Зарождение письменности устная и письменная. Письменность, виды письма

1) система письма, присущая конкретному языку; алфавит, правила передачи слов на письме и т. п. Народ может иметь свою письменность или пользоваться чужой (напр., в Средние века многие европейские народы пользовались латинской письменностью, в Советском Союзе различные народы использовали русскую письменность). Письменность возникает с созданием нац. языка, тогда, когда народ осознает себя как нацию, отделяет себя от других народов. Напр., объединяющим признаком для многочисленных германских княжеств в 18–19 вв. была немецкая письменность.

2) Совокупность всех текстов, написанных на данном языке, собрание различных памятников словесности. В письменность включаются практически все письменные тексты, без разделения на роды и виды словесности (документы, письма, публицистика, художественная литература и пр.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Письменность

Письменность играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, она – двигатель человеческой культуры. Благодаря письменности люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством во всех сферах деятельности, и развивать далее процесс познания.

За несколько тысяч лет письменность прошла длинный и сложный путь развития. Письменность – средство общения, дополнительно к звуковому языку, возникшее на его базе. Появление ее было вызвано потребностью расширения связей между людьми при общении на больших расстояниях и передачи знаний будущим поколениям.

История письменности начинается с того момента, когда человек стал использовать графические изображения для передачи информации. Хотя и до того люди общались разнообразными способами и средствами. Известно, например, «письмо» скифов персам, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пучка стрел. Персидские мудрецы расшифровали его «ультиматум»: «Если вы, персы, не научитесь летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в нору, подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только ступите на нашу землю».

Следующим этапом было использование условной сигнализации, в которой предметы сами по себе ничего не выражают, но выступают как условные знаки. Это предполагает предварительную договоренность общающихся, что именно должен обозначать тот или иной предмет. Примерами условной сигнализации могут служить письмо инков – «кипу», ирокезское письмо «вампум», зарубки на деревянных дощечках?«бирках».

«Кипу» – это система шнуров из шерсти различного цвета с завязанными узелками, каждый из которых имеет определенное значение.

«Вампум» – нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера, нашитые на пояс. С его помощью можно было передать достаточно сложное послание. Используя систему «вампум», американские индейцы составляли мирные договора, заключали союзы. У них были целые архивы таких документов.

«Бирки» с зарубками использовались для счета и закрепления различных сделок. Иногда бирки расщеплялись на две половины. Одна из них оставалась у должника, другая – у кредитора.

Собственно письмо представляет собой систему графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. Исторически в развитии начертательного письма сменилось несколько типов. Каждый из них определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или звуки) служили единицей письменного обозначения.

Различают четыре вида письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно?звуковое (фонемографическое).

Изначальным этапом развития письма явилось рисуночное, или пиктографическое, письмо (от лат. pictus «нарисованный» и греч. grapho – пишу). Оно представляет собой изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий с целью общения. Пиктографическое письмо посредством рисунка передает высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова. Отдельные элементы пиктограммы выступают как части единого целого и могут быть правильно поняты лишь в связи друг с другом.

Пиктография передавала только содержание высказывания, не отражая языковых особенностей передаваемого сообщения. Пиктографическое письмо формировалось на основе первобытного рисунка. Его появление связано с тем периодом, когда рисунок стал использоваться как средство передачи сообщений в дополнение к устному рассказу и закрепления сообщений в памяти.

Среди известных пиктограмм есть записи условий обмена предметами охоты и рыбной ловли, сообщения о походах и охоте, письма, летописи?хроники, надгробные надписи.

Пиктография – весьма доступный вид письма, не связанный с конкретным языком. Ее использование не требует специального обучения грамоте, что позволяло применять ее для общения разноязычных племен. Благодаря этой особенности пиктографическое письмо иногда применяется и сейчас, когда хотят привлечь внимание к сообщению, сделать его максимально понятным людям, говорящим на разных языках. В качестве примера можно привести изображения калача, сапога или ноты на вывесках магазинов и мастерских, пиктографические обозначения различных олимпийских видов спорта, дорожные знаки.

Но этот вид письма не позволял передать информацию, не поддающуюся графическому изображению, а также абстрактные понятия. Поэтому с развитием человеческого общества на базе пиктографического письма возникло более совершенное – идеографическое.

Его появление связано с развитием человеческого мышления и, как следствие, языка. Человек стал мыслить более абстрактно и научился разлагать речь на составные элементы – слова. Сам термин «идеография» (от греч. idea – понятие и grapho – пишу) указывает на способность этого вида письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах. Знаки идеографического письма связываются со значением слов, по?разному произносимых в различных языках. Поэтому одно и то же слово, произношение которого в различных диалектах китайского языка существенно отличается, понимается всеми благодаря тому, что передается одним графическим знаком. Оно может быть одинаково понято также китайцем и японцем.

В отличие от пиктографии, идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, еще и словопорядок. Знаки здесь не изобретаются заново, а берутся из готового набора.

Зарождение государств, развитие производства и торговли способствовали развитию идеографического письма. Появилась потребность писать быстро и передавать более сложные и длинные тексты. Это привело к схематизации рисунков и, как следствие, превращению их в еще более условные знаки – иероглифы.

Иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии. Оно возникло в Египте около IV тысячелетия до н. э. и просуществовало до второй половины III в. до н. э. Первоначально каждый рисунок обозначал то, что было нарисовано – дом, птицу, животное и т. д. Позднее рисунки приобрели определенную символику. Сначала иероглифическое письмо было достоянием священников, которые при его помощи общались с богами. Позднее им стали пользоваться представители правящего класса.

Египетские иероглифы использовали для монументальных надписей на стенах храмов, статуях богов, пирамидах. Их еще называют монументальным письмом. Каждый знак высекался самостоятельно, без связи с другими знаками. Не было установлено и направление письма. Как правило, египтяне писали столбцами сверху вниз и справа налево. Иногда встречались надписи столбцами слева направо и справа налево в горизонтальную строку. Направления строки указывали изображаемые фигуры. Их лица, руки и ноги смотрели в сторону начала строки.

Когда в качестве писчего материала стал использоваться папирус, закрепилось горизонтальное направление письма справа налево. Это было связано с тем, что пишущий мог легко затереть уже написанные знаки вертикальной строки. С появлением папируса иероглифы начали писать более схематично, передавая лишь их контуры. Такое упрощенное письмо получило название иератического.

Эволюция письма привела к тому, что язык народных масс начал передаваться исключительно иератическим письмом, из которого позднее выделилась более беглая и лаконичная форма, названная демотическим письмом.

Расшифровка надписей, сделанных на древнеегипетском языке, позволила установить, что египетское письмо состояло из трех видов знаков – идеографических, обозначавших слова, фонетических (звуковых) и детерминативов, в качестве которых употреблялись идеографические знаки. Так, например, рисунок «жук» обозначал жука, действие «идти»» передавалось изображением шагающих ног, изображение человека с посохом символизировало старость.

Однако многие слова, в первую очередь обозначавшие понятия, не поддающиеся изображению, требовали передачи звучания. В таких случаях слова?иероглифы превращались в буквы?иероглифы. Например, иероглиф «хт» – изображение дома, стал передавать звуки [хт]. Так из идеографических иероглифов возникли изображения звуковые.

Не менее древней, чем египетские иероглифы, разновидностью идеографического письма является клинопись. Эта система письма возникла в междуречье Тигра и Евфрата и позже распространилась по всей Передней Азии. Материалом для нее служили мокрые глиняные плитки, на которых при помощи резца выдавливались нужные графические знаки. Полученные углубления были утолщенными вверху, в месте нажима, и утончались по ходу резца. Они напоминали клинья, отсюда и название этой системы письма – клинопись.

Глиняные дощечки с нанесенными на них знаками сушились, обжигались и сохранялись.

Первыми стали применять клинопись шумеры. Первоначально они, как и египтяне, использовали рисуночное письмо, затем для удобства и быстроты письма начертание знаков упростили, превратили их в условные значки клинообразной формы. Сначала шумерская письменность имела только идеографический характер. Позднее шумеры стали составлять из односложных слов многосложные. В связи с этим в клинописи появились элементы слогового письма.

Шумерскую письменность приспособили для своего языка вавилоняне и ассирийцы. Затем она была позаимствована другими народами Передней Азии – хеттами, урартами, персами.

Наряду с египетской и шумерской одной из древнейших письменностей считается китайская. Старейшими из дошедших до нас памятников китайской письменности являются надписи на черепашьих панцирях, сосудах из керамики и бронзы. Они были обнаружены в конце XIX века в бассейне реки Хуанхэ. В письменах каждый отдельный знак соответствует отдельному понятию.

Китайское письмо развилось из рисуночного письма. Постепенно упрощаясь в начертании, пиктограмма превратилась в иероглифы. По мере ускорения письма произошел переход от вырезания знаков на костях, камне и бамбуке к письму на коже, шелке и бумаге. Это повлекло за собой изменение начертаний письменных знаков.

Китайские иероглифы обычно писались вертикальными столбцами сверху вниз и справа налево, хотя сейчас для удобства применяется и горизонтальное письмо. С развитием культуры и науки возникло много понятий и слов, не поддававшихся графическому изображению. В связи с этим появились новые иероглифы, обозначавшие числа, направления. Другие иероглифы получались путем изменения изобразительных иероглифов. К следующей категории относились составные иероглифы, образуемые путем сочетания изобразительных иероглифов.

Недостаток китайской иероглифической системы в том, что для ее усвоения требуется запоминать большое количество иероглифов. Кроме того, начертание иероглифов весьма сложно – самые употребительные из них состоят в среднем из 11 штрихов каждый.

Трудность ее использования заключается в том, что большое количество иероглифов требует ручного типографского набора. Затруднено печатание текстов на пишущей машинке и передача текстов по телеграфу. Поэтому сейчас в Китае делаются попытки перехода на буквенно?звуковое письмо.

Идеография, в сравнении с пиктографическим письмом, более точно отражает тот устный язык, который обслуживает, поскольку передает не только содержание речи, но и членение ее на слова. Кроме того, идеографическая письменность имеет некоторые преимущества перед слоговым и буквенно?звуковым письмом. Обладая возможностью передавать одним знаком целое слово, она является более экономным письмом, чем два последних.

В связи с тем, что идеограммы связаны не со звучанием, а со смыслом, они используются в письменных системах различных языков для обозначения слов, разных по звучанию, но одинаковых по значению.

Недостатком идеографических систем является их громоздкость и трудность в передаче грамматической формы слова. Поэтому, по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, произошел переход к слоговым и буквенно?звуковым системам.

В слоговом, или силлабическом (от греч. syllabe) письме каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог. Появление первых слоговых систем относят ко II–I тысячелетиям до н. э.

Это объясняется рядом причин, среди которых трудности разложения речи на слоги, отсутствие непосредственной связи между слогом и обозначающим его знаком, кроме того, консервативным влиянием жреческих каст, профессиональных писцов (Египет, Вавилон), ученой бюрократии (Китай), стремившихся к монополизации письма.

Формирование слогового письма шло разными путями. Некоторые слоговые системы возникли на основе идеографического письма (шумерская, ассиро?вавилонская, критская, майя). Но они не являются чисто слоговыми.

Другие, такие как эфиопская, индийские – кхарошта и брахми, появились на основе звукового письма, в котором знаками обозначались только согласные звуки (так называемое консонантно?звуковое письмо) путем добавления знаков, обозначающих гласные звуки. Для этих систем были характерны отсутствие идеограмм, применение для обозначения слогов с одинаковыми гласными или согласными звуками близких по написанию знаков.

Индийское письмо брахми состояло из 35 знаков. Оно положило начало многим индийским письменностям, а также слоговым системам Бирмы, Таиланда, Центральной Азии и островов Тихого океана (Филиппины, Борнео, Суматра, Ява). На его основе в XI–XIII в. н. э. возникло современное слоговое письмо Индии – деванагари. Первоначально оно использовалось для передачи санскрита, а затем и для передачи ряда современных индийских языков (хинди, маратхи, непали). В настоящее время деванагари является общегосударственным индийским языком. В нем насчитывается 33 слоговых знака. Пишут на деванагари слева направо, покрывая буквы и слова горизонтальной чертой.

Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов. Они возникли в конце I – начале II тысячелетия н. э. К ним относится японская слоговая азбука кана.

Японская кана сформировалась в VIII веке н. э. на основе китайской идеографической письменности. За несколько веков до того последняя получила широкое распространение вместе с буддийскими книгами. С переводом этих книг на японский язык китайские иероглифы стали применяться и для передачи японского языка. Поскольку китайский и японский языки различаются по типу, то японцы, сохранив за китайскими иероглифами их смысловое значение, стали пояснять его по?японски. Для передачи грамматических аффиксов, характерных для японского языка, подбирались иероглифы, обозначавшие китайские слова, по звучанию напоминающие нужный японский слог. На этой основе и сформировалось японское слоговое письмо кана. Оно выступает в двух графических ипостасях – катакана и хирагана.

Кана насчитывает небольшое количество слоговых знаков (первоначально их было 51, сейчас – 45). Современная японская письменность представляет собой смешанное письмо иероглифов с каной. Слоги пишут слева направо.

Слоговые системы более удобны и легки для обучения, чем идеографическая письменность. Количество знаков в ней намного меньше. Слоговая письменность точнее отражает звуковую и грамматическую стороны языка. Но, по сравнению с буквенно?звуковыми системами, число знаков в слоговой системе намного больше.

В буквенно?звуковом письме каждый графический знак обозначает отдельный типовой звук – фонему. Возникновение этого вида письма значительно облегчило передачу языка при помощи минимального набора письменных знаков. Это способствовало распространению грамотности.

Известны две разновидности буквенно?звукового письма – консонантно?звуковая и вокализовано?звуковая.

Более древним является консонантно?звуковое письмо, в котором знаками обозначались только согласные звуки. Гласные звуки примысливались при чтении. Это позволяло обходиться небольшим количеством знаков, но нередко затрудняло понимание написанного.

Впервые консонантно?звуковые знаки появились в египетском письме, где применялись наряду с идеографическими и детерминативами.

В основе большинства современных буквенно?звуковых алфавитов лежит финикийское письмо. Оно состояло из 22 знаков, расположенных в строгой последовательности. Его возникновение было значительным шагом в совершенствовании письма. Относительно небольшое количество знаков позволяло легко передать любое слово, не прибегая к дополнительным знакам. Это позволило овладеть письмом широкому кругу людей. На основе финикийского возникли древнееврейское, иранское, арамейское письмо. Последнее, видоизменившись, дало начало арабскому письму. Постепенно в арабском и еврейском алфавитах появились специальные надстрочные и подстрочные знаки для обозначения гласных звуков.

Следующий шаг в развитии буквенно?звукового письма был сделан греками. На основе финикийского они создали алфавит, добавив знаки, обозначающие гласные звуки, а также знаки для некоторых согласных, которые отсутствовали в финикийском алфавите. Даже названия греческих букв произошли от финикийских: альфа от алеф, бета от бет. В греческом письме несколько раз менялось направление строки. Первоначально они писали справа налево, затем получил распространение способ «бустрофедон», при котором, закончив написание строки, следующую начинали писать в противоположном направлении. Позже было принято современное направление – справа налево.

Наиболее распространенный в современном мире латинский алфавит восходит к азбуке этрусков – народа, жившего на территории Италии до прихода римлян. Та, в свою очередь, возникла на основе западно?греческого письма, письма греческих колонистов. Вначале латинский алфавит состоял из 21 буквы. По мере расширения Римского государства он приспосабливался к особенностям устной латинской речи и насчитывал 23 буквы. Остальные три были добавлены в Средние века. Несмотря на использование латиницы в большинстве европейских стран, она плохо приспособлена для передачи звукового состава их языков в письме. Поэтому в каждом языке есть знаки для обозначения специфических звуков, отсутствующих в латинском алфавите, в частности шипящих.

Современная славянская азбука возникла на основе азбуки, составленной братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. н. э. Хотя еще до них был известна другая разновидность славянского письма – глаголица. Она во многом схожа с кириллицей, отличаясь лишь количеством букв (в глаголице – 40, в кириллице – 44), а также цифровым значением и написанием букв. 24 из 44 букв кирилловского алфавита совпадали с греческими. Остальные обозначали звуки, присущие лишь славянской речи.

С развитием русского языка изменялась и азбука. В начале XVIII века Петр Первый провел реформу, исключив из русского алфавита некоторые буквы. Кроме того, он упростил написание оставшихся букв. Последняя реформа русского алфавита была проведена в 1918 году большевиками, которые решительно исключили несколько букв, облегчив написание слов.

Современная украинская азбука появилась после Октябрьской революции и была основана на русской. Это позволило составить единую орфографию украинского языка. Ранее украинцы, жившие на территории Российской и Австро?Венгерской империй, а также в Румынии, использовали разные написания звуков украинского языка.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Описание презентации Проект: Древнейшие виды письменности Автор проекта: по слайдам

Актуальность проекта Письменность играет большую роль в жизни людей. С помощью письма мы передаём из поколения в поколение информацию, опыт, знание. В глубокой древности когда не было письменности многое из достижений человечества не сохранилось. Многие события, достижения, исторические личности нам известны часто только благодаря тому, что сохранились письменные источники. Поэтому важно знать как появилась письменность и какие древнейшие виды её известны.

Цель Охарактеризовать древнейшие виды письменности и показать их значение для человечества. Создать проект для использования на уроках истории и внеурочной деятельности.

Задачи проекта Найти информацию и иллюстрации с помощью интернет — ресурсов о древнейших видах письменности, библиотеки в Ниневии. Сравнить египетские и китайские иероглифы. Разработать игры: «Финикийский алфавит» , «Крестики- нолики» , «Отгадай слова» , «Что обозначает? » , «Что это такое? » Научиться работать с программой Microsoft Office Power Point. Создать презентацию «Древнейшие виды письменности» для использования на уроках истории и классных часах Публично защитить проект.

Тип проекта 1. Индивидуальный. 2. Межпредметный. 3. Информационно – исследовательский, практика- ориентированный 4. Долгосрочный.

Методы проектирования и исследования. 1. Поисковый (поиск информации и иллюстраций) 2. Анализ и систематизация информации 3. Сравнительный анализ видов письменности Китая и Египта 4. Моделирование

Египетские иероглифы Египетское иероглифическое письм - одна из оо систем египетской письменности, использовавшаяся в Египте на протяжении почти 3500 лет, начиная с рубежа 4 -го и 3 -го тыс. до н. э. Иероглифы обычно вырезались в камне также существует линейная иероглифика, деревянных саркофагов и папирусов. Является рисуночным письмом.

Иероглифами продолжали пользоваться как в период персидского, так и греко-римского правления в Египте. Однако, до IV века осталось немного людей, способных читать и писать, используя эту сложную систему письма. Греки и римляне особо не интересовались ею, а с принятием христианства иероглифы вышли из употребления.

Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые определители являются идеограммами. Во время Старого, Среднего и Нового царства было приблизительно 800 иероглифов. В период греко-римского правления в Египте их число превышало 6000. В 391 году византийский император Феодосий I Великий закрыл все языческие храмы. Последняя известная иероглифическая надпись датирована 394 годом (находки на о-ве Филы).

Первоначально египетское письмо было рисуночным: слова изображались наглядными рисунками- например, знаком (горы) - горную, то есть чужеземную, страну; (солнце) - слово «день» , исходя из того, что солнце светит лишь днём.

Расшифровка египетских иероглифов Два века назад в Египте нашли большой чёрный камень, покрытый надписями. Одна из них была сделана иероглифами, другая содержала тот же текст по гречески. Французский учёный Шампольон заметил, что некоторые иероглифы обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена.

На другом камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общее звуки п, т, л – и иероглифы в двух рамочках совпадали. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

Китайские иероглифы Начиная приблизительно с VI -XI веков до н. э. в раннем китайском государстве Инь жрецы Верховного Небесного существа предсказывали будущее по костям домашних животных (свиней и собак), а также по черепаховым панцирям. Все это обжигалось на углях и раскаленной меди, а получившиеся узоры бесчисленных трещинок трактовались как мистические символы - их и принято считать прототипами иероглифов.

В надписях той отдаленной эпохи обнаружено порядка 3 000 уникальных гадательных знаков, «расшифровано» из них порядка 2 200. К 1000 году до н. э. эти письмена, наносившиеся теперь в основном на бронзовые ритуальные сосуды. С годами и веками они эволюционировали к большой печати современному китайскому письму. Существуют и другие версии возникновения китайских иероглифов, но приведенная представляется многим ученым наиболее достоверной.

Согласно легендам, иероглифы изобрёл Цан Цзе, придворный историограф мифического императора Хуан Ди. До этого китайцы якобы пользовались узелковым письмом. Древнейшие китайские записи делались на черепаховых панцирях и лопатках крупного рогатого скота и фиксировали результаты гаданий. Такие тексты получили название цзягувэнь (甲甲 甲).

Позднее возникла технология бронзового литья, и появляются надписи на бронзовых сосудах. Эти тексты получили название цзиньвэнь (甲甲). Надписи на бронзовых сосудах предварительно выдавливались на глиняной форме, происходила стандартизация иероглифов, они начинали вписываться в квадрат

Каллиграфия- (от греч. — красивый почерк)- одна из отраслей изобразительного искусства. Современная каллиграфия довольно разнообразна от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства, в котором экспрессия написанного рукой знаки не всегда рождает чёткие буквенные формы.

Исторических документах. А также используют на телевидении в качестве оформления, и в других документах где предполагается писать от руки. Классическая каллиграфия значительно отличается от шрифтовых работ и нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то, и другое. Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток, а также в граффити, шрифтах, в надписях на камне и в

В чём различие китайских и египетских иероглифов? Они различаются тем, что китайских иероглифов 40000 а, египетских более 6000 иероглифов. Ещё китайские иероглифы сложнее писать, а египетские легче. Чтобы быть грамотным человеку необходимо знать не меньше 1500 — 2000 египетских иероглифов, а в Китае необходимо знать 10 – 15 тысяч иероглифов. Сегодня в Египте не применяется иероглифика, а в Китае до сих пор пишут китайскими иероглифами.

Клинопись К середине 3 -го тыс. до н. э. клинопись, использовавшаяся теперь как минимум для шумерского и аккадского языков, развилась в более-менее стабильную словесно-слоговую систему, включавшую около 600 знаков, для которых была характерна как полифония, так и омофония.

От некоторых языков нам известны лишь отдельные глоссы, имена собственные или изолированные тексты. Известны лишь 4 языка, которые адаптировали и систематически использовали клинопись для большого корпуса текстов: эламский, хурритский, хеттский и урартский. Древнейшим памятником клинописного письма является табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.).

Библиотека в Ниневии Это крупнейшая сохранившаяся библиотека древнего мира и древнейшая из всех известных библиотек. Составлялась в течении 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала в 7 веке до н. э. Служила также Государственным архивом. После смерти царя фонды были рассеяны по различным дворцам.

Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25 000 глиняных табличек с клинописными текстами. Открытие библиотеки в середине 19 века имело огромное значение для понимания культур Месопотамии и для дешифровки клинописи. В библиотеке хранились десятки тысяч книг по различным отраслям знаний: математика, история, медицина, география и так далее.

Во время пожара, когда город умирал под ударами Мидийских и Вавилонских воинов, в губительном для Ниневии огне «глиняные книги» прошли обжиг, закалились и, таким образом, сохранились. Но, к сожалению, многие разбились.

Финикийский алфавит Финикийская письменность - одна из первых засвидетельствованн ых в истории человечества систем фонетического письма. Появилась около XV века до н. э. и стала родоначальницей большинства современных алфавитных и некоторых других систем письма.

Согласно одной из самых распространённых теорий, алфавитное письмо зародилось в Египте. Эта теория была предложена Франсуа Ленорманом и изложена Эммануилом де Руже в 1874 году. Использовала консонантный принцип, то есть для записи слов использовались только согласные звуки, а значение гласных оставлялось на понимание читателя. Текст записывался справа налево.

Финикийское письмо является одной из первых алфавитных письменностей в мире, однако именно финикийская письменность дала начало нескольким ветвям алфавитных письменностей, и на сегодняшний день практически все алфавитные письменности мира (за исключением японской канны и, возможно, корейского письма) имеют корни именно в финикийском письме. Другие письменности, имеющие алфавитную структуру - древнеперсидская клинопись и мероитское письмо - не прижились.

Узелковое письмо Одним из первых видов была узелковая письменность. Определённое число узелков, завязанных на верёвке, передавало то или иное сообщение. Одновременно с узелковым письмом возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков.

В древности во многих регионах Земли процветало узелковое письмо. Но сохранилось оно только в Южной Америке у потомков инков. В империи инков узелковое письмо играло важнейшую роль: специальные гонцы, перебегали от одного населённого пункта к другому с указами и сообщениями, выполненными этим способом. Так передавали даже многочисленные цифровые данные, например, сведения о податях.

Письма были разноцветными: важное значение имели не только узелки, но и цвет нитей. Так красный цвет обозначал воинов, жёлтый- золото. Почти 700 образцов сохранилось в музеях Перу, Боливии и других стран. Возникновение узелков связано с изобретением нити 7 тыс. лет назад. Солнце огонь дерево Небо земля род

Вывод Письменность появилась в глубокой древности когда жили первобытные люди. С помощью письма мы передаём из поколения в поколение информацию, знание, опыт. Я сравнила иероглифы Египта и Китая, и оказалось, что у них есть отличия. На сегодняшний день египетские иероглифы не применяются в Египте, а китайские иероглифы применяются в Китае и сегодня.

Крестики-нолики Где по теории происхождения зародился финикийский алфавит? А- Египет. Б- Китай. Сколько Египетских иероглифов было во время Старого, Среднего и Нового царства? А-6000. Б-800. Каким египетское письмо было первоначально? А- рисуночным. Б- линейная иероглифика. Как записывался финикийский текст? А- слева направо. Б- справа на лево. Правила: Решить тест и вставить ответы в виде крестиков и ноликов, где крестик-это А, нолик это Б. Правильный ответ-1 бал.

1. + 2 0 3. + 4. 0 5. + 6. + 7. 0 8. 0 9. + Как называлось письмо которое делалось на черепаховых панцирях? А- цзягувэнь. Б- цзиньвэнь. Кто по легендам изобрёл китайское письмо? А- Цан Цзе. Б- Хуан Ди. Сколько знаков включала в себя клинопись? А-800. Б-600. Сколько языков в которых есть клинопись? А- 2. Б- 4. Чем в Китае общались когда не было китайских иероглифов? А- узелковым письмом. Б- Египетскими иероглифами.

Самооценка проекта Тема моего проекта актуальна потому, что письменность играет большую роль в жизни людей. Для работы над проектом я поставила проблему: какое значение имело появление письменности для человечества? Для решения проблемы определены цели, задачи, гипотеза и методы. В результате работы над проектом я получила проектный продукт: охарактеризовала древнейшие виды письменности и показала их значение для человечества. Создала проект для использования на уроках истории и внеурочной деятельности. Таким образом была решена проблема проекта, доказана гипотеза, достигнуты цели и задачи. Достижения проекта: было проведено исследование – сравнительный анализ египетской и китайской письменности.

Трудности были в разработке конкурсов, с эффектами анимации, не было навыков работать с программой Microsoft Office Power Point. В достижении мне помогали интернет – ресурсы, руководитель проекта и учебник истории. Причины трудностей были в том, что я не умела работать с программой Microsoft Office Power. Я научилась разрабатывать и придумывать конкурсы, делать эффекты анимации и работать с программой Microsoft Office Power Point с помощью уроков информатики. В работе над проектом я получила умения создавать проект и проводить сравнительный анализ. В будущем я использую проект на уроках истории и классных часах. Я думаю, что защита проекта будет успешной потому, что мой проект соответствует всем требованием, я применила методы исследования.

Ресурсы проекта Информационные ресурсы: www. Tonlines lovari. Comu. 5 klass. net anotherity. livegournal. Com all- pix. Com Kartinki –online. Ru Uch. Znate. ru www. voprosy –kak –I –p… Academic. Ru Ru. Wikipedia. org>wiki Yandex. ru/images> Программное обеспечение: Microsoft Word, Microsoft Office Power Point.

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
  • моногенеза (изобретена в 1м месте)
  • полигенеза (в нескольких очагах).

Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

  1. месопотамский (шумеры)
  2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
  3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой . Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит . Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
Создаются письменности и в странах современной Африки.

Самая большая группа исторических источников – письменные. Письменность была изобретена более пяти тысяч лет назад. До нас дошли надписи, сделанные на камне, глине, папирусе, коже и т.д. Позже самым распространенным материалом для письма стала бумага. Благодаря различным письменным источникам мы можем узнать о событиях, которые произошли много лет и даже веков назад, для историков интересны любые письменные источники. Это могут быть хвалебные надписи, высекаемые в древности на камнях для всеобщего обозрения и рассказывающие о каких-либо великих деяниях правителей; или записи в хозяйственных книгах какой-либо семьи, дающие информацию об экономическом строе данного общества, а зачастую и о его (общества) социальной структуре. Даже личные письма дают неоценимую информацию об эпохе. К письменным историческим источникам относится также мемуарная литература, газетные статьи, научные труды, нормативные акты, философские работы и т.д.

Логика развития содержания письменности указывает, что возникновение письменности связано с распространением счёта и развитием хозяйства. Необходимость фиксировать соответствие разных материальных объектов их количеству обусловило потребность различать эти объекты при записи (фиксации). Первой примитивной формой письма было рисунчатое, где изображение максимально соответствовало форме материального объекта. Таким образом, устанавливалась чёткая взаимосвязь – один тип объекта – одно изображение. Такая форма записи позволяла передавать содержание слов или понятий, однако это содержание не было связано с фонетическим рядом называния объекта. Кроме того, такая запись не могла передавать сложные или отвлечённые смыслы. Эти первичные записи напоминали современные дорожные знаки, за изображениями которых стоит локальный смысл и ограниченная сфера применения.

Дальнейшим развитием рисунчатого письма стало письмо идеографическое. Значок «солнце» у египтян передавал не только значение астрономического объекта, но и такое понятие как «день», самостоятельное изображение которого практически невозможно. Таким образом, один и тот же значок передавал конкретное значение «солнце» и отвлечённое «день». Так осуществлялся переход к иероглифическому письму. Идеограммы превращались в сложные картины, отражающие целые фразы. Использование такого письма имело серьёзные ограничения, поскольку требовало создания всё новых и новых идеограмм по мере развития человеческой деятельности и вовлечения новых понятий в круг человеческого существования. Кроме того, иероглифическое письмо очень сложно, так как знак в нём может означать слово, слог или предложение. В древнем Египте в ходу было около 800 иероглифов. Научиться такому письму было крайне сложно, поэтому профессия писца очень ценилась.


Следующим шагом в развитии письменности был переход к фонетическому письму. В этом случае символ обозначал не только предмет и сходные с ним понятия, ни и те звуки, которые входят в название этого предмета. Рассмотрим пример. Египетское слово «дом» включает две согласные – n и p. Его писали знаком, который изображает план дома. Но слово «выходить» тоже включало в себя согласные n и p. И его со временем стали писать тем же знаком. Не следует думать, что слова «дом» и «выходить» были омонимами, т. е. одинаково звучащими словами, как русские слова «коса» (девичья) и «коса» (для косьбы). Они звучали различно: «дом» – видимо, как «пэр», а выходить – видимо, как «пирэ». Но в египетском языке, как и в некоторых других восточных языков, не было букв для гласных. Поэтому одним и тем же знаком можно было передать разные слова, содержащие согласные п и р, независимо от входящих в эти слова гласных звуках.

Но возникает вопрос: как же отличить слово «дом» от слова «выходить» при чтении, если писались они одинаково? Отличать их друг от друга помогал иероглиф-определитель. Современные учёные называют определители детерминативами. Все девять знаков, которыми мы пояснили значение слова «ДМ» – подлинные египетские детерминативы.

Следующим шагом в развитии письма был переход к алфавитным и односогласным знакам. В египетском алфавите существовало 24 согласные буквы. Однако, в древних системах письма, помимо идеограмм, определителей и алфавитных односогласных знаков, были знаки, передающие два и более согласных одновременно.

Подводя итог первого обзора письменности, можно определить следующую логику развития письменности. Первый этап – создание идеограмм, передающих общий смысл понятий. Второй этап – формирование фонетического письма, передающего звукосочетания, содержащиеся в произношении понятий. Третий этап – применение определителей для смысловой передачи идентичных звукосочетаний. Четвёртый этап – создание однозвуковых и слоговых обозначений.

Техника письма формируется в зависимости от материала, на котором происходит фиксация знака. Способ нанесения знака влияет на геометрию знака и его размеры. Длительное применение письменности, протяжённость текстов, приводят к экономии движения при письме. Такая экономия влияет на изменение формы знаков, упрощает их написание, формирует основы скорописи. На рисунке 3 хорошо прослеживается трансформация геометрии знаков письма в сторону их упрощения.

Дешифровка древней письменности начала активно развиваться в конце XVIII – нач. XIX века. Первыми объектами дешифровки были тексты египетских памятников и папирусов. Слава первооткрывателя целостного метода дешифровки научных текстов принадлежит французскому учёному Шампольону, который в 1822 году сумел подобрать ключ к «Розетскому камню» (плита, найденная в Египте, на которой одновременно находились надписи на египетском, коптском и греческом языках; надписи эти содержали один и тот же текст). Шампольон сумел правильно понять значение иероглифов. Он первым начал рассматривать египетское письмо как звуковое, а не как символическое идеографическое).

Древнеегипетская письменность была по своему составу смешанной. В ней использовались алфавитные принципы (один знак – одна буква), двух и трёх согласные звуки (один знак – несколько звуков), идеографическое изображение (один знак – одно слово) и детерминативы. В египетской письменности не использовалось обозначение гласных звуков. Репертуар египетских знаков содержит 24 согласных алфавитных знака, около 300 слоговых знаков и свыше 400 детерминативов. Правила комбинирования очень сложны. Кроме того, египтяне писали иероглифы во всех направлениях (кроме «снизу вверх»). Для указания направления письма головы людей, птиц и животных на письме были повёрнуты в сторону начала чтения. Слова в предложении не отделялись друг от друга; конец предложения не отмечался; знаки препинания отсутствовали. Развитие иероглифического письма привело к появлению иератических знаков. Репертуар этих знаков насчитывал около 600 единиц. Помимо текстовых записей египтяне широко использовали запись чисел. Числа от 1 до 9 обозначались вертикальными палочками, количество которых соответствовало числу. Более крупные числа изображались специальными значками. Порядок записи числа предписывал сначала писать более крупные числа, а потом более мелкие.

Первая расшифровка месопотамской письменности (самого древнего варианта – аккадской клинописи) была начата в 1837 году майором английской армии на персидской службе Генри Роулингсоном. Его работу подхватил учитель Эдвард Хинкс, а впоследствии и Юлиус Оперт. Далее её продолжил профессор Шпигель, опубликовавший в 1862 г. фундаментальный труд о правилах дешифровки месопотамских клинописей. Репертуар древнеаккадской письменности составляет около 400 знаков. По своему типу она очень близка к египетской. Её знаки многозначны. Один и тот же знак может означать слог, букву, понятие или сочетание этих значений. Сложность записи была таковой, что её первый дешифровщик Роулингсон был несколько раз на грани помешательства. И хотя на сегодняшний день опубликовано свыше 300 монографий по проблемам дешифровки месопотамской клинописи, её всё равно практически не понимают.

Клинопись стала предтечей огромной ветви семитских письменностей, которые впоследствии легли в основу всех современных европейских видов записи. Основу этих письменностей составляло фонетическое содержание знаков (один знак – один звук). Начало активной дешифровки семитских письменностей было положено в 1904 г., когда Флиндерс Питри обнаружил на Синайском полуострове камни с древнейшими письменами.

В начале I тыс. до н. э. в Финикии был изобретён алфавит, состоящий из 22 букв (только согласные). Позже, перенявшие этот алфавит греки, добавили гласные буквы. Все современные алфавиты: греческий, латинский, индийский, русский - восходят к различным вариантам финикийского алфавита.

Вопросы:

1. Какие источники чаще всего дают представление об истории отдельной семьи?

2. Для какого периода времени археология будет основным источником исторической информации? Свою точку зрения обоснуйте.

3. Охарактеризуйте «плюсы» и «минусы» различных исторических источников.

4. Можно ли выделить среди различных видов исторических источников, раскрывающих историю государства самый главный? Свою точку зрения обоснуйте.

5. На основании приведённого отрывка из сочинения Публия Корнелия Тацита «Германия» попробуйте сделать выводы о развитии хозяйства у германцев. «Напитком им служит жидкость из ячменя или пшеницы, превращённая [посредством брожения] в некоторое подобие вина. Пища [у них] простая: дикорастущие плоды, свежая дичь или кислое молоко; без особого приготовления и без приправ они утоляют ими голод». К какому типу источников относится этот документ?

6. Как вы считаете, не стоит ли отказаться от изучения археологических памятников, относящихся к тем эпохам, когда уже существовали письменные источники? Свою точку зрения аргументируйте.

7. Почему майя пользовались одновременно несколькими календарями?

8. Можно ли применять китайский сельскохозяйственный календарь в России? Свою точку зрения обоснуйте.

9. Сделайте годовой зарубочный и узелковый календари. Придумайте носимый вариант.

10. Возможно ли использовать для календарного счисления иные периодичности помимо заката и восхода, фаз Луны и движения Солнца? Предложите свой вариант.

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
  • моногенеза (изобретена в 1м месте)
  • полигенеза (в нескольких очагах).

Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

  1. месопотамский (шумеры)
  2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
  3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой . Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит . Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
Создаются письменности и в странах современной Африки.