Почему самолёты не могут взлететь при сильной жаре. Как все устроено: пассажирский воздушный шар Куда летит воздушный шар

  • Ве́тер - поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности. На Земле ветер представляет собой движущийся преимущественно в горизонтальном направлении поток воздуха;,на других планетах - поток свойственных им атмосферных газов.
  • Какой воздух может летать
  • Непоседливый воздух
  • Какая стихия может превратить штиль в шторм?
  • Перемещающийся воздух
  • Какая стихия формирует причудливые ландшафты пустыни Сахары
  • Перемещение воздуха по земной поверхности
  • Поток воздуха
  • Движение, поток воздуха
  • Движение воздуха в горизонтальном направлении
    • Алма́з (от др.-греч. ἀδάμας «несокрушимый», через араб. ألماس‎ [’almās] и тур. elmas) - минерал, кубическая аллотропная форма углерода.
    • Какой камень можно найти в кимберлитовой трубке
    • Какой драгоценный камень может погубить только высокая температура
      • Антаркти́да (греч. ἀνταρκτική - противоположность Арктике) - континент, расположенный на самом юге Земли, центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом.
      • Какой части света нет на самом старом глобусе?
      • Какой континент самый высокий?
      • Где на Земле самый чистый воздух?
      • Какой материк может гордиться самой большой высотой над уровнем моря
      • Поискам какого материка была посвящена вторая экспедиция Джеймса Кука?
      • На флаге ООН изображен глобус Земли, что должно подчеркивать равенство всех стран, а с какого материка открывается вид на глобус?
      • На каком материке находится самое большое количество упавших метеоритов?
      • В каком месте Земного шара сконцентрированы наибольшие запасы пресной воды?
      • В каком месте зем

С воздушных шаров когда-то начиналась гражданская авиация: до самолетов и вертолетов было как до Луны пешком, а на шарах люди начали летать еще в 18-ом веке. Сегодня мы расскажем, как это происходит в 21-ом: я отправился в Каппадокию - регион в центральной Турции - где массовые перелеты выполняются практически каждый день; шаров в воздухе - несколько десятков одновременно, а пассажиров, соответственно, несколько сотен.

Немного физики. Как летает воздушный шар

Современный пассажирский воздушный шар правильно называть тепловым аэростатом, или монгольфьером - по фамилии братьев Монгольфье, которые в 1783 году совершили первый полет на воздушном судне этого типа. В рамках импортозамещения популярна стала история о том, что на самом деле первый тепловой аэростат построил за полвека до этого русский изобретатель Крякутной, но это всего лишь мистификация, созданная уже после полета французов и распиаренная в советские времена.

Принцип полета теплового аэростата очень прост: внутри его оболочки находится воздух, температура которого выше, чем температура окружающего воздуха. Поскольку плотность теплого воздуха ниже, он по закону Архимеда стремится вверх под действием выталкивающей силы. При этом сама оболочка и полезная нагрузка притягиваются к Земле (оболочка размерами примерно 25х15 м с корзиной и всем оборудованием весит 400-500 кг, плюс пассажиры: в нашей корзине было человек двадцать). Равенство этих сил позволяет аэростату «зависать» в воздухе на определенной высоте.

Как управляют воздушным шаром

Главный орган управления тепловым аэростатом - это газовая горелка, расположенная под оболочкой и направленная вверх. В ней горит смесь пропана и бутана, которую берут на борт в баллонах, похожих на те, что стоят у многих дачников на кухне. При помощи огня нагревается воздух в оболочке; температура растет, шар поднимается. В зависимости от объема оболочки (2-5 тыс. куб. метров воздуха), полезной загрузки и температуры окружающего воздуха температура внутри составляет 50-130 градусов Цельсия. Воздух в оболочке постоянно остывает и шар начинает снижаться, поэтому нужно периодически «поддавать жару» для сохранения постоянной высоты. В общем, все просто: больше огня - поднимаемся, меньше огня - сохраняем высоту, мало-мало-мало-мало-мало огня - снижаемся.

Впрочем, чтобы снизиться, можно не ждать, пока воздух остынет: в верхней части оболочки имеется клапан, открываемый и закрываемый веревками. Если его открыть, часть теплого воздуха выйдет наружу и шар полетит вниз.

С собой берут как минимум два баллона газа (один основной, другой запасной) -этого хватает примерно на один час полета, вариометр для измерения вертикальной скорости и рацию для связи с пилотами других шаров и автомобилей сопровождения (о них чуть ниже). И, самое главное, никаких мешком с песком нет. Они используются в качестве балласта на газовых шарах (с гелием и другими подобными газами внутри), а тепловому аэростату не нужны.

Верхний клапан открыт, шар сдувается. Обратите внимание на номер. В Турции шары имеют регистрацию вида TC-Bxx, например, ТС-BUM. В России они регистрируются в реестре авиации общего назначения и имеют номера RA-xxxxG. Каждый шар имеет сертификат летной годности, все как положено.

Куда летит воздушный шар?

Управлять мы можем только вертикальной скоростью аэростата. Горизонтально же он летит туда, куда его несет ветер. Именно поэтому как полноценное транспортное средство воздушный шар непригоден: это все-таки прогулочное воздушное судно. Несмотря на это, полеты на шарах зарегулированы авиационными властями не меньше, чем на самолетах. Каждый шар имеет регистрацию в реестре воздушных судов и соответствующий номер на борту, а пилоты (их два) - лицензию. Полеты выполняются по правилам визуальных полетов, то есть, при хорошей видимости, обязательным условием является также отсутствие сильного ветра. Проблема еще и в том, что летать можно только рано утром на рассвете или, наоборот, на закате: днем восходящие воздушные потоки от нагретой солнцем земной поверхности делают полеты небезопасными (да и утром потоки вверх и вниз есть, просто не такие сильные). Так что можно запросто столкнуться с ситуацией, когда вы приехали, но никуда не полетели - планируйте на всякий случай сразу несколько дней!

У каждого аэростата есть свой автомобиль сопровождения: джип с прицепом-платформой размером с корзину. Джип - потому, что сядет шар, скорее всего, не на дорогу. Высший пилотаж - это посадка прямо на платформу; гораздо круче, чем сажать истребитель на авианосец.

Если шары сталкиваются друг с другом в воздухе, то… ничего не происходит, они просто отталкиваются друг от друга и летят дальше. Вообще же столкнуться шарам довольно сложно: ведь ветер несет их в одну и ту же сторону.

Как проходит полет на воздушном шаре

Сначала вас привозят к вашему воздушному шару. В этот момент он еще лежит на земле, корзина на боку, а при помощи мощного вентилятора оболочку наполняют воздухом, одновременно нагревая его горелкой. В какой-то момент обмякший шар становится упругим и взмывает ввысь. Корзину переворачивают, пассажиры садятся в нее, перелезая через борт. Внутри есть двухточечные ремни, которыми, впрочем, мало кто пользуется, а также веревки, за которые нужно будет держаться при посадке. Предполетный инструктаж, собственно, и заключается в том, что при посадке нужно обязательно присесть и держаться за веревки, поскольку велика вероятность опрокидывания корзины: это позволит избежать травм.

Подготовка к полету

Пилот дает еще огня, и… шар плавно взмывает вверх и в сторону. По ощущениям это похоже на катание на колесе обозрения, только гораздо выше. И при этом никакого шума или вибрации, так что не страшно даже матерым аэрофобам. И даже тем, кто боится высоты (а шар поднимается до 1500 м при средней высоте полета около 500), не страшно: из-за высокого (около 1,5 метров) борта корзины вывалиться из нее невозможно, а стоячая поза провоцирует на то, чтобы смотреть не вниз, а в стороны. Красота неописуемая! Самый настоящий Татуин! Турецкие пилоты стараются лететь так, чтобы пройти поближе к скалам, «дымоходам» и дать возможность их рассмотреть, спускаются почти до крыш домов старинных деревушек - разумеется, все можно фотографировать и снимать на видео, главное - не выронить камеру.

Высота полета достигает 1500 м

Ветра на высоте, кстати, нет - вернее, он не ощущается, ведь вы летите вместе с этим самым ветром!

Как полетать на воздушном шаре

Каппадокия, как вы уже поняли - место, где полеты на воздушных шарах являются развитым и массовым видом отдыха. Вам нужно будет добраться до города Ургюп, что в 70 км от Кайсери, где находится ближайший гражданский аэропорт (ASR). До Кайсери выполняется несколько ежедневных рейсов из Стамбула (IST и SAW) местными авиакомпаниями: Turkish Airlines, Anadolujet, Pegasus Airlines и пр. Лететь около полутора часов. До самого Стамбула, ясное дело, летает множество различных авиакомпаний - от «Аэрофлота» и Turkish Airlines до Onur Air и «Победы». Покупка двух раздельных билетов до Стамбула и до Кайсери может помочь вам неплохо сэкономить (а заодно и провести пару дней в Стамбуле).

Низкий проход над горой – одна из фигур пилотажа на воздушных шарах

Самих авиакомпаний с воздушными шарами в Ургюпе более десятка; приобрести полет можно и через их российских партнеров, просто набрав в Google соответствующий запрос - удобно, если вы не знаете турецкого и хотите все запланировать заранее, а можно и непосредственно в отеле в Ургюпе, но тут все уже зависит от отеля. Ориентируйтесь на то, что стоимость часового полета составляет 13000 рублей с человека, включая трансфер из вашего отеля и обратно и скромный завтрак в непросредственной близости от точки старта (чай-кофе-булочки).

Видео (предполетный инструктаж, проход на малой высоте, посадка на авианосец, уборка шара).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»

Опытно-поисковая деятельность

«Почему птицы могут летать?»

Кириллова Кристина Геннадьевна,

Воспитатель

г.Болхов, 2016 г

Цель: узнать, почему птицы могут летать?

Программное содержание:

Закрепить знания детей о птицах.

Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.

Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук.

Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.

Предварительная работа : наблюдение за птицами; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; художественное творчество (лепка, аппликация, ручной труд); дидактическая игра: « Перелетные и зимующие птицы »).

Материал: магнитофон, свеча, зажигалка, пух тополя, пластмассовые стаканчики, бумажные салфетки, тазы с водой, мыльные пузыри на всех детей, листы бумаги на всех детей по 2- шт., подносы, молнии, перья птиц (маховые, пуховые), лупы.

Ход занятия

Дети сидят на диванчике и играют в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра: Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

(Ответы детей: 4 птички).

Воспитатель: - На какие группы делятся птицы? (перелетные, зимующие, кочующие). Воспитатель: - Каких вы знаете перелетных птиц?(после ответов детей показ плаката)

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие еды и холод. Так, среди обитателей лесов и населённых пунктов около половины видов перелётные, а среди обитателей полей, болот, водоёмов - почти все виды. Перелётных птиц больше среди насекомоядных и плотоядных, меньше - среди зерноядных. Это и понятно: если зерно зимой еще как-то можно найти, то насекомых нет вовсе.

Воспитатель: - Назовите зимующих и кочующих птиц? Воспитатель: - Правильно, молодцы!(показ плаката)

ЗИМУЮЩИЕ И КОЧУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Воспитатель: Как человек помогает птицам? (подкармливает птиц, вешает кормушки, строит весной скворечники). Воспитатель: - Чем питаются птицы? (зерном, крошками, ягодами, насекомыми) Воспитатель: - Как птицы передвигаются? (летают, прыгают, ходят). Воспитатель: - А человек тоже ходит и может прыгать, а может ли он летать? (нет, человек летать не может). Воспитатель: - Почему же тогда птицы могут летать, а человек нет? Хотите узнать? (Да!) Воспитатель: - Где летают птицы? (Ответы детей: по небу, по воздуху). Воспитатель: - Птицы летают по воздуху, а он есть? Давайте попробуем с вами узнать есть ли воздух. Пройдите в лабораторию. (Дети переходят к столам).

Опыт 1: На столе пластмассовые стаканчики, бумажные салфетки, тазики с водой.

Воспитатель: - Проверьте салфетку, какая у вас салфетка сухая или влажная? (Ответы детей: сухая). Воспитатель: - Сомните салфетку в кулаке и положите ее на дно стаканчика. - Чтобы доказать есть ли воздух, переверните стаканчик вверх дном и быстро опустите его в воду. (Дети выполняют) . Воспитатель: - А теперь выньте стаканчик из воды и проверьте салфетку? - Какая у вас салфетка сухая или влажная? (Ответы детей: сухая). Воспитатель: - Почему у вас салфетка сухая? (Ответы детей: там оказался воздух, он не дал намокнуть салфетке).

ВЫВОД: воздух есть, птицы летают по воздуху.

Воспитатель: - Вот мы и доказали, что воздух есть. А мы видим воздух? Можем ли мы его ощутить? (Ответы детей: нет, не видим. Ощутить не можем).

Опыт 2 : На столе свеча, зажигалка. Воспитатель зажигает свечу. Воспитатель: держит в руках зажженную свечу. - Проведите ладошкой над свечой, под свечкой? (Дети выполняют указания). - Какой воздух над свечкой? (теплый). Воспитатель: - Какой воздух под свечкой? (Ответы детей: холодный). Воспитатель: - Скажите, какой воздух на улице? А в помещении? Воспитатель: - Можем ли мы ощутить воздух? (Да!)

ВЫВОД: Воздух можно ощутить. Воздух может быть теплым и холодным.

Физкультурная минутка. Под музыку, проводится подвижная игра: «Птички в гнездышках.

Воспитатель: - Ребята, обратите внимание, мешает ли воздух нам делать движения? (Нет). Воспитатель: - Может он нам помогает? Давайте проверим. Опыт 3: Возьмите пушинки тополя и подуйте на них. Дети берут пушинки и дуют на них. Воспитатель: - Что с ней происходит? (Ответы детей: пушинка летает). Воспитатель: - Что мы делали? - Какая пушинка? (Ответы детей: Мы дули воздухом на пушинку, она легкая, может летать).

Опыт 4: Воспитатель: - Возьмите мыльные пузыри и попускайте их. (Дети пускают мыльные пузыри). Воспитатель: - Что внутри пузыря? - Какой пузырь? (Ответы детей: внутри пузыря воздух, пузырь легкий). Воспитатель: - Что происходит с пузырем? (Ответы детей: пузырь летает, потому что легкий). Воспитатель: -Каким предметам воздух помогает? (Ответы детей: воздух помогает легким предметам летать). Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?

ВЫВОД: Воздух помогает летать легким предметам, значит птица легкая. Опыт 5: Воспитатель: - Когда птичка летит, что она делает? (Ответы детей: она раскрывает крылья). Представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья. (Воспитатель берет лист бумаги, сминает его и бросает смятый лист и не смятый, дети делают тоже самое). Воспитатель: - Какой лист бумаги летит дольше? Почему? (Ответы детей: не смятый лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает. Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?

ВЫВОД : Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень. Воспитатель: - Чем покрыто тело птиц? (Ответы детей: тело птиц покрыто перьями). Воспитатель: - Помогают ли они ей? Давайте убедимся.

Опыт 6: (Дети садятся за столы). Воспитатель: - У вас на подносах перья птиц. Возьмите большое перышко. Это перо называется маховое. Оно необходимо птице для полета. Воспитатель: -Помашите им. Что происходит с волосками на пере они расходятся или нет? (Ответы детей: волоски на пере сомкнуты). Воспитатель: - Вы держите перо за стержень, стержень у пера полый, посмотрите (показывает) в нем находится воздух, а машет – опахало (сомкнутые волоски).

Опыт 7: Воспитатель: - Возьмите молнию, расстегните ее и застегните. У птички все волоски пера соединяются, как зубчики на молнии. Воспитатель: - Возьмите лупу и рассмотрите перо под лупой. (Ответы детей: видно зубчики на волосках). Воспитатель: - Возьмите другое перышко. Чем оно отличается от махового? (Ответы детей: волоски не сомкнуты, оно пушистое, как пух). Воспитатель: - Возьмите лупу и рассмотрите перышко под лупой. Это перо называется пуховое. Оно необходимо птице для тепла. Воспитатель: - Есть ли зубчики на этом перышке? (Ответы детей: нет). Воспитатель: - Сравните перья. Какие они? (Ответы детей: маховое перо длинное, пуховое – короткое, они легкие, в стержне перьев - воздух). ВЫВОД: Чем длиннее маховое перо, тем шире размах крыльев, птица дольше будет лететь. Стержень у перьев наполнен воздухом. Перья помогают птице быть легкой.

ИТОГ: Мы узнали, почему птицы могут летать:

  1. помогает птице воздух,
  2. птица легкая,
  3. чем шире крылья, тем птица может дольше и выше лететь.

Литература: Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска». М., 2007; Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М, 2001; Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий». М., 2004; Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группы». М., 2005; Мотылёва Э. И. «Большая книга экспериментов для дошкольников». М., 2003; Жукова В. А. «Познавательные опыты в школе и дома». М., 2002; 3аринова А. «Элементарная поисковая деятельность в детском саду» // Дошкольное воспитание. 1994. № 7; Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М., 2004 г.