Шаг аукциона 44 фз составляет. Участие в электронном аукционе: пошаговая инструкция. Аукцион не состоялся

Участником госзакупок может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения его капитала, или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП).

Перед тем как участвовать в госзакупках, проверьте, соответствуете ли вы требованиям 44-ФЗ, и, конечно, подготовьте необходимые документы для участия в торгах. Что еще необходимо сделать до то, как начать работу по 44-ФЗ, прокомментрирует наш лектор Майский Ю., ведущий вебинара « ».

Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс « »

Требования к участнику электронного аукциона

Участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства о госзакупках:

  1. Cоответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работы, оказание услуги).
  2. Непроведение ликвидации участника закупки и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства.
  3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП, на дату подачи заявки на участие в закупке.
  4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит и пр.) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период и если эта недоимка не обжалована в суде и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
  5. Отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации.
  6. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
  7. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
  8. Участник не должен быть офшорной компанией.

Смотрите видео комментарий Романа Чибисова, эксперта по тендерам, про аукционный перечень:

Также электронный аукцион проводится в отношении товаров (работ, услуг), включенных в дополнительный перечень, который утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, если закупка осуществляется для обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 59).

  1. существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
  2. критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в аукционный перечень, если такие ТРУ также можно описать подробно и точно (ч. 3 ст. 59). Критерии определения победителя аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Заказчик проводит открытый электронный аукцион, если не нужно оценивать предложения участников по особым характеристикам товаров, квалификации участников, опыту работы и т п., а закупить товары, работы или услуги у единственного поставщика или путем запроса котировок закон не позволяет.

Если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика, то открытый электронный аукцион не проводится (ч. 2 ст. 84 № 44-ФЗ).

Несостоявшийся аукцион

Смотрите видео комментарий Юрия Майского, ведущего вебинара о том, в каких случаях аукцион признается несостоявшимся.

Закрытые способы определения поставщиков

Используются только в следующих случаях:

  • закупки ТРУ, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  • закупки ТРУ, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  • заключение контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Госфонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
  • закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Других ограничений на определение поставщика посредством проведения электронного аукциона нет.

Поиск «своего» аукциона

Участник госзакупок обычно интересуется, где найти электронный аукцион, который подходит именно ему, чтобы предложить производимый его компанией товар, предлагаемую работу или услугу? Можно искать интересующую закупку следующими способами:

  • самостоятельно просматривая информацию на официальном сайте с использованием ключевых слов — этот вариант бесплатный, но требует постоянного мониторинга со стороны участника, т.к. все приходится делать самому;
  • с помощью информационно-аналитических систем, например, системы Контур.Закупки . Этот вариант платный, но менее трудоемкий для участника.

Только после того, как вы проанализируете информацию о проводимых и проведенных электронных аукционах, вы сможете выбрать те, которые подходят именно вам и подготовиться к участию в них.

Участник должен обязательно провести предварительный анализ и расчет, перед тем как принять решение об участии в госзакупках. После того, как он принял решение об участии в торгах по закону 44-ФЗ, нужно найти информацию о тех закупках, которые интересуют именно его и подготовить всю необходимую документацию. Затем нужно тщательно проверить, соответствуют ли сведения, размещенные в подготовленной документации, запросам заказчика.

Участнику может понадобиться юридическая помощь, поэтому стоит привлечь к работе свою юридическую службу, а если таковой в компании участника нет, — то обратиться к стороннему юристу — для изучения положений проекта контракта заказчика и определения возможных рисков. Участник также должен заранее планировать свои финансовые ресурсы для обеспечения заявки, а в случае победы — обеспечения исполнения контракта. И только после этого можно подавать заявку. Вот, собственно, та точка отсчета, с которой начинается длинный путь участия в госзакупках.

Управление государственными и муниципальными закупками ( , ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

В этом разделе мы постараемся подробно показать и раскрыть все моменты, которые могут возникнуть при участии в тендерах. Эта статья будет интересна прежде всего тем, кто только начинает задумываться об участие в тендерах . Мы попробуем вместе разобраться какие шаги нужно предпринять в самом начале. И стоит ли вообще пытаться участвовать в тендерах?

  • +3

    Если Вы поставщик и участвуете в тендерах, то у Вас рано или поздно у Вас возникает необходимость снять защиту с pdf файла. В этой статье мы с Вами разберем причины, которые заставляют заказчиков ставить защиту и соответственно способы, как снять защиту с pdf файла для экономии Вашего времени и ускорения процесса подготовки предложения.

  • +1

    После того, как Вы приняли решение о том, что Вашей компании необходимо принимать участие в необходимо выбрать площадки на которых планируется участие в торгах. Виды электронных площадок. Условно ЭТП можно подразделить на...

  • +1 Участие в конкурсах: Заявка на конкурс, документы на...

    Приветствую Вас, Уважаемые читатели.

    Продолжаем серию практических статей в рубрике «Тендероведение». И сегодня мы с Вами будем разбираться в конкурсной кухне, постараемся узнать все про участие в конкурсах. Рассмотрим, что из себя представляет заявка на конкурс, подробно разберем какие именно документы на конкурс необходимо прикладывать, кроме того я поделюсь с Вами своими наработками и опытом по подготовке заявки.

  • +1 Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в...

    Протокол рассмотрения заявок - это исчерпывающий документ, позволяющий поставщику узнать каким образом производилась оценка заявки участника. Рассмотрим основные моменты и особенности, а также различия между такими документами, как протокол рассмотрения заявок на участи в конкурсе, в запросе котировок, в аукционе. В статье мы с Вами также подробно рассмотрим случаи в которых оформляется протокол рассмотрения единственной заявки, а также рассмотрим пример образца протокола.

  • +1 Российский аукционный дом: шестая площадка для...

    В дополнение к пяти федеральным площадкам добавилась еще одна электронная площадка «Российский аукционный дом», на котором заказчики имеют теперь возможность размещать электронные аукционы. В статье Вы сможете узнать подробнее про данную электронную площадку.

  • 0

    Итак, вы решили стать участником коммерческих тендеров или государственных закупок. Что для этого надо?

    Рассмотрим два варианта. Первый вариант это участие в закупках без предварительных денежных вложений, или другими словами бесплатно. Второй вариант предполагает некоторые денежные затраты.

  • 0 Как оформить декларацию соответствия участника...

    Здравствуйте, Коллеги. На связи Андрей Плешков основатель проекта Тендеровики.ру и сегодня с помощью этой статьи мы разберемся в особенностях оформления декларации соответствия при подготовки заявки на тендер. Для начала давайте разберемся, что подразумевается под декларацией соответствия. Декларация это подтверждение, заявление о соответствие определенным требованиям. То есть Вы оформляете документ, в котором пишите о том, что соответствуете требованиям и перечисляете их. В документации заказчик может установить форму такой декларации необходимо заполнить и проложить в составе заявке на участие в тендере.

  • 0 Специалист по тендерам (менеджер по тендерам):...

    Здравствуйте, Уважаемые читатели. Тема сегодняшней статьи связана с такой специальностью, как специалист по тендерам. Существуют различные вариации названий такой должности, например менеджер по тендерам, тендер-менеджер, менеджер по аукционам, менеджер по конкурсам, но суть остается неизменной. Основная деятельность это подготовка заявок на различные тендерные процедуры со стороны поставщика. Популярна и востребована данная специальность стала относительно недавно, после вступления в силу в 2005 году 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот закон создал определенные условия, при которых тендеры стали применяться повсеместно при закупках для государственных нужд. В 2013 году спустя 8 лет на смену 94-ФЗ был принят 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • Понятие электронного аукциона для осуществления госзакупки

    Определение данной процедуры приводится в ч. 1 ст. 59 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Суть его заключается в следующем:

    • информация о закупке размещается публично, тем самым доступ к ней предоставляется неограниченному кругу лиц;
    • извещение о закупке публикуется в Единой системе всех государственных закупок;
    • к потенциальным участникам предъявляются равные требования, в том числе и дополнительные;
    • процедура непосредственно самого аукциона обеспечивается оператором той или иной электронной площадки.

    Случаи проведения закупки в форме электронного аукциона по закону № 44-ФЗ

    Законодательством установлена обязанность муниципального и государственного заказчика по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ в случаях, если:

    • закупка не осуществляется путем запроса котировок или предложений в допускаемых законом случаях;
    • закупка не производится у единственного поставщика;
    • закупаемый товар (работа, услуга) входит в перечень, установленный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, или дополнительный перечень, утвержденный на уровне региона.

    В указанный в последнем пункте приведенного списка федеральный перечень входит более 60 видов и групп товаров (работ, услуг), в числе которых сельскохозяйственная продукция, углеводороды, продукты и одежда, лекарственные средства, руды и металлы, автотранспортные средства, коммунальные услуги, строительные работы, услуги транспорта, турфирм, клининга и т. д.

    Как указано в ч. 3 ст. 59 закона № 44-ФЗ, закупки с помощью электронного аукциона по желанию заказчика могут проводиться в отношении не включённых в перечни объектов.

    Не знаете свои права?

    Кем обеспечивается проведение аукциона?

    Электронный аукцион по 44-ФЗ осуществляется в целях закупки товара, вида работ или услуг для государственных нужд, а равно и нужд муниципальных образований, казенных учреждений. От имени заказчика все действия по размещению извещения и организации рассматриваемой процедуры на всех ее этапах выполняет специальная контрактная служба либо специально уполномоченное должностное лицо.

    Ст. 38 закона № 44-ФЗ предусматривает необходимость создания специальной контрактной службы только в том случае, если годовой объем всех планируемых закупок составляет более 100 млн руб. В иных случаях допускается возложение обязанностей по ведению данной процедуры на уполномоченное лицо. Создание самостоятельного структурного подразделения для осуществления данных функций необязательно при любом варианте.

    Кроме того, для проведения закупки заказчиком может быть привлечена сторонняя организация, в том числе:

    • для разработки соответствующей документации;
    • размещения извещения;
    • отправки приглашений потенциальным участникам и т. д.

    Этапы аукциона

    В первую очередь осуществление данного способа размещения госзаказа в электронной форме должно быть запланировано, внесено в план-график размещения заказа. Дальнейший порядок проведения аукциона включает следующие этапы:

    • подготовку документации о закупке электронным способом;
    • формирование извещения о размещении закупки и его опубликование в Единой системе государственных закупок;
    • изучение документации потенциальными участниками, подачу и прием заявок;
    • рассмотрение первых частей заявок после окончания срока приема заявок;
    • собственно торги среди всех допущенных участников;
    • рассмотрение комиссией вторых частей заявок и принятие решения об их соответствии требованиям закона и утвержденной документации;
    • определение победителя;
    • заключение контракта с победителем процедуры.

    При этом процедура может быть признана несостоявшейся, что происходит в случаях, когда на участие в ней подана только 1 заявка либо их не последовало вовсе. При наличии только одной заявки контракт заключается с единственным участником, несмотря на признание процедуры несостоявшейся (п. 4 ч. 1 ст. 71 закона № 44-ФЗ).

    Рассматриваемый способ проведения торгов один из наиболее распространенных в силу требований законодательства. Помимо обязательных случаев организации рассматриваемой процедуры, законодателем предоставлено право заказчикам по своему усмотрению осуществлять запланированные закупки именно таким способом. Процедура организации подробно описана в ст. 59-71 закона № 44-ФЗ.

    Признаки такой процедуры, как электронный аукцион по регулирует в первой части. В ней указано, что это конкурентный способ определения поставщика, при котором сведения о закупке сообщаются неограниченному кругу лиц путем публикации документации в ЕИС. Принять участие может любое заинтересованное лицо, которое соответствует . Главным критерием выбора победителя на открытом аукционе в электронной форме 44 ФЗ называет наименьшее ценовое предложение на торгах. Для этого необходимо подать заявку дистанционным способом на .

    Правительство Распоряжением № 1447-р от 12.07.2018 количество торговых платформ с 6 увеличило до 8 и утвердило единственную специализированную торговую площадку. В окончательный перечень включили действующие площадки для торгов по 44-ФЗ:

    • ЕЭТП, «РТС-тендер»;
    • Сбербанк-АСТ;
    • «Электронные торговые системы»;
    • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
    • «Российский аукционный дом»;
    • «ТЭК-Торг»;
    • ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

    Единственной специализированной электронной торговой платформой стала . Эта площадка была создана в прошлом году Сбербанком и госкорпорацией «Ростех» специально для проведения в цифровой форме закупок в рамках гособоронзаказа.

    Что изменилось после 01.07.2018

    Когда проводится

    Заказчик проводит аукционную процедуру по 44-ФЗ на закупку продукции, выполнение работ, оказание услуг по любому из кодов классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). Но они не должны подпадать под ограничения 44-ФЗ (к примеру, необходимость проведения закрытых ).

    Однако законом предусмотрены случаи, когда заказчик обязательно проводит электронный аукцион, станет о случаях обязательного проведения электронных аукционных торгов.

    К ним относятся:

    • сельскохозяйственные товары и услуги;
    • горнодобывающая продукция;
    • пищевые и напитки;
    • одежда;
    • лекарственные средства;
    • компьютерное оборудование;
    • строительные работы.

    Перечень довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2.

    Субъект РФ может принять и дополнительный перечень случаев, в которых региональные заказчики будут обязаны проводить электронные аукционные процедуры по госзакупкам.

    Стоит обратить внимание, что перечисленные случаи имеют свои особенности. К примеру необязательность проведения ЭА при на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах или закупка пищевых продуктов для образовательных учреждений, когда заказчик вправе провести конкурс с ограниченным участием.

    П. 2 ст. 59 предусматривает послабления в части обязательности проведения ЭА. В частности, если заказа не превышает 500 000 рублей, заказчик вправе провести независимо от того, попадает ли код проводимого заказа в установленный обязательный перечень. То же самое, если осуществляется заказ в соответствии со случаями, установленными ст. 83 и 93, путем запроса предложений или у .

    Инструкция по проведению аукциона

    Пошаговая инструкция по электронному аукциону по 44 ФЗ 2019 года для заказчика и поставщика регламентирована :

    1. Определить дату проведения.
    2. Провести основной и завершающий этапы.
    3. Выбрать победителя.

    Разберем эти шаги по порядку.

    Как вычислить день аукциона

    В статье указано, что день проведения электронного аукциона — рабочий день, который следует за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Если он разыгрывается в строительной сфере и в документацию включена проектно-сметная документация по , то торги начинаются через четыре часа после окончания срока подачи заявок.

    Электронные торги начинаются по времени, которое установлено на ЭТП, исходя из часовой зоны заказчика. Принять участие могут только поставщики, допущенные по результатам проверки первых частей.

    Как долго проходят торги

    На это влияют следующие параметры:

    • стартовая цена;
    • сколько поставщиков придут на торги;
    • как сильно они сбивают цену.

    Минимальное время — 10 мин. Это если никто не сделал ставку. Тогда победителем станет тот, кто первый подал заявку.

    Иногда торги могут продолжаться нескольких суток. Это возможно, если цены упали ниже, чем на 99,5 %, и участники торгуются уже за право заключения госконтракта, т. е. хотят доплатить заказчику, чтобы забрать заказ. В среднем же электронные торги длятся 1-1,5 часа.

    Как проходят основной и завершающий этапы

    Оператор ЭТП контролирует соблюдение требований к процедуре. Ее можно разделить на 2 этапа.

    Первый этап подразумевает, что ценовые предложения подаются в течение 10 минут от последнего поданного. Шаг аукциона по 44 ФЗ в 2019 составляет от 0,5 до 5% от начальной цены контракта.

    Снизить стоимость одним ценовым предложением более, чем на 5%, не получится. Участники снижают текущую минимальную цену в пределах шага.

    Покажем на примере (ЦП — ценовое предложение участника).

    На этом завершается первая фаза.

    Торговаться можно, но с учетом того, что поставщику нельзя повторять или повышать собственные ценовые предложения или делать предложение с нулевой ценой.

    Участник не может сделать снижение вне аукционного шага, если предыдущий участник сделал снижение в пределах шага.

    Вторая фаза начинается, если в течение 10 минут от последнего ценового предложения ни один из участников не предложил новую цену. Длится этап 10 минут, в течение которых участник вправе снизить свою предложенную цену вне зависимости от шага, но она не может быть ниже минимальной предложенной в первой фазе.

    Если в течение 10 минут после начала ни один из его участников не подал цену, то торги признаются несостоявшимися.

    С 18:00 дня перед днем аукциона и до старта торгов аукционный робот не работает. Функционал отключения аукционного робота становится доступен сразу после начала электронного аукциона путем подачи ценового предложения в ручном режиме, подписав его сертификатом ЭП.

    Схема «Таран», что делать, если попали в нее

    Кроме тех схем, которые мы перечислили, есть также и серые стратегии. Одна из них — схема «Таран». Суть ее в том, что 3 организации заранее договариваются о сценарии торгов. Два из которых в агрессивной стратегии сбивают цену «ниже плинтуса». Третий же участник на завершающем этапе занимает третье место на полпроцента ниже жертвы схемы. При рассмотрении вторых частей у первых двух победителей оказывается вместо лицензий фотография тещи или каких-то документов не хватает. В итоге контракт забирает участник с третьего места, а четвертый кусает локти из-за того, что мог предложить цену значительно ниже, но не стал этого делать, так как решил, что контракт разыграют первые два участника.

    Поэтому предлагайте ваш экономический минимум на торгах. Для этого у вас есть завершающий этап, где вы можете предложить цену не ниже победителя. Еще можете обратиться в суд и признать торги, которые проходили по этой схеме, недействительными. Такие выводы сделал Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в решении по делу № А10-3052/2018 от 04.07.2019.

    Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в самой популярной на сегодняшний день закупочной процедуре — электронном аукционе в рамках 44-ФЗ. В настоящий момент на долю электронных аукционов приходится более 65% всех закупок проведенных в РФ (информация по состоянию на 20 июля 2019 года). Популярность данной процедуры с каждым годом только набирает обороты, однако не смотря на такую популярность проблем у участников аукционов не становится меньше. Поэтому в своей статье я постарался дать максимально развернутую информацию по участию в электронных аукционах в рамках действующего 44-ФЗ. (Примечание: настоящая статья актуализирована 20.07.2019 г.).

    1. Понятие электронного аукциона

    Итак, давайте для начала рассмотрим определение электронного аукциона, которое дается в ч. 1 ст. 59 44-ФЗ.

    Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

    Есть и более простое определение, которое, на мой взгляд, гораздо проще для восприятия:

    Электронный аукцион — торги, проводимые в электронном виде на электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.

    Процедура проведения электронного аукциона (ЭА) регламентирована статьями 59, 62-69, 71, 83.2 44-ФЗ.

    2. Площадки для проведения электронных аукционов

    Как было сказано выше в определении, проведение электронных аукционов осуществляется на электронных площадках.

    Электронная площадка — это сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные торги.

    3. В каких случаях проводится электронный аукцион?

    Согласно ч. 2 ст. 59 44-ФЗ Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных:

    • в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 03.06.2019) “О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)”) Примечание: настоящий Перечень представляет собой таблицу, в которой указаны коды по ОКПД2 и наименования товаров, работ, услуг, закупаемых с помощью ЭА. Помимо этого указан ряд исключений из этого списка;
    • либо в дополнительный перечень на уровне субъекта РФ (ч.2 ст. 59 44-ФЗ).

    Включение товаров, работ, услуг в указанные выше перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

    1. существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
    2. критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

    Важно: Заказчик вправе осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные выше перечни (ч.3 ст.59 44-ФЗ).

    4. Аккредитация участников электронного аукциона

    Как я уже и говорил ранее, для того чтобы принимать участие в ЭА у участника должна быть квалифицированная электронная подпись, регистрация в ЕИС и аккредитация на электронной площадке. Старый порядок аккредитации на электронных площадках в соответствии со ст. 61 44-ФЗ перестал действовать с 01.01.2019 г. Теперь новые участники закупок должны пройти регистрацию в ЕИС, после чего будут автоматически аккредитованы на 8-ми «государственных» площадках. Это гораздо удобнее и быстрее, чем отдельная аккредитация на каждой взятой площадке. А вот аккредитация на специализированной площадке «АСТ ГОЗ» осуществляется отдельно.

    Участники, у которых до 01.01.2019 г. была пройдена аккредитация на «государственных» ЭТП, смогут принимать участие в закупках в электронной форме без регистрации в ЕИС до 31.12.2019 г. Такие участники могут пройти регистрацию в ЕИС в любое время в течение 2019 года.

    Операторы ЭТП не позднее рабочего дня , следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке.

    Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия ЭТП с ЕИС (ч.4 ст.24.2 44-ФЗ).

    Важное дополнение! С 1 июля 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно данным изменениям операторы электронных площадок должны вести новые реестры участников закупок, аккредитованных на электронной площадке в новом порядке, вступившем в силу с 1 января 2019 г., то есть после регистрации участника закупки в ЕИС. При этом для участия в закупках с дополнительными требованиями в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 44-ФЗ участники должны такую информацию направлять операторам ЭП для дальнейшего её включения в реестр. А вот сделать это могут лишь те участники, которые прошли регистрацию в ЕИС, т.е. получили аккредитацию на ЭП по новым правилам.

    5. Алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

    В этой части статьи я поэтапно опишу все действия Заказчика и участника закупки при проведении открытого аукциона в электронной форме по 44-ФЗ. Давайте сначала рассмотрим с вами действия Заказчика.

    5.1 Действия Заказчика при проведении электронного аукциона

    Этап №1 — Подготовка к проведению электронного аукциона

    На данном этапе Заказчик занимается организацией и планированием предстоящей закупки, формирует аукционную (единую) комиссию, определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

    Этап №2 — Подготовка документов для проведения электронного аукциона

    На данном этапе Заказчик занимается разработкой и утверждением документации об электронном аукционе (общие положения, информационная карта, форма заявки, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, техническое задание, проект контракта и т.д.).

    Этап №3 — Размещение информации об электронном аукционе

    На этом этапе Заказчик подготавливает и размещает в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) извещение о проведении электронного аукциона и документацию.

    Этап №4 — Выявление участников электронного аукциона

    На данном этапе Заказчик рассматривает первые части заявок на участие в электронном аукционе и готовит протокол рассмотрения заявок.

    Этап №5 — Определение победителя электронного аукциона

    На этом этапе Заказчик рассматривает, поступившие от оператора электронной площадки, вторые части заявок на участие в ЭА и готовит протокол подведения итогов. В течении суток может появится свыше 10 000 протоколов по всем регионам РФ. Обычно их агрегируют такие сервисы, как CRMBG.SU .

    Этап №6 — Заключение контракта с победителем электронного аукциона

    На данном этапе Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, предложенными победителем ЭА, и направляет его победителю, проверяет наличие внесенного обеспечения исполнения контракта или банковской гарантии, подписывает контракт с победителем.

    Итак, с действиями Заказчика мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим действия участника закупки.

    5.2 Действия участника при проведении электронного аукциона

    Этап №1 — Получение электронной подписи

    Для участия в электронных аукционах, а также прохождения регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках, участник закупки должен иметь в наличии квалифицированную электронную подпись. Если вам нужна электронная подпись, то заказать ее на выгодных условиях вы можете .

    Этап №2 — Регистрация в ЕИС и аккредитация на электронных площадках

    Без регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках участник не сможет участвовать в ЭА, поэтому ему в обязательном порядке необходимо пройти эту процедуру. О том, как это сделать было написано выше.

    Примечание: Первые два этапа, по сути, являются подготовительными этапами, без прохождения которых участие в электронных аукционах невозможно.

    Этап №2.1 — Открытие специального счета для внесения обеспечения заявок

    Для того, чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе вам также понадобится специальный счет, на который зачисляются деньги для обеспечения заявок. Также с этого счета оператором площадки будут списываться денежные средства за победу в аукционе, если вас признают победителем. Что такое спецсчет и для чего он нужен, подробно написано . С условиями открытия и обслуживания спецсчета можно ознакомиться .

    Этап №3 — Поиск информации о проводимом электронном аукционе

    На этом этапе потенциальный участник осуществляет поиск размещенной в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) информации о проводимом аукционе и скачивает на свой компьютер весь комплект аукционной документации. Поиск информации также может осуществляться участником и непосредственно на самих электронных площадках. На тему эффективного поиска тендеров в нашей онлайн школе «Азбука тендеров» есть отдельный учебный модуль, где рассмотрены как платные, так и бесплатные инструменты поиска информации. Подробнее узнать о нашей школе вы можете .

    Этап №4 — Анализ аукционной документации

    На этом этапе участник закупки изучает документацию о проводимом ЭА (техническое задание, инструкцию, проект контракта и т.д.) и принимает решение: участвовать в аукционе или нет. Если участник принимает положительное решение, то он переходит к следующему этапу.

    Этап №5 — Внесение денежных средств на специальный счет в банке / предоставление банковской гарантии

    Следующий обязательный этап — это внесение денежных средств на специальный счет в банке, либо предоставление банковской гарантии (Важно: Возможность предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки появилась у участников закупки с 01.07.2019 г.). Это необходимо для того, чтобы обеспечить свое участие в электронном аукционе.

    Примечание:

    • если НМЦК ЭА до 20 млн. руб., то размер составляет от 0,5% до 1% НМЦК;
    • если НМЦК ЭА более 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 5% НМЦК;
    • если закупка осуществляется среди учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов и НМЦК составляет более 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 2% НМЦК.

    Этап №6 — Подготовка и отправка заявки

    На этом этапе участник должен подготовить свою заявку, состоящую из 2-х частей, прикрепить все необходимые документы на электронной площадке, подписать их квалифицированной электронной подписью и отправить оператору электронной площадки.

    В течение одного часа с момента получения от банка информации оператор электронной площадки направляет в банк сведения об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных ст.45 44-ФЗ, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки.

    Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора обязан заблокировать денежные средства на спецсчете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. Если на счете участника отсутствует необходимая сумма для блокирования, заявка возвращается участнику.

    В случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных ст. 45 44-ФЗ, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется .


    Этап №7 — Непосредственное участие в электронном аукционе

    Если после рассмотрения Заказчиком первых частей заявок, заявка участника признана соответствующей требованиям Заказчика, такой участник допускается до участия в электронном аукционе. На этом этапе участник в установленный день и время заходит на электронную площадку и принимает участие в процедуре ЭА (подает ценовые предложения). Более подробно о том, как проходит эта процедура, мы поговорим ниже в этой статье.

    Этап №8 — Заключение контракта с Заказчиком по итогам электронного аукциона

    В том случае, если участник ЭА признан победителем, он готовит обеспечение исполнения контракта ( или платежное поручение), проверяет проект контракта, подготовленный Заказчиком, и направляет Заказчику через оператора электронной площадки, подписанные квалифицированной электронной подписью контракт, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Более подробно процесс заключения контракта с Заказчиком описан .

    Вот мы с вами и рассмотрели алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. У каждого из рассмотренных нами этапов есть строго регламентированные сроки проведения, о которых мы поговорим ниже.

    6. Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

    Для удобства восприятия информации все этапы проведения электронного аукциона, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. В этой таблице есть также ссылки на конкретные пункты закона № 44-ФЗ, в которых эти сроки установлены.

    7. Калькулятор проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

    11. Требования к участникам электронного аукциона

    Согласно требованиям п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником ЭА может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

    Требования к участникам электронного аукциона устанавливаются в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требования о наличии у участника необходимых лицензий, допусков СРО, требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), а также дополнительные требования, установленные Правительством РФ).

    Общие требования ко всем участникам закупок установлены в ст. 31 44-ФЗ.

    Более подробно узнать о требованиях к участникам закупки вы сможете .

    12. Заявка на участие в электронном аукционе

    Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей: первой и второй частей заявки.

    Требования к содержанию первой части заявки установлены нормами частей 3, 3.1, 4 статьи 66 44-ФЗ.

    Итак, согласно части 3 статьи 66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

    1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (Примечание: Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки. То есть вам нет необходимости прикреплять на электронной площадке отдельный файл с таким согласием);

    2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

    а) наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 44-ФЗ);

    Важно: Если Заказчиком в извещении и документации не установлены запреты и ограничения допуска товаров в соответствии со статьей 14 44-ФЗ участник закупки может и не указывать в своей заявке наименование страны происхождения товара.

    б) конкретные показатели товара , соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) . Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

    Важно: Если Заказчиком в документации об электронном аукционе указан товарный знак, и вы готовы поставить Заказчику именно этот товар, то в первой части заявки достаточно будет указать просто согласие на поставку данного товара. Указывать конкретные показатели товара не нужно. Если же товарный знак не указан или вы планируете поставить товар с иным товарным знаком, то указание конкретных показателей в этом случае обязательно.

    Самой большой проблемой для 90% участников закупок является отклонение их заявок на этапе рассмотрения Заказчиком 1-ой части заявки. По сути, первая часть заявки для Заказчика является основным инструментом лоббирования «своего» поставщика (подрядчика).

    Для того, чтобы избежать ошибок при подготовке участниками первой части заявки, я подготовил подробное практическое руководство, которое называется “Пробивная заявка. Получи допуск к любому аукциону”. Узнать больше о данном руководстве можно .

    Согласно ч. 3.1 ст.66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (Примечание: такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

    Вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать следующие документы и информацию:

    1) наименование (Ф.И.О), место нахождения (место жительства), почтовый адрес участника аукциона, контактные данные, ИНН участника аукциона или аналог ИНН участника аукциона (для иностранного лица), ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;

    2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также (Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Однако я также рекомендую прикладывать эту декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки);

    3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об ЭА (Примечание: при этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром);

    4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения;

    5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ (в случае, если участник ЭА заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов (Примечание: преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций инвалидов);

    6) документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных НПА, или копии таких документов. (Примечание: При отсутствии в заявке на участие в ЭА документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами);

    7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Также дополнительно приложите такую декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки).

    Важно:

    • Требовать от участника ЭА предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 или ч. 3.1 и ч. 5 ст. 66 44-ФЗ документов и информации, не допускается;
    • Участник ЭА вправе подать заявку на участие в аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до даты и времени окончания срока подачи на участие в аукционе заявок (Примечание: дата и время окончания подачи заявок указаны по местному времени организации, осуществляющей закупку, помните об этом, подавая свою заявку);
    • Заявка на участие в электронном аукционе подается участником аукциона оператору электронной площадки в форме 2-х электронных документов одновременно;
    • В течение одного часа с момента получения заявки на участие в ЭА оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера (либо возвращает заявку участнику по причинам, указанным в п.п. 1-6 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ);
    • Участник ЭА, подавший заявку на участие в аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки;
    • Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника ЭА дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются Заказчику оператором ЭП с использованием программно-аппаратных средств такой площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

    Случаи возврата заявки участнику оператором электронной площадки:

    1) заявка подана с нарушением требований, предусмотренных ч.6 ст. 24.1 44-ФЗ (Примечание: документы заявки не подписаны электронной подписью);

    2) одним участником аукциона подано две и более заявки на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны (Примечание: в указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в аукционе);

    3) заявка участника получена после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

    4) заявка от участника аукциона получена с нарушением положений ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (Примечание: срок регистрации участника на сайте ЕИС истекает менее чем через 3-и месяца);

    5) наличия в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии что данное требование установлено Заказчиком;

    6) отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99) в соответствии с ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ (при осуществлении закупки, в отношении участников которой Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ).

    13. Процедура электронного аукциона по 44-ФЗ

    В этой части статьи мы с вами рассмотрим порядок участия в электронном аукционе непосредственно на самой электронной площадке.

    Итак, в ЭА могут участвовать зарегистрированные в ЕИС, аккредитованные на площадке и допущенные к участию в таком аукционе участники (после рассмотрения первых частей заявок). Думаю, это понятно.

    Сам же аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении день (Примечание: Днем проведения ЭА является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом ЭА в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации проводится через 4-ре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном ЭА.).

    Важно: Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен Заказчик.

    Аукцион проводится путем снижения участниками аукциона НМЦК, указанной в извещении. Величина снижения НМЦК (далее — «шаг аукциона») составляет от 0,5% до 5% НМЦК. При проведении ЭА его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона».

    Требования к ценовым предложениям участников аукциона:

    1) участник аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта:

    • равное ранее поданному им же предложению;
    • большее чем ранее поданное предложение;
    • равное нулю;

    2) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;

    3) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона (Примечание: это означает, что нельзя снижать свою цену, если она на данный момент лучшая).

    В случае если участником ЭА предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.

    Примечание: Если в ходе ЭА вы случайно подадите предложение, не соответствующее выше установленным требованиям, то сильно не пугайтесь, т.к. оно просто не будет принято оператором. Соответственно, вы сможете скорректировать свое предложение и подать его заново.

    Все ценовые предложения поданные участниками ЭА, а также время поступления этих предложений фиксируется на электронной площадке в ходе проведения аукциона.

    При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта . Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.

    В течение 10 минут с момента завершения ЭА любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от «шага аукциона», с учетом требований 1 и 3, которые указаны выше в разделе “Требования к ценовым предложениям участников аукциона”.

    В течение 30 минут после завершения ЭА оператор размещает на электронной площадке протокол проведения электронного аукциона.

    В протоколе проведения ЭА указываются:

    • адрес электронной площадки;
    • дата, время начала и окончания такого аукциона;
    • НМЦК;
    • все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием идентификационных номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.

    В течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения ЭА оператор электронной площадки направляет Заказчику указанный протокол и вторые части заявок участников, а также направляет соответствующие уведомления участникам, чьи вторые части заявок были переданы Заказчику на рассмотрение.

    При проведении ЭА в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации оператор электронной площадки также направляет Заказчику предусмотренные ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ первые части заявок таких участников.

    Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения ЭА, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 44-ФЗ, независимо от времени окончания такого аукциона.

    Для лучшего усвоения информации, предлагаю вам посмотреть небольшое видео по участию в ЭА на электронной площадке “Сбербанк-АСТ”:

    14. Сколько длится электронный аукцион?

    Многие участники закупок интересуются, сколько по времени может продлиться процедура электронного аукциона. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку все зависит от конкретно взятого аукциона, от НМЦК, от количества участников, допущенных до участия в аукционе, и от тех шагов аукциона, которые они используют в ходе участия.

    Минимальный срок проведения ЭА составляет — 10 минут. Это в том случае, когда участниками не подано ни одного ценового предложения.

    Согласно ч. 11 ст. 68 44-ФЗ при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.

    Максимальный же срок проведения ЭА может составлять до нескольких суток. Это может произойти в том случае, когда участниками достигнута цена контракта составляющая 0,5% НМЦК или ниже. И затем аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта (ч.23 ст.68 44-ФЗ). Однако на практике такие аукционы встречаются редко. В среднем же электронный аукцион длится 1-1,5 часа.

    15. Как узнать участников электронного аукциона?

    Меня часто спрашивают о том, можно ли узнать информацию об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Отвечу что можно, только подкупив оператора электронной площадки, но это незаконно. Тогда возникает следующий вопрос. Есть ли законные способы узнать информацию об участниках электронного аукциона? Да, есть. Они не достаточно точны, но с большой долей вероятности позволяют спрогнозировать, какие поставщики будут принимать участие в том или ином аукционе. По этой теме я написал отдельную развернутую статью, ознакомиться с которой вы сможете .

    16. Признание электронного аукциона по 44-ФЗ несостоявшимся

    Ниже приведены случаи, в которых аукцион в электронной форме по 44-ФЗ признается несостоявшимся.

    1. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в ЭА подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66).
    2. В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в ЭА аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 8 ст. 67).
    3. В случае, если в течение 10 минут после начала проведения ЭА ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 20 ст. 68).
    4. В случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об ЭА, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 13 ст. 69).
    5. В случае, если второй участник (при уклонении победителя ЭА от заключения контракта с Заказчиком) не предоставил Заказчику в установленный срок подписанных проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, электронный аукцион признается несостоявшимся (ч.15 ст. 83.2).

    17. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

    Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

    В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.

    В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

    В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному Заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. В протоколе разногласий победитель указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

    В течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем в ЕИС протокола разногласий Заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, либо повторно размещает в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. (Примечание: При этом размещение в ЕИС и на электронной площадке Заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта ).

    В течение 3 рабочих дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке документов (доработанного проекта контракта, либо первоначального проекта контракта + документа о причинах отказа) победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанные усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

    В течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью победителя, Заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный усиленной электронной подписью контракт.

    С момента размещения в ЕИС подписанного Заказчиком контракта, он считается заключенным.

    Для удобства восприятия информации и лучшего понимания процедуры подписания контракта ниже я разместил наглядную схему.

    Случаи признания победителя электронного аукциона уклонившемся от заключения контракта:

    1. если победитель в установленные ст. 83.2 44-ФЗ сроки не направил Заказчику подписанный проект контракта;
    2. если победитель не направил Заказчику протокол разногласий в течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта;
    3. если победитель не исполнил антидемпинговые требования, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ (в случае снижения цены контракта на 25% и более от НМЦК).

    Антидемпинговые требования

    В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на 25% и более от НМЦК, победитель такого аукциона предоставляет:

    • обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 44-ФЗ (если НМЦК > 15 млн. руб.); обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 44ФЗ или информацию, предусмотренную в ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке (если НМЦК < 15 млн. руб.);
    • обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

    Более подробно узнать про антидемпинговые меры в 44-ФЗ вы сможете .

    В завершении статьи предлагаю вам посмотреть еще одно весьма полезное видео, в котором рассказано, почему не стоит подавать заявку на участие в ЭА в самый последний момент.

    На этом моя статья по участию в электронных аукционах по 44-ФЗ подошла к концу. Ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями и коллегами. Если же после изучения материала у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях.

    До встречи в новых статьях!