Проектная смена в образовательном центре «Сириус. Лекционные курсы направления Big Data. III. Проведение Проектной смены

В июле 2018 года в ОЦ «Сириус» (г. Сочи) пройдет новая проектная смена для школьников 8-10 классов. Каждый ученый или преподаватель Университета ИТМО может представить на конкурс свой проект для работы со школьниками по теме «Нанотехнологии». А затем, реализовать его вместе с лучшими школьниками страны, которые отбираются для участия через конкурсы и олимпиады. Заявки на конкурс принимаются до 5 февраля 2018 года включительно.

Заявка должна содержать следующие пункты:

1. ФИО участника или каждого из членов команды участников с указанием руководителя Проекта;

2. Название научно-исследовательского Проекта;

3. Актуальность;

4. Цели и задачи научно-исследовательского Проекта;

5. Основные этапы реализации Проекта подробным описанием каждого из них;

6. Требуемые материалы и оборудование для реализации Проекта;

7. Планируемые результаты;

8. Экономическое обоснование (оценочно) применимости результатов выполнения Проекта;

9. Перспективы развития и введения Проекта со школьниками после проектной смены;

10. Презентацию проекта.

Критерии отбора проектов

  • Решаемая задача является актуальной научной или технологической задачей в контексте Стратегии научно-технологического развития РФ и тематики направления.
  • Задача позволяет выделить тематику проекта, посильного для реализации за 3 недели одаренными школьниками 8-10 классов совместно с руководителем проекта, являющимся профильным специалистом в отрасли или научной области.
  • Задача проекта подразумевает вариативность решения в той степени, чтобы обеспечить необходимый уровень самостоятельности школьников, т.е. не превратиться в заранее распланированную лабораторную работу или практикум.
  • Решение, которое выработают школьники, может быть с пользой использовано в дальнейшей научной работе или разработке индустриальных, или коммерческих решений партнером, предложившим тематику, при условии качественного решения в рамках программы.
  • Требования к материально-техническому обеспечению, необходимому для реализации проекта на высоком уровне, позволяют его реализовать с использованием имеющегося оборудования в Парке науки и искусства «Сириус» и того оборудования и материалов, которое партнер готов предоставить на условиях временного использования или передачи Фонду «Талант и успех». Список имеющегося оборудования.
  • Участник, предложивший проект, проявляет готовность к постпрограммному сопровождению школьников, успешно прошедших программу. Постпрограммное сопровождение в случае проектной деятельности подразумевает не только продолжение работы в профильных образовательных программах, но и продолжение работы над проектом, реализованным в центре «Сириус»: в формате участия школьников в публикации статьи в рецензируемом журнале, участия в подготовке патентной заявки, доработки и развития решения дистанционно и очно, участия во внедрении в эксплуатацию, выводе продукта на рынок, создании стартапа при поддержке партнера или в формате выхода на новый проект совместно с партнером.

Ожидаемые характеристики руководителей проектов

  • Наличие достаточного времени для подготовки проекта перед началом программы и для участия в программе (июль 2018 года).
  • Способность обеспечить достижение целевого результата (публикация, патент, внедрение, вывод на рынок) успешно реализованного проекта по результатам программы.
  • Опыт преподавания, в частности проектной работы со старшеклассниками или студентами.
  • Для исследовательских проектов: академический уровень руководителя проекта, наличие статей в рецензируемых журналах, в том числе входящих в Scopus и Web of Science.
  • Для прикладных и инновационных проектов: опыт внедрения технологий и вывода продуктов на рынок, опыт успешного патентования разработок.
  • Готовность участвовать в постпрограммном сопровождении в роли консультанта и научного руководителя. Готовность заниматься преподаванием после окончания программы является дополнительным преимуществом.

С 1 по 24 июля 2016 года на базе образовательного центра "Сириус" в г. Сочи состоится проектная смена при участии . Приглашаем учащихся 7-10 классов, владеющих основами робототехники, обладающих креативным мышлением и мечтающих сделать свой проект. Каждый школьник сможет выбрать индивидуальный учебный план, который позволит ему воплотить желаемое под руководством опытных преподавателей. Для участия в проектной смене необходимо пройти тестирование и предложить идею собственного проекта, который будет воплощен в "Сириусе".
Регистрация на проектную смену открыта на портале "Робофинист" .
Проект должен соответствовать одной из следующих тематик:

  • Совершенствуем человека (Апгрейд человека)
  • Конструируем замену человека (для работы в экстремальных условиях)
  • Делаем жизнь человека безопасной
  • Контролируем среду обитания
  • Создаем умную среду обитания
  • Конструируем доступный электромобиль для МЧС
  • Приспосабливаем космос для жизни человека

Подробная информация по оформлению материалов проекта будет доступна после 16 марта.
Тестирование участников лагеря начнется в конце марта.
Информацию из первых рук вы можете получить от руководителя Центра робототехники Президенского ФМЛ №239 Сергея Александровича Филиппова по ссылке .
Для подготовки к тестированию советуем пройти следующие онлайн-курсы:
1) Базовый курс по робототехнике на языке Robolab от проекта "Лекториум "
2) Основы робототехники от компании "Roboed "
Информация о тестировании:
Вашему вниманию предоставляются 10 тестов, которые дадут Вам баллы для попадания в лагерь.
Существует самый главный тест, который называется "основы робототехники". Баллы за него являются ключевыми и напрямую влияют на то, попадаете ли Вы в лагерь или нет.
Этот тест можно проходить на следующих языках программирования:
1) Robolab
2) RobotC
3) EV3 Software
4) TRIKStudio
5) Arduino IDE
Для каждого языка программирования задания большей частью одни и те же. Баллы за прохождение данного теста на нескольких языках не суммируются. В зачет принимается лучший результат. Тест ограничен по времени и проходить его на каждом языке программирования можно только один раз, так что будьте внимательны.
Обязательным элементом тестирования по основам робототехники является "видеозадание", для выполнения которого Вам потребуется записать видеоролик демонстрирующий, как Ваш робот преодолевает указанную организаторами трассу.
Для подготовки к основному тестированию доступен "тренировочный тест". На нем Вы можете тренироваться неограниченное количество раз. Его задания Вы можете свободно обсуждать на форуме, который откроется вместе с тестированием.
Все общие вопросы по тестированию, не касающиеся содержания вопросов Вы можете задать на форуме.
Для того, чтобы повысить Ваши шансы попадания в лагерь вы можете пройти дополнительный специализированные тесты.
Тест "Электротехника" содержит вопросы по электротехнике и его нужно сдать, если вы в лагере собираетесь заниматься любым из направлений радиоэлектроники (основы радиоэлектроники, программирование микроконтроллеров, творческая радиоэлектроника) или в РТК. Проверяется автоматически.
Тест "Радиоэлектроника" содержит вопросы по радиоэлектронным системам управления. Сдав его на тот или иной результат, Вы сможете попасть на тот или иной этап данного курса. Проверяется автоматически.
Тест "3D моделирование" содержит вопросы и учебные задания, связанные с 3-хмерным моделированием. Проверяется организаторами.
Тест "Сложное программирование" содержит задания по сложному программированию, связанному с роботами. Проверяется организаторами.
Тестирование станет доступным 16 марта и будет продолжаться до 25 апреля.
Благодарим за предоставление ресурсов просветительский проект "

Образовательный центр «Сириус», разместившийся в Сочи, открылся для российских школьников только 2015 году, но уже зарекомендовал себя как точка притяжения талантов. Для большинства остаётся загадкой, что же происходит в «Сириусе», почему туда мечтают попасть многие школьники. Приоткрываем завесу тайны и рассказываем, как получить путёвку в заветный центр.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

На первый взгляд кажется, что «Сириус» - это возможность для ребёнка провести месяц в курортных условиях, отвлечься от трудного учебного года. Посудите сами: новые и красивые корпуса, море, утренняя зарядка, поездка на Красную поляну, поход в сочинский дендрарий, забеги на коньках по ледовой арене и снова море. Вечерами дети слушают лекции, играют в настольный теннис, волейбол и футбол, смотрят кино.

Но «Сириус» это прежде всего образовательные программы и лучшие педагоги. Дети приезжают сюда для того, чтобы насытиться знаниями, пообщаться со специалистами, найти среди сверстников единомышленников, таких же целеустремленных в реализации своего дела.

Скептики сомневаются, может ли школьник создать такой проект, которым заинтересуются серьёзные организации? Практика «Сириуса» говорит - да! С 2016 года в июле там проходит Проектная смена, в рамках которой дети делают нечто невероятное. Попасть на смену 2017 года может каждый, кто сделает интересный научный, технический или инженерный проект. Настоящий проект характерен тем, что он не только учит чему-то, но и его результаты кому-то нужны или решают какую-то проблему.

В прошлом году на Проектную смену в «Сириус» приехали 400 талантливых школьника со всей страны. Участники более 100 часов работали в восьми проектных направлениях , решая проблемы безопасности человека, развития космических технологий и многие другие.

На базе преобразившегося здания олимпийского медиацентра в Сочи создали современные профессиональные лаборатории по молекулярной и клеточной биологии, схемотехнике, нанотехнологиям, прототипированию, наземному транспорту и космонавтике. Занятия начались со встреч с действующими учёными, академиками РАН и специалистами компаний. Гостем участников смены «Сириуса» стал и президент Владимир Путин.

«Мне бы очень хотелось, чтобы работа в этом центре была связана не только с тем, что мы как бы морально поддерживаем талантливых ребятишек, но связана с созданием системы сопровождения талантливых детей от школы до высшего учебного заведения и дальше до производства, собственно говоря, ваших производств. Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые ребята смогли реализовать себя в нашей стране, и мы с вами должны это сделать не путем административных ограничений, а путем создания наилучших условий для применения их таланта», - отметил глава государства в разговоре с руководителями компаний.

Многие из идей, родившихся в «Сириусе», стали началом историй, получивших продолжение после смены. К примеру, работа над проектом «Технология распознавания личности по мозговой активности» продолжается и сейчас . В основу исследования лёг тот факт, что мозговая активность человека столь же уникальна, как и отпечаток пальца. Над проектом трудились школьники Дмитрий Благинин, Егор Жумиков и студентка Ксения Гнитько. Команда доработала систему, увеличив точность распознавания до 94%. На этом молодые учёные не останавливаются: они собираются разработать полноценную систему распознавания личности и определения психоэмоционального состояния пользователя по данным мозговой активности, которую можно будет использовать ещё и в нейромаркетинге и нейрокоммуникациях.

Другой пример - со школьником начали сотрудничество компании. После участия в проектной смене со старшеклассником Никитой Белебехой в Ярославле заключили две компании, для которых он будет разрабатывать математические модели гиродина для микроспутников, что позволит усовершенствовать космические технологии. Эта работа - продолжение проекта, который Никита начал с командой на смене.

Ещё один успешный пример - . Работу выполнили участники направления «Большие данные» под руководством специалистов из МФТИ. Участники исследовали технологию ранжирования страниц PageRank, которая используется крупнейшими поисковыми системами.

Не всегда для серьёзных научных открытий вам потребуется дорогое оборудование. Так, Андрей Гейм и Константин Новоселов, например, были награждены в 2010 году Нобелевской премией по физике за открытие и получение графена с полоски обычного скотча, к которой был приклеен графит: при отрывании скотча на нем остался мономолекулярный слой графита - графен.

Проектная смена-2017: как попасть?

В 2016 году школьников приглашали исходя из учебных достижений и успехов на олимпиадах. На этот раз шанс приехать в «Сириус» есть у каждого старшеклассника, выполнившего интересный научно-технический проект.

На сайте «Сириуса» идёт приём заявок на Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ школьников. Принять участие в нём могут ученики 8-10 классов из любого региона России.

Для того чтобы участвовать в конкурсе, необходимо до 15 апреля подать заявку на сайте «Сириуса». К заявке нужно приложить документы, достижения в разных мероприятиях и описание своего научно-технического проекта. Экспертное жюри рассмотрит все заявки - итоговый список участников проектной смены станет известен до середины мая.

Смена пройдет с 1 по 24 июля 2017 года, участие в смене бесплатно (включены образовательная и досуговая программа, проезд, проживание и питание).

Положение

о Проектной смене Образовательного центра «Сириус»

(июль 2016 года)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Проектной смены (далее - Смена), её организационное, методическое и финансовое обеспечение и порядок участия в Смене.

2. Целями Смены являются:

Развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности и техническому творчеству;
- популяризация и пропаганда научных знаний;
- предоставление учащимся возможности испытать свой талант в решении исследовательских и прикладных научно-технических задач;
- получение учащимися опыта командной проектной работы;
- привлечение учёных и практиков соответствующих областей к работе с одарёнными детьми;
- профориентация одарённых детей через выполнение проектов совместно с представителями университетской, научной и технологической среды.

3. Проектная смена проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и успех») в срок с 01 по 24 июля 2016 года.

4. В Смене принимают участие учащиеся государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций Российской Федерации, окончившие в 2016 году 8, 9 и 10 классы и прошедшие конкурсный отбор на основании критериев, определяемых в разделе V настоящего положения.

5. Участие школьников в Проектной смене бесплатно.

II. Тематика Проектной смены

6. Формирование тематики Смены базируется на представлении о том, что проектная деятельность - это действие (научное исследование и техническое творчество), направленное на решение актуальных проблем в интересах общества.

7. Основной подход к формированию тематики - междисциплинарность и проблемность.

8. Типы проектов - научно-исследовательские и научно-технические.

9. Тематическая структура Смены состоит из нескольких проектных направлений, охватывающих различные области науки и человеческой деятельности. В рамках каждого проектного направления участниками Смены выполняется несколько локальных командных проектов. Проектные направления утверждаются Экспертным советом Фонда «Талант и успех» до 1 апреля 2016 года.

10. Тематическая структура Смены, а также перечень всех локальных проектов утверждаются Экспертным советом Фонда «Талант и успех» и публикуются на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 1 июня 2016 года.

11. Инициаторами проектных идей выступают привлекаемые к проведению смены представители высших учебных заведений, научных центров и технологических компаний.

III. Проведение Проектной смены

12. Участники смены разделяются на проектные команды - группы, состоящие в среднем из 5 человек, и возглавляемые руководителем проекта. Состав и количество участников проектной команды зависят от требований конкретного проекта.

13. На протяжении смены проектные команды работают над реализацией проектов, с целью достижения результата с учётом временных рамок и ресурсов, определяемых спецификой Смены.

14. Проектная смена проводится в Проектных лабораториях «Сириус», в состав которых входят:

Мастерская «3D моделирование»

Мастерская схемотехники и электроники

Мастерская «Транспортные системы»

Мастерская «Архитектура и дизайн»

Лаборатория «Биохакинг»

Лаборатория «Молекулярный дизайн»

Лаборатория «Информационные технологии»

15. Для достижения проектной цели команды задействуют возможности, предоставляемые лабораториями и мастерскими, а также, при необходимости, выполняют полевые исследования.

16. В распоряжение проектных команд предоставляются «Полигоны»: демонстрационно-выставочная зона, где представлены тренажеры, исследовательские модули и тестовые системы, а также образцы современных устройств и технологических решений.

17. Помимо решения проектных задач участники Смены получают возможность познакомиться с современными методами исследования и проектными инструментами, приобретают навыки работы с различным оборудованием, посещают установочные и обзорные лекции, консультируются с экспертами, выезжают на экскурсии, связанные с темами проектных работ.

18. Завершением смены является Итоговая Конференция, в рамках которой каждая проектная команда представляет результат своей работы.

19. Результат работы проектной команды должен быть визуализирован и представлен в демонстрационно-выставочной зоне «Полигоны» накануне итоговой конференции. Кроме того, каждая команда должна записать и смонтировать 2-3-минутный ролик о своей работе над проектом.

20. Все материальные результаты проектов (модели, устройства, прототипы, инсталляции, мультимедиа, видеоролики) остаются в собственности Образовательного центра «Сириус».

IV. Экспертный пул Проектной смены

21. С целью организационного и методического обеспечения работы Смены создается пул экспертов, в который входят:

Руководители проектных направлений;
- кураторы локальных проектов и проектных команд;
- научные консультанты.

22. Руководители проектных направлений - привлекаемые к проведению Смены представители университетской, научной и технологической среды, имеющие опыт успешной организации проектной деятельности школьников и студентов, опыт научной деятельности, а также организаторские и педагогические навыки.

В задачи руководителей проектных направлений входит:

Формирование тематики проектного направления;
- привлечение и отбор кураторов локальных проектов;
- привлечение научных консультантов и лекторов по тематике направления;
- организация и координация работы команд в рамках проектного направления, а также взаимодействие и координация между направлениями;
- подготовка методических материалов по результатам работы проектного направления.

Руководители проектных направлений отвечают, в рамках своей компетенции, за получение проектными командами конечного результата.

23. Кураторы локальных проектов и проектных команд - привлекаемые к проведению Смены молодые специалисты, аспиранты, студенты, работники научных центров и технологических компаний, имеющие успешный опыт проектной работы с детьми соответствующего возраста.

В задачи кураторов локальных проектов и проектных команд входит:

Представление участникам смены проектной идеи;
- разработка методики реализации проектной идеи с учетом особенностей и ограничений, связанных с местом и сроками проведения Смены;
- организация работы внутри проектной команды, направленная на обеспечение конечного результата.

24. Научные консультанты - привлекаемые к проведению Смены признанные эксперты в области, охватываемой одним или несколькими проектами.

В задачи научных консультантов входят:

Чтение обобщающих лекций соответствующей тематики;
- консультация проектных команд;
- оценка результатов проектной деятельности.

V. Отбор участников Проектной смены

25. Участниками Проектной смены могут стать учащиеся государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций Российской Федерации, окончившие в 2016 году 8, 9 и 10 классы и прошедшие конкурсный отбор.

Для организации отбора руководством ОЦ «Сириус» формируется Координационный совет смены из числа представителей Образовательного центра, а также руководителей проектных направлений.

26. Для участия в конкурсе учащийся должен в срок с 1 апреля по 1 мая 2016 года заполнить заявку на интернет-странице . Координационный совет смены оставляет за собой право не рассматривать заявки, поданные после установленного в настоящем пункте срока.

27. В заявке учащийся указывает информацию о своих достижениях в олимпиадах и конкурсах, результативном опыте проектной и исследовательской деятельности.

28. Учащийся также в обязательном порядке указывает проектное направление, в работе которого он планирует принять участие.

29. После окончания срока регистрации поданные заявки отправляются на рассмотрение Экспертного совета.

30. Координационный совет совместно с руководителями проектных направлений осуществляет предварительный отбор участников Смены на основании экспертной оценки заявок, руководствуясь следующими принципами:

Учитывается результативный проектный и исследовательский опыт учащегося;
- учитываются результаты учащегося в региональных и всероссийских проектных и технологических конкурсах, а также региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах по математике, физике, химии и биологии;

31. При отборе приоритет отдается школьникам, которые ранее участвовали в сменах Образовательного центра «Сириус», а также тем, кто показал высокие результаты в . Указанные кандидаты могут получать персональное приглашение к участию в Смене.

32. При отборе Координационным советом смены также учитываются рекомендации организаций, принимающих участие в подготовке и проведении Проектной смены.

33. После завершения предварительного отбора список кандидатов Смены отправляется на рассмотрение Экспертному совету Фонда «Талант и успех».

34. Экспертный совет Фонда «Талант и успех» на основании предварительного списка формирует список участников Смены.

35. Список участников Смены публикуется не позднее 10 мая 2016 года на сайте Образовательного центра «Сириус» и затем может дополняться по решению Экспертного совета.

Программа и проекты

Направление для тех, кто интересуется физикой, космическими аппаратами, освоением космоса.

Проектные команды разрабатывают технологии и конструируют устройства, которые расширяют возможности исследования и освоения космоса, пребывания в нём человека.

Направление для тех, кто интересуется физикой, инженерией, конструированием нового транспорта.

Направление для тех, кто интересуется химией, физикой, нанотехнологиями.

Проектные команды разрабатывают различные компоненты умной среды, умного дома, умной дороги, умного города, включая устройства и материалы.

Направление для тех, кто интересуется химией, биологией, экологией.

Проектные команды исследуют регион, в котором проходит проектная смена «Сириус», с помощью современных технологий экологического мониторинга, включая дистанционное зондирование, физико-химический и биологический анализ почв, водных и наземных экосистем.

Направление для тех, кто интересуется информатикой, программированием, конструированием, биологией.

Проектные команды разрабатывают технологии, обеспечивающие информационную и биобезопасность человека, защиту биометрических данных, физических объектов.

Направление для тех, кто интересуется математикой, комбинаторикой, программированием.

Проектные команды математиков и программистов решают красивые математические задачи и анализируют, моделируют и интерпретируют большие данные, возникающие в рамках этих задач.

Для тех, кто интересуется физикой, математикой, программированием, биологией.

Проектные команды конструируют системы и устройства, которые помогут выполнять функции, утраченные человеком, либо улучшить существующие (нейрокомпьютерный и человеко-машинный интерфейсы), а также осуществлять мониторинг состояния человека.

Приспосабливаем космос для жизни человека

Руководитель направления: Федосеев Алексей Игоревич, кандидат физико-математических наук, старший преподаватель центра проектной деятельности Московского политехнического университета "МАМИ"

Методист направления: Григорьев Игорь Петрович, кандидат физико- математических наук, Преподаватель лицея имени Лобачевского при КГУ

Тема Описание Руководители проекта
1 3D-принтер для печати спутников на орбите Изучение возможности создания элементов конструкций малых спутников с использованием технологий аддитивного производства в космосе на борту Международной космической станции. Создается функциональный прототип 3D-принтера, печатающего из композитного материала, адаптированный в максимальной степени для работы на МКС. Антонов Федор Константинович, кандидат физико-математический наук, генеральный директор ООО «Анизопринт»
2 Flight-radar для отслеживания полетов беспилотников с использованием спутников Демонстрация работы системы контроля за дронами на примере БПЛА с установленной на его борту аппаратурой контроля полета (технология IoT), а также прототипа микроспутника на базе «Таблетсат-Конструктора» с установленной на борт аппаратурой сбора датчиковой IoT-информации; приложение для онлайн-контроля местоположения БПЛА, оснащенного подобной системой. Ахтямов Рустам Шарифович, Аспирант Сколковского Института Науки и Технологий
3 Разработка двигателя орбитального маневрирования для микроспутника Разработка прототипа микродвигателя коррекции орбиты для малого спутника на основе анализа различных конструкций и принципов действия, испытания прототипа на аэродинамическом столе Банников Алексей Михайлович, ведущий инженер компании "СПУТНИКС"
4 Свой космический фотограф Разработка прототипа спутника - «космического фотографа», обеспечивающего любого желающего любым кадром поверхности Земли прямой отправкой запроса на борт спутника. Создается базе Таблетсат-Конструктора с бортовой камерой; разрабатывается бортовое программное обеспечение системы управления ориентацией; создается приложение для мобильника, позволяющее управлять спутником и его бортовой камерой. Власкин Антон Леонидович, ведущий инженер компании "СПУТНИКС"
5 Тросовая система для спуска грузов с орбиты на Землю Разработка функционального прототипа тросовой системы, состоящей из двух инженерных моделей спутников, демонстрирующего принцип работы системы на аэродинамическом столе. Жаренов Игорь Викторович, Аспирант МГТУ им. Н.Э. Баумана, факультет специального машиностроения, кафедра СМ1
6 Магнитное взаимодействие спутников в групповом полете: как дистанционно свести спутник с орбиты? Исследование возможности системы магнитного управления для управления поступательным движением двух спутников, летящих на небольших расстояниях друг относительно друга; определение необходимых проектных параметров токовых катушек, необходимых для создания необходимой силы и моментов. Исследование динамики движения магнитных систем на аэроподвесе, реализация и тестирование алгоритмов магнитного управления. Ивлев Никита Анатольевич, Заведующий лабораторией высокоточных систем ориентации МФТИ
7 Спутниковая школьная лаборатория на орбите Создание прототипа микроспутниковой платформы на базе Таблетсат-Авроры, установленного на аэродинамическом подвесе, и оснащенной датчиковыми блоками полезной нагрузки; разработка специального программного обеспечения, обеспечивающего виртуальное присутствие экспериментатора на аппарате с использованием мобильных устройств Сергеев Руслан Игоревич, Ведущий программист Лаборатории высокоточных систем ориентации МФТИ (ГУ)
8 Банковская ячейка в космосе Создание прототипа «орбитальной банковской ячейки» с системой стыковки и местом под хранение полезной нагрузки массой до нескольких килограмм; прототип системы возвращения нагрузки с орбиты; приложение для смартфона, позволяющее отслеживать положение ячейки на орбите в космосе и принимать с нее сигнал присутствия Сивков Антон Сергеевич, Ведущий инженер Лаборатории высокоточных систем ориентации МФТИ (ГУ)
9 Многоразовый космический аппарат для системы "Воздушный старт" Разработка облика многоразового космического аппарата, предназначенного для запуска с воздушного носителя. Создание малоразмерного летающего демонстратора с имитацией процесса его отделения от самолета-носителя. Гришин Илья Александрович, инженер-конструктор 3 категории отдела аэродинамики Филиала ПАО «Копания «Сухой» «ОКБ Сухого»

Конструируем доступный электромобиль для МЧС

Руководитель направления: Пабло Итурралде, декан транспортного факультета ФГБОУ ВО "Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)", руководитель центра инжиниринга, руководитель проекта «Формула Студент» и «Смартмото» (c 2012 г.); организатор этапа «Smartmoto Challenge Moscow» (с 2013 г.)

Создаём умную среду обитания

Руководитель направления: Гудилин Евгений Алексеевич, доктор химических наук, зав. кафедрой наноматериалов, профессор химического факультета и заместитель декана факультета наук о материалах, МГУ им М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН

Методист направления: Семенова Анна Александровна, кандидат химических наук, ассистент, факультет наук о материалах МГУ им М.В. Ломоносова

Тема Описание Руководители проекта
1 Конструируем "Умный стол" Разработка трансформируемого моторизированного стола с дистанционным управлением, который включает систему слежения за манипуляциями человека, связанными с регулировкой высоты, учитывает привычки и составляет расписание, а также контролирует перерывы в рабочей деятельности. Учащиеся разрабатывают дизайн стола, проектируют «инженерную начинку», программируют систему управления. Липкан Никита Александрович, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, студент
2 Конструируем умный шкаф Проектировка и изготовление изделия «Умный шкаф». В рамках обучения по данной программе учащиеся разрабатывают трансформируемый моторизированный шкаф с дистанционным управлением. Учащиеся разрабатывают дизайн шкафа, проектируют «инженерную начинку», программируют систему управления. Москалев Артем Владимирович, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, студент
3 Робот-домохозяйка Создание прототипа робота-пылесоса для практического использования в концепции «Умный дом». Проектная деятельность школьника предусматривает разработку, проектирование робота-пылесоса с дополнительными функциями на базе комплекта ТРИК “Учебная пара”. Сумовский Александр Сергеевич, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, студент
4 Интерактивное искусство Создание интерактивного арт-объекта, использующего сенсоры и актуаторы (двигатели, приводы, светодиоды) для взаимодействия с окружающим пространством и людьми. Для этого учащимся понадобится пройти все стадии технического творчества: проработка идеи, эскизирование, проектирование, производство и сборка, оснащение электроникой и программирование. Мирошник Глеб Андреевич, Санкт-Петербургский политехнический университет, студент
5 Экспобот Разработка проекта создания выставочного робота для динамичного и интересного представления экспонатов. Робот будет высотой около метра, должен уметь передвигаться по помещению, не сталкиваясь с людьми и стенами Анохина Анастасия Юрьевна, Центр технического творчества молодежи СПбПУ "Фаблаб Политех", Санкт-Петербургский политехнический университет
6 Кровать-будильник Разработка проекта умной кровати с многочисленными вариантами механизмов пробуждения - с помощью света, звука, воды, вибрации или наклона. Опционально можно добавить в кровать сенсоры для регистрации фаз сна и последующей подстройки времени пробуждения. Опочанский Александр Аркадьевич, Санкт-Петербургский политехнический университет, студент
7 Загадки материального мира Составление эвристической базы данных по химическому составу и колебательной спектроскопии для материалов природного и искусственного происхождения. В процессе выполнения проекта учащиеся исследуют современные материалы, природные объекты и археологические артефакты. В процессе исследования учащиеся знакомятся с современными методами анализа. Морозов Анатолий Владимирович, Факультет Наук о Материалах МГУ им М.В. Ломоносова, магистрант
8 Тайны наноуглерода Синтез и исследование производных графита для практического использования в сенсорике и наноэлектронике. Проект предусматривает синтез и анализ наноматериалов на основе оксида графена, который химическими способами получается из обычного графита, что делает его уникальным веществом - предшественником для последующих химических и физических трансформаций с целью получения графена - одного из самых знаменитых «наноуглеродных» материалов. Володина Мария Олеговна, Факультет Наук о Материалах МГУ им М.В. Ломоносова, аспирант
9 Тайны умного стекла Синтез и исследование электрохромных «умных» стекол на основе оксида вольфрама для практического использования в концепции «Умный дом». Проектная деятельность школьника предусматривает синтез и анализ наноструктурированных материалов в виде «умных стекол» с изменяемой под действием электрического тока прозрачностью и окраской на базе ITO (Indium Tin Oxide) и оксида вольфрама WO3·2H2O. Электрохромные стекла на основе оксида вольфрама характеризуются достаточно низким напряжением для изменения прозрачности, быстрой скоростью срабатывания, высокой эффективностью окрашивания, что делает его одним из наиболее перспективных материалов в этой области. Мельникова Полина Александровна, Факультет Наук о Материалах МГУ им М.В. Ломоносова, бакалавр
10 КРИСТАЛьно чистая вода Проект посвящен определению качества питьевой воды посредством регистрации различных физических параметров в процессе ее кристаллизации. Цель - спроектировать и собрать экспериментальный образец устройства, позволяющего измерить и записать данные, используемые впоследствии для определения характера примесей в воде, а также разработать порядок работы на нем. Асач Алексей Владимирович, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, старший преподаватель кафедры электротехники и электроники

Контролируем среду обитания

Руководитель направления: Снакин Валерий Викторович, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор биол. наук, зав. лабораторией ландшафтной экологии Института фундаментальных проблем биологии РАН, лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники

Методист направления: Алексеева Любовь Викторовна, научный сотрудник Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова

Тема Описание Руководители проекта
1 Опасные склоновые процессы: природный и антропогенный факторы возникновения, последствия, прогноз и защита. Ознакомление учащихся с опасными геологическими процессами, их разновидностями и общими характеристиками. Более детально будут рассмотрены опасные склоновые процессы - обвалы, осыпи, камнепады, оползни, сели; природные и антропогенные причины их возникновения и активизации; негативные последствия, методы и возможности прогноза и защитные мероприятия. В ходе выполнения проекта планируется посещение конкретных районов проявления процессов подобного рода на территории Большого Сочи. Романовская Мария Александровна, к.г.-м.н., доцент МГУ им. М.В. Ломоносова
2 Экологический мониторинг и картографирование на основе систем точного позиционирования и космоснимков Cоздание геинформационной модели окрестности Образовательного центра “Сириус”. Школьники научатся использованию приборов систем точного позиционирования ГЛОНАСС и GPS, освоят приемы программирования туристических маршрутов и приемы анализа треков перемещений; создадут электронные карты. На заключительном этапе будет создана трехмерная электронная модель комплекса “Сириус” с геопривязками. Киселев Алексей Константинович,старший̆ преподаватель кафедры астрономии и истории естествознания НГПУ им. К. Минина
3 Изменение загрязненности воды реки Мзымта до Олимпиады-2014 и после неё. Планируется проанализировать современное экологическое состояние реки Мзымта: чистота речной воды, изменение пойменных ландшафтов. На основании предшествующих исследований сравнить изменения экологической ситуации после проведения сочинской Олимпиады-2014. Данный проект является партнёрским с Кавказским государственным биосферным заповедником. Лазарев Валерий Михайлович, профессор Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева
4 Разработка прототипа телеуправляемого подводного беспилотного аппарата. Во время смены предлагается создать основу для многофункциональной субмарины «Сириус-1» с глубиной погружения до 10 м. Аппарат может быть оснащен различным оборудованием (видеокамера, осветительные приборы, гидроаккустический сонар для поиска предметов и составления карт местности). Во время последующих смен предполагается установка дополнительного оборудования в целях контроля состояния морской среды. Баулин Юрий Алексеевич, ведущий инженер ИЭФБ РАН им Сеченова, педагог дополнительного образования ФМЛ 239, Санкт-Петербург
5 Что мы едим: ДНК анализ мясных и кисломолочных продуктов Современные методы анализа ДНК позволяют установить, что входит в состав мясных изделий. Предлагаемый проект позволит команде школьников определить, из чего сделаны мясные продукты, например колбаса и сосиски. Кроме того, будет исследован состав микроорганизмов в кисломолочных продуктах. Для определения состава продуктов будет использован современный молекулярно-биологический метод - полимеразная цепная реакция с видоспецифическими праймерами. Мензоров Алексей Гавриилович, к.б.н., старший преподаватель, Новосибирский государственный университет.
6 Исследование загрязнения почвы и воздуха региона Адлер/Сочи, выявление источников. Будут исследованы контрастные по загрязнению воздуха и почвы точки в пределах города Сочи, пригородах и охраняемых территориях (Тисо-самшитовая роща, Красная Поляна). Школьники получат навыки определения загрязнения почвы и воздуха с помощью аналитических методов и методов биоиндикации (лихеноиндикация) и биотестирования. Зайцева Ольга Викторовна, магистрант Пущинского государственного естественно-научного института
Севостьянов Сергей Михайлович, к.б.н., зав. лаб. Функциональной экологии Ин0та фундаментальных проблем биологии РАН
7 Анализируем здоровье зеленого наряда Сочи Планируется сбор материалов по определению высших древесно-кустарниковых растений и растительных образцов для анализа заболеваний и вредителей на примере города Сочи, а также лабораторная обработка собранного материала, ознакомление с симптомами присутствия вредителей и заболеваний растений. Участники проекта получат навык анализа заболеваемости городских зеленых насаждений, а также познакомятся с методами лечения этих заболеваний. Несина Элла Валентиновна, инженер по защите растений, аспирант ВНИИЛМ
8 Оценка шумового загрязнения урбанизированной среды города Сочи Планируется произвести замеры уровня шума на территории города. Выявить источники шумового загрязнения. Проанализировать акустическую нагрузку вблизи автомобильных дорог в зависимости от расстояния. Определить зависимость уровня звука от автомобильного транспорта от плотности и видового состава зеленых насаждений. На основании полученных данных построить карту шумового загрязнения города Сочи. Шилова Наталья Александровна, к.б.н., доцент Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина
9 Влияние биологически активных веществ на сельскохозяйственно важные свойства растений Изучение действия биологически активных веществ таких, как фитогормоны, является актуальным вопросом в усовершенствовании аграрного комплекса и расширении фундаментальных знаний о росте и развитии растений. Данное исследование будет осуществляться на модельном объекте Arabidopsis thaliana и направлено на выявление и описание изменений морфологии растений в ответ на воздействие различных фитогормонов. Новикова Дарья Дмитриевна, сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН
10 Сочинские муравьи рода Мирмика как биоиндикатор качества окружающей среды Задача проекта - выявить видовое разнообразие муравьев рода Мирмика в окрестностях города Сочи и исследовать, на за счет каких поведенческих характеристик обеспечивается взаимодействие особей в семье. Для этого ребята сделают сборы муравьев на выделенных площадках, а в лаборатории проследят за индивидуально помеченными муравьями разного возраста. Выполнение работы позволит участникам школы познакомиться с основными методами этологических исследований, обработки видеоматериала с помощью специального программного обеспечения (Noldus Observer), статистической обработки данных. Софья Николаевна Пантелеева, к.б.н., с.н.с. Института систематики и экологии животных СО РАН
11 Компьютерное моделирование формирования эпидермиса листа Магнолиевых и Мятликовых Сочинского региона Задача состоит в том, чтобы построить компьютерную модель формирования клеточной структуры эпидермиса листа растений семейства Мятликовых. В проекте школьники узнают о базовых принципах построения моделей биологических объектов, изучат основы методов обработки изображений и статистического анализа данных, а также получат/усовершенствуют навыки программирования в среде Mathematica. Зубаирова Ульяна Станиславовна, научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН
12 Изучение морфогенеза Магнолиевых и Мятликовых Сочинского региона на модели эпидермиса листа Эпидермис растений удобен для исследования механизмов морфогенеза, таких как определение клеточной судьбы, механика роста ткани, регуляция клеточных делений. В настоящем проекте на этой модели будут прослежены события, приводящие к постепенному формированию из однородного массива клеток упорядоченных структур, изучен порядок прохождения и особенности для представителей магнолий и мятликовых. В процессе выполнения проекта участники изучат понятия и принципы, связанные с механизмами формирования многоклеточных структур и увидят, как простейшие из них можно наблюдать в эксперименте, освоят принципы флуоресцентной микроскопии. Дорошков Алексей Владимирович, к.б.н., научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН

Делаем жизнь человека безопасной

Руководитель направления: Ребриков Денис Владимирович, проректор по научной работе, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава

Методист направления: Молодых Юрий Олегович, пМГТУ МАМИ, заместитель директора Центра проектной деятельности

Тема Описание Руководители проекта
1 Создание тест-системы для определения предрасположенности к неправильному питанию на основе ПЦР диагностики вариантов гена-вкуса hTAS2R38. Нарушение питания изменяет индекс массы тела, несет риск развития метаболических заболеваний (диабета, ожирения), повышение риска онкогенеза и влияет на продолжительность жизни. Цель проекта - создание тест-системы для определения предрасположенности к неправильному питанию на основе ПЦР диагностики вариантов гена-вкуса, во многом определяющего индивидуальные вкусовые предпочтения человека, что в свою очередь влияет на стиль питания и метаболизм в целом. Тест-система позволит родителям спрогнозировать риски для каждого школьника и заранее предпринять меры по устранению побочных эффектов неправильного питания. Прокофьев Александр Владимирович, выпускник биологического факультета СПбГУ 2008 г., к.б.н., старший научный сотрудник, Лаборатория молекулярной генетики BIOCAD,
Пестова Наталья Евгеньевна, выпускница биологического факультета магистратуры СПбГУ 2009 г., Руководитель лаборатории диагностических исследований, BIOCAD
Мадера Дмитрий Александрович, выпускник биологического факультета МГУ 2002 г., Ph.D. University of Massachusetts Medical School, Руководитель лаборатории молекулярной генетики BIOCAD
2 Молекулярный Биоимиджинг на основе обитателей моря Проект посвящен созданию генетически модифицированных бактерий, в которые участниками проекта будет клонирован ген флуоресцентного белка. В ходе выполнения поставленной задачи ребята овладеют основными современными методами генной инженерии, а также проведут настоящую научно-исследовательскую работу. Григорьев Андрей Петрович, студент биологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова
3 Геном бутерброда Носитель генетической информации - ДНК - очень устойчив ко многим внешним воздействиям, включая высокую температуру, губительную для белков. Используя метод полимеразной цепной реакции в режиме реального времени, мы можем определить состав прошедшего термическую обработку блюда, найти растительные и животные компоненты, не указанные на упаковке, маркеры ГМО, выявить бактериальную обсеменённость в случае нарушения технологии производства или превышении времени хранения. Кириллов Михаил Юрьевич, ведущий научный сотрудник ООО «НПФ ДНК-Технология»
4 Патогены: найти и обезвредить Патогены - это организмы, способные своей жизнедеятельностью вызывать патологическое состояние (болезнь) у других живых существ. Наш проект направлен на выявление и изучение патогенов, окружающих нас в течение всего дня - вирусов и бактерий, которые можно обнаружить на всех предметах ежедневного пользования - перилах лестниц, ручках дверей, смартфонах, ноутбуках и прочее. Цель проекта - выявить их высокоточным методом ПЦР и предоставить профилактическую программу, которая позволила бы сделать жизнь безопаснее. Щербакова Софья Михайловна, студентка РНИМУ им. Н.И. Пирогова
5 Технология распознавания личности по данным мозговой активности Проект направлен на создание технологии распознавания личности для аутентификации и определения психоэмоционального состояния пользователя на основе данных мозговой активности. В его основе биометрическое распознавание на основе когнитивных событий, заключающееся в идентификации индивидуальных реакции на внешние стимулы с помощью электроэнцефалографии. Гнитько Ксения Александровна, студентка Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Университет “Дубна”»
6 Иммунитет. Как защититься от защиты? Принято считать, что наш иммунитет стоит на защите организма. Так ли хорошо он справляется и что происходит, когда обнаруживаются сбои? В этом проекте мы разберемся с тем, как функционирует иммунная защита человека и всегда ли усиление иммунитета работает на пользу организма. Вдовенко Дарья Юрьевна, выпускница Биологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова, аспирант Цюрихского университета
7 Безопасный умный дом Проектирование жилья с учетом новых технологий: энергетическая безопасность (емкая батарея, аналогичная с Tesla Powerwall); генерирующие мощности на крыше/участке; высокая пожарная безопасность за счет новых материалов и соответствующей архитектуры; рециркуляция воды… Макет жилого дома, спроектированного с учетом новых технологий и обеспечивающего принципиально новый уровень безопасности жизни. Коряковцев Алишер Муродович, студент МГПУ им. Баумана
8 Квадрокоптер для мониторинга окружающей среды Проектирование устройства для отбора проб воды черноморского побережья с помощью квадрокоптера и химический анализ отобранных проб Фадеев Ярослав Сергеевич, ведущий электроник Химического факультета МГУ им М.В. Ломоносова; аспирант, Факультет педагогического образования МГУ им М.В. Ломоносова
9 Система тестирования факторов среды Участники будут проектировать модель беспилотного летательного аппарата для мониторинга состояния окружающей среды на Черноморском побережье. Дементьев Юрий Николаевич, учитель физики ГБОУ "Лицей "Вторая школа", г. Москва
10 Контроль содержания антибиотиков в молочных продуктах и куриных яйцах В рамках данного проекта предлагается разработать экспресс метод оценки содержания антибиотиков в молочной продукции и в составе куриных яиц. Бактериальные тесты на выживаемость являются высокочувствительным тестом на наличие антибиотиков в различных продуктах питания. Кроме того, комбинация штаммов с устойчивостью к различным антибиотикам позволяет не только обнаружить наличие антибиотиков, но и идентифицировать их природу. Фролова Татьяна Сергеевна, НИОХ СО РАН, младший научный сотрудник; ИЦиГ СО РАН, инженер; НГУ, преподаватель
11 Биометрический браслет Создание биометрических датчиков, работающих в браслете. Разработка приложения для анализа данных для смартфона/компьютера. Набор датчиков, упакованных в браслет или манжету, неинвазивно измеряющих показатели: температура, пульс, давление, оксигенация крови, потоотделение, радиационный фон. Солдатов Кирилл Кириллович, студент МГПУ им. Баумана
12 Создание системы персонализированного подхода к вакцинации от ЦМВ В рамках проекта будет вестись разработка тестовой системы на основе ПЦР (полимеразная цепная реакция ДНК) в реальном времени для определения в геноме человека: 1) Минорного варианта гена рецептора врожденного иммунитета (рецептор врожденного иммунитета). У людей с заменами по данному положению в геноме ассоциирован слабый иммунный ответ на вакцинацию цитомегаловирусом (CMV). 2) Варианта однонуклеотидного поиморфизма rs1953090 в гене белка каскада передачи иммунного сигнала внутри клетки IKBKE, который ассоциирован у человека с быстро развивающимся иммунным ответом на CMV. Киргизова Виталина Игоревна, сотрудник лаборатории геномики адаптивного иммунитета ИБХ РАН

Извлекаем пользу из Big Data

Руководитель направления: Андрей Михайлович Райгородский, главный научный сотрудник и заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики и сетевых приложений МФТИ, федеральный профессор математики, заведующий кафедрой дискретной математики МФТИ, профессор механико-математического факультета МГУ, руководитель исследовательской группы в Яндексе

Методист направления: Гусев Антон Сергеевич, аспирант Механико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, педагог-организатор Центра педагогического мастерства, тренер сборной Москвы на всероссийской олимпиаде школьников по математике, член методической комиссии Московской математической олимпиады

Тема Описание Руководители проекта
1 Предсказание музыкальных предпочтений Задачи и алгоритмы рекомендательных систем (на примере данных Яндекс.Музыки). Проектная команда реализует несколько рекомендательных алгоритмов и оценивает их качество. Команда выполняет инфраструктурную часть проекта совместно, затем участники раздельно реализуют свои алгоритмы в рамках внутрикомандного соревнования. Кантор Виктор, руководитель группы, Яндекс
2 Предсказание эмоциональной окраски отзывов Задачи и алгоритмы анализа текстов (на примере классификации отзывов на КиноПоиске). Проектная команда реализует несколько алгоритмов классификации текстов и оценивает их качество. Команда выполняет инфраструктурную часть проекта совместно, затем участники раздельно реализуют свои алгоритмы в рамках внутрикомандного соревнования. Драль Эмели, ассистент, Яндекс
3 Моделирование случайных явлений Имитационное моделирование физических явлений, экологических и социальных процессов, семантики больших текстовых коллекций. Реализация имитационных моделей распространения информации в сетевых сообществах. Команда выполняет инфраструктурную часть проекта совместно, затем участники раздельно реализуют модели различных явлений. Лемтюжникова Дарья, руководитель группы, Яндекс
4 Медицинская диагностика по электрокардиограмме Задачи и алгоритмы классификации символьных последовательностей (на примере распознавания языка текста и диагностики заболеваний по электрокардиограмме). Команда выполняет инфраструктурную часть проекта совместно, затем участники раздельно реализуют свои алгоритмы в рамках внутрикомандного соревнования. Константин Вячеславович Воронцов, доктор физ-мат наук, профессор РАН (МФТИ, Яндекс) и его команды из МФТИ, Яндекса и ФКН ВШЭ
5 О способах решения задач оптимизации сверхбольших размеров Большое количество задач анализа данных и моделирования сетей (компьютерных, транспортных) приводят к задачам оптимизации (чтобы найти оптимальные значения неизвестных параметров или найти равновесную конфигурацию). В качестве примеров конкретных приложений будут рассмотрены задачи поиска вектора PageRank, задача восстановления матрицы корреспонденций в большой компьютерной сети по замерам потоков на линках (ребрах), задача поиска равновесия в модели распределения транспортных потоков по путям крупного мегаполиса и задача «сжатия измерений». Александр Владимирович Гасников, кандидат физ-мат наук (МФТИ, ИППИ РАН)
6 Модели больших сетей и классические модели случайных графов Свойства некоторых больших сетей близки к асимптотическим свойствам случайных графов. Тем не менее, как правило, гораздо проще изучать характеристики таких случайных структур. В проекте мы разберемся в том, как подобные модели применяются в задачах поиска страниц в Интернете. Другое применение теории случайных графов - вероятностный метод. Решения некоторых комбинаторных задач основаны на том, что случайные графы (как правило, в биномиальной модели и равномерной модели Эрдеша-Реньи) обладают определенными свойствами с положительными вероятностями. Пожалуй, наиболее изученным классом свойств в контексте асимптотических вероятностей является класс свойств первого порядка. В проектах мы уделим большое внимание этой теме (в частности, законам нуля или единицы для свойств первого порядка). Максим Евгеньевич Жуковский, кандидат физ-мат наук (МФТИ, Яндекс)
7 Криптография на решётках В рамках данного проекта мы познакомимся с такими науками как теория решёток, геометрия чисел, теория выпуклых многогранников и теория двойственности. Эти области математики важны как для фундаментальных исследований - например, их можно использовать для доказательства иррациональности и трансцендентности чисел, так и для прикладных задач - решётки активно используются для задач факторизации чисел и многочленов, а также для вычисления дискретных логарифмов. При этом, для того, чтобы начать изучать эти науки, достаточно хорошо владеть школьным курсом математики. Олег Николаевич Герман, доктор физ-мат наук, профессор (механико-математический факультет МГУ им М.В. Ломоносова)
8 Алгоритмы на больших графах В рамках проектов мы научимся работать со сложными задачами на больших графах и на их случайных аналогах. Полученные результаты мы применим к классическим задачам комбинаторной геометрии Андрей Михайлович Райгородский, главный научный сотрудник и заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики и сетевых приложений МФТИ, федеральный профессор математики, заведующий кафедрой дискретной математики МФТИ, профессор механико-математического факультета МГУ, руководитель исследовательской группы в Яндексе
9 Задача о справедливом дележе Всем известно, как по-честному поделить пирог на две части: один делит, другой выбирает. А что делать, если делящих больше двух? При этом у них разные вкусы и, возможно, внутри пирога есть неделимые объекты. Эту задачу можно решать на трёх уровнях: математическом, алгоритмическом и теоретико-игровом. На математическом уровне вопрос только в существовании: можно ли найти делёж, удовлетворяющий определённым свойствам? Например, можно ли добиться, чтобы каждый из n участников считал, что получил хотя бы 1/n от пирога? Или можно ли сделать так, чтобы никто не завидовал чужому куску? На алгоритмическом уровне вопрос заключается в построении протокола, выявляющего подходящий делёж. Желательно, чтобы этот алгоритм работал достаточно быстро. На теоретико-игровом уровне разбирается вопрос о том, что будет, если участники начнут отклоняться от протокола: можно ли получить больше, соврав о своих предпочтениях? Даниил Владимирович Мусатов, кандидат физ-мат наук (МФТИ, Яндекс)
10 Классические методы теории кодирования Проект посвящен изучению задач экстремальной теории множеств. Типичная задача такого рода звучит примерно так: насколько большим может быть семейство подмножеств данного конечного множества, если подмножества этого семейства удовлетворяют некоторым ограничениям (например, попарно пересекаются). Мы разберем несколько базовых методов теории множеств, которые включают метод циклов Катоны, компрессию, теорему о тенях. С их помощью получим как различные классические результаты, такие, как теорему Эрдеша-Ко-Радо, Хилтона-Милнера, лемму Сауэра и Шеллаха, так и результаты более современные. Андрей Борисович Купавский, кандидат физ-мат наук (МФТИ, Гренобль)
11 Предсказание поехавшей рамки считывания для антител. Популяционное исследование с помощью секвенирования позволяет изучать как выглядят различные мутантные формы генов в разных людях. Особенно интересно изучение генов антител, стремительно мутирующих даже в одном человеке. Для этого используется технология таргетного (нацеленного) секвенирования, когда подготавливается большое количество фрагментов ДНК, предположительно содержащих антитела, которые далее секвенируются. К сожалению, на всех этапах этой работы могут происходить ошибки, которые «портят» получившиеся прочтения антител. Целью проекта является исправление таких ошибок для получения как можно большего репертуара интересующих нас генов. Яковлев Павел, директор департамента вычислительной биологии, компания Биокад

Совершенствуем человека и конструируем функциональную замену человека

Руководитель направления: Ушаков Вадим Леонидович, доктор биологических наук, начальник лаборатории нейровизуализации когнитивных функций Курчатовского комплекса НБИКС-технологий

Методист направления: Карташов Сергей Иванович, инженер-исследователь лаборатории нейровизуализации когнитивных функций Курчатовского комплекса НБИКС-технологий НИЦ «Курчатовский институт»

Тема Описание Руководители проекта
1 Даем человеку новые чувства Проект направлен на создание технологии вывода информации, в основе которой лежат свойства нейропластичности, сенсорного замещения и сенсибилизации. Проект включает в себя носимое устройство, программное обеспечение и методику обучения пользователей. Разработка может быть использована для компенсации сенсорных нарушений и расширения сенсорного диапазона. Технология может найти применение в технических средствах реабилитации после мозговых нарушений, системах обучения и носимых устройствах. Гнитько Ксения Александровна, cтудент Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Университет “Дубна”
2 Кибер-водитель Мы хотим научить человекоподобного робота управлять автомобилем. Робот и дистанционно управляемую модель автомобиля с видеокамерой надо будет собрать из готовых компонентов и доработать. Затем робота следует научить работать с рычагами, педалями и другими органами управления. Чтобы видеть препятствия на пути и избегать их, робот будет использовать данные с видеокамеры. Для распознавания препятствий мы разработаем систему компьютерного зрения. В результате робот сможет управлять моделью, следовать за целью, избегать препятствий и решать другие задачи, интересные участникам проекта, подражая при этом реальному водителю. При работе над проектом участники узнают многое о современной робототехнике, схемотехнике, компьютерном зрении и программировании. Сорокоумов Петр Сергеевич, инженер-исследователь Лаборатории робототехники НИЦ «Курчатовский институт»
3 Нейроинтерфейс (глаз-мозг-компьютер) Проектная траектория представляет собой экспериментальный и аналитический этапы работы с высокоточным и современным оборудованием: ЭЭГ, айтрекер, фМРТ. В результате выполнения проекта его участники получают инструмент (методика получения физиологических данных и обработки физиологических рядов) для создания максимально быстрого интерфейса. Завьялова Виктория Валерьевна, выпускница НИЯУ МИФИ 2012 г. - специальность "Медицинский физик", выпускница магистратуры НИЯУ МИФИ 2014 г. - специальность "Менеджмент наукоемких производств", с 2014 г. аспирант Курчатовского института, инженер-исследователь Отдела нейрокогнитивных, социогуманитарных наук и интеллектуальных систем Курчатовского института
4 Проект ОСКАР Основной целью Проекта «ОСКАР - Оперативно Служебный Комплекс по Анализу Режима» ПАО «РусГидро» является вовлечение талантливых старшеклассников в энергетическую сферу и знакомство с профессией гидроэнергетика. Для участников проекта основной задачей является создание модели робота, способного воспроизвести и заменить функционал работника оперативной службы малой гидроэлектростанции. В результате выполнения поставленной задачи участники проекта смогут провести серию функциональных испытаний робота, сделать технический постпроектный анализ на основе полученных результатов испытаний, дать рекомендации по реализации проекта «ОСКАР» на объектах малой гидроэнергетики России. Шошин Иван Павлович, привлеченный эксперт ПАО «РусГидро», магистр по направлению «Электроэнергетика», НГТУ 2015г.,
5 Реконструкция нейронных сетей мозга Разработка вычислительных систем нового поколения на основе принципов работы мозга является актуальной мультидисциплинарной задачей современной науки. Проект посвящен исследованию принципов организации нейронных сетей мозга мыши для разработки модели нейроморфного вычислительного модуля. Ефимова Ольга Игоревна, выпускница биолого-химического факультета МПГУ 2000 г., научный сотрудник Отдела нейронаук Курчатовского комплекса НБИКС-технологий НИЦ "Курчатовский институт".
6 Робот "старший брат" Проект «робот-друг» будет выполнять следующий сценарий: по полю разбросаны разноцветные кубики, робот подходит берет кубик и относит его в коробку нужного цвета, тем самым помогая убрать и отсортировать кубики. А также: утренний подъем (будильник по времени), чтение электронных книг в слух, идентификация света светофора и команда ребенку «можно или нельзя переходить через дорогу». Дети будут изучать и «подключать» библиотеку yandex-speechkit, которая позволит работать на отечественных технологиях управлять, распознавать речь (человек будет отдавать команды роботу, в свою очередь робот будет давать голосовой ответ на запрос или выполнять указанное действие) Капитонов Александр Александрович, к.т.н., сотрудник Университета ИТМО, тренер команд участников международных робототехнических олимпиад
7 Робот "Помощник" Проект «робот - помощник» (ассистент пожилых людей) будет обеспечивать: напоминание о приеме таблеток в определенное время, чтение электронных книг вслух. Дети будут изучать и «подключать» библиотеку yandex-speechkit, которая позволит работать на отечественных технологиях управлять, распознавать речь (человек будет отдавать команды роботу, в свою очередь робот будет давать голосовой ответ на запрос или выполнять указанное действие). Лосицкий Игорь Александрович, сотрудник Университета ИТМО, тренер команд чемпиононв международных робототехнических олимпиад
8 Автоматическая парковка При помощи технического зрения система распознает свободные парковочные места. Далее, определяя местоположение автомобиля, ведет его к месту парковки. Предложенное решение позволяет нескольким мобильным роботам двигаться в едином пространстве. Данная система предполагает использование в смежных проектах и имеет возможность масштабирования и применения в городских условиях. Широколобов Илья Юрьевич, руководитель методического отдела в ООО "КиберТех Лабс"
9 Функциональная замена органов слуха на основе волоконно-оптического микрофона В рамках данного проекта, будут рассчитаны параметры оптико-электронного блока (микроэлектроника и схемотехника), разработана конструкция датчика (микромеханика), исследованы основные параметры разработанной схемы. Результатом проделанной работы будет макет функциональной замены уха человека на основе ВО микрофона. Лютецкий Никита Андреевич

Участники

Для участия в смене приглашены учащиеся, 8-11 классов, продемонстрировавшие особые успехи в области математики, физики, химии, биологии и экологии, а также в проектной деятельности. Участники отобраны на основании конкурса. Смена завершится конференцией, в рамках которой команды доложат результаты своей работы и представят созданные проекты.

Преподаватели

Направление «Приспосабливаем космос для жизни человека»

Руководитель направления

Федосеев Алексей Игоревич , кандидат физико-математических наук, старший преподаватель центра проектной деятельности Московского политехнического университета "МАМИ" - руководитель направления «Приспосабливаем космос для жизни человека».

Методист направления

Григорьев Игорь Петрович, преподаватель лицея имени Лобачевского при КГУ - методист направления.

Руководители проектов

Антонов Федор Константинович , кандидат физико-математических наук, генеральный директор ООО «Анизопринт» - руководитель проекта «3D-принтер для печати спутников на орбите».

Ахтямов Рустам Шарифович , аспирант Сколковского Института Науки и Технологий, руководитель проекта «Flight-radar для отслеживания полетов беспилотников с использованием спутников».

Банников Алексей Михайлович , ведущий инженер компании "СПУТНИКС" - руководитель проекта «Разработка двигателя орбитального маневрирования для микроспутника».

Власкин Антон Леонидович , ведущий инженер компании "СПУТНИКС", руководитель проекта «Свой космический фотограф».

Гришин Илья Александрович , инженер-конструктор 3 категории отдела аэродинамики Филиала ПАО «Копания «Сухой» «ОКБ Сухого» - руководитель проекта «Многоразовый космический аппарат для системы «Воздушный старт»».

Жаренов Игорь Сергеевич , аспирант МГТУ им. Н.Э. Баумана, факультет специального машиностроения, кафедра СМ1 - руководитель проекта «Тросовая система для увода космического мусора с орбиты».

Ивлев Никита Анатольевич , заведующий лабораторией высокоточных систем ориентации МФТИ - руководитель проекта «Обеспечение межспутниковой связи в групповом полете малых спутников на низкой орбите».

Сергеев Руслан Игоревич , ведущий программист Лаборатории высокоточных систем ориентации МФТИ (ГУ) - руководитель проекта «Лаборатория на орбите».

Сивков Антон Сергеевич , ведущий инженер Лаборатории высокоточных систем ориентации МФТИ (ГУ) - руководитель проекта «Банковская ячейка в космосе».

Направление «Конструируем доступный электромобиль для МЧС»

Руководитель направления

Итурральде Бакеро Пабло Эмилио , декан транспортного факультета ФГБОУ ВО "Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)", руководитель центра инжиниринга, руководитель проекта «Формула Студент» и «Смартмото» (c 2012 г.); организатор этапа «Smartmoto Challenge Moscow» (с 2013 г.) - руководитель направления.

Методист направления

Исакова Дарья Михайловна , директор Центра развития инжиниринга Университета машиностроения (МАМИ) - методист проекта.

Руководители проектов

Клинов Никита Алексеевич - ассистент декана транспортного факультета ФГБОУ ВО "Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)"

Носкова Арина Андреевна -Маркетолог Центра развития инжиниринга при ФГБОУ ВО "Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)"

Рожкова Виктория Александровна- заместитель декана по проектной деятельности транспортного факультета Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) - руководитель проекта.

Направление «Создаём умную среду обитания»

Руководитель направления

Гудилин Евгений Алексеевич , доктор химических наук, зав. кафедрой наноматериалов, профессор химического факультета и заместитель декана факультета наук о материалах, МГУ им М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН.

Методист направления

Семенова Анна Александровна, кандидат химических наук, ассистент, факультет наук о материалах МГУ - методист проекта.

Руководители проектов

Анохина Анастасия Юрьевна , Центр технического творчества молодежи СПбПУ «Фаблаб Политех», СПбПУ - руководитель проекта «Экспобот».

Асач Алексей Владимирович , старший преподаватель кафедры электротехники и электроники, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики - руководитель проекта «КРИСТАЛьно чистая вода».

Володина Мария Олеговна , аспирант факультета наук о материалах МГУ руководитель проекта «Тайны наноуглерода».

Липкан Никита Александрович , Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, руководитель проекта «Конструируем «Умный стол».

Мельникова Полина Александровна , факультет наук о материалах МГУ - студент, руководитель проекта «Тайны умного стекла».

Мирошник Глеб Андреевич , Санкт-Петербургский политехнический университет, студент, руководитель проекта «Интерактивное искусство».

Москалев Артем Владимирович , Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, студент, руководитель проекта «Конструируем умный шкаф».

Морозов Анатолий Владимирович , факультет наук о материалах МГУ - студент, руководитель проекта «Загадки материального мира».

Опочанский Александр Аркадьевич , Санкт-Петербургский политехнический университет, судент, руководитель проекта «Кровать-будильник».

Сумовский Александр Сергеевич , Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, студент, руководитель проекта «Робот-домохозяйка».

Направление «Контролируем среду обитания»

Руководитель направления

Снакин Валерий Викторович , профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор биологических наук, заведующий лабораторией ландшафтной экологии Института фундаментальных проблем биологии РАН, лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники - руководитель направления «Контролируем среду обитания».

Методист направления

Алексеева Любовь Викторовна , научный сотрудник Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова - методист направления «Контролируем среду обитания».

Руководители проектов

Баулин Юрий Алексеевич , ведущий инженер ИЭФБ РАН им Сеченова, педагог дополнительного образования ФМЛ 239, Санкт-Петербург - руководитель проекта «Разработка прототипа телеуправляемого подводного беспилотного аппарата».

Зайцева Ольга Викторовна , магистрант Пущинского государственного естественно-научного института - руководитель проекта «Исследование загрязнения почвы и воздуха региона Адлер/Сочи, выявление источников».

Зубаирова Ульяна Станиславовна , научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН - руководитель проекта «Компьютерное моделирование формирования эпидермиса листа Магнолиевых и Мятликовых Сочинского региона».

Дорошков Алексей Владимирович , кандидат биологических наук, научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН - руководитель проекта «Изучение морфогенеза Магнолиевых и Мятликовых Сочинского региона на модели эпидермиса листа».

Киселев Алексей Константинович , старший̆ преподаватель кафедры астрономии и истории естествознания НГПУ им. К. Минина - руководитель проекта «Экологический мониторинг и картографирование на основе систем точного позиционирования и космоснимков».

Лазарев Валерий Михайлович , профессор Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева - руководитель проекта «Изменение загрязненности воды реки Мзымта до Олимпиады-2014 и после неё».

Мензоров Алексей Гавриилови , к.б.н., старший преподаватель, Новосибирского государственного университета - руководитель проекта «Что мы едим: ДНК анализ мясных и кисломолочных продуктов».

Новикова Дарья Дмитриевна , сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН - руководитель проекта «Влияние биологически активных веществ на сельскохозяйственно важные свойства растений».

Несина Элла Валентиновна , инженер по защите растений, аспирант ВНИИЛМ - руководитель проекта «Анализируем здоровье зеленого наряда Сочи».

Романовская Мария Александровна , кандидат геолого-минералоги-ческих наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова - руководитель проекта «Опасные склоновые процессы: природный и антропогенный факторы возникновения, последствия, прогноз и защита».

Пантелеева Софья Николаевна , кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН - руководитель проекта «Сочинские муравьи рода Мирмика как биоиндикатор качества окружающей среды».

Шилова Наталья Александровна , к.б.н., доцент Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина - руководитель проекта «Оценка шумового загрязнения урбанизированной среды города Сочи».

Направление «Делаем жизнь человека безопасной»

Руководитель направления

Ребриков Денис Владимирович , проректор по научной работе, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава - руководитель направления «Делаем жизнь человека безопасной».

Методист направления

Молодых Юрий Олегович, МГТУ МАМИ, заместитель директора Центра проектной деятельности - методист направления «Делаем жизнь человека безопасной».

Руководители проектов

Вдовенко Дарья Юрьевна , выпускница Биологического факультета МГУ, аспирант Цюрихского университета - руководитель проекта «Иммунитет. Как защититься от защиты?».

Гнитько Ксения Александровна , Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет Дубна» - руководитель проекта «Технология распознавания личности по данным мозговой активности».

Григорьев Андрей Петрович , биологический факультет МГУ - руководитель проекта «Молекулярный Биоимиджинг на основе обитателей моря». Дементьев Юрий Николаевич , учитель физики ГБОУ «Лицей «Вторая школа», г. Москва - руководитель проекта «Система тестирования факторов среды».

Карабельский Александр Владимирович , заведующий кафедрой, доцент, руководитель лаборатории молекулярной генетики BIOCAD, кандидат биологических наук по специальностям «биохимия», «клеточная биология, цитология, гистология» - руководитель проекта «Создание тест-системы для определения предрасположенности к неправильному питанию на основе ПЦР диагностики вариантов гена-вкуса hTAS2R38».

Кириллов Михаил Юрьевич , ведущий научный сотрудник ООО «НПФ ДНК-Технология» - руководитель проекта «Геном бутерброда».

Киргизова Виталина Игоревна , сотрудник лаборатории геномики адаптивного иммунитета ИБХ РАН - руководитель проекта «Создание системы персонализированного подхода к вакцинации от ЦМВ».

Коряковцев Алишер Муродович , МГПУ им. Баумана - руководитель проекта «Безопасный умный дом».

Солдатов Кирилл Кириллович , МГПУ им. Баумана - руководитель проекта «Биометрический браслет».

Фадеев Ярослав Сергеевич , ведущий электроник Химического факультета МГУ им М.В. Ломоносова; аспирант, Факультет педагогического образования МГУ им М.В. Ломоносова - руководитель проекта «Квадрокоптер для мониторинга окружающей среды».

Фролова Татьяна Сергеевна , младший научный сотрудник НИОХ СО РАН, преподаватель НГУ - руководитель проекта «Контроль содержания антибиотиков в молочных продуктах и куриных яйцах».

Щербакова Софья Михайловна , РНИМУ им. Н.И. Пирогова - руководитель проекта «Патогены: найти и обезвредить».

Направление «Извлекаем пользу из Big Data»

Руководитель направления

Райгородский Андрей Михайлович , главный научный сотрудник и заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики и сетевых приложений МФТИ, федеральный профессор математики, заведующий кафедрой дискретной математики МФТИ, профессор механико-математического факультета МГУ, руководитель исследовательской группы в Яндексе - руководитель направления, руководитель проекта «Алгоритмы раскраски больших графов и задачи комбинаторной геометрии».

Методист направления

Гусев Антон Сергеевич , аспирант Механико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, педагог-организатор Центра педагогического мастерства, тренер сборной Москвы на всероссийской олимпиаде школьников по математике, член методической комиссии Московской математической олимпиады - методист направления.

Руководители проектов

Воронцов Константин Вячеславович , доктор физико-математических наук, профессор РАН (МФТИ, Яндекс) и его команды из МФТИ, Яндекса и ФКН ВШЭ - руководитель проекта «Машинное обучение и медицинская диагностика по электрокардиограмме».

Гасников Александр Владимирович , кандидат физико-математических наук (МФТИ, ИППИ РАН) - руководитель проекта «О способах решения задач оптимизации сверхбольших размеров».

Герман Олег Николаевич , доктор физико-математических наук, профессор (механико-математический факультет МГУ) - руководитель проекта «Решётки и многогранники».

Драль Эмели , ассистент, Яндекс - руководитель проекта «Предсказание эмоциональной окраски отзывов».

Жуковский Максим Евгеньевич , кандидат физико-математических наук (МФТИ, Яндекс) - руководитель проекта «Модели больших сетей и классические модели случайных графов».

Кантор Виктор , руководитель группы, Яндекс - руководитель проекта «Предсказание музыкальных предпочтений».

Купавский Андрей Борисович , кандидат физико-математических наук (МФТИ, Гренобль) - руководитель проекта «Классические методы экстремальной теории множеств».

Лемтюжникова Дарьяна - руководитель группы, Яндекс - руководитель проекта «Моделирование случайных явлений».

Мусатов Даниил Владимирович , кандидат физико-математических наук (МФТИ, Яндекс) - руководитель проекта «Задача о справедливом дележе».

Полянский Александр Андреевич , кандидат физико-математических наук (МФТИ) - руководитель проекта «О плотных упаковках и покрытиях».

Яковлев Павел, директор департамента вычислительной биологии, компания БИОКАД - руководитель проекта «Предсказание сдвига рамки считывания для антител».

Направление «Совершенствуем человека и конструируем функциональную замену человека»

Руководитель направления

Ушаков Вадим Леонидович , доктор биологических наук, начальник лаборатории нейровизуализации когнитивных функций Курчатовского комплекса НБИКС-технологий - руководитель направления.

Карташов Сергей Иванович , инженер-исследователь лаборатории нейровизуализации когнитивных функций Курчатовского комплекса НБИКС-технологий НИЦ «Курчатовский институт» - методист направления.

Руководители проектов

Гнитько Ксения Александровна , Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» - руководитель проекта «Даем человеку новые чувства».

Ефимова Ольга Игоревна , научный сотрудник Отдела нейронаук Курчатовского комплекса НБИКС-технологий НИЦ «Курчатовский институт» - руководитель проекта «Реконструкция нейронных сетей мозга».

Завьялова Виктория Валерьевна, аспирант Курчатовского института, инженер-исследователь Отдела нейрокогнитивных, социогуманитарных наук и интеллектуальных систем НИЦ «Курчатовский институт» - руководитель проекта «Нейроинтерфейс (глаз-мозг-компьютер)».

Капитонов Александр Александрович , кандидат технических наук, сотрудник Университета ИТМО, тренер команд участников международных робототехнических олимпиад - руководитель проекта «Робот «Старший брат».

Лосицкий Игорь Александрович , сотрудник Университета ИТМО, тренер команд чемпионов международных робототехнических олимпиад - руководитель проекта «Робот «Помощник».

Лютецкий Никита Андреевич , магистр техники и технологии по направлению нанотехнологии и микросистемная техника, аспирант НИУ ИТМО - руководитель проекта «Функциональная замена органов слуха на основе волоконно-оптического микрофона».

Сорокоумов Петр Сергеевич , инженер-исследователь Лаборатории робототехники НИЦ «Курчатовский институт» - руководитель проекта «Кибер-водитель».

Шошин Иван Павлович , привлеченный эксперт ПАО «РусГидро», магистр по направлению «Электроэнергетика», НГТУ 2015 - руководитель проекта «Проект ОСКАР».

Широколобов Илья Юрьевич , руководитель методического отдела в ООО «КиберТех Лабс» - руководитель проекта «Автоматическая парковка».

Федосеев
Алексей Игоревич

Руководитель направления «Приспосабливаем космос для жизни человека». Руководитель проектно-аналитической лаборатории МГТУ МАМИ. Методолог Центра проектной деятельности. Основатель и лидер проекта «STEM-игры» (stemgames.ru)

Новости

Лекция «Единство трех предметов школьной программы при выполнении исследовательских работ по физике" Вниманию участников июльской проектной смены: распределение участников по проектам

Семинар учителей

4.07.2016 - 23.07.2016

Цикл семинаров для педагогов общего и дополнительного образования в рамках проектной смены для школьников

Второй проект представляет из себя робота, стирающего с доски. В данном проекте у нас имеется маркерная доска и двухколесный робот, который может по ней перемещаться. Первый робот подъезжает и становится напротив доски. На нем расположена камера, изображение с которой транслируется через ТРИК на компьютер, где происходит обработка изображения и определение местоположения робота и его цели. На роботе расположены оранжевая и желтая метки для определения местоположения робота. Сначала мы выделяем все желтые и оранжевые пиксели на изображении, после чего определяем наибольшие сплошные области данных цветов и находим их центры, по которым можно определить координаты и угол поворота робота. Далее находим Лапласиан изображения и оставляем только красные и выделенные красным области, которые необходимо очистить. Пробегая еще раз по всему изображению, находим ближайшую от робота точку, которая становится целью.

На стирающего с доски робота отправляются только дистанция и угол между курсом робота и направлением на цель. Из этих значений вычисляются управляющие воздействия для двигателей, и робот двигается к цели.

Третий проект относится к автоматизации парковочного пространства. Цель была в создании прототипа автоматизированной общественной парковки у бизнес-центра. Были собраны два полноприводных автомобиля, сооружено здание и сами парковочные места с метками (черными кругами). Парковочная система состояла из контроллера, подсоединенных к нему веб-камеры и шлагбаума.

На контроллере имеется DSP-ядро предназначенное для обработки аудио и видео на борту, но так как участники проекта не имели опыта программирования контроллеров, решено было просто транслировать видео, а обработку состояния на парковке производить на компьютере.

Для определения свободных парковочных мест производилась бинаризация изображения выделение контуров и отбрасывание лишних элементов по радиусу окружности. Последним этапом была кластеризация с нумерацией.

В итоге рабочая система выглядела следующим образом:
автомобиль подъезжает к шлагбауму, посылает запрос на сервер, тот, в свою очередь, возвращает номер ближайшего свободного места, а также сообщает парковочной системе, что необходимо поднять шлагбаум. Далее автомобиль, имея номер парковочного места, движется по записанной траектории. Презентацию проекта можно посмотреть по ссылке .

Все исходные коды программ выложены на github .

В общем, все получилось достаточно хорошо. Учащиеся все время просили задержаться и провести больше времени в работе над проектом, что говорит об интересе учащихся к робототехнике.

Все проекты смены разделились на инженерные, где работа велась над реализацией определенной конструкции, и исследовательские, где собирались и анализировались данные о различных явлениях. На мой взгляд при заключительной оценке стоит разделить такие направления, сложно сравнивать анализ состояния реки Мзымты и «Умный стол». Для исследований больше подходит презентационный и постерный формат, а для проектов лучше выставочный формат со стендами.

Желающим принять участие в подобных сменах, стоит озадачиться предварительным скурпулезным изучением области, в которой они хотят принять участие. Для этого есть огромнейшее количество курсов видеолекций и прочего сопроводительного материала. Учитесь пользоваться различными системами проектного менеджмента (можно начать с той, которую использовали мы) и системами контроля версий.

Огромное спасибо всем участникам этой смены, её организаторам и педагогам. Надеюсь ещё не раз оказаться здесь!