Общие законы управления в менеджменте. Вопросы для самоконтроля. Общая информация о Красноярской таможне

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность структуры управления. Типы структур управления в агропромышленном комплексе. Анализ организационной структуры управления, ее соответствия целям и стратегии развития кооператива. Оценка эффективности существующей структуры управления СПК "Нива".

    дипломная работа , добавлен 14.08.2010

    Понятие и принципы построения организационной структуры. Типы организационной структуры. Виды бюрократических структур управления оргацизацией. Виды органических структур управления организацией. Анализ организационной структуры ОАО "Черметремонт".

    курсовая работа , добавлен 12.11.2007

    Расчёт планируемой (нормативной) численности руководителей, специалистов и технических исполнителей по функциям управления. Характеристика ОАО "Ижнефтемаш". Производственная структура завода нефтяного оборудования. Численность работающих в организации.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2016

    Понятие организационной структуры. Иерархический и органический типы структур управления. Характеристика многомерной организации. Основные преимущества и недостатки линейной структуры управления. Принцип многомерной организационной структуры управления.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2010

    Система и структура управления предприятием. Этапы проектирования структуры управления. Холдинговая организация: понятие, содержание. Методы оценки эффективности деятельности предприятий. Анализ системы управления компании ОАО "Газпром", "ЭР-Телеком".

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Организационная структура управления организации: понятие, принципы, тенденции. Характеристика организационной структуры управления ООО Строительной Компании "Гарант-Поволжье " по указанию строительных услуг. Эффективные элементы моделей рабочих мест.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2012

    Характеристика законов управления и синергии, информированности и упорядоченности, развития и композиции. Закономерность как часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений, ее основные виды. Классификация принципов управления.

    1. Законы управления.

    Теоретической основой менеджментаявляется методология теории управления.
    - это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов.
    Методология теории управления - это структура, логическая организация, законы, принципы, методы и средства деятельности в области управления.
    Важнейшие элементы методологии теории управления :

    • законы;
    • принципы;
    • методы.

    Рис. 3.1. Понятие закона

    На управление (менеджмент) влияют различные законы, отражающие устойчивые явления, происходящие в сфере управления (рис. 3.2).



    Рис. 3.2. Влияние научных законов на управление

    Общие законы управления отражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды:

    • закон единства и целостности систем управления;
    • закон соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления);
    • закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления;
    • закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления организационной системы;
    • закон обеспечения необходимого уровня свободы системы управления;
    • закон единства действий законов управления.

    Закон единства и целостности систем управления . Данный закон гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством.
    Она должна содержать все необходимые элементы, объективно соответствующие целям и задачам управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовывать все функции управления, необходимые для достижения целей системы.
    Единство системы управления означает, что она образует собой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.
    Закон соотносительности управляющей (субъекта управления) и управляемой систем (объекта управления) предполагает их функциональное и структурное соответствие возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.
    Любая система управления состоит из субъекта и объекта управления (из управляющей и управляемой системы). Соотносительность систем означает, что функциональная составляющая управляемой системы (объекта управления) должна соответствовать высокому уровню функциональной составляющей управляющей системы (субъекта управления). Уровень компетентности работников управляющей системы должна быть выше уровня компетентности работников управляемой подсистемы. Совершенствование управляющей системы должно быть более динамичным, нежели управляемой.
    Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления. Данный закон гласит, что организационно-экономические системы (организации) с сознательным планомерным управлением и потенциально, и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессов.
    Закон соответствия содержания и формы прямой и обратной связи в системе управления организационной системой . Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.
    Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.
    Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.
    Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.
    Закон обеспечения необходимого уровня свободы системы управления. Это законтребует от системы управления не только достаточной гибкости, обладания необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Гибкость ограничивается наличием ресурсов, жесткость системы обеспечивается четкостью норм, стандартов, ритуалами и т.п. Жесткость системе придают и субъективные ограничения (уровень компетентности руководителей и квалификация персонала). Необходимое число степеней свободы предполагает, что число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы.
    Закон единства действий законов управления. Суть закона в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая разноприложенных, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами.
    Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления, как и законов развития объективного мира в целом.


    Для того, чтобы наиболее полно использовать действия законов, необходимо, с одной стороны, уметь, выделить действия каждого закона, а с другой стороны - выяснить механизм воздействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.
    Рис. 3.3. Влияние законов управления на категории менеджмента

    Частные законы управления - законы управления, присущие его отдельным сторонам, подсистемам и их элементам:

    • закон изменения функций управления;
    • закон сокращения числа ступеней управлений;
    • закон концентрации функций управления;
    • закон распространения контроля.

    Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.
    Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.
    Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, следовательно к росту численности управленческого персонала.
    Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

    2. Принципы управления.

    Принципы управления представляют собой основные правила, определяющие построение организаций, поведение субъекта и объекта в процессе управления, целесообразный характер взаимоотношений организации с окружающей средой.
    Принципы управления являются результатом обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, норм и положений, которые в силу своих черт становятся общими для любых организаций.
    Принципы объективны, носят закономерный характер, отражают закономерности развития отношений управления, связаны по цепочке: законы - закономерности - опыт управления - принципы .

    Роль принципов в системах управления определяется тем, что, с одной стороны, принципы выступают как свод основных законов управления объектами разного рода, с другой стороны, они являются правилами управленческой деятельности. В системах управления все элементы тесно взаимодействуют и находятся во взаимовлиянии Принципы и их соблюдение оказывают существенное влияние на такие важные категории управления как стили управления и методы управления, а также посредством их влияния определяются те или иные способы и приемы управления, направленные на достижение результата (рис. 3.4).

    Рис. 3.4. Механизм влияния принципов управления

    Впервые принципы менеджмента были обобщены и систематизированы в начале ХХ века основоположником школы административного управления Анри Файолем. Сегодня эти принципы не потеряли своей актуальности:

    • разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);
    • власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);
    • дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);
    • единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);
    • единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);
    • подчинение индивидуальных интересов общим ;
    • вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);
    • централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);
    • скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);
    • порядок (каждый должен знать свое место в организации);
    • справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);
    • стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);
    • инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);
    • корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

    Принципы менеджмента А. Файоля являются основой современных общих принципов управления.
    Общие принципы управления - это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики. К ним относят:

    • научность;
    • системность и комплексность;
    • принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;
    • принцип централизации и децентрализации;
    • принцип пропорциональности в управлении;
    • принцип экономии времени;
    • принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;
    • принцип делегирования полномочий;
    • принцип обратной связи;
    • принцип экономичности;
    • принцип эффективности;
    • принцип мотивации.

    Научность. Этот принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, в т.ч. различной отраслевой принадлежности.
    Системность и комплексность. Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение может свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению.
    Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.
    Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним.
    Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение претворяется в жизнь под персональную ответственность руководителя организации.
    Принцип централизации и децентрализации. Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления.
    Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления.
    Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации.
    Принцип пропорциональности в управлении. Данный принцип находит свое отражение в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Ее суть заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления, к примеру, подсистемы производства, ведет к росту и усложнению субъекта управления (управляющей подсистемы).
    Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен рядом показателей, таких как: соотношение численности управленческого персонала и рабочих; соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений) и т.д.
    Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией, что составляет круг важнейших задач управления.
    Принцип единства распорядительства в управлении. Рациональная структура управления − это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.
    Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.
    Принцип экономии времени. Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это, прежде всего, относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.
    Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и, наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях. Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.
    В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры.
    В процессе функционирования организации лишние элементы структуры «отмирают», а недостающие постепенно появляются, вместе с ними «отмирают» или появляются новые функции.
    Принцип делегирования полномочий . Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться на решении задач сложного управленческого уровня.
    Принцип обратной связи. Обратная связь в системах управления - это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии.
    Принцип экономичности . Это требование - правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности.
    Принцип эффективности. Этот принцип - требование высокой результативности (прибыльности) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.
    Принцип мотивации . Этот принцип утверждает, что управление может быть высокорезультативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах - материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности.

    3. Методы управления.

    Методы управления - это способы осуществления управляющего воздействия и реализации целей управления.


    Рис. 3.5. Методы управления

    Экономические методы управления основаны на действии экономических законов и воздействуют на имущественные интересы организаций и персонала. К ним относятся: хозяйственный расчет, экономический расчет, планирование, прогнозирование, экономический анализ, экономическое обоснование, экономическое стимулирование и т.д. Эти методы составляют основу экономического управления организациями.
    Организационно-административные методы управления базируются на объективных законах организации совместной деятельности людей и управления ею, на естественной потребности людей взаимодействовать в определенном порядке. Такие методы делятся на три группы:
    организационно - стабилизирующие - устанавливают долговременную связь в системах управления между людьми (концепция управления организацией, организационная структура управления, штаты, инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль и надзор);
    организационно-распорядительные - обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и подразделений (данные методы реализуются в форме договоров, приказов, распоряжений, указаний, постановлений);
    организационно-дисциплинарные - предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности персонала за выполнение обязанностей; к ним относятся правила и нормы поведения работников и системы контроля за их поведением, а также разработка и применение поощрительных мер (за выполнение работниками установленных правил) и мер наказания (за выполнение работниками установленных правил).
    Социально-психологические методы управления представляют собой способы воздействия: на поведение личности и коллектива; на состояние и настроение организации; активизации климата в организации на базе высокой нравственной культуры, глубокого уважения человека и коллектива.
    В менеджменте социально-психологические методы являются не только нравственной категорией управления, но и материальной, дающей прибыль или убыток, так как в хозяйственных организациях социально-психологические процессы, явления и действия просчитываются с точки зрения затрат и прибыли, получаемой от их применения. В основе этих методов лежат объективные законы социального развития и законы психологии. Данные методы управления делятся на две группы:
    социальные, к которым относятся социальное нормирование (правила внутреннего распорядка, внутрифирменного этикета и т.д.); социальное стимулирование коллективов и отдельных работников; социальное регулирование (договоры, взаимные обязательства, системы отбора, удовлетворение социальных потребностей) и др.;
    психологические - используются в целях гармонизации отношений между членами организации и установления наиболее благоприятного психологического климата; к ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения работников.

    Выводы

    • Законы и закономерности управления важнейшая фундаментальная основа методологии теории управления. Они отражают устойчивые и повторяющиеся явления в сфере управления. Учёт и следование законам управления способствует достижению эффективности управления современными предприятиями.
    • Законы управления являются отправной точкой для формирования принципов менеджмента. Принципы менеджмента - это правила, которых нужно придерживаться руководителю при осуществлении управления. Принципы менеджмента нужно не только знать, но и неукоснительно следовать им.
    • Принципы менеджмента определяют характер, содержание и использование методов управления. Методы управления - это основные способы осуществления управления в направлении достижения целей организации. Все методы управления взаимосвязаны и взаимозависимы, они реализуются на практике в комплексе.

    Вопросы для самоконтроля

    • В чем состоит специфика законов управления?
    • Охарактеризуйте становление принципов управления.
    • Дайте определение общим принципам управления.
    • Классификация принципов управления.
    • Что такое методы управления?
    • В чем сущность экономических методов?
    • Сущность и содержание организационно-административных методов управления.
    • Что представляют собой социально-психологические методы управления?
    • В чем взаимосвязь и отличие методов управления?

    Ситуации и задания для обсуждения

    Ситуация.

    При проведении реконструкции цеха мастер Иванов И.И. получил задание предложить кандидатуры работников своего цеха (в количестве 10 человек) для перевода на другую работу. Мастеру не хотелось бы обижать подчиненных ему людей, поэтому он нашел следующее решение вопроса: он предлагает начальнику цеха список из 20 человек и просит его выбрать десятерых, которые ему кажутся подходящими. Однако начальник цеха такое решение отклонил.

    Вопросы для обсуждения ситуации: Какой принцип управления использовал начальник цеха, отказав мастеру? Какой принцип управления хотел применить Иванов И.И., обратившись к начальнику цеха? Почему решение мастера было отклонено?

    Задания

    • Попытайтесь к перечисленным в лекции принципам управления добавить несколько своих; обсудите их в группе на занятии.
    • Определите, с помощью, каких методов управляется учебная группа в процессе проведения занятия.
    • Необходимо разработать мероприятия по стабилизации кадров в организации. Какие методы управления необходимо использовать? Сформулируйте мероприятия.

    Литература

    • Бурганова Л.А. Теория управления: учебное пособие / Л.А. Бурганова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 139 с.
    • Ладико І.Ю. Загальний менеджмент: навчальний посібник / І.Ю. Ладико, В.Г. Сумцов. - Луганськ: Вид-во Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля, 2004. - 282 с.
    • Лукашевич В.В. Менеджмент в структурних схемах: учебное пособие / В.В Лукашевич. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 224 с.
    • Мартыненко Н.М. Основы менеджмента: учебник / Н.М. Мартыненко. - К.: Каравелла, 2003. - 496 с.
    • Мухин В.И. Основы теории управления: учебник / В.И. Мухин. - М.: Экзамен, 2002. - 256 с.

    Существует более десятка определений понятия «управление». Управление - свойство, внутренне присущее любым сложным системам на любой ступени развития. Приведем некоторые из них, лучше всего отражающие суть этого феномена.

    Управление - это способность целостных динамических систем производить структурную и функциональную перестройку в ответ на изменения в условиях внутренней и внешней среды их существования.

    Управление - это процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение или изменение системы объекта в соответствии с поставленной целью.

    Управление - есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

    По А. Файолю: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

    В широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Следует раскрыть содержание этого руководства, его сущностные черты.

    Управление - деятельность управляющей подсистемы, заключающейся в выработке управляющего воздействия и его осуществления и направленная на эффективное достижение цели деятельности системы в целом.

    В определении содержится главное, ради чего осуществляется управление деятельностью и сама деятельность - цель. Далее отмечается необходимость выработки и осуществления непрерывного воздействия на управляемую подсистему , подчеркивая этим самым необходимость деятельности и по выработке управляющего воздействия, и по осуществлению того воздействия, то есть по существу предусматривает в составе управленческой деятельности, кроме задач выработки управляющего воздействия, и организаторские задачи по обеспечению выработанного решения. И, наконец, отмечается необходимость эффективного управления.

    Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.

    Основные законы управления и их характеристики

    управление таможня красноярский

    В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

    Законы характеризуют (Приложение 1): единство процессов объективного мира; связь мировых процессов; взаимозависимость мировых процессов; цельность мирового процесса. Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

    В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики (Приложение 2): закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания; закон перехода количественных изменений в качественные. На основе законов вырабатывается методология исследования процессов управления, формулируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требования этих законов.

    Законы управления как специфические законы выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления). Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на 3 основные группы.

    К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов. Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления , посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля. К третьей группе относятся «специальные» законы, - непосредственно не связанные с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы.

    Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).

    1) К общим законам управления можно отнести:

    1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.

    2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.

    3. Закон единства системы управления.

    4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

    5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.

    6. Закон единства действий законов управления.

    Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой - отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

    Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит , что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах. Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества. Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

    Согласно закону единства системы управления, деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

    Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности. Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект организации - это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

    Объект и субъект управления оформлены в определенные системы - управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

    Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природы отношений между ее подсистемами заключается в следующем. Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи. Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

    Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды. Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

    Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

    Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой - выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

    2) Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управленческой подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др. К ним относятся:

    1. Закон изменения функций управления.

    2. Закон сокращения числа ступеней управления.

    3. Закон концентрации функций управления.

    4. Закон распространения контроля.

    Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других. Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее. Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала. Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

    3) Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области. Среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.

    Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования. Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Все закономерности управления можно разделить на группы: закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию и закономерности менеджмента. К закономерностям управления относятся:

    Единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);

    Пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);

    Централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));

    Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).

    1. Закон единства и целостности системы управления, согласно которому система управления должна содержать в себе все необходимые для реализации единой цели элементы и реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития систем и процессов. Несоблюдение требований этого закона будет иметь результатом рост расходов на содержание административного аппарата и несогласованность действий структурных подразделений в организации;

    2. Закон обеспечения необходимого количества степеней свободы означает, что любая система управления должна сочетать в себе наличие ресурсов и гибкость в приспособлении к изменениям среды с устойчивостью и жесткостью выполнения норм, стандартов и правил организации. При этом количество степеней свободы управляющей системы должна быть больше числа степеней свободы управляемой системы. Руководитель, ограничен правилами и роль которого сводится к выполнению ритуальных обязанностей визирования документов нет выбора и перестает быть руководителем, поскольку руководство всегда предполагает наличие некоторой степени свободы в оценке ситуации и принятии решений, причем свободы большей той, которую имеют рядовые исполнители. Чем выше организационный ступень, тем больше становятся полномочия и большей ответственности, но и возможности менять ситуацию и влиять на ход организационных процессов тоже становятся больше. Несоблюдение данного закона приведет к потере управляющей системой рычагов влияния на деятельность системы управляемой и к дезинтеграции системы управления;

    3. Закон необходимого разнообразия говорит нам о необходимости обеспечения способности субъектов управления учитывать специфичность объектов управленческой деятельности, их многообразие, вызванное различиями в технологиях, требованиях техники безопасности труда, квалификационной и профессиональной подготовке работников, условиями работы и требованиями рынка. Руководители должны понимать несостоятельность типовых инструкций и методов учитывать специфику каждого коллектива работников и каждого операционного процесса – соблюдение законодательных актов, стандартов, ценностей должно создавать основу для формирования принципов и выбора средств практического управления конкретной социотехнические системой (предприятием, организацией или учреждением);

    4. Закон соотносительности субъекту и объекту управления (управляющей и управляемой систем) утверждает, что между ними должна существовать функциональная и структурная соответствие с возможностями, уровней, направлений, целей и задач развития. Согласно закону, уровень компетентности сотрудников и функциональная сложность субъекту управления должны превышать аналогичные характеристики объекта управления, а совершенствование управляющей системы должно осуществляться на опережение по отношению к системам низкого уровня иерархии. Генеральный директор компании должен быть более компетентным в вопросам организации операционной деятельности и управления чем руководитель отдела этой же компании, а также обладать более высокой способностью к восприятию новой информации и воплощение инноваций чем его подчиненные. В противном случае можно считать, что руководителем достигнуто «границы некомпетентности» и он или она превращаются в «узкое место» для социотехнической системы (узкое место или bottleneck – так называют явление, когда производительность или возможности целой системы ограничены возможностями того или нескольких элементов этой системы).

    По классификации авторов , законы управления делятся на общие и специфические. Специфические зависят от природы и характеристик систем, нами рассматриваются и могут существенно различаться между собой. По общим законам управления, то к ним относятся закон специализации управления, закон интеграции управления, закон экономии времени.

    Закон специализации управления: усложнение технологических процессов, появление новых средств труда, новых методов организации производства и информационных систем требует от профессиональных руководителей наличии узкоспециализированных знаний и навыков в различных областях, что приводит к формированию внутри организаций групп руководителей с соответствующими профильными знаниями (технических и финансовых директоров, руководителей PR-подразделений, системных администраторов и т.п.).

    Закон интеграции управления: интеграционные процессы внутри организации или в рамках систем управления происходят до тех пор, пока они способствуют высоким темпам инноваций, мобильности, уменьшению стоимости ресурсов и получению «эффекта масштаба» (когда при увеличении размеров организации и количества произведенной продукции затраты на единицу продукции уменьшаются) . Интеграция происходит путем заключения формальных и неформальных договоренностей между субъектами хозяйствования, объединения усилий в сферах общих интересов, содействие налаживанию контактов в коммуникационной и управленческой области деятельности организаций.

    Закон экономии времени: эффективность управления и результативность организации зависят от скорости реакции менеджера на изменение рыночной ситуации и мобилизации ресурсов организации для удовлетворения конкурирующих потребностей. Решение вопросов в короткие сроки времени, по сравнению с организациями-конкурентами, позволяет усилить свои позиции на рынке и использовать «эффект новизны», став лидером (проводником) во внедрении изменений, выгодных вашей фирме. Обратным примером действия закона экономии времени является Первый закон Паркинсона, согласно которому «работа занимает все время, отводимое для ее выполнения», то есть большинство дел выполняются руководителями в момент именно потому, что им известны сроки завершения работы, и к их приближения задачи не рассматриваются как первоочередные.

    Кроме законов, в менеджменте выделяют закономерности управления. Закономерности управления непосредственно связанные с законами менеджмента, поскольку закономерностью мы называем последовательный проявление действия закона в реальной жизни или наиболее важные и повторяющиеся во времени тенденции, отражающие устойчивые связи между элементами систем управления. Преимущественно исследователями менеджмента выделяются следующие его закономерности :

    1. обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономических отношений -изменение роли человека в производственных отношениях приводит к изменению управленческих подходов и отношения к оценке человеческого труда.

    2. Соответствие содержания управления формам собственности на имущество организации – интересы владельца являются определяющими для менеджеров, поскольку именно эти интересы представляют профессиональные руководители в организациях. Наличие формально декларируемых и реальных скрытых интересов владельцев всегда приводить к реализации и защиты менеджерами именно реальных и скрытых за счет формально заявленных. Собственность определяет критерии оценки эффективности управленческих действий – количественные или качественные, экономические или социальные, а также приоритеты деятельности управленческой системы.

    3. Оптимизация уровней управления – поиск разумного баланса между специализацией труда и необходимостью создания управленческой иерархии (создание новых уровней управления), приводить к замедлению процесса принятия решений и потери системой гибкости, и необходимостью уменьшения звеньев управления, которые может привести к увеличению количества об объектов управления, контролируются одним субъектом управления, и к уменьшению роли управляющей системы в деятельности системы управляемой.

    4. оптимального использования в процессах управления функции контроля – эффективность реализации данной функции зависит от определенности цели, стандартов выполнения работ и правильной организации процесса контроля: контроль не может быть постоянным, поскольку затраты на выполнение этой управленческой функции превысят доходы от основной деятельности, но контроль не может быть бессистемным, потому что в таком случае его результаты не могут оказывать корректирующее влияние на деятельность объекта управления.

    5. Концентрации и динамического изменения функций управления -концентрация управленческой деятельности происходит с помощью основных функций менеджмента, которые предусматривают планирование, организацию, руководство и контроль за деятельностью субъектов и объектов управления. Различия по форме, содержанию и условиям деятельности приводит к возникновению специальных функций менеджмента в результате динамического изменения функций основных (общих).

    Вопросы, связанные с законами и закономерностями менеджмента не могут быть нами полностью рассмотрены в рамках данного пункта; к тому же даже приведенные здесь законы и закономерности могут вызвать вопросы относительно интерпретации различных взглядов на то, какие именно причинно-следственные связи являются наиболее определяющими и должны в первую очередь приниматься во внимание менеджерами. Ответом на эту дилемму должно стать правило, известное как бритва Оккама: если существуют несколько описаний одного и того же явления, то выбирай то описание, которое является простым – самое оно будет верным.

    ПОДІЛИТИСЯ:

    Законы развития объективного мира и законы менеджмента

    Каждый руководитель (менеджер) в своей деятельности неизбежно подчинен (хочет он этого или нет) действию законов природы, общества, мышления и управления.

    Эти законы являются высшей ступенью познания человечества и имеют форму всеобщности. Они характеризуют:

    – единство процессов объективного мира;

    – связь мировых процессов;

    – взаимосвязь мировых процессов;

    – цельность мирового процесса.

    В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества, мышления.

    Это законы диалектики :

    1) Закон единства и борьбы противоположностей .

    Во всяком явлении или предмете существует противоположности, которые могут занимать полярные положения. Они взаимодействуют, переходят друг в друга, меняются местами, что является источником внутренних противоречий. В тоже время, эти противоречия служат внутренним источником развития. В результате возникают новые противоречия, и появляются и их конструктивные разрешения. Очевидно, что не все (и не всегда) противоположности вступают в борьбу друг с другом. Альтернативой понятию «борьба » является, например, понятие «сотрудничество ». В каждом конкретном случае – это выбор индивидуума. Возникает вопрос: не следует ли, на данном этапе эволюции человеческого мышления уточнить формулировку закона, заменив слово «борьба» на слово «сосуществование» или «взаимодействие»?

    2) Закон отрицания .

    Выражает последовательность восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному и характеризует замену старого новым.

    3) Закон перехода количественных изменений в качественные изменения (особенно ощутим в экономике и управлении).

    В сфере управления и, как частный случай, в сфере менеджмента, как в любой другой сфере сознательной деятельности общества, действуют многообразные законы. Будучи познанными и примененными, они предоставляют руководителям широкое поле для созидательной и эффективной работы.

    Законы управления имеют всеобщий характер для всех общественных формаций и способов производства. Бесконечность содержания процессов и явлений объективного мира предполагает и бесконечность законов, в нем действующих.



    В сфере управления (менеджмента) на современном этапе достаточно исследованы следующие законы:

    1) Закон единства и целостности системы управления .

    Вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, интересов (это не означает унификацию звеньев и уровней).

    2) Закон обеспечения необходимого числя степеней свободы системы управления.

    Число степеней свободы должно быть необходимым и достаточным. Управляющая система должна иметь больше степеней свободы, чем управляемая. Иначе, управляющая система станет тормозом в развитии управляемой системы

    3) Закон необходимого разнообразия систем управления .

    Системы управления, обладая разнообразием, должны отличаться внутренней структурой, пропорциями, которые определяются технологией процессов управления. Типовые структуры, схемы, системы должны служить не догмой или ограничением, а методическими указаниями к рационализации конкретной системы управления.

    4) Закон соотносительности управляющих и управляемых систем.

    Системы должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.

    Принципы менеджмента

    Наука управления в своей основе имеет систему базовых положений, которые присущи только ей и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением.

    Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под принципами управления подразумеваются основные, фундаментальные идеи и представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

    Принципы управления универсальны. Они применимы и для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом, как официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным), так и неофициальным (семейным, дружеским, бытовым).

    Коллектив является особенно сложным объектом управления, и принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы; ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.

    Искусство управления не может опираться только на интуицию и талант руководителя. Это искусство базируется на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизации – на принципах и законах управления.

    Принципы управления, непосредственно вытекающие из законов и закономерностей управления, разнообразны и имеют богатое содержание. Они имеют объективный характер и должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и т.д. все сказанное выше, в равной степени относится и к принципам менеджмента, как частного случая управления.

    – научность;

    – системность и комплексность;

    – единоначалие и коллегиальность;

    – демократический централизм;

    – сочетание отраслевого и территориального подходов в управлении.

    Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного анализа и, прежде всего, использования всего комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, физиологии, этики, эстетики, технических и технологических наук и т.д.

    Принцип системности и комплексности требует одновременно и комплексного и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность означает необходимость всестороннего охвата всей системы, учета всех сторон, всех направлений, всех ее свойств.

    Любое управленческое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это обеспечивает компетентность его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое таким образом решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы. Для каждого должностного лица устанавливается своя зона ответственности.

    Необходимо разумное, рациональное сочетание централизованного и децентрализованного начал в управлении на любом уровне. На уровне государства – это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия – между руководителем и коллективом. Полярности взаимно исключают друг друга. Крайняя степень демократизма – охлократия (власть толпы), анархии, вседозволенность. Крайняя степень централизма – автократия, т.е. режим предельно жесткой власти личности или центра. Необходимо разумное равновесие. Теоретически принцип демократического централизма пока очень слабо проработан.

    Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Здесь также необходим баланс первого со вторым. Перекос в одну или другую сторону в государстве приводит к печальным результатам (вспомним Совнархозы Никиты Сергеевича Хрущева). Другая сторона реализации этого принципы состоит в том, что интересы любой фирмы должны быть тесно увязаны с интересами населения конкретной территории. Местные власти и население, зная какие выгоды для региона последуют от активной деятельности тех или иных фирм, станут их союзниками.