на реакторе); 1000 дней на котлах при 17 узлах
-Автономность плавания: 60 суток
-Экипаж: 635 (105 офицеров, 130 мичманов, 400 матросов)

Вооружение

Артиллерия: 1 х 2 АК-130
-Зенитная артиллерия: 6 х ЗРАК «Кортик»
-Ракетное вооружение: 20 х ПКР П-700 «Гранит»; ЗРК С-300Ф «Форт» (48 ракет); ЗРК С-300ФМ «Форт-М» (46 ракет); 16 х ПУ ЗРК «Кинжал» (128 ракет) 6 х 16 ЗРАК «Кортик» (144 ракет)
-Противолодочное вооружение: 1 х РБУ-12000; 2 х РБУ-1000
-Минно-торпедное вооружение: 10 х 533-мм ТА; (20 торпед или ПЛУР «Водопад»)
-Авиационная группа: 3 х Ка-27

Подробности Категория: navy Опубликовано: 07 ноября 2013 Просмотров: 5858

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Петр Великий» проекта 1144 «Орлан». Флагман Северного флота ВМФ РФ. Спроектирован крейсер в Северном проектно-конструкторском бюро (ПКБ). Главная задача, для которой создавались атомные ракетные крейсера проекта «Орлан», это уничтожение авианосных групп противника. Это последний корабль, из четырех крейсер проекта 1144 «Орлан», оставшийся в строю.

История создания ТАРКР «Петр Великий»

В 1953-1956 годах руководством СССР было принято решение создать новый ракетно-ядерный флот. В 1964 году начались работы по проектированию отечественного боевого надводного корабля, с практически неограниченной дальность хода.

Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако после появления в конце 60-х годов у США подводных лодок с межконтинентальными ракетами и атомными энергетическими установками было принято решение для борьбы с ними создать оперативные соединения противолодочных кораблей. Для обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовалось создание более крупного многоцелевого крейсера, чем тот, который проектировался. Так родился проект тяжелого атомного ракетного крейсера. Всего было построено четыре крейсера проекта 1144 «Орлан».

Крейсер «Петр Великий» был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода в Ленинграде. Первоначало при закладке корабль получил «Куйбышев», потом переименован в «Юрий Андропов».

Спуск на воду нового крейсера состоялся 25 апреля 1989 года. В 1992 году указом президента Бориса Ельцина корабль переименован в «Пётр Великий». В 1998 году ТАРКР «Петр Великий» вошел в боевой состав ВМФ РФ. До своего переименование крейсер носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер корабля 099.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей российского флота и одним из мощнейших ударных кораблей в мире (самый большой из не авианесущих кораблей). Крейсер способен поражать крупные надводные цели и обеспечивать защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок.

Вооружение ТАРКР «Петр Великий»

Основу вооружения ТАРКР «Пётр Великий» составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты "Гранит" П-700 (3М-45) ("Shipwreck"). На крейсере размещены 20 пусковых установок СМ-23 с ракетами "Гранит", они установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов.

Боевые системы крейсера включают: боевой информационный центр; систему радиосвязи; систему спутниковой связи; системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и "Удав-1"; радиолокационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО - две, РЛС управления огнём 30-мм артустановок - четыре, навигационная РЛС - две; а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную систему.

В состав противовоздушного зенитно-ракетного и артиллерийское вооружение корабля входят: зенитно-ракетные комплексы «Риф» (ЗРК) С-300Ф с 48 ракетами 48Н6, С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2, дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ. Также на корабле системы ПВО "Кинжал", ЗРК "Кортик" с артустановкой АК-630.

Крейсер оснащен 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130», имеющих дальность стрельбы до 25 км. Скорострельность - от 20 до 80 выстрелов в минуту. Готовый к стрельбе боезапас - 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано системой "Водопад-НК" и противоторпедным комплексом "Удав-1", ракетно-бомбовыми установками РБУ-1000.

Крейсер вооружён двумя противолодочными ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад-НК», по 5 пусковых установок с каждого борта. Всего имеется 20 ракето-торпед, которые способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1.

Противоторпедный комплекс "Удав-1" оснащен 40 противолодочными ракетами. РБУ-1000 составляют основу системы "Смерч-3", имеющей следующий состав: две шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты), заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-10, систему ПУСБ "Буря" с приставкой "Зуммер", управляющую огнем до четырех РБУ.

Для противолодочной защиты также предназначены три вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РТ. Вертолет Ка-27 оснащён противолодочным вооружением, включая поисковую РЛС, гидроакустические буи, акустическую систему и детекторы магнитных аномалий. Ка-27 также может вооружаться торпедами, бомбами, минами и ПКР.

Награды

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» Указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования».

Основные тактико-технические характеристики ТАРК «Петр Великий»

Длина: 251,1 м.

Ширина: 28,5 м.

Высота от уровня основной плоскости: 59 м.

Осадка: 10,3 м.

Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.

Водоизмещение полное: 25 860 тонн.

Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.

Скорость: 31 узел (более 57 км/час).

Автономность плавания - 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года (на атомном реакторе - неограниченно) по топливу.

2008 год, Североморск. Рядом с «Адмиралом Чабаненко» у соседнего причала стоит флагман Северного флота – тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Это еще более мощный корабль. Другого такого корабля равного ему нет ни на одном из флотов. И не только в России. Нам есть чем гордиться.
Более четверти века назад в Ленинграде (С.-Петербурге) на судостроительном предприятии «Балтийский завод» был заложен корабль, ставший в новейшей истории России визитной карточкой страны, – тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

Юхнин Владимир Евгеньевич, генеральный конструктор ГУП «Северное проектно-конструкторское бюро», академик Санкт-Петербургской инженерной академии, доктор технических наук, профессор. В 1971 году он назначается заместителем главного конструктора ТАРКР пр. 1144 «Орлан» «Киров» (и др.), не имеющего аналогов в практике мирового судостроения.

ТАРКР «Петр Великий», правнук линкоров и линейных крейсеров эпохи «брони и снаряда», – последний корабль проекта 1144.2 «Орлан» является дальнейшим развитием ударных ракетных крейсеров, включая крейсера проекта 1164.
В отличие от своих предшественников ТАРКР имеет повышенную автономность плавания, он оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами. Аналогов за рубежом не имеет: американские крейсера с ядерной силовой установкой типа «Верджиния» по водоизмещению в 2.5 раза меньше, а крейсер «Лон Бич» – в 1.5 раза. Создание кораблей такого класса стало одним из самых значительных достижений отечественного кораблестроения в XX веке.


«Петр Великий» – это сверхсложная в боевом и техническом отношении система с самыми современными средствами вооружения, разведки, целеуказания, навигации и управления. Специалисты считают его даже более сложным, чем атомный подводный ракетоносец.
На «Петре Великом» сосредоточена едва ли не вся номенклатура существующих боевых средств нашего надводного флота. При этом необходимо учитывать, что многоканальные ЗРК, аналогичные нашему С-ЗООФ, могут создавать и производить только США. ЗРК самообороны, подобные типу «Кинжал», еще нигде не созданы (английский «Sea Wolf – только приближение). За рубежом еще нигде не созданы сверхзвуковые мощные ПКР типа «Гранит» и космическая система целеуказания типа «Легенда». В некоторых странах на вооружении сухопутных войск имеются ЗКБР, подобные нашему «Кортику», но с худшими ТТХ, однако ни в одном флоте на кораблях они еще не установлены. Подобной уникальностью обладает РПК «Водопад», комплекс ПТЗ «Удав» и ряд других образцов вооружения и военной техники.
«Петр Великий» – это был наш ответ на угрозы исходящие от авианосных соединений НАТО в Мировом океане. СССР был близок к обзаведению атомной эскадрой, равной которой в океане не было бы. Спустя всего полтора десятка лет, в строю остался только один такой ракетоносец.
ТАРКР «Петр Великий» был создан как средство ядерного сдерживания и прикрытия подводных лодок с баллистическими ракетами. Он вошел в состав авианосной ударной группы, включающей тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», ракетный крейсер «Маршал Устинов», большие противолодочные корабли типа «Удалой», десантные корабли типа «Иван Рогов» и транспорты обеспечения типа «Березина» или «Б.Чиликин». По оценке главкома ВМФ России адмирала Куроедова, боевая эффективность Северного флота с вводом в строй крейсера XXI века «Петра Великого» выросла на 17 процентов.
Программа строительства атомных кораблей предполагала 7 единиц крейсеров и 4 авианосца. Судьба авианосца «Ульяновск» известна. Из планируемых крейсеров 30 декабря 1988 г. в списки ВМФ зачислили пятый корпус «Дзержинский», затем по ходатайству моряков переименованный в «Адмирала Кузнецова». 9 мая 1989 года он был заложен под заводским номером 804, но 4 октября 1990 года вместе с другими был снят со строительства. Шестой предполагалось назвать «Россия» (зачислен в списки 30 декабря 1988), о других кораблях проекта 1144.2 сведений никаких нет, хотя западные источники уверяют, что есть документы на строительство девяти крейсеров этого типа, называются даже имена – «Жданов», «Свердлов», «Железняков».
Правда, следует признать, что хотя атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан» в течение ряда лет были лучшими в мире кораблями своего класса, ряд специалистов вынужден признать проект неудачным. Уж во всяком случае, не крейсером XXI века. Таковым он мог считаться на момент сдачи флоту головного корабля ТАРК «Киров», в 80-х годах.

Крейсера проекта 1144 «Орлан»

Недостатки отечественной промышленности и нехватка финансирования, которые привели к затягиванию сроков постройки этой серии кораблей, свели всю новизну применяемых в них решений к минимуму. По мнению упомянутых выше экспертов, для того, чтобы противостоять современным противокорабельным ракетам, авиационным пушкам и бомбам небольшого калибра, корабль следовало оснастить хотя бы минимальной броневой защитой. Корабль не обладает достаточной огневой мощью и автономностью. «Орлан» может справиться с любым из чрезвычайно неудачных американских послевоенных крейсеров, но абсолютно беззащитен перед авианосным соединением или модернизированными американскими линейными кораблями типа «LOWA», считают эксперты. Между тем поддержание его технически исправным и боеготовым требует больших капиталовложений. Так, как уже отмечено выше, перезарядка атомной энергоустановки уникальная операция со сложной инфраструктурой, которая так и не создана соответствующим образом из-за отсутствия средств.
Возможно, именно подобные оценки ведут к заключению о том, что наличие кораблей класса «Орлан» не предусматривались концепцией развития ВМФ России до 2015 г. Обоснованность подобных выводов подтвердит или опровергнет история. Вместе с тем, все возможные негативные последствия реализации проекта при должной организации на государственном уровне последующей эксплуатации «Петра Великого» могут быть существенно снижены, что в свою очередь может предоставить благоприятные возможности для возвращения в боевой состав и других кораблей проекта «Орлан».
Однако, есть и непроверенная информация, что НАТО рассматривало советские эскадры во главе с крейсерами проекта 1144.2 как весьма опасных соперников для своих авианосных соединений. На теоретических учениях для уничтожения такой эскадры выставлялись группировки из четырёх авианосцев, из которых предполагалось оставаться на плаву только одному. Авиагруппы трёх авианосцев предполагалось почти полностью потерять.

«Петр Великий» (при закладке именовался «Куйбышев», потом – «Юрий Андропов») – заложен 25 апреля 1986 года, а спущен на воду 25 апреля 1989 года. Строительство этого тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРКР), ставшего четвёртым кораблём проекта 1144.2, велось десять лет.

Куйбышев Валериан Владимирович (1888 -1935 гг.) – советский партийный и государственный деятель. В гражданскую войну — один из политических руководителей Красной Армии. С 1930 г. — председатель Госплана СССР. С 1927 г. — член Политбюро ЦК, в 1923-1926 гг. — член Президиума ЦКК партии. Член ВЦИК и ЦИК СССР. Его именем впервые, при закладке назван крейсер.

Ю́рий Влади́мирович Андро́пов (1914 -1984гг.) - советский государственный и политический деятель, генеральный секретарь ЦК КПСС (1982-1984), председатель Президиума Верховного Совета СССР (1983-1984), председатель Комитета государственной безопасности СССР (1967-1982). После закладки крейсер повторно переименован и назван его именем.

В июне 1989 года капитан 2 ранга Овчинников Николай Алексеевич был назначен первым командиром крейсера «Юрий Андропов». В апреле 1989 года он принимал участие в спуске крейсера со стапелей на воду. Капитан 2 ранга Овчинников Николай Алексеевич лично получил печать войсковой части в/ч 09906 и начал формирование экипажа корабля на Тихоокеанском флоте. Старшим помощником на крейсере был Евгений Николаевич Добрышев В конце 1989 года из-за финансовых трудностей в стране срок ввода корабля в строй был перенесён на несколько лет. В январе 1990 года капитан 2 ранга Овчинников Н. А. был назначен на действующий тяжелый атомный ракетный крейсер пр 1144 «Фрунзе».

Первый командир крейсера «Юрий Андропов» капитан 2 ранга Николай Алексеевич Овчинников (13.12.1951-25.06.2016), 1989 г. Источник фото: Олег Горлов

По каким-то причинам, имя первого фактического командира ТАРКР «Петр Великий», имевшего до этого название «Юрий Андропов», капитана 2 ранга Овчинникова Николая Алексеевича в «Историческом Журнале Крейсера» не занесено. Лично я считаю, что это несправедливо! Долгое время я не мог отыскать фото Николая Алексеевича, но сегодня, 27.06.2016г. я получил долгожданное фото от Олега Горлова и очень благодарен и признателен ему за это. (А.К.)

ТАРКР «Юрий Андропов» пр.11442 у достроечной стенки Балтийского ССЗ.


22 апреля 1992 года на Северном флоте ТАРКР «Юрий Андропов» был переименован в «Петр Великий». До переименования «Пётр Великий» носил бортовой номер 183, сейчас его бортовой номер - 099.

Петр I Великий (1672-1725 гг.) Русский царь с 1682 г. (правил с 1689 г.), первый российский император с 1721 г. Младший сын царя Алексея Михайловича Романова. Провел реформы государственного управления. Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Добился признания западноевропейскими странами статуса России как великой державы. Указом президента РФ Б. Ельцина 22.04.1992г. ТАРКР пр. 1144 «Юрий Андропов» переименовали в «Петр Великий».

«Петр Великий» имеет 6 палуб, 8 ярусов, а высота его надстроек – в семиэтажный дом. Общая длина коридоров корабля – более 20 км.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» имеет стандартное водоизмещение – 19 000 тонн, полное – 26 390 тонн. Размеры корабля: длина наибольшая – 251,2 метра, по ватерлинии – 230 метров, ширина – 28,5 метра, осадка – 9,1 метра.

Если крейсер «вытащить» на сушу, то высота его составит 59 метров или будет равна высоте двадцатиэтажного дома, причем, шесть этажей этого «дома» находятся под водой, а 11 этажей, их называют «ярусами», над ватерлинией.

Корпус крейсера бронированный: борт в районе реакторного отсека – 100 мм, в оконечностях – 35 мм, рулевое отделение – 70 мм, палуба – 50 мм, рубка – 80 мм.Всего на корабле 1 600 помещений, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 6 – 30 человек в каждом). 220 тамбуров и 49 коридоров составляют общую длину в 20 с лишним километров. Есть 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 6х2,5 метра, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентгенкабинет, амбулатории, зубоврачебный кабинет и операционная. На «Петре Великом» есть еще и спортзал с тренажерами, три кают-компании для мичманов, офицеров и адмиралов. Салон для отдыха с биллиардом и роялем. Экипаж крейсера - 635 человек: 105 офицеров, 130 мичманов, 400 матросов.
Крейсер имеет внутрикорабельную телестудию и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.


На вершине фок-мачты - антенна обзорной РЛС «Восход», чуть ниже, на площадках по сторонам мачты заметны две антенны РЛС «Подкат». Впереди, на крыше надстройки, фазированная антенная решетка радара СУО ЗРК С-300ФМ «Форт-М».

«Петр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом среднерусский город на 100 – 150 тысяч жителей. Главная энергетическая установка: комбинированная – атомно-паросиловая, имеющая два водо-водяных атомных реактора, два резервных паровых котла, две турбины по 75 000 лошадиных сил, 4 электростанции суммарной мощностью 18 000 кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3 000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1 500 кВт, два гребных вала. Скорость хода – 32 узла (почти 60 км/ч). Два резервных паровых котла обеспечивают ход в 17 узлов на дальность не менее 1 000 миль.

Главный строитель тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» ГЕННАДИЙ СТАРШИНОВ:
«Петр Великий» получил все, что было задумано на первом корабле. То есть, по вооружению – это корабль самый вооруженный. Все, что наша оборонная промышленность могла делать для кораблей, – «Петр Великий» получил!».

Противокорабельная ракета «Гранит» П-700

Крейсер оснащен мощным вооружением. Основу вооружения крейсера составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты «Гранит» П-700 (3М-45), являющиеся развитием системы ПКР «Базальт». По классификации НАТО ракеты «Гранит» известны под кодовым наименованием – SS-N-19 Shipwreck («Кораблекрушение»).
При создании противокорабельного комплекса впервые увязали вместе три канала наведения на цель: корабля-носителя, самой ракеты и внешних устройств — ими могут быть спутники, самолеты и другие ракеты. ПКР «Гранит» оснащена бортовым трехпроцессорным компьютером (БЦВМ). В его память заложены данные о современных классах кораблей и типах ордеров, что позволяет ракете самостоятельно определять, что перед ней: конвой, авианесущая или десантная группа, — и атаковать главную цель в группировке. При этом БЦВМ анализирует применяемые противником средства радиоэлектронной борьбы, отстраивается от помех и выдает команды на уклонение от огня систем ПВО.

Крылатая ракета «Гранит» разработки ОКБ-52 (ныне ВПК «НПО Машиностроения»)

Пусковая установка СМ-233 комплекса «Гранит»

На четырех тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 (типа «Петр Великий») размещено по 20 ракет в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ-233. Контейнеры с «Гранитами» размещены под главной палубой «Петра Великого» с наклоном 60 градусов. Перед пуском ракеты контейнер заполняется забортной водой, чтобы адское пламя твердотопливного ускорителя не повредило пусковую шахту. Благодаря ускорителю самый заметный, стартовый участок траектории преодолевается за пару секунд. Затем включается маршевый турбореактивный двигатель, ракета поднимаются на высоту 10-14 километров и «осматривается». Обнаружив цель, «Гранит» снижается до 25 метров, выключает головку самонаведения и летит со скоростью полторы-две тысячи километров в час. ГСН включается непосредственно перед атакой. Атакуют ракеты группой. Основная ее часть, невидимая для радаров, несется над водой, одна летит высоко, отвлекая на себя вражескую ПВО и координируя действия остальных. Если ее сбивают, место лидера занимает следующая. Прибыв в район атаки, «Граниты» включают головки самонаведения, за доли секунды распределяют цели между собой и поражают их. Для уничтожения надводных кораблей используется проникающая боевая часть с 750 килограммами мощной взрывчатки. Подлодки топят ядерной БЧ мощностью 500 килотонн — такого взрыва на поверхности достаточно, чтобы уничтожить любой подводный аппарат на глубине до километра.

Управляемый зенитно-ракетный комплекс С-300Ф «Форт» (С-300ФМ «Форт-М», «Риф»)

Зенитный ракетный комплекс большой дальности С-300М «Форт»

Система ПВО крейсера состоит из трех «рубежей». На первом «рубеже» – 12 пусковых установок ЗРК зональной ПВО «Риф» (встречается также обозначение «Форт», «Форт-М» или С-300Ф), который разработан в НИИ «Альтаир» под руководством главного конструктора В.Букатова. Натовское обозначение – SА-N-6 «Grambl». Завод «Большевик» создал для «Рифа» пусковые установки барабанного типа (по 8 ракет в одном барабане).

Пусковая установка корабельного ЗРК «Форт-М»

Полный боекомплект крейсеров пр. 1144 – 96 зенитных ракет комплекса С-300Ф на крутящихся барабанах размещены под палубой. На единственном крейсере проекта 1144.2 «Петр Великий», дополнительно (вместо одного комплекса С-300Ф) установлен уникальный носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М», изготовленный в единственном экземпляре.

З аместитель командующего Северным флотом вице-адмирал ВЛАДИМИР ДОБРОСКОЧЕНКО:
«Зенитно-ракетный комплекс «Форт-М» предназначен для поражения различных воздушных целей, в том числе он может поражать и цели, которые летят по баллистической траектории».

Из-за констpуктивных особенностей этой pакеты боекомплект уменьшили на 2 ЗУР. Таким образом, крейсер «Петр Великий» вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6Е и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2. Полный боекомплект 94 ракеты. Последний комплекс pазpабатывался на базе аpмейского С-З00ПМУ2 «Фавоpит» с новой ЗУР — 48H6Е2.
ЗРК «Форт-М» в отличие от своего предшественника – зенитного комплекса «Форт», способен обстреливать до 6 целей одновременно на расстоянии до 120км. и успешно бороться с противокорабельными ракетами на высотах до 10 метров. Число одновременно наводимых на цели ракет – 12. Расширение зоны поражения достигнуто за счет улучшения энергетических характеристик передатчика и чувствительности приемных каналов.

Пуск зенитной ракеты с ЗРК С-300Ф («Форт»)

Тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144 (1144.2) наряду с АПЛ проекта 949 остаются практически единственной потенциальной угрозой зарубежным авианосным группировкам, позволяющий в определенной степени противостоять все возрастающим амбициям «авианосных» ВМС и государств, ими владеющих: США, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Индии и (в ближайшие годы) Китая и Японии. Уникальность указанного ударного компонента нашего флота усиливается в связи с утратой
Если учесть, что в составе Северного флота номинально имеется всего три корабля с указанным УЗРК («Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов» и «Маршал Устинов» проекта 1164), а в составе Тихоокеанского флота – всего два («Адмирал Лазарев» и «Варяг» – бывший «Червона Украина» проекта 1164), то даже без учета реальной боеготовности и технического состояния этих кораблей наличие в составе флота и поддержание в высокой степени боеготовности тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» трудно переоценить.

Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс самообороны кораблей «Кинжал» («Клинок») 9М330-2 ТАРКР «Петр Великий»

ПВО корабля второго «рубежа» включает в себя два восьмитрубных контейнерных ЗРК ближней и непосредственной ПВО «Кинжал» («Клинок»).
На ТАРКР «Петр Великий» вместо противовоздушной системы «Оса-МА», установленной на более ранних кораблях проекта1144 и на крейсерах проекта 1164, установлен комплекс «Кинжал» с улучшенными тактико-техническими характеристиками.
ЗРК «Кинжал» («Клинок», кодовое обозначение НАТО - «SA-N-9») - зенитно-ракетный комплекс, главная задача которого поражать прорвавшиеся сквозь первую линию защиты корабля цели на расстоянии от 1,5-12 км. Ракеты этого ЗРК - 9М 330 2 - одноступенчатые, твердотопливные, телеуправляемые, унифицированные с ракетой сухопутных войск «Тор-М1» (кодовое наименование НАТО «SA-15»).
Старт ракеты - вертикальный, под действием катапульты, то есть с неработающим двигателем. Перезарядка - автоматическая, с интервалом пуска 3 сек.
Дальность обнаружения цели в автоматическом режиме - 45 км, число одновременно обстреливаемых целей - 4, время реакции - 8 сек.
Длина ракеты - 2280 мм, масса - 165 кг.
Скорость полёта - 910 м/сек.
Дальность до поражаемой цели - 1,5-12 км, высота полёта цели - от 10 до 6000 м, скорость - до 700 м/с.
Ракета имеет осколочно-фугасную боевую часть массой 15 кг, импульсный радиовзрыватель.
Автоматический режим (без участия личного состава) работает на принципе искусственного интеллекта. ЗРК «Кинжал» не имеет аналогов в мире. На борту корабля проекта 1144 размещается 128 таких зенитных ракет.

Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс
3М87 «Кортик» («Каштан») ТАРКР «Петр Великий»

Корабельный эенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик»

Третий «рубеж» ПВО крейсера «Петр Великий» имеет шесть комбинированных ракетно-артиллерийских систем 3М87 «Кортик» (позже получил имя «Каштан», под которым предлагается на экспорт), в НАТО его именуют CADS-N-1. Две установки ЗРК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПКР «Гранит», а четыре другие – в кормовой части главной надстройки. Всего на кораблях проекта по 6 таких ЗРАК
«Кортик» – российский зенитный ракетно-артиллерийский комплекс, который предназначен для обороны кораблей и стационарных объектов от высокоточного оружия (противокорабельных ракет), воздушных целей (самолеты, вертолеты), а также для обстрела малоразмерных морских и наземных целей. Комплекс имеет полную автоматизацию боевой работы от обнаружения до поражения цели.
Принят на вооружение в 1989 году, был установлен на атомных ракетных крейсерах «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий», авианесущем крейсере «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и других кораблях. Производитель – Тульский машиностроительный завод.

ЗРАК «Кортик» в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах обеспечивают полную автоматизацию боевого управления от обнаружения до уничтожения. Установка имеет по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тыс. выстрелов в минуту и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении находится ещё 16 ракет. Ракета, находящаяся в транспортно-пусковом контейнере, способна поражать противокорабельные ракеты, управляемые бомбы, малоразмерные самолёты, вертолёты. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска». Весь процесс - от поиска целей и до их уничтожения - полностью автоматизирован. Дальность действия ракетного вооружения - 8000-1500 м, дострел артиллерийским - 1500-50 м. Высота поражаемых целей - от 5 до 4000 м.

Артиллерийское вооружение ТАРКР «Петр Великий»

Артиллерийское вооружение крейсера состоит из спаренной 130-мм универсальной многоцелевой артустановки АК-130 (840 снарядов). Система поражает береговые, морские и воздушные цели. Основными компонентами комплекса являются: основанная на ЭВМ система управления с многодиапазонной РЛС, система телевизионного и оптического прицеливания, двухорудийная башенная 130-мм артустановка, оборудованная устройством оптического наведения «Конденсор».

Спаренная 130-мм артиллерийская установка AK-130.

Заряжание автоматическое. Орудия могут вести огонь различными снарядами с контактным взрывателем, взрывателем, срабатывающим в момент максимального приближения к цели, а также учебными снарядами. Система устойчива к помехам противника. Орудия могут действовать в полностью автоматическом режиме управления взаимосвязано с РЛС, в автоматическом режиме с прицеливанием при помощи установленной на башне системы прицеливания «Конденсор», а также в ручном режиме. Частота огня может изменяться от одиночных выстрелов, до огня залпом или очередью. Дальность огня составляет свыше 22 км, а скорострельность от 20 до 80 выстрелов в минуту. Боекомплект имеет унитарные снаряды нескольких типов, например, осколочно-фугасные с ударным, дистанционным и радиовзрывателями. Дальность полета снаряда – 25 км, начальная скорость снаряда – 850 м/сек. Масса осколочно-фугасного снаряда – 27 кг. Углы вертикального наведения: +10 град. – +85 град., угол горизонтального наведения: +180 град. Дальность сопровождения цели – 40 км. Готовый к стрельбе боезапас – 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 (разработчик КБ «Аметист») позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.
Не менее впечатляет и противолодочное вооружение «Петра Великого».

Противолодочное вооружение ТАРКР «Петр Великий»

Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано автоматизированным гидроакустическим комплексом с подкильной (в бульбовом обтекателе) и буксируемой антеннами, универсальным комплексом ракетно-торпедного оружия, пусковые установки которого (по пять на борт) калибра 533 мм размещены в корпусе корабля с возможностью стрельбы через бортовые лацпорты.

– Главным противолодочным комплексом на крейсере проекта 1144 был комплекс УРПК-3 «Метель» (КБ «Радуга»). В начале 1970-х годов, когда «шел» проект, другого комплекса не было.

УРПК-3 «Метель» ракето-торпеды 85Р в пусковой установке КТ-100

Противолодочным комплексом УРПК-3 «Метель» из всей серии проекта 1144 вооружили только крейсер «Киров». В состав комплекса входила специально спроектированная для проекта 1144 двухконтейнерная наводящаяся в двух плоскостях ПУ МС-82, револьверная система хранения и подачи (горизонтальная на 10 ракето-торпед), ПЛУР 85Р с БЧ – малогабаритной противолодочной торпедой на базе авиационной АТ-2У, радиокомандная система управления «Муссон». Дальность стрельбы ракеты – 50 км. Ракето-торпеда весит 3800 кг (при 7,2 м длинны). Диаметр корпуса ракеты равен 574 мм, а габаритный диаметр – 1350 мм. Высота полета – до 400 м. Скорость полета – до 0.95 М.
На корабли проекта 1144.2 попал другой ракетный противолодочный комплекс – РПК-6М «Водопад», который был проще «Метели». На месте ПТА-53-1144 разместили УРТПУ (по 5 труб на борт).
Ракето-торпеды РПК-6М «Водопад» способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1 (скорость движения - 41 узел, дальность хода - 8 км, глубина - до 500 м). Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а после чего боевая головка УМГТ-1, снова оказывается в воде.

Залп ракето-торпеды РПК-6М «Водопад»

– В ряду разнообразных противолодочных средств, состоящих на вооружении военных флотов, важное место отводится комплексам и системам оружия, использующим для поражения подводных целей глубинные бомбы. На надводных кораблях российского флота самыми распространенными подобными комплексами являются реактивные противолодочные системы «Смерч».
Общим и существенным недостатком реактивных бомбометов, разработанных и принятых на вооружение ВМФ в первое послевоенное десятилетие, являлось их ручное заряжание, затруднявшее многоразовое использование бомбометов в свежую погоду и при волнении.
В 1961 году на вооружение принимается новая, более совершенная система «Смерч-3» для залповой и одиночной стрельбы реактивными глубинными бомбами РГБ-10 по подводным лодкам и торпедам.

Реактивные бомбометные установки «Смерч-3»

Две шеститрубные РБУ-1000 «Смерч-3» (дальность — 1000 м, масса снаряда — 55 кг) установлены на ТАРКР «Петр Великий» в кормовой части на верхней палубе по обеим бортам.

– На борту крейсера базируются два тяжелых многоцелевых вертолета Ка-27 «Хеликс-В» в модификации РЛД и ПЛ (изготавливаются в Башкирии г.Кумертау). Вертолеты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полета противокорабельной ракеты «Гранит».

Противолодочный вертолет Ка-27

Экипаж вертолета – 3 человека (летчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлетная масса – 11000 кг, продолжительность полета – 4,5 часа, потолок – 4300 м, максимальная скорость – 270 км/ч, дальность полета – 800 км. Вертолеты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр – 350 мм., длина – 370 см.) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты – 575 кг, боевой части – 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин., обследуя пространство радиусом 1500 м. и определяя пеленг на цель с точностью до 2-х градусов. На вооружении вертолетов имеются управляемые глубинные бомбы с массою 94 кг., скоростью движения 55 км/ч, а так же с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолета Ка-27 обеспечивает полет над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км. от корабля, автоматический вывод вертолета в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.

Дополнительное вооружение

Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полетами вертолетов и систему опознавания «свой-чужой».
– Общекорабельные средства противодействия включают в себя: две спаренные 150-мм. пусковые установки комплекса выстреливаемых помех ПК-14, противоэлектронные ловушки, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором..
– Гидроакустическая система корабля включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной, переменной глубины погружения (150– 200м) работающей на средних частотах.

Противоторпедный комплекс РКПТЗ-1 «Удав-1М»

– От торпед «Петр Великий» защищен противоторпедным комплексом РКПТЗ-1 «Удав-1М»: десять труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции – 15 секунд. Комплекс оснащен 40 противолодочными ракетами. Вес ракеты – 233 килограмма, максимальная дальность полета – 3000 метров, минимальная – 100 метров. «Удав-1М» выстреливает несколько типов снарядов на разные дистанции, одним залпом формируя эшелонированный заградительный рубеж. Первыми идущую к крейсеру ракету встречают ложные цели — они морочат головку самонаведения до полной остановки двигателя плавснаряда. При прорыве первого эшелона торпеда на полном ходу влетает в дрейфующее минное поле. Каждый повисший в толще вод снаряд-заградитель чует торпеду за десяток метров и тут же взрывается. Если же не помогли и заградители, «Удав» стреляет глубинными снарядами на поражение.
Аналогичную систему имеет ТАВКР «Адмирал Кузнецов».

«Забытый» Петр… Долгие годы строительства, 20.08.1993г

Центробежные процессы распада СССР, отсутствие стабильного финансирования растянули строительство ТАРКР «Петр Великий» на долгих 12 лет. За долгие годы простоя, корабли, в ожидании окончания строительства или планового ремонта попадают порой в непредсказуемые ситуации. Даже сам «Петр Великий» в ожидании финансирования своей достройки едва не утонул прямо у причала балтийского завода. Правда, в этом случае говорят, – «не было бы счастья, да несчастье помогло.

После распада СССР, почти 10 лет убивали Военно-промышленный комплекс нашей Родины, обрывались технологические цепочки, растаскивалась и продавалась по цене лома материальная часть, разрезались в угоду американцам почти новые и почти достроенные атомные подводные лодки, корабли и самолеты!!!

После затопления судьба крейсера повисла на волоске. В 95-м правительственную комиссию по государственным испытаниям «Петра Великого» возглавил 1-й заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал Игорь Касатонов. То, что ему удалось сделать, можно сравнить только с чудом. В условиях экономического кризиса, отсутствия финансирования Военно-морского флота, острого дефицита материально-технических средств и топлива для кораблей он взял на себя всю ответственность за организацию достройки, проведение испытаний и прием корабля в состав ВМФ, во что уже с трудом верили и сами моряки. Касатонов добился, чтобы на ТАРКР поставили главную энергетическую установку комбинированного типа (с ядерным и безъядерным режимом эксплуатации). Крейсер дополнительно вооружили ЗРК «Кинжал» и С-300ФМ «Форт-М».

Главный строитель тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» ГЕННАДИЙ СТАРШИНОВ: «Крейсер, конечно, не затонул, но ряд отсеков были затоплены водой на две палубы снизу. Поэтому аппаратура, которая попала под воду, была частично перебрана и спасена. А один из комплексов, решили заменить другим, который на тот момент уже модернизировали».

Фрагмент верхней палубы ТАРКР «Петр Великий» пр.11442 в районе ПУ ПКРК «Гранит». Монтаж боевых модулей ЗРАК «Кортик» еще не завершен. 1996 г.

13 июня 1996 года, когда тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» достраивался на Балтийском заводе в С-Петербурге, его посетил Президент РФ Борис Ельцин. Глава государства заполнил первый лист в книге почетных посетителей, выступил перед экипажем и вручил ему личный штандарт. Вскоре по распоряжению Бориса Ельцина на проведение государственных испытаний корабля выделили 50 миллиардов рублей (по курсу 1996 г).

Согласно «Исторического Журнала Крейсера», под руководством первого командира «Петра Великого» капитана 1 ранга Добрышева Евгения Николаевича во Владивостоке прошло формирование 1-го экипажа (после окончания гос.испытаний корабль должен был войти в состав ТОФ), достройка корабля в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и переход в главную базу Северного флота Североморск.

Согласно «Исторического Журнала Крейсера» первый командир крейсера «Петр Великий» капитан 1 ранга Добрышев Евгений Николаевич

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» перед ходовыми испытаниями. 1996 год.

Ходовые испытания

Наконец-то, через 10 лет, в середине октябре 1996 года тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144.2 «Петр Великий» вышел на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья.
Первый этап ходовых испытаний проводился в Балтийском море на переходе из Санкт-Петербурга в ВМБ «Балтийск». Один из этапов этих испытаний обеспечивали самолеты-амфибии Бе-12 противолодочной эскадрильи 316-го ОСАП.

Противолодочный самолёт-амфибия (летающая лодка) Бе-12 «Чайка» (по кодификации НАТО: Mail). На самолете установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника. Создан в ОКБ Бериева, г. Таганрог.

15 октября экипаж самолета Бе-12 бортовой № 26 в составе командира корабля майора Бобкова, штурмана капитана Филатова, правого летчика старшего лейтенанта Еремина и воздушного радиста прапорщика Сычева прошел предварительную подготовку к работе по противолодочному охранению крейсера в районе полигона Л-30 (район Лиепаи). Кроме задач ПЛО экипажу предстояло вести воздушную разведку и обеспечивать командование крейсера информацией об активности надводных кораблей и судов в районе маневрирования «Петра Великого».
На следующий день, 16 октября 1996г. прибыв в заданный район нейтральных вод около 16 часов местного времени, Бе-12 приступил к облетам крейсера на высоте 300-600 м с радиусом в несколько километров, иногда удаляясь и на большие расстояния в пределах «нарезанного» квадрата размером 50 на 30 км. Связь с крейсером, шедшим под флагом первого заместителя главнокомандующего ВМФ России адмирала Игоря Касатонова, осуществлялась практически постоянно - экипаж самолета действовал по указаниям с капитанского мостика корабля.
В это же время для выполнения разведывательных задач к крейсеру «Петр Великий» была направлена очередная пара истребителей Королевских ВВС Швеции из состава авиакрыла F15, базировавшегося в Сёдерхамне. Пары F15 сопровождали крейсер с момента его выхода из Финского залива, сменяясь каждые три часа.
16 октября шведские разведчики прибыли к месту событий примерно через полчаса после Бе-12. Основным объектом их интереса по-прежнему был новый российский крейсер. К нему они приближались на расстояние в несколько десятков метров, нарушая тем самым принятые правило безопасности на море. Однако наличие в непосредственной близости от крейсера противолодочного самолета вызвало у них дополнительный интерес.
При «совместном маневрировании» российского самолета Бе-12 (на скорости 360-400 км/час) и шведских самолетов (на скоростях свыше 500-600 км/час) вокруг атомного крейсера «Петр Великий», один из шведских истребителей избегая столкновения с Бе-12, врезался в воду.
Инцидент произошел, когда Бе-12 и пара «Виггенов» сближались встречными курсами параллельно линии движения крейсера, шедшего тихим ходом. Первый самолет проскочил удачно. Но ведомый уже оказывался зажатым в пространстве межу крейсером и проходившим на его траверзе гидросамолетом. За мгновение до точки встречи шведский истребитель нырнул под Бе-12. Раздался грохот. В первое мгновение командир Бе-12 подумал, что «Вигген» применил оружие… Но вскоре после выполнения разворота почти все стало ясно - на поверхности моря плавали мелкие обломки, и растекалось небольшое масляное пятно. От удара о воду радиоразведчик AJSH-37 почти полностью разрушился. Его пилот капитан Иоран Карлссон погиб. Второй шведский фоторазведчик AJSF-37 кружил над местом падения своего ведомого. С палубы «Петра Великого» наблюдали за маневрами самолетов в непосредственной близости от него. В течение первых 10 минут после инцидента капитанский мостик крейсера почему-то не отвечал на запросы Бе-12…
Катастрофа произошла примерно в 35 км западнее Лиепаи, или в 110 км юго-восточнее Готланда. По видимому, дрогнула рука шведского летчика, на предельно малой высоте зажатого самолета между крейсером и надвигавшейся на него двухмоторной «Чайкой» и это явилось причиной катастрофы«Виггена».
Шведская сторона не предъявила никаких претензий российской стороне, поблагодарив позднее за участие в поисковых работах.

Вывод тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) пр.1144.2 «Петр Великий» из дока Велещинского. 1996 год.

В октябре 1996 года произошла катастрофа на ТАРКР «Пётр Великий». Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», накануне перехода через четыре моря в заполярный Североморск, на свою базу проходил последние ходовые испытания на Балтике, недалеко от Калининграда. Он фактически только-только ушел из гавани Санкт-Петербургского «Балтийского завода», где был построен, и перед дальним походом команде предстояло тщательно проверить работу всех механизмов и оружия. Корабль разгоняли до максимального хода, определяли маневренные элементы - инерцию, выбег, диаметр циркуляции. В борьбе с подводными лодками или надводными кораблями без максимального использования скоростных и маневренных возможностей не обойтись. И командир обязан знать, на что реально способен корабль, в каком состоянии сдает его «Балтийский завод».
Во время одного из таких маневров 27 октября 1996 года в 21 час 27 минут московского времени, когда крейсер шел на рядовой скорости — всего-то в 25 узлов, в носовом машинно-котельном отделении произошла беда.
Высоким давлением сухого перегретого пара разорвало трубу, что вела от парового трубопровода главной турбины к предохранительному клапану.
Под напором 35 атмосфер раскаленная газовая смесь (ее температура превышала 300 градусов Цельсия) вырвалась из тринадцатисантиметрового разлома трубы и, круша в пыль стекловолокно и асбест изоляции, начала заполнять сверху вниз пространство котельной. По словам очевидцев, это был ад. На верхнем ярусе вахту в тот момент несли рабочие сдаточной команды Балтийского завода Юрий Смирнов, Николай Белюсов и Александр Плетнев. Серьезные, сорокалетние мужики, для которых «Петр Великий» был далеко не первым кораблем в трудовой биографии. Рядом находились, обучаясь премудростям своей специальности (машиниста котельной) и перенимая опыт наставников, матросы-первогодки Сергей Луценко и Николай Болбат. Коля Болбат погиб мгновенно. Он стоял очень близко к лопнувшей трубе. Николай Белюсов, Сергей Луценко, Александр Плетнев и Юрий Смирнов оказались отрезанными от нижних ярусов раскаленной струей, и спасти их жизни тоже не удалось. На втором ярусе, у газотурбогенератора, вырабатывавшего электроэнергию для корабля, несли вахту матросы В. Кленников, А. Карпов и Н. Федоров.
Трагедия с Колей Болбатом и Сережей Луценко, с заводчанами произошла на их глазах. Страшное пекло трехсотградусного пара, клубы летящей по котельной стекловаты, снопы асбестовой пыли через считанные секунды достали и их.
Николай Федоров в ужасе свалился на пайолы (металлическое перекрытие ярусов) – не выдержали нервы. Виталий Кленников успел добежать до переговорного устройства внутри корабельной связи и сообщить командиру об аварии. Затем, соблюдая требования инструкции, выключил турбину генератора и помчался вниз под пайолы, извиваясь, как уж, между тесными переплетениями труб.
Андрей Карпов тоже отключил свой агрегат и бросился с бушлатом к Федорову. Запеленав Николая в бушлат и схватив за ворот, насильно поволок по трапу вниз. В горловине узкого прохода они застряли. Ни туда, ни сюда. К ним примчался на выручку дежуривший, на нижнем горизонте старший матрос Максим Давыдов. Дернул раз, другой. Обожженные моряки свалились ему под ноги.
Врачи потом определят: у машиниста-турбиниста Кленникова поражено паром 36 процентов площади тела, у его напарника Карпова – 18. Меньше всех пострадал электрик Федоров – 9 процентов.
Старший матрос Давыдов не только выручил моряков второго яруса. Своими самоотверженными действиями он фактически спас от разрушения и главную турбину, а значит, и сам крейсер уберег от длительного ремонта. Максим не бросил своего поста, хотя мог спрятаться от адского пекла за клинкетной задвижкой, где текла холодная вода. Он не отходил от переговорного устройства, подробно и грамотно докладывал на пост дистанционного управления движением о том, что и как происходит в носовом машинно-котельном отделении.

Капитан-лейтенант ДАВЫДОВ: «Эта информация помогла реально оценить ситуацию в котельной и принять единственно правильное решение по спасению команды БЧ-5 и корабля. Свой боевой пост старший матрос Давыдов М.И. оставил только по приказанию командира, когда нахождение на нем стало невозможным из-за очень высокой температуры».

Стойко нес вахту и матрос Валентин Трехачев, который, несмотря на раскаленный воздух, обеспечивал подачу масла к валу останавливающейся турбины, чтобы его не заклинило. Матросы Роман Коновалов, Михаил Нистратов, Сергей Гусев, старшина 2-й статьи Геннадий Корнатовский… Все они на боевых постах проявили себя в минуты этой беды достойно – в лучших традициях моряков-балтийцев. Мужественно действовали во время аварии и офицеры. Они составили аварийно-спасательную группу по вызволению из беды моряков. Первым бросился в машинное отделение, когда удалось открыть заклинившую дверь, старший лейтенант Андрей Сиротин. За ним – старший лейтенант Виктор Масненький. Потом – бывший офицер, а ныне вахтенный механик сдаточной команды завода Николай Богомолов… Спасательной команде, одетой в шапки и ватники, приходилось ползти по стальным пластинам, прижимаясь к ним лицом. Только здесь находился тонкий слой воздуха, которым можно было дышать. Чуть выше царствовало марево невыносимого жара. Один его глоток мог сделать человека навсегда инвалидом. Так, ползком, они и вызволяли из машины пострадавших.
Сегодня в музее крейсера – фотографии погибших и тех, кто спас корабль, рассказ об их самоотверженных действиях в минуты испытаний. В чем же причина аварии на тяжелом ракетном крейсере?

Генеральный директор судостроительного «Балтийского завода» (г. Санкт-Петербург, 1996 г.) ОЛЕГ ШУЛЯКОВСКИЙ

Генеральный директор судостроительного «Балтийского завода» (г. Санкт-Петербург, 1996 г.) ОЛЕГ ШУЛЯКОВСКИЙ:
«В основе ЧП лежало небрежное и наплевательское отношение к делу, небрежное и наплевательское отношение при контроле за работой специалистов».
Как выяснилось, тогда рабочие приварили трубу «не родную» – ее сталь оказалась не того сорта, да и не той толщины. Вместо 5 мм, как положено, было по чертежу, в месте разрыва было всего 2,2 мм. Этого не обнаружили в свое время ни производственный мастер, принимавший работу сварщиков, ни контролеры ОТК.
Более того, такую же непотребную «утонченную» до 3 мм. трубу поставили рабочие завода и в кормовом машинно-котельном отделении крейсера. Это моряки выявили после аварии. Чтобы трагедия не повторилась, эту трубу тоже пришлось срочно менять на внешнем рейде Балтийска.
Но истинные виновники не только рабочие. Ведь рабочий выполняет указания своего руководителя. Виновниками трагедии, в первую очередь, являются представители руководства по снабжению и производству, которые не смогли обеспечить рабочего необходимым материалом. Это по их инициативе происходят подобные подмены. Для них главное не качество вооружения, а своевременный доклад вышестоящему начальнику о «закрытии» очередной позиции производственного плана. Не меньшая вина в произошедшей трагедии и работников конструкторско-технологической службы предприятия. Это с их молчаливого (и не только!) согласия происходят подобные замены. В таких ситуациях свой талант они направляют не на анализ причин появления дефектов и выдачу рекомендаций по их устранению, а пытаются доказать и обвинить военных представителей в их чрезмерной перестраховке и завышенной требовательности к качеству. В отдельных случаях это им удается. Они убеждают работников ОТК и военных представителей в несущественности выявленных отступлений. Оформляются карты отступлений, акты замены на материал, гарантийные письма… И вооружение с отступлениями от требований конструкторской документации уходит в эксплуатацию.
Существуют общие причины аварийности отечественных атомоходов, которые неоднократно подтверждались статистикой:
– на стадии создания и разработки аварийность повышалась из-за технологического отставания в ряде областей, конструктивных недоработок, низкого качества металла и некоторых других материалов;
– на стадии строительства сказывалось: несоблюдение технологической дисциплины и требований конструкторов; сроков поставки отдельных узлов и систем, а также очередности проведения операций; низкое качество работ по причине завышения плановых показателей и неритмичности производства;
– на стадии эксплуатации росту аварийности способствовали: запущенная система базирования (береговое обеспечение, судоремонт, снабжение), нарушение инструкций по эксплуатации; несвоевременные осмотры и профилактическое обслуживание техники; халатность; недостаточная выучка личного состава, особенно в вопросах борьбы за живучесть; слабая оснащенность спасательных служб; отсутствие должной координации поисковых работ; формальный характер анализа и выводов по результатам аварий; отсутствие информации у всех заинтересованных лиц и организаций.

Вице-адмирал Валерий Рязанцев: «…После катастрофы корабля все говорят о мужестве и самопожертвовании тех, кто погиб или случайно спасся, и молчат о том, что трагедия случилась, как правило, из-за неудовлетворительной выучки тех, кто пострадал, и тех, кто их так плохо подготовил. Понятно, что не совсем этично усугублять горе утрат какими-то упреками в адрес погибших моряков. Об этом надо было говорить до трагедии, а не после нее. К сожалению, в ВМФ России не принято гласно говорить о недостатках в боевой выучке моряков ни до, ни после очередной катастрофы боевого корабля. Поэтому в ВМФ СССР и России тонули и тонут, горели и горят, взрывались и взрываются только «лучшие экипажи…»
В ноябре 1996 года «Петр Великий» пришел в Северодвинск для проведения второго этапа испытаний корабля на месте постоянной дислокации и последующего ввода в боевой состав Северного флота. После прибытия в Североморск у крейсера был достаточно сложный период — началась постепенная смена экипажа. Изначально корабль предназначался для Тихоокеанского флота, поэтому его первый экипаж был сформирован из моряков-тихоокенцев. А когда крейсер в 1996 году проходил на Северном флоте второй этап государственных испытаний, руководство Министерства обороны приняло решение оставить его в составе сил Северного флота. Постепенная смена экипажа на «Петре Великом» была завершена к 2000 году. Воинский коллектив начал формироваться как команда единомышленников, отличающаяся высокой организацией корабельной службы.

Тяжелые атомные ракетные крейсера «Петр Великий», «Адмирал Ушаков» и эскадренный миноносец «Отличный» в Североморске, зима 1996-1997 годов

Тяжелые атомные ракетные крейсера Петр Великий, Адмирал Ушаков зима 1996-1997 годов

Из-за отсутствия финансирования государственные испытания ТАРКР «Пётр Великий» растянулись на долгих два года. Заложенный для Тихоокеанского флота, «Петр Великий» был введен в строй Северного флота только в 1998 году.

Общая стоимость крейсера составила около 1 миллиарда долларов США.