Цыбулевская О.А. Образ успешного человека: гендерный аспект. Старт в науке

Успех в наше время оценивают с внешней стороны: материальное благополучие, положение в обществе, дающие возможность жить разнообразнее и приятнее. Всюду есть информация (книги, обучающие курсы) как придти к успеху, но добиваются его немногие.

А те, кто достиг внешнего благополучия, не чувствуют должного удовлетворения. Малообеспеченные ищут денег, богатые — способа сохранения, умножения денег или решения духовных проблем. Говорят, что необходим внутренний успех, подразумевая духовный рост.

Но, учитывая, что мы живем в реальном мире, в социуме невозможно быть успешным, учитывая только внешнюю или только внутреннюю сторону.

Гармония возникает при сочетании внешнего и внутреннего роста.

Основа успеха любого человека

Успех ощущается как глубокая удовлетворенность, уверенность в себе, в своем потенциале, доверие к жизни. Основа успеха, внутреннее состояние человека, его готовность принять предоставленные судьбой возможности. Если он внутренне не готов к успеху, то он не сумеет адекватно отреагировать на долгожданный результат, не сумеет воспользоваться тем, что дает новая возможность, или плодами его трудов будет наслаждаться кто-то другой, или не выдержать «испытание властью и деньгами», что плохо отразиться на его характере.

Настоящий успех никогда не приходит просто так, он всегда обусловлен стараниями, стремлениями, внутренней подготовкой к успеху и преодолением препятствий на пути к нему. Успех приносит с собой новые обязательства, и новые границы.

Человек, стремясь к успеху должен быть психологически готовым к нему, иначе новизна может вызвать в нем негативные эмоции и состояния. Успех может прийти к человеку очень неожиданно, но если он сам стремится к нему, не боится рисковать, пробовать новое, например попробовать выиграть в онлайн казино на сайте http://gambledor.com/ . Здесь представлены самые азартные развлечения, где вы можете не только попытать удачу, но и стать обладателями внушительного выигрыша, который станет вашей первой ступенью на пути к покорению новых вершин и своему успеху.

Успешные люди всегда привлекают к себе внимание и не всегда оно имеет положительное отношение, особенно, если успех был достигнут нечестным, «некрасивым» путем.

Образ успешного человека должен отвечать его внутреннему содержанию, развитию, без масок, лишь так возможны внутренняя гармония и счастье.

Успешный человек не должен афишировать свой прошлый неудачный опыт. Сущность посторонних людей такова, что они чаще обращают внимание и запоминают именно плохое о человеке, чем что-то хорошее. И возникшее мнение может повлиять на собственную психологическую установку в отношении себя. Негативные ожидания окружающих людей — это некая форма энергии, которая может превратиться в реальность.

Двойственность и равновесие

Получается некая двойственность: образ себя должен соответствовать реальному внутреннему содержанию и в тоже время его не надо сопровождать историями своих поражений. Если мы стремимся к успеху, мы должны влиться в образ успешного человека. А рассказы о своих неудачах принижают нас в собственных и чужих глазах. Сквозь призму рассказов о себе воспринимают тебя окружающие.

Равновесие между чувством удовлетворения и потребностью что-то улучшить называют успешностью. Если в нас нет сил, стремлений, то возможно лучше отказаться от каких-то желаний и тем самым решиться проблема. Каждый человек должен осознавать, на что он готов ради успеха, к каким изменениям.

Плывя по течению, не сопротивляясь, не борясь человеку живется проще, но если его основные потребности требуют удовлетворения, то он не сможет не испытывать дискомфорт, если даже «его все устраивает». Необходимо правильно воспринимать себя и свое место в мире. Мы не должны отрешиться от мира, и не дать ему поглотить нас, но занять свою позицию, которая нас наиболее устраивает.

Тема успешности достаточно актуальна в современном российском обществе. Это связано с демократическим устройством страны, наличием свободной конкуренции, которые создают возможность проявить себя каждому человеку. При этом человека, достигшего высокого социального статуса в обществе, материальной обеспеченности и ставшего знаменитым называют успешным. Современные средства массовой информации часто составляют рейтинги успешных людей. Однако, термин «успешность» понимается каждым человеком субъективно, наделяя его тем или иным смыслом. Для кого-то быть успешным – значит реализовать себя в профессиональной деятельности, кто-то не представляет себя успешным без наличия семьи. И все же большинство из нас, говоря об успешном человеке, подразумевают под этим сходные качества.

Что же такое успешность? Каких убеждений придерживается успешный человек? Какие ценности ему присущи? Для поиска ответов на эти и другие вопросы было проведено исследование среди студентов 4 курса факультета управления и предпринимательства Белгородского государственного научного исследовательского университета. В исследовании приняли участие 50 человек, из них 30 девушек и 20 парней.

В ходе исследования студентам было предложена анкета для определения успешности, состоящая из 17 вопросов и тест «Успешны ли Вы?». При этом были получены следующие результаты.

Все мужчины единогласно под успехом понимают достижение поставленных целей. Большинство женщин (80%) также успех рассматривают как достижение целей, однако кроме этого еще были названы материальное положение, уважение в обществе и интересная работа. Кроме того, женщины более конкретно рассматривают успешного человека, приписывая ему следующие черты: материально обеспеченный, преуспевающий во всех сферах жизни, имеющий перспективную работу. Также женщины в отличие от мужчин без затруднений могут назвать, кем они видят себя через 5 лет. Все это свидетельствует о том, что женщины имеют большую мотивацию к успешности. Определив для себя, что значит быть успешным, они стараются этого добиваться. Для мужчин же быть успешным равносильно понятию достижение целей, и в итоге они достигнут большего, чем женщины. Об этом свидетельствует статистика – в рейтинге журнала «Fortune» самых успешных бизнесменов моложе 40 лет из 40 человек только 3 женщины ; в рейтинге самых богатых людей мира 2010 года, составленного журналом «Forbes», из 50 человек только 4 женщины .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что женщины на пути к успеху ведут себя неправильно. Они четко планируют свою будущую жизнь, определяя жесткие грани успешности. И если что-то в их действительности не будет подходить под иллюзорный образ идеального успешного человека, то это будет воспринято как полный крах их жизненного пути. Мужчины же действуют по обстоятельствам, не задумываясь о том, каким будет будущее. Они просто ставят цели и стараются их достичь, что в конечном итоге и приводит к успешности.

Следующей задачей исследования было выявить каких убеждений придерживается успешный человек и какие ценности ему присущи. Мужчинами чаще всего были названы такие ценности как деньги (90%), ответственность (70%) и уверенность в себе (60%). Женщины назвали семью (90%), трудолюбие (87%), деньги (63%) и уважение к другим (60%). Таким образом, очевидны гендерные различия. Скорее всего это связано с тем, что, описывая ценности, присущие успешному человеку, каждый респондент относит его к представителям своего пола. Очевидно, что единственное, в чем сошлись представители обоих полов – это деньги. Следовательно, они и являются главной ценностью успешного человека.

Что касается убеждений успешного человека, то здесь гендерных различий не выявлено. Все ответы респондентов на данный вопрос имели одинаковый смысл – «я все смогу». Это говорит о том, что чтобы стать успешным главное верить в себя и тогда все получится.

Интересные результаты получены при исследовании самооценки успешности. Оно заключалось в том, что первоначально испытуемым было предложено ответить на вопрос анкеты: «Считаете ли Вы себя успешным?», а затем испытуемые проходили тест на определение успешности. Гендерных различий при этом выявлено не было, однако была выявлена следующая тенденция. Люди, уверенные в своей успешности, на самом деле не являются таковыми по результатам теста, а те, кто считает себя совершенно не успешным, на самом деле имеют средний показатель успешности. И лишь опрошенные, которые посчитали себя успешными частично или не во всех сферах, по результатам теста имеют наибольшие показатели успешности. Отсюда следует, что успешный человек никогда не останавливается на достигнутом, всегда ставя перед собой новые цели, и поэтому никогда не считает себя полностью успешным.

В целом можно сделать следующие выводы:

Успех заключается в достижении поставленных целей;

Мужчины более успешны, чем женщины;

Деньги – главная ценность успешного человека;

Успешные люди всегда уверены в своих силах;

Люди не объективны в оценке своей успешности.

Исходя из полученных результатов, складывается следующий образ успешного человека. Это уверенный в себе, целеустремленный человек, который ставит перед собой одновременно разнообразные цели и действует для их достижения. При этом главное для него – материальная обеспеченность и, следовательно, материальная мотивация.

Поэтому, чтобы стать успешным, необходимо развивать в себе такие качества как целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, и при этом никогда не останавливаться на достигнутом.

(на основе анализа визуальных и печатных текстов)

Вопросы:

1. Определите стереотипы социального «успеха» для мужчин и женщин (Успешный человек – какой он?).

2. Рассмотрите способы саморепрезентации человека.

3. Портрет «успешного» человека в советском обществе и в российском обществе. В чем общее и отличное.

4. Причины стирания и/или конструирования новых различий между «успехом» мужчин и женщин в современном обществе.

Вопросы для обсуждения

· Техники конструирования идеального образа человека в СМИ, соответствующего нормам советской и современной эпохи.

· Последствия изменения категорий «успешности» для мужчин и женщин.

Практическое задание

1. Собрать визуальный ряд: по 3-5 изображений (мужчин и женщин), относящихся к следующим периодам – 30-40-е гг.; 40-50-е гг.; 60-70-е гг.; 80-90-е гг.; 2000-2009-е гг. Фотографии, портреты и проч. должны иллюстрировать характеристики соответствующего времени. К каждой группе фотографий написать общую характеристику времени и ответить на вопрос – почему именно эти характеризуют собой «успешных» людей данного периода. Результат этой работы отразить в эссе (письменно). Лучшие работы будут опубликованы на сайте www.fst.my1.ru.

2. Обсуждение трансформации образов успешности происходит на сайте Феноменология социальных трансформаций (www.fst.my1.ru) в разделе «Студенческий полигон» – «форум».

Источники

Фотодокументы из газет и иллюстрированных журналов (например, «Огонек», «Работница», «Крестьянка», «Караван истории», «Лиза», «Натали», «Наше наследие», «Лица», «Итоги», «Профиль», «7 дней» и т.п. (объем не ограничен); художественные произведения, в том числе кинофильмы и «парадные» портреты, созданные художниками Репиным, Серовым, Глазуновым, Шиловым и др.; «заказные» портреты из домашних фотоальбомов. Желательно сопроводить изображение кратким описанием карьеры и достижений этого человека (чтобы было понятен социальный контекст).

Литература

1. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. / пер. с фр. – М.: Ad Marginem, 1997. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/camera/index.php (дата доступа 09.09.09)

2. Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии // Интер. – 2007. – № 4.

3. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: «Канон-Пресс-Ц», «Кучково поле». – 2000. – С. 296-392.

4. Захарова Н.Ю. Фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – Т.11. – №1. – С. 147-161.

5. Сальникова Е.В. Советская культура в движении: от середины 1950-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

6. Семина М.В., Ганжа О.А. Визуальная социология и развитие социологического воображения // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – Т.11. – №2. – С. 153-167.

7. Семишова Е.П. Средства массовой информации в современном социокультурном пространстве / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. – №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

8. Семишова Е.П. Средства массовой информации как фактор смыслопостроения в современном поле культуры / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. – №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

9. Усманова. А. «Визуальный поворот» и гендерная история // Гендерные исследования, – 2000. – С.149-176.

10. Христофорова О.Б. Полевые методы в визуальной антропологии // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/hristoforova3.htm (дата доступа 09.09.09)

11. Чернова Ж.В. Медиа-репрезентации пола: российские варианты. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/149602/2763 (дата доступа 09.09.09)

12. Штомпка П. Введение в визуальную социологию / INTER (интеракция, интервью, интерпретация). – 2007. – № 4., – С. 6-12.

13. Sontag Susan. On photography URL: http://www.susansontag.com Русский перевод статьи см.: Мир фотографии / Сост. В. Стигнеев и А. Липков. – М.: Планета, 1998. URL: http://www.photographer.ru/magazine/article.htm?id=401 (дата доступа 09.09.09)

Само понятие «успех» включает в себя фактор состязательности, соответственно, оно может существовать только в том обществе, в котором человек может чего-то добиться непосредственно путем самого состязания.

Советское же общество было отнюдь не обществом достижений, а скорее «обществом наград». Понятия «успех», «успешный человек» для советского человека не несли особого смысла. Идеологически работало слово «герой», звучащее с трибун. Успех в том смысле, который мы вкладываем в него сегодня, мог принадлежать только стране, коллективному целому: «СССР добился успеха в…». Ведь в то время состязались системы, а не люди. Но и в этом смысле понятие «успех» неоднократно изменялось.

Если в период 30-х-40-х годов общепринятым являлся образ некого труженика, рядового человека, работника производства, который внешне ничем не выделялся из общей массы, но отвечал всем необходимым качествам на производстве, то к 40-м-50-м годам к успешным людям причисляются люди, отличившиеся на войне.

Говоря об образе успешного человека в советском обществе, необходимо делать поправку на выдающихся личностей, потому что именно они формировали образ успешности, утверждали те или иные качества, необходимые успешному человеку. Для советских людей, несомненно, одним из самых успешных людей является Иосиф Виссарионович Сталин. Он ставился в пример.

Постепенно к публичной и производственной сфере, где можно было добиться успеха, прибавилась также спортивная область. Спорт активно пропагандировался. Поэтому один из показателей успешного человека - занятия спортом. В 60-е-70-е гг. продолжается следование здоровому образу жизни. Образ успешного человека, наряду со строителями коммунизма и социализма, дополняется образами «героев»: мужественных людей, совершивших определенные подвиги «во имя и на благо СССР».

В целом, образ успешного человека советского общества очерчивается приблизительно так: мужчина (да, именно мужчина, так как женщину с успехом пока мало ассоциируют), достаточно зрелый, физически крепкий, имеющий определённые заслуги перед Отечеством, которые выражены в грамотах, орденах, медалях и прочих атрибутах. Честный и достаточно популярный активист, пользующийся уважением в коллективе.

Но нельзя упускать из вида следующий, на мой взгляд, крайне важный аспект «успешности» советского человека. Советские времена обязательного и, не будем скрывать, плохо оплачиваемого труда привели к отчуждению от работы, которая стала рассматриваться как повинность. Поэтому в СССР «успешным» в массах считался человек, который, к примеру, воровал на мясокомбинате или занимал место в номенклатуре. Так и говорили: «Хорошо устроился», то есть труд сам по себе практически ничего не значил. Сам фактор занятости менял своё значение с течением времени - был ли работягой человек, которого считают успешным, не имело принципиального значения для его окружения.

Но неизменно ценными и неотъемлемыми качествами человека, добившегося успеха, оставались смекалка и нестандартный подход к делу, как бы сказали сегодня - креативность.

XXI век. Кто сегодня на коне?

Сегодня представление об успехе серьёзно трансформировалось по сравнению с советским. Внешность и окружающие вещи становятся значительным показателем успешности человека. Успешный человек стал вполне продаваемым и чётким образом. Это и брендовые дорогие вещи, и престижное образование (порой представляющее собой лишь диплом), и самопрезентация в социальных сетях...

Материальный фактор играет и ещё долго будет играть определяющую роль в современном представлении об успехе, ни о каком переходе к «постматериальным» ценностям речь пока не идёт. Особое место занимает уровень достатка, публичность, а также встроенность в систему.

Можно попытаться выделить несколько наиболее распространенных вариаций образов современного успешного человека:

    Внешне успешный человек;

    Человек, успешный благодаря личностным качествам;

    Публичный успешный человек;

    Успешный в своей сфере деятельности.

    Считающий себя успешным, являющийся им;

    Не считающий себя успешным, но являющийся таким с точки зрения окружающих.

Вариаций достаточно. Но есть один фактор, очевидный и удивительный одновременно.

Немного о потребностях, мотивации и желании прогресса

Человек - существо желающее. Он крайне редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворить одно желание, на его месте тут же возникает другое. Мотивация для реализации желаний есть основной фактор социальной эволюции личности, залог её роста и движения. Она практически всегда зависит от общего уровня удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей организма.

Рассматривать потребности надо в ситуации стабильности и сытости, то есть когда базовые потребности удовлетворены. Отсюда становится вполне ясно, что на современном этапе идея успеха должна рассматриваться не как конечная, а как идея, связанная с поиском эволюции и иных путей развития.

Возможно, это и развернуло постсоветское общество в сторону западных ценностей и представлений об успехе. Перенять и в полной мере понять их мы на данном этапе не можем, но так или иначе движемся в заданном направлении, порой отклоняясь левее-правее.

Образ успешного человека - динамичное и субъективное понятие. Невозможно его точно определить, он всегда будет немного расплывчатым, приблизительным, потому что базируется на основе мнений, суждений и представлений многих людей.

Успешный представитель нашего общества сегодня... Что для него является успехом? Какова расстановка приоритетов? Успех как возможность самореализации? Успех как высокая личная самооценка, честно прожитая жизнь? Успех как уважение окружающих? Как благополучие в семье? Популярность? Финансовое благополучие? Или всё это в совокупности? Однозначного ответа на сегодняшний день нет и вряд ли появится на завтрашний.

Возможно, об этом с большей объективностью смогут порассуждать наши потомки. От них, пожалуй, и будем ждать ответ.

Диссертация

Атюнина, Вера Сергеевна

Ученая cтепень:

Кандидат психологических наук

Место защиты диссертации:

Хабаровск

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Общая психология, психология личности, история психологии

Количество cтраниц:

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА ОБРАЗА УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА.

1.1. Междисциплинарный анализ научных представлений об успехе.

1.1.1. « Успех» в русской языковой картине мира.

1.1.2. Семантический анализ синонимического ряда лексемы «успех » в русской и иностранных лингвокультурах.

1.1.3. «Успех » как философско-этическая категория.

1.1.4. Проблемы психологического изучения феномена «успех ».

1.2. «Образ успешного человека» в психологической науке.

1.2.1. Психический образ в отечественной и зарубежной психологии.

1.2.2. Понятие о семантическом пространстве личности и категориальной структуре образа.

1.2.3. Психологические детерминанты формирования образа успешного человека .

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА.

2.1. Организация эмпирического исследования.

2.2. Методология, методы и процедуры эмпирического исследования.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБРАЗА УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА.

3.1. Результаты изучения представлений об успехе и успешном человеке в семантическом пространстве личности.

3.1.1. Психосемантический анализ успеха, успешности, счастья, благополучия.

3.1.2. Психосемантический анализ представлений об успешном человеке, успешной женщине и успешном мужчине.

3.2. Результаты изучения детерминант формирования представлений об успехе и успешном человеке.

3.2.1. Гендерные и личностные детерминанты формирования представлений об успехе.

3.2.2. Гендерные и личностные детерминанты формирования категориальной структуры образа успешного человека.

3.3. Общие результаты эмпирического исследования (вместо выводов).

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Образ успешного человека в семантическом пространстве личности"

Актуальность исследования. Успех - многоплановый, интересный объект для научного осмысления, что находит свое отражение в различных подходах к его изучению (философских, социологических, культурологических, экономических, педагогических). В психологии успех - это особая категория, которая заключает в себе и процесс, и результаты достижений в самом широком смысле этого понятия, в отдельных или всех сферах жизнедеятельности личности.

В психологической науке достаточно много исследований, посвященных определению понятия, составных элементов и критериев, позволяющих характеризовать человека как «успешного ». Однако является не изученной область представлений об успешном человеке в обыденном сознании.

Вместе с тем роль образных форм отражения в структуре личности, понимание уникальности человека через анализ «мира его образов » являются необходимыми аспектами системного изучения психики. Тесное взаимодействие в самой основе психического отражения «чувственно-образного» и «личностного » (образ не существует вне оценки-отношения субъекта к объекту) указывает на необходимость специальной разработки проблемы образного отражения конкретной личностью такого понятия, как «успешный человек ».

Реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя позволяет психологу рассматривать личность «не как набор объектных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носителя определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов» (В.Ф. Петренко ).

В настоящее время в науке отсутствуют работы, посвященные вопросам детерминации содержания образа успешного человека; не разработаны психодиагностические методы изучения образа успеха и образа успешного человека. В реконструкции субъективного образа успешного человека перспективен психосемантический анализ представлений об успехе и успешном человеке. Психосемантический подход, в данном случае, позволяет перейти от изучения функциональной структуры сознания к изучению реального состояния сознания личности. Говоря об изучении построения человеком Образа мира, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что самое главное состоит не в том, как, с помощью каких средств протекает этот процесс, а в том, что получается в результате этого процесса.

Особо интересным видится тендерный и личностный аспекты обозначенной проблемы. В последнее время тендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в психологической науке. Однако все исследования сводятся к изучению личностных или полоролевых особенностей разных групп. Вместе с тем, тема детерминации содержания и категориальной структуры образа успешного человека тендерными и личностными особенностями является новым полем исследовательской деятельности. И имеет как научное, так и практическое значение для современной психологии.

Углубление представлений об особенностях и детерминантах, обуславливающих содержание образа успешного человека, тендерных особенностей категориальной структуры данного образа необходимо как для дальнейшего обогащения теории психологии личности и общей психологии, так и для расширения возможностей практик психологической помощи. Все это определило выбор темы «Образ успешного человека в семантическом пространстве личности ».

Степень научной разработанности проблемы. Исследования проблемы успеха в современной науке многоплановы и включают работы нескольких направлений, которые и составили теоретическую основу диссертации.

Первое представлено исследованиями темы успеха в русской языковой картине мира. Работы А. Вежбицкой, В.М. Живова , В.Н. Топорова, А.В. Юдина позволяют установить этимологию, семантику и проанализировать синонимический ряд понятия «успех ».

Второе охватывает философско-этические концепции, освещающие проблематику целей и способов достижения успеха. Оно представлено положениями «философии эвдаймонизма » (Аристотеля, Ф. Бэкона, Дж. Локка, Платона); «модели американской этики успеха » (Д. Карнеги, Э. Карнеги, С. Керр, Р. Хубер); «русской традиции » успеха, счастья, благополучия (А. Гельман, И.М. Клямкин , А.С. Панарин, Г.Л. Тульчинский).

Третье - работы отечественных и зарубежных ученых, в которых исследуются психологические проблемы феномена «успех »:

Понятийный аспект рассматривается в работах И.В. Бондаревой , М.С. Жамкочьян, J1.H. Лабунской, А.Н. Панкратова , М. Мольца;

Изучение составляющих «жизненного успеха » - структурный аспект -представлено в трудах Г.Е. Гудим-Левкович, А. Адлера, 3. Зиглара; концепции «социального успеха »: исследования профессиональной успешности -И.П. Лотовой , Н.В. Самоукиной, О.Н. Родиной; исследование взаимоотношений с близкими окружающими - М. Аргайла ; концепции «личного успеха »: исследование счастья и субъективного благополучия - Д. Колесова, P.M. Шамионова , М. Аргайла; функциональный аспект «успеха » исследовали Н.А. Батурин , В.Н. Панкратов, P.M. Шамионов, А. Бандура ;

Изучение факторов достижения успеха представлено в работах Н.В Самоукиной, Ю.Г. Фроловой , В. Аткинсона, 3. Зиглара, М. Мольца;

Механизмы достижения успеха рассмотрены А.А. Гостевым , Д. Янкелович, Р. Винером, Б. Скиннером;

Проблема определения критериев успеха изучена Г.Е. Гудим-Левкович, P.M. Шамионовым ;

Четвертое направление представлено работами, основанными на психосемантическом подходе к изучению образной сферы личности (Е.Ю. Артемьева , В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, А.О. Прохоров , В.П. Серкин, М.А. Холодная, А.Г. Шмелев ).

В психологической науке вокруг категории «образ » сложилась достаточно специфическая ситуация. Изучение указанной категории до настоящего времени в основном было связано с исследованиями «образа мира » (Н.Н. Бахтина , О.А. Истомина, В.П. Серкин, Ю.К. Стрелков , В.А. Шиман, П.Р. Юсупов).

Специальные работы, построенные на эмпирическом материале и направленные на исследование различных форм существования значений в индивидуальном сознании, изучение особенностей отдельных образов действительности, начали появляться в отечественной психологии недавно. Исследованию психосемантических особенностей стереотипов обыденного сознаиия посвящены работы В.В. Калиты , Л.А. Нистратова, В.Ф. Петренко, В.П. Серкина , Л.Д. Сурманидзе, А.А. Хайруллаевой, А.Г. Шмелева .

Обыденные представления о «порядочном человеке » исследовались Н.Ю. Григоровской и JI.JI. Дикевич ; об «умном человеке » - В.Н. Дружининым; представления о «русском человеке » - М.И Воловиковой ; представления о «тоске » - И.А. Воробьевой; о «лжи» и «обмане » - Н.Г. Любимовой. Отражение политической ситуации в обыденном сознании изучалось О.В. Митиной и В.Ф. Петренко.

Несмотря на обилие и многоплановость работ, охватывающих изучение проблематики успеха личности и ее образной сферы, к числу не исследованных направлений относятся: обыденные преставления об успехе и успешном человеке; психосемантические особенности содержания образа успешной женщины и образа успешного мужчины; детерминанты, обуславливающие содержание представлений об успехе и категориальную структуру образа успешного человека. Настоящая работа «призвана » восполнить этот пробел.

Объектом диссертационного исследования является психосемантическое пространство «образа успешного человека ».

Предметом исследования - содержание и категориальная структура «образа успешного человека ».

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в определении содержания и категориальной структуры «образа успешного человека ».

В соответствии с целью сформулированы основные задачи исследования:

Изучить научные представления об «успешном человеке » и феномене «успех » на основе теоретического анализа различных источников;

Рассмотреть общие методы психосемантического анализа и разработать частные методики, позволяющие реконструировать семантические пространства образа успеха и образа успешного человека;

Теоретическая гипотеза: определить содержание и категориальную структуру «образа успешного человека » позволяет реконструкция психосемантического пространства этого понятия.

Эмпирические гипотезы:

Представления об успешном человеке структурированы в «собирательный » образ и детализируются в содержании образа успешного мужчины и образа успешной женщины, их категориальные структуры имеют различия;

В обыденном сознании тендерные и личностные особенности детерминируют представления об успехе, содержание и категориальную структуру образа успешного человека.

Методологическая основа и методы исследования. Методологическую основу составили работы Е.Ю. Артемьевой , E.JI. Доценко, Д.А. Леонтьева, В.Ф. Петренко , В.В. Петухова, А.О. Прохорова, В.П. Серкина , А.Г. Шмелева, в которых отражены идеи о субъективной семантике.

При этом автор также опирался на исследования в области экспериментальной психосемантики В.Ф. Петренко, В.П. Серкина, Д. Банистера , Дж. Келли, Ч. Осгуда; работы по семантике цвета и символов И. Морозова, М.О. Суриной , Э. Канетти, Дж. Купера, М. Люшера.

Исследование основывалось на использовании метода реконструкции субъективного семантического пространства, являющегося операциональным аналогом категориальной структуры индивидуального сознания.

В работе используется комплекс дополняющих друг друга методов и процедур анализа: метод беседы и анкетирования, ассоциативный эксперимент, метод экспертных оценок, метод классификации; метод частного семантического дифференциала «Образ успеха » и «Образ успешного человека »; проективные методы - «Четыре рисунка успеха » и цветоассоциативный эксперимент; методика многофакторного исследования личности Кэттела . Методы математической статистики: факторный и корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена), критерий Фишера - <р и /-критерий Стыодента для независимых выборок с применением статистических пакетов прикладной компьютерной программы «Excel», компьютерной интегрированной системы обработки данных «SPSS 15.0» в среде Windows.

Надежность и достоверность полученных данных обеспечивается обоснованностью исходных теоретических позиций и методологических основ; репрезентативностью выборки испытуемых (267 человек) и использованием комплекса валидных методик, соответствующих целям и задачам исследования; применением статистических методов обработки данных, статистической значимостью полученных результатов.

Научная новизна исследования:

Выявлены содержание и категориальная структура образа успеха;

С помощью методов психосемантики установлена взаимосвязь и взаимозависимость образа жизненного успеха и представлений о профессиональной успешности, семейном счастье и субъективном благополучии в обыденном сознании;

Выявлены содержание и категориальная структура образа успешного человека; установлены различия в содержании образа успешной женщины и успешного мужчины;

Определены особенности содержания образа успеха и образа успешного человека, обусловленные тендерными и личностными детерминантами.

Расширены научные представления о содержательных и структурных компонентах концепта «успех » в русской языковой культуре, в сравнительном аспекте отечественных и зарубежных философско-этических подходов; разработаны методики психосемантического анализа: частный семантический дифференциал «Образ успеха » и частный СД «Образ успешного человека »;

Диссертационная работа представляет первый опыт психосемантического исследования представлений об «успехе » и содержании «образа успешного человека » в обыденном сознании;

Научно-практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и сформулированные выводы могут стать новыми основаниями для переосмысления подходов к изучению функций, факторов, механизмов и критериев достижения успеха личностью.

Практическая ценность определяется тем, что фактический материал диссертации может расширить содержание диагностической и консультационной работы в семейной, индивидуальной и групповой формах; применяться в психологических службах организаций различных отраслей. Основные положения работы могут быть использованы в специальных курсах и курсах лекций по общей и социальной психологии, психологии личности, инженерной психологии.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

2. Содержание образа успешного человека отличается характеристиками, свойственными в большей степени успешному мужчине, чем успешной женщине: верность, постоянство, безупречная репутация, холодность, спокойствие, стремление к власти и вместе с тем, согласию и доверию, особое место в его жизнедеятельности занимает семья и любовь, его роль супруга и родителя. Категориальная структура образа успешного человека представлена факторами: конкурентоспособный, дружелюбный, стремительный, счастливый, уверенный.

3. Образ успешной женщины характеризуется ярко выраженными показателями фемининности , представлен в категориях: благополучная, искренняя, привлекательная, серьезная, покоряющая, семейная. Содержание образа успешной женщины включает: жизнерадостность, уверенность в себе, внимание к своему внешнему виду, стилю вообще, она является женой, матерью, любящей и любимой, желает понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление.

4. Образ успешного мужчины представлен маскулинными чертами: конкурентоспособный, покоряющий-мужественный, привлекательный, рассудительный, потенциал, рискующий, творческий, противоречивый. В содержании образа успешного мужчины выявлены положительные качества личности - мудрость, интеллект, постоянство, благочестие, и отрицательные -стремление к разрушению, агрессии, враждебным отношениям, негативизму, протесту, неприятию.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации апробированы на IV Азиатско-Тихоокеанском Международном Конгрессе психологов «Человек. Власть. Общество» (Хабаровск, 2005); Международной научно-практической конференции «Wyksztalcenie I паука bez granic - 2005» (Днепропетровск, 2005); научно-практической конференции «Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства Дальнего Востока » (Хабаровск, 2006); V Азиатско-Тихоокеанском Международном Конгрессе психологов «Человек. Власть. Общество» (Хабаровск, 2006); Международной научно-практической конференции «Передов1 науков1 розробки -2006» (Днепропетровск, 2006); научной конференции преподавателей и сотрудников ХГИИК «Проблемы культуры и искусства в научных исследованиях ХГИИК » (Хабаровск, 2006); обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии ХГИИК (Хабаровск, 2005, 2006, 2007) и кафедры «Психология » ДВГУПС (Хабаровск, 2007).

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Содержит 185 страниц машинописного текста, исключая список литературы и приложения; 94 таблицы, 120 рисунков, 31 приложение, список использованной литературы и источников из 259 наименований.

Заключение диссертации по теме "Общая психология, психология личности, история психологии", Атюнина, Вера Сергеевна

Основные результаты вычисления коэффициентов ранговой корреляции Спирмена в рамках эмпирического исследования представлены в Таблице 3.3.

Результаты корреляционного анализа (по Спирмену)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационная работа является первым опытом психосемантического исследования представлений об «успехе » и особенностей содержания «образа успешного человека » в обыденном сознании. В исследовании установлено:

1. В русской языковой культуре пять основных значений успеха: 1) идеальное; 2) действенно-результативное; 3) пространственно-временное; 4) атрибутивное; 5) цветосветовое. В русской и иностранных лингвокультурах установлен следующий состав синонимического ряда лексемы «успех »: удача, счастье, благополучие.

2. Национальные концепты успеха представлены в локальных этико-философских концепциях: успех в Америке - успех деловой; успех в советской России - это скромный успех (комплекс «советское™»); в современной России успех - это успех «индивидуальный » и определяется личными, а не социально-заданными критериями.

3. В современной психологии наиболее часто употребляется определение успеха - «удачное достижение желаемой цели; единый процесс самореализации личности и ее самоутверждения в социуме». Жизненный успех складывается из личного успеха и социального успеха. Эмоциональным базисом жизненного успеха является удовлетворенность. Методами психосемантики доказано, что образ успеха обусловлен представлениями о профессиональной успешности, семейном счастье и субъективном благополучии.

4. Использование методов экспериментальной психосемаптики, в частности, разработанные автором специализированные СД «Образ успеха » и СД «Образ успешного человека » и проективные методы (рисуночная техника «Четыре рисунка успеха », цветоассоциативный эксперимент) позволяют реконструировать субъективные семантические пространства имплицитных представлений личности об успехе, успешности, счастье, благополучии, успешном человеке, успешной женщине и успешном мужчине.

5. Структура образа успеха представлена категориями: доступный, удовлетворяющий, объективный, статус, особенный, трудный. Содержание образа успеха раскрывает ряд его значений: 1) действенно-результативное; 2) потенциальное; 3) атрибутивное; 4) мотивационно-эмоциональное.

6. Содержание образа успешного человека отличается характеристиками, свойственными в большей степени успешному мужчине, чем успешной женщине. Среди них: верность, постоянство, безупречная репутация, холодность, спокойствие, стремление к власти и, вместе с тем, к согласию и доверию, особое место в его жизнедеятельности занимает семья и любовь, его роль супруга и родителя. Категориальная структура образа успешного человека представлена факторами: конкурентоспособный, дружелюбный, стремительный, счастливый, уверенный.

7. Образ успешной женщины характеризуется ярко выраженными показателями фемининности и представлен в категориях: благополучная, искренняя, привлекательная, серьезная, покоряющая, семейная. Содержание образа успешной женщины отличают такие особенности как жизнерадостность, уверенность в себе, внимание к своему внешнему виду и стилю вообще, она обладает желанием понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление. Особо подчеркнут ее статус жены, матери, любящей и любимой.

8. Образ успешного мужчины представлен маскулинными чертами (факторами): конкурентоспособный, покоряющий-мужественный, привлекательный, рассудительный, потенциал, рискующий, творческий, противоречивый. В содержании образа успешного мужчины выявлены характерные положительные личностные черты - мудрость, интеллект, постоянство, благочестие, и отрицательные - стремление к разрушению, агрессии, враждебным отношениям, негативизму, протесту, неприятию.

10. Женщины склонны детализировать образ успеха. Они, в отличие от мужчин, уделяют внимание категориям: истинный, результативный, комфортный, стремительный. Содержание образа успешного человека в сознании женщин представлено категориями: жизнерадостный, конкурентоспособный, счастливый, обладающий потенциалом, стремительный и рискующий.

11. Для мужчин в образе успеха значимы категории, характерные для обыденного сознания личности: удовлетворяющий, объективный, доступный, статус, особенный. В их представлениях успех - это способ избежать проблем, найти выход, освободиться, расслабиться; причем большое значение приобретает не процесс, а результат. Успешный человек в сознании мужчин отличается особенностями: благополучный, рассудительный, серьезный, творческий и покоряющий.

12. Содержание образа успеха и образа успешного человека в обыденном сознании обусловлено такими личностными особенностями как смелость, мягкосердечность , подозрительность, проницательность, тревожность, высокое самомнение. Личностные черты, проецируются на представления об успешном человеке, тем самым детерминируют его содержание на имплицитном уровне.

Таким образом, цели диссертационного исследования можно считать достигнутыми, задачи - решенными, а теоретические и эмпирические гипотезы -доказанными.

Поскольку психосемантическое изучение образа успешного человека и представлений об успехе было предпринято впервые, автору на его основе хотелось бы наметить перспективы дальнейших исследований по данной теме, и обозначить научные проблемы, решение которых может оказаться результативным: этнопсихологические особенности образа успешного человека; возрастные и профессиональные детерминанты содержания представлений об успехе; образ Мира и представления об успешном человеке; пространственно-временные характеристики представлений об успехе; опыт изучения актуального и идеального образов успешного человека в супружеских парах и т.д.

Теоретическая целесообразность предпринятого исследования заключается в том, что достигнутые результаты могут дать новые основания для переосмысления подходов к исследованию жизненного успеха личности (актуального и потенциального).

Практическая ценность определяется тем, что фактический материал диссертации, в частности, разработанные частные СД «Образ успеха » и СД «Образ успешного человека », может расширить содержание диагностической работы и использоваться в психологических службах организаций различных отраслей, применяться в консультационных практиках, в семейной, индивидуальной и групповой формах работы. Основные положения диссертационной работы могут быть использованы в специальных курсах и курсах лекций по общей и социальной психологии, психологии личности, инженерной психологии.

Следует подчеркнуть, что тема данного диссертационного исследования сложна, многопланова и не может быть разработана исчерпывающе. Существует возможность и необходимость ее дальнейшей, более детальной разработки, привлечения дополнительного материала, источников и расширения круга исследовательских задач, которые представляется интересным рассмотреть не только в рамках общей психологии и психологии личности, но и в социальной психологии, возрастной психологии, психологии труда. В связи с этим результаты могут быть дополнены и уточнены, а исследовательская работа продолжена.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Атюнина, Вера Сергеевна, 2007 год

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.