Критерии и порядок установления степени утраты трудоспособности. Квалификация трудоспособности. Определение степени утраты трудоспособности

Общие положения

Судебно-медицинская экспертиза определения размеров утраты трудоспособности проводится экспертными комиссиями бюро судебно-медицинской экспертизы по различным поводам: в связи с транспортными и бытовыми травмами; по поводу причинения вреда здоровью на производстве и в ряде других случаев, но только по определению суда.
Возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья (увечьем), производится в виде присуждения убытков, связанных с потерей потерпевшим заработка. Размер убытков в этих случаях определяется в соответствии со степенью утраченной потерпевшим трудоспособности и средним заработком потерпевшего за 12 календарных месяцев, а при временной нетрудоспособности - за 2 календарных месяца полученной зарплаты потерпевшим от несчастного случая. При этом право вознаграждения за увечье принадлежит потерпевшему со дня причинения вреда, а не с момента обращения его с иском в суд. Если в результате увечья потерпевший частично лишился профессиональной и общей трудоспособности, то размер возмещения определяется пропорционально степени утраты им профессиональной трудоспособности.

При полной потере профессиональной трудоспособности и сохранении частично общей трудоспособности причитающееся потерпевшему возмещение должно быть уменьшено на сумму, какую мог бы зарабатывать неквалифицированный рабочий или служащий при соответствующем проценте общей трудоспособности. Если в случае увечья по заключению врачебной экспертизы потерпевший нуждается в постороннем уходе, то суд сверх присужденного возмещения за потерю заработка может обязать причинившего вред оплачивать ему стоимость ухода. Суд может также возложить на причинившего вред обязанность возместить потерпевшему фактически понесенные расходы на дополнительное питание, протезирование, специальное лечение, в том числе на санаторно-курортное лечение, если потерпевший по заключению врачебной экспертизы действительно нуждается в указанных видах помощи и не получает ее через соответствующие организации бесплатно.
В случае причинения увечья несовершеннолетнему, не имеющему ко времени увечья заработка, суд по иску несовершеннолетнего или его законных представителей (родителей или опекунов) может взыскать с причинившего вред расходы по уходу за потерпевшим, предоставлению ему усиленного питания, протезированию и лечению, а также вынести решение о признании за потерпевшим права на возмещение по достижении им 16-летнего возраста убытков за потерю трудоспособности.
Если в материальном положении сторон или в состоянии здоровья потерпевшего произойдут после решения суда существенные изменения (повышение или понижение трудоспособноcти), то как потерпевший, так и причинивший вред могут обратиться с иском в суд о соответствующем уменьшении или увеличении размера присужденного возмещения за вред.

До начала слушания дела в судебном заседании судья должен в порядке ст. 80 ГПК РСФСР потребовать, чтобы стороны представили доказательства, имеющие важное значение для вынесения правильного решения. К делу о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья (увечье), должны быть приобщены:
а) акт о несчастном случае, составленный администрацией предприятия, органами соответствующего надзора (технический, строительный, санитарная инспекция и т.п.) или органами милиции;
б) справка о размере заработка потерпевшего к моменту увечья;
в) справка о размере назначенной потерпевшему пенсии или пособия по социальному страхованию или социальному обеспечению;
г) справка о семейном и имущественном положении потерпевшего. Кроме того, для выяснения вопроса о степени утраты потерпевшим профессиональной и общей трудоспособности от причиненного несчастным случаем вреда суд обязан потребовать, чтобы стороны представили заключения врачебной комиссии и технической инспекции, а при невозможности или затруднительности этого назначить по данным вопросам судебно-медицинскую и техническую экспертизу.
В судебном решении должны быть подробно указаны обстоятельства, при которых причинен вред, и приведен точный расчет присуждаемых в возмещении вреда убытков. Возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья (увечье), должно присуждаться в виде периодических, ежемесячных платежей, которые ответчик обязан выплачивать истцу, в зависимости от степени стойкой утраты трудоспособности, в течение определенного срока или пожизненно.
При определении размеров вреда здоровью суд, устанавливая размер убытков, должен исходить из размеров, т.е. процента утраченной потерпевшим трудоспособности. Если потерпевший лишился частично профессиональной и общей трудоспособности, то опять-таки требуется установить размеры, т.е. процент утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а также и оставшейся общей трудоспособности. Поэтому суды требуют определять утрату профессиональной и общей трудоспособности потерпевшим в процентах. В связи с этим экспертам необходимо устанавливать утрату общей и профессиональной трудоспособности в процентах.
При определении трудоспособности комиссии бюро судебно-медицинской экспертизы руководствуются соответствующими нормативными документами Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социальной защиты населения РФ.
Рассмотрение споров о возмещении вреда лицам, получившим увечье или иное повреждение здоровья на производстве, возмещение вреда производится не в судебном порядке, а администрацией учреждения совместно с представителями профсоюзных организаций. Экспертиза по поводу определения размеров утраты трудоспособности в таких случаях производится уже не судебно-медицинской экспертизой, а Государственной службой медико-социальной экспертизы.
Под общей трудоспособностью понимается способность к неквалифицированному труду.
Экспертиза в заключении отвечает также на вопросы, нуждается ли потерпевший в постороннем уходе, в дополнительном питании, в протезировании, в специальном, в том числе и санаторно-курортном, лечении.

Действующее законодательство предусматривает возмещение ущерба за увечье или иное повреждение здоровья. К сожалению, в законодательстве определение понятия «увечье» по существу отсутствует. Понятие «повреждение здоровья» - более широкое, оно включает также и понятие «увечье». Поэтому, по сути, всегда определяется повреждение здоровья и его объем.
У лиц до 15 лет утрата трудоспособности до совершеннолетия не определяется.
При повышении или понижении утраты трудоспособности у потерпевшего через некоторое время после происшествия может быть изменен размер присуждаемого ему возмещения за вред. Поэтому экспертиза утраты трудоспособности проводится повторно.
Иски о возмещении ущерба связаны только со стойкой утратой трудоспособности, так как за временную нетрудоспособность пособия определяются по социальному страхованию в размере 100%, если временная нетрудоспособность связана с работой, выполнявшейся потерпевшим.
Таким образом, определение размеров стойкой утраты трудоспособности в связи с увечьем или иным повреждением здоровья производится:
а) экспертными комиссиями Государственной службы медико-социальной экспертизы, органом социального обеспечения;
б) экспертными комиссиями бюро судебно-медицинской экспертизы при спорах, рассматриваемых судом. Судебно-медицинская экспертиза по определению размеров стойкой утраты трудоспособности производится по определению суда.

Пример.

Заключение экспертов.
13 июня 1997 г. на основании определения народного суда города М. от 10 июня 1997 г. судебно-медицинские эксперты бюро судебно-медицинской экспертизы города М.: судебно-медицинский эксперт Катин А.В., терапевт Петров И.И., психиатр Сидоров З.Д. в помещении амбулатории бюро произвели осмотр гражданина Мунтяна А.А. для определения размера утраты трудоспособности.
Обстоятельства дела и документальные данные. У гражданина Мунтяна А.А. 14 февраля 1997 г. на производстве во время тяжелой физической работы развилось кровоизлияние в мозг. До 18 апреля 1997 г. он находился на излечении в больнице, а с 18 апреля 1997 г. по 8 мая 1997 г. был в психиатрической больнице по поводу психопатической вспышки.
Осмотр терапевтом. Жалобы на ограниченность движений в правой ноге и правой руке, периодический кашель, временами с большим количеством мокроты.
Объективное исследование: телосложение правильное, питание пониженное; кожа и видимые слизистые окрашены нормально. Ногти рук по форме приближаются к «часовым стеклам», ногтевые фаланги несколько утолщены. Лимфатические железы не изменены. Легкие - коробочный звук в нижнебоковых отделах, дыхание на всем протяжении жесткое, сухие хрипы. В нижних отделах не постоянные, единичные, влажные хрипы. Сердце: границы не изменены, тоны ясные, чистые; пульс 70 ударов в минуту, ритмичный, удовлетворительного напряжения и наполнения. Артериальное давление 130/90 мм.рт.ст. Язык влажный, чистый. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены.
Диагноз: хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз; гипертоническая болезнь 1-й степени.
Осмотр психиатром. Зрачки равномерные, правильной формы, реакция их на свет и конвергенцию удовлетворительная. Правый угол рта неподвижен, ассимиляция носогубных складок: выраженный правосторонний гемипарез. Мышечный тонус в правых конечностях повышен; сухожильные рефлексы справа выше, чем слева. Движения в правой руке (кисти, пальцах) почти отсутствуют. Небольшая атрофия мышц правой руки и ноги. Речь с элементами моторной афазии. Походка расстроенная, гемипаретическая. Интеллект снижен; слабодушен; критика нарушена.
Диагноз: остаточные явления нарушения кровообращения в бассейне средней мозговой артерии, выраженный правосторонний гемипарез.
Выводы. Изучив представленные материалы дела, медицинские документы, предшествующие экспертные заключения и осмотрев гражданина Мунтяна А.А., судебно-меднцинские эксперты установили: гражданин Мунтяна А.А. в течение многих лет страдает нервно-сосудистым заболеванием и с 1991 г. имел по поводу этого заболевания инвалидность 3-й группы. Выполнявшаяся Мунтяном А.А. 14 февраля 1997 г. тяжелая физическая работа не явилась основной причиной развития мозгового кровоизлияния, а лишь могла способствовать его развитию. Основной причиной мозгового кровоизлияния у гражданина Мунтяна А.А. послужила гипертоническая болезнь.
Утрата трудоспособности в связи со случаем от 14 февраля 1997 г. определяется: по общей трудоспособности 50% (пятьдесят), по профессиональной - 60% (шестьдесят).
Судебно-медицинские эксперты (подписи).
Права и обязанности эксперта согласно ст. 82 УПК РСФСР известны, по ст. ст. 307 и 310 УК РФ предупреждены. Судебно-медицинские эксперты (подписи).

Методика определения размера стойкой утраты трудоспособности

Экспертные комиссии, состоящие из нескольких специалистов (терапевт, хирург, травматолог, невропатолог, офтальмолог и др.) и врачей-экспертов Государственной службы медико-социальной экспертизы или судебно-медицинских экспертов, устанавливают размеры стойкой утраты трудоспособности на основании детального медицинского обследования потерпевшего. В комиссию Государственной службы медико-социальной экспертизы входят также представители органа социального обеспечения и профсоюзной организации.
Комиссии определяют стойкую утрату профессиональной и общей трудоспособности в процентах.
При определении процента утраты профессиональной трудоспособности, т.е. способности к труду в своей профессии, комиссии руководствуются «Положением о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 392. Однако следует учитывать, что разные профессии предъявляют различные требования к организму, и одни и те же последствия увечья в разной степени нарушают трудоспособность лиц различных профессий.
При определении утраты профессиональной трудоспособности комиссия Государственной службы медико-социальной экспертизы должна исходить из возможности пострадавшего после увечья или иного повреждения здоровья продолжать свою профессиональную работу или работу, равную ей по квалификации.
При определении степени утраты профессиональной трудоспособности комиссия Государственной службы медико-социальной экспертизы в каждом конкретном случае учитывает выраженность нарушений функций организма, степень компенсации утраченных функций, способность потерпевшего выполнять в той или иной степени работу по основной профессии, в том числе возможность выполнения работы в обычных или специально созданных условиях, а также мероприятия по реабилитации, включая профессиональное обучение и переобучение.
Устанавливается 100% утраты профессиональной трудоспособности в тех случаях, когда у потерпевшего наступила полная утрата трудоспособности вследствие резко выраженных нарушений функций организма при наличии абсолютных медицинских противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях.
Устанавливается от 70 до 90% утраты профессиональной трудоспособности в тех случаях, когда потерпевший может выполнять работу лишь в специально созданных условиях вследствие выраженных нарушений функций организма.
Устанавливается утрата профессиональной трудоспособности в 60%, когда потерпевший утратил основную профессию и может выполнять легкие неквалифицированные виды труда.
В случае получения повторных трудовых увечий степень утраты профессиональной трудоспособности определяется по последствиям каждого из них раздельно.
Комиссия Государственной службы медико-социальной экспертизы выносит заключение о том, что потерпевший нуждается в обучении новой профессии, если он вследствие трудового увечья не может выполнять работу по прежней профессии.

Если увечье или иное повреждение здоровья вызвало утрату трудоспособности в размерах, дающих основания для установления одной из трех групп инвалидности, экспертная комиссия, кроме определения размеров стойкой утраты трудоспособности в процентах, устанавливает группу инвалидности и дает трудовые рекомендации пострадавшему, руководствуясь инструкциями и положениями по врачебно-трудовой экспертизе.
Комиссии устанавливают размер стойкой утраты только той трудоспособности, которая была вызвана и связана с работой пострадавшего. Другие заболевания и дефекты, не связанные с конкретным происшествием на работе, во внимание не принимаются.
В некоторых случаях производится переосвидетельствование потерпевшего для выяснения возможности изменений размеров утраты трудоспособности. Повторная экспертиза проводится в срок от 6 месяцев до 2 лет. При этом учитываются характер последствий повреждения здоровья и возможность их ликвидации в результате лечения, а также определяются имеющиеся размеры утраты стойкой трудоспособности.
Если группа инвалидности на основании Инструкции устанавливается бессрочно, то и размеры стойкой утраты общей и профессиональной трудоспособности могут также устанавливаться бессрочно. В этих случаях повторная экспертиза потерпевших может производиться или по их заявлению, или по заявлению других заинтересованных лиц.

Судебно-медицинская экспертиза по определению размеров стойкой утраты трудоспособности.
Экспертиза по определению размеров стойкой утраты трудоспособности производится в связи:

а) с травмами, полученными от различных видов транспорта;
б) с бытовыми травмами;
в) с исками по взысканию алиментов: к супругу при бракоразводных делах; к родителям - на содержание детей, которые по достижении совершеннолетия остались нетрудоспособными; к детям - от больных и нетрудоспособных родителей;
г) с причинением вреда здоровью на производстве при рассмотрении таких дел в суде;
д) по другим поводам.
Комиссии бюро судебно-медицинской экспертизы, как и экспертные комиссии Государственной службы медико-социальной экспертизы, при определении размеров стойкой утраты трудоспособности руководствуются указанными выше нормативными документами.
В практике может возникнуть вопрос: как определить объем утраты трудоспособности при нескольких повреждениях, каждое из которых привело к стойкой утрате трудоспособности (например, повреждение глаза с неполной потерей зрения и травматическая ампутация кисти). В данном случае определение объема стойкой утраты трудоспособности производится для оценки степени тяжести телесного повреждения. Определяется объем утраты трудоспособности, вызванной только данным повреждением, имевшиеся ранее дефекты во внимание не принимаются, и стойкая утрата трудоспособности определяется так же, как и у здорового человека.

Пример.

В связи с повреждением был ампутирован большой палец правой кисти. У потерпевшего ранее был ампутирован указательный палец той же кисти. В таком случае определяется только утрата трудоспособности, связанная с ампутацией большого пальца, равная 25%. Имевшийся дефект, отсутствие указательного пальца, во внимание не принимается, тогда как отсутствие большого и указательного пальцев правой руки соответствует 50% стойкой утраты трудоспособности.

Если несколько повреждений расположены на одном органе, то утрата трудоспособности определяется по каждому повреждению, а затем складывается. Полученный в итоге процент утраты трудоспособности не может превышать максимального процента, предусмотренного в таблице для полной потери данного органа.

Пример.

Потеря большого и указательного пальцев правой кисти составляет 50% утраты трудоспособности, а ограничение подвижности в плечевом суставе - 40%. В этом случае утрата трудоспособности должна быть определена не в 90% (50 + 40), а в 75%, так как потеря всей правой руки оценивается как 75%.

При повреждении нескольких органов утрата трудоспособности определяется по каждому дефекту в отдельности и полученные результаты складываются. Однако сумма не может превышать 100%.

Пример.

Частичная потеря зрения на один глаз (30%) и одновременно травматическая ампутация правой кисти (75%) составляют 105%. Однако стойкая утрата трудоспособности обоих повреждений должна быть опре¬делена в 100%.

В случае увечья или иного повреждения здоровья гражданина, не достигшего 15-летнего возраста и не имеющего заработка организация или гражданин, ответственные за вред, обязаны возместить расходы, связанные с восстановлением здоровья потерпевшего. По достижении потерпевшим 15 лет организация или гражданин, ответственные за вред, обязаны возместить потерпевшему также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности исходя из размера среднего заработка неквалифицированного рабочего в данной местности.

Если вы получили травму на производстве или профзаболевание - имеете право на пособие или компенсацию. Кто сколько получит или не получит вообще - решать будет учреждение медико-социальной экспертизы по новым правилам, которые недавно подписал премьер-министр Михаил Касьянов.

Кем лучше быть - больным или здоровым?

Условия ужесточаются

Один мой знакомый однажды решил прыгнуть с парашюта. В результате неудачно приземлился и сломал обе ноги. Когда в частной фирме, где он работал, узнали о случившемся, ему решили безвозмездно оплатить операцию. Через несколько месяцев он вышел из больницы и подал на руководство несчастной компании в суд, чтобы получить компенсацию за травму на производстве. Дело парашютист проиграл и к тому же был уволен с работы. История поучительная, но дело не в этом. Те правила, которые были раньше, сталкивали лоб в лоб работника и работодателя. Первый все время пытался любой синяк списать на производственную травму, а последний отказывался признавать людей без руки или ноги инвалидом. А все потому, что оплачивать лечение и компенсацию приходилось работодателю. Теперь эту функцию берет на себя Фонд социального страхования.

Еще один ключевой момент: в новых правилах более четко прописано, в каких случаях устанавливается утрата трудоспособности, а в каких нет. "Раньше было так, - рассказывает Елена Андреева, замначальника департамента трудовых отношений Минтруда, - человек, окончив техникум, получил, допустим, диплом слесаря-сантехника. Но последние 10 лет работал в фирме, сидя на домашнем телефоне. И тут он ломает ногу и требует компенсации, потому что по специальности он слесарь и работать не может. Но к нынешнему его занятию это никакого отношения не имеет: он вполне способен исполнять свои обязанности, сидя дома." Так вот теперь компенсация будет выплачиваться применительно к той работе, на которой сейчас находится пострадавший.

В обычных случаях (перелом, растяжение и т.д.) это 15% от зарплаты. Если человек вообще не может работать - он будет получать все 100%. Если травма настолько серьезная, что теперь работнику придется ограничить свою деятельность - реально получить от 40% до 90%. Сколько именно - будет устанавливать медико-социальная экспертиза.

Обжалуйте, если получится

По новым правилам выходит, что люди, ставшие инвалидами на рабочем месте, получать будут меньше. Раньше пострадавшему платили зарплату, пенсию и возмещение суммы вреда. Теперь это будет только пенсия и, если надо, оплата лечения.

В зависимости от того, насколько сильно вы пострадали, Министерство труда, Министерство здравоохранения и Фонд социального страхования будут решать, нужно вам лечение в санатории, операция, переобучение на новую специальность или нет. Если решит, что нужно - Фонд социального страхования оплатит.

Кроме того, в правила привнесли еще одно существенное изменение: теперь у пострадавшего и страховщика будут равные условия для обжалования своей позиции. То есть раньше работник мог требовать компенсации, а тот, кто ему должен ее выплатить, - нет. Теперь они могут подавать в суд друг на друга. Кстати, кроме суда вас выслушают еще в Главном бюро медико-социальной экспертизы и местном отделении соцзащиты. Бюро даже установило жесткий срок для принятия решения - месяц со дня поступления заявления.

И последнее, с чем многим из нас теперь придется мириться. Как известно, некоторым не хватает одной зарплаты и приходится подрабатывать в нескольких местах. Так вот, если человек получил травму, то он оформляет себе компенсацию на всех, допустим, трех работах. На одной получается 60%, на другой - 40%, на третьей еще 40%. В результате выходит, что, став инвалидом, он получает больше, чем когда был здоров. Теперь чиновники ввели ограничение: сколько бы работ у пострадавшего ни было, он должен в сумме получать не больше 100% компенсации.

Последние правила на этот счет были выпущены в 1994 году. Сколько времени продержится новый документ - неизвестно. Поживем - увидим.

ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуются - пострадавшие).

2. Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.

3. Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

4. Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется - учреждение здравоохранения).

В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы, освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, где пострадавший находится на лечении.

5. Учреждение медико-социальной экспертизы обязано ознакомить пострадавшего в доступной для него форме с настоящими Правилами.

6. Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

II. Освидетельствование пострадавших

7. Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.

8. Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

9. Учреждение здравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет пострадавшему направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности. В направлении указываются данные о состоянии здоровья пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей его организма и результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий.

В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности у пострадавшего учреждение здравоохранения может направить его в учреждение медико-социальной экспертизы для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.

10. При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.

11. В случае отказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.

12. На основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

Под специально созданными производственными условиями понимается организация работы, при которой пострадавшему устанавливаются сокращенный рабочий день, индивидуальные нормы выработки, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующие санитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальными техническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение и другие мероприятия.

13. Экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности принимается в присутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование.

14. В случае если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100 процентов.

15. В случае если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90 процентов.

16. В случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов.

17. В случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.

18. Степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100 процентов.

19. При повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учетом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.

В случае уклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.

20. При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

21. Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.

Программа реабилитации пострадавшего составляется в срок до одного месяца после принятия экспертного решения по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.

22. Данные освидетельствования пострадавшего и экспертное решение заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования пострадавшего, которые подписываются руководителем учреждения медико-социальной экспертизы, специалистами, проводившими освидетельствование, заверяются печатью этого учреждения и со всеми медицинскими документами хранятся 10 лет в указанном учреждении.

23. Результаты освидетельствования объявляются пострадавшему в доступной для него форме руководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствии специалистов, принимавших экспертное решение. Специалисты, принимавшие экспертное решение, дают разъяснения пострадавшему или его представителю.

24. Справка учреждения медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при необходимости и программа реабилитации выдаются пострадавшему на руки под расписку.

25. Выписка из акта освидетельствования с указанием результатов установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в 3-дневный срок после их оформления направляются работодателю (страхователю) или страховщику, а также выдаются пострадавшему, если освидетельствование было проведено по его обращению.

III. Переосвидетельствование пострадавших

26. Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

27. Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через шесть месяцев, один год или два года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогноза развития его компенсаторных и адаптационных возможностей.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.

28. В случае пропуска пострадавшим срока очередного переосвидетельствования степень утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается при наличии направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановления суда (судьи).

29. Переосвидетельствование пострадавшего ранее сроков, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производится в случае: изменения состояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учреждения здравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя в учреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменение медицинских документов; выявления фактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам) или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщиком решения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.

30. Учреждение медико-социальной экспертизы проводит освидетельствование в порядке динамического наблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий для оценки их эффективности в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего.

IV. Обжалование решения учреждения медико-социальной экспертизы

31. Пострадавший, его представитель, работодатель (страхователь) или страховщик в случае несогласия с решением учреждения медико-социальной экспертизы может обжаловать его, представив письменное заявление в учреждение, проводившее освидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование пострадавшего, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.

32. Главное бюро медико-социальной экспертизы в месячный срок со дня поступления заявления проводит переосвидетельствование пострадавшего и на основании полученных результатов выносит решение.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, который может поручить проведение переосвидетельствования пострадавшего другому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения.

33. Решение учреждения медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 октября 2000 г. N 789 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Министерству труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации утвердить:

критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

форму программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

3. Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации давать необходимые разъяснения по вопросам, связанным с применением Правил, утвержденных настоящим постановлением.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 392 "Об утверждении Положения о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 101).

Председатель Правительства Российской Федерации М. КАСЬЯНОВ

Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы пострадавших
от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания-2

Уважаемые коллеги!

В своём выступлении сегодня я постараюсь не загружать вас повторением наименований нормативных документов, которые, уверена, и так хорошо знаете, а осветить актуальные проблемы их применения в практике медико-социальной экспертизы.
Первое и основное, что вы должны знать и помнить, это то, что организация медико-социальной экспертизы пострадавших от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее я буду называть эту категорию граждан просто пострадавшие) отличается от организации освидетельствования лиц, претендующих на установление инвалидности. При сопоставлении Правил установления степени УПТ в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 (я буду называть его 789-е постановление) и Правил признания лица инвалидом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (95-ое постановление) мы видим ряд отличий и в общих положениях, и в порядке направления и проведения медико-социальной экспертизы, и в порядке обжалования экспертных решений.
О чём я говорю?
Пройду кратко прямо по пунктам.
1. если освидетельствование по 95-му постановлению проводится в бюро по месту жительства или пребывания гражданина, определению чего служит регистрационный учёт, то по 789-му постановлению – по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения. Это даёт право оформления направлений на МСЭ ведомственным ЛПУ и МСЧ по месту прикрепления работников, зарегистрированных в иных населённых пунктах, что актуально для пострадавших.
2. если освидетельствование по 95-му постановлению проводится в бюро по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение либо органа социальной защиты населения, причём предусмотрена возможность отказа в направлении с выдачей соответствующей справки об отказе, на основании которой, при наличии заявления гражданина, мы проводим экспертизу, то в 789-м постановлении направление оформляется только учреждением здравоохранения. Причём ранее приведенные положения говорят о том, что это может быть только государственное или муниципальное учреждение.
3. освидетельствование пострадавшего в учреждении МСЭ проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика (ФСС РФ), по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя; при установлении же инвалидности обязательным заявление гражданина или его законного представителя является единственным и обязательным.
4. если освидетельствование для установления инвалидности может проводиться заочно по решению соответствующего бюро, то освидетельствование пострадавшего может проводиться только в бюро либо на дому или в стационаре по месту лечения при наличии заключения учреждения здравоохранения о невозможности явиться в бюро по состоянию здоровья, но не заочно.
5. Если в ходе освидетельствования специалисты бюро считают необходимым дообследовать пострадавшего, то они вправе направить гражданина на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, а так же запрашивать необходимые сведения, обследовать условия труда и социально-бытовые условия. При этом необходимо заручиться согласием пострадавшего, тогда как по Правилам признания лица инвалидом ПДО просто доводится до сведения гражданина в доступной форме.
6. Далее: если решение о признании лица инвалидом либо об отказе принимается специалистами на основе обсуждения результатов МСЭ и лишь объявляется в присутствии всех специалистов, то экспертное решение о степени УПТ принимается в присутствии пострадавшего, а потом объявляется и по нему даются разъяснения.
7. При установлении инвалидности гражданину выдаётся справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации; такая формулировка диктует обязательность разработки каждому признанному инвалидом ИПР, а при отказе в получении – приобщения её к акту. А вот при установлении степени УПТ Программа реабилитации пострадавшего оформляется при выявлении нуждаемости его в реабилитации по последствиям несчастного случая или профессионального заболевания, что подтверждается пунктом 24 789го постановления: справка учреждения МСЭ о результатах установления степени УПТ, а при необходимости и ПРП выдаются пострадавшему на руки под расписку.
8. Согласно 789-му постановлению программа реабилитации пострадавшего оформляется в месячный срок после принятия экспертного решения, тогда как срок разработки ИПР не регламентирован.
9. Очень важный момент, связанный с программами реабилитации. Если оценка эффективности реализации ИПР инвалида с установленным сроком инвалидности по действующей нормативной базе возможна практически только при переосвидетельствовании инвалида с целью установления инвалидности, то пунктом 30-м 789-го постановления предусмотрено освидетельствование в порядке динамического наблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий.
10. Выписка из акта освидетельствования и ПРП, в случае если освидетельствование было проведено по обращению пострадавшего, выдаются ему на руки, что категорически неприемлемо для выписки из акта при установлении инвалидности
11. Обжаловать решение бюро по инвалидности гражданин или его законный представитель может в главное только в течение месяца, в вот решение по степени УПТ в любой срок.
12. Кроме того, право обжалования дано не только пострадавшему, но и страхователю и страховщику. При этом, Правила не содержат положений, распространяющих его действие на правоотношения, возникшие до вступления в силу Правил. Т.о. страховщик и страхователь не могут обжаловать решения, принятые до вступление в силу Правил.
13. И наконец, федеральные государственные учреждения МСЭ не являются правопреемниками государственных учреждений МСЭ, в связи с чем не могут вносить изменения в принятые ими решения.

Теперь о документах, необходимых для проведения освидетельствования пострадавшего. Я уже сказала об обращении работодателя (страхователя), страховщика (ФСС РФ), определении суда (судьи) либо пострадавшего или его представителя, о направлении учреждения здравоохранения, но основной документ назван в Правилах установления степени УПТ: акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании.
До вступления в силу названного Федерального закона (6 января 2000 года) действовали «Правила возмещения работодателями вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утверждённые постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 № 4214-1, в соответствии с которыми доказательством ответственности работодателя за причинённый вред признавались медицинское заключение о профессиональном заболевании, акт о несчастном случае на производстве или другой документ о несчастном случае, связанном с исполнением трудовых обязанностей (статьи 5, 35).
До 1992 года действовали «Правила возмещения предприятиями, учреждениями и организациями ущерба, причинённого рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утверждённые постановлением Совета Министров СССР от 03.07.1984 № 690. В соответствии с данным нормативным правовым актом, а также ранее действовавшими Правилами, степень утраты профессиональной трудоспособности (а до 1984 года и общей) рабочим и служащим устанавливалась врачебно-трудовыми комиссиями (ВТЭК) при предоставлении акта о несчастном случае или другого документа о повреждении здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей (решение суда, заключение технического инспектора труда).
Заключение о степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, не являвшихся рабочими и служащими (например, членов колхозов) до 1992 года давали судебно-медицинские комиссии органов здравоохранения.
Для общего сведения скажу, что в целом степень УПТ, т.е. % устанавливались ВТЭК с 1961 года, когда были утверждены Правила возмещения ущерба лицам, получившим увечье на производстве.
Таким образом, в случае, когда в бюро обращается пострадавший, степень УПТ которому устанавливалась до 2000 года, документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессиональном заболевании, могут служить не только акты установленного образца.
Работодатель, в соответствии с пунктом 8 Правил, обязан представить в учреждение МСЭ заключение органа госэкспертизы труда о характере и условиях труда, в которых работал пострадавший до несчастного случая или профессионального заболевания. Однако, мы уже говорили о том, что отказ в предоставлении такого документа не может являться основанием для отказа в проведении освидетельствования пострадавшего. Об этом случае необходимо проинформировать об этом РО ФСС, проведение медико-социальной экспертизы пострадавшего осуществлять с участием представителя ФСС с правом совещательного голоса, и выносить экспертное решение на основании имеющихся данных о характере и условиях труда, выполнявшихся до наступления страхового случая, т.е. на основании данных производственной характеристики, трудовой книжки и др. документов. В акте МСЭ пострадавшего необходимо сделать соответствующую запись.
Бюро МСЭ обязано ознакомить пострадавшего в доступной форме с Правилами установления степени УПТ. Обращаю внимание, что в данном случае в акте освидетельствования делается отметка, что гражданин ознакомлен с Постановлением № 789. В случае если, согласно п. 3 789-го постановления, одновременно с установлением УПТ, при наличии оснований, гражданин признан инвалидом, то в э/деле делается отметка об ознакомлении с «Правилами признания лица инвалидом».
Обращаю Ваше внимание: освидетельствование для установления степени УПТ и для установления инвалидности – два самостоятельных вида экспертизы. Акт освидетельствования – учётно-отчётный документ, на основании которого формируется установленная статистическая отчётность, разделы в форме 7-Собес, отражающие результаты этой экспертизы – самостоятельные и разные, т.е. оформляется 2 экспертно- медицинских дела. Направление ЛПУ на медико-социальную экспертизу должно быть то же в 2 экземплярах. Одно - только по последствиям трудового увечья или профессионального заболевания. Другое – с учётом всех имеющихся заболеваний. Соответственно в них по-разному формируется анамнез, нуждаемость в мерах и средствах реабилитации, диагноз, цель направления на МСЭ, оценка проведенных реабилитационных мероприятий. В такой ситуации у вас не будет проблем с подбором рекомендаций гражданину, как пострадавшему, в ПРП и как инвалиду – в ИПР.
Теперь о самой актуальной проблеме: о ходе экспертного рассуждения при установлении степени УПТ. Вы уже поняли, что должны в совершенстве изучить и владеть положениями трёх основных нормативных актов: 125-ФЗ, 789-го постановления Правительства РФ и 56-го постановления Минтруда России.
Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определён порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) или в иных предусмотренных этим Федеральным законом случаях. Согласно абзацам 17 и 18 статьи 3 указанного Закона под профессиональной деятельностью понимается способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества, а под степенью утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 11 названного Закона порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 утверждены «Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Правилами определены условия установления степени утраты профессиональной трудоспособности сучётом выраженности нарушения функций организма. Так, вследствие незначительного нарушения функций организма устанавливается от 10 до 30 процентов (пункт 17), вследствие умеренного нарушения функций от 40 до 60% (пункт 16), вследствие выраженного нарушения – от 70 до 90% (пункт 15), вследствие резко выраженного – 100% (пункт 14).
Пунктом 2 Правил определено, что степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Минтруда России по согласованию с Минздравом России.
Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 № 56 утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, данный документ принят компетентным федеральным органом исполнительной власти, его положения не противоречат ни Правилам, которые являются нормативно-правовым актом, имеющим большую юридическую силу, ни Федеральному закону, т.к. статья 3 Закона, о которой мы уже говорили, и на которую зачастую ссылаются пострадавшие, не устанавливает критерии, позволяющие определить степень УПТ, а определяет понятия «профессиональная трудоспособность» и «степень утраты профессиональной трудоспособности».
Зачастую, обращаясь в суд, истцы ошибочно полагают, что сама по себе утрата способности после производственной травмы трудиться на прежнем рабочем месте является безусловным основанием для признания пострадавшего во всех случаях полностью нетрудоспособным с установлением 100% УПТ. На неправомерность такой трактовки положений Закона в 09.02.2007 года указала судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ при рассмотрении надзорной жалобы гражданина, который, работая каменщиком, получил увечье, вследствие которого потерял способность работать в данной профессии. Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий бюро МСЭ об определении заявителю 40% УПТ суд, руководствуясь действующими нормативными правовыми актами по данному вопросу, пришёл к обоснованному выводу о том, что установление 40% УПТ является правильным. Суд учёл, что у истца отсутствуют признаки резко выраженного нарушения функций организма и абсолютные противопоказания для выполнения любых видов профессиональной деятельности и что он имеет возможность осуществлять трудовую деятельность по другим специальностям, приобретенным им до наступления несчастного случая.
Применяя в практике МСЭ названные нормативные документы следует учитывать изменения, внесённые в них в связи с соответствующими решениями Верховного суда.
Так, определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 08.04.2003 признан недействующим и не подлежащим применению п. 2 Правил, в части, ограничивающей возможность установления степени УПТ за период, предшествующий дню освидетельствования, т.е. за прошлое время. Однако порядок рассмотрения этого вопроса до настоящего времени не определен. Кроме того, при указанных обстоятельствах степень УПТ может быть установлена только заочно, но такой вид освидетельствования не предусмотрен Правилами установления степени УПТ. Таким образом, отказать в освидетельствовании с целью установления % за прошлое время мы не вправе, однако в случае, если ранее вопрос не рассматривался, экспертиза первичная и нет акта освидетельствования на тот период времени, установить степень мы не сможем.
Определением Кассационной коллегии Верховного суда от 08.04.2003 признан недействующим и неподлежащим применению пункт 28 Правил в части, ограничивающей право пострадавшего в случае пропуска срока очередного переосвидетельствования на установление степени УПТ за пропущенный период на основании его обращения. Т.е. ранее этот вопрос рассматривался только по обращению работодателя или страховщика, а теперь и по обращению пострадавшего. Однако, спешить с самим решением и выносить его без запроса ФСС не следует.
Ряд изменений внесен и во Временные критерии. В январе 2007 года внесены изменения в пункт 5. Напомню его полное содержание: При определении степени УПТ необходимо учитывать профессиональный фактор, в частности способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения проф. заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или проф. заболевания), и далее исключенная часть: или иной равноценной ей по квалификации и оплате, а так же возможность использования остаточной профессиональной трудоспособности на другой менее квалифицированной работе в обычных или спец. созданных производственных или иных условиях труда. Изменение пункта 5 не исключает документа в целом, в том числе изложенных в пунктах 1-4 общих принципов определения степени УПТ: Степень УПТ определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и проф. заболеванию, того же содержания и в том же объеме, либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или спец. созданных условиях труда.
Помимо 5-го пункта исключен ряд подпунктов 56-го постановления, в частности предполагавшие установление 90%, 60% УПТ если пострадавший утратил профессию, но может выполнять неквалифицированные виды труда. Верховный суд отметил, что установление степени УПТ в зависимости от возможности выполнения пострадавшим неквалифицированных видов труда противоречит нормам закона, который связывает установление УПТ с осуществлением деятельности определённой квалификации, объёма и качества, ибо в этом случае мы предполагаем вероятную возможность использования остаточной не профессиональной, а общей трудоспособности.
Каковы подходы к установлению степени УПТ при повторных страховых случаях?
1. при каждом последующем определении % следует исходить из ущерба, нанесённого остаточной трудоспособности. Пример: после первой травмы установлено 60% и остаточная трудоспособность позволяет продолжать работу более низкой квалификации; повторная травма привела к необходимости снижения объёма этой работы и позволяет установить 50%, т.е. 50% от оставшихся 40%, т.е. не более 20%.
2. при повторных случаях определяется степень УПТ в целом. Пример: после первой травмы установлено 60%, после второй – может работать в специально созданных условиях, и есть основания для установления 80%. Всего 80% - 60% равняется 20%.
3. Согласно пункту 18 Правил степень УПТ в целом не может превышать 100%.
Почему?
Человек представляет собой единое целое, и имеющаяся у него способность к трудовой деятельности, как состояние организма, при котором совокупность физических и духовных способностей позволяет осуществлять определённого объёма и качества производственную (профессиональную) деятельность, также соответствует единому целому, т.е. 100%. В связи с этим, степень УПТ при повторных несчастных случаях и профессиональных заболеваниях определяется раздельно, однако исходя из их совокупного влияния на имеющуюся у пострадавшего способность к профессиональной деятельности. Согласно пункту 14 Правил 100% мб определено если наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний к выполнению любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях. При наличии остаточной способности выполнять профессиональную деятельность устанавливается меньше, чем 100% УПТ. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что степень УПТ при повторных несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в сумме не должна превышать реально имеющуюся у пострадавшего утрату профессиональной трудоспособности, иначе это будет противоречить Правилам.
Самое слабое звено в экспертизе пострадавших, на мой взгляд, сегодня – экспертное решение при переосвидетельствовании.
Фактически это решение принимается по результатам реализации мероприятий ПРП. Причём, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона 125-ФЗ застрахованный обязан выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика.
А в соответствии с пунктом 19 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789, при повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учётом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.
В случае уклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учётом возможности выполнять любую трудовую деятельность.
Таким образом, при потере профессии, т.е. при абсолютных медицинских или технических противопоказаниях к продолжению труда по прежней профессии, мы даём рекомендации по трудоустройству в соответствии с
установленными процентами, но параллельно в ПРП рекомендуем переобучение. При переосвидетельствовании необходимо требовать, чтобы в ПРП была отметка ФСС. Если пострадавший уклонился или отказался, мы можем рассматривать его способность трудиться не в профессии, предшествовавшей несчастному случаю, а в любой профессии. К сожалению, чаще всего бывает не так.
Сегодня в одном из судов рассматривается иск пострадавшего к нашему учреждению. Работая столяром 4 разряда, он получил увечье с ампутацией 4- пальцев правой руки на разных уровнях. В течение двух лет он продолжал работать в свое же профессии в полном объёме, однако ему устанавливали 40% УПТ. В последующие 5 лет также устанавливалось 40%, но работал гражданин уже почтальоном. В 2007 году при переосвидетельствовании установлено 30%. Что же мы видим в деле? За прошедшие годы разработана лишь одна ПРП в 2005 году, да и та рекомендует работу столяра. С одной стороны неясно, как устанавливали 40%, но с другой совершенно непонятно, в связи с чем изменены проценты в 2007 году. Никаких сведений о рекомендациях по реабилитации, об уклонении или отказе, никакого обоснования решения в акте нет. Такие решения трудно понять и сложно объяснить в ходе судебного заседания.
Экспертные решения следует обосновывать очень тщательно, особенно если речь идет об изменении % УПТ, со ссылкой на действующие нормативно-правовые акты.
Успехов Вам! И спасибо за внимание!

ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

(утв. постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуются - пострадавшие).

2. Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.

3. Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

4. Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется - учреждение здравоохранения).

В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы, освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, где пострадавший находится на лечении.

5. Учреждение медико-социальной экспертизы обязано ознакомить пострадавшего в доступной для него форме с настоящими Правилами.

6. Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

II. Освидетельствование пострадавших

7. Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.

8. Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

9. Учреждение здравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет пострадавшему направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности.

В направлении указываются данные о состоянии здоровья пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей его организма и результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий.

В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности у пострадавшего учреждение здравоохранения может направить его в учреждение медико-социальной экспертизы для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.

10. При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.

11. В случае отказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.

12. На основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

Под специально созданными производственными условиями понимается организация работы, при которой пострадавшему устанавливаются сокращенный рабочий день, индивидуальные нормы выработки, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующие санитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальными техническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение и другие мероприятия.

13. Экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности принимается в присутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование.

14. В случае если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100 процентов .

15. В случае если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90 процентов .

16. В случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов .

17. В случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов .

18. Степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100 процентов.

19. При повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учетом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.

В случае уклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.

20. При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

21. Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.

Программа реабилитации пострадавшего составляется в срок до одного месяца после принятия экспертного решения по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.

22. Данные освидетельствования пострадавшего и экспертное решение заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования пострадавшего, которые подписываются руководителем учреждения медико-социальной экспертизы, специалистами, проводившими освидетельствование, заверяются печатью этого учреждения и со всеми медицинскими документами хранятся 10 лет в указанном учреждении.

23. Результаты освидетельствования объявляются пострадавшему в доступной для него форме руководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствии специалистов, принимавших экспертное решение.

Специалисты, принимавшие экспертное решение, дают разъяснения пострадавшему или его представителю.

24. Справка учреждения медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при необходимости и программа реабилитации выдаются пострадавшему на руки под расписку.

25. Выписка из акта освидетельствования с указанием результатов установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в 3-дневный срок после их оформления направляются работодателю (страхователю) или страховщику, а также выдаются пострадавшему, если освидетельствование было проведено по его обращению.

III. Переосвидетельствование пострадавших

26. Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

27. Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через шесть месяцев, один год или два года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогноза развития его компенсаторных и адаптационных возможностей.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.

28. В случае пропуска пострадавшим срока очередного переосвидетельствования степень утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается при наличии направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановления суда (судьи).

29. Переосвидетельствование пострадавшего ранее сроков, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производится в случае:

изменения состояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учреждения здравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя в учреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменение медицинских документов;

выявления фактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам) или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщиком решения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.

30. Учреждение медико-социальной экспертизы проводит освидетельствование в порядке динамического наблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий для оценки их эффективности в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего.

IV. Обжалование решения учреждения медико-социальной экспертизы

31. Пострадавший, его представитель, работодатель (страхователь) или страховщик в случае несогласия с решением учреждения медико-социальной экспертизы может обжаловать его, представив письменное заявление в учреждение, проводившее освидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование пострадавшего, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.

32. Главное бюро медико-социальной экспертизы в месячный срок со дня поступления заявления проводит переосвидетельствование пострадавшего и на основании полученных результатов выносит решение.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, который может поручить проведение переосвидетельствования пострадавшего другому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения.

33. Решение учреждения медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Освидетельствование застрахованного МСЭК производится по обращению субъ­ектов страхования (страхователя, страховщика, застрахованного) либо по определе­нию судьи (суда) при представлении акта.

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается:

    от 10 до 30 % для пострадавшего, который может продолжать профессиональную деятельность с умеренным (незначительным) снижением квалификации, уменьшением объема выполняемой работы, при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или выполнять профессиональную деятельность с большим напряжением. На­пример, 30%  если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на один разряд или выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на одну категорию тяжести или выполнять работу по профессии с незначительным снижением объема профессиональной деятельности на 1/3 часть прежней нагрузки;

    от 40 до 60 % для пострадавшего, который может продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации, уменьшением объема выполняемой работы или выполнять профессиональную деятельность более низкой квали­фикации. Например, 60 % - если пострадавший может выполнять работу по профессии или с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на 4 тарификационных разряда или выполнять легкие неквалифицированные виды труда, работу с использованием профессиональных знаний, умений и на­выков, или выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на 4 категории тяжести;

    от 70 до 90 % для пострадавшего, который может выполнять работу только в спе­циально созданных условиях. Например, 70%  если пострадавший может выполнять в специально созданных производственных условиях работу по профессии, предшествующей несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию;

    100 % для пострадавшего, который не может выполнять любые виды профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях.

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается согласно «Временным критериям определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утв. постановлением Минтруда РФ от 10.07.01 № 56.

Срок переосвидетельствования пострадавшего устанавливается через 6 месяцев, 1 или 2 года, а также бессрочно.

4.2 Примеры расчета единовременных страховых выплат

В соответствии с ФЗ №125 размер единовременных страховых выплат определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратного минимального размера оплаты труда.

Однако с 2003 года Федеральными законами в бюджете ФСС РФ устанавливается фиксированная сумма (в 2004 г. – 30 тысяч рублей, в 2005 г. – 43,2 тысяч рублей, в 2006 г. – 46,9 тысяч рублей, в 2008 г. – 49,6 тысяч рублей, в 2009 г. – 56,2 тысяч рублей, 2010 г.  60,1 тыс. руб., в 2011 г.  64,2 тыс. руб.).

в 2012 году установлено, что максимальный размер единовременной страховой выплаты составляет 72 701 рубля 20 копеек, максимальный размер ежемесячной страховой выплаты – 55900 рублей.

Единовременные страховые выплаты назначаются и выплачиваются.