Интерактивная сторона общения. Взаимодействие и взаимовлияние в структуре общения. Место взаимодействия в структуре общения

  • 2. Основные характеристики общения
  • 3. Структура взаимодействия в общении
  • 4. Социально-психологическая общность как результат общения
  • 5. Социально-психологические механизмы общения
  • Тема 5 структура социального общения
  • 1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
  • 2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
  • 3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
  • Тема 6 психология социализации личности
  • 1. Понятие «социализация» и ее сущность
  • 2. Социальная нормативность и ее структура: объективные предпосылки социализации
  • 3. Психология освоения социальных норм: субъективные предпосылки социализации
  • 5. Жизненная позиция как интегральный критерий социализации
  • Тема 7 психология социально-ролевого поведения личности
  • 1. Социальная дифференциация
  • 2. Социальный статус
  • 3. Социальная роль
  • 4. Ролевые отношения и ролевое поведение личности
  • Тема 8 социальные и межличностные отношения
  • 1. Общее и особенное в социальных и межличностных отношениях
  • 2. Место и природа межличностных отношений
  • 3. Личность и общение в системе общественных и межличностных отношений
  • Тема 9 формы межличностных отношений
  • 1. Межличностные отношения «навстречу людям»
  • 2. Межличностные отношения «от людей»
  • 3. Межличностные отношения «против людей»
  • Тема 10 лидерство как социально-психологический феномен
  • 3. Психологические потребности и мотивы лидера
  • 4. Власть и авторитет лидера
  • 5. Виды и механизм власти лидера
  • 6. Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров
  • Психологический практикум
  • Раздел 3
  • Тема 11. Социально-психологическая ситуация как феномен социальной психологии
  • 2. Классификация социально-психологических ситуаций
  • 4. Адаптация как универсальная стратегия эффективного поведения индивида в социально-психологической ситуации
  • Тема 12. Психология социальной напряженности
  • 1.Социальная напряженность и ее психологическая характеристика
  • 4. Модели поведения субъекта в условиях социальной напряженности
  • Психологический практикум
  • Тема 13
  • 1. Понятие и типы экстремальной ситуации
  • 1. Понятие и типы экстремальной ситуации
  • 3. Личностно ориентированные формы поведения жертв экстремальной ситуации
  • 5. Социальные формы поведения в экстремальной ситуации
  • Раздел 4
  • Раздел 4
  • Тема 14
  • 1. Специфика социально-психологического подхода
  • 2. Теоретические подходы к исследованию малых групп
  • 3. Сущность и содержание понятия «малая группа»
  • 4. Классификация малых групп
  • 5. Психологические характеристики малой группы
  • Тема 15 групповая динамика и ее психологические механизмы
  • 2. Элементы групповой динамики и основные концепции механизма развития малой группы
  • 4. Изменение групповой динамики как социальная техника
  • Тема 16 психология организованных социальных групп: психология производственного коллектива
  • 1. Содержание и структура психологии коллектива
  • 2. Психологическая типология членов трудового коллектива
  • Тема 17
  • 11Сих0л0гия организованных социальных групп: ! психология семьи
  • 1. Психологические типы семьи
  • 12 3 4 5 7 Свобода
  • 3. Психология супружеских взаимоотношений в семье
  • Психологическим практикум
  • ТЕма 18
  • 1. Методология исследования психологии больших социальных групп
  • 2. Особенности психологии классов
  • 3. Психологические особенности этнических групп
  • Психологический практикум
  • Тема 19
  • 2. Масса и вождь
  • 3. Поведение индивидов в массе
  • 4. Поведение массы
  • Тема 20
  • 1. Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав
  • 2. Классификация толпы
  • 3. Психологические свойства толпы
  • 4. Психологические особенности индивида в толпе
  • 5. Поведение толпы
  • 6. Лидер в толпе и механизмы управления толпой
  • 3. Структура взаимодействия в общении

    Взаимодействие в общении представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

    Взаимодействие- это процесс, который складывается из:

    Физического контакта;

    Перемещения в пространстве;

    Совместного группового или массового действия;

    Духовного вербального контакта;

    Невербального информационного контакта.

    Взаимодействия бывают:

    Внутриличностные;

    Межличностные;

    Личностно-групповые;

    Личностно-массовые;

    Межгрупповые;

    Массово-групповые.

    В структуру взаимодействия входят:

    Субъекты взаимодействия;

    Взаимная связь субъектов общения;

    Взаимное воздействие субъектов;

    Взаимные изменения субъектов общения.

    4. Социально-психологическая общность как результат общения

    В общении и через общение формируется социально-психологическая общность - МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей.

    В социально-психологическом плане понятием «общность» характеризуют совокупность людей, способных к общению друг с другом и испытывающих потребность в совместных действиях.

    Понятие «общность» многозначно:

    Социальная группа, имеющая общий предмет внимания и переживания;

    Объединение людей на основе совпадения культурных интересов -объединение людей, имеющих устойчивые социальные признаки.

    Общность может выполнять следующие функции:

    Закреплять групповые особенности;

    Обособлять одну группу от другой;

    Выражать и утверждать специфические групповые интересы и ценностные ориентации.

    Общность служит средством внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленных против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности.

    Условием консолидации общности является совпадение групповых интересов, целей, ценностей, а также признание факта принадлежности к данной группе, ощущение своей личной причастности к деятельности группы. Эффект общности зависит от того, в какой мере ее интересы созвучны интересам входящих в эту общность людей.

    Общность обычно проявляется в:

    Идентификации людей друг с другом или с кем-либо;

    Согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в данную общность;

    Взаимопонимании;

    Симпатии и эмпатии;

    Кооперации деятельности.

    Итак, общность - это характеристика состояния социальной группы как совокупного субъекта общения.

    5. Социально-психологические механизмы общения

    Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика.

    Заражение - это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр.

    Заражение - это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

    Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения - эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

    Источником заражения является носитель эмоционального заряда - индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени установочного накала индуктора. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

    Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состоя- ние. (Характеристики толпы рассматриваются в теме 20.)

    Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности.

    Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воз- действие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.

    Внушение - это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.

    К основным условиям эффективности внушения относят:

    Доверие к нему;

    Отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

    Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что м является специфической чертой внушения.

    Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений:

    При заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмо- ций: внушающий (суггестор) не подвержен здесь тому же состоянию, что и внушаемый (суггерент);

    Процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;

    Внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства - восклицания, ритмы и др.

    Убеждение - это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием наличность.

    Убеждение - это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Заинтересованность - это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.

    Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности убеждающего воздействия:

    Убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

    Убеждение является последовательным и доказательным;

    Убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;

    Убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

    Убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает. Процесс убеждения - это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.

    Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.

    При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение -" преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

    Подражание - это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.

    Подражание - это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе - через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.

    Различают несколько видов подражания:

    Логическое и внелогическое;

    Внутреннее и внешнее;

    Подражание-мода и подражание-обычай. Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:

    Подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

    Низшие по социальной лестнице подражают высшим. Установлены три способа подражания:

    Когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

    Когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

    Когда наблкЙЬние модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

    Частным случаем подражания выступает мода. Мода - это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.

    Мода - это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.

    Мода выполняет следующие функции:

    Коммуникативную (общения);

    Интерактивную (согласования, взаимодействия);

    Компенсаторную (психологической защиты индивида).

    6. Соотношение общения, деятельности и поведения

    Проблему соотношения общения, деятельности и поведения рассматривают с различных точек зрения" многие социальные психологи.

    В одной из концепций (Э.Дюркгейм) представлена тенденция противопоставления общения и деятельности. В ней упор делался на то, что общество достаточно жестко рассматривалось как совокупность форм общения, и сам общественный процесс сводился лишь к процессу духовного речевого общения. При таком подходе индивид представлялся как общающееся, а не практически действующее существо.

    Другая концепция, полная противоположность первой, утверждает идею единства общения и деятельности. Эта точка зрения опирается на понимание того факта, что общение представляет собой реальности человеческих отношений, что любые формы общения буквально вплетены в специфические формы совместной деятельности. Люди общаются не просто в процессе некоторой деятельности, а как бы в ней самой и по поводу нее. Причем общается всегда человек, пребывающий в совместной с другими людьми деятельности, и таким образом формируется общность индивидов, выполняющих совместную работу.

    Характер единства общения и деятельности тоже понимается по разному:

    Как параллельно существующие взаимосвязанные процессы;

    Как две стороны социального бытия человека, его образа жизни;

    Как определенная.сторона деятельности, как ее элемент, а сама деятельность рассматривается как условие общения;

    Как особый вид деятельности в двух ее разновидностях:

    Как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно;

    Как речевая деятельность.

    По-видимому, перечень представлений о единстве общения и деятельности можно было бы продолжить.

    Сейчас распространено представление о том, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого человека оптимального понимания целей, задач, уяснения специфики объекта и возможностей участников. Включение общения в этот процесс позволяет согласовать или рассогласовать деятельность индивидуальных участников воздействием, в котором и проявляется обратное влияние общения на деятельность.

    Отдавая должное рассмотренным точкам зрения на соотношение деятельности и общения, нельзя не видеть ограниченности этих представлений (либо единство общения и деятельности, либо их про тивоположность). Остается в стороне тот очевидный факт, что общение происходит не только по поводу какой-нибудь совместной деятельности, но еще и в определенной, вполне конкретной форме.

    Любая деятельность - это и содержание (что именно делается), и форма (как именно это делается), поэтому правильнее, с точки зрения соответствия реалиям бытия, говорить об органично-целостном, неразрывном единстве деятельности, поведения и общения. Общение само по себе неизбежно характеризуется формой, т.е. своей поведенческой стороной. Контакт партнеров по общению, то, как происходит этот контакт, - это вопрос поведения в рамках данного общения. Такова авторская точка зрения на вопрос о соотношении общения, деятельности и поведения, и можно предположить, что поле эффективности этой точки зрения достаточно широко.

    Контрольные вопросы:

    1. Какова сущность понятия «общение»?

    2. Приведите аргументы в подтверждение тезиса о том, что общение - это:

    Вид самостоятельной человеческой деятельности;

    Атрибут других видов человеческой деятельности;

    Взаимодействие субъектов.

    3. Каковы основные элементы содержания общения?

    4. Каково содержание функций общения?

    5. Какие признаки внешней и внутренней сторон общения?

    6. Каков смысл понятия «стиль и манера общения»?

    7. Перечислите основные группы средств общения.

    8. Каково содержание понятия «взаимопонимание» и его механизм?

    9. Охарактеризуйте структуру взаимодействия в общении.

    10. Каково содержание понятия «социально-психологическая общность»?

    11. Перечислите социально-психологические механизмы общения, раскройте их содержание.

    12. В каком соотношении между собой находятся общение, деятельность и поведение?

    Психологический практикум

    Игра «Слои»

    Цель игры : показать, что каждый человек бывает по-своему прав, доверяя своим ощущениям и восприятиям, но тем не менее, истина полнее, глубже, всеохватнее.

    Ведущий рассказывает участникам древнеиранскую притчу. Одному шаху на склоне лет захотелось посмотреть на слона, которого он никогда раньше не видел. И вот подданные шаха повели слона в город, однако путь их был долгим и нелегким. Добрались они в город, когда солнце уже,село. Слона оставили на городской площади до рассвета. Горожанам, которым также не терпелось посмотреть на это диковинное животное, затемно собрались на площади. Не видя слона, они могли только потрогать его. Но из-за огромных размеров слона никто не мог понять, какой он. Один решил, что слон - это столб, так как ощупал его ногу. Другой сказал: «Это большая сабля», - так как ему «достался» бивень. Третий подумал, что слон - это что-то вроде шланга и т.д. Люди спорили до хрипоты, ссорились, доказывая свое, даже подрались и к восходу солнца были уже готовы поубивать друг друга. - Когда же солнце взошло, все увидели, что прав каждый, но никто так и не мог представить, что есть слон на самом деле.

    Примерно одной трети участников игры завязывают глаза - им предстоит играть роль горожан. Другая часть группы импровизирует, изображая «слона». Первая подгруппа не знает, сколько участников создает «скульптуру» и как она выглядит. Когда «слон», т.е. некая композиция из людей, застывших в разных позах, стульев и другой мебели готова, «горожане» на ощупь ее исследуют, стараясь понять, сколько человек задействовано в композиции и как расположены части «слона». Остальные наблюдают за мимикой и непроизвольными реакциями и «горожан», и тех, кто изображает «слона».

    Обсуждение: участникам предлагается ответить на вопросы:

    Какие они испытывали ощущения во время игры?

    Какие закономерности в проявлении чувств заметил каждый из участников?

    Игра «Нестандартный подход»

    Цель игры: вывести закономерности взаимопонимания, развить навыки управления вниманием и настроением партнера по общению, в частности, путем варьирования характеристик речи (тона, темпа, громкости) или движения. Известный советский педагог А.С.Макаренко говорил в свое время, что любой человек, занимающийся проблемами общения, должен уметь произнести фразу «Иди сюда!» сорока различными способами.

    Каждый участник игры пробует произнести разными способами:

    а) свое имя;

    б) какое-нибудь из следующих выражений: «Прощай!», «Ну, хорошо!», «Спасибо!», «Я жду!», «Так дело не пойдет!», «Надо же!», «Давай-давай!», «Ну и денек!», «Ну и что», «Иди ко мне», «Вот это да!», «Привет» и др.;

    в) какую-нибудь общую для всех фразу, например, «Хочу газировочки!»: один - как начальник, второй - как маленький ребенок, третий - как робот, четвертый - как умирающий и т.д.;

    г) фразу «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим», - как назидание, как жалобу, как заискивание, как пренебрежение, со злостью и т.д.;

    д) фразу «Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет», стараясь вызвать протест, интерес, сожаление и т.д.;

    Обсуждение: участники анализируют проделанное, отвечая на вопросы:

    Какой темп разговора кажется самым результативным?

    Как это связано с конкретной ситуацией?

    Какие чувства возникают при изменении интонации или движения?

    Игра «Место встречи»

    Цель игры: научиться налаживать механизмы взаимопонимания в общении.

    Ведущий предлагает участникам договориться о встрече:

    а) один описывает место в помещении, другой, с закрытыми глазами, должен это место найти;

    б) один описывает место в городе, другой должен определить и назвать это место.

    Обсуждение: игравшие отвечают на вопросы:

    Что мешало понять собеседника?

    Что помогало понять собеседника?

    Что помогало «встать» на позицию говорящего?

    Игра «Мечта»

    Цель игры : научиться анализировать собственные позиции в общении.

    Попробуйте пофантазировать наедине с собой на следующие темы: Если бы удалось перевоплотиться в животное, то каким животным захотелось бы стать? Что побуждает выбрать именно его?

    Если бы можно было на недельку поменяться с кем-нибудь местам и, то кто это мог бы быть? Почему именно он? Если «золотая рыбка» пообещает выполнить любые три желания, чего захотелось бы пожелать? Если бы в течение трех дней удалось стать невидимым, то как бы захотелось этим воспользоваться?

    Если бы можно было читать мысли другого человека, то кого именно хотелось бы выбрать для этой цели? Почему его? Если бы можно было чудесным образом переместиться в любой уголок земли, путешествовать во Вселенной или побывать в другой эпохе, то куда было бы предпочтительнее отправиться?

    Тест «Коммуникативная компетентность»

    В бланке для заполнения нужно обвести кружком пункт утверждения, с которым Вы согласны, и вычеркнуть пункт, по отношению к которому у Вас есть возражения. Подсчитайте число пунктов, обведенных кружком.

    1. Обычно лучше слушаешь, рисуя каракули.

    2. Юмор особенно нужен для того, чтобы понизить напряжение во время заседания.

    3. Уверенность в себе - лучший способ общения.

    4. Недовольный никогда не заслуживает того, чтобы его выслушивали.

    5. Люди, которые предлагают назначить председательствующего, очень часто желают увидеть себя на этом месте.

    6. Улыбка - не обязательно признак радости.

    7. Общение - это простой процесс.

    9. Тот, кто приходит первым на заседание, часто - самый заинтересованный.

    10. Тот, кто говорит без остановки, как правило, хочет высказать много важных мыслей.

    11. Обычно, если люди Вас не слушают, значит им неинтересна тема.

    12. Вещи отражают индивидуальность.

    13. Умение слушать - вполне естественное умение.

    14. Люди обычно забывают то, что их не интересует.

    15. Тот, кто садится во главе стола, вероятно, стремится оказывать влияние на группу.

    16. Чтобы продуктивно общаться, нужно в первую очередь уметь убедительно говорить.

    17. Манера, в которой произносится слово, влияет на его смысл.

    19. Если люди уязвлены, обижены, то плодотворное общение невозможно.

    20. Люди говорят меньше, когда боятся, что будут раскритикованы.

    21. Если человек позволяет себе уступить в споре, это может означать, что он не заинтересован в деле.

    22. Не очень полезно принуждать замкнутого человека слишком часто высказывать свои мысли в группе.

    23 Человек, который говорит больше всех, вероятно, стремится властвовать.

    24. Если кто-то часто смотрит на часы во время собрания, это, вероятно, означает, что он хочет уйти. ^

    25. Легче всего убедить тех людей, которые схватывают все на лету.

    26. Люди обычно успешнее общаются, если они в хорошем настроении.

    27. Если собеседник смотрит в сторону в то время, когда другой говорит, это обычно означает, что предмет разговора его не интересует.

    28. Уверенное владение темой - почти стопроцентный залог успешного общения.

    29. Обычно говорят меньше, когда разгневаны.

    30. Человек, который вызывается выступить на заседании, пытается, может быть, оказать давление на аудиторию.

    31. Молчание - знак согласия.

    32. Можно выразить гнев так, что человек, на которого он направлен, его поймет и согласится с ним.

    33. Выражение лица может изменять смысл произносимых слов.

    34. Недоразумения редко возникают из-за неправильно понятогослова.

    35. Боясь показать себя в невыгодном свете, люди могут сказать, что они все поняли, тогда как на самом деле это не так.

    36. Если кто-либо, слушая, качает головой, это означает, что он заинтересован,

    37. Лучшее средство выражения гнева состоит обычно в повышении тона.

    38. Иногда важнее чувства, чем слова, которыми они выражены.

    39. Когда поднимают брови, это может означать призыв к тишине.

    40. Чтобы плодотворнее общаться, лучше быть экспансивным, чем замкнутым.

    41. Оговорка, случайное использование одного слова вместо другого, могут обнаружить настоящие чувства говорящего.

    42. Тот, кто приходит последним на собрание, вероятно, наименее заинтересован.

    43. Четко понятая инструкция почти всегда выполняется.

    45. Оформление кабинета может кое-что рассказать о личности его владельца.

    46. Недостаточно просто выслушать, надо уметь потом дать совет.

    47. Повторение только что сказанного - хорошее доказательство того, что сообщение было понято.

    48. Люди часто общаются, не задумываясь.

    49. Криком ничего не добьешься.

    50. Слово, написанное с ошибками, иногда оказывается разобл ач ител ьн ы м.

    51. Манера, с какой кто-нибудь пожимает Вам руку, отражает его индивидуальность.

    52. Если во время заседания кто-то непрестанно предлагает различные способы выполнения задания, то это только замедляет работу группы и уменьшает ее производительность.

    53. Можно быть очень полезным, просто слушая и не говоря ни слова.

    54. Жест, даже сдержанный, может сказать больше, чем слова.

    55. Лучшее средство претворять идею в жизнь - повторять ее часто,громко и уверенно.

    56. Общение продуктивно только тогда, когда слушатель понимает сообщение втом же смысле, в каком его понимает говорящий.

    57. Начитанность человека может свидетельствовать о егр личности.

    58. Люди, которые мало говорят, мало что могут предложить,

    59. Даже при абсолютном несогласии люди могут выразить согласие, лишь бы прекратить дискуссию.

    60. Разные люди неодинаково выражают схожие чувства.

    В первых двух строках бланка все высказывания должны учитываться с обратным знаком: «согласен» означает «неверно»,

    «несогласен» означает «верно».

    1 4 7 10 13 16, 19 22 25 28

    31 34 37 40 43 46 49 52 55 58

    2 5 8 И 14 17 20 23 26 29

    32 35 38 41 44 47 50 53 56 59 .

    3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

    33 36 39 42 45 48 51 54 57 60 "

    Степень коммуникативной компетентности: 1- 20 - низкая, 21-40 - средняя, 41-60 - высокая.

    Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий ха-рактеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

    Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

    В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

    Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии (Петровская, 1983).

    Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

    Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному. С точки зрения этики деловых отношений, структуру общения можно характеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения схематично изображена на рисунке 1.

    Рис. 1

    Коммуникативная сторона (коммуникация) Коммуникативная общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не просто принята, но и понята и осмыслена. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно тогда, когда участники общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково в силу социальных, политических, возрастных особенностей. В результате несоблюдения вышеупомянутых нюансов возникают коммуникативные барьеры (барьеры общения), которые служат причиной непонимания собеседников и, как следствие, могут создавать предпосылки их конфликтного поведения.

    Барьеры общения имеют социальный или психологический характер. Социальные барьеры создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванной глубинными различиями, существующими между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными и пр.). Барьеры психологического характера возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений. Выделяют три формы барьеров общения: (рис. 2)


    Рис. 2

    Стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммутатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению).

    Семантический барьер (различие в системах значений слов).

    Логический барьер (сложная и непонятная или неправильная логика рассуждений, доказательств).

    Любая поступающая к человеку информация несет на себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение и желание, с целью их частичного или полного изменения. Не всякий хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, образ мыслей, отношения с другими людьми, душевное спокойствие. Соответственно, человек может противиться получению нежелательной для него информации, защищаясь как от источника коммуникации, так от самого сообщения. Защита от информации может проявляться в виде «избегания» (индивид уклоняется от контактов ее определенными людьми, и слушает собеседника в процессе разговора, использует любой предлог для его прекращения) или своеобразного «непонимания» самого сообщения (так реагирует, например, заядлый курильщик на информацию о вреде курения).

    Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Общение почти всегда предполагает некоторый результат -- изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение проявляется как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей.

    Человек вступает во взаимодействие с другими людьми, руководствуясь следующими мотивами:

    ь максимизация общего выигрышна (мотив кооперации);

    ь максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

    ь максимизация относительного) выигрыша (конкуренция);

    ь максимизация выигрыша другого (альтруизм);

    ь минимизация выигрыша другого (агрессия);

    ь минимизация различий в выигрышах (равенство).

    В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в форме сотрудничества (кооперации) или соперничества (конкуренции).

    При интерактивном взаимодействии партнеров различают следующие механизмы взаимодействия: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия однонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие.

    Сотрудничество -- общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности.

    Противоборство -- общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.

    Уклонение от взаимодействия -- партнеры стараются избегать активного сотрудничества.

    Однонаправленное содействие -- один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;

    Контрастное взаимодействие -- один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.

    Компромиссное взаимодействие -- оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

    Интерактивная сторона общения по своей сущности -- это психологическое воздействие, проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатом этого проникновения является изменение индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояния).

    Персептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. В процессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре. В этот процесс включены как минимум два человека, и каждый сопоставляет себя с другим, принимая в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает собственные потребности, мотивы и установки. Человек осознает себя через другого посредством определенных механизмов перцепции, к которым относятся:

    ь познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);

    ь познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

    ь прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

    Идентификация -- это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

    Стереотипизация -- это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.

    Эмпатия -- это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

    Аттракция (привлечение) -- форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению.

    Рефлексия -- это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

    Каузальная атрибуция -- механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

    Таким образом, общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сторон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведение партнеров.

    Анализ общения с этой точки зрения показал, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Вычленить «чистые» образцы (модели) общения, конечно можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь «механизм», т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Такими «механизмами» общения и являются: сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное содействие, контрастное взаимодействие, компромиссное взаимодействие; идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.

    Структура взаимодействия в общении. В структуру взаимодействия входят 5, c. 53. а субъекты взаимодействия б взаимная связь в взаимное воздействие друг на друга г взаимные изменения субъектов общения.

    Взаимодействие представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнра, причм вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

    Взаимодействие складывается из действий. Каждое действие определяют - действующий субъект - объект действия или субъект, на который направлено воздействие - средства или орудия действия - метод действия или способ использования средств воздействия - реакция индивида, на которого воздействуют, или результат действия. Взаимодействие это процесс, который складывается из физического перемещения в пространстве, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия, духовного вербального контакта, невербального информационного контакта.

    Взаимодействие как процесс характеризуют совокупная, кооперативная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения, взаимопонимание. Взаимодействия бывают разных типов - межличностные - личностно-групповые - личностно-массовые - межгрупповые - массово-групповые - планетарные или глобально-массовые. Как диалектический процесс, общение представляет собой единство двух противоположных тенденций к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны, и к борьбе, к дифференциации с другой.

    Социальные воздействия могут быть самыми разнообразными. Вся гамма и оттенки отношений, многообразие их проявлений не могут быть исчерпаны представленной классификацией, как и не может быть представлено в кратком, почти конспективном изложении все многообразие подходов к определению сущности и содержания общения как взаимодействия социальных субъектов. Важно подчеркнуть, что для общения как взаимодействия социальных субъектов с позиции диалогической методологии характерны следующие особенности 1 Равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от социального статуса 2 Равное признание активной коммуникативной роли друг друга 3 Психологическая поддержка друг друга.

    Называя эти три основные особенности, подчеркну ещ раз субъект-личность, вступая в общение как систему социального взаимодействия, сохраняет при этом свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих коммуникативных действий. 6. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. Все средства общения делятся на две большие группы вербальные словесные и невербальные.

    На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А.Пиз в своей книге Язык телодвижений приводит данные, полученные А.Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счт вербальных средств только слов на 7 , звуковых средств включая тон голоса, интонации звука на 38 , а за счт невербальных средств на 55 . К таким же выводам пришл и профессор Бердвиссл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35 , а более 65 информации передатся с помощью невербальных средств.

    Между вербальными и невербальными средствами общения существует разнообразное разделение функций по словесному каналу передатся чистая информация, а по вербальному отношение к партнру по общению. 3, c. 119. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения. Кинесические средства.

    Кинесические средства наиболее значимы. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке. 1. Особая роль в передаче информации отводится мимике движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру. Показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15 информации.

    Основные характеристики мимики е целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения все движения мышц лица скоординированы. Исследования психологов показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта губы. 2. С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения.

    Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Американские психологи Р.Экслайн и Л.Винтерс установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и с трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону в пространство, когда мысль полностью готова, на собеседника.

    Если речь идт о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнра только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению.

    Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения.

    Если человек возбуждн или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его значки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. Таким образом, не только экспрессия лицевая нест информацию о человеке, но и его взгляд. Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определнных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передат заведомо ложную информацию, лицо становиться малоинформативным, а тело главным источником информации для партнра.

    Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержать очень много информации.

    Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка. 3. Поза это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужднные позы, чем их подчиннные.

    Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения психолог А.Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведнных В.Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

    Показано, что закрытые позы когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве наполеоновская поза стоя руки, скрещенные на груди, и сидя обе руки упираются в подбородок и т.п. воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытые же позы стоя руки раскрыты ладонями вверх, сидя руки раскинуты, ноги вытянуты воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

    Есть ясно читаемые позы раздумья поза роденовского мыслителя, позы критической оценки рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску. Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону, откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, поставить себя, будет стоять прямо, в напряжнном состоянии, с разврнутыми плечами, иногда упршись руками в бдра человек же, которому не нужно подчркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужднной позе. Практически все люди умеют хорошо читать позы, хотя, конечно, далеко не все понимают, как они это делают. 4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

    От той информации, которую нест жестикуляция, известно довольно много.

    Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужднности человека, его взволнованности, растт интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнрами, особенно если оно почему-то затруднено. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить 1 коммуникативные жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д. 2 модальные, т.е. выражающие оценку и отношение жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п. 3 описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

    В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать.

    Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи. 5. И, наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причм оказалось, что самая тяжлая походка при гневе, самая лгкая при радости, вялая, угнетнная походка при страданиях, самая большая длина шага при гордости.

    С попытками найти связь между походкой и качеством личности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов. Просодические и экстралингвистические средства. Просодические и экстралингвистические средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Просодика это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

    Экстралингвистическая система это включение в речь пауз, а также различного рода психофизических проявлений человека плача, кашля, смеха, вдоха и т.д. Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

    Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушнным голосом, с понижением интонации к концу фразы. Скорость речи также отражает чувства быстрая речь взволнованность или обеспокоенность медленная речь свидетельствует об угнетнном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек.

    Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос.

    Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его. Такесические средства общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнра, возраст, пол, степень их знакомства.

    Рукопожатия, например, делятся на три типа доминирующие рука сверху, ладонь разврнута вниз, покорное рука снизу, ладонь разврнута вверх и равноправное. Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся. Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся.

    Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Проксемические средства. Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э.Холл, который ввл сам термин проксемика, буквальный перевод которого означает близость. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

    Э.Холл описал нормы приближения человека к человеку дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями интимное расстояние от 0 до 45 см общение самых близких людей персональное от 45 до 120 см общение со знакомыми людьми социальное от 120 до 400 см предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении публичное от 400 до 750 см при выступлении перед различными аудиториями.

    Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. Ориентация и угол общения проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей. Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив при обычной дружеской беседе занимают угловую позицию при кооперативном поведении занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола независимая позиция выражается в расположении по диагонали.

    Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально, оно создат образ партнра по общению выражает взаимоотношения партнров по общению, формирует эти отношения является индикатором актуальных психических состояний личности выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

    Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать словесным действием. Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

    Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создатся рядом психотехнических примов а воображаемой диалогизацией синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога б вопросно-ответным ходом субъект общения сам задат себе вопрос и сам на него дат ответ в риторическим вопросом который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнров по общению г эмоциональными восклицаниями что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения д инверсией т.е. преднамеренным нарушением порядка слов. Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы.

    Психотехника речи это система индивиндуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.

    Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи это раздел психотехники общения, раскрывающий примы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

    Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические его выразительность. Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам. Темп словесного действия это скорость его осуществления. быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный утомляет.

    Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места. Дикция, т.е. ясное, чткое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия. Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.

    Жест это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека. Мимика это динамическое выражение лица в конкретный момент общения. Пантомимика это динамическое состояние позы в конкретный момент общения. Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Предмет общения и средства общения

    Древнегреческий философ Сократ 469-399 до н.э. обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между.. Он требовал логического обоснования положений этики, а их понимание.. Ученик Сократа Платон 427-347 до н.э. считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Интерактивная сторона общения - условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихся в их совместной деятельности . Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответную реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.

    Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция . Кроме кооперации говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются “позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие для нее.

    Кооперация обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем “тесноты” кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

    Что касается конкуренции , то здесь анализ чаще сконцентрирован в наиболее яркой её форме - конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия).

    Совместная деятельность и общение протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки; оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, регулирует свои отношения с другими людьми. Каждая роль (нормативно одобряемый образец поведения), в которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям и ожиданиям окружающих.

    Один и тот же человек выполняет различные роли. Множество ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевыеконфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. “Исполнение” роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь незначительное отклонение от образца осуждается.


    Итак, исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Но общение не всегда строится успешно и часто не лишено внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью. В этом случае возникает межличностныйконфликт.

    В совместной деятельности причинами конфликтов могут выступать два рода детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Причиной конфликта являются также непреодолённые смысловые барьеры в общении, которые препятствуют налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении - это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для взаимопонимания и взаимодействия.

    Здесь большое значение имеет понятие личностного смысла, глубоко проанализированное в работах А. Н. Леонтьева. Помимо общепринятой системы значений, слова, как и другие факты сознания человека, имеют некоторый личностный смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. Личностный смысл приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами её осуществления, то, в чем запечатлены потребности человека. Одно и то же слово, действие, обстоятельство могут иметь различный смысл для разных людей. Поэтому в общении важно умение поставить себя на место того, с кем общаешься. В любой ситуации общения требуется “одинаковое понимание ситуации”, т.е. понимание стратегии и тактики партнера по ситуации. Стратегия и тактика взаимодействия могут быть разработаны только на основе взаимопонимания. В. Н. Куликов говорит, что взаимопонимание между общающимися людьми - это “единство взаимного понимания, взаимной эмпатии и взаимного доверия. В этой триаде исходным является понимание другого человека, которое помогает общающимся выбирать стратегию общения и отношения друг к другу”.

    Интересная теория конфликтного общения разработана американским психологом Э. Берном. С его точки зрения, в каждом человеке существует три “Я”: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо); Родитель (независимый, неподчиняемый, берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими). “Я” в виде Дитя у человека возникает и разрабатывается в детстве. В том же возрасте за счет подражания старшим формируется родительское “Я”. “Я” в форме взрослого складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и накопления того, что называется житейской мудростью.

    Выступая в позиции Дитя, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе, в позиции Родителя - самоуверенно-агрессивным, в позиции Взрослого - корректным и сдержанным. Во взаимодействии людей эти позиции согласованы лишь тогда, когда один из партнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером.

    С позиции Родителя “играются” роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего “Зайдите завтра”. С позиции Ребенка - роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста - любимца публики. С позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

    Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых; могут друг друга понять и два Ребенка.

    Трансакция - единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.

    Суть теории Э. Берна сводится к тому, что, когда ролевые позиции партнеров по общению согласованы, акт их взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительная эмоция заранее присутствует в общении на радость партнеров, то такой тип взаимодействия Э. Берн называет “поглаживанием”. При согласовании позиций, о чем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишение ответного поглаживания уже задевает человека. Если же, вопреки его ожиданиям, к нему еще и обращаются с несогласованной позиции, это вызывает гнев и может стать причиной конфликта.

    Как видно из всего сказанного, с психологической точки зрения, содержание конфликта может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров. Для всего диалога решающее значение может иметь то, насколько правильно выбрана позиция, насколько она согласована между партнерами по общению. То, какую позицию мы займем в контакте, сразу же определяет и круг психологический ролей, которые нам предстоит исполнить.