Аварии 705 проект альфа боевой номер апл. АПЛ «Лира»: возвращение «подводного истребителя

АПЛ 705 проекта «Лира» (она же «Альфа»)… Оценки этой АПЛ ведущими российскими специалистами — «утерянная жар-птица»)… Нам есть чем гордиться, хотя и тем, что уже давно минуло.

Это действительно уникальный проект - лодка, которая в подводном состоянии способна была плыть со скоростью более 40 узлов (около 80 км/ч), что позволяло ей напасть на любой корабль и уплыть от него без особых проблем - лодка - самолет - перехватчик. Для этого АПЛ 705 проекта имела мощный атомный реактор, где в качестве теплоносителя применялся сплав свинца и висмута (температура кипения - 1.679 °С). - это и давало лодке возможность очень быстро набирать ход.

Лодка была оснащена лучшими на тот момент системами и узлами. Экипировалась только мичманами и офицерами - там не было простых матросов.

Построено было 8 лодок. Почти все были списаны в 1990-ом году…

В начале 80-х годов одна из советских атомных подводный лодок, действовавшая в Северной Атлантике, установила своеобразный рекорд, в течение 22 часов осуществляя слежение за атомоходом «потенциального противника», находясь в его кормовом секторе. Несмотря на отчаянные попытки командира НАТОвской лодки изменить ситуацию, сбросить противника «с хвоста» так и не удалось: слежение было прекращено лишь после получения соответствующего приказания с берега.

Этот случай произошел с ПЛА проекта 705 пожалуй самым ярким и неоднозначным кораблем в истории отечественного подводного кораблестроения.

Одновременно с работами по атомным подводным лодкам проектов 627, 645 и 671 в ленинградском СКБ-142 шел энергичный поиск новых, нетрадиционных технических решений, способных обеспечить качественный прорыв в развитии подводного кораблестроения. В 1959 году один из ведущих специалистов СКБ А.Б. Петров вышел с предложением о создании малогабаритной одновальной комплексно-автоматизированной высокоскоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа.

По замыслу, новый корабль, своеобразный «подводный истребитель-перехватчик», располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки ПЛА должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.

Малое водоизмещение лодки (порядка 1500 т) в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. ПЛА должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения «домой» самостоятельно швартоваться.

После весьма бурных дебатов с участием представителей промышленности и ВМФ, а также внесения в проект ряда существенных изменений, идея подобной ПЛА была поддержана руководством Минсудпрома и военными. В частности, ее сторонниками стали министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома и Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков. Техническое предложение по проекту было подготовлено в начале 1960 года, а 23 июня 1960 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании и постройке подводной лодки проекта 705.

25 мая 1961 г. появилось другое постановление, разрешающее научному руководству и главному конструктору проекта при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения. Это в значительной степени «развязало руки» создателям новой ПЛА, позволило воплотить в ее конструкцию наиболее смелые, опережающие время технические решения.

Работу по пр.705 возглавил главный конструктор М.Г. Русанов (в 1977 году его сменил В.А. Ромин). Общее руководство программой возложили на академика А.П. Александрова. Главными наблюдающими от ВМФ были В.В. Гордеев и К.И. Мартыненко. Создание ПЛА проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, курировшего оборонную промышленность, «общенациональной задачей». К участию в программе привлекли мощные научные силы, в частности, академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна.

Наибольшую трудность при проектировании ПЛА пр.705 составляло удержание водоизмещения корабля в пределах 1500…2000 т и достижение высокой скорости. Для достижения заданной 40-узловой скорости при ограниченном водоизмещении требовалась высоконапряженная, обладающая большой агрегатной мощностью энергетическая установка. После исследования различных схем ГЭУ (в частности, рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины) было решено остановиться на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара.

Расчеты показывали, что установка с ЖМТ по сравнению с ГЭУ, имеющей традиционный водоводяной реактор, обеспечивала экономию 300 т водоизмещения. Предложение о создании специально для лодки проекта 705 однореакторной двухконтурной паропроизводящей установки по типу ППУ лодки проекта 645 поступило в 1960 году от ОКБ «Гидропресс». Вскоре было принято правительственное решение о разработке такой установки. Научным руководителем работ был назначен академик А.И. Лейпунский.

Одновременно проектировалось два альтернативных типа АЭУ: ОКБ «Гидропресс» под руководством главного конструктора В.В. Стекольникова создавалась БМ-40/А (блочная, двухсекционная, два паропровода, два циркуляционных насоса), а в горьковском ОКБМ под руководством И.И. Африканова ОК-550 (блочная, с разветвленными коммуникациями первого контура с тремя паропроводами и тремя циркуляционными насосами).

В качестве корпусного материала было решено использовать титановый сплав, разработанный ЦНИИ металлургии и сварки под руководством академика И.В.Горынина. Титановые сплавы применялись и для изготовления других элементов конструкции и корабельных систем. Для ПЛА проекта 705 создавались новые боевые и технические средства на основе последних достижений науки и техники 60-х годов, имеющие существенно улучшенные массогабаритные характеристики. Для того чтобы уложиться в рамки технического задания, требовалось сократить экипаж ПЛА до уровня, приблизительно соответствующего экипажу стратегических бомбардировщиков 1940-50-х годов. В результате было принято революционное для своего времени решение о создании для ПЛА комплексной автоматизированной системы управления.

В ЦКБ при заводе им. Кулакова (ныне ЦНИИ «Гранит») для корабля была создана уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Аккорд», позволившая сосредоточить все управление ПЛА на центральном посту. В ходе проектирования число отсеков прочного корпуса было увеличено с трех до шести, в полтора раза возросло водоизмещение. Менялась численность экипажа корабля. Первоначально предполагалось, что она составит 16 человек, однако в дальнейшем, по требованиям ВМФ, экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана).

Пока писал заметку успел поговорить со своим другом, который проходил службу на одной из подлодок 705 серии.

Ну что, все, написанное в заметке оказалось правдой Просто мы с ним не раз говорили об этом проекте - значится, слушать я умею и ничего не приврал.

Лодка действительно была инновационной, напичканной новыми системам по самое не балуйся… Но были некоторые недостатки, которые в конечном счете и приковали ее к пирсам. От себя скажу, что если бы у НАШИХ руководителей было желание продлить серию, то все особенности были бы решены. Итак, из недостатков:

  • Специальный пирс. Из-за особенностей реактора - а охлаждается он висмут-свинцовой смесью, - лодка должна стоять на специально оборудованном пирсе. Не очень большой недостаток, но все же
  • Реактор практически постоянно работает на полной мощности. То есть быстрее изнашивается
  • Если реактор глохнет, то свинец затвердевает и реактор становится негодным… все. абзац

И самый главный вопрос - не проработана была замена реактора, то есть после остановки и застывания свинца реактор, установленный в лодке больше не работает. Это как Мартеновская печь - металл застыл - выбрасывай печь…

«Сегодня в строю российских подводных сил 705-ых больше нет. К 90-ым годам содержать и эксплуатировать корабли такого класса стало для России непосильным. Боеспособные лодки не дослужив положенного срока были выведены из состава ВМФ и переданы для утилизации».

«Лира» — подводный истребитель проекта 705, который обогнал свое время и из-за этого стал причиной многих неудач, связанных с обслуживанием.

В 1960-х помимо проектирования АПЛ II поколения в конструкторском бюро «Малахит» проводилась разработка технических решений, способных обеспечить большой прогресс в развитии подводного кораблестроения.

В далеком 1959 году ведущий специалист конструкторского бюро «Малахит» А.В.Петров предложил создать малогабаритную комплексно-автоматизированную скоростную атомную подводную лодку с небольшим экипажем. По его замыслу, новая субмарина могла бы стать своеобразным «истребителем-перехватчиком» , который сможет уничтожать подводные лодки противника сразу на выходе из баз, в морях и на позициях использования оружия против нашего побережья, даже в арктических районах. Также подлодка должна обладать высокой скоростью, маневренностью и, к тому же, иметь определенные ограничения: водоизмещение не более 1500 тонн, скорость не менее 45 узлов и глубина погружения не менее 500 метров.

Техническое предложение было подготовлено в январе 1960 года, а уже летом вышло постановление СМ СССР и ЦК КПСС о начале проектирования и постройки АПЛ проекта 705 «Лира».

В мае 1961 года вышло постановление, согласно которому главному конструктору Михаилу Георгиевичу Русанову, при веских обоснованиях, разрешалось отступать от стандартов военного кораблестроения. Постановление обуславливалось высокими требованиями, которые заключались в идее, озвученной ведущим специалистом «Малахита» А.В.Петровым.

Коллективом конструкторского бюро были проведены научно-исследовательские разработки по созданию новой АПЛ. После множества исследований схем различных энергетических установок приняли решение остановиться на однореакторной установке ОК-550 с жидкометаллическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя первого контура. Также было принято решение о создании корпуса с использованием титана, разработанного в научно-исследовательском институте «Прометей».

При постройке подводной лодки были применены новейшие боевые и технические разработки на основе самых современных достижений науки и техники 60-х годов. В рубку была встроена спасательная камера вместимостью 40 человек, которая в нужный момент могла отстыковаться от подлодки и всплыть. Впервые в истории подводного судостроения по проекту конструкторского бюро имени Кулакова была создана управляющая система «Аккорд». Система позволила сосредоточить все управление подводной лодкой в центральном посту. Все гидродинамические обводы корпуса лодки были проверены учеными московского филиала ЦАГИ имени Жуковского.

Строительство головной «Лиры», которая должна была стать началом серии противолодочных атомоходов, было начато в 1968 году на Ново-Адмиралтейском заводе (Адмиралтейские верфи). За период 1971—1981 года на предприятии было построено 4 атомохода.

Справка по проекту 705:

  • Водоизмещение лодки нормальное — около 2280 м³
  • Скорость полная под ГТЗА — около 40 узлов
  • Автономность — 50 суток
  • Численность экипажа — 29 человек
  • Вооружение — 6 торпедных аппаратов, боезапас 18 торпед
  • Мощность ГТЗА типа ОК-7 — 40000 л. с.

Во время эксплуатации первых корпусов подводных лодок проекта 705 было принято решение откорректировать технической проект, после чего было принято предложение по разработке блочной атомной паропроизводительной установки, которая позволила существенно уменьшить длину и водоизмещение корабля. Установка БМ-40А однореакторного типа имела два парогенератора вместо трех у предыдущего. Установка была выполнена блочным агрегатом, который включал в себя все основное оборудование и биологическую защиту. Так появилось развитие проекта 705 в лице 705К.

Строительство подводных лодок проекта 705К велось в Северодвинске, на Северном машиностроительном предприятии («Севмаш»). За период 1977—1981 годы были построены четыре подводные лодки данного проекта.

Стоит сказать, что, несмотря на их новизну и сильное отличие от всех эксплуатирующихся флотом атомных подводных лодок, проекты 705 и 705К показали себя надежными и боеспособными кораблями. После вступления в строй представители проекта совершили множество походов в различные точки мирового океана. Частота их использования была высокой, и они регулярно совершали автономные походы, участвовали во всех маневрах и учениях Военно-морского флота, показали высокую эффективность. Каждая субмарина проекта имела по несколько контактов с иностранными подлодками и, благодаря своей скорости и маневренности, получала определенные преимущества перед ними: возможность оторваться не только от преследования, но и от выпущенных в нее торпед. Высокая скорость и маневренность позволяла ей на полном ходу делать разворот на 180 градусов, на который уходило всего 42 секунды.

Причина вывода из состава флота кораблей данного проекта — в том, что они обогнали свое время на многие годы, поэтому были трудны в эксплуатации. Малая численность экипажа, а также сложность техники, трудности, связанные с базированием, необходимость поддержки контура реактора в горячем состоянии, создали предпосылки к раннему выводу их из состава флота. Идея создания высокоэффективного, дешевого «истребителя» провалилась.

Но на этом история проекта 705 не заканчивается. Несмотря на то, что «Лира» была создана в период 60−70-х годов она была кораблем 21 века и вполне возможно, что в новых подводных лодках есть ее частичка.

Обозначение проекта 705, 705К «Лира» Классификация НАТО «Alfa» Скорость (надводная) 14 узлов Скорость (подводная) до 41 узла Рабочая глубина погружения 320 м Предельная глубина погружения 450 м Автономность плавания 50 суток Экипаж 32 человека Размеры Водоизмещение надводное 2300(2280 ) Водоизмещение подводное 3180 т Длина наибольшая (по КВЛ) 81,4(79,6 ) м Ширина корпуса наиб. 10,0 м (по стабилизаторам 13,5 м) Средняя осадка (по КВЛ) 7,6 м Силовая установка Вооружение Торпедно-
минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм.
Боезапас: 20 торпед САЭТ-60 и СЭТ-65 или 24 мины ПМР-1 и ПМР-2. Изображения на Викискладе

Подводные лодки проектов 705, 705К «Лира» (по классификации НАТО - «Alfa») - серия советских атомных подводных лодок . Небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости и манёвренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника. Трудности в техобслуживании этих субмарин и сокращение финансирования в связи с началом Перестройки привели к окончанию карьеры этих кораблей.

К-373

17 сентября 2009 года на предприятии «СевРАО» (Гремиха) состоялась выгрузка отработавших выемных частей (ОВЧ) реактора подводной лодки К-373 (№ 910). Сложность состояла в том, что в 1989 году в реакторном отсеке произошла авария. Первоначально планировалось обеспечить хранение реакторного блока на берегу в течение 100 лет, но затем это решение было пересмотрено. В 2008 году была разработана схема дезактивации и прекращения выхода радионуклидов (первый этап) и последующей выгрузки ОВЧ (второй этап).

Первый этап был завершён в июне 2009 года, второй - в сентябре. Финансирование работ выполняла КАЭ Франции в рамках программы сотрудничества с Россией в сфере ядерно-радиационной безопасности. Общая стоимость работ составила около 5 миллионов евро . Выгруженные части временно расположены в спецконтейнерах на территории ФГУП «СевРАО», их переработка запланирована на 2012…2014 годы.

К-64

В июле 2011 года сообщалось, что была произведена выгрузка реактора из подводной лодки К-64, которая в 1971 году была признана аварийной после обнаруженных неполадок в энергетической установке, а 1980-е годы подготовлена к затоплению. Реакторный отсек был заполнен эпоксидной смолой, забетонирован, а сверху покрыт около 100 тоннами битума. Однако АПЛ затоплена не была и хранилась все это время в губе Сайда . Подготовительные работы перед выемкой реактора велись в течение восьми месяцев. Общая стоимость работ по подготовке, выгрузке топлива и дальнейшей утилизации реактора аварийной лодки оценивается в 400-500 миллионов рублей, часть работ финансирует Франция. По состоянию на июль 2011 года реактор был помещён в саркофаг и из него предстояла выгрузка твэлов .

Оценка проекта

Подводные лодки проекта 705 (705К) стали в советском ВМФ примером, как концептуально передовая идея оборачивается полным провалом при её реализации. Попытка создания высокоэффективного и в то же время дешёвого подводного «истребителя» полностью провалилась .

ПЛ типа «Лира» обладали исключительными скоростными и маневренными качествами. По этому показателю они не имели равных в мире и стали первыми в истории подводными лодками, которые могли успешно уклонятся от торпед противника именно за счёт скорости и маневренности . Те же качества обеспечивали лодкам, при определённых условиях, и некоторые тактические преимущества при слежении за ПЛ противника . Однако на этом перечень достоинств проекта заканчивался.

Надёжность ПЛ проекта 705 (705К) оказалась ниже всякой критики. Механизмы ПЛ постоянно выходили из строя, а их ремонт был крайне затруднён как и нехваткой запасных частей, так и сложностью доступа к агрегатам и приборам. Малая численность экипажа, один из козырей проекта, привела к тому, что обслуживать лодку в море столь малым числом людей оказалось невозможно . Комплексная автоматизация проекта 705 (705К) совершенно не предусматривала управление системами при аварийных ситуациях, а поскольку элементная база за время строительства устарела, надёжность всех её элементов оказалась неудовлетворительной . Особенности реакторов данных ПЛ привели к тому, что техническое обслуживание эти корабли могли получать лишь в трёх базах флота . Более того, обеспечить надёжное поддержание температуры сплава теплоносителя с помощью береговых средств не удалось, и эта задача решалась за счёт тепла самого реактора. Такая практика привела к чрезмерной выработке ресурса . Личный состав относился к своим ненадёжным кораблям отрицательно , тем более, что условия обитания на «Лирах» также оставляли желать лучшего .

В итоге, советский ВМФ получил серию очень дорогих в эксплуатации и весьма ненадёжных ПЛ, чьи выдающиеся достоинства легко перекрывались многочисленными недостатками. Неудивительно, что в море эти подводные лодки выходили достаточно редко, а их активная служба оказалась весьма непродолжительной .

Примечания

Ссылки

  • ПЛАТ - Проект 705, 705К «Лира» submarine.id.ru
  • Проект 705 и 705К «Лира» deepstorm.ru
  • «Сюжет про лодки проекта 705» pilot.strizhi.info
  • русская-сила.рф // В. А. Собакин Автоматизация общекорабельных систем и комплексная автоматизация АПЛ проекта 705. Альманах «Тайфун» № 4/2001 (35)
  • Капитан 1 ранга Б.Г.Коляда. Воспоминания командира К-493 пр.705-К Альманах «Тайфун» №10 / 2000 г.

Литература

  • Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. II. - М: Моркнига, 2011. - ISBN 978-5-903081-42-4
  • Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. III. - М: Моркнига, 2012. - ISBN 978-5-903081-43-1

Использование ядерных реакторов на боевых подводных лодках изменило стратегию ведения войны на море. Теперь шансы на победу решались атомоходами, которые неделями могли не подниматься на поверхность и следить за передвижением главных сил противника. Достижения науки создали большое разнообразие АПЛ – носителей баллистических ракет, поэтому возникла острая потребность в разработке «лодки-истребителя», имеющей высокие показатели скорости хода и маневренности на любой доступной глубине.
Инициатором проекта выступило СКБ – 143 (ныне СПМБМ «Малахит») во главе с Русановым Михаилом Георгиевичем. Ему дали задание на постройку лодки с уменьшенным составом экипажа и усиленной автоматизацией средств управления. Кроме этого, скорость лодки должна была достигать более 40 узлов, что также позволяло бы ей уходить от торпед противника за счет высокой скорости хода.
Конструкторское бюро предложило проект АПЛ с двухкорпусной одновальной схемой архитектуры. Само предназначение лодки диктовало высокие показатели гидроакустики и улучшенных гидродинамических характеристик. В результате работы ученых – гидродинамиков, возглавляемые К.К Федяевским, появился корпус подлодки в виде тела вращения с обтекаемым ограждением рубки.
В качестве строительного материала для корпуса был выбран титан – он легче стали и прочней ее, к тому же обладает антикоррозионными и маломагнитными свойствами. Но, увы, титан оказался довольно капризным металлом, трудным в сварочных работах и для механической работы. С проблемами справился специалист ЦН ИИ металлургии и сварки академик И.В. Горынин.
Внутреннюю часть прочного корпуса разделили на шесть герметических отсеков. А третий отсек, в котором размещались бытовые помещения и главный командный пункт, имел переборки сферической формы. Таким образом, третий отсек мог выдерживать высокое давление на глубине.
Для эвакуации экипажа атомохода была предусмотрена всплывающая рубка, где мог разместиться весь экипаж. Конструкция рубки позволяла ей всплывать с предельной глубины, имея большой крен или дифферент.
Проект АПЛ «Лира» отличался от других похожих лодок резким сокращением членов экипажа. Первый вариант предусматривал 12 человек, причем только офицеров. По требованию флота экипаж увеличили сначала до 29 человек, а затем до 32 офицеров и мичмана из-за отсутствия на борту важных высокоточных приборов. Автономное плавание рассчитывалось на 50 суток с соответствующим запасом продовольствия, воды и воздуха. Такое сочетание было возможным лишь при полной автоматизации всего оборудования. Недаром, когда атомоходы проекта 705 спустили на воду, их назвали «автоматами».
Надводное водоизмещение подлодки превышало 2250 тонн, а подводное – 3180 тонн. Длина «истребителя» составила 79,6 метров, ширина корпуса в районе рубки – 10 метров.
Уникальные требования к АПЛ «Лира» вынудили конструкторов к поиску мощной энергетической установки. Был выбран вариант одного реактора с жидкометаллическим теплоносителем вместо тяжелого водо – водяного реактора. Экономия веса достигла около 300 тонн.
И.И. Африканов предложил реактор ОК-550, установленный на балочном фундаменте. Его отличия были в том, что вместо знакомого всем водяного пара использовался расплавленный металл, нагреваемый выводными стержнями. Инженеры, в погоне за более эффективным отбором тепла из реактора, разработали такую альтернативу, опираясь на повышенную мощность ОК-550 без создания высокого давления - это позволило отказаться от сверхпрочного и тяжеловесного оборудования.
Проект 705 стал первым в мире классом атомоходов, оснащенный реактором с ЖМТ, получив еще и хороший выигрыш в водоизмещении.
На лодке был предусмотрен новейший для прошлого века комплекс электронного оборудования. ИКБ завода им. Кулакова (ныне ЦНИИ «Гранит») создало информационно – управляющую систему «Аккорд», благодаря ей стало возможным управлять всей подлодкой с центрального поста.
«Ушами» АПЛ «Лира» стал гидроакустический комплекс «Океан», именно он отвечал за поиск противника в толщах мирового океана. Навигацией управлял комплекс «Сож», а наведением оружия – комплекс «Сарган».
Поражающей силой атомохода являлись шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Пневмогидравлические аппараты позволяли производить стрельбу с любой глубины: от перископной до предельной (400 м.). Боезапас лодок проекта 705 состоял из 20 торпед САЭТ – 60 или САТ – 65. Также при необходимости загружались 24 мины ПМР – 1/ПМР – 2.
Управление лежало на вертикальных кормовых стабилизаторах, одна пара рулей глубины размещалась на горизонтальных стабилизаторах, вторая – на носу корпуса лодки, убираемые внутрь лодки под легкий корпус.
Проект 705 подарил Военно-морскому флоту СССР всего 7 АПЛ. Первую опытную лодку в состоянии повышенной секретности заложили 2 июня 1968 г. на стапеле Ленинградского адмиралтейского объединения, где в начале 20 века строилась знаменитая «Аврора». Строительство шло туго и рабочих постоянно преследовали технические трудности. Да и выбор завода вызывал недоумение: как постройку сверхсовременного титанового атомохода поручили предприятию, не имевшего серьезного опыта в строительстве подлодок? Логично было бы отправить проект в Северодвинск, но тамошние верфи просто погрязли в многочисленных заказах по созданию серийных подводных ракетоносцев.
Пока шла стройка первой «Лиры», к ней был приписан экипаж капитана 1-го ранга Александра С. Пушкина. Они часто находились в заводских эллингах и изучали сложную конструкцию «подводного истребителя». 22 апреля 1969 года лодку, под именем К – 64, спустили на воду, а 31 декабря 1971 года она вошла в состав Северного флота. В ходе выполнения учебно – боевых задач в 1972 г. К-64 часто испытывала проблемы с реактором (остывал жидкометаллический теплоноситель), титановый корпус давал трещины.
Известно, что воду для перехода в кристаллическое состояние нужно охладить до 0 градусов по С, в условиях АПЛ это невозможно. ЖМТ (расплав свинец-висмут) затвердевает уже при температуре в 145 С, образуя проблемную пробку в трубопроводе. То есть при эксплуатации реактора на «Лире» никак нельзя допускать снижения рабочей температуры. В итоге персонал, привыкший к работе на водо – водяных реакторах, терялся и трубопровод нарушал свою герметичность, что грозило радиоактивным загрязнением всей подлодки.
Реактор на К – 64 был загублен и атомоход в августе 1974 г. вывели из строя и распилили на 2 части.
Пока шла эксплуатация К – 64, завод в Ленинграде успели выпустить еще 3 подлодки проекта 705. После начала проблем с реактором на первом атомоходе, правительство приняло решение переделать три субмарины, опираясь на опыт эксплуатации энергетической установки на первом подводном «истребителе». Так появился новый проект 705К. Военных не устроил реактор ОК – 550 и параллельно шла работа над другой энергетической установкой. Анализ проблем на АПЛ К – 64 заставил инженеров создать проект реактора БМ – 40А. Он имел иной состав агрегатов и монтировался на амортизационном фундаменте. Такой реактор использовал свинцово – висмутовый теплоноситель и развивал мощность до 150 МВт.
Не смотря на возникавшие острые проблемы с эксплуатацией, модернизированные «Лиры» произвели ошеломляющий эффект не только на командование советского флота, а также на управление военных сил потенциального противника. Высокие характеристики – потрясающие и на сегодняшний день, позволяли развивать скорость субмарины под водой до 42 узлов. Соперников по скорости у «Лиры» вовсе не было! А новые реакторы обеспечивали подлодке максимальную выработку энергии без специальных процедур. Получалось, что «Лира» разгонялась до 41 узла за 1 – 2 минуты и могла разворачиваться на 180 градусов за 40 – 45 секунд.
Уникальные ходовые качества диктовали и новую практику ведения боя под толщей океана. Будучи атакована противником, АПЛ могла бы уйти от торпеды, развернуться и контратаковать. Несомненно, лодки имели высокий боевой потенциал!
К огромному сожалению, будущее подлодок проекта 705 сложилось неудачно. Во-первых, возникали постоянные проблемы с использованием ректора. Жидкометаллический теплоноситель было необходимо поддерживать в нагретом состоянии, чтобы он не застывал. На месте базирования размещались электрогенераторы, которые нагревали контур ректора. В суровых зимних условиях и непогоды Баренцева моря это не всегда представлялось возможным. Во-вторых, на дальнейшую боевую службу АПЛ повлиял экономический и политический кризис в СССР, когда средств на содержание столь дорогих субмарин не оказалось.
Проект 705/705К послужил своей стране более 20 лет, участвуя в морских походах и учениях. Есть неподтвержденная информация о случае преследования «Лирой» натовской субмарины, как ни старались американцы «сбросить» с хвоста преследователя, советский «истребитель» более 20 часов гналась за подлодкой НАТО. Лишь приказ отставить преследование остановил эту погоню.
Большинство лодок проекта «Лира» были выведены из состава флота в 1990 году. Последняя из них, Б-123, оставалась в строю до 1997 года, пока не была списана на утилизацию.
Так скоропостижно закончился срок жизни «Лир», которые, не беря на учет поломки реактора (и это из-за слишком передовой и незнакомой компоновки) ни разу не давали серьезных аварийных ситуаций. Ни одна из лодок не была потеряна в ходе учений или дальних автономных походов.
Серия субмарин проекта 705 до сих пор остаются непревзойденными по ряду технических параметров, и русский флот может по праву с гордостью вспоминать эти скоростные атомоходы.

Рецензии

пример внедрения ложной фикс-идеи в сознание высшего командования ВМФ СССР... первая - реакторы на металлических теплоносителях... вторая - скорость позволяющая уходить от торпед... от торпед положим ушли, а от реактивных глубинных бомб и от самолетов и вертолетов охотников за АПЛ?... так и так скорости не хватит... а сама концепция лодки-автомата должна быть возрождена... конечно это будет не при нынешних эффективных менеджерах...

Я попрошу вас аргументировать свое мнение. Почему "ложная фикс-идея"? "Лиры" показали свою эффективность, да, не хватило ни средств, ни человеческого терпения, чтобы закончить данный проект. Скажите, как вертолеты охотники за АПЛ смогут обнаружить лодку на глубине 400 м? Пока нет технологий, которую могли бы помочь находить подлодки на глубине в полтора километров с большой точностью.

Ну положим АПЛ на глубины в 1,5 км еще не погружаются.... реакторы на металлических теплоносителях как вы и сами указали для АПЛ не подходят, в попытке съекономить 300-400 тонн водоизмещения сделали апл 705 проекта неудачными... вместе с торпедами нужно было вооружать апл 705 проекта и ракетами подводного старта спосбных топить корабли противолодочных поисково-ударных групп на расстоянии превышающих воздействие от реактивных глубинных бомб и противоложочных торпед, противолодочные ракеты понятно по дальности превзойти сложно... но тут остается только действовать на опережение... самолеты и вертолеты способны сбросив гидрлокационные буи прослушивать район предполагаемого присутствия АПЛ...

Противолодочное охранение АУГ в дальней зоне осуществляют
базовые патрульные самолеты Р-3С "Орион". Они обычно действуют
в составе сил дальнего противолодочного охранения. Как правило,
один - два самолета. Максимальное удаление самолета Р-3С "Ори-
он" от центра ордера, определяемое исходя из расчетных дальнос-
тей стрельбы крылатыми ракетами подводных лодок, может состав-
лять 200-300 миль (370 - 550 км). Самолеты ведут поиск ПЛ про-
тивника на носовых курсовых углах параллельными галсами со сме-
щением по маршруту движения АУГ или угрожаемых направлениях. В
основном для обнаружения подводных лодок самолет Р-3С использу-
ет радиогидроакустические буи (РГБ), которые он выставляет чаще
всего серией в виде отсекающего барьера (четыре - восемь РГБ) с
интервалами между ними 10-30 миль (1 миля = 1,852 км) парал-
лельно или перпендикулярно курсу соединения (в зависимости от
направления вероятной угрозы). Как правило обнаруженная подвод-
ная лодка уничтожается с помощью самонаводящихся противолодоч-
ных торпед Мк44, Mk46, Mk50, "Стингрей" и т.д. с дистанции не
более 1500 м. Атака с воздуха, с короткой дистанции внезапна,
что ограничивает возможность уклонения и применения средств
противодействия ПЛ.
Использованные РГБ обычно подбираются своими надводными
кораблями и используются вторично. В боевой обстановке возможно
самозатопление использованных РГБ.
Р-3С "Орион" является основным и единственным самолетом
базовой патрульной авиации (БПА) ВМС США. Он имеет современные
бортовые системы поиска, обнаружения и классификации целей, а
также разнообразное вооружение для поражения не только подвод-
ных лодок, но и подводных кораблей. Вооружение самолета разме-
щается в отсеке (2 х 0,8 х 3,9 м): до восьми торпед, глубинные
бомбы, бомбы, мины (общим весом до 3,2 т) и на 10 наружных уз-
лах подвески: до шести УР "Гарпун", торпеды, бомбы, глубинные
бомбы и мины. Основное поисковое оборудование самолета включает
до 90 радиогидроакустических буев систем "Джезебел", "Джули",
ДИФАР, КАСС, ДИКАСС и других; магнитный обнаружитель; поисковую
РЛС; станцию радиотехнической разведки; ИК станцию.
Как уже было сказано ранее, радиогидроакустические буи яв-
ляются основным средством обнаружения подводных лодок. Общий их
запас на борту самолета обеспечивает непрерывное выполнение за-
дачи по поиску и слежения за подводной лодкой в течение всего
времени нахождения в районе (до 10 ч, на удалении 1450 км),
расходуя шесть - восемь буев за 1 час.
В системе "Джезебел" используются пассивные РГБ AN/SSQ-41B
направленного действия. Дальность обнаружения подводных лодок с
использованием этой системы достигает 20 км и более.
Система РГБ "Джули" также состоит из пассивных буев, но
система в целом активная, так как в ней задействованы источники
звука взрывного действия. Если в зону звукового эффекта взрыва
попадет подводная лодка, то отразившийся от нее сигнал поступит
к выставленным пассивным буям. Далее сигналы передаются по ра-
диоканалам на самолет, где обрабатываются и отображаются на
планшете оператора. Система "Джули" обеспечивает обнаружение
малошумных ПЛ на дальностях до 8 км.
В системе ДИФАР используются пассивные радиогидроакусти-
ческие буи направленного действия AN/SSQ-53. У акустических ан-
тенн большая глубина погружения (до 300 м). Время работы буя до
8 ч. Дальность обнаружения подводной лодки до 25 км. Система
ДИФАР предназначена для обнаружения ПЛ в условиях акустических
помех: в районах интенсивного судоходства и в условиях сильного
волнения моря.
РГБ AN/SSQ-62 системы ДИКАСС являются активными направлен-
ного действия и управляются по радиокомандам с самолета. Это
позволяет обнаруживать подводные лодки и определять их местопо-
ложение при меньшем количестве буев.
В системе РГБ КАСС используются активные буи AN/SSQ-50 не-
направленного действия, включаемые по команде оператора с борта
самолета. Время работы активных буев (на излучение) от 30 до 60 мин.
Эти данные конца 20 века. Сейчас «орионы» прошли модернизацию.
Поищи в сети данные про модернизированные «орионы». Мне лень.

25.06.2014 9 088 0 Jadaha

Наука и техника

Прошло более 15 лет, с тех пор как последняя из лодок проекта 705 была исключена из состава российского ВМФ, а в кругах военных моряков и кораблестроителей по сей день не утихают споры. Чем же на самом деле был проект 705 - прорывом в будущее, опередившим свое время, или дорогостоящей технической авантюрой?

ОПЕРЕДИВШИЕ ВРЕМЯ

Атомные подводные лодки проекта 705 могли похвастаться фантастическими скоростными и маневренными характеристиками и множеством новшеств: титановый корпус, реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем и полностью автоматизированное управление всеми системами корабля.

ВООРУЖЕНИЕ

На АПЛ проекта 705 были впервые установлены пневмогидравлические торпедные аппараты, обеспечивающие стрельбу во всем диапазоне глубины погружения. Шесть торпедных аппаратов и 18 торпед с учетом скорости и маневренности лодки делали ее серьезным противником для подлодок стран НАТО.

ПОЛНЫЙ АВТОМАТ

Чтобы управлять подводной лодкой силами весьма ограниченного по тем временам экипажа в 30 человек, были разработаны многочисленные системы автоматизации, позволяющие держать под контролем все механизмы корабля. Позднее моряки даже дали этим лодкам прозвище «автомат».

ПОДВОДНЫЙ МЕТАЛЛ

Корпус лодки был изготовлен из титана, поэтому специалистам ЦНИИ металлов и сварки («Прометей») и ЦНИИ технологии судостроения пришлось разработать специальные технологии сварки и соединения титановых деталей, а металлургам - новые коррозионно-стойкие сплавы.


В 1959 году, когда уже вышла в море построенная по проекту ленинградского СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») первая советская атомная подводная лодка (АПЛ) «Ленинский Комсомол», а в Северодвинске разворачивалось строительство целой серии подобных кораблей, ведущий специалист этого же СКБ А.Б. Петров выступил с предложением о создании «Малой скоростной подводной лодки-истребителя». Идея была весьма актуальна: подобные лодки нужны были для охоты на субмарины - носители баллистических ракет с ядерными зарядами, которые тогда начинали активно строиться на стапелях потенциального противника. 23 июня 1960 года ЦК и Совмин одобрили проект, которому был присвоен номер 705 («Лира»). В странах НАТО эта лодка стала известна как «Альфа» (Alfa).

Научными руководителями проекта стали академики А.П. Александров, В.А. Трапезников, А.Г. Иосифьян, а главным конструктором корабля - Михаил Георгиевич Русанов. Это был талантливый человек с очень нелегкой судьбой: семь лет пребывания в ГУЛАГе, а после освобождения - запрет на въезд в Ленинград. Опытный инженер-кораблестроитель работал в артели по изготовлению пуговиц в Малой Вишере и лишь в 1956 году смог вернуться

в Ленинград, в СКБ-143. Начинал он с заместителя главного конструктора АПЛ проекта 645 (этот опыт оказался для Русанова очень полезен).

Битва с титаном

Предназначение новой подводной лодки определяло основные требования - высокие скорость и маневренность, совершенная гидроакустика, мощное вооружение. Для обеспечения двух первых требований лодка должна была иметь предельно малые габариты и массу, самые высокие гидродинамические характеристики корпуса и мощную энергетическую установку, вписывающуюся в ограниченные габариты. Выполнить подобное было невозможно без нестандартных решений. В качестве основного материала для корпуса корабля, а также многих его механизмов, трубопроводов и арматуры был выбран титан - металл почти вдвое легче и одновременно прочнее стали, к тому же абсолютно коррозионно-стойкий и маломагнитный. Однако он довольно капризен: сваривается только в среде инертного газа - аргона, резать его сложно, он имеет высокий коэффициент трения. К тому же титан нельзя было использовать в прямом контакте с деталями из иных металлов (стали, алюминия, латуни, бронзы): в морской воде он образует с ними электрохимическую пару, что вызывает разрушающую коррозию деталей из других металлов. Пришлось разработать специальные марки высоколегированной стали и бронзы, и специалистам ЦНИИ металлургии и сварки («Прометей») и ЦНИИ технологии судостроения удалось преодолеть эти титановые каверзы. В итоге был создан малогабаритный корпус корабля подводным водоизмещением 3000 т (хотя заказчик - ВМФ - настаивал на ограничении в 2000 т).

Надо сказать, что советское судостроение уже имело опыт создания ПЛ из титана. В 1965 году в Северодвинске была построена (в единственном экземпляре) АПЛ проекта 661 с титановым корпусом. Эта лодка, известная как «Золотая рыбка» (намек на ее фантастическую стоимость), по сей день остается рекордсменом по скорости под водой - на ходовых испытаниях она показала 44,7 узла (около 83 км/ч).

Сплошные новшества

Еще одним радикальным новшеством стала численность экипажа. На других АПЛ (как советских, так и американских) службу несут по 80-100 человек, а в техническом задании на 705-й проект была названа цифра 16, причем только офицеров. Однако в ходе проектирования численность будущего экипажа подрастала и в итоге достигла 30 человек, включая пять техников-мичманов и одного матроса, на которого возлагалась немаловажная роль кока, а по совместительству дневального-уборщика (изначально предполагалось, что обязанности кока будет выполнять корабельный доктор). Чтобы совместить такую малочисленность экипажа с огромным количеством оружия и механизмов, лодку пришлось очень серьезно автоматизировать. Позднее моряки даже прозвали лодки 705-го проекта «автоматами».

Впервые в стране (а вероятно, и в мире) глобальная автоматизация охватывала все: управление движением корабля, применение оружия, главную энергетическую установку, все общекорабельные системы (погружение, всплытие, дифферентовку, выдвижные устройства, вентиляцию и т.д.). Одним из ключевых и очень спорных вопросов при разработке систем автоматики (этим занимался целый ряд НИИ и КБ, в том числе ЦНИИ «Аврора», «Гранит», «Агат») был выбор частоты тока для корабельной электросети. Рассматривались варианты 50 и 400 Гц, каждый имел свои достоинства и недостатки. Окончательное решение в пользу 400 Гц было принято на трехдневном совещании руководителей нескольких причастных к теме организаций при участии трех академиков. Переход на повышенную частоту вызвал немало производственных проблем, но зато позволил заметно сократить габариты электрооборудования и приборов.

Атомное сердце

И все же основным новшеством, определившим судьбу всего проекта, стал выбор главной энергетической установки корабля. Ею стал компактный атомный реактор на быстрых нейтронах (БН) с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Это позволило сэкономить около 300 т водоизмещения за счет большей температуры пара и, следовательно, лучшей эффективности турбины.

Первой в мире подлодкой с реактором такого типа стала американская АПЛ Seawolf (1957). Конструкция оказалась не слишком удачной, во время ходовых испытаний произошла разгерметизация первого контура с выбросом натрия. Поэтому в 1958 году реакторы были заменены на водо-водяные, а с реакторами на ЖМТ военные в США более связываться не стали. В СССР предпочли использовать в качестве теплоносителя расплав свинец-висмут, значительно менее химически агрессивный, чем натрий. Но построенной в 1963 году АПЛ К-27 тоже не повезло: в мае 1968 года во время похода произошел разрыв первого контура одного из двух реакторов. Экипаж получил огромные дозы облучения, девять человек погибли, и лодку окрестили «Нагасаки» (кличка «Хиросима» уже была занята К-19 в 1961 году). АПЛ была столь радиоактивна, что не подлежала ремонту, и в итоге в сентябре 1982 года она была затоплена у северо-восточных берегов Новой Земли. К ее «титулам» флотские остряки добавили «вечно подводная». Но и после трагедии К-27 в СССР решили не отказываться от заманчивой идеи использования реакторов с ЖМТ на АПЛ, над их совершенствованием продолжали работать инженеры и ученые под руководством академика Лейпунского.

За разработку главной энергетической установки для 705-го проекта взялись две организации. Подольское ОКБ «Гидропресс» создало блочную двухсекционную установку БМ-40/А с двумя циркуляционными насосами. Горьковское ОКБМ выдало установку ОК-550, тоже блочную, но с разветвленным первым контуром и тремя циркуляционными насосами. В дальнейшем обе установки нашли применение на АПЛ 705-го проекта: ОК-550 устанавливалась на лодки, строящиеся в Ленинграде (четыре корабля), а на три лодки, построенные в Северодвинске по варианту проекта 705К, установили БМ-40/А. Обе установки обеспечивали мощность на валу турбины до 40 000 л.с., что позволяло развивать предусмотренную техническим заданием скорость в 40 узлов.

Самая длинная лодка

Всего АПЛ проекта 705 было построено семь штук, они стали первыми в мире серийными лодками, оснащенными реакторами с ЖМТ. Первая лодка, К-64, заложенная в июне 1968 года в том же старинном эллинге, где за 70 лет до этого строился знаменитый крейсер «Аврора», в декабре 1971 года была передана ВМФ. Основные проблемы опытной эксплуатации были связаны с реактором, который принципиально отличался от хорошо знакомых водо-водяных. Дело в том, что сплав свинец-висмут кристаллизуется при +145°С, и при эксплуатации реактора с таким ЖМТ ни в коем случае нельзя допускать снижения температуры в первом контуре до этого значения. Именно в результате несоблюдения этого условия в трубопроводах одной, а затем и второй петли первого контура стали возникать пробки из застывшего расплава, вернуть который в жидкое состояние было уже невозможно.

Произошло «закозление» паропроизводительной установки, сопровождаемое разгерметизацией первого контура и радиоактивным загрязнением лодки, которая в это время стояла у причала на своей базе. Вскоре стало ясно, что реактор безвозвратно загублен, и лодка уже не могла выходить в море. В результате в августе 1974 года она была выведена из состава флота и после долгих дебатов разрезана на две части, каждую из которых было решено использовать для тренировок экипажей и отработки новых технологий. Носовую часть лодки отбуксировали в Ленинград, а кормовая с реакторным отсеком осталась в Северодвинске на судоремонтном заводе «Звездочка». Там же скорбным памятником остался стоять черный крест отрезанного кормового стабилизатора К-64 с горизонтальными и вертикальными рулями. В среде военных моряков и кораблестроителей еще долго ходила шутка-загадка о «самой длинной в мире лодке».

Реальная жизнь

Строительство серии, которое уже активно велось в Ленинграде и Северодвинске, было приостановлено, но через пару лет возобновлено, и с 1977 по 1981 год флоту было передано шесть АПЛ 705-го проекта. Эти корабли довольно интенсивно и успешно несли службу в составе Северного флота, вызывая серьезную озабоченность у стран НАТО. Учитывая печальный опыт К-64, на всех серийных АПЛ этого проекта был дополнительно установлен «электрокотел», задачей которого было поддерживать необходимую температуру в первом контуре реактора, когда тот при стоянке АПЛ на базе был выведен на минимальную мощность. Для работы котла требовалось подавать электроэнергию с берега. С этим случались перебои, а поскольку экипажи лодок отчаянно боялись погубить реактор, он поддерживался не на минимальном уровне мощности, что ускоряло выработку ядерного топлива. Кроме того, неудовольствие флотского базового начальства вызывала необходимость организации специальных лабораторий для периодических проверок, регулировок и ремонта автоматики, которой были нашпигованы лодки этого типа. Так что забот береговым службам ВМФ добавилось немало. Все чаще возникали разговоры на тему, что новые корабли, несмотря на уникальные боевые качества, опережают свое время и излишне сложны в обслуживании. Седьмую серийную лодку не стали достраивать, а разрезали прямо на стапеле. К 1990 году все (кроме одной) АПЛ 705-го проекта были выведены из состава флота, прослужив существенно меньше того срока, на который были рассчитаны.