Привести правоустанавливающие документы на земли для сельскохозяйственного производства в соответствие с планируемой деятельностью вам помогут специалисты нашей компании. Перед началом эксплуатации приобретенного участка, необходимо понять, что можно делать и строить на землях сельскохозяйственного производства. И начать стоит с изучения классификатора и кадастровой карты. Здесь можно посмотреть текущую категорию и вид разрешенного использования участка.
Зачастую подобные земли приобретаются для ведения личного приусадебного или фермерского хозяйства, садоводства и других аналогичных видов деятельности. Однако индивидуальное жилищное строительство здесь запрещено. Хотя подобное правило не относится к дачным и садовым домикам. В подобные строения допускается проведение электричества.
Перед возведением постройки или началом использования земли, необходимо убедиться, что отсутствуют конкретные ограничения. Согласно закону жилые постройки на земельных участках для сельскохозяйственного производства можно возводить только на территориях, отнесенных к крестьянско-фермерским хозяйствам. И придется получать разрешение на строительство. Существуют и другие нюансы, о которых надо знать владельцу такой земли.
Использовать участки, относящиеся к данному типу целевого назначения, можно определенным в законе образом:
Кроме того, указанные земли и участки в составе таких территорий можно использовать для ведения охотничьего хозяйства и иной аналогичной деятельности, если она не запрещена Земельным кодексом страны.
При определении разрешенных видов деятельности необходимо учитывать минимальные отступы от границ, предельные размеры участков и другие нюансы. Дополнительно здесь разрешено размещение объектов капитального строительства, которые могут потребоваться для сельскохозяйственного производства. Здесь также имеются свои правила и ограничения.
Возводя объекты капитального строительства на данной территории, необходимо учитывать максимальную плотность застройки, предельную высоту зданий и количество этажей, и другие особенности. Владельцы и арендаторы могут использовать земли для сельскохозяйственного производства в целях строительства определенных объектов недвижимости. К числу подобных сооружений относят:
На законных основаниях здесь можно прокладывать коммуникации для ведения хозяйства или иной целевой деятельности, строить внутренние дороги и т.д. На территории допускается возведение объектов первичной обработки сельскохозяйственных товаров. К ним относятся холодильники, сушилки и т.д.
В перечень объектов, разрешенных к строительству, относят помещения для содержания животных, парники и теплицы, небольшие домики, но не для постоянного проживания. Хотя обойти этот запрет можно. В этих целях придется оформлять крестьянско-фермерское хозяйство, иначе не выдадут разрешение на строительство. Подобную процедуру стоит доверить земельным юристам нашей компании. Они же помогут разобраться с нюансами использования земель для сельскохозяйственного производства.
Виды разрешенного использования земельных участков - .
Зоны сельскохозяйственного использования - .
Вид разрешенного использования (ВРИ) земель определяет способ их использования, разшеренные виды деятельности и допустимые постройки.
Участки из состава земли сельскохозяйственного назначения, размещенные за пределами поселений, могут использоваться для реализации следующих целей:
Все виды разрешённого использования земель сельхозназначения определяются в соответствии с Классификатором, начавшим действовать с 2015 года. В документе каждому виду разрешенного использования присвоен свой код и дано описание:
Строительство жилых зданий на землях по этим видам разрешенного использования не предусмотрено. Капитальные производственные здания можно строить, имея разрешение на строительство. Некапитальные сооружения вспомогательного использования разрешено возводить без разрешения, но все здания и сооружения должны строиться с соблюдением градостроительных норм.
Земельным кодексом РФ (гл.14), ФЗ об ДНО (дачных некоммерческих объединениях) установлен порядок получения участка для дачного строительства. На нем необходимо вести дачное хозяйство и можно построить дом с регистрацией проживания в нем. Постройку на территории дачного объединения можно осуществить после утверждения проектной документации.
Смена одного вида разрешенного использования на иной происходит в соответствии с требованиями градостроительных регламентов.
Если собственник имеет земельный участок с несколькими видами разрешенного использования, он вправе выбрать любой вид без дополнительных разрешений. При возникновении необходимости смены вида разрешённого использования землевладелец должен инициировать процесс, обратившись в местную администрацию с ходатайством о рассмотрении вопроса на публичных слушаниях.
Процедура смены вида разрешенного использования прописана в Градостроительном кодексе России (ст. 39) и начинается с составления и подачи заявления в орган местного самоуправления. Документ адресуется председателю собрания представителей местного муниципального образования, а заявитель вписывает свои персональные (паспортные) данные, указывает адрес проживания (соответствующий регистрации), номер личного телефона.
Подача двух экземпляров заявления сопровождается приложением таких документов:
Передачу заявления и документов можно осуществлять лично, почтовым отправлением или через своего представителя. По прошествии 30 дней (при отсутствии публичных слушаний) или 60 дней (при их необходимости) глава администрации должен принять решение, удовлетворяющее заявителя, но может аргументировано отказать в смене вида разрешенного использования.
Если участок земли сельскохозяйственного назначения относится к сельхозугодьм, решение об изменении вида разрешенного использования этого участка принимаются только после перевода земельного участка в иную категорию.
Для осуществления процедуры нужно подать ходатайство и местный орган исполнительной власти, в котором указать адрес участка, наименование присвоенной и намечаемой к переводу категории и цель смены. Необходимыми документами, прилагаемыми к заявлению, являются:
Изменение категории допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населённых пунктов .
Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «Для производства сельскохозяйственной продукции» или проведения иной деятельности в течение срока, предусмотренного ФЗ № 354/03.07.2016, влечет за собой наказание в виде выплаты административных штрафов. Их размер зависит от кадастровой стоимости и срока бездействия.
Максимально возможным наказанием для собственника земли сельхозназначения, не использующего 3 года участки по назначению, является их принудительное изъятие. Решение по такому делу выносит суд.
Земля относится к одним из самых значимых вопросов в жизни людей, особенно людей, посещающих наш портал. Начнём разговор от простых понятий к сложным, коснёмся вопроса категорий и видов разрешённого законодательством нашей страны использования земель.
По целевому назначению земли можно разделить на нижеследующие категории:
Подобная дифференциация сделана для их охраны и применения только лишь по назначению, для того, чтобы сберечь начальные свойства участка. Из этого списка нас интересует только лишь земли сельхозназначения .
Всякая из приведённых выше семи категорий обладает свои подразделами - видами разрешённого применения. Всего их приблизительно 3000 подразделов, однако мы в этой статье рассмотрим только лишь самые известные, и касающиеся категорий земель поселений и сельхозназначения.
Земельные участки населённых пунктов имеют нижеследующие виды разрешённого использования:
Как видно из ст. 78, 81 Земельного Кодекса, земли сельскохозяйственного назначения разрешено использовать:
Вид разрешённого применения земли обозначается в графе свидетельства о праве собственности, пункте контракта аренды и прочих документах, которые удостоверяют право на земельные участки, а также могут быть прописаны в правоустанавливающих актах на землю.
Земли такой категории прежде всего предопределены для выращивания ягодных, плодовых, овощных, бахчевых либо иных сельхоз. культур и картофеля. Помимо возделывания сельскохозяйственной продукции, все виды использования земель сельхозназначения предполагают право владельца земельного участка на его застройку, что зафиксировано ст. 263 Градостроительного Кодекса, ст. 40 Земельного Кодекса.
Закон позволяет сооружать на землях сельхозназначения , определённых для сельхозпроизводства и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, здания и сооружения, которые применяются для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.
Земля под садоводческие, огороднические и дачные цели даётся с правом строительства жилого строения, хозпостроек и сооружений .
На личном подсобном земельном участке позволяется возведение жилого дома, бытовых, производственных и иных строений, зданий, сооружений.
Все-таки не следует забывать то, что конструирование любого объекта должно происходить в соответствии с планом зонирования территории и выполнением действующих норм и правил.
Строительство запрещено на землях сельхозназначения в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которым полевые земельные участки употребляются только для производства сельхозпродукции.
При ограничениях и запретах в способах применения земельных участков в документы, которые удостоверяют право на земельный участок, вносится соответствующая запись, в качестве примера можно привести: «без права строительства строений и сооружений».
В соответствии со статьёй 6 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земель сельскохозяйственного назначения, вменяется в обязанность использовать землю в строгом соответствии с целевым назначением данной категории земель и видом разрешённого использования. Хозяйственная деятельность людей не должна причинять ущерб земле как природному объекту: служить преамбулой к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, повреждению, разрушению плодородного слоя почвы и прочим неблагоприятным (наносящим вред) воздействиям.
В случае ненадлежащего использования земли либо неиспользования в соответствии с целевым назначением в продолжение 3-х лет, земельный участок сельхозназначения принудительно может быть отобран у его собственника в судебном порядке.
Земли сельскохозяйственного назначения РФ располагаются за пределами населенных пунктов. Они предоставляются для осуществления с/х деятельности и выполнения работ, связанных с ней. Рассмотрим далее правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
Виды земель сельскохозяйственного назначения формируют отдельную категорию ресурсов. К ним относят лучшие территории, считающиеся достоянием страны. В с/х деятельности они выступают не только в качестве пространственно-операционного базиса, но и как основной производственный фактор. В этой связи устанавливается особый правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. ФЗ №101 определяет функции государственных органов по обеспечению контроля над состоянием этих территорий, обязанности лиц, осуществляющих с/х деятельность, стимулирующие меры для повышения качества грунта.
Основным регулирующим нормативным актом в сфере эксплуатации рассматриваемых ресурсов выступает ЗК. В Кодексе присутствует понятие В нее входят:
В Кодексе также определяется вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Такая категория присваивается участку в соответствии с целями его получения. Сегодня участки приобретаются, как правило, для строительства поселков. В ЗК установлены следующие виды использования земель сельскохозяйственного назначения:
При этом в зависимости от целей получения наделов действует тот или иной правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Например, при дачном строительстве в возведенном жилом доме можно прописаться. Если целью будет ведение огородничества или садоводства, то зарегистрироваться в сооружении нельзя.
Многие граждане не знают о том, что для создания загородного поселка нет необходимости переводить участок из одной категории в другую. В этом случае достаточно установить другой вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. В результате поселок будет строиться с возможностью впоследствии зарегистрировать свое проживание. Следует сказать, что изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения - процесс довольно трудоемкий. Он связан с необходимостью собирать множество документов, проводить согласование с разными инстанциями. Тем не менее эта процедура обойдется дешевле и займет меньше времени, чем перевод в другую категорию.
В процессе изменения вида допустимого использования участка с "для с/х производства" на "для дачного строительства" имеет место существенное ограничение, которое некоторые владельцы наделов не принимают во внимание. Согласно действующим нормативным актам, территории могут предоставляться для ведения огородничества, дачного строительства, садоводства исключительно гражданам или их объединениям некоммерческого характера. К последним, в частности, относят потребительские кооперативы, товарищества, которых выступает "дачное строительство", "ведение огородничества/садоводства", не могут выделяться юридическим лицам, если они осуществляют предпринимательскую деятельность возмездного характера. К таким коммерческим структурам, в частности, относят акционерные общества, ООО и прочие компании. Эксплуатация земель сельскохозяйственного назначения либо участков, входящих в их состав, предоставленных на время выполнения строительства линий электропередач, дорожного полотна, линий связи (линейно-кабельных сооружений в том числе), газо-, нефте- и прочих трубопроводов, должна осуществляться при наличии проекта по рекультивации таких наделов для с/х нужд без перевода их в другую предусмотренную в нормативных документах категорию. Указанная документация должна быть утверждена уполномоченными профильными структурами.
Перечисленные выше типы включены в Классификатор видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Этот документ необходим для информационного обеспечения работы Комитетов по ресурсам и территориальному устройству, Кадастровой и Регистрационной палат в регионах страны, касающейся учета наделов и оформления сделок с ними.
Сельскохозяйственного назначения предусматривает определение лиц, которым может передаваться та или иная территория. К таким субъектам относят:
Права на земли сельскохозяйственного назначения имеют также общины малочисленных коренных народов ДВ, Севера, Сибири для сохранения и развития традиционного промысла, образа жизни.
Они зафиксированы в ст. 79 ЗК. Пастбища, залежи, сенокосы, пашни, территории, занятые виноградниками, садами и прочими многолетними насаждениями, входят в состав земель сельскохозяйственного назначения. Эти участки подлежат особой охране, поскольку имеют приоритетное значение в с/х деятельности. Существуют также особо ценные территории. К ним, в числе прочего, относят территории опытных и производственных подразделений при научных организациях, учебно-опытных отделений образовательных учреждений и другие угодья. Если их кадастровая стоимость выше среднего показателя по городскому округу/муниципальному району, они могут включаться в состав земель сельскохозяйственного назначения, эксплуатация которых в иных целях запрещена.
Эту процедуру регламентирует Федеральный Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В этом и других нормативных актах сформулирован определенный порядок предоставления участков. Так, ст. 81 ЗК регламентирует процедуру передачи территорий для ведения фермерского (крестьянского) или подсобного хоз-ва индивидуального характера. Указанная статья также действует в случае, если вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения определен как "дачное строительство" или "ведение садоводства/огородничества". Среди нормативных актов, регламентирующих процедуру, следует отметить:
Федеральный Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регламентирует отношения, которые касаются распоряжения, владения, пользования участками. Положения акта формулируют ограничения и допущения, которые могут применяться к совершаемым сделкам с этими объектами. Кроме этого, устанавливается порядок владения, распоряжения и пользования долями наделов. Действие нормативного акта распространяется вне зависимости от того, какой определен вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.
Он формируется по ст. 80 ЗК. Целью этого фонда выступают:
Земли сельскохозяйственного назначения в собственности государства или муниципалитета передаются гражданам только в утвержденном порядке. Данное положение установлено ст. 10 ФЗ №101. Так, субъект, которому участок предоставлен в аренду и который осуществляет надлежащую его эксплуатацию, может приобрести его в собственность. Он также может заключить новый арендный договор. Передача территорий сельхозназначения, находящихся в муниципальной/государственной собственности, допускается:
В указанных случаях участки допускается передавать исключительно в аренду. Выкуп таких наделов в собственность не допускается.
Закон предусматривает передачу участка, находящегося в собственности муниципалитета и предоставленного в счет долей, фермерскому (крестьянскому) хозяйству или с/х организации, эксплуатирующим его, в аренду или собственность без проведения торгов. Для этого указанные субъекты должны обратиться в соответствующую местную инстанцию с заявлением о заключении арендного соглашения или договора купли-продажи. Это необходимо сделать в течение полугода с даты регистрации права собственности муниципалитета на этот участок. Цена такого надела при этом определяется в размере, не превышающем 15%, - не больше 0.3% его кадастровой стоимости.
Конфискация земли у владельца, прекращение права бессрочного (постоянного) пользования, наследуемого (пожизненного) владения, срочного безвозмездного пользования, а также аренды осуществляется в соответствии с ГК, ЗК и ФЗ №101. Принудительное изъятие надела может производиться в судебном порядке, если:
Во втором случае при расчете срока не учитывается период, в течение которого участок не мог использоваться вследствие стихийного бедствия либо по иным обстоятельствам, делающим эксплуатацию невозможной, а также время, которое необходимо на освоение территории (не более 2-х лет). Принудительное изъятие участка по указанным выше основаниям допускается в случае, если установленные факты не были устранены после назначения соответствующих административных санкций.
Плодородие земель сельскохозяйственного назначения представляет собой способность грунта удовлетворять потребности культурных растений в воздухе, питательных веществах, тепле, воде, физико-химической и биологической среде, обеспечивать их урожайность. Для поддержания надлежащего качества почвы проводятся соответствующие мелиоративные мероприятия. Их выполнение регламентируется на законодательном уровне. Целями нормативной регламентации мероприятий выступает обеспечение воспроизводства качества почвы при осуществлении субъектами на участках с/х деятельности.
Принятый ФЗ, регулирующий порядок воспроизводства плодородия сельскохозяйственных земель, обеспечивает:
Данный нормативный акт обеспечивает, таким образом, регулирование отношений, которые возникают между пользователями, владельцами и прочими, в том числе муниципальными/государственными структурами, в сфере обеспечения качества почвы на эксплуатируемых и обрабатываемых территориях. В положениях документа устанавливаются порядок, обязанности, права, ответственность, полномочия субъектов, характер мероприятий, допущения и ограничения мелиоративных работ на местности. Закон регламентирует те отношения и деятельность, которые не урегулированы ЗК и иными нормативными актами страны в сфере природопользования.
Пользователи, владельцы, собственники, арендаторы участков могут:
Собственники, арендаторы, пользователи, владельцы участков, обладающие статусом товаропроизводителей, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, должны:
Земли сельхозназначения являются особо ценными естественными ресурсами государства. В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о рациональной эксплуатации территорий, отведенных для осуществления с/х производства и прочей деятельности, с ним связанной. Необходимо учитывать, что земля, как и прочие природные ресурсы, присутствуют в ограниченном количестве. Вместе с этим, она выступает как основной источник продуктов питания населения. Для сохранения и обеспечения восстановления продуктивности почвы должны выполняться соответствующие мероприятия. Однако выполнять их необходимо рационально и грамотно. Немаловажное значение для сохранения земельных ресурсов и правильного их использования имеет контроль оборота участков.