К базовым элементам перформанса относят. Что такое перформанс и акционизм и как их различить? Основные каналы перфоманс маркетинга

Сегодня в Еврейском музее и Центре толерантности открывается выставка "Performance Now. Антология 2000-х", исследующая эволюцию этого жанра за последнее десятилетие.

В последние годы внимание к перформансу достигло небывалых масштабов. Марина Абрамович сотрудничает с Леди Гагой, Петр Павленский прибивает свои гениталии к брусчатке на Красной площади, Pussy Riot отбывают "двушечку" за свой панк-молебен. Сегодня произведения главных художников жанра принадлежат галереям, документация тиражируется, а художники зарабатывают миллионы, хотя изначально перформанс не предназначался для продажи и задумывался исключительно как "искусство ради искусства". По мнению главного куратора Еврейского музея Марии Насимовой, все это - признаки стагнации, поэтому в ближайшее время нас ждут перемены.

"При подготовке выставки нам было очень важно зафиксировать то, что происходит сейчас, чтобы в будущем мы могли отследить, в чем произошли изменения, — говорит она. — В перформансе сейчас та стадия, когда художники стремятся к одному и тому же - выставляться в крупных музеях и быть узнаваемыми. Это желание возникло с расцветом YBA (Young British Artists, "Молодые британские художники", группа художников из Великобритании, заявивших о себе после выставки Freeze, организованной в 1988 самым коммерческим художником современности Дэмиеном Херстом - прим. ред.), когда авторы заявили, что они хотят зарабатывать на своем искусстве. На мой взгляд, проблема перформанса заключается в его популярности, ведь именно это привело к коммерциализации".

К открытию выставки проект Weekend попросил Марию Насимову выбрать пять наиболее значимых работ, повлиявших на становление и развитие перформативного искусства XXI века.

1. Аллора и Кальсадилья, "Stop, Repair, Prepare: Variations on "Ode to Joy" for a Prepared Piano" (2008)

Художники Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья в 2011 году представляли Америку на Венецианской биеннале современного искусства. Этот дуэт нельзя назвать радикальным, они скорее показывают нам нас самих. В своих работах Аллора и Кальсадилья анализируют такие понятия, как власть, милитаризм, война, национальность, доказывая важность своих метафор с помощью видео, звука и пластики человеческого тела.

На выставке в Еврейском музее представлен перформанс "Stop, Repair, Prepare: Variations on "Ode to Joy" for a Prepared Piano", в ходе которого участник, находясь внутри фортепиано, исполняет Симфонию № 9 Бетховена. Таким образом, клавиатура располагается перед исполнителем вверх ногами, при этом инструмент, снабженный колесами, еще и двигается по помещению, а музыка звучит так же прекрасно, как если бы участник перформанса играл в обычном для пианиста положении. Важен здесь и выбор произведения, ведь «Ода к радости», входящая в состав 9-й Симфонии, является официальным гимном Евросоюза.

© Фото: Allora & Calzadilla Courtesy Gladstone Gallery, New York and Brussels

© Фото: Allora & Calzadilla Courtesy Gladstone Gallery, New York and Brussels

"Мне кажется, это яркий пример того, что искусство делает с человеком. Либо ты задумываешься о том, что происходит в твоей жизни, и что-то кардинально меняешь, либо настолько впечатлен, что просто смотришь, затаив дыхание", — комментирует эту работу Мария Насимова. — Эта метафора крайне важна для любого зрителя, поскольку музыка - один из наиболее выразительных средств передачи идеи произведения. Музыка может пробирать до дрожи гораздо сильнее, чем визуальное искусство".

2. Уильям Кентридж, "Drawing Lesson 47" (2010)

Этот перформанс Кентриджа, известного своими политическими высказываниями, анимированными работами и видеоартом, выступающего также в качестве театрального постановщика, представляет собой остроумную дискуссию художника с самим собой. Уильям Кентридж берет у себя интервью для New York Studio School, рассказывая о своей жизни, творчестве и вдохновении, перебивая и активно жестикулируя.


"Стоит отметить, что Уильям Кентридж всегда сам отрисовывает своих персонажей своих видео. Это крайне важно сегодня, когда большинство работ создается с помощью компьютерных технологий. В этом контексте работы Кентриджа имеют огромную художественную ценность".

3. Сантьяго Сьерра, "The Trap" (2007)

Испанец Сьерра — один из главных провокаторов нашего времени. Он не участвует в своих акциях, а нанимает людей, которые готовы на любые мучения ради денег. Участники его акций - бедняки, эмигранты и беженцы, проститутки и наркоманы. В одной из своих работ Сьерра расставил 30 обнаженных рабочих различных национальностей в ряд в порядке градации цвета их кожи, в другом - выбрил двум наркоманам по полосе на затылке в обмен на "дозу", в третьем - организовал газовую камеру в синагоге в Пулхейме, заставив содрогнуться еврейское сообщество.

Для выставки "Performance Now. Антология 2000-х" был выбран перформанс "The Trap" ("Ловушка"). В нем задействовано 13 известных чилийцев: президент конгресса, министр обороны, известные журналисты и другие персоны, к которым обычно добавляют приставку VIP. Своих ничего не подозревающих гостей Сьерра отправляет прямо по коридору, в конце которого их встречает толпа разъяренных люмпенов. Объединяя в одном зале представителей разных социальных классов, художник дает понять, как чувствуют себя сильные мира сего, столкнувшись лицом к лицу с теми, чьи интересы они должны представлять.

"Сантьяго Сьерра - знаковый художник не только 2000-х, но и всей второй половины XX века, — считает Насимова. — В отличие от другой знаменитости, Марины Абрамович, которая воплощала свои идеи с помощью собственного тела, Сьерра ничего не делает сам. Для него главное - идея, которую нужно правильно раскрыть".

Кстати, работа Марины Абрамович тоже представлена на выставке - это акция "Семь простых кусков", в рамках которой "бабушка перформанса" в 2005 году в нью-йоркском Гуггенхайме повторила семь хрестоматийных перформансов - своих и других авторов. По иронии судьбы именно эта работа стала единственной, на которой не сошлись создатели выставки - главный куратор Еврейского музея Мария Насимова и теоретик перформанса, куратор, основатель биеннале PERFORMA Розли Голдберг. По мнению Марии Насимовой, "Семь простых кусков" менее всего отражает творчество Марины Абрамович в период 2000-х, с чем категорически не согласилась Голдберг.

4. Клэр Фонтен, "Situations" (2011)

Марсель Дюшан. По следам, которых нет 28 июля исполняется 125 лет со дня рождения Марселя Дюшана – художника, скандалиста, новатора, смельчака, который вошел в историю искусства, отрицая в нем самое важное – эстетику, хороший вкус, мастерство художника (в том смысле, что его произведения не всегда были созданы им же). Парадокс вполне в духе знаменитого дадаиста, считавшего, что "искусство может быть хорошим, плохим или никаким, но что, каков бы ни был употребленный эпитет, мы должны называть его искусством". РИА Новости проводит параллели между Дюшаном и художниками, творившими после него.

Клэр Фонтен — это дуэт двух французских неоконцептуалистов - Фульвии и Джеймса Торнхилла Они называют себя художниками реди-мейд, намекая на дюшановскую теорию о том, что современное искусство сегодня сводится к субъективному мнению самого художника, в руках которого любой предмет вдруг объявляется произведением искусства.

На выставке они показывают беззвучную работу - своеобразная тренировка по боксу, в которой принимают участие четыре человека с разным цветом кожи. В ходе того, как на площадке инсценируются различные ситуации (драка в баре, нападение с ножом, самозащита), зрителям предлагается наблюдать за тем, как каждый человек реагирует на них и на своих противников.

5. Лори Симмонс, "The Music of Regret" (2006)

Американская художница Лори Симмонс изначально работала с фотографией и пластическим жанром, она известна тем, что во многих своих работах использовала кукол. В 2000-х Лори обратила внимание на перформанс. В экспозицию выставки в Еврейском музее вошла ее работа "Музыка сожаления" (The Music of Regret) — фильм-мюзикл в трех действиях. Первое - это кукольное представление о хрупкой дружбе двух семей, во втором действии оживает кукла-манекен (ожившую куклу играет Мерил Стрип), а в третьем главными героями становятся предметы — Дом, Торт, Пистолет, Книга и Карманные часы на человеческих ножках.

"Сначала зритель не понимает, что здесь делают все эти объекты, гуляющие сами по себе в сюрреалистичном пространстве, — рассказывает Мария Насимова. - Но потом они выстраиваются в определенном порядке, и мы понимаем, что эти предметы не что иное, как наши слабости. Художница показывает их нам в таком гипертрофированном виде, что мы сами над собой смеемся, а это, согласитесь, дорогого стоит. Очень ценно, когда художнику удается достичь такого эффекта".

Подготовила Елена Костомарова

Простой, казалось бы, вопрос «что такое искусство» вызывает сегодня массу дискуссий. С традиционным искусством, положим, все понятно. К примеру, в живописи это «классические» пейзажи, натюрморты, портреты, картины на мифологические и исторические сюжеты и так далее - все узнаваемое, привычное. А вот современное искусство - что это такое? И что такое выступления-перформансы, без которых сегодня обходится редкая выставка современного искусства?

Характерные черты современного искусства

Современное, или, как его еще называют, актуальное, искусство имеет настолько размытые границы, что обозначить их не под силу даже самым опытным профессионалам. Оно, можно сказать, представляет собой сплошной эксперимент. Происходит нескончаемый поиск новых идей, образов, приемов, средств выразительности. Искусство постоянно трансформируется и стремится к новизне, вплоть до потери материальности объекта творчества.

Очень часто в основу современного искусства ставится концепт, идея как форма познания реальности - именно поэтому сегодня искусство близко философии, как никогда. Концепт - явление сугубо интеллектуальное, таким образом, осмысление становится важнее эмоционального переживания зрителя.

В таком случае искусство оказывается вправе не принимать привычные формы, и им может стать что угодно: случайная фраза, фотография, чертеж или процесс, событие, явление.

Как известно, мир меняется, и искусство вместе с ним. Но почему же настолько кардинально? Поль Валери, французский поэт и художественный критик, еще в начале прошлого века объяснял трансформации современного искусства тем, что оно утратило свою основу, первоначальное сакральное значение. Кроме того, Поль Валери считал, что ситуация усугубилась тем, что на арт-сцене голос получила техника - машины, порой подчиняющие себе волю человека, и сами зрители, до недавнего времени совершенно пассивные по отношению к художественному процессу.

Перформанс на фестивале SKIF-2017 в Санкт-Петербурге.
Фото: Яна Барабанова

Наверное, в этом и стоит искать причины возникновения бесконечного количества разнообразных форм искусства, которые мы имеем сегодня.

Помимо концептуального искусства, о котором мы уже упоминали выше, в 70-х годах прошлого века был популярен минимализм с его любовью к простоте, однотонности, повторяемости, затем в 80-х и 90-х произошел новый всплеск интереса к цвету, изобразительности, фигуративности.

Еще позднее получили известность движения, основанные как на образах общества потребления, массовой культуры, так и на технических новшествах. До сих пор остаются популярными визуальные формы современного искусства, среди которых выделяется нашумевший перформанс, разновидность т.н. акционистского искусства (от слова акция, т.е. действие).

Искусство перформанса

Что такое перформанс, определить так же трудно, как и обозначить границы современного искусства. Он может быть совершенно разным. Пожалуй, единственная константа - это акцент не на статический художественный объект, а на действие, то есть на сам процесс созидания произведения. Для этого должны быть в наличии четыре составляющие (время, пространство, сам художник и зритель), благодаря которым произведение внезапно получает динамику и оживает.

Перформанс проще всего сравнить с театром, говорящим языком изобразительного искусства. Они оба оперируют пластикой тела и выразительностью, но между ними есть существенная разница. В отличие от театра, перформанс существует в реальном, а не условном месте и времени.

Первые перформансы появились в середине 1950-х гг., когда Д. Поллок, а за ним Ж. Матье превратили традиционно сокрытый от посторонних глаз процесс творчества в публичное действие. Но их настоящие истоки нужно искать еще раньше, в начале XX в. - в уличных провокациях футуристов, расписывающих свои лица, подобно холстам, в выходках отрицающих рационализм и логику дадаистов, в постановках Баухауза из геометрических фигур. В то время живопись уже начала рваться с полотна наружу, и подобные представления помогли ей преодолеть пространство картины. В 1960-е перформансы устраивали Ив Кляйн, Крис Бурден, Йоко Оно, Вито Аккончи, Йозеф Бойс.

В наши дни к деятелям перформативного искусства относятся Марина Абрамович, Ваграм Зарян, Стивен Коэн. А в России это Олег Кулик, Елизавета Морозова, Андрей Кузькин, Елена Ковылина, Стас Барецкий и др. Да-да, перформанс как форма современного искусства за все эти годы совершенно не устарел и до сих пор остается весьма популярным. Посудите сами, в 2014 г. «Арт Базель», самая известная ярмарка современного искусства, знакомил публику с творчеством аж 14 художников-перформансистов.

Сегодня перформанс стал привычной и порой необходимой составляющей выставочного пространства, которая организует его (как открытое - open space, так и замкнутое в интерьерах), а также налаживает построение коммуникации между художником и зрителем, что особенно актуально в наше время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вы идете по улице и вдруг видите перед собой две скульптуры, застывшие и будто бы безжизненные. Кто-то кладет монету в шляпу, лежащую здесь же, на тротуаре, и скульптуры оживают. Они исполняют танец или совершают какие-то движения, характерные для персонажей, которых они представляют, а затем снова замирают. Перфоманс (представление) не окончен, пока скульптуры здесь, он продолжается, просто перешел в статичную форму.

«Перфоманс? Что это?» - спросите вы. Это одно из направлений современного искусства. Возникло оно в шестидесятых годах прошлого века, когда ломались стереотипы во всех областях человеческой жизни: искусстве, политике, общественных и межличностных отношениях. Множество новых течений в философии, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке появилось именно тогда. Что касается современного искусства, в то же время появились течения, сходные с направлением «перфоманс-арт» по форме представления - акционизм, хэппенинг и другие. Что же у них общего, и чем они отличаются?

Для начала разберемся, перфоманс - что короткое художественное или театральное действие, которое происходит в данный момент в данном месте и производится самим художником или группой участников. От театра его отличает то, что участники перфоманса не играют выученные и отрепетированные чужие роли. Они действуют в рамках изображаемого ними персонажа или группы персонажей, «проживают» его. Написанных ролей у них нет, но сюжет, как правило, присутствует. Еще одна отличительная черта этого направления современного искусства - центральная роль человека, его представляющего. Если у кого-то возникнет вопрос: «Перфоманс - что это?» - можно смело ответить, что это прежде всего сам перфомансист, его тело, жесты, дополнительные атрибуты в виде костюмов, реквизита и других выразительных средств. В этом кроется главное отличие от изобразительного искусства, где объектом представления является полотно или скульптура. Кроме того, в отличие от классического искусства, восприятие и понимание перфоманса не требует специальной интеллектуальной подготовки, оно рассчитано на любого прохожего, который посмотрел, удивился и пошел дальше, не задумываясь над тем, как это действие классифицировать, кто был его основоположником и каковы будут последствия.

Ближайшие соратники такого рода представления - акционизм и хэппенинг. Мы уже знаем про перфоманс, что это театрализованное действие художника, не преследующее никаких конкретных целей и не требующее непосредственного участия публики. В этом его главное отличие от хэппенинга, который возможен только при активном участии публики. Хэппенинг только «затевается» художником, а что же выйдет в итоге, зависит от зрителей-участников.

Акционизм - направление в современном искусстве, которое акцентирует внимание не на плоде творчества, а на самом творчестве, на процессе создания некоего произведения искусства. Художник рисует при публике, музыкант - наступает на музыкальные педали, и из-под его ног звучит музыка и так далее. Постепенно акционизм претерпевал изменения и сращивался с политикой и эпатажем. Сегодня мы видим множество безобразий, называемых «художественными акциями». Одна из самых известных и резонансных из них - «выходка» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Это была протестная акция, осуществленная посредством музыкальных и изобразительных средств (разноцветные колготки на головах, использование музыкальных инструментов, декламирование неких политических текстов). Поэтому девушки полагали, что совершают действие в духе акционизма, что же из этого получилось, мы знаем.

Описанные направления (акционизм, хэппенинг, перфоманс) в искусстве воспринимаются по-разному. И сторонники, и противники приводят весомые аргументы в пользу своих позиций. Пожалуй, единственным достойным судьей в этом споре станет время, которое расставит все по своим местам. Давайте немного подождем…

Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Основной принцип перфоманс маркетинга можно объяснить на следующем примере. Представьте, что вы захотели купить дом. Для этого вы связываетесь с риэлтором и договариваетесь, что его комиссия будет оплачена только в том случае, если вы приобретете предложенный вариант. Вознаграждение будет рассчитано в размере фиксированного процента от стоимости недвижимости – то есть вы будете в состоянии оценить расходы. И оплату вы совершаете только за результат – покупку, вне зависимости от общего количества просмотров предложенных вариантов.

Перфоманс маркетинг: что это

  • имиджевая кампания;
  • performance marketing.

Задача первой – охват как можно большего количества пользователей с целью увеличения узнаваемости бренда.

А приоритетами перфоманс маркетинга являются увеличение продаж и определение конкретного и измеримого эффекта вложений в продвижение. Этот метод продвижения нацелен на количественный результат, который можно оценить.

  • коды купонов;
  • реферальные ссылки;
  • индивидуальные телефонные номера.

Применение этого метода подразумевает под собой достаточно большое количество тестирования и настройки. В итоге это окупается гораздо большим показателем ROI (return on investment – возврат инвестиций) и простотой определения является ли запущенная кампания успешной. Большое количество бизнесменов отдают предпочтение этому виду рекламы, так как его продуктивность легко измерить.

От чего зависят затраты на рекламу

Перфоманс маркетинг отличается от других моделей еще тем, что оплата идет, только в случае, если было совершено целевое действие (переход по ссылке, звонок, заполнение формы, оформление заказа), а не за показы объявления. Это называется ( – цена за действие) подходом.

Два основных используемых вида CPA:

  • : cost per sale – стоимость продажи.
  • CPL: cost per lead – затраты на лид.

CPS подразумевает начисление комиссии за рекламу только при приобретении товара или услуги; и является одним из наиболее популярных методов среди рекламодателей. Есть два варианта оплаты – в процентном соотношении от совершенной пользователем покупки либо фиксированная сумма в денежном эквиваленте. В идеале продажи влияют на расходы на рекламу.

CPL-метод также часто применяется. Он основан на количестве привлеченных лидов (потенциально заинтересованных посетителях), которые заполнили регистрационную форму со своими контактными данными на сайте или лендинге компании.

Наименее популярным приемом оценки и оплаты является CPC (cost per click – цена за клик) так как фактически клик может не привести к изменению показателей продажи и качество самого клика очень сложно оценить.

Основные каналы перфоманс маркетинга

Основные каналы, используемые в performance marketing это:

  • поисковые системы (реклама в поисковых сетях, контекстная);
  • социальные сети (таргетированное продвижение);
  • партнерские программы;
  • мобильная реклама;
  • e-mail маркетинг;
  • маркетплейсы.

Основной инструмент перфоманс маркетинга – анализ трафика. Главным фактором, влияющим на успех кампании, является точное определение и поиск конкретной целевой аудитории.

В большинстве случаев показ определяется аукционом цены. Компании определяют ставки для показа рекламы пользователям с определенными характеристиками (пол, возраст, семейное положение и другими) в выбранном регионе. Более того, сообщение доносится не до абстрактной аудитории, а до конкретного потребителя. Для анализа эффективности каналов должны быть учтены все шаги от клика по баннеру до совершения покупки. С этой задачей хорошо справляются Google Analytics и Яндекс.Метрика.

  • только то, в чем пользователь заинтересован;
  • именно в тот момент, когда ему это необходимо;
  • там, где ему удобно.

Ключевые достоинства перфоманс маркетинга для заказчика – это оплата за конкретное целевое действие, а не за количество и время показа рекламы; возможность контролировать бюджет и устанавливать максимально допустимую стоимость конверсии, а также наглядное отображение потраченных и полученных средств.

Различные акции протеста художников-акционистов то и дело вызывают широкий общественный резонанс, после чего о них все забывают до очередного такого перформанса. Ярким тому примером является недавняя выходка на Лубянке. Однако этот и другие непонятные большинству рядовых обывателей не единственные перформансы, устраивавшиеся в нашей стране. В России существуют и другие акционисты, и о самых запоминающихся их перформансах нам поведает данный пост.

Движение Э.Т.И., «Э.Т.И. - Текст»

1991 год, Красная площадь

Пионеры того, что принято называть московским акционизмом, созданное Анатолием Осмоловским «Движение Э.Т.И.», выкладывают телами на брусчатке Красной площади слово на букву Х. Формально перформанс был приурочен к выходу 15 апреля 1991 года закона о нравственности, включавшего в том числе запрет на нецензурную брань в общественных местах. Именно эту акцию многие арт-критики считают стартовой для московского акционизма из-за вызванного ею общественного резонанса.

Олег Кулик, «Бешеный пёс»

1994 ГОД, Якиманка,
галерея Марата Гельмана

В ноябре 1994 года киевский художник Олег Кулик впервые показал Москве своего знаменитого человека-собаку - один из символов отечественного радикального искусства 90-х годов. Обнажённый Кулик на цепи выскочил из дверей галереи Марата Гельмана на Якиманке, другой конец цепи при этом держал Александр Бреннер, ещё один видный московский акционист. Потом свои «собачьи» перформансы Кулик где только не показывал: в Цюрихе, Стокгольме, Роттердаме и Нью-Йорке. По словам художника, он понял, что «собачий цикл» себя исчерпал, тогда, когда его стали приглашать выступать в этом образе на закрытые мероприятия за деньги.

Александр Бренер, «Чего не доделал Давид»

1995 ГОД, Лубянская площадь

Художник Александр Бренер, в 90-е исследовавший отношения человека и законодательства, 11 мая 1995 года пересёк поток машин, стал в центр Лубянской площади, где раньше стоял памятник Феликсу Дзержинскому, и громко прокричал: «Здравствуйте! Я ваш новый коммерческий директор!» Вторую из своих самых известных акций Бренер провёл за несколько месяцев до этого: вышел на Красную площадь в боксёрских перчатках и закричал: «Ельцин! Выходи, подлый трус!» В 1997 году художник навсегда уехал из России.

Анатолий Осмоловский, Авдей Тер-Оганьян,
Константин Звездочётов и другие, «Баррикада»

1998 ГОД, Большая Никитская улица

К 30-летию французской студенческой революции группа московских акционистов перекрыла пустыми картонными коробками Большую Никитскую улицу, скандируя лозунги типа «Запрещено запрещать!», «Вас обманывают!» и «Вся власть воображению!». Это самая многочисленная художественная акция, проведённая в Москве: в ней приняли участие около 300 человек. Авторы «Баррикады» - художники и друзья журнала «Радек» - определили свой поступок как испытание нетрадиционных технологий политической борьбы в современной им России.

Авдей Тер-Оганьян, «Юный безбожник»

1998 ГОД, «Манеж»

Знаменитый перформанс Авдея Тер-Оганьяна на выставке «Арт-Манеж-98»: рубка топором икон «Спас Нерукотворный», «Владимирская Божья Матерь» и «Спас Вседержитель». По словам куратора «Арт-Манежа» Елены Романовой, таким образом художник противопоставил своё видение мира ортодоксальному христианству. Перформанс был прекращён по требованию возмущённых зрителей, а на Тер-Оганьяна возбудили уголовное дело по статье «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды», которое было закрыто в 2010 году, предположительно по истечении срока давности. Тер-Оганьян уехал из России в 1999 году.

Олег Мавроматти, «Не верь глазам своим»

2000 ГОД, Берсеневская набережная

Самый известный перформанс акциониста Олега Мавроматти: во дворе Института культурологии Минкульта РФ его привязали к деревянному кресту, прибили к нему гвоздями, а на спине гвоздём вырезали слова: «Я не сын бога». Эта акция должны была десакрализовать боль и физическое страдание. На Мавроматти также было заведено уголовное дело по обвинению в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни, в нулевых ему пришлось уехать из России.

Группа «Бомбилы», «Автопробег несогласных»

АПРЕЛЬ 2007 ГОДА, Покровский бульвар

Группу «Бомбилы» создали ученики и сотрудники студии Олега Кулика Антон «Безумец» Николаев и Александр «Супергерой» Россихин. В день «Марша несогласных» 14 апреля 2007 года по улицам Москвы ездила «семёрка», на крыше которой занимались любовью мужчина и женщина. Таким образом художники хотели сказать, что контроль над обществом аналогичен контролю над сексуальной жизнью. Многие считают эту акцию открывшей волну нового российского акционизма.

Группа «Бомбилы», «Белая линия»

МАЙ 2007 ГОДА, Крымский вал

В том же году «Бомбилы» организовали ещё одну известную акцию - отсылая к гоголевскому «Вию», очертили мелом круг по линии Садового кольца. Круг замкнулся на Крымском валу, а сами художники заявили, что хотели очистить Москву от нечисти, заполонившей центр.

Группа «Война»,
«***** за наследника медвежонка»

МАРТ 2008 ГОДА,
Биологический музей имени Тимирязева

Акция, надолго определившая образ главной акционистской группы конца нулевых, среди далёких от современного искусства людей: одновременный секс нескольких пар в биологическом музее накануне президентских выборов 2008 года. По словам активистов, в момент, когда Владимир Путин объявил о том, что его преемник - никому не известный на тот момент Дмитрий Медведев, «страну действительно поимели», а они - перевели это на язык современного искусства.

Группа «Война»,
«Лёня ***** крышует федералов»

2010 ГОД, Кремлёвская набережная

22 мая 2010 года активист «Войны» Леонид Николаев, больше известный как Лёня *** (Чокнутый), запрыгнул на служебную машину ФСО с мигалкой неподалёку от Большого каменного моста. За эту акцию Николаеву предъявили обвинение по статье «Хулиганство», предусматривающую максимальное наказание в виде ареста сроком до 15 суток.

Группа «Война», «Лобзай мусора»

2011 год, «Китай-город» и другие станции метро

Вступление в силу 1 марта 2011 года закона «О полиции» активистки группы «Война» отметили акцией в московском метрополитене: Надежда Толоконникова и Екатерина Самуцевич целовали сотрудниц полиции. Толоконникова позже отмечала, что женщин больше шокировало не то, что их целуют, а то, что это делают представительницы одного с ними пола.

Pussy Riot, «Богородица, Путина прогони»

2012 ГОД, храм Христа Спасителя

Про «панк-молебен» феминистской панк-группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя слышали, кажется, даже в самых отдалённых уголках России, и нужды что-либо рассказывать о нём нет. После перформанса две из его исполнительниц - Надежда Толоконникова и Мария Алёхина - были приговорены к двум годам лишения свободы по статье «Хулиганство» и освобождены в декабре 2013 года по амнистии, за два месяца до официального окончания срока заключения. Надежда Толоконникова после не раз признавала акцию в ХХС неудавшейся.

Пётр Павленский, «Фиксация»

2013 год, Красная площадь

Первая московская и одновременно самая известная акция петербургского акциониста Петра Павленского: обнажённый художник прибил свою мошонку гвоздём к каменной брусчатке Красной площади. Сам Павленский позже пояснил, что акция стала метафорой апатии и политической индифферентности российского общества. Многие акционисты 90-х годов дали поступку Павленского высокую оценку, зато министр культуры Владимир Мединский порекомендовал всем поклонникам творчества Павленского посетить Музей истории медицины и психиатрии.

Пётр Павленский. «Отделение»

2014 ГОД, Институт имени Сербского

Одновременно с психолого-психиатрической экспертизой украинской лётчицы Надежды Савченко, которой не разрешали видеться с консулом Украины и адвокатом, Павленский провёл следующую акцию «Отделение»: кухонным ножом отрезал себе мочку уха, сидя на крыше здания института психиатрии имени Сербского. Задача акции, по словам адвоката художника, заключалась в том, чтобы осудить психиатрические ярлыки, которые навешивают на людей, не вписывающихся в рамки общественного мнения

«Синий всадник», «Изгоняющие дьявола. Осквернение Мавзолея»

Январь 2015 года, Красная площадь

Участники группы «Синий всадник» Олег Басов и Евгений Авилов 20 января 2015 года облили Мавзолей Ленина святой водой с криками «Встань и уйди». После акции активисты, видевшие смысл своего поступка в очищении современных умов от советского наследия, получили по десять суток ареста.

Катрин Ненашева, «Не бойся»

Июнь 2015 ГОДА, Красная площадь

30-дневная акция перформансистки Катрин Ненашевой в поддержку заключённых женщин, завершившаяся также на Красной площади. Ненашева месяц ходила по Москве только в тюремной робе, а в финальный день её соратница Анна Боклер обрила голову Катрин налысо в двух шагах от Кремля. Не успев закончить перформанс, девушки были задержаны и заключены под арест на трое суток.

Пётр Павленский, «Угроза»

ноябрь 2015 ГОДА, Лубянская площадь

«Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля. Военные суды ликвидируют любые проявления свободы воли. Но терроризм может существовать лишь за счёт животного инстинкта страха. Пойти против этого инстинкта человека заставляет безусловный защитный рефлекс. Это рефлекс борьбы за собственную жизнь. А жизнь стоит того, чтобы начать за неё бороться», - так прокомментировал поджог дверей в главное здание ФСБ Пётр Павленский. В Таганском суде Москвы, где 10 ноября выносился приговор по делу художника, Павленский потребовал судить его за терроризм - как «крымских террористов», режиссёра Олега Сенцова и анархиста Александра Кольченко. Однако суд отказался переквалифицировать дело и приговорил Павленского к месяцу в СИЗО.