Таможенный кодекс еаэс с года. Таможенный кодекс таможенного союза

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Накануне он был ратифицирован в пятой стране ЕАЭС - Киргизии.

Новый документ сменил действовавший с 2010 года кодекс Таможенного союза. Он проводит принцип "электронной таможни" и максимального отказа от "бумаги". "В нем прописано, что для прохождения товара достаточно только таможенной декларации, а предоставление документов, на основании которых она заполнена, не обязательно", - рассказал "Российской газете" министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Мукай Кадыркулов.

Потребовать сопроводительные документы таможенники смогут только в том случае, если сработает система управления рисками. Она основана на форматно-логическом контроле.

"При прохождении таможенного оформления внимание уделяется стране происхождения (особенно если поставки из нее обладают какими-то преференциями по таможенным платежам), отправителю, графе стоимости, коду товара и так далее, - поясняет Мукай Кадыркулов. - В Кодексе мы фактически отдали контроль на откуп информационных технологиям. Все решения - начиная от регистрации декларации и заканчивая выпуском товаров в свободное обращение - будет принимать компьютер, а не человек. Нужны ли дополнительные проверки и, если нужны, то в какой именно форме, - это тоже будет решать информационно-аналитическая система, а не конкретный таможенный инспектор. Если система срабатывает, автоматически идет запрос - требование предоставить сертификат страны происхождения или другие данные".

Кроме того, резко сокращается срок выпуска товара. Он составлял один рабочий день, следующий за днем регистрации декларации, и лишь для некоторых случаев - четыре часа.

Таможенники потребуют документы на груз только при срабатывании системы управления рисками

"В новом кодексе отмечается, что выпуск должен быть завершен в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, если, повторюсь, не сработала система управления рисками, - говорит Мукай Кадыркулов. - Это тоже та норма, которую бизнес требовал оформить законодательно. На самом деле сегодня порядочный участник внешнеэкономической деятельности даже не часы, а иногда минуты тратит на оформление. Но мы закрепили в документе, что четыре часа. Опять-таки, если не сработала система управления рисками. Например, если фирма-однодневка показывает, что данный товар стоит у нее сущие копейки, тогда возникают вопросы и могут быть затребованы документы для подтверждения".

Таким образом, таможенный контроль переносится в основном на этап после выпуска товаров. Предоставив обеспечение уплаты таможенных платежей, участник внешнеэкономической деятельности сможет распоряжаться ввезенным товаром до завершения проверки необходимых документов.

Важно, что до того момента, пока система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра, участник внешнеэкономической деятельности сможет внести изменения в уже поданную декларацию. До этого изменения были возможны только в том случае, если они не влияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей.

Новый кодекс разрешает не представлять контролирующим органам сведения, которые должностные лица могут "достать" из своей системы. Это избавит предпринимателей от подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, фитосанитарам, ветеринарам и т.д. по очереди. Они смогут делать свои проверки одновременно.

ТК ЕАЭС предоставляет всем участникам внешнеэкономической деятельности возможность воспользоваться отсрочкой по уплате таможенных платежей с процентами. В ряде случаев повременить с уплатой, в том числе и без начисления процентов за отсрочку, можно будет и до шести месяцев - в случае форс-мажора, поставок в рамках международных договоренностей или поддержки сельскохозяйственной деятельности.

Федеральная таможенная служба организовала "горячие линии" во всех регионах для разъяснения вопросов, которые могут возникнуть в связи со вступлением в действие ТК ЕАЭС. Телефоны указаны на

Вместо него вступает в действие новый: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза ЕАЭС .

I. Общая часть

Раздел 1. Основные положения

Статья 1. Таможенное регулирование в таможенном союзе

Статья 2. Единая таможенная территория таможенного союза и таможенная граница

Статья 3. Таможенное законодательство таможенного союза

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе

Статья 5. Порядок исчисления сроков, устанавливаемых таможенным законодательством таможенного союза

Статья 6. Таможенные органы и их основные задачи

Статья 7. Правоохранительная деятельность таможенных органов

Статья 8. Отношение к информации, полученной таможенными органами

Статья 9. Обжалование действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

Статья 10. Информирование о таможенном законодательстве таможенного союза

Статья 11. Консультирование таможенными органами

Статья 12. Таможенный представитель

Статья 13. Условия включения в реестр таможенных представителей

Статья 14. Основания для исключения из реестра таможенных представителей

Статья 15. Права таможенного представителя

Статья 16. Обязанности таможенного представителя

Статья 17. Ответственность таможенного представителя

Статья 18. Таможенный перевозчик

Статья 19. Условия включения в реестр таможенных перевозчиков

Статья 20. Основания для исключения из реестра таможенных перевозчиков

Статья 21. Обязанности таможенного перевозчика

Статья 22. Ответственность таможенного перевозчика

Статья 23. Владелец склада временного хранения

Статья 24. Условия включения в реестр владельцев складов временного хранения

Статья 25. Основания для исключения из реестра владельцев складов временного хранения

Статья 26. Обязанности владельца склада временного хранения

Статья 27. Ответственность владельца склада временного хранения

Статья 28. Владелец таможенного склада

Статья 29. Условия включения в реестр владельцев таможенных складов

Статья 30. Основания для исключения из реестра владельцев таможенных складов

Статья 31. Обязанности владельца таможенного склада

Статья 32. Ответственность владельца таможенного склада

Статья 33. Владелец магазина беспошлинной торговли

Статья 34. Условия включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли

Статья 35. Основания для исключения из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли

Статья 36. Обязанности владельца магазина беспошлинной торговли

Статья 37. Ответственность владельца магазина беспошлинной торговли

Статья 38. Уполномоченный экономический оператор

Статья 39. Условия присвоения статуса уполномоченного экономического оператора

Статья 40. Реестр уполномоченных экономических операторов

Статья 41. Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору

Статья 42. Представление таможенным органам предварительной информации

Статья 43. Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами

Статья 44. Информационные ресурсы таможенных органов

Статья 45. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации

Статья 46. Информационный обмен таможенных органов

Статья 47. Таможенная статистика внешней торговли товарами

Статья 48. Специальная таможенная статистика

Статья 49. Документы и сведения, используемые для статистических целей

Статья 50. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза

Статья 51. Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

Статья 52. Классификация товаров

Статья 53. Порядок принятия предварительного решения

Статья 54. Заявление о принятии предварительного решения

Статья 55. Сроки принятия и действия предварительного решения

Статья 56. Прекращение действия, изменение или отзыв предварительного решения

Статья 57. Гласность предварительных решений

Статья 58. Общие положения о стране происхождения товаров

Статья 59. Подтверждение страны происхождения товаров

Статья 61. Сертификат о происхождении товара

Статья 62. Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров

Статья 63. Дополнительные условия помещения товаров под таможенную процедуру при определении страны их происхождения

Статья 64. Общие положения о таможенной стоимости

Статья 66. Контроль таможенной стоимости товаров

Статья 67. Решение в отношении таможенной стоимости товаров

Статья 68. Корректировка таможенной стоимости товаров

Статья 69. Проведение дополнительной проверки

Раздел 2. Таможенные платежи

Статья 70. Таможенные платежи

Статья 71. Виды ставок таможенных пошлин

Статья 72. Таможенные сборы

Статья 73. Авансовые платежи

Статья 74. Льготы по уплате таможенных платежей

Статья 75. Объект обложения таможенными пошлинами, налогами и база (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин, налогов

Статья 76. Исчисление таможенных пошлин, налогов

Статья 77. Применение ставок таможенных пошлин, налогов

Статья 78. Пересчет иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин, налогов

Статья 79. Плательщики таможенных пошлин, налогов

Статья 80. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 81. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и сроки их уплаты при незаконном перемещении товаров через таможенную границу

Статья 82. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 83. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 84. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 85. Общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 86. Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 87. Генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 88. Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 89. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов

Статья 90. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)

Статья 91. Общие положения о взыскании таможенных пошлин, налогов

Статья 92. Признание безнадежными к взысканию и списание сумм таможенных платежей, пеней, процентов

Статья 93. Таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов

Раздел 3. Таможенный контроль

Статья 94. Принципы проведения таможенного контроля

Статья 95. Проведение таможенного контроля

Статья 96. Товары, находящиеся под таможенным контролем

Статья 97. Зоны таможенного контроля

Статья 98. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

Статья 99. Таможенный контроль после выпуска товаров

Статья 100. Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза

Статья 101. Участие специалиста при проведении таможенного контроля

Статья 102. Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля

Статья 103. Взаимодействие между таможенными органами и контролирующими государственными органами на таможенной границе

Статья 104. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

Статья 105. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля

Статья 106. Сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля

Статья 107. Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля

Статья 108. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимые для таможенного контроля

Статья 109. Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест

Статья 110. Формы таможенного контроля

Статья 111. Проверка документов и сведений

Статья 112. Устный опрос

Статья 113. Получение объяснений

Статья 114. Таможенное наблюдение

Статья 115. Таможенный осмотр

Статья 116. Таможенный досмотр

Статья 117. Личный таможенный досмотр

Статья 118. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков

Статья 119. Таможенный осмотр помещений и территорий

Статья 120. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем

Статья 121. Проверка системы учета товаров и отчетности

Статья 122. Таможенная проверка

Статья 123. Взаимная административная помощь

Статья 124. Обмен информацией между таможенными органами

Статья 125. Взаимное признание решений, принятых таможенными органами

Статья 126. Проведение отдельных форм таможенного контроля по поручению таможенного органа одного из государств - членов таможенного союза другому таможенному органу государства - члена таможенного союза

Статья 127. Термины, используемые в настоящей главе

Статья 128. Цели применения системы управления рисками

Статья 129. Объекты анализа риска

Статья 130. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками

Статья 131. Камеральная таможенная проверка

Статья 132. Выездная таможенная проверка

Статья 133. Доступ должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки

Статья 134. Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки

Статья 135. Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки

Статья 136. Представление документов и сведений для целей проведения таможенной проверки

Статья 137. Термины, используемые в настоящей главе

Статья 138. Назначение таможенной экспертизы

Статья 139. Порядок и срок проведения таможенной экспертизы

Статья 140. Права и обязанности таможенного эксперта (эксперта)

Статья 141. Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, и их представителей при назначении и проведении таможенной экспертизы

Статья 142. Заключение таможенного эксперта (эксперта)

Статья 143. Виды таможенной экспертизы

Статья 144. Пробы и образцы товаров

Статья 145. Товары и документы, подлежащие задержанию при проведении таможенного контроля

Статья 146. Сроки хранения задержанных товаров и документов на них

Статья 147. Возврат задержанных товаров и документов на них

Статья 148. Действия с задержанными товарами, сроки хранения которых истекли

Статья 149. Распоряжение суммами, вырученными от реализации задержанных товаров, сроки хранения которых истекли

II. Специальная часть

Раздел 4. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации

Статья 150. Перемещение товаров через таможенную границу

Статья 151. Места перемещения товаров через таможенную границу

Статья 152. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу

Статья 153. Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу

Статья 154. Товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные

Статья 155. Взятие проб и образцов товаров заинтересованными лицами

Статья 156. Место и время прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза

Статья 157. Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах

Статья 158. Уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза

Статья 159. Документы и сведения, представляемые таможенному органу в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров

Статья 160. Таможенные операции, совершаемые в местах прибытия

Статья 161. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при прибытии товаров на таможенную территорию

Статья 162. Место и время убытия товаров с таможенной территории таможенного союза

Статья 163. Таможенные операции, совершаемые в местах убытия

Статья 164. Требования к товарам при их убытии с таможенной территории таможенного союза

Статья 165. Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах

Статья 166. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза

Статья 167. Общие положения о временном хранении товаров

Статья 168. Места временного хранения товаров

Статья 169. Таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение

Статья 170. Срок временного хранения товаров

Статья 171. Операции с товарами, находящимися на временном хранении

Статья 172. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при временном хранении товаров

Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру

Статья 173. Порядок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру

Статья 174. Помещение товаров под таможенную процедуру

Статья 175. Место и время совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру

Статья 176. Документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру

Статья 177. Присутствие заинтересованных лиц или их представителей при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру

Статья 178. Первоочередной порядок помещения отдельных категорий товаров под таможенную процедуру

Статья 179. Общие положения о таможенном декларировании товаров

Статья 180. Таможенная декларация

Статья 182. Транзитная декларация

Статья 183. Представление документов при таможенном декларировании товаров

Статья 184. Дополнительные документы, представляемые при таможенном декларировании в соответствии с условиями таможенных процедур

Статья 185. Сроки подачи таможенной декларации

Статья 187. Права декларанта

Статья 188. Обязанности декларанта

Статья 189. Ответственность декларанта

Статья 190. Подача и регистрация таможенной декларации

Статья 191. Изменение и дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации

Статья 192. Отзыв таможенной декларации

Статья 193. Предварительное таможенное декларирование товаров

Статья 194. Особенности таможенного декларирования товаров

Статья 195. Основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров

Статья 196. Сроки выпуска товаров

Статья 197. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации

Статья 198. Выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта

Статья 199. Выпуск товаров при выявлении административного правонарушения или преступления

Статья 200. Условно выпущенные товары

Статья 201. Отказ в выпуске товаров

Раздел 6. Таможенные процедуры

Статья 202. Виды таможенных процедур

Статья 203. Выбор и изменение таможенной процедуры

Статья 204. Помещение под таможенную процедуру

Статья 205. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру

Статья 206. Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур

Статья 207. Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры

Статья 208. Последствия изъятия (ареста) товаров, помещенных под таможенную процедуру

Статья 209. Содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления

Статья 210. Условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Статья 211. Возникновение, прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Статья 212. Содержание таможенной процедуры экспорта

Статья 213. Условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта

Статья 214. Возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта

Статья 215. Общие положения о таможенном транзите

Статья 216. Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита

Статья 217. Меры обеспечения соблюдения таможенного транзита

Статья 218. Таможенное сопровождение

Статья 219. Срок таможенного транзита

Статья 220. Место доставки товаров

Статья 221. Оборудование транспортных средств международной перевозки при перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями

Статья 222. Разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции с товарами, а также замена транспортных средств международной перевозки при таможенном транзите

Статья 223. Обязанности перевозчика при таможенной процедуре таможенного транзита

Статья 224. Ответственность перевозчика

Статья 225. Завершение таможенной процедуры таможенного транзита

Статья 226. Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах при таможенной процедуре таможенного транзита

Статья 227. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита

Статья 228. Возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении товаров таможенного союза, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита

Статья 229. Содержание таможенной процедуры таможенного склада

Статья 230. Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада

Статья 231. Срок хранения товаров на таможенном складе

Статья 232. Операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада

Статья 233. Таможенные склады и их типы

Статья 234. Хранение товаров на таможенном складе

Статья 235. Помещение под иную таможенную процедуру товаров, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных в период их хранения на таможенном складе

Статья 236. Завершение действия таможенной процедуры таможенного склада

Статья 237. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного склада

Статья 238. Особенности исчисления таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после их хранения на таможенном складе

Статья 239. Содержание таможенной процедуры переработки на таможенной территории

Статья 240. Условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории

Статья 241. Операции по переработке на таможенной территории

Статья 242. Идентификация иностранных товаров в продуктах переработки

Статья 243. Срок переработки товаров на таможенной территории

Статья 244. Документ об условиях переработки товаров на таможенной территории

Статья 245. Нормы выхода продуктов переработки на таможенной территории

Статья 246. Отходы, образовавшиеся в результате переработки товаров на таможенной территории, и производственные потери

Статья 247. Остатки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории

Статья 248. Замена эквивалентными товарами

Статья 249. Завершение действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории

Статья 250. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки на таможенной территории

Статья 251. Особенности помещения иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Статья 252. Содержание таможенной процедуры переработки вне таможенной территории

Статья 253. Условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории

Статья 254. Операции по переработке вне таможенной территории

Статья 255. Идентификация товаров таможенного союза в продуктах переработки

Статья 256. Срок переработки товаров вне таможенной территории

Статья 257. Документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории

Статья 258. Нормы выхода продуктов переработки вне таможенной территории

Статья 259. Замена продуктов переработки иностранными товарами

Статья 260. Завершение действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории

Статья 261. Возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории

Статья 262. Особенности помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Статья 263. Особенности помещения товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, под таможенную процедуру экспорта

Статья 264. Содержание таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления

Статья 265. Условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления

Статья 266. Операции по переработке для внутреннего потребления

Статья 267. Идентификация иностранных товаров в продуктах переработки

Статья 268. Срок переработки товаров для внутреннего потребления

Статья 269. Документ об условиях переработки товаров для внутреннего потребления

Статья 270. Нормы выхода продуктов переработки для внутреннего потребления

Статья 271. Отходы, образовавшиеся в результате переработки товаров для внутреннего потребления, и производственные потери

Статья 272. Остатки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления

Статья 273. Завершение действия таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления

Статья 274. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления

Статья 275. Особенности помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления

Статья 276. Особенности помещения иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления

Статья 277. Содержание таможенной процедуры временного ввоза (допуска)

Статья 278. Условия помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)

Статья 279. Ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами

Статья 280. Срок временного ввоза товаров

Статья 281. Завершение и приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска)

Статья 282. Полное условное и частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 283. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)

Статья 284. Особенности помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Статья 285. Содержание таможенной процедуры временного вывоза

Статья 286. Условия помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза

Статья 287. Ограничения по пользованию и распоряжению временно вывезенными товарами

Статья 288. Срок временного вывоза товаров

Статья 289. Завершение действия таможенной процедуры временного вывоза

Статья 290. Возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного вывоза

Статья 291. Особенности помещения временно вывезенных товаров под таможенную процедуру экспорта

Статья 292. Содержание таможенной процедуры реимпорта

Статья 293. Условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта

Статья 294. Документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта

Статья 295. Возврат (зачет) сумм вывозных таможенных пошлин

Статья 296. Содержание таможенной процедуры реэкспорта

Статья 297. Условия помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта

Статья 298. Особенности перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта

Статья 299. Документы и сведения, необходимые для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Статья 300. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру реэкспорта

Статья 301. Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин, налогов

Статья 302. Содержание таможенной процедуры беспошлинной торговли

Статья 303. Условия помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли

Статья 304. Магазины беспошлинной торговли

Статья 305. Завершение таможенной процедуры беспошлинной торговли

Статья 306. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру беспошлинной торговли

Статья 307. Содержание таможенной процедуры уничтожения

Статья 308. Условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения

Статья 309. Особенности применения таможенной процедуры уничтожения

Статья 310. Содержание таможенной процедуры отказа в пользу государства

Статья 311. Условия помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства

Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров

Статья 312. Международные почтовые отправления

Статья 313. Особенности пересылки товаров в международных почтовых отправлениях

Статья 314. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

Статья 315. Таможенный контроль международных почтовых отправлений

Статья 316. Применение таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

Статья 317. Сфера применения настоящей главы

Статья 318. Перемещение товаров дипломатическими представительствами иностранных государств

Статья 319. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства

Статья 320. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства

Статья 321. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала

Статья 322. Перемещение товаров консульскими учреждениями иностранных государств и их работниками

Статья 323. Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу

Статья 324. Таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров

Статья 325. Таможенные льготы для представителей и членов делегаций иностранных государств

Статья 326. Перемещение товаров членами дипломатического персонала, консульскими должностными лицами, представителями и членами делегаций иностранных государств, следующими транзитом через таможенную территорию таможенного союза

Статья 327. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств

Статья 328. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами

Статья 329. Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами

Статья 330. Таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности

Статья 331. Приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Статья 332. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Статья 333. Предоставление информации, взятие проб и образцов товаров

Статья 334. Сфера применения настоящей главы

Статья 335. Особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом

Статья 336. Особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи

Статья 337. Места установки приборов учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

Статья 338. Идентификация товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

Статья 339. Таможенное декларирование транзита товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

Статья 340. Сфера применения настоящей главы

Статья 341. Порядок перемещения транспортных средств международной перевозки

Статья 342. Временный ввоз транспортных средств международной перевозки

Статья 343. Сроки временного ввоза транспортных средств международной перевозки

Статья 344. Операции с временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки

Статья 345. Временный вывоз транспортных средств международной перевозки

Статья 346. Сроки временного вывоза транспортных средств международной перевозки

Статья 347. Операции с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки

Статья 348. Ввоз временно вывезенных транспортных средств международной перевозки

Статья 349. Временный ввоз и временный вывоз оборудования и запасных частей

Статья 350. Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки, запасных частей и оборудования

Статья 351. Термины, используемые в настоящей главе

Статья 352. Общие положения о перемещении товаров для личного пользования

Статья 353. Способы перемещения товаров для личного пользования

Статья 354. Таможенные операции, совершаемые в отношении товаров для личного пользования

Статья 355. Таможенное декларирование товаров для личного пользования

Статья 356. Представление документов при таможенном декларировании товаров для личного пользования

Статья 357. Применение системы двойного коридора при таможенном декларировании товаров для личного пользования

Статья 358. Временный ввоз товаров для личного пользования

Статья 359. Временный вывоз физическими лицами товаров для личного пользования

Статья 360. Уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования

Статья 361. Таможенная стоимость товаров для личного пользования

Статья 362. Запасные части и топливо для перемещаемых физическими лицами транспортных средств для личного пользования

Статья 363. Сфера применения настоящей главы

Статья 364. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов

Статья 365. Использование припасов

Статья 366. Общие переходные положения

Статья 367. Переходные положения в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц

Статья 368. Переходные положения об особенностях совершения таможенных операций

Статья 369. Переходные положения об особенностях перевозки товаров под таможенным контролем

Статья 370. Переходные положения о статусе товаров и таможенных процедурах

Статья 371. Переходные положения об особенностях совершения таможенных операций в отношении транспортных средств

Статья 372. Переходные положения по правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора)

Статья 373. Исключена

Мнение эксперта

Доклад заместителя начальника Екатеринбургской таможни Владимира Александровича Зябко на семинаре «Таможенное регулирование ВЭД в 2018 году: актуальные вопросы», организованном компанией «Альта-Софт» в рамках выставки TransUral 2017.

С 01 января 2018 года на смену Таможенному кодексу Таможенного союза придет Евразийского экономического союза. Это один из немногих документов Евразийского экономического союза, в разработке которого активное участие принимало бизнес-сообщество. Многие конструктивные предложения бизнеса по совершенствованию тех или иных норм, с которыми регулярно приходилось сталкиваться на практике, были учтены. В документ заложены новые подходы к информатизации таможенных операций, вводится более удобный для бизнеса алгоритм взаимодействия с госорганами.

Рассмотрим основные нововведения, имеющие принципиальное значение.

Касательно таможенного декларирования и таможенного контроля . С вступлением в силу ТК ЕАЭС декларирование будет осуществляться только в электронной форме. Останутся исключительные случаи, когда декларация будет подаваться в письменном виде. Появится возможность подачи декларации в письменной форме при невозможности использования электронной формы в связи с техническими проблемами в таможенном органе. А такие ситуации возникают.

Следующий принципиальный момент. Действующее законодательство предусматривает необходимость предоставления пакета документов, на основании которых составлена декларация. Новый Таможенный кодекс прямо устанавливает обратное. То есть, таможенному органу подается только декларация на товары в электронном виде (подчеркну, правильно заполненная ДТ!) и более ничего. Очевидна экономия сил и средств участников ВЭД на формализацию документов и размещение их в архив. В одной импортной ДТ в среднем содержится информация о 20-ти документах, в экспортной – до 15-ти. Естественно, такие документы должны быть в наличии у декларанта и таможенный орган имеет все полномочия потребовать представления этих документов в рамках системы управления рисками в ходе проверки ДТ, а также в рамках контроля после выпуска товаров. То же самое относится к подаче транзитной декларации.

Расширился список сведений, которые должны содержаться в декларации на товары. Согласно ТК ЕАЭС к новым обязательным сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары относятся:

  • информация о товарном знаке;
  • наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности;
  • сведения о продавце и покупателе товаров;
  • о цене в соответствии с коммерческими документами.

Порядок заполнения ДТ – будет установлен Решением Комиссии ЕАЭС, вместо действующего Решения ЕЭК № 257. Должно появиться до конца этого года.

Что касается сведений, указываемых в транзитной декларации, то они останутся неизменными.

Еще одним преимуществом нового Кодекса становится акцент на современные информационные технологии, движение в сторону расширения возможностей совершения отдельных таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов. В 2016 году Екатеринбургской таможней было автоматически зарегистрировано более 20 тыс. деклараций, что составило 44% от общего количества экспортных деклараций, а в 2017 году процент авторегистрации достиг 63%. Цифры по автоматичскому выпуску пока невелики – 107 деклараций (из них 106 ЭК ДТ и 1 ИМ ДТ) в этом году, в прошедшем – 35. Среднее время авторегистрации - менее одной минуты. Среднее время автоматического выпуска –- 5 минут.

В новом Кодексе сокращены сроки регистрации и выпуска ДТ. В настоящее время срок регистрации ДТ – 2 часа с момента подачи таможенной декларации. С 01.01.2018 он сократится до 1 часа рабочего времени. На сегодняшний день среднее время регистрации деклараций в ручном режиме составляет 44 мин. Сроки выпуска теперь едины для всех видов ДТ – нет разделения на ввозимые/вывозимые товары, как в действующем ТК ТС. Общий срок выпуска – 4 часа с момента регистрации ДТ. Это в случае отсутствия у таможенного органа сомнений в достоверности заявленных сведений, не сработки системы управления рисками. При этом, если ДТ подана менее чем за 4 часа до окончания работы таможенного органа, или КДТ поступила от декларанта менее чем за 4 часа до окончания работы поста, или уведомление о размещении товаров в ЗТК не поступило в эти сроки, – срок выпуска товаров составляет 4 часа с момента начала работы таможенного органа на следующий рабочий день.

Установлены случаи продления срока выпуска декларации. Срок выпуска продлевается до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации ДТ, если:

  • запрошены документы, заявленные в ДТ;
  • декларант обратился за изменением/дополнением сведений в ДТ;
  • декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении/дополнении сведений в ДТ.

Срок выпуска может быть продлен до 10 рабочих дней со дня регистрации ДТ, для:

  • завершения применения форм таможенного контроля;
  • выполнения требований таможенного органа о корректировке ДТ;
  • предоставления обеспечения уплаты платежей.

Отдельная норма определяет, что срок выпуска может быть продлен до завершения таможенной экспертизы.

На сегодняшний день в Екатеринбургской таможне среднее время выпуска «безрисковых» товаров, при импорте составляет 48 мин., при экспорте – 43 мин. В отношении «рисковых» поставок – 7 часов при импорте, 1 час при экспорте.

Что касается временного хранения . Срок временного хранения – 4 месяца без необходимости продления. Новый кодекс содержит норму о необходимости в течение 3-х часов рабочего времени разместить товары на временное хранение в случаях, если:

  • декларация отозвана;
  • срок выпуска продлен или приостановлен;
  • отказано в выпуске.

Не выполнение данной нормы влечет административную ответственность.

Таможенный кодекс ЕАЭС вносит значительные изменения в порядок уплаты таможенных платежей . В Кодексе появилась , которая наряду с таможенными платежами регламентирует применение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. В настоящее время порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров установлен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Сами виды таможенных платежей остались прежними. Одним из концептуальных изменений является возможность использования авансовых платежей для уплаты всех видов платежей. То есть не только для уплаты таможенных сборов, налогов и вывозной таможенной пошлины, но и для уплаты ввозных таможенных пошлин, специальных антидемпинговых компенсационных мер. Данная норма призвана существенно упростить администрирование денежных средств плательщиков, сократить количество электронных документов, подлежащих обработке при ведении учета денежных средств, реализовать технологию автоматического зачета суммы излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей на авансы.

Конкретизированы случаи исчисления таможенных пошлин, налогов таможенным органом. По общему правилу, таможенные платежи исчисляются декларантом. Таможенные органы будут вправе исчислять таможенные платежи в случае выявления при таможенном контроле их неверного исчисления, при незаконном перемещении товаров, а также при наступлении обстоятельств, влекущих в свою очередь наступление сроков уплаты таможенных платежей при прибытии товаров, убытии, временном хранении, при недоставке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, при утрате международных почтовых отправлений.

Документами для исчисления таможенных платежей по-прежнему остаются декларация на товары и таможенный приходный ордер. В тех случаях, когда нет декларации на товары или ТПО такое исчисление будет осуществляться таможенным органом в новом таможенном документе. Это так называемый расчет таможенных пошлин, налогов, форма которого и порядок заполнения будут установлены Евразийской экономической комиссией. Включена новая «Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов», ранее содержащаяся в Федеральном законе № 311-ФЗ «О таможенном регулировании». При этом ТК ТС непосредственно об исполнении такой обязанности не упоминал. Данная статья устанавливает новые понятия, такие, как:

  • «субсидиарная обязанность» – обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником;
  • «уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов», форма, порядок и сроки исполнения которого устанавливаются законодательством государств – членов ЕАЭС.

Также установлены случаи, когда уведомление не направляется должнику, в частности, выявление фактов неуплаты таможенных платежей в размере 5 евро. Законодательством государств-членов ЕАЭС могут устанавливаться иные случаи, когда уведомление не направляется.

В новом Кодексе случаи прекращения обязанности по уплате таможенных платежей прописаны в каждой из таможенных процедур. ТК ТС установлено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при ввозе товаров в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро. Необходимо отметить, что в новом Кодексе существует уточнение, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров не возникает только при помещении их под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления товаров или временного ввоза.

Новый международный правовой документ расширяет перечень случаев прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Включены случаи задержания товаров, отзыва таможенной декларации, помещения на временное хранение или под таможенную процедуру ранее изъятых или арестованных товаров, помещение товаров под специальную процедуру.

В ТК ЕАЭС выработаны новые подходы по ряду вопросов, касающихся применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Он расширяет круг лиц, имеющих право обеспечивать исполнение обязанности по уплате таможенных платежей – в случае, если таможенный представитель несет солидарную с плательщиком обязанность по уплате таможенных платежей, то он также вправе внести обеспечение. В том числе национальным законодательством может быть расширено применение способов обеспечения в электронном виде, полностью исключив в некоторых случаях бумажный документооборот между таможенным органом и участником ВЭД.

Также ТК ЕАЭС предусматривает переход на электронный документооборот таможенных органов и участников ВЭД при оформлении сертификатов обеспечения, подтверждающих предоставление обеспечения при таможенном транзите. Приоритетом становится оформление сертификатов обеспечения в форме электронного документа.

Относительно возвратов (зачетов) денежных средств новеллой является установление условия внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, либо в ТПО либо ином таможенном документе. Четкая регламентация совершения плательщиком действий, предшествующих осуществлению возврата излишне уплаченных таможенных платежей, позволит устранить неоднозначность действующего таможенного законодательства в части подтверждения факта возникновения излишней уплаты таможенных платежей. Теперь после подтверждения факта излишней уплаты таможенных платежей и внесения соответствующих изменений в декларацию на товары, возврат денежных средств на лицевые счета будет осуществляться автоматически, после чего эти денежные средства будут считаться авансовыми платежами. Для того, что вернуть их на расчетный банковский счет организации будет достаточно подачи заявления в электронном виде без приложения подтверждающих документов (так как они ранее представлялись в таможенный орган при принятии решения об отнесении платежей к категории излишне взысканных).

Относительно классификации товаров . Концептуальные изменения коснулись порядка декларирования товаров в несобранном или разобранном виде, поставляемых отдельными товарными партиями (так называемых «компонентов»). В настоящее время данный порядок регламентируется положениями Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Ключевым отличием нового порядка декларирования «компонентов» является их декларирование путем подачи декларации на каждую товарную партию. Итоговая декларация на весь «комплектный объект» не предусмотрена. При этом при таможенном декларировании компонентов товара будут применяться меры таможенно-тарифного регулирования, ставки таможенных пошлин, налогов, льготы, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, установленные в отношении товара в комплектном или завершенном виде и действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары в отношении компонентов товара. Декларация на товары в отношении последнего компонента должна быть подана в срок, не превышающий 2 года со дня регистрации декларации на товары в отношении первого компонента такого товара (сейчас срок подачи итоговой декларации – 1 год).

Контроль таможенной стоимости . Совокупность норм ТК ЕАЭС в полной мере обеспечивает возможность осуществления контроля таможенной стоимости товаров. В сущности, не изменяются действующие нормы, регламентирующие определение, декларирование и контроль таможенной стоимости товаров. Базовые принципы являются едиными для всех направлений. По сравнению с ТК ТС отсутствует понятие «декларирования» таможенной стоимости, в основе поставлено понятие «декларирование товара». В Кодекс вошли положения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», содержащие основные определения, общие положения, касающиеся таможенной стоимости, а также порядок и условия применения методов определения таможенной стоимости. Само Соглашение утратит силу после начала действия ТК ЕАЭС. 69 статью ТК ТС «Проведение дополнительной проверки» заменили положения ТК ЕАЭС «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров». Вместо положений о корректировке таможенной стоимости в ТК ЕАЭС установлен порядок оформления следующих документов по внесению изменений в ДТ в части, касающейся изменения таможенной стоимости:

  • до выпуска товаров – требования о внесении изменений (дополнений) в ДТ;
  • после выпуска товаров – решения о внесении изменений (дополнений) в ДТ.

В основе контроля таможенной стоимости лежит система управления рисками. Если риски не выявлены, производится автоматический выпуск товаров. При выявлении риска, в котором действия таможенного органа по контролю таможенной стоимости зависят от анализа документов, такие документы могут поэтапно предоставляться декларантом по запросам таможенного органа. При выявлении риска запрашивается 1-й комплект документов (документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость из графы 44 ДТ). В случае непредоставления документов (срок предоставления – за 4 часа до истечения срока выпуска товаров) в выпуске отказывается; в случае предоставления документов и отсутствия выявления признаков недостоверности таможенной стоимости – производится выпуск товаров. В случае предоставления документов и выявления признаков недостоверности таможенной стоимости, либо представления документов, которые не подтверждают заявленные сведения о таможенной стоимости, запрашивается 2-й комплект документов (дополнительный пакет документов, – по сути, производится дополнительная проверка) и выпуск товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов с направлением декларанту расчета размера обеспечения. Если в сроки выпуска дополнительные документы не представлены и не внесено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, то в выпуске товаров отказывают.

Запрошенные таможенным органом документы, не представленные в сроки выпуска товаров, для завершения проверки таможенных и иных документов могут быть представлены декларантом также, как и при действующем Кодексе, после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации ДТ. Проверка полученных документов должна быть завершена таможенным органом в течение 30 календарных дней со дня их представления. Если представленные документы не устраняют оснований для проведения проверки таможенных и иных документов, таможенный орган вправе еще раз запросить необходимые документы (3-й комплект документов), срок предоставления которых – 10 календарных дней с даты запроса. На время запроса таких документов предусмотрено приостановление срока на 30 календарных дней со дня регистрации запроса и возобновления – со дня получения таможенным органом дополнительных документов.

Сегодня возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости регламентируется Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», в ТК ЕАЭС данная позиция нормативно закреплена. Если представленные документы, либо результаты таможенного контроля в рамках такой проверки не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров, и/или не устраняют оснований для проведения проверки, либо запрошенные таможенным органом документы не представлены в установленные сроки, то таможенным органом принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации.

В ТК ЕАЭС произошли концептуальные изменения в части основания для корректировки таможенной стоимости : нет акцента на достоверность документов и сведений, относящихся к определению таможенной стоимости товаров. По ТК ТС основанием для проведения корректировки таможенной стоимости является как до, так и после выпуска товаров обнаруженное таможенным органом или декларантом заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбранного метода определения таможенной стоимости и (или) неправильно определенной таможенной стоимости. По ТК ЕАЭС основанием для внесения изменений в ДТ в части сведений о таможенной стоимости до выпуска являются: заявление документально не подтвержденных сведений и не устранение предоставленными документами основания для проведения проверки документов и сведений; после выпуска – не представление ни одного из документов, сведения о которых указаны в таможенной декларации или представленные документы не подтверждают проверяемые сведения.

В ТК ЕАЭС появилась возможность принятия предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Вместе с тем, действующим законодательством, таможенным органам запрещено принимать предварительные решения по таможенной стоимости (ст. 113 311-ФЗ). Согласно ТК ЕАЭС предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров могут приниматься в случае, если это установлено национальным законодательство стран-участниц Союза. Согласно проекту нового федерального закона о таможенном регулировании порядок принятия и выдачи предварительных решений должен быть разработан ФТС России.

Новый, 2018 год станет знаковым в таможенной сфере для стран Евразийского экономического союза - с 1 января должен вступить в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Корреспондент БЕЛТА с помощью первого заместителя Председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Владимира Орловского собрала в один материал основные нововведения, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Работа над проектом

Подготовкой проекта Таможенного кодекса ЕАЭС занималась рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства на площадке Евразийской экономической комиссии. В ее состав вошли представители ЕЭК, органов госуправления и бизнес-сообщества стран – участниц интеграционного объединения.

«Работа была напряженной. Мы провели два этапа внутригосударственных согласований, в ходе которых сторонами было внесено более 2 тыс. поправок. Все вопросы мы отработали. Наиболее сложные рассматривались на заседаниях Совета ЕЭК и Евразийского межправсовета», – рассказал Владимир Орловский .

Он подчеркнул, что с самого начала работы над документом активное участие в процессе принимали представители бизнеса всех пяти стран – участниц ЕАЭС. «Это первый пример разработки столь серьезного и всеобъемлющего документа с настолько активным участием деловых кругов», – отметил первый заместитель Председателя ГТК.

В новый кодекс кодифицированы около 20 действующих международных договоров. «На протяжении последних шести лет были попытки внесения изменений в эти документы, что не всегда удавалось. Таможенный кодекс ЕАЭС включил в себя все необходимые изменения, устранив правовые коллизии и пробелы», – пояснил Владимир Орловский.

ТК ЕАЭС – это документ прямого действия, в основу которого легли лучшие стандарты и передовые практики таможенного дела, включая положения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Балийского соглашения ВТО об упрощении процедур торговли.

Структура нового кодекса отличается от действующего в настоящий момент Таможенного кодекса Таможенного союза. Терминология и нормы согласованы с Договором о ЕАЭС. Кодекс включает 9 разделов, 61 главу, 465 статей, 2 приложения.

«Таможенный кодекс ЕАЭС – стратегически важный документ, который будет способствовать углублению дальнейшей интеграции и раскрытию экономического потенциала ЕАЭС», – заверил Владимир Орловский.

Таможенное декларирование и выпуск товаров

В условиях цифровой экономики одним из ключевых элементов Таможенного кодекса ЕАЭС стал окончательный переход к электронному декларированию без необходимости предоставления дополнительных документов на бумажных носителях. Бумажный вариант документов должен будет предоставляться только по требованию таможенных органов в рамках системы управления рисками и только в случае, когда необходимые сведения не могут быть получены из информационных систем механизма «единое окно», т.е. от других госорганов. «Подача таможенному органу декларации на товары на бумажном носителе будет исключением, а не правилом, как это заложено в действующем кодексе», – подчеркнул Владимир Орловский.

Наработанный в таможенной сфере опыт и стремительное развитие информационных технологий демонстрируют неизбежность замещения участия таможенника специальными программными средствами. «В этом ключе по предложению белорусской стороны в кодексе нормативно закреплена возможность автоматического таможенного оформления и автоматического проведения отдельных форм таможенного контроля – без участия сотрудников таможни»,

Также по инициативе белорусской стороны значительно сокращены сроки выпуска товаров. Если действующим кодексом предусмотрен максимум в 1 рабочий день, то в новом кодексе срок выпуска сокращен до 4 часов, что, очевидно, поспособствует скорейшему продвижению товарных потоков.

Кроме того, расширено применение института предварительного таможенного декларирования товаров – до въезда на территорию страны. «Декларант получает возможность подать предварительную декларацию не только до ввоза товаров, но и до прибытия во внутренний пункт таможенного оформления. Такая возможность будет способствовать оптимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности, поскольку декларант сможет использовать время, в течение которого товар перемещается под процедуру транзита», – пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, новым кодексом существенно расширены возможности декларирования товаров, когда по объективным причинам у декларанта отсутствуют какие-то сведения о них. Для удобства декларанта реализованы механизмы так называемого неполного декларирования, т.е. с указанием не всех сведений о товаре. А для предприятий, осуществляющих типовые поставки с постоянными контрагентами, заложен институт периодического декларирования, когда фактически одна декларация заменяет несколько на разные партии товаров.

Расширено применение механизма выпуска товаров с последующим контролем правильности их классификации и происхождения, подтверждения льгот. «Фактически в этом случае таможенный контроль будет производиться после выпуска товаров, а само таможенное оформление осуществляться в максимально короткие сроки. В действующем законодательстве такой механизм применяется только при контроле таможенной стоимости и при необходимости проведения экспертизы товаров»,

Важно и то, что до минимума сокращены основания для отказа в выпуске товаров. Теперь в случае совершения нарушений, не влекущих административную ответственность, например, неточного заполнения граф таможенной декларации, предусмотрена лишь корректировка декларации без отказа в выпуске.

Таможенный контроль

Согласно новому кодексу, при проведении контроля таможенные органы будут исходить из принципа выборочности, а также использования системы управления рисками.

В Таможенном кодексе ЕАЭС сокращено количество форм таможенного контроля – с 12 до 7.

Также в документе заложены нормы, направленные на дальнейшее развитие системы посттаможенного контроля, позволяющие минимизировать контроль на этапе оформления и проверять отдельные сведения в дальнейшем.

Таможенные процедуры

В ТК ЕАЭС заложено единое описание всех таможенных процедур и единообразно определены условия помещения и использования товаров в таможенных процедурах, а также завершение, приостановление и прекращение их действия, что создает четкие и понятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.

В документ включены положения о таможенных процедурах свободной таможенной зоны и таможенного склада, которые сейчас регулируются отдельными международными соглашениями, а также о специальной таможенной процедуре, она на данный момент регулируется решением ЕЭК.

Помимо этого, кодекс расширяет географию использования товаров, ввезенных временно с освобождением от уплаты таможенных платежей. «По действующему кодексу такие товары могут использоваться только на территории государств, где оформлен товар. После вступления ТК ЕАЭС их можно будет использовать на всей территории союза», – пояснил Владимир Орловский.

Таможенный транзит

«Беларусь – транзитная страна, 70% партий товаров ввозится в наше государство с целью транзита, поэтому создание максимально удобных условий для перевозки транзитных грузов было особенно важно для белорусской стороны, когда готовился Таможенный кодекс ЕАЭС. Соответственно, белорусские специалисты максимально вносили предложения об упрощении процедуры транзита», – отметил первый зампред ГТК.

Так, одно из нововведений – возможность предоставления предварительной информации в виде электронного документа без предоставления бумажного варианта. Электронный документ может использоваться при уведомлении о прибытии товара, помещении на временное хранение и таможенном декларировании.

Упрощен порядок заявления сведений при прибытии. «Если в представленных в пункте пропуска на границе документах не будут содержаться все необходимые сведения, перевозчик сможет их заявить путем самостоятельной подачи заявления в произвольной форме, а не дожидаться поступления этих сведений, например, от иностранного отправителя. Это особенно важно, когда товар следует в выходные дни, в ночное время. Сейчас, если какого-то документа нет, необходимо ждать, пока начнет работать фирма-отправитель», – рассказал Владимир Орловский.

По инициативе белорусской стороны в кодекс включена такая инновация, как сокращение максимального времени процедуры закрытия транзита в пункте назначения до 4 часов. Также регламентированы подходы при совершении мультимодальных перевозок. «Если перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, то декларантом сможет являться одно лицо, которое один раз задекларировало товар», – пояснил он.

Новым кодексом закреплена возможность в национальном законодательстве применять так называемую бестранзитную технологию. «Элементы этой технологии мы уже применяли, но в порядке эксперимента. Теперь мы можем это делать на постоянной основе и в отдельных случаях перемещать товар по территории страны без помещения под процедуру транзита. Речь в первую очередь идет о перемещении товаров в пограничные транспортно-логистические центры», – пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, документом закреплены отдельные случаи использования иностранных транспортных средств во внутренних перевозках по территории союза. Таким образом, унифицированы подходы таможенного и транспортного законодательств. «Ранее транспортное законодательство позволяло осуществлять такие перевозки, таможенное – не позволяло. Применение этой нормы позволит сократить количество так называемых пустых ходок и по полной использовать транспортные средства при перемещении по территории Союза», – рассказал первый зампред ГТК.

Свободная таможенная зона

По словам Владимира Орловского, существенно переработаны положения о процедуре свободной таможенной зоны. Предусмотрена возможность вывоза резидентами СЭЗ товаров, помещенных под процедуру СТЗ, без ее завершения в целях создания так называемых технологических цепочек. «Т.е. если не все операции можно провести в свободной экономической зоне, а нужно ехать на какое-либо предприятие, такая возможность появится без закрытия процедуры транзита, уплаты платежей. Нужно будет уведомить таможенный орган, вывезти товар, завезти обратно и продолжать переработку», – пояснил он.

Не менее существенное новшество – возможность снятия отдельных категорий товаров с таможенного контроля без завершения таможенной процедуры СТЗ и уплаты таможенных платежей. В первую очередь это касается расходных материалов, которые используются на строительство зданий на территории СЭЗ, на ремонт оборудования. Ранее товары, которые были использованы, продолжали стоять на контроле. Новый кодекс позволит снимать такие товары с контроля без таможенного декларирования.

Кодексом урегулирована еще одна проблема отечественных резидентов СЭЗ: разрешена передача товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, иным лицам для технического обслуживания, ремонта либо проведения испытаний. Ранее нужно было закрывать процедуру. «Это поспособствует созданию дополнительных комфортных условий для осуществления резидентами СЭЗ своей деятельности без необходимости прибегать к обременительным процедурам», – заверил Владимир Орловский.

В Таможенном кодексе ЕАЭС также закреплены нормы, которые позволяют белорусским СЭЗ на отдельных участках в некоторых регионах пользоваться преимуществами логистических и портовых зон.

Кроме того, кодексом предусмотрено создание в государствах еще одного вида зон с особым правовым статусом – так называемых территориальных свободных экономических зон. Это зоны с наибольшими упрощениями, но количество таких зон в каждом государстве регламентировано Таможенным кодексом ЕАЭС. Для Беларуси определена возможность деятельности двух таких СЭЗ, для России – трех, для Армении, Казахстана и Кыргызстана – по одной. По словам Владимира Орловского, с одной зоной Беларусь уже определилась. Это будет территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Какая территория будет второй, еще предстоит установить.

Деятельность в сфере таможенного дела

Новым кодексом усовершенствована деятельность лиц в сфере таможенного дела. Так, в случае если лицо, осуществляющее деятельность в качестве таможенного представителя или таможенного перевозчика одновременно будет являться уполномоченным экономическим оператором, то финансовая гарантия будет предоставляться однократно, а не по каждому виду деятельности. Это снизит финансовую нагрузку на субъекты хозяйствования.

Для таможенного представителя уже принято решение о снижении финансовой гарантии с 1 млн до 500 тыс. евро.

Институт уполномоченного экономического оператора

Принципиально новое развитие получил институт уполномоченного экономического оператора. Если Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает 4 упрощения, то ТК ЕАЭС – 17. Какими из них сможет воспользоваться уполномоченный экономический оператор, будет зависеть от вида УЭО, который выберет субъект. «Особенно это важно для Беларуси, т.к. у нас в настоящее время больше всего УЭО – 323. Для сравнения: в России их 150, в Казахстане, Кыргызстане – по 3, в Армении – 2», – рассказал Владимир Орловский.

В Беларуси статус УЭО присваивается юридическому лицу Государственным таможенным комитетом путем выдачи свидетельства о включении в реестр. Субъект хозяйствования c соответствующим статусом в настоящее время может пользоваться такими упрощениями, как временное хранение товаров на территориях УЭО; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, на территориях УЭО; иными упрощениями, определенными таможенным законодательством союза.

Владимир Орловский назвал несколько новых упрощений, которые предусмотрены для УЭО новым кодексом. «Прежде всего это первоочередное оформление товаров оператора. Причем как на границе, так и во внутренних пунктах таможенного оформления. Кроме того, будет разрешена доставка товаров с границы на территорию своего предприятия, а не на склад временного хранения, где находится пункт таможенного оформления. Это серьезная норма, достаточно сказать, что у нас около 40% импорта оформляется УЭО, – рассказал он. – Мы смотрели цифры, сколько приблизительно грузовых транспортных средств в сутки может одновременно, используя эту норму, следовать не в пункт оформления, а сразу на предприятие – около 250 грузовиков в сутки. Конечно, это скажется на работе действующих складов временного хранения. Но все знали заранее об этой норме, должны перестраиваться». Еще одним упрощением станет уведомительный порядок выгрузки ввозимых товаров на своем складе. Т.е. субъект хозяйствования сможет не только доставить товар на свой склад, но и, уведомив таможенный орган, этот товар выгрузить и использовать.

Первый зампред ГТК подчеркнул, что два года после вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС субъекты хозяйствования, имеющие статус УОЭ в настоящее время, смогут пользоваться всеми теми упрощениями, которыми пользовались до 1 января 2018 года. Плюс упрощением, касающимся доставки товаров с границы на территорию своего предприятия. Чтобы использовать остальные упрощения, необходимо будет перерегистрироваться и получить статус одного из видов. Кстати, максимальные упрощения предусмотрены для третьего типа.

Особенно важно то, что со вступлением ТК ЕАЭС в силу упрощения, связанные со статусом УЭО, субъект хозяйствования сможет использовать на всей территории союза, а не только в стране, где он этот статус получил. Но такой возможностью смогут пользоваться только те компании, которые получили статус или перерегистрировали его после 1 января 2018 года.

При этом изменится порядок включения в реестр УЭО. «Т.к. статус будет действовать не только на территории своего государства, в кодексе заложены механизмы, по которым каждая страна сможет осуществить свой контроль в отношении того, кого планируется включить в реестр. Эта процедура несколько увеличит сроки принятия решений», – пояснил Владимир Орловский.

Также кодексом предусмотрено поэтапное снижение суммы финансового обеспечения, наличие которой является условием включения в реестр УЭО. Если сейчас такое обеспечение 1 млн евро, то в течение шести лет оно будет снижаться до 150 тыс. евро. «Срок нахождения в статусе действующего УОЭ будет засчитываться в этот период, поэтому у наших уполномоченных, которые долго пользуются статусом, преимущество можно будет ощутить в ближайшее время», – рассказал первый зампред ГТК.

Кроме того, новым документом предусмотрен альтернативный вариант обеспечения – подтверждение финансовой устойчивости организации. ЕЭК разработана система оценки финансовых показателей. Если предприятия будут им соответствовать, им не нужно будет вносить обеспечение.

Правовые акты в развитие кодекса

Чтобы кодекс заработал в полную силу, необходимо принять пакет решений Евразийской экономической комиссии по вопросам, которые документом отнесены к ее компетенции, а также урегулировать ряд отсылочных норм, отправленных для определения на национальном уровне.

Что касается ЕЭК, все первостепенные решения, а их 28, приняты.

«После того, как в апреле белорусской стороной был подписан Таможенный кодекс, мы разработали проект указа, в котором реализовали ряд отсылочных норм. Над данным документом, как и над проектом кодекса, мы работали в тесном взаимодействии с бизнесом. Долго его обсуждали, у нас было несколько вариантов. В итоге постарались максимально учесть интересы бизнеса в тех пределах, которые нам разрешает Таможенный кодекс», – отметил Владимир Орловский. По его словам, окончательный вариант согласован большинством госорганов, сейчас документ находится на завершающей стадии согласования.

Владимир Орловский констатировал, что проект указа содержит около 80 норм прямого действия. Кроме того, 20 вопросов отнесены к компетенции Государственного таможенного комитета, 10 – к вопросам Правительства. Также проектом указа вносятся изменения в 15 действующих указов, регулирующих вопросы функционирования свободных экономических зон, магазинов беспошлинной торговли, перемещения товаров физическими лицами и ряд других.

«В настоящее время разработан проект постановления Совета Министров, который дальше детально определяет нормы не только кодекса, но и проекта указа. В ближайшее время мы вместе с госорганами и бизнесом работу над документом завершим», – сказал Владимир Орловский.

Таким образом, была проделана комплексная работа по адаптации нового кодекса в условиях применения национального законодательства. «Эта работа будет продолжена. В следующем году стоит задача разработать новую редакцию Закона «О таможенном регулировании», в котором будут прописаны отсылочные нормы Таможенного кодекса ЕАЭС», – сказал первый зампред.

Нормы беспошлинного ввоза

Одним из решений, отнесенных Таможенным кодексом ЕАЭС к компетенции ЕЭК, стало определение норм беспошлинного ввоза товаров. Весь 2018 год будут действовать существующие нормы – беспошлинно можно будет ввозить товары общей суммой не более 1,5 тыс. евро и весом до 50 кг.

В дальнейшем будут поэтапно снижаться весовые и стоимостные лимиты беспошлинного ввоза товаров в сопровождаемом багаже любым видом транспорта, кроме воздушного. С января 2019 года они снизятся до 1 тыс. евро и 50 кг соответственно, с 1 января 2020-го – до 750 евро и 35 кг. С 1 января 2021 года из-за границы можно будет беспошлинно привезти товары на сумму, не превышающую 500 евро, и весом не более 25 кг. Изменения не коснулись товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС в сопровождаемом багаже авиатранспортом. Путешествуя самолетом, беспошлинно привезти с собой из-за рубежа по-прежнему можно будет покупки на сумму до 10 тыс. евро и весом не более 50 кг.

В концепцию поэтапного снижения лимитов попали и товары, доставка которых покупателю из-за рубежа осуществляется посредством международных почтовых отправлений или перевозчиком, в том числе покупки в зарубежных интернет-магазинах. Согласно решению Совета ЕЭК, с 1 января 2018 года установлен лимит на такие товары в 1 тыс. евро и 31 кг в течение одного календарного месяца. С 1 января 2019 года в течение одного календарного месяца без уплаты таможенных пошлин, налогов можно будет заказать товары на общую сумму до 500 евро и весом не более 31 кг. С 1 января 2020 года нормы беспошлинного ввоза будут снижены до 200 евро и 31 кг. При этом будут сняты все ограничения по времени и количеству заказов.

Кроме того, вместе с нормами беспошлинного ввоза с 1 января 2020 года будет существенно снижена величина таможенной пошлины за превышение лимитов. Если в 2018-2019 годах за превышение нормы придется заплатить 30% стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной или весовой нормы, то уже в 2020-м – 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг перевеса.

При этом на откуп национального законодательства отдана возможность введения дополнительных ограничений, снижающих нормы беспошлинного ввоза. «В Беларуси решение по данному вопросу планируется принять в ближайшее время», – сказал Владимир Орловский

В настоящее время в странах ЕАЭС действуют разные нормы. В Казахстане, Кыргызстане и России порог беспошлинного ввоза составляет 1 тыс. евро, в Армении – 200 тыс. драм (около 350 евро), в Беларуси – 22 евро.

Магазины duty free

Таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрено, что товары в магазинах duty free можно будет покупать не только при выезде, но и при въезде в ЕАЭС.

«Новая норма: товары в магазинах беспошлинной торговли могут реализовываться не только при выезде физлиц из страны, как действует сейчас, но и при въезде в ЕАЭС. Но кодексом такая возможность прописана только в аэропортах и морских портах», – сказал Владимир Орловский.

При этом первый заместитель председателя ГТК обратил внимание, что кодексом предусмотрена норма, согласно которой в магазинах, расположенных на въезд, алкоголь и табак будут продаваться в установленных нормах беспошлинного ввоза. «Т.е. не любое количество, как при выезде, а только в рамках беспошлинного ввоза. Если, например, норма беспошлинного ввоза алкоголя 3 л, значит, не более 3 л», – пояснил он.