Конспект логопедического занятия зимующие птицы подготовительная группа. Логопедическое занятие в подготовительной группе"зимующие птицы". Составление предложений по картине

Татьяна
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое», «Художественно- эстетическое развитие».

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, художественная.

Программное содержание

Коррекционно-образовательные задачи

Закрепить и уточнить названия зимующих птиц.

Учить согласовывать существительные с числительными.

Упражнять в подборе существительного по предложенным прилагательным.

Учить употреблять существительные в творительном падеже.

Учить составлять предложения с предлогоми на,за, в, перед.

Учить составлять предложения с заданным словом.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать словарь детей по теме зимующие птицы.

Развивать логическое мышление.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать координацию речи с движением, ритм и темп речи.

Коррекционно-воспитательные задачи

Формирование способности сопереживать птицам.

Воспитание любви к природе, умению любоваться природой.

Воспитание заботливого отношение к тем, кто в этом нуждается.

Методические приемы

Чтение стихотворения.

Сюрпризный момент.

Демонстрация дидактического материала.

Материалы и оборудование:

демонстрационный - картинки с изображением зимующих птиц; кубик с цифрами; кормушка; игрушка совы;

раздаточный - разрезные картинки.

Лексический материал:

слова: синица, воробей, снегирь, сорока, ворона, дятел, сова, клест;

предложения: Воробьёв можно покормить пшеном. Синиц можно покормить несоленым салом. Голубей можно покормить перловой крупой. Снегирей можно покормить ягодами рябины. Клестов можно покормить семенами шишек. Сова сидит в кормушке. Сова сидит на кормушке. Сова сидит за кормушкой. Сова сидит перед кормушкой. Снегири сидят на кормушке. Синицы клюют хлебные крошки. Воробьи улетели от кошки.

Предварительная работа

Чтение художественной литературы о зимующих птицах, рисование птиц, беседа о зимующих птицах.

Планируемые результаты

Дети с удовольствием включаются в игры. Проявляют интерес к предложенной деятельности. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Придумывают предложения о зимующих птицах.

Организационный момент

Учитель-логопед: «Послушайте стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Основная часть

1.Игра “Покормим птиц”

Учитель-логопед: «Ребята, а чем можно покормить птиц зимой?»

Ответы детей: «Воробьёв можно покормить пшеном. Синиц можно покормить несоленым салом. Голубей можно покормить перловой крупой. Снегирей можно покормить ягодами рябины. Клестов можно покормить семенами шишек».

2. Игра “Узнай по описанию”

Учитель-логопед: «К нам в гости сейчас прилетят птицы. А вот кто прилетит, вам нужно угадать.

Драчливый, весёлый, удалой, шустрый».

Ответы детей: «Воробей». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Желтогрудая, весёлая, юркая».

Ответы детей: «Синица». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Красногрудый, ленивый, малоподвижный».

Ответы детей: «Снегирь». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Белобокая стрекотунья и воровка».

Ответы детей: «Сорока». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Красноголовый, в чёрном фраке, лекарь деревьев».

Ответы детей: «Дятел». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Чёрная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает».

Ответы детей: «Ворона». (Выставляется картинка).

3. Игра «Кормушка»

Учитель-логопед: «К нам в гости прилетела сова. Она будет прыгать по кормушке, а вам нужно рассказать где сидит сова».

Ответы детей: «Сова сидит в кормушке. Сова сидит на кормушке. Сова сидит за кормушкой. Сова сидит перед кормушкой».

4. Физкультурная минутка “Синичка”.

Учитель-логопед: «Ребята давайте немного отдохнем и поиграем».

Скачет шустрая синица, Прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг – скок,

Завертелась, как волчок. Кружатся.

Вот присела на минутку, Приседают.

Почесала клювом грудку, Почёсывают пальчиками грудь.

И с дорожки – на плетень, Убегают с места.

Тири-тири, тень-тень-тень. Сидя, взмахивают кистями рук.

5. Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,

На морозе не робей.

По кормушке клювом бей,

Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

6. Игра “Сосчитай птиц”

(Дети сидят кружком на ковре).

Учитель-логопед: «Я называю зимующую птицу и качу кубик. Тот, к кому прикатился кубик, должен назвать столько птиц какая цифра написана на кубике».

Ответы детей: «Пять синиц, два воробья, три вороны, четыре совы.».

7. Игра “Собери картинку”(разрезные картинки).

Учитель-логопед: «Ребята, давайте разделемся на три команды. Первая команда будет собирать картинку со снегирями. Вторая-картинку с синицами. Третья - картинку с воробьями.»

(Дети собирают картинки).

8. Игра «Придумай предложения.»

Учитель-логопед: «Молодцы, ребята. А теперь каждая команда должна придумать предложения. Первая команда со словом снегири. Вторая со словом синицы. Третья со словом воробьи.»

Ответы детей: «Снегири сидят на кормушке. Синицы клюют хлебные крошки. Воробьи улетели от кошки.».

Рефлексия

Учитель-логопед: «Ребята, с какими птицами мы сегодня познакомились? Какие игры вам понравились?»

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы. Задачи: Обобщить знания детей о птицах, их многообразии, особенности внешнего вида, строения, питания, размножения.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: Формирование представлений о зимующих птицах. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» (интеграция ОО: познават., худож-эстет., соц-коммун.) Цель: уточнить представления.

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе «Зимующие птицы» Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Зимующие птицы» (по сюжету сказки.

Тема: "Зимующие птицы" Цель: Составление описательного рассказа по теме "Зимующие птицы" с опорой на план-схему. Задачи: - Расширение, уточнение.

  • Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
  • Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
  • Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
  • Формировать фразовую речь.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Совершенствовать навыки словообразования.
  • Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
  • Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей. )

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица .)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел. )

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь .)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона .)

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока .)

Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова. )

2. Введение в тему

Логопед: Скажите, какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

Дети: Потому что они могут найти себе корм.

Логопед: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Логопед: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Логопед: Что для этого нужно сделать?

Дети: Кормушку.

3. Упражнение «Накорми птиц»

Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.

Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

4. Упражнение «Кормушка»

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

5.Динамическая пауза

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.

6. Игра с мячом « Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

7. Упражнение «Составь новое слово»

Логопед предлагает детям закончить предложения:

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

9. Игра «Четвертый лишний»

Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.

  • Снегирь, ворона, аист, сова.
  • Соловей, кукушка, сорока, журавль.
  • Дятел, ворона, воробей, скворец.

10. Итог занятия

Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей. )

Тема: «Зима. Зимующие птицы»

Цель: развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе.

Коррекционно-образовательные задачи:

Обобщить и систематизировать представления о зиме и типичных изменениях в природе;

Уточнить и актуализировать словарь по теме «Зима. Зимующие птицы»;

Совершенствовать грамматический строй речи (образование приставочных глаголов);

Развивать языковое чутье путем образования похожих слов;

Совершенствовать слоговой и звуковой анализ слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать силу и длительность выдоха;

Развивать связную речь (рассказы детей о зимующих птицах);

Развивать тонкую моторику пальцев рук;

Развивать координацию речи с движением;

Развивать зрительное и слуховое восприятие;

Развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом при решении общей задачи;

Формировать навыки сотрудничества, инициативности, доброжелательности;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

Оборудование: записи голосов птиц, музыка, снежинки, презентация со слайдами (изображение зимнего леса, надписи с вопросами, части тела зимующих птиц), кормушка, контейнер со снежинками из разноцветной бумаги, клей-карандаш, контейнер с пшеном и хлебом, ноутбук.

Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций с изображением зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), беседы с детьми в процессе наблюдения за птицами и кормления их на прогулке, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка, социализация.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент. [Создание эмоционального фона]

Дети под музыку входят в зал.

Логопед. Послушайте внимательно загадку.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети. Зимой.

Правильно. На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из снежинок прилетела к нам.

Под музыку появляется снежинка.

Логопед. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платье! Здравствуй, Снежинка! Ты почему такая грустная?

Снежинка.

Ой, ребята, помогите,

Моих подружек вы спасите!

Леший спрятал их в норе,

Там - на Ведьминой горе!

Лес готовит испытанья

Только вам все нипочем.

Вместе мы решим заданья

И снежинок мы спасем!

Логопед. Дети, что же мы будем делать?

Дети предлагают отправиться на помощь снежинкам.

Снежинка. Нам нужно ответить на четыре вопроса и получить четыре снежинки, тогда леший отпустит моих подружек. Следуйте за мной по снеженной тропе, она приведет нас с вами в зимний лес.

Звучит музыка, и дети вместе с логопедом идут за Снежинкой. Тропа то извивается, то становится узкой, то на ней появляются сугробы, через которые дети перешагивают.

2. Беседа о зиме. (Актуализация словаря по теме, систематизация представлений о зиме. Совершенствование слогового и звукового анализа слов)

Дети вместе входят в «зимний лес», логопед останавливает их у большого «сугроба».

Логопед. Вот мы и оказались в зимнем лесу.

Какой красивый белый лес,

Он полон сказок и чудес!

Склонились ветви до земли,

Деревья словно прилегли.

Покрыты снегом елки, пни -

Ни слова, мы в лесу одни.

Там леший спрятался в дали,

Не знает, что к нему пришли!

На слайде изображение зимнего леса.

Логопед. Ребята, какой же зимний лес? Как называется первый зимний месяц? Какие еще зимние месяцы вы знаете?Какие признаки зимы вы знаете? Какой воздух в лесу?Как выглядят деревья зимой?

Ответы детей.

Логопед. Давайте проверим, сколько слогов в слове ЗИМА.

Дети хлопают и говорят, сколько слогов в слове ЗИМА.

Логопед. Какие звуки «живут» в этом слове? Возьмите фишки и выложите схему слова ЗИМА. Какой первый звук, какой второй, третий, четвертый? Сколько всего звуков?

На большом «сугробе» лежат фишки. Дети определяют каждый звук, дают характеристику этим звукам и выкладывают схему слова из фишек.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с моим заданием.

Логопед просит детей присесть на «пенечки».

Логопед.Займемся делом мы сейчас,

Себя в обиду не дадим.

Пусть труден будет путь для нас

Снежинок мы освободим.

А теперь, пришло время посмотреть, какие испытания приготовил нам хозяин леса - леший.

3. Игра «Подскажи словечко». (Образование похожих слов)

На слайде появляется вопрос, логопед его зачитывает: «Какие слова похожи на слово СНЕГ?»

Логопед. Мы сейчас поиграем. Добавьте слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые... (Снежинки)

На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее... (Снегопад)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки)

Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой... (Снегири)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег)

Логопед. Вот как много похожих слов на слово «снег». Давайте ещё раз их вспомним.

Дети еще раз называют слова. На каждое слово загибают по одному пальчику. Затем говорят, сколько всего слов получилось. На слайде появляется первая снежинка.

4. Игра «Что наделала зима?» [Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».]

Логопед. Молодцы! Слушайте следующий вопрос?

На слайде появляется вопрос, логопед зачитывает детям: «Вот и пришла зима, что наделала она?»

Логопед. Ребята, что же наделала зима?

Зима пришла с морозами и всё… - (заморозила)

Метель мела и все тропинки… - (замела)

Река покрылась льдом и вся… - (заледенела)

Зима позвала вьюгу и всё… - (завьюжила)

Снежная пороша дорожки все…- (запорошила)

По окончании задания на слайде появляется вторая снежинка.

5. Упражнение «Метель». (Развитие силы и длительности воздушной струи)

Логопед раздает детям снежинки.

Логопед. Ребята, а давайте с вами изобразим «метель». Возьмите снежинку за веревочку и поднесите ко рту. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Дети выполняют задание.

6. Физкультминутка «Снежок». (Развитие координации речи с движением)

Логопед. Ой, да вы совсем замерзли! Давайте согреемся.

Давай, дружок, (Дети идут по кругу друг за другом

Смелей, дружок изображая, что катят перед собой снежок)

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком, (Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла! (Показывают руками на лице улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза прикрывают голову ладошкой показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.)

7. Упражнение «Узнай птицу» (Развитие зрительного и слухового восприятия)

Логопед. Какие птицы обитают в зимнем лесу?

Ответы детей.

Логопед. Давайте посмотрим, какое следующее задание.

На слайде появляется надпись, которую логопед читает детям: «Узнай птицу по ее части тела».

Логопед. Прежде чем узнать птицу, нужно вспомнить из каких частей состоит тело птицы. Какие части тела есть у птицы?

Ответы детей.

На слайде по очереди появляются изображения частей тела различных зимующих птиц. Дети называют каждую птицу, и после этого на слайде появляется третья снежинка.

Логопед. Какие вы молодцы!

8. Рассказы детей из личного опыта. (Развитие связной речи: умения составлять описательные рассказы по плану)

Логопед. Птиц вы всех узнали. Что же еще ждет нас впереди…

На слайде появляется вопрос, логопед читает: «Что вы знаете об этих зимующих птицах?»

Логопед просит нескольких детей рассказать о любой птице.

Ответы детей.

Логопед. Как много вы знаете о зимующих птицах. Интересно, как мы справились со всеми заданиями, отпустит ли леший наших снежинок? Посмотрите, появилась четвертая снежинка.

На слайде появляется последняя - четвертая снежинка.

8. Танец снежинок.

Звучит музыка и в зал вбегают «снежинки». Они кружатся под музыку.

Логопед. Ребята, давайте покружимся вместе со снежинками.

Дети кружатся вместе со «снежинками», затем музыка останавливается.

Снежинка. Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли освободить моих подружек. Нам пора лететь, до свидания!

«Снежинки» выбегают из зала.

9. Коллективная работа по украшению кормушки. (Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики)

Логопед. Ребята, вот снежинкам мы помогли, а как можно помочь птицам зимой?

Ответы детей.

Логопед. А давайте повесим кормушку для птиц.

Логопед приглашает детей к столу, достает кормушку и контейнер с разноцветными снежинками, клеем-карандашом.

Логопед. Прежде чем повесить кормушку, надо ее разукрасить.

Детям предлагается украсить кормушку разноцветными снежинками.

Логопед. Вот какая кормушка у нас получилась. Вам нравится? Какая она?

Ответы детей.

Логопед. Насыплем туда пшена и хлеба.

Логопед подносит детям контейнер с пшеном и хлебом. Каждый из детей берет то, что хочет.

Склевали птицы всю рябину,

К зиме холодной может быть.

Повесить надо нам кормушку

Птиц будем хлебом мы кормить.

Логопед вешает кормушку на дерево.

11. Итог. (Оценка работы детей)

Логопед. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что мы делали в зимнем лесу? Что больше всего понравилось? Пришло время возвращаться обратно.

Логопед и дети обнаруживают загадочную корзинку. Они предполагают, что ее оставила Снежинка. Заглядывают в нее и находят там конфетки. Логопед говорит, что Снежинка поблагодарила ребят за помощь.

Дети встают за логопедом и под музыку той же тропой возвращаются из зимнего леса.

Кабеткина Анастасия Анатольевна, МДОУ «Детский сад № 192», г. Ярославль, учитель-логопед

Чтобы скачать материал или !

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе

по теме «Зимующие птицы».

Коррекционно-образовательные задачи: Расширение словарного запаса по теме «Зимующие птицы»; активизации познавательных интересов; развивать умение согласовывать числительные с существительными; Развивать умение давать полные ответы на поставленные вопросы;

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением;

Коррекционно-воспитательные задачи: Способствовать формированию познавательного интереса детей к жизни птиц; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Ход занятия

I . Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите и назовите, кто изображен на картинке.

– Как одним словом можно назвать тех, кто изображен на картинках? (Зимующие птицы)

II . Объявление темы занятия

– Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

– Кто догадался, о ком мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

Ребята, я вижу здесь птичек (слайд), значит, не все птицы улетели.

Игра «Бинокль»

Дети смотрят в бинокль и отвечают на вопрос: «Где сейчас можно увидеть птиц?» (на крыше, на снегу, на заборе, в кормушке, около дома). Как называются эти птицы? (зимующие).

Проводится игра «Птичий концерт»

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:
Воробей: чик-чирик

Синица –тинь-тинь

Ворона: кар-кар

Сорока: стрр-стрр

Снегирь: дю-дю-дю

Дятел: дрр-дррр

Клест: цок-цок-цок

Свиристель: тюр –тюр – тюр

III. Закрепление знаний

Д/и «Сложи птичку

У вас на столах лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц.

Как нам узнать, какие птицы изображены на этих картинках? Соберите картинки и вы узнаете свою птичку.

Ребята, почему птицы в холодное время года прилетают поближе к жилью человека? (Человек их подкармливает.)

Ребята, в холодные дни птички не поют, тогда мы споем про них чистоговорку.

Д/у «Журавли» (звучит музыка).

Ли-ли, ли-ли - улетели журавли,

Ло-ло, ло-ло – все дорожки замело,

Ля-ля, ля-ля – побелела вся земля,

Лю-лю, лю-лю – Новый год встречать люблю!

VII. Составление предложений

Логопед: Ребята, мы должны зимой помогать птицам? Как?

Д/и «Кого чем угостим?»

Посмотрите, как много прилетело птиц, их надо покормить! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (Ответы детей.)

Наелись птицы. Предлагаю рассмотреть их внимательно. Обратите внимание на то, какие они все разные.

Д/и «Скажи какая? Какой?»

Если у сороки белый бок, она какая? (Белобокая)

Если у синички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый)

Если у вороны толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

Если у воробья короткий клюв, он какой? (Короткоклювый)

Ребята, птицы наелись, и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.

Динамическая пауза Игра «Отгадай и присядь»

Я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в дальний путь.

Ребята сравните птиц с людьми и животными.

У человека - дети, а птицы-птенцы

У человека – нос, а у птицы –клюв

У животных – шерсть, а птиц-перья

У кошки –лапы, а у птицы – лапы.

Предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний»

Снегирь, синица, кормушка, голубь;

Дятел, ворона, синица, заяц.

Упражнение «Посчитай-ка»

Ребята, с нами остаются зимовать много птиц. Давайте, вместе их сосчитаем. (Дети считают птиц.)

1,2,…5 (Снегирь, синица, голубь, сорока, дятел.)

IV. Рефлексия.

О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Какая игра вам больше всех понравилась?

Наталья Лешукова
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Зимующие птицы»

Н. О. Д в логопедической подготовительной группы

Оборудование : интерактивная доска : MimioStudio, детали птиц на каждого ребёнка , листы с силуэтами птиц для штриховки .

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами на занятие будем выполнять много заданий. Чтобы успешно справиться, сделаем гимнастику для глаз «Найди названную птицу . (по заданию воспитателя дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картину с изображением птицы .

– Молодцы! Теперь Вы готовы к выполнению заданий

II. Основная часть

Деление слов на слоги.

1. На интерактивной доске (слайд №1) с изображениями зимующих птиц : ворона, сорока, клест, снегирь, синица, воробей, голубь и дятел.

Ребята давайте проговорим название птиц и узнаем сколько слогов в каждом слове ?

2. Загадки о зимующих птицах .

Сейчас предлагаю отгадать загадки и найдем их на интерактивной доске (Слайд №2 с изображением птиц )

«Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?» (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (Снегирь)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)

Ходит важно, вперевалку

И воркует, и клюет (Голубь)

Что общего в строении у всех птиц ? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья и пух)

Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска и оперение)

Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц ? (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

3. Дидактическое упражнение «Для чего?»

– Для чего птице клюв ?

– Для чего птице крылья ?

– Для чего птице лапки ?

4. Штриховка.

Давайте заштрихуем предложенные вам силуэты?

5. Пальчиковая гимнастика «Кормушка» .

Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки

Ка каждое название птицы загибают по одному пальчику

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек

6. Развитие навыков чтения.

На интерактивной доске слайд №3 с изображением слогов . Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Давайте составим слова из данных слогов и узнаем чем питаются птицы зимой ? Дети соединяют слоги, чтобы получились слова – сало, семена.

А чем еще питаются дети? (Ответы детей)

– Молодцы! Зерно и т. д.

– Как это можно назвать одним словом? (Еда)

– Для какого этот корм? (Для птиц )

– Чей это корм? (Птичий)

7. Развитие связной речи.

Птицы поклевали угощение и улетели, остались только воробей, снегирь и срока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по схеме (слайд№4) со схемой для составления описательного рассказа.

Дети составляют рассказы, используя схему.

8. Дидактическая игра «Назови по части птичку?»

Мы сегодня хорошо позанимались на занятии и для закрепления поиграем в игру и вспомним известных нам зимующих птиц .

На интерактивной доске слайд №5 с изображением частей птиц .

А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами ?

9. Игра «Назови ласково»

Птица-птичка , пичужка

Синица-синичка

Воробей- воробышек-воробьишко

Голубь-голубка, голубок

III. Итог занятия .

Ребята, о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы» Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» ЦЕЛИ: Развивать и расширять словарный запас у детей по теме – «Коммуник»;.

Конспект ООД в подготовительной группе «Зима. Зимующие птицы» Конспект ООД в подготовительной группе Тема: «Зима. Зимующие птицы». Воспитатель: Гуслякова Т. И. - МБДОУ д/с №12 «Улыбка» города Сафоново,.

Конспект ООД в старшей логопедической группе «Зима, зимующие птицы» Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе.

Цель: Формирование грамотического строя речи и обучению грамоте. Задачи: Закрепить представление о предложении. Продолжать учить детей составлять.

Конспект занятия в средней группе «Зимующие и перелётные птицы» Конспект занятия в средней группе по теме «Зимующие и перелетные птицы» Марина Гурциева. Цель: Закрепить представление детей о характерных.