В пекин на машине. Автопутешествия и приключения: Китай. Как добраться в Китай из Казахстана

В конце мая 2010 года совершили авто путешествие всей семьей на нашей машинке в приграничный китайский город Маньчжурию. Ездили с дочкой, ей тогда было почти два года. Дочурке понравилась затяжная поездка и она совсем не капризничала. Сразу скажу — на такой маленькой машине ехать 1200 км (в один конец) тяжеловато. Хорошо, что дорога была относительно нормальная (по российским меркам), но для маленьких колес и небольшие ухабы довольно чувствительны.

Переночевать остановились у родственников в деревне недалеко от Читы. Заодно посадили вот такое поле картошки.

На следующий день, двумя машинами (читинская родня поехала в Маньчжурию с нами) выехали в сторону поселка Забайкальск. Оставалось проехать еще 500 километров. Проехали без приключений. В Забайкальске переночевали у еще одних родственников и утром поехали к российской таможе. Виза оформляется через одно из многочисленных турагентств перед границей. Стоимость была примерно 800 руб с человека + 1200 руб с автомобиля. В общей сложности, мы простояли на Российско-Китайской границе часа 2-3. Очень удивила дисциплина китайских пограничников по сравнению с нашими. У них даже гражданские служащие на таможне ходят обедать строем. Фотографий нет, потому что на границе как бы нельзя, а смартфона с камерой, чтобы это сделать не заметно, у меня тогда еще не было.

Маньчжурия начинается почти сразу после границы. До центра всего несколько километров. Город встретил нас хмурым небом.

За границей я был впервые, и был немного в шоке от такой огромной разницы между нашим приграничным поселком Забайкальск и Маньчжурией. Маньчжурия большой приграничный город и по моим первым прикидкам, мне показалось, что в нем живет не менее 1 млн жителей. Потом уточнил — на 2000 год по переписи было 181 тысяча человек.

Город вырос на российских деньгах. Ведь это самый крупный сухопутный таможенный пункт между Россией и Китаем. Все в нем заточено под русских. Вывески даже в «китайских» районах Маньчжурии продублированы на русском. В «русских» районах можно спокойно расплачиваться рублями. Также очень много дорогих машин. Я всегда думал, что богатых китайцев очень мало. Но нет, вот таких машин там очень много:

Брат жены нашел нам неплохой отель, 3 ночи в котором нам обошлись примерно в 600 рублей за двоих (то есть всего $7 за ночь за двухместный номер). Причем отель бы на, так называемой, второй улице. Улицы в центре называются незамысловато: первая, вторая, третья. На этих улицах почти нет жилых домов, только отели, торговые центры, рынки и магазины.

Мало того, мелкие торговые центры, сносят чтобы на их месте построить еще более крупные.

Русские рестораны тоже очень распространены, т.к. не каждый русский может долго питаться китайской пищей. Кстати, с нами был, бывалый в Китае, брат жены и он нас иногда водил в кафе для китайцев. Там все намного вкуснее и в разы дешевле. Например нас было пятеро, мы взяли полный стол еды, пива и немного китайской водки на пробу. И заплатили за это чуть больше 200 рублей. Правда китайская водка мне вообще не понравилась, а вот пиво у них неплохое. В русифицированном ресторане мы потом заплатили за такое же количество еды без пива и водки 800 рублей.

Сразу признаюсь, мы с женой потратили все деньги которые у нас с собой были. Мы тупо, как идиоты занимались шопингом, вместо того чтобы осмотреть город, достопримечательности, парки и развлечения. Но, как я потом узнал, все кто бывают там впервые так делают. Всех охватывает шопинг-лихорадка. Меня удивило, как это я, рассудительный в финансовом плане человек, поддался массовой истерии. Ну ничего, первый блин всегда комом 🙂 А так, в общем то, рассказывать особо нечего. Особая достопримечательность — это кучи магазинов: в подвале, на первых и вторых этажах.


На рынки вообще лучше не соваться — дикие кричащие китаянки орут на ломаном русском. И не дай бог, вы заинтересуетесь чем то на рынке. На вас сразу кинется куча китайцев. Ну а если вы что-то начнее примерять и вам подойдет это по размеру, но вы это не купите, китайцы резко станут злыми и начнуть оскорблять вас китайско-русскими матами. В магазинах, народ более цивилизованный и вас в большинстве из них обслужат почти без криков. И еще интересно, что в магазинах можно торговаться. Причем скинуть цену можно в разы.

Кстати, хоть там и есть рестораны в которых подают собачатину, на улицах встречаются собаки, как домашние так и дворняги. Китайцы любят заводить себе вот таких лохматых, а также всяких бульдогов, мопсов и т.п. Даже у уличного музыканта есть свой пёс (а может пёс и не его).

В центре очень много бронзовых скульптурных композиций повествующих об истории города.

Пока я там был, заметил что китайцы любят выбирать себе второе русское имя «Антон». Я нашел и ресторан, и магазины названные моим именем и даже авиакомпанию 🙂

А вот выезжать из Китая не самое быстрое занятие. Мы простояли на границах часов 7 и нам сказали потом, что мы прошли очень быстро. Причем 6 из них мы провели в автомобиле стоя в очереди на Российскую границу.

Напоследок вам оставлю фоточку ночной Маньчжурии. До свидания, Китай!

P.S. По глупости отремонтировал в Китае подвеску — это было моей ошибкой. В Маньчжурии можно ремонтировать только кузовщину . Не вздумайте делать там подвеску и тем более двигатель — потом дороже выйдет.

Сервисы которыми мы пользуемся в своих самостоятельных путешествиях:

Поиск и покупка авиабилетов
Aviasales - для нас это №1 из всех поисковиков, пользуемся только им, потому что удобный и надежный, без "подводных камней".
One Two Trip! - удивительно удобный поисковик, в котором можно найти и приобрести не только авиабилеты, но и железнодорожные. Кроме того, там также легко забронировать гостиницу или отель. Перейдя по нашей ссылке вы дополнительно получите 500 рублей скидки на покупку авиабилета!

Поиск и бронирование жилья

  1. - всемирно известный поисковик, где можно найти и забронировать жилье от гестхаузов до шикарных вилл. Многократно пользовались и очень рекомендуем.
  2. Hotellook - сервис по поиску и бронированию жилья от создателей Aviasales.
  3. Airbnb - бронирование и аренда квартир, комнат, домов у местных жителей. Проверено на себе, все честно, рекомендуем. Бронируя по нашей ссылке получите бонус в размере 2100 р., который сможете использовать при оплате жилья. Для этого вам нужно будет создать свой аккаунт на AirBnB.
Прокат автомобилей
- отличная альтернатива поездкам в междугородних автобусах и поездах по территории России. Цены чаще всего ниже общественного транспорта, а комфорт существенно выше.

Сервис-агрегатор по аренде машин в местных прокатных компаниях. Вы выбираете машину как бы в местном прокате, но через сервис, бронируя по банковской карте, c которой снимается только 15% от стоимости. Гарантом выступает компания MyRentacar. Вы можете выбрать не только класс машины, но и конкретный автомобиль с точностью до цвета кузова и типа магнитолы. Но что самое важное, цены на этом сервисе такие же, как если бы вы сами пришли в местную прокатную фирму!

Путешествие по Китаю на собственном или арендованном автомобиле - задача крайне непростая. Здесь не действуют водительские удостоверения международного образца. Так что озаботиться подготовкой документов необходимо за три месяца до намечаемой поездки. Физически вам выдадут временные китайские права уже по приезде. Права привязаны к определенному автомобилю, разрешение на ввоз которого нужно оформлять отдельно. На машину вам выдадут временные китайские номера, а вы оплатите залог (автомобиль должен выехать из Китая по истечении срока разрешения). Последнее нововведение - для путешествия по стране нужно не только сразу обозначить маршрут, но в составе участников должно быть не менее двух автомобилей.

Отклонения от маршрута, мягко говоря, не приветствуются. Для контроля за перемещением с путешественниками всегда находится китайский гид (офицер связи), а в Тибете присоединяется еще тибетский гид, который решает все вопросы на многочисленных проверочных постах. В Тибет нужно оформлять отдельное разрешение на въезд и перемещения. К процедуре оформления всех документов необходимо отнестись очень серьезно. Так, в Тибете нам не заправили машину, пока не переписали все данные моего китайского водительского удостоверения, а также номера машины. В Китае иностранец может арендовать только машину с водителем. Стоимость такой аренды вполне сопоставима с расходами на оформление и перемещение на своем авто. Однако в последнем случае надо очень аккуратно выбирать агента / фирму, которая займется оформлением.


Куда ехать

Китай - удивительная, древняя, не очень понятная, бурно развивающаяся страна. Стоило ее экономике сбавить темпы роста с восьми процентов годовых на шесть процентов, и весь мир ощутил на себе падение цен на сырье и другие неприятные последствия. Мне было крайне интересно посмотреть именно на китайские провинции, а не на столичный Пекин или Шанхай.

Наш маршрут пролегал по Великому шелковому пути. Стартовав из древнего города Сиань, мы пересекли границу Северного и Южного Китая, которая проходит по горной гряде Циньлин, и проехали акватории двух великих рек - Янцзы и Хуанхэ.

Отдельного упоминания заслуживает Тибет - туда стоит добраться, причем делать это надо немедленно. Даже за последние несколько лет он значительно изменился, отчасти утратив свой самобытный дух. Боюсь, лет через пять Тибет будет отличаться от прочих провинций Китая лишь наличием Эвереста и других высочайших вершин мира, а также неизбежными симптомами горной болезни, настигающей путешественников на высоте более 3500 метров. Хотя в поезде Пекин-Лхаса подается дополнительный кислород, насыщать им все пространство Тибета китайцы, к счастью, еще не научились. В остальном это будет своеобразный Диснейленд с Поталой и иными монастырями-достопримечательностями, посещаемыми миллионами китайских туристов. Очевидно, внутренний туризм для Китая гораздо важнее внешнего.

Однако значительная часть тех иностранцев, кто все-таки добирается сюда, навсегда заболевает Гималаями. Так и наш путь снова лежит к Эвересту.


Китайские дороги

Мы проехали за рулем почти четыре тысячи километров. Дороги в Китае отличные (и в большинстве случаев платные), причем вне зависимости от высоты и климатических условий. Мы очень часто видели по две-три трассы (по несколько полос каждая), ведущие в одном направлении. Таким образом китайцы разгружают магистрали, связывая провинции в единую страну. В горных районах пробиты многочисленные туннели. Организация движения в них похожа на европейские туннели в Альпах, но на высоте более трех тысяч метров.

На всем пути мы не пробили ни одного колеса… Тем не менее автомобили, безусловно, стоит подготовить. У нас была зимняя нешипованная резина, но в багажнике лежали цепи и базовый набор инструментов. Багажники наших автомобилей очень вместительные и позволяют взять багаж для длительного путешествия. На крыше мы закрепили боксы, в которые положили лопаты и канистры для бензина про запас. Однако надо учитывать, что канистры запрещены к ввозу в Тибет после случаев самосожжения монахов в людных местах.


Где жить

Совет путешественникам один - на гостиницах не экономить. В небольших городах (пятьсот тысяч - два миллиона человек) нужно брать лучшую гостиницу в пределах двухсот долларов за ночь. В стране бурно развивающегося внутреннего туризма добротного среднего уровня отелей в европейском понимании пока нет.

«Пятерки» как сетевые, так и местные выступают достойно. Особенно хочется отметить непременное наличие спортивного бассейна (двадцать пять метров) и разнообразного ужина с европейской кухней. Во всех гостиницах есть бесплатный Wi-Fi. Причем в небольших отелях роутеры стоят в каждой комнате, что обеспечивает хорошую связь.

Отдельная история с гостиницами в Тибете. Они пока на весьма скромном уровне. Основная проблема - холод: отопления нет, стеклопакетов тоже, а ночью температура минусовая. При этом китайцы любят строить монументальные сооружения из мрамора и бетона, в которых невозможно согреться ни летом, ни зимой.

Зачем это надо

Кто-то спросит: стоит ли так мучиться, чтобы проехать по Китаю на машине? Ответ однозначный: стоит! Ведь помимо разнообразных впечатлений автомобиль дает возможность пройти предварительную акклиматизацию с комфортом, сберегая силы для предстоящего восхождения. И еще одна причина - автомобили в таком долгом путешествии становятся надежными товарищами, превращая дорогу в самое увлекательное времяпрепровождение. Говорят, что, когда группа встретилась в Базовом лагере после успешного восхождения, между ребятами были даже споры, кто поедет за рулем.

Путешествие по Китаю на собственном или арендованном автомобиле - задача крайне непростая. Здесь не действуют водительские удостоверения международного образца. Так что озаботиться подготовкой документов необходимо за три месяца до намечаемой поездки. Физически вам выдадут временные китайские права уже по приезде. Права привязаны к определенному автомобилю, разрешение на ввоз которого нужно оформлять отдельно. На машину вам выдадут временные китайские номера, а вы оплатите залог (автомобиль должен выехать из Китая по истечении срока разрешения). Последнее нововведение - для путешествия по стране нужно не только сразу обозначить маршрут, но в составе участников должно быть не менее двух автомобилей.

Отклонения от маршрута, мягко говоря, не приветствуются. Для контроля за перемещением с путешественниками всегда находится китайский гид (офицер связи), а в Тибете присоединяется еще тибетский гид, который решает все вопросы на многочисленных проверочных постах. В Тибет нужно оформлять отдельное разрешение на въезд и перемещения. К процедуре оформления всех документов необходимо отнестись очень серьезно. Так, в Тибете нам не заправили машину, пока не переписали все данные моего китайского водительского удостоверения, а также номера машины. В Китае иностранец может арендовать только машину с водителем. Стоимость такой аренды вполне сопоставима с расходами на оформление и перемещение на своем авто. Однако в последнем случае надо очень аккуратно выбирать агента / фирму, которая займется оформлением.


Куда ехать

Китай - удивительная, древняя, не очень понятная, бурно развивающаяся страна. Стоило ее экономике сбавить темпы роста с восьми процентов годовых на шесть процентов, и весь мир ощутил на себе падение цен на сырье и другие неприятные последствия. Мне было крайне интересно посмотреть именно на китайские провинции, а не на столичный Пекин или Шанхай.

Наш маршрут пролегал по Великому шелковому пути. Стартовав из древнего города Сиань, мы пересекли границу Северного и Южного Китая, которая проходит по горной гряде Циньлин, и проехали акватории двух великих рек - Янцзы и Хуанхэ.

Отдельного упоминания заслуживает Тибет - туда стоит добраться, причем делать это надо немедленно. Даже за последние несколько лет он значительно изменился, отчасти утратив свой самобытный дух. Боюсь, лет через пять Тибет будет отличаться от прочих провинций Китая лишь наличием Эвереста и других высочайших вершин мира, а также неизбежными симптомами горной болезни, настигающей путешественников на высоте более 3500 метров. Хотя в поезде Пекин-Лхаса подается дополнительный кислород, насыщать им все пространство Тибета китайцы, к счастью, еще не научились. В остальном это будет своеобразный Диснейленд с Поталой и иными монастырями-достопримечательностями, посещаемыми миллионами китайских туристов. Очевидно, внутренний туризм для Китая гораздо важнее внешнего.

Однако значительная часть тех иностранцев, кто все-таки добирается сюда, навсегда заболевает Гималаями. Так и наш путь снова лежит к Эвересту.


Китайские дороги

Мы проехали за рулем почти четыре тысячи километров. Дороги в Китае отличные (и в большинстве случаев платные), причем вне зависимости от высоты и климатических условий. Мы очень часто видели по две-три трассы (по несколько полос каждая), ведущие в одном направлении. Таким образом китайцы разгружают магистрали, связывая провинции в единую страну. В горных районах пробиты многочисленные туннели. Организация движения в них похожа на европейские туннели в Альпах, но на высоте более трех тысяч метров.

На всем пути мы не пробили ни одного колеса… Тем не менее автомобили, безусловно, стоит подготовить. У нас была зимняя нешипованная резина, но в багажнике лежали цепи и базовый набор инструментов. Багажники наших автомобилей очень вместительные и позволяют взять багаж для длительного путешествия. На крыше мы закрепили боксы, в которые положили лопаты и канистры для бензина про запас. Однако надо учитывать, что канистры запрещены к ввозу в Тибет после случаев самосожжения монахов в людных местах.


Где жить

Совет путешественникам один - на гостиницах не экономить. В небольших городах (пятьсот тысяч - два миллиона человек) нужно брать лучшую гостиницу в пределах двухсот долларов за ночь. В стране бурно развивающегося внутреннего туризма добротного среднего уровня отелей в европейском понимании пока нет.

«Пятерки» как сетевые, так и местные выступают достойно. Особенно хочется отметить непременное наличие спортивного бассейна (двадцать пять метров) и разнообразного ужина с европейской кухней. Во всех гостиницах есть бесплатный Wi-Fi. Причем в небольших отелях роутеры стоят в каждой комнате, что обеспечивает хорошую связь.

Отдельная история с гостиницами в Тибете. Они пока на весьма скромном уровне. Основная проблема - холод: отопления нет, стеклопакетов тоже, а ночью температура минусовая. При этом китайцы любят строить монументальные сооружения из мрамора и бетона, в которых невозможно согреться ни летом, ни зимой.

Зачем это надо

Кто-то спросит: стоит ли так мучиться, чтобы проехать по Китаю на машине? Ответ однозначный: стоит! Ведь помимо разнообразных впечатлений автомобиль дает возможность пройти предварительную акклиматизацию с комфортом, сберегая силы для предстоящего восхождения. И еще одна причина - автомобили в таком долгом путешествии становятся надежными товарищами, превращая дорогу в самое увлекательное времяпрепровождение. Говорят, что, когда группа встретилась в Базовом лагере после успешного восхождения, между ребятами были даже споры, кто поедет за рулем.

Статья про способы попадания в Китай из России.

Один из первых вопросов при планировании самостоятельного путешествия по Поднебесной — как добраться до Китая. Расходы на транспорт зачастую составляют до половины всей стоимости поездки. Прежде всего, вам стоит решить для себя, в какой регион Китая вы собираетесь посетить. Исходя уже из этого, можно планировать, как добраться. Вариантов попадания в КНР из России несколько: на самолете, на поезде, на автобусе.

Как самостоятельно добраться до Китая из России?

1. Самолетом из России в Китай

Регулярно из России в Китай летают «Аэрофлот», «S7», «Air China», «China Southern», «China Eastern Airlines». Рейсы осуществляются из многих городов России. Самый большой выбор конечно из Москвы: можно улететь в Пекин, Шанхай, Гонконг, Гуанчжоу, Чэнду, Урумчи и многие другие города. Цены за «туда-обратно» начинаются от 17000 руб. за рейс с пересадкой, и от 19000 руб. за прямые перелеты. Также можно улететь из Новосибирска, в Урумчи за 11000 руб., в Пекин за 19000 руб. Самые дешевые авиарейсы в Китай из Хабаровска и Владивостока: в Пекин-12000 руб. туда-обратно, в Харбин-9000 руб., в Шанхай-16000 руб.

Бывают акции и распродажи — можно взять билет еще дешевле. В разгар туристического сезона, напротив, стоимость поднимается. Так что билет на самолет лучше брать заранее или по акции. Найти самые дешевые авиабилеты на самолет в Китай, вы можете поискав в форме ниже. Система сама подберет авиабилеты по более чем 700 авиакомпаниям и многим системам бронирования.

Чтобы купить самые дешевые билеты на самолет, прочитайте , где рассмотрены основные способы сэкономить на покупке авиабилета.

Самолеты внутри Китая летают очень часто и в каких-угодно направлениях, поэтому всегда можно быстро долететь даже до небольшого городка, сделав пересадку в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Гонконге и т.д.

2. Поездом из России в Китай

На поезде в Китай добраться довольно легко, но долго. Из Москвы в Пекин ходят два поезда. Поезд №043 пересекает транзитом Монголию, поэтому потребуется транзитная виза этой страны. Ходит раз в неделю по вторникам, время в пути 132 часа, стоимость около 9000 руб. за плацкарт и эта цена растет. Еще один поезд №020 едет через Забайкальск сразу в Китай (т.е. в обход Монголии). Ходит один раз в неделю по субботам, время в пути 145 часов, стоимость еще дороже, чем у предыдущего.

Из Алматы в Урумчи раз в неделю ходит поезд, время в пути 35 часов, стоимость 5000 руб.

3. Автобусом из России в Китай

Несколько автобусов ходит из дальневосточных приграничных городов России в Китай.

Резюмируя можно сказать, что для жителей Москвы, Санкт-Петербурга и центральных регионов России самый оптимальный вариант попасть в Китай — самолетом. Сэкономить деньги можно только доехав до Забайкальска или Благовещенска автостопом)). Для жителей Урала и Западной Сибири — автобус из городов Казахстана неплохой вариант. Для жителей Дальнего востока — тоже удобнее всего пересечь границу с Китаем на автобусе, а дальше на поезде по Китаю.

Как добраться в Китай из Казахстана?

Теперь давайте рассмотрим, как добраться в Китай из Казахстана, ведь нас читает много людей из этой страны.

1. Самолетом из Казахстана в Китай

На самолете в Китай прямым рейсом улететь можно из Алматы и Астаны авиакомпаниями Air Astana и China Southern. Мероприятие это довольно дорогое, но зато быстро — всего полтора часа и вы в Урумчи. Также доступны рейсы в Пекин, Гуанчжоу, Нанкин, но уже с пересадкой в Урумчи.

Искать авиабилеты лучше всего на метапоисковиках, например или .

Также советую посмотреть и подписаться на , иногда можно выловить хорошие цены!

2. На поезде из Казахстана в Китай

Поезд из Казахстана в Китай ходит из Астаны и из Алматы. Причем, точную цену на эти поезда мне узнать не удалось, сайт Казахстанских ж/д их не показывает и не купить там билеты на эти поезда, к сожалению.

Из Астаны в Урумчи ходит по субботам поезд №54Ц, в пути он находится чуть больше 40 часов.

Из Алматы ходят два поезда: №014Ц по вторникам (в пути 31 час) и №014 Т по воскресениям (время в пути 31 час). Стоимость на них 20000 тенге. Так мне сообщили в справочной жд вокзала Алматы. Не очень бюджетно!

3. На автобусе из Казахстана в Китай

Как уже говорилось выше, много автобусов ходит из городов восточного Казахстана в Урумчи и некоторые другие города СУАР.

Из Семея (Семипалатинска) автобус в Урумчи ходит по вторникам, четвергам и воскресениям, время в пути 30 часов, стоимость 9000 тенге.

Из Усть-Каменогорска расписание и цена такие же.

Из Алматы автобус в Урумчи ходит каждый день, кроме субботы. Стоимость проезда также около 9000 тенге.

Обратно из Китая можно доехать до Алматы, Семипалатинска, Усть-Каменогорска, а также до Зыряновска, Риддера, Талдыкургана, Чунджи и даже Караганды! Но по последним городам информация не точная, просто видели цены на автовокзале в Урумчи.

4. Комбинированный способ добраться из Казахстана в Китай

Из Алматы можно доехать на автобусе до приграничного городка Жаркент, недалеко от пограничного перехода Хоргос, там переехать границу на специальном автобусе. Дальше нужно доехать до любого более менее крупного города, например в Инин, а уже оттуда в Урумчи. Такой вот тяжелый способ добраться до Китая.

Зато по стоимости выйдет недорого: автобус Алматы-Жаркент около 1000 тенге, от границы до Инина около 50 юаней, а дальше на поезде Инин-Урумчи (около 100 юаней).

Здравствуйте! Собираемся в начале осени в отпуск в Китай. Никогда не были ни в самом Китае, ни в Юго-восточной Азии в целом. В связи с чем созрел ряд насущных вопросов:

1. Как в Китае с арендой атомобиля по обычным пластиковым российским правам? Есть ли международные прокатные конторы (Hertz, Avis)? Как состояние дорог между городами - повсюду современные европейские автобаны, или как в России - однополоски?

2. Какая погода в Китае осенью (сентябрь)? Есть ли места на юге, где еще можно покупаться в море? Чтобы вода была теплой.

3. Дорогое в Китае проживание в гостиницах? Какие сетевые гостинцы посоветуете, чтоб недорого и качественно (до 100 долл. в сутки на двоих)?

4. Мобильная связь и мобильный интернет дорогой? Какой местный сотовый оператор предпочтительнее?

5. Как попасть в Тибет? Просто приезжаешь - и все? Никаких границ, никаких проблем с китайскими властями? На автомобиле туда можно попасть, или только пешком, в лаптях, как в фильме "Семь лет в Тибете"? :) Что в Тибете можно посмотреть?

6. Какие китайские города посоветуете посетить? Какие достопримечательности рекомендуете увидеть? (Слышал про какой-то заброшенный дворец, как в "Цивилизации"? Красивый?)

Заранее всем большое спасибо за Вашу помощь!