Главные центры текстильной промышленности индии. Текстильная и швейная промышленность. Особенности экономико-географического положения и природных условий

После десятилетия реформ производственный сектор готовится удовлетворять потребности нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании к 1994 году достигли рекордного уровня, и множество транснациональных корпораций решили открывать свои магазины в Индиис целью использования преимущества улучшенного финансового климата. С целью дальнейшего роста промышленного производственного сектора были разрешены прямые иностранные инвестиции по автоматическиому маршруту почти во всех отраслях промышленности с некоторыми ограничениями. Структурные реформы были предприняты в режиме акциза с целью введения единой ставки и упрощаения процедур и правил. Индийским филиалам транснациональных корпораций разрешили платить лицензионный платеж родительской компании для регистрации международных торговых марок, и т.д.

Компании в производственном секторе объединились в области их основной компетентности, налаживая связи с иностранными компаниями с целью приобретения новых технологий, экспертизы менеджмента и доступа к иностранным рынкам. Выгодно низкие затраты, связанные с производством в Индии, зарекомендовали Индию как привлекательный сектор для производства и источник для мировых рынков. Вступление Индии на путь индустриализации повысило роль её топливных и сырьевых ресурсов. Запасы полезных ископаемых значительны. Добывается железная руда (73,5 млн т), каменный уголь, нефть. Индия не обеспечивает полностью потребности в нефти и вынуждена импортировать её. Потребление нефти составляет около 100 млн т в год. Главными центрами обрабатывающей промышленности Индии являются города Бомбей, Калькутта, Дели и Мадрас. По развитию атомной промышленности Индия является лидером в развивающемся мире. Главной отраслью лёгкой промышленности является текстильная промышленность, которая работает на отечественном сырье. Для металлургии используется собственная железная руда. Развиты такие отрасли, как автомобильная промышленность, сборка велосипедов, производство телевизоров и радиоприемников, бумаги, удобрений и цемента. Главными экспортными промышленными товарами являются транспортное оборудование, одежда и лекарства.

По состоянию на 2010 год на долю промышленности индии приходилось 28% ВВП, в промышленности было задействовано 14% трудоспособного населения. В абсолютных цифрах, Индия является 12-ой в мире по объему промышленного производства. Индийский промышленный сектор подвергся существенным изменениям в результате экономических реформ 1991 года, которые сняли ограничения импорта, ввели иностранную конкуренцию, привели к приватизации определенных отраслей промышленности государственного сектора, улучшенную инфраструктуру и привели к увеличению производства товаров народного потребления. После реформ, индийский частный сектор столкнулся с увеличением внутренней и иностранной конкуренции, включая угрозу более дешевого китайского импорта. Это заставило производителей снижать затраты, обновлять управление, полагаться на дешевую рабочую силу и новые технологии. Однако, это стало препятсивем к созданию новых рабочих мест даже в малом бизнесе, где ранее полагались на относительно трудоемкие процессы. Текстильное производство - второй по величине источник занятости в Индии после сельского хозяйства - составляет 20% всего объема продукции обрабатывающей промышленности и предоставляет рабочие места более чем 20 миллионам человек. Согласно заявлениям правительства, преобразование текстильной промышленности от деградации до быстро развивающейся отрасли стало самым большим достижением центральных властей. После освобождения промышленности в 2004–2005 гг. от многих обременений, прежде всего финансовых, правительство дало зеленый свет потоку инвестиций – как внутренних, так и внешних. В период с 2004 по 2008 год общий объем инвестиций составил 27 миллиардов долларов. К 2012 году, как были убеждены в правительстве, этот показатель должен был достичь 38 миллиардов; инвестиции в 2012 году должны были создать дополнительно более чем 17 миллионов рабочих мест. Однако спрос на индийский текстиль на мировых рынках в 2008 году стал падать. Согласно данным Министерства торговли и промышленности, только в течение 2008–2009 финансового года (который заканчивается 31 марта) текстильная и швейная промышленность вынуждены были сократить приблизительно 800 тысяч новых рабочих мест – почти половина от уровня в 2 миллиона рабочих мест, который должен сокращен в экспортно-ориентированных секторах индийской экономики, чтобы смягчить воздействие мирового кризиса.

Индию можно назвать страной будущего, т.к. с недавних пор экономические перспективы этого государства значительно возрастают.

Экономика Индии на данный момент находится в переходном состоянии: от традиционных до современных отраслей хозяйствования. Индия является аграрным государством, поэтому основными отраслями принято считать растениеводство и животноводство.

В сельскохозяйственном секторе производство Индии сосредоточено на выращивании таких культур как джутовые, сезам, арахис, табак, а также рис и пшеница. Эти товары являются основными для экспорта. Пищевая промышленость тоже не отстаёт. У Индии есть монополия на изготовления чая, который, кстати, по экспорту занимает первое место в мире. Чайные плантации расположены в предгорных районах, где достаточно тёплый климат и благоприятные условия для выращивания растения. Достаточно хорошо экспортируются индийские специи, поэтому 30% мирового рынка по специям принадлежат ей. Животноводство значительно уступает растениеводству. Крупный рогатый скот используется в сельском хозяйстве в основном как производитель молока и тягловая сила. Это объясняется религиозным мировоззрением, т.к. корова является священным животным и её убийство может повлечь уголовную ответственность. В приокеанских районах распространено рыболовство. Морепродукты тоже выступают в качестве экспорта.

Ведущей отраслью в Индии является текстильная промышленность. Производство Индии в этой сфере сосредоточено на изготовлении хлопчатобумажных тканей и шёлка. После Китая, Индия занимает второе место в мире по изготовлению и потреблению шёлка.

Что касается промышленных отраслей, то они начали активно развиваться после провозглашения Индией независимости в 1947 году. Тогда были национализированы большинство предприятий тяжелой промышленности. Их главные точки находятся на Кота-Нагпурском плато, потому, что там сосредоточены месторождения угля и железной руды. В области химической промышленности производство Индии направлено на экспорт минеральных удобрений. Также изготавливаются пластмассы, смолы, химическое волокно и синтетический каучук.

Основными торговыми партнёрами Индии являются Китай, США, Европейский союз и ОАЭ. Эти государства выступают в роли инвесторов, благодаря развивающейся инфраструктуре Индия стала очень выгодной для инвестирования.

Промышленность Индии одна из самых крупных среди развивающихся стран. На её долю приходится 1,5 % мировой промышленной продукции, задействовано 20% трудоспособного населения, ВВП составляет 29%.
Особенность индийской промышленности заключается в быстром развитии современных обрабатывающих отраслей, преобладании добывающих. В 2017 году 28, 2% ВВП приходилось на обрабатывающую промышленность, строительство, производство газа, пара и электричества.
Наиболее значимые отрасли в стране – чёрная металлургия, машиностроение, лёгкая и химическая промышленность, энергетика.


Металлургическая промышленность

Последние два десятилетия металлургическая промышленность Индии неуклонно развивается.

Чёрная металлургия

Чёрная металлургия играет важнейшую роль в экономики Индии. Запасы руды равны примерно 51 млрд. т. Страна занимает 2 место среди мировых лидеров, после , по выплавке стали. Один из основных производителей стали Tata Steel организует слияние с немецким концерном Thyssenkrupp. К 2025 году Tata Stee планирует нарастить сталелитейные мощности до 30 млн. т. в год. Общий объём выплавленной стали составил 61, 1 млн. т. за последние 7 месяцев. Импорт металлопроката снизился на 4, 3%, экспорт на 33, 6%.

Центрами металлургии Индии являются Бокаро, Дургапуре, Джамшедпур, Бхилаи. Богатые залежи руды в Ориссе, западной Махараштре и Бихаре. На экспорт отправляют:

— марганец;

— слюду;

— бокситы;

— железные руды

Цветная металлургия

Отрасль существует в основном за счёт выплавки алюминия, запасы которого находятся в штате Орисса. Хотя в стране имеются залежи цветных металлов: олово, золото, никель, их не хватает, чтобы покрыть нужды. Существует зависимость от импорта.

Особенностью и проблемой металлургической промышленности в Индии является то, что месторождения находятся далеко от промышленных центров, туда трудно добраться.

Химическая промышленность

Эта отрасль приносит Индии около 7% ВВП и показывает стабильный прирост в 13% ежегодно. На импорт идут высокотехнологичные соединения для производства:

— катализаторов;

— лекарств;

— промышленных растворителей;

— продукции тонкого органического синтеза.

В Индии производят:

— органические и неорганические соединения;

— сельскохозяйственные химикаты и удобрения;

— цветовые пигменты, краски, пищевые красители и добавки;

— бытовые моющие средства;

— косметические товары;

Фармацевтические препараты;

— нефтехимическую продукцию.

64% производственных мощностей химической отрасли находятся в штатах Махарашта и Гуджарат. Примерно 20% сосредоточились в штатах Тамил Наду, Западной Бенгалии.

Практически во всех сферах промышленного производства используется продукция нефтехимического сектора:

— пластик;

— полимеры;

— эластомеры;

— синтетические волокна;

— промежуточные химические волокна.

Энергетика

Как и большинство отраслей промышленности в Индии, энергетика находится в стадии активного развития. Несмотря на это, большинство жителей в качестве топливного сырья используют отходы сельскохозяйственной деятельности и дрова. Расходы на транспортировку каменного угля достаточно велики, доставлять его с севера востока страны нерентабельно. Нефтяные залежи почти не обрабатываются, сырьё для переработки импортируют. В центре энергетики находятся ГЭС, АЭС.

Стремительно стала развиваться атомная энергетика. Страна занимает 3-е место в мире по добыче угля. Большие объёмы залежей ископаемого, находящиеся в Западной Бенгалии, Мадья-Прадеше, Бихаре, не покрывают потребность металлургических заводов из-за низкого качества. Одна четвёртая часть первичного энергопотребления обеспечивается нефтью и нефтепродуктами.

Импорт сырья:

— нефть – 80%;

— природный газ – 28%;

— уголь – 22, 1%.

В стране производится в 5, 5 раз меньше энергии, чем в Китае. Потребляет в 3,5 раза меньше США и Китае – это 3 место в мире.

Большая часть жителей страны вынуждены пользоваться традиционными источниками энергии: кизяк, сучья, валежник, уголь низкого качества. Электроэнергия доступна 68% домохозяйств.

Правительство страны инвестирует развитие возобновляемой энергетики, доля которой составляла в феврале 2017 года 6, 68%. В планах к 2022 году ввести дополнительные мощности – 175 ГВт.

Фотоэлектрическая солнечная энергетика. На конец 2016 года мощность объектов солнечной энергетики составила 9 ГВт. Правительство поставило задачу получить к 2022 году 100 ГВт. Для этого строятся 25 крупных объектов солнечной энергии. От солнечных панелей на крышах домов планируется получать 5% энерго рынка. Центр солнечной энергетики – штат Пенджаб.

Ветроэнергетика. В 2016-2017 г.г. объекты ветряной генерации выдали 5, 502 ГВт.

Биоэнергетические мощности составляют 162 МВт.

Гидроэнергетика – 106 МВт

Из переработанного мусора в период с апреля 2016 по март 2017 года получено 24 МВт.

Атомная энергетика

Индия находится на 10 месте в мире по числу атомных реакторов, их 22. Данная отрасль крайне важна для страны, так как при большой численности населения, она нуждается в огромном количестве энергии. Скромные энергетические ресурсы не позволяют производить её в достаточном объёме. Так в стране рассматриваются в качестве ресурсов промышленно получаемые делящиеся изотопы – плутоний, уран.

Лёгкая промышленность

Лёгкая промышленность Индии — традиционная отрасль, представлена главным образом кожевенной, текстильной и швейной отраслями.

Основная продукция лёгкой промышленности изготавливается кустарными методами. Штаты и города страны имеют свои ремесленнические направления:
Варанаси в штате Бенарес славится шелкоткатским производством, бронзовыми, серебряными, золотыми изделиями.

Утварью, изделиями из металла, железными сундуками известны Алигархе и Мирзапур .

Крупнейший центр по производству стеклянных браслетов – Фирозабад.
В Майсуре производят изделия из слоновой кости, натурального шёлка, сандалового дерева.

Кожевенная промышленность

Значительно увеличился экспорт кожевенных изделий – 81 %, раньше приоритет был за кожей. Сейчас в экспортной торговле страны отрасль занимает 8 место. Производственные центры – Ченнаи, Ранипед, Амбур, Калькутта, Дели, Западная Бенгалия, Диндигул, Тамил Наду, Карнатака. В сфере занято 2,5 млн. населения, большая часть – женщины. Кожевенное сырьё составляет 10% от мирового. От 60 до 65% — кустарно-ремесленные производство. В данном секторе уделяется большое значение соблюдению государственных требований по защите окружающей среде.

Текстильная и швейная промышленность

Значительную часть представляют хлопчатобумажные и джутовые изделия. Индийским правительством было сформировано Министерство текстильной промышленности. Оно успешно разрабатывает и осуществляет планы по развитию данной отрасли.

Страна занимает 1 место на мировом рынке по объёму джутовой продукции. Большую часть ковров, упаковочных и технических материалов, мебельной ткани выпускают в Калькутте.

Производство тканей широко распространено во многих городах. Хлопчатобумажные ткани изготавливают на фабриках в Джайпуре, Ахмадабаде и Бомбее. На экспорт отправляется 25% швейной и текстильной промышленности в более 100 стран. Две трети поставок идут в Европейский союз и США. Индия находится на 2 месте, после Китая, по производству и потреблению шёлка.

Пищевая промышленность

В пищевой промышленности задействовано наибольшее число трудового населения. С конца 80 –х годов XX века данный сектор включился в активную модернизацию:

— отменили лицензии, кроме производства алкоголя;

— разрешены неограниченные иностранные инвестиции;

— экспортные организации смогли ввозить сырьё беспошлинно;

— отрасль стала приоритетной в получении льгот;

— отменён акциз на фрукты.

Эти меры обеспечили продукции рост на внешнем и внутреннем рынке. Основной экспортируемый продукт – чай, выращиваемый в южных районах страны, Калькутте. Страна является лидером на мировом рынке по поставке чая.

Перерабатывающая промышленность

Перерабатывающая доля Индии в 2016 году — 2,8%. Компании по переработке аграрной и сельскохозяйственной сферы находятся вблизи ферм и полей. Отрасль представлена фабриками по переработке:

— хлопка;

— арахиса;

— сахарного тростника;

— заморозкой мяса.

Машиностроение

Машиностроение в Индии занимает не последнюю роль, её доля в структуре промышленности составляет 12% и продолжает развиваться. Центрами машиностроительной отрасли являются:

Бомбей, Мадрас – вагоностроительный завод;

Бангалор – электротехника, Авиационное машиностроение;

Хайдарабад – точное машиностроение;

Хардвар – энергетическое машиностроение.

Так же в Индии изготовляют: тепловозы, летательные аппараты, металлорежущие станки, корабли, трактора и автомобили.

Автомобильная промышленность

Данная отрасль составляет 7,1% от ВВП страны. По производству легковых и коммерческих автомобилей Индия занимает 5 место в мире. Правительством страны была разработана программа, согласно которой к 2020 году Индия должна стать мировым лидером по производству двухколёсных – 2W и четырёхколёсных – 4W транспортных средств. Сегмент представлен компаниями:

Chinkara Motors, располагается в Махараште, выпускает автомобили, морскую и авиационную технику.

Force Motors – производитель грузовых автобусов, сельскохозяйственной техники.

ICML – производит внедорожники.

Hindustan Motors – производит только Hindustan «Амбассадор».

Tata Motors – представитель автомобильной промышленности мирового масштаба.

Внутренний Валовый Продукт (ВВП) Индии по текущим ценам: 692 млрд. $ США (FY 2004-2005гг.). Средний рост Внутренного Валового Продукта: 7.5 % (FY 2004-2005гг.). Размер инфляции по оценкам ВПИ: 4.5 % (декабрь 2005 г.). Курс обмена: 44.20 рупии за 1 $ США (приблизительно) (январь 2006 г.) Валютный резерв: 143 млрд.$ США (декабрь 2005 г.).

Экспорт: 79.2. млрд. $ США (FY 2004-2005гг.); апрель-декабрь (FY 2005-2006гг.: 66.43 млрд.$ США). Основной экспорт: Традиционный экспорт включает в себя хлопковую пряжу, текстильные изделия, одежды, кожевенные товары, драгоценные камни и ювелирные изделия, а также сельскохозяйственные продукты. Однако, орехи кешью, транспортное оборудование, програмное обеспечение, электроника и металлоизделия составляют наиболее быстро растущие статьи экспорта. Основные рынки экспорта: США, Канада, Соединенное Королевство, Германия, Япония и Бельгия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Чили, Аргентина, Бразилия и Мексика в Латинской Америке, Китай, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Шри Ланка в Азиатском регионе.

Импорт: 107.9 млрд.$ США (2004-2005гг.) апрель-декабрь (FY 2005-2006гг.: 96.26 млрд.$ США). Основной импорт: Средства производства, бензин, нефть и смазочные материалы, драгоценные и полудрагоценные камни, химикаты, пищевое растительное масло и удобрения (для более детального ознокомления, посетите www.nic.in/commin). Основные рынки импорта: США, Соединенное Королевство, Япония, Германия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Бразилия, Чили в Латинской Америке, Египет, Гана, Южно - Африканская Республика в Африке, Китай, Гонконг, Малайзия и Таиланд в Азиатском регионе.

Внешний долг Индии: Отношение внешнего долга к ВВП снизилось от 38.7 % в конце марта 1992 г. до 21.9 % к концу марта 2000. Коэффициент обслуживания внешнего долга, который составлял 35.3 % в 1990-91, постоянно снижался и к 2000 году составил 20%. Кроме того, Индия пользуется преимуществом коэффициента выплаты по внешнему долгу в 4%, самым низким среди других стран должников.

Индия вошла в новое тысячелетие с сильными и прочными финансовыми перспективами. Надежность индийской экономики очевидна благодаря стабильности в азиатском рынке. На внешнем фронте экспорт повысился благодаря либерализации торговли, понижению тарифов и большей открытости зарубежным инвестициям в таких секторах интенсивного экспорта, как информационные технологии. Прямые зарубежные инвестиции составили 5.3 млрд. $ США, а 2005 году. Зарубежные непрямые инвестиции (FII) cоставили 10 млрд..$ США Валютный резерв в декабре 2005 года составляет 143 млрд.$ США.

Статистические показатели Индии
(по состоянию на 2012 год)

Десятилетние реформы являются успешными в очевидном высоком росте внутреннего валового продукта, значительном валютном резерве, умеренной инфляции и растущем экспорте.

Основные отрасли экономики Индии

Производственный сектор. После десятилетия реформ, производственный сектор растёт, принимая вызов нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании достигли рекордного уровня к 1994 году, когда многие международные компании решили открыть свои магазины, пользуясь улучшением финансового климата. Для дальнейшего развития промышленного производственного сектора, Зарубежным Прямым Инвестициям (FDI), почти для всех промышленных компаний было разрешено с определенными ограничениями пройти по автоматическому маршруту. Структурные реформы были предприняты в режиме акцизного сбора, с целью введения единого тарифа и упрощения правил и процедур. Индийским филиалам международных многонациональных компаний было разрешено заплатить учредителям за лицензию международных марок, и т.п. Компании в производственном секторе сгруппировались вокруг своей зоны компетентности, связавшись с иностранными компаниями с целью приобретения новых технологий, опыта по менеджменту и доступа к иностранным рынкам. Прибыли от производства сделали Индию предпочтительной страной для производства и источником мировых рынков.

Нефть и природный газ. Индия является восьмым по величине потребителем нефти в мире и владеет 3.12 млн.кв.км. земель осадочных бассейнов. Спрос на сырую нефть возрастет вдвое, от 91 млн. метрических тонн в 2003-04 до 190 млн. метрических тонн в год к 2011 - 2012 гг. Внутреннее производство, однако, составляет только 34 млн. тонн. Мощность переработки сырой нефти близка к 170 млн. метрических тонн в год. Общая протяжённость газовых и нефтяных трубопроводов в Индии составляет около 9,000 км. Потребности в газе в Индии составляют 65 млрд.куб.м при собственном производстве только 23 млрд.куб.м. Однако, открытие огромных газовых запасов в бассейне Кришна-Годавари в прошлом году имеет огромное значение. В последнее время Индия делает всё от неё зависящее, чтобы сберечь свои энергетические запасы. Чтобы удовлетворить необходимые потребности в следующие 10 - 15 лет, понадобятся инвестиции в размере 100 - 150 млрд.$ США. ONGC, Правительственное предприятие инвестирует почти 5 млрд.долларов США в год для разведки/производства нефти в России, Австралии, Египте, Катаре, Иране,Кубе, Сирии, Судане, Берега Слоновой Кости, Мьянмара и Вьетнама.

Лекарства и медикаменты. По объему Индия является пятым фармацевтическим рынком в мире. Фармацевтический рынок Индии оценивается в 7 млрд. долларов США за 2005 финансовый год. Ожидается, что он возрастёт до 12 млрд. долларов США к 2008 г. Цель фармацевтической политики Правительства Индии состоит в том, чтобы обеспечить необходимыми и жизненно важными медикаментами высокого качества по умеренным ценам и укрепить местную основу производства. В 2004-05 финансовом году Индия экспортировала основные лекарства на более, чем 2.5.млрд. долларов США. Некоторые индийские компании имеют свои представительства в 60 странах, включая США, Европу и Китай.

Информационная Технология и Электроника. Сектор программного обеспечения продолжает вносить вклад в основную часть дохода информационных технологий Индии. Сеть базовых пользователей в Индии в настоящее время составляет 40 миллионов и ожидается, что эта цифра достигнет 100 млн. к 2007 г. В 2005 г. экспорт информационных технологий составил 23 млрд. долларов США. Ожидается доход от этого сектора равный 60 млрд. долларов США к 2010. Индустрия информационных технологий насчитывает свыше 150 основных производителей оснащения, к которым присоединяются свыше 800 дополнительных единиц, занимающихся сборкой и производством оборудования.

Автопромышленность. Отличный менеджмент, высокая производительность и опыт привели в Индию увеличивающееся число мировых производителей автомобилей. Судзуки и Хундай создали в Индии центр экспорта своих всемирно известных автомобилей. Собственность Индии Тата Моторс экспортирует Сити Ровер автомобили в Ровер (Соединённое Королевство). Дженерал Моторс, Форд, Даймлер Крайслер, Фиат, Тойота, а недавно и БМВ учредили свои заводы по производству автомобилей и комплектующих в Индии. Свыше миллиона автомобилей были произведены в 2005 г. Экспорт комплектующих составляет примерно 3 млрд. долларов США в год.

Туризм. Туризм это 3-я по величине сеть, которая приносит валюту Индии и, в настоящее время, туристическая отрасль дает 6% к Внутреннему Валовому Продукту. Путешествия и туризм в Индии составляют 32 млрд. долларов США, а валютный доход от туризма в 2005 г. составил 4.8 млрд. долларов США. Туризм очень приоритетная отрасль в Индии и все усилия направлены на его быстрое развитие. В секторе отелей и туризма можно получить автоматическое одобрение для иностранной инвестиции до 100%.

Переработка Пищевых Продуктов. Индия является одним из ведущих производителей пищевых продуктов в мире. Переработка пищевых продуктов в Индии составляет 70 млрд. $ США, включая продуктов с наценкой 22 млрд. $ США. Экспорт пищевых продуктов составляет около 120 млрд. рупии в год и является 18 % общего экспорта. Обьем полуфабрикатов и готовых пищевых продуктов составляет более 1 млрд. $ США с ростом более чем на 20 %. Правительство Индии предприняло некоторые ключевые инициативы в поддержку иностранных инвестиций в этом секторе.

Телекоммуникация. Индия владеет 8 по величине телекоммуникационной сетью в мире и 3 среди процветающих экономик. Этот сектор ежегодно в среднем растет на 22 % по основным услугам и более чем на 100 % по сотовым услугам и интернету. Инвестиционная потребность этого сектора около 37 млрд. $ США к 2005 году и около 69 млрд. $ США к 2010 году. Были учреждены основной независимый орган контроля (Орган Контроля Связи Индии) и орган улаживания разногласий (Апелляционный Суд Улаживания Разногласий Связи). В определенных районах телекоммуникационного сектора, Прямая Иностранная Инвестиции разрешена до 100%.

Драгоценные камни и ювелирные изделия. Драгоценные камни и ювелирная промышленность Индии являются важным вкладом во внутренний валовой продукт. За 2004-05 г. экспорт перевалил за 13 млрд.$ США. Индия во всём мире известна, как страна, где обрабатывают и полируют бриллианты и более 80% драгоценных камней обрабатываются в Индии. Энергетика. Энергетический сектор Индии состоит из гидро, термального, ядерного и ветрового источников, генерировавших 105,656 мегаватт в 2002 г. и, предполагается, что к 2012 эта цифра достигнет 212,000 мегаватт. В настоящее время электромощность составляет 131,000 мегаватт. Это ведет к массивным инвестициям в 200 млрд. $ США для пополнения энергетической емкости, передачи и системы распределения. Правительственная политика энергетического сектора старается привлечь значительные инвестиции частного сектора. Частному сектору разрешено организовать термальные проекты жидких основ, газа, угля, и проекты по воде, ветру и солнцу любого объема. Для Прямых Иностранных Инвестиций в этих проектах нет ограничений, связанных с накоплением, передачей и распределением электричества.

Текстиль. Текстильная промышленность занимает важное место в экономике Индии и вносит значительный вклад в занятость населения и экспортные приобретения. Индия является вторым в мире производителем шёлка, важным производителем джута и одной из самых больших производительных баз хлопка. Индия является также большим экспортёром хлопковой пряжи, что составляет 25% от мировой доли. Экспорт текстиля составляет почти 14 миллиардов долларов США.

Телекоммуникации. Индия владеет 8 по величине телекоммуникационной сетью в мире и 3 среди процветающих экономик. Этот сектор ежегодно в среднем растет на 22 % по основным услугам и более чем на 100 % по сотовым и интернет услугам. Общее число телефонных линий составляет 116 миллионов, из которых 68 миллионов являются мобильными. Ожидается, что оборот телефонной связи увеличится с 8.6 млрд. долларов США в 2003 г. до 13 млрд. долларов США к 2007 г. Инвестиционная потребность этого сектора около 69 млрд. $ США к 2010 году. Были учреждены независимый основной орган контроля (Орган Контроля Связи Индии) и орган урегулирования разногласий (Апелляционный Суд Урегулирования Разногласий Связи). В определенных районах телекоммуникационного сектора, Прямая Иностранная Инвестиции разрешена до 100%.

Сельское хозяйство Индии. Сельскохозяйственный сектор, который долгое время являлся опорой экономики Индии, сейчас составляет только около 22% ВВП и более 50% населения Индии работают в этом секторе. Несколько лет после обретения независимости Индия зависела от помощи других стран из - за нехватки пищевых продуктов, но за последние 40 лет производство пищевых продуктов устойчиво растет, в основном, благодаря расширению оросительных земель и широкому использованию высококачественных, урожайных семян, удобрений и пестицидов. Индия имеет огромный запас зерновых культур (около 19 млн. тонн), а также является экспортером зерновых культур. Доходная часть, особенно чай и кофе, являются главным экспортом. Индия является самым большим производителем чая в мире, ежегодное производство около 470 млн. тонн, 200 млн. тонн которого экспортируется. Индия также содержит около 30 % мирового рынка специй, с экспортом около 120, 000 тонн в год.

Рост ВВП для сельского хозяйства и связанной с ним экономической деятельности в 2000-01 гг. значительно сократился и упал до 0.9%. С целью к укреплению сектора, формированию инфраструктуры для обработки, транспортировки и хранения зерна и продовольствия был предоставлен статус инфраструктуры, что предполагает освобождение от налогов. К тому же, производители продовольствия и овощей освобожденны от режима акциза.

Леса, преимущественно в горных и холмистых районах, занимают площадь ок. 650 тыс. кв. км, или ок. 19% территории страны, причем лишь на 55% этих земель сохранились густые древостои. 3/4 лесных массивов доступны для эксплуатации и служат источником доходов. Половина всех лесов сосредоточена в центральных штатах, еще треть на севере и пятая часть на юге Индии. 95% лесов находится в собственности государства.

Леса обеспечивают внутренние потребности в смоле и канифоли, бамбуке и тростнике, кормах для скота, дровах и строевой древесине. Некоторые древесные породы заготавливают в расчете на зарубежный спрос. Экспортируются также фанера и шеллак.

Индия является одной из ведущих стран, занимающихся переработкой пищевых продуктов. Переработка продуктов питания в индустрии Индии составляет 70 млрд. $ США, включая 22 млрд. $ США -добавочных продуктов. Экспорт пищевых и переработанных пищевых продуктов во время 2004-05 составляло 8.0 млрд. $ США. Сектор переработки пищевых продуктов был объявлен приоритетным и инвестиции в размере 28 млрд. $ США необходимы для удовлетворения возрастающего спроса в переработанных продуктах, вызванного быстрой урбанизацией и уровнем доходов. Эта промышленность является привлекательным конечным пунктом назначения для Зарубежных Прямых Инвестиций (FDI).

Финансовый сектор Индии. Обширный финансовый и банковский сектор поддерживает быстрорастущую экономику Индии. Более того, Индия имеет хороший сырьевой рынок, включающий в себя 23 биржи, более 9,000 компаний. Индийский капитал быстро движется по направлению к рынку, что является современным в условиях настоящей инфраструктуры, а также в лучших традициях международной практики. В дополнение, 26% зарубежных акций без фиксированного дивиденда было разрешено ввести в страховой сектор. В соответствии со списком бирж, перечисленных в Национальной Бирже, общий рынок капитализации на 31 января 2006 г. составлял.593.86 миллиардов долларов США.

Сектор обслуживания. Обслуживание составляет 56% ВВП Индии. Это - высокопрофессиональный сектор, который дает основной толчок экономике. Индия стала главной силой в секторе Информационной Технологии с более чем 220 компаниями из «500 успешных компаний», пользующимися услугами программного обеспечения Индии. Многие международные компании, осознав соотношение цен и базу высокопрофессиональной рабочей силы в Индии, основали акционерные организации и центры в этой стране для удовлетворения своих нужд по всему миру.

Транспорт Индии

Сегодня Индия имеет обширную инфраструктуру в следующих областях: гражданская авиация, железные дороги, судоходство, телекоммуникации и электроэнергия, она также владеет самой большой в мире сетью автодорог. Индия достигла больших успехов в области авиационно-космической и ракетной технологий. Первый полет геостационарного спутника был успешно выполнен в апреле 2001 года в центре SHAR, Срихарикоте. Индия готовится запустить свой первый спутник на луну Чандраяан-1, который должен быть готов в 2007 или начале 2008г. Правительство Индии постепенно снижает свою роль «единственного поставщика» средств инфраструктуры, что отмечается прогрессивной корпоратизацией в сферах телекоммуникации, введение новой регуляции во внутренних, междугородных службах, предложения разнообразить правительственные акции в национальных авиалайнерах, разрешение местным самолётам летать за рубеж и приватизация железными дорогами контейнерной службы.

«План Золотого Квадрата» (5850 км, стоимостью 12.6 млрд. долларов США) в соответствии с которым будут связаны четыре метрополя, города Дели, Мумбай, Ченнай и Кольката посредством современных автобанов, должен быть завершён к 2007 г. Также сооружаются автобан Север-Юг (Сринагар - Каньякумари) и Запад-Восток (Силчар-Порбандар), протяжённостью 10,000 км. Ещё один проект был запущен в январе 2004 г. В соответствии с ним все основные города будут соединены 10, 000 км дорогой. Стоимость этого проекта составляет 9 млрд. долларов США. Индия насчитывает 3, 300,000 км автодорог и 63, 000 железных дорог.

В Индии 12 больших портов, а также. 184 порта средней величины, девять верфей и 7517 км береговой линии. Примерно 140 корабельных компаний действуют в Индии. Проект «Сагар Мала», начатый в августе 2003 г. для расширения и модернизации портов, навигации и морского транспорта потребовал инвестиций 22 млрд. долларов США за период 10 лет. В то время, как Правительство инвестировало 15%,частный сектор позаботился об остальном. Ожидается, что объём грузоперевозок возрастёт до 565 миллионов тонн в 2006-2007 г. по сравнению с 412 млн. тонн в 2002-03 г. К 2008 г. только развитие автодорог потребует инвестиций, равных 24 млрд. долларов, а железнодорожный сектор 22 млрд. долларов США в следующие 10 лет.

Индия имеет сильную инфраструктуру гражданской авиации с 19 международными и 87 внутренними аэропортами. Внутренние авиационные услуги были либерализованы в 1994 году. В настоящее время действуют 12 плановых частных операторов и 22 неплановых операторов. В 2004-05 году авиалинии Индии перевезли около 60 млн. пассажиров. Аэропорты в Дели и Мумбае модернизируются и к 2010 смогут пропускать 75 миллионов пассажиров в год в Дели и 28 миллионов в Мумбае. Правительство Индии посредством гибкого подхода по сращению капитала, также поддерживает участие частного сектора в строительстве и приведении в действие новых аэропортов.

Участие Индии в интеграциональных группах

Индия начала стратегию региональной интеграции и двусторонних FTA(свободные торговые отношения) и PTA(предпочтительные торговые отношения). Индия уже подписала FTA с Шри-Ланка, тем самым положив начало подписанию дальнейших соглашений/договоров.

Договор был подписан 6 января 2004 г. В соответствии с ним устанавливалась юго-азиатская зона свободной торговли среди семи стран региона, а именно: Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Непал, Бутан и Мальдивы. Зона начала действовать с 1 января 2006 г. К 2008 г. Индия, Пакистан и Шри-Ланка понизят свои тарифы до 0-5% к 2013, а другие страны к 2018 году.

Соглашение об экономическом сотрудничестве (СЕСА) с Сингапуром было подписано в 2005, как составная часть политики «Взгляд на Восток». Экономическое сотрудничество между Бангладеш, Индией, Мьянмар, Шри-Ланка, Непалом, Бутаном и Таиландом (BIMST-EC) было подписано в рамках Соглашения FTA в феврале 2004 г.

FTA (свободные торговые отношения) и PTA (предпочтительные торговые отношения) уже подписаны с Шри-Ланка, Таиландом, Бутаном, Афганистаном, SAPTA и MERCOSUR. Ведутся переговоры о подписании FTA и PTA с ASEAN.

Индия либерализовала воздушные службы со странами SAАRС и ASEAN , а также разрешила своим самолётам летать в некоторые зарубежные страны.

Была организована исследовательская рабочая группа для более тесного торгово-экономического сотрудничества с Китаем, который является важнейшим торговым партнёром Индии.

Исследовательские рабочие группы также были образованы для СЕРА с Японией, Малайзией, Индонезией, Пакистаном, Израилем и Чили.

Рамочные соглашения по сотрудничеству были подписаны с южно-африканским таможенным союзом и СОМЕSА в Африке. Соглашение об экономическом сотрудничестве с Маврикием и Шри-Ланка находится в стадии переговоров.


Индия с более чем миллиардов человек населения мечтает со временем превратиться во второй Китай – крупнейшего в мире производителя электроники и прочих технологичных товаров массового спроса. Более того, эта страна стремительными темпами двигается к заявленной цели. Правда, на данный момент вряд ли кто-то из наших читателей может назвать хотя бы один успешный индийский бренд. Мы постараемся исправить этот наш общий пробел в знаниях и рассказать про 3 крупнейшие технологические компании Индии , которые стремятся совершить прорыв на мировой уровень .

Micromax – крупнейший производитель мобильных устройств

Индийская компания Micromax на данный момент является десятой в списке крупнейших производителей мобильных устройств в мире. По этому показателю она обогнала даже такие традиционно известные бренды, как Motorola или Nokia. Однако подавляющая часть продаж продукции этой фирмы приходится на Индию, а потому ее мало знают в остальном мире.



В Индии же эта компания, занявшаяся производством мобильных телефонов лишь в 2008 году, по результатам первого квартала 2014 года стала самым популярным мобильным брендом, наконец-то обогнав южнокорейского гиганта Samsung.

Изначально индийского от Micromax было лишь название и руководство, а промышленное производство компании находилось в Китае. Но с 2014 года выпуск смартфонов и планшетов под этим брендом большей частью был перенесен в Индию. При этом Micromax всячески старается в плане сбыта выйти за пределы домашней страны и начать экспансию на международный рынок. Начала она свое наступление с других развивающихся стран, в том числе с государств Африки, а также Шри-Ланки и Бангладеш, но мечтает о том, чтобы изменить ситуацию.

В качестве лица компании Micromax выбрала известного голливудского актера Хью Джекмана, правда, первой крупной страной, где появилось ее официальное представительство, стали не Соединенные Штаты Америки или Австралия, а Россия. В январе 2014 года Micromax пришла в нашу страну, представив широкий выбор бюджетных мобильных телефонов.



Главное преимущество продукции Micromax перед девайсами от других производителей как раз и заключается в ее предельной бюджетности при достаточно хороших технических характеристиках и высоком уровне сборки. Micromax ориентируется, в первую очередь, на молодежную аудиторию и людей с невысокими доходами, то есть на тех, кто изначально не планирует покупать iPhone.

Для примера, самый дешевый вариант смартфона от этой компании, представленный на российском рынке, стоит 1990 рублей (Micromax Bolt A28), а самый дорогой – 13990 (Micromax Canvas Knight). В последнем случае речь идет о 5-дюймовом аппарате с восьмиядерным процессором частотой 2 ГГц и камерой на 16 мегапикселей.

Tata Motors – крупнейший производитель автомобилей

Компания Tata Motors – это ярчайший пример тому, как локальный производитель автомобилей из страны Третьего Мира превратился в крупную международную компанию, которая контролирует, в том числе, лидеров мирового рынка.

История Tata Motors началась в 1945 года, когда эта компания стала выпускать локомотивы. Первый автомобиль индийская фирма произвела в 1954, и с тех пор бренд Tata в Индии стал синонимом VW в Германии или ВАЗ в России. Ведь этот производитель изначально ориентируется на массовый рынок, на выпуск «народного» автомобиля, который будет по карману широким слоям общества.



Верхом реализации идеи о производстве по-настоящему народного индийского автомобиля стал выпуск в 2008 году машины Tata Nano, которая со стоимостью 2500 американских долларов носит почетное звание «самое дешевое авто в мире».



Коммерческий успех внутри Индии и на ограниченном количестве внешних рынков, в основном, в развивающихся странах, позволил компании Tata Motors начать международную экспансию. Конечно, автомобили с названием Tata весьма сложно найти в более-менее богатых странах. Однако в наше время эта компания контролирует заметный процент мирового автопроизводства, ей принадлежат крупные пакеты таких известных компаний, как Jaguar, Land Rover, Daimler, Rover и т.д. Впрочем, европейцы и американцы имеют также и процент акций самой Tata Motors.

Tata Motors стала первой, кто решил развивать в своей стране рынок электромобилей. Компания активно продвигает свои электрические модели Tata Indica и Tata Ace, а также строит соответствующую инфраструктуру в крупных городах Индостана. Впрочем, само производство этих авто началось не в Индии, а в Норвегии.

Infosys – крупнейшая IT-компания

Одним из самых удачных примеров создания за пределами Калифорнии может похвастаться Индия, где в городе Бангалор с конца семидесятых годов двадцатого века существует технологический парк, ставший инкубатором для появления тысяч высокотехнологичных компаний, работающих со всем миром.

Крупнейшей из бангалорский и индийских вообще IT-компаний является корпорация Infosys с капитализацией почти 40 миллиардов долларов, годовым оборотом в 9 миллиардов и 173 тысячами постоянных сотрудников.



Как и подавляющее большинство индийских IT-компаний, Infosys занимается аутсорсом – производством и поддержкой программного обеспечения по заказу от богатых западных стран. Основная сфера, с которой работает Infosys, - это корпоративный бизнес (преимущественно, телекоммуникации), она выпускает программное обеспечение для деловой активности и промышленных процессов, а также софт для обеспечения электронной торговли.



При этом в Infosys видят огромные перспективы для роста. Ведь если раньше эта компания работала, в основном, с мелким и средним западным бизнесом, то сейчас она стала ориентироваться на премиум-сегмент – уровень компетенции и имя позволяет замахнуться на самые высокие уровни.

Интересно, что все больше у Infosys появляется заказчиков из самой Индии и других развивающихся стран.

Приведенные выше примеры показали, как даже в одной из самых бедных стран мира могут появиться крупные международные корпорации, которые выпускают достаточно конкурентоспособную продукцию. Впрочем, в большинстве случаев путь на Запад для таких производителей закрыт – рынок высокотехнологичных товаров в развитых странах является очень насыщенным, а потому едва ли не единственный способ компания из Третьего Мира развиваться за пределы своей страны – это экспансия в другие бедные государства, попытка стать экономической сверхдержавой за счет бедных и мелких стран без собственного технологичного производства. Тем более что продукция этих производителей и так максимально ориентирована и адаптирована под этот рынок.

Времена появления и стремительного мирового взлета компаний типа Samsung или Sony прошли. А уникальные случаи обратного, например, относительный успех молодого китайского бренда , лишь подтверждают правило.