Контраст и тональная перспектива

Основная цель правил композиции - привлечь внимание зрителя и выделить смысловой элемент на фотографии. Человеческий глаз инстинктивно ищет на снимке самый яркий и резкий элемент.

Контраст - это, прежде всего, различие между участками изображения во всевозможных их характеристиках. Оно может быть выражено в большей или в меньшей степени и придает фотографии эмоциональное звучание. Различают несколько типов контраста в фотографии:

ТОНОВЫЙ (ИЛИ ТОНАЛЬНЫЙ) КОНТРАСТ

Он представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тоновый контраст характерен для ахроматических цветов. Ахроматические цвета - это оттенки серого в диапазоне от белого к черному. Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным - черный.

Эмоциональная выразительность ахроматической композиции зависит от шкалы использованных тонов. Композиция, построенная в светло-серых тонах, будет выглядеть легкой, воздушной, умиротворенной.

Колорит композиции, решенной в темно-серых тонах, выглядит мрачноватым, суровым, даже трагичным. Наиболее сильный, динамичный и жесткий контраст - контраст черного и белого. Черный с белым - это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с черным - идеальный фон для ярких цветовых акцентов.

Под тональным контрастом понимается также намеренное затемнение переднего плана и высветление, подсвечивание заднего. Или наоборот. Таким образом светлые и темные участки изображения на фотографии сопоставляются между собой так, что картинка начинает передавать глубину пространства, его объем. На фотографии создается так называемая тональная перспектива . Тональная перспектива это изменение цвета и контраста объектов при их удалении вглубь пространства фотоснимка. Ощущение иллюзии пространства ещё больше усиливается, когда объекты переднего плана переданы в естественном цвете, а те, что на дальнем плане фотографии, переданы в оттенках синего.

При помощи тонального контраста принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки. Основной объект в кадре изображается темным на ярком, хорошо освещенном фоне. Внимание зрителя всегда привлекает объект, освещенность которого заметно отличается от освещенности фона, или остальных объектов в кадре. Причем, как в одну, так и в другую сторону (светлее или темнее). Силуэт на фотографии получается, если есть достаточно большая разница в освещенности фона и снимаемого объекта. Например, съемка портрета на фоне ярко освещенного окна или против ярких источников света (съемка в контражуре).

В своих фотографиях Карлоса Готея из Пуэрто-Рико очень органично сочетает и интересный фон, и «силуэтно-сюжетную» линию.


ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ

Он подразумевает наличие на фотографии противоположных (конкурирующих) цветов. Этот вид контраста использовать несколько сложнее, чем тот, который мы описали выше. Но если он применен грамотно и правильно, то снимок сразу бросается в глаза зрителю. Так уж устроен наш мозг, что человек сразу выделяет из множества других изображений изображение контрастное по цветам.

Конкурирующие цвета легко определить, используя цветовой круг. Если линейный спектр луча света, состоящий из 7 основных (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и 5 переходных цветов расположить по окружности, мы получим цветовой круг. Впервые это сделал Исаак Ньютон.

Первое сочетание - диаметрально удаленная пара .

Например, желтый и синий, красный и зеленый. Эти сочетающиеся цвета находятся на концах диаметра цветового круга. Но данное сочетание таит в себе много подводных камней. При использовании этих цветов рядом и в равном количестве они даже на небольшом расстоянии сольются в серое пятно. Чтобы смягчить контраст, нужно один из них использовать как отдельные вкрапления на фоне другого, так как цветовой контраст работает лучше с меньшими и большими цветовыми массами.

Классическая триада - цвета, которые расположены на вершинах треугольника с равными сторонами, вписанного в цветовой круг. Сочетание трех основных тонов (желтый, красный, синий) считается очень жестким. Три дополнительных цвета (оранжевый, сиреневый, зеленый) считаются более уравновешенными, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно.

СОВЕТ: Краски, входящие в три основных цвета, не должны браться в равном количестве. Их насыщенность тоже должна быть различна. Тогда вы получите гармоничную картину, радующую глаз и не раздражающую.

Аналогичная триада. Цвета, которые размещены по соседству друг с другом в цветовом круге в пределах одной четверти, образуют аналогичную триаду. Они очень замечательно смотрятся вместе, потому что имеют общий главный цвет в своем составе (например, желтый), но не создают никакого контраста.

Если вы хотите, чтобы ваша работа вызвала у человека ощущение комфорта и умиротворения, используйте цвета, которые находятся по соседству друг с другом. Сама природа создала такую гармонию. Приятные глазу градиенты создают общую радужную картину.

Теплые и холодные цвета. Стоит помнить еще об одной особенности. Все цвета делятся на теплые и холодные. К теплым можно отнести оттенки красного, желтого, зеленого, а к холодным - оттенки фиолетового, синего, голубого.

Работа участника Ivan777 (Иван Седловский), занявшая призовое место в конкурсе на нашем сайте.

Вам, как фотографу, остается посмотреть на ситуацию и определить, какой из видов контраста в данной конкретной композиции более уместен. И проследить за тем, чтобы контрастные элементы изображения перекликались с его сюжетной составляющей.

Больше фотографируйте и экспериментируйте.

Зная, как использовать контраст, вы сможете создавать интересные и привлекательные изображения. Контраст является инструментом, который используют опытные фотографы, чтобы привлечь внимание зрителя к снимаемому предмету. Существует два основных типа контраста: тональный контраст и цветовой контраст. Тональный контраст описывает разницу тонов — от самого светлого до наиболее темного тона. Другими словами, разницу в шкале белого, серого и черного тонов. Цветовой контраст описывает взаимодействие различных цветов друг с другом.

Обычно тона описываются как высокий, средний или низкий. Фотоснимки высокой тональности (контраста) в основном включают в себя белый и черный тон, с незначительным количеством (или без него) средних серых тонов. Фотография с нормальным тоновым соотношением содержит в себе белые элементы, некоторое количество черных предметов и большое количество средних (серых) тонов. Изображения низкого тона — это изображения почти без ярких и теневых участков. На таких снимках все тона весьма схожи друг с другом. Поэтому изображения высокого тона имеют более резкий вид, а фотоснимки с низким контрастом выглядят более мягко.

Цветовой контраст используется для получения более впечатляющих композиций. Цвета с противоположными характеристиками, как например синий и желтый, создают сильный контраст при размещении их рядом. Когда два противоположных цвета присутствуют на одном изображении, то они дополняют и подчеркивают качества друг друга. Теплые и холодные цвета практически всегда контрастируют друг с другом. Светлые цвета контрастируют с темными, а яркие и смелые цвета служат противовесом слабонасыщенным цветам.

Композиции в фотографии также классифицируется как сцены высокого и низкого ключа. Если фотоснимок в основном содержит темные тона или цвета, то его называют изображением низкого ключа, а если его большую часть составляют светлые тона или цвета, то мы говорим об изображении высокого ключа. Фотографии низкого и высокого ключа передают различные настроения. Обычно фотоснимки низкого ключа более серьезны и загадочны, в то время как изображения высокого ключа создают ощущение легкости и деликатности снимаемой сцены.

Хорошим примером тонального контраста являются силуэты. Силуэтные фотоснимки создаются за счет резкого различия между светлыми и темными областями снимаемого сюжета. Изображения с цветовым контрастом содержат дополняющие, или так называемые противоположные цвета. Два цвета, расположенные на противоположной стороне цветового круга создают контрастную пару. Зеленый и красный или желтый и синий цвета, создают контрастные изображения, которые притягивают внимание зрителей.

Очень важно, научиться, правильно объединять, комбинировать, и использовать в своих интересах тональный и цветовой контраст, или хотя бы знать, как компенсировать их, когда они используется по отдельности. Правильный цветовой контраст является отличным способом компенсации тонального контраста. Изображение с низкой тональной контрастностью может быть улучшено за счет включения в него контрастирующих цветов.

Фотоснимок со слабо контрастирующими цветами, например, с оранжевым и желтым, может отлично смотреться, если тональный контраст достигается за счет использования более светлого и более темного желтого и оранжевого цветов. Изображения с низким цветовым контрастом выглядят не так ярко, но в целом отлично подходят для сезонных и пейзажных фотоснимков.

Другой характеристикой, влияющей на контраст, является насыщенность цвета. Цветовой контраст улучшается по мере увеличения сочности и густоты цвета. Когда между цветами имеется очень слабый тональный контраст, цветовой контраст уменьшается, а по мере увеличения насыщенности цвета, увеличивается и цветовой контраст.

Цветовой контраст также проявляется лучше при использовании небольшого количества более крупных цветовых масс. А чем больше цветов включено в композицию, тем эффективнее работает тональный контраст.

Знание того, как правильно использовать контрастность в своих изображениях, безусловно, позволит вам добиться впечатляющих результатов. Контраст преобразует ваши фотоснимки в привлекательные фотографии, и при правильном использовании может превратить посредственные изображения в удивительные творения.

Если подходить к выбору цвета с позиции особого представления реальности, то становится понятным, почему чёрно-белая фотография не утрачивает своей популярности.

Во-первых, такое цветовое решение совсем не похоже на то, как мы видим окружающий мир. Во-вторых, противопоставление чёрного и белого производит достаточно сильный эффект на зрителя, подсознательно вызывая ассоциации со светом/тьмой, добром/злом и т.п. Поэтому создается впечатление, что чёрно-белая картинка смотрится выигрышнее своего цветного аналога. Отчасти это происходит из-за того, что переводя картинку из цветного в черно-белый вариант, мы как бы упрощаем композицию. Это утверждение не совсем правильное, но смысл его в том, что мы убираем из кадра цвет как объект привлечения внимания. Тем самым уделяем больше внимания остальному содержанию снимка. Сразу оговоримся, что такой способ работает не всегда. И совсем не работает в тех случаях, когда вы целенаправленно подбирали сочетание цветов в кадре, осознанно делая цвет важным элементом композиции. Поэтому самое время поговорить о цвете.

Чёрно-белая фотография имеет мало общего с тем, как мы воспринимаем окружающую действительность. Казалось бы, для цветной фотографии должно быть верно обратное утверждение. Но это не так. Дело в том, что даже самые совершенные камеры воспроизводят не все оттенки, которые видит человеческий глаз. Или воспроизводят их не совсем так, как мы привыкли. Кроме того, фотограф может изменять оттенки и насыщенность цветов, делая картинку более или менее похожей на реальную. То есть цвет можно использовать одновременно и как средство наиболее точной передачи картины реального мира и, наоборот, как средство представления альтернативного видения действительности.

Возвращаясь к первому вопросу - цвет или ч/б - мы смело можем сказать, что и то, и другое. Всё зависит от вашего замысла.

Работа с цветом

Попробуем освоить несколько простых приёмов работы с цветом, но сначала вкратце поясним основные термины, которые мы будем использовать при описании цвета.

Цвет

Физика говорит, что цвет - это длина электромагнитной волны, которой и является видимый нами свет. Нам в такие технические подробности можно не вдаваться. Достаточно знать, что восприятие цветов - физиологическая особенность человеческого зрения. Свет, падая на поверхность объектов, отражается не полностью, в результате чего мы различаем цвета.


Больше всего для нам интересно то, что выделяет несколько основных цветов. С детства они известны нам как «цвета радуги». Смешение всех цветов образует белый цвет, а полное отсутствие света - чёрный. Так как существуют разные цветовые модели, стоит упомянуть и ту, в которой основных цветов только 3, а все остальные получаются путём их смешения. Это модель RGB (Red Green Blue). Она включает такие основные цвета: красный, синий и зелёный. На её основе функционирует почти вся современная электроника, воспроизводящая цвет.


Оттенок

Оттенок - это разновидность цвета. Оттенки получаются добавлением к основному цвету светлого или тёмного тона и примеси других цветов. Совокупность схожих оттенков образует цветовой тон (например, светло-красный, тёмно-красный, кроваво-красный, всё вместе - красный тон). По цветовому тону оттенки часто разделяют на тёплые и холодные. К тёплым относятся красные, оранжевые и жёлтые оттенки. К холодным - голубые, синие и фиолетовые. Переход от чёрного к белому происходит через различные оттенки серого, «градации серого».

Яркость, насыщенность

Важными характеристиками цвета являются яркость и насыщенность.

При уменьшении яркости любой цвет стремится к чёрному.

Оттенки одного цвета могут отличаться насыщенностью. Чем меньше насыщенность, тем более блёклый оттенок. При уменьшении насыщенности все цвета приближаются к серому.

Контраст

Понятие контраста не всегда относится к цвету, но я считаю важным привести его именно здесь. Контраст - это степень различия между областями изображения. Чаще всего говорят о контрасте по свету. То есть о том, насколько сильно отличаются светлые и тёмные части изображения и насколько плавные между ними переходы. Например, снимок дорожного полотна будет, скорее всего, неконтрастным, так как в нём будут присутствовать только плавные переходы между оттенками серого.

Можно выделить и цветовой контраст. Например, красное на синем - контрастное сочетание, а синее на фиолетовом - нет.


Цветовой круг

Существует не одна модель, описывающая соотношение цветов, но в фотографии чаще всего используется так называемый цветовой круг. Он состоит из нескольких секторов разных цветов (есть много вариантов цветового круга с различным количеством оттенков). В круге выделяют 3 основных цвета: красный, жёлтый и синий. Оранжевый, зелёный и фиолетовый называют промежуточными, их можно получить путём смешения основных. Можно встретить разные интерпретации цветового круга, в том числе и такую, где круг не разбивается на сектора, а все цвета плавно переходят один в другой.


Теперь, когда мы немного подкрепили наши теоретические познания, пора переходить к практике.

Как применять это на практике

Цветовой круг - это наша отправная точка к пониманию взаимодействия цветов. Здесь действуют 2 простых принципа. Соседние цвета в круге образуют спокойные гармоничные сочетания, а противоположные цвета образуют наиболее контрастное сочетание. При этом каждый из противопоставляемых цветов кажется более ярким и насыщенным.

Помимо этого, все цвета можно условно разделить на тёплые и холодные.

Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки. Холодные цвета: синий, фиолетовый.

Как можно догадаться из названия, именно такие ощущения вызывают сочетания перечисленных цветов. Тёплые цвета будут более притягивающими и спокойными, в то время как холодные цвета имеют слегка отталкивающий характер.

Изучать воздействие сочетаний цветов очень легко на примере рекламы. Дизайн всевозможных банеров и логотипов подбирается так, чтобы воздействовать на покупателя. Наибольшее внимание обращают на себя контрастные сочетания. Причём, как можно заметить, удачно противопоставляются не только цвета из нашего круга. Белый эффектно смотрится на фоне насыщенных и тёмных цветов: красного, синего, чёрного и др. Чёрный часто можно встретить рядом с жёлтым, красным, оранжевым.

Существует и ещё одна интересная система, описывающая соотношение цветов. Гёте присвоил основным цветам своеобразный индекс интенсивности. Выглядит это следующим образом: желтый = 9 оранжевый = 8 красный = 6 зеленый = 6 синий = 4 фиолетовый = 3


То есть для достижения гармонии между зелёным и синим, к примеру, синего следует взять больше, чем зелёного. Главное - не пытаться применить эту схему каждый раз, когда вы пытаетесь уравновесить цвета в кадре. Это просто ещё один инструмент, своеобразная палочка-выручалочка, которой можно воспользоваться, когда есть серьёзные сомнения при построении кадра.

Фотографы не всегда уделяют достаточно внимания контрасту, но знание того, как правильно его использовать, поможет преобразить Ваши снимки и сделать их более индивидуальными и уникальными. Контраст привлекает внимание зрителя к фотографии на подсознательном уровне.

В этом уроке по фотографии мы поговорим о двух типах контраста.

Тональный контраст

Хорошим и наглядным примером использования тонального контраста служит съемка силуэтов. Съемка силуэтов представляет собой съемку с умышленно недосвеченым передним планом и правильно проработанным (проэкспонированным) задним планом. Такой трюк довольно хорошо работает, т.к. налицо резкое различие между темными и светлыми областями.

* чтобы получить такой снимок необходимо произвести экспозамер по заднему более светлому плану. В этом может помочь функция фиксации экспозиции, обычно обозначается на фотокамере как (*).

Цветовой контраст

Данный вид контраста используется реже, потому что большинство фотографов не задумывается о нем, прежде чем сделать снимок. Да и в целом сделать снимок с хорошим цветовым контрастом сложнее, чем использовать тональный контраст. Но если вы научитесь его заранее обнаруживать, то вскоре поиск цветового контраста доведется у вас до автоматизма! Изображение с правильным цветовым контрастом будет выглядеть отлично даже с низким тональным контрастом. Взгляните на самое первое фото, изображение на нем выглядит отлично даже с низким тональным контрастом.

Что поможет создать хороший цветовой контраст?

Использование хорошего цветового контраста будет правильным решением, когда использование тонального контраста затруднено. Даже крошечная область на фотографии с противоположным оттенком может сильно влиять на восприятие снимка. К примеру, рассмотрим две фотографии ниже, фото справа лишено цветового контраста и смотрится довольно скучно, но как только мы добавим немного красного цвета, который на цветовом круге является обратным к зеленому, то фотография станет гораздо интереснее и выигрышнее.

В этом месте уже можно сделать небольшой вывод, сочетание “обратных цветов” согласно цветовому кругу, создают хороший цветовой контраст. Кстати цветовой круг выглядит вот так.

Как получить хороший тональный контраст?

Идеальный тональный контраст содержит дополняющие цвета (противоположные) и высокую насыщенность. Два цвета на противоположных частях цветового колеса это контрастные цвета. Насыщенность цветов влияет на то, насколько цветовой контраст будет преобладать над тональным контрастом.

Контрастирующие оттенки.

На снимке ниже цветовой контраст очень удачный, поскольку цвета практически противоположны друг другу. Снимок бросается в глаза и привлекает к себе внимание.

На снимке ниже маленький цветовой контраст, но фото выглядит великолепно, поскольку удачно выбран тональный контраст. Маленький цветовой контраст делает снимок спокойнее и как раз подходит для подобных живописных пейзажей.

Вы можете делать свои снимки еще более интересными, увеличивая цветовой контраст. Ниже пример сравнивающий цветовые контрасты. С меньшим цветовым контрастом снимок выглядит спокойным и даже скучным. Высокий цветовой контраст делает снимки более яркими и экстравагантными.

Насыщенность.

Цветовая насыщенность влияет на яркость конечного результата. Чем больше интенсивность цвета, тем сильнее цветовой контраст. Цветная фотография может содержать тональную информацию и цветовую. Если вы соедините две таких фотографии, вы получите обычное фото с равным цветовым и тональным контрастом.

Насколько значительным будет цветовой контраст зависит от того насколько высока насыщенность. С низкой насыщенностью более заметен тональный контраст, с высокой– цветовой.

Простота.

Цветовой контраст работает лучше с меньшими и большими цветовыми массами. На снимке ниже шахматный узор обладает меньшим контрастом, поскольку содержит подобные цвета и количество клеток разных цветов одинаковое. У снимка справа контраст сильнее, поскольку цветных областей всего две и одного цвета больше, чем другого.

Контраст статики и динамики

Объединить статичное и подвижное в одной композиции сложно, ведь, в принципе, это противоречит правилам композиции, но когда это удается, контраст ярко выражает смысловую нагрузку и приковывает внимание зрителя (см. рис. 1).

Цветовой контраст

Полного контраста достигнуть с помощью разницы в цвете не получится. Однако в качестве дополнения, второго голоса, это просто отличный вариант.

О контрасте говорится в случае, если между цветами видны чётко выраженные различия (см. рис. 2). Когда эти различия наибольшие, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой -- маленький, белый -- чёрный, холодный -- тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

Основные типы цветовых контрастов:

1. Контраст цветовых сопоставлений;

2. Контраст светлого и тёмного (тональный);

3. Контраст яркости и бледности

4. Контраст холодного и тёплого;

Тональный контраст (противопоставление светлого и темного)

День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника белый и чёрный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. Проблемы света и тени, белого, чёрного и серого цвета, равно как проблемы света и тени собственно чистых цветов, а также и их связи, должны быть тщательно изучены, ибо решение этих задач оказывается особенно необходимым в нашей творческой работе. Чёрный бархат, возможно, представляет собой самый чёрный цвет, а сульфат бария - самый белый. Существует всего один максимально чёрный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным. Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза и предела восприятия зрителя. Этот предел может быть снижен путём практических упражнений, и тем самым число различимых глазом постепенных переходов будет увеличено. Единообразный серый цвет, его безжизненная поверхность может обрести таинственную активность с помощью тончайших модуляций тени. Эта возможность имеет громадное значение для живописцев и проектировщиков, требуя от них чрезвычайной чувствительности к тональным различиям

Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Он нем, но легко возбуждается и даёт великолепные тона. Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цветовом тоне.