Рекомендации по совершенствованию оценочной деятельности. Основные направления совершенствования оценочной деятельности в россии. Методическая база оценки

Все предложения были внесены в проект дорожной карты.
Среди них отмена имущественной ответственности оценщика (члена СРО оценщиков) перед потребителем оценки. Логика изменений требует сместить ответственность с одного субъекта на другого. Такое положение заставит СРО сконцентрировать внимание на обеспечении повышения уровня подготовки оценщиков в постоянном режиме. Это неизбежно отразится на качестве подготовки уровне выпускаемых отчетов.
Также предлагается ввести требование к оценочным организациям (юридическим лицам) обязательной организации контроля качества выпускаемых отчетов. Необходимо прописать основные критерии работы системы контроля качеств. Система контроля качества неизбежно повысит требования к оценщикам и улучшит качество отчетов об оценке.
Список предложений этим не ограничивается, в нем еще множество пунктов, в том числе и таких, которые требуют законодательного уточнения или закрепления понятий «рынка оценочных услуг». «услуги по оценке». «оценочные услуги».
- Рынок оценочных услуг не подменяет и не размывает Оценочную деятельность. Это разные виды деятельности, определяющие профессиональное и предпринимательское направления. У профессионала-оценщика абсолютно иные интересы, чем у предпринимателя. Именно этим определяются отличия между видами деятельности, которые в некоторых случаях могут даже противостоять друг другу».– считает Николай Кузьмичев.

Предложения по внесению в проект Дорожная карта совершенствования оценочной деятельности сопредседателя Комитета по оценке собственности ОПОРЫ РОССИИ Н.С. Кузьмичева:

1.Включить в законодательный оборот, т.е. прописать в законах, понятия «Рынок оценочных услуг», «услуги по оценке», «оценочные услуги»

«Рынок оценочных услуг не подменяет и не размывает Оценочную деятельность. Это разные виды деятельности, определяющие профессиональное и предпринимательское направления. У профессионала-оценщика абсолютно иные интересы, чем у предпринимателя. Именно этим определяются отличия между видами деятельности, которые в некоторых случаях могут даже противостоять друг другу».

  • «Рынок оценочных услуг» – гражданско-правовая среда взаимодействия его участников с целью анализа стоимости оцениваемых прав и имущества для конкретных целей, установления стоимостной системы координат для обеспечения работы рыночной экономики;
  • «Участники (субъекты) рынка оценочных услуг» - участники и их представители в договорных отношениях по оценке стоимости объектов оценки, правообладатели оцениваемых объектов;
  • «Услуга по оценке» – комплекс услуг и работ, на основе соблюдения требований законодательства и деловой практики, по обеспечению выполнения условий заключенного договора на оценку, включая, в том числе организацию работ оценщиков и специалистов, информационное обеспечение, координацию взаимодействия сторон договора, сроков и технических условий

2. Определить законодательно возможность добровольного саморегулирования оценочных организаций в соответствии с 315-ФЗ «О саморегулировании», обеспечивающие контроль и ответственность членов СРО рынка оценочных услуг.

Проекты возможных определений:

· «Оценочная организация» - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, либо Индивидуальный предприниматель, предоставляющие услуги по оценке стоимости на основании договора об оценке, заключенного в соответствии с требованиями законодательства;

· Способом обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями работ и услуг управляющих организаций является:

Компенсационный фонд в соответствии с Положением о компенсационном фонде;

Система страхования гражданской ответственности на основе корпоративных соглашений со страховыми компаниями и (или) коллективного страхования

3.Определить назначение и механизмы сдачи ЕКЭ в оценочной деятельности в соответствии с реальными потребностями и целесообразностью применения:

· Совершенно бесполезно для определения соответствия эксперта уровню квалификации;

· Целесообразность при включении в СРО оценщиков после прохождения стажировки;

· Полезным в качестве дисциплинарного взыскания по выявленному ДК направлению оценки;

· Разделить базу заданий на блоки по направлениям оценочной деятельности.

4.Разработать единую систему стандартов, рекомендаций, методик, предусматривающую наличие Свода Стандартов Оценки в РФ (ССО РФ) на основе МСО, ЕСО, РИКС; утвержденных рекомендаций по оценки конкретных объектов и методик, что позволит сформировать единый документ и подход к развитию методологии оценки стоимостей.

5.Разработать краткую форму отчета об оценке, учитывающую все самое необходимое для представления заказчику документа доказательно значения. Это позволит оптимизировать работу оценщика, сроки предоставления услуг по оценке и адекватность для потребителя

6. Разработать и утвердить электронный документооборот для проведения оценки. Для оперативного делового обращения и хранения в архиве должна применяться электронная форма отчета об оценке.

Это упростит работу оценочной организации, формат предоставления оценочных услуг

7.Введение имущественной ответственности оценочной организации (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) за результаты оказанных услуг, включая отчет об оценке. Таким образом генерируется обеспечение имущественной ответственности оценочной организации взамен нелогичной ответственности профессионала.

8. Введение обязательного страхования гражданской ответственности оценочных организаций по договорам на проведение оценки.

Такие меры позволят защитить потребителей от возможного ущерба, полученного в результате услуг оценочных организаций

9. Внести в ФЗ положение, что договор страхования оформляется без франшизы и объем страхования по одному случаю не должен быть менее 25% балансовой стоимости, либо среднерыночной стоимости оцениваемого объекта. Это позволит ориентировать оценочные организации и страховщиков на реальные формы и объемы страхования

10. Отмена имущественной ответственности оценщика (члена СРО оценщиков) перед потребителем оценки. Обеспечение ответственности оценщика, включая имущественную перед оценочной организацией, (по заданию которой составлялся отчет об оценке подписанный данным оценщиком). Логика изменений требует сместить ответственность с одного субъекта на другого. Такое положение заставит СРО сконцентрировать внимание на обеспечении повышения уровня подготовки оценщиков в постоянном режиме. Это неизбежно отразится на качестве подготовки уровне выпускаемых отчетов

11.Ввести меру обеспечения независимости оценочной организации, - для всех заказчиков услуг по оценке 100% предоплату в соответствии с договором. Такая мера, в рамках обеспечения независимости оценочной организации, позволит ограничить влияние заказчика на формирование мнения оценщика и предоставление услуги.

12. Вести меру обеспечения независимости оценщика, - на мнение оценщика по стоимости оцениваемого, в соответствии с договором, объекта недопустимо давление со стороны третьих лиц, включая оценочную компанию – работодателя. Мера обеспечения независимости мнения профессионального оценщика от влияния при осуществлении оценочной деятельности, позволяющая защищать его в конфликте с работодателем, обосновывать свою позицию перед СРО оценщиков

13. Вести норму для оценочной компании юридического лица, - иметь в штате не менее двух оценщиков, заключив с ними трудовые договоры по основному месту работы. Повысит требования к деятельности оценочной организации, обеспечит стабильную работу компании.

14.Ввести требование к оценочным организациям (юридическим лицам) обязательной организации контроля качества выпускаемых отчетов. Необходимо прописать основные критерии работы системы контроля качеств. Система контроля качества неизбежно повысит требования к оценщикам и улучшит качество отчетов об оценке.

15. Отмена в 2015 году обязательности саморегулирования оценщиков, определением требований к членству в добровольных СРОО. Это должно позволить потребителям оценивать и влиять на состояние деятельности СРОО, обеспечивающих надлежащий уровень подготовки и контроля оценщиков.

16. В связи с переносом ответственности за услуги по оценке на оценочные организации, и, соответственно, со снижением ответственности оценщиков перед заказчиками и потребителями, необходимо ввести следующие нормы для СРОО:

· определить обязательное количество участников СРОО не менее 1000 чел., определив 1 год после введения как переходный период;

· определить порядок перевода компенсационного взноса между СРОО в случае добровольного перехода оценщика.

Во-первых, для осуществления в полной мере функций СРО по постоянному повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков (при снижении объемов финансирования от экспертизы) необходимо большее количество членов. А, во-вторых, порядок перевода взноса позволит оценщикам самостоятельно выбирать участие в СРО. В новых условиях фактического отхода СРОО от рынка оценочных услуг эти меры позволят усилить конкуренцию между СРОО на основе предоставления большего количества качественных услуг для профессионалов, комфортного участия в жизни объединений, объективного контроля и защиты интересов оценщиков.

Основные направления развития оценочной деятельности:

1. Оценка как инструмент эффективного управления собственностью

Крупнейшим собственником в Российской Федерации остается государство. Оценка стоимости объектов государственного имущества и прав пользования им является необходимым условием эффективного управления государственной собственностью. В случае совершения сделок с объектами оценки, принадлежащих полностью или частично государству, проведение оценки является обязательным.

При определении стоимости объектов оценки, обладающих уникальными особенностями, целью оценки должно являться определение стоимости, учитывающей конкретную структуру спроса на объект частного или государственного имущества. Как правило, определение, анализ и учет оценщиком при определении стоимости индивидуальных (субъективных) выгод контрагентов по сделкам с имуществом позволит увеличить доходы от его использования.

При проведении оценки имущества, принадлежащего государству, необходимо также использовать массовую оценку, которая представляет собой метод получения оценок рыночных стоимостных показателей однородной группы объектов без учета их незначительных индивидуальных особенностей.

Развитие массовой оценки связано развитием рынка.

При отсутствии информации о достаточном количестве рыночных сделок по группе однородных объектов, результаты, получаемые с использованием этого метода, могут приводить к существенным ошибкам.

Оценка имущества и прав пользования им, формирование реестра государственного имущества, позволят не только увеличить бюджетные поступления, но и дадут информацию для разработки различных вариантов управления собственностью. В настоящее время в основном используется только один подход на основе предоставления имущества в аренду.

Оценка стоимости имущества обеспечивает объективную характеристику эффективности управления в . Увеличение стоимости предприятия (бизнеса) за период времени является одним из основных критериев оценки работы управляющего. В связи с этим необходимо осуществить разработку методики определения изменения стоимости объекта управления для оценки работы менеджеров, в том числе и государственных предприятий.

2. Оценка инвестиционных проектов

Оценка , в том числе проектов, реализация которых предполагается с привлечением бюджетных средств, требует разработки процедур независимой оценки этих проектов. Принятые к настоящему моменту Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов закладывают методическую основу проведения этих работ.

Целесообразно создание и развитие института независимой оценки инвестиционных проектов. Должен быть определен юридический статус оценщика-эксперта, случаи обязательной независимой оценки инвестиционных проектов, механизм финансирования таких работ.

Независимая оценка инвестиционных проектов позволит выполнить проверку их исходных и итоговых характеристик, даст возможность обосновать выбор при рассмотрении альтернативных проектов и в конечном итоге будет способствовать эффективному расходованию ограниченных инвестиционных ресурсов.

3. Оценка для целей залога имущества и ипотечного кредитования

Развитие ипотечного кредитования, введение механизма независимой оценки объекта залога требуют разработки методологии определения залоговой стоимости.

Как показывает международный опыт, при проведении операций залога, как правило, базой при определении залоговой стоимости имущества является объекта залога. При этом, для оценки уровня риска, который берет на себя кредитное учреждение, обеспечивая себе возможность возместить достаточную сумму средств в случае невозврата заемщиком кредита, необходимо определить отношение между рыночной стоимостью залога и параметрами кредита.

4. Оценка убытков

В Гражданском кодексе Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Необходимость оценки убытков вытекает из многочисленных нормативных документов. При этом используется ряд синонимов: ущерб, убытки, вред.

Наиболее важными для развития оценки случаями определения величины убытков следует считать восстановление нарушенных прав юридических и физических лиц, страхование, планирование и проектирование в различных сферах деятельности (строительство и градостроительство, проектирование опасных производств, экологическая деятельность, оценка безопасности, инвестиционное и другое , создание финансовых резервов на случай чрезвычайных ситуаций, выплата компенсаций, оценка эффективности мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций).

Оценка убытков затрагивает различные сферы деятельности. Развитие нормативной и методологической базы оценки ущерба должно координироваться Межведомственным советом по вопросам регулирования оценочной деятельности в тесном взаимодействии с судебными органами.

5. Оценка для целей исполнительного производства и судопроизводства

Принятие целого ряда законодательных актов по реализации имущества для целей исполнительного производства (закона "О судебных приставах", закона "Об исполнительном производстве". Гражданского процессуального кодекса "Раздел V Исполнительное производство"), нормативных актов Минюста России (Приказ № 76 "О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций". Приказ № 57/20 "Об утверждении Порядка передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества", совместно с Федеральным долговым центром при Правительстве Российской Федерации) создает законодательную базу привлечения независимых оценщиков для проведения оценки имущества, в том числе имущественных прав в процессе исполнительного производства.

Опыт взаимодействия оценщиков и органов государственной власти, в частности процедура проведения конкурсного отбора оценочных компаний в Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации, показывает, что создание специализированных организаций, осуществляющих услуги по оценке для целей исполнительного производства, требует разработки в кратчайшие сроки нормативной и методологической базы для проведения таких оценок.

Участие оценщиков в качестве экспертов в судебном процессе требует в первую очередь выработки и согласования регламентов привлечения оценщиков при проведении стоимостной экспертизы в рамках судебного процесса, а также обучения оценщиков процедурам работы с судами.

Привлечение независимых оценщиков при процедурах

15 сентября 2017 , О документах в сфере оценочной деятельности Распоряжение от 13 сентября 2017 года №1963-р. К настоящему времени все нормативные правовые документы, предусмотренные «дорожной картой» «Совершенствование оценочной деятельности» («Оценка»), приняты и реализуются. В дальнейшем будет проводиться контроль эффективности принятых решений.

1 октября 2015 , Земельные отношения. Кадастровая система. Недвижимость. Оценочная деятельность О дополнительных требованиях к участникам закупки работ по определению кадастровой стоимости Постановление от 1 октября 2015 года №1051. К участникам закупок работ по определению кадастровой стоимости установлены дополнительные требования, аналогичные требованиям к участникам закупок, которые проводятся путём конкурса с ограниченным участием.

25 августа 2015 , Деловая среда. Развитие конкуренции О внесении изменений в «дорожные карты» национальной предпринимательской инициативы Распоряжение от 20 августа 2015 года №1622-р. Позволит обеспечить исполнение мероприятий «дорожных карт», направленных на улучшение инвестиционного климата, упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории России процедур экономического регулирования.

28 апреля 2015 О внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг при проведении аукциона в электронной форме Распоряжение от 25 апреля 2015 года №740-р. В соответствии с «дорожной картой» «Совершенствование оценочной деятельности». Позволит проводить закупки работ по оценке недвижимого имущества на конкурсной основе и учитывать при выборе победителя квалификацию исполнителя и опыт выполнения аналогичных работ.

12 ноября 2014 , Земельные отношения. Кадастровая система. Недвижимость. Оценочная деятельность О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на совершенствование экспертизы отчётов об оценке саморегулируемыми организациями оценщиков Распоряжение от 10 ноября 2014 года №2243-р. В рамках «дорожной карты» «О совершенствовании оценочной деятельности». Законопроектом предлагается определить один вид экспертизы отчётов об оценке: на соответствие установленным требованиям и на подтверждение стоимости.

26 сентября 2013 , Земельные отношения. Кадастровая система. Недвижимость. Оценочная деятельность Об утверждении «дорожной карты» «Совершенствование оценочной деятельности» Распоряжение от 26 сентября 2013 года №1744-р. Предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование государственного регулирования оценочной деятельности, а также механизмов саморегулирования в сфере оценки, повышение уровня профессионализма субъектов оценочной деятельности, ответственности за результаты определения рыночной, кадастровой или иной стоимости.

  1. Изучение и использование зарубежного и отечественного опыта борьбы с так называемой «заказной» (мотивированной) оценкой стоимости уникальных материальных и нематериальных дорогостоящих активов, распространённым результатом которой, как правило, является существенная недооценка, либо что более редко переоценка таких активов в интересах заказчика, но во вред государству и обществу.
  2. Ликвидация малоразмерных саморегулируемых общественных организаций (СРО) оценщиков в стране. В России должно быть создано одно Всероссийское общество оценщиков (ВРОО) с филиалами в регионах. В ближайшее время скорее всего так и будет. Существующая многочисленность СРО оценщиков наносит вред качеству оценочных работ в стране, способствует снижению профессионального уровня оценщиков, падению репутации оценочной деятельности, приводит к демпингу стоимости заказов на оценку, размывает полезность этих общественных организаций для самих оценщиков.
    При существовании в стране только одного Всероссийского общества оценщиков надобность в Национальном совете по оценочной деятельности отпадёт, а те его сегодняшние функции, которые нужны государству (если таковые имеются), естественным образом, без ослабления перейдут к ВРОО. Число чиновников и бюрократов в оценочном сообществе заметно уменьшится, что пойдёт ему на пользу.
  3. Получилось так, что в стране стало очевидным перепроизводство оценщиков. По статистике имеется порядка 17 тысяч «обученных» и объединённых в разных СРО оценщиков, не считая тех, кто занимается оценкой стоимости активов в аудиторских фирмах, в инвестиционных и страховых компаниях, а также в банках. В СМИ можно встретить утверждение, что России сегодня достаточно иметь 4 - 5 тысяч оценщиков-профессионалов, способных справиться со всем объёмом оценочных работ в стране, и с этим можно согласиться. Нельзя принимать в члены сообщества оценщиков всех закончивших спецкурсы желающих, ошибочно считающих себя подготовленными для этого нелёгкого ремесла. Престиж оценщика многого стоит и согласие человека платить установленные взносы в общество не должно быть пропуском в круг профессионалов оценки. Приёмная комиссия общества оценщиков должна быть максимально строга к тем, кто хочет влиться в его ряды. В Союзы художников, композиторов, писателей или архитекторов абы кого не принимают. Так должно быть и с обществом оценщиков.
    В члены общества оценщиков не следует принимать людей, стаж практической деятельности которых по специальности менее 3-х лет в настоящее время и 5 лет в недалёком будущем.
    Противоестественное перепроизводство невостребованных экономикой малообразованных оценщиков нужно прекращать как в интересах государства и общества, так и самих обманываемых «оценщиков».
  4. Наиболее продвинутые представители сообщества теоретиков и практиков оценки должны задуматься над тем, кто и как должен готовить преподавателей по учебным дисциплинам, связанным с оценкой стоимости активов, кто должен заниматься их систематической (не реже одного раза в год) профессиональной переподготовкой, кто в состоянии разрабатывать и периодически уточнять образовательные стандарты и учебные программы по этим дисциплинам как для преподавателей, так и для слушателей спецкурсов. Целесообразна ежегодная аттестация спецкурсов по оценочной деятельности на качество подготовки слушателей.
  5. Задачи, аналогичные указанным в п. 4, должны решаться и в отношении преподавателей по экспертизе результатов оценочных работ. Откуда набирать таких преподавателей, кто их будет готовить? Когда и как должна быть организована их профессиональная переподготовка? Кто способен подготовить образовательные стандарты и учебные программы по экспертизе отчётов об оценке для преподавателей экспертизы и для будущих экспертов в этой области знаний?
  6. Существование только одного общества оценщиков в стране обеспечит возможность организовать надлежащую секционную специализацию оценщиков по укрупнённым видам оцениваемого имущества, например, по летательным аппаратам, по речным и морским судам, по гостиницам и их сетям, по банкам, инвестиционным и страховым компаниям и т.д. Специализация оценщиков, распределение их по узкопрофильным секциям создаст условия для существенного повышения качества результатов соответствующих оценочных работ. Направления специализации оценочной деятельности и секционирования оценщиков требуют дальнейшей глубокой проработки.
  7. В ближайшей перспективе обязательно должен быть решён вопрос о введении в теорию и практику оценочной деятельности понятий фундаментальной ценности и фундаментальной стоимости имущества (собственности) и соответствующих им ценных бумаг. Фундаментальной стоимостью активов следует признавать стоимость, обеспечивающая генерацию добавочной стоимости и её структурных элементов, в частности, чистого дохода и прибыли до и после уплаты налогов, сборов и процентов.
  8. Для оценки стоимости проблемных активов, к числу которых следует в первую очередь относить дорогостоящее специализированное, уникальное технологическое оборудование, не имеющее рынков приобретения и сбыта; активы экономически важных средних, крупных и крупнейших предприятий, а также многообразных форм их объединений, при Правительстве РФ должна быть создана специальная государственная или государственно-частная компания (типа американской "BLAKROCK"), главной задачей которой должна стать организация независимой объективной оценки и экспертизы результатов оценки стоимости таких активов, не подлежащих пересмотру.
  9. За рубежом и в нашей стране в подавляющем большинстве случаев стоимостью предприятия неправомерно называют его бумажную капитализацию и оценивают соответствующим образом. Общеизвестно, что фондовый рынок является управляемым («быки» и «медведи»), и это создаёт неисчерпаемые возможности для мошеннических спекуляций, манипуляций, незаконных ухищрений. Конечный результат таких действий: недооценка либо переоценка имеющихся ценных бумаг в интересах индивидуального либо группового манипулятора. С подменой оценок стоимости предприятий оценками их капитализации, которая всегда осуществляется не в общественных интересах, нужно заканчивать и как можно скорее. Остаётся только поражаться, какими живучими и безнаказанными оказываются откровенные мошенничества и экономические преступления в виде коррупции, деривативов, оффшоров, заказного характера оценок стоимости активов и т.д. и т.п.
  10. На первоначальном этапе борьбы с очевидными нарушениями экономического порядка стандарты оценки физической стоимости предприятий должны быть отделены от стандартов оценки стоимости их ценных бумаг. Соглашающихся с этим предложением много, нет только желающих это сделать. Нужна политическая воля руководителей оценочного сообщества.
  11. Необходимо исправить откровенные нарушения здравого смысла при существующих процедурах определения стоимости предприятий: при отсутствии рынка проблемных активов нельзя использовать методы сравнительного (рыночного) подхода к оценке их стоимости; метод ДДП не пригоден для оценки стоимости имущественно-земельных комплексов и нематериальных активов предприятий; метод потолочного взвешивания результатов определения стоимости активов, полученных тремя разными методами оценки, для получения конечной оценки компрометирует уровень профессионализма всех членов сообщества оценщиков, прибегающих к этому взвешиванию, а заодно и тех экспертов оценки, которые не обращают внимание на дефективность такой процедуры.
  12. Отчёты об оценке стоимости проблемных активов и экспертные заключения по этим отчётам должны быть открытыми хотя бы для оценщиков-профессионалов, которые должны учиться и совершенствоваться не только на своих собственных, но и на чужих ошибках. Искусственно навязываемая конфиденциальность таких материалов, если они не касаются официально засекреченных объектов, направлена против интересов государства и общества и сдерживает прогресс оценочной деятельности в стране.

В концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010 - 2020 гг. отмечается, что «Важным инструментом рыночной экономики является оценочная деятельность, правовое регулирование которой требует постоянного внимания и совершенствования». Оценка имущества - это один из тех механизмов, с помощью которых работает рынок. Без института оценки рыночная экономика просто не может существовать. С другой стороны становление и развитие оценки возможно только в условиях рыночных отношений при четком определении роли и места государства в вопросах ценообразования и правового регулирования предпринимательской деятельности.

Достоверная оценка стоимости нужна постоянно: для кредитования, страхования, вклада в уставный капитал, развития рынка ценных бумаг и т.д. К чему может привести недостоверная оценка залогового имущества, наглядно показал финансовый кризис 2008 года.

Как отмечается в Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, необходимо иметь достоверную информацию о рыночной стоимости сырьевых ресурсов, которыми мы обладаем. Чтобы оценить эффективность инвестиций необходимо произвести оценку добавленной стоимости каждого проекта. А объективной положительной оценкой результата любой хозяйственной деятельности может служить только факт увеличения стоимости собственного капитала. Именно по этой причине в Международных стандартах финансовой отчетности была признана необходимость учета активов на балансе предприятий не по исторической, а по справедливой рыночной стоимости, которую определяет профессиональный оценщик.

Только достоверная оценка имущества и адекватная компенсация его порчи или изъятия могут быть реальным механизмом защиты права собственности, которое гарантировано Конституцией Республик Казахстан.

Таким образом, основной целью государственной политики на предстоящий период является принятие организационно-правовых мер для обеспечения достоверности оценки, расширения сферы применения рыночной стоимости в целях повышения эффективности использования производственных и природных ресурсов. Концепция государственной политики в области оценки имущества призвана содействовать осуществлению государственной стратегии Республики Казахстан по обеспечению устойчивого культурного и социально-экономического развития страны.

Концепция базируется на следующих основных принципах:

правового, методологического и информационного единства оценочной деятельности на всей территории Казахстана;

  • - конституционных гарантий соблюдения прав собственности;
  • - конституционного права свободы выбора общественных объединений;
  • - национальной безопасности.

Государственная политика в области оценочной деятельности определяет основные требования к оценщикам и оценочной деятельности, устанавливает правовые основы регулирования и саморегулирования оценочной деятельности.

Целью настоящей Концепции является изложение основ государственной политики в области развития оценочной деятельности на современном этапе.

Основные задачи Концепции заключаются в следующем:

  • -обеспечение защиты прав собственности на имущество за счет объективной рыночной оценки его стоимости;
  • -формирование и развитие цивилизованного саморегулируемого рынка оценочных услуг;
  • -разработка, внедрение и поддержание единых правил добросовестной конкуренции на отечественном рынке оценки;
  • -совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров профессиональных оценщиков;
  • -формирование и поддержание нормативно-правовой базы оценочной деятельности как одного из стержневых элементов казахстанской экономики;
  • -совершенствование государственного контроля за деятельностью оценщиков;
  • -создание системы общественного контроля субъектов оценочной деятельности;
  • -защита интересов оценочного сообщества от непредусмотренного законодательством вмешательства государственных органов и должностных лиц;
  • -обеспечить эволюционный переход от лицензирования к саморегулированию оценочной деятельности.

Для достижения намеченных целей необходимо решить следующие задачи:

  • -разработать и утвердить государственную программу развития оценочной деятельности в Республике Казахстан на среднесрочный период;
  • -создать системы и организационную структуру саморегулирования оценочной деятельности;
  • -совершенствовать нормативную правовую базу оценочной деятельности;
  • -создать постоянно действующий Межведомственный совет по оценочной деятельности;
  • -разработать механизм эффективного контроля качества оценочных работ;
  • -реорганизовать РГП Центры по регистрации недвижимости, исключив из их функций деятельность по оценке имущества, т.к. в большинстве случаев для оформления технического паспорта они требуют обязательной оценки недвижимости и выполняют эту работу по лицензии, выданной их учредителем;
  • -обеспечить переход от лицензирования к саморегулированию эволюционно - без потерь для субъектов оценочной деятельности - как потребителей услуг оценочной деятельности, так и самих оценщиков;
  • -не допустить возникновения недобросовестной конкуренции, как между оценщиками, так и между объединениями оценщиков;
  • -обеспечить меры по поддержанию качества оценочных услуг, в частности, за счет неукоснительности соблюдения требований Закона и Стандартов, а в дальнейшем, и повышения требований к оценщикам за счет разработки и внедрения единой системы сертификации;
  • -добиться протекционистских мер по защите отечественных производителей оценочных услуг, подобных осуществляемым в банковской и страховой сферах (задача-максимум). Добиться на отечественном рынке равных условий с западными оценщиками (задача-минимум);
  • -создать единую систему обучения и переподготовки оценщиков для чего ввести аккредитацию ВУЗов и учебных центров и утверждение (согласование) программ обучения и переподготовки оценщиков;
  • -исключить из законодательства понятие «оценщик-юридическое» лицо и установить, что оценщик - это только физическое лицо, которое несет личную ответственность за недостоверную оценку. Оценочная компания, заключившая договор с заказчиком в соответствии с ГК РК несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора, но персональную ответственность должен нести оценщик;
  • -создать системы досудебного регулирования споров и массовой оценки недвижимости, путем создания экспертных советов и третейских судов;
  • -принять меры по расширению рынка оценочных услуг, что в свою очередь будет способствовать развитию рыночных отношений в различных сферах деятельности и повышению их эффективности. Включить следующие виды объектов оценки: инвестиционные проекты, кадастровая оценка земли, налоговая оценка имущества физических лиц, ломбарды, интеллектуальная собственность, материальный и моральный ущерб, которые должны выполнять оценщики;
  • -осуществить переход всех сфер деятельности на рыночную стоимость (налоги, аренда госсобственности, контракты на недропользование, оценка инвестиционных проектов, и т.д.);
  • -разработать нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношение между оценщиками и аудиторами, банками, страховыми компаниями, финансовыми институтами и т.д.;
  • -создать систему информационного обеспечения оценочной деятельности;
  • -создать условия для организации научных исследований в области оценки имущества в рамках программы инновационного развития Казахстана (гранты, госзаказ).

В целях завершения формирования нормативной правовой базы по оценке всех видов имущественных прав необходимо:

  • -разработать и утвердить стандарты в области оценки имущества;
  • -максимально унифицировать понятийный аппарат и терминологию, применяемую в оценочной деятельности, с понятийным аппаратом и терминологией бухгалтерского и первичного учета, налогообложения, регистрации объектов оценки в Республике Казахстан, а также с понятийным аппаратом и терминологией международных стандартов оценки;
  • -утвердить государственные требования к программам профессиональной переподготовки оценщиков;
  • -утвердить порядок аттестации и аккредитации оценщиков;
  • -законодательно определить функции, права и обязанности саморегулируемых организаций профессиональных оценщиков и создать условия для их работы;
  • -привести систему налоговой отчетности в соответствие с МСФО, не облагать налогом прирост стоимости активов, вызванный их переоценкой в целях перехода системы бухгалтерского учета на МСФО, пересмотреть систему учета амортизации при расчете величины налогооблагаемого дохода;
  • -устранить на законодательном уровне пробелы, связанные с оборотом результатов интеллектуальной деятельности, земельных, лесных ресурсов, полезных ископаемых и других специализированных активов;
  • -произвести амнистию нематериальных активов (технологий), которые фактически используются в процессе производства, но не стоят на балансе.

Кроме этого требуется организовать разработку нормативной, информационной и методической базы оценки имущества, включающей в себя:

  • -методики оценки всех видов имущества для различных целей;
  • -затратные справочники;
  • -базы данных о ценах на основное производственное оборудование, инструменты и инвентарь;
  • -информационную базу о ценах предложения, продажи и реальных сделок с имуществом;
  • -информационную базу о показателях доходности и риска по различным видам бизнеса;
  • -следует провести ревизию всех нормативных актов в сфере оценочной деятельности и отменить все положения, согласно которых методы оценки, порядок заключения договоров на оценку и процедура оценки рыночной и иной стоимости установлены не уполномоченным органом;
  • -подготовить нормативный акт, в котором запретить проведение аккредитации оценщиков любыми органами, кроме уполномоченного органа;
  • -при наделении территориальных органов юстиции контрольными функциями, проверку производить совместно с территориальной палатой оценщиков и палатой, членом, которой является данный оценщик. Периодичность проверки установить в соответствии с утвержденным положением по управлению рисками:
  • -для создания базы данных о ценах на недвижимое имущество создать и постоянно обновлять базу данных на основе анализа договоров купли-продажи, регистрируемых в Центрах недвижимости;
  • -разработать и опубликовать Комментарий к закону «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан».

Концепция развития оценочной деятельности в Республике Казахстан, должна в первую очередь корреспондировать с общей концепцией развития экономики, поскольку вопросы оценки являются вопросами межведомственными и выходят за рамки одного или нескольких ведомств. Являясь уполномоченным органом, Министерство юстиции Республики Казахстан должно не только осуществлять контроль за деятельностью оценщиков, но и выполнять функции координатора работ по оценке в Казахстане, а Межведомственный совет, по сути, должен стать основным аналитическим органом, призванным вырабатывать решения по вопросам оценочной деятельности.

Необходимо также завершить разработку программ повышения квалификации оценщиков в Республике Казахстан. В целях повышения качества обучения оценщиков и ответственности учебных заведений предлагается ввести систему аккредитации ВУЗов, которым уполномоченный орган предоставляет право выдачи сертификатов, являющихся основанием для выдачи лицензии. Развитие оценочной деятельности связано с проведением научных и методологических исследований.