Наводим резкость на размытые снимки. Повышение резкости в Adobe Camera Raw

Вот мы и добрались до самых интересных на сегодняшний день фильтров повышающих резкость. Их принципиальное отличие от описанных ранее заключается в том, что они не мнимо повышают резкость, за счет образования ореолов нерезкого маскирования, а восстанавливают размытый контур изображения. Насколько хорошо, мы увидим ниже. А пока, перейдем к первому из этой группы фильтру Smart Sharpen («Умная» резкость).

Фильтр появился в Photoshop уже достаточно давно, начиная с версии CS2. Многие пытались описать его работу. Кто-то более успешно, кто-то менее, кто-то вообще писал полный бред. Но не претендуя на самое правильное его описание, могу ответственно заявить, что полного обзора, в особенности разбора алгоритма работы режима More Accurate (Точнее) я не встречал нигде. До всего пришлось доходить самому, путем различных экспериментов. И оказалось, что именно этот режим как раз и является самым важным и самым интересным в этом фильтре. Так как разработчики впервые включили в Photoshop инструмент деконволюции. Насколько он оказался удачным, увидим дальше. Но при всех его недостатках, как первой попытки внедрения такого рода алгоритмов, при правильном применении он выдавал результаты, которые невозможно было бы получить с использованием старого инструментария.

Начиная с версии Photoshop CS6 (а может, и начиная с СС 2014, уже и не помню точно) фильтр ощутимо обновился, и не только интерфейсом. Но разработчики оставили возможность включения старого режима работы фильтра. Что, на мой взгляд, очень хорошо. Потому что, несмотря на то, что в новой версии фильтра улучшена работа алгоритмов, старый режим иногда может оказаться полезным.

В фильтре присутствуют две панели. Сверху, панель непосредственно отвечающая за повышение резкости, а ниже, панель для настройки отображения ореолов.

Рассмотрим, сначала, старый режим работы фильтра Smart Sharpen («Умная»резкость) . Сделать это можно нажав на пиктограмму с шестеренкой справа вверху. Раскрывается окошко, где нам предлагают проставить галочки «Использовать прежние» и «Точнее». Давайте поставим галочку в «Использовать прежние» и перейдем в старый режим работы фильтра без включения режима «Точнее», который мы рассмотрим позже:

Первые два параметра Amount и Radius (Эффект и Радиус) полностью идентичны аналогичным параметрам в фильтре . Идентичен и алгоритм их работы. Дальше, начинается новое. Исключен из настроек параметр Threshold (Порог) . А вместо него введен параметр Remove (Удалить). Название, честно говоря, достаточно странное. Впрочем, логика разработчиков более-менее понятна и рассчитано такое название на обычного пользователя.

Не будем пока рассматривать эти режимы по отдельности, а для большей наглядности сравним их все между собой. На картинке ниже показано, как воздействуют фильтр на контрастную границу в разных режимах. Слева, для сравнения, применен

Видно, что режим полностью аналогичен работе фильтраUnsharp Mask (Контурная резкость) . Поэтому он нам совершенно не интересен, так как нерезкое маскирование подробно было рассморено в предыдущих частях.

Режим уже достаточно сильно отличается. Видно, что в этом режиме ореолы, получаются значительно уже, чем в предыдущем, при одном и том же значении радиуса. В режиме Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) ширина ореола точно такая, какая и должна быть при гауссовом распределении. В 2,5 раза больше значения радиуса. То есть, если у нас радиус 20, то ширина ореола равна 50 пикселей. В чем легко убедиться промерив яркости пипеткой. А в режиме «Lens Blur» (Размытие при малой глубине резкости) ширина ореола равна 20 пикселей. Из-за этого, некоторые, не разобравшись в алгоритме работы, называют этот режим более деликатным. Хотя, о какой тут деликатности можно говорить, если ореолы просто значительно уже. Если уж сравнивать, то при равной реальной ширине ореолов. Чтобы уровнять ширину, нужно для этого режима выствлять радиус в 2,5 раза больше. Но результат все равно будет отличаться. Потому что видно, что распределение яркостей в ореолах разное, в разных режимах. В старой редакции статьи я приводил примеры. Но пришел к выводу, что эти сравнения не несут никакой практической пользы. Потому что, забегая вперед, могу с полной уверенностью заявить, что режимы Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) и предназначены не для самостоятельной работы, а исключительно в паре с режимом More Accurate (Точнее).

При одинаковой ширине ореолов, распределение яркостей в них, различное. В режиме Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) градиент яркости ореолов плавный. Яркость изменяется от максимальной, около контрастной границы, до яркости фона. А в режиме Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) , градиент изменения яркости ореолов нелинейный. Начиная от границы перехода, яркость изменяется слабее, а вблизи внешней границы ореола, изменения более сильные. Субъективно, ореол кажется немного усеченным. И за счет этого он выглядит более ярким, сильнее подчеркивает контрастную границу. То есть, интенсивность ореолов уменьшается до яркости фона не плавно от границы перехода, а достаточно резко, вблизи их внешней границы. По сути, у нас формируется новая граница перехода вокруг которой можно сформировать вторичные ореолы. Зачем это нужно, и как это реализуется, рассмотрим ниже.

Режим Motion Blur (Размытие при малой глубине резкости) , исходя из названия, предназначен для устранения последствий тривиального смаза. Насколько эффективно работает этот режим в случае смаза, предлагаю попробовать вам самостоятельно. Но заранее могу предсказать, что нормального результата у вас не получится. Потому что, как я упомянул выше, это режим предназначен только для работы в паре с режимом More Accurate (Точнее) .

Но давайте посмотрим, как этот режим работает. В этом режиме ореолы образуются не просто вдоль границы перехода, а только вдоль вектора направления задаваемого параметром Angle (Угол) . То есть, при совпадении направления этого параметра с контрастной границей, ореолы не будут образовываться, вообще. И будут максимальными при заданном направлении перпендикулярном границе перехода. На картинке приведенной выше видно, что ореолы стали еще уже. Реальная ширина ореола равна половине значения параметра радиус. Также видно, что что яркость ореола меняется не плавно, а он как будто отсечен с небольшой растушевкой. Напоминает режим Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) , но более резко. Дальнейшее рассмотрение этого режима мало интересно. А то, как он работает в паре с режимом More Accurate (Точнее) мы посмотрим в следующей части.

Итак, с закладкой Sharpen (Резкость) мы более-менее разобрались, кроме режима More Accurate (Точнее) . Его я оставлю на закуску, как самый важный и интересный. А пока, давайте посмотрим, что нам предлагает панель фильтра Shadow/Highlight.

В панели Shadow/Highlight (Тени/Света) присутствуют три настраиваемых параметра. Сразу хочу оговориться. До конца понять точную математику алгоритма работы некоторых из них мне не удалось. Поэтому, данное описание будет в некоторой степени, эмпирическим.

Можно очень долго описывать, как именно работает эта панель, приводить в качестве примеров картинки с результатами работы фильтра, но все равно кто-то так и не сможет толком понять, как же все это работает. Поэтому я попробовал смоделировать работу этих параметров инструментами более знакомыми для пользователя. Для дальнейших экспериментов будем использовать такую картинку.

Она удобна тем, что на ней присутствуют контуры образованные всевозможными комбинациями светлых и темных оттенков и удобно следить, где и что будет изменяться.

Сделаем копию слоя с исходным изображением и назовем ее Fade Amount / Tonal Width . Применим к этому слою фильтр Smart Sharpen («Умная» резкость) с силой воздействия 500% и радиусом 12. Параметры в панели Shadow/Highlight (Тень/Свет) пока не трогаем и они на нуле. Здесь я немного забежал вперед и применил фильтр в режиме деконволюции. Это сделано для наглядности. Подробнее об этом в следующей части.

У нас получится вот такая картинка.

А теперь начнем моделировать работу параметров и . Для удобства будем рассматривать только света. Так как работа параметров в разделе «Тени» полностью аналогична, применительно к теням. Применим к этому слою маску, и в качестве маски используем инвертированное исходное изображение. Вот что у нас получится.

Видно, что чем светлее участок, тем сильнее ослабление ореолов. Но об этом потом. А теперь, попробуйте применить к исходной картинке фильтр Smart Sharpen («Умная» резкость) с силой воздействия 500%, радиусом 12 и сдвинутыми ползунками Fade Amount(Ослабление эффекта) иTonal Width (Ширина тонового диапазона) до 100% для светов.

Вы получите полностью идентичную картинку, как в случае, когда мы применили маску к слою с усиленной резкостью. То есть, в качестве алгоритма ослабления ореолов используется маска на основе исходного изображения, примененная к финальному результату повышения резкости фильтром.

Но так это выглядит при максимальных значениях параметров иTonal Width (Ширина тонового диапазона) . А как же они регулируются через маску? Достаточно просто. Ширину тонового диапазона можно регулировать кривыми примененными к маске.

Выделите маску

и откройте окно «Кривые».

Захватите курсором кривую в верхнем правом углу и начните ее сдвигать влево. Эффект будет точно таким, как если бы вы стали уменьшать значение параметра Tonal Width (Ширина тонового диапазона) .

Теперь снова выделите маску и откройте окно «Свойства».

И начните уменьшать значение «Плотность». То есть, просто уменьшать непрозрачность маски. Это будет эквивалентно уменьшению значения параметра Fade Amount (Ослабление эффекта) . Тут стоит оговориться. В отличии от тонового диапазона, уменьшение непрозрачности маски немного отличается от изменения значения параметра Fade Amount (Ослабление эффекта). Но эти отличия незначительны, принцип тот же самый.

Таким образом видно, что при увеличении значения параметра Fade Amount (Ослабление эффекта) , ослабление ореолов тем сильней, чем светлее область, где они образуются. При этом, ослабляются как светлые, так и темные ореолы. Думаю, что такой алгоритм был выбран не случайно. Если бы речь шла о нерезком маскировании, то там светлые ореолы образуются только на светлых же областях. А этот фильтр использует алгоритмы деконволюции. При использовании которых образуются «полосатые» ореолы (подробно о методах деконволюции, «полосатых» ореолах и прочем, будет рассказано в следующей части). То есть, на светлых областях присутствуют вторичные темные ореолы, что хорошо видно на примерах выше. Поэтому, естественно, нужно в фильтре иметь возможность от них избавиться.

Для лучшего понимания работы этих параметров, настоятельно рекомендую самостоятельно поупражняться с этой, или аналогичной ей картинкой.

Параметр Tonal Width (Ширина тонового диапазона) задает тоновый диапазон, где будет происходить ослабление ореолов. Чем выше его значение, тем темнее будут области, где будет происходить ослабление ореолов.

А вот с параметром Radius (Радиус) беда. В хэлпе об этом параметре сказано крайне туманно.Мартин Ивнинг в своей книге «Photoshop для фотографов» , утверждает, что этот параметр, как иTonal Width (Ширина тонового диапазона) , аналогичен такому же в команде «Shadow/Highlight» (Тени/Света) . То же самое утверждает и Андрей Журавлев. Так ли это на самом деле, вы легко можете проверить сами. И убедиться в том, что утверждение Андрея:

«Алгоритм формирования области ослабления ореолов (фактически - маски, через которую осуществляется ослабление) и набор настроек аналогичен инструменту Shadow/Highlight: маска формируется из финальной картинки на основании значения параметра Tonal Width, а потом размывается в соответствии со значением параметра Radius.

Radius определяет степень размытия маски, через которую осуществляется ослабление ореолов.»

не отражает реального положения вещей. Если кто-то сможет ткнуть меня носом в пример работы этого параметра, я буду безмерно благодарен. Потому что перепробовав кучу всевозможных сочетаний режимов и значений параметров, я так и не смог увидеть примеров «размытия маски» и найти практическое применение этому ползунку. Слишком слабое, едва заметное для глаза, а главное, невнятное воздействие. Кстати, утвеждение, что маска формируется из финальной картинки, а не исходной, тоже, мягко говоря, не верно. Можете легко убедиться в этом сами. Но это нюансы, общий принцип тот же. А вот радиус так и остался загадкой.

Подводя итог, можно сказать, что панель Shadow/Highlight (Тени/Света) осуществляет не раздельное регулирование светлых и темных ореолов, как думают многие, а раздельно регулирует степень ослабления воздействия фильтра на светлых и темных областях изображения.

Теперь рассмотрим самый важный параметр в этом фильтре режим More Accurate (Точнее) . Самый «загадочный» режим, если судить по описаниям его работы различными авторами. Кто-то выражает недоумение таким названием этого режима. Целый ряд авторов даже не попытались разобраться в нем, и описывают его работу буквально дословно, соответственно названию, как в родном хэлпе. Кто-то попытался разобраться, но сделанные выводы оказались не точны. К сожалению, и в родном хэлпе почти ничего не сказано об этом режиме. Но самая большая ошибка разработчиков, на мой взгляд, заключается в том, что они ни слова не сказали о том, что это принципиально новый инструмент по сравнению с нерезким маскированием. Он является попыткой не просто вернуть резкость размытому изображению, но и частично восстановить утраченные детали. Дело в том, что резкость можно повысить не только созданием локального контраста вокруг границы перехода. Существует еще методы деконволюции, о которых я уже достаточно много говорил в предыдущих частях. Это попытка чисто математическим путем восстановить фокусировку в размытом изображении. Наличие в фильтре этого режима, наряду с режимами размытие в движении и размытие при малой глубине резкости, и является попыткой разработчиков внедрить некоторые математические алгоритмы деконволюции в обработку изображений. Насколько удачной оказалась эта попытка, посмотрим ниже.

Грешен. Сам, не до конца разобравшись, сначала, решил, что этот режим больше похож на маркетинговый ход, как утверждают некоторые авторы. Однако, оказалось, что это не так. Потом, поняв, что делает этот режим, я сделал совершенно бредовый вывод относительно его применимости, в старой редакции статьи.

Однако, давайте все по порядку, посмотрим, как работает этот параметр. На следующей картинке показано, как влияют на контрастную границу различные режимы фильтра Smart Sharpen («Умная» резкость) с включенным параметром More Accurate (Точнее) . Слева, для сравнения, воздействиеUnsharp Mask (Контурная резкость).

Видно, что включение этого режима создает вокруг первичных ореолов еще по паре ореолов (менее интенсивных) инверсных друг другу. То есть, граница, где происходит затухание первичного ореола, становится новой границей перехода.

Некоторые авторы пишут, что включение этого режима эквивалентно двойному проходу фильтра. В том, что это не так, вы можете легко убедиться сами. Обработайте изображение с включенным режимом More Accurate (Точнее) , и дважды (не меняя параметров) с выключенным. Результаты будут абсолютно разными. Работу этого режима можно грубо описать, как второй проход фильтра, но без воздействия на первичную границу перехода. То есть, в этом режиме создаются только вторичные ореолы вокруг новых границ, образовавшихся в результате действия фильтра, без повторного воздействия на первичную границу. Но это очень грубое описание, чтобы понять общий принцип. На самом деле немного меняется также и форма первичных ореолов.

Суммарная ширина образующегося «полосатого» ореола ровно в два с половиной раза больше ширины первичного ореола (когда режим More Accurate отключен). И этот режим работает аналогичным образом в любом из режимов «Remove»(Удаление). Однако, из-за путаницы между истиной шириной ореолов и значением параметра радиус, для каждого из режимов это будет своя величина (смотри выше).

Как уже говорилось выше, использование этого режима по замыслу разработчиков, в первую очередь предназначено в сочетании с режимами Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) и Motion Blur (Размытие в движении) . Где его работу, наверное, и можно было бы описать словом «точнее» для несведущего человека. Хотя, на самом деле, это ничто иное, как один из методов деконволюции. С моей точки зрения, это недоработка, которая создает путаницу, и не позволят использовать все возможности фильтра рядовому пользователю. Разумнее было бы, либо создать подробное описание в хэлпе, либо сделать этот режим неактивным в режиме гауссовское размытие.

Но еще большим бредом, создающим дополнительную путаницу для обладателей русской локализации, является перевод режима Lens Blur . Какой-то клинический идиот вместо вменямого термина приплел сюда еще и ГРИП и перевел это, как «размытие при малой глубине резкости». Всего два слова, Lens Blur . Ну вот куда понятней? «Размытие объектива». При чем тут глубина резкости? А главное, и рядовому пользователю сразу было бы понятно, что режим предназначен для борьбы с неизбежным для любой оптики размытием, в силу чисто физических причин.

На деле все так и есть. Действительно, данный режим предназначен для устранения присущего любому объективу размытия. Насколько хорошо он с этим справляется и как с ним работать, рассмотрим в следующей части. Где, так же, рассмотрим и уже новую версию фильтра Smart Sharpen («Умная» резкость) . В этой части я специально не стал детально разбираться с режимом More Accurate (Точнее) , потому что лучше его рассматривать вместе с обновленным фильтром.

Photoshop не сможет добавить резкость там, где её не было первоначально. Смысл повышения резкости заключается в повышении микроконтраста на границах светлых и тёмных областей. Наиболее чётко проявляются уже существующие границы, причём и те, которые хотелось бы подчеркнуть, и те, появление которых нежелательно.

В отличие от удаления шума, повышать резкость мы советуем в последнюю очередь, когда изображение полностью обработано и готовится к публикации. При этом для разных размеров фотографий в зависимости от того, как именно будет использоваться картинка, степень добавления резкости должна быть разной.

Добавление резкости в Adobe Camera Raw

Аналогично борьбе с шумом для повышения резкости можно использовать фильтр Adobe Camera Raw, который запускается и для RAW-файлов, и для JPEG.

Открываем в Photoshop RAW-файл (в этом случае Camera Raw запустится автоматически) или выбираем пункт меню Filter/«Фильтр» Camera Raw Filter/«Фильтр Camera Raw» .

За добавление резкости отвечает тот же пункт меню Detail/«Детализация» . Только на этот раз нас интересует блок Sharpening/«Регулировка резкости» .

    Amount/«Эффект» отвечает за степень воздействия.

    Radius/«Радиус» регулирует размер деталей, резкость которых будет усиливаться.

    Detail/«Детализация» - степень воздействия на мелкие детали и шум.

    Masking/«Маскирование» позволяет ограничить воздействие только на наиболее крупные, контрастные границы.

Но двигать ползунки наугад не самое правильное решение. Логичнее начать с настройки параметра Radius/«Радиус» . Наша задача - настроить параметр Radius/«Радиус» таким образом, чтобы детали, резкость которых нужно повысить, стали наиболее явными, но без появления ореолов и артефактов.

Чтобы настроить параметр радиуса, при клике на него и последующем перетаскивании необходимо удерживать клавишу Alt . Тогда превью изображения станет серым с малоразличимыми деталями (как текстура при частотном разложении или прямом воздействии фильтра High Pass/«Цветовой контраст» ).

Значение параметра Radius/«Радиус» зависит от разрешения и размера исходного снимка, его структуры. Для снимков с множеством мелких деталей (например, пейзажных) значение радиуса будет меньше, чем для тех, где мелких деталей не очень много (например, студийные портреты).

После настройки радиуса можно регулировать значение Amount , отслеживая изменения. Но вместе с увеличением резкости происходит увеличение шума, потому что Photoshop не знает, где детали, а где шум. Чтобы указать ему границу, после которой начинаются детали, нужен параметр Detail/«Детализация» . Если при клике на него или перетаскивании удерживать клавишу Alt , появится превью, показывающее, какие детали будут попадать под воздействие наших усилий по повышению резкости, однако обычно простое итоговое превью является более наглядным.

При значении параметра Detail/«Детализация» 100 максимально проявляются шумы, при меньших значениях воздействие происходит только на крупные, «полезные» детали.

Значение параметра Detail/«Детализация» не всегда стоит уменьшать до нуля: в этом случае картинка может казаться более размытой, чем была изначально, так как на фоне новых резких деталей глаз начинает воспринимать отсутствие естественного «комфортного» шума как отсутствие фокуса. Обычно выбирают значение в районе 3–15 (чаще 3–7).

Masking/«Маскирование» позволяет строго разграничить зоны, где происходит повышение резкости, а где - нет.

При повышении значения параметра Masking/«Маскирование» воздействие на изображение по площади уменьшается и остаётся на экстремальном значении только на контрастных границах. Если при клике на ползунок или его перетаскивании удерживать клавишу Alt , можно увидеть, где произойдёт увеличение резкости, а какие зоны будут исключены из-под воздействия.

Вот такое изображение получается в результате коррекции:

Добавление резкости с помощью фильтра Smart Sharpen/«Умная резкость»

В Adobe Photoshop есть много фильтров, позволяющих повысить резкость. Они немного отличаются алгоритмами работы и количеством параметров, на которые можно влиять.

Все фильтры для повышения резкости находятся в меню Filter/«Фильтр» Sharpen/«Резкость» .

    Shake Reduction/«Стабилизация изображения» позволяет бороться с последствиями смаза из-за слишком длинной выдержки и дрожания камеры.

    Sharpen/«Резкость» - грубое повышение резкости. У этого фильтра нет никаких параметров, и результат его работы можно изменить, откорректировав непрозрачность слоя или наложив маску.

    Sharpen Edges/«Резкость на границах» - эффект проявляется несколько слабее, чем в базовом Sharpen , вдоль краёв объектов.

    Sharpen More/«Резкость +» - усиленный по сравнению с обычным Sharpen эффект.

Мы рассмотрим самый продвинутый и аккуратный - , остальные фильтры предлагаем изучить самостоятельно.

Здесь, как и при работе в Camera Raw, можно регулировать степень (Amount/«Эффект» ) и радиус (Radius/«Радиус» ) воздействия.

Чем больше значение параметра Amount/«Эффект» , тем сильнее контрастность между пикселями и выше резкость.

Для начала лучше задать довольно большое значение параметра Amount (200–300%), потом скорректировать значение Radius, увеличивая количество пикселей, затронутых эффектов, а затем снова вернуться к параметру Amount , чтобы точнее его настроить.

Ползунок Reduce Noise/«Уменьшить шум» позволяет эффективно бороться с шумами, появляющимися вследствие повышения резкости.

Параметр Remove/«Удаление» определяет алгоритм увеличения резкости, применяемый к картинке. Значение по умолчанию - Lens Blur/«Размытие» при малой глубине резкости - наиболее эффективно: при нём распознаются контуры и детали, а уже затем увеличивается их резкость. В ореолах резкость регулируется с меньшей интенсивностью.

Пункт Motion Blur/«Размытие» в движении применяется для уменьшения размытия, вызванного движением во время съёмки. При использовании этого пункта становится доступным настройка угла, определяющего направление движения.

Также в фильтре есть возможность корректировки воздействия на тёмных и светлых областях при помощи раскрывающейся вкладки Shadows/Highlightsr/«Тени/Света» .

Настройки этих вкладок служат для подавления тёмных и светлых ореолов, проявившихся из-за работы фильтра:

    Fade Amount/«Ослабление эффекта» позволяет изменить интенсивность установленного эффекта.

    Tonal Width/«Ширина тонового диапазона» позволяет регулировать диапазон изменяемых теней и светов. Регулировка достигается перемещением ползунка вправо и влево.

    Radius/«Радиус» очерчивает размер области вокруг каждого пикселя, по которой определяется его принадлежность к свету или тени.

Регулировать резкость с помощью фильтра Smart Sharpen/«Умная резкость» следует на отдельном слое, чтобы потом иметь возможность отрегулировать его непрозрачность или наложить маску. В качестве более продвинутого и профессионального варианта можно применять фильтр к слою, сконвертированному в Smart Object . Тогда вы сможете регулировать не только непрозрачность слоя, но и все параметры фильтра уже после того, как он был применён один раз.

Чтобы превратить слой в Smart Object , кликаем на слой в панели слоёв правой кнопкой мыши и в выпадающем меню выбираем пункт Convert to Smart Object/«Преобразовать в смарт-объект» .

После этого можно выбрать пункт меню Filter/«Фильтр» Sharpen/«Резкость» Smart Sharpen/«Умная резкость» и подобрать параметры для увеличения резкости. Они будут применены к «умному» слою. Панель слоёв будет выглядеть следующим образом:

После этого при двойном клике мышкой на слой Smart Sharpen будет открываться окно фильтра с установленными значениями, и их можно будет откорректировать.

Все эти и многие другие приёмы ретуши снимков подробно рассматриваются и описываются в курсе в Fotoshkola.net.

Что вы думаете о резких фотографиях? То есть тех, которые слишком четкие, слишком контрастные и почти не размытые? Попробуем угадать: кому-то из вас они нравятся, если резкость использовалась, что говорится, «без фанатизма». Другие из вас «в корне» не признают такое качество и соответствующие фильтры обходят стороной. Но мы бы сказали, что техника работы с фоторезкостью сводится к банальному «50/50».

Мастер реалистичной фотографии Анри Картье-Брессон однажды сказал: «Резкость - понятие буржуазное ». И это правда. Она не превращает фотографию или изображение в плохую картинку, как и не делает обратное: из плохой не получится, как по мановению волшебной палочки, сделать идеально хорошую. И если присмотреться к большинству изображений, использующихся на том или ином сайте, они все не настолько и резки, так как главное вызвать эмоцию у посетителя. Дело в том, что изображение, вызывающее эмоции, всегда будет в выигрыше по сравнению с тем, что создано технически совершенным.

Пит Де Марко , описывая работу «Храм Лотоса»: «Увеличение резкости в архитектурных фотографиях действительно может сделать их невероятно популярными». Посмотрите на изображение, какие чувства оно затрагивает?

В эпоху цифровых технологий резкость - один из множества инструментов фотографа и дизайнера, позволяющих преобразовывать изображения. В веб-дизайне использование фотографий , особенно больших, на всю площадь экрана, только приветствуется, а значит, работать с оригинальным снимком уже становится недостаточно. Требуется дополнительная обработка. Но вы когда-нибудь видели фото, что способно заставить вас чувствовать себя так, будто вы шагнули за экран? Это почти то же самое, как если бы не было экрана, а было окно, уже открытое, в другой мир. Вот он, мир, протяните руку, высуньте её из окна и прикоснитесь к далекому и близкому одновременно. Вот некоторые примеров сайтов.

Когда люди, знакомые с фоторедактированием или не слишком увлекающиеся графикой, дают советы по работе с резкостью, то обычно все сосредотачивается на том, что нужно купить хороший и дорогой фотообъектив, заплатить баснословные деньги на фотобанках или фотографам и прочее, и прочее. Отчасти это верно, но сейчас даже топ-фотографы используют и еще один дополнительный шаг. Это работа в Photoshop и использование плагинов.

Поскольку использование эмоциональных фотографий в веб-дизайне обязательно, то сегодня мы поговорим еще об одном варианте работы с ними - плагине Sharpener Pro 3.

Sharpener Pro 3

Плагин входит в группу Google Nik Collection, который уже поставляется бесплатно, поэтому в использовании и доступности его не должно возникнуть проблем. И чтобы не повторяться, вопросы установки мы рассматривали ранее. Разумеется, что в самом Photoshop существует фильтр резкость, но порой его бывает недостаточно. Дело в том, что вся коллекция плагинов Nik Collection отличается возможностью работы с ключевыми точками. Те, кто читал наш материал про плагин Viveza , уже понял, о чем речь. Ключевые точки позволяют настроить фильтры более тонко, четко, редактировать площадь обработки «на лету», а не применять изменения сразу ко всему изображению.

Что же касается Sharpener Pro 3, то он имеет два варианта.

RAW Presharpener - позволяет предварительно повышать резкость изображений (не обязательно RAW), если фильтры фотокамеры были низкочастотными. Резкость увеличивается совсем немного, до того момента, когда начинают образовываться шумы и артефакты. А они всегда, рано или поздно, появляются.

Output Sharpener - финальное увеличение резкости с учетом технологий вывода изображений. Уже здесь можно регулировать настройки резкости в зависимости от того, как будет использовано изображение: печать на разной бумаге, интернет.

Давайте и посмотрим на каждый вариант по отдельности, причем совершенно неважно, что вы решите редактировать: арт или фотографию. Принцип работы все равно будет тот же.

RAW Presharpener

Выбираем фотографию или изображение и открываем в Photoshop. Запускаем соответствующий плагин из меню Фильтры. Изображение (оригинал) у нас имеет разрешение 3840х2160 px, поэтому поработать точечно у нас получится и есть с чем, хотя оно и без того красиво.

Presharpener позволит сделать нам конечные коррективы общего характера. Можно добавить резкости ко всему изображение, используя ползунки в правой верхней части панели. Резкость - тонкое искусство и очень важно, чтобы изображение не превратилось в безобразие. Используйте инструмент масштабирования и комбинированный режим, для просмотра и сравнения, что было и что стало. Чтобы понять, что вы переборщили с резкостью, достаточно заметить обилие зернистости и ореолы вокруг краев изображения.

Сравнение слабого увеличения общей резкости и сильного на скриншотах ниже.

Как можно заметить, добавление малого количества резкости изображению не повредит. Рекомендуется в RAW Presharpener использовать резкость на краях, а не по области. Цель данного плагина, создание тонких различий, добавления чуть больше краев на картину. И да, если изображение без фокуса, то никакая резкость не спасет его (дальний план с Клеопатрой, Айей и стражником фараона Птолемея Тео).

Посмотрите на скриншот ниже. Разница с резкостью и без очень тонкая и видна она только при 100% увеличении. Выделились очертания лица, урея, немеса, ореолы свечения.

Важно понимать, что RAW Presharpener должен применяться только к той части изображения, которая находится в фокусе. Для этого существуют контрольные точки. Соответственно, появляется больше контроля над изменением изображения. Согласитесь, делая образ фараона более четким, мы затрагиваем фон и на нем появляются артефакты.

Добавим несколько контрольных точек на змею с непрозрачностью в 100% и выберем режим отображения «Наложение эффекта» или «Маска эффекта». Таким образом, если при работе с точками ваш глаз не улавливает изменения, то маска поможет наглядно увидеть, как меняется, что и в какой области. Верхний ползунок у точки регулирует радиус изменений, нижний - количество резкости.

Аналогично можно использовать контрольные точки для снятия резкости. Если вы переходите в режим выборочной коррекции с точками, то настройки, сделанные ползунками выше, не учитываются. Придется выбирать, что вам нужно в данном конкретном случае.

После всей корректировки, общей или точечной, достаточно нажать ОК , перейти в рабочую область самого Photoshop и продолжить работать с изображением дальше. В действительности, это простой плагин, только нужно понимать, что резкость обладает тонкими настройками, которые не требуют автоматического выведения сразу всего и вся на 100%.

Поскольку наше изображение комбинированное, то вместо «ОК» можно нажать «Кисть». Тогда автоматически создастся маска слоя и появится небольшой инструментарий, благодаря которому можно будет кисточкой прокрасить те места, где нам нужна резкость. Мы, в первую очередь, хотим выделить и подретушировать красоту Птолемея, а девушки и стражник пусть так и будут на размытом фоне, ибо такова общая композиция картины, олицетворение нескольких лет истории Египта (да, вот так, в одном изображении ). Не будем это менять. Поэтому кисточкой прокрашиваем весь образ фараона и будет заметно появление резкости. Настройки кисти применяются те, что были определены нами в самом окне плагина. То есть мы применили резкость не ко всему изображению, а выборочно, но без ключевых точек. (Согласитесь, корректировать половину рисунка точками не совсем удобно в данном случае).

Output Sharpening

Второй плагин предназначен для финальной резкости. Это означает, что можно выбрать количество резкости, применяемое к изображению, когда из RAW оно будет преобразовываться в JPG. В этом случае, изображение будет более резким, что гарантирует лучшее качество после конвертации. Следует помнить, что количество резкости, применяемое для интернет-изображения, отличается от того количества, что требуется для печатных изображений.

Продолжаем работать с нашим изображением (не берем новый) и запускаем второй плагин. Мы видим многие знакомые настройки из RAW Presharpener. Здесь есть творческие настройки для регулирования фокуса, контрастности, структурности. Разумеется, и контрольные точки опять можно применять. А можно обойтись готовыми пресетами или создать свои.

Особенность работы в плагине - тонкая, очень ювелирная настройка резкости. Мы вновь воспользуемся кисточкой и по маске наложим выходную резкость отдельно.

В самом плагине сделаем универсальные настройки, а затем, дабы не затрагивать «замыленность», обработаем лицо Птолемея. С одной только оговоркой. Выходная резкость более интенсивная и при наложении на всю область фокуса изображение потеряет свой сюжет и атмосферность. Поэтому мы выборочно проведем коррекцию глаз, скул, бровей, немеса и урея, не затрагивая шею, нос, губы.

Сравним, что получилось, с тем, что было.



Сказать, как использовать бегунки настроек, или в каких точно местах поставить контрольную точку - нельзя. Каждая фотография или изображение уникально и все разные. Все зависит от того, что вам требуется на выходе.

Зачем нужна была резкость, да еще и в таком малозаметном количестве? - спросите вы, - Да и еще и посвящать этому целую статью. Дело в том, что как мы уже говорили, фотографии при оформлении дизайна сайта или изображения бывают разными по качеству. С другой стороны, если использовать такое изображение под цветовым однотонным слоем, на котором делать название, меню или что-то еще, то детали будут лучше видны. Сравните без резкости и с резкостью.

Важные детали

Не добавляйте много резкости. Знайте, когда лучше убавить, а когда добавить. На изображении ниже облака должны быть мягкими, поэтому сильной резкости на них не нужно делать. Природа также в целом не требует обилие деталей, ибо, чем дальше фокус, тем детальность ниже. Но вот архитектура требует больше резкости и это делает изображение действительно эмоциональным. Чтобы поработать с передним планом используйте ползунок «Структурность».

Следите за шумом. Чем больше резкости в ваших работах - тем шума и артефактов становится больше. Если ваш глаз не улавливает изменений и вам кажется, что все отлично - увеличьте изображение. Возможно, придется впоследствии использовать шумоподавитель и смягчить общую картину. Впрочем, есть один нюанс. Если вы редактируете большое изображение, но затем на сайте примените его уменьшенный вариант, то шум уже не играет большой роли. Он потеряется при изменении размера.

Выводы

Sharpener Pro 3 является чрезвычайно универсальным и простым в использовании плагином. Работаете вы с логотипами или только занимаетесь веб-дизайном - обработка картинок играет не последнюю роль. Пусть создается сайт пиццерии или строительной компании. Какой-то объём графического материала подбирать веб-мастеру самостоятельно все равно придется. А чтобы дизайн сайта понравился заказчику, делать нужно сразу все на «отлично». Потому и фотографии придется обрабатывать.

Обратим внимание еще на один момент. Посмотрите на сайты некоторых веб-мастеров, где изображения совершенно разные используются «только так». Где-то только образ человека, объекта, где-то целые композиции (примеры вначале мы давали). Все ли они такие уж прям оригинальные? И что, прям, уж, вот все веб-дизайнеры заказывали супер-обработку у профессионалов? С обилием плагинов и возможностями Photoshop зачастую этого и не требуется.