Сложный труд. Vi. простой и сложный труд

Существуют различные виды труда, все их многообразие классифицируют по следующим критериям: по содержанию труда, по характеру труда, по результатам труда, по методам привлечения людей к труду.

В зависимости от содержания труда различают следующие его виды:

1) умственный и физический труд;

2) простой и сложный труд. Простой труд - это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд - это труд квалифицированного работника, обладающего определенной профессией;

3) функциональный и профессиональный труд. Функциональный труд характеризуется определенным набором трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональный труд является конкретизацией функционального труда, образующий широкую профессиональную структуру;

4) репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несет в себе ничего нового. Творческий труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям.

В зависимости от характера труда различают:

1) конкретный и абстрактный труд. Конкретный труд - это труд конкретного работника преобразующего предмет природы с целью придания ему определенной полезности и создающий потребительную стоимость. Абстрактный труд - это соизмеримый конкретный труд, он абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда, и создает стоимость товара;

2) индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд - это труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя. Коллективный труд - это труд коллектива, подразделения предприятия, он характеризует форму кооперации труда работников;

3) частный и общественный труд. Частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку носит общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости;

4) наемный труд и самонаем. Наемный труд имеет место тогда, когда человек нанимается по трудовому договору к собственнику средств производства выполнять определенный набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Самонаем предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды:

1) живой и прошлый труд. Живой труд - это труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый труд воплощается в таких элементах процесса труда как предметы труда и средства труда;

2) производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально-вещественные блага, а результатом непроизводительного труда - социальные и духовные блага, имеющие не меньшую ценность и полезность для общества.

По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют:

1) стационарный и передвижной труд;

2) легкий, средней тяжести и тяжелый труд;

3) свободный и регламентированный труд.

По методам привлечения людей к труду различают:

1) труд по внеэкономическому принуждению, когда человек включается в трудовой процесс по прямому принуждению (рабство);

2) труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию;

3) добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения.

Средства труда также предопределяют деление труда на различные виды: ручной, механизированный, автоматизированный, машинный труд.

6. Сущность организации труда

В настоящее время организация труда на предприятии рассматривается, как в узком, так и в широком понимании. В узком смысле структура организации труда на предприятии характеризуется конкретным ее содержание, то есть теми элементами, которые ее непосредственно образуют. В широком смысле организация труда включает в себя еще и те элементы, которые не являются обязательными, но в силу различных обстоятельств могут входить в состав организации труда.

Поэтому в систему организации руда на предприятии в узком ее понимании включаются следующие, обязательные для всех проявлений, элементы организации труда:

1) разделение труда представляющее собой обособление и установление каждому работнику, группе работников и подразделениям предприятия конкретных обязанностей, функций и сферы действия;

2) кооперация труда, заключающаяся в формировании и установлении определенной системы производственной взаимосвязи и взаимодействия между работниками, группами работников и подразделениями;

3) организация рабочих мест в широком смысле включает в себя: организацию рабочего мета и организацию обслуживания рабочих мест. Организация рабочего места предполагает его оснащение всеми необходимыми средствами производства и рациональную планировку всех предметов оснащения на рабочем месте, исходя из принципа удобства работы. Организация обслуживания рабочих мест включает в себя систему взаимодействия основных и вспомогательных рабочих, при котором основной функцией вспомогательных рабочих является своевременное обеспечение рабочего места всем необходимым для непрерывной плодотворной работы основных рабочих;

4) приемы и методы труда определяются как способы выполнения различных видов работ. Приемы и методы труда должны обеспечивать выполнение операций и функций с наименьшими затратами всех видов ресурсов, в том числе и человеческих усилий. Прогрессивность приемов и методов труда определяются также технологией производства и уровнем внедрения достижений науки и техники в производство;

5) установление норм труда. Нормы труда устанавливаются для конкретных условий труда, и с изменением этих условий должны постоянно пересматриваться, с целью оптимизации соотношения затрат труда с его результатами. Кроме того, нормы труда являются основой эффективной организации планирования производства;

6) планирование и учет труда осуществляются для установления необходимых общих затрат труда, оптимальной численности персонала и его динамики, расчет фонда заработной платы, и в конечном счете, для установления правильных пропорций в затратах труда;

7) создание благоприятных условий труда, то есть совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих благотворное влияние на работоспособность и здоровье работника (или, по крайней мере, не ухудшающих их).

Перечисленные элементы являются обязательными для эффективной организации руда. Это тот минимум элементов, который является основой организации труда на любом предприятии.

Организация труда в широком толковании, наряду с перечисленными элементами, включает, и другие элементы к которым относят:

1) подбор, подготовка и повышение квалификации кадров предприятия включает в себя: профессиональный отбор, профессиональную подготовку, переподготовку кадров;

2) установление форм, систем и размера оплаты труда, разработка систем стимулирования и ответственности за результаты труда;

3) поддержание высокой дисциплины труда, трудовой активности и творческой инициативы.

Г-н Дюринг открыл у Маркса грубый экономический промах, допустимый для ученика младшего класса и в то же время заключающий в себе общественно-опасную социалистическую ересь. Теория стоимости Маркса «не более, как обычное… учение о том, что труд есть причина всех стоимостей, а рабочее время – мерило их. Совершенно неясным остается здесь представление о том, как следует мыслить различную стоимость так называемого квалифицированного труда. Правда, и по нашей теории измерять естественные издержки и тем самым абсолютную стоимость хозяйственных предметов можно только затраченным рабочим временем, с тою разницей, однако, что мы принимаем рабочее время каждого индивидуума за равные величины, не упуская при этом из вида, что при квалифицированных работах к индивидуальному рабочему времени одной личности присоединяется работа других личностей… например, при употреблении разных орудий производства. Дело, следовательно, обстоит не так, как туманно представляет себе г. Маркс, будто бы чье-либо рабочее время само по себе стоит больше, чем рабочее время другого, потому что в первом как бы сгущено больше среднего рабочего времени. Всякое рабочее время, без исключения и принципиально, следовательно без необходимости принимать в расчет какой-либо средний уровень,-одинаково и совершенно равноценно, и при работах какой-либо личности, так же как и в каждом готовом продукте, нужно только выяснить, сколько рабочего времени других лиц скрыто в затрате, повидимому, только его собственного рабочего времени. Будет ли то орудие производства, приводимое в действие рукой, либо сама рука, даже голова, которая без посредства рабочего времени других людей не может получить специального свойства и работоспособности, это не имеет ни малейшего значения для строгого применения теории. Господин же Маркс в своих рассуждениях о стоимости не свободен от мелькающего перед ним призрака квалифицированного рабочего времени. Отказаться от него ему помешал унаследованный метод мышления образованных

200 АНТИ-ДЮРИНГ. – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

классов, которым должно казаться чудовищным признание рабочего времени тачечника и рабочего времени архитектора экономически вполне равноценным».

То место у Маркса, которое вызвало этот «страшный гнев» г. Дюринга, очень кратко. Маркс исследует, чем определяется стоимость, товаров, и отвечает: содержащимся в них человеческим трудом. «Последний,-продолжает он,-есть затрата простой рабочей силы, которою обладает в своем физическом организме всякий обыкновенный человек без особого развития… Более сложный труд имеет значение лишь как возведенный в степень или скорее умноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству труда простого. Что это приравнение одного труда другому происходит постоянно, показывает опыт. Известный товар может быть продуктом самого сложного труда, но стоимость его приравнивается продукту простого труда, а потому сам он представляет собою лишь определенное количество простого труда. Различные пропорции, в которых разные виды труда приводятся к труду простому, как к их единице, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и кажутся им поэтому существующими по обычаю».

Здесь у Маркса речь идет ближайшим образом лишь об определении стоимости товаров, т. е. предметов, которые производятся внутри общества, состоящего из частных производителей, производятся этими производителями, за частный счет и вымениваются один на другой. Здесь, следовательно, говорится отнюдь не об «абсолютной стоимости», где бы последняя ни влачила свое существование, но о стоимости, которая существует в определенной общественной форме. Эта стоимость, в этой ее определенной исторической форме, создается и измеряется человеческим трудом, воплощенным в отдельных товарах, а этот человеческий труд оказывается далее затратой простой рабочей силы. Однако не всякий труд есть простая затрата простой человеческой силы: очень многие виды труда включают в себя применение ловкости или познаний, приобретаемых с бОлыпим или меньшим трудом и с затратой времени и денег. Создают ли эти виды сложного труда в равные периоды времени такую же товарную стоимость, как и труд простой, т. е. одна лишь-затрата рабочей силы? Очевидно, нет. Продукт часа сложного труда представляет товар высшей стоимости, двойной или тройной, по сравнению с продуктом часа простого труда. Стоимость продуктов сложного труда определяется, благодаря такому сравнению, в определенных количествах простого труда, а это приведение сложного

ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ТРУД 201

труда к простому совершается общественным процессом, за спиной производителей, – процессом, который здесь, при обсуждении теории стоимости, может быть установлен, но еще не объяснен.

Именно этот простой факт, ежедневно совершающийся в современном капиталистическом обществе на наших глазах, и констатирует здесь Маркс. Он настолько неоспорим, что сам г. Дюринг не отважится его оспаривать ни в своем «Курсе», ни в «Истории политической экономии». Изложение Маркса так просто и ясно, что никто наверное, кроме г. Дюринга, не останется при этом «в полной неясности». Благодаря этой «полной неясности», г. Дюринг, увлекаясь своей гипотезой об «естественных издержках» и об «абсолютной стоимости», о которой никогда ничего не говорилось ни в одном курсе политической экономии, – проглядел истинный смысл теории Маркса о товарной стоимости, которая и составляла главным образом предмет изучения для последнего. Что бы г. Дюринг ни понимал под «естественными издержками» и какое значение ни придавал бы своим пяти различным родам стоимости, чтобы обосновать понятие об «абсолютной стоимости», одно можно с уверенностью сказать, что у Маркса не могло быть и речи о всех этих вещах; он всегда говорил только о товарной стоимости, и во всей главе «Капитала» о стоимости нет ни малейшего намека на то, считал ли Маркс и в каком объеме свою теорию о товарной стоимости применимой к другим общественным формам.

«Но,-продолжает г. Дюринг,-дело обстоит вовсе не так, как туманно представляет себе Маркс, будто бы чье-либо рабочее время само по себе стоит больше, чем рабочее время другого лица, потому что в первом случае как бы сгущено больше среднего рабочего времени. Напротив, всякое рабочее время, без исключения и принципиально, следовательно без необходимости принимать в расчет какой-либо средний уровень, – совершенно равноценно». Так полагает г. Дюринг, и поэтому он может считать себя счастливым, что судьба не сделала его фабрикантом и тем самым предохранила от оценки его товаров по этому новому правилу, а следовательно и от необходимости сделаться банкротом. Однако! Неужели мы находимся

еще в обществе фабрикантов? Совсем нет. Навязывая нам свои гипотезы об естественных издержках и абсолютной стоимости, г. Дюринг заставляет нас вместе с тем сделать скачок, настоящий salto mortale из настоящего скверного мира, где господствует экс-плоатация, в его собственную хозяйственную коммуну будущего, в сферу небесного равенства и справедливости. Мы должны немного заглянуть, хотя и несколько преждевременно, в этот новый мир.

202 АНТИ-ДЮРИНГ.-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Без всякого сомнения, по теории г. Дюринга, в его будущей коммуне стоимость хозяйственных предметов может быть измеряема только затраченным рабочим временем, с тем, однако, условием, что рабочее время каждого индивидуума будет заранее считаться равноценным, без исключения и принципиально и, следовательно, без необходимости принимать в расчет какую-либо среднюю норму для измерения и оценки рабочего времени. И вот сравните этот радикальный уравнительный социализм с туманным представлением Маркса о том, будто чье-либо рабочее время само по себе стоит дороже, чем рабочее время другого какого-либо лица, на том основании, что в первом из них как бы сгущено более среднего рабочего времени, чем во втором,-туманное представление, возникшее у г. Маркса благодаря унаследованному от образованных классов способу мышления, которым должно казаться чудовищным признание рабочего времени тачечника и рабочего времени архитектора –экономически вполне равноценным!

Беда только в том, что Маркс в примечании, сделанном к выше приведенной выписке из «Капитала», говорит: «Читатель должен обратить внимание на то, что здесь идет речь не о заработной плате, которую получает работник за рабочий день, но о стоимости товаров, в которых воплощается его рабочий день». Из этих слов можно заключить, что Маркс, как бы предугадывая поход г. Дюринга, направленный против него, сам протестует против применения приведенной выше цитаты из «Капитала» хотя бы даже к объяснению заработной платы, выплачиваемой за сложный труд в нынешнем обществе. И если г. Дюринг, не довольствуясь этим, приписывает приведенной выше цитате из «Капитала» значение основных положений, которые Маркс будто бы хотел применить к распределению жизненных средств в социалистически организованном обществе, то это просто бесстыдная подтасовка, допускаемая разве только в среде разбойников печати.

Нам все-таки необходимо несколько ближе познакомиться с учением г. Дюринга о равноценности. Всякое рабочее время, – говорит он, – совершенно равноценно,-как рабочее время тачечника, так и рабочее время архитектора. Таким образом оказывается, что рабочее время, а следовательно и самый труд, имеет известную стоимость. Но ведь труд есть созидатель всех стоимостей. Только он один и придает стоимость, в экономическом смысле, добываемым продуктам природы. Следовательно, стоимость есть не что иное, как выражение овеществленного в каком-либо предмете общественно-необходимого человеческого труда, и труд сам по себе не может иметь никакой стоимости.

ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ТРУД 203

Говорить о стоимости труда и определять ее – это то же самое, что говорить о стоимости самой стоимости или желать определить вес не только физических тел, но и самой тяжести. Г-н Дюринг разделывается с такими людьми, как Сен-Симон, Оуэн и Фурье, называя их социальными алхимиками. Но, фантазируя над стоимостью рабочего времени, т. е. труда, он доказывает, что он сам стоит гораздо ниже, чем подлинные алхимики. И подумать только, с какой развязностью г. Дюринг навязывает Марксу утверждение, будто бы чье-либо рабочее время само по себе стоит больше, чем рабочее время других лиц, и будто бы рабочее время, т. е. труд, имеет стоимость,– тому самому Марксу, который впервые заявил, что труд не может иметь никакой стоимости, и доказал почему именно.

Для социализма, который хочет эмансипировать человеческую рабочую силу от ее роли товара, весьма важное значение имеет то соображение, что труд не имеет стоимости и не может иметь ее. Вместе с этим соображением теряют свое значение все доставшиеся по наследству г. Дюрингу от стихийного рабочего социализма попытки регулировать в будущем распределение средств существования как своего рода высшую заработную плату. Из него, далее, следует тот вывод, что распределение, поскольку оно управляется чисто экономическими мотивами, будет регулироваться интересами производства, а развитию производства наиболее способствует такой способ распределения, который позволяет всем членам общества возможно все-сторонее развить, сохранить и применить свои способности. Унаследованному же г. Дюрингом образу мышления образованных классов должно, конечно, казаться чудовищным, что настанет время, когда не будет ни тачечников, ни архитекторов по профессии, и что человек, который распоряжался в течение получаса как архитектор, будет затем некоторое время толкать тачку, пока не явится опять необходимость в его деятельности как архитектора. Хорош был бы социализм, увековечивающий работу тачечника как специальную профессию.

Если равноценность рабочего времени должна иметь тот смысл, что каждый работник в равные промежутки времени производит равные стоимости и что нет необходимости для определения стоимости принимать в расчет какую-либо среднюю норму, то это, очевидно, неверно. Стоимость продукта одного часа труда двух работников, хотя бы одной и той же отрасли промышленности, всегда окажется различна, смотря по интенсивности труда и искусству работника; этой беде, которая, впрочем, может казаться таковой только господам а 1а Дюринг, не может помочь никакая хозяйственная коммуна,

204 АНТИ-ДЮРИНГ. – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

по крайней мере на нашей планете. Что же остается, следовательно, от всей равноценности всякого труда? Не более, как хвастливая фраза, не имеющая иной экономической основы, кроме неспособности г. Дюринга провести различие между определением стоимости трудом и определением стоимости заработной платой. Он, в сущности, написал указ, основной закон новой хозяйственной коммуны: заработная плата за равный труд должна быть равна. Но ведь старые французские рабочие-коммунисты и Вейтлинг приводили гораздо лучшие доводы в пользу такого равенства заработной платы.

Как же разрешается весь важный вопрос о высшей оплате сложного труда? В обществе частных производителей издержки по обучению квалифицированного рабочего падают на частных лиц или их семейства; поэтому и частным лицам ближайшим образом достается высшая плата за обученную рабочую силу; как прежде обученный раб продавался дороже, так теперь обученный наемный рабочий оплачивается по высшей цене. В обществе, организованном социалистически, эти издержки оплачивает общество, поэтому ему принадлежат и результаты их, т. е. созданные более сложным трудом высшие стоимости. Сам рабочий не может претендовать ни на какой избыток. Из чего, между прочим, следует вывод, что и излюбленное притязание работника на «весь продукт труда» тоже иной раз оказывается не совсем неуязвимым.

Проверочная работа по теме: «Труд» 5 класс

Вариант 1

Часть А

1. Что из перечисленного отличает деятельность человека от животного?

    Способность к творчеству 2. Забота о потомстве

3. Жизнь в группе 4. Биологические потребности

2. Признаком творчества является:

    Стандарт 2. Трафарет 3. Копирование 4. Новизна

3. Продукт труда, выставленный на продажу:

    Заработная плата 2. Товар 3. Земля 4. Премия

4. Что из перечисленного можно отнести к услугам?

1. Учебник 2. Компьютер 3. Труд тренера

5. Что из перечисленного не является творчеством?

1.Художник рисует картину 3. Актер выступает на сцене

2.Ученый совершает открытие 4. Балерина упражняется в технике танца

, не связанный с этим понятием.

7. Что такое благотворительность?

1. Сочувствие к тем, кто не имеет средств для достойного существования

2. Оказание помощи тем, кто в ней нуждается

3 Строительство больниц, приютов, школ

4. Всё названное

8. Верно ли, что:

А. Труд можно разделить на простой и сложный.

Б. Источником богатства на земле является только труд человека?

9. Верны ли суждения о выборе профессии?

А. Для правильного выбора профессии достаточно только знать, что она престижна.

Б. Материальное вознаграждение должно быть главным при выборе профессии.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа

10.Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«творчество». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Выдумка 2. Трафарет 3. Фантазия 4. Новизна 5. Чувство красоты.

Часть В

В 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом

1. Труд

А. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

2.Творчество

Б. Высокое природное дарование, выдающиеся способности к деятельности в какой-либо области – научной. Художественной, практической.

3. Мастер

В. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей.

4.Талант

Г. Человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд, смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные

1

2

3

4

Ответ:

В 2. Заполните пропуск в предложении.

Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и важнейшей его _____ .

(мастерством, благотворительностью, деятельностью)

Часть С

Проверочная работа по теме: «Труд»

Вариант 2

Часть А

1. Что является признаком деятельности человека в отличие от поведения животных?

1. Использование природных материалов 2. Инстинкт 3. Планирование 4.Объединение в группы

2. Какая черта необходима людям творческих профессий?

1. Фантазия 2. Коллективизм 3. Практичность 4. Планирование

3. Как называется продукт, произведенный на продажу?

1. Премия 2. Труд 3. Творчество 4. Товар

4. Что из перечисленного является платой за труд?

1. Капитал 2. Процент 3. Заработная плата 4. Рента

5. Что является источником всякого богатства?

1.Деньги 2. Золото 3. Труд 4. Серебро

6. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«благотворительность». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Меценат 2. Миллионер 3. Спонсор 4. Помощь 5. Пожертвование

7. Человек, достигший высшего искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество:

1.Ремесленник 2. Ученик 3. Мастер 4. Работник

8. Верно ли, что:

А. Работа парикмахера называется услугой.

Б. Труд учёного оценивается по количеству сделанного?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа

9. Верны ли суждения о мастере своего дела?

А. Мастер – человек, достигший высокого искусства в своем деле.

Б. Мастер – человек, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа

10. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«работа». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Кропотливость 2. Творческий подход 3. Лень 4. Усердие.

Часть В

1. В 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом

столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. Мастер

А. продукт произведённый для продажи

2. Труд

Б.Человек достигший высочайших высот в своей профессии

3. Товар

В. Лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

4. Меценат

Г. Деятельность человека, направленная на преобразование мира и создание материальных благ

1

2

3

4

Ответ:

В2. Заполните пропуск в предложении.

Премия – денежное или материальное _______ за достижение, заслуги в какой-либо отрасли деятельности.

(средство, поощрение, взыскание)

Часть С

С1. Написать пословицу о труде, работе, трудолюбии.

Ответы

для проверочной работы по теме «Труд»

Вариант 1

Вариант 2

Часть А

Часть А

Часть В

Часть В

1-В,2-А,3-Г,4-Б

1-Б, 2-Г, 3-А, 4-В

благотворительностью

поощрение

Часть С

Часть С

Пословица о труде самостоятельно написанная ребёнком

Простой труд - это труд неквалифицированный, который в состоянии выполнять любой здоровый человек без предварительного приобретения какой-либо квалификации. Сложный труд - это труд квалифицированный, для выполнения которого требуется предварительное обучение какой-либо специальности. Примером простого труда может служить труд землекопа или дровосека, а примерами сложного труда - труд токаря, слесаря, ювелира.  

Простым трудом называется труд неквалифицированный, требующий от работника минимальной (при данном уровне развития производства) предварительной подготовки.  

Сложный труд, Простой труд), складывается определ.  

В стоимости товара представлен простой труд. Под простым трудом понимается труд, не требующий специальной подготовки.  

Итак, издержки производства простого труда сводятся к издержкам существования рабочего и продолжения его рода. Цена этих издержек существования и продолжения рода составляет заработную плату. Определяемая таким образом заработная плата называется минимумом заработной платы. Этот минимум заработной платы, как и вообще определение цены товаров издержками производства, имеет силу не по отношению к отдельному индивиду, а ко всему виду. Отдельные рабочие, миллионы рабочих получают недостаточно для того, чтобы иметь возможность существовать и продолжать свой род; но заработная плата всего рабочего класса в пределах своих колебаний выравнивается по этому минимуму.  

Одновременно с изменением содержания простого труда увеличивается уд.  

Соотношения сложного труда и простого труда, определяемые в процессе редукции, служат объективной экономической основой для установления исходных пропорций дифференциации заработной платы. Эти пропорции учитываются при установлении меры возрастания тарифных ставок рабочих от разряда к разряду, а также должностных окладов руководителей, специалистов и служащих - в зависимости от занимаемой должности и квалификационных категорий.  

I разряда определяют минимальную оплату наиболее простого труда в единицу времени. I разряда бывают часовые, дневные и месячные.  

Сложный труд есть возведенный в степень простой труд. Высококвалифицированная рабочая сила в течение стандартной рабочей недели создает большую стоимость, чем работники низкой квалификации. Это выражается в том, что либо создается большее количество товаров, либо повышается качество товаров, либо то и другое вместе.  

Затраты времени на подготовку, соответствующие простому труду (им является труд рабочего, тарифицируемый I разрядом), определяются с учетом установленной законом общеобразовательной подготовки и минимальных сроков профессионального обучения или практики на производстве. Соотношение затрат времени на подготовку квалифицированных работников и работников начального уровня квалификации примерно отражает соотношение уровней сложности их труда.  

Любой труд, вид труда приравнивается к простому труду и меряется его мерой. Но поскольку реальные качеств, различия между разными видами труда при этом из действительности не исчезают, постольку такое приравнивание совершается за спиной людей и неведомыми для них способами. Но если такое сведение всех качественно различных видов труда к труду одного качества предположено, то различные виды труда могут отличаться друг от друга лишь как разные К. Как количественное бытие движения есть время, точно так же количественное бытие труда есть рабочее время. Различие в продолжительности самого труда является единственным различием, свойственным ему, предполагая данным его качество... Рабочее время суть живое бытие труда, безразличное но отношению к его форме, содержанию, индивидуальности; оно является живым количественным бытием труда и в то же время имманентным мерилом этого бытия (там же, с. Соответственно меновые стоимости товаров выступают здесь просто как порции, величины, определ. Рабочее время, имеющееся в распоряжении общества, выступает как единственный чисто количеств, аспект субстанции стоимости, или субстанция как К. Но весовые величины благородных металлов имеют здесь значение своеобразных проекций величин рабочего времени, значение пространств, эквивалента величин времени. Поэтому всеобщее рабочее время в свою очередь представляется как особая вещь, как товар, существующий наряду со всеми другими товарами и вне их всех. В свете своего понимания количества Маркс разбивает характерную для бурж.  

Указанные виды труда различаются как сложный труд и простой труд. Сложный труд рассматривается как возведенный в степень или помноженный простой труд. Сложный труд создает большую величину стоимости, чем простой.  

Тарифная ставка I разряда предусматривает размер оплаты самого простого труда.  

Товары реализуются, таким образом, как продукты простого труда, поскольку их стоимости представляют собой различные количества простого труда. Сведение (редукция) видов сложного труда к простому как к единице их измерения имеет место в тех обществах, где существует товарное производство, сохраняются товарно-денежные отношения, В условиях частной собственности на средства производства это сведение носит стихийный характер, совершается на рынке, за спиной товаропроизводителей, и обусловливает товарный фетишизм. В социалистическом обществе редукция труда осуществляется планомерно как в сфере производства, так и в сфере обращения. Квалификационные различия в труде учитываются при разработке плановых заданий по увеличению объемов производства и по подготовке рабочей силы, при распределении материальных благ в соответствии с законом распределения по труду. По мере развертывания научно-технической революции, перехода к комплексно-автоматизированному производству создаются материальные условия для стирания различий между простым и сложным трудом. Развитое социалистическое общество сознательно ускоряет этот процесс, осуществляя широкую программу мероприятий по неуклонному повышению общей культуры и квалификации трудящихся, направленную на преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом, квалифицированным и малоквалифицированным трудом.  

Процесс труда с точки зрения его содержания есть взаимодействие человека с предметами и орудиями труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается изготовлением определенного продукта. В процессе организации труда осуществляются следующие функции:

    логическая, связанная с определением цели и подготовкой процесса труда;

    исполнительная – приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил общества, непосредственное воздействие на предмет труда;

    регистрации и контроля – наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы;

    регулирования – корректировка, изменение и уточнение заданной программы.

Каждая из этих функций в той или иной степени может присутствовать в труде отдельного рабочего. В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определяется сложность труда (схема 4).

Схема 4. Классификация труда по его содержанию

Простой труд – труд, не требующий от работника специальной подготовки, как правило, неквалифицированный труд.

Сложный труд – это труд работника, имеющего квалификацию. Квалифицированный труд связан со значительными дополнительными издержками на обучение, подготовку и воспитание квалифицированного работника. В процессе труда создается в единицу времени большая стоимость, чем простым трудом. Сведение сложного труда к простому (редукция труда) происходит в процессе самого труда. Экономисты признают, что "в условиях научно-технического прогресса возрастает удельный вес сложного труда, который влияет на образование стоимости товара в большей степени, чем простой".

Социологами выявлено, что рынок труда Республики Беларусь как типичного постсоветского государства отличается ростом спроса на малооплачиваемый физический труд низкой квалификации, что не соответствует значительному предложению умственного труда средней и высокой квалификации. В результате наблюдается качественная несбалансированность структур спроса и предложения на рынке труда, затрудняющая его функционирование и участие в создании благоприятного социального климата.

Выход из сложившегося противоречия между качеством вакансий и качеством предложения видится, во-первых, в дисквалификации высококвалифицированных безработных до уровня потребностей рынка труда (наиболее широко применим в настоящее время путь переобучения на профессии повышенного спроса); во-вторых, путем создания рабочих мест и вакансий более высокого квалификационного уровня; в-третьих, путем внедрения научно-технического прогресса и сокращения на этой основе вакансий низкой квалификации и тяжелого ручного труда и повышения спроса на труд более высокой квалификации.

В настоящее время свыше 30 % занятых в промышленности и 70 % – в сельском хозяйстве выполняют простую ручную работу, что не соответствует потребностям и способностям ни одной из общественных групп.

Главный фактор изменений в содержании труда – развитие средств производства. Содержание труда определяется уровнем производительных сил общества и совершенствуется благодаря их развитию.

Производительные силы – совокупность средств производства и людей, приводящих их в действие (схема 5). Вещественная часть производительных сил, и, прежде всего, средства труда, составляет материально-техническую базу общества. В современную эпоху все более непосредственной производительной силой становится наука. Главной производительной силой являются трудящиеся, обладающие производственным опытом, знаниями и навыками к труду. Производительные силы выражают отношение людей к предметам и силам природы, степень их господства над ней. В процессе производства материальных благ люди развивают, совершенствуют орудия и предметы труда, создают новые машины, материалы, все более осваивают природные богатства, овладевают законами развития природы и общества. Это ведет к непрерывному росту производительных сил. Вследствие этого труд по своему содержанию становится все более сложным, квалифицированным, творческим и так далее.

Схема 5. Взаимосвязь основных элементов труда

Творческий характер труда предполагает превращение труда в подлинное удовольствие, когда вместо того, чтобы быть средством порабощения людей, труд "стал бы средством их освобождения , предоставляя каждому возможность развивать во всех направлениях и действенно проявлять все свои способности, как физические, так и духовные, … При этих условиях труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение".

Исторический опыт показывает, что от одной эпохи к другой труд, в общем, становится все более творческим, все более сложным, все более результативным. Подмечено, что под влиянием научно-технической революции, автоматизации труда и роботизации производства "объектом эксплуатации постепенно все более становятся не только и не столько физические, сколько умственные способности работника".

Характер труда выражает социальную сущность своей эпохи и предопределяется характером производственных отношений.

Производственные отношения являются общественной формой развития производительных сил и зависят от их уровня и характера. Вместе с тем производственные отношения имеют определенное самостоятельное значение и, в свою очередь, воздействуют на развитие производительных сил. Если производственные отношения соответствуют уровню и характеру производительных сил, то они ускоряют их развитие, становятся их двигателем. Наоборот, если производственные отношения отстают от развития производительных сил и перестают соответствовать их характеру и уровню, то они начинают препятствовать развитию производства, становятся его тормозом. Рано или поздно, как об этом свидетельствует история развития общества, устаревшие производственные отношения должны быть заменены новыми.