Социальная защита и социальные гарантии. Социальные гарантии

Социология, социальная работа и статистика

Государственные гарантии социальной защиты населения в РФ. В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. 7 Основного закона РФ: В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда обеспечивается постоянная поддержка семьи материнства отцовства и детства инвалидов...

28.Государственные гарантии социальной защиты населения в РФ.

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в следующих областях:

1) оплаты труда;

2) пенсионного обеспечения;

3) образования;

4) здравоохранения;

5) культуры;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе "О государственных минимальных стандартах" самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной. Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами "О здравоохранении", "Об образовании", "О культуре" и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

— минимальный размер оплаты труда;

Минимальная заработная плата — это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что "каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".

Согласно Трудовому кодексу РФ месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум — понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и он должен соответствовать величине заработной платы. Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.

Прожиточный минимум может быть использован:

— в качестве базы для адресной социальной поддержки;

— в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

— для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

— для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

— в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.

В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка — с другой. На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий:

— поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего крупных инвестиций;

— более эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в службе занятости;

— профилактика безработицы на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;

— расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

Регулирование занятости — одно из главных направлений социальной политики.

Государство гарантирует безработным:

— выплату пособий по безработице;

— выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

— возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

— возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

— оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели.

Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий.

Государственные минимальные стандарты в области образования предполагают:

— набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

— нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

— нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;

— норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения . Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.

Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание , т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания определены законами "Об основах социального обслуживания населения в РФ", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и др.

До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.

Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения. 26 мая 1997г. принято постановление Правительства РФ № 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг". Постановлением определена минимальная социальная норма жилой площади на человека — 18 кв. м2, ниже которой человек признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.

Таким образом, социальная защита – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Основными формами социальной защиты выступают:

Законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

Регулирование доходов и расходов населения;

Социальное страхование;

Социальное вспомоществование;

Социальные услуги;

Целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России ориентируется на поддержку отдельных слоев населения по принципу заявительности – по мере обращения граждан; патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее защищенным слоям населения.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43527. Организация отдыха детей и молодежи: технологии, опыт, проблемы 246.5 KB
Правильно организованный отдых детей и молодежи обеспечит их разностороннее развитие и формирование личности, духовное, патриотическое, нравственное воспитание, укрепление здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности. В современной России возникла проблема, касающаяся организации досуга и отдыха детей и молодежи
43528. Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия ООО «Зеркало-инфо» 455 KB
Объектом исследования курсовой работы является ООО Зеркалоинфо предмет исследования финансовое состояние предприятия. Цель курсовой работы исследование финансового состояния предприятия ООО Зеркалоинфо выявление основных проблем финансовой деятельности. В первой главе работы проводится анализ финансового состояния предприятия.
43529. Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия СООО «Эмир Моторс» 467 KB
Объектом исследования курсовой работы является СООО Эмир Моторс предмет исследования финансовое состояние предприятия. Цель курсовой работы исследование финансового состояния предприятия СООО Эмир Моторс выявление основных проблем финансовой деятельности. В первой главе работы проводится анализ финансового состояния предприятия.
43530. Расчет балки и ее характеристик 3.86 MB
Для указанных схем определить собственные частоты и формы колебаний. Проверить ортогональность собственных форм колебаний. Определить амплитуды вынужденных колебаний под действием силы P(t) = P0cosΩt, приложенной в точке А. Построить эпюру динамических изгибающих моментов при частоте Ω = (γ/mδ)1/2
43531. Системный анализ информационной системы управления бюджетом на предприятии 12.42 MB
А1 Масштаб предприятия одно здание 100 служащих. А2 Масштаб предприятия четыре филиала в пределах города 500 служащих. А3 Масштаб предприятия один филиал в пределах города и четыре филиала в области 1000 служащих. А4 Масштаб предприятия семь офисов в семи регионах РФ 500 служащих.
43532. Становление системы хореографического образования А.Я.Вагановой 82.91 KB
Стремясь подчеркнуть особенности русской балетной школы, Ваганова в своей книге нередко сопоставляет ее с французской и итальянской школами. Эти понятия нельзя связывать с современным зарубежным балетом, хотя в отдельных случаях описанные Вагановой приемы еще бытуют в хореографической практике.
43533. Проектирование автоматизированного участка цеха по производству сотового заполнителя 649 KB
Характеристика изделий получаемых в данном технологическом процессе Технические характеристики сот Краткая характеристика линии для производства непрерывного сотового заполнителя Характеристика склада
43534. РАСЧЕТ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МАШИН И ОСНАСТКИ 465.5 KB
Цепной передачи одноступенчатого редуктора ременной передачи.Проектировочный и проверочный расчет цепной передачи.Проектировочный и проверочный расчет зубчатой передачи.Проектировочный и проверочный расчет ременной передачи.
43535. Бизнес-план придорожного сервиса автодороги Р351 «Тюмень-Екатеринбург» 747 KB
Пункт придорожного сервиса представляет собой мини-кафе, строительство которого включено Управлением торговли и услуг Екатеринбургского облисполкома в план развития объектов общепита придорожного сервиса в Свердловской области. По проекту кафе будет располагаться рядом с существующим газоном
  • 9. Цель, объекты и принципы контроля в управлении. Предварительный, текущий и заключительный контроль.
  • 10. Методология и организация процесса разработки и принятия управленческого решения.
  • 11. Управление социальным развитием организации и персонала.
  • 12. Основные направления гуманизации труда
  • 13. Психика и сознание человека в системе управления персоналом организации
  • 14. Эффективность управления, порядок и критерии его оценки
  • 15. Классификация методов управленческого воздействия. Социально-психологическая группа методов в управлении персоналом
  • 16. Классификация методов управленческого воздействия. Экономическая группа методов в управлении персоналом
  • 17. Классификация методов управленческого воздействия. Административная группа методов в управлении персоналом
  • 18.Стили управления, деловые и личностные качества управленца
  • 19.Управленческое общение: сущность и специфика
  • 20.Целеполагание, экономические, производственные, социальные, психологические, идеологические и духовные цели управления
  • 21. Сущность и правила переговорного процесса. Методы проведения переговоров
  • 22.Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
  • 23.Лидерство и власть. Типы лидеров.
  • 24.Сравнительный анализ стилей управления.
  • 25.Организационная (корпоративная) культура. Социально-психологический климат коллектива.
  • 26. Управление командой в организации.
  • 27. Виды, этапы и законы коммуникаций
  • 28.Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность.
  • 29.Управление конфликтами. Позитивные и негативные функции конфликта
  • 30. Структура и характеристика объектов конфликта
  • 31. Основные методы исследования конфликтов
  • 32.Организационно-управленческие конфликты как разновидность конфликта в социальной сфере
  • 33. Типология переговоров, специфика деловых переговоры.
  • 34. Основы кадровой политики в организации.
  • 35. Условия, охрана и безопасность труда как факторы внутренней социальной среды организации
  • 36.Типы конфликтных личностей и их поведенческие характеристики
  • Типы конфликтных личностей
  • 37.Характеристики развития школ управления персоналом в хх веке
  • 38. Профессиональная и социальная адаптация в коллективе
  • 39. Личность в организации. Основные подходы к исследованию, формированию и развитию личности
  • 40. Природа, классификация и стадии развития групп в организации.
  • 41.Групповые процессы, групповая динамика и ее характеристики
  • 42.Понятие власти и ее разновидности. Влияние в организации.
  • 43. Структура и содержание организационной культуры.
  • 44.Понятие безработицы и характеристика ее основных форм
  • 45. Безработица, ее взаимосвязь с социальной напряженностью и политической нестабильностью общества
  • 46. Социальная защита населения. Социальные гарантии и компенсации
  • Она включает в себя:
  • 47.Служба занятости рф и ее функции
  • 48.Рынок труда, использование трудовых ресурсов общества
  • 49. Организационное поведение работников. Общая и дифференцированная классификация оснований организационной власти.
  • 6 Оснований власти:
  • 50.Деловое общение, механизмы межгруппового и межличностного общения
  • 51. Деловые и личностные качества личности руководителя
  • 52.Оценка деятельности персонала. Аттестация.
  • 53.Документы по персоналу и документирование движения личного состава организации
  • 54. Организация кадрового учета, кадровая документация по учету персонала
  • 55. Регулирование и разрешение социальных конфликтов в организациях
  • 56.Обеспечение качества трудовой жизни работников
  • 57. Психодиагностика характерологических особенностей личности
  • 58. Персональные данные. Законодательство в области защиты персональных данных.
  • 59.Работа с персоналом в условиях нововведений.
  • 60. Номенклатура дел кадровой службы организации
  • 61. Планирование карьеры персонала
  • Планирование деловой карьеры
  • 62. Управление развитием карьеры подчиненных.
  • 63.Методы и виды поощрения.
  • 64. Социальный пакет, система неденежных поощрений
  • 65.Структура управления персоналом организации
  • 66.Оценка персонала, организация и проведение аттестации кадров
  • 67. Показатели оценки эффективности (неэффективности) работы коллектива
  • 68.Особенности управления женским персоналом.
  • 69.Особенности управления малыми группами
  • 70. Управление обучением персонала, переподготовка кадров
  • 71. Трудовая миграция в рф, рекрутинговые структуры
  • 72.Практика развития персонала в коммерческих организациях.
  • 73.Пути повышения профессиональной компетентности персонала.
  • 73. Современные технологии оценки персонала при приёме на работу.
  • 74. Управление развитием персонала. Кадровый резерв организации.
  • 75. Управление обучением персонала. Требования к учебным программам по повышению квалификации.
  • 76.Трудовые отношения на основе нового закона о труде. Основные кадровые документы
  • 77.Технологии оценки персонала организации
  • 78. Управление обучением персонала, повышение квалификации кадров
  • 79.Современные проблемы управления персоналом.
  • 80.Характеристика содержательных теорий мотивации
  • 81. Влияние на коллектив стиля руководителя
  • 82.Управление персоналом кризисного предприятия.
  • 83.Кадровый резерв организации, планирование и методы работы
  • 84.Нормативно-правовая база рф по работе с персоналом организации
  • Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
  • 85.Роль и задачи инспекций по труду
  • Часть 2 ст. 355 тк рф определяет круг первоочередных задач федеральной инспекции труда и ее органов на местах.
  • 86. Сущность, основные понятия управления персоналом, объект и предмет управления
  • 87.Управление и самоуправление в системе рыночных отношений
  • 88. Понятие качества трудовой жизни, Удовлетворение работника своим трудом
  • 89. Кадровое документирование. Личное дело работника.
  • 90. Порядок организации защиты персональных данных
  • 46. Социальная защита населения. Социальные гарантии и компенсации

    Социальная защита населения - это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

    Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

      гуманность;

      адресность;

      комплексность;

      обеспечение прав и свобод личности.

    Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

    Она включает в себя:

    1. Социальное обеспечение - возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

    Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

    2. Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

      гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

      общедоступность и бесплатность образования;

      минимальный размер оплаты труда;

      минимальный размер пенсии, стипендии;

      социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

      пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

      ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

    Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования - обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

    Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

    Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

    Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы - социальное обслуживание.

    Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

    Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

    Субъекты социальной работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

    Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере - это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат - это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

    С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

    • Государственные гарантии прав граждан на социальную защиту. Социальные гарантии и их виды.

    • Понятие прожиточного минимума и его использование как инструменты социальной политики.

    • Социальное обеспечение и его виды. Виды социальных пособий.

    • Сущность и система социального страхования. Система государственного социального страхования в России. Экономический механизм социального страхования.


    На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты:

    • Социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности.

    • Социальные гарантии – это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты


    В качестве минимальных государственных стандартов в области оплаты труда устанавливаются: - минимальный размер заработной платы; - единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы.

      Минимальная заработная плата – это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением. Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие в праве претендовать на определённый месячный уровень вознаграждения за труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и норма труда не выполнены не по вине работника.


    Одним из аспектов минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самостоятельности населения, с одной стороны, и государственная поддержка – с другой.

    • На снижение уровня безработицы должны быть направлены Государственные программы содействия занятости , а также разработка и реализация Федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий :

    • поддержка малого и среднего предпринимательства, надомного труда;

    • эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в службе занятости;

    • профилактика безработицы на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению;

    • расширение региональной сети частных бюро содействия занятости;

    • максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест.


    Государство гарантирует безработным:

    • выплату пособий по безработице;

    • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службу занятости;

    • возможность участия в общественных оплачиваемых работах;

    • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению службы занятости;

    • оплату в размере причитающегося пособия (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение 12 месяцев.


    Государство гарантирует пенсионное обеспечение

    • Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Пенсия – это регулярная денежная выплата, которая производиться в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей.

    • Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга лет; наступление инвалидности; потеря кормильца.

    • В связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности; по случаю потери кормильца, за выслугу лет.


    Согласно закону «О государственных пенсиях», в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа.

      Изначально закон содержал норму о минимальном размере пенсии на уровне прожиточного минимума, теперь минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установлен на уровне минимального размера труда. Наряду с общими основаниями и условиями для исчисления и определения размера трудовых пенсий имеются и некоторые особенности.


    Государственные стандарты в области образования предполагают:

    • набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

    • нормы и нормативы предельной наполнености классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

    • нормы и нормативы социально-экономической поддержи обучающихся;

    • норматив числа студентов, получивших бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.


    В конституции РФ определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения.

    • Для оценки минимального допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели

    • обеспеченности врачами,

    • больничными койками,

    • амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.


    Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание,

      т.е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде социально-психологической, правовой, материальной, медико-реабилитационной и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания, нормы и нормативы определены в законах «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.


    Право на социальное обеспечение граждан осуществляется с помощью определённого организационно-экономического механизма, представляющего собой комплекс взаимосвязанных организационных, экономических, законодательных и других мер. Основными видами социального обеспечения являются:

    • пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

    • пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, инвалидам с детства;

    • содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;

    • профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация.


    Все минимальные государственные гарантии должны определяться государственным стандартом уровня жизни населения.

    • Понятие «уровень жизни» отражает процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комплексов потребностей и средств их удовлетворения.


    Прожиточный минимум

      понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объёма и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния для взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

    • Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводиться понятие «бюджет прожиточного минимума» - это стоимостная оценка натурального набора, а также расходы на налоги и другие обязательные платежи.


    Социальные пособия – это единая система денежных выплат отдельным категориям граждан, определённым законодательством РФ.

    • В соответствии с законом РФ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей », установлены следующие пособия:

    • по беременности и родам;

    • при рождении ребенка;

    • по уходу за ребенком до 1,5 лет;

    • ежемесячное пособие на ребёнка и др.

    • Пособия по временной нетрудоспособности работающим гражданам выплачивается за счет средств социального страхования, по месту работы. Пособия по безработице – за счет средств государственного Фонда занятости. Одним из видов пособий по государственному социальному страхованию является пособие на погребение.


    • Неотъемлемой составной частью социального обеспечения граждан РФ является система льгот для особо нуждающихся категорий населения. В настоящее время число социальных льгот составляет свыше 1000. Они установлены более чем для 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение достигает почти 100 млн. человек.

    • На современном этапе проходит упорядочение системы монетарного восполнения имеющихся льгот через «социальный пакет» и индивидуальные льготы.


    Социальное страхование – это система материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных, предусмотренных законом случаях; распространяется на всех трудящихся и осуществляется за счет страховых взносов самих граждан.

    • Основными признаками социального страхования являются:

    • предварительный учет и прогнозирование риска;

    • коллективная ответственность за индивидуальный риск; определение внутренней структуры страховых учреждений (способ управления и ведения дел);

    • определение круга действий (местное и частное страхование);

    • всеобщее страхование, охватывающее всю территорию страны и значительное число граждан;

    • международное страхование.


    Современная система государственного страхования в РФ включает:

    • страхование старости;

    • страхование инвалидности;

    • потери кормильца;

    • временной нетрудоспособности;

    • по беременности и родам;

    • в случае безработицы;

    • медицинское страхование.

    • Финансирование всех видов социального страхования основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения.


    Анализ происходящего в обязательном страховании показывает, что требуется дальнейшее реформирование системы социального страхования. Принимая во внимание хорошо отработанные на западе принципы:

    • Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
    • 1. Предмет демографии и демографической политики
    • 2. Из истории вопроса
    • 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
    • 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
    • Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
    • 1. Семейная структура населения Российской Федерации
    • 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
    • 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
    • 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
    • Лекция №6 Культура и быт семьи
    • 1. Роль отца и матери в семье
    • 2. Общение в семье
    • 3. Быт семьи
    • 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
    • Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
    • 1. Сущность и содержание социальной защиты
    • 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
    • 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
    • Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
    • 1. Сущность государственной семейной политики
    • 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
    • Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
    • 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
    • 2. Компенсационные выплаты
    • 3. Виды социальных льгот
    • Лекция №10 Охрана материнства и детства
    • 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
    • I. Диспансеризация беременных и родильниц.
    • II. Гинекологическая помощь.
    • III. Профилактика абортов, контрацепция.
    • 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
    • 3. Работа по формированию здорового образа жизни
    • Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
    • 1. Социальный портрет современной молодой семьи
    • 2.Проблемы молодой семьи
    • 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
    • Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
    • 1. Типы многодетной семьи
    • 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
    • 3. Социальная защита многодетной семьи
    • 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
    • Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
    • 1.Положение детей-инвалидов в современной России
    • 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
    • 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
    • 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов
    • Лекция №14 Социальная защита неполных семей
    • 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
    • 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
    • 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
    • Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
    • 1.Пожилые люди как социальная общность
    • 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
    • 3. Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
    • 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
    • 5. Технология социального обслуживания по­жилых людей
    • Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
    • 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
    • 2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
    • 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
    • Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
    • 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
    • 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
    • 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии и странах «третьего мира»
    • 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения

      В обществе рыночных отношений главную функцию соци­альной защиты берет на себя государство как главный субъ­ект социальной политики и социальной работы.

      Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят своё подтверждение в социальной политике: Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

      На современном этапе просматриваются две основные функ­ции в системе государственной социальной защиты: социаль­ные выплаты и система социального обслуживания одино­ких, престарелых инвалидов и других подобных категории, основанные на принципе за боты государства о социально уязвимы x членах общества социальной благотворительности. В тоже время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

      Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государ­ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

      Минимальные социальные стандарты - этоустановленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже кото­рого опускаться нельзя. Систему государственных минималь­ных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

        оплаты труда;

        пенсионного обеспечения;

        образования;

        здравоохранения;

        культуры;

        социального обслуживания;

        жилищно-коммунального обслуживания.

      Закрепляя в Законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стан­дартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работо­дателей и предпринимателей всех видов собственности, а не только государственной.

      Минимальные пределы государственных гарантий под­тверждаются и другими законодательными актами, в том числе Гражданским и Трудовым кодексами, Законами «О здравоох­ранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

      В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

        минимальный размер оплаты труда;

        единая тарифная сетка (ETC) оплаты труда работников бюджетной сферы.

      Минимальная заработная плата-уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспе­чить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

      В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право па труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным зако­ном минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

      КЗОТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установ­ленного минимального размера оплаты труда».

      Величина минимальной заработной платы обычно опре­деляется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения мини­мальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать ему. Если такого соответствия нет, это свидетельствует об отставании экономического разви­тия страны или несовершенстве существующей системы рас­пределения, так как минимальная заработная плата-одна из составных минимальных гарантий государства.

      Следует отметить, что в последние годы минимальная зара­ботная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума. Так, в конце 1991 г. мини­мальная заработная плата составляла 21,0% бюджета прожи­точного минимума, в 1992 г.-34,1%, в 1993 г.-14,2%, в 1994 г.- 19,3%, в 1995 г. и в 1996 г.-около 16%. В 1996 г. минималь­ная заработная плата составляла 75 900 руб., а прожиточный минимум-около 430 000 руб.

      Закон от 9 января 1997 г. установил минимальный размер оплаты труда в сумме 83 490 руб., что не превысило 19% про­житочного минимума. Однако в заключаемых на 1997 г. отрас­левых тарифных соглашениях минимальная оплата труда была определена суммой более 300 тыс. руб.

      Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и раз­мером минимальной заработной платы должно происходить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правительство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума.

      Одним из важных аспектов минимальных социальных гаран­тий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических усло­вий для максимальной занятости и самозанятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка-с другой.

      На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, ежегодно принимаемые правительством, а также разработка и реализа­ция федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий:

        поддержка малого и среднего предпринимательства и надомного труда, не требующего крупных инвестиций;

        более эффективное использование на общественных рабо­тах тех, кто стоит на учете в службе занятости;

        профилактика безработицы на основе переквалифика­ции работников, подлежащих сокращению, без прекра­щения с ними трудового договора;

        расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

        максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест.

      Регулирование занятости-одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мне­нию ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денеж­ной помощи безработным и определяются Законом «О занято­сти населения в РФ« (1991), в новой редакции (1996).

      Согласно закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не рабо­тал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее эконо­мические потери, тем больше ухудшается материальное поло­жение безработного и его семьи.

      Государство гарантирует безработным:

        выплату пособий по безработице;

        выплату стипендий в период профессиональной подго­товки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

        возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

        возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложе­нию органов службы занятости;

        оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода вре­менной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

      В качестве государственных социальных стандартов в обла­сти пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения, принятая Правительством России в 1995 г., нацелена на введение пенсионной системы России в русло общепринятых мировых стандартов.

      Государственное регулирование сохраняется в важнейших элементах пенсионной системы, связанных с обеспечением необходимых государственных гарантий.

      Государственные стандарты в области образования предполагают:

        набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней;

        нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

        нормы и нормативы социально-экономической поддержки

        норматив числа студентов, получающих бесплатное выс­шее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

      Стандарты определяются федеральными законами или устанавливаются Правительством РФ.

      В Конституции РФ (ст.41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченно­сти врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.

      Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятель­ность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гаран­тии в области социального обслуживания, нормы и нормативы определены Законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

      До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время доля оплаты услуг населением резко возросла. Лишь сфера обслуживания в системе социальной защиты населения практически полнос­тью осталась на дотации государства.

      Специфическим видом государственных социальных гаран­тий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяй­ства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка неза­щищенных групп населения.

      26 мая 1997 г. принято Постановление Правительства РФ № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг». Постановлением опре­делена минимальная социальная норма жилой площади на человека-18 кв.м, ниже которой человек признается нужда­ющимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья.

      Федеральные стандарты на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг станут главным критерием для опре­деления экономических реформ в регионах.

      Все минимальные государственные гарантии должны опре­деляться государственным стандартом уровня жизни населе­ния. Понятие «уровень жизни» отражает процесс удовлетворе­ния материальных и духовных потребностей людей. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комплексов потребностей и средств их удовлетворения.

      В настоящее время законодательно определяется лишь один аспект этого понятия-прожиточный минимум. Прожиточный минимум-понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабо­чей силы и развития личности. Это показатель объема и струк­туры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия под­держания активного физического состояния взрослых, соци­ального и физического развития детей и подростков.

      Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного мини­мума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

      Прожиточный минимум и его бюджет как инструменты социальной политики в условиях ограничения материальных и финансовых возможностей могут быть использованы:

        в качестве базы для адресной социальной поддержки,

        в качестве целевых ориентиров при регулировании дохо­дов и потребления малообеспеченных слоев населения;

        для оценки материальных и финансовых ресурсов, необ­ходимых для реализации перспективных и текущих соци­альных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

        для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

        в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат, а в перспективе – на субсидирование бедности.

      В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации предполагается развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан. Размеры такой помощи будут определяться с учетом среднедушевого дохода семьи, регионального прожиточного минимума, демографической ситуации и экономических возможностей региона.

      Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыноч­ных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения:

      Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

      Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

      Основные принципы социальной защиты:

      • гуманность;
      • адресность;
      • комплексность;
      • обеспечение прав и свобод личности.

      Система социальной зашиты населения и ее структура

      Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

      Она включает в себя:

      Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

      Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

      Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

      В нашей стране к социальным гарантиям относят:

      • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
      • общедоступность и бесплатность образования;
      • минимальный размер оплаты труда;
      • минимальный размер пенсии, стипендии;
      • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
      • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
      • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

      С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.


      Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

      С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

      Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

      Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

      Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства.

      Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

      Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

      Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

      Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

      Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

      Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
      желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

      Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

      Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

      Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным.

      В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

      С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).