В последнее время все чаще в своей работе сталкиваюсь с тем, что в договоры стали включать антикоррупционную оговорку. Обычно она включается в текст договора по инициативе одной из сторон договора. Мне так же при проверке договоров от контрагентов поступают предложения и даже требования о включении в договор такой оговорки. В большинстве случаев ее включение является принципиальным и без нее контрагент отказывается заключить договор.
Ранее 2014 года я сталкивался с такой ситуацией только при согласовании (разработке) договоров, когда одной из сторон являлась компания с иностранным происхождением (инвестором), имеющая отношение к западной части света. Для них наличие антикоррупционной оговорки являлось принципиальным и безусловным.
Оговорка в своем содержании имела ссылку на антикоррупционное законодательство иностранного государства. Несмотря на возражения относительно наличия этой оговорки она все равно включалась так, как заключение договора с таким контрагентом было выгодным и/или необходимым. Как это обычно бывает коммерция побеждает здравый смыл: деньги получаем сейчас, а проблемы неизвестно будут или нет, а если и будут, то неизвестно, когда. Ну, что тут скажешь, чьи риски тот и принимает решение.
В 2014 году аналогичные предложения/требования стали поступать от российских компаний. Российские компании необходимость наличия антикоррупционной оговорки либо никак не мотивировали, либо ссылались на внутреннюю политику компании, либо объясняли тем, что Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, дополнен статьей 13.3 которой на организации возложена обязанность разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции, а именно разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации. Также в обоснование необходимости контрагенты ссылаются на «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» разработанные во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Статья 13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, содержит обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и в ней указан, примерный перечень мер по предупреждению коррупции, одной из которых является разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации. Данная норма действует с 2013 года.
При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции, но не обязана это делать только путем разработки и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации или предпринимать эту меру одновременно в совокупности с другими мерами противодействия. Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями и это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя в организации, а также ее сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения и заключая договор, прописывают в нем антикоррупционную оговорку.
Антикоррупционная оговорка является одной из мер по противодействию коррупции, но требует волеизъявления обеих сторон и одна из сторон может выразить желание не указывать эту оговорку в договоре и это ее право.
Отказ, в первую очередь, может быть вызван различной антикоррупционной политикой, применяемой в организациях, общего стандарта нет, каждый реализует требование закона по-своему. Юридическое или физическое лицо могут отказаться указывать антикоррупционную оговорку не желая смешивать антикоррупционное законодательство и сделку, потому что они хоть и тесно связаны, но все же это разные правоотношения. Для исполнения антикоррупционного законодательства стороны договора не обязаны возлагать на себя дополнительное обязательство друг перед другом и/или третьими лицами и нести за него ответственность. Возможно мое рассуждение и моветон, но при осуществлении предпринимательской деятельности в правовом государстве, лица ее осуществляющие обязаны исполнять закон, а не навязанную волю других лиц.
Этот документ на момент написания настоящей статьи (2015 год) официально не опубликован и размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Методические рекомендации не распространяются на государственные органы, а также на государственные фонды и организации.
Методические рекомендации также разработаны для организации мероприятий по профилактике и противодействию коррупции внутри организации, но с целью стандартизации антикоррупционной политики государства. Вы можете внутри своей организации руководствуясь данными рекомендациями разработать обязательные для сотрудников вашей компании локальные акты. В Методических рекомендациях в качестве меры противодействия коррупции действительно рекомендовано вводить в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартную антикоррупционную оговорку (раздел IV таблица №1), но в качестве примера. Что такое стандартная антикоррупционная оговорка неизвестно, а, рекомендовано, не значит обязательно.
Если руководство организации использует Методические рекомендации или считает их обязательными к использованию внутри своей организации, то оно вправе это сделать, но навязывать включение антикоррупционной оговорки в договор, заключаемый с контрагентом, тем более с наличием в ее тексте обязанности по соблюдению Методических рекомендаций, она не имеет право.
Поэтому компания, у которой имеются локальные акты антикоррупционного содержания или компания собирающаяся такие акты создать, должна осторожно относиться к наличию в них обязанности по включению в договоры антикоррупционной оговорки. Иначе, в случае заключения договора с «выгодным» контрагентом, договор не будет подписан, если контрагент против антикоррупционной оговорки, либо будет подписан договор без наличия в нем антикоррупционной оговорки и тогда будут нарушены локальные акты, если ими предусмотрено наличие антикоррупционной оговорки в договоре.
– Как один из способов соблюдения действующего законодательства по борьбе с коррупцией.
– Проявление руководством компании высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией. Это зависит от личного мировоззрения руководителя(ей) компании, а не от наличия таковой обязанности в законодательстве.
– Как событие, наступление которого влечет юридические последствия (прекращение договора, уплата штрафов, уплата компенсации и т.д.), обычно негативные для стороны, у которой такое событие наступило.
Файл с электронным шаблоном годового плана государственных закупок и инструкцию по его представлению (импортированию) на Веб-портал государственных закупок Республики Казахстан (Далее – Веб-портал) можно получить в сети Интернет по адресу http://goszakup.
Для представления заполненного шаблона годового плана на Веб-портал требуется регистрация. Инструкция по регистрации доступна на Веб-портале в разделе «Справочная информация\Регистрация». В случае если вы ранее прошли процедуру регистрации на Веб-портале, повторная регистрация не требуется.
Для успешного формирования файла с годовым планом государственных закупок, пожалуйста, следуйте методике по заполнению полей электронного шаблона, приведенной ниже.
Необходимо и достаточно заполнить один из приложенных файлов шаблона годового плана государственных закупок по выбору заказчика.
После заполнения файла в Excel необходимо сохранить его как текст Юникод(*.txt) и произвести импорт полученного текстового файла с годовым планом государственных закупок на Веб-портал государственных закупок через электронное рабочее место заказчика.
В методику по заполнению электронного шаблона годового плана государственных закупок в соответсвии с КП ВЭД на 2011 год внесены следующие изменения по сравнению с 2010 годом:
Общие сведения
1) БИН заказчика – необходимо указать БИН организации. Это 12-значный код из свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
2) РНН заказчика – необходимо указать РНН организации. Это 12-значный код из свидетельства налогоплательщика РК;
3) Код ГУ – необходимо указать код вашего государственного учреждения. Это 7-значный код в соответствии со Справочником государственных учреждений.
4) Фонд – необходимо из выпадающего списка указать фонд государственных закупок:
Республиканский бюджет;
Областной бюджет;
Районный бюджет;
Национальный фонд.
Данный пункт заполняется только государственными учреждениями;
5) Наименование заказчика (на государственном языке) – необходимо указать полное наименование организации на государственном языке;
6) Наименование заказчика (на русском языке) – необходимо указать полное наименование организации на русском языке;
7) Финансовый год – в шаблоне указан 2011 финансовый год, на который составляется план государственных закупок.
План государственных закупок
1) Поле «№» - указывается порядковый номер записи (позиции) годового плана государственных закупок. Порядковый номер указывается целыми числами без точки.
2) Поле «Тип пункта плана»- необходимо из выпадающего списка указать соответствующий тип пункта плана:
01 Закупки, не превышающие финансовый год
02 Закупки, превышающие финансовый год
03 Закупки всчет условной экономии
3) Поле «Код Администратора» - необходимо указать код Администратора бюджетной программы . Данный пункт заполняется только государственными учреждениями. Указывается трехзначное целое число без различных знаков препинания (. ,\ / и т. д.);
4) Поле «Программа» - необходимо указать код бюджетной программы функциональной классификации расходов, в рамках которой будет осуществляться государственная закупка. Данный пункт заполняется только государственными учреждениями. Указывается целое число без различных знаков препинания (. ,\ / и т. д.);
5) Поле «Подпрограмма» - необходимо указать код бюджетной программы функциональной классификации расходов, в рамках которой будет осуществляться государственная закупка. Данный пункт заполняется только государственными учреждениями. Указывается целое число без различных знаков препинания (. ,\ / и т. д.);
6) Поле «Специфика» - необходимо из выпадающего списка указать код специфики экономической классификации расходов, в рамках которой будет осуществляться государственная закупка. Данный пункт заполняется только государственными учреждениями;
7) Поле «Источник финансирования» - необходимо из выпадающего списка указать государственных закупок:
Внешние займы;
Деньги от реализации ГУ товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении;
Спонсорская и благотворительная помощь;
Временно размещенные деньги физических и юридических лиц;
Аккредитивы.
Данный пункт заполняется только государственными учреждениями;
8) Поле «Код товара, работы, услуги (в соответствии с КП ВЭД)» – необходимо указать шестизначный код товара, работы или услуги в соответствии со справочником «Классификатор продукции по видам экономической деятельности». Справочник имеется в шаблоне на отдельном Excel-листе под названием «КП ВЭД»;
9) Поле «Наименование закупаемых товаров, работ, услуг (на государственном языке)» - необходимо ввести полное наименование закупаемых товаров, работ, услуг на государственном языке. Допускается указание наименование из справочника КПВЭД в соответствии с веденным кодом в предыдущей колонке;
10) Поле «Наименование закупаемых товаров, работ, услуг (на русском языке)» - необходимо ввести полное наименование закупаемых товаров, работ, услуг на русском языке. Допускается указание наименование из справочника КПВЭД в соответствии с веденным кодом в предыдущей колонке;
11) Поле «Краткая характеристика (описание) товаров, работ и услуг (на государственном языке)» - необходимо ввести краткую характеристику предмета закупок на государственном языке;
12) Поле «Краткая характеристика (описание) товаров, работ и услуг (на русском языке)» - необходимо ввести краткую характеристику предмета закупок на русском языке.
13) Поле «Способ закупок» - необходимо из выпадающего списка указать способ проведения государственных закупок:
Конкурс;
Конкурс посредством электронных закупок (осуществляемые с использованием информационных систем и электронных информационных ресурсов);
Конкурс с применением двухэтапных процедур
Конкурс с применением двухэтапных процедур посредством электронных закупок
Запрос ценовых предложений посредством электронных закупок;
Из одного источника;
Из одного источника посредством электронных закупок;
На организованных электронных торгах;
Особый порядок;
Специальный порядок;
Без применения норм Закона (статья 4 Закона «О государственных закупках»);
Изменение договора (пп. 3) п. 2 ст. 39 Закона «О государственных закупках»);
Продление договора (п. 9 ст. 5 Закона «О государственных закупках»);
14) Поле «Вид предмета закупок» - необходимо из выпадающего списка указать вид предмета государственных закупок:
15) Поле «Единица измерения (в соответствии с ОКЕИ)» - необходимо из выпадающего списка указать единицу измерения предмета государственных закупок в соответствии со справочником ОКЕИ – «Общий классификатор единиц измерения». Данный справочник имеется в вашем шаблоне на отдельном Excel-листе под названием «ОКЕИ». ВНИМАНИЕ: для видов предметов закупок «Услуга» единица измерения указывается «5114 Услуга», для видов предметов закупок «Работа» единица измерения указывается «980 Работа»;
16) Поле «Количество, объем» - необходимо указать количество или объем закупаемых товаров, работ или услуг. Указывается действительное число с точностью до двух знаков после запятой; ВНИМАНИЕ : для видов предметов закупок «Услуга», «Работа» значение столбца «Количество, объем» равно единице
17) Поле «Цена за единицу, тенге» - необходимо указать цену за единицу предмета государственных закупок в тенге. Указывается действительное число с точностью до двух знаков после запятой;
18) Поле «Сумма, утвержденная для закупки, тенге» - вычисляемое поле. Значение в данном столбце образуется путем умножения столбца «Количество, объём» на столбец «Цена за единицу, тенге» и обозначает сумму, на которую планируется произвести закупку. Сумма отображается в тенге с точностью до двух знаков после запятой;
19) Поле «Прогнозная сумма на второй год трехлетнего периода, тенге» - согласно правилам осуществления государственных закупок (раздел 1, пункт 7-1) в данном пункте плана необходимо указать сумму, запланированную на второй год трехлетнего планового периода, в тенге. Указывается действительное число с точностью до двух знаков после запятой;
20) Поле «Прогнозная сумма на третий год трехлетнего периода, тенге» - согласно правилам осуществления государственных закупок (раздел 1, пункт 7-1) в данном пункте плана необходимо указать сумму, запланированную на третий год трехлетнего планового периода, в тенге. Указывается действительное число с точностью до двух знаков после запятой;
21) Поле «Планируемый срок осуществления государственных закупок (месяц)» - необходимо из выпадающего списка указать месяц, в котором планируется проведение закупочных процедур;
22) Поле «Срок поставки товара, выполнения работ , оказания услуг» - необходимо указать сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Поле является текстовым;
23) Поле «Код населенного пункта (в соответствии с КАТО)» - необходимо указать код населенного пункта в соответствии со справочником КАТО – «Классификатор административно-территориальных объектов». Справочник доступен в шаблоне отдельном Excel-листе «КАТО»;
Примечание 1:
Для видов предметов закупок «Услуга» единица измерения указывается «5114 Услуга», для видов предметов закупок «Работа» единица измерения указывается «980 Работа», значение столбца «Количество, объем» равно единице, а в столбце «Цена за единицу» указывается действительное число с точностью до двух знаков после запятой.
Примечание 2:
Для вызова выпадающего списка, необходимо левой кнопкой мыши кликнуть на интересующую ячейку, и нажать на появившуюся стрелочку
Примечание 3:
Для облегчения поиска необходимой позиции в объемных справочниках воспользуйтесь функцией «Найти» в меню «Правка», введя ключевое слово.
Примечание 4:
В приложении имеется пример заполнения шаблона для государственного учреждения.
Приложение к методике по заполнению электронного шаблона
годового плана государственных закупок