Примеры картеля в экономике. Виды объединений организаций

Картели

(пол.-экон.) - так называются союзы или соглашения предпринимателей, направленные на урегулирование условий сбыта или производства товаров, на устранение или ослабление свободной конкуренции между отдельными предприятиями. Этой определенной целью К. отличаются от предпринимательских союзов (см.) в обширном смысле слова, организуемых для преследования разнообразных общих интересов определенной группы промышленников и вовсе не исключающих свободной конкуренции между ними. К. часто называются у нас синдикатами, но это наименование не имеет того определенного смысла, который присвоен в науке слову К. (см. Синдикат). К. суть соглашения предпринимателей, а не торговцев, и потому их не следует смешивать с спекулятивными стачками (см.) лиц, стремящихся монополизировать в своих руках сбыт какого-нибудь товара. Развитие К. стоит в тесной связи с современным капиталистич. строем и с тенденцией промышленности к концентрации. Появлению К. предшествуют и способствуют: 1) необузданная, доходящая до анархии конкуренция между предприятиями, в которой гибнут наиболее слабые из них, и 2) превращение единоличных предприятий в акционерные. После крушения слабых предприятий борьба между уцелевшими начинает принимать затяжной характер. Наиболее удобным выходом из этого положения является соглашение. Последнее гораздо легче для акционерных предприятий, представляющих для капиталистов хорошую школу совместного действия. Сфера преимущественного применения К. - крупное, массовое производство: несколько десятков крупных предприятий легче соединить в К., чем массу мелких производителей. Средние века с их цеховой организацией промышленности не знали предпринимательских К. и не нуждались в них. Точно так же первое время после повсеместного торжества принципа экономической свободы, совпавшее с общим повышательным движением цен, было неблагоприятно для появления и развития К. Только общее падение товарных цен дало сильный толчок развитию К.; самой настоятельной потребностью для предпринимателей стала борьба с перепроизводством. Существует мнение, что К. представляют собой результат исключительно таможенного покровительства и что для исчезновения их достаточно свободы торговли. Бесспорно, таможенная охрана (и покровительство путем льготных железнодорожных тарифов) ускорила и облегчила образование К., но только К. национальных; существование К. международных, а также К. в таких отраслях промышленности, для которых таможенное покровительство не имеет никакого значения (напр. в керосиновом и каменноугольном производствах), показывает, что причины образования К. нельзя искать в одной таможенной политике.

Наилучшую классификацию К. дал К. Жане ("Schriften d. Vereines fur Sozialpolitik", LX), различающий 6 основных типов К.: 1) К., ограничивающиеся нормировкой цены продукта; 2) К., нормирующие производительность каждого предприятия и обыкновенно в то же время назначающие и общую цену, но иногда предоставляющие отдельным предприятиям полную свободу в этом отношения; 3) К., ограничивающиеся соглашением относительно цены перерабатываемого сырья; здесь предприятия входят в соглашение в качестве покупателей; 4) К., преимущественная цель которых - разграничение рынков сбыта; 5) К., при которых лишняя прибыль предприятия, зависящая от превышения нормы производства, отдается в общую кассу и распределяется между всеми участниками К. пропорционально доле каждого в общем производстве и 6) К., в которых продажа товара объединяется в центральном бюро, распределяющем требования между отдельными предприятиями. Классификацию Жане следует еще дополнить тем типом К., который знаменует собой более или менее полное исчезновение самостоятельности отдельных предприятий. Федерация сменяется здесь объединением. Таковы в Европе акционерные компании, являющиеся результатом слияния (Fusion) нескольких крупных предприятий, в Америке (Соед. Штат. и Канаде) - тресты (Trusts). Строго говоря, такая организация - уже не К. а лишь конечный результат процесса картелирования предприятий (или аналогичного ему процесса концентрации промышленности в немногих сильных руках;. Пример сплоченного К. (не треста) представляет нижнерейнско-вестфал. каменноугол. промышленность в Германии. Для продажи потребителям и торговцам всего вырабатываемого копями угля учреждена в 1893 г. акцион. компания, акционерами которой обязательно состоят картелированные предприятия. К форме акционерной компании прибегли только ввиду ее удобства; главное значение для организации имеют договоры, заключенные компанией с отдельными предприятиями и последними между собою. Только поэтому и возможен тот факт, что капитал акционерной кампании, которая будет скупать угля на 200-300 млн. мар., составляет всего 900 тыс. мар. В этот К. вошло 94% всей производительности данного района. Добыча каждого из участвующих в К. предприятий может быть продаваема только компании. Органами управления К. являются: 1) комитет, 2) правление акц. компании и 3) специальная комиссия для определения доли каждого предприятия по общей добыче угля. Комитет, в котором отдельные предприятия имеют по 1 голосу на каждые 1000 тонн добываемого угля, устанавливает общие нормы для определения цены и качества угля и разрешает отдельным предприятиям увеличивать производство. Правление назначает продажные цены и устанавливает условия продажи. Сокращение производства поставлено в зависимость от решения общего собрания всех владельцев копей. За нарушение условий соглашения положены крупные штрафы.

Американский трест (Trust) получил особенное развитие ввиду того, что: 1) реципированное в Америке английское право признавало (до 1845 г.) все соглашения предпринимателей об ограничении производства и т. п. незаконными, 2) попытки картелирования предприятий могли быть подведены под законы отдельных штатов о заговоре против общего блага и 3) законы многих штатов не допускали слияния предприятий, находящихся в различных штатах. Тресты и сменившие их организации распространены в самых различных областях промышленности, рассчитанной на массовое потребление: в торговле мясом и скотом, в керосиновом производстве (Standard Oil Trust - зародился в 1872 г., окончательно сформировался в 1882 г.), в соляном промысле, в сахарорафинадном, резиновом, водочном, кожевенном производствах и мн. др. Юридическая конструкция треста такова. По английскому праву trustee называется лицо, которому отдается для сохранения и управления имущество, назначенное в пользу третьего лица (cestuis que trust или beneficiary). Этот юридический институт играл прежде важную роль в английском семейном и наследственном праве (см. Канцлерский суд), а в Америке им воспользовались для образования предпринимательских организаций, причем судебная практика допустила передачу имущества постороннему лицу не только в пользу третьего лица, но и в пользу самого передающего. При объединении предприятий в трест большинство акционеров каждого предприятия передает свои акции (или большую их часть) доверенным лицам (образующим Board of Trustees), предоставляя им неотъемлемое полномочие руководить всеми делами. Взамен акций Board of Trustees выдает акционерам особые сохранные свидетельства - сертификаты. Прибыли от всех предприятий собираются в общую кассу и распределяются между участниками пропорционально числу их сертификатов; всякий собственник последних заинтересован, таким образом, в том, чтобы дело велось как можно экономичнее, чтобы работали технически совершенные, наиболее прибыльные предприятия, а отсталые и малодоходные закрывались. В трест могут входить и единоличные предприятия. Trustees распоряжаются вполне бесконтрольно и негласно огромными имущественными массами, которые им поручаются. В деятельности трестов важную роль играют их тайные соглашения с железными дорогами: дифференц. тарификация грузов в пользу треста дает ему огромные преимущества в борьбе с соперниками. Крупные дивиденды трестов маскировались операцией разбавления капитала (watering the stock), т. е. выдачей сертификатов на большую сумму, чем действительный капитал соединенных в трест предприятий. Под давлением общественного мнения, неблагоприятной, в общем, судебной практики и направленного против трестов законодательства, последние, как юридическая форма, прекращают теперь свое существование и большею частью превращаются в акционерные компании. Таким образом, экономическое содержание, создаваемое всей совокупностью хозяйственных условий, переживает юридическую форму и оказывается сильнее запретительных мер. От американских трестов следует отличать английские, так назыв. Investment trusts (см. Трест).

Для предпринимателей, основывающих К., главной его целью является поддержание цен на возможно высоком уровне; но отсюда еще не следует, что К. всегда приводят к повышению товарных цен. Всеобъемлющих международных К., которые могли бы монополизировать в своих руках мировое производство, до сих пор не существует, а в странах, где К. существуют под охраной таможенных пошлин, последние определяют ту границу в повышении цен, которой К. не могут перейти, не вызывая иностранной конкуренции. Но и в этих границах, как показывает опыт, К. не могут произвольно повышать цены, потому что высокий уровень цен, с одной стороны, поощряет или прямо создает конкуренцию предприятий, стоящих вне К., с другой - соблазняет отдельные предприятия нарушать условия К. Поскольку К. связаны с техническим прогрессом, постольку они, наоборот, имеют тенденцию понижать цены, тем более, что в К. решающее значение имеют технически наиболее совершенные, крупные предприятия, которые могут и в интересах возможно более широкого сбыта должны производить дешево. Некоторые американские данные показывают, что при трестах цена продукта абсолютно падает, но процент падения постепенно понижается. Вообще можно сказать, что К. содействуют устойчивости цен на низком уровне, хотя временно они и могут по своему влиянию на цены ничем не отличаться от спекулятивных стачек. Гораздо полнее, чем разъединенные предприятия, К. могут пользоваться всякой выгодной конъюнктурой, но по своему существу К. отнюдь не требуют эксплуатации потребителей. Для предпринимателей они безусловно выгодны: это доказывается высокими прибылями картелированных предприятий. Высокая прибыль достигается: 1) тем соответствием между предложением и спросом, создание которого является главной задачей К., и 2) понижением издержек производства путем технических усовершенствований. Чем сплоченнее К., тем легче ему выступать в роли двигателя технического прогресса, тем более он может пользоваться всеми техническими и экономическими преимуществами централизованного производства и сбыта. Картелирование предприятий оказывает глубокое влияние и на организацию торговли. До сих пор торговое посредничество много выигрывало от изолированности производителей; теперь торговые посредники, сталкиваясь с прочно организованными К., должны либо сами организовываться в аналогичные К., которые столь же отличны качественно от спекулятивных стачек, как и К. производителей, либо подчиняться К. производителей, становясь простыми их агентами. Во многих отраслях развитие К. должно логически привести к борьбе между капиталами промышленным и торговым. Во всяком случае картелирование предприятий содействует уменьшению промежуточных ступеней между производством и потреблением хозяйственных благ, а это не может не выражаться в их удешевлении.

Некоторые писатели, напр. Брентано, высказываются в том смысле, что К., представляя попытку организации производства, являются первым шагом к устранению промышленных кризисов. С другой стороны, есть мнение, по которому картелирование предприятий создает новый, еще худший род кризисов (Каутский). Бесспорно, К. могут увеличивать резервную армию промышленности (см. Заработная плата), потому что они могущественно содействуют техническому прогрессу и вместе с тем, для повышения цен, вынуждены периодически ограничивать производство. Таким образом, К. в их современной форме могут устранить вредное действие промышленных колебаний только для предпринимателей, но не для рабочих. К. усиливают экономическое могущество предпринимателей, и им отнюдь не чужда тенденция пользоваться этим обстоятельством в ущерб рабочему классу. Та негласная стачка, в которой предприниматели, по словам Адама Смита, постоянно находятся по отношению к рабочим, в К. превращается в гласную. Для квалифицированных рабочих, которым не легко менять свой род занятий, К. в значительной мере могут уничтожать выгоды, связанные со свободой передвижения (если, напр., все картелированные предприятия дают одинаковую заработную плату и выставляют одинаковые требования касательно рабочего времени и т. д.). И без К. предприниматели проявляют свою солидарность в случаях стачек и других совместных действий рабочих; с помощью К. эта солидарность может только увеличиваться. На самом деле К. иногда возникают именно на почве совместных действий предпринимателей против рабочих.

Во всяком случае необходимым противовесом могуществу предпринимательских К. должно быть широкое развитие рабочих организаций на почве полной коалиционной свободы. К. стоят в настоящее время на почве частнохозяйственного стремления предпринимателей к наивысшему доходу; но при условии последовательного государственного вмешательства в интересах трудящейся массы они могут быть регулированы на началах народнохозяйственных. Уже теперь в немецкой экономической литературе раздаются голоса, предлагающие обязательную организацию промышленности в К., под контролем государства и с возложением на К. серьезных социально-политических обязанностей по отношению к рабочим (Клейнвехтер, Вассерраб, Лош). Это предложение, конечно, не имеет ничего общего с государственным покровительством предпринимательских К., особенно нежелательным в государствах полицейского типа, где рабочие безгласны и бесправны. До более или менее полного торжества принципа коалиционной свободы соглашения предпринимателей являлись такими же запретными, как и стачки рабочих. Теперь они почти во всех европейских государствах правового типа дозволены. Исключение (в Европе) составляет Франция: под ст. 419 Code pénal могут быть подведены не только спекулятивные стачки торговцев (accaparements), но и К. (статья эта, впрочем, на практике применяется весьма редко). По вопросу о том, имеет ли картельный договор юридические последствия для участников, судебная практика резко колеблется; так, одно и то же дело было решено в английском и французском суде в противоположном смысле. Из европ. гражданских кодексов только один австрийский совершенно недвусмысленно признает юридическую ничтожность картельного договора. В Германии К. не только путем залогов обеспечивают себя от нарушений со стороны участников, но прямо признают за собою право требовать судом вознаграждения за убытки. Очень многие исследователи настоятельно требуют со стороны законодательства ясного признания юридической силы за картельными договорами, на общих основаниях. В Сев.-Ам. С. Шт. Interstate Commerce Act 1887 г. (см железные дороги) воспретил образование К. (pools) между конкурирующими железнодорожными линиями; затем, более 20 штатов и несколько территорий издали законы, по которым образование трестов и вообще К. запрещено под страхом наказания. Характерно, что штаты, издавшие законы против трестов, почти исключительно земледельческие. В 1891 г. американский конгресс принял общий закон, запрещающий всякие соглашения, которыми ограничивается свобода промышленности и торговли между различными штатами. Аналогичный закон издан в 1889 г в Канаде.

По нашему праву запрещены и наказуемы только стачки торговцев и промышленников для возвышения цены предметов продовольствия и других "необходимой потребности товаров" (ст. 913 и 1180 Улож. о наказаниях). Наша администрация прямо поощряет образование К. В договорах сахарозаводчиков и керосинозаводчиков предусматривается возможность судебного спора; в конце 1894 г. Бакинский окружной суд разбирал дело о нарушении условий керосинового К. [Иск признан не подлежащим удовлетворению.]. Вследствие признания К. нашей административной практикой предприниматели пользуются коалиционной свободой, которой лишены рабочие. В Германии первый К. возник в 1862 г. в производстве белой жести. Главные области распространения К. в этой стране - каменноугольная, металлургическая и химическая промышленность. В одном из крупнейших К. - союзе предприятий по добыче и обработке калийных солей - выдающимися участниками являются прусский королевский и ангальтский герцогский фиски. На развитие К. в Германии оказало влияние и социальное законодательство: созданные по закону 1884 г. о страховании рабочих от несчастных случаев профессиональные товарищества предпринимателей, содействуя сближению последних, облегчили картелирование предприятий. По сводке Гроссманна и Пиотровского, не претендующей, впрочем, на полноту, в Германии существовали в 1887 г. 42 К., в 1888 г. - 70 в 1889 г. - 77, в 1890 г. - 117, в 1891 г. - 137. К 1891 г. существующие и вновь основанные К. следующим образом распределялись по группам промышленности: каменноугольная пром. - 9 К., добыча и обработка разного рода камней и глины - 29 К., железоделательная промышленность - 30 К., остальные металлургические производства - 4 К., текстильная промышленность - 16 К., бумажное и кожевенное производство - 13 К., химическая промышленность - 32 К., обработка дерева - 4 К. После Германии по распространению К. в Европе следует Австрия. Во Франции и Бельгии существуют прочные К. в некоторых отраслях промышленности. В Швейцарии в 1884 г. возник своеобразный К. в производстве вышивок, в который вошли кустари, скупщики и посредники между теми и другими (факторы). Этот К. не только ограничил производство, но нормировал рабочее время и назначил минимальную заработную плату. В 90-х гг. этот К., созданный на почве отживающих условий децентрализованного производства, распался вследствие противоположности интересов трех участвовавших в нем групп. Положение К. в Англии до сих пор не исследовано; трудно сказать, в какой мере верно распространенное мнение о слабом развитии К. в этой стране, хотя, конечно, отсутствие таможенной охраны делает это мнение весьма вероятным. Международные К. еще не получили значительного развития. В рельсовом производстве существовал международный К., в который вошли германские, английские, французские, австрийские и бельгийские заводы; основанный в начале 70-х гг., он распался в 1886 г., после чего цены стремительно упали. Причиной распадения этого К. явилось отчасти назначение слишком высоких цен. До сих пор существует международный К. производителей цинка, который обнимает всю цинковую промышленность, за исключением русских и австрийских производителей. Производители динамита также составили международный К. В 1889 г. английские, бельгийские и немецкие фабриканты зеркальных стекол согласились относительно нормировки цен.

В России К. не получили такого широкого развития, как в других государствах, придерживающихся протекционной политики. Первый по времени русский К. относится к области страхования от огня; основанный в 70-х гг., он особенно развивает свою деятельность с 1882 г. Вначале этот К. задался только нормировкой премий по страхованию от огня, но впоследствии его политика приняла прямо характер организованной борьбы против земского и городского взаимного страхования. В городах, в которых устраивались городские взаимные страховые от огня общества, К. специальным понижением премий (на 30, 50 и более %) пытался убить конкуренцию. Эта политика страхового К. создавала много затруднений общественному страхованию, в особенности при первых его шагах, но в общем оказалась бессильной задержать его развитие.

К. в нашей сахарной промышленности, известный под названием "нормировки", явился результатом перепроизводства, в значительной мере вызванного повышением таможенных пошлин в 1877 г. В 1881-82 гг. цены на сахарный песок в Киеве доходили до 7 р. 50 к. и даже 8 р. 10 к. за пуд, но уже в следующем году они значительно упали и затем, в общем, продолжали падать, опускаясь иногда на киевском рынке до 3 р. и ниже. В 1885 г. на помощь сахарозаводчикам пришло правительство, назначив премию за вывозимый за границу сахар сверх возврата акциза. Сахарозаводчики этим не удовлетворились и стали добиваться законодательной нормировки сахарного производства. Был выработан проект маскированной нормировки сахарного производства путем дополнительного обложения сахара, выпускаемого на внутренний рынок сверх нормы - 19 млн. пудов. Этот проект, принятый в сентябре 1886 г. комитетом министров, был встречен общественным мнением весьма несочувственно и не получил высочайшего утверждения. Тогда сахарозаводчики избрали путь неофициальной нормировки и заключили между собою 28 апреля 1887 г. соответствующий договор сроком на 2 г. В 1888, 1890 и 1894 гг. (30 сент.) он был продолжаем и заключен в последний раз по 1899 г. В последней редакции (см. "Биржевые ведом.", 1894 г., №№ 255-258) основные положения договора о нормировке сводятся к следующему. Контрагенты обязуются вывозить за границу определенную часть выработанного на их заводах сахара. Норма для каждого завода берется установленная договором 1890 г., с условной прибавкой, зависящей от числа рабочих дней завода и прежней его производительности. Сумма таких прибавок в общей сложности для всех заводов - 2 млн. пд. Все количество сахара, произведенное сверх нормы, подлежит обязательному вывозу за границу. Несколько иные правила установлены для заводов, принявших пропорциональную разверстку. Обязательный вывоз прекращается или приостанавливается, когда при акцизе в 1 руб. 75 коп. с пуда цена белого кристаллического песка в Киевском районе установится в продолжение целого месяца в среднем выше 5 р. (от 1 сент. до 1 января) или 5 руб. 25 коп. (от 1 янв. до 1 сент). За невывоз за границу сахара в обязательные сроки и за отказ от участия в договоре установлена неустойка. Все споры, могущие возникнуть по исполнению договора, подлежат рассмотрению судебных установлений в г. Варшаве (для заводчиков Царства Польского) и в г. Киеве (для всех остальных заводчиков). Процессов из-за нарушения условий нормировки до сих пор не возникало. Исполнительными органами К. является комитет 15 "представителей", могущий действовать в составе не менее 6 лиц. Представители созывают ежегодно, в феврале месяце, участников договора и представляют им общий отчет по его исполнению, а также о положении сахарного рынка и о предполагаемых размерах вывоза. Заводчики сами не занимаются экспортом; для этого существуют особые экспортеры. Не все заводы вывозят фактически весь подлежащий вывозу товар: зато ближайшие к границе заводы сбывают меньше своей нормы на внутреннем рынке. Те заводы, сбыт которых на внутреннем рынке превышает норму, покупают у экспортеров вывозные свидетельства, цена которых равняется разнице между киевской и лондонской ценой сахара за вычетом транспортных, комиссионных и др. расходов. Вывозные свидетельства, цена которых зависит также от курса рубля, котируются на бирже. В 1890-91 г. предприятия, стоявшие вне К., производили ок. 3, тогда как на К. приходилось 26 млн. пд. К возобновленной в 1894 г. нормировке присоединилось большинство заводов (212 из 224). Заводчики Харьковской и Полтавской губ. - противники нормировки; заводчики Юго-Зап. края и Польши - сторонники ее. Нормировка, бесспорно, достигла своей главной цели: она создала известную устойчивость цен на выгодном для заводчиков уровне. По вычислению г. Рудченко, свеклосахарные заводы, платящие дополнительный процентный сбор, дают в среднем 15% прибыли на весь затраченный капитал ("Историч. очерк обложения торговли и промыслов в России", изд. дпт. торговли и мануфактур, СПб., 1893 г., стр. 394) и по прибыльности уступают только предприятиям по производству резиновых изделий (38%) и добыче и обработке нефти (ок. 30%). Во "взвинчивании" цен сахарный К. нельзя упрекнуть. Подъем цен летом и осенью 1892 г., вызвавший со стороны К. приостановку обязательного вывоза за границу, был результатом спекуляции, которая успела закупить значительное количество сахара по сравнительно низким ценам и могла довести затем последние до высокого уровня, так как урожай свекловицы 1892 г. оказался значительно хуже урожая 1891 г. Приостановление обязательного вывоза не оказало прочного влияния на цены, так как запасы прежних лет были истощены. Для предупреждения дальнейшего повышения цен правительство прибегло не к временному понижению таможенной пошлины [Такое понижение - правда, только с 1 р. 90 к. до 1 р. 50 к. золотом - было предоставлено министру финансов законом 12 апреля 1886 г., при повышении цены сахара далее 5 р. 50 к. в Киеве или 6 р. в Петербурге], а к закупке, временно, сахара-сырца за границей для продажи его на внутренних рынках по определенным ценам, соответствующим цене 5 р. 10 к. за пуд русского белого сахарного песка на ст. Юго-Зап. железных дорог. Благодаря этой мере цены не поднялись выше 5 р. 10 к. - 5 р. 60 к., а казна получила дохода 3211995 р.; но при надлежащем понижении таможенной пошлины цены могли бы упасть до 4 руб. (средняя цена в 1888-1890 гг.), и выиграли бы потребители.

Керосиновый К., основанный 19 февраля 1894 г., поставил себе задачей нормировку экспорта ввиду прогрессивного падения цен на внутреннем и международном рынках. Главной целью русского керосинового К. при его основании было соглашение с североамериканским Standard Oil, но эта цель не достигнута: американцы требовали от русских полного отказа от снабжения европейских рынков. Основания керосинового К., который первоначально задуман был в виде акционерной компании для экспорта керосина, выработаны на съезде керосинозаводчиков, состоявшемся в Петербурге под председательством директора дпт. торговли и мануфактур в октябре 1893 г. Доля участия каждого заводчика в операциях по вывозу и продаже керосина определяется числом паев, равным среднему числу тысяч пудов керосина, вывезенного из Баку за границу по Закавказской жел. дор. за последнее трехлетие. Около 50% общего числа (57122) паев приходится на 14 крупнейших предприятий (из них более 9 тысяч на товарищество братьев Нобель, более 5 тысяч на Каспийско-Черноморское общество). Все определенное для каждого из заводчиков количество керосина через посредство распорядителей (в числе 9) передается торговым агентам (выбранным представителями из собственной среды, в числе 3), которые продают его от своего имени, но за общий счет. Керосиновый К. объединил в момент своего учреждения около 92% всей производительности Бакинского нефтяного района. Мелкие производители очень неохотно согласились на К. и делали попытку предотвратить его образование; ходатайства их были, однако, отклонены правительством. Правительственная поддержка картельных стремлений выразилась, между прочим, в обещании крупного понижения тарифа Закавказской жел. дор. под условием образования К. Существенного влияния на цены керосиновый К. не оказал, отчасти потому, что центральное значение в русском нефтяном деле начинают приобретать нефтяные остатки, керосин же низводится до положения побочного продукта производства. Довольно стройную организацию представляет основанный в 1894 г. К. фабрикантов гвоздей и проволок. О прочих русских К. существуют лишь скудные сведения. В заключение следует отметить, что К. до сих пор еще считают нужным избегать гласности и придают своему делу характер промышленной тайны. Для всестороннего раскрытия этого явления необходимо поэтому государственное исследование, по типу парламентской Enquête.

Литература. По теории: Fr. Kleinwäächter, "Die Kartelle" (Инсбрук, 1883); Steinmann-Bucher, "Wesen u. Bedeutung der industriellen Kartelle" (в "Schmollers Jahrbuch", IX); Schönlank, "Die Kartelle", в "Brauns Archiv für soziale Gesetzgebung" (1890; лучшая общая монография о К.); A. Braun, "Die Kartelle" (Б., 1892); Losch, "Nationale Production etc." (Лпц., 1891); Wasserrab, "Soziale Politik im Deutschen Reiche" (Штут., 1889); Brentano, "Ursachen der sozialen Not" (Лпц., 1891); H. Babled, "Les syndicats de producteurs et de détenteurs de marchandises, au double point de vue économique et péual" (П. 1892); S. Piotrowski, "Syndykaty przemyslowe" (Варш, 1893); Menzel, "Les cartels", в "Revue d"économie politique" (1894, № 11, с точки зрения гражд. права); Д. Пихно, "Торгово-промышленные стачки" (Киев, 1885). Описание К. в различных странах Франции, России (Иоллос), Австрии, Дании, Соединенных Шт. (Levy von Halle) и монографии отдельных немецких К. содержит т. LX "Schriften d. Vereines für Sozialpolitik": "Ueber wirtschaftliche Kartelle in Deutschland und im Ausland" (Лпц., 1894). Ценную сводную работу о немецких К. представляет статья F. Grossmann "Ueber industrielle Kartelle" (в "Schmollers Jahb.", XV). См. С. Гулишамбаров, "Нефтяная промышленность Соединенных Шт." (СПб., 1894); Брант, "Союзы предпринимателей в Соединенных Шт." ("Русская мысль", 1893, кн. VI); Сибиряков, "Положение свеклосахарной промышленности и нормировка" (Киев, 1891, в защиту К.); Радциг, "Производство и потребление сахара на всем свете" (СПб., 1890, резко против К.). Текущие сведения о К. постоянно дает издаваемая Steinmann-Bucher"ом газета "Die Industrie". Настоящий очерк был уже сдан в печать, когда вышла капитальная работа проф. Янжула "Промысловые синдикаты или предпринимательские союзы для регулирования производства преимущественно в Соединенных Штатах Сев. Америки" (СПб., 1895).

Русское словесное ударение - рую, руешь; сов. и несов., перех. экон. Объединить (объединять) в картель2. Картелированные предприятия. Картелированная промышленность … Малый академический словарь

Руется; сов. и несов. экон. 1. Объединиться (объединяться) в картель2. 2. только несов. страд. к картелировать … Малый академический словарь

КАРТЕЛИ ВОЕННЫЕ - – название договоров о выдаче преступников (см.) и об обмене военнопленными (см. Режим военного плена) … Советский юридический словарь

Картелирование, картелирования, картелирования, картелирований, картелированию, картелированиям, картелирование, картелирования, картелированием, картелированиями, картелировании, картелированиях (

Картель – это самостоятельное соглашение между юридически и коммерчески предприятиями, которые договариваются между собой о ценовой политике и разделении рынка. Фирмы, вступающие в такое юридическое соглашения, должны заниматься схожим видом деятельности и быть достаточно крупными на рынке. Такое соглашение не лишает каждое предприятие самостоятельности, а лишь требует выполнения оговоренных в соглашении норм и положений. Все участники в момент сделки находятся в равных правах. Данное соглашение, в большинстве случаев, носит договорный характер, из-за антимонопольной политики. о различных объединениях.

Примеры объединений предприятий в картель:
1) ОПЕК - всемирная Организация стран-экспортеров нефти (Organization of Petroleum Exporting Countries);
2) Картель «Новые семь сестёр» куда входят ведущие нефтяные компании, в том числе и российские.

Синдикат – это объединение схожее с картель, но, главное отличие в том, что данное соглашение ограничивает самостоятельность вступивших юридических предприятий, которые до вступления были свободны и реализовывали свою продукцию на рынок, никого не спрашивая.

Примеры объединений синдикат: "Проволока" – крупнейшее российское объединение; De Beers (Дэ Бирс) - международная корпорация, которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, а также производством синтетических алмазов для промышленных целей.

Пул - объединение юридических лиц, носящее временный характер действия. Например: участники договариваются между собой, что будут накапливать продажи продукции с целью создания дефицита продукции на рынке, а, следовательно, и последующего увеличения цен на выпускаемую продукцию. Что касается прибыли, то она может поступать на общий счет, а затем распределяться в равных долях. Участники имеют полную свободу действий. Чаще всего такое объединение носит временный характер, для достижения поставленной цели.

Виды пула:

1. Биржевой пул;
2. Инвестиционный пул;
3. Патентный пул;
4. Торговый пул;
5. Страховой пул;
6. Перестраховочный пул.

Примеры объединений пул: «Абсолют-Холдинг», «Цветы Ставрополья», биржевой Союз.

Трест - объединение различных мелких или крупных предприятий, которые ранее принадлежали своим владельцам, сливаются в единое целое и образуют единое предприятие, теряя свою независимость и самостоятельность. Такое объединение выгодно тем предприятиям, которые связаны друг с другом и выпускают вспомогательную продукцию.

Примеры объединения трест: General Motors, Ford и другие крупные компании.

Концерн - это объединение компаний в единое целое с сохранением за ними юридического лица. Это главное отличие концерна от трест. Такое объединение имеет общее руководство, которое осуществляется головной компанией. Чаще всего это объединения производственного характера, куда входят предприятия различных отраслей, для реализации какой-либо продукции.

Примеры концерн: Газпром; Daimler AG (Даймлер), (бывший Daimler-Benz AG) - немецкий автомобилестроительный концерн. Крупнейшая по обороту компания Германии по результатам на 2006 год.

Холдинговые объединения (холдинг) - это объединение организаций, которое включает в себя управляющую компанию и дочерние компании. Управляющая компания владеет основным пакетом акций и паями дочерних компаний, она же контролирует дочерние компании.

Примеры холдинг: JPMORGAN CHASE & CO – банковская холдинговая компания.strong

Картель - это объединение нескольких фирм, работающих в одной отрасли, с целью регулирования цен, условий продажи, сфер влияния, объемов производства, использования патентов, найма рабочих, условий сбыта товара. Ее можно отнести к самым простым монопольным союзам. Фирмы, участвующие в объединении, сохраняют свою юридическую, производственную, финансовую и коммерческую независимость.

Соглашение большого количества предприятий одной отрасли - вот чем, по сути, является картель. Определение этого понятия было известно еще несколько столетий тому назад. В западных странах такая деятельность компаний считается поэтому антимонопольное законодательство активно борется с участниками картелей, выявляя незаконные объединения. Но в некоторых государствах такие ассоциации процветают и даже поощряются правительством с целью стандартизации материалов, реструктуризации промышленности и ограничения конкуренции между небольшими предприятиями.

С целью выгодно распределить повысить цены на продукцию, установить минимальный уровень зарплат, предприниматели и создают картель. Это соглашение должно подписать как можно больше участников, чтобы устранить возможных конкурентов. Внутри картелей крупные фирмы диктуют свои условия более мелким и незащищенным, не позволяют участникам соглашения понижать цены на товар.

В странах с рыночной экономикой такие объединения существуют в скрытом виде, потому что не допускает появления подобной деятельности. Различают импортные, экспортные, внутренние и международные соглашения. Самой простой является внутренняя картель. Это одной отрасли в пределах страны. Международные предполагают совместную деятельность фирм разных стран, занимающихся продукции. Импортные картели - это импортеры зарубежных товаров, а экспортные - ассоциации национальных компаний-экспортеров.

Чтобы не попасть под действие антимонопольного законодательства, такие монопольные объединения стали называть джентельменскими соглашениями, конвенцией, рингом или корнером, но суть остается та же. Картели в России есть практически в каждой отрасли, а это негативно сказывается на ценообразовании. Эксперты подмечают, что если бы не было договоренностей между производителями, то цены снизились бы в 2-2,5 раза.

Чаще всего монополия прослеживается среди нефтяных компаний, на рынке телекоммуникаций, среди производителей лекарств, продуктов, угля и т.д. Правительство делает все возможное для устранения картелей, но закрыть все лазейки очень сложно и практически невозможно. Поэтому самым эффективным методом борьбы с недобросовестными предпринимателями является поощрение конкуренции.

Картель - это относительно недолговечное объединение, потому что через некоторое время между участниками начинаются конфликты, равновесие нарушается. Устойчивость соглашения зависит от возможности включения или устранения аутсайдеров, отсутствия сил, подрывающих картель изнутри.

Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора.

Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.

Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего звена. Соглашения достигаются в результате встреч и договоренностей руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются во всех странах мира. Однако из-за развития антимонопольного (антикартельного) законодательства уже не осталось таких картелей, которые были образованы в начале XX в. Сейчас соглашение об образовании картеля практически не оформляется договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно , в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность . Речь идет о распространении скрытой формы картелей.

Для картеля характерно наличие следующих признаков:
  • договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);
  • сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
  • объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;
  • совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;
  • наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения, за исключением отдельных отраслей (прежде всего сельского хозяйства), запрещены и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей , т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.

Запрет на создание картелей может быть снят для:
  • картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного продукта и средний ежегодный оборот участвующих в соглашении компаний не превышает 200 млн. экю);
  • картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
  • картелей, приносящих пользу экономике всей страны, например способствующих техническому прогрессу;
  • "кризисных" картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности.

В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на "желательные" и "вредные", насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли.

В мировой практике выделяются следующие виды картелей:

1. Денежный картель , утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи Цен).

2. Долевой картель :

  • квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров;
  • территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.

3. Закупочный картель — монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и так далее в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.

4. Калькуляционный картель , участники которого договариваются об одинаковой структуре и об одинаковом содержании расчетов.

5. Кондиционный картель , определяющий условия реализации товара.

6. Контингентированный картель , устанавливающий для его участников соответствующие квоты (контингенты).

7. Кризисный картель , который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.

8. Патентный картель , определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.

9. Производственный картель , устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.

10. Региональный картель , определяющий области сбыта.

11. Ценовой картель , устанавливающий для участников цены товара.

Более совершенная форма картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных производителей и скоординированного регулирования (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание).

Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля . Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.

Модель картеля — крайний случай кооперированной олигополии

Модель картеля — представляет собой крайний случай кооперированной .

Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке. Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:

  • принципа установления цен;
  • раздела рынков сбыта;
  • квот производства и сбыта участников;
  • обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.

Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать (Организацию стран-экспортеров нефти). На внутреннем рынке во многих странах в настоящее время картели являются незаконными, и если образуются, то действуют нелегально.

Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.

Рассмотрим сущность и последствия деятельности картеля на графической модели. Введем несколько упрощающих допущений.

На рынке конкурируют две фирмы (ситуация дуополии ), рыночный спрос постоянен и имеет вид линейной функции , фирмы производят однородную продукцию и имеют одинаковые издержки (МС1=МС2). С учетом этих допущений модель картеля может быть представлена, как на рис. 7.4.

Рис. 7.4. Модель картеля

Если фирмы находятся в состоянии жесткой , то наименьшая возможная цена равна конкурентной цене (Рс) и определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержек МС. При цене Рс дуополисты (подобно совершенным конкурентам) будут иметь в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль.

Если же рассматриваемые фирмы сформируют картель и ограничат свой выпуск для максимизации общей прибыли объемом Qm, то оптимальная цена картеля (монопольная цена) составит Pm. Это максимально возможная цена при данном рыночном спросе за предлагаемый объем, которая обеспечивает участникам картеля монопольную прибыль.

Поскольку совокупная прибыль объединенных в картель предприятий выше, чем первоначально, они заинтересованы в подобном соглашении. Вместе с тем после заключения картельного соглашения любой картель сталкивается с проблемами внутреннего и внешнего характера.

Первая группа проблем (внутренних) касается согласования противоречивых интересов между членами картеля (раздел рынка, установление единой цены и т.д.) и контроля за соблюдением соглашения. Вторая группа проблем (внешних) затрагивает проблему конкуренции с фирмами-производителями, не являющимися членами картеля.

Рассмотрим последовательно данные проблемы. При организации картеля все фирмы-участники несут издержки заключения сделки. Существует целый ряд факторов, который затрудняет заключение подобных соглашений (о них будет сказано ниже). Однако на многих рынках потенциальная прибыль картеля может быть столь значительна, что стимулирует к его заключению.

Вместе с тем как только картельное соглашение достигнуто и установлена монопольная цена, каждый участник соглашения заинтересован в скрытом нарушении установленных правил игры, ибо это повышает его индивидуальную прибыль. Другими словами, основная трудность картельного соглашения не в его заключении, а в его выполнении . Если все члены картеля будут нарушать установленные цены и квоты, это приведет к падению рыночной цены до конкурентного уровня и, как следствие, к распаду картеля. Успех картеля зависит от возможности выявления и пресечения обмана. Вот почему любое картельное соглашение обязательно предусматривает целый ряд мер по выявлению и предотвращению обмана между его участниками.

Основные меры контроля:
  • ограничение точек отгрузки продукции картеля;
  • работа с небольшим количеством крупных покупателей;
  • штрафы (уровень штрафов должен быть достаточно высок, чтобы предупреждать обман, и в то же время, достаточно низок, чтобы не отпугнуть фирмы от картеля);
  • ограничение квоты производства;
  • формирование доходов (которые распределяются между всеми членами картеля на основе специально выработанной формулы);
  • наказание натурой (когда в ответ на обман участники картеля немедленно увеличивают объемы своего производства и снижают цены). Данная мера считается эффективной, если только удается быстро выявить обман. В противном случае, фирма-нарушитель успевает получить значительную прибыль до того, как понесет издержки от наказания.
Но даже если все фирмы-участники будут вести себя честно (что маловероятно), остается угроза конкуренции со стороны:
  • внешних фирм, производящих аналогичную продукцию;
  • новых товаров-заменителей продукции картеля.

На реальных олигопольных рынках существует целый комплекс факторов, препятствующих и благоприятствующих образованию картеля.

Факторы, определяющие эффективность картеля:

  • Эффективность действующего в стране .

В условиях, когда картели являются незаконными, фирмы не могут заключать явных соглашений, а вынуждены вести секретные переговоры. Тем самым увеличивается риск присоединения к картелю и вероятность неприсоединения к картелю определенного количества фирм. Если же картели являются законными и фирмы могут открыто встречаться и обсуждать взаимные проблемы, риск снижается, а число неприсоединившихся фирм сокращается до минимума.

  • Количество продавцов и производителей продукции.

Чем меньшее количество фирм действует на рынке, тем им легче договориться. И, наоборот, по мере расширения числа олигополистов, возрастают издержки формирования картеля, увеличивается вероятность того, что одна или две фирмы не присоединятся к соглашению, а это снижает монопольную власть образуемого картеля.

  • Однородность выпускаемой продукции и сопоставимость издержек.

Если фирмы выпускают однородную продукцию и их издержки идентичны, им легче принять соглашение об образовании картеля. Напротив, сильная дифференциация продукции и разница в издержках затрудняет выработку согласованных решений.

  • Стабильность и предсказуемость спроса.

Стабильность и предсказуемость спроса облегчает фирмам принятие картельного решения. Значительное и непрогнозируемое изменение объемов спроса дестабилизирует рыночную ситуацию и затрудняет переговоры.

  • Взаимоотношения между участниками картеля.

Чем в более дружеских и доброжелательных отношениях находятся руководители фирм, тем им легче прийти к согласию. И наоборот, разногласия между участниками рынка затрудняют достижения соглашения (Так, в силу политических разногласий не было заключено в свое время соглашение между ЮАР и СССР по экспорту золота.)

Картель - форма сговора группы фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:

  • а) убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами, после того как цена повысится;
  • б) организовать встречу всех производителей данного продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска;
  • в) установить квоты каждому члену картеля;
  • г) установить процедуру проведения утвержденных квот.

Картели устанавливают штрафы для тех, кто не выполняет соглашение, превышая свои квоты. Картели сталкиваются с проблемой при принятии решений о монопольной цене и уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен. Существуют разногласия относительно дележа территории.

В современных условиях картели существуют в более гибких и достаточно разнообразных формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению научных разработок.

Картели систематизируются по четырем основным категориям:

  • а) картели с целью контроля условий продаж;
  • б) картели с целью установления цен;
  • в) картели с целью разделения деятельности, территорий, продаж и Потребителей;
  • г) картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

В США, странах Европейского сообщества законодательно запрещены картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением объема выпуска и производственных мощностей.

Выделяют два основных типа картелей: а) картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли, и б) картели, ставящие своей целью распределение и фиксацию рыночных долей.

Картели, преследующие цель максимизации общей прибыли

Предположим, что в отрасли действует п идентичных во всех отношениях фирм, кривые SATC и МС которых изображены на рис. 33.1. Условие МС = Р выполняется при выпуске qc, который является оптимальным. Рыночная цена Рс, на которую ориентируются фирмы, определена пересечением кривой рыночного спроса DD и кривой рыночного предложения S(MCсум), представляющей горизонтальную сумму восходящих участков индивидуальных кривых МС (рис. 33.2). Выпуск отрасли, как видно на рис. 33.2, составит Qc = nqc, а прибыль каждой фирмы составит сумму, равную площади прямоугольника ССРСАВ (рис. 33.1).

Рис. 33.1. Квазиконкурентная фирма

Рис. 33.2. Картель

Теперь предположим, что все фирмы объединились в картель, оптимальным выпуском которого будет QM, а оптимальной ценой - Рм (рис. 33.2). Поскольку QM

Картели, регулирующие размежевание рынка

Когда две картелированные фирмы одинаковы по уровню и структуре издержек, рыночные доли могут быть распределены поровну (q1 = q22 = 0,5Q) при единой монопольной цене. В том случае, когда издержки фирм значительно разнятся, производственные квоты и соответственно рыночные доли будут различны и нестабильны. Тогда рыночные доли установятся в процессе торга, возникающего между олигополистами. И решение о размежевании рынка будет зависеть не только от уровня издержек входящих в картель фирм, но.и от их способности к вы-торговыванию квоты и доли рынка.

Другой способ размежевания рынка предполагает региональную дифференциацию цен и качества продукции. Подобный метод сегментации рынка имеет место и на межотраслевом уровне.

Модель картеля, регулирующая размежевание рынка, - это закрытая модель олигополии. Когда прибыль, извлекаемая фирмами, входящими в картель, высока, она поощряет вход новых фирм на данный рынок, но не вступление их в картель. Наоборот, установив более низкую цену в сравнении с ценой картеля, они смогут захватить определенную долю рынка. С целью сохранения своей доли рынка картель вынужден будет несколько снизить цену или начать ценовую войну против новичка.

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa