«Временные трудности»: фильм, который пропагандирует невежество и насилие. «Я из стартапера стал старпёром». Аркадий Цукер о реверсивном образовании и работе будущего

23.09.2019 Снилс

Кадр из фильма. Скриншот с youtube.com

13 сентября в российский кинопрокат вышла социальная драма «Временные трудности». Это фильм о том, как ребенка с ДЦП отец воспитывал по своей методике, главный принцип которой – считать его таким, как все, без скидок на заболевание. Финансировал съемки Фонд кино (далее – ФК).

Как сообщали авторы в 2016 году, когда фильм был представлен в ФК на очной защите, в основу сценария была положена история Аркадия Цукера из Новокузнецка. Сейчас в титрах строка о том, что история основана на реальных событиях, по-прежнему присутствует, однако имени прототипа главного героя там нет.

Также претерпел изменения актерский состав. Изначально анонсировалось, что в съемках примет участие Константин Хабенский, но позже на главную роль был утвержден Риналь Мухаметов.

Насколько реалистичен фильм, и был ли в действительности прототип у главного героя?

Аркадий Цукер известен как бизнес-тренер, маркетолог, автор образовательных курсов. Его хорошо знают в интеллектуальной среде Новокузнецка, Томска, Новосибирска и ряда других городов Западной Сибири.

Диагноз, который был поставлен ему в детстве, не является медицинской тайной. По крайней мере, в одной из своих лекций Цукер публично рассказал о заболевании, подробно разъяснив те методы реабилитации, которые к нему применял отец.

Впоследствии история, рассказанная в этом видео, и легла в основу сюжета кинокартины.

По словам людей, знающих Аркадия на протяжении многих лет, факт наличия у него в детском возрасте ДЦП неоспорим. Совершенно точно также то, что это была не тяжелая форма заболевания, как показано в фильме.

Елена Васильевна Макарова, учитель географии школы 52, в которой учился Цукер, помнит его с первого класса. Это был один из любимых ее учеников, как она говорит – «звездочка». Ребенком Аркадий принимал участие в школьных мероприятиях, утренниках. Был старательным, усидчивым, эрудированным.

«Аркадий был из категории учеников, которые делают больше, чем просит учитель. И к старшим классам он стал выделяться на общем фоне. Особенно в старших, очень сильно. Речь была великолепная, запас слов огромный, владел очень хорошо географической терминологией. Класс был не слишком сильный, трудолюбивых ребятишек было немного. И Аркаше часто на уроке делать было практически нечего», – вспоминает Макарова.

По ее словам, в старших классах Цукер перевелся на домашнее обучение, в школе он появлялся только для того, чтобы сдавать зачеты и экзамены.

В начале 1990-х такая форма обучения не была принята, и учителям пришлось согласовывать это решение в городском отделе народного образования.

Однако необходимость такого эксперимента не была вызвана плохим отношением одноклассников к Цукеру. Нет. По словам Макаровой, он значительно опережал сверстников в интеллектуальном развитии, и, обучаясь дома, мог глубже и шире изучить программу.

52 школа в Новокузнецке, в которой обучался Аркадий Цукер, с 1977 года считалась «спортивной». Здесь наравне с обычными были сформированы отдельные классы для игроков детской сборной новокузнецкого хоккейного клуба «Металлург». Такой школа остается и сегодня. В числе ее выпускников известные хоккеисты: Сергей Бобровский, Дмитрий Орлов, Илья Сорокин, Кирилл Капризов.

Однако Елена Макарова не помнит, чтобы у Аркадия возникали трудности в общении со сверстниками – спортсменами или обычными ребятишками. По крайней мере, историй о том, как сверстники вытирали об него ноги или подвешивали за пиджак в раздевалке, она не знает.

«Никакого избранного отношения к нему по болезни не было. В школе на его заболевание особо никто не обращал внимания, потому что отношение к нему было такое же, как ко всем.

У нас было так: если хоккеист затронул кого-то из детей – не спортсменов, его сразу же исключали из школы, какой бы “звездой” в 52 школе он ни был. И ребята это знали. Поэтому хоккеисты обижать его не могли. Одноклассники не завидовали, что он лучше всех. У него с ребятами всегда были хорошие отношения», – вспоминает Макарова.

О том, что Аркадий Цукер был ребенком с выдающимися интеллектуальными способностями, но с совершенно незаметным ДЦП, также говорит и другой педагог – учитель истории той же школы Вера Васильевна Толстогузова.

«Был жизнерадостный, доверчивый, доброжелательный, всегда улыбался при общении. Вежливый, никогда не жаловался на свою болезнь, не требовал к себе особого внимания и снисхождения. Тяга к знаниям, феноменальная память, целеустремленность.

Чувствовал и понимал многие вещи гораздо глубже, чем сверстники. Уже в школе он был интеллектуал. С ребятами из школы он общался, одноклассники относились к нему спокойно, дружелюбно, без зависти. Считали его умным. Успехам не завидовали, так как он сдавал задания индивидуально. Никто над ним не издевался», – вспоминает Вера Толстогузова. Она же отмечает, что в старших классах его заболевание было не так заметно: «Координация не была нарушена. Просто он медленно все делал и двигался, преодолевая трудности. Речь у него была свободная, очень грамотная, последовательная».

Поскольку к старшим классам признаки заболевания более или менее сгладились, то даже не все сверстники знали о том, что у Цукера диагностирован ДЦП.

«Мы были вместе в советско-американском лагере в 1990 году. Аркаше было 16–17 лет, если я правильно помню, он учился еще в школе тогда. Милый, обаятельный парень. Интересный. Наизусть читал Гумилева. Я ему очень симпатизировала. Он очень начитанный, мудрый не по возрасту был. Но про ДЦП ничего не знаю», – вспоминает те годы новокузнечанка Наталья Стукова.

Семья Цукеров – по воспоминанию Веры Толстогузовой – глубоко интеллигентная. «Простая (без амбиций), дружная. Подробно мы о семье не разговаривали, но из некоторых его слов можно было понять, что родные всячески поддерживали его в моральном плане и в духовном развитии».

Сергей Тепляковский, знающий Аркадия около 20 лет, также говорит о том, что в семье Цукеров культивировалось знание и интеллект. Другое дело, считает Теплковский, что сам Аркадий – личность неоднозначная, одаренный, умный, широко эрудированный человек, и он сам мог в немалой степени способствовать формированию мифов о себе.

«Много читал. Много фантазировал: рассказывал, как он, преодолевая недуг, полз по железнодорожному полотну километры, как он овладевал иностранным языком после телефонного общения с носителем языка, как он излечил себя от близорукости за несколько сеансов.

Культ знаний был помножен на огромное время, проведенное в одиночестве: в детстве болезнь значительно сузила круг его общения. Но он старался привлечь внимание педагогов. Он стремился к общепринятым атрибутам успеха – занимал разные общественные «должности»: староста класса, пионервожатый и т.п.», – говорит Тепляковский.

После окончания школы Цукер поступил в Томский университет на философский факультет. По словам учительницы Елены Макаровой, именно тогда, после вступительных экзаменов, у него вдруг стало заметно заболевание. И он действительно смог это преодолеть – правда, без какого-либо насилия со стороны отца. Оказавшись один в чужом городе, без поддержки, без знакомств, он улучшил свое состояние.

«Врачи прогнозировали, что он будет прикован к постели: “Молодой человек, готовьтесь к самому плохому – постельный режим”. У него была очень сильно нарушена координация движений, его мотало из стороны в сторону. Но он поднял себя сам – начал заниматься по методике Порфирия Иванова. Закаливание, обливание на улице холодной водой, и это ему помогло. Он очень укрепил ЦНС. И чудо практически свершилось: никаких заметных признаков уже не стало!» – говорит Макарова.

«Симптомы ДЦП у Цукера были очевидны. Вопрос лишь в том, насколько они скомпенсированы. Судя по настоящему состоянию, Аркадий лишь немного улучшил походку – он человек упорный», – считает Сергей Тепляковский.

Как видим, история реального человека и персонажа фильма совпадает только в том, что оба они имели заболевание ДЦП. Нужно ли ассоциировать реального Аркадия Цукера и экранного Сашку Ковалева? Корреспондент «Милосердия.ru» обратился с просьбой прокомментировать ситуацию непосредственно к Аркадию Цукеру, но тот отказался от разговора.

В PR-дирекции Фонда кино на вопрос о том, проверяют ли сценарий кинокартины на достоверность, пояснили, что в ФК создана сценарная рабочая группа под руководством Владимира Хотиненко. Она и определяет, будет ли выделено финансирование для фильма. Однако, поскольку кино не является документальным, в нем может присутствовать и доля вымысла.

Продюсер кинокартины Георгий Малков сообщил корреспонденту, что в той части фильма, которая касается детства главного героя, история не является вымышленной.

Однако титры о том, что фильм основан на реальной истории именно Аркадия Цукера, создателям пришлось убрать: «потому что его как человека напугали обвинения, предъявленные фильму, в том числе, вашим порталом».
Малков отметил, что в процессе создания фильма они консультировались со специалистами: «Методы излечения (без кавычек) оценивались и рекомендовались, например, в части показанного в фильме реабилитационного оборудования специалистами. Безусловно, в отношении тех форм болезни, которые предполагают реабилитацию (как в случае Цукера). И более того, сейчас к нам пришел уже ряд запросов показать кино в нескольких интернатах для детей, больных ДЦП».

Ольга Журавская, директор фонда «Журавлик», оказалась в числе тех, кто изначально указывал на фактические ошибки и оплошности сценаристов, но так и не была услышана.

«Я была еще президентом благотворительного фонда «Галчонок», когда к нам пришли продюсеры этого фильма со словами: «Не хотите ли вы каким-то образом привлечь зрителей пожертвовать деньги в фонд?»

У нас много детей с органическим поражением нервной системы, и мы сначала обрадовались, потому что не так много художественных фильмов снимается про наших детей с особыми потребностями.

После прочтения синопсиса и просмотра трейлера стало понятно, что мы участвовать в этом не можем. Мы старались донести до продюсеров, почему. Мы объяснили, что считаем: этот фильм некорректно показывает процесс реабилитации детей. Он фактически оправдывает жестокие методы воспитания, которые не применимы ни к каким детям – ни к особенным, ни к обычным.

И этот фильм пропагандирует невежество и насилие – ребенок с ДЦП не реабилитируется, если его бросать одного в лесу.

Мы не считаем, что какими-то насильственными методами, а завязывать шнурки шесть часов, это, безусловно, очень насильственный метод, можно чего-то добиться.

Мы не очень верим, что при насильственных методах мотивация работает хорошо, и работает в принципе. Но мы знаем совершенно точно, что это работает при ненасильственных игровых методах.

Все, чему мы хотим научить ребенка, мы можем научить через игровой метод.

Нас стараются убедить, что ребенок с существенной формой ДЦП, над которым издевались все детство, в результате реабилитировался в полную норму. И разве что психологическая проблема отрицания отца не дает ему жить спокойно.

Кадр из фильма с сайта kinopoisk.ru

Этот фильм полностью и весь не соответствует действительности.

Я не очень представляю, как можно реабилитировать хоть кого-то теми методами, которые показаны в этом фильме».

Фильм дает ложные надежды на излечение, считает Екатерина Клочкова, врач, физический терапевт, директор АНО «Физическая реабилитация». Больше 25 лет Екатерина ведет клиническую работу с детьми, имеющими различные двигательные нарушения (в том числе ДЦП) и их семьями, проводит программы повышения квалификации физических терапевтов, эрготерапевтов, специалистов по физической и социальной реабилитации.

«Тема ДЦП для меня – очень оптимистичная тема. Если ты все делал правильно, то твой ребенок здорово развивается, и даже дети с тяжелыми нарушениями могут освоить некоторые навыки. Не так много случаев, когда у ребенка действительно тяжелые и множественные нарушения, где мы можем только поддерживать и предотвращать вторичные осложнения.

В подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с детьми, которые развиваются, учатся, действуют безо всяких унижений и мучительных вещей. И это важно.

А в фильме тебе говорят, что упорный труд позволяет полностью преодолеть болезнь. И люди вместо того, чтобы заниматься реабилитацией, будут пытаться вылечить ребенка, не желая понимать, что ДЦП – это навсегда.

Церебральный паралич – это состояние, которое сформировалось у ребенка в первые два года жизни, и его тяжесть не меняется.

Мировая наука доказала: если у тебя есть церебральный паралич и по системе классификации больших двигательных функций у тебя, например, пятый уровень, то он у тебя останется пятым.

Ты можешь ездить в Китай и исколоть тело иголками, танцевать в лесу с медведями, оперироваться или нет, все равно, уровень твоей мелкой моторики останется таким же.

Даже то, что Аркадий Цукер рассказывает в своих презентациях, например, как у него были контрактуры пальцев, а потом он их смог разработать – этого быть не может.

Если на самом деле что-то случилось, и его отец его вылечил, то у отца должна была быть премия, и всех бы так лечили.

ДЦП, к счастью для нас, изучен вдоль и поперек. Мы знаем, как будут развиваться симптомы церебрального паралича, как будет развиваться ребенок, если мы его правильно диагностировали. И если он выбивается из картины, то для нас – специалистов, это «звонок», что ты чего-то не досмотрел. Точно также не может быть, чтобы у человека были контрактуры и потом они исчезли. Такого не бывает.

На протяжении долгого времени, и в советское время особенно, ДЦП был такой “помойкой”, куда скидывали все непонятные диагнозы. 90% детей не получали необходимой диагностики, которая была доступна детям на Западе и части детей в России – преимущественно, проживающим в больших городах. Когда родился Аркадий Цукер, его везти-то было некуда, и диагноз ставить было некому.

Сейчас в нашей стране многое изменилось, и можно более адекватно подойти к диагностике. Я не видела историю болезни Цукера, я не знаю, что с ним было в детстве. Но по симптоматике, показанной в кино, ничего этого быть не могло».

Посмотрите, если считаете, что у вас есть проблемы

Метод «временных трудностей»

Недавно наткнулась на видео с новосибирского TEDx. Оно называлось «Сила ума», спикер - Аркадий Цукер, директор Центра Стратегического Консалтинга.

Я бы вряд ли открыла это видео, но сработали две штуки. Во-первых, его репостнул авторитетный человек с комментарием: «Посмотрите, если считаете, что у вас есть проблемы». Во-вторых, в прошлом году я тоже выступала на TEDx и мне захотелось почувствовать эту атмосферу.

Выступление Аркадия начиналось так: «Часто, когда я презентую клиентам стратегические решения, мне говорят фразу «Это невозможно». И сегодня я хочу вам рассказать, почему я уверен, что всё возможно…»

И он рассказал историю, которая меня потрясла, и поделился методом, который помогает сделать невозможное возможным. Он называется Живое мышление , или “метод временных трудностей” .

Аркадий родился с тяжелой формой ДЦП. Врачи утверждали, что он всю жизнь будет плохо говорить, плохо передвигаться и никогда не сможет жить жизнью «нормального» человека.

«Но в дело вмешался мой отец. Он сказал: «У меня не может родиться больного ребёнка. Просто не может. И, поскольку это мой ребёнок, он здоров. А всё, что с ним происходит - временные трудности.

И очень важно, что раньше, чем я научился говорить, я понимал, что здоров. Утро начиналось с того, что я будил бабушку, и мы делали многочасовую зарядку, потому что все нормальные дети - и я знал это - делают зарядку.

Собираемся в гости. Отец говорит: «Аркаша сегодня завязывает шнурки сам, вот этими руками». Все ждут. Часов через шесть ботинки завязаны, ведь все здоровые дети завязывают ботинки сами. Но гости уже разошлись, так что мы раздеваемся и ложимся спать.

Однажды отец приходит за мной в детский сад и говорит: «Сегодня Аркадий одевается сам». Глубоко за полночь мы выходим из сада, но чудо случилось, и одна-единственная пуговичка на брючках застегнулась. Всего за девять часов».

Метод Живого Мышления от Аркадия Цукера

В школе над Аркадием «ставили эксперименты»: его могли повесить в раздевалке за пиджак, и он висел несколько часов. Или, например, его могли положить перед входом в школу и всем классом вытереть ноги. И это было каждый день на протяжении нескольких лет. Когда отец узнал об этом, он сказал: «Нормальные люди должны давать сдачу. Нормальные пацаны могут постоять за себя». И через несколько лет он дал этой компании сдачу.

«Потом была учеба экстерном, Пионерский штаб, клуб филателистов и…повторная парализация. Врачи говорили: «Вряд ли заговорит, вряд ли пойдет». Но я-то знал, что это всего лишь «временные трудности», - говорит Аркадий.

В 17 лет он создал свою компанию, нанял туда своих же преподавателей. И сейчас - спустя более 20 лет - он директор Центра Стратегического Консалтинга.

Его отец, сам того не зная, подарил ему метод, который он называет «Живое мышление, или метод временных трудностей».

И он состоит из 3-х частей:

1. Отмените невозможное.

Найдите ту преграду или проблему, которая мешает вашему светлому будущему. Ту категорию мышления, которая «закрывает» ваше будущее. Для Аркадия это была категория «инвалидности».

А теперь признайте ее недействительной. Отмените ее. Прочувствуйте одну вещь, о которой говорил Мохаммед Али: «Невозможное - это не факт. Это только мнение».

2. Откройте будущее.

Найдите то, что открывает ваше будущее. Для Аркадия это была категория здорового человека. Поверьте, что открывающая категория - это и есть и ваше будущее.

4. Измените точку обзора.

И самое главное. А теперь научитесь относиться к тому, что с вами происходит, как к Временным Трудностям на пути к реализации открывающей категории.

Может каждый!

Знаете, за последние годы я слышала сотни историй. Может быть, тысячи. И многие из них доказывали, что невозможное - возможно. Каждая по-своему.

Это были истории разных людей: читателей книги «100 способов изменить жизнь», случайных знакомых, предпринимателей, у которых я брала интервью.

И все они знали, что невозможное - «это не факт, это мнение».

Мой друг Марсель победил рак на четвертой стадии. Знакомая Света уволилась с нелюбимой работы и открыла творческую студию. Геннадий покорил Эверест. Руслан ушел с поста топ-менеджера и написал книжку для детей. Александр 20 лет собирался начать танцевать, но думал, что «уже поздно». И вот, наконец, в 52 года он записался на аргентинское танго и выступил на милонге.

Совладелец крупного ресторанного холдинга Алексей Васильчук в интервью признался, что слышал фразу «Это невозможно» раз 500. И каждый раз он и его команда доказывали обратное. В последний раз им сказали «Это невозможно», когда они решили построить каток на 86 этаже. Каток прекрасно работает.

Директор компании SPLAT Евгений Дёмин уже 16 лет слышит, что российской компании невозможно конкурировать с большими брендами на международном рынке. Сейчас SPLAT экспортирует свою продукцию уже в 56 стран.

…В 2014 году, когда я только создала группу «Вконтакте» и начала туда писать, мне говорили, что выделиться, выстрелить, стать писателем «невозможно».

Но 5 месяцев назад в МИФе вышла моя книга, мы распродаем второй тираж. А пару недель назад «100 способов» начали продавать на болгарском языке. Так что меня теперь можно смело назвать международным автором.

Ну что, «эксперты», кричащие «Это невозможно!», где вы теперь?

…В конце выступления Аркадий рассказал, что было для него самым сложным все это время: «Когда у меня уже была компания, я был на четвертом курсе университета, то я продолжал ходить с палочкой. И я понял, что уже могу ходить без нее. В один прекрасный день я оставил палку дома и пошел на маршрутку. Что я увидел? Меня оттолкнули, я не смог войти ни в первую маршрутку, ни во вторую, упал в лужу. Как вы думаете, что я сделал

Вернулся, почистился и…взял палку. И еще несколько месяцев, презирая себя, ходил с ней. Знаете почему? Потому что сильно удобно. Когда идешь с палочкой, все такие «Вам помочь? Вам понести?». Так клево, так хорошо себя чувствуешь.

И я злился на себя, потому что мне так нравилось ходить с палкой и мне казалось, что я ее никогда не брошу.

Но однажды я ее все-таки бросил. И это было самое сложное в жизни.

В этом оказался ответ на вопрос, почему одни считают что-то невозможным, а другие - нет. Весь ответ - в палке.

Поэтому очень важно бросить палку тогда, когда ты считаешь, что ее можно бросить. И даже тогда, когда ты знаешь, что не можешь ее бросить ».

Говорят, реальность сильнее веры. Это не так.

Я видела, как люди «плавили» реальность десятки раз.

Я видела, как мир менял свои правила.

Так что невозможное - это не на всю жизнь.

Невозможное - это всего лишь временные трудности.

Недавно в Минске прошёл исследовательский проект «Пространство для талантов». Организаторы хотели выяснить, какой видят свою будущую работу в целом и офисное пространство в частности дети, рожденные в 2000-ых. Спойлер: их видение отличается от привычного нам уклада.

Итогом проекта стала встреча «100 вопросов взрослому», на которой любознательные дети спрашивали успешных взрослых о бизнесе, целях, страхах, искусственном интеллекте и НЛП. Одним из героев встречи стал Аркадий Цукер, бизнес-консультант, маркетолог, управляющий партнер Центра стратегического консалтинга. Приводим некоторые мысли Аркадия о реверсивном образовании, замене работы образом жизни и офисе, которого нет.

У того, что я называю нахальством, есть более красивое определение

Образование, в котором молодые люди учат старших, ЮНЕСКО называет «реверсивным образованием». Не старшие передают свой опыт младшим, а молодые люди, с менее закостенелым взглядом, учат чему-то полезному старшее поколение.

Это глобальный тренд, он касается и нас с вами. Мы учим наших родителей работать в интернете, пользоваться мобильными телефонами, скайпом, соцсетями. А нас учат наши дети.

И я сделал для себя открытие. Вдруг я понял, что достиг возраста своих преподавателей и своих первых клиентов. И, соответственно, я готов стать учеником. Моя преподавательская деятельность завершена. Я готов сесть за парту. Я из стартапера стал старпёром.

Этот проект - хороший вызов для нас, взрослых. Сможем ли мы не проверять, насколько правильно и хорошо вы придумали новый офис? Не смотреть на то, все ли принципы дизайна и планирования пространства вы учли? Важно другое: сможем ли мы после ваших роликов, рассказов и вопросов сказать «мы законстенели в своём представлении офиса и бизнеса».

Офис, которого нет

Я учился, когда смотрел ролики о том, как вы представляете себе свою будущую работу и офис. Это было сложно, было ощущение, что я очень «тугой» ученик и много чего не понимаю. А не понимаю потому что мои старые представления ломались, крошились и изменялись. Прощаться с ними было сложно.

Главный вывод, который я сделал, потряс и ошеломил. И мне понадобилось очень много мужества и честности, чтобы сформулировать его. Вывод звучит так:

Что такое современный офис? Это офис, которого НЕТ.

Офис, как отдельное место, куда я хожу работать, отвлекаясь от своей жизни, а потом снова возвращаюсь в жизнь, скоро исчезнет. Специального места, где я должен зарабатывать, чтобы потом жить, не будет.

Сейчас у людей есть загвоздка: я так устаю зарабатывать, что потом некогда жить. После работы я не живу, а отдыхаю от зарабатывания.

И в этом смысле моё поколение имело только две надежды на жизнь: в отпуске и на пенсии. Если доживём.

Классической риторики об эффективном рабочем месте в ваших роликах я не увидел. Ничего вроде «на рабочем месте должно быть только то, что нужно для работы », «стол должен быть удобным, чтобы спина не уставала и производительность не снижалась ». Вместо этого было совсем другое.

«Я стану программистом, поэтому буду работать из бассейна / гуляя в лесу»

«Мой офис будет состоять из двух частей: в одной я буду развлекаться с друзьями, а в другой заниматься спортом»

«А наш офис будет трёхэтажным. На первом будет место для перекусов и общения. На втором этаже у нас будут игровые автоматы. А на третьем - место для релаксации и наблюдения за звёздами».

Возникает вопрос: где же и когда работать?!

Работа от слова «раб» исчезает

Что я должен сказать с позиции учителя вам, как ученикам? «Молодое поколение, вы не понимаете суть работы! Вы слишком заигрались!». Но я увидел, что в вашем понимании работа как таковая растворяется. С позиции вашего ученика я сделал несколько выводов.

1. Новое понимание работы

Она становится непосредственно жизнью, в которой я решаю важные, актуальные, интересные для себя задачи. Работа перестаёт быть местом, где я зарабатываю деньги для жизни. Я так живу.

Поэтому люди готовы работать только так, как им интересно. Понятие подневольного труда исчезает, вместо него появляется осмысленная жизнь, решение задач. Работа от слова «раб» уходит. Объявляется конкурс на то, как будет называться новый другой процесс этого осмысленного делания. Может быть мы вернёмся к слову «дело». Или к слову «судьба», где есть «суть» бытия. В любом случае, если исчезнет офис, как место, где нужно работать, «работа» заменится «осмысленным делом».

2. Новый формат дисциплины

В контексте осмысленного дела работа перестаёт быть штукой, к которой меня нужно принуждать, мотивировать. Ни в одном из ваших рассказов про работу будущего нет кабинета руководителя. Нет начальника как института дисциплины, который тебя заставляет работать и контролирует.

Очевидно, что дисциплина будет другой, каждый станет дисциплинировать сам себя. Ты можешь сколько угодно гулять по лесу, но ты держишь в уме задачу, которую нужно решить.

3. Только творчество

Никто не планирует заниматься рутиной. Вы не пишете «я буду работать на конвейере и каждые 10 секунд выставлять деталь». Все говорят о творчестве, разработках, придумывании, handmade. Мы входим в эпоху созидания. В ней на каждом рабочем или «деловом» месте будет важно созидать что-то осмысленное.

4. Работа и жизнь на природе

Многие пишут, что хотят работать в парке, на природе. Или офис должен быть в лесу, или лес в офисе. Что будет с сегодняшними городами, которые закапываются в бетон? Да конец им приходит. И такое заявление о новом типе офисного пространства ведёт нас к коренной трансформации городских ландшафтов. Там нет бизнес-центров с 15 этажами бетона. Там есть трёхэтажные дома с окнами в сад.

5. Работа в сочетании со здоровьем, общением и спортом

Мы хотим работать не отдельно от жизни, а в сочетании с ней. Работа становится формой отдыха. Не «работа, а потом отдых», а «отдых как основа жизни».

Пора вернуть отдыху его первоначальное значение. Что такое отдых? «От» + «дыхания». Отдых - это всё, что в нашей жизни идёт от нашего дыхания. Мы живём от дыхания, отдыхая.

Вопросы - ответы

О деньгах на первый бизнес

Консалтинг - это наглый бизнес, где деньги не нужны. Там нужен другой капитал - голова. Поскольку я не ходил в школу, а с шестого класса занимался по гарвардским учебникам, а доказательства теорем узнал из диссертаций по ним, то что-то в голове слегка осело.

Но деньги нужны были на книжки, и я работал почтальоном и грузчиком. Эти профессии я выбрал потому, что хотел тренироваться. Разным хватом носил большие стопки газет, чтобы тренировать разные группы мышц. И я был счастлив от того что другие ходят в качалки и платят, а тут платят мне за то, что я тренируюсь.

О мечте

Главная моя мечта - создать университет мышления. Это будет университет нового поколения, в нём будут учить не знаниям, не компетенциям, а мышлению. Такому мышлению, которое за пару часов поможет освоить любую технологию, любой предмет. И я строю такой университет.

Об НЛП

Каждый из нас встречает ровно те инструменты, которые нам нужны в данный момент. Вопрос в том, замечаем ли мы их, как качественно осваиваем, и насколько этично ими пользуемся. НЛП можно использовать во благо, и через него же можно развязать ядерную войну. Любое средство, к сожалению, может работать на любую цель. То, будет ли это средство белым или чёрным, зависит от каждого из нас. И в этом красота божественного замысла.

О том, что делать гуманитариям в IT -сфере

IT-сфера - это главная гуманитарная наука. Я закончил философский факультет: философия вообще никак не применима ни к бизнесу, ни к IT, ни к здоровью. Но почему-то я во всех этих сферах зарабатываю. IT нуждается в языках, в правильном понимании истории, в правильном понимании наук жизни, в знании психологии. Покажите мне хотя бы одну гуманитарную дисциплину, которая вообще не востребована в IT.

О страхах и ошибках

Помните, что мы на Земле. Мы не ангелы, и наша жизнь не малина. Она состоит из проблем, ошибок, страхов. Важно, как мы к этому относимся. Если мы смотрим на это как на горе, повод для депрессии, начинаются проблемы. Относитесь к проблемам как к норме, как к тому, через что нужно пройти и выйти с достоинством.

Есть хорошая фраза: «преврати рок в урок».

Стань рядом со страхом и пойми, чему ты учишься у него. Стань рядом с болезнью и пойми, чему ты учишься у неё. Когда рок превращается в урок, страх становится абсолютно нормальным событием, которое ты преодолеваешь, как дорогу со сложным движением.

Проект «Пространство для талантов» провели три беларусские компании - студия архитектуры и интерьера Nota Bene, Группа СКВИРЕЛ, «А-100 Девелопмент».

Гостями встречи «100 вопросов взрослому» стали также Дмитрий Лазарь , основатель Группы СКВИРЕЛ; Юрий Зиссер

Бизнес‐тренер Аркадий Цукер рассказал на семинаре историю о гардеробщице в ресторане, благодаря которой выручка заведения выросла в 2,5 раза. Несмотря на вдохновляющий посыл, многие эксперты из ресторанного бизнеса раскритиковали Цукера - по их словам, подобного произойти не могло. «360» узнал у рестораторов, сколько правды в словах бизнес‐мотиватора.

Следующая новость

Скриншот: YouTube / Про бизнес

Видео с лекцией генерального директора Центра стратегического консалтинга Аркадия Цукера опубликовали на YouTube-канале «Про бизнес» в конце октября. На него обратил внимание Medialeaks.

Лекция была посвящена работе с молодым поколением. В течение пяти минут Цукер рассказывает историю о своем клиенте-рестораторе, которому юная гардеробщица помогла увеличить выручку в 2,5 раза. По словам Цукера, девушка сама пришла к владельцу заведения и предложила несколько шагов, которые могли бы сделать ресторан популярней.

Она заявила, что из-за ее статуса гости ресторана не обращают на нее внимания и обсуждают его недостатки. «Я для них ноль. Когда я им отдаю пальто, они при мне начинают обсуждать, как их недообслужили, как им тут не понравилось», — якобы заявила она.

Девушка предложила выдавать VIP-гостям номерки с мягкими игрушками. Когда клиенты заходили в зал, официанты сразу понимали, кого нужно обслуживать в первую очередь. Заодно персонал приносил особым гостям Hennessy. Благодаря этому ходу заведение якобы сразу популярней у клиентов. Когда в ресторане было мало клиентов, гардеробщица начала выдавать номерки с игрушками обычным студентам. Официанты наливали им Hennessy, студенты звонили своим друзьям, и в результате зал наполнялся. Кроме того, с подачи девушки клиентам на BMW начали дарить угощения.

В результате выручка заведения выросла в 2,5 раза, утверждает Цукер. Судя по его словам, история произошла пять лет назад, и все это время девушка продолжает работать гардеробщицей. Зарплату ей якобы подняли, но только в полтора раза, так как сотрудница сама не хотела «развращаться».

Рассказанная Цукером история стала популярной в соцсетях. Но в начале ноября ресторанный критик Олег Назаров в своем Facebook назвал ее сказкой и указал на несколько нестыковок.

В этой сказке (маркетинговым словом «кейс» назвать ее язык не поворачивается) умилительно все. Чувствуется, что сочинил ее человек, не знакомый с работой ресторана вообще

— Олег Назаров.

По его словам, идея с номерками с плюшевыми игрушками звучит нереалистично («Какая, в жопу, мягкая игрушка? Как автор байки представляет себе стол-четверку с четырьмя плюшевыми тиграми на нем? А блюда куда ставить?»), а на Hennessy в виде комплимента заведению пришлось бы серьезно потратиться.

Назаров отметил, что гардеробщица не может знать, на каком автомобиле подъезжает клиент, потому что она работает внутри помещения. Также он обратил внимание, что в рассказе Цукера девушка пять лет управляет залом. У Назарова возникает вопрос, чем тогда занимаются менеджеры и управляющий ресторана. «Их что, уволили? Или это мелочи, автор байки еще не решил, куда их деть?» — написал эксперт.

Наконец, Назарова смутило, что гардеробщица так помогла ресторану, но при этом за пять лет не попросила повышения зарплаты. «Друзья, где вы такое видели? Тем более, что судя по рассказу, девушка юная, 21 год, то есть относится к поколению Y, про которое адаптатор теории поколений для России Евгения Шамис пишет, что „для них на первый план выходит немедленное вознаграждение“», — заявил критик. По его мнению, это типичная байка, с помощью которой маркетологи ищут себе новых клиентов.

Все признаки такой байки налицо. Не названа конкретная компания (один ресторан, некая группа компаний и т. д. , чтобы невозможно было проверить). Чудесное исцеление (выручка увеличилась в 2,5 раза). Яркая эмоция (все это практически за бесплатно!)… Сразу понимаешь, что перед тобой маг, колдун, чародей, который и твои проблемы решит с той же легкостью, достаточно ему щелкнуть пальцами и сказать «крэкс-пэкс-фэкс» …

— Олег Назаров.

Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров в разговоре с «360» также назвал историю выдумкой. «Это фейк. Цукер рассказывает придуманную им историю. Глупость полная, несусветная. Детский сад», — сказал эксперт.

Бухаров также раскритиковал часть истории о гардеробщице, которая якобы все слышит и видит автомобили гостей. «Рядом с гардеробщицей всегда стоит хостес. И человек, приехавший на какой-то машине — так сегодня стоянок нет возле ресторанов, оценивать это тоже невозможно», — сказал он.

Руководитель Hurma Management Group Дмитрий Левицкий в комментарии «360» предположил, что правды в этой истории не больше 10%, если они не выдумана целиком.

То, что он рассказывает — полнейшие сказки, имеющие очень слабое отношение к реалиям жизни. <…> Когда человек рассказывает вам историю, и вы понимаете, что он здесь врет, здесь врет, здесь и здесь врет, даже если там дальше есть какая-то правда, ты уже не веришь всей истории целиком. С этим кейсом приблизительно так. Там столько небылиц, что даже если там где-то было правдивое зерно, всей истории уже не верят

— Дмитрий Левицкий.

Ресторатор признался, что не верит в описанные Цукером методы. «Есть такое понятие: чтение гостя. Все, что там описано, хороший официант понимает сам. По ботинкам, по часам, если надо оценить уровень человека. Для этого не обязательно ставить мягкую игрушку», — сказал он.

Следующая новость

Аркадий говорил о ценностях и конфликте разных поколений и о том, как бизнесу из этого извлечь выгоду. Вот яркие тезисы его выступления, которые заставляют задуматься о том, что многие проблемы в бизнесе и в жизни обусловленны нашими «поколенческими» шаблонами поведения.

В портфолио Аркадия Цукера более 700 консалтинговых проектов в различных сферах в России и за рубежом (до 40 комплексных маркетинговых проектов в год), около 120 научных работ по вопросам инновационного маркетинга, менеджмента и образования, опыт преподавания в Бостоне (США), совместные проекты с Гарвардским университетом.

О паттернах мышления

Нет чистых игреков и иксов. Есть два паттерна (модели, шаблоны), формируется третий: мы условно называем их X, Y и Z. Это паттерны мышления в чистом виде, которыми можем пользоваться. Примерно так же, как сегодня кто-то говорит на русском, кто-то только по-английски, кто-то с акцентом, кто-то на обоих языках и т.д. Поэтому есть возможность каждому использовать разные модели культуры.

У меня на работе есть сотрудница - ей 73 года. Жду ее на совещании. Жду час. Звоню.

Ну где вы?

Я в маникюрном салоне.

Ну как почему? Потому что ногти у меня уже высохли, а мозг еще нет.

Это икс? Нет, это игрек - в 73 года!

Уникальная культурная особенность ситуации, в которой мы живем, в следующем - впервые, с точки зрения поколений, в культуре «висит» несколько паттернов. И каждое новое поколение, в связи с бешеным техническим прогрессом, порождает совершенно другой тип мышления. И каждое предыдущее может оставаться в своем, а может осваивать следующие и следующие.

Поэтому мы должны говорить не о том, какие они другие, а о том, что есть сегодня для иксов процессы игрекации, зеттеризации и т.д. Потому что мы все пробуем на себе способы мышления других поколений.

Что говорят о поколении игрек

Часто говорят, что это дети миллениума, вошедшие в новое тысячелетие с цифровыми технологиями, «адовы дети». Знаете почему? Некоторые ученые сопоставили характеристики Антихриста в Библии и Интернет и увидели, что по всем признакам нет никаких отличий. Вездесущ, невидим, присутствует в каждой молекуле воздуха, материализуется в любой точке пространства, полон греха. Ничего не напоминает?

Игреков еще называют поколением ЯЯЯ, потому что это первое поколение, которое живет не одной личностью, а несколькими. И это нормально.

Фраза «Давайте развивать гармонично развитую личность», канула в Лету, потому что нужно развивать одновременно личность офлайн и множество личностей онлайн.

И о каждой из них надо заботиться, каждая из них имеет свой характер, свой интерфейс, своих врагов, своих друзей. Мы живем в эпоху дифференциации личного сознания. И это не шизофрения. Это другая культура. Другой способ мышления.

Это поколение называют и поколением джамперов - впервые, в отличие от других поколений ему не нужно выстраивать единую и непротиворечивую линию своей судьбы. Можно прыгать, можно пробовать все, можно жить в разных местах, ездить на разных машинах, работать на разных работах. Но при этом иметь одну линию отношений.

Очень интересный момент, что поколение игреков более верное. Это у нас, иксов, все так напортачено в личной жизни, что Боже ты мой!

Чего не понимают иксы и игреки

Еще лет пять назад я не думал, что 20 лет занимаясь прорывными стратегическими решениями для бизнеса, когда-нибудь буду выходить на сцену и рассуждать про поколения. И мне будут говорить «Не, про стратегии не надо, давай про поколения».

Знаете с чего началась эта история? Сначала мы стали ловить среди заказов наших клиентов моменты поколенческого непонимания.

Как с ними работать? Они (игреки) хотят сразу много денег, ничего не умея. Если рисовать им большие перспективы, они говорят - ой, мне скучно, пожалуй, я пойду…

Как им продавать? Мы думаем, что мы - мастера ресторации, торговли, услуг, медицины. А они приходят и говорят - у вас тут фуфло какое-то, а не заведение. И у нас не покупают. Но они же растут, их становится больше. Так что? Так и не будут покупать?

Как в них инвестировать? Они приходят и говорят - у нас гениальная идея. Какая? Начинают объяснять, сыпать какими-то буквами - «эштмл, еклмн». Как понять, что в это надо вкладываться?

Дальше пошел другой тип вопросов. Молодые стали мне говорить: «Аркадий, а как нам с вами работать? Вам же, иксам, старперам (по разному нас называли, я все время путаю эти слова и говорю, что они стартаперы, а мы старперы) ничего кроме денег не надо. У вас ничего святого, вы только о деньгах и думаете. У вас вообще ценностей нет».

У нас ценностей нет? Я думал, это у них ценностей нет!

И дальше больше: «А как вам продавать? Вы же вообще нормальные вещи не цените. Вам все нужно завернуть в какой-то статус. В какие-то властные фигуры. Вам нужно доказать, что это премиально-премиально. Что это кумир носит. Что этот фантик видели возле дома правительства, поэтому покупайте эти конфеты…».

«Ну что вы за примитивные люди, старперы» - говорили мне молодые. И вот тут я стал осознавать, что разница в мышлении и правда существует, и что проблема на самом деле гораздо серьезнее, чем проблема отцов и детей.

Приведу пример. Давно веду тренинги, работал с разными аудиториями и в силу гордыни был уверен, что могу «взять» любой зал. И несмотря на мой монотонный голос, могу быть всем интересен.

И тут я прихожу в университет, читаю лекцию - мне свистят: «Вы лох». Я думал меня приветствуют - нет, свистят.

Эта тема заставила меня ввинтиться в глубокий кризис, потому что я начал думать:

Так, товарищ Цукер, а вот то, что ты делаешь (а ты занимаешься 20 лет инструментами мышления) - это всего лишь продукт для твоего поколения? И ты, вместе с этим поколением, отработаешь и уйдешь на пенсию? Не волнуйся, тебе хватит. Или все-таки заявка на то, что ты делаешь, что-то такое серьезное? Надпоколенческое?

Тогда я сказал себе - это вызов, и я должен найти способ быть интересным молодой аудитории. И, если я найду и зафиксирую, почему я интересен, значит я понял эту разницу мышления. Я пришел через год на эту же лекцию - меня освистали снова. Я понял, что не догнал. Потом я пришел еще раз. И только на четвертый раз мне сказали: ты – крут!

Почему иксы и игреки кардинально отличаются

Чтобы понять разницу паттернов мышлений поколений иксов и игреков (в модели чистых паттернов мышления), нужно проанализировать наше (иксовое) детство и подростковые годы, и детство, и подростковую юность наших детей (игреков), и потом внуков (зетов). Я выделил несколько моментов.

Опыт материального благополучия. Истоки первой линии демаркации (разграничения) в мышлении уходит в опыт материального благополучия.

Мы с вами родились в стране с гарантией материального благополучия, в стране, строящей коммунизм, в стране с очень понятной задачей, что делать: закончить школу и ВУЗ, хорошо работать - и у тебя точно появится квартира, машина и т.д. И вдруг в один момент это рухнуло. Иксы в детстве и юности (в конце 80-х, начале 90-х) пережили крушение материальных гарантий, а родители не смогли им ничего передать - растерялись, начали выживать.

Икс - это человек, который пережил момент, когда пол ушел из-под ног, и гарантированная система материального благополучия исчезла. При таком опыте главной жизненной задачей становится задача материального состояния. Надо состояться! Заработать капитал, заработать собственные основания уверенности в жизни. Поэтому иксы - это поколение работоголиков.

Кто-то зарабатывает на отпуск, кто-то на коттедж, кто-то на остров. Но какого бы масштаба фигура икс ни была, она всегда работает, работает много, не может позволить себе отдыхать, и у нее никогда нет денег.

Сколько бы денег ни было - их мало. Это дефицит, который нужно восполнять. И в этом смысле зарабатывание состояния является ключевой ценностью иксового поколения. Показательный пример - встреча одноклассников. Первый вопрос - «Ну ты как? Квартира, машина есть?». Это всегда отчеты о том, насколько мы состоялись. Я как-то «прикололся» и на вопрос «Ты как?» ответил: «Да нормально, дочитываю Шопенгауэра, думаю о проблеме власти и воли». В ответ услышал: «Цукер, ты идиот? Я тебя спрашиваю - ты как?». «Ну машина, работа…» - «А, тогда все нормально…».

А на каких ценностях выросли игреки, наши дети, не пережившие материальную катастрофу?

Когда мы говорим иксы и игреки, то это звучит формально, словно они друг другу чужие. Стоп, это же наши дети. И это мы для них организовали детство, которое их таких спроецировало. Обеспеченное детство.

Детство в кружавчиках, немецких колясках, дорогих игрушках, в отдыхе за границей с 2−3 лет, в центрах развития, танцах, английских языках и прочее.

Игрек не переживал катастрофу материального обрушения. Поэтому, с точки зрения игрека, деньги всегда есть. Соответственно, зарабатывать их не надо.

То, что деньги есть, это нормально. Это гигиенический естественный компонент среды. Вот смотрите. Мы с вами, живя в городах, не заботимся о наличии воды. Потому что она всегда есть, и это нормально. А в 19 веке и в деревнях вода - ограниченный ресурс. А в Хиросиме и Нагасаки старшее поколение до сих пор носит с собой противогазы, потому что «воздух может кончиться».

Мы переживаем о том, что может кончиться. Игреки о деньгах не переживают, потому что деньги всегда есть. И самое интересное, что они у них действительно случаются. И часто больше чем у нас.

Просто потому что у них это не проблемная история.

Общение со сверстниками

У иксов (а мы выросли во дворах) было постоянное общение с постоянной компанией. Ключевое здесь - постоянная компания. Что дает общение с постоянной компанией? Два момента: самооценку - я понимаю кто я, меня ценят другие, и мне этого достаточно, и умение дружить - я знаю, что я не один и в любой момент построю любые отношения.

У икса материальный дефицит денег, но избыток естественной среды отношений - поэтому он мог спокойно работать, пренебрегать отношениями, жертвовать домашними, строить разные семьи.

Я, как икс, знаю, что могу с любым человеком попить чай (и не только) и мы будем друзьями. Потому что я умею дружить, у меня дружилка работает с детства.

А у игреков не было постоянного общения. Что помнят они с детства? Максимум - руку, которая перетаскивает его с одного развивающего центра в другой (няни, мамы, водители), иногда в машине дают бутерброд между центрами.

У игреков другое отношение к друзьям:

О, у меня друг.

А как зовут?

А я не спросил.

Друг - это не тот, чье имя надо знать. Друг - это тот, с кем 5 минут было интересно. В мышлении этого поколения нет паттернов длинных, устойчивых отношений, за редким исключением. С одной стороны, он расслаблен по поводу материального благополучия, с другой - он один, у него нет уверенности, что в любой момент ему могут прийти на помощь. Игрек изначально одинок.

Отношение к цифровым технологиям.

У нас в детстве их не было, поэтому у нас отношение внешнее, как к инструментам. Игреки, и тем более зетты, выросли в этой среде, в которой цифровые технологии - это естественная ее часть.

В итоге, что получается:

Формула иксов - нет материального благополучия в детстве и опыта цифровых технологий, но есть опыт дружбы и общения. В связи с этим базовые ценности - выживание, развитие, надежда на себя. Главная задача - повышение материальной устойчивости и признание офлайн, потому что я там живу

Формула игреков - материальное благополучие и жизнь в цифровых технологиях, но при этом одиночество. Ценности - самореализация, быстрый результат, удовольствие. Главная жизненная задача - получение признания онлайн.

Иксы зарабатывают деньги, а игреки лайки, потому что лайки для них являются такой же валютой признания, как рубли для нас с вами - валютой материальной капитализации.

Один предприниматель говорит: «Я не понимаю своего ребенка. Почему он каждые 5 минут смотрит, сколько у него лайков в телефоне?». Я ему говорю: «Подожди. Когда ты открываешь новую торговую точку, сколько раз звонишь, чтобы узнать про выручку?». В чем разница? С точки зрения психологических моментов абсолютно одинаковая история.

Иксы на основе денег становятся признанными, игреки на основе признания могут зарабатывать.

В этом кардинальное отличие наших паттернов.

Чем выделяется поколение зет

Чтобы понять жизненные задачи поколения зет, нужно ввести еще один параметр. С точки зрения предыдущих трех, они полностью похожи на игреков - у них есть материальное благополучие и абсолютное цифровое понимание, но нет нецифрового общения. Но что об опыте управления своей жизнью?

Как отличить зет от игрека:

Игрек всегда говорит - мне скучно, развлеките меня, а что мы сейчас будем делать? Не важно, кому говорит - маме, начальнику отдела. Ему надо ставить задачи. Потому что он вырос в среде, где ему было некогда ставить собственные задачи и цели. Мы ему все организовывали

Зеты знают, что делать. Они не только знают, что им делать - они еще знают, что вам делать. Их не «свернуть», не обмануть.

В третьем паттерне мышления на формулу игреков нанизываются иксовые управления проектами и своей жизнью.

Зеты взяли все лучшее от иксов и игреков. Они вырастут и наймут нас всех на работу.

Как бизнесу мотивировать разные поколения

Как я уже сказал выше, два паттерна конфликтуют между собой с точки зрения мотивации в бизнесе: иксам важна материальная капитализация, игрекам - символическая капитализация, создание своего имени.

Если хотите вовлечь игрека в бизнес, вы должны мотивировать не заработками - это им неинтересно, а значимым сильным, масштабным проектом, который позволит им увеличить капитал собственного имени.

Деятельность иксов начинается с проекта и цели. Что такое цель с точки зрения поколенческого мышления? Это счастье, унесенное в будущее.

Мы, иксы, добровольно отказываемся от счастья сейчас, и говорим, что достигнем цели, но потом. Сейчас ради этой цели мы будем спать на клавиатурах, работать по 18 часов, терять семьи, жертвовать собой, чтобы потом, на пенсии… достичь цели.

Это психология иксов. Но что часто происходит? В определенный момент времени они выгорают. Устают от бесконечной гонки, начинают понимать ее бессмыслицу. Начинают ходить к психотерапевтам. На йогу. Или на телесные тренинги. И им там говорят - вам надо научиться жить здесь и сейчас. И вот выходят они с этих тренингов и как будто впервые видят - небо такое голубое, трава такая зеленая… И это состояние длится... минут пять, пока не дошли до машины: ключи в зажигание, щелкаешь - и понеслась «иксовая» жизнь «натюрель». Что сегодня? Какие планы? Какие задачи? Какое отставание от графика?

Игрекам по этому поводу к психологам ходить не надо. Они стараются жить здесь и теперь. И стараются не допустить в свою жизнь макропроекты, которые превращают наше настоящее в жертву.