Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: «Птицы. Сладков. Упрямый зяблик. Игра “Что за птицы?”

Зяблик . Трудно себе представить лес без зяблика. Его веселая, задорная песня, которую не спутаешь ни с какой другой, будит лес ранней весной, как песня будит поля. И звучит эта песня аж до конца лета не умолкая ни на один день. Даже когда не поет уже ни одна птица, зяблик продолжает петь (разве что составит ему компанию).

В лесу зяблика не только услышать, но и увидеть не трудно. Птица красиво окрашена – коричневая грудка, красноватая спинка, серая головка и белые «зеркальца» (полоски) на крыльях.

Можно подумать, что имя птица получила за то, что боится холода – зябнет. Но это совсем не так. Зяблик прилетает, когда по утрам еще стоят заморозки, да и снегопад может случиться. Наверное, не он, а вокруг него все зябнут.

Как и у многих певчих птиц, первыми у зябликов прилетают самцы и начинают делить территорию. У каждой пары должен быть свой участок леса. После того как самцы пением и другими только им присущими приемами утвердят свое право на территорию, прилетят самки. Вскоре на деревьях появятся небольшие, но прочные и аккуратные, к тому же хорошо замаскированные гнезда. Откладывает самка обычно 4-7 яиц, причем за сезон у две кладки.

Цели: расширить кругозор детей, показать обычное явление под новым углом зрения, развивать творческое воображение, фантазию, смекалку.

Оборудование : иллюстрации птиц, грамзапись «Голоса птиц».

Воспитатель. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в гости к птицам - нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни живут в лесу, другие - в поле, третьи - на болоте или в горах. Не беда, что многие улетели зимовать в теплые края. Всех пернатых друзей мы собрали вместе на нашей классной доске. И они очень рады этому. Послушайте, как они звонко поют свои песни. (Грамзапись «Голоса птиц».)

Сегодня мы поближе познакомимся с ними и узнаем, как и почему птицы получили свои названия.

Ученик. Послушайте рассказ Н. Сладкова «Имена птиц»:

Забавные у птиц встречаются имена. Ну вот, например, птица поганка. Поганка, да еще рогатая! Или птичка завирушка, или юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просенка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А разве плохое имя чиж или чечетка? И вот, пожалуйста: зеленушка, синехвостка, сизиворонка. Названия- прозвища лучше всего. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия. Зарянка — это та, что поет на заре. Лунь — это тот, что «сед, как лунь». Кукушка... «Кукушка, кукушка. Сколько мне лет еще жить?». А она «ку-ку» да «ку-ку». И чем дольше кукует, тем ты больше доволен. Бывают названия скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная. Птица - и вдруг «обыкновенная». Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. Живое не бывает «обыкновенным».

Воспитатель . Замечательный отрывок из рассказа русского знатока и любителя природы Н. Сладкова прочитали нам... Действительно, живые, любопытные неугомонные хлопотуньи-птицы не бывают скучными и обыкновенными. А сейчас ребята расскажут нам, как и за что птицы получили свои названия.

Ученик. Многие птицы сами себя назвали, другие получили названия за свой голос, за песню, за то, как она кричит. Вот эту серую с полосками на груди птичку слышали все. Это кукушка. Как вы думаете, за что эта птица могла получить свое название? Конечно, за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Кукушка сама подсказала людям, как ее называть, и это услышали не только русские. Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на русское. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», французы - «куку», болгары - «куковица», немцы - «кукук», испанцы «ку- куко». Все народы обратили внимание на один и тот же признак - крик кукушки, поэтому и название птицы звучит очень похоже.

Ученик . А вот над болотом летит длинноклювая птица. А клюв-то у нее такой интересный, загнут вниз (показ картинки). Внимание - птица закричала: «Кууу-лик! Кууу-лик!». И всем понятно, как ее зовут. Послушайте, как описывает куликов В. Бианки (читает): «Кулики - стройные такие птицы на очень длинных ногах и с очень длинным носом. Живут больше на болотах, по берегам рек, озер. Но они не плавают, не ныряют, только бегают у воды и кланяются, кланяются носом до земли. Носом они достают себе еду в тине, иле, под камешками, в траве».

Кулики бывают разные: большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв короче, у других длиннее, и все они по- разному называются.

Ученик . Вот по стволу дерева бежит маленькая птичка (показывает картинку). Своим тонким длинным клювом она ловко вытаскивает насекомых. Большую пользу приносит эта неутомимая труженица. Птичка издает тонкий писк. Поэтому ее прозвали пищухой.

Ученик . Внешний вид птицы (цвет перьев, необычный клюв или хвост) тоже послужили в определении названия многих птиц. Например, как вы думаете, почему эту птицу (показ картинки) зовут зеленушка? А эту рябчик? Почему эту утку называют лысухой? По какому признаку эта птица названа шилоклювкой? А эта вертишейкой?

Ученик . Это горихвостка (показ рисунка). Она названа так за свой интересный хвост красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, будто горит.

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом.

Это птичка-невеличка

Под кустом трясет хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит -

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.

Ученик. Название птицы клест произошло от старорусского слова клестить, что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова «клестить» произошло и слово «клещи». Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.

Воспитатель . Ребята, а что необычного из жизни этой птицы и ее птенцов вы знаете? (Показ рисунка.) (Если дети затрудняются, то воспитатель сам рассказывает о том, что эта птица, в отличии от других, выводит птенцов зимой, и объясняет почему.) Эта птица зимородок.

Ученик. Многие птицы получили названия от места обитания. Всякому понятно, что крапивник строит свое гнездышко в крапиве, а дубровник — в дубраве. Ласточки-береговушки не умеют лепить гнезда, как это делают их сестры ласточки-касатки. Береговушки роют норки-гнёзда в высоком берегу реки. Камышовка всю жизнь проводит в камышах, поэтому и прилетает она к нам тогда, когда вода у берегов зарастает камышом.

Ученик. Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Так, например, снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север.

Ученик . Зарянка. Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зарю, когда солнце уже село или еще не взошло.

Ученик (показывает картинку). Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползет. Это поползень. Она обследует все трещинки и щели в коре дерева. Поползень ловко достает насекомых своим тонким клювом.

В чаще лесной у полянки

Рада вечерней поре

Птичка лесная - зарянка -

Песню запела заре.

А вот эту птичку (показ картинки) зовут зябликом. Почему ее так назвали? Потому что она зябнет? Так ли это? Послушайте отрывок из сказки Н. Сладкова «Упрямый зяблик» (читает):

Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон - ей хоть бы что? Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну, с этими Октябрь и связываться не хочет, этим и Январь не очень-то страшен. А вот за зябликов Октябрь взялся. Потому что фамилия у них такая - Зяб-лик. Должны они холода бояться. Взялся - и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый. Рассердился Октябрь:

Зяблик ты, так зябни! - и стряхнул ртуть в термометре сразу на десять градусов ниже нуля. А Зяблик не зябнет!

Небось, озябнешь! - разбушевался Октябрь, и давай Зяблику под перо дуть. А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство - тугой животик. Прыгает по веткам, как по ступенькам. Склевывает то насекомое, то семечко. А раз животик тугой, то и температура у него нормальная - плюс сорок три градуса. А с такой температурой и в октябре - май!

Ученик . Оказывается, зяблик совсем не зяблик. Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще в полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное «зяблое», как говорят в народе, время, потому что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали ее зябликом.

Эту птичку знают все (показ рисунка). Это... воробей, самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых.

Ученик . Но любит эта птичка и семечки, и зерно, и ягоды. Ей вовсе невдомек, что не для нее сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, элеваторах, воруя выращенные зерна.

Вора бей! Вора бей! - кричали люди, отгоняя непрошеных гостей. Отсюда и название - воробей.

А это что за большая серая птица прилетела на выращенные нами зерна (показывает ворону)!

Вор она! Вор она! - кричали люди. Отсюда и - ворона.

Воспитатель. Да, не очень повезло с названиями воробью и вороне. Как вы думаете, ребята, нужно ли их считать ворами? Почему?

За горсточку зерна, похищенную у людей в голодное зимнее время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая от вредных насекомых.

Ранним весенним утром в глухом лесу, на самом краю болота, токует большая черная птица с ярко-красными бровями (показ картинки). Хвост веером, грудь колесом! «Тэкэ, тэкэ, тэк, тэк!» - раздается ее веселая тихая песня. Во время песни птица ничего не слышит. Вот и прозвали ее... глухарь.

Ученик. У сороки есть прозвище - белобока. И правда, по бокам перышки у нее совсем белые. А вот головка, крылья и хвост - черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. И перья на нем не просто черные, а с зеленоватым отливом. Очень нарядная птица сорока! Но известна она и своим неуживчивым характером. Вечно она кричит, ссорится - отсюда и название «сорока».

Воспитатель . Многообразен мир птиц. И каждая - особенная, со своими повадками, окраской, но все птицы - прекрасны! Многие из вас, ребята, держат птиц дома. Расскажите о них.

Что вы знаете о певунье-канарейке?

Канарейки получили свое название от названия островов - Канарских, оттуда они были завезены к нам в Европу более двух веков назад.

Попугаи и канарейки - птицы из далеких от нас мест, где не бывает холодных зим. И хотя в клетке житье не мед, птички приспособились и успешно размножаются. Выпусти их на волю - погибнут. А как быть с птицами наших родных мест, которых ловят птицеловы? Нужно ли их ловить? Где им лучше живется - на воле или в клетке?

Воспитатель зачитывает стихотворение С. Маршака «Зяблик»:

Хотел иметь я птичку

И денег накопил.

И вот на птичьем рынке

Я зяблика купил.

Сидел мой зяблик в клетке

И зернышки клевал,

И как в лесу, на ветке,

Все песни распевал.

Ребята заходили

На зяблика смотреть,

И каждому хотелось

Такого же иметь.

Я с зябликом возился,

Хоть было много дел,

А через две недели

Певец мне надоел.

Однажды я за город

Уехал на три дня,

И он на это время

Остался без меня.

Когда же из деревни

Вернулся я домой, -

Лежал в пустой кормушке

Голодный зяблик мой.

Я спас его от смерти -

Я выходил его

И выпустил на волю

Живое существо.

Хотят на день рожденья

Мне подарить щенка,

Но я сказал: «Не надо!

Я не готов пока!».

Воспитатель. Почему мальчик отказался от щенка? В заключении нашего занятия прочитаем с доски замечательные слова М. Пришвина:

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!».

Рассказ про то, как лесные звери готовятся к приходу зимы. Рассказ про лесных жителей. Рассказ о мире живой природы осенью, рассказ о лесной жизни. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.

Николай Сладков. Упрямый зяблик

Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон — хоть бы ей что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь нипочём! А вот за зябликов взялся. Потому что фамилия у них такая — Зяблик, — и должны они Октября бояться. Взялся — и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

— Зяблик ты, так зябни! — рассердился Октябрь. И стряхнул термометр.

А зяблик не зябнет!

— Небось озябнешь! — разбушевался Октябрь. И давай зяблику под перо ветром дуть.

А зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство — тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склёвывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и температура у него нормальная птичья — плюс сорок четыре градуса! С такой температурой и в октябре май.

— Холодом не пронял — голодом доконаю! — скрипнул Октябрь морозцем. И так ветром дунул, что сдул с деревьев все листья и всех насекомых.

А зяблик — порх! — и на землю. Стал на земле кормиться.

Октябрь на недельку задумался, потом землю дождичком спрыснул и морозцем застудил.

— Ужо тебе!

Раззадорился зяблик — порх! — и наверх.

— Ты землю заморозил, а я рябину мороженую клевать буду. Была не была!

И стал клевать рябину.

Посинел Октябрь от злости. Ветром дует. Дождём полощет. Снежком сечёт. И морозцем прихватывает, прихватывает...

А зяблик не зябнет. Рябина-то от мороза только вкусней становится!

Почему их так называют?
Цели: - познакомить с происхождением и жизнью некоторых
слов;
- развивать творческие способности;
- воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к
родному языку.
Ход занятия.
- Сегодня у нас необычное занятие. Его мы проведём… в зоопарке. Не беда, что у нас нет настоящего зоопарка, мы устроим его на классной доске. Знакомство начнём с птиц (рисунки) Посмотрите: вот кукушка, зяблик, рябчик, трясогузка, горихвостка, чибис, кулик, зеленушка, береговушка, клёст, ореховка, камышёвка, мухоловка, вертишейка, снегирь, зорянка. Многие из них встречались вам на улице, но здесь мы собрали всех сразу: и тех, кто осенью спешит на юг, и тех, кто вместе с нами переносит суровую зиму, и тех, кто гнездится в лесу, и тех, кто предпочитает лесу болото. Иных вы встретили впервые, а многие оказались вашими старыми знакомыми. Нас очень интересует, за что же птицы получили свои названия.
- Первой встретилась кукушка. Как по – вашему, за что она получила своё название?
Конечно, за то, что она кукует, кричит: « Ку-ку! ку-ку!» Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как её называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название «кукушка» звучит похоже на русское, Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», болгары – «кукувица», немцы – «кукук », французы – « куку», итальянцы – «кукоко». Все эти народы обратили внимание на один признак – крик, поэтому
название этой птицы звучит очень похоже. Значит, птица может получить название за голос, за песню, за то, как она кричит.
Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: « Чьи вы? Чьи вы?» Как называется эта птица? Это чибис, он тоже получил название по крику.
А вот над болотом летит длинноклювая птица, да и клюв- то какой интересный, загнут вниз, Внимание: птица закричала: « Куулик…куулик!» И всем понятно как её зовут. Кулики бывают разные, большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв длиннее, у других короче, и все они по- разному называются. Есть и другие названия, в которых отражены особенности птичьих голосов, например: чайка, чиж, щегол, дрозд, гагара, удод, скворец. Внешний вид птицы (цвет «костюма», необычный клюв, хвост) тоже может стать признаком, важным при выборе названия. Так были названы рябчик, зеленушка, горихвост-
ка, клёст. Окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов.
Зеленушка вся зелёная, с серым оттенком на спине и жёлтым по бокам.
Горихвостка так названа за свой интересный хвост. Красного цвета, он всё время подра-
гивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.
Название птицы « клёст» произошло от старого русского слова клестить, что значит
« сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен.
Некоторые птицы получили название в соответствии с тем, чем они питаются. Ясно, что мухоловка питается мухами, и не просто склёвывает их на земле, а ловит.
Небольшую крапчатую ворону (она поменьше серой) в Сибири называют кедровка, а в средней полосе России, где нет кедровых орешков, но есть немало других орехов, называют ореховка. И тоже понятно почему.
Есть птицы, получившие название за своё поведение. Вертишейка (её называют по-другому: вертиголовка, крутиголовка) вьёт гнездо в дупле. А если кто-то захочет полакомиться её маленькими птенчиками? О, эта птичка сумеет защитить своё потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит как змея, так что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеёй?!
Название трясогузка тоже говорит о поведении птицы, которая постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы около воды. Бегут волны, потряхивает хвостиком птичка. Попробуйте её заметить, если перед глазами всё колышется.
Может ли послужить основой для названия птиц место их жительства? Да, может. Камышовка всю свою жизнь проводит в камышах и прилетает к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. Ласточка – береговушка не умеет лепить гнёзда, как это делают её сёстры-касатки. Береговушки роют норки – гнёзда в высоком берегу реки. И
«костюм» у них под стать тем местам, где они устраивают гнёзда – бурый.
Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Так снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живёт всю зиму, а весной отправляется на север.
Зорянка… Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори, когда солнце уже село или ещё не взошло.
В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная зорянкаПесню запела заре.
Зяблик…Почему же так называется эта птица? Потому что зябнет? Послушайте, что говорится об этом в сказке.
Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон- ей хоть бы что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь нипочём! А вот за зябликов взялся. Взялся – и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.
-Зяблик ты, так зябни, - рассердился Октябрь. – И стряхнул термометр. А Зяблик не зябнет!
- Небось, озябнешь- разбушевался Октябрь. И давай Зяблику под перо ветром дуть.
А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство- тугой животик. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склёвывает: тот жука, то семечко. А раз тугой животик, то и температура у него нормальная – плюс 44 градуса. А с такой температурой и в октябре май!
(Н. Сладков. Упрямый зяблик) Оказывается, зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда на полях ещё лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, « зяблое», как говорят в народе, время. Потому, что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали её зябликом.
Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обращали внимание на какой – нибудь признак и по этому признаку давали название.
- Давайте вспомним, какие признаки могли послужить основой для названия.
I. Отгадайте загадки.1) Не ворона, не синица,- 2) Серенькая птичка,
Как зовётся эта птица? Птичка – невеличка,
Примостилась на суку - Шеей вертишь ты всегда,
Раздалось в лесу «ку-ку». Разве в этом есть нужда?
(кукушка) (вертишейка)
3)Не подумай, будто спичка 4)Пусть я птичка- невеличка,
Загорелась под кустом,- У меня, друзья, привычка:
Это птичка – невеличка Как начнутся холода,
Под кустом трясёт хвостом. Прямо с севера сюда.
(горихвостка) (снегирь)
II.Что это за птицы?На доске написаны названия птиц: лысуха, канарейка, пищуха.
- Я читаю « характеристики» этих птиц, а вы угадываете, что это за птица и по какому признаку она получила своё название.
1)Эту певчую птицу можно увидеть только в клетках. Она прижилась у человека и платит ему чудесным пением во все времена года. Родина птицы – Канарские острова, недалеко от берегов Африки. Оттуда птицу привезли к нам в Европу.
2) По стволу дерева быстро передвигается маленькая серая птичка. На пути она обшаривает каждую щелку, каждую трещинку, вытаскивая оттуда насекомых и их личинки. При этом она все время тихонько попискивает.
3) Вот выплывает из камыша черная птица. Медлительная, ленивая. Ростом она с утку. На лбу у неё блестит светлая кожистая пластинка, поэтому издали она кажется лысой.
III. Угадайка.
1) Крапивница и Лимонница.

Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я: у меня на крапиву аппетит - я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто всё и понятно!
- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять…

По какому признаку получили название бабочки крапивница, капустница, лимонница?
(капустница и крапивница получили название по следующей причине: гусеницы капустницы питаются листьями капусты, гусеницы крапивницы – листьями крапивы. Лимонницу так назвали за цвет ее крыльев.)

2) Обижен ли глухарь?
За что люди так обидели птицу, назвав ее глухарем? А может, он и правда глухой? Прежде чем ответить на вопросы, послушайте разговор Глухаря и Сороки.
- Глухарь, охотник идёт!
- Тэке-тэке-тэке…
- Глухарь, слышишь! Оглох, что ли?
- Тэке, тэке-вжжиу.… Ась? Кто? Чего? Я ведь когда пою, ничего не слышу…
- Охотник, говорю, идет!
- Ах ты, елки-сосенки, верно ведь! Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка!
- За что же глухаря назвали глухарем?
(когда глухарь поет, или, как говорят, токует, он действительно не слышит постороннего шума. В это время и подкрадываются охотники. Но как только смолкла песня глухаря, стой, замри: птица чутко прислушивается. Все тихо. Снова токует глухарь, снова спешит к току охотник.) 3) Подлещик и Подкаменщик.

Послушайте разговор двух рыб – подлещика и подкаменщика – и помогите им разобраться в своих названиях. Почему их так назвали?
- Слушай, Подлещик, почему это тебя подлещиком зовут?
- Как почему? Да потому, что я еще маленький, я еще подлещик. Вот вырасту - лещом стану. Это и дураку понятно.
- Не очень- то понятно… Меня вот подкаменщиком называют. По – твоему, выходит, что я к старости камнем стану?
(Подлещик не прав. Так же, как не быть карасю щукой, так и подлещику лещом, потому что это совсем разные рыбы. Хоть внешне и похож подлещик на леща, но много меньше его, за что и получил свое название.
Подкаменщик так называется потому, что местом своего жительства он выбирает камень на дне и обычно под ним прячется, выскакивая только для того, чтобы схватить добычу.) 4) Какие это рыбы? (вписать название рыбы)

Эта рыба очень похожа на змею, длинная, гибкая. Когда она плывёт, то изгибается всем телом.
А эта рыба любит песчаное дно. Она подолгу роется в песке, выискивая для себя пищу.
Вместо плавников у этой рыбы колючки, которыми она защищается от врагов.
Рыба получила своё название за большую голову.
(Вьюн, пескарь, колюшка, голавль)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ – 3 КЛАСС

Тема урока: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.

Цели урока: 1.Продолжить формирование представления о чередовании согласных в корне слова.

2.Продолжить формирование представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами. Возможно наличие беглой гласной не только в корне, но и в суффиксе.

3. Введение в активный словарь учащихся термина « Беглые гласные».

4. Развивать навыки грамотного письма, внимание, мышление, речь.

5. Воспитывать любовь к русскому языку, к русской природе.

ХОД УРОКА.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Вам было задано домашнее задание № 78. Скажите, что, вам нужно было сделать? (Записать однокоренные слова группами. Разобрать каждое слово по составу. Указать чередование согласных в корне слова.)

Какие группы, однокоренных слов вы выделили? Какие согласные чередовались в каждой группе?

(Дорога, дорожка, дорожная. Г-Ж. Лес, лесники, лесная. НЕТ ЧЕРЕДОВАНИЯ. Орех, орешки, орешник. Х-Ш. Вьюга, вьюжная. Г-Ж. Река, речка, речной. К-Ч)

Какие слова остались? Почему не попали ни в одну группу однокоренных слов слова ПУТЬ, РОЩА, МЕТЕЛЬ. (Потому, что они не являются однокоренными.)

Так, что, называется чередованием? (ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)

Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться,

Бок-…(бочок), друг-…(дружок),

Ухо-…(уши), пух-…(пушок),

Пишу-…(писать), лечу-…(летать)

Их будем однокоренными звать.

    МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

Какую букву мы пишем на минутке чистописания? (И)

А словарные слова, которые начинаются на букву И мы будем писать, тогда когда отгадаем загадки.

1. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (ИНЕЙ)

2. Теплый, длинный-длинный день,

В полдень – крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Дозревает земляника.

Что, за месяц, подскажи-ка? (Июнь)

Жаркий, знойный, душный день,

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи, за месяц- это? (ИЮЛЬ)

    Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (ИВА)

НАПИШИТЕ ПОСЛОВИЦУ и ОБЬЯСНИТЕ О ЧЕМ ОНА?

ИСПОКОН ВЕКА КНИГА КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА.

5.ФИЗМИНУТКА. ОФТОЛЬМОПАУЗА.

6.РАБОТА ПО ТЕМЕ.

    А, теперь откройте с.124 упр.86

    Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать?

    (Изменить данные слова так, чтобы они отвечали на вопрос ЧЕГО?

    Понаблюдать, что происходит в корнях этих слов. Записать слова парами. Выделить беглые гласные.

    ОГ_ОНЬ - ОГНЯ, С_ОН- СНА, Р_ОЖЬ- РЖИ, П_ЕНЬ- ПНЯ, Р_ОТ-РТА, М_ОХ- МХА.

    Какие гласные убежали? (О,Е).

    Как они называются? БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.

    Что называют беглыми гласными? ГЛАСНЫЕ, КОТОРЫЕ ТО ПОЯВЛЯЮТСЯ, ТО «УБЕГАЮТ» ИЗ КОРНЯ. НАЗЫВАЮТСЯ БЕГЛЫМИ ГЛАСНЫМИ.

Б) УПР.89 С.125

Самостоятельная работа на доске и в тетрадях. Взаимопроверка в парах.

Что нужно сделать? (ОБРАЗОВАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ОТ ДАННЫХ КОРНЕЙ ПРИ ПОМОЩИ СУФФИКСА -ОК.

КРУГ- КРУЖОК, ЛУГ- ЛУЖОК, СНЕГ- СНЕЖОК.

Сравните значение слов в каждой паре. Какое значение придает суффикс –ОК словам.?

- (СУФФИКС –ОК ПРИДАЕТ СЛОВУ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

В) - А, теперь продолжим говорить о беглых гласных, откройте с.125 упр.90.

Что, нужно сделать в упражнении? (ЗАПИСАТЬ КАЖДОЕ СЛОВО В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА У ДОСКИ И В ТЕТРАДЯХ

ДРУЖОК -ДРУЖКИ, ПЕТУШОК-ПЕТУШКИ, ВОЛЧОК-ВОЛЧКИ, ПОРОЖЕК-ПОРОЖКИ, ОРЕШЕК-ОРЕШКИ, ЗАМОЧЕК-ЗАМОЧКИ.

Сравните суффиксы в каждой паре слов. Что, произошло с гласным в суффиксе? (ГЛАСНЫЙ «УБЕЖАЛ», А ЗНАЧИТ БЕГЛЫЙ ГЛАСНЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО В КОРНЕ, НО В СУФФИКСЕ.).

Г) СКАЗКА О ЗЯБЛИКЕ

Послушайте внимательно сказку и постарайтесь запомнить однокоренные слова, которые встретятся в тексте.

ЗЯБЛИК. Почему называется так эта птица? Потому что зябнет? Так ли? Послушайте, что говорится об этом в одной сказке.

УПРЯМЫЙ ЗЯБЛИК.

Октябрь так птиц пугнул. Что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие пугливые. Другие и с места не трогались. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов взялся, потому что фамилия у них такая - ЗЯБ-ЛИК и должны они Октября бояться. Взялся- и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

Зяблик ты, так зябни,- рассердился Октябрь. И стряхнул термометр. А Зяблик не зябнет.

Небось озябнешь!- разбушевался Октябрь. И давай Зяблику в перо ветром дуть.

А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство- тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и температура у него нормальная- птичья- плюс 44 градуса. А с такой температурой и в октябре май!

Оказывается, зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях снег лежит. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время, и назвали ее зябликом.

Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обратили внимание на какой-то признак и по этому признаку дали название.

Так какие однокоренные слова встретились? Что заметили в них?

ЗЯБЛИК, ЗЯБЛИКОВ,ЗЯБНИ, ЗЯБНЕТ, ОЗЯБНЕШЬ, ОТ ОЗНОБА, ЗЯБЛОЕ.

В ЭТИХ СЛОВАХ ВСТРЕЧАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.


7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. С 124. УПР.85. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

8. ИТОГ УРОКА.

1.ОБОБЩЕНИЕ.

О каких явлениях в русском языке говорили на уроке?

Какие гласные называются беглыми? Приведите примеры.

Что называется чередованием согласных? Приведите примеры.

2.Рефлексия

Какое задание больше всего понравилось?

С каким настроением уходим с урока?