Монотонность работы. Монотонная тренировочная деятельность. Использование внерабочего времени для повышения

Перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма или при первых признаках развития монотонии.

Чем тяжелее и напряженнее работа, тем раньше по отношению к началу стадии развивающегося утомления следует вводить регламентированные перерывы. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут. Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. Кратковременность перерывов позволяет не только задерживать развитие утомления, но и сохранять рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и по линии увеличения их длительности. Но перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

«Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее» (3).

Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений, особенно рекомендуется при развитии состояния монотонии.

Скука (состояние монотонии)

Скука и связанное с ней состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию эмоционального напряжения. Она часто встречается на производстве (Виноградов, 1966; Золина, 1967; Фетискин, 19746; 1993; Фукин, 1982), в учебной деятельности (Фетискин, 1993), в учебно-музыкальной (Шурыги-на, 1984) и спортивно-тренировочной деятельности (Фетискин, 1974а; Фидаров, Болдин, 1975; Сопов, 1977), да и просто в обычной жизни (так называемая «моното-ния быта»). Вот как писатель Виктор Астафьев в своем произведении «Царь-рыба» описывает состояние промысловиков пушнины, отрезанных от мира пургой и находящихся в состоянии сенсорной депривации: «...В зимней, одинокой и немой тундре даже удачный промысел не излечивает от покинутости и тоски. Случалось, опытные промысловики переставали выходить к ловушкам, заваливались на нары и, подавленные душевным гнетом, потеряв веру в то, что где-то в мире есть еще жизнь и люди, равнодушно и тупо мерзли в одиночестве, погружаясь в марь вязкого сна, дальше и дальше уплывая в беспредельную тишину, избавляющую от забот и тревог, а главное, от тоски, засасывающей человека болотной чарусой». Они «...безвольно погружались в молчаливость, расслаблялись от безделья, ленились отгребать снег от избушки, подметать пол и даже варить еду... нарушилась душевная связь людей, их не объединяло главное в жизни - работа. Они надоели, обрыдли друг другу, и недовольство, злость копились помимо их воли».1

О сходном социально-психологическом состоянии мне рассказывали офицер атомной подводной лодки, испытавший его, когда корабль находился в многомесячном автономном плавании, а также известный полярник, работавший на радио- и метеостанциях за полярным кругом.

В психологической литературе одно из первых упоминаний о состоянии монотонии встречается в работе Г. Мюнстерберга (Munsterberg, 1912). Изучением этого состояния интересуются физиологи, психологи, социологи. И это не случайно. Монотонность влияет на эффективность деятельности, настроение человека, на его развитие как личности. Канадский ученый В. Герон (Heron, 1957), изучавший влияние монотонной окружающей обстановки на психику и деятельность человека, пришел к выводу о необходимости постоянного изменения сенсорного окружения человека для его нормального существования. Даже животные инстинктивно избегают монотон-

Астафьев В. Царь-рыба. - Роман-газета. - 1977. - № 5.

ной обстановки. Крыса, например, предпочитает использовать в лабиринте различные пути к пище, а не один и тот же; она стремится покинуть пространство, в котором провела много времени, и активно ищет новые или менее изученные участки. Это свидетельствует о том, что стремление к разнообразию впечатлений является важнейшей биологической потребностью.

Причины появления состояния монотонии. Все авторы, занимающиеся проблемой монотонии, согласны в том, что это состояние является следствием однообразной деятельности (монотонности). Вопрос только в том, какую деятельность следует считать однообразной.

В литературе первой половины XX века существует неоднозначность понимания терминов «монотонность» и «монотония». Многие авторы под монотонностью понимают возникающее при однообразной деятельности состояние и заменяют этим термином понятие «скука» (Maier, 1955; Bartenwerfer, 1957; Левитов, 1964). Другие (например: Bartley, Shute, 1947) называют монотонностью продолжительное и неприятное однообразие деятельности. В этом случае монотонность характеризует работу, а не состояние человека. Наконец, некоторые авторы характеризуют однообразие работы понятием «монотония» (Федоришин, 1960). Я считаю обоснованным использование В. Г. Асеевым термина «монотонность» только для обозначения характера труда, окружающей человека обстановки, а для возникающего при однообразной обстановке состояния использовать термин «монотония».

Делались попытки развести понятия «скука» и «нудность» на том основании, что первое имеет более широкое значение, а второе характеризует только такие психические состояния, которые возникают вследствие отрицательного влияния повторяющейся деятельности (Майер, 1955; Ryan, Smith, 1954). Однако при этом авторы допускают ту же ошибку, противопоставляя характеристику эмоционального состояния (скука) характеристике деятельности (нудность).

Целесообразно, как это делают Н. Д. Левитов (1964) и В. Г. Асеев (1974), выделить действительное (объективное) и кажущееся однообразие работы, ситуации.

Объективное однообразие (монотонность) связано с бедностью сенсорного воздействия на человека, с малой загруженностью его интеллектуальной сферы (чрезмерным дроблением рабочих операций, простотой автоматизированных действий в сочетании с их многократным повторением в одном и том же темпе, малой и средней интенсивностью нагрузки). Это относится как к интеллектуальной, так и к сенсорной и двигательной деятельности.

Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутствовать объективной монотонности, являясь ее отражением в сознании человека. При этом необходимо наличие двух условий, а именно: чтобы выполняемая деятельность не давала умственной свободы от деятельности, привлекала к себе внимание и в то же время не предоставляла достаточных условий для размышления над этим заданием, не давала бы повода для творчества (Hacker, 1967). Это обусловливает, по Г. Бартенверферу (Bartenwerfer, 1957), «отдачу с суженным объемом внимания».

Но субъективная монотонность деятельности и ситуации может иметь место и без объективной монотонности. Она может быть обусловлена отношением человека к деятельности и ситуации. Роль мотивации для оценки ситуации отмечается многими авторами. Показано, например, что работа без знания ее результатов быстро приводит к снижению интереса к ней (Fraser, 1958). Наоборот, заинтересованность в

работе и полнота обратной связи, получаемой человеком, не дают проявиться субъективной монотонности даже в случае объективной монотонности труда.

Механизмы развития монотонии. Состояние монотонии рассматривается мною как эмоциональное в отличие от ряда психологов и физиологов, которые рассматривают его с других позиций, а именно как операциональное состояние. Например, психологическое объяснение состояния монотонии, данное Г. Бартенверфером, состоит в том, что монотонная работа приводит к сужению объема внимания, нервному истощению и, вследствие этого, снижению психической активности мозга. По существу, это понимание состояния монотонии как психического утомления.

Этой же «психоэнергетической» концепции, связанной с истощением психической энергии в процессе волевого поддержания внимания при однообразной работе, придерживались и другие авторы (Winkler, 1922; Poffenberger, 1942). Если кратко характеризовать эту точку зрения на механизм развития состояния монотонии, то она сводится к следующему: монотония - это следствие перенапряжения внимания. Дж. Бармак (Barmack, 1937) видел причины монотонии в том, что вегетативная система не обеспечивает в должной мере работу нервной и мышечной систем. Отождествление состояния монотонии с утомлением присутствует и в более поздних работах (Bornemann, 1961; Schmidtke, 1965).

Надо отметить, что в это же время появлялись работы, в которых критиковался взгляд на монотонию как утомление. Г. Дюкер (Duker, 1931), например, установил, что при повышении темпа работы чувство скуки не увеличивается, а уменьшается.

В отечественной литературе наиболее четко взгляд на монотонию как на операциональное состояние изложен М. И. Виноградовым и 3. М. Золиной. Их объяснение основывается на предположении И. П. Павлова, что воздействие на одни и те же клетки длительно действующего раздражителя приводит к их быстрому истощению, к развитию запредельного охранительного торможения, которое иррадиирует по коре головного мозга и проявляется в фазах парабиоза.

Однако все эти предположения не объясняют имеющиеся экспериментальные данные. В частности, эффект длительного воздействия раздражителя на одни и те же нервные клетки не объясняет, почему монотония возникает и при редких сенсорных стимулах. Кроме того, при однообразной двигательной деятельности торможение должно развиваться первоначально именно в двигательных корковых центрах, что обнаружилось бы в снижении психомоторных показателей. Однако по данным Е. В. Подобы (1960) и М. И. Виноградова (1966), в ряде случаев наблюдалось сокращение латентного периода сенсомоторной реакции, что никак не свидетельствует о развитии в двигательных корковых центрах запредельного торможения. Следовательно, наряду с развитием торможения в определенных корковых центрах (о чем свидетельствует нарушение дифференцировок при развитии стадий парабиоза) наблюдается и усиление возбуждения в двигательных корковых центрах. Следовательно, механизм развития состояния монотонии оказывается гораздо сложнее, чем предполагают цитированные выше авторы.

В. И. Рождественская и И. А. Левочкина (1972) связывают монотонию с развитием угасательного торможения. Но конкретная причина развития именно этого вида торможения авторами не обсуждается. Между тем его возникновение можно объяснить феноменом привыкания (адаптации) к одному и тому же раздражителю, которое приводит к ослаблению воздействия этих раздражителей. Однако влияние привыкания на кору головного мозга осуществляется не прямо, а опосредованно, через ретикулярную формацию. Будучи местом конвергенции сенсорных путей, ретикулярная формация получает от всех афферентных путей потоки импульсов, которые здесь перерабатываются, суммируются и по неспецифическим афферентным путям передаются дальше в кору головного мозга.

В этом отношении взгляды М. Гайдера (Haider, 1962) и В. Хакера (Hacker, 1967) на механизмы возникновения монотонии выглядят более убедительно. Эти авторы видят физиологическую основу снижения психической активности при монотонии в нейрофизиологических механизмах восходящих влияний ретикулярной формации на кору головного мозга. Гайдер сформулировал «дезактивирующую теорию» монотонии. По мнению Хакера, сужение объема внимания и его концентрация на узком круге объектов уменьшает активирующее влияние ретикулярной формации на кору.

Следует, однако, заметить, что снижение активирующего влияния на кору головного мозга будет как в случае поступления в ретикулярную формацию редких раздражителей, так и в случае уменьшения силы раздражителя при привыкании к нему, исчезновении фактора новизны. В исследовании Г. Дюрупа и А. Фессара (Dump, Fes-sard, 1936) было показано, что всякий новый стимул вызывает на электроэнцефалограмме появление потенциалов быстрого ритма и небольшой амплитуды, которые сменяют медленные колебания, характерные для более низкого уровня бодрствования (альфа-ритм). Если же один и тот же стимул предъявляется с постоянным интервалом, то его активирующий эффект постепенно уменьшается, вплоть до полного прекращения блокады альфа-ритма. И наоборот, реакцию блокады альфа-ритма получить тем легче, чем больше стимул пробуждает внимание человека.

Следует отметить, что в центральной нервной системе имеются специальные нейроны, обнаруживающие свойства угасания реакций, или привыкания. Они расположены и в коре головного мозга. Но больше всего этих «нейронов новизны» именно в ретикулярной формации. Показано, что большинство клеток ретикулярной формации обладает свойством быстрого привыкания к повторной стимуляции (Horn, Hill, 1964, и др.). Таким образом, имеется целый комплекс фактов, дающих основание связывать возникновение торможения (снижение уровня активации) корковых центров с уменьшением реактивности неспецифических структур ретикулярной формации и, как следствие, уменьшением ее активирующего влияния на кору головного мозга.

При исследовании механизмов развития монотонии я со своими учениками во главу угла поставил субъективные переживания человека - апатию, скуку, эти непременные спутники однообразной работы. А они возникают как следствие потери интереса к работе при однообразии сенсорных воздействий, т. е. снижения силы мотива, превращения его из положительного в отрицательный, в желание прекратить работу.

Подчеркну, что речь идет именно о скуке, апатии, а не об усталости, как это имеет место в работе В. И. Рождественской и И. А. Левочкиной. Дело в том, что в их исследовании жалобы испытуемых на изменение состояния фиксировались через 30-минутные временные промежутки, заданные экспериментатором. Это могло привести к искажению истинной картины развивающегося состояния монотонии (оно могло появиться раньше, а через 30 мин на монотонию уже могло наслоиться утомление). В экспериментах, проведенных мною с сотрудниками, применялся другой способ хронометража: испытуемые сами сразу сообщали о появлении у них апатии или скуки, не дожидаясь окончания определенного временного интервала. Это позволило не только получать истинную картину развивающегося состояния монотонии, но и точнее определять время его появления, что особенно важно при сравнении устойчивости разных людей к фактору монотонности и влияния на эту устойчивость различных факторов.

Н. Д. Левитов разделяет переживание монотонии и скуки на том основании, что первая возникает при однообразной работе, а вторая может возникнуть и при разнообразной, но неинтересной работе. Это деление спорно. Скука может быть следствием как объективного и субъективного однообразия (однообразия впечатлений), так и потери интереса к работе. Состояние монотонии характеризуется не развитием запредельного торможения в двигательных центрах, а возникновением «эмоциональ-но-мотивационного вакуума» при однообразии рабочих операций или при редких сенсорных стимулах, когда работа перестает занимать работающего и привлекать его внимание, т. е. становится для него неинтересной. Как показано в исследовании Н. Е. Высотской, Е. П. Ильина, В. А. Перова и Н. П. Фетискина (1974), при появлении у человека скуки возрастает мышечная сила, подсознательно увеличивается темп работы, сокращается время простой сенсомоторной реакции, возрастает тонус напряжения мышц, сдвигается в сторону возбуждения «внутренний» баланс, связанный с двигательной активностью человека. Это свидетельствует о том, что развитие состояния монотонии связано с ростом возбуждения в двигательных корковых центрах. Все это происходит с параллельным развитием торможения на другом уровне управления, связанном с приемом и переработкой информации. Об этом свидетельствует увеличение времени сложной (дифференцировочной) реакции и «центральной задержки», ухудшение внимания, сдвиг «внешнего» (эмоционально-мотивационного) баланса в сторону торможения. Наряду с этим реакция на однообразие раздражителей проявляется в усилении парасимпатических влияний: снижается частота сердечных сокращений и артериальное давление, уменьшается потребление кислорода, снижаются энерготраты на килограмм массы тела, отмечается небольшой сдвигов кислую сторону (Hacker, 1967; Высотская, Ильин, Перов, Фетискин, 1974; Замкова и др., 1981; Фетискин и др., 1984).

Можно полагать, что все эти сдвиги означают снижение уровня активации, а при работе в основном сенсорного характера - уровня бодрствования. Последнее видно из исследования труда шоферов, осуществляющих дальние перевозки. Е. Брамеш-фельд и Г. Юнг (Bramesfeld, Jung, 1932), а также Г. Бартенверфер (Bartenwerfer, 1955) показали, что в условиях езды по однообразным дорогам у водителя возникает сумеречное состояние сознания, снижается внимание, иногда до такой степени, что он ничего не видит, хотя глаза остаются открытыми. В реальных условиях водитель, находясь в таком гипнозоподобном состоянии, может даже проехать большое расстояние, автоматически контролируя управление машиной. Однако быстрота реагирования на внешние раздражители у него значительно снижается. И хотя водитель ясно различает приближающуюся опасность, мгновенная сознательная реакция становится для него невозможной. В условиях лабораторных экспериментов испытуемые сообщали, что временами они впадали в дремотное состояние и даже засыпали на короткое время.

В ряде исследований, проведенных во Франции и США, было показано возникновение у водителей грузовиков дальнего следования галлюцинаций. После нескольких часов пути они начинают видеть различные образы, например больших красных пауков на смотровом стекле, несуществующих животных, перебегающих дорогу, и т. п.

Об аналогичных явлениях у летчиков во время длительных ночных полетов сообщают Л. П. Гримак и В. А. Пономаренко (1971). Летчики перестают ощущать себя управляющим самолетом, видят себя вне кабины самолета, свободно плывущими в пространстве. Через несколько секунд они вздрагивали, приходили в себя и хватались за рычаги управления.

Итак, именно однообразие впечатлений (а не действий, как полагают физиологи) и служит той побудительной причиной, которая вызывает состояние монотонии. Например, по данным Н. П. Фетискина, более монотонной для рабочих прессового производства Волжского автозавода была работа на крупных прессах, а не средних, так как на первых рабочие операции были более простыми и выполнялись в меньшем темпе. К такому же выводу по данным субъективного отчета рабочих пришли К. Д. Шафранская и Т. И. Сытько (1987), проводившие исследования на прессово-рамном заводе Камского автомобильного объединения.

Целостная картина возникающих при состоянии монотонии психологических и физиологических сдвигов становится ясной, если рассматривать это состояние с позиций системного подхода. В моем представлении эта картина следующая.

Переживание апатии и скуки вызывает желание прекратить работу. Ответной реакцией на это является усиление влияния парасимпатической части вегетативной нервной системы, «ведающей» состояниями комфорта, покоя, расслабления. Это выражается в уменьшении частоты сердечных сокращений, в падении артериального давления и прочих вегетативных изменениях.

Возникшие неблагоприятные для продолжения работы сдвиги запускают механизмы саморегуляции, противоборствующие дальнейшему углублению этого состояния, причем происходит это подчас неосознанно. Усиливается возбуждение в двигательной системе, в результате чего повышаются темп работы и степень напряжения (мышечная сила), укорачивается время простой сенсомоторной реакции, происходит более сильная тонизация корковых клеток и мотивационной сферы человека.

Можно было предположить, что высокий уровень возбуждения в двигательной системе при развитии монотонии - следствие «врабатывания» при физической деятельности, а не механизм саморегуляции функциональной системы. Однако такое же повышение возбуждения в двигательной системе обнаружено и при выполнении умственной деятельности.

В пользу того, что изменение уровня активности двигательной системы является приспособительным механизмом, регулирующим степень активированности корковых уровней, связанных с мотивацией, свидетельствуют и факты, полученные при изучении состояния психического пресыщения (Фетискин и др., 1974). При развитии этого состояния, связанного с чрезмерным возбуждением в мотивационно-эмоцио-нальном уровне регуляции, уровень возбуждения в двигательной системе у большинства испытуемых снижается. Очевидно, это служит защитным механизмом, уменьшающим тонизацию психических уровней, и без того перевозбужденных.

Таким образом, изменения, происходящие при развитии этого эмоционального состояния, можно представить в виде функциональной системы, в которой различные субсистемы выполняют различные функции. Одни субсистемы реагируют специфическим образом на воздействующий на психику человека эмоциональный фактор (развивается торможение на эмоционально-мотивационном уровне регулирования), другие субсистемы активизируются, чтобы ослабить воздействие фактора, вызывающего данное состояние (усиление возбуждения двигательной системы и тонизации коры головного мозга). В результате изменения нейродинамики у человека во время состояния монотонии обеспечивают большую устойчивость к монотонному фактору (Фетискин, 1972а, 1974).

Конечно, действие механизмов адаптации к изменившейся ситуации, направленных на сохранение гомеостатичности организма и личности в целом, не беспредельно. В какой-то момент времени при непрекращающемся воздействии факторов эти механизмы иссякают и развиваются более глубокие и устойчивые изменения функции. «Острое» состояние монотонии переходит в «хроническое» (перманентное).

Описанная картина изменения психических и физиологических показателей была выявлена при физической и сенсорно-интеллектуальной работе, осуществляемой как в лабораторных, так и в естественных условиях (на производстве, на тренировочных занятиях спортсменов, во время учебной деятельности школьников и студентов). Таким образом, при разных видах монотонности механизмы развития состояния монотонии, по существу, одинаковые (Ильин, 1981). В связи с этим я не могу согласиться с утверждением В. Г. Асеева о необходимости разделения монотонии на двигательную и сенсорную в связи с тем, что, как полагает автор, при двигательной однообразной работе возникает утомление и переутомление, а при сенсорной - психические состояния. Я не наблюдал такого разделения в проведенных исследованиях.

Монотония и утомление. Как уже говорилось, в первых работах по изучению состояния монотонии оно рассматривалось многими авторами как состояние психического утомления. Однако некоторые наблюдения позволили ряду авторов разделить эти состояния. Так. Г. Верной (Vernon, 1924), один из корифеев английской психологии труда, писал, что чувство монотонности иногда не зависит от усталости и что монотония и утомление - два разных состояния. «Одна мысль о предстоящей монотонной работе приводит уже к ощущению монотонности, которое, таким образом, следует рассматривать как явление психологического характера и которое не обязательно связано с утомлением умственных центров» (с. 89). Необходимость отличать состояние, вызываемое однообразием деятельности, от утомления подчеркивал Н. Д. Левитов (1964). Справедливость такого разделения была подтверждена в исследованиях Н П. Фетискина (1972а), Н. Е. Высотской и др. (1974), Н. П. Фетискина, Е. П. Ильина, Н. Е. Высотской (1974). Если при монотонии увеличивается время только сложной сенсомоторной реакции, а время простой реакции либо остается неизменным, либо даже уменьшается, то при утомлении увеличивается время и той и другой реакции. Если при монотонии сдвиг в сторону торможения наблюдается только по «внешнему» балансу, а во «внутреннем» балансе наблюдается сдвиг в сторону возбуждения, то при утомлении сдвиги в сторону торможения имеются в обоих балансах. При монотонии частота сердечных сокращений снижается, а при утомлении она увеличивается. При монотонии происходит снижение энерготрат, при утомлении же энерготраты возрастают. Увеличение темпа работы при монотонии приводит к улучшению самочувствия, уменьшению скуки, а при утомлении оно лишь усугубляет отрицательные сдвиги, в том числе и чувство усталости. Наконец, состояние монотонии предшествует утомлению, но утомление может возникнуть и без состояния монотонии.

Факторы устойчивости к монотонности труда

На устойчивость к действию монотонности влияют как индивидные, так и личностные особенности человека. А. Кирн (Krn, 1960) выделил «монотонофильных» и «мо-нотонофобных» лиц. Первым монотонная деятельность даже нравится, потому что «во время нее можно думать о своем». Вторые монотонную работу не переносят, стараются ее избегать. Однако почему одни лица «монотонофилы», а другие - «моно-тонофобы», автор не раскрывает. Эти причины были выявлены в последующих, в основном отечественных, исследованиях.

Влияние свойств нервной системы и темперамента. Во многих исследованиях показана роль типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента в устойчивости людей к однообразию деятельности.

B. И. Рождественская и И. А. Левочкина (1972) показали, что с монотонной работой лучше справляются лица со слабой нервной системой, чем с сильной.

Н. П. Фетискин (19726) выявил типологический комплекс проявления свойств нервной системы у монотоноустойчивых субъектов: слабая нервная система, инертность возбуждения, преобладание торможения по «внешнему» балансу и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу. У лиц с этим типологическим комплексом состояние монотонии появляется намного позже, чем у лиц с противоположным типологическим комплексом, т. е. с сильной нервной системой, с подвижностью возбуждения, с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу и преобладанием торможения по «внутреннему» балансу (рис. 7.2).

C. Уайт и И. Ленгдон (Wyatt, Langdon, 1937) пришли к выводу, что к однообразной работе более склонны люди, обладающие терпением и флегматическими чертами темперамента. В. Ф. Сопов (1977) выявил, что при тренировке выносливости в беге лучше справляются с однообразной монотонной работой те, у кого имеется высокая тревожность, интроверсия, доверчивость, подчиняемость, потребность в избегании неудачи. Г. Бартенверфер (1957) и К. В. Крупецкий (1997) отмечают, что хуже переносят монотонность экстраверты.

Влияние образовательного уровня. Чем выше образовательный уровень личности, тем более высокие требования она предъявляет к содержанию своей деятельности и тем труднее такому человеку переносить однообразную и простую деятельность. Это объясняет данные Н. Г. Валентиновой (1963), которая выявила, что лица с низким образовательным уровнем выражают удовлетворение однообразной работой, в то время как лицам со средним образованием эта работа кажется неинтересной и утомительной.

Правда, в ряде случаев уровень образования приравнивается к уровню развития интеллекта, в связи с чем делается вывод, что монотонная работа лучше воспринимается интеллектуально неразвитыми людьми (Viteles, 1924; Wyatt, 1927; Missiuro, 1947). Такой подход Н. Д. Левитов считает упрощенным и неверным. Он полагает, что умственно развитый человек переживает монотонность в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости такой работы и может лучше активизировать свою деятельность, усматривая в однообразном разнообразное. Мне представляется, что это мнение Н. Д. Левитова слишком оптимистично. Во-первых, для того, чтобы отдавать себе отчет в необходимости той или иной работы, не требуется ни большого ума, ни высшего образования. Во-вторых, умение усматривать в однообразном разнообразное присуще только высококвалифицированным специалистам; малоквали-

216 Глава 7. Характеристика эмоционапьн ых состояний...

Рис. 7.2. Время появления монотонии у лиц с различными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы По вертикали - время, часы, мин; по горизонтали: I - «внешний» баланс (первый столбик -преобладение возбуждения, второй - уравновешенность, третий - преобладание торможения); II -«внутренний» баланс (обозначения столбиков теже); III - первый столбик - подвижность, второй -инертность; IV - подвижность-инертность торможения (обозначения теже); V- сила нервной системы (первый столбик - слабая, второй - средняя, третий - большая)

фицированный рабочий этого сделать не может и становится, как писал В. Хакер, жертвой бесстимульного безразличия.

Как бы то ни было, но точка зрения С. Уайта не получила подтверждения в исследованиях П. Смита (Smith, 1955) и Г. Бартенверфера (Bartenwerfer, 1957). П. Смит даже установила противоположные соотношения: менее монотоноустойчивыми швеями оказались лица с более низким интеллектом, хотя разница между группами с различным интеллектом была и не достоверной.

Влияние профессионального уровня. В некоторых исследованиях отмечается влияние уровня квалификации работников на монотоноустойчивость. Однако и здесь нет единства мнений. Одни авторы связывают эту устойчивость с низким уровнем квалификации работников. В других работах (Рябинина, 1971; Соболев, Степанова, 1975) указывается на большую подверженность монотонности молодых и, как правило, еще неквалифицированных рабочих. Возможно, это связано с тем, что среди молодых еще много лиц с низкой монотоноустойчивостью, которые не успели отсеяться.

Влияние рабочей установки. Показательны данные, полученные Н. Е. Высотской и др. (1974): в первые дни недели (понедельник, вторник), когда происходит «враба-тывание», состояние монотонии наступает раньше, чем в середине недели (рис. 7.3). У школьников в воскресенье при выполнении однообразной интеллектуальной работы это состояние наступает значительно раньше, чем в учебные дни недели (Фе-тискин, 1981)

Влияние физической тренированности. Н. П. Фетискин (1974а) установил, что у спортсменов с небольшим стажем устойчивость к однообразной физической деятельности выше, чем у спортсменов-новичков. Это можно объяснить возникновением по мере повышения тренированности неспецифической устойчивости к неблагоприятным факторам, неоднократно отмечавшейся физиологами спорта по отношению к радиации, температурным воздействиям, инфекциям и т. п.

Влияние мотивации. В той же работе Н. П. Фетиски-на был обнаружен и другой факт, на первый взгляд противоречащий вышеизложенной закономерности. Оказалось, что у спортсменов с большим стажем устойчивость к монотонии была ниже, чем у спортсменов со стажем до пяти лет. Здесь, однако, надо учесть различия в мотивации тех и других. У спортсменов младших разрядов стремление достичь высот мастерства создает и повышенный мотив, в результате чего они тренируются увлеченно, с азартом, о чем свидетельствует и то, что они замечают монотонию только когда устают. У спортсменов с большим стажем на фоне высокой тренированности мотивация к тренировочной деятельности снижена (проявление психического, или эмоционального, «выгорания»), в результате чего на многие тренировочные занятия они идут с неохотой, в силу необходимости. Жалобы на монотонию у них появляются задолго до появления усталости.

В другой работе Н. П. Фетискин (1999) изучал на группе студентов зависимость времени появления состояния монотонии от нейт-

Таблица 7.1

Рис. 7.3. Время

возникновения состояния

монотонии в разные дни

недели у рабочих

конвейерного

производства Волжского

автозавода

Факторы, влияющие на монотоноустойчивость (по Н. П. Фетискину)

Факторы монотоноустойчивости

Возраст Пол

свыше 25-30 лет женский

от 16 до 24 лет мужской

Образовательный уровень

невысокий

Профессиональная квалификация

Отношение к монотонной работе

положительное

отрицательное

Склонность к однообразной работе

выражена

отсутствует

Самооценка

низкая и средняя

Уровень притязаний

ниже среднего

направленность фрустрации

интрапунитивная

экстрапунитивная

Сила нервной системы

подвижность нервных процессов

инертность

подвижность

«Внешний» баланс нервных процессов

преобладание торможения

преобладание возбуждения

«Внутренний» баланс нервных процессов

преобладание возбуждения"

преобладание торможения

тип темперамента

меланхолический флегматический

холерический сангвинический

Экстраверсия

не выражена

сильно выражена

нейротизм

низкий и средний

Ригидность

ралыгого, развивающего (развитие психомоторики), творческого мотивов и мотива долга. Раньше состояние монотонии появлялось при первых двух мотивах, позже всего - при мотиве долга. Очевидно, эти различия объясняются значимостью предлагавшихся мотивов для испытуемых.

Мотивы деятельности связаны с оценкой своей пригодности для данной деятельности. Чем ниже эта оценка, тем ниже и мотивация. Очевидно, именно этим объясняется выявленный И. А. Шурыгиной на детях музыкальной школы факт, что чем ниже оказывался у них уровень способностей, тем чаще на уроках у них появлялась скука. Факторы, влияющие на монотоноустойчивость, в обобщенном виде представлены на табл. 7.1.

Влияние возраста. И. А. Шурыгиной (1984) на учащихся детской музыкальной школы показано влияние на монотоноустойчивость возрастных особенностей. Наибольшая чувствительность к однообразию учебно-музыкальной деятельности отмечалась у учащихся подросткового возраста (6-7-го класса общеобразовательной школы).

Меры борьбы с монотонней

Долгое время, пока монотония связывалась только с работой на конвейере, считалось, что главным средством борьбы с монотонней является полная автоматизация труда (В. Хакер). Хотя это мера и не исключается, решить проблему монотонии она не может хотя бы потому, что большинство видов деятельности автоматизировать нельзя (например, нельзя вместо спортсмена заставить выполнять объемные монотонные тренировочные нагрузки автомат). Поэтому борьба с монотонностью деятельности должна предусматривать разные способы, учитывая и физиологические, и психологические, и социальные факторы.

Н. Д. Левитов и В. Хакер рекомендуют работающему отыскивать интересное в однообразной работе или же во время работы думать о чем-то своем, заполняя таким образом «мотивационный вакуум». Последнее, однако, возможно только при автоматизированности выполняемых действий. Известны, например, случаи, когда бегуны-марафонцы перед соревнованием читают детективные романы и повести, чтобы во время бега можно было поразмыслить о логичности тех или иных поступков героев этих книг. Однако положительный эффект от такого «свободного размышления» будет только в том случае, если работающий не ищет удовлетворения от самого процесса работы. В противном случае «свободное размышление» работающего снова будет замыкаться на работе и переживаться как раздражение данной работой.

Действенными средствами уменьшения фактора монотонности являются:

1) усложнение рабочих операций, выполняемых действий, объединение их в комплексы (3. М. Золина);

2) увеличение темпа работы или подачи информации (сигналов);

3) расчленение общего задания на отдельные части для того, чтобы появились промежуточные (поэтапные) цели;

4) организация пауз в работе с заполнением их физическими упражнениями, прослу-

шиванием музыки и другими мероприятиями, соответствующими «активному отдыху», по И. М. Сеченову;

5) усиление мотивации через объяснение значимости деятельности;

7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения) 219

6) смена деятельности, рабочих мест (Мюнстерберг, 1912; Ruff, 1961).

Правда, последнее не всегда эффективно. Как показано Н. П. Фетискиным и В. И. Молодцовой (1983), смена рабочих мест в течение рабочей смены дает положительный эффект только для лиц с подвижностью нервных процессов. Для инертных эта мера неэффективна, больше того, она отрицательно влияет на результаты деятельности.

Теории утомления

Попытки найти научное объяснение сущности утомления, раскрыть его причины имеют довольно большую историю.Первоначально предполагалось, что сущность утомления состоит в изменении местных процессов организма. Поэтому все внимание сосредотачивалось на опытах с изолированной мышцей. К изолированной мышце лягушки подвешивался груз, другой конец

ее закреплялся на штативе. После этого мышечная ткань подвергалась воздействию электрического тока, и получаемое таким образом раздражение вызывали сокращения мышцы и соответственно подъем груза на какую-то высоту, многократные раздражения электрическим током по мере их повторения давали все меньший эффект, мышечные сокращения становились все менее интенсивными,

высота поднятия груза уменьшалась, а затем наступал момент, когда эта изолированная мышца вообще не реагировала на раздражения. Этот момент фиксировался как выраженное состояние утомления.

Полученные в подобном эксперименте данные механически использовались при объяснении сущности утомления человеческого организма в процессе труда. При этом выводы и обобщения делались на основе некоторого внешнего сходства между описанным опытом и той физической работой, которую производит человек: в обоих случаях имеет место сокращение мышц и перемещение в связи с этим какого-то груза; и в том и другом случае по мере повторения работы ее величина уменьшается до тех пор, пока вовсе не прекращаются мышечные сокращения и перемещение груза. На основе отождествления экспериментальных, данных, полученных указанным выше способом, с явлениями целостного организма человека возник ряд теорий утомления, которые объединяются под общим названием периферических (локально-гуморальных) теорий утомления. Подобное название они получили в связи с тем, что, во-первых, вся сложная проблема утомления здесь сводится к местным процессам, происходящим только в мышцах, и, во-вторых, причиной утомления согласно этим теориям являются изменения в жидкой (гуморальной)

среде организма и образования в мышцах ядовитых продуктов распада, отравляющих человеческий организм.

Среди разновидностей локально-гуморальных теорий утомления есть теория, согласно которой во время работы в мышцах человека происходит значительное уменьшение так называемых динамических веществ, и прежде всего гликогена (углеводистого вещества, вырабатываемого печенью и содержащегося в мышцах). Как утверждают сторонники подобной теории, утомление наступает в связи с истощением веществ, которые служат источником энергии мышечных сокращений. Автором подобной теории истощения является Шиффт.

Сторонники другой разновидности локально-гуморальной теории утверждают, что во время работы обнаруживается недостаток кислорода в работающей мышечной ткани, в результате чего происходит своеобразное удушение клеток мышцы и они становятся неспособными совершать работу. Автором этой теории задушения является Ферворн.

Другие представители локально-гуморальных концепций утомления отмечали изменения химической реакции в мышцах в связи с проделанной работой. Если в состоянии относительного покоя вещество мышцы имеет нейтральную или слабощелочную реакцию, то после напряженной работы она становится кислой. На основании химического анализа было установлено то, что в утомляемой мышце скапливаются такие продукты распада, как углекислота или молочная кислота. На основе этих данных возникла третьи разновидность локально-гуморальной концепции - теория засорения Пфлюгера. Сторонники этой теории рассматривали утомление как результат своеобразного засорения мышечной ткани продуктами распада, которые вызывают интоксикацию организма и все те явления, которые характеризуют утомление. Некоторые физиологи пытались открыть особый "токсин утомления" и найти соответствующее "противоядие". Практически это привело к появлению всякого рода допингов, наносящих вред здоровью человека.

Многие исследователи длительное время пытались проверить выдвинутые ими теории утомления на человеческом организме во время его работы. Эта проверка в конечном счете показала, что отмеченные элементарные процессы, происходящие в мышцах, представляют собой лишь какую-то часть сложнейших процессов жизнедеятельности организма, подчиненных регулирующей функции в центральной нервной системе. Было установлено, что биохимические процессы в мышечной ткани хотя и связаны с утомлением организма, однако не могут до конца объяснить его сущность.

В настоящее время господствующей является корковая теория утомления, которая берет свое начало от исследований и обобщений И.М. Сеченова, И.П. павлова, Н.Е. Введенского учеников и последователей. На различных этапах развития корковой теории ее создатели и сторонники представляли убедительные доказательства, что утомление в человеческом организме - это сложное явление, связанное с регулирующей деятельностью ЦНС и ее высшего уровня - коры больших полушарий головного мозга. И.М. Сеченов говорил, что "все помещают источник утомления в работающих мышцах, я же помещаю его в центральную нервную систему". Сущность утомления рассматривал как нарушение РДС, вследствие возникновения охранительного торможения, т.е. при поступлении многих сигналов или сигнала чрезмерной силы мышца не возбуждается, а переходит в состояние торможения, вследствие того, что энергетические ресурсы полностью исчерпаны. Советские ученые конкретизировали связанные с утомление различные стороны деятельности мозга: истощение нервных клеток, трофические нервные влияния. нарушение координации, участие процесса торможения при развитии утомления и т.д.

100%-ное зрение. Лечение, восстановление, профилактика Светлана Валерьевна Дубровская

Динамические упражнения (монотонные движения)

Один из популярных вариантов тренировки зрения – это так называемый метод монотонных движений. Он основан на естественном механизме перемещения взгляда.

Как известно, наши глаза за 1 секунду совершают очень много микродвижений (в медицинской литературе они называются саккадическими). Именно этим объясняется привлекательное поблескивание глаз. Но они имеют не только эстетическое значение: с помощью микродвижений обеспечивается максимальная острота зрения.

Целью упражнений, заключающихся в контролируемых перемещениях взгляда, является активизация работы центрального участка сетчатки (так называемой области желтого пятна). Именно он «отвечает» за четкость изображения, формирующегося в глазу, то есть за остроту зрения. Если в рассматривании предмета участвуют другие отделы сетчатки, мелкие детали неизбежно расплываются, как бы теряются, зрение «падает».

Поскольку область желтого пятна невелика по площади, в каждый момент времени мы можем разглядеть только небольшие фрагменты изображения. Нашему взору всегда предстает весь предмет целиком благодаря множественным микродвижениям, во время которых чувствительный участок сетчатки колеблется, как бы сканируя рассматриваемое.

При снижении остроты зрения саккадические движения глаз замедляются, становятся редкими и неэффективными. Изображение, проецируемое на сетчатку, утрачивает четкость, а детали становятся расплывчатыми. Упражнения, направленные на контроль над движениями глаз, способствуют постепенному восстановлению динамики движений сетчатки.

При выполнении упражнений данного комплекса следует максимально расслабить глазные мышцы. Перед началом занятия необходимо снять очки или линзы (если они используются постоянно), иначе тренировка будет неэффективной.

Покачивания

Данное упражнение лучше всего выполнять в тихом помещении с минимальным количеством предметов, которые попадают в поле зрения. Оттенки цветов интерьера должны быть не очень яркими, а свет необходимо приглушить. Перед началом упражнения следует поставить ноги на ширину плеч, слегка наклонить туловище вперед, а руки свободно вытянуть вдоль тела. Затем в медленном темпе необходимо поочередно переносить свой вес с одной ноги на другую. Голова и туловище при этом будут расслабленно покачиваться в стороны. Глаза пусть останутся открытыми, но нежелательно фокусировать взгляд на каких-либо предметах или точках, пусть глазные яблоки «покачиваются» вместе с головой. При условии правильного выполнения упражнения через некоторое время наступит приятное состояние покоя и отрешенности от внешних раздражителей. Продолжительность тренировки – около 10 минут.

Выбор покачивания в качестве расслабляющего средства не является случайным. Если понаблюдать за животными, которых содержат в зоопарке или дома, можно заметить, что время от времени они начинают совершать монотонные движения – покачивать головой и туловищем из стороны в сторону. Таким образом звери успокаиваются и одновременно реализуют потребность в движениях. Действие данного упражнения на организм в целом и органы зрения в частности обусловлено особенностями работы наших рецепторов. Во время покачивания перед глазами проплывает одна и та же картина, которую не нужно разглядывать (нет ни одной яркой детали, за которую может «зацепиться» взгляд). Зрительные анализаторы расслабляются, а возбуждение нервных клеток, находящихся в сетчатке, снижается. По периферической нервной системе расслабление постепенно передается к центральной, мозг получает возможность отдохнуть. Покачивания можно выполнять несколько раз в день.

Повороты пальцев

Это очень полезное упражнение, которое помогает устранить напряжение мышц глаз, лица и шеи, а также успокоить расшатанные нервы. Регулярные тренировки помогают повысить остроту зрения, предотвратить развитие шейного остеохондроза и избавиться от мигреней.

Поместить указательный палец перед носом, расположив его подушечку на уровне глаз. Медленно поворачивать голову вправо и влево, не разглядывая при этом палец, а смотря мимо него. Если упражнение выполняется правильно, через некоторое время появляется устойчивое ощущение движения пальца (двигать им, разумеется, нельзя). Рекомендуемое число повторений – 20–30 поворотов головы в каждую сторону.

Приложить основание пальца к кончику носа. Выполнять повороты головы, как описано выше, одновременно прикасаясь пальцем к носу. Данное упражнение можно делать как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Растопырить пальцы, поместить ладонь перед глазами. Поворачивать голову вправо и влево, в произвольном темпе открывая и закрывая глаза. При этом следует смотреть «сквозь пальцы», как через редкий штакетник.

Описанные выше упражнения следует выполнять утром и вечером. Очень важное условие правильной тренировки – полное расслабление. Данного состояния можно добиться, создав комфортные условия для занятий: слегка затемненное, тихое помещение. Во время освоения комплекса возможно появление побочных симптомов – головокружения или легкой тошноты. Для того чтобы предотвратить подобные неприятности, следует максимально расслабиться и дышать свободно, не фиксируя взгляд на пальцах. Можно также после каждых 4–5 поворотов головы закрывать глаза на некоторое время.

Повороты тела

Данное упражнение можно освоить очень быстро. Достаточно выполнять его несколько раз в день, отводя на каждую тренировку не более 3 минут, чтобы добиться положительных результатов. Производимые движения способствуют нормализации частоты микродвижений глаз, улучшают работу всех внутренних органов, стабилизируют частоту сердечных сокращений и сохраняют гибкость позвоночника.

Исходное положение: стоя лицом к окну (если оно выходит на солнечную сторону, следует закрыть стекло плотной шторой), руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Выполнять медленные повороты головы и туловища влево и вправо, одновременно перенося вес тела с одной ноги на другую. При этом возникнет иллюзия перемещения окна в пространстве. Не следует зацикливаться на внешнем виде окна, мысли при этом должны быть спокойными и отвлеченными.

Для того чтобы закрепить позитивный результат регулярных тренировок, следует как можно чаще обращать внимание на любые подвижные предметы: во время поездки в городском транспорте смотреть на удаляющиеся и приближающиеся фонарные столбы, деревья, встречный транспорт и т. п.

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

3.29. Динамические медитации В данном разделе (при подготовке которого использованы методические разработки Института йоги Гуру Ар Сантэма) изложены различные развивающие физические упражнения. В них используется умение расслабляться, умение использовать внешнюю силу в

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Дэн Миллмэн

Из книги Упражнения йоги для глаз автора Йог Раманантата

§ 20. ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ Исходное положение для всех упражнений: сидите прямо или стойте прямо (Тада-сана), а лучше всего примите позу лотоса (Падмасана); ритмично дышите полным дыханием, внимание и все помыслы сосредоточьте на глазах, смотрите

Из книги Азимут вечной молодости. Программа энергетической коррекции и регенерации живых клеток автора Владимир Рязанов

Глава 19 Статические и динамические воздействия на организм Кто не может найти время для выполнения упражнений, тот вынужден будет искать его для лечения болезней. Лорд Дерби Наше тело в значительной части состоит из мышечной ткани, и эта самая ткань предназначена вовсе

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора Анатолий Павлович Кондрашов

Из книги Оздоровительно-боевая система «Белый Медведь» автора Владислав Эдуардович Мешалкин

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ Именно динамические позиции, а никакие не стойки и стансы, как у китайцев или японцев. Наш принцип – постоянное движение в Волне или Свиле, поэтому статика невозможна. Динамические позиции – это стартовые подвижные формы тела,

Из книги Секреты атлетизма автора Юрий Шапошников

ДИНАМИЧЕСКИЕ И ИЗОМЕТРИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ САМСОНА Краеугольным камнем системы физического развития Самсона является развитие крепости сухожилий - связующего звена между костями и мышцами. Эпиграфом к его системе может служить подпись под фотографией, где Самсон несет

Из книги Сними очки за 10 занятий автора Игорь Николаевич Афонин

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Для упражнений применяется отягощение - мешок (в виде подушки), который можно сделать из дерматина, клеенки, кожи и т. п. Мешок наполняется опилками, которые по мере тренированности постепенно заменяются песком, а в дальнейшем дробью. После двух

Из книги Восточный путь к здоровью автора Элиза Танака

Динамические упражнения Что необходимо для занятия?1. Удобная одежда для выполнения несложных упражнений для позвоночника.2. Место, где можно выполнять эти упражнения.3. Немного свободного времени.Как показывает практика, когда мы начинаем работать не только с глазами, а

Из книги Медитативные упражнения для глаз для восстановления зрения по методу профессора Олега Панкова автора Олег Панков

ГЛАВА 3 Третья ступень: статико-динамические упражнения в положени лежа Третья ступень включает в себя 10 упражнений в положении лежа и 3 упражнения в положении сидя, которые (поми-мо своих дополнительных оздоровительных эффектов) предназначены в основном для лечения и

Из книги Цигун для глаз автора Бинь Чжун

ГЛАВА 4 Четвертая ступень: статико-динамические упражнения в позе «лотоса» Упражнения четвертой ступени выполняются сидя на полу в позе «лотоса» (со скрещенными ногами), что дает максимальный оздоровительный эффект, связанный с усилением кровообращения в конечностях,

Из книги автора

ГЛАВА 5 Пятая ступень: статико-динамические упражнения в положении сидя Упражнение 1 (рис. 33)Сидя на полу, ноги прямые, вытянуты перед собой. Разотрите мышцы спины движением рук вверх-вниз. На выдохе наклонитесь вперед, продолжая выполнять массаж снизу-вверх. Сделайте вдох,

Из книги автора

ГЛАВА 6 Десятая ступень: статико-динамические упражнения в положении стоя Упражнение 1 (рис. 46)Станьте прямо, ноги широко расставлены, руки опущены вдоль тела. Сделайте глубокий вдох, слегка подняв печи, задержите дыхание и выполните наклон туловища вправо. Руки скользят

Из книги автора

Динамические медитации на изменение фокусного расстояния В этом разделе собраны упражнения, которые укрепляют мышцы, опоясывающие глазное яблоко, и поддерживают тем самым эластичность глазного яблока и хрусталика. Такие упражнения очень эффективны при близорукости.

Из книги автора

Динамические упражнения Упражнение 1. «Дракон ныряет в море» Методика выполнения: все тело расслаблено, ноги на ширине плеч, голова и туловище прямые, язык касается верхней челюсти, взгляд направлен прямо перед собой (рис. 10), посторонние мысли отсутствуют. Рис. 10.Начинаем

Наиболее действенным средством снижения монотонности И. П. Павлов считал стремление разнообразить нервные процессы, подчеркивая, что для снятия охранительного торможения необходимо расширение поля корковой активности.

С учетом этих психофизиологических закономерностей возможны два направления ликвидации или снижения отрицательных последствий монотонности.

Первое направление - изменение организации трудовых процессов, ведущей к чрезмерной дробности выполняемых операций. По существу это означает, что следует отказаться от такой организации трудовых процессов, которая ведет к возникновению монотонного труда. Этот радикальный путь борьбы с монотонностью связан с полной, а не частичной механизацией и автоматизацией производства, роботизацией.

Роботы - это универсальные автоматы для выполнения механических действий. Образцом для них служат возможности человека, выполняющего физическую работу (рис. 3.1).

Рис. 3 . 1.

1 - робот; 2 - неподвижное ограждение; 3 - контейнер с заготовками

В основе конструирования роботов лежат возможности человека. Простейшая модель роботов состоит из механических рук - манипуляторов и устройства автоматического управления, включающего технику для обработки и хранения информации, а также средства передвижения в виде механических ног - педипуляторов.

Развитие робототехники прошло три этапа. Первый этап - создание роботов с жесткой программой и четко определенной последовательностью операций. На втором этапе были разработаны роботы, оснащенные датчиками, являющимися его сенсорной системой, которая передает информацию об окружающей среде. Роботы третьего поколения оснащены так называемым искусственным интеллектом, который представляет собой ЭВМ, занимающуюся обработкой информации, поступающей от сенсорной системы.

Пока в отечественной практике в основном применяются роботы первого и второго поколения на участках монотонного тяжелого и вредного труда . Это основные операции сварки, клепки, сборки и окраски деталей, обслуживание машин под давлением, нагревательных печей, штамповочных прессов. Они также применяются для загрузки и разгрузки конвейерных и автоматических линий и других работ. В настоящее время существуют перспективные разработки внедрения комплексной и «гибкой» автоматизации, включая создание заводов-автоматов с принципиально новой «безлюдной» технологией.

Однако в ближайшем будущем вряд ли возможно отказаться от конвейерной организации. Поэтому для предупреждения отрицательных последствий монотонности используется другой путь - разработка и внедрение социальных частных мероприятий.

Одно из таких мероприятий связано с реорганизацией конвейерных линий, которое включает:

  • - изменение конструкции конвейерной линии;
  • - замену принудительного темпа свободным, самостоятельно регулируемым.

Сущность подобной реорганизации заключается в том, что длинные конвейерные линии с принудительным темпом заменяются короткими конвейерными линиями с полным или частичным переходом от заданного темпа к свободному.

Этот путь широко применяется при сборке теле- и радиоаппаратуры. В часовой промышленности, например, применяется поточная линия для сборки наручных часов с рабочими местами, оборудованными 50 позиционными передвижными столами. Работник может сам задавать ритм автоматической подачи механизмов, а также либо последовательно выполнять одну и ту же операцию на 50 деталях, либо полностью осуществлять сборку одной детали, а затем переходить к другой. Таким образом обеспечивается относительная свобода содержания, темпа и ритма трудовой деятельности, а значит и снижение монотонности труда.

Подобный метод борьбы с нежелательными последствиями монотонности широко применяется за рубежом, в частности на предприятиях по изготовлению телевизоров компании «Филипс», заводах «Оливетти».

Одним из важных средств борьбы с монотонностью является регулирование скорости движения конвейера в соответствии с колебаниями кривой работоспособности в течение рабочего дня.

Для обоснования этого положения отечественным физиологом М. И. Виноградовым были проведены многочисленные исследования, которые показали, что лучшее психофизиологическое состояние рабочих и более высокий уровень производственных показателей наблюдается при следующем режиме. В первой половине рабочего дня скорость движения постепенно наращивается в начальные 30-60 мин работы, затем в течение следующих одного - двух часов удерживается постоянная скорость движения конвейера. А приблизительно за 30 мин до обеденного перерыва скорость движения постепенно замедляется. Во второй половине рабочего дня ход изменения кривой скорости движения конвейера остается тем же, но, учитывая большую утомительность труда на этом отрезке времени, периоды постепенного ускорения работы после обеда и замедления ее в конце смены делаются более продолжительными. Желательно учитывать явление «конечного прорыва». С психологической точки зрения необходимо, чтобы увеличение темпа происходило незаметно для работника, тогда как его постепенное замедление должно быть ощутимо, чтобы работник почувствовал помощь к концу рабочего дня.

Еще один путь преодоления монотонности - чередование (перемена) работ. Физиологический механизм сохранения высокой работоспособности при чередовании трудовой деятельности заключается в «эффекте Сеченова», который состоит в принципе замещения и компенсации психологических функций. Это означает, что на монотонных работах следует составлять графики чередования работников по различным работам (операциям), чтобы вторые работы активизировали те мышечные группы и, следовательно, центры коры головного мозга, которые первоначально были пассивны.

Поскольку возникновение синдрома монотонности связано с формированием у работников простого рабочего динамического стереотипа (РДС), одним из важнейших путей борьбы с монотонностью является объединение малосодержательных операций в более сложные и разнообразные с целью усложнения РДС. Снижение утомления при этом происходит за счет расширения поля корковой активности. Но использование такого направления требует соблюдения следующих условий:

  • - длительность объединенных операций не должна превышать 10-12 мин, иначе это повлечет снижение производственных показателей;
  • - чрезмерное укрупнение операций может не соответствовать уровню квалификации работника;
  • - при совмещении профессий следует учитывать перенос (положительное) и интерференцию (отрицательное) взаимодействие навыков новой и совмещаемой профессии;

при совмещении профессий должны загружаться различные психофизиологические функции работника.

Особое место среди путей борьбы с неблагоприятными последствиями монотонности приобрело внедрение научно обоснованных режимов труда и отдыха. Это объясняется тем, что такой метод применим и для рабочих на конвейере, и для операторов, работающих с видеотерминалами.

Важную роль при монотонных работах играют перерывы в течение рабочего дня, поскольку при однообразной трудовой деятельности потребность в отдыхе резко повышается. Считается, что наиболее эффективными являются короткие 5-7 мин перерыва, которые вводятся на протяжении рабочего дня через каждый час - максимум полтора. Во второй половине рабочего дня для снижения влияния накапливающегося утомления дополнительно вводят специальные паузы. Общая величина кратковременных перерывов и пауз должна составлять не менее 15-18% величины рабочего времени.

Использование перерывов также имеет немаловажное значение. Утомление, вызванное монотонностью, желательно снимать в комнатах психологической разгрузки. Активный отдых включает обычно производственную гимнастику, основанную на «эффекте Сеченова», согласно которому загружают малоактивные в трудовом процессе мышцы. Для «компьютерщиков» используется комплекс упражнений, снимающих напряжение шейно-плечевого пояса, поясничного отдела и нижних конечностей.

Для предотвращения возникновения у работающих на монотонных работах отрицательных психологических состояний (психологического пресыщения, скуки, сонливости, апатии) в структуру режима труда и отдыха включают функциональную музыку, которая стимулирует двигательную активность и вызывает у работников стенические эмоции.

Еще один эффективный путь снижения отрицательного влияния монотонности - применение методов эстетического воздействия во время работы, что способствует улучшению психологических условий труда и включает озеленение, цветовой интерьер, оптимальную освещенность рабочего места, снижение шума, вибрации, запыленности и загазованности.

Для монотонного труда на конвейере используется метод «психологических сигналов», основанный на том, что степень сохранения в памяти рабочих основных требований к выполняемой операции варьируется в течение рабочей смены, явно снижаясь к концу рабочего дня. Следствием этого является ухудшение качественных показателей изготовляемой продукции. Поэтому в течение смены периодически по конвейеру перемещаются небольшие таблички разного цвета с инструкциями по выполнению задания, содержащими не более пяти слов, написанных белой масляной краской. Для каждой операции используется свой цвет таблички. Подобное напоминание действует через соответствующие анализаторы и ослабляет действие монотонности труда. Результатом является снижение брака до 30% .

  • Белялин П. П. Промышленные роботы. М.: Машиностроение, 1975.
  • Уразов В. Л. Использование методов менеджмента в легкой промышленности. М.: Легпромбытиздат, 1993.

МОНОТОННОСТЬ – это свойство некоторых видов труда, требующих от человека длительного выполнения однообразных действий или непрерывной и устойчивой концентрации внимания в условиях дефицита сенсорных нагрузок. На многих предприятиях используются станки с ЧПУ и роботизированные комплексы, совершенствуются поточно-конвейерные линии и др. Все это способствует снижению физической нагрузки, но для таких видов труда характерно наличие М. Наиболее выражена М. труда в поточно-конвейерном производстве, которое находит широкое применение в таких отраслях промышленности, как машиностроение, приборостроение, радиоэлектронная, легкая, пищевая и др. М. характеризует ряд др. профессий – станочников, штамповщиков, прессовщиков, операторов полуавтоматических линий, а также операторов за различными пультами управления технологическими процессами.

Следует различать понятия «монотонность труда» и «монотония».

Монотонность труда – однообразие трудовых операций или производственной обстановки, т. е. внешние, объективные факторы трудовой деятельности.

Монотония – функциональное состояние организма человека, определяемое комплексом психологических и физиологических изменений в организме, возникающее при монотонной работе, т. е. ответная реакция организма на монотонный .

Различают 2 вида монотонной работы:

1-й вид – М. действия, при котором состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных, часто повторяющихся рабочих действий (все поточно-конвейерные линии и многочисленные разновидности станочных, штамповочных и др. работ). Степень выраженности состояния монотонии зависит от таких факторов трудового процесса, как количество однообразно повторяющихся действий в единицу времени, продолжительность отдельных рабочих операций, степень сложности выполняемых операций, принудительный темп работы и др. Чем меньше количество элементов в рабочем цикле и чем короче время их выполнения, тем монотоннее .

2-й вид – М. обстановки, при которой состояние монотонии возникает в связи с дефицитом поступающей информации, а также при пассивном наблюдении и контроле за ходом технологического процесса. Характерен для многочисленных разновидностей операторского труда. Чем меньше информации получает оператор в единицу времени и чем менее она содержательна, а также чем продолжительнее интервалы ожидания информации и чем меньше объектов наблюдения, тем скорее развивается состояние монотонии.

Обычно монотонный по внешним признакам в производственных условиях сочетается с др. факторами профессиональной деятельности. Одни из них усиливают развитие состояния монотонии ( , низкая ответственность, постоянный фоновый , недостаточная рабочих мест и т. д.); др. факторы препятствуют развитию этого состояния (физическая тяжесть, нервная , высокая степень ответственности, сложность перерабатываемой информации и т. д.).

Влияние монотонного труда на организм работника весьма сложно и многообразно. Психофизиологические реакции человека на монотонную работу практически одинаковы при обоих видах монотонной деятельности. М. обстановки и М. действия вызывают однонаправленное снижение уровня показателей сердечно-сосудистой системы и высшей нервной деятельности, обусловленное уменьшением активирующего влияния ретикулярной формации на кору больших полушарий головного мозга. Установлено, что монотонный труд вызывает прежде всего изменения в функциональном состоянии ЦНС, что проявляется в удлинении латентного периода простой и сложной зрительно-моторной реакции, увеличении процента расторможенных дифференцировок, замедлении способности к переключению внимания, снижению подвижности основных нервных процессов. При выполнении монотонной работы у работающих возникает своеобразный нейрофизиологический конфликт. С одной стороны, скучная однообразная , которая приводит к прогрессивному снижению активности различных структур ЦНС. С др. стороны – работу необходимо выполнять без ущерба для количества и качества продукции. Все это усиливает нервное напряжение, обусловленное необходимостью волевого поддержания бодрствования и работоспособности на определенном уровне.

Необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на уменьшение отрицательных последствий монотонии. К ним относятся:

автоматизация однообразного ручного труда;

оптимизация содержания труда, темпа и ритма работы;

совмещение профессий и чередование операций;

внедрение рациональных режимов труда и отдыха с введением 5-минутных регламентированных перерывов через каждый час работы с целью снятия фактора М.;

введение в режим рабочего дня комплексов производственной гимнастики, функциональной музыки и др.

9. Монотонность труда

Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом. Одной из форм, предрасполагающей к формированию монотонности, является автоматизм – деятельность, осуществляемая без непосредственного участия сознания. Он формируется в результате нескольких факторов: многолетнего опыта деятельности, рутинности работы, отсутствия вовлеченности в трудовой процесс, воображения и творческого подхода, физических перегрузок. Особое значение это имеет на сложных производствах или производствах с вредными условиями труда, где аккуратность и внимание имеют решающее значение. Монотонность сопровождается скукой, апатией к выполнению трудовой деятельности. Но нельзя точно определить, что выполнение именно этих действий является монотонным и скучным занятием. Каждый человек сам для себя определяет род своей деятельности и дает ей свою объективную оценку. К примеру, один сотрудник, работающий на конвейере, считает свою работу монотонной и скучной, а другой, наоборот, считает ее очень интересной. Многие люди, занимающиеся динамичной, активной работой, которую никак нельзя назвать монотонной, считают ее скучной, неинтересной.

В таких случаях многое зависит от мотивации.

Поэтому решающее значение имеет неукоснительное соблюдение техники безопасности труда, контроля за трудовым процессом и чередование периодов труда и отдыха (физ. минутки и прочие).

Мероприятия по борьбе с монотонностью

Самым лучшим способом борьбы со скукой является расширение круга обязанностей, усложнение работы или обогащение ее такими функциями и обязанностями, которые способны сыграть роль стимулов для того или иного сотрудника.

Менеджеру необходимо обратить внимание на режим и график работы сотрудников, на социальные и физические условия труда:

1) обращать внимание на уровень шума в помещении, где происходит основная работа, так как, если в помещении уровень шума превышает норму, то работнику трудно сосредоточиться на выполнении своих трудовых обязанностей, шум в помещении приводит и к определенным психологическим последствиям, таким, как понижение или потеря слуха. Нельзя не отметить, что иногда шумная обстановка является издержками определенных профессий и от нее никуда не деться. Однако потеря слуха в таких случаях приравнивается к производственной травме, и работодатель обязан выплачивать компенсацию;

2) цветовая гамма помещения также очень важна для работающих сотрудников. Конечно, цвет стен не влияет на психологический микроклимат в коллективе, на производительность труда, снижение уровня брака, аварийности. Но определенный цвет может добавить уют в интерьер помещения, придать ему более приятную рабочую обстановку. Цвет стен также влияет на восприятие человека, сотрудника, на размер помещения. Например, окрашивание стен в светлые тона зрительно делает помещение более просторным, а окрашенные в темный цвет стены зрительно уменьшают пространство.

Специалисты в области декора интерьера утверждают, что красные и оранжевые цвета являются теплыми, а голубые, зеленые тона являются холодными. К примеру, если стены выкрашены в яркие, насыщенные красно-оранжевые тона, то в летний период времени сотрудникам будет психологически казаться, что в помещении очень жарко, даже если будет работать кондиционер. А если стены помещения выкрашены в более светлые, спокойные оттенки, то в холодный период времени сотрудникам такого помещения будет казаться, что в нем очень холодно. И это означает, что стоит только неправильно подобрать тон цвета для стен, как работоспособность коллектива может снизиться, и менеджеру придется вместо работы выслушивать жалобы, поступающие от сотрудников;

3) в последнее время многие ученые проводили исследования, посвященные влиянию освещения на работоспособность человека, и выявили, что долгое занятие мелкой работой или чтением книги при тусклом освещении влияет на зрение и значительным образом снижает его. Очень яркий, ослепительный свет или, наоборот, тусклое освещение отрицательно влияют на производительность труда. А также можно обратить внимание на рациональную организацию трудового процесса; повышение заинтересованности работника рабочим заданием; обеспечение наглядной результативности труда для работника; привлечение машин для облегчения труда работников; чередование трудовой деятельности; установление оптимальной продолжительности труда; разработку системы материальных и моральных стимулов.

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

8. Субъект труда Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

9. Монотонность труда Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом.

Из книги 100 cпособов найти работу автора Черниговцев Глеб

10. Условия труда Изучение влияния условий труда началось в конце XIX в. и с тех пор является неотъемлемой частью трудового процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс изучали положение рабочего класса в Англии и сделали выводы о зависимости эффективности труда от условий труда,

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

2. Понятие психологии труда. Сфера применения. Цели психологии труда Под психологией труда понимаются:1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;2) психологические механизмы

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги История психологии автора Смит Роджер

4. Время формирования и становления психологии труда. Первоначальные интересы психологии труда Психология труда складывалась под воздействием медицины, физиологии, психологии, техники, социологии. Каждая из этих дисциплин добавляла свои аспекты, что отразилось в

Из книги Происхождение альтруизма и добродетели [От инстинктов к сотрудничеству] автора Ридли Мэтт

54. Охрана труда Нельзя забывать при соблюдении техники безопасности и об охране труда. Под охраной труда понимается система сохранения здоровья и, самое главное, жизни человека в процессе выполнения им трудовых обязанностей.Каждый работник имеет право работать на

Из книги Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников автора Еникеева Диля

РЫНОК ТРУДА Для того чтобы реально рассчитывать на хорошее место, нужно знать все подводные течения рынка труда и правильно оценить свои силы, понять, какую должность занимать и на какую зарплату ты можешь рассчитывать. В настоящее время сложилась ситуация, когда молодых

Из книги Право на лень автора Лафарг Поль

Из книги Секс на заре цивилизации [Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней] автора Жета Касильда

Радость труда Интерес, как известно, тоже бывает разный: созерцательный и активный, утилитарный и бескорыстный, созидательный и разрушительный (геростратовский).Активность, бескорыстие, созидательное отношение к окружающему миру воспитывается сугубо на положительных

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

5.5 Психология труда В индивидуальной психологии, технических науках, коммерции, промышленности и государственном управлении использовались одни и те же понятия эффективности, трудоспособности, энергичности, внимания, контроля и утомляемости. По мнению психологов,

Из книги автора

Разделение труда «Только представьте: вокруг бегают миллиарды и миллиарды организмов - и каждый пребывает под гипнотическими чарами одной-единственной собственной истины. Истины эти идентичны, но логически несовместимы друг с другом: «Мой наследственный материал -

Из книги автора

МОНОТОННОСТЬ В СЕКСЕ УБИЙСТВЕННА Молодая пациентка говорит своему врачу: Скажите, доктор, а поцелуи опасны для здоровья? Как вам сказать… Наука свидетельствует, что да, а впрочем, давайте проведем эксперимент. Анекдот Ну, а теперь расскажу подробно, как я 14 часов

Из книги автора

Из книги автора

Опасности «монотомности» (моногамия + монотонность) Помните, что сказал Фил о том, как секс с женой стал настолько привычным, что они с Хелен стали «почти как брат и сестра»? Интересное выражение он подобрал. Самое сильное объяснение мощного, доминирующего эффекта Кулиджа

Из книги автора

35 Монотонность и одиночество стимулируют креативность Рассказывают, что в разгар проекта «Аполлон», завершившегося в 1969 году полетом Армстронга, Коллинза и Олдрина, президент Соединенных Штатов нанес неожиданный визит в НАСА.Пока оповещали шефов проекта, чтобы они