Нравственные ценности и их роль в жизни. Н равственные ценности и общие моральные понятия. Духовно нравственные ценности человека презентация

«Ценности жизни» - Ориентированные на действие. Традиции. Поведение потребителей. Тип личности может быть определен на основе измерения поведения. Теория характерных особенностей: Личность состоит из характерных особенностей. Мотивационный конфликт – удовлетворение одной потребности за счет другой. Безопасность. Личные ценности.

«Духовное развитие» - Эпмирическая действительность как источник духовного развития включает в себя: ГЛАВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЫ на современном этапе: Делает акцент на рефлексии, на философском потенциале каждого человека; (Семья, природа, традиции быта, образ жизни народа, окружающие люди). Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как государственная парадигма.

«Космос человечеству» - Погода из космоса. Современные технические средства неизмеримо увеличивают скорость и дальность передачи информации. На службе геологии. Капризы погоды в течение многих тысячелетий поражали воображение человека. Связь. Первый в мире космический полёт человека. Человечество уверенно идет по пути космических свершений.

«История человечества» - Искусство первобытного человека. Человек, занимающийся раскопками. Деловая бумага. Геродот – первый учёный историк. Первобытные люди появились на Земле более 2 миллионов лет назад. Начало истории человечества. Следы существования первобытных людей. Тема урока: «Начало истории человечества». История – наука о прошлом.

«Духовная музыка» - Православная духовная музыка учит слышать и понимать других людей по-христиански. «Религия» означает «связь». Неповторимый облик городу придают храмы и монастыри. Вместе с учениками мы изучаем музыку, поем, танцуем, ставим спектакли и концерты. Образование – высшее. Куда Вы поставите церковные книги, диски или иконы?

«Духовная жизнь» - Основные черты. Биологонизаторские. Игровая. Особенности искусства. 5. Индивидуальность восприятия, т.е. «на вкус и цвет товарища нет». 3. Образность. Трудовые. Магическая. Причины появления искусства: Искусство и духовная жизнь. Что такое искусство? Истоком искусства стал труд. Тенденции духовной жизни современной России.

Мои нравственные ценности


Эпиграф

Когда добро творить ты не способен,

Верни хоть то, что сделано тебе,

Пусть для кого- то станешь неудобен,

Зато не затеряешься в толпе.

Суди себя взыскательно и строго!

Приподнимись над выгодой своей,

И о себе не думай слишком много,

Надменность не в почёте у людей.


У каждого человека, маленького и большого, есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели.

Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни и давайте назовем эту лестницу лестницей ценностей.


Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед или идти рядом.

Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение?


Ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе.

  • Нравственность- это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Что из перечисленного вы хотели бы взять с собой для построения лестницы желаний?

  • Хитрость, настойчивость,независимость, креативность, благородство, осторожность, скупость, недоверчивость, лицемерие

застенчивость, толерантность, зависть, патриотизм, жадность,наглость, великодушие, безответственность, честность, доверие, уверенность,.....


Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?



Что такое совесть?

  • Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство пробуждающее любовь к истине и добру, отвращение от лжи и зла
  • Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.

  • Совесть является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть делает человека человеком.
  • Совесть- это голос Бога внутри нас. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести.

В мире мудрых мыслей

  • В ком стыд, в том и совесть.

(Русская пословица)

  • Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце.

(Л. Ландау)

  • Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными.

(Ж. Ж. Руссо)


Собирательный образ совестливого человека.

  • Он всё делает по совести, стыдится поступать несправедливо, не пройдёт равнодушно мимо чужой беды, не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.
  • Он сверяет каждый свой шаг с действующими нормами морали и поступает сознательно в строгом соответствии с ними.
  • Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает
  • Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то непреднамеренно, и они вызывают у него глубокое раскаяние.

  • На совестливых людях держится мир и порядок.
  • Они несут в себе заряд нравственного здоровья, благотворно влияющего на окружающих.
  • Их жизненная позиция во многом определяет моральный климат общества и уровень его идеалов.

Мухи и пчёлы

Однажды у мудреца спросили:

  • -Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?

Мудрец ответил:

  • -Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей. Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы, то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём. Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок, то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.
  • -Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей.
  • Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы, то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём.
  • Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок, то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.

У каждого человека есть выбор, к какому типу относиться: к мухам или пчелам .


Доброта

  • Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
  • Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
  • К свойствам доброты относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, бескорыстие.

Притча

  • В одной из стран жила одна старушка. В течение многих лет она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона, проводя под лучами палящего солнца весь день. Люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, но никто не решался её спросить об этом, боясь обидеть старушку.
  • Как вы думаете, что она искала в песке в такую жару?


Ваше мнение:

  • Многого ли достигла в жизни эта старушка?
  • Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?
  • Каковы были ее нравственные ценности?

Милосердие

  • Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
  • Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.
  • Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности.
  • Слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

Напоминание

Один молодой человек ехал на новой дорогой машине и был в прекрасном настроении. В салоне звучала весёлая музыка. Вдруг, он увидел сидевших на обочине детей. Проскочив на скорости мимо детей, он вдруг услышал, как в дверь машины ударился камень. Молодой человек выскочил из машины и начал трясти одного из мальчиков за шиворот с криком:

Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень? Ты хоть знаешь сколько она стоит?!

Простите меня, ради Бога, - ответил мальчик, -у меня не было намерений причинить вам вред. Дело в том, что мой брат инвалид выпал из коляски, а я не в силах поднять его. Уже несколько часов мы просим помощи, но никто не останавливается. У меня не было другого выхода, как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в коляску, пытаясь сдержать слёзы сострадания к нему. Подойдя к машине, он увидел на двери вмятину от камня. Сев в машину он выключил музыку и остаток пути проехал в полной тишине.

Он проездил много лет на этой машине, оставив вмятину на дверце, потому что она служила ему напоминанием о том, что нельзя проходить мимо чужой беды.


  • Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов, отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье...
  • Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все человеческие пороки, несчастья, преступления и болезни вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике среди всех несчастий находилась ещё одно существо. Боги, преисполнившись жалостью к людям, спрятали среди духов зла одно доброе существо, Надежду.Она хотела вылететь вслед за бедствиями, но испугавшаяся Пандора захлопнула крышку, и Надежда осталась на дне. Вылетевшие из ящика злые бедствия, страдания, болезни тотчас распространились по земле. Позже Надежда смогла вырваться из ящика и бросилась исправлять все бедствия.
  • Счастливо раньше жили люди, не зная зла, тяжелого труда и губительных болезней. Теперь незваными гостями днем и ночью стали болезни и бедствия. Так, согласно древним мифам, в мире появилось Зло, принеся с собой невыносимые страдания, но за ним по пятам всегда идет Надежда, помогая страждущим людям и суля им счастливое будущее.

Поэтому, давайте не терять Надежду на то, что рано или поздно на земле снова воцарятся гармония, счастье, спокойствие и миром будет править ДОБРОТА. А для этого каждый из нас должен жить по нравственным правилам людей.


Нравственные правила людей:

  • 1Всегда и во всем слушайся свою совесть.
  • 2.Не проходи мимо нуждающихся в помощи.
  • 3. Не будь злопамятным, умей прощать.
  • 4. Уважай мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
  • 5. Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  • 6. Заботься о всех живых: и о людях, и о животных.
  • 7. Будь честным не только с людьми, но и в отношении к самому себе.
  • 8. Уважай старших и заботься о младших.
  • 9. Делай людям добро и оно вернется к тебе.





Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…

Н. Островский

Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание. Сенека

Благо - не всякая жизнь, а жизнь хорошая.

Сенека

Кто не ценит жизнь, тот недостоин её.

Леонардо да Винчи.

В конце концов, человеку дана всего одна жизнь – от чего же не прожить ее как следует?

Д. Лондон

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение.

Б Спиноза




Какие бывают ценности у человека? Что такое нравственные ценности?

Материальные

Культурные

картины

Нравственные

одежда

деньги

Духовные

жизнь

литература

кино

любовь

телефон

честность

доброта

справедливость

мультипликация

автомобиль

сочувствие

памятники

компьютер

уважение

предметы древности

самопожертвование

совесть

милосердие

извинение

вера в Бога










Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.

Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей. Жизнь любого человека ценна!




Продолжи любое предложение

Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задание… У меня получилось… Меня удивило… Я понял, что… Мне захотелось…

МОИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Презентация

учителя ГОУ ЦО № 1420

Леоновой Светланы Владимировны


ЦЕЛЬ:

Обсудить с учащимися понятия «ценности», «цена» в их буквальном и переносном значение;

Развить у учащихся умение

осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.

«Ценности – общее название для мнимых ценностей, имеющих свою цену, и для ценностей подлинных, которые становятся мнимыми,

как только им назначается цена».


  • Нет неправильных мнений.
  • Когда один говорит – другие слушают.
  • Никто ни к кому не присоединяется.
  • Можно сказать то же самое, но другими словами.

«Лестницей

Желаний»

Выбор….

Каким он будет?


Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение?

Создай ситуацию


ЦЕНА и ЦЕННОСТИ ?

Задание:

С помощью словаря В.И. Даля установите различия.


ЦЕНА

Это материальные предметы (шуба, машина)

ЦЕННОСТЬ

Существует за пределами человека, независимо от него.

Большинство – это духовные предметы, или материальные предметы , имеющие ценность для человека или общества (воспоминания, фотографии, письма, произведения искусства и т.д.)

Цена подвергается захвату и насилию.

Существует в отношении человека

Цена исчерпаема. Стареет вещь – цена снижается.

Ценность нельзя захватить. Человек может умереть, но ценности остаются

к чему-либо.

в памяти.

При обмене цена сохраняет себя (обмен яблоками – у каждого оказалось опять по одному)

Ценность не стареет, она неисчерпаема,

Цена всегда заменима (товар – товар)

не сгорает, не тонет и т.д.

При обмене ценность увеличивается (обмен идеями – стало у каждого по две)

Ценность незаменима.


Игра «Купи – продай».

Цель: определить, что имеет ценность, а что – цену.

Условия игры: игра в парах, задача одного – уговорить продать вещь. Другой должен как можно дольше сопротивляться, выдвигая веские аргументы.


  • ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе;
  • цена – это стоимость чего – либо, выраженная в денежных единицах.

ЛЕГЕНДА

В одной из стран, неважно

в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали

и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь

целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети

не поранились.


Вопросы учащимся:

Многого ли достигла

в жизни эта старушка?

Как вы думаете, каков был

ее путь по лестнице жизни?

Каковы были ее жизненные ценности?


Золотое правило нравственности

Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе.



Минута откровения

За небольшой отрезок своей жизни вы сделали достаточно много жизненных шагов. Попробуйте определить, какие из них были значимыми, важными, которые вы можете сравнить с поступками старушки, а о каких вам не хотелось бы вспоминать.


Закончите фразу:

Преуспевающий в жизни человек – это человек, который…

Человек – неудачник – это человек, который…

Если человек не имеет ….., то он не состоялся (прожил жизнь зря)

Если человек имеет….., то он состоялся.


мнимые ценности

истинные ценности


Слепой

Людей не видя пред собой,

Не замечая в сквере лавочки,

По улице идет слепой,

Потрагивая землю палочкой.

Его толкнут,

Пройдут вперед,

И тотчас, торопясь вмешаться,

Какой-то зрячий призовет.

Быть чуткими.

И не толкаться.

Негромкий в человечьем гуде:

- Толкайтесь… это ничего…

Я буду знать,

Что рядом - ___________.

Василий Федоров.

ЛЮДИ




Слайд 2

Школа сегодня один из главных нравственных институтов для подрастающего поколения.Современное общество сегодня переживает очень болезненный период становления. Эпоха бесконечных перемен выводит совершенно другие ценности на первый план – материальное обогащение стало главным стимулом для каждого современного молодого человека. Часто родители видят для себя главную цель – материально обеспечить благополучное будущее для своего ребёнка. Много работают, мало общаются со своими детьми. Главным воспитателем вне школы – телевидение и другие СМИ – интернет, жестокие игры, сложная социальная среда.

Слайд 3

Задача школы не только давать необходимые стандарты знаний и умений, но и подготовить к достойной жизни подрастающее поколение. Воспитательная работа по своей сущности является целостным образованием, состоящим из частей, компонентов, элементов, функций, обеспечивающих формирование целостной личности.

Слайд 4

Закон «Об образовании» определяет основные принципы государственной политики в области образования: Ст.2 «Гуманистический характеробразования, приоритеты общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине» Ст.14 «Общие требования к содержанию образования (определяет идеологию обучения и воспитания) содержаниеобразования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации»

Слайд 5

Необходимо помнить, что воспитательная работа носит динамический характер, состоит из определённых воспитывающих педагогических ситуаций, решающих определённые задачи. Необходимо избегать односторонности, фрагментарности в планировании воспитательной деятельности, проектирование её должно быть более целостным., соответствовать возрасту, интересам, подготовленности к восприятию учащихся /обучаемых/.

Слайд 6

личность развивается в конкретной деятельности, значимой для неё, и не всякие дела способствуют её развитию- определять возможности и условия социальной среды в предоставлении учащимся свободного выбора вида деятельности, отвечающей их интересам, склонностям, способностям, возможности педагогов и социальной микросреды;- направлять жизнедеятельность учащихся на саморазвитие, самореализацию и самоопределение;- осуществлять творческий подход к планированию воспитательной работы в классе, к форме, месту и времени проведения основных дел и организации ситуаций жизнедеятельности всех учащихся.- согласование учебного и воспитательного процессов в их влиянии на формирование личности учащихся;

Слайд 7

следует планировать самостоятельную деятельность учащихся, педагогически направленную и организуемую;- необходимы конкретность, обязательность выполнения включённых в план дел, разумное сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитательной работы, ориентация на активные методы воспитания;- логика построения дел на основе ситуаций жизнедеятельности учащихся, соответствующих логике целей воспитания;- учитывает работу школы с возможностями микросоциума и юбилейных дат страны.

Слайд 8

Базовые компоненты содержания воспитания:- мировоззренческий –ориентируемый на образ выпускника;- деятельностный – опыт реализации воспитательных ценностей;- культурологический – ориентируемый на общечеловеческие ценности, российскую культуру;- поведенческий – культура поведения – выстраивание личностных отношений;- личностный – развитие способности к саморегуляции.

Слайд 9

Компоненты базовой культуры личности- познавательная культура;- нравственная культура;- эстетическая культура;- физическая культура;- трудовая культура.

Слайд 10

Примерная схема анализа внеклассных мероприятий1. Оценка содержания:- цель;- актуальность темы;- место и роль данного мероприятия в системе воспитательной работы с учащимися класса;- научность;- соответствие содержания возрасту учащихся, психофизическим особенностям и уровню интеллектуального развития;- преемственность содержания учебной и внеурочной воспитательной работы.

Слайд 11

2. Формы и методы проведения- педагогическая целесообразность выбора формы мероприятия - занятие,викторины, диспут, читательская конференция, собрание, круглый стол, посиделки, пресс-конференция, телемост, представление и другие;- учитывает ли классныйруководитель уровень развития и подготовленности учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности, возможности;- роль классного самоуправления, какое участие в организации принимали учащиеся, кто готовил мероприятие, участие учащихся в результативности и вклада в деятельность, в предложении к поощрении;- уровень активности и самостоятельности учащихся;- работа классного руководителя над развитием способностей учащихся;- участие педагогов, родителей в подготовке и проведении мероприятия;- как подводились итоги, анализ проведённого дела, мероприятия.