Фактологический анализ, или криминалистическое матрицирование. Психологические особенности проблемных детей

Верификация

Как логико-методологический прием исследования верификация сводит процесс установления истинности и доказанности собранных фактических данных по делу к их тщательной перепроверке, анализу, сопоставлению с другими имеющимися данными. В результате логика "выведения" в этих случаях сводится к логике "сведения", а индукция дополняется дедукцией. При этом результаты верификации как сформировавшейся информационной модели доказательственного вывода должны быть проверены и оценены с применением метода фактологического анализа, или криминалистического матрицирования, путем сопоставления сформированных им правовой и фактологической матриц. Фактически эти методы дополняют друг друга.

Фактологический анализ, или криминалистическое матрицирование

Это не только один из эффективных методов в криминалистическом процессуальном доказывании, но и метод, который может быть эффективным инструментом управленческой, административной и хозяйственной деятельности, связанной с проверкой должного выполнения тех или иных строго регламентированных действий определенным крутом лиц. С помощью этого метода в ходе расследования на основе собранных фактических данных формируется фактологическая матрица действий субъектов деяния в ходе совершения преступления, а на основе собирания и анализа правовых данных формируется правовая матрица, показывающая, как он должен был действовать в правовом поле. На основе наложения (сопоставления) этих матриц применяется должное правовое решение, венчающее процесс доказывания.

Тактические операции "доказывание"

Это особый вид тактических операций, целиком нацеленных на выявление, проверку, оценку фактов и обстоятельств, имеющих существенное доказательственное значение.

Большое значение для успеха криминалистической и процессуальной деятельности по доказыванию имеет умение правильно оценить возникающие в ходе нее следственные и судебные ситуации и соответственно выбрать наиболее оптимальные приемы действий по установлению возможных источников получения необходимой доказательственной и иной криминалистически значимой фактической информации и наилучшие способы ее извлечения и получения. При этом для получения необходимой фактической информации от свидетелей и потерпевших указанный подход позволяет разработать наиболее эффективные приемы установления с ними психологического контакта, в основном в условиях конфликтных ситуаций, возникающих при нежелании дачи ими правдивых показаний и при оказании других мер противодействия расследованию и проведению судебного следствия.

Криминалистическое мышление

Использование ситуационно-деятельного подхода при выборе наилучших приемов проведения следственных и судебных действий в целях получения необходимой информации для осуществления доказательственного процесса, в свою очередь, является важным элементом мыслительного процесса лиц, осуществляющих предварительное следствие, условно называемым "криминалистическим мышлением". Указанное мышление не случайно названо криминалистическим, ибо характеризуется рядом специфических криминалистических особенностей.

Во-первых, оно сформировалось на обобщении следственной практики поиска и изучения самых разных видов следственной информации, нередко противоречивого, на первый взгляд случайного характера и часто микроскопического уровня. Все это заставило криминалистов в такой поисково-познавательной деятельности использовать широкий комплекс различных мыслительных приемов, в особенности методического характера, из разных наук (приемы рефлексии, интерпретации, эвристики, не говоря уже о логике и психологии).

Во-вторых, в отличие от других мыслительно-поисковых процессов, это мышление достаточно хорошо приспособлено к решению мыслительных задач в разных ситуациях и в ходе судебного следствия. В том числе и в условиях противодействия ее осуществлению в уголовно-процессуальной и иной юридической деятельности. Это мышление позволяет создать наиболее эффективные технологии по поиску, собиранию и использованию необходимой информации для успешного расследования преступлений, а также в процессе выявления, изучения и использования юридически значимых фактов в любой другой юридической деятельности при реализации соответствующих правовых норм.

При этом нельзя не отметить, что ни одна из других юридических наук кроме криминалистики не уделяет должного внимания формированию у юристов аналитического мышления. На то, что разработка такого мышления у следователей должна быть важной задачей криминалистики, указывал еще Г. Гросс как родоначальник этой науки. Теоретическая разработка информационной модели современного криминалистического мышления является одной из важных задач криминалистической теории.

В уголовном судопроизводстве наряду с уголовным преследованием осуществляется деятельность по защите от него. Эти два вида противоположной деятельности служат одной цели - обеспечить правильное применение закона по уголовному делу, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения. Осуществляются они разными субъектами (следователь, адвокат) и имеют свои тактические приемы, методы и средства их проведения.

Представители адвокатского корпуса, не имея своей научно разработанной теории защиты и специфических приемов и методов ее осуществления, считая, что деятельность по уголовному преследованию и защите от него - две стороны одной медали и основаны на познании одних и тех же закономерностей, выступили с предложением выделить в криминалистике две подсистемы. Одна - традиционная, имеющая своей задачей оптимизацию приемов и методов уголовного преследования, осуществляемого профессиональными представителями стороны обвинения (следователь, дознаватель) с целью выявления лиц, совершивших преступление, установления их виновности и представления необходимых данных для принятия соответствующего правового решения по делу {криминалистика обвинения). Другая - нетрадиционная, направленная на оптимизацию деятельности по защите, осуществляемой профессиональными представителями (адвокатами) со стороны защиты {криминалистика защиты). При этом тактические основы обвинения и защиты предлагается разработать в рамках единой криминалистической теории.

С этим предложением, необоснованно расширяющим предметную область криминалистики, изменяющую свою устоявшуюся систему, трудно согласиться по следующим основаниям даже общего характера, без подробной детализации.

Во-первых, оно органически противоестественно сущности криминалистики в силу ее изначальной предназначенности. Фактически предлагается одновременная разработка в ней приемов и методов, которые могут затруднить расследование и даже служить средством противодействия ему при доказывании и установлении истины по делу. Перед адвокатом не стоят задачи выявления признаков преступления, розыска и изобличения виновных в нем лиц. Профессиональная функция адвоката - защита привлекаемого к ответственности лица от незаконного и необоснованного обвинения, способствование устранению из дела доказательств, полученных с нарушением закона и вменяемых в вину его подзащитному. Эта деятельность адвокатов далеко не всегда бывает разумно сдержанной, порой содержит элементы незаконного поведения, направленного на противодействие проведению расследования.

Во-вторых, характер закономерностей, свойственных защитительной деятельности профессиональных адвокатов, не носит специфического криминалистического свойства в силу разных целей и характера деятельности следователя, дознавателя и адвоката. Лишь в самом общем виде они могут иметь некоторую общую структуру, а их сущность совпадать никоим образом не может.

В-третьих, адвокаты, несомненно, могут иметь свои тактику и стратегию защиты. В их разработке они вправе использовать и все необходимое из тактико-методического арсенала криминалистики без изменения ее предметной области и системы. Но разрабатывать эти тактику и стратегию должна не криминалистика (в рамках этой науки) еще и потому, что в значительной степени их приемы и методы реализуются в ходе судебного следствия в условиях состязательности. Поэтому они должны разрабатываться учеными адвокатского корпуса. Для этого имеются соответствующие научные кадры, ибо существует Академия адвокатуры, в которой работает много видных ученых-криминалистов. Они могут разработать теоретические и практические основы тактики и методики проведения защитительной деятельности адвокатов. В этом им могут помочь и соответствующие криминалистические знания. В целом же вопросы о методах защитительной деятельности адвокатов и их роли в обеспечении должного правоприменения по уголовным делам требуют дальнейшего изучения.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что криминалистика является богатейшим источником технических средств, тактических приемов, методов расследования и различных технологий информационного характера, применение которых обеспечивает эффективность деятельности субъектов уголовного судопроизводства при расследовании и рассмотрении уголовных дел и должное использование ее результатов для принятия по ним соответствующих правовых решений.

— интегрированные отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука и т.д.).

Психические состояния человека

Весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время.

Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый — от пьяного, счастливый — от несчастного. Психическое состояние - как раз и характеризует особен ноет и психики человека в определенный промежуток времени.

При этом психические состояния, в которых может находиться человек, конечно, влияют и на такие его характеристики, как психические процессы и психические свойства, т.е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом. влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретая устойчивость, могут стать свойством личности.

Вместе с тем современная психология рассматривает психическое состояние как относительно самостоятельный аспект характеристики психологии личности.

Понятие психического состояния

Психическое состояние — понятие, которое используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности.

Поэтому психологическое состояние определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют. которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ответственных ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.п.).

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

  • на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
  • в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
  • в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
  • в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;
  • на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
  • на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора.

Так, если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребностей, то это ведет к возникновению позитивного состояния — радости, воодушевления, восторга и т.п. Если же вероятность удовлетворения того или иного желания низкая или вообще отсутствует, то психологическое состояние будет негативным.

В зависимости от характера возникшего состояния могут резко изменяться все основные характеристики психики человека, его установки, ожидания, чувства, или. как говорят психологи, «фильтры восприятия мира».

Так, для любящего человека объект его привязанности кажется идеальным, лишенным недостатков, хотя объективно он может таковым и не являться. И наоборот, для человека в состоянии гнева другой человек выступает исключительно в черном цвете, причем те или иные логические доводы очень слабо влияют на подобное состояние.

После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами, вызвавшими то или иное психологическое состояние, например любовь или ненависть, человек приходит к какому-то результату. Этот результат может быть следующим:

  • или человек реализует потребность, вызвавшую то или иное психическое состояние, и тогда оно сходит на нет:
  • или результат оказывается отрицательным.

В последнем случае возникает новое психологическое состояние — раздражения, фрустрации и т.п. При этом человек вновь упорно пытается удовлетворить свою потребность, хотя она и оказалась трудно выполнимой. Выход из этой сложной ситуации связан с включением механизмов психологической защиты, которые способны снизить уровень напряженности психологического состояния и уменьшить вероятность хронического стресса.

Классификация психических состояний

Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его , личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния являются, как правило, — системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью — являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:

  • на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;
  • состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
  • конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

  • оптимальные и кризисные состояния;
  • пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
  • психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном счете с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные — специфичный ответ на конкретный стимул, вторичные — изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности:

  • вторичные реакции адекватны первичным;
  • вторичные реакции превышают уровень первичных;
  • вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций.

Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.

Перейдем к краткой характеристике отдельных психических состояний.

Кризисные состояния личности

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры , иерархии ценностей, того значения, которое она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть несбалансированы, отдельные нравственные категории могут обрести статус сверхценности, образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни люди высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие — к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В этих случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система се ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью — социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них.

Состояние негативизма — превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов.

Ситуационная оппозиция личности — резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним.

Социальная отчужденность (аутизм) — устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимодействий с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые, враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности — устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности, даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (лат. depressio — подавление) — отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемые подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация , когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, или деперсонализация , когда индивид утрачивает возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение — недейственным.

Итак, в одних психических состояниях проявляются устойчивые личностно характерные состояния, но бывают и ситуативные, эпизодические состояния личности, которые не только не характерны для нее, но даже противоречат общему стилю ее поведения. Причинами возникновения таких состояний могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др.

- Знания, умения, навыки и привычки довольно тесно переплетены между собой; порой не всегда удается однозначно отнести то или иное качество человека к одной из этих четырех категорий.

Как соотносятся между собой эти четыре понятия: знания, умения, навыки и привычки? Лучше всего начать с рассмотрения примера. Предположим, один гражданин решил стать автолюбителем. Для этого он сначала решил получить права. Первым делом он получил знания : изучил теорию вождения, правила дорожного движения, почитал разные полезные и не очень статьи в интернете. Затем постепенно у него стали формироваться умения , гражданин, например, научился заводить машину и трогаться с места, выполнять некоторые маневры и т.д. Постепенно, по мере увеличения опыта, умения стали преобразовываться в навыки : гражданин стал заводить машину и выполнять маневры так, что в значительно меньшей степени сознательно контролировал эти процессы, многие вещи он стал делать уже на полном "автомате". Таким образом, умения, отточенные в практике, стали превращаться (компилироваться) в навыки. Когда автолюбитель только начинал водить машину, книжные знания постепенно переходили из разряда теории в разряд практики. Со временем уже все книжные знания нашли свою проверку в действительности, были найдены наиболее оптимальные (или близкие к этому) способы выполнения тех или иных операций.

Основное отличие навыков от умений - в том, что владение навыком подразумевает совершенное или просто хорошо отточенное выполнение тех или иных действий. Можно иметь навык стрельбы из винтовки или же навык езды по гололеду, но нельзя иметь навык управления государством или же навык писания монографий.

В каком-то смысле знания - это тоже умения, тоже навыки. Только эти умения и навыки касаются вербальной и вообще мыслительной деятельности человека. Можно сказать, что человек умеет отвечать на вопрос: "Кто автор поэмы "Евгений Онегин"?". Можно сказать, что у человека развит навык владения иностранным языком (хотя под владением иностранным языком в основном подразумеваются знания человека). С некоторой натяжкой, но так можно говорить. Основное отличие знаний от умений и навыков в том, что конкретные знания человека о том или ином объекте, явлении - это место этого объекта или явления в картине мира человека. Любое новое знание человека нельзя уподоблять новому файлу на жестком диске компьютера. Любое новое знание - это изменившаяся картина мира человека. Если картина мира не меняется, то это умение или навык. Да, в процессе освоения какого-то умения или навыка может появиться новое знание, но точно так же в процессе посадки яблони можно случайно услышать оперу Чайковского; нельзя же на основании этого отождествлять яблоню и Чайковского.

Знания, умения и навыки - это всё проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности. Но у человека, как и многих животных впрочем, далеко не каждое действие может быть осмысленным, целенаправленным и конструктивным. Дело в том, что есть такая вещь как привычка. Важно понимать, что привычка - это не только и не столько потребность что-то делать, сколько автоматизмы поведения, иногда простые, иногда сложные. Если, например, у человека имеется такая дурная привычка как алкоголизм, то это не просто потребность в периодическом употреблении этилового спирта, но ещё и определённые ритуалы, шаблоны поведения ("выпить за знакомство", "выпить по случаю праздника" и т.п.). Порой эти ритуалы, шаблоны оказываются сильнее самого их обладателя. Даже если человек бросил пить, но попав в определённую ситуацию, он не может удержаться и у него "рука сама тянется".

Есть привычки хорошие, например у человека, делающего после пробуждения утреннюю гимнастику. Есть привычки нейтральные. Такие, например, как у автолюбителя во время поездки слушать музыку. Но для всех привычек, хороших, плохих или нейтральных, характерно то, что как внутри самой цепочки действий, так и вызов самой этой цепочки действий, носит автоматический характер. Данный автоматизм в силу своего характера рано или поздно может нанести весьма существенный вред их обладателю. Даже если привычка носит положительный характер (как в случае с зарядкой), тем не менее весьма возможна ситуация, когда автоматизм может навредить (например человек опаздывает на работу, но все равно не может без утренней зарядки).

Самоменеджмент - это одно из важнейших условий достижения успеха. Научившись правильно распределять свое время, вы сможете эффективнее работать на пути достижения поставленных целей.

Определение самоменеджмента

На вопрос о том, какой ресурс в человеческой жизни является самым ограниченным, многие отвечают неправильно. Это не деньги или прочие блага, а именно время. Только научившись правильно распределять его для выполнения тех или иных действий, можно максимально приблизиться к достижению поставленных целей.

Самоменеджмент - это техника, которая подразумевает рациональное использование (также его называют тайм-менеджмент). Данная методика позволяет достигать лучших результатов при меньших нагрузках. Также речь идет о применении в работе эффективных методов, которые обеспечивают экономию ресурсов.

Если брать во внимание цель самоменеджмента, то она заключается в том, чтобы максимально использовать все имеющиеся ресурсы и сократить затраты времени на выполнение тех или иных операций.

Сущность самоменеджмента может быть выражена в следующих положениях:

  • определение целей (они непременно должны быть реалистичными и, желательно, конкретными);
  • создание в своем сознании картины успеха (включите сюда свое окружение и прочие моменты);
  • использование методики "больших скачков", которая подразумевает быстрый переход к конкретным действиям;
  • безусловная вера в собственные силы и достижение успеха;
  • сосредоточение на основных целях и отсеивание второстепенных;
  • умение держать себя в руках и начинать действия заново в случае неудачного опыта.

Можно сказать, что на данный момент самоменеджмент - это объективная необходимость не только для руководителей предприятий, но также и для любого другого человека, который хочет эффективно использовать свое время и успевать сделать как можно больше работы. Он должен стать своего рода привычкой, что достигается путем длительной работы над собой, выработкой усидчивости, а также умением мыслить рационально.

Функции самоменеджмента

Ежедневно решая те или иные задачи, мы порой не задумываемся о том, что занимаемся самоменеджментом. Тем не менее, чтобы достичь действительно значительных результатов, важно подходить к данному процессу осознанно и последовательно. Можно выделить следующие функции самоменеджмента:

  • целеполагание (вы должны четко представлять себе конечный результат в реальном выражении, которого вы хотели бы достичь по итогам своей деятельности);
  • составление плана (разработка детальной "дорожной карты", которая определит ваши шаги на пути к намеченным целям);
  • принятие решений (каждый шаг сопровождается наличием нескольких альтернатив, из которых вы должны сделать выбор);
  • организация своего рабочего времени и пространства (вы должны выработать для себя удобный график работы и четко его придерживаться, не отвлекаясь на посторонние занятия);
  • постоянный самоконтроль (важно проводить анализ соответствия достигнутых результатов запланированным не только на конечном, но и на промежуточных этапах работы);
  • налаживание коммуникаций и каналов информации (это, пожалуй, одна из важнейших функций, которая тесно взаимосвязана со всеми остальными).

Вышеперечисленные функции в указанной последовательности можно также воспринимать как этапы самоуправления. Стоит отметить исключительную важность каждого из них, а потому перешагивать через тот или иной пункт недопустимо. Важно понимать, что, несмотря на то, что на первый взгляд это выглядит сложно, а также отнимает много времени, со временем эти действия дойдут до автоматизма. Учтите, что самоменеджмент является не просто обязанностью, но выработанной привычкой эффективного и успешного руководителя.

Чем обусловлена необходимость самоменеджмента руководителя

Понятие самоменеджмента получило свое развитие ввиду того, что далеко не каждый человек умеет правильно организовать свое рабочее время и пространство. В результате некоторые цели так и остаются недостижимыми. Так, можно выделить следующие факторы, препятствующие успеху, обусловливающие необходимость такого явления, как самоменеджмент руководителя:

  • неспособность рационально расходовать свои временные и физические ресурсы;
  • отсутствие четких приоритетов как в жизни, так и в деловых вопросах;
  • неумение определять свои собственные цели;
  • заморозка работы по саморазвитию (достигнув определенного уровня, человек считает нецелесообразным дальнейшее самообразование, а потому начинает отставать от тенденций в бизнесе);
  • отсутствие навыков в принятии управленческих решений;
  • использование для решения проблем прагматичного подхода и неумение применять творческие методы;
  • неумение общаться с людьми, а также оказывать на них должное влияние и давление;
  • недостаток знаний в области управленческой деятельности;
  • неумение руководить подчиненными и эффективно организовывать их труд;
  • уделение недостаточного количества времени и внимания как собственному обучению, так и обучению сотрудников;
  • нехватка навыков в области формирования эффективно работающего коллектива (речь идет не только о подборе кадров, то также и расстановке их по рабочим местам).

Стоит отметить, что самоменеджмент руководителя важен не только в контексте его личных карьерных достижений, но также и для обеспечения успешной работы предприятия в целом. Только эффективный управленец может привести организацию и ее сотрудников к успеху. Только тот человек, который научился эффективно управлять собой и своим временем, сможет совладать с большой организацией.

Сущность самомотивации

Самоменеджмент и самомотивация - это одни из самых важных моментов не только в работе руководителя, но также и в повседневной жизни человека, который стремится к достижению успеха. Важно не просто научиться управлять своим временем, но также выработать в себе внутреннее желание работать, обусловленное определенными стимулами. Функцию самомотивации не стоит недооценивать. Порой человека может выбить из колеи, когда окружающие не верят в его успех или же сознательно занижают его достоинства. Данный же механизм подстегивает вас к дальнейшим действиям независимо от внешних обстоятельств.

Достичь настоящего успеха можно только в том случае, если вашу деятельность будут сопровождать такие механизмы, как самоменеджмент и самомотивация. Самый быстрый способ подстегнуть себя - это прислушаться к своим внутренним стимулам. Так, обратите внимание на свои физиологические потребности. Для удовлетворения большинства из них вам непременно понадобятся определенные средства, которые просто невозможно получить, если вы будете бездействовать, сидя в социальных сетях или просматривая телевизионные программы.

Потребностями более высокого уровня являются безопасность и уверенность в завтрашнем дне. Так, человек постоянно нуждается в жилье, одежде, развлечениях, а также определенном запасе средств на удовлетворение прочих потребностей. Сила мотивации зависит только от того, насколько высока ваша планка. Жить в съемной квартире или в собственном доме, одеваться на рынке или в брендовом магазине, отдыхать на даче или престижных курортах, отложить на будущее незначительную сумму или внушительный капитал - сила внутренних стимулов будет зависеть именно от ваших стремлений.

Несмотря на то что многие отрицают влияние общественного мнения, оно порой, является основным фактором самомотивации. Так, например, человек может ходить на работу, чтобы не прослыть бездельником и при этом довольствоваться невысоким положением и средней заработной платой. Некоторых людей самомотивация побуждает к активному продвижению по карьерной лестнице, получению высокого социального статуса, а также значительных денежных доходов.

Таким образом, самомотивация основывается на потребностях человека, которые описывает пирамида Маслоу. На нижней, базовой ступени стоят физиологические потребности. После того как они будут полностью удовлетворены, появляется желание ощущать уверенность в завтрашнем дне, прочность положения и безопасность. Также каждый человек стремится занять определенное общественное положение и создать о себе соответствующее мнение.

Методика самоменеджмента

Методы самоменеджмента можно разделить на несколько категорий:

  • Метод организационного управления подразумевает планирование дальнейшей деятельности, исходя из объективного анализа текущей ситуации. Речь идет как о внутренних, так и о внешних факторах.
  • Методика саморегуляции стресса состоит в том, чтобы научиться сопротивляться внешним негативным влияниям, сохраняя при этом психологическое равновесие и работоспособность.
  • Аутогенная тренировка - это одна из главных процедур, на которой основан самоменеджмент. Кратко ее можно описать как самовнушение и самоубеждение в собственных силах и способностях.
  • Медитация довольно часто используется для того, чтобы быстро восстановить силы и эмоциональное равновесие в перерывах между напряженной работой.

Можно сказать, что самоменеджмент - это непрерывная работа над собой. Речь идет не только о формировании определенных профессиональных навыков и умении эффективно расходовать свое рабочее время. Здесь также имеется в виду работа над собственной психикой. В итоге человек должен стать уверенным в собственных силах, а также научиться сохранять самообладание в стрессовых ситуациях.

Осуществление самоменеджмента

Технология самоменеджмента представляет собой определенную последовательность этапов, которая созвучна с его основными целями. Для начала необходимо определиться с целью, а также критериями, которые будут свидетельствовать о ее достижении. Для этого необходимо четко проанализировать текущее положение дел, после чего станут очевидны реально достижимые будущие показатели. Важно, чтобы конечный результат имел какое-то четкое выражение (например, количественное).

На следующем этапе необходимо обратить внимание на фактор информации, которая необходима для того, чтобы реализовать цель самоменеджмента. Данные могут поступать как из внутренних, так и из внешних источников. При этом они должны быть актуальными (то есть соответствовать реальной картине происходящего).

Планирование состоит в том, чтобы выработать четкий алгоритм действий по достижению поставленных целей. При этом важно предусмотреть возможные колебания во внутренней или внешней среде, чтобы определить альтернативные алгоритмы, которые позволят избежать негативных последствий и кризисных состояний.

Принятие решений - это один из важнейших этапов, из которых состоит самоменеджмент. Организации данного процесса стоит уделять особое внимание. Должны быть созданы комфортные условия для работы, а также полное обеспечение информацией, чтобы действия были осмысленными и соответствовали текущему положению дел.

Для эффективной реализации принятых решений важно обеспечить комфортные условия работы. При этом должны быть соблюдены как физиологические, так и психологические особенности. Ключевые задачи должны быть реализованы самостоятельно, а второстепенные могут быть делегированы подчиненным.

На всех этапах работы должен совершаться непрерывный контроль полученных результатов на предмет соответствия их запланированным. Это позволит вовремя выявить отклонения и отреагировать соответствующим образом.

рабочего времени

Принципы самоменеджмента могут быть описаны следующим образом:

  • Четкому планированию и распределению операций должно подвергаться только 60% рабочего времени. При этом оставшиеся 40% должны оставаться незанятыми на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, срочных переговоров, а также контактов как внутри организации, так и за ее пределами. Кроме того, запланированные вами дела чисто физически могут занять большее количество времени.
  • Планирование рабочего времени не должно иметь одномоментный характер. Данная работа должна проводиться регулярно и систематично. Кроме того, вы можете постоянно вносить коррективы в разработанную программу действий.
  • Плановые показатели должны быть реалистичными и разрабатываться на основе реальных возможностей каждого отдельно взятого человека. За основу можно брать отчетные показатели предыдущих периодов или специальные расчеты.
  • Для эффективного самоменеджмента важную роль играет такое понятие, как компенсация потерь времени. Имеется в виду, что если у вас появилось "окно" сегодня, то лучше его потратить на выполнение части задач, запланированных на завтра.
  • Составляя отчет о проделанной работе, фиксируйте не количество выполненных действий, а достигнутые результаты в реальном выражении. Это поможет создать объективную картину выполнения плана.
  • Для того чтобы выполнение работ производилось своевременно, важно, чтобы планы было четко согласованы во времени. Желательно завершать работы немного раньше дедлайна, чтобы иметь возможность внести необходимые коррективы.
  • Если планы составляются на разных уровнях (директор, линейные руководители, подчиненные), то они должны быть согласованы во времени.

Преимущества самоменеджмента

Эффективный самоменеджмент дает массу преимуществ как руководителям организации, так и людям, задействованным в любой другой сфере деятельности. Речь идет о следующих положительных моментах:

  • значительное уменьшение временных затрат, а также прочих ресурсов на выполнение тех или иных работ;
  • организация эффективного механизма трудовой деятельности, что обеспечивает более высокие экономические и прочие результаты, чем в обычных условиях;
  • отсутствие стрессовых ситуаций, которые связаны со спешкой из-за боязни не успеть закончить работу в срок;
  • если работа выполняется качественно, а также в рамках поставленных сроков, то она приносит моральное удовлетворение как руководителям, так и их подчиненным;
  • если у труда есть видимый результат, то это является своего рода мотивацией к дальнейшим активным действиям;
  • с каждым четко спланированным шагом растет уровень профессионализма и квалификации;
  • в процессе самоменеджмента вы занимаетесь поиском коротких путей достижения целей, на реализацию которых ранее уходило значительное количество времени.

Стоит отметить, что время, затраченное на планирование и организацию работы, полностью окупается не только конечными результатами деятельности, но также и полученными навыками по управлению собственными ресурсами.

Составляющие части самоменеджмента

Система самоменеджмента подразумевает под собой совокупность ряда взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают эффективную организацию рабочего процесса. Можно выделить следующие основные составляющие:

  • управление временем подразумевает правильное определение пропорций труда и отдыха, а также распределения длительности каждой из операций;
  • управление финансовыми средствами состоит в определении свободных ресурсов, а также тех, которые необходимо задействовать для достижения поставленной цели;
  • управление коммуникациями означает поиск связей и источников информации как во внутренней, так и во внешней среде;
  • управление рабочим пространством подразумевает правильную организацию рабочего места в соответствии с эргономическими и прочими требованиями.

Стоит отметить, что самоменеджмент - это сложный процесс, а потому и подходить к нему нужно комплексно. Если упустить одну или несколько составляющих, то в плане возникают так называемые узкие места, которые могут негативно сказаться на качестве работы, а также сроках ее выполнения. Подготовка к выполнению того или иного рабочего процесса требует определенных усилий и может занять некоторое время, которое позже окупится результатами.

Выводы

Одним из необходимых условий успешной и результативной работы является самоменеджмент. Он заключается в умении правильно распределять имеющиеся ресурсы, в том числе и временные. Стоит отметить, что довольно часто данное понятие отождествляют с тайм-менеджментом. И это не удивительно, ведь именно умение правильно организовать свой рабочий день обусловливает скорость и качество достижения целей. На данный момент, учитывая современный темп жизни, а также уровень конкуренции, самоменеджмент становится объективной необходимостью для тех людей, которые нацелены на результат.

Стоит отметить, что функции самоуправления во многом соответствуют функциям менеджмента. Для начала необходимо разработать цель, которая определит направление, в котором нужно двигаться. Далее она детализируется путем составления плана. Реализация его представляет собой последовательное принятие цепочки а также организации рабочего процесса. Если речь идет о предприятии, то между всеми его подразделениями должны быть установлены коммуникативные связи. И не стоит забывать о такой функции, как контроль, который может быть не только итоговым, но также и промежуточным.

Важно уделять внимание не только менеджменту, но также и самомотивации. Для того чтобы разобраться, при достижении тех или иных целей, стоит изучить Её базу составляют физиологические нужды. Это еда, одежда и прочее. Обеспечив необходимый минимум, человек задумывается о том, чтобы чувствовать себя в безопасности. Речь здесь идет о том, чтобы иметь уверенность в завтрашнем дне (чаще всего подразумевается финансовое благосостояние). Высшей категорией потребностей, которые мотивируют человека к деятельности, является общественное положение.

Психологические особенности
проблемных детей

КУРС ЛЕКЦИЙ

Учебный план

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. История развития представлений о проблемном детстве. Представления о норме как социально-психологическом нормативе. Виды типологических подходов. Трехкомпонентная модель анализа отклоняющегося развития
18 Лекция 2. Механизмы психического развития. Базовые составляющие развития, их структура. Формирование произвольной регуляции, пространственно-временных репрезентаций и аффективной организации. Феноменологические проявления и треугольник анализа
19 Лекция 3. Варианты тотального недоразвития психических функций. Особенности проявлений и возникающих у ребенка проблем. Определение образовательного маршрута
20 Лекция 4. Особенности вариантов и форм парциальной несформированности компонентов психической деятельности. Механизмы, феноменология, рекомендации по психологической помощи
Контрольная работа 1
21 Лекция 5. Варианты задержанного и дисгармоничного развития. Особенности причин, механизмов и наблюдаемых проявлений. Дифференциальная диагностика и рекомендации родителям и педагогам
22 Лекция 6. Особенности механизмов формирования различных вариантов искаженного развития. Дифференциальная диагностика расстройств аутистического спектра. Поврежденное и дефицитарное развитие
Контрольная работа 2
23 Лекция 7. Представление о поврежденном и дефицитарном развитии. Психическая травма как один из вариантов поврежденного развития. Понятие сложного нарушения развития
24 Лекция 8. Диагностические методики и способы их использования в деятельности психолога. Структура психологического заключения. Психологический диагноз как основа заключения
Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 3

Варианты тотального недоразвития психических функций

Особенности проявлений и возникающих у ребенка проблем.
Определение образовательного маршрута

В группе недостаточного развития можно выделить подгруппу тотального недоразвития.

Дети такой категории будут демонстрировать грубую недостаточность и произвольной регуляции деятельности, и пространственно-временных репрезентаций (см. лекцию 2, № 18/2008). Эти составляющие механизмов психического развития дефицитарны начиная с самых «глубоких» уровней: регуляции движений (в первую очередь, возможности осуществлять сложные двигательные программы) до когнитивной составляющей (пространственно-временных репрезентаций).

У детей названной группы наблюдаются также различные варианты нарушений в формировании аффективной организации (2, 3, 4-го уровней). Особенно это характерно для детей с аффективно-неустойчивым и тормозимо-инертным типами (см. ниже ).

Несомненно, что выраженность проявлений подобной недостаточности чаще всего прямо пропорциональна масштабу поражения центральной нервной системы.

В то же время следует отметить, что и социальные условия развития, и особенности пространственно-функциональной организации мозговых систем могут внести свой специфический вклад в степень выраженности тотального недоразвития .

В свою очередь и специфика формирования функциональной организации мозговых систем, как правило, значительно утяжеляет общую картину проявлений тотального недоразвития, снижает адаптационные возможности ребенка.

Совершенно очевидно, что основным диагнозом, выставляемым медиками для этой категории детей, является «умственная отсталость», которая в МКБ-10 имеет шифр: (F70.х - F79.х). Знаки после точки (ставящиеся вместо буквы х), указывают степень выраженности нарушений поведения (0 - минимальные нарушения; 1 - значительные поведенческие нарушения). Иногда при неявно выраженных нарушениях медики могут поставить диагноз «Легкое когнитивное расстройство» (шифр F06.7).

Следует отметить, что данный диагноз не совсем подходит под описываемую категорию детей, но в настоящее время он стал все чаще встречаться в медицинских заключениях.

Иногда при специфических расстройствах поведения ставится диагноз «Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями» (шифр F84.4). В этом случае обязательна дифференциальная диагностика нарушений аффективного развития (расстройства аутистического спектра).

При сборе анамнестических сведений у родителей детей с тотальным недоразвитием наиболее часто выявляется значительное количество признаков, отражающих неврологическое неблагополучие (чаще всего признаки раннего повреждения ЦНС), а также выраженное замедление сроков формирования всех психологических образований первого–третьего года жизни.

Существенно замедленны темпы моторного развития - сроки, когда ребенок садится, самостоятельно встает, начинает ходить. Иными словами - возраст, когда ребенок начинает произвольно (то есть целенаправленно) регулировать свою двигательную активность.

При этом отставание в моторном развитии может быть различным - вплоть до грубого отставания, однако во всех случаях это отставание обусловлено не первичным поражением двигательной системы, а именно недостаточной сформированностью интегративных форм сенсомоторной деятельности.

Сильно сдвинуты во времени и сроки предречевого и собственно речевого развития - гуление, лепет, первые слова, задерживается и понимание речи взрослого.

При оценке аффективного развития выявляется значительное запаздывание времени появления комплекса оживления, другие адекватные дифференцированные социально-эмоциональные реакции (в тяжелых случаях они вообще могут не формироваться). В целом можно говорить о снижении или даже отсутствии познавательного интереса, отсутствии проявлений специфичных для детей «исследовательских» форм поведения, а в целом - о выраженной недостаточности «активности к развитию», усугубляемой низкими ресурсными возможностями ребенка.

Нами выделяются три типа тотального недоразвития:

- простой уравновешенный;

- аффективно-неустойчивый;

- тормозимо-инертный.

Практика нашей деятельности показала, что для решения задач образования и определения индивидуально ориентированного образовательного маршрута в целом вполне достаточно рассматривать три степени выраженности тотального недоразвития: легкую, умеренную и выраженную (глубокую).

Простой уравновешенный тип

Для простого уравновешенного типа наиболее характерным является относительная уравновешенность в поведении ребенка, сочетающаяся с непосредственностью реакций, присущей детям значительно более младшего возраста, или, наоборот, сниженность, «приглушенность» ориентировочного реагирования. Деятельность долго имеет манипулятивный, подражательный характер, Дети, как правило, зависимы, несамостоятельны. Они весьма ориентированы на оценку другого человека и достаточно правильны в поведении.

При оценкевнешнего вида отмечается наличие внешней стигматизации, диспластичность элементов головы, лица (сдавленные виски, своеобразная форма носа или ушей, специфичный разрез глаз, приоткрытый рот, нередко слюнотечение, слишком близко или слишком широко расставленные глаза, измененные зубы, необычная структура тела, форма ладоней). Могут наблюдаться признаки эндокринопатии (в частности, ожирения). Ребенок держится без дистанции, быстро становится «дурашливым».

Часто видны признаки полевого, нецеленаправленного поведения. Однако ребенок чаще всего управляем взрослым, доступен для процедуры обследования. В целом поведение такого ребенка в процессе диагностики можно описать как условно «правильное». Общая моторика дисгармонична, мелкая моторика развита слабо, ребенку с трудом даются точные, координированные движения.

Темп деятельности, как правило, замедленный, хотя ребенок может быть и быстрым, импульсивным. Последнее часто наблюдается вследствие некритичности к результатам собственной деятельности - ребенок выполняет задания достаточно быстро, но неправильно. Возможные колебания темпа деятельности не зависят от сложности и характера предлагаемых заданий.

Работоспособность может быть как сниженной, так и нормативной. Часто такие дети мало пресыщаемы, могут долгое время заниматься однотипной несложной «механической» деятельностью.

Наличие левосторонних латеральных (как моторных, так и сенсорных) предпочтений встречается не чаще, чем обычно, что осложняет общую картину поведения и динамику развития в целом.

Самостоятельный контроль за результатами собственной деятельности малодоступен. Иногда ребенок с трудом работает даже под контролем взрослого, не удерживает алгоритм задания, не в состоянии сравнить полученный результат с требуемым. На фоне утомления его деятельность становится импульсивной.

Хотя для простого уравновешенного типа тотального недоразвития специфично наличие адекватных форм поведения на бытовом уровне, в целомадекватность поведения недостаточна.

Критичность ребенка, в первую очередь к результатам своей деятельности, чаще всего грубо снижена, хотя он адекватно реагирует на похвалу или неодобрение со стороны взрослых.

Обучаемость также снижена, перенос освоенных навыков на аналогичный материал порою очевидно затруднен даже при подаче его в наглядно-действенной форме. Темп обучения значительно замедлен. Таким образом, существенное снижение этих трех показателей (критичность, адекватность и обучаемость) является особенностью для всех типов тотального недоразвития.

При данном типе тотального недоразвития отмечается грубая несформированность (дефицитарность) всех психических процессов и функций. Страдают «сложные» интегративные уровни когнитивной сферы, связанные с обобщением, анализом и синтезом (как отмечается практически во всех исследованиях), снижен уровень понятийного мышления, а также наличествует выраженная недостаточность элементарных компонентов познавательной деятельности.

Отмечается значительное снижение результативности выполнения заданий вербального-логического и перцептивно-действенного характера, отсутствие стратегии их выполения.

Игра таких детей, как правило, примитивна, сюжетно и эмоционально обеднена и манипулятивна. Ребенок не принимает условности игры, в дошкольном возрасте мало использует предметы в качестве игровых заместителей. В общих играх дети достаточно некритичны к своей несостоятельности, часто ведут себя неадекватно игровой ситуации. В играх с другими детьми ребенок играет пассивную роль, нуждается в тщательной организации и планировании игры.

При анализе аффективно-эмоциональной сферы отмечаютсяпризнаки эмоциональной уплощенности, ребенок зависим, несамостоятелен. При этом незлобен, чаще благодушен, чем раздражен. Самооценка неадекватна, ориентирована на оценку другого человека, в том числе и другого ребенка. В силу снижения критичности притязания на успех неадекватны, могут быть завышены.

При проведении развивающей и коррекционной работы следует учитывать и феноменологические особенности, и особенности сформированности регуляторного и когнитивного компонентов познавательной деятельности. Может быть использован широкий спектр развивающе-коррекционных направлений работы, но есть и приоритетные. К ним можно отнести программы по развитию межанализаторных взаимодействий (зрительно-, слухомоторные координации), развитие произвольных форм регуляции психических функций и поведения, в том числе функций программирования и контроля, а также формирование пространственных представлений начиная с уровня «от тела». В качестве программы развития аффективно-эмоциональной сферы необходимо выделить, в первую очередь, тоническую стимуляцию за счет организации ритма аффективной жизни, подключение к работе опору на чувственный опыт ребенка.

Основным специалистом по работе с ребенком, несомненно, является учитель-дефектолог. Чаще всего необходимо подключение логопеда. Так же необходимо наблюдение врача-невролога и детского психиатра с целью определения возможной медикаментозной терапии. В большом количестве случаев требуется консультация профильных специалистов (генетик, эндокринолог и др.). Коррекционная деятельность психолога с ребенком является в достаточной степени вспомогательной. При взаимодействии с родителями делается акцент на разъяснение и включение матери или лица, ее заменяющего, в работу по развитию ребенка. В большинстве случаев необходима психотерапевтическая поддержка семьи.

При данном типе тотального недоразвития следует ожидать достаточно медленной динамики развития. При адекватно подобранных темпах и программах развития и, самое главное, адекватной образовательной программе образование и социальная адаптация будут удовлетворительными. При неблагоприятных условиях возможна девиация состояния в сторону аффективно-неустойчивого, реже - тормозимо-инертного типа, что может значительно осложнить социальную адаптацию.

Аффективно-неустойчивый тип

Аффективно-неустойчивый тип тотального недоразвития характеризуется, в первую очередь, выраженной импульсивностью - достаточно грубыми нарушениями целенаправленности, самоконтроля, регуляции и организации своего поведения и деятельности при явном интеллектуальном дефиците. Характерны немотивированные перепады настроения от эйфории к дисфории, и наоборот. Дети, как правило, быстро пресыщаемы, и именно на фоне пресыщения или истощения чаще всего и возможны аффективные вспышки деструктивного характера. У детей наблюдается расторможенность витальных влечений - жажды, пищевых и др. А в подростковом возрасте особенно ярко проявляется расторможенность сексуальных влечений.

В целом дети этой категории демонстрируют более низкие результаты выполнения тех или иных действий и заданий, чем дети с простым уравновешенным типом, в силу более грубого недоразвития регуляторных функций, выступающих на первый план поведенческих проблем.

Среди этой категории значительно чаще встречаются дети с органическими заболеваниями и ранними повреждениями ЦНС. Тип латеральных предпочтений часто смешанный. Оба фактора негативно сказываются и на актуальном состоянии ребенка, и на прогнозе его развития в целом.

Как и в предыдущем случае, достаточно часто отмечаются внешняя стигматизация, диспластичность, специфичные особенности строения лица и тела. Еще чаще наблюдаются признаки эндокринопатии.

При этом поведение, как правило, носит полевой характер, ребенок импульсивен, эйфоричен или, наоборот, дисфоричен, может быть агрессивен. Очень легко переходит от эйфории к дисфории, часто не имеющими актуальной причины.

Ребенок держится без дистанции, фамильярен и упорен в своих желаниях и потребностях, грубо некритичен в своих естественных проявлениях (может рыгнуть, выпустить газы, обмочиться во время обследования, ничуть не смущаясь от этого). Ориентировочная реакция повышена, неадекватна силе побуждающего воздействия среды. Наблюдаются выраженные признаки полевого, нецеленаправленного поведения, с трудом управляем взрослым, порой недоступен процедуре обследования. Отмечается выраженная моторная неловкость. Поведение такого ребенка в процессе диагностики можно описать как «неадекватное, грубо импульсивное и полевое».

Как уже говорилось, снижение (в большей или меньшей степени) показателей адекватности и критичности при анализе особенностей детей с тотальным недоразвитием является специфичным. Однако для детей с аффективно-неустойчивым типом эти характеристики наиболее ярко выражены.

Темп деятельности , как правило, неравномерен, чаще импульсивно убыстрен. Нецеленаправленный характер деятельности и даже высокий темп не сказываются на продуктивности и результативности деятельности. Она остается малопродуктивной и хаотичной. В основном работа идет путем нецеленаправленных проб и ошибок. Присутствует некритичность, по сути, отсутствие мотивации к улучшению результатов.

Темп внеучебной деятельности и работоспособность могут быть фактически не сниженными, ребенок бывает достаточно работоспособен в своей привычной деятельности, но при необходимости удерживать логику поведения крайне быстро устает и демонстрирует весь репертуар своих поведенческих особенностей. Дети быстро пресыщаемы, не могут даже недолгое время заниматься однотипной несложной деятельностью, достаточно быстро проявляя негативизм и аффективные вспышки разного рода.

Характеристики работоспособности детей этой группы и особенности их темпа деятельности будут тем сильнее снижены, чем больший вес приобретает органическая составляющая причинного уровня (повреждений ЦНС).

Для них более характерно наличие знаков смешанной латерализации , чем при простом уравновешенном типе тотального недоразвития.

Обучаемость новым видам деятельности (основной для этих групп детей показатель)крайне замедленна, как и темп обучения, в том числе и за счет неадекватности, некритичности ребенка к результатам собственной деятельности и отсутствия мотивации к работе. Общее впечатление об обучаемости, как правило, хуже, чем объективно может быть на самом деле, именно вследствие поведенческих особенностей.

Познавательная деятельность не только характеризуется тотальным недоразвитием всех ее составляющих, но и имеет ряд отличительных особенностей. Отмечается низкая результативность выполнения как вербальных, так и невербальных заданий (сопровождающаяся специфичным поведением). Ребенок работает методом хаотических проб и ошибок, что не может не сказаться на результатах выполнения заданий.

То есть при аффективно-неустойчивом типе тотального недоразвития отмечается грубая несформированность регуляторных функций всех уровней, сопровождающаяся иерархичным недоразвитием высших психических функций (включая языкоречемыслительную деятельность, различные виды памяти, внимания, слухового и зрительного гнозиса, конструктивного праксиса и т.п.).

Чем глубже степень тотального недоразвития, тем больше с возрастом ребенок отстает по всем параметрам когнитивного развития от нормативных показателей данного возраста, что к тому же усугубляется проблемами поведенческого характера.

Характер игры по содержанию мало чем отличается от игры детей с простым типом тотального недоразвития, но в общении со сверстниками такой ребенок чаще может быть деструктивен, агрессивен и вспыльчив. Практически невозможен самостоятельный продуктивный контакт с другими детьми из-за грубой некритичности. Игра носит одновременно манипулятивный и деструктивный характер. Такой ребенок не столько стремится занять ведущую позицию в игре, сколько некритично относится к своим игровым возможностям, достаточно грубо импульсивен (именно вследствие этого игра чаще всего деструктивна).

Ребенок вспыльчив, неуправляем, легко переходит от эйфории к дисфории и агрессии. Эмоциональный фон нестабилен. Проявляется крайняя импульсивность во всех сферах. Ребенок чрезвычайно зависим от своих витальных потребностей, не способен их контролировать. Отсрочка или невыполнение желаний вызывает бурные аффективные вспышки, порой с элементами не только агрессии, но и аутоагрессии.

Для таких детей принципиально важно любую коррекционную работу проводить на фоне или непосредственно после курса как специфической, так и неспецифической медикаментозной терапии. Следовательно, при определении последовательности включения в работу с детьми специалистов разного профиля приоритет отдается детскому психиатру и неврологу. Дальнейшая работа должна быть направлена на формирование произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля, поскольку без этой «базы» деятельность олигофренопедагога и логопеда может оказаться просто невозможной.

Необходимо также проведение масштабной психотерапевтической работы с семьей ребенка, в первую очередь чтобы обосновать необходимость лечения ребенка.

Такая же работа показана и при психолого-педагогическом сопровождении. Это необходимо вследствие общей дезадаптации как самого ребенка, так и его родителей, значительных искажений социальных контактов семьи с социумом (связанных не только со спецификой поведения ребенка, но и с чрезвычайно низкой положительной динамикой его развития и обучения).

В качестве ведущего специалиста для этой категории детей надо признать психиатра, и лишь при значительном уменьшении поведенческой неадекватности, создании возможности управления ребенком возможно проведение коррекционных занятий учителем-дефектологом, логопедом и психологом (необходимо, в частности, проведение коррекционной работы по формированию произвольной регуляции).

Прогноз развития определяется своевременным обращением к психиатру и/или неврологу и адекватным подбором методов лечения. В целом при раннем начале коррекционной работы всеми специалистами возможно фронтальное обучение в адекватном возможностям ребенка виде образовательного учреждения (специальная коррекционная школа 8-го вида, индивидуальное обучение и т.п.). Прогноз социальной адаптации может быть даже удовлетворительным. В противном случае (учитывая низкую динамику развития, осложненную поведенческими проблемами) приходится говорить о неблагоприятном прогнозе и недостаточной для самостоятельного существования социальной адаптации.

Тормозимо-инертный тип

Спецификой детей с тормозимо-инертным типом тотального недоразвития является (помимо выраженных проблем формирования всех сторон познавательной деятельности) еще и значительная вялость, заторможенность, инертность (ригидность), низкий уровень психической активности в целом. Достаточно часто при этом типе отклоняющегося развития в качестве причин выявляется такое специфическое органическое поражение ЦНС, как эпилепсия или различные формы эпилептического синдрома. Это, в свою очередь, приводит к формированию истинной инертности, ригидности, «тугоподвижности» протекания мыслительных процессов,

В раннем возрасте наблюдаются признаки поражения ЦНС вследствие пре- и перинатальной патологии. Нередко отмечаются признаки не только гиповозбудимости - низкой двигательной и психической активности, но и сниженного мышечного тонуса.

Как и при вышеописанных типах тотального недоразвития, могут присутствовать признаки внешней стигматизации, часто отмечается повышенная саливация, дети бывают слишком упитанны. Ребенок выглядит тихим, заторможенным, вялым и неактивным. Не сразу понимает, чего от него хотят, очень долго «въезжает» в ситуацию. Часто ребенок чрезмерно зависим от взрослого. Выявляются множественные признаки моторной неловкости - дети неуклюжи, двигательная сформированность явно недостаточна.

По мере вступления в контакт ребенок может заинтересоваться предлагаемыми играми и заданиями, становится управляемым взрослым, доступен процедуре обследования.

Для этого варианта развития наиболее специфичным является как низкий темп деятельности , так и выраженная инертность, склонность к реакциям тормозимого типа: замыкание в себе, прекращение какой-либо деятельности. В то же время ребенок легко отвлекаем и тормозим. Работоспособность невысокая, но в отдельных случаях может быть достаточной. Как правило, дети быстро пресыщаемы. Общий уровень психической активности и психического тонуса снижен.

Наличие левосторонних латеральных предпочтений для такого ребенка становится отягощающим фактором, еще более осложняющим весь ход развития.

Порой создается впечатление достаточной адекватности ребенка, но при тщательном анализе видно, что в целом адекватность явно недостаточна, хотя ее формирование лучше, чем при аффективно-возбудимой форме. Ребенок адекватен ситуации. Иногда (например, на уроке) ребенок может быть тих, спокоен, но не включен.

Иногда создается ошибочное впечатление достаточной критичности ребенка (может быть, за счет трудности вхождения в контакт, инертной привязанности к матери, что «ширмует» собственно недоразвитие, создавая картину псевдоневротических расстройств). При этом ребенок свои ошибки замечает с трудом, может долго не продолжать работу после сделанного замечания. Обычно такого рода поведение родители объясняют природной застенчивостью ребенка. В целом, критичность к результатам своей деятельности значительно снижена, равно как и критичность к самой ситуации обследования.

Обучаемость такого ребенка новым видам деятельности (как основной показатель у детей с тотальным недоразвитием) выраженно снижена даже по сравнению с обучаемостью детей с простым уравновешенным типом именно в силу инертности деятельности в целом. По этой же причине существенно затруднен и перенос освоенных навыков на аналогичный материал. Ребенок испытывает большие (не сказать огромные) трудности при переключении с одного типа задания на другой. Иногда такое переключение ему вообще недоступно.

Развитие познавательной деятельности у детей этой категории, кроме общих характеристик, свойственных подгруппе в целом, отягощается инертностью, тугоподвижностью и высокой тормозимостью всех психических процессов.

Здесь можно увидеть грубую несформированность всей иерархии психических процессов и функций. Страдают как наиболее «сложные», интегративные уровни когнитивной сферы, связанные с обобщением, анализом и синтезом, так и большинство элементарных, базовых компонентов. При этом чисто внешне создается ошибочное впечатление более или менее благополучного состояния развития когнитивной сферы в силу трудности вхождения в контакт, высокой ориентации на взрослых, значительной «правильности» поведения ребенка (в особенности по сравнению с детьми с аффективно-неустойчивым типом тотального недоразвития). Такие дети (учитывая их склонность к однообразной, инертной деятельности) до определенного момента условно удовлетворяют требованиям образовательной среды (ДОУ или даже начальной школы), особенно по параметрам поведения. В то же время результативность выполнения заданий в соответствии с образовательными возрастными нормативами явно недостаточна.

В силу малой контактности и тормозимости ребенка оценке речевой дефицитарности уделяется недостаточное внимание. Его речь, как правило, примитивна по своей структуре. В речевом отношении ребенок малоактивен, можно констатировать выраженное недоразвитие всех средств языка.

Как и при других типах тотального недоразвития отмечается значительное снижение и продуктивности, и результативности выполнения заданий вербального и невербального характера. Типичным для детей этой группы тотального недоразвития является тот факт, что с возрастом более отчетливо на первый план выступает именно когнитивная несостоятельность, оставляя на втором плане поведенческие особенности. Степень этих трудностей, безусловно, находится в прямой зависимости от выраженности самого тотального недоразвития.

Нередко дети стараются вообще не участвовать в играх , минимально контактировать со сверстниками и скорее склонны к нахождению рядом со взрослым (воспитателем, учителем). Порой это принимает внешний характер помощи взрослым (они стараются наводить порядок, сортировать, раскладывать какие-либо предметы и пр.). В играх они пассивны, игра в основном манипулятивная, подражающая, инертная, имеет не собственно сюжетное содержание, а представляет из себя инертное соблюдение формальных признаков того или иного действия.

Эмоциональные проявления обеднены. При этом ребенок подражает взрослым во внешнем рисунке их действий. Крайне редко предметы используются в качестве игровых заместителей. При легкой степени выраженности недоразвития игра может соответствовать игре детей более младшего возраста, однако всегда отмечается инертность деятельности ребенка и его тормозимость. В играх с другими детьми они оказываются в пассивной роли и нуждаются в организации и планировании игровых действий взрослым.

Общий фон настроения часто снижен, дети часто плаксивы, долго успокаиваются, в то же время им не свойственны резкие перепады настроения (в отличие от детей с другими типами тотального недоразвития). Ребенок с трудом вступает в контакт, инертен в своих предпочтениях и интересах, мало пресыщаем, склонен к монотонной однообразной деятельности и испытывает дискомфорт при ее прерывании. В эмоциональных реакциях ребенок также инертен. Сами эмоциональные реакции значительно уплощены. От контактов с детьми часто уклоняется, эти контакты можно назвать формальными. Склонен находиться рядом со взрослым или ребенком, к которому привык и от которого зависим. Очень ориентирован на реакции взрослого.

Важной особенностью формирования развивающих и коррекционных программ (при отсутствии неврологических противопоказаний) является включение разнообразной сенсорной стимуляции (за исключением случаев эпилептиформных расстройств). Это позволяет обеспечить необходимую тонизацию, повышение уровня общей психической активности ребенка. Такая работа должна проводиться уже на первом этапе деятельности специалистов. В дальнейшем показаны все возможные варианты развивающе-коррекционной работы: арт-терапия, музыкотерапия, логоритмика, программы по формированию произвольной регуляции деятельности, функций программирования и контроля, различные формы двигательных и когнитивных занятий, в том числе формирование пространственных представлений. Общепринятые методы дефектологии и программы специального коррекционного образования, несомненно, должны иметь приоритетное значение.

Лишь при создании достаточного уровня психической активности возможно полномасштабное подключение учителя-дефектолога и логопеда, эффективность работы которых только в этом случае будет максимальной. Таким образом, на первый план выступает помощь таких специалистов, как арт-терапевты, музыкотерапевты и др. В том же ряду находится и врач-невролог (психиатр), который определяет возможность и необходимость соответственной медикаментозной поддержки.

Поскольку эти дети достаточно «удобны» в качестве учеников и, как правило, не привлекают к себе большого внимания на фоне детей других типов тотального недоразвития, работа с ними проводится обычно в последнюю очередь, что, безусловно, негативно сказывается на динамике их развития. При наличии органического заболевания или поражения ЦНС (в частности, эпилепсия или варианты эпилептического синдрома) прогноз дальнейшего развития ребенка в значительной степени зависит от адекватности и эффективности лечебных мероприятий.

Влияние социальных условий особенно отчетливо проявляется в связи с нарастанием иммиграционных процессов, маргинализацией общества. Сюда же можно отнести значительное несоответствие стандартных педагогических технологий этническим особенностям детей при, например, обучении детей народов Севера, детей иммигрантов из стран ближнего зарубежья, не владеющих русским языком, и т.п.

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2007.

Моргачева Е.Н. Понятие «умственная отсталость» в отечественной медицинской и психолого-педагогической науке. Исторический очерк. - М.: МПГУ, 2003.

Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». - М.: Просвещение, 1986.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Недостаточное развитие. - М.: Генезис (серия: Учебник XXI века) (в печати).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Чем в целом характеризуется психическое развитие детей с тотальным недоразвитием?
2. Каковы специфические дифференциально-диагностические критерии для этой группы отклоняющегося развития?
3. В чем принципиальное различие между аффективно-возбудимым и тормозимо-инертным типами тотального недоразвития?
4. Каковы приоритетные направления коррекционной работы для каждого типа тотального недоразвития?
5. Какова роль психолога в помощи ребенку с тотальным недоразвитием и его семье?