Территориальное (межхозяйственное) землеустройство в зонах крупных водохранилищ

31.08.2019 Снилс

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

1. Формирование фонда перераспределения земель

1.1 Расчет земельной доли, передаваемой в собственность бесплатно

1.2 Изготовление дела по межеванию земель

2. Установление черты сельских населенных пунктов

2.1 Состав земель, передаваемых в ведение сельской администрации

2.2 Подготовительные работы

2.3 Расчет площади земель, передаваемых в ведение сельской администрации

2.4 Установление границ земель, передаваемых в ведение сельской администрации

3. Образование землепользования крестьянского (фермерского хозяйства) и

Устройство его территории

3.1 Природные и экономические условия территории сельскохозяйственного

Предприятия из земель которого выделяется крестьянское (фермерское) хозяйство

3.2 Установление границ землепользования

3.3 Размещение и формирование землепользования крестьянского (фермерского)

Хозяйства

3.4 Размещение усадьбы крестьянского хозяйства

3.5 Установление необходимого состава и площадей угодий в составе

Землепользования КФХ

3.6 Проектирование границ землепользования.

3.7 Характеристика КФХ

4. Образование землепользования несельскохозяйственного предприятия

4.1 Подготовительные работы

4.2 Составление проекта образование землепользования несельскохозяйственного

Назначения

4.3 Установление размера потерь с/х производства

4.4 Определение размеров убытков землепользователем и владельцем земли

4.6 Анализ и оценка вариантов размещения землепользования

Заключение

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Территориальное землеустройство - это процесс и система мероприятий по организации использования и охраны земли в народном хозяйстве, его отраслях, регулированию землевладения и землепользования путем образования новых, упорядочения и изменения земельных участков хозяйств, фондов земель, отвода их в натуре, по установлению границ административно-территориальных образований и особо охраняемых территорий. Оно распространяется на все земли независимо от целевого назначения, форм собственности и пользования. В отличие от внутрихозяйственного, территориальное землеустройство всегда затрагивает несколько землевладений и землепользований, распространяется на земли всех отраслей народного хозяйства, а не только сельскохозяйственные.

Посредством территориального землеустройства осуществляется предоставление и изъятие земель в порядке, установленном законодательством РФ. Территориальное землеустройство всегда затрагивает экономические интересы землевладений и землепользований, потому, что с местоположением земельных участков, качеством предоставленной земли, расположение границ на прямую связано с экономической эффективностью производства.

Территориальное землеустройство - это так же основной инструмент претворения в жизнь земельной политики государства, утверждение новых земельных отношений, за счет перераспределения земель, в этом случае межхозяйственное землеустройство имеет социально-экономический, а в ряде других случаев политический характер.

Образование новых землевладений и землепользований, земель с определенным правовым статусом, внесение в них необходимых изменений и улучшений влекут за собой серьезные последствия существующей организации использования и охраны земель. Поэтому такие решения могут быть обоснованными и продуманными, что требует состав проекта межхозяйственного землеустройства.

Таким образом, территориальное землеустройство включает:

1. Составление проекта, образование новых и упорядочение существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель;

2. Отвод земельных участков в натуре;

З. Подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей. Объектами территориального землеустройства являются землепользования и землевладения реорганизуемых хозяйств или групп, фонды земель специального

Назначения. другие объекты, которые необходимо устраивать, или территории, на которых происходит перераспределение земель этого хозяйства, группы хозяйств, земли предприятий и их объединений, административные районы, земли, находящиеся в ведении местной администрации, осваиваемые территории.

К территориальному землеустройству относится та часть землеустроительных задач, которая решается вне пределов территорий отдельных сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств. В его компетенции вопросы, относящиеся к землевладениям и землепользованиям (участкам) хозяйств, предприятий, организаций в целом или их систем.

Основными задачами территориального землеустройства являются:

1. Создание равных организационно-территориальных условий для развития всех форм хозяйствования на земле;

2. Формирование и совершенствование рациональной системы землевладения и землепользования;

3. Обеспечение обоснованности установления точности и бесспорности обозначения на местности границ, установленных при землеустройстве;

4. Создание территориальных условий для рациональной организации сельскохозяйственного производства;

5. Разработка предложений по установлению режима и условий использования земли, обременения и сервитутов на земельный участок, предоставленный в собственность, пользование или владение;

6. Подготовка данных для установления земельного налога и арендной платы, возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий;

7 Разработка мероприятий направленных на сохранение, улучшение и восстановление земель, повышение плодородия почв, защиту их от эрозии, а также на консервацию земель, плодородие которых, невозможно восстановить;

8. Обоснование направлений и перспектив мелиорации земель;

9. Сохранение и совершенствование систем расселения национальных и исторических связей, сложившихся элементов организации территории.

В связи с различным характером и содержанием, межхозяйственное землеустройство делится на две разновидности:

Образование и упорядочение землевладений, землепользований сельскохозяйственных предприятий, в том числе и крестьянских хозяйств;

Образование и изменение несельскохозяйственных землевладений.

3. ОБРАЗОВАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

И УСТРОЙСТВО ЕГО ТЕРРИТОРИИ

Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным типом товарного аграрного предприятия, владеющим основными средствами производства (включая землю), собственными (частично наемными) трудовыми ресурсами, а также финансами и другими средствами ведения хозяйства.

Размер и размещение землевладения (землепользования), земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства должны отвечать интересам производства и позволять вести хозяйство на надлежащем технологическом уровне. На размер и размещение хозяйства влияют намечаемая специализация, продуктивность и особенности земельного участка, наличие и состояние жилья, производственных построек и сооружений, дорог, объектов социальной инфраструктуры, местоположение участка.

Проект образования землевладения (землепользования) крестьянского хозяйства представляет собой землеустроительные действия, включающие составление, обоснование, утверждение проекта и перенесение его в натуру, в результате которых создают и оформляют новый земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции. При этом хозяйство размещают (конструируют) как составную часть системы района. Проект образования крестьянского (фермерского) хозяйства включает: определение площади; размещение и формирование участка; размещение усадьбы; включение необходимых видов и площадей угодий в сосав участка; размещение границ участка; составление схемы внутрихозяйственного землеустройства; природоохранные мероприятия.

3.1. Природные и экономические условия территории сельскохозяйственного

Предприятия, из земель которого выделяется крестьянское (фермерское) хозяйство

По природно-сельскохозяйственному районированию земельный фонд района входит в степную и лесостепную зону в Предкавказскую степную провинцию и характеризуется засушливым климатом (К=0,25-0,30) и повышенной обеспеченностью теплом (свыше 3500˚C). Среднегодовое количество осадков составляет 530 мм, колебаниями по годам от 600-700 мм до 400 мм. За вегетационный период сумма осадков составляет 300-350 мм, а за период активной вегетации - 250-300 мм.

Высокие летние температуры вызывают сильное испарение, которое превышает количество выпавших осадков на 400-500мм. Эти данные свидетельствуют о низкой влагообеспеченности сельскохозяйственных культур.

Восточные и северо-восточные ветры составляют 60% от всех направлений, ухудшают климат, усиливая его континентальность. В зимний и весенний период при скорости ветра более 10-12 м/сек. Возникают пыльные бури, периодичность которых составляет один раз в 3-4 года.

Сильный ветер при низкой относительной влажности воздуха способствует иссушению почвы на большую глубину, что приводит к её выдуванию, интенсивной минерализации гумуса и выносу элементов питания.

В летний период восточные и северо-восточные ветры при высокой температуре и низкой относительной влажности приобретают характер суховеев. Вероятность лет с суховеями 100%. Наиболее продолжительные суховеи бывают в июле-августе. Их влияние приходится на период цветения и формирования початков кукурузы, а также на период подготовки почвы под озимые культуры.

Учитывая значительную длину склонов, а также ливневой характер осадков на этих землях проявляется смыв. Для предотвращения смыва почвы на склонах необходимо все виды обработок проводить поперек склона, а посевы пропашных культур размещать полосно, чередуя их с посевами культур сплошного сева и многолетними травами.

Рельеф оказывает определяющее влияние на формирование почвенного покрова. Он представлен преимущественно черноземами типичными (98,7%). Почвы хозяйства характеризуются сравнительно высоким почвенным плодородием - совокупный почвенный балл их равен 81.

По заданию необходимо запроектировать КФХ «Полет» со специализацией зерноживотноводческой, с численностью членов семьи 6 человек, в том числе трудоспособных 6 . По заданию известно, что поголовье скота КРС 22, молодняк 20, свиней 4, птицы 50, лошади 1 голов.

3.2. Установление границ землепользования

При установлении границ землепользования выделяют следующие этапы землеустроительных работ:

Подготовительные работы;

Составление проекта;

Оформление, согласование и утверждение проектной документации;

Изготовление и выдача проектных материалов;

Отвод земель в натуре (перенесение проекта на местность);

Изготовление и выдача документов на право собственности, владения или пользования землей.

Территорию предполагаемого размещения крестьянских (фермерских) хозяйств обследуют в натуре:

Устанавливают наличие, размещение, состояние и возможности использования животноводческих построек, складов, мастерских, гаражей, полевых станов, подсобных промыслов (кирпичные заводы, строительные цехи, маслодельные цехи, сыроварни и т.д.)

Определяют местоположение земельных массивов, намечаемых для размещения крестьянских хозяйств, и расположение охраняемых территорий, а также устанавливают и уточняют границы существующих крестьянских хозяйств;

Выявляют эродированные участки, очаги эрозии, наличие противоэрозионных сооружений и лесных насаждений, сельскохозяйственные угодья, нуждающиеся в улучшении и пригодные для освоения и вовлечения в сельскохозяйственное производство;

Обследуют существующие мелиоративные сооружения, дорожную сеть, связывающую объект проектирования с дорогами общего пользования, источники водоснабжения, их состояние, необходимость ремонта и нового строительства;

Определяют экологическое положение земель (близость к источникам загрязнения: промышленным предприятиям, автомагистралям и др.);

Выявляют ареалы (зоны) наиболее целесообразной специализации хозяйства с учетом местоположения и качества земель;

При необходимости выбирают площади для размещения усадеб крестьянских хозяйств.

3.3. Размещение и формирование землепользования

Крестьянского (фермерского) хозяйства

При размещении и формировании участка крестьянского хозяйства необходимо выполнить следующие требования:

Учитывать существующие устройство, организацию и состояние территории - размещение землевладений, фондов земель, дорог, существующих населенных пунктов, хозяйственных центров, особо охраняемых территорий, водных источников и тд.;

Формировать хозяйство в виде единого компактного участка удобной конфигурации, не расчленённого естественными и искусственными преградами (оврагами, реками, лесами, болотами, дорогами и тд.), при согласии заявителя участок может состоять из приусадебного и производственного земельных участков;

Участок выделять по возможности ближе к дому гражданина, образующего хозяйство, без нарушения целостности других хозяйств. Качество земель выделяемого при этом участка должно быть не ниже средней оценки земель хозяйства;

Обеспечивать наименьшую протяженность хозяйства на равнинной, относительно однородной территории, проектировать его целесообразно правильной формы, близкой к квадрату;

Создавать при размещении хозяйства и его границ благоприятные условия для последующей внутрихозяйственной организации территории;

Крестьянское хозяйство необходимо размещать с учетом специализации, удаленности и размещения рынков сбыта продукции и пунктов её переработки (молокозавода, сыроварни и др.), пунктов технического обслуживания;

Создать условия для обеспечения хозяйства коммуникациями (автомобильными дорогами, ЛЭП, связи, водоснабжения и др.);

Создать территориальные условия для межхозяйственной кооперации крестьянских хозяйств;

Различные виды сельхозугодий в хозяйстве по возможности выделять компактно по отношению друг к другу;

Обеспечивать охрану природы

В состав хозяйства желательно включать не только сельскохозяйственные угодья, но и другие виды земельных угодий, расположенных между ними или примыкающих к ним: кустарники, леса, болота, озера, овраги и др.

3.4. Размещение усадьбы крестьянского (фермерского) хозяйства

Размещение усадьбы хозяйства включает определение местоположения усадьбы на территории; выбор участка земли для размещения построек усадьбы; определение площади, необходимой для усадьбы.

Основной хозяйственный центр крестьянского хозяйства включает две части: жилую и производственную. На территории жилой зоны размещаются жилой дом, баня, гараж, садово-огородный участок. Производственная зона состоит из животноводческой фермы и подсобно-вспомогательного участка со складами, техническим и энергетическим хозяйством.

Хозяйственный центр может формироваться двумя пунктами:

За счет существующего в населенном пункте приусадебного участка и при необходимости его расширения в результате присоединения рядом расположенных свободных земель, имеющихся в границах селения;

За счет организации нового хозяйственного центра с жилой и производственными зонами на выделенном крестьянскому хозяйству земельном массиве. Размещение усадьбы на новом месте нежелательно, так как требует значительных капиталовложений и возникают трудности с обеспечением инженерными сетями.

В первом случае вопросы землеустройства связаны с выполнением санитарно-гигиенических, строительно-планировочных требований и проектировании зооветеринарных и санитарно-защитных разрывов от производственных построек крестьянина до жилой застройки населенного пункта.

Во втором случае необходимо найти наилучшее размещение основного хозяйственного центра на территории крестьянского хозяйства. При этом необходимо учитывать следующие требования:

Хозяйственное подворье, в целях снижения транспортных и других производственных затрат, должно находиться по возможности в центре обслуживаемого земельного массива и иметь надежную дорожную сеть с основными земельными угодьями, пунктами сдачи и продажи продукции, другими селениями;

Территория, выбранная для застройки, должна быть удобной, с достаточным уклоном для поверхностного стока, низким уровнем залегания грунтовых вод. Грунты на земельном участке должны быть пригодны для строительства зданий и сооружений без закладки дорогостоящих оснований;

Участок для строительства выбирают на незаболоченной и незатапливаемой территории без природных очагов эпидемических заболеваний, а также не подверженной оползням. Запрещается строительство основного хозяйственного центра на месте бывших скотомогильников, очистных сооружений в радиусе ближе 1,5-3 км к предприятиям цветной металлургии;

Хозяйственное подворье должно иметь хорошее и обильное водоснабжение для питьевых, хозяйственно-производственных и противопожарных нужд, а также быть обеспечено электроэнергией, отоплением и другими коммуникациями за счет привязки к централизованным инженерным сетям или создания локальных систем жизнеобеспечения (строительства артезианских скважин, шахтных колодцев и тд.). затраты, связанные с инженерным оборудованием территории, должны минимальными;

Жилые и производственные здания и сооружения крестьянского хозяйства следует концентрировать на одном минимальном участке застройки в целях экономии производственных площадей. При этом участок для застройки выделяют на менее плодородных почвах, а производство товарной продукции полеводства и кормов на лучших землях, так как даже при размещении одной усадьбы крестьянского хозяйства требуется не менее 0,5 - 1 га земли. Жилая зона по отношению к фермам размещается с наветренной стороны, выше по склону и течению реки;

Площадка для строительства должна быть защищена от холодных и других ветров рельефом местности, лесом или зелеными насаждениями. Санитарно-защитный разрыв между жилыми домами животноводческим хозяйством должен быть не менее 50-100 м, открытые откормочные площадки на 200 и более голов крупного рогатого скота с учетом бактериальной, пылевой загрязнённости и специфических запахов удаляют от жилых построек на расстоянии не менее 500 м;

При размещении хозяйственных подворий учитывают также архитектурно-планировочные, строительные, санитарно-гигиенические и другие нормативные требования.

Основной хозяйственный центр земледелия должен быть связан с транспортными магистралями и существующими населенными пунктами, дорогой с твердым покрытием шириной 8-10 м; проектируют её по кратчайшему расстоянию, избегая по возможности пересечения с различными препятствиями (реками, оврагами, балками). Это необходимо чтобы на строительство и транспортные расходы были минимальными. Не следует также занимать особо ценные угодья и допускать их затопление, подтопление или заболачивание из-за создания постоянных подпоров и преграждения стока.

При проектировании центральная усадьба была размещена в центральной части хозяйства с общей площадью 2,16 га. В таблице Расчет площади под усадьбу крестьянского (фермерского) хозяйства зерноживотноводческой специализации, были произведены расчеты по установлению необходимой площади по функциональным зонам:

Жилая зона: жилой дом для семьи владельца и гараж для личного автомобиля;

Производственная зона: рассчитываются площади необходимые для содержания животных, помещения для хранения кормом, кормоприготовительный цех, ветеринарная аптека и навозохранилище;

Подсобные дворы и сооружения.

3.5. Установление необходимого состава и площадей угодий в составе

Землепользования КФК.

Состав и площади сельскохозяйственных угодий устанавливают в зависимости от специализации хозяйства и уровня интенсивности производства. Структура угодий должна обеспечивать не только экономическую эффективность, но экологически обоснованное использование земель, в том числе рациональное соотношение между экологически нестабильными участками пашни, кормовых угодий, обрабатываемых многолетних насаждений и более устойчивыми объектами природного ландшафта (водоёмами, лесами, болотами)

Например, в садоводческих хозяйствах должны быть земли, которые по почвогрунтам, рельефу и другим свойствам отвечают специфическим требованиям многолетних насаждений. Для овощеводческих хозяйств нужны плодородные земли с источником воды для полива, для зерновых - плодородные земли, удобные по площади и рельефу для эффективного использования техники, для животноводческих - с водоемами, угодьями, обеспечивающими кормовую базу и т.д.

В состав угодий хозяйства не следует включать такие угодья, рациональное и эффективное использование которых невозможно (например, пастбища в свиноводческих хозяйствах). Если исходный состав и площадь сельскохозяйственных угодий не полностью соответствуют потребностям хозяйства, то путем необходимой трансформации их можно привести в соответствие с этими потребностями. Если задачу решить не удается, необходимо внести изменения в формирование и размещение крестьянского хозяйства.

Для сельскохозяйственного освоения, трансформации и улучшения предназначают лишь те участки, которые по своим природным свойствам выдержать повышение нагрузки и пригодны для выращивания основных сельскохозяйственных культур. Вместе с тем из сельскохозяйственного оборота следует исключить деградированные земли (в сильной степени подверженные эрозии, с истощенными малогумусными землями и др.); на них проводят залужение, а в некоторых случаях - лесопосадки.

Пашни 213,98 га, из них в аренде 26,52 га

Сенокосов 18,2 га

Пастбищ 2 га

Другие угодья 9,98 га, из них

Лесополосы 4,38 га

Дороги 1,24 га

Скотопрогоны 0,2 га

Центральная усадьба 2,16 га, в аренде.

Проектируемые площади полей и рабочих участков, приведены в таблице, так площадь пашни 221,7 га представленная полевым севооборотом была разбита на десять полей с максимальной площадью 37,6 га минимальной 17,3, на площади пашни были запроектированы: лесополосы 2,36га, дороги 1,24га усадьба 2,16га; сенокосооборот площадью 18,3 га был разбит на четыре рабочих поля площадью максимальной и минимальной 6,1га и 3,8га соответственно. На сенокосообороте были запроектированы лесополосы площадью 2,02 га. Пастбище оборот представлен шестью равновеликими полями по 0,33 га, на пастбищах были запроектированы скотопрогоны площадью 0,2 га.

После проектировочных работ площади пашни, сенокосов и пастбищ составили соответственно 215,9 га, 16,3 га и 1,8 га.

3.6. Проектирование границ землепользования

Границы крестьянского хозяйства должны быть расположены на местности так, чтобы создавались хорошие условия для последующей внутрихозяйственной организации территории (размещение севооборотов, полей, рабочих участков, дорог, лесополос и тд.) и правильного использования и охраны земель. Необходимо исключить дробление пахотных контуров, образования участков неправильной формы, неудобно расположенных и др.

Границы крестьянского хозяйства проектируют следующим образом:

На открытой местности, пашне - размещение прямолинейное без изломов, с углами поворота, близкими к 90˚;

Совмещение с естественными рубежами (живыми урочищами-реками, ручьями, оврагами, опушками леса, а также с искусственными преградами (каналами, дорогами, лесополосами, границами полей или рабочих участков);

Размещение согласованное с рельефом, обеспечивающее нормальные условия для проведения технологических операций и предотвращения негативных природных процессов. Так, в районах с развитой водной эрозией границы размещаются с учетом частичного сбора осадков (под безопасным уклоном к горизонталям), а в районах недостаточного или неустойчивого увлажнения - с учетом максимально возможного задержания стока осадков. Границы также совмещают с элементами рельефа (тальвегами, водоразделами);

Не допускается неоправданное дробление контуров угодий, создание мелкоконтурности

В таблице Характеристика размещения границ крестьянских хозяйств показано установление границ хозяйства. Общая протяженность границ 6280,0м из них совмещены с линейными элементами: дорогами, лесными полосами, каналами 3700м, 1100м, 2600м, соответственно; с живыми урочищами совместных границ нет; с границами контуров угодий 5000м; водоразделами, тальвегами и линиями стока, под углом к горизонталям соответственно 2700м и 3580м; общее количество поворотов 6, которые равны 90 0 .

3.7. Характеристика КФХ

Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет зерноживотноводческую специализацию. Землепользование крестьянского (фермерского) хозяйства расположено в восточной части земель КСП «Крупское». Вся земля крестьянского (фермерского) хозяйства размещена в одном массиве компактной конфигурации. Общая площадь землепользования составляет 244,16 га, в том числе:

213,98 га пашни;

18,2 га сенокосов;

2 га пастбищ;

2,16 га приусадебные земли;

4,38 га лесополос;

1,24 га под дорогами.

Хозяйство имеет хорошо развитую дорожную сеть. Непосредственно граничит с асфальтированной дорогой общего пользования, по которой осуществляется связь с населенными пунктами, производственными центрами.

Рельеф хозяйства позволяет выращивать все сельскохозяйственные культуры. Почвы хозяйства лучшего качества пригодные под все полевые культуры. Присутствуют типичные малогумусные сверхмощные слабодефлированные глинистые на лессовидных глинах и черноземы типичные карбонатные слабогумусные сверхмощные слабосмытые глинистые на лессовидных глинах.

В таблице Характеристика и анализ размещения землепользования крестьянского хозяйства, приведены основные показатели по размещения:

Общая площадь 244,16га из них сельскохозяйственных земель 234,48га в том числе пашни 213,98 га;

Количество участков 1, так как хозяйство размещено единым массивом

Средняя удаленность землепользования от

Населенного пункта 1,4 км

Источника орошения 1,0 км

Дорог общего пользования 1,4 км

Источника электроэнергии 0,2 км

Ремонтного предприятия 1,4 км

Других предприятий 1,4

Удаленность усадьбы к/х от

Пунктов переработки и хранения продукции 1,4 км

Мест сбыта продукции 1,4 км

4. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

Образование землепользований предприятий не сельскохозяйственного назначения имеет свои особенности в содержании и методах и обычно сопровождается перераспределением земель между их категориями и отраслями народного хозяйства, а иногда и расходованием продуктивных земель. Особенность образования заключается ещё и в том, что преобладающую часть территории занимают земли сельскохозяйственных предприятий, и образование новых землепользований обычно происходит за их счет.

Вместе с тем законодательством РФ не допускается:

Изъятие особо ценных и продуктивных земель;

Необоснованное изъятие земель из несельскохозяйственного оборота.

Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для с/х целей. В случае предоставления или продажи земель с изменением их целевого назначения решение принимается исполнительной властью субъектов РФ.

Межхозяйственное землеустройство при образовании землепользований предприятий не с/х назначения имеет как отраслевой, так и межхозяйственный характер, поскольку в этом процессе могут участвовать хозяйства различных категорий и ведомств.

Не с/х объекты весьма многообразны по площади, размещению, конфигурации и характера влияния на окружающую среду. Объектами межхозяйственного землеустройства являются:

Предприятия внутрихозяйственного значения;

Промышленные предприятия;

Транспортные магистрали;

Линии связи, ЛЭП и тд.;

Предприятия горнорудной промышленности;

Предприятия природоохранного назначения;

Строительные и водохозяйственные объекты.

По характеру использования земли, размещения и влияния на окружающую среду все объекты не с/х назначения можно подразделить на следующие основные виды:

1.Площадные предприятия, которые подразделяются на:

Небольшие по площади участки, не нарушающие организацию территории;

Большие по площади массивы, на которых размещаются крупные по площади предприятия и которые могут внести существенные изменения, как в организацию территории, так и в расселение;

Значительные по площади земельные массивы или участки, занятые предприятиями горнорудной промышленности, а также водохранилищами и сооружениями ГЭС и ТЭЦ.

2. Линейные сооружения - протяженные земельные участки (железные и автомобильные дороги, линии связи, ЛЭП, лесополосы, различные трубопроводы и тд.)

Образование землепользований предприятий не с/х назначения проходят через следующие стадии:

Предварительное согласование места расположения объекта;

Предоставление земельного участка с учётом предварительного согласования и на основе утвержденного проекта предприятия;

Перенесение проекта в натуру (отвод земель);

Оформление и выдача документов на право пользования земельным участком.

При образовании землепользований предприятий не с/х назначения используют следующий порядок землеустроительных действий:

Подготовительные работы, выбор и согласование места расположения объекта;

Составление и обоснование проекта;

Утверждение проектной документации и принятие решения о предоставлении земельного участка;

Отвод земельного участка в натуре;

Оформление землеустроительного дела и документов, удостоверяющих право на землю.

4.1. Подготовительные работы.

Подготовительные работы включают:

Изучение ходатайства о предоставлении земельного участка, его обоснованности, приложений к нему;

Сбор и подготовку планово-картографических материалов на территории, охватываемой проектом (масштаб 1:10 000);

Спор земельно-учётных, оценочных данных и других материалов, характеризующих состояние и ценность земель в районе размещения объекта;

Сбор и изучение материалов о раннее предоставленных данному предприятию землях и выполнении им требований, предусмотренных законодательством.

На основании полученных данных разрабатывается проект образования землепользования не с/х объекта. Полное и правильная разработка всех его составных частей должна осуществляться на этой стадии, так как в последующем любые изменения и дополнения будут невозможны или связаны с большими затратами.

4.2 Составление проекта образования землепользования

Несельскохозяйственного объекта.

При образовании землепользования не с/х предприятий необходимо соблюдать следующие требования:

Размещение предоставляемого земельного участка должно проводиться с учётом всех отраслей и категорий предприятий;

Расположение участка должно создавать территориальные условия для нормального функционирования предприятия;

Соответствие природных условий, площади и конфигурации требованиям создаваемого предприятия;

Обеспечение рационального использования остающихся земель и снижение затрат на улучшение угодий;

Обеспечение сохранения ценных с/х угодий;

Нарушение внутрихозяйственной организации территории, а также компактности и целостности землепользований должны быть наименьшими;

Недопущение нарушения в охране окружающей среды.

На этой основе можно сформулировать такие принципы при проектировании:

Неоспоримый приоритет с/х производства;

Абсолютная экономия земель от не рационального их расходования;

Полный учёт влияния не с/х предприятий на использование земли и охрану окружающей среды.

Проект образования землепользований предприятий не с/х назначения включает следующие составные части:

Установление и обоснование площади предварительно согласованного земельного участка;

Упорядочения расположений участка на территории землепользования;

Определение состава и ценностей земель в границах образуемого землепользования не с/х предприятия;

Выявление отрицательных последствий изъятия непосредственно размещаемого объекта и разработка мер по их предотвращению;

Определение размера потерь с/х производства;

Определение видов и размеров убытков землепользований, включая упущенную выгоду;

Подготовка технических условий для снятия, хранения и использования плодородного слоя почв с отводимого участка;

Проведение рекультивации нарушенных земель;

Подготовка предложений по условиям предоставления земельного участка;

Разработка предложений по реорганизации (упорядочения) существующих землепользований производства и расселения.

По заданию на проектирование необходимо выбрать наилучший вариант проектирования и размещения кирпичного завода общей площадью 5,7 га, в постоянное пользование 4,9 га, во временное 0,8 га.

Типы и подтипы почв:

Черноземы всех типов и подтипов маломощные; черноземы сверхмощные и мощные- средне- и сильноэродированные; дерново-карбонатные; лугово-черноземные, старопойменные луговые;

Черноземы слитые, темно-серые лесные, темно-бурые лесные;

Черноземы маломощные солонцеватые; темно-каштановые: лугово-черноземные солончаковатые; серые и бурые лесные; желтоземы, коричневые, перегнойно-карбонатные.

Таблице 15 Список землепользований, интересы которых затрагиваются предоставлением земель для несельскохозяйственных нужд, приведен перечень землепользований, в данном проекте это КСП «Крупское» во всех трех вариантах. Форма собственности, владения или пользования землей- коллективно-долевая.

Таблица 16 Состав площадей и качественная характеристика с/х угодий затрагиваемых образованием несельскохозяйственного землепользованиия. Землепользование КСП «Крупское», виды с/х угодий пашня, которая передается в постоянное пользование 4,9 га, во временное 0,8 га. Типы и подтипы почв черноземы всех типов и подтипов маломощные; черноземы сверхмощные и мощные- средне- и сильноэродированные; дерново-карбонатные; лугово-черноземные, старопойменные луговые; черноземы слитые, темно-серые лесные, темно-бурые лесные; черноземы маломощные солонцеватые; темно-каштановые: лугово-черноземные солончаковатые; серые и бурые лесные; желтоземы, коричневые, перегнойно-карбонатные. Балл кадастровой оценки по вариантам размещения 40, 35 и 25.характер воздействия образования не с/х землепользования на использование с/Х угодий: изъятие земель в постоянное пользование и аренда на 3 года.

Таблица 17 Проектируемые изменения в организации территории, составе и площадях угодий землепользований, затрагиваемых предоставлением земель для несельскохозяйственных нужд. Вид угодий пашня. Площадь угодий равна 5,7 га, из них предоставляется для не с/х нужд в постоянное пользование 4,9 га, в аренду 0,8 га.

Подлежит возврату или компенсации: за счет земель из фонда перераспределения 4,9 га, после с/х рекультивации переданные в аренду 0,8 га.

4.3. Установление размера потерь с/х производства.

Потери с/х производства, вызванные изъятием с/х угодий в следствие размещения на них землепользований не с/х предприятий выражается в безвозвратной потере и сокращения площадей используемых в с/х угодьях, а следовательно и уменьшение возможности производства с/х продукции. Потеря с/х производства как отрасли народного хозяйства в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почвы по уровню плодородия, по кадастровой оценке изъятых земель. Под освоением новых земель понимается выполнение комплекса работ:

Организация новых хозяйств;

Вовлечение в с/х использование земель, занятых не с/х угодьями;

Проведение мелиоративных работ (осушение, орошение)

Размер стоимости освоения земель определяется по нормативам, которые обеспечивают на осваиваемых землях производство с/х продукции в объеме не менее получаемого на изъятых участках.

Нормативы построены следующим образом: территория России разделена на 13 зон, в каждую из которых включены несколько областей, краев и республик. В каждой зоне нормативы стоимости освоения приводятся по типам, подтипам почв. К этим нормативам применяются повышающие коэффициенты до трёх раз. При изъятии земель городов центров, субъектов РФ с населением больше 10 000 и пригородных зон, особых территорий имеющих уникальные условия для производства некоторых видов с/х продукции. Нормативы построены с расчетом на то, чтобы при предоставлении участка наименее экономически выгодно было получить наиболее продуктивные земли, а наиболее выгодно не с/х угодье. Необходимо, чтобы лучшим признался вариант размещения вызывающий наименьшие потери с/х производства. При нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или не продуктивные угодья (землевание) потери возмещаются в размере 50% от норматива.

Потери с/х производства при предоставлении участков:

Для строительства мелиоративных систем на землях с/х назначения;

Естественные кормовые угодья под строительство прудов и рыбопитомников;

Под ИЖС в границах населенных пунктов

Для природных, природоохранных, природозаповедных, оздоровительных, рекреационных и истрико-культурных целей;

Для консервации деградируемых с/х угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами.

Если виновные не установлены, а также если они выполнили необходимые мероприятия по восстановлению земель, потери с/х производства не являются потерями землепользователей и собственников земли - это потери отрасли хозяйства, то есть государства. Поэтому они возмещаются не отдельным хозяйствам, а целому хозяйству как отрасли в целом для использования на освоение и улучшение с/х угодий.

Таблица 18 Расчет потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель с/х назначения под строительство. Расчет производится по трем вариантам на участках пашни площадью 4,9 га в постоянное пользование, 0,8 га в аренду:

1. черноземы всех типов и подтипов маломощные; черноземы сверхмощные и мощные- средне- и сильноэродированные; дерново-карбонатные; лугово-черноземные, старопойменные луговые. Нормативная стоимость освоения земель 260 тыс.руб/га за земли в постоянное пользование и 13 за арендуемые. Стоимость возмещения потерь с/х производства 662,48 тыс.руб за земли в постоянное пользование и 5,41 арендуемые.

2. черноземы слитые, темно-серые лесные, темно-бурые лесные. Нормативная стоимость освоения земель 235 тыс.руб/га за земли в постоянное пользование и 11,7 за арендуемые. Стоимость возмещения потерь с/х производства 598,78 тыс.руб за земли в постоянное пользование и 4,87 арендуемые.

3.черноземы маломощные солонцеватые; темно-каштановые: лугово-черноземные солончаковатые; серые и бурые лесные; желтоземы, коричневые, перегнойно-карбонатные. Нормативная стоимость освоения земель 199 тыс.руб/га за земли в постоянное пользование и 9,9 за арендуемые. Стоимость возмещения потерь с/х производства 507,05 тыс.руб за земли в постоянное пользование и 4,12арендуемые.

Таблица 19 Продуктивность с/х угодий и базовые ставки для расчета упущенной выгоды. Типы и подтипы почв:

Черноземы всех типов и подтипов маломощные; черноземы сверхмощные и мощные- средне- и сильноэродированные; дерново-карбонатные; лугово-черноземные, старопойменные луговые: с балом кадастровой оценки 40, с продуктивностью 20 центнеров кормовых единиц (в рублях 71). Базовая ставка для расчета упущенной выгоды 0,73 тыс.руб/га.;

Черноземы слитые, темно-серые лесные, темно-бурые лесные: соответственно 35, 17,5 (71), 064;

Черноземы маломощные солонцеватые; темно-каштановые: лугово-черноземные солончаковатые; серые и бурые лесные; желтоземы, коричневые, перегнойно-карбонатные: 25, 12,5 (71), 0,46.

4.4 Определение размеров убытков пользователей и владельцев земель.

Эти убытки определяются по каждому варианту размещения объекта, они подлежат возмещению в полном объеме включая упущенную выгоду, в расчете на предстоящий период необходимы для восстановления нарушенного производства. Убытки возмещаются землевладельцам и землепользователям, понёсших эти убытки. При выкупе земельного участка убытки собственников учитываются в цене, выкупаемого земельного участка. Возмещению подлежит:

Стоимость жилых зданий, объектов культуры, бытового назначения, зданий и сооружений или затраты по их переносу на новое место;

Плодово-ягодные, плодовых и других многолетних насаждений;

Незавершённое производство;

Затраты, вызываемые возникающими неудобствами;

Затраты, необходимые для восстановления ухудшенного качества земель;

Затрат, связанных с ограничением права пользования землёй;

Упущенные выгоды.

Упущенная выгода вызывается прекращением получения ежегодного дохода с изымаемых земель на предстоящий период, необходимые для восстановления нарушенного производства. Возмещается упущенная выгода в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемого в течение периода восстановления нарушенного производства. Ежегодный доход исчисляется по фактическим объемам производства, в натуральном выражении и в действует на момент изъятия земель. Упущенная выгода исчисляется умножением величины ежегодного дохода на коэффициент, зависящий от продолжительности периода восстановления. Коэффициент: 1 год - 0,9; 2 года - 1,7; 3 года-2,5; 4 года - 3, 2; 5 лет - 3,8; 6-7 лет - 4,7.

Д=У×П×Ц×К

Где Д - ежегодный доход;

У - урожайность;

П - площадь;

Ц - цена реализации;

К - коэффициент, зависящий от года.

Расчеты убытков и потерь согласовываются заинтересованными сторонами. Споры разрешаются судами.

Таблица 20 Порядок определения упущенной выгоды из нормативной продуктивности земли. Во всех трех вариантах предоставления земель для не с/х нужд затрагивается одно землепользование КСП «Крупское», последствия предоставления земель для не с/х нужд постоянное пользование с учетом компенсаций из фонда перераспределения с продолжительностью периода возмещения упущенной выгоды 2 года и аренда с последующей рекультивацией на с/х землях с продолжительностью периода возмещения упущенной выгоды 3 года; характеристика с/х угодий, на которые рассчитана упущенная выгода: вид угодья пашня, в постоянное пользование 4,9 га, в аренду 0,8 га. В первом варианте размещение происходит на видах о подвидах почв: черноземы всех типов и подтипов маломощные; черноземы сверхмощные и мощные- средне- и сильноэродированные; дерново-карбонатные; лугово-черноземные, старопойменные луговые: с балом кадастровой оценки 40, базовая ставка для расчета упущенной выгоды 0,74 тыс.руб/га, общий размер упущенной выгоды 7,17 тыс.руб.

Во- втором варианте: черноземы слитые, темно-серые лесные, темно-бурые лесные: соответственно 35, 0,64, 6,20.

В третьем варианте: черноземы маломощные солонцеватые; темно-каштановые: лугово-черноземные солончаковатые; серые и бурые лесные; желтоземы, коричневые, перегнойно-карбонатные: 25,0,46, 4,45.

4.5 Определение размера налога на землю

Таблица 21. Определение размера налога на земли, предоставляемые для нужд, до их изъятия. Наименование несельскохозяйственного объекта- кирпичный завод, на с/х угодьях подлежащих изъятию- пашня, площадью 5,7га. Ставка налога на 1 га руб.: в первом варианте размещения 216, во- втором 201, в третьем 178. Сумма налога со всей площади тыс.руб соответственно по вариантам 0,64, 060 и 0,53.

Таблица 22 Определение размера налога на земли предоставляемые для не с/х нужд после их изъятия. Наименование не с/х объекта- кирпичный завод. Категория земель- земли промышленности, общей площадью не с/х землепользования 5,7 га. Ставка земельного налога 2073,6 рубга. Размер оплаты за земля составляет 11819,52 тыс.руб..

А) ежегодный норматив тыс.руб/га: в первом варианте 260 и 13, во- втором 235 и 11,7, в третьем 199 и 9,9.

Б) продолжительность периода восстановления во всех вариантах 2 и 3 года

В) коэффициент пересчета в трех вариантах 0,52.

Г) общий размер упущенной выгоды тыс.руб: в первом варианте 662,48 и 5,41, во- втором 548,78 и 4,87, в третьем 507,05 и 4,12.

Число затрагиваемых землепользователей в рассматриваемых вариантах размещения не сельскохозяйственного предприятия затрагивается одно землепользование, в том числе с/х предприятие.

С давних времен в землеустройстве важное значение имело отграничение земель, то есть установление и изменение границ землевладений и землепользовании, их правовое и техническое оформление. В прошлом это называлось межеванием. В настоящее время этот термин в нашей стране уже не употребляется, но остался термин «межевые знаки» - специ­альные знаки для закрепления на местности границ земле­пользовании и землевладений.

Границы землевладений, как известно, определяют террито­риальные пределы прав владельца. Несмотря на важную роль этого элемента землеустройства, само по себе установление границ решает только часть задач межхозяйственного земле­устройства и является действием в основном правовым и техническим.

Главное в территориальном землеустройстве - обоснованная организация землевладений или землепользовании в целом, то есть образование новых, упорядочение и изменение существу­ющих сельскохозяйственных землевладений и землепользовании или землепользовании других хозяйств, предприятий, организаций и учреждений с установлением при этом их площади и внутренней структуры, а не только границ.

Термин «организация землепользования и землевладения» включает в себя ряд частных понятий, относящихся к межхозяйственному землеустройству. Создание (конструиро­вание) земельного массива нового хозяйства на осваиваемых землях или из земель существующих хозяйств называется его образованием. Значительное изменение размеров, размещения и числа землевладений и землепользовании группы хозяйств называют их реорганизацией. Целенап­равленное улучшение параметров конкретного землевладения или землепользования (размещения, площади, границ) называется совершенствованием землепользования (земле­владения), упорядочением или устранением недостатков. Каждое из этих действий представляет собой комплекс работ по межхозяйственному землеустройству, включая составление и обоснование проекта и другие.

Посредством территориального землеустройства осуществляются предоставление и изъятие земельных участков в порядке, установленном законодательством российской федерации.

Характерная особенность этого вида землеустройства - решение задач, выходящих за пределы организации использо­вания земель и организации территории в конкретном предприятии, в рамках отдельного землепользования (землевла­дения). При его помощи не только образуются, совершенст­вуются и изменяются отдельные землепользования (землевла­дения), но и организуются их системы.

Объектом территориального землеустройства могут быть: новое хозяйство, образуемое на землях существующих; группа взаимосвязанных землевладений (землепользовании); массив осваиваемых земель», территория административного района; другие обширные тер­ритории.

Целью территориального землеустройства является органи­зация землевладений, землепользований и их систем, рацио­нальных по размещению, площади, конфигурации, внутренней структуре и соответствующих потребностям общественного производства. Рациональным считается такое землевладение (землепользование), которое обеспечивает по своим параметрам (размещение, площадь, конфигурация, структура, границы) наибольшую эффективность в использовании земли, достижении производственных, экологических и других специальных целей. Если существующие землевладения имеют какие-то неудобства и недостатки, влияющие на экономику и организацию производства, на использование земли, проводится их упоря­дочение (совершенствование).

В ряде случаев изменение площади и размещения существующих хозяйств происходит с целью образования новых землепользовании несельскохозяйственного назначения. Земля является межотраслевым ресурсом, и посредством межхозяйственного землеустройства отводятся участки не только для сельскохозяйственных предприятий, но и для предприятий, учреждений и организаций других отраслей народного хозяйства; в этом заключается его межотраслевой аспект. Если на землях, относящихся к одной категории (например, лесного фонда), образуется землепользование, относящееся к другой категории (например, к промыш­ленности), тем самым происходит перераспределение земель между категориями; это также осуществляется посредством межхозяйственного землеустройства.

Устранение недостатков землевладений и землепользований относится только к сельскохозяйственным предприятиям, где земля является главным средством производства. Основные из этих недостатков - нерациональные размеры, чересполосица, вкрапливание, изломанность границ, дальноземелье, эрозионно-опасное расположение границ землепользования.

Методами территориального землеустройства устанавливают­ся также на местности административные границы и границы территорий с особым режимом использования земель.

В проектах межхозяйственного землеустройства по орга­низации землевладений (землепользовании) решаются следую­щие вопросы: определение площади землевладения (землепользования); его размещение на территории; включение в него у необходимого состава угодий; установление его удобной конфигурации; установление правильных границ землевладение (землепользования).

Территориального землеустройство должно быть эконо­мически эффективным; поэтому проект подкрепляется рас­четами, показывающими, насколько проектируемое землевладение (землепользование) соответствует производст­венным или социальным потребностям хозяйства и какой экономический или социальный эффект дает предлагаемая организация территории.

Суммируя все сказанное, можно дать следующее краткое определение: территориальное землеустройство - это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользований, по размещению специальных фондов земель и территорий с особыми охранными режимами, отводу (установлению) границ в натуре (на местности).

При территориальном землеустройстве определяются права на предоставленные земельные участки на основе ут­вержденных проектов, выдаются новые свидетельства (или другие документы) на право собственности, владения и пользования землей или вносятся изменения в существующие.


О «ЛИКВИДАЦИИ» ПОНЯТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Топтыгин В.В.

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия

Federal law of Russian Federation N. 66-F. L. dated May, 15, 2008 changed the concept of territorial land use planning that was introduced in the federal law “On the land use planning” dated June, 18, 2008, N. 78-F. L. into “description and (or) determination of the boundaries of land use planning units”. Meanwhile, the historical experience of realization of land use planning in Russia especially during recent years shows that the concept and the content of land use planning is much wider than simple description and determination of the boundaries of land use planning units.

Федеральным законом РФ от 13.05.2008 г. №66-ФЗ понятие территориального землеустройства в Федеральном законе от 18.06.2001 г. №78 - ФЗ «О землеустройстве» заменено на «описание и (или) установление границ объектов землеустройства». Между тем исторический опыт проведения землеустройства в России, особенно в последние годы, показывает что понятие и содержание территориального землеустройства гораздо шире, чем простое описание и установление границ объектов землеустройства.

Анализ содержательной части землеустройства показывает, что большая часть землеустроительных действий, за исключением планирования и прогнозирования использования земель, разработки различного рода программ, схем использования и охраны земель, а также обследовательских и изыскательских работ, связана с землеустроительным проектированием. Поэтому можно констатировать, что землеустроительное проектирование раскрывает основное содержание землеустройства (3,4).

Территориальное землеустройство - это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользовании, специальных фондов земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирований (природоохранного, рекреационного, заповедного, историко-культурного назначения и др.), а также отводу земель в натуре (на местности) (3,4).

Посредством землеустроительных действий, проводимых при территориальном землеустройстве:

Формируют (образовывают) и перераспределяют земельную собственность (земельные участки), принадлежащие различным землевладельцам и землепользователям (в том числе и в пределах одного землепользования);

Устанавливают, восстанавливают и закрепляют на местности границы земельной собственности, административно-территориальных образований, территорий с особым режимом использования, границ специальных земельных фондов;

Определяют порядок, режим и условия и землепользования.

Территориальное землеустройство являлось необходимым во всех случаях, когда требовалось предоставление и изъятие земельных участков и осуществлялся земельный оборот. При проведении территориального землеустройства выполнялись следующие основные виды работ:

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

Межевание объектов землеустройства (2).

В целом оно являлось основным механизмом образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства, наделения землей граждан и юридических лиц, перераспределения земель.

Факторами территориального землеустройства назывались причины и условия, вызывающие необходимость его проведения.

Основные факторы, требующие проведения территориального землеустройства были и сейчас остаются следующие:

Создание предприятия, организации, учреждения, для деятельности которых требуется земельный участок (т.е. образование нового землевладения и землепользования);

Создание фондов земель специального назначения (перераспределения, переселения и др.), установление новых границ и размещение территорий с особым режимом и условиями использования (административно-территориальных образований, территорий с особым правовым режимом земель в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп; природоохранных, рекреационных, заповедных и других территорий);

Требования охраны природы.

Остальные факторы относят к землям сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственным организациям:

Наличие недостатков (неудобств) в размещении земельных участков, землевладений, землепользовании и их границ;

Несоответствие существующей площади и структуры землевладения, землепользования потребностям производства данного хозяйства и условиям рационального использования земли в нем;

Изменение условий производства в хозяйстве (специализации, числа и размеров отраслей, категории и направления использования земель), ведущее к несоответствию между параметрами землевладения, землепользования и производства.

Кроме того, территориальное землеустройство проводят:

При предоставлении земельных участков для государственных и муниципальных нужд, юридическим и физическим лицам, изменении границ и площадей объектов землеустройства (укрупнения, разукрупнения, объединения земельных участков);

Предоставлении гражданам, юридическим лицам земельных участков из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Изъятии (выкупе) земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

Совершении гражданами, юридическими лицами сделок с земельными участками и (или) их частями (обороте земельных участков);

Иных установленных законом случаях (3).

Объектами территориального землеустройства являются земельные участки, землевладения и землепользования реорганизуемых хозяйств или их групп; фонды земель специального назначения; другие объекты, которые необходимо землеустраивать или на территории которых происходит перераспределение земель: хозяйства, группы хозяйств, земли предприятий и их объединений; административные районы; земли, находящиеся в ведении местной администрации (в черте и за чертой населенных пунктов); осваиваемые территории, территориальные зоны.

Сложившаяся в 1991-2006 гг. и в предшествующие годы практика землеустроительного производства показывает, что при территориальном землеустройстве разрабатывают большое числоземлеустроительных проектов. Их перечень можно свести к следующим:

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства на землях всех категорий земель;

Территориальное землеустройство и подготовка документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю;

Образование новых землевладений и землепользований сельскохозяйственных организаций и граждан;

Упорядочение (реорганизация) землевладений и землепользований существующих сельскохозяйственных предприятий (организаций) и граждан с устранением неудобств в расположении земель;

Организация землепользований для целей несельскохозяйственного использования (изъятие и предоставление земель промышленным, транспортным и другим предприятиям несельскохозяйственного назначения);

Установление и упорядочение границ административно-территориальных образований;

Определение границ территорий традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

Установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;

Образование земельных фондов различного целевого назначения (специального, перераспределения, переселенческого и др.);

Земельно-хозяйственное устройство городов;

Упорядочение земельного фонда ЗАТО;

Межевание объектов землеустройства.

Опыт показывает, что при отсутствии таких проектов нельзя разграничивать, перераспределять, предоставлять, изымать, обменивать земельные участки и организовывать рациональное использование земель и их охрану на различных территориях. При этом проекты территориального землеустройства служат заданием для последующих землеустроительных действий, включая проведение внутрихозяйственного землеустройства.

Таким образом, приведенный перечень работ по территориальному землеустройству показывает, что оно является обязательной и первоначальной стадией разработки мероприятий по рациональному использованию и охране земель и по своему содержанию не может быть заменено «описанием и установлением границ земельных участков».

Литература:
Федеральный закон РФ от 13 мая 2008 г. №66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Положение о проведении территориального землеустройства – Постановление Правительства РФ от 7 июля 2002 г. №396.

Вершинин В.В., Воробьев А.В., Демидова М.М. Практикум по составлению землеустроительной документации (научно-методические рекомендации). – Волгоград: «Станица», - 2004 г.

Волков С.Н. Землеустройство. Землеустроительное проектирование. Межхозяйственное (территориальное) землеустройство. – М., Колос, 2002. Т.3 – 384 с.

Волков С.Н. Землеустройство. Землеустройство в ходе земельной реформы (1991-2005 годы). – М., КолосС, 2007. – с. 163-164.

Термин «землеустройство» появился в ходе аграрной реформы П. А. Столыпина. До этого использовался термин «межевание», понимавшийся шире, чем сейчас. Согласно земельному кодексу Российской Федерации «землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства» [Земельный Кодекс РФ; Гл. ХI, с. 68].

Все землеустроительные действия делятся на два направления. Первое – территориальное, включены работы по перераспределению земель между субъектами хозяйствования, землевладельцами и землепользователями, а также между категориями земель, (то есть по целевому использованию) и отраслями, сферами хозяйственной деятельности.

Во второе – внутрихозяйственное, входят мероприятия по землеустройству сформированных землевладений и землепользований, по их рациональной организации, размещению севооборотов, ферм, дорог, улучшению использования и охраны земель.

Несмотря на различия, оба вида землеустройства объединяются общей целью: «организации рационального, полного и эффективного использования земли». По охвату территории выделяют районную, областную, общегосударственную систему землеустройства. Эти направления между собой тесно взаимосвязаны, и схемы территориального землеустройства дополняются схемами внутрихозяйственного землеустройства.

Главной задачей территориального землеустройства является рациональная и эффективная организация использования земель, территориальная организация всех видов деятельности. В настоящее время в Земельном кодексе и Законе о землеустройстве появляется термин «территориальное землеустройство», как часть межхозяйственного землеустройства. В данном тексте термины будут употребляться как синонимы.

Целью проведения территориального землеустройства является распределение земель между землепользователями и землевладельцами, не допускающее нерационального их использования. Его немаловажной частью является охрана земель в процессе распределения и перераспределения, во время которого необходимо усмотреть возможные экологические последствия и нейтрализовать негативное воздействие объекта на окружающую среду». Следовательно, в состав схем или проектов реорганизации территории должны входить «предложения по размещению природоохранных систем и сооружений, стабилизирующих экологическую ситуацию.

Территориальное землеустройство призвано ограничить любые потери качества земли, связанные с их хозяйственным использованием. Для этих целей необходимо прогнозирование потенциальных изменений природной среды, связанных с деятельностью человека. Территориальное землеустройство должно быть тесно связано с государственной экологической экспертизой. При строительстве новых и реконструкция действующих объектов сельскохозяйственного и промышленного назначения необходимо учитывать направленность вещественно-энергетических потоков внутри речного бассейна и потенциальную опасность загрязнения земель и вод.

Таким образом, «межхозяйственное землеустройство является первым и основным элементом в охране не только земель, но и окружающей среды в целом. Поэтому при его проведении нельзя ограничиваться лишь распределением земель между землепользователями и землевладельцами. Необходимо также учитывать природные условия и особенности территории, а также влияние на природную среду различных видов сельскохозяйственной и промышленной деятельности человека.

    Список литературы.
  1. Земельный кодекс Российской Федерации // Российская газета. – 2001. – №211-212 (30 октября). С. 9-14.
  2. Сулин М. А. Землеустройство / М. А. Сулин. – СПб. : Лань, 2005. – 448 с.

Немыкин А.Я. Ландшафтно-бассейновый подход в территориальном землеустройстве Воронежской области (диссертация)

Землеустройство - это комплекс мероприятий, нацеленных на управление земельными ресурсами, который регламентируется действующим законодательством. Он необходим для правильного использования, восстановления и охраны земель. Кроме того, землеустройство включает в себя изучение состояния земель, установление границ землепользования, организацию рационального использования и решение юридических вопросов. Это была общая характеристика, а теперь узнаем подробнее, что собой представляет землеустройство, какие функции оно выполняет, какими документами регламентируется и многое другое.

Понятие

Землеустройство - это совокупность связанных между собой работ, направленных на изучение состояния земельных ресурсов и их грамотное распределение. Работы могут быть картографическими, инженерно-техническими, инвентаризационными и юридическими. Сюда же входят мероприятия по организации территории и определению границ объектов на местности. Все это проводится согласно установленной процедуре. Вот таким обширным понятием является землеустройство. Ресурсы, которых всегда не хватает, должны использоваться рационально. В этом и заключается главная задача землеустройства.

В Российской Федерации, кроме мероприятий по изучению земель, их планирования, рационального использования и охраны, описания местоположения и установления границ объектов на местности, землеустройство занимается организацией рационального использования гражданами и юридическими лицами участков, принадлежащих малочисленным коренными народам Дальнего Востока, Севера и Сибири с целью обеспечения привычного образа жизни и хозяйственной деятельности.

Методы землеустройства

Землеустройство включает в себя такие процедуры:

  • кадастровая съемка;
  • аэросъемка;
  • топографо-геодезические, геоботанические и почвенные обследования;
  • межевание границ;
  • разработка предложений по рациональному использованию земель.

Все это позволяет собирать и анализировать данные о качественных и количественных параметрах земельных территорий государства. Надежность и достоверность информации, полученной в результате работы с измерительными средствами, которые используются для измерения и обследования земельных участков, контролируется с помощью сертификации этих самых средств на основе технологических и технических стандартов.

По результатам проведенных обследований составляется документация, включающая планы и схемы участков, картографические и прочие материалы землеустройства. На основе документации на все объекты землеустройства составляется землеустроительное дело.

Площадь участка, расположение инженерных систем и других объектов, в том числе природных, заносится непосредственно в план земельного участка. Дополнительно в такой план может входить информация об ограничениях или обременениях участка, указывающая на территории, имеющие право сервитута. План необходим при покупке, продаже и прочих земельных сделках.

Социальные аспекты землеустройства

При проведении работ по землеустройству в обязательном порядке учитываются социальные аспекты. К таковым относятся:

  1. Система расселения (плотность и структура населения).
  2. Количество, размер, расположение и уровень благоустройства населенных пунктов.
  3. Населенные пункты, несущие сельскохозяйственное значение (деревни, села).
  4. Наличие и расположение водных фондов.
  5. Наличие и состояние железнодорожных и автомобильных путей сообщения.
  6. Наличие коммуникационных сетей: электричество, телефонная связь, водопровод, газопровод и прочее.

Во время исследования сельскохозяйственных населенных пунктов учитываются такие факторы: развитие инфраструктуры, наличие производственных фондов (фермы и прочие объекты хозяйственного значения) и их состояние, а также степень развития и автоматизации этих фондов.

Цели землеустройства

С течением времени цели землеустройства могут меняться. На сегодняшний день они таковы:

  1. Реализация государственной земельной политики с помощью экологически и экономически обоснованного перераспределения земельных фондов по субъектам права на землю и формам собственности.
  2. Образование специальных земельных фондов, формирование рентабельной системы использования этих фондов, обеспечение справедливых земельных преобразований и гарантия прав на землю, прописанных в Конституции.
  3. Организация мероприятий направленных на: перспективное распределение земель, организацию рационального использования разных категорий участков, вне зависимости от формы собственности, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; и наконец, обеспечение условий (организационных и территориальных) для эффективной деятельности в сельскохозяйственной и других отраслях.
  4. Проектирование и установка границ административно-территориальных и муниципальных образований, территорий, имеющих особый правовой статус использования земли, а также закрепление городских черт.
  5. Создание новых участков, реорганизация имеющихся участков, оформление их границ и закрепление этих границ на местности.
  6. Подготовка документации для принятия государственными органами решений об управлении земельными ресурсами, а также для реализации оборота земель и регистрации прав владения участками.
  7. Получение информации о качественных и количественных показателях использования земли. Это необходимо для: разработки документации; ведения государственного кадастра, мониторинга территорий, контроля за использованием земель и их охраной и выполнения других государственных функций управления земельными фондами, в том числе взыскание платы за пользование землей и организация мероприятий по стимулированию рационального использования территорий, возмещение убытков, которые может понести лесо- и сельскохозяйственное производства при выкупе или предоставлении земель, и прочее.
  8. Разработка и внедрение методов, нацеленных на сохранение и совершенствование природных ландшафтов, восстановление плодородия почвы и его повышение, землевание малопродуктивных угодий, рекультивацию нарушенных земель, а также защиту территорий от опустынивания, эрозии, подтопления и прочих негативных явлений.
  9. Внутрихозяйственная организация территорий и создание условий для обеспечения рационального функционирования объектов землеустройства.

С точки зрения земельного строя задачей землеустройства является также организация рационального использования и охраны территорий в каждой отрасли экономики, а также приведение организации земель в соответствие с текущими земельными отношениями. Благодаря землеустройству соблюдаются оптимальные условия использования земельных фондов и решаются организационные задачи землепользования.

Функции

Государственные. Землеустройство относится к сфере общественного производства, а значит, оно служит основным государственным рычагом для осуществления земельных преобразований. Следовательно, оно должно иметь государственный характер. С этой целью создаются специальные комитеты. В народе говорят просто: «Комитет по земельным и землеустройству», но в действительно его название несколько длиннее. На уровне государственных функций землеустройство дает возможность:

  1. Реализовать земельную реформу.
  2. Определить перспективность использования территорий.
  3. Перераспределить земли между субъектами и по формам собственности.
  4. Определить целевое назначение земли.
  5. Организовать охрану земельных фондов.
  6. Сформировать рациональную модель землевладения и землепользования.

Государственное землеустройство включает в себя подготовку землеустроительной документации для принятия решений об управлении ресурсами и проведении непосредственно землеустройства. В обеспечении государственных функций используются такие схемы землеустройства:

  1. Генеральную.
  2. Отдельных субъектов.
  3. Муниципальных образований.
  4. Использования и охраны земельных фондов.

Отраслевые . К этим функциям относится поиск территорий для организации несельскохозяйственных производств, изъятие ценных земель и участков с природоохранным статусом.

Территориальная . Эта функция создает условия для жизнедеятельности всех отраслей экономики и формирует рациональную систему землепользования в сельскохозяйственной и другой отраслях.

Принципы

При ведении землеустройства соблюдаются такие принципы:

  1. Обеспечение законных интересов граждан, проживающих на исследуемой территории, и других субъектов права.
  2. Экологические требования имеют приоритет перед экономическими аспектами планируемой эксплуатации земель. Это свидетельствует о необходимости охраны ценных угодий от взятия их под несельскохозяйственные нужды, рекультивации нарушенных участков, консервации территорий, пострадавших от загрязнения промышленными, химическими или радиоактивными отходами.
  3. Обеспечение одинаково выгодных территориальных и организационных условий для различных форм хозяйственности и развитие всех отраслей экономики. Отсюда следует необходимость в сбалансированности между доступными производственными фондами и выделяемой землей, а также обеспечении всех условия для нормального функционирования земельных фондов.
  4. Исследование перспективных направлений развития муниципальных и прочих административно-территориальных субъектов.
  5. Исследование экологической устойчивости и дальнейшей пригодности к использованию земель хозяйственного и другого назначения при нормальной интенсивности их эксплуатации.
  6. Сохранение и рационализация использования ландшафтов.
  7. Соблюдение компактного расположения земельных участков, обеспечение их оптимальной формы и площади, а также комфортного к ним доступа.
  8. Обеспечение стабильного использования участков и предупреждение излишнего деления угодий в том случае, если их целевое применение невозможно или связано с трудностями.
  9. Регулировка оптимального размещения и соотношения участков, а также интенсивности их эксплуатации.
  10. Создание и сохранение элементов организации территории, устойчивых к изменению метеорологических условий. К таковым относятся дороги, лесополосы, мелиоративные сети и прочее.
  11. Использование агроэкологической оценки территории и принципа эколого-технологического зонирования, на основе которых реализуется проект землеустройства.
  12. Своевременное изъятие загрязненных, деградирующих или зараженных участков из сельскохозяйственного пользования с последующей консервацией и исключением варианта их перераспределения.
  13. Определение требований по экологии и обеспечение норм и нормативов, описанных в соответствующих стандартах.

Землеустройство обычно делится на территориальное и внутрихозяйственное. Рассмотрим каждый из видов.

Территориальное землеустройство - это комплекс работ, направленных на изучение состояния земельных фондов, организацию их грамотного использования, определение административно-территориальных границ и межевание земельных объектов.

Его целесообразно проводить в таких случаях:

  1. Изменение границ участка.
  2. Обнаружение нарушенных земель.
  3. Консервация и рекультивация угодий.
  4. Выделение земельных долей.
  5. Изъятие или предоставление участков под сельскохозяйственную деятельность.

К территориальному землеустройству также относится:

  1. Установление и изменение межи населенных пунктов.
  2. Зонирование населенных пунктов.
  3. Создание охраняемых территорий (парки, сады и прочее).
  4. Создание зон с особым режимом землепользования.
  5. Расположение предприятий.

Это комплекс работ по организации рационального землепользования в пределах определенных участков, выделенных под сельскохозяйственную деятельность. Фактически предназначение этого вида землеустройства заключается в изучении и утверждении планов размещения земель, пастбищ, жилых и производственных зданий, а также сооружений инженерно-транспортной инфраструктуры в пределах определенного участка. Как правило, проведение такого землеустройства организовывается по требованию субъектов, обладающих правами на участок.

Землеустройство состоит из довольно обширного перечня работ:

  1. Разработка генеральных планов застройки города.
  2. Планирование развития отдельных районов города и сельских округов.
  3. Разработка схем зонирования защиты населенных пунктов от последствий чрезвычайных ситуаций.
  4. Разработка зон охраны объектов особого значения.
  5. Разработка зон охраны от воздействия промышленных предприятий.

При реорганизации территорий компании, занимающиеся землеустройством, проводят:

  1. Инвентаризацию угодий.
  2. Отделение земли, передаваемой в частную собственность.
  3. Уточнение размеров участка.

На основе такого документа, как положение о землеустройстве, определяются требования к расположению земель.

Землеустройство осуществляется по распоряжению государственных органов. Главный из них - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Основание для проведения таких работ служат договоры, заключенные заинтересованными лицами и землеустроительными организациями. Субъекты, законные интересы которых могут быть затронуты в процессе землеустройства, должны быть извещены о его проведении в письменном виде. В случае несогласия последних комитет по землеустройству будет рассматривать их претензии и защищать права.

По результатам зонирования составляется схема участка. В нее входят данные о расположении, площади и назначении угодий, разрешенные способы использования земли, ограничения, обременения и сервитуты.

Эта схема лежит в основе сделок на строительство объектов коммуникаций и подъездных дорог, развития торговли, общественного транспорта и прочей инфраструктуры.

Объекты землеустройства - это территории муниципальных образований, субъектов государства, населенных пунктов, а также территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования земель.

Документация

По результатам проведения землеустройства формируют специальные документы. К ним относятся:

  1. Схемы: землеустройства территорий, генеральная, охраны и использования земель, землеустройства муниципальных образований.
  2. Карта (план) исследуемого объекта.
  3. Проект внутрихозяйственного землеустройства.
  4. Проекты: улучшения сельхозугодий, освоения новых территорий, рекультивации нарушенных земель, защиты от негативных воздействий (сели, эрозия, заболачивание, подтопление, иссушение, вторичное засоление, уплотнение, загрязнение и так далее).
  5. Отчеты о почвенных, геоботанических и других изысканиях и обследованиях, в том числе инвентаризации земли и оценки ее качества.
  6. Тематические карты и атласы.

Федеральный закон о землеустройстве и прочие нормативно-правовые акты государства или его отдельных субъектов могут самостоятельно устанавливать другие виды землеустроительных документов.

В дальнейшем землеустроительные документы применяют для регистрации прав на отдельный участок наряду с документами, устанавливающими право собственности.

Подготовка кадров

Земельные ресурсы и землеустройство - весьма объемная область знаний. Поэтому в ней задействовано довольно много специалистов. Это направление государственной деятельности играет важнейшую роль в образовании поселков и городов, их дальнейшем развитии и благополучии. Существуют не только факультеты, но и целые университеты, готовящие кадры по столь обширной специальности, как землеустройство и кадастры. Это еще раз доказывает актуальность и полезность данной профессии.

Для примера коротко рассмотрим Московский университет землеустройства. Учебное заведение было основано в 1779 году для кадрового обеспечения земельных реформ, работ по распределению земель и организации их грамотного использования. Это имело как политическое, так и социально-экономическое значение в формировании территорий России, закреплении границ и установлении прав на земельную собственность. На сегодняшний день вуз является единственным в России учебным заведением, специализирующимся на подготовке специалистов по данному направлению. Землеустройство и кадастры - далеко не все, чему учат в Московском университете. Здесь также готовят геодезистов, юристов, архитекторов, оценщиков земли, экономистов и специалистов смежных отраслей. Выпускников данного вуза принимают на работу как в Комитет по ресурсам и землеустройству, так и в частные компании этой отрасли, проектные бюро и прочие организации.

В университете трудится более трехсот преподавателей, среди которых 50 профессоров, докторов и 160 кандидатов наук. Абитуриенты могут выбрать специальность среди 9 факультетов и 27 кафедр.

Заключение

Сегодня мы познакомились с таким понятием, как землеустройство. Резюмируя вышесказанное, отметим, что землеустройство - это система мер, способствующих рациональной организации, эксплуатации и охране земельных фондов. Кроме того, оно отвечает за сохранение природных ландшафтов и создание благоприятной экологической среды. Для подготовки специалистов этой отрасли создаются целые университеты, а за государственное управление земельными преобразованиями отвечает комитет по землеустройству.

Главными мероприятиями землеустройства являются: освоение новых территорий, улучшение земель хозяйственного назначения, рекультивация нарушенных территорий, а также топографические, геодезические, картографические, почвенные, агротехнические и прочие работы.