Сколько светочувствительных слоев имеет цветная негативная фотопленка. Хранение аналоговых фотоматериалов. Плёнка больше не умирает

Выбор пленки для фотоаппарата намного важнее, чем сам фотоаппарат или оптика для него. Скорее всего, в продаже вы найдете три вида пленки: цветную негативную, цветную позитивную (для слайдов) и традиционную черно-белую . У каждой пленки свое назначение, и ни одна из них не идеальна для любой ситуации; но если вы будете использовать пленку правильно, вы получите отличный результат. Существуют компромиссы при использовании любой пленки, но, обладая нужными знаниями, вы сможете подобрать пленку для ваших целей.

Шаги

    Уясните разницу между видами пленки. Большинство людей знакомо только с цветной негативной пленкой, но два других вида тоже играют заметную роль в искусстве фотографии.

    Выберите формат пленки. Эта статья в основном написана про самый распространенный формат 35 мм. Если вы используете странный или устаревший вариант (типа 24 мм), скорее всего, вам придется снимать исключительно на цветную негативную пленку. 35 мм (и форматы крупнее) меньше ограничивают фотографа в выборе.

    Варианты обработки.

    Выберите фотографическую широту. Ошибка в замерах или плохая техника съемки приведет к передержанным или недодержанным снимкам; фотографическая широта определяет способность фотопленки правильно передавать яркость снимаемого объекта. Слайдовая пленка самая сложная для съемки, если вы хотите снимать на слайдовую пленку, вам придется потренироваться и получить определенные навыки. (Если вы не хотите получить необычные эффекты в художественных целях, не используйте такую пленку в дешевых мыльницах; съемка на такую пленку требует точных ручных настроек.) Цветная негативная пленка, обычно, довольно терпима к пере- и недоэкспозиции, на нее можно снимать почти в любых условиях с минимальной подготовкой. То же самое относится и к черно-белой пленке, кроме того, ошибки выдержки можно исправить во время проявки пленки или печати снимков.

    Выберите светочувствительность. Светочувствительность выражается индексом ISO (50, 100, 200 и так далее). Чем больше значение, тем чувствительнее пленка к свету. Как обычно, универсального решения нет, есть только компромиссное:

    Фотопленки по-разному передают цвета . Поэтому, выбирайте пленку в зависимости от целей. Например, фотопленка Velvia дает очень насыщенные цвета, и подходит для съемки пейзажей, но люди (особенно светлокожие) получаются на такую пленку ужасно. Для съемки людей лучше использовать черно-белую или менее насыщенную пленку. Но это искусство, и хорошие фотографии могут получиться и на "неправильную" пленку.

    Используя негативную цветную пленку, помните, что вы можете получить неожиданные результаты. Проявка и печать (или сканирование) вносит свои коррективы в цвета. Просто знайте, что результаты могут сильно отличаться от пленки к пленке. Слайдовая пленка в этом смысле несет меньше искажений цвета, поскольку конечное позитивное изображение получается сразу при проявке, без дополнительных ступеней.

В этой статье мы расскажем о различных типах фотоплёнки их характеристиках и особенностях.

Прежде чем знакомиться с различными типами фотоплёнки, давайте на примере чёрно-белой негативной плёнки попробуем разобраться, как же получается аналоговое фотографическое изображение.

Строение чёрно-белой негативной плёнки и негативный процесс

Светочувствительный слой чёрно-белой фотоплёнки называется фотоэмульсией. Именно на ней и формируется изображение. Фотоэмульсия состоит из желатина, в котором в виде кристалликов субмикронного-микронного размеров распределено галогенное серебро (ионные кристаллы, в узлах кристаллической решётки которых сидят положительно заряженные ионы серебра и отрицательно заряженные ионы галогена). Галогенное серебро на 94-99% состоит из бромистого серебра и на 1-6% из йодистого серебра. Однородная на вид фотоэмульсия состоит из отдельных зёрен, разделённых желатином. Фотоэмульсия наносится на целлулоидную плёнку с подложкой из желатины, покрывается защитным слоем. Добаляется противоореольный слой (он также препятствует скручиванию плёнки).

Фотографический процесс получения чёрно-белого негатива состоит из трёх стадий

Экспонирование : в момент открытия затвора под действием света в фотоэмульсии создаётся скрытое изображение, так как при взаимодействии фотонов с кристалликами галогенного серебра на поверхности последних образуются нейтральные атомы серебра, перестающие быть структурной частью ионного кристаллика. Структура эмульсионного слоя меняется. Чем больше света попадает на участок фотоэмульсии, тем темнее он будет на плёнке.

Плёнка отснята (экспонирована), но её ждут ещё две стадии обработки.

Проявление : процесс усиления скрытого изображения. На этой стадии за счёт химической реакции те кристаллики галогенного серебра, которые были облучены светом, восстанавливаются до кристалликов металлического серебра, непрозрачных для видимого света (в отличие от ионных кристалликов галогенного серебра, являющихся аналогами поваренной соли). В результате проявления образуется негативное изображение, в котором наиболее светлые места снятого объекта соответствуют наиболее тёмным местам проявленной фотоплёнки.

Фиксирование (или закрепление) : из фотоэмульсии удаляются необлученные кристаллики галогенного серебра, что делает проявленный и зафиксированный фотослой нечувствительным к дальнейшему облучению.

В результате мы имеем готовый чёрно-белый негатив. Чтобы получить конечное позитивное изображение необходимо фактически повторить три вышеописанных стадии, но уже с фотобумагой. Но не будем забегать вперёд. Подробно о практике проявления плёнки и печати фотографий - позже.

Итак, фотоплёнка, как уже упоминалось выше, бывает трёх основных видов:

  • чёрно-белая негативная
  • цветная негативная
  • цветная обращаемая (диапозитивная, слайдовая).

Конечно, есть ещё чёрно-белый слайд, который и раньше был редким явлением, а сегодня и вовсе исчезает с прилавков. Насколько мне известно, только чешская компания Foma ещё держится и производит чёрно-белый позитив Fomapan R 100.

Чёрно-белая обращаемая плёнка чешской фирмы Foma. Исчезающий вид.

Прежде чем вникать в особенности разных типов плёнок, разберёмся с основными, универсальными для всех типов характеристиками.

Основные характеристики фотоплёнок

Основная характеристика любой плёнки (неважно - чёрно-белая она или цветная, негативная или позитивная) - светочувствительность. Именно светочувствительность определяет экспозиционные параметры съёмки, и именно от неё зависит конечное качество фотографии.

Дело в том, что рост светочувствительности напрямую влияет на структуру фотоэмульсии. Как правило, чем выше чувствительность, тем крупнее зерно, тем ниже фотографическая широта плёнки, тем хуже её резкостные характеристики.

Тут пора разобраться с новыми терминами. Зерно - это визуализация того, что формируют кристаллики галогенного серебра после экспонирования и проявления. Если рассматривать негатив под большим увеличением, вы увидите, что изображение на плёнке создаётся точечками различной величины и плотности. Это и именуется зерном. Как правило, чем ниже чувствительность и выше качество фотоэмульсии - тем меньше зерно, тем выше резкость, тем больше полутонов остаётся на негативе. Способность плёнки фиксировать диапазон полутонов именуется фотографической широтой: чем выше показатель фотографической широты, тем ниже контраст, тем точнее передаются полутона в диапазоне между абсолютно ярким и тёмным объектами на снимке.

С качеством понятно - чем ниже чувствительность, тем лучше. Но зачем тогда нужна высокочувствительная плёнка?

Дело в том, что плёнка низкой чувствительности требует больше света при экспонировании. А это значит, либо выдержка должна быть длиннее, либо диафрагма больше открыта. И хотя выдержку мы ещё можем увеличивать благодаря штативу (хотя и тут есть ограничения), но полностью неподвижный объект съёмки - редкость, если это не студийный натюрморт.

А если мы захотим запечатлеть стремительное движение? Увы, придётся идти на компромисс и использовать высокочувствительную плёнку: не случайно английское название таких плёнок - high speed film, что подразумевает фотосъёмку объектов, движущихся на большой скорости. Правда, стоит отметить, что современные высокочувствительные фотоплёнки обладают весьма хорошей фотографической широтой и резкостными характеристиками в сочетании с умеренным зерном.

Kodak T-MAX 3200 Professional  - профессиональная чёрно-белая негативная плёнка, которая может использоваться в широком диапазоне чувствительностей. Эту плёнку можно использовать в диапазоне чувствительностей от 3200 до 25 000 единиц (при использовании форсированной обработки). Плёнка соединяет в себе исключительно высокую чувствительность и мелкое зерно. Незаменима при съёмке быстродвижущихся объектов, плохо освещённых объектов (когда вы не можете использовать вспышку), объектов, требующих большой глубины резкости одновременно с короткими выдержками, а также при съёмке телеобъективами с рук быстрого движения при тусклом освещении.

Светочувствительность обозначается общепринятыми международными единицами ISO, стандартный ряд значений - 50/100/200/400/800/1600/3200 ISO. На самом деле современный международный стандарт ISO представляет собой механическое соединение ранее принятых в США единиц ASA и соответствующих значений в градусах DIN (старый германский стандарт), например, 100/21°, однако «градусная» составляющая уже практически не используется и обычно опускается. (Кстати, до 1 января 1987 года в СССР была собственная шкала единиц ГОСТ, близкая к ASA, но всё же особенная; по ней чувствительности 100/21° ISO соответствовали 90 единиц ГОСТ. Перестройка приравняла советский ГОСТ к мировым стандартам.) Значение чувствительности, как правило, выносится в название плёнки: например, Ilford PAN F Plus 50.

Если вы снимаете на цифру, значения чувствительности вам, конечно, хорошо знакомы, только вот в аналоговой фотографии изменить чувствительность в зависимости от каждого кадра не получится. Если вы уж зарядили плёнку 50 ISO, то придётся все сюжеты снимать с учётом этой чувствительности, пока не закончится плёнка.

Так что, отправляясь на съёмку, плёночный фотограф должен озаботиться не только количеством плёнки, но и подумать, какой чувствительности плёнку ему брать (не говоря уже о том, что сначала нужно решить, какую плёнку брать - цветную или чёрно-белую!).

Чтобы избавить фотографа от этой головной боли, были созданы плёнки с переменной чувствительностью. Это вовсе не значит, что одну плёнку можно экспонировать с разным значением чувствительности, нет: если вы выбрали 800 ISO, придётся всю плёнку экспонировать с учётом этого значения. Просто такие плёнки лучше приспособлены к пуш-процессам (когда для повышения значения светочувствительности увеличивается время или температура проявления). Но и там действует та же зависимость - чем выше чувствительность, тем ниже качество.

Примеры современных чёрно-белых плёнок с переменной чувствительностью.

Ilford XP 2 Super  - номинальная чувствительность 400/27° ISO . Обладает исключительно мелким зерном, присущим, как правило, менее чувствительным фотоплёнкам. XP 2 Super - плёнка, позволяющая получать негативы с тончайшей деталировкой как в тенях, так и в светах. Имеет необычайную широту экспозиции - её можно экспонировать в диапазоне экспозщиционных индексов (EI) от 50/18° до 800/30°. XP 2 Super обрабатывается реактивами для цветной плёнки по процессу C-41: её можно проявлять вместе с цветными негативными плёнками.

Ilford Delta 3200  - плёнка сверхвысокой чувствительности, позволяющая получать фотографии высочайшего качества в самых сложных условиях освещения. Фотослой выполнен на основе четырёхслойной эмульсии, позволяющей оптимизировать применение уникальной технологии фирмы Ilford с плоскими кристаллами. Эмульсия обеспечивает великолепную тональную передачу. Плёнка позволяет фотографу управлять чувствительностью и зернистостью при помощи правильного выбора проявителя и режима проявки, предоставляя множество возможностей для творчества. При правильном проявлении плёнка Delta 3200 Pro показывает наилучшие результаты при экспонировании в диапазоне экспощиционных индексов (EI) от 1600/33° до 6400/39°.

Конечно, всегда есть возможность экспонировать любую плёнку низкой чувствительности на ступень-другую повыше, но тогда придётся изменить процесс проявки плёнки (увеличением времени или повышением температуры). И, опять-таки, качество в этом случае будет ниже (растёт контраст, увеличивается зерно).

Обычно оптимальная чувствительность для съёмки днём на улице - 100 ISO. Для съёмки в помещении или в сумеречный день - 400 ISO. Это самые популярные чувствительности плёнок.

Хранение аналоговых фотоматериалов

Если с хранением карты памяти особых проблем не возникает, то аналоговые фотоматериалы требуют более трепетного и внимательного обращения. Фотоплёнка (как и фотобумага) имеет ограниченный срок годности. Обычно он указывается на упаковке. Хранить фотоплёнку лучше всего в холодильнике, на отдельной от продуктов полке. Там темно и прохладно - идеальные условия.

Когда я только начинал свой профессиональный путь фотографа в областной газете, в редакционной фотолаборатории стоял специальный холодильник для фотоматериалов: даже при тотальном дефиците бытовой техники руководство газеты с пониманием относилось к техническим нуждам фотографов, и это при том, что второй холодильник в редакции был только у главного редактора.

Лет 30 назад при проходе зоны досмотра в аэропортах был риск засветить фотоплёнку в сканерах. Сегодня технологии изменились, и вы можете спокойно ставить кофр с аппаратурой и плёнкой на ленту такого сканера: он совершенно безопасен для фотоплёнки.

Основываясь на личном опыте многочисленных перелётов и пересадок, могу лишь подтвердить заверения служб безопасности аэропортов: даже многократные сканирования кофра с плёнкой и аппаратурой никак не отражались ни на чистой, ни на экспонированной плёнке всех видов и форматов. Если вы всё же маниакально озабочены сохранением фотоплёнки - купите специальные контейнеры или пакеты.

Что происходит с просроченной плёнкой? Обычно, если она хранилась в хороших условиях, при небольшой просрочке ничего страшного не случается (особенно с чёрно-белыми материалами). Ну, разве что едва заметно снижается чувствительность. Но тут, как вы понимаете, каждый решает за себя. Риск «запороть» съёмку, особенно с просроченными цветными (и тем более обращаемыми) фотоматериалами, весьма велик. Так что не стоит затариваться фотоплёнкой впрок, если вы не уверены, что отснимете её до окончания срока хранения. Старайтесь пользоваться фотоплёнкой максимальной «свежести»!

Чёрно-белая негативная плёнка

Начнём с основ. Именно чёрно-белой (сокращённо - ч/б или b&w) негативной плёнке обязана фотография своим существованием. История фотографии (да и история ХХ века) фактически запечатлена на чёрно-белый негатив. Большинство известных фотографических шедевров сделано именно на ч/б негатив.

Не вдаваясь в исторические экскурсы отмечу, что ч/б негативная плёнка в своём современном виде существует уже более 100 лет и, похоже, уходить на покой не собирается.

Совершенствовались материалы целлулоидной подложки, качество фотоэмульсии, уменьшалось зерно, добавлялись новые слои, росла светочувствительность, появлялись и уходили в небытие новые форматы, но принципиально чёрно-белая фотоплёнка ничуть не изменилась. Признаем очевидный факт: чёрно-белый негатив - классика фотографии.

В зависимости от спектральной чувствительности чёрно-белые плёнки делятся на панхроматические (изопанхроматические), ортохроматические и несенсибилизированные. Панхроматические (изопанхроматические) плёнки имеют спектральную чувствительность, близкую к спектральной чувствительности человеческого глаза, поэтому в классической фотографии именно они и применяются. Но важно отметить, что отдельные цвета ч/б плёнка фиксирует, искажая их тон, привычный глазу. Например, на портрете могут практически исчезнуть ярко-красные губы; или же облака, так заметные в реальной жизни на фоне голубого неба, на проявленном негативе вдруг куда-то деваются. Чтобы достичь верной (или даже необходимой) передачи тонов, используются цветные фильтры, о применении которых мы поговорим в разделе практики аналоговой съёмки.

Производство фотоплёнки (не только ч/б) с приходом цифры, естественно, сократилось. Более того, далеко не все даже именитые компании, стоявшие у истоков фотографии, смогли сохранить рентабельный выпуск фотоплёнки. Но давайте о тех, кто и сегодня радует нас отличными фотоматериалами.

Kodak T-max 400  - высокочувствительная универсальная фотоплёнка. Отличается хорошими структурно-резкостными характеристиками. Цена: 244 р.

Ilford PAN F Plus 50  - сверхмелкозернистая плёнка. Имеет великолепную резкость. В дополнение к ультрамелкому зерну фотоплёнка PAN F Plus обладает чрезвычайно высокой разрешающей способностью, резкостью и контрастностью по краям контуров и превосходной экспозиционной широтой. Позволяет получить отпечатки исключительной яркости с широким тональным диапазоном. Цена: 250 р.

Fujifilm Neopan 400  - чёрно-белая негативная пленка с высокой чувствительностью. Отличается прекрасной чёткостью изображения и превосходной точной передачей оттенков. Несмотря на высокую чувствительность, плёнка обеспечивает впечатляюще чёткие отпечатки с малой зернистостью, с детализированными изображениями и качественной мелкозернистой структурой. Цена: 295 р.

На отечественном рынке представлены чёрно-белые фотоплёнки и химия компаний Ilford, Kodak, Fujifilm, Foma, Efke, Lucky, Kentmere, Rollei. В их ассортименте можно найти всё, что требуется плёночному фотографу: от качественных плёнок и фотобумаги до необходимых химических растворов и аксессуаров.

Какую плёнку выбрать? Лично я отдаю предпочтение низкочувствительным материалам Ilford. Но однозначного совета тут дать нельзя. Каждый фотограф выбирает плёнку в соответствии с задачами, предпочтениями и опытом.

Проявка чёрно-белых плёнок

Для проявки чёрно-белой фотоплёнки существует великое множество проявителей (о разнообразии и особенностях проявителей мы поговорим отдельно). Ничто не мешает и вам создать рецепт своего персонального проявителя, однако стандартным стал процесс под названием D-76.

Тут самое время упомянуть ещё один вид чёрно-белой плёнки, появившейся относительно недавно - монохромные плёнки. Эти плёнки можно (точнее - нужно) проявлять по цветному негативному процессу C-41. Проявленная монохромная плёнка выглядит как чёрно-белый негатив на подложке цветного. Единственное удобство такой плёнки - в возможности быстрой проявки в любой автоматизированной лаборатории. Но качество, в сравнении с классической ч/б плёнкой, будет заметно хуже.

Цветная плёнка

Цветная плёнка бывает двух основных типов: цветная негативная и цветная обращаемая (диапозитивная, слайдовая). С точки зрения практики съёмки у них много общего, поэтому сначала мы рассмотрим основные отличия цветных плёнок от чёрно-белых, а потом разберём отличия негатива от слайда.

История появление цветной фотографии - тема для хорошей книги, посему, не вдаваясь в детали истории цветного фотопроцесса, упомянем, что цветная плёнка (и негативная, и обращаемая) появилась в середине 1930-х годов прошлого века в США и Германии, и на неё даже снимались фильмы, но о массовом её использовании не было и речи. Цветная фотография стала доступна широким массам профессиональных фотографов лишь во второй половине прошлого века.

Кстати, в Советском Союзе, стране, первой отправившей человека в космос, так и не смогли наладить производство качественных цветных фотоматериалов: то, что можно было получить, используя цветной негатив ЦНД-32, представляло собой жалкое зрелище. Советских фотолюбителей спасали лишь цветные плёнки ORWO и Foma из ГДР и Чехословакии (были и такие социалистические страны на карте Европы), и венгерская Forte. К материалам Kodak, Fuji или Agfa имело доступ ограниченное количество фотографов, приближённых к внешнеторговым организациям и, разумеется, репортёры центральных издательств и журналов. Снимать достижения социализма приходилось на фотоплёнку, созданную на фабриках капиталистических государств.

Цветной фотографический процесс существенно сложнее чёрно-белого (как в процессе съёмки, так и в обработке). Он содержит больше стадий проявления, капризен к температуре, но, самое главное, в сравнении с чёрно-белой цветная печать куда более трудоёмка. Ручная печатать форматных цветных фотографий требует весьма дорогостоящего оборудования и материалов, да и сам процесс печати и проявки снимка тоже не отличается простотой.

Фотоувеличитель для цветной печати отличает важная и очень недешёвая деталь - цветосмесительная головка.

Но создание в 1970-е годы мини-лабораторий, которые позволяли проявлять цветной негатив и печатать фотоснимки 10×15 см сделали цветную фотографию невероятно доступной и по-настоящему массовой. Правда, в СССР минилабы появились лишь в конце 80-х, и этот фотобизнес широко развернулся в России только в 1990-х. Так или иначе, создать цветную фотографию сегодня совсем не сложно. Конечно, если рядом есть хорошая лаборатория.

Цветной фотоплёнке присущи те же основные характеристики, что и чёрно-белой: чувствительность, зернистость, фотографическая широта, зависимость качества от светочувствительности (кстати, у цветных плёнок зерно, как правило, больше, чем у ч/б такой же чувствительности). Но у цветных плёнок есть ещё одна важная зависимость - от цветовой температуры.

Не влезая в околонаучные дебри, скажем, что обычная цветная плёнка вполне точно передаёт цвет при дневном свете. Но! Стоит вам начать снимать в тени или вечером, вы увидите, что все цвета начинают изрядно синить. Если на цветную плёнку снимать при лампах накаливания, цвета будут существенно желтить. А если снять при вечернем освещении, например, огонь костра, то цветовой дисбаланс снимка будет полный. Правда, почему-то именно такие цветные снимки частенько выглядят очень эффектно.

Для того, чтобы как-то контролировать получение желаемого результата, в кофре профессионального фотографа даже появился специальный прибор для точного определения цветовой температуры - колорметр. Цветовую температуру можно корректировать специальными цветными фильтрами, но они вынуждают увеличивать экспозицию.

Важный момент: цветная фотоплёнка, в отличие от ч/б негатива, не терпит грубых ошибок в экспозиции. Неверно экспонированный цветной слайд можно смело выкидывать. Напечатать снимок с недо- или переэкспонированного цветного негатива, возможно, удастся, но точной передачи цвета на нём не будет. Кстати, выдержка, особенно длительная, также может существенно искажать цвет. Но иногда получается даже очень красиво.

Цветная обращаемая плёнка, сбалансированная под свет ламп накаливания. Одна из немногих, которую ещё можно приобрести.

Для съёмки в студиях была создана плёнка, сбалансированная под свет ламп накаливания (да-да, студийные вспышки вытеснили софиты только в 80-х). Цветная плёнка с символом «T» (Tungsten, что подразумевает лампы накаливания с вольфрамовой нитью) обладает невысокой чувствительностью, мелким зерном и имеет ограниченное студийное применение. Но с появлением студийных вспышек стало возможно снимать в студии и на дневную плёнку (цветовая температура вспышек максимально приближена к дневному свету).

Цвет. Негатив или диапозитив?

Теперь об особенностях негатива и диапозитива. Разница, как вы догадываетесь, в том, что сняв и проявив негатив, мы так и не видим конечного изображения (нас ещё ждёт процесс фотопечати), а вот после проявки слайда уже можем наслаждаться нашими шедеврами. Правда, размер шедевров на слайде (даже формата 6х9) таков, что без лупы их не рассмотреть и на стенку не повесить. Так зачем же они нужны, такие маленькие?

Конечно, сегодня мы можем запросто отсканировать что слайд, что негатив, и распечатать фото на принтере. Но, согласитесь, это уже не аналоговая фотография. Так зачем тогда нужен слайд, и что с ним дальше делать?

Вспоминаем, что основное практическое использование слайда - полиграфия: тут всё понятно. Ну, или вы можете любоваться слайдами, проецируя их на стену с помощью диапроектора. Или рассматривать слайд, вставленный в дурацкий пластиковый шарик с лупой: о! это был серьёзный бизнес на курортах СССР.

Но если вы снимаете не для прессы или полиграфии, вам, скорее всего, нужен отпечаток. До появления цифровой печати существовал процесс Cibachrome (технология компании Ilford) позволявший печатать снимки со слайда. По сравнению с отпечатками с негатива, фотографии на Cibachrome выглядели невероятно насыщенными и яркими. Но и цена за это удовольствие была весьма высока. Сегодня процесс называется Ilfordchrome, но найти лабораторию, работающую с этим процессом, непросто.

Диапроектор карусельного типа для демонстрации слайдов.

Цветной диапозитивный процесс кажется куда проще чем негативный: снял, проявил и - готово! Но! Начнём с того, что цена конечного слайда выше негатива. Аналоговая прямая печать со слайда сегодня практически невозможна, что не отменяет печать цифровую, но мы же собрались заниматься аналоговой, плёночной фотографией. Кроме того, вспомним, что слайд крайне капризен к ошибкам экспозиции: исправить практически ничего нельзя. Так что, выбирая материалом для съёмки обращаемую плёнку, задумайтесь, для чего вы снимаете, и что дальше вы будете делать с этим слайдом.

С точки зрения практичности цветной негатив выглядит куда привлекательнее. Он позволяет ошибаться с экспозицией, с ним можно многое доработать при фотопечати, себестоимость негатива и фотоотпечатка с него существенно ниже. Для современной полиграфии вы можете отсканировать как сырой негатив, так и доведённый до совершенства аналоговый фотоотпечаток. Качество цветного негатива высокой чувствительности выше аналогичного слайда. С цветного негатива можно сделать отпечаток на чёрно-белой фотобумаге. Есть повод задуматься, не правда ли?

Проявка цветных плёнок

Для проявки цветной негативной фотоплёнки стандартом является процесс C-41, а для проявки позитивных плёнок используется процесс E-6.

Самое время упомянуть технологию кросс-процесса. Если обращаемую фотоплёнку проявить по негативному процессу С-41, мы получим контрастный цветной негатив с искажённой цветопередачей. Отпечатки с такого негатива отличаются высоким контрастом и изрядной цветовой насыщенностью. Кросс-процесс частенько используется профессиональными фотографами как творческий приём.

Проявлять цветную плёнку можно и самостоятельно (особенно по процессу E-6). Профессиональная студия, как правило, имела среди прочего оборудования проявочный минилаб Jobo, существенно упрощавший процесс проявления всех типов плёнок.

Но подумайте дважды, есть ли смысл возиться с цветными процессами самостоятельно, если это не ваша страсть или творческий эксперимент? Быстрее и надёжнее сдать цветную фотоплёнку для проявки в зарекомендовавшую себя лабораторию, которой доверяют профессионалы.

Производство цветной фотоплёнки с приходом цифры сократилось весьма существенно. Ассортимент её даже меньше, чем чёрно-белой плёнки.

Fujifilm Pro 400H  - цветная негативная плёнка профессионального качества, высокой чувствительности, с мелким зерном, для съёмки при дневном освещении, содержащая четвёртый цветовой слой, запатентованный Fujifilm. Подходит для свадебной, портретной и модной фотосъёмки. Обеспечивает широту экспозиций от недоэкспонированных до переэкспонированных изображений, великолепные телесные оттенки с непрерывным плавным переходом от светов до теней, высокоточное воспроизведение цвета. Эмульсия нового поколения позволяет добиться оптимального качества сканирования . Цена: 370 р.

Fujifilm Reala 100 - высококачественная эмульсия обеспечивает исключительную точность воспроизведения цвета. Мелкое, гладкое зерно и наилучшая резкость. Прекрасная детализация даже при большом увеличении. Насыщенный баланс от светлых участков до теней . Цена: 270 р.

Kodak Professional PORTRA 160  - обеспечивает исключительно плавное и естественное воспроизведение оттенков кожи и низкую контрастность. Исключительно низкая зернистость. Улучшенные характеристики для сканирования и фотоувеличения. Идеально подходит для рекламных, портретных фотографий. Цена: 310 р.

На отечественном рынке сегодня можно купить цветную фотоплёнку (и негатив, и слайд) Kodak, Fujifilm и Rollei.

Какую выбрать? Однозначного ответа нет. Тут всё зависит от условий съёмки и конкретных задач. Помочь может только ваш опыт. Дело в том, что плёнки разных компаний, да и наименований, имеют свою передачу цвета. Одни теплее, другие холоднее, одни отлично передают цвет кожи и хороши для портретной съёмки, другие выдадут вам цвет «вырви глаз». Единственное, что можно посоветовать, - отдавайте предпочтение профессиональным плёнкам: хоть они и дороже любительских (яркие представители - Kodak Gold и Fuji Superia), но и результат будет гарантированно лучше.

Fujifilm Velvia 50  - цветная обращаемая плёнка чувствительностью 50 ISO, сверхмелкозернистая, с очень высоким разрешением и насыщенными цветами для съёмки при дневном освещении. Цена: 572 р.

Fujifilm Provia 100F  - цветная обращаемая плёнка для съёмки с естественным освещением. Отличается мелкой зернистостью, яркой передачей цветов, выверенным балансом серого. Великолепная мелкая зернистость (значение RMS - 8) и высокая чёткость позволяет отобразить детали с потрясающей ясностью вместе с широкой градацией, яркой и максимально натуральной цветопередачей и оптимальным балансом оттенков. Цена: 554 р.

Прежде чем вы зарядите в фотокамеру цветную плёнку хочется предостеречь цифровых фотографов. Глубочайшее заблуждение думать, что аналоговая цветная фотография - это так же просто, как и цифровая. Поверьте, вы ничего не знаете о цветной фотографии. Даже после многих лет работы с цветной плёнкой, сотен публикаций в глянце и нескольких персональных выставок у меня язык не повернётся назвать себя экспертом в области цветной фотографии.

Ваши «правильные» цифровые цветные снимки - заслуга десятилетий работы инженеров, разработавших матрицы и алгоритмы обработки цветных изображений. Они сделали всё, чтобы мы, не задумываясь ни о чём, получали правильные картинки. Говорю об этом, чтобы вы не расстраивались при первых неудачах. И настоятельно рекомендую не торопиться снимать на цветную плёнку. Начните с чёрно-белой, вас и там ждёт немало сюрпризов.

В следующих публикациях мы как раз перейдём к практике съёмки на плёнку на основе чёрно-белого негативного процесса. Помните: если вы хотите в чём-то разобраться, начинать нужно с основ.

Продолжение следует..

07.09.2016

Фотопленка отличается от других фотоматериалов, таких как фотопластинки и фотобумага, тем, что светочувствительный слой нанесен на одновременно прозрачную и гибкую основу.

Состав фотопленки

Прозрачная и гибкая основа фотопленки представляет собой пластиковую ленту с перфорацией по краям и нанесенным на нее светочувствительным составом. На заре фото- и кинематографии материалом для нее служила нитроцеллюлоза, но впоследствии этот крайне горючий пластик был заменен на ацетат целлюлозы. На подложку наносится один или несколько слоев фотоэмульсии, содержащей серебро. Размер его частиц влияет на уровень чувствительности, контраста, зернистости и разрешения пленки.

Процесс создания негатива и позитива из пленки

Процесс создания черно-белого негатива включает три стадии:

  1. Экспонирование. Под действием света, попадающего на чувствительную эмульсию за время открытия затвора камеры, изменяется структура эмульсионного покрытия. Чем больше света попадает на участок, тем темнее он станет выглядеть. На пленке образуется скрытое изображение. Чтобы оно проявилось, фотопленку обрабатывают специальными реактивами.
  2. Проявка. Чтобы усилить полученное на пленке скрытое изображение, ее подвергают химической реакции. В результате, участки, на которые попал свет, становятся непрозрачными, а затемненные области остаются светлыми. Так получается негатив, то есть изображение, инвертированное по светлоте.
  3. Фиксация. Под воздействием фиксирующего состава с пленки удаляются частички серебра, не подвергшиеся облучению светом, а проявленный слой эмульсии становится нечувствительным к дальнейшему его воздействию. Негативы, прошедшие три стадии обработки считаются готовыми. Для получения позитивного изображения, операции экспонирования, проявки и фиксации повторяются в том же порядке, но воздействию на этот раз подвергается фотобумага.

Процесс проявления фотоснимка

Разновидности фотопленки

Существуют два основных вида фотопленки:

  • Черно-белая,
  • Цветная.

Черно-белая пленка также имеет монохромную разновидность. Она отличается от классической тем, что изображение получается не черным, а окрашенным в один цвет. Цветная пленка позволяет передавать весь спектр природных цветов снимаемого объекта.

Каждый из видов подразделяется на типы:

  • Негативная,
  • Позитивная,
  • Обращаемая.

Главной характеристикой любой пленки является ее светочувствительность. От этого показателя зависит время экспозиции при съемке и качество получаемых фотографий.

Интересные публикации на сайте

Начиная заниматься пленочной фотографией, вы столкнетесь с первой сложностью, когда, придя в местный фотомагазин, увидите стопку разноцветных коробок с названиями: Kodak Tri-X или Ektar. Продавец спросит вас, что вы покупаете, а в ответ, вы сможете лишь смущенно уточнить, зачем магазин вообще продают столько видов пленок Kodak. Я хотел бы спасти вас от этой неловкой ситуации.

Я расскажу вам о нескольких своих любимых типах пленки и приведу примеры снимков в качестве наглядного ориентира для выбора из того многообразия пленок, что доступны в фотомагазинах в наши дни.

В этом сайте мне нравится то, что можно столкнуться с реальными и зачастую противоречивыми мнениями читателей. Я не эксперт по фотопленке, даже очень далек от этого. Я не изобретаю велосипед, а просто снимаю на пленку около года. Если вам интересны мнения экспертов, я уверен, вы сможете найти их. Я просто надеюсь, что эта статья будет полезна для вас в какой-то степени.

Некоторые мысли о пленочной фотографии

Прежде чем начать, мне хотелось бы рассказать, почему я снимаю на пленку. Я также снимаю на цифровой фотоаппарат, у меня нет предубеждения, что одно лучше другого или наоборот. Также как у кабриолета, спорткара или джипа, у пленочной и цифровой фотографии есть свои сильные и слабые стороны, которые не всегда можно сопоставить, чтобы произвести точное сравнение. Я признаю, что существует много сложностей, которые отталкивают людей от съемки на пленку.

Один из моих любимых факторов пленочной фотографии - это возможность использовать лучшее фотооборудование прошлого века по весьма низкой цене. Посмотрите на стоимость камер в старых фото-журналах, теперь эти же камеры можно приобрести практически за бесценок на сайтах-досках объявлений. Вы можете приобрести фотооборудование, с помощью которого было сделано до 90 % снимков для National Geographic, по цене DSLR-камеры (однообъективная цифровая зеркальная фотокамера) начального уровня.

Вот фотография, на которой изображена Minolta AL-s (с дальномером), которую я приобрел на Ebay за каких-то $ 37.

Всего за $ 37! Имейте в виду, что хотя камеры Leica и идеально подходят для пленочной фотографии, вам не обязательно ждать, пока вы накопите на MP и 35mm Summilux ASPH. К тому же, скорее всего, вы все равно не сможете сразу насладиться всеми достоинствами подобной камеры, потому что, хотя пленочная фотография и приносит много удовольствия, она также требует особых усилий для получения хорошего результата.

К тому же, действительно выгодные предложения характерны для оборудования, которое не работает с современным цифровым (к примеру, у Leica есть цифровые камеры, которые полностью совместимы со старыми линейками объективов). Большинство снимков, которые представлены в данной статье, сделаны на M6 с одним из новейших Summicrons. Несколько фотографий получены с помощью других камер, но я никогда не скажу, какие…

Различные типы фотопленок

Fuji Velvia 50

Моя любимая пленка! Это слайдовая пленка с ISO 50. Это означает, что, скорее всего, вы будете снимать на нее вне помещений. Используйте ее, когда вам хочется получить насыщенные, яркие цвета. По-моему мнению, она высококонтрастна, сохраняет лишь некоторые детали в тенях, в случае, если сцена обладает широким динамическим диапазоном. Необходим точный выбор экспозиции, потому что эта пленка допускает лишь небольшую погрешность.

В случае недостаточного или чрезмерного экспонирования снимок будет выглядеть мутным и грязным. Так как это слайд-пленка, вы сможете просматривать фотографии с родственниками, используя проектор. Шучу, ну, отчасти… Осторожнее с портретной съемкой! Цвет кожи может получиться неудачным - перенасыщенным и мультяшным (особенно в "золотой час"). Тем не менее, я мне удавалось получать неплохие фотографии людей, используя данную пленку.

Kodak Ektar 100

Эту пленку я считаю очень "безопасной". Одна из причин, из-за которой я люблю пленочную фотографию, это то, что снимки выглядят не столь хирургически совершенно, как хорошие цифровые. Снимки, сделанные на пленку, выглядят как фотографии, снятые в прежние годы. Это важно для тех, кто вырос на National Geographic. Пленка Ektar обладает потрясающей запоминающейся цветопередачей по всему спектру. Иногда фотографии даже выглядит как цифровые, причем как отличные цифровые снимки. Иногда я замечаю, что для этой пленки характерны немного теплые тона, что может в некоторых приводить к перенасыщению тона кожи.

Kodak Tri-X 400 и Ilford HP5 Plus (push-процесс до 1600)

Иногда забавно снимать на пленку, используя другое (нежели указано на коробке) значение ISO. Сдавая пленку в лабораторию, необходимо сообщить о том, что был применен push -процесс, чтобы они могли правильно ее проявить. Мне нравится использовать эту технику для съемки в условиях слабого освещения или ночью. Я указал обе эти пленки, так как не отдаю предпочтения какой-то из них. Используя пленки описанным образом, можно получить грубые, контрастные, "грязные" черно-белые снимки - это эффект хорошо подходит для уличной фотографии.

Ilford Delta 100

Это хорошая стандартная мелкозернистая черно-белая пленка. Она обладает широким динамическим диапазоном от черного к белому со всеми промежуточными оттенками серого. Я нахожу эту пленку низкоконтрастной и гибкой. Используйте ее или Ilford PANF 50 для съемки вне помещений, особенно, если вы хотите фотографировать с широко открытой диафрагмой для хорошего освещения объекта.

Ilford Delta 400

Выбор ISO может стать непростой задачей, так как, в отличие от цифровых, аналоговые камеры в большинстве своем не дают возможности оперативно поменять ISO. Пленка с ISO 400 является универсальной как для съемки в помещении (в большинстве случаев), так и вне. Конечно, вы получите больше зерна на фотографиях, но многие выбирают пленку именно с этой целью.

Kodak Ultra Color 100

Не знаю почему, но я не снимал много на эту пленку. Она никогда не подводила меня, хотя, возможно, именно поэтому я не часто использовал ее - она всегда слушается и я не чувствую необходимости "бороться", как приходится с Fuji Velvia 50. Яркие, но успокаивающие цвета. Можно сказать, что это "середнячок" цветных пленок - приятный и надежный.

Kodak Portra 400 (новая версия)

Это интересная пленка. Мне не всегда везло с ней, однако фотографии, снятые на нее, из тех, что я находил в Интернет, выглядят потрясающе. Думаю, так получилось из-за моей не любви к пленкам с высоким ISO - мне нравится снимать на открытой диафрагме на вне помещений. Думаю, как только Kodak выпустит какую-то комбинацию пленок NC и VC с ISO 160, то я стану пользоваться ей очень часто.

Kodak Portra 160 VC (яркие цвета)

Это одна из моих любимых. Она очень хороша для съемки портретов, потому что делает нейтральным и привлекательным оттенок кожи. ISO достаточно низкое для того, чтобы снимать на широко открытой диафрагме, но при этом не настолько, чтобы заставить вас скучать в случае, если солнце не вышло. Они также предлагают версию NC (натуральные цвета), но мне больше нравятся яркие запоминающиеся снимки. Однако в некоторых ситуациях при съемке портрета выбор NC действительно оказывается более удачным.

Kodak Kodachrome 64

В настоящее время производство прекращено, но мне хотелось бы включить ее в обзор для забавы. Пленка, известная, как выбор Стива МакКарри и его коллег из National Geographic, особенна ее превосходными сладкими, пожалуй, выдающимися цветами. Процесс ее разработки был поистине инновационным и вот она больше не производится. Если вы сами не успели попробовать эту пленку, то вам остается лишь в слезах глядеть на портретное портфолио мистера МакКарри, удивляясь, почему вы снимали на цифру, пока еще можно было приобрести эту пленку.

Ilford Delta 3200

Это очень зернистая, грубая и чувствительная пленка. Поверьте, вы не станете фотографировать малышей на эту пленку! Лучше всего она подходит для частного детектива, фотографирующего место убийства, съемки восстания зомби или ниндзя (если вы их заметите).

Lomography Color Negative 100 и 400

Эти "игрушечные" пленки могут доставить вам огромное удовольствие, если вы все же решитесь слезть с вашей дорогой лошадки и пройтись по городским лавочкам в поисках подобной пленки. В таких местах можно найти множество типов (я не сомневаюсь, что в том числе просроченную Afga), обладающих уникальными характеристиками от экстремальных цветов до красного оттенка.

Заключение

Я надеюсь, эта статья поможет вам в выборе, какую пленку попробовать следующей. Вы также можете поискать соответствующие конкретным типам пленки группы на Flickr, просто это не будет также удобно, как чтение этой статьи.

Павел Косенко фотографирует на плёнку, посвящает этому книги, ездит с фототурами в мурманскую Териберку, где снимали «Левиафана», а по воскресеньям учит энтузиастов проявлять фотоплёнки в своей московской лаборатории «Среда» .

На прошлой неделе он читал в Екатеринбурге семичасовую лекцию о плёночной фотографии. Я сходила и записала конспект - получилась инструкция для тех, кто начинает снимать на плёнку или хочет делать это более осознанно.

Плёнка больше не умирает

После 30 лет затишья отношение к аналоговым технологиям изменилось. В 2015 году резко выросли продажи виниловых пластинок - всё потому, что появились проигрыватели-игрушки с блютузом и айфон-коннекторами.

Моментальные камеры «Инстакс» приносят «Фуджи» больше денег, чем цифровые фотоаппараты. В 2016 году компания планирует продать 5 миллионов камер. Пару месяцев назад легендарная «Лейка» представила мгновенную камеру «Софорт».

Продажи профессиональных плёнок «Кодак» растут с 2013 года и выросли уже на 5%. Сеть английских драгсторов «Бутс» (магазинов косметики и товаров повседневного спроса) в 2015 году начала продавать чёрно-белую плёнку «Илфорд» в 450 своих точках.

В 2015 году благодаря Квентину Тарантино и «Омерзительной восьмёрке» в США было восстановлено 50 кинотеатров для просмотра кино с широкой ленты. При съёмке фильма Тарантино не использовал никаких цифровых технологий, работал по технологии 1958 года, и даже титры вырезал ножницами по трафарету. Самые крутые и дорогие фильмы сегодня снимают на плёнку.

Считается, что плёнку производят два гиганта - «Кодак» и «Фуджи», а остальные закрылись. Но открываются новые. В 2008 году компания «Импоссибл» выкупила фабрику для производства кассет «Полароид». В 2012 года два итальянца приобрели полуразрушенный завод «Феррания» и уже выпустили первые образцы чёрно-белой плёнки. В том же году американская компания «Синестилл» изобрела и запатентовала технологию удаления сажевого слоя с киноплёнки (из-за этого слоя её нельзя проявлять на обычных машинах).

В России тоже есть энтузиасты. В 2016 году Денис Кораблёв начал производство фотоплёнки под названием «Тип Д». С каждой партией он вносит изменения в эмульсию.

Как устроена фотоплёнка

Производители фотоплёнки наносят на гибкую полимерную подложку чувствительную к свету эмульсию. Главные в ней - кристаллы галогенидов серебра, которые можно сравнить с крупицами соли.

Проэкспонированные и непроэкспонированные галогениды серебра ведут себя по-разному. Часть при проявке разрушается, часть - остаётся. Кристаллы, получившие солнечные фотоны, восстанавливаются до непрозрачного металлического серебра. Остальные смываются в процессе проявки.

Размер зерна влияет на чувствительность плёнки. Чем меньше галогенидов серебра, тем больше нужно света.

Плотность галогенидов серебра определяет степень почернения будущего негатива. Там, где плотность высокая - изображение будет чёрным (на отпечатанном изображении - светлым). Серебро там, где свет.

Плёночное зерно бывает разной формы. Есть два типа: традиционные кристаллы и кристаллы т-формы (плоские). Особенность вторых - высокая чувствительность к свету. Но эстетически картинка ближе к цифровой.

Зерно плёнки неоднороднее шума цифровой матрицы. Это даёт объём. При этом шум цифровой матрицы айфона ближе всего к плёночному.

В плёнке изображение состоит из зерна, в цифре - зерно наложено. Поэтому любая имитация заметна.

Позитивные и негативные плёнки

Плёнки с пометкой Color - негативные на просвет. Если положить негатив на чёрный фон, он будет выглядеть позитивом.

Плёнки с пометкой Chrome - позитивные. Позитив - это амбротипическое изображение, которое проявляется по другой технологии. Проявленный и непроявленный позитив, если их положить рядом, будут различаться только игрой света. Чёрно-белые позитивные плёнки встречаются редко.

Негативные и позитивные фотоплёнки - эквивалент цифровых форматов raw и jpeg. Негатив запасает много информации о тенях и светах, и этим можно по-разному воспользоваться при проявке (например, добавив света). Позитивное изображение - финальное. Как и джипег, позитив получается в результате автоматической обработки. Позитивное изображение готово к просмотру на проекторе.

В плёнку изначально заложено определённое решение, эстетический разбаланс. Но нельзя проявить негатив и сказать, что получились фотографии без обработки. Проявка - тоже небольшая обработка. Интерпретировать негатив при проявке можно по-разному.

Для человеческого восприятия важны света. Мы не прощаем засветов. Поэтому, чтобы защитить света и сделать цвета жирнее, при съёмке на позитивные слайды обычно корректируют экспозицию в минус. Достаточно сдвинуть её на -2/3, -1.

И наоборот, в негативе важно снимать в плюс, вытягивать тени. Точечная экспозиция в негативе замеряется по теням, а не по самым освещённым местам, как в цифровой фотографии. Нужно направить точку в самую тёмную область.

Если снимать негатив как позитив, получится тёмное изображение с искажённой цветовой гаммой. Шумная некрасивая картинка - частый результат начинающих плёночных фотографов. Не нужно бояться пересветить негатив. Плёнку с ISO 400 можно использовать как ISO 100 или 150. Пересветить плёнку в два, три, четыре раза бывает полезно - конечно, не в ущерб логике.

Тридцатипятимиллиметровые, среднеформатные, листовые плёнки

Тип 135 - это плёнка 35 миллиметров шириной. Тридцатимиллиметровые фотоаппараты делают кадр размером 3,6 x 2,4.

Тип 120/220 - среднеформатные плёнки одинаковой ширины. Отличается длина - 12 и 24 кадра. Среднеформатные камеры делают кадры размерами 6 x 4,5, 6 x 6, 6 x 7, 6 x 9. У камер с кадром 6 x 4,5 размер отражён в названии (например, Mamiya 645).


Ещё существуют листовые плёнки
с размерами кадра 4 x 5, 8 x 10 и бесконечным количеством других. Это дорогая плёнка: 10 листов 8 x 10 будут стоить около 300 евро, ещё 50 евро уйдёт на проявку.

Плёночные камеры различаются размерами изображения и оптическими свойствами. На узкий формат хорошо снимать далёкие крупные объекты. На средний формат - поясные портреты с объёмным задним планом. На крупном формате такие портреты можно снимать в полный рост. Чем больше формат - тем меньше зерна.

Чёрно-белые плёнки

Современные чёрно-белые плёнки бывают медленные и быстрые, с зерном т-формы и с классическим, гибкие и не гибкие. Гибкие плёнки можно интерпретировать при проявке, «пушить» (добавлять контраста) и «пуллить» (убавлять контраст).

Время чёрно-белых плёнок - зима. В плохих условиях они дают гораздо больше творческой свободы. Подходят для съёмки эмоций, репортажей.

Илфорд (Ilford) - ключевой производитель чёрно-белых плёнок.

На гибкие плёнки от Илфорд можно снимать, не глядя на размер ISO, только проявлять особым образом. Например, на Ilford HP5 400 можно снимать как на 1600 - особенно тусклой зимой. Важно указать это, оформляя заказ на проявку. Если фотография подписана аббревиатурой EI (explosion index) - это тот самый случай.

Обычно пуш-пулл процессы используют в комбинации с экспозицией. Чёрно-белую плёнку можно отснять по номиналу и перепроявить (сделать пуш) при проявке. Получится светлое и контрастное изображение.

Чёрно-белые плёнки Илфорд проявляются ручным способом. За исключением монохромной XP2 Super - она малоконтрастная, но подходит для быстрого результата.

Кентмир (Kentmere) - это плёнка Ilford PAN. Илфорд купил завод, но не стал переименовывать продукт.

Kodak T-Max с зерном т-формы и Kodak TRI- X - копия легендарной киноплёнки 5222 Double-X. Если вы чёрно-белый фотограф - вероятно, однажды придёте к этой плёнке.

ADOX - немецкая профессиональная плёнка с высоким разрешением.

Fujifilm Neopan Acros - единственная чёрно-белая плёнка у «Фуджи».

Все эти плёнки классные, и разницу без практики понять сложно. Все чёрно-белые плёнки изумительно работают со светом.

Agfa Scala - самая известная позитивная чёрно-белая плёнка. Она больше не производится, но мастер-роллы «Агфы» приобрела фирма ADOX и выпускает теперь плёнку ADOX Scala. Позитив очень важен для сканирования: будет больше полутонов и градаций света.

Astrum - украинский бренд. Его создали бывшие сотрудники завода «Свема». Они не производят плёнку, а перепаковывают разную старую. «Аструм» - самая бюджетная плёнка с многоразовой катушкой, слегка контрастная.

Тип «Д» - близкая к «Аструму» плёнка, только гораздо дороже. Можно заказать у Дениса Кораблёва на форуме «Клуб Дальномер».

Цветные фотоплёнки

Цветную плёнку производят два гиганта - «Кодак» и «Фуджи». Например, «Агфа фото» заказывает эмульсию на «Фуджи». Единственное небольшое предприятие, где её делают самостоятельно - немецкий «Адокс».

Kodak Color Plus - та же плёнка, что и Kodak Gold, что до 2007 года была шикарной. Самая дешёвая плёнка с разными модификациями.

Kodak Ektar - маджентово-красная плёнка, больше подходит для пейзажей.

Kodak Portra -самая лучшая цветная плёнка.

FUJI Superia, X-tra - плёнка с клёвыми цветами на ISO 400 и 800. Плёнку с номиналом 400 нужно снимать как 100. Её очень любят свадебные фотографы.

Fujicolor Print (Industrial) - плёнка для внутреннего японского пользования. Очень похожа на «Кодак Портра». Охраняется патентом «Фуджи», нельзя вывозить в Россию.

Fujicolor - хороша в пасмурную погоду, в солнечную выглядит перенасыщенной. Существует в модификации Fujicolor PRO.

Agfaphoto (Vista Plus) - бюджетная плёнка, льётся на заводах «Фуджи». «Агфа фото» и «Агфа» - это разные компании.

Astrum - перепакованный на Украине «Аэроколор» - «Кодак» для аэросъёмки. Плёнка с цветами, близкими легендарной Kodak Gold 2007. Astrum Negative Color 125, Kodak Aerocolor, Washi X400, Rollei CN200 - это плёнки-синонимы, только «Аструм» стоит дешевле.

Adox Color Implosion - ужас современных фотографов, очень крупнозернистая плёнка. Можно экспонировать как 100, 200 и 400. Хорошо снимать закаты и рассветы, оранжевое солнце. В обычных условиях - синеватая и зеленоватая.

OSCAR film - киношные фотоплёнки творческой лаборатории «Среда». У киноплёнок есть градации T (Tungsten) и D (Daylight) для павильонного и дневного освещения.

CineStill - негативные кино-фотоплёнки из США. Стоят около 12 евро.

FUJICHROME - цветная позитивная плёнка. Velvia не слишком подходит для съёмки людей, делая их лица красными. Портреты лучше снимать на Provia и Astia (которая больше не производится).

Просроченные плёнки

Плёнку с истёкшим сроком годности лучше переэкспонировать и проявлять по номиналу. Например, 400 снимать как 100 и проявлять как 400. Со временем плёнка теряет чувствительность. Есть плёнки, которые «проседают» в 2,5 раза. При экспозиции просроченной плёнке нужно дать больше света.

Если плёнка хранится в холодильнике - ей ничего не будет.

Нет никакого смысла использовать просроченную фотобумагу.

Проявка фотоплёнок

Каждый тип проявки имеет свой процесс. Он указан на ролике.

Чёрно-белые негативные плёнки проявляют по D-76 - так называется и процесс, и химикат-проявитель. Некоторые чёрно-белые (монохромные) плёнки можно проявлять по цветному процессу С-41.

Цветные позитивные плёнки проявляют по Е-6, цветные негативные - по С-41. Киноплёнки с сажевым слоем проявляют по ECN-2.

D-76, чёрно-белый негатив - почти всегда ручная проявка. У разных чёрно-белых плёнок - разное время проявки, плюс многие «пушат» и «пуллят». Проще, дешевле и интереснее научиться делать это дома.

Нужно купить бачок, научиться заряжать в него плёнку, фиксировать и смывать. Плёнка проявляется при температуре 20 градусов, а время проявления можно узнать в базе данных Digitaltruth Photo . Интересно, что для чёрно-белой плёнки не принципиальны колебания температуры в 1-2 градуса, а для цветной - важны половина или даже треть градуса.

Чёрно-белую плёнку можно проявить как позитив. Это называется проявкой с обращением. Обратить плёнку можно химически или светом.

Е-6, цветной позитив - проявка не регулируется ни по времени, ни по пуш-пуллу. Планируете снимать на цветной слайд - приготовьтесь к большим проблемам. Такие слайды проявляет только одна лаборатория в стране, и все заказы отправляются туда. Срок проявки - около недели, себестоимость - 300 рублей за ролик.

С-41, цветной негатив - стандартный машинный процесс: плёнка крутится из бачка в бачок, и изменить время проявки нельзя.

Кросс-процессы - это проявка плёнок не по их процессам. В обычных лабораториях фотографы проявляют позитивные плёнки как негативные, получая кислотную, ломографическую картинку. А вот цветные негативные плёнки редко проявляют по слайдовому процессу - результат абсолютно непредсказуем.

Сканирование фотоплёнок

Негативную фотоплёнку нужно интерпретировать - либо напечатать, либо оцифровать. По сути, сканирование - это печать на экран.

При печати и оцифровке повышается контраст снимка. Поэтому важно печатать не скан, а напрямую с фотоплёнки. Иначе отпечаток скана выйдет темнее, чем нужно.

Профессиональные сканеры («Никоны», «Минолты») сканируют медленно и дорого. Потоковые (Pakon F335, Fuji Frontier SP-3000 и другие) - снижают цену сканирования.

Некорректно утверждать, что оцифрованные снимки - это снимки без обработки. На степень коррекции при интерпретации изображения влияют настройки сканера. Сканер в лаборатории может настраиваться под определённые запросы.

Автоматические операции при сканировании негатива:

Выбор точки фокуса сканера

Экспозиция лампы сканера

Общая яркость (плотность) изображения

Выставление чёрной и белой точек с запасом

Вычитание цвета подложки плёнки

Баланс белого

Кадрирование чёрной рамки

Удаление пыли и царапин (digital ice)

Вытягивание светов и теней

Повышение резкости

Подавление зерна

С каждым этапом картинка становится всё более цифровой. Самая полезная опция - удаление пыли и царапин. При этом некритично теряется резкость.

При сканировании слайда сканер запускает только выбор точки фокуса и экспозицию.

Неважно, в каком формате сканировать - jpeg или tiff. Качество не отличается, а хранить и работать с файлами тифф невыгодно.