ОТТ-сервисы: большие возможности или реальная угроза? OTT Over the Top. Что это такое

Смарт ТВ – это уже не технология будущего. Это то, что может быть в доме каждого. Рассматриваемый сервис объединяет все интерактивные приложения, установленные на умном телевизоре в единую систему. Это симбиоз, который работает во благо пользователя. Здесь есть интернет, различные интересные приложения, делающие обычный телевизор чем-то гораздо более продвинутым. Конечно, чтобы все это работало, как единый организм приходится регулярно следить за состоянием системы, проводить обновления и не только.

Получите более 200 каналов IPTV в Full HD качестве от 4,5$ в месяц. В том числе спортивные 50fps и клубничка. Подключайтесь! https://www.ottclub.cc


Но сейчас не об этом, а о возможности просматривать плейлисты по технологии ОТТ. Естественно, для этого потребуется ОТТПлеер. Рассматриваемая технология появилась относительно недавно, и честно говоря, многие пользователи просто не успели разобраться, что такое OTTPlayer и как с ним вообще работать. Процесс установки этого плеера не из простых:
  • Пользователь проходит регистрацию на двух сайтах;
  • Дальше следует провести связку аккаунта и плейлиста;
  • И последний этап – инсталляция приложения OTT Player на Smart TV.

В инструкции говорится, что после этого у пользователя открываются практически неограниченные возможности для просмотра ТВ и не только. Так ли это рассмотрим ниже.

Что такое ОТТ

Рассматриваемая технология является чем-то новым, необычным, поскольку благодаря ей можно доставить тв-контент, имея только интернет, не пользуясь услугами спутникового телевидения. Это очень удобно и уж точно лучше, чем в случае с покупкой кучи оборудования и других аксессуаров, ещё и с ежемесячным платежом за оказанные услуги. А в результате пользователь получает несколько десятков каналов, скажем прямо, не слишком высокого качества.

Тут уже дела совершенно другие, потому что нередко списки каналов вообще бесплатны, хотя, естественно, есть и платные, но цена за их вещание смехотворна. А все что нужно чтобы раскодировать сигнал – это OTTPlayer. В общем, альтернатива стандартного кабельного или спутникового ТВ получилась занятной. Вот несколько преимуществ ОТТ:

  • Одним из главных преимуществ, которым наделен этот плеер, считается возможность доставить контент на любое воспроизводящее устройство. Точнее, это может быть телевизор Sony, хотя контент с таким же успехом сможет проигрываться на Филипсе. Но мы подразумевали немного не то, ведь контент может воспроизводиться на смартфоне, компьютере или планшете, нужно только поставить плеер и иметь стабильный доступ ко Всемирной паутине;
  • Возможность шифровать видеоконтент в разных форматах, чтобы посмотреть его на разных конечных устройствах;
  • Возможность записи сигнала на различных устройствах;
  • Благодаря OTTPlayer можно посмотреть ТВ как в режиме реального времени, так и в записи, позволяющей перематывать картинку вперед или назад, как при просмотре фильма на компьютере.

Это далеко не все преимущества рассматриваемой технологии перед другими, более привычными аналогами, но именно о них спрашивают, когда думают подключать контент. Хотя не стоит забывать о простой схеме подключения, что тоже довольно интересно для пользователя.


Как установить OTT Player на Philips Smart TV

Следующие шаги подойдут, если вы хотите подключить данную технологию к телевизорам Филипс, Sony, Самсунг и устройствам других торговых марок. Чтобы все это заработало, как вы уже поняли, нужно не просто найти, но скачать и установить OTTPlayer. Сделать это можно на маркете приложений, который есть в распоряжении каждого умного устройства. Например, для Samsung – это Samsung Apps, и так далее. Дальнейшая инструкция выглядит следующим образом:

  • Запустите виджет OTTPlayer на телевизоре Cони, или любом другом;
  • После запуска покажется окно программы, где в правом верхнем углу будет кнопочка с надписью «Настройки» или «Options», в зависимости от того какая именно версию плеера была скачана;
  • Служба поддержки отправила данные, и их нужно ввести в полях «Login» и «Password». После этого на пульте от телевизора Sony надо нажать на клавишу «Return» чтобы настройки сохранились;
  • Задайте устройству имя, причем какое не имеет значения;
  • Служба поддержки добавит плейлист, но им пока нельзя пользоваться. Нужно нажать «Обновления для применения настроек». Сделав все правильно, вам добавят этот плейлист и откроют к нему доступ.

Дальше работа ведется уже с самим плейлистом, причем там все интуитивно понятно. Например, каналы можно чередовать, упорядочивать по номеру или исходя из ваших предпочтений и не только. Форматируйте список, сколько душе будет угодно, меняйте настройки и проводите массу других операций. Здесь это делать очень просто и легко.

Что касается отображения списка в меню ТВ, то это тоже можно отрегулировать в зависимости от личных предпочтений, наличия желания и меню телевизора. Рассматриваемый плеер открывает множество возможностей для телевизоров различных торговых марок.

Как настроить OTTPlayer на телевизорах Sony

Для того чтобы телевидение ОТТ ТВ работало на нормальном уровне, нужно провести ряд настроек. Они довольно простые потому обычному пользователю не составит труда с ними разобраться, особенно если у пользователя жидкокристаллический телевизор с функционалом типа Смарт.


Итак, настройка параметров OTTPlayer проводится следующим образом:

  • Откройте окно и увидите поле «Ресурс». Туда нужно ввести название сайта, который и предоставляет вам услугу ОТТ ТВ или IP-TV;
  • Далее надо нажать «Меню». Эта кнопка расположена в верхнем левом углу;
  • В меню найдите раздел с регистрацией, и кликните на него. Процедура простая и проходит по стандартному сценарию, так что не думаем, что с ней могут возникнуть какие-то проблемы;
  • Дальнейший список дел подразумевает переход в пункт обозначающий «Плейлист»;
  • Напротив самой первой записи и сервера FR2 нужно поставить галочки и запустить процедуру генерирования;
  • Настройка продолжится после того как появится прямая веб-ссылка, которую нужно скопировать в буфер и сохранить в «Заметках»;
  • Переходим на официальный сайт ottplayer.es и регистрируемся там;
  • Зайдите на страницу используя уже личный аккаунт, нажмите на иконку учетной записи и выберите «Плейлисты»;
  • Плеер начнет работать после того, как вы пройдете регистрацию на другом ресурсе, так что в соответствующее поле внесите данные «провайдера» услугами которого будете пользоваться.

Прежде чем запустить приложение, листам нужно присвоить имя. Когда это будет сделано, можно попробовать запустить приложение на своем телевизоре.

Сейчас в России много говорят об импортозамещении. Однако есть сфера, где разработки российских компаний не только опережают иностранные на российском рынке, но и конкурентоспособны на мировом. Это платформы для распространения видео через Интернет.

Введение
Из известных операторских проектов единственный пример использования ОТТ-платформы зарубежного производства - это Mediaroom (ныне решение Ericsson), который оператор «Билайн» использует для организации вещания телеканалов на устройства для своих абонентов платного ТВ. Все другие крупные ОТТ-проекты используют платформы российской разработки. «Мегафон ТВ» построено на решении компании BCC, мультискрин в «МТС» - на решении SPB TV, «Ростелеком» для проекта «Забава» использует платформу SmartLabs, «Эр-Телеком» для запуска мультискрина выбрал решение Sotal.

Конечно, российские компании оказываются более успешными отчасти потому, что они говорят на русском и находятся рядом. Но, например, Huawei, который активно стремится предложить свою ОТТ-платформу российским операторам и имеет очень большой офис поддержки в Москве, тоже пока не может похвастаться контрактами.

Возможно, российский ОТТ-рынок находится пока на какой-то особенной стадии развития, для которой иностранные компании не могут подобрать подход. Возможно, российским компаниям пока не годятся готовые платформы, а иностранные партнеры не готовы обеспечить нужный уровень кастомизации. Попробуем посмотреть, что за уникальные решения предлагают российские разработчики. И для этого разберем, что из себя представляют платформы для ОТТ.

Клиент-серверная часть

Middleware

Основой ОТТ-платформы является решение по управлению контентом и пользовательскими сервисами, то есть то, что в IPTV принято называть middleware. MW определяет клиент-серверное взаимодействие. Клиентом выступает видеоплеер в браузере или приложение с видеоплеером на устройстве. На серверной стороне MW обрабатывает запросы клиента и открывает доступ к услугам - телеканалам, видео по запросу и т.д. Основная разница между различными OTT- платформами как раз и определяется тем, насколько сложные варианты услуг поддерживает их MW. Допустим, в ОТТ-платформе, которую реализовала компания NGENIX для платного телеканала «Дождь», зрителям доступен только просмотр одного телеканала по подписке, поэтому решение по управлению сервисами используется достаточно простое. В случае видеосервиса IVI (ОТТ-платформу видеосервис развивает своими силами) пользователи могут смотреть бесплатный контент по рекламной модели, и тогда клиентский видеоплеер проигрывает рекламу в соответствии с профилем пользователя. А могут подписываться на платное видео, и тогда рекламу им показывать не нужно, зато нужно давать доступ к дополнительной библиотеке платного контента. Этот вариант MW более сложный. Ну а максимально сложные MW используются в операторских ОТТ-сервисах. Например, BCC предлагает не только пакетирование телеканалов, отложенный просмотр телепередач, видео по запросу по платной и бесплатной модели, но и сборку тематических виртуальных телеканалов из VOD.

При сравнении и выборе между платформами клиенты, конечно, в первую очередь смотрят на предлагаемый серверный функционал и сравнивают его со своими потребностями. Кроме того, важный аспект - это клиентские приложения. Эта часть тоже на самом деле относится к клиент-серверному взаимодействию, но для удобства изложения выделим ee в отдельный пункт

Клиентская часть

Пользовательский интерфейс играет ключевую роль в успехе будущего сервиса, поэтому почти все компании, которые делают приложения для ОТТ-платформ, очень серьезно занимаются его разработкой. Свои подразделения по дизайну есть, например, у SPB TV и SmartLabs. BCC купила и адаптировала интерфейс, созданный NDS. Но в некоторых случаях дизайн определяет оператор, например в гибридном (спутниковое ТВ + интернет-сервисы) проекте «МТС» компания CTI занималась только реализацией приложений, а интерфейс разработал отдел маркетинга «MTC». При этом у CTI есть собственный фирменный интерфейс, который компания предлагает операторам IPTV/OTT.

Очень интересный подход к созданию пользовательских интерфейсов у компании Sotal. Кроме возможности полной глубокой кастомизации интерфейса как платной услуги, у компании есть набор готовых бесплатных решений, в которых клиент может вставить свой логотип, поменять цветовую гамму или даже переписать UI, используя открытый код. Ограничение простое - так как этот интерфейс является свободно распространяемым продуктом, оператор, который его меняет, тоже должен предоставлять всем желающим доступ к исходникам.

Не все производители платформ занимаются приложениями, некоторые заказывают их сторонним разработчикам. С одной стороны, в этом случае кастомизация приложений и плеера под нужды контент-провайдера может происходить чуть медленнее. С другой стороны, на поддержку приложений для множества устройств уйдет масса ресурсов, может оказаться выгоднее привлекать специализированные компании. Обычно ищется баланс между затратами и скоростью запуска.

Иногда приложения заказываются у нескольких компаний. Например, сервис «Амедиатека» построен на платформе SPB TV и для большинства устройств использует приложения, которые разрабатывает SPB TV. А вот приложение для Smart TV «Амедиатеке» сделала другая компания, Nemo Group, у которой есть своя ОТТ-платформа, но пока только для внутреннего пользования.

В плеерах и приложениях есть масса технических тонкостей, так как сейчас на них переложено множество функций. Например, приложения занимаются контролем доступа на этапе аутентификации, а видеоплеер отвечает за размещение рекламы и сбор статистики. Поэтому для того, чтобы видеоплеер проигрывал рекламу крупнейших российских селлеров, он должен быть этими селлерами одобрен. И, скажем, компания Tvigle, тоже разработавшая ОТТ-платформу, считает, что именно сертифицированный видеоплеер является одним из преимуществ ее решения.

Возможность автоматически подгружать видеорекламу крупнейших селлеров - очень полезная опция, но обычно она нужна для сервисов видео по запросу в Интернете. Для операторских услуг ОТТ-платформы предлагают использовать отдельный рекламный модуль. Например, решение компании Sotal позволяет оператору продвигать свои предложения - платные пакеты или видео по запросу - и размещать рекламу локальных компаний. SPB TV позволяет менять рекламу в телеканалах и таргетировать ее в соответствии с информацией о зрителе. Такой модуль разворачивается на серверной стороне.

ОТТ-платформа = MW?

Из-за того, что основная часть ОТТ и IPTV-платформ выполняет одни и те же функции, все российские разработчики IPTV сделали и OTT-решения. Соответственно, OTT-платформы, позволяющие запустить сложные услуги через Интернет, есть у BCC, CTI, Netris, SmartLabs, Telebreeze. И наоборот, компании, которые разработали ОТТ-платформы, сейчас предлагают свои решения для запуска IPTV. Это, например, решения SPB TV, «Майкроимпульс», «ИНКО ТВ».

Если у разработчика есть MW, он уже обычно говорит о том, что у него есть ОТТ-платформа, потому что другие компоненты можно интегрировать. Современный модульный подход к разработкам этому способствует. Однако это не означает, что эти другие компоненты не очень важны. Видео нужно подготовить и доставить, и для ОТТ доставка является задачей более сложной, чем вещание в управляемых сетях.

Подготовка и доставка контента до зрителя

После того как стало ясно, какой контент нужно отправить пользователю, встает три интересных вопроса: где этот контент взять, как подготовить и как донести по клиента с максимальным качеством и минимальной задержкой. Соответственно, процесс вещания через Интернет состоит из трех этапов, правильное прохождение которых нужно обеспечить.

Первый этап - это загрузка контента в систему: запись на серверы-источники в случае видео по запросу; подключение вещательных серверов к потокам телеканалов, если берутся источники в Интернете; создание своих потоков, если сигнал берется со спутника или из эфира. Некоторые ОТТ-платформы предлагают и контент: пакеты телеканалов и видео по запросу. Например, контент есть у SPB TV, в платформе Vidimax, у CTI, в решении Telebreeze, в LifeStream, CDNVideo.

Все контентные предложения имеют свои особенности с точки зрения построения взаимоотношений с правообладателями. Крайним случаем являются сервисы «Мое ТВ» компании SmartLabs, OTT/IPTV-платформа «Майкроимпульс», Proxima TV компании «Инвентос» и «Смотрешка» компании LifeStream - там ОТТ-платформа для запуска оператором требует лишь минимальной кастомизации плеера, и техническая часть платформы, и контентная уже готовы для запуска «виртуального оператора платного ТВ» в любой широкополосной сети.

Наличие контента интересно в первую очередь для небольших операторов ШПД, которые хотели бы предлагать своим абонентам видео через Интернет, хотя бывает, что и крупные операторы платного ТВ хотят расширить свои видеотеки за счет партнерства.

Если речь идет о чисто технической стороне загрузки контента в систему, то в разных решениях тоже есть свои особенности. Для клиента может быть важной, например, скорость - какое время проходит с момента начала загрузки видеофайла до момента его показа зрителю. Как рассказывали нам в компании Tvigle, именно этот аспект работы их платформы привлекает телеканалы - тот же «Дождь», который загружает для показа телепередачи после их выхода в эфир.

Для некоторых проектов ОТТ-платформы даже построили свои антенные посты, принимают и перекодируют телеканалы со спутника. Так, например, работает Telebreeze. А SPB TV - единственная компания, которая берет из эфира локальные версии федеральных каналов.

К подготовке контента относятся и нарезка и запись потока для услуг отложенного просмотра и сетевого видеомагнитофона, и подготовка и загрузка метаданных о программах и фильмах, хотя эти модули могут быть отдельными. Например, у Sotal есть примеры интеграции модуля отложенного просмотра в уже существующее стороннее решение.

Практически во всех случаях, когда видеоконтент берется не в виде ссылок на сервер-источник, потребуется его транскодирование - изменение кодека, контейнера или размера кадра.

Транскодирование

Очень многие компании, разработавшие свои ОТТ-платформы, разработали и свои транскодеры. Много лет этими разработками занимаются российские компании Bradbury и Sotal, и их кодеры используются и в сторонних проектах (у «Элекарда», самого известного российского разработчика кодеров, насколько нам известно, нет ОТТ-платформы, IPTV/OTT-решение «Телебриз» от него отделилось). Собственно, эти компании пришли к ОТТ-платформам из мира кодеров. В остальных случаях решения по транскодированию используются для собственных нужд - например, кодеры для своих ОТТ-проектов предлагают BCC и SPB TV. Но если клиент захочет, в ОТТ-платформу можно легко интегрировать и кодеры сторонних разработчиков. Поэтому в этой сфере представлены не только российские, но и специализированные иностранные компании: Envivio, Elemental, Harmonic, RGB (ныне Imagine). Но, как нам кажется, и тут наблюдается тенденция перехода на российские решения или уж на открытый ffmpeg.

Конечно, это стало возможным, потому что для ОТТ-видео практически всегда используется кодек H.264, форматы в основном сводятся к HLS и редко требуется кодировать видео с максимальной скоростью и эффективностью, как для обычного телевидения, где без аппаратных кодеров пока трудно обойтись. В OTT важнее настройка профилей устройств и подгонка под реальные условия вещания, а этим удобно заниматься на своем оборудовании.

После того как видеофайлы или потоки готовы, нужно доставить их до абонента с минимальными потерями. Поскольку доставка происходит через чужие сети и у контент-провайдера нет возможности настроить маршрутизаторы и использовать мультикаст для экономии трафика, нужно придумывать, как же организовать доставку. Общепринятый подход - использование сетей CDN вкупе с адаптивными протоколами вещания.

В России есть две ведущих CDN-компании - NGENIX и CDNVideo. Обе компании предлагают, помимо доставки, услуги ОТТ-платформ, правда для тех случаев, когда сложная система управления контентом не требуется. Например, эти платформы отлично подходят для запуска интернет-вещания отдельного теле- или радиоканала.

Свою отдельную частную сеть CDN построила компания SPB TV, и эта сеть используется и в запускаемых компанией ОТТ-проектах.

Другие ОТТ-платформы либо предлагают подключение к существующим публичным CDN-операторам, с которыми у них установлены партнерские отношения, либо позволяют построить свою сеть. У BCC есть решение по балансировке трафика для операторского CDN. Sotal предлагает операторам использовать для создания CDN свои видеосерверы. Такие решения очень хороши для локальных рынков. Например, если основная сфера деятельности контент-провайдера - это какой-то конкретный регион, да еще не очень хорошо подсоединенный к общему Интернету магистральными каналами, то логично построить свою сеть доставки именно для этого региона.

Определить же, где именно смотрят твой контент и с каким качеством он туда доходит, помогает еще один компонент ОТТ-платформы - это инструменты сбора и анализа статистики

Статистика

ОТТ-платформы собирают два вида статистики: данные о качестве доставки (время буферизации, потери пакетов и пр.) и данные о потребляемом контенте (какие именно каналы и сервисы и на каких устройствах смотрит данный конкретный пользователь).

Мониторинг доставки

Когда контент-провайдер строит ОТТ-платформу для себя, сбором статистики он занимается в последнюю очередь. Поэтому нередко на вопрос о том, как именно работает контроль качества доставки, видеосервисы отвечают, что собирают жалобы пользователей. Этот подход работает. Однако в ОТТ уже есть и автоматизированные механизмы контроля доставки, которые нужны, например, чтобы сделать выводы о необходимости тратить деньги на подключение дополнительных точек вещания или изменений параметров подготовки видео - профилей кодирования. Существуют разные методики оценки качества доставки, иногда достаточно сложные, и есть специальные компании, их разрабатывающие. В рамках ОТТ-платформы практически все разработчики в реальном времени собирают данные от видеоплееров - битрейт и размеры буфера применительно к типу устройства и географическому местоположению.

Статистика потребляемого контента

Видеоплеер также передает провайдеру всю информацию о действиях пользователя - выборе контента, времени просмотра и пр. Этих данных на самом деле даже слишком много (термин Big Data используется не случайно), и главная проблема тут - не сбор, а анализ данных. Направление анализа пользовательской статистики сейчас очень быстро развивается, потому что на этой основе можно организовать и оптимальное пакетирование, и гибкую тарификацию, и кросс-продвижение услуг, и системы рекомендаций. ОТТ-платформы это направление развивают, но пока реальных примеров использования мало, если, конечно, не учитывать простой сбор данных о популярности телеканалов в пакете. Например, «Инвентос» и SPB TV сделали свои рекомендательные решения, а компания CTI в комплекте с собственным MW предлагает сторонний рекомендательный сервис Impress TV, но клиенты пока их не используют. Сервис «Мегафон ТВ», построенный на платформе BCC, привлек для организации рекомендаций компанию «Имхонет», но решение пока не запустил. «Видимакс» тестирует сторонние решения. Два производителя ОТТ-платформ, SmartLabs и Sotal, рассказывали нам о том, что уже используют сбор статистики просмотров для создания динамических «витрин» - пользовательского интерфейса для конкретных сервисов. Решение Sotal позволяет оператору анализировать популярность фильмов и передач и на этой основе планировать витрины и принимать решение об увеличении сроков показов.

DRM

DRM - единственный компонент ОТТ-платформы, который не разрабатывают своими силами. Технически это возможно, но создать решение для всех устройств и сертифицировать его должным образом очень затратно, с этой задачей в мире справились только несколько компаний. Однако заметим, что и требуется DRM только для премиального контента сервиса VOD. Для телеканалов и фильмов попроще есть разные паллиативы: AES-шифрование, персональные ссылки, проверка прав доступа на уровне приложений и т.д. Мы очень подробно писали о защите контента в ОТТ в майском номере «Теле-Спутника» и не будем сейчас к этому возвращаться. При выборе ОТТ-платформы сервис-провайдер сам должен решить, нужно ли платить за DRM (или даже за несколько) или достаточно будет более простых и дешевых решений.

Выбор и перспективы

Вообще, конечно, стоимость решения и набор функций - это основные моменты при выборе ОТТ-платформы. Третий важный фактор - скорость запуска. Увеличение времени запуска приводит к очень большим денежным потерям от недополученной прибыли. Судя по всему, именно потребность российских интернет-вещателей, с одной стороны, в кастомизированном решении, а с другой - в быстром запуске и приводит пока к тому, что иностранные решения оказываются неконкурентоспособными.

Ситуация изменится, наверное, только когда большим спросом будут пользоваться облачные решения, рассчитанные не на крупные телеканалы и операторов ШПД, а на любых производителей контента, которых становится все больше. В этом направлении сейчас работают и российские, и иностранные разработчики.

С чего всегда следует начинать обсуждение на непонятные темы? Правильно, с терминологии, в нашем случае, с определения того, что такое ОТТ. К сожалению, в интернете вы не найдете правильного определения, наоборот, первым делом наткнетесь на безграмотное толкование этого термина в Википедии, где OTT противопоставляют IPTV-технологии. Отсюда и появляется множество вариантов объяснения этого термина. Кто-то убежден, что ОТТ — это юникаст, а IPTV — это мультикаст; кто-то утверждает что IPTV — это лишь услуга, оказываемая на своей сети, а OTT — это технология телевидения по интернету, для других OTT — это мультискрин (возможность вещания на разные устройства), TimeShift и Catch up. В общем, получается, что ОТТ — это какая-то непонятная мура.

Что же такое OTT и, главное, чем понятие ОТТ отличается от IPTV? Об этом мы говорили на круглом столе в рамках КРОС-2017.

IPTV обозначает технологию передачи данных. Всё, что передается поверх протокола IP, это и есть IPTV, а кто знаком со стеком протоколов, знает, что все протоколы идут поверх IP. Отсюда следует, что и передача мультикаст, и передача юникаст — это все IPTV.

А теперь главное! ОТТ, в отличие от IPTV, это не технология передачи данных. OTT — это бизнес-модель, при которой услуга оказывается поверх чужой, уже кем-то построенной инфраструктуры.

Чтобы уяснить, давайте рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Вы — ОТТ-провайдер интернет-кинотеатра, и для оказания услуги поверх сетей каких-то операторов связи (в общем-то поверх всех операторов связи) вы применяете технологию IPTV, как правило, используя протокол передачи HLS. Это называется ОТТ-модель оказания услуг с использование технологии IPTV.

Пример 2 (несколько натянутый, но полезный для понимания). Вы занимаетесь прокатом DVD дисков, но ваши клиенты не ходят к вам пешком, а заказывают диски через интернет, при этом доставка дисков осуществляется сторонней транспортной компанией, например, "Почтой России". Вы этот транспорт не контролируете, он не ваш (это минус), но вы в него и не вкладывались, пришли на все готовенькое (это плюс).

Это тоже ОТТ-модель, можно сказать, VoD, но технология доставки контента уже подзабытая.

После прояснения ситуации и осознания того, что OTT — никакая не новая технология, а ОТТ-провайдер — это компания, которая просто продвигает свои услуги на чужой сети, обсуждение сводится к вопросу "А что ОТТ-провайдер может дать оператору?".

Часть операторов давно работают с телеканалами, и у них уже есть понимание того, как формировать пакетное предложение. Им нужна только техническая платформа, чтобы иметь возможность предоставить своим клиентам необходимый функционал — показ на разных устройствах, включая Smart-телевизоры, смартфоны и планшеты, функции TimeShift и Catch up. К таким операторам, к примеру, относятся все операторы КТВ, которые стали оказывать услугу доступа к интернету. На "круглом столе" КРОС-2017 наша компания как раз представляла такое решение, когда всю платформу, включая middleware и CAS/DRM, можно получить из облака без всяких капитальных затрат. Переходу от капитальных к операционным затратам я посвятил на КРОСе целый доклад. К слову, на "круглом столе" присутствовал представитель компании, чье решение может превратить затраты на головную станцию из капитальных в операционные. Вообще, на "круглом столе" были широко представлены разные решения, получился некий супермаркет для операторов — каждый мог выбрать для себя что-то свое.

Для кого-то работа с ОТТ-провайдером или агрегатором контента остается единственной возможностью легально предоставлять услуги телевидения. Это малые операторы, для которых подключить 500 абонентов на услугу ТВ является пределом мечтаний. Для всех остальных остается выбор — продвигать на своей сети предложение от OTT-партнера или формировать собственное. При этом ведь можно привлечь ОТТ-партнера на начальном этапе, дорасти до приличной абонентской базы, чтобы затем заключать договоры напрямую с телеканалами, и уже с этого этапа начать продвигать собственное предложение. Но возникает вопрос, а захотят ли абоненты переключиться с предложения ОТТ-провайдера на новое предложение оператора? И вот здесь остро встает вопрос брендирования.

Оператору выгодно продвигать услугу под своим брендом, что противоречит интересам ОТТ-провайдера. Стратегия правильного ОТТ-провайдера — не быть яслями для оператора, а захватить весь рынок, стать местным Netflix"ом, а для этого надо продвигать свой бренд, чтобы при достижении определенного порога абонентов бренд стал узнаваемым и продукт стал сам себя продавать. Ситуация должна прийти к тому, что приложение ОТТ-провайдера должно стать такой же неотъемлемой частью интернета, как YouTube и социальные сети.

Самое интересное, что сейчас нельзя точно сказать, куда придет отрасль в будущем. Останутся ли операторы, продвигающие собственные предложения, или они будут играть роль "трубы", превратятся в коммунальщиков, как сантехники и электрики, или на рынке всегда будет и то и другое?

  • предоставление шифрованных каналов с возможностью легальной записи отдельных передач на абонентские устройства пользователей, в том числе по подписке;
  • транскодирование контента (каналов и фильмов) в различные форматы для просмотра на компьютере, телевизоре и мобильном телефоне;
  • предоставление контента по запросу с возможностью просмотра онлайн и загрузки на абонентское устройство для дальнейшего просмотра.

Такая концепция позволяет более эффективно использовать контент, привлекать новых абонентов и увеличивать доходность бизнеса за счет дифференциации услуг и введения онлайн-продаж.

Особенностью внедрения услуг OTT является возможность предоставить сервис любому пользователю Интернет.

Проблемы

  • Видео- и аудиоконтент должен быть доступен везде, где доступен Интернет. В качестве транспортного протокола для всех типов контента должен быть использован HTTP ;
  • Также HTTP должен быть использован для предоставления услуг телевизионного вещания и видео по запросу;
  • Открытый Интернет по определению является «неуправляемой» сетью, в которой ширина полосы до конечного пользователя не подлежит контролю. В результате потоковое видео имеет низкое качество и периодически притормаживает для буферизации, что отрицательно сказывается на впечатлении пользователей о качестве услуги. Особое значение этот вопрос имеет для мобильных сетей;
  • Предлагаемые технологии должны быть адаптированы для использования полного спектра абонентских устройств (ПК с веб-браузерами, приставки (STB) / телевизор, мобильные телефоны и т. д.). Это означает, что они должны быть экономичны (иметь небольшой расход системных ресурсов) и просты в установке;
  • Огромную роль имеет простота интеграции с существующей экосистемой, так как большая часть контента в настоящее время распространяются при помощи различных форматов и протоколов (кодеков, DRM и т. д.).

Модели монетизации

На рынке существуют различные пути организации бизнеса. Часть игроков предлагает контент бесплатно (Hulu), делая основной акцент на размещении рекламы, часть операторов ориентируется на , кто-то на iSTB (приставка internet-Set-Top-Box). Есть совсем необычные модели, когда обмен дисками DVD сочетается с online-просмотром (Netflix). Обычно такие сервисы работают по подписке. По классификации Informa Telecoms & Media en модели монетизации на основе которых работают ОТТ провайдеры можно условно разбить на три категории:

  • Линейная трансляция программ (linear programming ) - трансляция каналов ТВ посредством интернет (иногда такой тип трансляции контента называют Web TV ). В этом случае ОТТ провайдеры чаще всего получают доходы от предоставления пользователям доступа к каналам (модель аналогичная той, что используют операторы спутникового, кабельного и IP TV)
  • Модель TVoD (transactional VoD) - включает плату за просмотр каждого отдельного контента, так называемая плата за просмотр (PPV - pay-per-view ). В случае покупки контента он может даваться в так называемое временное пользование (например, Apple TV предлагает подписчикам следующие ограничения при покупке: начать просмотр можно в течение 30 дней после покупки, если уже начали смотреть, то за 24 часа (в США; в остальных странах - за 48) пользователи должны закончить просмотр).
  • Модель SVoD (subscription VoD) - включает возможность доступа в течение определенного периода (дня или месяца) ко всему контенту из каталога провайдера ОТТ.

Кроме вышеперечисленных моделей в настоящее время на рынке получает широкое распространение модель, при которой провайдеры ОТТ предоставляют бесплатный доступ к имеющемуся у них контенту (обычно в формате ). Монетизация ОТТ сервиса достигается за счет трансляции во время воспроизведения контента видео-рекламы. Эту модель часто называют AVoD (advertising VoD) .

Западный рынок

Informa Telecoms&Media, ведущая аналитическая компания в области телекоммуникаций и медийных рынков, в одном из своих прогнозов, сделанных на 2010 год, указала на возросший интерес операторов IPTV к OTT. Это утверждение также справедливо для поставщиков контента, получивших уникальную возможность продавать свой контент напрямую зрителю . По данным Informa Telecoms & Media в 2012 году мировой рынок ОТТ составил 10,6 млрд долларов. В 2012 году наибольший объём дохода операторам приносит плата за просматриваемый контент, при этом по прогнозам аналитиков Informa Telecoms & Media наиболее динамично будет развиваться монетизация услуг через подписку на контент, совокупный годовой темп роста (CAGR) составит 32 %. Аналогичные оценки приводит Multimedia Research Group (MRG), в отчете которой сказано, что объём продаж в сфере OTT составит свыше 11 миллиардов долларов в 2012 году . Аналитики прогнозируют, что к 2017 году общий объём рынка ОТТ вырастет по сравнению с 2012 годом в 3 раза, достигнув 32,7 млрд долларов. Из этой суммы доходы от рекламы составят 49 %, от продажи контента - 14 %, от подписки - 37 %.

Таким образом, большинство аналитиков предсказывают значительный рост этого сектора платного телевидения в ближайшие 1-3 года. Уже сейчас сервисы OTT предоставляют такие компании как: Amazon.com, Inc., Apple Inc. , Blockbuster Inc., Comcast (Fancast), Disney, BBC (I-Player) (пока только на PC), Google/YouTube, Hulu, Microsoft Corporation, Netflix, Inc. (Online Video Service), Sonic Solutions (CinemaNow), Sony (OTT Service), TiVo Inc., VUDU Inc. (ISTB + Service), Yahoo! Inc. (Video Service).

Российский рынок

На российском рынке ОТТ работают несколько десятков игроков. Их условно можно разделить на производителей ТВ оборудования, независимые компании и крупные медийные компании, которые монетизируют посредством ОТТ доступ к собственному контенту). Также на рынке работают и крупные телекоммуникационные компании, в частности Ростелеком, Мегафон, Билайн и МТС.

На российском рынке представлены ОТТ сервисы, работающие по гибридной схеме монетизации (SVoD и AVoD ), предлагая бесплатный контент с рекламными вставками и премиальный контент по подписке.

Крупнейшие ОТТ сервисы:

  • IVI.ru
  • Megogo.net
  • MOYO.TV
  • Peers.TV
  • intv.ru
  • nexttvnet.ru
  • Telepark.TV

См. также

Напишите отзыв о статье "OTT"

Примечания

Ссылки

  • (Интернет-журнал по широкополосным сетям и мультимедийным технологиям)
  • / COMNEWS, ТОЧКА ЗРЕНИЯ, 18.03.2013
  • / COMNEWS, НОВОСТИ, 28.03.2013
  • / Российская Газета, 15.07.2014

Отрывок, характеризующий OTT

Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.