Вариант метода анализа продуктов психической деятельности. Использование метода анализа продуктов деятельности в кадровой работе

В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.

Под понятием «документальный источник » понимаются:
а) письма;
б) автобиографии;
в) дневники;
г) фотографии;
д) записи на кино- и видеопленке;
е) творческие результаты в разных видах искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее зарегистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализа (буквально «анализ содержания»). Впервые он начал применяться начиная с 20-х гг. прошлого столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или другой пример: в 80-х гг. Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах.

Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные. Основная трудность при работе с документальными источниками - умение провести качественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США - там разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.

В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, методика Роршаха, Завершение предложения), интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого, открытых вопросов анкет и т. п. Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество «тематических» высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.

Следует коротко остановиться еще на одном классе методик. В последнее время в западной психологической литературе появился термин «тесты учителя». Под ним подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений, а целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной диагностики. В частности, выделяется умение проводить систематические наблюдения, имеющие своей целью изучение индивидуально-психологических особенностей учеников, их поведения. По основательности разработки тесты учителя далеко отстают от того, что достигнуто в формализованной диагностике. Однако само их появление в психодиагностической литературе следует рассматривать как одно из проявлений неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой особенностью психологического диагностирования. Только сочетание формализованных методов диагностики с наблюдениями, беседами, тестами учителя и подобными формами изучения обследуемого может дать удовлетворяющий результат.

В заключение хотелось бы отметить, что приведенная в данной главе классификация психодиагностических методик не является исчерпывающей. Ее можно расширить за счет использования других принципов деления методик на классы. Так, в книге «Общая психодиагностика» дана классификация психодиагностических методик по такому основанию, как наличие или отсутствие оценок выполнения заданий по типу правильно-неправильно . Класс психодиагностических методик, где ответы испытуемых всегда оцениваются как правильные или неправильные, составляют тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и некоторые личностные тесты действия (например, Тест замаскированных фигур Уиткнна). К классу методик, в которых понятие «правильный или неправильный ответ» не существует, относятся большинство личностных опросников, проективные техники и психофизиологические методики.

Еще одним основанием для классификации методик может быть мера включенности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результаты эксперимента. Этот принцип позволяет разделить психодиагностические методики на следующие группы:
1) влияние психодиагноста выражено минимально;
2) влияние психодиагноста выражено максимально;
3) влияние психодиагноста выражено в средней степени (промежуточное положение между двумя полюсами).

В первую группу входят тесты интеллекта, способностей, достижений, многие опросники и психофизиологические методики. В них и процедура эксперимента, и фиксация результатов являются рутинной операцией и могут быть доверены лаборанту или компьютеру.

Вторую группу составляют различные виды интервью, бесед, наблюдений. Здесь, напротив, психодиагност своими реакциями, репликами, манерой поведения может создать такие условия работы, в которых получение нужной информации будет затруднено или даже искажено.

В третью группу входят многомерные опросники, опросники с открытыми ответами, проективные техники, в которых велика степень включенности психодиагноста на этапе интерпретации полученных результатов. Психодиагностическое заключение, которое делается на основании этих методик, не свободно от влияния личности диагноста, его профессиональной компетентности.

Известно, что человек обнаруживает в деятельности свои знания, умения и навыки, способности, психические процессы, черты характера и т.п.. Поэтому на основании анализа продуктов ее деятельности можно определить различные психические качества и свойства личности, уровень их развитияу.

Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в прошлом, что невозможно для непосредственного наблюдения или экспериментирования, с целью понимания закономерно ностей психологического развития человека, опираясь на закономерности ее общественно-исторического развития.

Метод анализа продуктов деятельности широко используется в возрастной психологии. Продуктами деятельности детей является выполненные ими письменные работы, поделки, рисунки, модели, фотографии и т.п.. Сопоставление работ, выполненных учеником в разное время, на разных этапах обучения, позволяет проследить его развитие, формирование умений и навыков, особенности проявления творчества тощщо.

Метод анализа продуктов деятельности можно использовать и в процессе создания продукта. Наблюдая за процессом, можно выявить динамику формирования замысла, темп работы, особенности умений и навыков отношение к выполнению задания и т.п.. На основании таких наблюдений можно сделать вывод о развитии умственных, эмоциональных, волевых и индивидуально-личностных качеств и свойств личноститі.

26 методов опроса

Опрос - чрезвычайно распространенный прием психологических исследований. Это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственной (беседа, интервью) или опосредованной (анкета) психологической в взаимодействия исследователя и опрашиваемого (респондента).

Метод опроса - универсальный. Он позволяет исследователю за короткий промежуток времени получить большое количество информации. Преимуществом этого метода является также легкость применения и обработки данных

зависимости от особенностей процедуры проведения различают следующие разновидности опроса:

1) групповое (одновременный опрос всей группы) и индивидуальное (предполагает опрос каждого респондента в отдельности);

2) глазное (при условии личного контакта с респондентом) и заочное (без личного контакта с респондентом);

3) устное (информация фиксируется исследователем) и письменное (респондент сам заполняет анкету или опросник)

Сфера применения опроса в психологических исследованиях достаточно широкая. Прежде всего, это главный способ сбора первичной информации о взаимосвязи переменных, которые изучаются. Если программа исследования предусматривает экспериментальную процедуру, опрос может использоваться с целью выявления главных критериев экспериментальной и контрольной групп как до начала эксперимента, так и после его закончи. Энння.

Наконец, опрос помогает уточнять, расширять и контролировать данные, полученные с другими методами, так и путем той или иной формы опроса

Среди устных методов опроса чаще применяемыми являются беседа и интервью

Беседа-это метод получения информации посредством вербальной коммуникации в ходе свободного диалога между исследователем и исследуемым на определенную тему. Беседа не ограничена во времени и, кроме того, здесь существует двосто оронний связь между исследователем и респондентомм.

Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. При проведении интервью двустороннюю связь ограничен, интервьюер только ф фиксирует ответы респондента, сохраняя нейтральную позициию.

Для успешного проведения беседы или интервью необходимо создать дружественную атмосферу. И здесь большое значение имеют вступительное слово и первые вопросы исследователя, которые должны вызвать у опрашиваемого доверие и ба ажання сотрудничать. Рекомендуется начинать беседу с нейтральных вопросов, опираясь на достижения единства мнений относительно очевидных фактеів.

Рассмотрим наиболее распространенные разновидности интервью, которые используются в практике психологических исследований

По количеству опрошенных и целью исследования интервью делятся на индивидуальные, групповые и массовые

Индивидуальные интервью, как правило, являются свободными, нестандартизированными. Главная их цель - изучение личностных характеристик данной личности. Этот вид интервью разделяют на клинические, глубинные, фокусированного ни. Клинические интервью направлены на выявление акцентуаций личности, поиск стрессогенных факторов, причин негативных психических состояний и т.д.. Глубинные интервью - на выяснение событий и переживаний опрашиваемого ого в прошлом, находится в глубинах его памяти фокусированного интервью концентрирует внимание опрашиваемого на конкретной жизненной события, проблеме, которые имеют для него значениечення.

Групповые интервью проводятся одновременно со всей группой, в полувольных форме, предусматривают проведение групповой дискуссии по определенному кругу вопросов. Индивидуальные мнения членов группы при высказывании их в игру. УПИ могут быть значительно искажены в силу конформизма, групповой солидарности, под влиянием лидера и т.п.. Поэтому целесообразно сочетание индивидуального и группового интервью ""ю.

Массовые интервью предназначены для исследования массовых явлений; общественного мнения, настроений, социальной напряженности и т.д.. ЕНоель определяет такой вид интервью как"устное стандартизированное опрос людей, видибра аних по статистической признаку", заранее запрограммировано до деталей опроса"по схеме", хотя для самих опрашиваемых оно может восприниматься как"живая, частная и достаточно непринужденная в силу анонимности бы эсид"Массовое интервью максимально формализованное. Стандартизация касается не только последовательности и формулировки вопросов, но и возможные варианты ответоваріантів відповідей.

Большое значение для проведения устного опроса имеет умение фиксировать информацию. Одним из решающих факторов, который дает возможность исследователю глубже понять опрашиваемого, есть дословная фиксация ответствен идей. При этом использование магнитофона нежелательно, поскольку это сковывает действия респондента и сказывается на искренности его ответаей.

Широко применяемым есть и метод письменного опроса - анкетирование, которое осуществляется с помощью структурно организованных опросников (анкет). При этом исследователь имеет возможность одновременно опросить любую ки илькисть лиц. Другая его преимущество заключается в сравнительно легкой статистической обработке собранного материалалу.

Однако исследователю следует помнить, что составление анкеты - процесс достаточно сложный и требует определенного уровня профессиональной подготовки

Необходимо учитывать и специфику письменного опроса. Технология в этом случае такая. На первой странице анкеты указывается организация, которая проводит опрос. Далее идет вступление - обращение к опитуваног го, где указываются цели исследования, объясняется, почему опрашиваемый должен ответить на вопросы анкеты. Учитывая, что анкетирование основном проводится анонимно, это обращение должно быть лаконичным и вежливым. В конце анкетного бланка всегда выражается благодарность опрашиваемогоаному.

Перед составлением анкеты нужно хорошо продумать форму вопросов зависимости от решаемых задач вопросы могут быть открытые и закрытые вопросы называется закрытым, если в его формулировке городов титься перечень возможных вариантов ответов или дихотомическая форма ответов (да, нет). Открытые же вопросы предполагают, что ответы будут даваться респондентом в свободной формрмі.

Кроме того, вопрос различаются по способу интерпретации и могут быть поставлены прямо или косвенно. Прямое вопрос формулируется в личной форме и направлено на получение непосредственной информации й. Косвенные вопросы высказываются в безличной форме и используются при изучении интимных сторон жизни опитуваногго.

Когда состоит анкета, необходимо придерживаться таких общих правил:

Набор вопросов должно быть логически согласованный с главной проблемой исследования и составлять определенным образом организованную последовательность;

Формулировки вопросов должны быть ясными и четкими, а текст вопросов понятным респонденту, соответствовать уровню его знаний и образованности;

Формулировать вопрос следует так, чтобы обеспечить правдивость ответов;

До анкеты включаются существенные вопросы, ответы на которые исследователь может получить только путем анкетирования;

Вопросы должны вызвать интерес респондентов, стимулировать их желание соответствовать (поэтому в начале следует ставить простые вопросы, постепенно переходя к более сложным)

Размещенные одно за другим вопросы образующих определенную структуру опросника анкеты или интервью. В этой структуре можно выделить три больших блока. Первый - вводная часть, в которой содержится обращение к оп питуваного, цель опроса, отмечается его анонимность, способ заполнения анкетыти.

Основная часть - самая большая по объему, содержит вопросы, раскрывающие проблему исследования. Третья часть опросника содержит социально-демографические данные респондента, что позволяет при следующей обработке информации выявить причинно - следственные связи между ответами респондента и социально-демографическими параметрами (возраст, пол, семейное положение, финансовое положение и т.п.).

Опрос экспертов отличается от других видов опроса уровнем компетентности опрашиваемых в проблеме, а также процедурными моментами, связанными с отбором экспертов и анализом полученной информа ции. Экспертный опрос имеет особую значимость как один из способов проверки валидности методик, а также в прогнозировании массовых объявлениящ.

Перед применением анкеты следует проверить ее на пригодность для целей исследования. Для этого проводится пилотажное исследование, в ходе которого уточняются и, если требуется, переформульо овуються вопрос. Результаты опроса должны быть надежными и обоснованными. Одним из способов проверки надежности анкеты является повторное проведение анкетирования через какой-то промежуток времениасу.

Надежность информации, полученной методом опроса, обеспечивается разделением вопросов на главные и контрольные. О главные вопросы уже шла речь. Что касается контрольных, то они применяются для ус овлення правдивости ответов на главные вопросы и часто имеют форму открытых косвенных запитаннь.

метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется. В отечественной психологической литературе приняты термины А. п. д., или праксиметрический метод, в американской научной литературе вместо них используется термин «архивный метод» (В.Н. Дружинин). По целям и конкретным приемам реализации различают следующие реализации данного метода. Биографический метод, с помощью которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Близким к нему является метод психологического анамнеза. К разновидностям метода А. п. д. относится также контент-анализ, который представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. В инженерно-психологических исследованиях контент-анализ предполагает изучение разного рода документов, регламентирующих и определяющих деятельность оператора. Эти документы можно разбить на три группы. Первая группа характеризует содержание и организацию трудовой деятельности, устройство и принцип работы системы, особенности рабочей среды. Сюда относится прежде всего эксплуатационная документация и нормативные документы, регламентирующие деятельность оператора. Вторая группа отражает результаты деятельности. Она включает журналы и ведомости учета выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно-экономические отчетные документы и т. п. Третья группа включает документы, характеризующие индивидуальные особенности операторов. Сюда относятся служебные и медицинские характеристики, представления для назначения на должность, отчеты о деятельности специалиста и т. п. чение всех этих документов позволяет составить общее представление о задачах оператора, степени их сложности, условиях деятельности, режимах работы, некоторых индивидуальных особенностях конкретных специалистов. Все это затем может быть положено в основу для более детального психологического анализа как данного вида деятельности в целом, так и деятельности конкретных лиц. Близкими к методу А. п. д. являются проективные методики исследования личности, которые занимают промежуточное положение между психологическим измерением (тестированием) и А. п. д. С первым их роднит то, что процедура применения проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста: испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание. Однако, в отличие от традиционных тестов, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых. Применение проективных методик направлено не столько на измерение той или иной психической функции, сколько на измерение модуса личности в ее отношениях с социальной средой (В.Н. Дружинин).

Изучение продуктов деятельности - это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформирован-ность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений. Поэтому в широком плане изучение продуктов деятельности - это изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе отношений и ценностей человека. В более узком плане речь может идти, если так можно выразиться, о материализованных результатах деятельности воспитанников: сочинениях, контрольных и проверочных работах, рисунках, поделках, моделях и др. Например, просмотр нарисованных испытуемым картин может оказать существенную помощь в определении его способностей в художественном творчестве, выработанности навыков, уровня развития творческих возможностей.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представление об уровне готовности субъекта к определенным видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Имея эти сведения, исследователь может судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества в выполнении работы, т. е. о сдвигах в развитии личности. Полученные исследователем представления о творческих возможностях и переживаниях испытуемого дают основание для переосмысления взаимосвязи всех имеющихся данных и характеристики его личности.

Сочетание исследовательского метода изучения продуктов деятельности с наблюдением, экспериментом и т.д. дает возможность изучать особенности и последовательность выполнения действий в процессе деятельности. Это позволяет получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях выполнения деятельности. Поскольку единичный успешный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же испытуемого. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики и результатов развития.

Оценивание

Оценивание (другие названия -- метод компетентных судей, рейтинг - от англ. rating - оценка, порядок, классификация) - это исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовывать изучаемое. При экспертном оценивании (метод экспертных оценок) прежде всего следует тщательно подобрать экспертов - людей, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке действий и результатов в этой области. Желателен подбор независимых экспертов. Оценки могут быть как качественными (характеристики, рекомендации), так и количественными (в баллах). Важен выбор достаточно точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал, снабженных пояснениями о том, за что выставляется тот или иной балл. Необходимо также обучить экспертов умению использовать предложенные шкалы.

Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки или высказывают совпадающие в основном мнения, есть основания полагать, что эти оценки и мнения близки к объективным. Следует иметь в виду, что окончательное обобщение всех имеющихся оценок является делом исследователя.

Оценивание может быть использовано для выяснения социального заказа школе, выявления педагогического потенциала среды, перспективности тех или иных организационных форм и методов социального посредничества и партнерства, полезности диагностических средств и во многих других случаях.

Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и т.д.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации дают повод к выявлению качеств объекта, быть может, скрытых и проявляющихся только в определенных условиях, видах деятельности, отношениях. Именно такие подходы позволяют обнаружить скрытые резервы развивающейся личности, подобрать ключи к непростым педагогическим ситуациям. Если, например, у равнодушного, неорганизованного и недисциплинированного в школе и семье ученика вдруг в спорте или в игре обнаруживается инициатива, настойчивость и организованность, то возникает предположение, что эти качества при надлежащих условиях могут проявиться и развиваться и в учебной работе, и в отношениях в школе и семье.

Своеобразным «коллективным» вариантом метода оценивания выступает психолого-педагогический консилиум. Оценивание в этом случае дополняется коллективным анализом причин неудач, общим поиском мер, необходимых для достижения лучших результатов. Психолого-педагогический консилиум проводится как совещание учителей класса, психолога, медика, других заинтересованных педагогов с целью осуществления глубокого анализа имеющихся данных по изучаемому объекту и выработки согласованного направления действий всеми участниками образовательного процесса. Разумеется, при подготовке и проведении консилиума инициативными лицами будут педагог, психолог, классный руководитель, администратор.

Нередко используется такой вариант оценки, когда в качестве судьи выступает тот, кого необходимо оценивать. Тогда речь идет о самооценке. В последние годы учителя и воспитатели сами оценивают свои сильные и слабые стороны, выделяют затруднения в работе. Необходимо только помнить об относительности таких оценок, ибо педагоги, как правило, лучше диагностируют других, нежели самих себя.

Сочетание имитации реальных ситуаций жизни или профессиональной деятельности с методом оценивания может проявиться как метод диагностических ситуаций. Этот метод связан с использованием специально подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (необходимого преобразования) владения определенными знаниями и практическими умениями. Такие ситуации помогают диагностировать не только знания и умения, но и жизненные установки, направленность, ценностные ориентации, предпочтения, умение сделать правильный выбор, дать оценку. Различают ситуации, требующие только анализа и оценки, и ситуации, требующие принятия решения и его обоснования. Используются ситуации стандартные и нестандартные (творческие). Ситуации могут быть имитирующими, моделирующими, воссоздающими реальность и реальными (сложившимися естественно или специально организованными).

Эксперимент

Как и наблюдение, эксперимент считается основным исследовательским методом. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать. Значит, эксперимент - это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления. Изложенное обусловливает отличие эксперимента от наблюдения и ряда других методов, не позволяющих активно создавать исследовательские ситуации и изменять их.

Сравним эти два исследовательских метода.

Наблюдение 1. Исследователь изучает ситуацию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельности человека.

2. Исследователь не может активно вмешиваться в ход события или протекания психических процессов.

3. Исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияющими на них факторами и условиями, которые он хотел бы изучить. 4.

Исследователь фиксирует фон и условия протекания изучаемого явления и других фактов поведения. 5.

Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в сложившихся условиях и обстоятельствах. 6.

Исследователь не может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал.

Эксперимент

1. Исследователь сам создает усло- вия, которые вызывают возникно- вение изучаемого явления, ситуа- ции или психических процессов, не ожидая их возникновения в ходе естественной жизнедеятельности человека. 2.

Исследователь сам может целенаправленно изменять условия возникновения и протекания события или психических процессов и наблюдать за происходящими явлениями. 3.

Исследователь может варьировать условия протекания и проявления явления, исключать и добавлять их с тем, чтобы выявить причинно-следственные, функциональные и иные связи между условиями существования события или протекания психических процессов. 4.

Исследователь учитывает условия протекания изучаемого процесса или события, выявляет их количественные характеристики. 5.

Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в созданных условиях и обстоятельствах.

6. Исследователь в ходе эксперемен- та может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал.

Выделение эксперимента как исследовательского метода было связано с разработанными еще в XIX в. способами и средствами выполнения психологических измерений в процессе исследования закономерностей ощущений и восприятия, скорости реакций, условий протекания психических процессов и т. д. Они послужили предпосылкой выделения и широкого применения лабораторного эксперимента, который стал основным составляющим экспериментальной психологии.

Лабораторный психологический эксперимент проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудование и регистрационные приборы. Испытуемый попадает в непривычную ситуацию, у него может возникнуть состояние скованности, тревожности, волнения, неопределенности оценки результата и т.д. Экспериментатор, следуя инструкции, информирует испытуемого об условиях выполнения задания и далее наблюдает за его действиями, а при необходимости и регулирует их. Поскольку испытуемый знает, что находится в управляемой экспериментатором ситуации, и нередко не знает истинного назначения эксперимента, поэтому одним из важных факторов получения объективных данных становятся складывающиеся между ними отношения доверия и понимания.

Лабораторный эксперимент можно повторять многократно (с разными испытуемыми) и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы выявить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности. В лабораторном эксперименте психические процессы изучаются вне контекста некой целостной деятельности. Содержание лабораторного эксперимента отражает, разумеется, некоторую часть реальной ситуации и может быть ее моделью. Например, при исследовании особенностей запоминания в лабораторных условиях испытуемым предлагают три группы по 10-15 слов, вызывающих чувство приятного (удовольствия), неприятного (неудовольствия) и безразличия. Скажем, дают слова: подарок (чувство приятного), печаль (чувство неприятного), бумага (чувство безразличия) и т.д. и просят испытуемых запомнить их, прослушав один раз, а затем воспроизвести (записать) те слова, которые сохранились в памяти. Естественно, опыт показывает, что лучше (правильно и в большем количестве) воспроизводятся слова, вызывающие чувство приятного, а значит, они лучше запоминаются. В реальной действительности такая одновременная «концентрация» подобных типов слов практически не встречается, но выявленная закономерность сохраняется и должна учитываться.

Можно условно назвать лабораторный эксперимент психологическим исследовательским методом, позволяющим моделировать некоторую часть естественной целостной деятельности и на этой основе изучить механизмы возникновения и проявления психических процессов.

Попытки использования экспериментального метода в решении задач педагогической практики привели к возникновению естественного эксперимента. Этот вид эксперимента был разработан, применен и предложен А. Ф. Лазурским в 1910 г. Естественный эксперимент нашел и находит широкое применение в возрастной и педагогической психологии, в педагогике и методике обучения отдельным предметам.

Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но в этих условиях деятельности создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид эксперимента в силу того, что проводится в привычных условиях деятельности испытуемых, дает возможность замаскировать содержание и цели эксперимента и при этом сохранять суть, которая заключается в активности исследователя в изменении условий выполнения деятельности.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Это разовый «срез», дающий «снимок» состояния исследуемого объекта, например уровня воспитанности школьников, характера их отношения к школе, товарищам, тем или иным нормам общественной морали и правилам поведения, показывающий реальную эффективность нововведения. Полученные данные могут служить материалом для описания ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности или качеств педагогической действительности. Это дает основание для такого построения исследования, которое позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств, характеристик. Для этого становится необходимым определение содержания и средств психологического и педагогического воздействия на испытуемых. Такой вид эксперимента называется формирующим.

Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Например, в процессе индивидуального обучения испытуемого решению определенного класса задач можно зафиксировать особенности обобщения способов их решения, степень сформированности соответствующего навыка и т. д. Особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, т. е. оно исследуется в ходе собственного формирования в естественной ситуации выполнения деятельности.

Широкое применение формирующего эксперимента связано с нововведениями и инновациями в педагогическом процессе. Формирующий эксперимент наряду с изучением механизмов становления психического свойства способствует решению учебно-воспитательных задач и оказанию помощи учащимся.

Создателем целостного умения о формирующем психолого-педагогическом эксперименте является В. В. Давыдов. В таком эксперименте формирование и исследование становления и развития изучаемого свойства осуществляется в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, организации взаимодействия исследователя с педагогами и школьниками, определения содержания и формы психолого-педагогического воздействия на учащихся, которые одновременно являются и испытуемыми. В формирующем психолого-педагогическом эксперименте планомерно и целенаправленно взаимодействуют все участники образовательного процесса для достижения прогнозируемого экспериментатором уровня развития изучаемых свойств. В таком эксперименте важное значение имеет исследование происхождения и воссоздания изучаемых психологических свойств и поэтому «формирующий эксперимент можно назвать... генети-ко-моделирующим экспериментом. Он воплощает в себе единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением»1.

Многолетнее и всестороннее использование этого вида эксперимента и анализ накопленного опыта позволили В. В.Давыдову утверждать, что эксперимент предполагает наличие следующих этапов:

философско-социологическое определение проектируемых качеств сознания и личности учащихся;

педагогическое определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием этих качеств;

логико-психологическое определение строения совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведет к формированию этих качеств;

методические поиски средств реализации этой деятельности;

психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;

физиолого-медицинская проверка допустимости использования указанных средств с точки зрения их влияния на здоровье учащихся2.

Формирующий эксперимент одновременно выполняет и обучающие, и воспитывающие функции. В отдельных случаях, когда в эксперименте отсутствуют признаки исследования целостного процесса решения всего комплекса учебных и воспитательных задач, а также организации взаимодействия всех участников образовательного процесса, что свойственно формирующему эксперименту, имеет смысл пользоваться понятиями «обучающий эксперимент» или «воспитывающий эксперимент».

1 Давыдов В, В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 284.

2 См. там же. - С. 285.

Среди методов изучения личности претендента на вакантную должность работники кадровых подразделений могут избрать и такой незаслуженно забытый метод, как анализ продуктов деятельности. Этот метод хорош при изучении кандидатов на вакансию, но более эффективен при изучении работников, претендующих на другую должность или выдвигаемых в резерв руководящих кадров.

Анализ продуктов деятельности - это метод изучения личности, позволяющий опосредованно изучать ее психологические особенности по практическим результатам (продуктам) деятельности. Суть его состоит в реконструкции свойств личности по конечным и промежуточным результатам деятельности. Специфика этого метода заключается в том, что исследователь может не вступать в непосредственный контакт с человеком, а иметь дело только с продуктами его предыдущей деятельности.

Метод анализа продуктов деятельности зачастую недооценивается, поскольку сотрудники кадровых подразделений, не зная, что же именно изучать, иногда отождествляют этот метод с его частным случаем - изучением результатов труда . Поэтому, когда речь идет о данном методе, преимущественно имеют в виду только вещественные продукты деятельности человека, т. е. то, что работник производит непосредственно на рабочем месте.

Но продукты деятельности могут быть отнюдь не только вещественными (как и сама деятельность - не только предметной) и производиться не только на рабочем месте.

Рассматривая деятельность как форму психической активности личности, в психологии, кроме основных видов деятельности (игра, учеба и труд), выделяют и такие формы деятельности, как внешняя и внутренняя, практическая и духовная, предметная и мыслительная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная . Кроме того, различают материально-производственную, социально-политическую, управленческо-организационную, научную деятельность. Следовательно, и продукты (результаты) деятельности могут быть различными. Результатом, например материально-производственной деятельности, может быть создание материальных благ, изменение и развитие вещественно-предметной среды, результатом социально-политической деятельности - преобразование общественных институтов и отношений, духовной - изменение форм общественного сознания, научной - возникновение новых идей и теорий, коммуникативной - формирование межличностных отношений и т. д.

Именно в разнообразии форм и видов деятельности и в еще большем разнообразии продуктов деятельности состоит одна из основных сложностей использования этого метода на практике. Вторая сложность заключается в том, что анализ продуктов деятельности относится к методам, в которых существует нестандартизированный переход от признаков к выводам. Такой переход не алгоритмизируется и, следовательно, качество выводов в значительной степени зависит от подготовки и квалификации самого исследователя, от его способности замечать и анализировать разные «мелочи». Очевидно, именно поэтому в книгах, посвященных вопросам кадрового отбора, метод анализа продуктов деятельности только упоминается, обозначается как один из возможных методов изучения кандидатов на вакантную должность, но не описывается детально как, например, методы психологического тестирования. Попробуем восполнить данный пробел.

Для использования метода анализа продуктов деятельности можно провести их своеобразную классификацию и сгруппировать в несколько категорий: материальные или вещественно-предметные, документально фиксированные и функциональные . Остановимся на этих категориях более подробно.

Материальные или вещественно-предметные продукты деятельности

К ним в первую очередь можно отнести продукцию, производимую на производстве . Предметом рассмотрения в этом случае может быть тот вклад в продукцию, который работник вносит в нее в соответствии со своими должностными обязанностями. Это может быть количество и качество выпускаемой продукции, наличие и количество бракованной продукции, характер и особенности брака. Сюда же относятся созданные работником инструменты и приспособления, результаты его графического труда - рабочие чертежи, схемы, рисунки, карты и т. д. Такие продукты деятельности являются по своей сути результатами труда работника, и их анализ, как правило, затруднений не вызывает.

Сложнее анализировать такие вещественно-предметные продукты деятельности, которые можно отнести к так называемым побочным результатам и которые напрямую не связаны с выполнением работником должностных обязанностей, но непосредственно влияют на их выполнение или свидетельствуют об отношении работника к выполняемой работе.

Это могут быть варианты оформления рабочего места, рабочего кабинета . Сюда можно отнести и порядок расстановки папок с документами в кабинете, книг в личной библиотеке и даже такую мелочь, как размещение инструментов в мастерской или специй на кухне. Эти мелочи многое могут рассказать о собранности человека, его педантичности, предусмотрительности, об его умении (или неумении) планировать и организовывать собственную работу.

Например, если на рабочем месте наблюдается полное отсутствие личных вещей (даже ручка и карандаш сугубо офисные), то, скорее всего, работник относится к своей работе только лишь как к средству зарабатывания денег. Слишком большое количество вещей, не имеющих отношения к выполнению должностных обязанностей, очевидно, будет свидетельствовать о том, что человек на рабочем месте занимается чем угодно, но только не своей работой. При помощи вещей сотрудник может также обозначать «свою» территорию, вторжение на которую будет вызывать у него негативную реакцию.

Часто говорят: если хочешь узнать, что творится в голове у женщины, посмотри в ее сумочку. То же самое, несколько перефразировав, можно сказать о руководителе и его рабочем столе. Не могут мысли руководителя «двигаться стройными рядами», если его рабочий стол завален горами бумаг. Более того, с большой долей вероятности можно утверждать, что у такого руководителя будут периодически «теряться» необходимые документы, не выдерживаться (а иногда и срываться) сроки выполнения отдельных мероприятий, «забываться» принятые решения и т. д. Такой руководитель сможет справиться со своей работой только тогда, когда рядом будет находиться помощник-«нянька», следящий за всем. Возникает вопрос: а нужен ли такой руководитель? Возможно, его помощник с руководящими функциями справится лучше? Ведь если человек не может упорядочить собственную работу, то как он может организовать работу и взаимодействие других? Другая крайность - абсолютно чистый рабочий стол руководителя. На наш взгляд, комментарии здесь излишни.

«Побочным результатом» труда могут быть и сшитые сотрудником номенклатурные или архивные дела , которые ведутся практически в любом делопроизводстве. Показателями небрежности, незаинтересованности в работе будут перепутанные страницы, ошибки в нумерации, слабо затянутые нитки, выпадающие листы и т. д.

К категории вещественно-предметных продуктов деятельности относятся также продукты, которые никак не связаны с трудовой деятельностью, а являются результатом реализации увлечений человека, т. е. изделия домашнего прикладного творчества . Это могут быть какие-либо поделки (например, деревянные статуэтки, собственноручно собранные приемники или модели самолетов), предметы домашнего обихода (декоративные полочки для книг, вязаные вещи), предметы интерьера (картины, фотографии и т. д.).

Кроме качества, практичности, полезности изучаемых вещей (продуктов деятельности), здесь важно обратить внимание на то, когда и почему они производятся. Ведь один человек делает полки для книг изредка и только потому, что не хватает денег на покупку готовых, другой - потому что хочет, чтобы его полочки отличались оригинальной конструкцией, а третий занимается этим постоянно просто потому, что любит что-то мастерить. Одна сотрудница будет вязать шапочки, выкраивая время в обеденный перерыв или перед сном, чтобы ее дети носили что-нибудь яркое и красивое, а другая - вечерами, сидя перед телевизором, потому что вязание успокаивает ее после рабочего дня. Различные причины будут свидетельствовать о разных особенностях личности.

Документально фиксированные продукты деятельности

К этой категории относятся разнообразные документы , составленные или проработанные и подписанные работником, а именно: приказы (распоряжения), резолюции на поступивших документах (если изучается руководитель), планы и отчеты, докладные записки, заявления, деловые записи в «сменных» журналах, разнообразные публикации, методические разработки, рецензии, отзывы и т. д. Но это могут быть и другие, более личные документы, например, рабочие тетради, конспекты, личные деловые дневники, записки сослуживцам, пометки на документах или на полях книг, письма (преимущественно деловые).

По содержанию таких документов можно изучить умение излагать мысли в письменном виде, стиль изложения, эрудицию человека, его грамотность. По оформлению и внешнему виду документов можно судить о его пунктуальности, внимательности, отношении к делу и к подчиненным (если изучается руководитель). Ведь даже резолюция может быть написана от руки (писал сам руководитель) или напечатана (готовил резолюцию помощник), написана на отдельном листе (бланке резолюции) или на самом документе. Кроме того, резолюция может быть написана на свободном месте в начале или в конце документа (чтобы удобнее было ее разбирать) или поверх готового текста («мне так нравится, а если вам не все понятно, то это ваши проблемы»). Также вместо необходимой резолюции может стоять только подпись руководителя, которая будет свидетельствовать о том, что он ознакомился с содержанием документа, но не готов (не хочет, не может или не способен) взять на себя ответственность за принятие решения по изложенному в документе вопросу.

Многое может сказать об авторе приколотая к документу записка, написанная на клочке бумаги. Не менее красноречивыми будут и пятна от чашек, бутербродов или грязных рук, появившиеся на документе после работы с ним некоторых работников.

Получить дополнительную информацию о человеке зачастую можно даже тогда, когда на документе он ставит только подпись. Рассмотрим реальный пример. Один из заместителей, претендующий на вакантное место первого руководителя и являясь исполняющим обязанности руководителя предприятия, подписал два письма в вышестоящую организацию. Разница во времени подписания этих писем - две недели. Содержание писем - взаимоисключающее (но это можно объяснить тем, что готовились они в разных структурных подразделениях). При этом в более позднем письме нет никаких упоминаний о предыдущем.

Что можно сказать о человеке, претендующем на руководящий пост, проанализировав эти письма? Здесь возможны несколько вариантов:

    руководитель не читает документы перед тем, как их подписать;

    если и читает документы, то не вникает в их содержание;

    если и вникает в содержание, то не помнит ранее подписанных документов, а следовательно, не полностью владеет информацией, касающейся предприятия;

    если и владеет информацией, то легко поддается переубеждению со стороны подчиненных, а следовательно не имеет своего мнения и четкого видения решения проблемы.

Конечно, за две недели могли произойти изменения, приведшие к принятию другого решения. Но в таком случае во втором письме должны были содержаться упоминания об этих изменениях. Поэтому, независимо от того, какая из рассмотренных причин привела к подписанию писем, вывод может быть один: данный претендент не способен эффективно выполнять обязанности первого руководителя предприятия. К счастью, именно такое решение и было принято вышестоящей организацией.

Следует отметить, что если документы содержат большой объем текста или написаны от руки, то при необходимости можно провести более углубленное их изучение, используя, например, методы контент-анализа, психолингвистического анализа текста или психографологического анализа почерка, которые можно рассматривать как частные разновидности метода анализа продуктов деятельности.

К категории документально фиксированных продуктов деятельности можно отнести и результаты труда по упорядочению вещественных и информационных материалов . Это могут быть, например, подобранные человеком информационные материалы, разнообразные каталоги, описи, картотеки и библиографические указатели. Анализируя такие продукты деятельности, можно, например, изучать мышление человека, его собранность, усидчивость, способность к монотонной работе.

Не менее интересную информацию о работнике могут дать и такие документально фиксированные продукты деятельности, как социальные преобразования . И хотя сам человек часто может не иметь отношения к таким документам, как приказы, распоряжения и т. д., но именно в них, как правило, фиксируются продукты его социально-общественной деятельности. Здесь подразумеваются созданные человеком организации или предприятия, их подразделения, отобранные и подобранные им работники, внедренные и функционирующие организационные системы и т. д. Одни подбирают сотрудников по принципу профессионализма, другие - по высокой обучаемости, третьи - по принципу личной преданности. Один руководитель внедряет жесткую систему контроля использования рабочего времени сотрудниками, другой - гибкий график рабочего времени, третий - не обращает на это внимания. Следовательно, скорее всего, первый придерживается авторитарного стиля руководства, второй - демократического, третий - либерального.