Можно ли изменить мир. Мир меняют наивные люди. Формирование культуры активного действия

Как вы знаете, лозунг нашей совместной эволюции в том, что необходимо приспосабливаться и изменяться. Это своего рода ответвление известной цитаты Ганди «Будьте тем изменением, которое вы бы хотели видеть в этом мире». Ниже приведено 5 способов, с помощью которых на самом деле можно изменить наш мир.

1. Будьте осознанными в плане того, что вы потребляете

Прежде чем сделать какую-либо покупку, спросите себя: знаете ли вы ингредиенты, из которых состоит этот продукт? Знаете ли вы происхождение всех этих ингредиентов? Были ли они произведены способом, который гармонично сочетается с окружающей средой? Происходит ли то мясо, которые вы покупаете, от животных, выращенных на фермах? Осознаете ли вы, что, покупая продукты, вы позволяете большим компаниям влиять на ваш выбор?

Покупая товары, которые производятся более этичным путем, вы тем самым говорите большим компаниям о своей незаинтересованности в их продукции. Если много людей будет делать то же самое, вы заставите большую компанию либо пересмотреть свои стандарты, либо обанкротиться. Каждый раз, когда вы тратите свои деньги, вы тем самым голосуете за мир, в котором хотите жить.

Если вам не нравятся генетически модифицированные продукты, а также те, которые обрабатываются пестицидами, перейдите на органические. Если вам не по душе химические элементы, которые производители добавляют в средства личной гигиены и бытовой химии, начинайте делать собственные. Если вы недовольны уничтожением тропических лесов и окружающей среды, рассмотрите вопрос о переходе на растительную диету или ту, где содержится меньше мяса. Этот список можно продолжать.

2. Ограничьте количество отходов, которое вы производите

Взгляните на то, как много вы потребляете каждый день. Относите ли вы себя к тем людям, которые должны иметь последний гаджет, самые новые ботинки и самые модные аксессуары? Вы должны спросить себя, действительно ли вам нужны все эти вещи. Повлияет ли то, что они есть, как-то на вашу жизнь с положительной стороны? Просто будьте более осознанными в своих поступках. Если у вас есть горы одежды, попробуйте организовать распродажу со своими друзьями. Используйте свои гаджеты, пока их действительно не нужно будет заменить, а не только до выхода нового.

Кроме того, попробуйте ограничить и фактический мусор. Перерабатывайте то, что можете. Если в вашем городе нет учреждений, которые этим занимаются, это может быть вашим шансом заняться этим вопросом. Выбирайте продукты без упаковки или же с меньшим ее количеством, покупайте оптом, используйте стеклянную тару повторно. Не используйте пластиковые пакеты для продукции и не забывайте брать с собой многоразовую упаковку, когда ходите за продуктами. На самом деле существует очень много вещей, которые вы можете сделать, чтобы свести количество ваших отходов к минимуму.

3. Будьте собой и делайте то, что вам нравится

Будьте собой. Это главный совет. И не беспокойтесь о том, что о вас думают другие люди. Если кому-то не нравитесь вы или ваше поведение, это нормально. Это их мнение, а не ваше. Это не только заставит вас чувствовать себя лучше в течение долгого времени, но и будет стимулировать других делать то же самое. Поймите, что делает вас счастливым, и наслаждайтесь этим. Делайте все, что заставляет вас чувствовать себя живым и улыбаться. Не тратьте своего времени на вещи, которые не приносят вам реальной пользы. Поставьте себя на первое место и делайте то, что приятно вам. Каждый день постарайтесь найти время для себя: почитать журнал, медитировать, погулять, делать все, что вы хотите.

4. Измените свое восприятие

Попробуйте посмотреть на мир в новом свете. Важно быть в курсе всего происходящего, но постарайтесь не поддаваться страху или чувству отчаяния. Ведь многое из того, что сейчас происходит в мире, может быть сигналом для человечества. Возможно, если бы эти события не происходили, мы бы никогда не задумались о вещах, которые необходимо менять. Обратите внимание на положительные вещи, которые произошли за последние несколько лет. Есть много действительно удивительных изменений, на которые мы просто обязаны обращать внимание.

5. Поверьте, что вы можете что-то изменить

Говорите с людьми о том, что происходит в мире, и приложите усилия, чтобы изменить их отрицательное мнение обо всем. Подайте пример. Просто то, что другие еще не начали делать кардинальные изменения, не значит, что вы не можете. Люди будут видеть, что вы все делаете по-другому, и начнут задавать вопросы. Это прекрасная возможность объяснить всем, почему вы делаете что-то не так, как они, и почему считаете это важным. Подумайте над тем, чтобы присоединиться к сообществу, которое работает над повышением уровня информативности о различных глобальных проблемах человечества.

Поверьте в себя, поймите, что вы также влияете на что-то в этом мире и что вы находитесь в нем по какой-то причине. Будьте лучшим, чем вы можете, заботьтесь о себе и о нашей планете. Вместе мы можем создать тот мир, в котором хотим жить.

“Чтобы изменить мир… необходимо осознать, что если этого не сделаете вы, то этого не сделает никто. Ваши действия значат больше, чем вы можете себе представить”.

Чтобы изменить мир, просто начните действовать. Это значит взять на себя ответственность за происходящее вокруг, даже когда этого никто от вас не требует и даже если вам кажется, что никто этого не заметит ”.

Вам не построить карьеры, если вы прослывете человеком, который всегда находит оправдание собственному бездействию ”.

Джон Иццо в книге «Как изменить мир к лучшему: Воспитание личной ответственности за все, что происходит вокруг»

Каждый человек способен улучшить свою жизнь и жизнь окружающих его людей. Для этого следует определить свои “пять рядов ответственности”. Представьте, что вы летите в самолете и ваша улыбка вызывает ответные улыбки у пассажиров, сидящих на пяти рядах впереди и позади вас. Человек в силах оказывать влияние на все, что происходит в его личной жизни, в семье, на работе и в окружающем его мире.

Проявите мужество и возьмите на себя личную ответственность за то, что происходит вокруг. Если каждый поступит так же, то многие проблемы, беспокоящие людей, попросту исчезнут. Каждая из этих проблем находится в области чьей-нибудь личной ответственности, и этот человек наверняка захочет что-нибудь предпринять, чтобы ее решить.

Начиная действовать, человек запускает цепную реакцию: его активная жизненная позиция побуждает к действиям других, их действия, в свою очередь, вдохновляют третьих, и мир постепенно меняется. Когда что-то не получается, то, прежде чем искать виновных, проанализируйте свое поведение и мыслительные установки. Когда все идет хорошо, обратите внимание на то, много ли людей вокруг вас разделяют вашу радость.

“Это не моя вина, это не мое дело”

Социальные психологи делят людей на две категории в зависимости от того, насколько, по мнению самих этих людей, они влияют на окружающий мир. “Инициаторы” черпают энергию внутри себя, не боятся действовать, берут на себя ответственность за свою жизнь и верят, что все их удачи и неудачи – результат сознательного выбора. “Жертвы” – люди зависимые от внешнего окружения – напротив, перекладывают ответственность на других и верят, что их жизнью управляет судьба, случай или “сильные мира сего”.

Большинство людей находится где-то посередине между этими двумя крайностями. Ваша личная позиция в этом спектре определяет ваше восприятие мира, а ваш склад ума (гибкий или жесткий) определяет то, каким вы видите себя. В первую очередь всегда думайте о том, что вы в состоянии изменить, а не о том, что вам не по силам. Старайтесь больше работать над собой, а не пытаться повлиять на других. Начните действовать: занимайтесь саморазвитием, делитесь с другими своим опытом, знаниями и открытиями.

Меняйте свою жизнь, развивайте гибкость ума и никогда не забывайте, что только вы и никто другой ответственны за все, что с вами происходит.

Один в поле не воин?

Респонденты исследования, проведенного в США и Канаде, сформулировали четыре главные причины, по которым они не решаются изменить свою жизнь. Самым частым (46%) был ответ “Я ничего не смогу в одиночку”. Еще 20% ответили, что “меняться нужно кому-то другому”, 18% сослались на “отсутствие времени и груз повседневных забот”, и 16% ответили, что им будет стыдно потерпеть неудачу. Если вы не решаетесь действовать, потому что считаете, что ваши усилия ни к чему не приведут, то знайте, что действия людей с общими интересами вызывают синергический эффект, потенциал которого многократно превышает возможности индивида. В неудачах нет ничего постыдного: многие люди, принесшие огромную пользу обществу, не раз терпели фиаско. А позиция “пусть это сделает кто-то другой” в итоге лишает вас самоуважения.

Восемь способов изменить мир к лучшему

После того как вы осознаете, зачем нужно менять мир и почему это должны делать именно вы, изучите стратегии, которые помогут направить усилия в нужное русло.

1. Мир меняют наивные люди

Если вы хотите изменить к лучшему свою жизнь – личную, профессиональную и общественную, – станьте достаточно наивным человеком, чтобы поверить, что такие перемены вообще возможны. Наивная вера толкает к действию. Так, исполнительный директор Clorox Дон Кнаусс исповедует “философию всепобеждающего оптимизма”: он верит, что стоит лишь попытаться, и вас обязательно ждет успех. Начните действовать прямо сейчас, сосредоточившись на проблемах, решить которые вам по силам. Попробуйте поколебать убежденность окружающих в том, что “ничего никогда не переменится”.

2. Ответственность на все сто процентов: никаких оправданий

В 1998 году журнал Fortune назвал малоизвестную финансовую компанию Synovus лучшим работодателем США. В этой компании принято правило “100/0”, где 100 означает стопроцентную ответственность каждого за все, что связано с бизнесом компании, а 0 – абсолютное неприятие любых оправданий, если что-то идет не так. Печальный факт: большинство людей переставляют эти цифры местами и живут по принципу “0/100”, считая, что лично они ни за что не отвечают, и не пытаются изменить статус-кво. Разумеется, возможности человека не безграничны, но те, кто обладает решимостью и верой в себя, добивается успеха несмотря ни на что. Подумайте, как изменится к лучшему ваша жизнь, если вы перестанете искать оправдание своей бездеятельности. Займите активную позицию: взгляните на себя в зеркало и спросите, что вы можете изменить здесь и сейчас. Не бойтесь принять вызов, какие бы силы вам ни противостояли. Упорно преодолевайте неизбежные препятствия и не сдавайтесь после первой неудачи.

3. Не сидите сложа руки

Если вы действительно хотите изменить свою жизнь, начинайте действовать прямо сейчас. Неважно, что у вас нет плана. Важно, чтобы вы не бездействовали. Просто начните – и все остальное встанет на свои места само. Если в том районе города, где вы живете, назрела проблема, организуйте собрание местных жителей. Если что-то не ладится на работе, обсудите ситуацию за чашкой кофе с коллегами-единомышленниками. Если возник семейный конфликт, покажите, что вы готовы к серьезному разговору. Вполне возможно, что вам не удастся придумать хороший план действий, но вы точно ни на шаг не приблизитесь к решению проблемы, если не начнете действовать.

В одной фирме трое сотрудников договорились не тревожить друг друга на выходных сообщениями, касающимися работы. В коллективе возник “эффект домино”, и через год это правило стало официальной политикой компании. Если вы чувствуете, что вам нужно заняться спортом, но пойти в спортзал не получается, возьмите за правило начинать день с нескольких прыжков на месте и приседаний. Это, конечно, не улучшит вашу спортивную форму, зато поможет сформировать здоровую привычку. Начните менять свою жизнь, делая сначала один маленький шажок к цели, затем еще один. Найдите людей, вместе с которыми сможете решать волнующие вас проблемы. Не стесняясь говорите о том, насколько лучше станет жизнь, если приложить к этому немного усилий.

4. Начинайте там, где находитесь

По словам эксперта по преобразованию корпоративной культуры Питера Блока, перемены “должны начинаться прямо с той комнаты, в которой вы находитесь”. Иными словами, если вы хотите помогать развивающимся странам, вам не обязательно путешествовать через полмира. Действуйте там, где находитесь. Ребенок в силах организовать продажу лимонада для сбора пожертвований в пользу нуждающихся, взрослый может помочь с упаковкой гуманитарной помощи, фармацевтическая компания – пожертвовать лекарства, а авиакомпания – бесплатно доставить груз в зону бедствия. Возможности есть везде, и ваш поступок не станет менее благородным, если вы совершите его, оставаясь на месте. Просто постарайтесь сделать все, что в ваших силах.

Брать на себя личную ответственность за происходящее людей побуждают два основных фактора. Первый – это протест против несправедливости и желание исправить ситуацию. Второй – это осознание (внезапное или постепенное) того, что вы в силах изменить что-то к лучшему. Начните действовать, определив, в чем вы можете улучшить свою жизнь: для этого просто взгляните на вещи под новым углом зрения. Подумайте, какую пользу вы можете принести окружающим, какими уникальными способностями (ораторскими, педагогическими, организаторскими или любыми другими) обладаете.

5. Лидер – это не должность

Лидер – это внутреннее состояние, а не должность или красивое слово на визитке. Взять на себя роль лидера означает посвятить себя служению другим людям. Научитесь не терять самообладания во время жаркой дискуссии, и вы увидите, что другие вскоре начнут прислушиваться к вашему мнению. Будьте лидером даже в том, что выходит за рамки ваших прямых обязанностей. Например, Frappuccino стал брендом стоимостью несколько миллиардов долларов благодаря настойчивости персонала одной из кофеен Starbucks в Санта-Монике (Калифорния). Эта горстка людей проявила инициативу в области, которая формально не была сферой их ответственности, и несмотря ни на что довела дело до конца.

Еще один пример подобного лидерства – история сотрудника коллекторского агентства, работающего на Canadian Tire (крупную розничную сеть по продаже хозяйственных и бытовых товаров). Этот человек помог женщине с задолженностью по кредитной карте открыть свой бизнес, чтобы выплатить долги. Лидерами проявили себя и два старшеклассника одной из канадских школ, организовавшие “День розовых рубашек”, чтобы поддержать подростка, над которым издевались другие ученики из-за того, что тот пришел в школу в розовой рубашке. Начните действовать, заявив во всеуслышание (а еще лучше – изложив на бумаге), как вы собираетесь менять мир к лучшему. Не бойтесь выходить за рамки своих полномочий и делайте больше, чем от вас ожидают.

6. Не бойтесь высказываться откровенно

Чтобы изменить мир, наберитесь смелости пойти туда, куда вас не приглашали. Вы не должны бояться разоблачить недобросовестные действия своей компании, подать совет другу или коллеге, даже если он его не просит, или озвучить непопулярное мнение. Помните о разнице между аргументированным спором и перебранкой. Спор – это дискуссия, в которой стороны ищут истину, анализируя и опровергая аргументы друг друга, но воздерживаются от перехода на личности. Спор превращается в перебранку, когда кто-то из участников пытается обвинить других и снять с себя ответственность.

Вы добьетесь колоссальных позитивных изменений, если будете открыто высказывать свое мнение в тех случаях, когда это помогает восстановить справедливость, разоблачить нечестные действия или открыть другим глаза на что-то важное. Ваша откровенность может превратиться в мощный стимул перемен. Подвергайте конструктивной дружеской критике окружающих. Не бойтесь затрагивать больные темы. Кого бы вы ни критиковали – друзей, родственников или коллег, – делайте это крайне уважительно.

7. “Кто я такой, чтобы менять мир?”

Вам не нужен план, чтобы начать действовать, а сделав первый шаг, вы уже не сможете оставаться в стороне. Так произошло с двумя канадскими бездомными – Кеном Лиотьером и Уильямсом Тремблэ, которые зарабатывали на пропитание сбором бутылок.

В 1991 году они провели однодневную акцию, чтобы привлечь внимание к проблеме бездомных. Их усилия заставили правительство Канады и представителей бизнеса изменить подходы к переработке вторичного сырья. Сегодня компания Лиотьера и Тремблэ по переработке отходов трудоустроила многих бездомных и приносит солидную прибыль.

Дэвин Хиббард основала благотворительную организацию BeadforLife вместе с двумя случайными знакомыми. Цель этого проекта – дать источник средств к существованию, а с ними и надежду на будущее, тысячам нуждающихся женщин Уганды. По словам Хиббард, “для перемен необходимо терпение. Нам всем хочется, чтобы наш поступок мгновенно возымел эффект, но изменения происходят не сразу”. Начните действовать, даже если вы считаете, что у вас нет нужных навыков, талантов или знаний.

8. Формирование культуры активного действия

Лидеры большинства организаций хотели бы, чтобы подчиненные проявляли инициативу и не боялись брать на себя ответственность. Формирование культуры ответственности начинается с руководства: лидеры должны лично демонстрировать качества, которых они требуют от членов команды. Помните о следующих базовых принципах.

1. Люди не боятся действовать, когда имеют право голоса. Привлеките к процессу принятия решений всех, кого эти решения касаются. Сотрудники будут лично заинтересованы в результатах, ощутив свою причастность к принятию решения.

2. Возложите на людей ответственность, и они начнут действовать ответственно. Расширьте полномочия работников всех уровней, и в итоге вы получите преданных людей, которые лично заинтересованы в успехе компании и ее клиентов.

3. Хвалите за старание, а не только за результат. Усилия, прилагаемые подчиненными, часто остаются без внимания со стороны руководства. Люди намного быстрее захотят что-то изменить, если будут знать, что их старания вознаградят даже в случае неудачи. Они не должны бояться попасть в неловкое положение, получить взыскание или потерять работу. Не упускайте случая, чтобы похвалить их за усердие.

Вы подавите в людях всякое желание проявлять инициативу, если будете с ходу отвергать любые их предложения. Поощряйте инновации, отдавая должное свежим идеям.

Запомните: «И один в поле воин!» Каждый способен изменить мир к лучшему!

Ваши действия всегда имеют смысл, даже если вам приходится действовать в одиночку. Когда множество людей станут совершать усилия в одном и том же направлении, итоговый эффект многократно возрастет. Признайте свою личную ответственность за все, что происходит вокруг, и начните менять мир к лучшему.

Вот я здесь сижу и пишу на 68-м году жизни что-то вроде собственного некролога. Делаю я это не только потому, что меня уговорили; я и сам думаю, что показать своим ищущим собратьям, какими представляются, в исторической перспективе, собственные стремления и искания, – дело хорошее. После некоторого размышления я, однако, почувствовал, как неполна и несовершенна должна оказаться такая попытка. Ведь как бы ни была коротка и ограничена трудовая жизнь, как бы ни преобладали в ней ошибки и блуждания, все же отобрать и изложить то, что этого заслуживает, – задача нелегкая. Когда человеку 67 лет, то он не тот, каким был в 50, 30 и 20 лет. Всякое воспоминание подкрашено тем, что представляет человек сейчас, а нынешняя точка зрения может ввести в заблуждение. Это соображение могло бы отпугнуть. Но, с другой стороны, из собственных переживаний можно почерпнуть многое такое, что недоступно сознанию другого.

Еще будучи довольно скороспелым молодым человеком, я живо осознал ничтожество тех надежд и стремлений, которые гонят сквозь жизнь большинство людей, не давая им отдыха. Скоро я увидел и жестокость этой гонки, которая, впрочем, в то время прикрывалась тщательнее, чем теперь, лицемерием и красивыми словами. Каждый был вынужден участвовать в этой гонке ради своего желудка. Участие это могло удовлетворить желудок, но никак не всего человека как мыслящего и чувствующего существа. Выход отсюда указывался прежде всего религией, которая насаждается всем детям традиционной машиной воспитания. Таким путем я, хотя и был сыном совсем нерелигиозных (еврейских) родителей, пришел к глубокой религиозности, которая, однако, уже в возрасте 12 лет резко оборвалась. Чтение научно-популярных книжек привело меня вскоре к убеждению, что в библейских рассказах многое не может быть верным. Следствием этого было прямо-таки фанатическое свободомыслие, соединенное с выводами, что молодежь умышленно обманывается государством; это был потрясающий вывод. Такие переживания породили недоверие ко всякого рода авторитетам и скептическое отношение к верованиям и убеждениям, жившим в окружавшей меня тогда социальной среде. Этот скептицизм никогда меня уже не оставлял, хотя и потерял свою остроту впоследствии, когда я лучше разобрался в причинной связи явлений.

Для меня ясно, что утраченный таким образом религиозный рай молодости представлял первую попытку освободиться от пут «только личного», от существования, в котором господствовали желания, надежды и примитивные чувства.

Там, вовне, существовал большой мир, существующий независимо от нас, людей, и стоящий перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере отчасти, нашему восприятию и нашему разуму. Изучение этого мира манило как освобождение, и я скоро убедился, что многие из тех, кого я научился ценить и уважать, нашли свою внутреннюю свободу и уверенность, отдавшись целиком этому занятию. Мысленный охват, в рамках доступных нам возможностей, этого внеличного мира представлялся мне, наполовину сознательно, наполовину бессознательно, как высшая цель.

Те, кто так думал, будь то мои современники или люди прошлого, вместе с выработанными ими взглядами, были моими единственными и неизменными друзьями. Дорога к этому раю была не так удобна и завлекательна, как дорога к религиозному раю, но она оказалась надежной, и я никогда не жалел, что по ней пошел.

То, что я сейчас сказал, верно только в известном смысле, подобно тому как рисунок, состоящий из немногих штрихов, только в ограниченном смысле может передать сложный предмет, с его запутанными мелкими подробностями. Если данная личность особенно ценит остро отточенную мысль, то эта сторона ее существа может выделяться ярче других ее сторон и в большей степени определять ее духовный мир. Может тогда случиться, что в ретроспективном взгляде эта личность усмотрит систематическое саморазвитие там, где фактические переживания чередовались в калейдоскопическом беспорядке. В самом деле, многообразие внешних обстоятельств в соединении с тем, что в каждый данный момент думаешь только об одном, вводит в сознательную жизнь каждого человека своего рода атомную структуру. В развитии человека моего склада поворотная точка достигается тогда, когда главный интерес жизни понемногу отрывается от мгновенного и личного и все больше и больше концентрируется в стремлении мысленно охватить природу вещей. С этой точки зрения, приведенные выше схематические заметки содержат верного столько, сколько вообще может быть сказано в таких немногих словах.

Что значит, в сущности, «думать»? Когда при восприятии ощущений, идущих от органов чувств, в воображении всплывают картины-воспоминания, то это еще не значит «думать». Когда эти картины становятся в ряд, каждый член которого пробуждает следующий, то и это еще не есть мышление. Но когда определенная картина встречается во многих таких рядах, то она, в силу своего повторения, начинает служить упорядочивающим элементом для таких рядов, благодаря тому, что она связывает ряды, сами по себе лишенные связи. Такой элемент становится орудием, становится понятием. Мне кажется, что переход от свободных ассоциаций или «мечтаний» к мышлению характеризуется той, более или менее доминирующей, ролью, какую играет при этом «понятие». Само по себе не представляется необходимым, чтобы понятие соединялось с символом, действующим на органы чувств и воспроизводимым (со словом); но если это имеет место, то мысль может быть сообщена другому лицу.

* * *

По какому же праву, спросит теперь читатель, оперирует этот человек так бесцеремонно и кустарно с идеями в такой проблематической области, не делая притом ни малейшей попытки что-либо доказать? Мое оправдание: всякое наше мышление – того же рода; оно представляет собой свободную игру с понятиями. Обоснование этой игры заключается в достижимой при помощи нее возможности обозреть чувственные восприятия. Понятие «истины» к такому образованию еще совсем неприменимо; это понятие может, по моему мнению, быть введено только тогда, когда имеется налицо условное соглашение относительно элементов и правил игры.

Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно. Если бы это было иначе, то почему нам случается иногда «удивляться», притом совершенно спонтанно, тому или иному восприятию? Этот «акт удивления», по-видимому, наступает тогда, когда восприятие вступает в конфликт с достаточно установившимся в нас миром понятий. В тех случаях, когда такой конфликт переживается остро и интенсивно, он в свою очередь оказывает сильное влияние на наш умственный мир. Развитие этого умственного мира представляет собой в известном смысле преодоление чувства удивления – непрерывное бегство от «удивительного», от «чуда».

Чудо такого рода я испытал ребенком 4 или 5 лет, когда мой отец показал мне компас. То, что эта стрелка вела себя так определенно, никак не подходило к тому роду явлений, которые могли найти себе место в моем неосознанном мире понятий (действие через прикосновение). Я помню еще и сейчас – или мне кажется, что я помню, – что этот случай произвел на меня глубокое и длительное впечатление. За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое. Человек так не реагирует на то, что он видит с малых лет. Ему не кажется удивительным падение тел, ветер и дождь, он не удивляется луне и тому, что она не падает, не удивляется различию между живым и неживым.

В возрасте 12 лет я пережил еще одно чудо совсем другого рода: источником его была книжечка по эвклидовой геометрии на плоскости, которая попалась мне в руки в начале учебного года. Там были утверждения, например, о пересечении трех высот треугольника в одной точке, которые хотя и не были сами по себе очевидны, но могли быть доказаны с уверенностью, исключавшей как будто всякие сомнения. Эта ясность и уверенность произвели на меня неописуемое впечатление. Меня не беспокоило то, что аксиомы должны быть приняты без доказательства. Вообще мне было вполне достаточно, если я мог в своих доказательствах опираться на такие положения, справедливость которых представлялась мне бесспорной. Я помню, например, что теорема Пифагора была мне показана моим дядей еще до того, как в мои руки попала священная книжечка по геометрии. С большим трудом мне удалось «доказать» эту теорему при помощи подобных треугольников; при этом мне казалось, однако, «очевидным», что отношение сторон прямоугольного треугольника должно полностью определяться одним из его острых углов. Вообще мне казалось, что доказывать нужно только то, что не «очевидно» в этом смысле. И предметы, с которыми имеет дело геометрия, не казались мне другой природы, чем «видимые и осязаемые» предметы, т. е. предметы, воспринимаемые органами чувств. Это примитивное понимание основано, конечно, на том, что бессознательно учитывалась связь между геометрическими понятиями и наблюдаемыми предметами (длина – твердый стержень и т. п.). Возможно, что это понимание лежит в основе известной кантовской постановки вопроса относительно возможности «синтетического суждения априори».

Хотя это выглядело так, будто путем чистого размышления можно получить достоверные сведения о наблюдаемых предметах, но такое «чудо» было основано на ошибке. Все же тому, кто испытывает это «чудо» в первый раз, кажется удивительным самый факт, что человек способен достигнуть такой степени надежности и чистоты в отвлеченном мышлении, какую нам впервые показали греки в геометрии.

* * *

Раз я позволил себе прервать начатый с грехом пополам некролог, я уже не буду стесняться выразить здесь в нескольких фразах свое гносеологическое кредо, хотя кое-что из этого было уже попутно сказано ранее. Эти мои убеждения складывались медленно и сложились много позднее; они не соответствуют тем установкам, которые у меня были, когда я был моложе.

Я вижу, с одной стороны, совокупность ощущений, идущих от органов чувств; с другой стороны, – совокупность понятий и предложений, записанных в книгах. Связи понятий и предложений между собою – логического характера; задача логического мышления сводится исключительно к установлению соотношений между понятиями и предложениями по твердым правилам, которыми занимается логика. Понятия и предложения получают смысл, или «содержание», только благодаря их связи с ощущениями. Связь последних с первыми – чисто интуитивная и сама по себе нелогической природы. Научная «истина» отличается от пустого фантазирования только степенью надежности, с которой можно провести эту связь или интуитивное сопоставление, и ничем иным. Система понятий есть творение человека, как и правила синтаксиса, определяющие ее структуру. Хотя системы понятий сами по себе логически совершенно произвольны, но их связывает то, что они, во-первых, должны допускать возможно надежное (интуитивное) и полное сопоставление с совокупностью ощущений; во-вторых, они должны стремиться обойтись наименьшим числом логически независимых элементов (основных понятий и аксиом), т. е. таких понятий, для которых не дается определений, и таких предложений, для которых не дается доказательств.

Предложение верно, если оно выведено внутри некоторой логической системы по принятым правилам. Содержание истины в системе определяется надежностью и полнотой ее соответствия с совокупностью ощущений. Вернее, предложение заимствует свою «истинность» из запаса истины, содержащегося в системе, его заключающей.

Юм ясно понял, что некоторые понятия, например понятие причинности, не могут быть выведены из опытных данных логическим путем. Кант, убежденный в том, что без некоторых понятий обойтись нельзя, считал эти понятия в их принятой форме необходимыми предпосылками всякого мышления и отличал их от понятий эмпирического происхождения. Я же уверен, что это разграничение ошибочно и не охватывает естественным образом задачу. Все понятия, даже и ближайшие к ощущениям и переживаниям, являются с логической точки зрения произвольными положениями, точно так же, как и понятие причинности, о котором в первую очередь шла речь.

* * *

Возвращаюсь теперь к некрологу. В возрасте 12 – 16 лет я ознакомился с элементами математики, включая основы дифференциального и интегрального исчисления. При этом, на мое счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость, зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нем были взлеты, по силе впечатления не уступавшие «чуду» элементарной геометрии, – основная идея аналитической геометрии, бесконечные ряды, понятие дифференциала и интеграла. Мне посчастливилось также получить понятие о главнейших результатах и методах естественных наук по очень хорошему популярному изданию, в котором изложение почти везде ограничивалось качественной стороной вопроса (бернштейновские естественнонаучные книги для народа – труд в 5 – 6 томов); книги эти я читал не переводя дыхания. К тому времени, когда я в возрасте 17 лет поступил в Цюрихский политехникум в качестве студента по физике и математике, я уже был немного знаком и с теоретической физикой.

Там у меня были прекрасные преподаватели (например, Гурвиц, Минковский), так что, собственно говоря, я мог бы получить солидное математическое образование. Я же большую часть времени работал в физической лаборатории, увлеченный непосредственным соприкосновением с опытом. Остальное время я использовал главным образом для того, чтобы дома изучать труды Кирхгофа, Гельмгольца, Герца и т. д. Причиной того, что я до некоторой степени пренебрегал математикой, было не только преобладание естественнонаучных интересов над интересами математическими, но и следующее своеобразное чувство. Я видел, что математика делится на множество специальных областей и каждая из них может занять всю отпущенную нам короткую жизнь. И я увидел себя в положении буриданова осла, который не может решить, какую же ему взять охапку сена. Дело было, очевидно, в том, что моя интуиция в области математики была недостаточно сильна, чтобы уверенно отличить основное и важное от остальной учености, без которой еще можно обойтись.

Кроме того, и интерес к исследованию природы, несомненно, был сильнее; мне как студенту не было еще ясно, что доступ к более глубоким принципиальным проблемам в физике требует тончайших математических методов. Это стало мне выясняться лишь постепенно, после многих лет самостоятельной научной работы. Конечно, и физика была разделена на специальные области, и каждая из них могла поглотить короткую трудовую жизнь, так и не удовлетворив жажды более глубокого познания. Огромное количество недостаточно увязанных эмпирически фактов действовало и здесь подавляюще. Но здесь я скоро научился выискивать то, что может повести в глубину, и отбрасывать все остальное, все то, что перегружает ум и отвлекает от существенного.

Тут была, однако, та загвоздка, что для экзамена нужно было напихивать в себя – хочешь не хочешь – всю эту премудрость. Такое принуждение настолько меня запугивало, что целый год после сдачи окончательного экзамена всякое размышление о научных проблемах было для меня отравлено. При этом я должен сказать, что мы в Швейцарии страдали от того принуждения, удушающего настоящую научную работу, значительно меньше, чем страдают студенты во многих других местах. Было всего два экзамена; в остальном можно было делать более или менее то, что хочешь. Особенно хорошо было тому, у кого, как у меня, был друг, аккуратно посещавший все лекции и добросовестно обрабатывавший их содержание. Это давало свободу в выборе занятия вплоть до нескольких месяцев перед экзаменом, свободу, которой я широко пользовался; связанную же с ней нечистую совесть я принимал как неизбежное, притом значительно меньшее, зло.

В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность, ибо это нежное растеньице требует наряду с поощрением прежде всего свободы – без нее оно неизбежно погибает. Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать. Мне кажется, что даже здоровое хищное животное потеряло бы жадность к еде, если бы удалось с помощью бича заставить его непрерывно есть, даже когда оно не голодно, и особенно если принудительно предлагаемая еда не им выбрана.

* * *

Итак, в 1895 г. в шестнадцатилетнем возрасте я приехал из Италии в Цюрих, после того как без школы и без учителя провел год в Милане у родителей. Моей целью было поступление в политехникум, хотя я не совсем ясно представлял себе, как это можно осуществить. Я был своенравным, но скромным молодым человеком, который приобрел свои необходимые знания спорадически, главным образом путем самообразования. Я жаждал глубоких знаний, но обучение не казалось мне легкой задачей: я был мало приспособлен к заучиванию и обладал плохой памятью. С чувством вполне обоснованной неуверенности я явился на вступительный экзамен на инженерное отделение. Экзамен показал мне прискорбную недостаточность моей подготовки, несмотря на то, что экзаменаторы были снисходительны и полны сочувствия. Я понимал, что мой провал был вполне оправдан. Отрадно было лишь то, что физик Г.Ф. Вебер сказал мне, что я могу слушать его коллег, если останусь в Цюрихе. Но ректор, профессор Альбин Герцог, рекомендовал меня в кантональную школу в Аарау, где после годичного обучения я сдал экзамен на аттестат зрелости. Эта школа оставила во мне неизгладимый след благодаря своему либеральному духу и скромной серьезности учителей, которые не опирались на какие-либо показные авторитеты; сравнение с шестилетним обучением в авторитарно управляемой немецкой гимназии убедительно показало мне, насколько воспитание в духе свободы и чувства личной ответственности выше воспитания, которое основано на муштре, внешнем авторитете и честолюбии. Настоящая демократия не является пустой иллюзией…

1896 – 1900 гг. – обучение на отделении преподавателей специальных дисциплин швейцарского политехникума. Вскоре я заметил, что довольствуюсь ролью посредственного студента. Для того чтобы быть хорошим студентом, нужно обладать легкостью восприятия; готовностью сконцентрировать свои силы на всем том, что читается на лекции; любовью к порядку, чтобы записывать и затем добросовестно обрабатывать преподносимое на лекциях. Всех этих качеств мне основательно недоставало, как я с сожалением установил. Так постепенно я научился ладить с не совсем чистой совестью и организовывать свое ученье так, как это соответствовало моему интеллектуальному желудку и моим интересам. Некоторые лекции я слушал с большим интересом. Но обыкновенно я много «прогуливал» и со священным рвением штудировал дома корифеев теоретической физики. Само по себе это было хорошо и служило также тому, что нечистая совесть так действенно успокоилась, что душевное равновесие не нарушалось сколько-нибудь заметно. Это широкое самостоятельное обучение было простым продолжением более ранней привычки; в нем принимала участие сербская студентка Милева Марич, которая позднее стала моей женой. Однако в физической лаборатории профессора Г. Ф. Вебера я работал с рвением и страстью. Захватывали меня также лекции профессора Гейзера по дифференциальной геометрии, которые были настоящими шедеврами педагогического искусства и очень помогли мне позднее в борьбе, развернувшейся вокруг общей теории относительности. Но высшая математика еще мало интересовала меня в студенческие годы. Мне ошибочно казалось, что это настолько разветвленная область, что можно легко растратить всю свою энергию в далекой провинции. К тому же по своей наивности я считал, что для физики достаточно твердо усвоить элементарные математические понятия и иметь их готовыми для применения, а остальное состоит в бесполезных для физики тонкостях, – заблуждение, которое только позднее я с сожалением осознал. У меня, очевидно, не хватало математических способностей, чтобы отличить центральное и фундаментальное от периферийного и не принципиально важного.

В эти студенческие годы развилась настоящая дружба с товарищем по учебе, Марселем Гроссманом. Раз в неделю мы торжественно шли с ним в кафе «Метрополь» на набережной Лиммат и разговаривали не только об учебе, но и, сверх того, обо всех вещах, которые могут интересовать молодых людей с открытыми глазами. Он не был таким бродягой и чудаком, как я, но был связан со швейцарской средой и в пределах возможного не потерял внутренней самостоятельности. Кроме того, он обладал в избытке как раз теми данными, которых мне не хватало: быстрым восприятием и порядком во всех отношениях. Он не только посещал все лекции, которые мы считали важными, но и обрабатывал их так замечательно, что если бы его тетради перепечатать, то их вполне можно было бы издать. Для подготовки к экзаменам он одалживал мне эти тетради, которые служили для меня спасательным кругом; о том, как мне жилось бы без них, лучше не гадать.

* * *

Несмотря на эту неоценимую помощь и вопреки тому, что все читавшиеся нам предметы сами по себе были интересными, я должен был перебороть себя, чтобы основательно изучить все эти вещи. Для людей моего типа, склонных к долгому раздумью, университетское образование не является безусловно благодатным. Если человека заставить съесть много хороших вещей, он может надолго испортить себе аппетит и желудок. Огонек священного любопытства может надолго угаснуть. К счастью, у меня эта интеллектуальная депрессия после благополучного окончания учебы длилась только год.

В подъезде нашего дома живет бабушка. Бабушка Люба. Ей 97 лет. Милая, приятная старушка, всегда в хорошем настроении, улыбчивая и приветливая. Для меня она - Просветленный Лидер.

Спокойно! Я в с своём уме, и не падаю ниц, когда вижу её, сидящей на скамеечке около подъезда. Объясню почему я так думаю.

Сначала бабушка Люба украсила подоконники на нашем этаже в нашем подъезде горшками с цветами. Красиво. На следующий день самые яркие цветы, те, что с бутонами, украли, и около метро можно было увидеть прытких торговцев с горшками с бабушкиными цветами. Соседи решили поставить замок и домофон на входную дверь. А она повесила на стены рамки с изречениями великих, пробуждающие совесть и действующие, как заповеди. И снова поставила цветы на подоконник. Уютно.

В подъезд стали проникать шумные подростки. Бабушка Люба вышла и … предложила им воды или чаю. Они долго смеялись. Пообрывали цветы, и перевернули рамки. На следующий день, она снова поставила цветы, вернула рамкам прежний вид и положила на подоконник книги. Классику.

Пришли подростки. Галдели, шумели. Она вышла и … предложила им чаю со своими плюшками, аппетитными и вкусно пахнущими. Ребята не смогли отказаться. И даже уволокли с собой книги с обещанием прочитать. Цветы они не тронули, рамки тоже.

На следующий день она вынесла пластиковую бутылку с водой, чтобы каждый, кто решил позаботиться о цветах, смог полить. И … новые книги. Вечером пришли подростки, обливали друг друга водой, хохотали и галдели. Бабушка снова вышла к ним и предложила чаю, плюшек, забрала бутылку, наполнила её водой и попросила их полить цветы. Ребята стали приходить в подъезд каждый день, соседи возмущались, даже как-то вызвали милицию, но бабушка сказала, что это мол к ней, её ученики пришли за книжками, раздала при милиционерах книги растерянным подросткам и проводила милицию "С богом!".

В подъезде появился шкаф с книгами. И рядом объявление: "Просьба! Если есть у вас дома интересные и важные книги, уже прочитанные вами, поделитесь! Будьте добры! А те, кто взял почитать, пожалуйста, верните для тех, кому так же это может быть нужно и важно!" Шкаф заполнился книгами. Цветы появились на подоконниках на всех этажах. Красивые рамки с цитатами тоже. Каждый вечер входную дверь в подъезд стали оставлять открытой. Вечером можно было увидеть на лестницах подростков, читающих книги. Бабушка положила на подоконник несколько фонариков, чтобы им было удобнее читать. Дети сидели в подъезде с включенными фонариками, и в нем было светлее, чем обычно…

Бабушка умерла.
На первом этаже нашего дома открыли Клуб для детей и подростков. С библиотекой и цветами на подоконниках. Символом Клуба стал фонарик…

А вы как думаете, эту бабушку можно назвать Просветленным Лидером?

Позвольте объяснить, почему я начала рассказ со слов «живет», а не «жила». Потому что такое ощущение, что она по-прежнему «живёт» в нашем подъезде, в доме, в Клубе, в городе, в стране, на планете, во Вселенной. Жива любовь. Ведь так?

Давайте же начнём преображать Мир со своего подъезда, дома, района!

Ольга Плисецкая

Оценка информации


Записи на схожие темы

Готовности это счастье принять. Изменить себя , изменить мир вокруг себя так, чтобы быть готовой... простить друг другу, как пришлось измениться и от чего отказаться...А можно как -нибудь так, подешевле? Без труда?» Можно . Конечно, можно ! В материальном мире ...

Но вернемся к природе. Можно сразу перейти к делу и...одна из вещей, очень сильно изменивших мир . Мы осушали землю, строили...изобилие морской жизни, какого мы даже и представить себе не можем. ... естественное состояние жизни в морях вокруг Дании, а не то,...

Больше 2000 лет. Как живется в коммунах сегодня...заполненных на суше баков. Какое -то время плавучий дом... покидает общество.Какая коммуна была первой, можно ли считать...андалузского городка Маринелада решили изменить мир вокруг себя и захватили земли и...

В 2045 году привычный нам сегодня мир будет совсем иным. Предсказать будущее практически невозможно, но когда речь заходит о научных фактах или технических достижениях, то сотрудники DARPA - самые подходящие люди, которых можно об этом расспросить.

DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) - это известное на территории США агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам. Основанное в 1958 году, оно имеет за плечами несколько крупнейших открытий, связанных с вопросами вооружения. Многие из разработок агентства впоследствии перетекли и в гражданскую промышленность. Это, например, передовая робототехника, система навигации GPS и интернет.

В общих чертах картина будущего такова: есть вероятность, что благодаря роботам и полностью изменится промышленность, беспилотные летательные аппараты (дроны) появятся не только в военной авиации, но и в гражданской, а автопилотируемые автомобили (те, которые без водителей) сделают нашу дорогу до работы более терпимой.

Помимо всего этого, у учёных из DARPA есть ещё несколько грандиозных предположений. Своими мыслями о том, что же ждёт нашу планету через 30 лет, они делятся в видео под названием Forward to the Future. Некоторые выдержки из этого видео, а также сам ролик на английском языке приводим ниже.

Доктор Джастин Санчес (Justin Sanchez), нейробиолог и один из учёных DARPA, верит, что в будущем мы сможем управлять вещами, просто используя силу мысли:

Вообразите мир, где вы смогли бы мысленно держать под контролем всё, что происходит вокруг. Только представьте, что можно будет управлять разной техникой в вашем доме или общаться со своими друзьями и семьёй, просто используя мозговые импульсы.

На сегодняшний день у DARPA уже есть некоторые инновационные наработки, которые подтверждают слова Санчеса. К примеру, мозговые , управляющие протезами рук. В этом исследовании принимал участие человек, который был парализован больше десяти лет. Именно благодаря футуристической руке-протезу он смог «почувствовать» физическое прикосновение.

Стефани Томпкинс (Stefanie Tompkins), геолог и руководитель одного из исследовательских подразделений DARPA считает, что в будущем станет возможным производить невероятно прочные, но в то же время очень лёгкие вещи. Например, небоскрёбы из углепластика. Этот материал гораздо надёжнее стали, очень жёсткий и прочный, однако имеет гораздо меньшую массу. Это прямое доказательство того, что всё становится намного сложнее на молекулярном уровне.

«Я думаю, что в 2045 году у нас будут совершенно иные отношения с машинами», - говорит Пэм Мелрой (Pam Melroy), космический инженер и бывший астронавт, сотрудница агентства DARPA. Она уверена, что мы застанем время, когда достаточно будет просто на словах объяснить машине, чего ты от неё хочешь, или нажать на одну-единственную кнопку, вместо того чтобы использовать клавиатуру или элементарные системы голосовой идентификации.

Сегодня, для того чтобы посадить самолёт, пилоту потребуется выполнить определённую последовательность действий: проверить системы навигации, настроить тормозные дроссели, потянуть за ручку, чтобы опустить шасси, и так далее. Для успешного приземления все эти шаги нужно выполнить в правильном порядке.

Вместо этого, по словам Мелрой, в ближайшем для того, чтобы приземлиться, достаточно будет сказать всего лишь два слова: «Начать посадку», и компьютер сам последовательно выполнит серию необходимых шагов. И кто знает, может быть, тогда пилот и вовсе не будет нужен.

Смелые предположения о ближайшем будущем выдвигают не только сотрудники агентства DARPA, но и некоторые другие учёные. Весьма любопытные идеи есть у Яна Пирсона (Ian Pearson). Вы можете подумать, что это просто очередной скучный отчёт в стиле «дополненная реальность и искусственный интеллект станут неотъемлемой частью повседневной жизни людей, летающие автомобили заполонят все дороги, а гаджеты будут сверхумными и сверхтонкими». Но нет, всё гораздо интереснее.

Ян Пирсон

Доктор наук и исследователь, разбирающийся во многих отраслях науки: от аэронавтики до кибернетики. Он пишет статьи, читает лекции и даёт консультации по вопросам технологических новшеств, которые ожидают нас в ближайшем будущем. Ниже приводим несколько его предположений касательно того, какими станут города и транспорт к 2045 году.

Ниже приведены семь самых интересных предположений о будущем городов.

1. Зданиями будет управлять искусственный интеллект («Привет, строительная версия Siri!»)


techinsider.io

Жители получат возможность « » со зданием и сформулировать запрос, например, для того, чтобы поменять температуру в помещении.


techinsider.io

С такими огромными ценами на землю, как сейчас, супервысокие здания будут преобразованы таким образом, что смогут функционировать как мини-города. То есть в них будут этажи, предназначенные для офисов, квартир, отдыха и развлечений.


techinsider.io

Во второй части фильма « » дом Марти был оборудован окном виртуальной реальности, которое могло показывать всё что угодно. Предположительно, к 2045 году у зданий не будет окон, потому что их заменят именно на такие экраны. Это во многом поможет тому, чтобы очень дёшево и быстро строить жильё экономкласса.


techinsider.io

Это во многом похоже на существующие сейчас солнечные батареи. Но в отличие от них особый материал из наночастиц можно будет распылять на различные поверхности. Такие поверхности будут способны поглощать и преобразовывать солнечный свет в энергию.


GaudiLab/shutterstock.com

Свет будет сопровождать вас во время перемещений по квартире. Можно будет также отрегулировать достаточное для вас количество освещения. Некоторые такие разработки уже существуют. К примеру, Ario - лампа, которая подражает естественному свету солнца, чтобы помочь улучшить здоровье пользователя.

6. Строители будут использовать экзоскелеты для переноски тяжестей без вреда для здоровья


techinsider.io

Железного человека сможет похвастаться не только Роберт Дауни - младший (Robert Downey Jr.), но и рядовые строители. Благодаря такому экзоскелету, обычный человек будет способен выполнять многие действия, которые обычно ему не под силу, например поднимать значительные грузы. Кроме того, это дополнительная защита от повреждений.

7. На опасных объектах будут работать роботы


techinsider.io

Есть предположения, что в будущем роботы будут работать рядом с людьми над разными проектами. Они будут заменять человека в тех местах, где наиболее вероятна опасность взрыва или обвала.

Каким станет транспорт в 2045 году

Транспортная отрасль, в отличие от всех остальных, развивается относительно медленно. Без сомнения, поезда и значительно изменились с момента их изобретения. Но на самом деле мы всё ещё пользуемся старыми, хотя и видоизменёнными формами транспортировки. Тем не менее за следующие 30 лет мы, вероятно, увидим больше изменений, касающихся транспорта, чем видели за предыдущие 100 лет.

Несколько наиболее смелых предположений приводим ниже.


techinsider.io

Фактически можно будет передвигаться со скоростью более 800 километров в час.


NowThis/giphy.com

Прототип уже был представлен в 2014 году во время фестиваля в Вене. Точную дату появления этих автомобилей назвать трудно, но говорить о том, что они уже существуют, можно.


NASA/flickr.com

К 2045 году могут появиться здания, построенные из суперпрочных материалов, основанных на углероде. Высота строений будет достигать 30–40 километров. На этих гигантских небоскрёбах станет возможным строительство космодромов. Сейчас оборудование стартовых площадок на вершинах высотных зданий кажется неправдоподобным, но благодаря инновационным материалам это вполне может стать реальностью.


SuperJet International/flickr.com

Авиастроение продолжит развиваться в следующие 30 лет. Будет сделано всё, чтобы самолёты летали быстрее. Увеличить скорость поможет отказ от окон. Полностью заменить их позволит дополненная реальность.

5. Появятся сверхзвуковые летательные аппараты


PatentYogi /youtube.com

Возможность полетать в самолёте появится уже к 2040 году, правда, она будет доступна только очень обеспеченным людям. Патентное ведомство США фактически одобрило проект аэробуса, который сможет транспортировать людей от Лондона до Нью-Йорка всего за один час.

Вот такие прогнозы на ближайшее будущее. Кажется, в 2045 году будет довольно неплохо.