Федеральные органы управления в сфере безопасности. Структура управления безопасностью

В соответствии с Законом РФ "О безопасности" безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности и системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в дан-ной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности РФ, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Правительство РФ в пределах своей компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

Составными части системы сил и средств обеспечения безопасности РФ являются:

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России). ГФС России является одной из составных частей системы сил и средств обеспечения безопасности РФ. Руководство деятельностью ГФС России осуществляет Президент РФ.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России). СВР России также является составной частью системы сил и средств обеспечения безопасности. Служба создана и действует в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. "О внешней разведке" № 5-ФЗ.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ Рос-сии). ФСБ России является составной частью системы сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации. Служба действует в соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации". ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность РФ и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, норматив-но-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области пр-тиводействия их незаконному обороту. Служба специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент РФ. ФСКН России действующая на основании Положением о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" .

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России). ФСО России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам. ФСО России входит в состав сил обеспечения безопасности. Руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент РФ. ФСО России в своей деятельности руководствуется Положением о Федеральной службе охраны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации".

Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП). ГУСП является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. Руководство деятельностью главного управления осуществляет Президент РФ. ГУСП действует на основании Положения о Главном управлении специальных программ Президента РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 7 сентября 2004 г. № 1146 "Вопросы Главного управления специальных программ Президента РФ" (с изменениями от 30 сентября 2004 г.) .

Помните, что "Государственное управление безопасностью" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

  • 8. Роль науки административного права в совершенствование государственного управления.
  • 10. Административно-правовой статус гражданина рф.
  • 11. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
  • 12. Гарантии прав граждан в государственном управлении, их виды.
  • 13. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти.
  • 14. Классификация органов исполнительной власти.
  • 15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
  • 16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
  • 17. Понятие государственной службы и ее принципы.
  • 18. Порядок прохождения государственной службы, виды государственных служащих
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений, их виды.
  • 20.Понятие и классификация форм государственного управления.
  • 21. Основные черты актов государственного управления.
  • 22. Классификация правовых актов управления.
  • 23. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.
  • 24. Порядок принятия правовых актов государственного управления.
  • 25. Убеждение как метод государственного управления.
  • 26. Понятие методов государственного управления, их классификация.
  • 27. Цели и основания применения мер административного принуждения, их виды.
  • 28. Понятие и основные принципы административного процесса.
  • 29. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
  • 30. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  • 31. Административный надзор и его виды.
  • 32. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • 33. Понятие состава административного правонарушения и его элементы.
  • 34. Принципы административной ответственности.
  • 35. Цели административного взыскания и их виды.
  • 36. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.
  • 37. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение.
  • 39. Задачи производства по делам об административных правонарушениях.
  • 40 .Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
  • 41.Принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 42. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • 43. Содержание протокола об административном правонарушении.
  • 44. Виды доказательств по делу об административном правонарушении.
  • 45. Виды мер административно-процессуального обеспечения, их характеристика.
  • 46. Права лица, привлекаемого к административной ответственности.
  • 47. Общие правила назначения наказания за совершение административного правонарушения.
  • 48. Сроки назначения административного наказания и порядок назначения наказания при совершении нескольких проступков.
  • 49. Понятие и сроки административного задержания.
  • 50. Органы и должностные лица, правомочные осуществлять административно задержание.
  • 51. Место и сроки рассмотрения дел об административном правонарушении.
  • 52. Порядок и сроки обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
  • 53. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа.
  • 54. Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами.
  • 55. Административный штраф как вид административного наказания.
  • 56. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, как вид административного наказания.
  • 57. Административный арест как вид административного наказания.
  • 58. Управление внутренними делами.
  • 59. Управление государственной безопасностью.
  • 60. Управление юстицией.
  • 61. Управление в сфере контроля и надзора за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  • 62. Управление обороной.
  • 63. Управление иностранными делами.
  • 64. Управление культурой.
  • 65. Управление образованием.
  • 66. Управление финансами и кредитом.
  • 67. Управление в сфере предпринимательской деятельности.
  • 68. Управление транспортным комплексом.
  • 69. Управление агропромышленным комплексом.
  • 70. Управление жилищно-коммунальным хозяйством.
  • 59. Управление государственной безопасностью.

    Под государственной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности - ее прав и свобод, общества - его материальных и духовных ценностей и государства - его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

    Управление государственной безопасностью в Российской Федерации имеет своей целью обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера.

    Основными направлениями деятельности государства и общества в этой сфере являются:

    Объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их направления;

    Определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах и т.д.;

    Организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

    Поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

    Государственное управление в области безопасности осуществляется Российской Федерацией в лице ее высших органов государственной власти непосредственно и через создаваемые ими федеральные органы исполнительной власти.

    Президент Российской Федерации руководит в пределах своих полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности; санкционирует действия по обеспечению безопасности в различных сферах; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения безопасности.

    Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, основными задачами которого является:

    Определение жизненно важных интересов общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

    Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

    Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

    Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности, выполнение целевых федеральных программ в этой области; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности.

    Также, существуют специальные службы обеспечения безопасности.

    1. Федеральная служба безопасности (ФСБ России) возглавляет центральную систему специальных органов, призванных осуществлять контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и разведывательную деятельность. ФСБ России проводит оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической и диверсионной деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к их ведению. В задачи органов ФСБ также входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ, групп и отдельных лиц, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.

    Руководство деятельностью ФСБ осуществляет Президент и Правительство России. Непосредственно ФСБ управляет Директор ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации.

    Структура центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов: контрразведки; по борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогноза и стратегического планирования; управлений: военной контрразведки; конституционной безопасности; следственное управление; собственной безопасности; коллегии ФСБ; территориальных органов безопасности: управлений (отделов) по регионам и субъектам; органов безопасности в войсках.

    2. Служба внешней разведки (СВР России) осуществляет специальный вид деятельности, направленный на добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.

    Руководство органами внешней разведки осуществляет Президент России. В систему этих органов входят органы внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте России, Федеральной пограничной службы (ФПС России). Во взаимодействии с органами внешней разведки осуществляется разведывательная деятельность и органами Федеральной службы безопасности. Каждый из указанных органов внешний разведки имеет свою сферу деятельности.

    3. Федеральная служба охраны (ФСО России) обеспечивает безопасность Президента Российской Федерации и предоставляет государственную охрану лицам, занимающим государственные должности в течение срока их полномочий: Председателю Правительства, Председателю Совета Федерации, Председателю государственной Думы и др. ФСО России обеспечивает также безопасность глав иностранных государств, правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания их на территории Российской Федерации. ФСО в пределах своих полномочий обеспечивает организацию и функционирование президентской связи, участвует в борьбе с терроризмом, выявляет, предупреждает и пресекает преступления и иные правонарушения на охраняемых объектах.

    Руководство ФСО России осуществляет Президент и Правительство Российской Федерации. Непосредственное управление ФСО возглавляет руководитель ФСО России, в состав ФСО входят Служба безопасности Президента Российской Федерации и Президентский полк.

    4. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ России) обеспечивает специальными видами связи и информации Президента России и другие высшие органы государственной власти.

    ФАПСИ находится в непосредственном ведении Президента России. Возглавляет ФАПСИ и руководит ее деятельностью Генеральный директор. ФАПСИ представляет собой централизованную систему федеральных органов правительственной связи и информации, в которую также входят органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации, войска.

    5. Федеральная пограничная служба (ФПС России) обеспечивает национальные интересы и безопасность Российской Федерации на ее Государственной границе и в пограничном пространстве, а также решает задачи по охране морских биологических ресурсов территориального моря, континентального шлейфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, организует защиту государственных границ государств - участников СНГ на основе двусторонних договоров (соглашений), организует пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации и т.д.

    ФПС России подведомственна Президенту и подчиняется Правительству России. ФПС непосредственно возглавляет директор, который по должности является Главнокомандующим Пограничными войсками ФПС. Система органов и войск ФПС состоит из: 1. органов пограничной службы: пограничного контроля; внешней разведки; оперативных органов, осуществляющих разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность и деятельность по обеспечению собственной безопасности; пограничной стражи; морской охраны; 2. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации; 3. Пограничные округа, пограничные группы и региональное управление ФПС России.

    Деятельность всех органов, обеспечивающих государственную безопасность страны, регламентируется «Концепцией национальной безопасности Российской Федерации», Законом «О безопасности» и другими Федеральными законами Российской Федерации.

    Государственное управление в области безопасности является одним из приоритетных направлений деятельности государства, осуществляется по средствам системы высших органов государственной власти и служит для обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства.

    7.1 Методы и технологияуправления СБП

    7.2 Функции процессов управления

    7.3 Принципы управления СБП

    7.4 Виды обеспечения деятельности СБП

    7.5 Управление безопасностью предприятия в кризисных ситуациях

    7.1. Методы и технологияуправления СБП

    Основной целью деятельности СБП является своевременное пересечение (нейтрализация) противоправных посягательств экономические интересы, персонал предприятия, предотвращена материального и физического вреда, а также предотвращение пресечение преступлений, административных проступков и гражданок правовых конфликтов и т.д.

    Формулирование цели управления зависит от многих факторов финансовых возможностей предприятия-учредителя, его географического месторасположения, возможности набрать из числа жителей данной территории квалифицированный состав сотрудник службы безопасности и т.д.

    На основе сформулированной цели проектируется и создает оргструктура службы безопасности. Анализ изученных документов служб безопасности свидетельствует, что наибольшее распространение получили линейная и линейно-штабная структура. Линейная структура характеризуется четким единоначалием – каждый сотрудник подчинен только одному вышестоящему лицу.

    Линейно-штабная структура представляет собой линейную структуру, дополненную штабным органом (штабом), на который возлагаются дополнительные функции управления. Такая структура создается обычно тогда, когда большое количество сотрудников или территориальная разобщенность не позволяют начальнику службы безопасности эффективно управлять.

    Эффективное функционирование службы безопасности предполагает предварительную проработку многих вопросов. Среди них особое значение приобретает проектирование оргструктуры службы безопасности и ее ресурсного обеспечения, т.к. без решения этих вопросов ее деятельность вообще невозможна. Собственно говоря, употребляемый нами многозначный термин «организация» среди многих значений имеет и такое, как создание нужной структуры и необходимых ресурсов.

    Общеизвестно, что любое оргструктурное формирование создается дня реализации определенных функций. Применительно к службе безопасности предприятия эти функции определены ст. 3 закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

    Этим законом (ст. 14) предусмотрена должность руководителя (службы безопасности, которая на практике реализуется в виде начальника службы безопасности (здесь сказался прошлый опыт деятельности в правоохранительных органах персонала службы безопасности). Совершенно очевидно, что если персонал службы безопасности по количеству большой, неизбежно встает вопрос о заместителях начальника службы безопасности. Их может быть несколько (обычно по количеству подразделений службы безопасности).

    Как правило, заместитель начальника службы безопасности является одновременно руководителем одного из подразделений и, в мою очередь, также имеет одного или нескольких заместителей. Не вызывает сомнений целесообразность создания таких подразделений, как канцелярия и бухгалтерия (в случае, если службу безопасности не обслуживает единая бухгалтерия предприятия-учредителя).

    В крупных службах безопасности, где возникает необходимость создания штабных подразделений, так как начальники службы безопасности просто физически не способны на должном уровне выполнять такие управленческие функции, как анализ, планирование, контроль и т.д., исполнение этих обязанностей помощниками положение дел не меняет, так как в этом случае возникает необходимость их ежедневного руководства, что опять-таки не под силу начальнику службы безопасности, и он вынужден будет назначить одного из них координатором деятельности других, а это, по сути, означает выполнение обязанностей начальника штаба.

    Предложенная схема оргструктуры может время от времени уточняться и пересматриваться.

    Любая оргструктура, даже самая оптимальная, не сможет дать ожидаемых результатов, если ее не дополнить внутренними нормативными актами, регулирующими деятельность всех подразделений и сотрудников службы безопасности. Образно выражаясь, «кость» (оргструктура) должна обрасти «мясом» (нормативными документами). Причем эти нормативные акты условно можно разделить на две группы: непосредственно относящиеся к деятельности самой службы безопасности и к деятельности других служб (подразделений, сотрудников) предприятия.

    Методы управления службой безопасности подразделяются на три группы:

    1) экономические;

    2) организационно-распорядительные;

    3) социально-психологические.

    Руководители службы безопасности должны безупречно владеть всеми методами управления в их единстве. Для этого они должны знать особенности каждого из них.

    Экономические методы управления строятся на использовании различных экономических стимулов, таких, например, как заработная плата. Умелое использование этого стимула с учетом уровня профессионализма, стажа работы, результатов деятельности сотрудника и т.д. позволяет эффективно организовать работу отдельные сотрудников в рамках службы безопасности.

    Организационно-распорядительные методы управления (приказы, распоряжения, указания, инструкции и т.д.) подразделяются на три группы: распорядительные, организационно-стабилизирующие и дисциплинирующие. Особое внимание в деятельности службы безопасности следует уделить таким нормативам (производные от организационно-стабилизирующих методов) как нормативы времени выполнения той или иной деятельности, численности сотрудников того или иного подразделения и т.д. Такие нормативы обычно перенимаются из опыта работы органов внутренних дел, ФСБ и т.д., с поправкой на специфику деятельности службы безопасности предприятия, фирмы.

    Социально-психологические методы основаны на использовании моральных стимулов к труду и воздействуют на личность сотрудника службы безопасности с помощью психологических приемов с целью превращения задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.). На уровне коллектива службы безопасности действуют методы, включающие оценку индивидуальных качеств сотрудников и выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления их профессиональных качеств.

    Управление безопасностью осуществляется на мировом уровне, на уровне страны, региона, отрасли, отдельных членов общества.

    На мировом уровне.

    Рост народонаселения, интенсивное развитие промышленности, энергетики, транспорта, а также увеличение числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения в условиях мирного или военного времени, глобальные экологические проблемы вызывают озабоченность и усиление внимания правительств, а также мировой общественности к проблемам безопасности населения.

    Для обеспечения безопасности человечества ООН выдвинут концепции глобального развития:

    · концепция устойчивого развития. Принята в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Определяет необходимость глобального партнерства государств для осуществления стабильного социального, экономического и экологического развития общества. Предусматривает государственное решение проблем безопасности жизнедеятельности людей и создание Мировой стратегии охраны окружающей среды, а также национальных моделей устойчивого развития.

    · концепция приемлемого риска. Ее суть состоит в том, что каждое государство законодательно устанавливает приемлемые уровни риска на основании представлений общества о соотношении качества жизни и безопасности. Указанная система взглядов обеспечивается органами государственной власти и управления всех уровней;

    · концепция оправданного риска. Она складывается в каждой социально-экономической системе стихийно, а реализуется каждым отдельным человеком в соответствии с его субъективными представлениями о безопасности и личными обстоятельствами. В соответствии с этой концепцией приемлем тот риск, который общественно оправдан. При этом непосредственно рискующие члены общества, безопасность которых на данном этапе развития науки и техники не может быть обеспечена на приемлемом уровне, получают социально-экономические компенсации от общества (чернобыльцы, участники войны).

    Основой безопасности является устойчивость развития и функционирования, которая представляет собой способность среды обитания сохранять и обеспечивать свойства, способствующие процессам жизнедеятельности (жизненной активности) населения.

    На уровне страны.

    В РФ разработана концепция перехода на устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Конечная цель данной концепции состоит в решении задач социально-экономического развития и сохранении окружающей среды и природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений.

    Безопасность жизнедеятельности – это состояние, при котором жизнедеятельности человека не угрожает опасность или имеется защита от опасности. При этом обеспечивается защищенность жизненно важных процессов не только отдельного человека, но и всего общества от угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

    Управление безопасностью происходит в процессе деятельности, которая позволяет предотвратить, локализовать или ликвидировать как имеющиеся, так и потенциальные источники опасности. Для управления безопасностью строятся системы безопасности. Эти системы создаются в зависимости от объектов защиты и совокупности опасностей. Все системы безопасности взаимосвязаны. Приоритетными являются системы обеспечения безопасности человека: от природных стихийных воздействий, воздействий техносферы и социальных воздействий.

    В Российской Федерации комплексная система управления безопасностью жизнедеятельности отсутствует. Однако имеются структуры, осуществляющие управление экологической безопасностью, производственной безопасностью и охраной труда, а также безопасностью в чрезвычайных ситуациях. Управленческие структуры по указанным трем направлениям функционируют автономно и имеют высшую подчиненность Президенту РФ.

    Законодательная власть в лице Государственной Думы осуществляет разработку законов и подзаконных актов, в том числе по безопасности жизнедеятельности, действующих на территории всей страны. Она утверждает федеральные целевые программы, в т. ч. связанные со снижением рисков.

    Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации. Они обеспечивают реализацию государственной политики и государственных программ. Правительству РФ подотчетна деятельность министерств и ведомств, в т. ч. и нацеленных на управление безопасностью жизнедеятельности. К ним относятся: Министерство природных ресурсов и экологии; МЧС России; Министерство здравоохранения и социального развития РФ (осуществляет разработку норм, правил и требований безопасного труда), а также Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Министерство обороны и Государственная таможенная служба РФ.

    Судебная ветвь власти обеспечивает безопасность жизнедеятельности через прокурорский надзор. Прокуратура РФ контролирует исполнение законов органами исполнительной власти, управления и контроля, местными представительными органами, политическими и общественными объединениями, юридическими и должностными лицами.

    На уровне отраслей.

    Соответствующие подразделения, отвечающие за безопасность и охрану труда и окружающей среды, имеются в Министерстве сельского хозяйства, Министерстве транспорта, Министерстве промышленности и торговли, Министерстве энергетики, Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ. Эти подразделения контролируют состояние техники безопасности, охраны труда и окружающей среды на предприятиях своей отрасли и ведут работу по обучению и аттестации специалистов, оформлению и регистрации несчастных случаев, разрабатывают мероприятия по их предотвращению.

    Особое место в структуре управления безопасностью жизнедеятельности занимают специально уполномоченные на то органы государственного надзора. Они не подчиняются руководству федеральных органов управления и проводят независимые экспертизы оборудования, технологических процессов, внедряемых проектов на подконтрольных предприятиях.

    Органы Государственного надзора, имеющие право применять административные санкции к руководству организаций и в необходимых случаях передавать рассмотрение дел в прокуратуру, функционируют в основных отраслях экономики.

    Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору России (Ростехнадзор) собирает информацию об авариях, связанных с разработкой полезных ископаемых, проводит проверки надежности оборудования и безопасного ведения работ, ведет учет всех радиологических объектов, имеющих ядерные реакторы, контролирует соблюдение норм и правил радиационной безопасности. Служба осуществляет надзор за готовностью поднадзорных организаций, горно-спасательных, газоспасательных и противофонтанных служб и формирований к локализации и ликвидации возможных аварий на опасных производственных объектах, согласовывает нормативы создания, показатели готовности, а также табель оснащения горно-спасательных служб. Она также следит за проектированием, строительством, ремонтом и реконструкцией атомных электростанций, других радиологических объектов, включая суда, имеющие ядерные реакторы, информирует органы государственной власти и население об аварийно-опасных ситуациях на радиологических объектах и о неблагополучных изменениях радиационного фона.

    Федеральная противопожарная служба МЧС России осуществляет надзор за соблюдением правил противопожарной безопасности хозяйствующими субъектами и гражданами и разрабатывает нормативы пожарной безопасности, занимается ликвидацией возникающих пожаров и проведением связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития РФ осуществляет санитарную охрану территории страны для предупреждения проникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний. На основании ее решения в пунктах пропуска через Государственную границу вводится санитарно-карантинный контроль. Служба следит за соблюдением санитарного законодательства организациями, должностными лицами и гражданами, за санитарным состоянием мест обезвреживания и захоронения хозяйственно-бытовых и производственных отходов, ведет расследование и учет случаев профзаболеваний (отравлений) и т. д

    Федеральная служба по труду и занятости Минздравсоцразвития России ведет надзор за соблюдением трудового законодательства РФ. На нее возложены функции: вести надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде. Она может налагать на виновных руководителей и должностных лиц штрафы и другие санкции, давать предписания об устранении нарушений законодательства и правовых актов о труде работодателям и прочим должностным лицам и т. п.

    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии осуществляет контроль в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный пожарный надзор в лесах; следит за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, водных объектов, морской среды; за безопасностью гидротехнических сооружений и др.

    Транспортная отрасль – одна из критичных отраслей экономики, и это предъявляет особые требования к обеспечению безопасности на транспорте.

    В Министерстве транспорта РФ действует Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами.

    В составе Службы функционирует Управление транспортной безопасности, которое осуществляет следующие полномочия:

    1) контролирует соблюдение законодательства РФ, в том числе международных договоров, в части транспортной и авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения транспортного комплекса;

    2) участвует в лицензировании в области транспортной безопасности;

    3) проводит сертификацию юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности;

    4) ведет учет происшествий и инцидентов на транспорте, связанных с транспортной безопасностью, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением транспортного комплекса;

    5) контролирует готовность дежурных подразделений к проведению поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ, к действиям при авиационных происшествиях;

    6) ведет сбор, анализ и обобщение международной информации о новых методах борьбы с терроризмом на транспорте и вырабатывает предложения по предупреждению террористических акций;

    7) участвует в разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы, форм и методов государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности транспортного комплекса и др.

    Управление безопасностью в транспортной отрасли ведется по ряду направлений:

    1. разработка нормативно-правовой базы безопасности (вопросы транспортной безопасности отражены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе, Кодексе внутреннего водного транспорта, Воздушном кодексе, законе «О безопасности дорожного движения» и др.;

    2. планирование мероприятий по повышению экологической, производственной и социальной безопасности;

    3. организация неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

    4. надзор и контроль за исполнением законодательства по безопасности жизнедеятельности.

    В последнее время, наряду с традиционными аспектами управления безопасностью появились и новые. Так, заместитель начальника департамента безопасности ОАО "РЖД" считает, что борьба за информационную безопасность стала одним из важнейших направлений деятельности как государственных учреждений, так и коммерческих организаций различного уровня. Атаки на телекоммуникационные сети и информационные системы являются причиной нарушения работоспособности или, в наиболее тяжелых случаях, вызывают нарушения функционирования критически важных производственных и технологических процессов. Появилось огромное количество разрушающих программных средств, средств несанкционированного доступа, а также уязвимости операционных систем и специального программного обеспечения.

    Современная Концепция национальной безопасности требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, т. е. на мероприятия по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций. По расчетам зарубежных экспертов, деятельность по прогнозированию и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям требует примерно в 15 раз меньше средств, чем это необходимо для ликвидации последствий природных и техногенных аварий и катастроф.

    Добиться полного обеспечения безопасности невозможно. Поэтому современные концепции безопасности исходят из приемлемого риска, т. е. такого, с которым приходиться мириться, учитывая технико-экономические и социальные возможности общества на данном этапе его развития.