Занятия по стрессоустойчивости. Психологические упражнения. Область использования антистрессовых тренингов

01.07.2020 Снилс

Каждый человек хочет быть успешным и уверенным в себе. Однако у многих людей есть всевозможные страхи, которые очень ярко проявляются во время нестандартных, стрессовых ситуаций. То есть в зоне комфорта все отлично, но стоит ее покинуть и тут же проявляются негативные эмоции — страх, скованность, волнение, тревога.

На самом деле подобные ощущения являются лишь адаптацией организма к новым, непривычным ситуациям, поэтому нужно всего лишь привыкнуть к ним и научиться их контролировать. По этой причине люди и задаются вопросом — как повысить стрессоустойчивость?

Существуют различные упражнения на стрессоустойчивость. Например, в качестве тренировки, можно намеренно прочитать в каком-нибудь людном месте стих. Подойдет любое кафе или простая остановка общественного транспорта. Желательно стать на какой-нибудь стульчик или лавочку и громким выразительным голосом прочесть стих минуты на две-три.

Ваша задача — побороть свою стеснительность, выйдя за привычные рамки поведения, принятые в обществе, ведь не каждый день люди читают стихи в общественных местах. Если проделать это упражнение подряд в течении нескольких дней, то результаты будут впечатляющими. Оценка стрессоустойчивости станет для Вас намного выше. Или можно также специально совершать поступки, которые Вам из-за страха не хочется делать.

Отличный тренинг стрессоустойчивости — знакомство на улице с незнакомыми людьми. Для мужчин лучше всего знакомиться с женщинами, для женщин с мужчинами. Такая тренировка хорошо развивает навыки импровизации при экстремальном общении. Это очень поможет в любой стрессовой ситуации, когда необходимо быстро сориентироваться и найти наиболее подходящие слова, чтобы не упасть в грязь лицом.

Кроме этого, замечательное упражнение на стресс и стрессоустойчивость — это провокационные вопросы. Суть упражнения следующая — группа из 5-6 человек, задает участнику какие угодно вопросы, даже не совсем приличные. Его задача — всегда отвечать «да» и выкручиваться из неловкого положения. К примеру, на вопрос «Ты действительно вчера ходил по городу без штанов?» нужно ответить что-то вроде «Да, я действительно ходил без штанов. Была теплая погода, поэтому я прогуливался в шортах». Такая тренировка позволит человеку не бояться никаких неудобных вопросов. Самое главное — развивать уверенность, веру в себя. Тогда стрессы навсегда покинут Вашу жизнь.

Тренинг "Развитие стрессоустойчивости или Как принять свою Жизнь, расслабиться и двигаться осознанно…"

Название говорит само за себя. Тем, кто ежедневно ведёт переговоры, руководит другими людьми или воспитывает "сложных" детей, про стресс ничего объяснять не нужно, они его чувствуют постоянно. На тренинге будет представлена одна из самых современных методик по управлению своим состоянием… Развивать стрессоустойчивость — это уже не возможность, а жёсткая необходимость… НО! эта программа не похожа на типовые : участники не представляют себя на "зелёной лужайке" или "под тёплым, нежным солнышком, вдалеке от хлопот". Участникам тренинга будет передаваться система методик, которая помогает не "расслабляться, отключаясь от реальности", а принимать эту жёсткую реальность и проживать её осознанно, увеличивая свою внутреннюю силу.

Цель тренинга: обучение навыку работы со стрессовыми состояниями, т.е. умению изменять стрессовое состояние, на то, которое полезно в каждой конкретной ситуации. Будет предложен метод, позволяющий понять, какой "урок" несёт нам конкретная стрессовая ситуация и что делать, чтобы этот "урок" не повторялся, а жизнь проживалась с достаточной гибкостью, силой и осознанностью. Такой метод позволяет не "убегать" от стрессовых ситуаций, а использовать их для повышения личной силы, обретения уверенности и более эффективного решения имеющихся задач.

Речь идёт не об отдельных приёмах по снятию напряжения и глубокому расслаблению. Участники будут ознакомлены с целостной системой методик по восстановлению баланса (центровки) на уровне телесной, эмоциональной и интеллектуальной деятельности, необходимыми для получения желаемых результатов как в бизнесе, так и в личной жизни.

Типовые "стрессовые" задачи, в решении которых поможет тренинг :

  • Управление собой в конфликте (как в профессиональной сфере, так и в личной);
  • Развитие уверенности (в проведении "сложных" переговоров, принятии решений, построении отношений и т.д.);
  • Проблемы выбора при принятии решений;
  • Хроническая усталость, неудовлетворённость работой, отношениями, окружающими людьми и т.п.
  • Потеря эмоционального контроля и т.д.
  1. "Восточный" подход к пониманию стресса. Механизм образования мыслительных тупиков, негативных эмоций и непродуктивных телесных состояний.
  2. Влияние внутренних состояний на личную эффективность в жизни (построении отношений, проведении переговоров, взаимодействии с коллегами по работе). Технологии трансформации (преобразования) стрессового состояния в продуктивное.
  3. Конфликты (внутренние и внешние) как источник сильного стресса. "Восточный" подход к управлению конфликтом.
  4. Управление своим состоянием до, во время и после стресса. Профилактика: как формировать стресс-Иммунитет.

Результаты: участники получат представление о механизме образования стресса, а также им будет передана реально работающая технология, позволяющая существенно повысить личную эффективность в решении "стрессовых" задач и сформировать стресс-иммунитет.

Источник:
Тренинг — Развитие стрессоустойчивости или Как принять свою Жизнь, расслабиться и — двигаться осознанно
Тренинг "Развитие стрессоустойчивости или Как принять свою Жизнь, расслабиться и двигаться осознанно…" Название говорит само за себя. Тем, кто ежедневно ведёт переговоры,
http://samopoznanie.ru/trainings/trening_razvitie_stressoustoychivosti_ili_kak_prinyat_svoju/?date=24352

Тренинг стрессоустойчивости для учащихся и педагогов

Тренинг стрессоустойчивости для учащихся и педагогов

Тренинг стрессоустойчивости нужен всем без исключения. Согласитесь, в современном мире возникает все больше причин, ведущих к стрессовому состоянию. В результате сегодня практически невозможно встретить полностью уравновешенного человека, а ведь постоянное напряжение пагубно воздействует на психику и здоровье. Управление эмоциями – это большой труд и регулярная работа над собой, поэтому практически невозможно обучиться этому самостоятельно. Сила воздействия стрессоров зависит от пола человека и его возраста, восприимчивости к различным ситуациям, поведенческих особенностей, времени суток и времени года. В любом случае, стрессоры воздействуют на всех без исключения и каждому из нас требуются свои определенные способы защиты от стресса.

Ликвидировать стрессовое состояние каждый пытается по-своему. Это может быть общение с близким человеком, физические нагрузки, вышивка и вязание, массаж. Но подобные занятие снимают лишь следствие, не устраняя причину. Да и польза не всегда очевидна. В этой связи возникает необходимость использовать иные способы воздействия на стрессовые ситуации. Наиболее продуктивным и действенным является тренинг стрессоустойчивости.

Повышение уровня стрессоустойчивости

Развитие навыков концентрирования внимания в сложных стрессовых ситуациях

а) Научиться управлять своим стрессом, легко изменяя его уровень под текущую задачу.

б) Научиться управлять своим психическим состоянием, если избежать стресса все-таки не удалось.

в) Уметь быстро восстанавливаться после перегрузок.

г) Повысить свою стрессоустойчивость – научиться «держать удар».

Тактичное и доброжелательное отношения ко всем участникам группы

Искренность и открытость

Недопустимость оценочных суждений членов группы

Чаще всего стресс возникает в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е. в тех ситуациях, которые практически постоянно сопровождают жизнь современного активного человека. К тому же в последнее время все больше и больше людей стремятся к сознательному самопознанию и саморазвитию, а эта деятельность является стрессовой по самой своей природе.

Таким образом, для современного человека владение технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него областях.

Стрессоустойчивость и навыки управления стрессом обеспечивают человеку способность к осуществлению эффективной деятельности в состояние стресса. Для этого необходимо развивать концентрацию нашего внимания.

Упражнение № 1. С пособствует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.

Участники садятся по кругу. «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).

Если кто-то из нас ошибется, то он выбывает из игры, но при этом остается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».

Итак, наш тренинг направлен на развитие навыков стрессоустойчивости. Хотелось бы у вас узнать:

Что же такое стресс?

Каковы первые признаки стресса, по-вашему, мнению?

Кто или что поможет преодолеть стресс?

Умеем ли мы бороться со стрессами?

Как самим выработать успешный стиль поведения, научиться в конфликтных, стрессовых ситуациях и напряженной рабочей обстановке быть устойчивыми к стрессу и задействовать скрытые в нас резервы, силы и возможности, чтобы преодолеть стресс и обратить его себе во благо?

Что вы ожидаете от нашего тренинга?

Упражнение «Я и стресс»

Цель. Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.

Вопросы, которые может задать тренер.

Посмотрите внимательно на свой рисунок.

1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?

2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.

3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?

4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько - стресс. Почему?

5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?

6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.

8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке - дорисуйте их.

9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?

11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «Стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и, основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.

Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна работа на тренинге.

Рекомендации тренеру. Поскольку данный тест проводится в начале тренинга, то тренер может обратить внимание участников на то, что большую часть нашей профессиональной жизни мы используем левое полушарие, которое отвечает за логические действия. Во время рисования мы активизируем наше правое образное полушарие. Поэтому психологи считают, что процесс рисования является оздоровительным уже сам по себе, и неслучайно рисование широко используется в психологической практике.

Стресс (от англ. Stress — давление,нажим,напор;гнёт;нагрузка;напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс ) и отрицательную (дистресс ) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический,тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

Плохой, беспокойный сон.

Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

До сих пор учёные используют концепцию канадского физиолога и выделяют три стадии стресса по Селье:

1. Реакция тревоги.

2. Стадия сопротивления.

3. Стадия истощения.

Продолжительность каждой фазы развития стресса индивидуальна

Первая фаза возникновения стресса характеризуется мобилизацией организма. Нарастает напряжённость. У кого-то она может длиться дни и недели, а кто-то уже через несколько минут переходит ко второй стадии стресса. Реагируют люди по-разному. У одних тревога ускоряет все реакции организма, они вдруг начинают быстро соображать и мгновенно принимают решения. У других – наоборот происходит замедление реакций, они становятся как бы заторможенными. Умеренный кратковременный стресс на первой стадии даже полезен. Гормональный всплеск даёт толчок организму, тренирует его, закаляет.

Вторая фаза наступает, если воздействие стрессовых факторов продолжается. Организм отреагировал на тревогу, мобилизовался и может преодолевать возникшие трудности. На стадии сопротивления организм может быть более устойчивым к вредным воздействиям, чем в спокойном состоянии. Внешне тоже всё выглядит благополучно, человек конструктивно решает проблемы, он активен, здоров. Первый и второй этапы развития стресса ещё не несут угрожающих последствий.

Третья фаза, характеризующаяся истощением, начинается, если вторая стадия затягивается и организм не получает отдых. Мобилизованные ресурсы заканчиваются. Организм израсходовал свои адаптационные возможности, и его устойчивость снижается. На этом этапе проявляется физическое неблагополучие: нарушение сна, снижение аппетита, потеря веса, расстройства стула, нарушение сердечного ритма, повышение артериального давления, и т. п. Человек чувствует себя вялым, разбитым. Если и сейчас не отдохнуть, то могут начаться серьёзные физические заболевания, депрессия.

эффективно тренировать взаимодействие с партнером при максимальной концентрации и быстроте реакций;

дать возможность участникам тренинга проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера;

развить умение эффективно работать в нескольких направлениях деятельности;

научиться действовать в условиях стресса, не теряя способностей концентрировать внимание на проблеме.

Размер группы : не важен.

Ресурсы : упражнение требует по-настоящему большой и свободной от мебели комнаты, двух стульев, флип-чарта и маркера для записи результатов каждого раунда.

Время : в зависимости от количества участников. Каждая четверка игроков находится в игре 10 минут.

Это упражнение возвращает нас к рассказам об императоре Юлии Цезаре, который обладал поразительной способностью одновременно и качественно выполнять несколько различных действий. Порой лидеру приходится применять на практике замечательные качества знатного римлянина.

В каждом раунде игры будет участвовать четверо игроков в поле и две группы судей. (Количество судей значения не имеет, так что порой можно всех зрителей разделить на две судейские группы, каждая из которых получает конкретное задание.)

Итак, первая игровая четверка выходит на площадку и выносит с собой два стула. Первый и второй игроки садятся друг против друга на расстоянии 2-2,5 м. Третий и четвертый игроки вначале располагаются за стулом второго участника. Это их стартовая позиция, потом по ходу игры они могут свободно передвигаться по комнате.

Правила игры . В течение двух минут первый игрок обязан повторять все движения второго игрока, выполняемые им произвольно: любые движения сидя, стоя, в движении по комнате. Кроме того, первому игроку предстоит отвечать на непрерывные вопросы третьего и четвертого игроков. Вопросы могут быть любыми. Когда иссякнет фантазия одного из спрашивающих, в дело немедленно включается второй.

Обратите внимание, что в игре участвуют и судьи. Они – самые справедливые и внимательные арбитры в мире. Одна группа судей будет следить за тем, чтобы первый игрок не пропускал движений партнера и повторял каждое из них. За каждый пропуск начисляется штрафное очко! Вторая группа следит за ответами на вопросы. Ответы могут быть абсолютно свободными, отличаться нелогичностью, отсутствием связи с вопросом и т.д. Важно, чтобы прозвучала осмысленная реакция первого игрока на вопросы двух ассистентов и чтобы в своих ответах он не пользовался запрещенными «Да!», «Нет!», «Не знаю!»

Использование каждого запрещенного ответа приносит штрафное очко.

Игра продолжается в течение двух минут. Затем судьи первой и второй групп сообщают о количестве заработанных игроком штрафных очков. Результат записывается. После этого игроки меняются ролями: отвечать и повторять движения в течение двух минут будет теперь второй игрок.

Вновь подведение итогов, запись и смена ролей: теперь игровые стулья занимают третий и четвертый участники, а первый и второй будут задавать вопросы.

Это задание можно проводить по очереди со всей группой, чтобы определить абсолютного чемпиона -того, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.

Завершение : обсуждение упражнения.

Какие действия было сложнее выполнять – повторять движения партнера или отвечать на вопрос?

Случались ли во время игры мгновения кризиса, когда вы понимали, что теряете контроль над ситуацией? Что помогло вам преодолеть такие моменты и вернуться к выполнению задания?

Что вы вынесли для себя из игры? Что вы думаете сейчас о сильных и слабых сторонах своего поведения в кризисной ситуации?

6 этап. Обратная связь

Ваши ожидания совпали с итоговым результатом?

Какие умения и навыки вы получили в тренинге?

Тренинг стрессоустойчивости

Развитие навыков профилактики стресса

Цель: познакомить участников тренинга с методами релаксации и предоставить возможность практиковать в своей жизни изложенные техники и получать действительно эффективные результаты.

План проведения тренинга.

1. Ритуал приветствия.

2.Выяснение ожиданий участников от тренинга.

3.Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание).

4. Разминка.

5.Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.

6.Заключение.

7.Обратная связь - шеринг.

8.Ритуал прощания.

1.Знакомство с группой.

2.Выяснение ожиданий участников группы.

3.Небольшое сообщение о теме тренинга.

Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Общество предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов. То время, в течение которого мы могли бы отдохнуть и успокоиться или заняться своими увлечениями, либо неумолимо сокращается, либо исчезает вовсе. Результат: мы чувствуем себя выжатыми, мы раздражительны и неуравновешенны, а в худших случаях начинается физическое недомогание.

Сегодня мы попытаемся выяснить, где кроются Ваши стрессоры, какого они рода и как Вы можете с ними совладать. Кроме этого, сегодня мы попытаемся научиться некоторым приемам по снятию стрессового напряжения.

Методы релаксации, которые мы будем осваивать, легко применимы и для человека, не обладающего опытом. Даже если Вы будете посвящать этому десять минут каждый день, Вы заметите, насколько спокойнее и расслабленнее Вы станете реагировать на бесконечные требования окружающего мира. Не дайте рабочим будням поглотить Вас без остатка!

4. Разминка, позволяющая сосредоточиться на работе, когда группу необходимо успокоить и настроить на дальнейшую серьезную работу (5-10мин)

Участники встают и образуют круг. Сейчас мы проведем с вами разминку. Пофантазируйте. Представьте, что у вас в указательном пальце правой руки шарик воображаемой ртути. Мысленно перекатите ее, не торопясь, по суставам пальца, через ладонь к сгибу кисти, потом дальше, к локтевому сгибу и в плечо... Плавно поднимите руку... Мысленно перелейте ртуть в обратном направлении, осторожно опуская и выпрямляя руку, но так, чтобы ртуть «не вылилась». Покатайте ртуть по телу... Верните ртуть в руку... На последнем разгибании пальца «вылейте» ртуть на пол.

5. Что могут предложить нам техники релаксации?

Сознательная релаксация, т.е. снятие напряжения тела, ума и души, имеет два больших преимущества, видных даже с первого взгляда:

■ привносит равновесие в наши, как правило, суетливые и напряженные будни;

■ является лучшей предпосылкой сконцентрированной и эффективной работы.

Регулярная релаксация благотворно повлияет на весь организм. Она подарит Вашему телу глубокий отдых и время на восстановление, а разуму и душе - целительную отстраненность от будничных забот. Она станет для Вас надежным источником сил, которые помогут Вам спокойней и расслабленней реагировать на ситуации стресса. Вам легче будет перенести и состояния длительного напряжения, и ситуацию острого кризиса - регулярная релаксация поможет Вам в этом больше, чем методы «кризисного менеджмента» или способы быстрого снятия напряжения.

Упражнение: расслабление шеи.

Сядьте в удобную позу, держа спину прямо и свободно опустив руки. Расслабьте мышцы плеч и шеи. Дышите нормально. Затем на вдохе отведите голову назад. На выдохе наклоните голову вперед, не наклоняя при этом вперед туловища. Повторите упражнения два-три раза. Затем на вдохе поднимите голову. Выдохните и расслабьтесь.

В повседневной жизни мы не сразу замечаем напряжение мышц шеи и спины. Благодаря данному упражнению Вы сможете своевременно распознавать и быстро и эффективно устранять состояние напряженности в этих участках.

Кроме того, это упражнение с успехом можно использовать и для борьбы со стрессом. Мягко растягивая мышцы при каждом движении, Вы глубоко и осознанно дышите. Тем самым Вы тренируете свои легкие и приучаете себя к более осознанному отношению к дыханию в целом. Глубокое, медленное дыхание снимает напряжение, что помогает расслабиться телу и душе.

По возможности выполняйте это и последующие упражнения с закрытыми глазами, это значительно поможет Вам сконцентрироваться на себе.

Снятие стресса при помощи медитации

Однажды ученик спросил своего учителя дзен о том, как правильно надо медитировать. Учитель долго размышлял, а затем спросил:

Когда ты довел до конца одну мысль и еще не начал обдумывать следующую, между ними ведь был небольшой промежуток?

Да, - отвечал ученик.

Тогда иди и продли его. Это и есть медитация, - последовал совет учителя.

Просто быть

Эта маленькая притча говорит о сущности медитации: просто быть с тем, что происходит в этот момент, без намерений, без отслеживания мыслей. На некоторое время нужно просто остановиться и превратиться в наблюдателя собственного бытия, разнообразных мелькающих мыслей - с дистанции, без оценки.

Медитативное дыхание: базовое упражнение

Техника чистого наблюдения за дыханием требует не много навыков, состояние расслабления приходит уже через пару минут. Устройтесь поудобнее, закройте глаза и просто наблюдайте за своим дыханием. Не делайте ничего больше, ни в коей степени не желайте влиять на свое дыхание. Просто концентрируйтесь на естественном ритме своего дыхания.

Это самая простая версия, на которой основаны все остальные варианты. Общим для всех этих вариантов является то, что применять их можно в любое время и независимо от того, где Вы в этот момент находитесь. Вы можете концентрироваться на своем дыхании, поджидая автобус, во время небольшой паузы на работе, в очереди на бензоколонке или в супермаркете, в кресле у стоматолога или же в приемной, в которой Вам приходится ожидать вызова к начальству. В таких ситуациях маленькая и незаметная для окружающих дыхательная медитация словно «выключит» Вас ненадолго из будничного круговорота событий и подарит Вам немного расслабления и благотворной отстраненности.

Через некоторое время Ваше дыхание станет более медленным, паузы между вдохами и выдохами - более глубокими, а спокойствие разольется по всему Вашему телу. Этот эффект, разумеется, будет тем ощутимей, чем меньше Вам будут мешать в Вашем уединении. Насладитесь этой мягкой сменой вдохов и выдохов, думайте при этом, например, о морских волнах или о медленном движении качелей, позвольте этому ритму увлечь себя.

Чем более осознанно Вы будете наблюдать за своим дыханием, просто позволяя ему протекать, тем более явным будет его замедление, тем больше Вас заполнит ощущение спокойствия, которое в свою очередь также требует медленного дыхания. Начинается благотворный процесс релаксации.

Попробуйте достичь этого эффекта при помощи следующего упражнения.

Медитация в движении

Однако очень многие люди быстрее достигают внутреннего спокойствия через медитацию динамическую. В этом случае осознанно осуществляемые движения усиливают ощущение собственного тела и снимают явное напряжение. Может быть, и для Вас будет проще прийти к внутреннему спокойствию и раскрепощению именно двигаясь, а не пытаясь сесть и сразу успокоиться.

Если помните, один из вариантов медитации, описанный нами выше, начинался со «встряхивания» всего тела. Вы можете этот вариант несколько усилить.

Упражнение: «стряхните» с себя напряжение

Встаньте, расставив ноги на ширину плеч и слегка согнув их в коленях. Встряхивайте руками, ногами, головой и плечами в течение 10 мин. Просто стряхните с себя все напряжение прошедших часов, освободитесь от него. В заключение сядьте в спокойный уголок и в течение пяти минут наблюдайте за своим дыханием.

При дыхании применяйте ту технику, которая Вам наиболее приятна: попеременное дыхание через разные ноздри, счет вдохов и выдохов или отслеживание вдыхаемого воздуха в теле. Поэкспериментируйте немного и просто выясните, какая из этих техник для Вас лучше.

Многим людям в движении легче переключиться с внешнего мира на внутренний. Упражнение на «встряхивание» помогает стряхнуть с себя тягостные мысли, контраст между движением и остановкой в этом случае не столь явен, как в некоторых других упражнениях.

Аутогенная тренировка

Слово «аутогенный» взято из греческого языка и означает «первоначальный, самородный». Термин «аутогенная тренировка» подразумевает, что некий внешний толчок запускает внутренний процесс, который затем проистекает сам собой. Этот метод возник в 1930-х гг. на основе гипноза, дальнейшая его разработка была осуществлена берлинским ученым И. X. Шультцем.

Упражнение состоит из шести частей, из которых мы представим Вам более подробно две первые. Обучающиеся очень быстро приходят к ощущению спокойствия, тяжести и тепла. Чувство тяжести возникает из-за расслабления мышц, ощущение тепла - благодаря расширению кровеносных сосудов и усиленному притоку крови. Весь организм расслабляется так, как он это делает во время сна, но только здесь этот эффект возникает исключительно благодаря соответствующей концентрации.

Аутотренинг служит не только для общего расслабления организма, он повышает наши умственные способности и способность к сосредоточению. Как и некоторые другие методы, он считается важным средством профилактической медицины. Одни только базовые упражнения (расслабление мышц и расширение кровеносных сосудов), бесспорно, повышают сопротивляемость организма и иммунитет.

В частности, занятия подразделяются на такие этапы:

■ расслабление мышц (ощущение тяжести);

■ расширение кровеносных сосудов (ощущение тепла);

■ спокойное дыхание;

■ равномерное сердцебиение;

■ ощущение тепла во внутренних органах (солнечное сплетение);

■ ощущение прохлады в голове (холодный лоб).

Эти состояния достигаются не силой воли, работающей с активным напряжением, а просто концентрацией на определенных представлениях. Может быть, маленькое предварительное упражнение поможет Вам понять, что здесь имеется в виду.

Упражнение: движение концентрацией

Обопритесь на локти и возьмите кончиками пальцев нитку с привязанным к ней маленьким предметом. Попробуйте, не делая никаких умышленных движений, силой одного представления придать колебаниям нужное направление.

Вы убедитесь, что это довольно просто. Для эксперимента Вы можете через некоторое время изменить направление колебаний, заставить предмет двигаться не взад-вперед, а, например, слева направо или по кругу. Понаблюдайте за собственными ощущениями, которые Вы испытываете, влияя на движение предмета лишь концентрацией своего внимания.

Это упражнение наглядно покажет Вам, что внутренняя сосредоточенность и сознательная концентрация вполне могут спровоцировать некую заметную реакцию и даже движение. В этом суть аутотренинга: концентрируясь на том, что Ваши мышцы все более и более расслабляются, Вы действительно расслабляете их. Результат Вы почувствуете, ощутив тяжесть и расслабленность.

Упражнение «Убежище»

Цель этого упражнения - вызвать у участников состояние внутреннего покоя и комфорта.

Время: 40 мин.

Задание: Участникам предлагается войти в состояние транса и мысленно создать себе убежище - спокойное и комфортное место.

Тренер: «Сейчас я просто прошу вас мысленно создать себе убежище -такое место, где бы вы чувствовали себя очень спокойно, очень комфортно,где никто в целом свете не может вас побеспокоить без вашего согласия.

Это может быть что угодно: ваша собственная комната, хижина в горах, шалаш в лесу, берег моря, другая планета. Единственное условие - чтобы вы чувствовали себя спокойно, комфортно, в безопасности. И когда вы найдете или представите себе такое место, можете кивнуть головой, я буду знать, что вы нашли его.

И я прошу вас просто побыть там... позволяя себе полностью ощутить эти приятные чувства уверенности... покоя... комфорта... И в этом состоянии может измениться время... и несколько мгновений сейчас могут растянуться и стать несколькими часами и больше... временем, достаточным для того, чтобы можно было успокоиться, отдохнуть... набраться сил... И какоето время я не буду к вам обращаться, и это совершенно не будет вас беспокоить... Я не ограничиваю вас во времени... Просто когда вы почувствуете себя успокоившимися и отдохнувшими, можете выйти из своего убежища и вернуться сюда... И вы знаете, что для этого достаточно глубоко вздохнуть и открыть глаза».

Но не всегда достаточно засесть в укромном уголке и просто попытаться успокоиться. Иногда напряжение бывает таким сильным, что огорчения просто не уходят из головы, полностью поглощая Ваши мысли и чувства. Вы никак не можете перестать думать, например, о ссоре с коллегой, о кипах бумаг на Вашем рабочем столе, разговоре с начальством или о важной конференции, которую Вам придется проводить на следующей неделе.

С такими тягостными мыслями очень трудно, если вообще возможно, прийти к внутреннему спокойствию и использовать короткую паузу действительно для расслабления. Для этих и сходных случаев мы предлагаем Вам следующее упражнение:

Упражнение: рама из мишек-тянучек

Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Затем представьте себе тяжелую барочную раму для картины, позолоченную или покрытую серебряной краской, с красивым орнаментом. В эту раму мысленно поместите изображение человека или же символ события или ситуации, которые Вас нервируют. А теперь погрузитесь в это воображаемое изображение, хорошенько рассмотрите его, пока ясно не увидите перед собой все мелочи, пока не поверите, что картина действительно находится перед Вами и при желании Вы можете ее потрогать. А теперь начинайте менять раму. Измените ее цвет, постепенно сделайте ее легче, уже, изящнее. Может быть, Вам захочется округлить углы. Поменяйте все, что кажется Вам слишком тяжелым и помпезным. И, в конце концов, оклейте Вашу воображаемую раму сплошным узором из разноцветных конфет - мишек-тянучек.

Вы заметите: то, что Вы поместили внутрь Вашей воображаемой рамы, начнет терять свою взрывоопасность. Оно станет абсурдным, смешным, может быть, веселым, но в любом случае оно перестанет быть пугающим; вместе со страхом постепенно будет уходить и Ваше внутреннее напряжение. Вы только представьте себе своего шефа в ярко-розовой, овальной и украшенной мишками рамочке.

Такой же эффект имеет следующее упражнение с воздушными шариками.

Упражнение: Разноцветные воздушные шары

Позвольте улететь своим заботам. Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Подумайте недолго о том, что в данный момент вызывает у Вас наибольший стресс, и подберите для этого раздражителя ключевое слово (например, «конференция»). Если речь идет о каком-то человеке, пусть таким словом будет его имя. Представьте себе, что Вы записываете это слово на маленькой доске - темным цветом, угловатыми кривыми буквами. Затем в своем воображении начните менять элементы этой надписи. Пусть буквы приобретут более мягкое начертание и пастельные цвета, станут округленными и приятными. Пусть вся доска окрасится в яркие жизнерадостные цвета, а записанное на ней слово мало-помалу потеряет связь со своим неприятным содержанием. В заключение подвесьте к доске множество разноцветных воздушных шаров и дайте ей просто улететь.

Если хотите, соедините два последних упражнения вместе, украсив воздушными шарами раму для картины, предоставив и ей возможность улететь прочь. Используйте силу своего воображения! При желании Вы можете даже придумать собственные приемы на основе предложенных нами.

Такие упражнения помогают справляться с маленькими будничными огорчениями, которые по отдельности выносимы, но в сумме часто превращаются в сильный стрессор. Если внешние требования идут одно за другим, «последней каплей» может стать любая мелочь. Именно в таких ситуациях Вы можете прибегать к подобным приемам, возвращая себе беззаботное и спокойное состояние.

Вопросы для обратной связи: Что вы чувствовали, выполняя упражнение? Что дало вам это упражнение?

Перед сном: снимайте с себя все заботы

Перед сном душевные переживания и стресс часто становятся особенно тяжелыми. Вы порядочно устали, хотите, да и должны давно спать, но не можете заснуть. Вы ворочаетесь с одного бока на другой и нервничаете все сильнее. Но и на этот случай существует несколько приемов, которые могут помочь Вам «отключиться» от своих забот.

Упаковка проблем

Если Вам это кажется недостаточным, поскольку Вы только что пережили какое-то особенно тяжелое бытие (или же Вам не понравилась наша идея), Вы можете попробовать следующее упражнение.

Упражнение: сложите свои проблемы в ящик

Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что перед Вашей кроватью стоит большой ящик или деревянный сундук. Вы медленно открываете крышку и начинаете складывать туда все, что на Вас давит, например Ваше волнение перед завтрашними переговорами с клиентами, Ваш страх забыть о какой-нибудь важной встрече или не найти необходимые документы и т.д. Вы укладываете «спать» в сундук все, что Вас гнетет. А когда Вы на следующее утро проснетесь, сможете (мысленно) снова открыть крышку и вытащить обратно все свои задачи. Может быть, их станет меньше, может быть, их будет больше, они могут стать легче или тяжелее, но на время сна Вы смогли их поместить в надежное место.

Может быть, все это покажется Вам абсурдным, но эффект Вас поразит. Наше подсознание работает и «думает» очень образно. Вместе с представлением о том, что что-то можно снять и отложить в сундук, оно получает облегчение, и человек перестает беспокоиться обо всех этих раздражителях. На ночь Вы можете таким образом снять с себя ответственность и почувствовать себя расслабленней и свободнее.

Классические методы релаксации

Эту тяжесть Вы не можете «создать», она возникает лишь благодаря Вашей сосредоточенности. Вы ведь не можете сознательно «осуществить засыпание», а просто отдаетесь сну. Воспроизвести этот феномен можно, выполнив следующее упражнение.

Упражнение: ощущение тепла благодаря концентрации

Позаботьтесь о том, чтобы в течение нескольких минут Вам не мешали, и лягте удобно. Сосредоточьтесь на следующих формулах, повторяйте их мысленно.

Правая рука наливается приятной тяжестью (повторить три-четыре раза).

Левая рука наливается приятной тяжестью (повторить три-четыре раза).

Я спокоен. Я совершенно спокоен.

Обе руки наливаются приятной тяжестью (повторить три-четыре раза). Я спокоен. Я совершенно спокоен.

Обе ноги наливаются приятной тяжестью (повторить три-четыре раза).

Я спокоен. Я совершенно спокоен.

Все мое тело наливается приятной тяжестью (повторить три-четыре раза).

Останьтесь еще примерно минуты на две в этом состоянии приятной расслабленности, затем для возвращения к действительности сильно потянитесь, сделайте два-три глубоких вздоха и откройте глаза.

Может быть, с первого раза Вы не почувствуете интенсивного тепла в руках и ногах, но при регулярных занятиях этот эффект быстро проявится.

Еще до того как вы освоите технику релаксации в совершенстве(то есть научитесь достигать мгновенного расслабления), вы можете начать использовать ее для программирования.

Упражнение «Полотно желаний»

Нужно расслабиться и начать представлять себе, как будет выглядеть ваше осуществленное желание, что вас будет окружать, в каком вы будете состоянии, что вы при этом будете ощущать, слышать. Чем более подробно вы будете представлять, тем более эффективной будет программа. Лучше всего если вы не ограничитесь «застывшей» картинкой, а просмотрите целый «фильм» в воображении, причем обязательно цветной и со звуками.

Представьте себе, что экран, на котором вы смотрите этот «фильм», увеличивается. Он уже размером со стену комнаты. Теперь представьте, что вы подходите к нему и... переступаете его границы. И вот вы уже внутри тех событий, вещей и людей, на которых только что смотрели со стороны. Обращайте внимание на все: цвета, звуки, ваши ощущения и душевное состояние. Участвуйте в событиях, происходящих теперь уже вокруг вас: ходите, разговаривайте, делайте в воображении то, что вы будете делать, когда достигнете желаемого.

Лучше всего, если Вы будете видеть себя не со стороны, а так, как это обычно бывает в жизни. Находитесь внутри образа самого себя, а не рядом.

Ваши сцены могут меняться. Следите только, чтобы все они рассказывали вам о желаемом результате и состоянии.

Точно также представляйте себе сам процесс достижения цели. Предположим, вы знаете, что вам предстоит преодолеть какое-то препятствие, или освоить что-то новое, или провести сложный разговор. Проживите эту ситуацию в своем воображении, причем проживите УСПЕШНО! Вы можете по нескольку раз повторять какие-то фрагменты или целые «этюды». Можно буквально репетировать в уме любой поступок, на который, например, вам тяжело решиться, но вы считаете, что это необходимо. Прокручивайте в воображении самые разные варианты успешного состояния и поведения (так как вы понимаете успех), все более и более детализируя то, что вы видите, слышите, чувствуете. Спиноза говорил: что мы должны «держать на переднем плане в наших умах ту добродетель, которую мы хотим обрести». Ролло Мэй добавлял: «...при этом мы сможем видеть, как ее можно применить в каждой возникающей ситуации, и тогда она постепенно закрепится в нас».

Отведите для выполнения упражнения по 10-15 минут два раза в день. Важно, чтобы в это время вам никто не мешал, в помещении (или в саду сквере, лесу) было тихо, и посторонние звуки не отвлекали вас.

Такой способ программирования можно использовать не только для больших целей, но и для более мелких задач. Через некоторое время в вашей жизни и в вас самих начнут происходить изменения. Вам будет казаться это необъяснимым, удивительным совпадением, почти чудом. Ничего подобного! Это работает ваша программа.

Активная релаксация для лучшего самочувствия

Для аутотренинга важна регулярность занятий. Организм быстро и надежно реагирует на метод релаксации, если упражнения становятся неотъемлемой частью распорядка дня. Конечно, эта ситуация идеальна, но к ней стоит стремиться!

И в завершение занятия

Теперь Вы получили представление о том, какие существуют возможности и методы эффективно и творчески противостоять стрессу. Естественно, самое важное при этом - это действительно выполнять эти упражнения или хотя бы их часть. Конечно, внешней нагрузки, внешних требований, предъявляемых Вам миром, от этого меньше не станет. Но, возможно, со временем, когда Вы поймете, что не безоружны и не беспомощны, они покажутся Вам более терпимыми. Для каждого из нас существуют подходящие рецепты того, как справляться с повседневным стрессом. Быть может, со временем Вам удастся составить свой собственный маленький репертуар методов, способных помочь Вам сохранять внутреннюю отстраненность от ситуации стресса и лучше справляться с ним. Вероятно, все чаще Вы будете видеть в таких ситуациях вызов, необходимый для Вашего дальнейшего развития и подталкивающий Вас к новым творческим мыслям относительно разрешения проблемы.

Пусть Вашим девизом станет «вызов вместо стресса!». Не забывайте давать себе своевременные передышки, используйте их для того, чтобы возвращать себе внутренний баланс. Чем более уравновешенно Вы себя будете чувствовать, тем больше и эффективнее Вы сможете работать, доказывая свои способности. И однажды поймете, что Ваша внутренняя установка сильно изменилась, что Вы все чаще ощущаете не стресс, а вызов Вашим способностям. Мы желаем Вам на этом пути радости и удачи!

Обратная связь.

Каждый из участников высказывается, что он чувствовал во время различных упражнений, что ему больше понравилось, запомнилось или наоборот «не легло на душу». Что он вынес из занятия и возьмет ли на вооружение какие-либо техники.

Часть I. Понятие антистрессового тренинга

Наше гипердинамичное время, напряжение перестроечного и постперестроечного периода, борьба за выживание, необходимость быстро ориентироваться в стремительно меняющемся мире - все это становится стрессовыми факторами для многих. И поэтому сегодня, наряду с вопросами, касающимися развития организации, обучения персонала навыкам эффективной коммуникации с клиентом, у участников тренинга появляются и другие вопросы: «Как избежать стресса на работе? Как снять напряжение рабочей недели за выходные дни? Как противостоять стрессорам на работе и дома? И т. д.». Замалчиваемая долгие годы проблема «вдруг» стала актуальной, книжные прилавки наполнились переводной литературой по этой проблеме. Все более и более востребованными становятся сегодня тренинги стрессоустойчивости, помогающие и руководителям, и персоналу различных фирм (независимо от престижности, статуса, объема производства и продаж) решать главные для них вопросы: «Как выжить в современном мире бизнеса и сохранить себя? Как укрепить здоровье? Как сделать жизнь полноценной, а личность - гармоничной?»

Проведение тренингов давно уже стало неотъемлемой частью современного делового мира. «Тренинг продаж», «Тренинг командообразования», «Тренинг принятия решений», «Тренинг делового общения» - этими и многими другими предложениями пестрят многочисленные рекламные модули сегодняшних тренинговых компаний.

Необходимость обучения специалистов признается сегодня руководителями различных уровней и сфер деятельности. И несомненно, участие персонала в тренингах приносит реальную пользу как самим работникам, так и работодателям. Однако проводя тренинги в различных организациях, как больших, так и малых, психологи сталкиваются с новой проблемой.

В современной психологии под тренингом понимают «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека» [Хрящева, 2006, с. 8].

Тренинги, направленные на управление стрессом, относятся к области стресс-менеджмента. Н. Водопьянова и Е. Старченкова [Водопьянова, Старченкова, 2005, с. 334] определяют стресс-менеджмент как раздел менеджмента, сфокусированный на теории и практике управления стрессами в организации (организационный стресс); профилактике профессионального стресса и повышении стрессоустойчивости работников (персонала). Основная цель данных тренингов заключается в повышении стрессоустойчивости, то есть способности противостоять стрессорному воздействию, активно преобразовывая его или приспосабливаясь к нему. Для реализации данной цели на тренинге, как правило, осуществляется анализ и изменение неэффективных стратегий поведения в напряженных профессиональных или личностно значимых ситуациях.

Пытаясь дать определение антистрессовому тренингу , мы столкнулись с достаточно сложной ситуацией. В настоящее время существует огромное количество определений понятия «стресс». И это естественно, так как феномен стресса изучается уже более семидесяти лет. Каждое новое исследование открывает все новые и новые грани темы «Человек и стресс».

Ориентируясь на основные цели и задачи тренинга, мы предлагаем рабочее определение антистрессового тренинга. Антистрессовый тренинг - это область практической психологии, ориентированная на использование интерактивных, аутоактивных, психокоррекционных методов, с целью развития внешних и внутренних ресурсов стрессоустойчивости личности.

Область использования антистрессовых тренингов.

Антистрессовые тренинги могут представлять самостоятельное направление в обучении персонала. Опыт показывает, что в этом случае компании заказывают одно-двухдневные тренинги, цель которых - обучение сотрудников навыкам саморегуляции и релаксации. К сожалению, антистрессовые тренинги компании часто заказывают в случаях, когда у персонала явно наблюдаются признаки синдрома эмоционального выгорания . В этом случае краткосрочное обучение вряд ли будет эффективно. К. Маслач и М. П. Лейтер справедливо утверждают, что выгорание - это не только проблема отдельно взятого человека; скорее это проблема социального окружения, в котором он работает. Однако практика показывает, что менеджеры часто не хотят принимать никаких мер в отношении выгорания, рассматривая данное состояние как проблему работника, а не работодателя или организации в целом. Нам приходилось сталкиваться с компаниями, персонал которых сообщал на тренинге, что причиной увольнения даже опытного сотрудника может быть всего один звонок недовольного клиента. В подобных компаниях персонал работает в состоянии хронического напряжения, и проведение тренинга по стресс-менеджменту вряд ли значимо изменит состояние работников.

В связи с этим можно сделать вывод, что тренинги по стресс-менеджменту наиболее эффективны в том случае, если они являются частью постоянно действующей на предприятии профилактической программы. Профилактическая программа должна опираться на результаты аудита стресса и поддерживаться постоянным мониторингом стресса в организации.

Отдельные модули программы по антистрессу целесообразно включать в сценарии тренингов продаж, переговоров, урегулирования конфликтов, делового общения. Включение элементов антистрессовой программы повышает эффективность любых обучающих программ для персонала, деятельность которого связана с переживанием многочисленных стрессоров.

Очевидно, что тренинги по управлению стрессами могут быть использованы не только в сфере организационного поведения. Наш опыт и опыт наших коллег показывает, что данный вид тренингов может быть с успехом использован и в сфере обучения, здравоохранения, воспитания, спорта.

Элементы тренинга стрессоустойчивости также органично вписываются в различные тренинги, имеющие более ярко выраженную личностную направленность (например, личностного роста, телесно-ориентированные, развития креативности).

Требования к личности тренера.

Требования к личности тренера связаны со спецификой тренингов по стресс-менеджменту. Клиенты тренинга стрессоустойчивости, как и любого другого вида тренинга, - люди, желающие получить конкретные знания, умения и навыки, которые впоследствии помогут решать стоящие перед ними задачи.

Безусловно, любой вид тренинга предполагает психотерапевтический эффект. Однако в тренинге стрессоустойчивости доля психотерапии гораздо больше, поскольку участники решают не только организационные, методические вопросы, но и личностные проблемы. Бывают случаи, когда какой-либо участник не может полноценно включиться в групповую работу, пока в процессе тренинга не найдет возможные выходы из актуальной для него стрессовой ситуации.

Это, в свою очередь, может вызвать сильные , чаще всего возникающие в процессе выполнения того или иного упражнения, по какой-то причине глубоко задевшего участника. Если тренер не чувствует достаточно сил и и не располагает достаточным объемом умений для оказания психологической помощи в подобной ситуации, не стоит включать в программу «сильные» упражнения, способные спровоцировать сильный эмоциональный взрыв.

Хотя зачастую даже нейтральные упражнения могут вызвать сильные эмоции у отдельных участников (наиболее эмоциональных, невротизированных и т. д.), и ведущий тренинга стрессоустой-чивости должен быть готовым к этому.

Один из возможных вариантов решения данной проблемы - ко-тренерство, ведение тренинга двумя специалистами. Это позволяет одному из них проводить упражнение, информировать слушателей, а второму в это время отслеживать реакции участников и при необходимости вовремя отреагировать на них.

Таким образом, к ведущему тренинга стрессоустойчивости предъявляются особые требования. Прежде всего, это должен быть профессионал, имеющий специальное психологическое образование и опыт ведения групп, обладающий способностью быстро реагировать на изменяющиеся условия. Ведущему необходимо обладать знаниями в области психологии личности, психологии здоровья, в области консультирования, групповой психотерапии. Тренеру необходимо владеть экспресс-методами оказания терапевтической помощи клиентам. Он должен быть знаком с медицинской психологией, с психологией управления персоналом, то есть быть подготовленным к работе в различных сферах деятельности. Кроме того, ведущий тренингов «Антистрессовая программа» должен обладать высокой стрессоустойчивостью и владеть приемами саморегуляции для восстановления после проведения программы.

Место тренинга стрессоустойчивости в системе психологических тренингов.

Для того чтобы определить место тренинга стрессоустойчивости в системе психологических тренингов, рассмотрим одну из существующих классификаций тренингов.

В. В. Никандров в книге «Антитренинг» предлагает группировать психологические тренинги по следующим критериям: ведущая цель; конкретные задачи; временной режим; тип руководства; состав и др.

Поскольку выбор методов и техник работы на тренинге зависит в первую очередь от его целей, рассмотрим первую из предлагаемых групп и определим место тренинга стрессоустойчивости среди них. По ведущей цели все тренинги условно можно разделить на две группы: методические и психокоррекционные (психотерапевтические, личностного развития, обучающие, организационные).

I. Методический тренинг «Антистрессовая программа» предполагает обучение специалистов проведению определенного вида тренинга и включает:

  1. теоретический материал: основные понятия (стресс, синдром эмоционального выгорания, фрустрация и др.), информация о специфике проведения данного вида тренинга для разных клиентских групп и др.;
  2. участие в работе психокоррекционной группы с целью иллюстрации рассматриваемого теоретического материала (с обязательным разбором и обсуждением, комментариями);
  3. наблюдение за работой тренера;
  4. самостоятельное проведение отдельных этапов работы, упражнений и игр под наблюдением профессионала;
  5. работу в малых группах по составлению сценария тренинга «Антистрессовая программа» для конкретных клиентских групп.

В зависимости от целевой аудитории и ее задач тренинг стрессоустойчивости может быть отнесен к различным видам тренингов.

II. Психокоррекционный тренинг. Тренинг стрессоустойчивости направлен на изменение психической сферы человека, на изменение его поведения, совершенствование самосознания. Он относится к типу психокоррекционных тренингов, которые включают в себя следующие аспекты.

    1. Психотерапевтический тренинг направлен на получение психотерапевтического эффекта. Безусловно, тренинг стрессоустойчивости способствует проявлению терапевтического эффекта, как и любой другой вид коррекционной работы. Наиболее эффективное средство коррекции в данном виде тренинга — эмоциональный фактор. Участие в играх, упражнениях помогает слушателям через соответствующие эмоциональные переживания понять себя, найти наиболее приемлемые решения существующих у них проблем. В тренинге стрессоустойчивости могут использоваться упражнения, заимствованные из психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, арт-терапии, музыкотерапии, танцевальной терапии, телесной терапии и других направлений психологической коррекции.
    2. Тренинг личностного развития — разновидность психокоррекционного тренинга - направлен на совершенствование личностных качеств участников. Задачи психотерапевтического тренинга и тренинга личностного роста близки.
    3. Тренинг стрессоустойчивости реализует не только коррекционные задачи, но и задачи личностного развития: способствует повышению психологической компетентности и уверенности в себе участников.
    4. Обучающий тренинг — разновидность психокоррекционного тренинга - направлен на приобретение участниками новых знаний, умений, навыков в определенных областях социальной активности человека. И тренинг стрессоустойчивости призван дать участникам такие знания, умения и навыки, которые повысят их стрессоустойчивость, облегчат деструктивное состояние.
    5. Организационный тренинг - разновидность психокоррекционного тренинга - направлен на совершенствование совместной деятельности коллектива, на получение организационного эффекта.

Тренинг стрессоустойчивости может быть назван организационным, если проводится в рамках конкретной организации с целью достижения такого психологического климата и состояния сотрудников, которые будут способствовать повышению их стрессоустойчивости.

Таким образом, в зависимости от особенностей клиентской группы, от целей и задач, решаемых с помощью тренинга стрессоустойчивости, он может в равной степени носить характер любого из перечисленных видов тренинга: методического, психотерапевтического, личностного развития, обучающего, организационного.

Так, если участники - психологи или менеджеры по персоналу, которые после обучения будут проводить подобные тренинги в своей организации, воспроизводя информацию, полученную в ходе занятий, ведущий уделяет основное внимание методике проведения тренинга, учит составлять программы, грамотно подбирать упражнения.

Участники, выполняя то или иное упражнение, в большей степени обращают внимание не на личностные изменения, происходящие с ними, а на организационные моменты.
В этом случае тренинг можно классифицировать как методический.

Если тренинг проводится с персоналом одной организации и его целью является улучшение работы команды, тренер включает упражнения и игры, которые способствуют формированию навыков конструктивного поведения в возможных стрессовых ситуациях. Этот тренинг можно назвать организационным, обучающим.

Если же участники тренинга пришли с целью решения личностных проблем, мешающих им стать эффективными, тренинг можно считать личностным.

Тренинг стрессоустойчивости в общей системе тренингов.

Вид тренинга

Цель

Тренинг стрессоустойчивости

Методический

Обучение специалистов выполнению тренерской работы

Этап 1 - теоретический (методический).
Этап 2 - участие в работе группы (обсуждение).
Этап 3 - наблюдение за работой тренера.
Этап 4 - ведение группы под наблюдением тренера

Работа с психологами, менеджерами по персоналу по формированию умений проведения тренинга стрессоустойчивости

П
С
И
Х
О
К
О
Р
Р
Е
К
Ц
И
О
Н
Н
Ы
Й

Психотерапевтический

Получение психотерапевтического эффекта (психические изменения, способствующие разрешению внутреннего конфликта и кризисных состояний)

Апелляция к аффективной сфере личности.
Рационализаторская и
разъяснительная работа

Терапевтический эффект в процессе выполнения упражнений

Тренинг
личностного
развития

Совершенствование личностных качеств и самосознания человека с целью оптимизации его поведения и самореализации

Психотерапевтический эффект. Эффект обучения

Формирование уверенности в себе, повышение психологической компетентности

Обучающий тренинг

Приобретение индивидом
новых ЗУНов в определенных областях социальной активности человека

Обучение общим эффективным приемам социального поведения (умения разбираться в людях, преподносить себя). Вооружение конкретными знаниями (в профессии, в семье и др.)

Обучение персонала навыкам работы, снижающим
стрессогенность (реагирование на «трудных» клиентов, принятие критики, конструктивное разрешение конфликтов и ДР.)

Организационный

Совершенствование совместной деятельности коллективов и получение организационного эффекта

Улучшение психологического климата организации, повышение профессионального уровня и психологической компетентности сотрудников и др.

Совершенствование деятельности всей команды в результате сформированных в процессе тренинга копинг-стратегий

Концепция тренинга стрессоустойчивости

Интерактивные методы обучения детей и взрослых, и тренинги в их числе, заняли достойное место среди различных методов работы, применяемых как в образовании, так и в бизнесе. Однако несмотря на широкое распространение тренингов (их в наши дни не проводит разве что ленивый), в настоящее время существует тенденция некоторого снижения качества работы тренера. Это может быть обусловлено как нынешней доступностью получения сертификата, дающего право на проведение тренингов, так и недостаточно серьезным отношением отдельных наших коллег-психологов к концептуализации этого вида деятельности.

К сожалению, довольно часто проведение тренингов сводится к выполнению ряда упражнений на заданную тему, их обсуждения, иногда — к формированию отдельных навыков у участников. И далеко не всегда тренер уделяет достойное внимание созданию теоретической базы. А между тем «концептуальная состоятельность» — обязательная составляющая тренинга. «Хороший тренинг обязательно должен и основываться на определенной концепции того феномена, которому он посвящен» [Сидоренко, 2002, с. 12].

Созданная на основе определенной концепции модель тренинга должна включать различные интерактивные методы работы в группе, позволяющие участникам овладеть необходимыми им технологиями. Причем Е. Сидоренко отмечает, что, поскольку тренинг невозможно провести в полном соответствии с задуманным планом («интерактивность может привести к непредсказуемым результатам»), в тренинге могут появиться новые концепции.

Построение любого тренинга, и тренинг стрессоустойчивости не исключение, должно начинаться с выстраивания его концептуальной основы. Каков теоретический фундамент конкретной практической работы — тренинга, с какой целью будет он проводиться, какова предполагаемая целевая аудитория, специфика данного вида тренинга, его место в системе тренингов, насколько он необходим и будет востребован, имеются ли ресурсы для работы, — все эти вопросы тренер решает перед тем, как приступить к созданию тренинга. В противном случае работа будет сведена к подбору «подходящих случаю упражнений» и превратится либо в демонстрацию возможностей тренера, либо в «мероприятие для галочки».

Концептуальной базой тренинга стрессоустойчивости является подход к проблеме стресса с позиций психологии здоровья. При проведении тренингов по стресс-менеджменту мы считаем важным информировать участников об этой новой отрасли психологии и ее вкладе в разработку проблемы стрессоустойчивости. Характерная особенность изучения стресс-менеджмента в рамках психологии здоровья — стремление к системности. Становится очевидным, что личность может сохранить себя в условиях стресса только в том случае, если будет проведен системный анализ важнейших областей жизнедеятельности человека (физическое здоровье — семья — работа — духовные ценности), что позволит каждому разработать собственную систему управления стрессом.

Одна из аксиом психологии здоровья гласит, что каждый человек может быть здоров при определенных, подходящих именно для него особенностях и условиях жизни и работы [Никифоров, 2002]. Понять и осознать данные факторы может лишь сама личность. Таким образом, учет индивидуально-психологических особенностей личности — важное концептуальное положение при разработке программы антистрессового тренинга.

При разработке концепции антистрессового тренинга мы также опираемся на теорию эмоционального интеллекта Д. Гоулмана. Эмоциональный интеллект — это способность человека управлять самим собой и другими людьми. Он включает самосознание, контроль импульсивности, настойчивость, уверенность, самомотивацию, эмпатию и социальную ловкость [Сидоренко, 2002]. В связи с тем, что стресс всегда сопровождается негативными эмоциями, развитие эмоциональной компетентности, несомненно, повышает стрессоустойчивость личности.

Концептуальной основой нашего тренинга мы считаем и теорию сохранения ресурсов (С. Хобфолл, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, И. Н. Калинаускас и др.). Согласно данной теории, каждый из нас обладает достаточно обширным набором внешних и внутренних ресурсов. В связи с этим одна из задач тренинга — развитие ресурсов стрессоустойчивости участников группы.

Каждый человек на протяжении всей жизни время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Они возникают из-за нехватки времени, конфликтов на работе и проблем в личной жизни. Стрессоустойчивость личности - это качество, которое состоит из психофизиологических компонентов. Его нужно обязательно воспитывать, чтобы в будущем избежать проблем не только с окружающей средой, но и сохранить собственное здоровье. Всем известно, что стресс отрицательно влияет на нервную систему. Из-за него могут возникнуть различные заболевания, которые потом придется лечить. Чтобы не было таких ситуаций, нужно посещать специальные тренинги, которые помогут развить стрессоустойчивость человека.

Ресурсы стрессоустойчивости

Если вы устаёте на работе, выплёскиваете все свои негативные эмоции на родных и близких, значит у вас низкая стрессоустойчивость. На ранних стадиях устранить эту проблему гораздо проще, чем потом. Также очень важными являются ресурсы стрессоустойчивости. Они бывают внешними и внутренними. Внешние ресурсы состоят из материальной и социальной поддержки. Это поддержка близких людей и стабильные финансовые доходы. Внутренние ресурсы регулируются самим человеком. Они включают информационную активность, рациональное мышление, знания, умения, волевые качества, надежду, мужество, стиль жизни и состояние здоровья.

Роль тренингов

Сейчас существует очень много различных психотренингов, которые помогут развить стрессоустойчивость. При посещении тренинга обязательно обратите внимание на его программу. Поинтересуйтесь у тренера, какая проблема будет обсуждаться и сколько времени вам придется провести на занятии. Возможно, тренинг будет длится 10 часов, но не стоит расстраиваться. Благодаря психофизиологическим упражнениям вы забудете о том, что у вас когда-нибудь был стресс.

Программа тренинга состоит не только из теории, но и из практики. Вам будут предоставлены специальные упражнения на стрессоустойчивость. На них вы сможете полностью расслабиться и поднять своё настроение. Тренеры создадут для людей, которые хотят избавиться от стресса, прекрасную уютную атмосферу.

Очень важным источником борьбы со стрессом является свежий воздух. Человек должен почаще проводить время на улице, особенно там, где поменьше людей.

Специалисты также считают, что проведение тренингов в офисах отрицательно влияет на результат из-за рабочей обстановки. Благодаря тренингам у вас будет развиваться только высокая стрессоустойчивость. Они помогают сохранить способность к социальной адаптации и самореализоваться. Также благодаря тренингам человек сможет сберечь свою трудоспособность и здоровье, позитивно мыслить и достигать высоких целей в жизни.