Е40: что это такое и почему сейчас беспокоит всех вокруг. Водный путь Е40: для Беларуси больше минусов или плюсов

Обустройство водного пути Е40 и его последующее содержание могут обойтись значительно дороже, чем полагают белорусские чиновники. В официальных расчетах есть неточности и методологические ошибки.

Иногда они возвращаются

Идеи и проекты, уже, казалось бы, сданные в архив под грифом «Образец бессмыслицы. Хранить вечно», могут быть реанимированы, подняты на щит, а в худшем случае воплощены в жизнь.

Идея обустройства европейского водного транспортного коридора Е40 Гданьск - Херсон родом из времен СЭВ. По имеющейся у нас информации, концептуальный вид она приобрела в 2008 году в недрах Минтранса Беларуси и пять лет ждала своего часа. В 2013-м Европейская комиссия выделила грант в размере 821 тыс. евро на реализацию трехстороннего проекта «Восстановление водного пути Е40 на участке Днепр - Висла».

Проект предусматривал разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) этой водной артерии, соединяющей Балтийское и Черное моря и проходящей по Висле, Бугу, Мухавцу, Днепро-Бугскому каналу, Пине, Припяти и Днепру. Подготовленное Гданьским морским институтом ТЭО было представлено в конце 2016 года на итоговой конференции по проекту в Люблине.

Согласно документу, на всей протяженности Е40 предполагалось создание и поддержание условий, удовлетворяющих как минимум IV международному классу судоходности, что позволило бы водить по этому маршруту суда класса «река - море» - от контейнеровозов и до танкеров. Разработчики ТЭО анонсировали немалые экономические и экологические выгоды проекта: снижение стоимости перевозок, сокращение выбросов парниковых газов, создание новых рабочих мест.

После прочтения докладов складывалось впечатление классической win-win - игры без поражений и проигравших. Из школьного курса экономической географии каждый усвоил, что водный транспорт - самый дешевый и самый экологически чистый. Детские впечатления обычно сильны.

Неуд по «курсовой»

Центр экологической экономики Варшавского университета (WOEE) проанализировал ТЭО по просьбе ряда белорусских и польских неправительственных организаций. Признаюсь, за годы преподавания экономики мне редко доводилось видеть столь слабенькую «курсовую». Метод подгонки ТЭО под нужный вывод не нов и не креативен. Однако когда при оценке баланса выгод и затрат в анализ «забывают» включить 9,5-12 млрд евро прямых инвестиционных затрат, такое псевдотворчество тянет на неуд, а базирующаяся на экономических показателях дискуссия о перспективах обу­стройства Е40 теряет всякий смысл.

У данного документа есть и другие курьезные особенности, характеризующие его уровень. Например, применительно к восточноевропейскому маршруту в ТЭО используется модель, разработанная для Нидерландов - страны с наилучшими условиями судоходства в Европе. Применительно к 90 % маршрута, включая целиком белорусский и украинский участки, остается неясным, какие именно работы там собираются выполнять и какова их планируемая стоимость. Вскользь упоминаемый прогноз инвестиционных затрат на белорусском участке (42-120 млн евро) никак не отражен в анализе выгод и затрат. К слову, белорусский Минтранс оценивает стоимость работ в пределах 100-150 млн евро.

Более того, многомиллиардные инвестиционные затраты, указанные в отношении Польши, заставляют усомниться, что Беларуси удастся уложиться в обозначенные выше рубежи. Полагаем, расчеты Гданьского морского института, как и чиновников белорусского Минтранса, основывались на положении ТЭО о том, что на всем участке Е40 в границах Беларуси водные пути уже сейчас соответствуют IV классу судоходности. Это не так, особенно если учесть маловодность последних лет. Заметим, как раз маловодность используется некоторыми апологетами проекта Е40 в качестве коронного аргумента для выполнения масштабных работ.

На сопоставимом по своим гидрологическим условиям участке Нижней Вислы предполагается выполнение работ по каскадизации стоимостью 6,65-9,97 млрд евро. Для сравнения: протяженность одной только Припяти в рамках Е40 составляет 470 км, а это в 1,75 раза длиннее участка, определенного для каскадизации в Польше.

Более того, история знает немало примеров, когда планируемые затраты на гидротехнические работы такого рода кратно возрастали в процессе их выполнения. Известный польский гидролог доктор Януш Желязиньский оценивает стоимость работ по каскадизации Нижней Вислы не менее чем в 100 млрд польских злотых. Данная оценка более чем в два раза превышает прогноз Гданьского морского института.

Топор операционных затрат

Вынеся за скобки многомиллиардные инвестиционные расходы в Польше и проигнорировав затраты белорусского и украинского участков Е40, авторы ТЭО фактически сосредоточились на вопросе «Окупятся ли затраты на поддержание инфраструктуры за счет сборов, взимаемых с перевозчиков при прохождении гидроузлов?». Заметим, речь об окупаемости капитальных затрат на обустройство водного пути не идет.

Разработчики заложили в расчеты ТЭО сверхоптимистичный уровень операционных затрат - менее 1 % от суммы инвестиционных затрат в год. По оценкам WOEE, реалистичные прогнозы для нашего региона начинаются с 3-5 % в год вследствие, например, суровых зим. При этом экономический анализ проекта аналогичного водного пути по Одре, выполненный WOEE в 2007 году, показал, что уже при 5 % внутренние водные пути начинают генерировать чистый убыток. Впрочем, даже с учетом отважного допущения об уровне операционных затрат в пределах 1 % в год расчеты Гданьского морского института не показывают окупаемости по двум из трех вариантов маршрута, рассматриваемых в ТЭО.

Эксперты Варшавского университета сделали однозначный вывод: ввиду грубых методологических ошибок проведенный в ТЭО анализ выгод и затрат не может служить аргументом в пользу реализации проекта Е40.

Не дешевый и не экологичный

Многие школьные истины уже перестали быть таковыми. Внутренний водный транспорт давно превратился из «самого дешевого и экологичного» в системно неконкурентоспособный и нишевый. Серьезно проигрывая другим видам транспорта в скорости и надежности доставки, он уже не может похвастаться более низкими затратами и эмиссиями. Так, по данным Европейского агентства по охране окружающей среды, в 2014 году удельные выбросы железнодорожным транспортом диоксида углерода составили 15,6 г на тонно-километр, тогда как аналогичный показатель для внутреннего водного транспорта превышает 50 г/т·км. Кстати, в ТЭО приводятся совсем другие данные, характеризующие ситуацию тридцатилетней давности.

Выраженная сезонность, значительные капитальные затраты и высокие операционные расходы вкупе с безвозвратными экстернальными потерями от деградации природного богатства сводят на нет экономический смысл «укрощения» диких рек Восточной Европы. Превращать Вислу и Припять в подобие Рейна или Дуная слишком дорого, да и незачем. Сейчас не ХІХ век, когда с точки зрения транспортного сообщения рекам не было альтернативы.

Порты Гданьска и Херсона не конкуренты портовому кластеру Амстердама, Роттердама и Антверпена (ARA), на который замкнуты грузоперевозки по Рейну. Так, в 2016 году грузо­оборот Гданьского порта составил 37 млн т, Гдыньского - 20 млн, порта Щецин/Свиноуйсьце - 24 млн. Для сравнения: в том же году суммарный грузооборот ARA достиг 771 млн т. С 2005 по 2015 год прирост грузооборота морских портов в одних только Нидерландах составил 130 млн т, а суммарный грузооборот всех портов Польши в 2016-м - лишь 80 млн т.

В Восточной Европе грузы гораздо быстрее и дешевле доставлять поездом, по шоссе, трубопроводу. Соответствующая инфраструктура уже создана и вполне справляется с грузопотоком. Вовсе не обязательно превращать мелководную и непредсказуемо меандрирующую Припять в систему каналов, шлюзов, плотин и водохранилищ. Нет нужды (в который раз!) замахиваться на уникальность Полесья - региона, который, по сути, создан и живет разливами этой великой реки. Гидрологам и инженерам не нужно ломать голову над вопросом, где взять воду для наполнения вновь построенных водохранилищ во все более частые маловодные годы, - стоит учитывать климатические изменения.

Приспособить судно к реке куда проще и дешевле, чем реку к судну. При этом незачем отказываться от идеи судоходства на Припяти. Река и сейчас используется для местных грузоперевозок, а ее потенциал в части водного туризма практически не реализован, особенно если учесть визовую либерализацию.

Вот только пресловутый ведомственный интерес не так-то просто убрать из уравнения. В ноябре прошлого года вице-премьер Анатолий Калинин подписал распоряжение № 37/22пр, предусматривающее включение «в проект Госинвестпроrраммы на 2018 год финансирования объектов международного водного пути Е40 с учетом необходимости улучшения судоходных условий на участке р. Припять со свободным течением». Планируется координировать работу по «использованию транспортного потенциала больших рек страны» с польской стороной, а также с международными донорскими структурами. Темпы исполнения заданы отнюдь не речные, притом что полноценной технической документации касательно маршрута Е40 пока никто не видел. Похоже, баржа проекта идет впереди буксира здравого смысла.

По Польше, Беларуси и Украине предлагают проложить водный путь от Балтийского до Черного морей. Экономисты указывают на нецелесообразность проекта и его повышенные инвестиционные риски, а экологи бьют тревогу в связи с пагубными последствиями для природы и людей.

Припять во время весеннего паводка. Фото Василия Семашко

Проект стоимостью 12 млрд долларов

В рамках программы трансграничного сотрудничества Польша - Беларусь - Украина, финансируемой Европейским союзом, был разработан проект по восстановлению водного пути Е-40, соединяющего Балтийское и Черное море.

Водный путь начинается в Гданьске, затем на польском участке проходит по рекам Висла и Западный Буг до Тересполя и дальше до польско-белорусской границы. В Беларуси этот путь проходит по реке Мухавец, Днепро-Бугскому каналу, рекам Пина и Припять до белорусско-украинской границы. В Украине водный путь Е-40 образуют реки Припять и Днепр, который ведет до Херсона и Черного моря. Протяженность водного пути - более 2 тысяч километров.

Белорусский участок международного водного пути E40

Восстановление водного пути предусматривает ряд мероприятий. В частности, на территории Польши должен быть построен искусственный канал длинной около 160 км, а на Висле, Днепро-Бугском канале, Припяти и Днепре необходимо осуществить модернизацию и строительство гидротехнических сооружений, расширить фарватер, построить новые водохранилища и так далее.

Стоимость проекта оценивается в сумму до 12 млрд евро. Для обустройства белорусского участка потребуется около 150-200 млн евро.

С белорусской стороны в реализации проекта заинтересовано Министерство транспорта и коммуникаций, а также предприятие «Днепро-Бугский водный путь».

Экономисты сомневаются в целесообразности проекта

По просьбе неправительственных организаций Польши и Беларуси этот документ проанализировали сотрудники Варшавского университета Святослав Волосюк и Миколай Чайковски .

«Мы должны констатировать, что тот подход, который был применен разработчиками, не соответствует современной экономической теории - теории экономического благосостояния. По теории должны сопоставляться сумма всех выгод и сумма всех затрат по проекту. И если сумма выгод перекрывает сумму затрат, то проект признается целесообразным. Разработчики применили другой подход. Они сравнивали фактические сборы, которые планируется взимать за шлюзование судов, с текущими операционными затратами по проекту. Это не совсем соответствует теоретическим подходам. В итоге инвестиционные затраты по проекту, которые полагается выделить из госбюджета и фондов Европейского союза на сумму от 9 до 12 млрд евро, фактически остаются за бортом анализа и ничем не обоснованы» , - рассказал Святослав Волосюк.

В целом, по его мнению, содержание проанализированного документа не позволяет судить о целесообразности проекта.

Бизнес видит огромные риски

В Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей им. Кунявского также сомневаются в необходимости восстановления водного пути Е-40. Аналитическая группа БСПН считает, что проект несет огромные .

«Внутренние водные пути столкнулись с проблемой системной неконкурентоспособности. Они уступают автомобильному и железнодорожному транспорту по ключевым показателям. Это скорость доставки, возможность оперировать малыми объемами грузов, появление дополнительных звеньев в перегрузке товаров в цепочке поставки, сезонные ограничения и так далее. Даже если проект будет реализован так, как задумывают его инициаторы, это серьезно не изменит конкурентоспособность водного пути. То есть, Е-40 не будет интересен большинству белорусских компаний-грузоотправителей» , - отмечает пресс-секретарь БСПН Алесь Герасименко .

По мнению экспертов бизнес-союза, существует риск, что в рыночном формате невозможно будет найти такой объем грузов, чтобы окупились хотя бы текущие расходы по реализации проекта.

«Соответственно, после того как проект будет реализован, возникнет соблазн задействовать административный ресурс, чтобы привлечь на этот путь грузы, либо субсидировать тарифы на доставку водным транспортом. Первый вариант будет означать ухудшение экономического положения предприятий-грузоотправителей. Второй вариант - это риск серьезно увеличить расходы республиканского бюджета» , - отмечает Алесь Герасименко.

По его словам, сами разработчики ТЭО проекта не просматривают возможности окупить капитальные затраты на инфраструктуру и предлагают сосредоточиться на мультиплицирующем эффекте на экономику. Однако, по оценкам БСПН, этот эффект может быть отрицательным.

Е-40 не будет интересен большинству белорусских компаний-грузоотправителей.

В частности, для загрузки водного пути на него будут переброшено до 20% нынешнего грузопотока с железнодорожного и до 10% с автомобильного транспорта. В случае реализации такого сценария выпадающие доходы Белорусской железной дороги могут составить порядка 250 млн долларов, а автотранспортных компаний - 80 млн долларов в год.

«С такой математикой в этих отраслях может быть искусственно спровоцирован кризис. Притом уже сегодня вклад в экономику и железной дороги, и автомобильных перевозчиков сложно переоценить. В этих секторах созданы сотни тысяч рабочих мест» , - считает пресс-секретарь БСПН.

В совокупности, отмечает он, проект Е-40 не несет принципиальных и важных новых возможностей для транспортно-логистической системы страны.

«Правительству необходимо сосредоточиться на тех проектах, которые действительно конкурентоспособны и представляют интерес в долгосрочном плане, а наши реки лучше оставить в покое» , - говорит Алесь Герасименко.

Экологи опасаются пагубного воздействия на природу и людей

Экологи говорят о прямой угрозе утраты мест обитания и произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, редких биотопов и природных ландшафтов, ухудшения гидрологического режима, снижения рыбных запасов в случае реализации проекта.

При строительстве водного пути Е-40 могут быть затронуты особо охраняемые природные территории как национального, так и международного значения. Водный путь будет проходить через Национальный парк «Припятский», Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, 11 заказников республиканского и 6 местного значения.

«Такой большой проект затронет не только саму пойму и берега Припяти, но и близлежащие территории. Получается, если этот проект будет реализован, то это будет смерть Полесья как региона» , - подчеркивает научный сотрудник Научно-практического центра Национальной академии наук по биоресурсам Павел Пинчук .

Экологи также обращают внимание, что водный путь пройдет через зараженные радиацией территории. Опасность состоит в том, что при проведении дноуглубительных работ речной ил может быть растревожен и пойдет вниз по течению Припяти и Днепру до Киевского водохранилища, а из него и связанных с ним водоемов получают воду около 30 млн украинцев.

Общественность запустила кампанию против строительства Е-40

Экологические организации Беларуси объединились в кампанию «Стоп Е-40!», чтобы рассказать общественности о возможных последствиях строительства водного пути. Их поддержали коллеги из Польши и Украины.

Если этот проект будет реализован, то это будет смерть Полесья как региона.

Под меморандумом против строительства Е-40 подписалось порядка 20 НГО из трех стран, среди которых «Багна», «Экодом», «Зеленая сеть», Центр экологических решений, «Ахова птушак Бацькаўшчыны», фонд «За чистую Припять» и другие.

«Для меня проект Е-40 аналогичен советскому проекту поворота северных рек на юг. Это огромные дивиденды разработчикам и строителям, проблемы же остаются местному населению, а природе - катастрофические последствия. Причем для Полесья они могут быть необратимыми» , - говорит директор общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский .

Против реализации проекта также выступили администрации Национального парка «Припятский» и Полесского государственного радиационно-экологического заповедника.

Инициаторы кампании «Стоп Е-40!» планируют собирать подписи против проекта водного пути, а также запустить петицию в интернете.

В тоже время, как заверяют в фонде «Интеркация», который координирует реализацию проекта с белорусской стороны, говорить о восстановлении водного пути пока рано.

«Решение о восстановлении этого водного пути не принималось. Технико-экономическое обоснование как таковое еще даже на министерском уровне не принято, потому что окончательной оценки этих документов на государственном уровне так и не было произведено. А стадия планирования и разработки проектной документации - это долгосрочная и, для меня, невидимая перспектива» , - рассказывает директор фонда «Интеркация» Иван Щедренок .

По его словам, этот проект будет продолжен только после проведения всеобъемлющей оценки воздействия на окружающую среду.

Известно, что проект Е-40, наряду с другими вопросами, обсуждался на заседании межправительственной украинско-белорусской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству 17-18 июля в Киеве. Победят ли аргументы экономистов и экологов доводы инициаторов проекта, пока сложно прогнозировать.

В тоже время экологические организации намерены идти в своей борьбе против Е-40 до конца.

«Мы готовы дискутировать с разработчиками Е-40, но, боюсь, они нас не переубедят» , - говорит Александр Винчевский.

По мнению независимых экономистов-аналитиков, проект Е-40 несет серьезные инвестиционные риски. Расходы на инфраструктуру белорусского участка могут составить, по предварительным оценкам, до 150 млн евро, которые, вероятнее всего, не окупятся.

Восстановление водного пути Е40 длиной 2000 километров, соединяющего Балтийское и Черное моря, проходит по территории Польши, Беларуси и Украины. Работа над проектом «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр – Висла» началась в 2014 году. Проектом предусмотрено, что водный коридор станет новым торговым маршрутом между портами двух морей и позволит перевозить до 4 млн тонн груза ежегодно.

Известно, что проект финансируется Евросоюзом. На сегодняшний момент в него уже вложено 900 тыс. евро. В будущем на строительство белорусского участка планируется вложить еще порядка 100-150 млн евро.

Заинтересованными сторонами строительства с белорусской стороны выступают Министерство транспорта и коммуникации и предприятия водных путей. Морской институт в Гданьске, выигравший тендер, провел технико-экономическое обоснование восстановления водного пути Е-40.

Следует отметить, проект вызвал много вопросов как со стороны экономистов, так и экологов.

Инвестиционные риски - высокие

На взгляд экономиста, научного сотрудника Варшавского университета Святослава Волосюка, проанализировавшего ТЭО, если на проект расходуется больше, чем он может дать стране и обществу, его реализация является нецелесообразной.

«Проанализировав документ, я могу отметить, что почему-то разработчики не включили в баланс выгод и затрат инвестиции в гидротехнические работы, финансировать которые предполагается из публичных некоммерческих источников (госбюджетов стран-участниц, фондов ЕС)», – рассказал он.

Кроме того, по его словам, баланс выгод и затрат учитывает лишь затраты, связанные лишь с двумя участками пути (Вислой и ее нижним течением и каналом, соединиящим Вислу и Мухавец), совершенно не учитывая затраты, связанные с участками в Беларуси и Украине.

По мнению аналитиков Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, реализация проекта и вовсе сопряжена с повышенными инвестиционными рисками, и сам проект, на их взгляд, экономически несостоятелен.

Они утверждают, что даже если проект удастся реализовать, как канал доставки Е40 будет интересен очень ограниченному количеству компаний-грузоотправителей, так как доставка по нему грузов не будет представлять явных преимуществ перед перевозкой иными видами транспорта. Сегодня, отмечают эксперты, водные пути неконкурентоспособны и уступают автомобильному и железнодорожному транспорту по всем ключевым показателям: сезонные ограничения, скорость доставки и т.д.

Однако разработчики технико-эконоимческого обоснования проекта предлагают сосредоточиться на мультиплицирующем эффекте для экономики в целом, а не делать ставку на окупаемость капитальных затрат. По оценке БСПН, такой эффект, вероятнее всего, будет отрицательным.

К примеру, ожидается, что на Е40 будет «переброшено» до 20% нынешнего грузопотока с железнодорожного и 10% – с автомобильного транспорта. В деньгах выпадающие доходы БелЖД могут составить порядка 250 млн долларов, а компаний автомобильного транспорта – 80 млн долларов в годовом исчислении.

При этом аналитическая группа БСПН отметила, что железная дорога и автоперевозчики работают прибыльно, кроме этого, тут созданы сотни тысяч рабочих мест. В то время как внутриводный транспорт в транспортной системе страны наименее конкурентоспособный и вообще самый проблемный.

Тем не менее, разработчики проекта закладывают серьезный рост грузопотока, чтобы выйти на окупаемость текущих расходов. В БСПН же считают, что есть риск, что после того, как проект будет реализован, будет соблазн задействовать административные ресурсы, и что, наиболее вероятно, для привлечения грузов на водный транспорт может быть использован механизм субсидирования водного транспорта, что приведет к значительным затратам из бюджета.

Поэтому, предлагают в БСПН, инвесторам и правительству следует «реки оставить в покое», а сосредоточиться на иных конкурентоспособных проектах: на модернизации погранпереходов и таможенных терминалов, а также модернизации железных дорог с целью увеличения пропускной способности и скорости передвижения поездов.

Смерть для Полесья

Нужно отметить, что особую обеспокоенность проект вызвал у экологов, поскольку маршрут затронет ряд важных природных территорий, и, в первую очередь, Припятское Полесье, которое называют «легкими Европы».

Как заметил старший научный сотрудник лаборатории орнитологии НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Павел Пинчук, Полесье – это территория глобальной значимости, и водный путь Е40 – это смерть для региона.

Экологи отметили, что спрямление русла реки Припять и изменение гидрологического режима могут привести к необратимым последствиям для окружающей среды, в частности, поставить под угрозу исчезновения ряда видов птиц.

Отметим, что на сегодняшний день под меморандумом против строительства водного пути Е40 подписались 20 экологических организаций из Беларуси, Польши и Украины. Против строительства водного пути высказались администрация парка «Припятский», Полесского радиационного-экологического заповедника и ЦНИИКИВР.

Проект Е40 по созданию водного коридора, который соединит Балтийское и Черное море по рекам Беларуси, Польши и Украины, вышел на финальную прединвестиционную стадию. Независимые эксперты и экологи забили тревогу: этот проект нанесет невосполнимый вред экологии Беларуси, однако ожидаемых выгод для страны не принесет.

Секретарь трансграничной комиссии по восстановлению водного пути Е40 Андрей Рекеш на форуме в Минске в марте 2017 года сообщил, что Беларусь, Польша и Украина планируют подать совместную заявку в Еврокомиссию на реализацию проекта по созданию проектной документации и проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) для восстановления водного пути Е-40.

Проект за европейские деньги

Проект Е40 планируется реализовать преимущественно за счет европейских денег. На его реализацию, по экспертным оценкам, суммарно потребуется около 12,72 млрд. евро. Основная часть капитальных вложений (около 12 млрд. евро) предназначена для польского участка водного транспортного коридора Висла – Брест. Работы на украинской территории потребуют около 31 млн. евро.

Для обустройства белорусского участка Е40 нужны, по предварительным оценкам, инвестиции в размере 96,2-171,2 млн. евро. Эти работы включают реконструкцию существующих гидравлических сооружений на восточном склоне Днепро-Бугского канала стоимостью около 19,8 млн. евро, строительство новых гидроузлов на реке Припять, включающие современные судоходные шлюзы стоимостью 56-120 млн. евро, создание судоходного участка международного водного пути Е-40 на польско-белорусской границе стоимостью 5-15 млн. долларов, модернизацию водопитающей системы Днепро-Бугского канала – строительство водохранилища «Жировское» стоимостью 11,7 млн. евро и т. д.

Белорусские чиновники считают, что процесс восстановления водного пути Е-40 будет более успешным, если Польша, Беларусь и Украина подпишут межправительственное соглашение о создании Речной комиссии.

Однако, добавляют они, о начале серьезных строительных работ в рамках проекта можно будет говорить после согласования всех вопросов - то есть, предположительно, лет через пять.

Экономические риски проекта Е40

Недавно в Беларуси впервые проведен независимый аудит проекта Е40 (экономический, биологический, гидрологический). Результаты аудита обсуждались 19 июля на пресс-конференции в Минске с участием экспертов и экологов Беларуси и Польши.

Обратим внимание на результаты экономического аудита проект Е40.

Эксперты Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей (БСПН) заострили внимание на повышенных инвестиционных рисках данного проекта.

Они отмечают, что положительный эффект проект будет иметь лишь на этапе освоения инвестиций на белорусском участке Е40. Но в долгосрочном плане он не станет серьезным импульсом для развития транспортной системы Беларуси.

Дело в том, что внутренний водный транспорт сегодня заметно уступает автомобильному и железнодорожному транспорту и по скорости доставки, и по возможности оперировать малыми объемами грузов, и по использованию гибких схем логистики, а также из-за сезонных ограничений. К тому же при поставке товара по воде, как правило, возникают дополнительные звенья по его перегрузке, что повышает себестоимость доставки.

Неслучайно в Беларуси с 2011 года перевозки грузов внутренним водным транспортом снижаются. В 2016 году грузооборот внутренних водных путей составил лишь 21 млн. тонно-км, или 0,017% от грузооборота по всем видам транспорта. Перевезено 2,1 млн. тонн грузов (0,5% от показателя в целом по стране).

В Минтрансе Беларуси считают, что в случае успешной реализации проекта Е-40 можно будет перевозить в обоих направлениях до 6 млн. тонн грузов в год: это калийные удобрения, нефть, нефтепродукты, контейнерные грузы и т. д.

Эксперты обращают внимание, что перевозить по реке можно весьма ограниченную номенклатуру грузов, - в основном насыпные, наливные и проектные. В Беларуси лишь для считанных предприятий перевозки по Е40 могут иметь экономический смысл. Это, в частности, ОАО «Беларуськалий», Мозырский НПЗ, «Гранит» (производит щебень). Для большинства белорусских предприятий водный маршрут Е40 либо вообще не представляет интереса как канал доставки товара. Тем более, что Е40 не создает видимых преимуществ даже для доставки той продукции, которая может быть перевезена по реке.

Конкурентоспособность маршрута сомнительная

Согласно оценкам Морского института Гданьска, доставка грузов водным транспортом становится конкурентоспособной в сравнении с автомобильным и железнодорожным транспортом, если объем перевозимого груза составляет не менее 1 тысячи тонн на расстояние не менее 500 км.

Но в этом случае возможная экономия нивелируется из-за длины маршрута. Например, протяженность Е40 между его крайними точками Гданьском и Херсоном составляет более 2 тыс. км. В то же время по автомобильным и железным дорогам путь между этими городами составляет около 1600 км. Провоз сорока 40-футовых контейнеров баржей от Гданьска до Херсона без остановки в портах следования займет около 14 дней, или около 290 часов. Доставить такое же количество грузов по железной дороге можно за 66 часов, автомобильным транспортом – за 31 час.

По оценкам Container Trades Statistics, ежегодный поток контейнерных грузов, доставляемых водным путем из Азии в Европу, составляет более 15 млн. 20-футовых контейнеров TEU. При этом в последнее время растут объемы разовой доставки: на рейсы выходят контейнеровозы, которые сразу перевозят более 10 тыс. контейнеров. Суэцкий канал, через который проходят водные маршруты между Европой и Азией, сейчас способен пропускать контейнеровозы, перевозящие до 19 тыс. контейнеров TEU. Укрупнение фрахта объясняется желанием снизить расходы и обеспечить конкурентоспособность доставки по воде в сравнении с железнодорожной транспортировкой.

Эксперты считают, что Е40 вряд ли заинтересует операторов международных контейнерных перевозок между Китаем, Юго-Восточной Азией и Северной Европой.

Дело в том, что крупные контейнеровозы не смогут воспользоваться Е40 из-за габаритов кораблей и ограничений для осадки судна. К тому же перегрузка контейнеров на суда типа «река – море» или «река» для дальнейшей транспортировки по внутреннему водному пути в направлении портов Северной Европы повлечет дополнительные временные и финансовые потери. При этом для перевалки грузов с одного крупного контейнеровоза, условно перевозящего 10 тыс. контейнеров TEU, понадобится до 100 речных судов, способных единовременно доставлять лишь около ста контейнеров TEU.

Перевалка с последующим движением грузов по всей протяженности Е40 (более 2 тыс. км) по направлению к портам Северной Европы займет около 20 дней. Между тем, крупный контейнеровоз за более короткий срок может обогнуть Европу по морю и прийти в порт конечного назначения без лишнего звена в цепочке доставки.

В пользу обходного морского пути складывается и логистика доставки контейнерных грузов между странами Северной Европы и Ближнего Востока.

Авторы Е40 рассчитывают, что внутренний водный путь может быть включен в интермодальную цепочку поставки контейнеров, доставляемых железнодорожным транспортом из Китая в Европу. Но и этот вариант, по мнению экспертов, также мало привлекателен для грузоотправителей и логистических операторов, поскольку создает дополнительное звено в цепочке поставки и увеличивает время в пути.

Сейчас грузовой состав преодолевает расстояние от границы Китая с Казахстаном до границы Беларуси с ЕС за 6 дней, а на дорогу от пункта загрузки во внутренних районах Китая до пункта разгрузки на конечной станции следования в Европе поезду нужно 10-14 дней.

При доставке грузов в Северную Европу (Норвегию, Швецию, Финляндию) может понадобиться перегрузка на водный транспорт. Теоретически это можно сделать на терминалах внутренних портов Е40, например, в Бресте. Но в этом случае на перемещение судна по внутреннему водному пути в сторону Балтийского моря потребуется дополнительно 5-6 дней, тогда как грузовой состав может прибыть сразу в терминал прибалтийского порта для перегрузки на морское судно.

Не окупаемый проект

Авторы ТЭО проекта признают, что окупаемость инвестиций по обустройству Е40 в обозримой перспективе не просматривается, - можно рассчитывать лишь на окупаемость текущих расходов на работу флота и обслуживание инфраструктуры. В таком случае инвестиции в проект можно считать оправданными, если достигается заметный мультиплицирующий эффект для экономики. Однако, как считают эксперты, влияние Е40 на экономику Беларуси будет незначительным.

Очевидно, что Е40 как канал доставки потенциально интересен весьма ограниченному количеству субъектов хозяйствования. И даже после модернизации этот водный путь не будет иметь очевидных конкурентных преимуществ.

Ведь сегодня участок Е40 от Бреста до Херсона (Днепро-Бугский канал, Припять, Днепр) полностью судоходный. По нему могут перемещаться баржи проектов 775 и 775А грузоподъемностью до 1100 тонн. По этому показателю баржи являются эквивалентом железнодорожного состава и могут перевозить различные насыпные и навалочные грузы: стройматериалы, металлопрокат, древесину, а также проектные грузы. Можно даже организовать доставку баржами любых генеральных грузов в контейнерах. Однако этот потенциал не реализуется

Сейчас Белорусское речное пароходство имеет 107 барж, 16 единиц несамоходного флота (барж) проекта 187Г грузоподъемностью 350 т, 51 буксировочный катер. Но так как грузоотправители не проявляют большого интереса к доставке внутренними водными путями, возможности флота не задействованы. На участке Е40 обслуживаются грузопотоки в основном белорусского производителя строительного щебня - РУПП «Гранит».

Эксперты считают, что модернизация Е40 принципиально не изменит условий доставки, - она, по сути, позволит лишь повысить уровень воды для прохождения судов большей грузоподъемности. Можно, конечно, попытаться привлечь грузы на Е40 с помощью административного ресурса. Но это потребует субсидирования тарифов, на что правительство, ориентированное на снижение госрасходов, сегодня вряд ли пойдет.

Эксперты считают, что стоит смириться с угасающей ролью внутренних водных путей. Разумнее инвестировать в более перспективные проекты. В частности, в модернизацию погранпереходов и таможенных терминалов, модернизацию и электрификацию железных дорог, строительство новых автомобильных дорог и повышение их скоростного режима, совершенствование логистической инфраструктуры и т. д. То есть, в тем проекты, которые могут принести ощутимый экономический эффект, не нанося непоправимого вреда природе.

Вариант регулировки реки Припять, предполагающий строительство 6 плотин.

Совмин торопится. Распоряжение вице-премьера Анатолия Калинина от 15.11.2017 № 37/22пр (у редакции «БР» есть текст документа) предполагает включение международного водного пути Е40 в Государственную инвестиционную программу на 2018 год. Бюджетное финансирование хотят направить на работы в русле Припяти, а также на реконструкцию сооружений Днепро-Бугского канала. Минтрансу поручено проработать вопрос привлечения финансовых средств на развитие Е40 от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и других международных доноров.

В районе поселка Нижние Жары Брагинского района в рамках инвестиционного договора предполагается строительство портовой инфраструктуры с передачей в концессию участка Днепра.

Анатолий Калинин распорядился организовать в январе 2018 года встречу с польской стороной на высоком правительственном уровне для обсуждения предложений по развитию портовой инфраструктуры и перевозке грузов водным транспортом.

На выполнение поручений отведены сжатые сроки. Большинство документов госорганы должны положить на стол правительства уже в декабре - январе.

Карта с украинцами

Кроме того, итогом встречи министра транспорта Беларуси Анатолия Сивака и министра инфраструктуры Украины Владимира Емельяна, прошедшей 5 декабря в Киеве, стало согласование проекта дорожной карты, включающей этапы по развитию судоходства на реках Днепр и Припять, сообщила пресс-служба украинского Министерства инфраструктуры. Как было отмечено на встрече, реализация проекта потребует привлечения средств от международных финансовых организаций и доноров. Одним из наиболее вероятных инвесторов также был назван ЕБРР. К слову, на встрече присутствовали работники этого банка, а также Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и представительства ЕС в Украине.

Экологи в шоке

Таким образом, под убаюкивающие заявления некоторых чиновников о том, что идея обустройства Е40 находится на ранней стадии, вовсю раскручивается маховик одного из наиболее одиозных и экологически опасных проектов в истории современной Беларуси. Напомним, водный путь Е40 проходит между Балтийским и Черным морями, в том числе на белорусском участке - по Припяти, которая считается одной из последних рек Европы, сохранившихся в более-менее естественном состоянии.

Идеологи Е40 хотят приспособить этот водный путь для движения крупных грузовых судов типа «река-море». Такие суда имеют осадку 3-4 м. Чтобы обеспечить их безопасное прохождение, потребуется значительное вмешательство в русло Припяти, средняя глубина которой составляет около 1,5 м. По предварительным оценкам, необходимы возведение каскада плотин, дноуглубление и спрямление русла.

Обустройство Е40 значительно изменит гидрологический режим Припяти, а следом и всего Полесья. В местах плотин появятся водохранилища, под водой окажутся уникальные пойменные луга и леса. Сразу за плотинами вниз по течению уровень грунтовых вод, наоборот, будет снижаться. Экосистема будет серьезно нарушена. Если добавить сюда планы по перевозке по Е40 нефтепродуктов и калийных удобрений, которые следует отнести к категории опасных грузов, то становится очевидной угроза возникновения техногенных катастроф.

«Запуская финансирование, правительство само себя загоняет в капкан. Остановить проект будет трудно, а его реализация может серьезно нарушить вод­ный баланс в регионе и даже повлиять на локальное изменение климата», - отметил в интервью «БР» глава ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский.

Кому угрозы, а кому - возможность заработать

По словам собеседника, экспертное сообщество понимает угрозы, однако проблема в том, что всегда найдутся специалисты в тех или иных институтах, которые постараются обосновать проект.

Более того, его идеологи пытаются прикрыться благозвучными намерениями вроде «улучшения водохозяйственного баланса», реализации «транспортного и энергетического потенциала Припяти». Именно такая терминология присутствует в распоряжении № 37/22пр.

При этом правительство даже не предполагает какое-либо общественное или широкое экспертное обсуждение проекта, не пробует оценить угрозы, а сразу обязывает Минприроды и НАН Беларуси подготовить в рамках проекта Е40 концепцию комплексного развития потенциала больших рек и прилегающих территорий. По сути, государственные экологи получили задание обосновать превращение Припяти в канал. При таком развитии событий оценка воздействия на окружающую среду, которая должна сопровождать подобные проекты, рискует превратиться в банальную формальность.

«Полесье для белорусов и украинцев - это ценная неделимая экосистема, сохранение которой по своей стоимости куда дороже любых инвестиций», - убеждена председатель ОО «Багна» Ольга Каскевич.

Опрошенные «БР» экологи заявили, что намерены бороться за сохранение Полесья всеми доступными способами.