Ст. 195.3 ТК РФ — новинка в кодексе. Она устанавливает правила, согласно которым применение профстандартов становится обязанностью работодателя. Рассмотрим эти правила в нашей статье.
Ст. 195.3 ТК РФ — одна из 3 статей кодекса, посвященных профессиональным стандартам, с которых начинается раздел действующего ТК РФ, в котором рассматриваются вопросы квалификации и дополнительного обучения работников.
Понятие профстандарта было введено в ТК РФ еще в конце 2012 года с включением в него ст. 195.1 (п. 4 ст. 1 закона РФ «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 03.12.2012 № 236-ФЗ).
До 01.07.2016 эта статья оставалась единственной в ТК РФ (если не считать упоминания о возможности использования профстандарта для установления требований к квалификации в ст. 330.2), посвященной роли этого документа в определении квалификационных требований к работнику и определявшей ответственных за его внедрение в трудовые отношения.
О том, какой профстандарт существует для бухгалтера, читайте в статье .
С 01.07.2016 с вступлением в силу закона РФ «О внесении изменений…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ текст ТК РФ, касающийся профстандартов, претерпел редакционные правки и был дополнен новыми статьями.
И если появление ст. 195.2 в кодексе было, по существу, результатом выделения ее текста из ст. 195.1, то ст. 195.3, посвященная основным правилам применения профстандартов, стала главным новшеством ТК РФ по этому вопросу.
До 01.07.2016 ответственность за установление порядка применения профессиональных стандартов возлагалась на Правительство РФ.
Текст ст. 195.3 ТК РФ состоит из 3 абзацев. Правила применения профстандартов изложены в первых 2 из них. В последнем абзаце указывается на право регулирующего органа в сфере труда (Минтруда РФ) давать необходимые пояснения по этому вопросу.
Приведенные в статье правила делятся на 2 группы в зависимости от обязанности их применять:
Обязательность применения возникает в отношении тех положений профстандарта, которые соответствуют квалификационным требованиям, установленным на уровне:
Прочие положения профстандартов необязательны для применения, но могут использоваться работодателями при разработке квалификационных требований к работникам, зависящих от выполняемых ими функций.
Ответы на часть возникших в связи с применением профстандартов вопросов дает Минтруд РФ в письме от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253. В отношении правил применения интерес среди них представляют следующие:
О том, как увязывается содержание профстандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС), читайте в статье .
Штрафные санкции по указанной в письме № 14-0/10/В-2253 статье КоАП РФ могут быть 2 видов:
Совершение аналогичного нарушения повторно приведет к существенному увеличению величины штрафа, максимальное значение которого (для юрлиц) может достичь 200 000 руб. (п. 5 ст. 5.27 КоАП РФ).
Внеся изменения в ТК РФ в отношении профстандартов, закон № 122-ФЗ установил еще одно правило, касающееся профессиональных стандартов, но не нашедшее отражения в тексте кодекса. Он предоставил Правительству РФ право определять особенности применения профстандартов следующими организациями (ст. 4):
В целях реализации этого права Правительством РФ принято постановление от 27.06.2016 № 584, установившее для вышеперечисленных организаций период поэтапного (с 01.07.2016 по 01.01.2020) внедрения профстандартов, на протяжении которого им предстоит:
С учетом этих оговорок применение профстандартов указанными организациями с 01.07.2016 стало обязательно (п. 4 постановления № 584).
О том, как обязательность применения профстандарта повлияет на составление должностной инструкции бухгалтера, читайте в статье .
Ст. 195.3 ТК РФ является нововведением в ТК РФ. В ней отражены основные правила применения профстандартов. Обязательность использования этих документов возникает в отношении включенных в них положений, установленных законами РФ (в частности, ТК РФ) и иными нормативными актами РФ. Особый порядок применения профстандартов установлен для государственных организаций и юрлиц с преобладающей долей участия государства в них.
Официальный текст :
Статья 195. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников
Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.
В случае когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Комментарий юриста :
Действие данной статьи распространяется на руководителей организации в целом, а также на руководителей любых структурных подразделений и их заместителей. К структурным подразделениям в целях применения трудового законодательства относятся как обособленные подразделения юридического лица, создаваемые в соответствии с Гражданским Кодексом (филиалы и представительства), так и любые иные обособленные структурные подразделения (цеха, отделы, участки, управления и т.д.). Соответствующее разъяснение содержится в пункте 16 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2.
Все указанные в статье 195 лица несут дисциплинарную ответственность как за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, так и условий коллективного договора, соглашения. Трудовое законодательство, согласно части 1 статьи 5 Трудового кодекса , состоит из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. К иным актам, содержащим нормы трудового права, следует относить как иные (помимо законов) нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления), так и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Следует учитывать, что последствием нарушения вышеуказанных норм (актов) не обязательно будет увольнение, а лишь применение к соответствующему лицу дисциплинарного взыскания. Поскольку право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит работодателю, то он, разумеется, вправе в зависимости от конкретной ситуации применить к нарушителю любое дисциплинарное взыскание, предусмотренное трудовым законодательством. Однако в тех случаях, когда по вине соответствующего лица допущено серьезное нарушение (длительная задержка зарплаты из корыстной заинтересованности руководителя; нарушение норм об охране труда, приведшее к тяжелому несчастному случаю на производстве, и т.п.), представляется целесообразным применять к виновному руководящему работнику в качестве меры дисциплинарного взыскания именно увольнение (если возможность его применения в соответствующей ситуации предусмотрена законом). Представляется, что такой подход соответствует части 5 статьи 192 Трудового кодекса , согласно которой при наложении дисциплинарного взыскания должна учитываться тяжесть совершенного проступка.
Существенное отличие между процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности указанных в статье 195 лиц по требованию представительного органа работников от общего порядка привлечения к дисциплинарной ответственности (статьи , Трудового кодекса) заключается в том, что работодатель в рассматриваемом случае не может не привлечь данных работников к дисциплинарной ответственности, если факты нарушений подтвердились (в то время как решение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности иных работников за совершение ими дисциплинарных проступков находится на усмотрении работодателя).
До применения меры дисциплинарного взыскания работодатель обязан, как следует из части 1 статьи 195, рассмотреть заявление представительного органа работников о допущенных нарушениях соответствующим руководящим работником и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса работодатель обязан это сделать в недельный срок. Как уже отмечалось, в случае когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Ст. 195.1 ТК РФ ввела в трудовое законодательство представление о профстандартах. В 2016 году ее текст изменен. Рассмотрим, с чем связаны эти изменения.
Статья 195.1 в ТК РФ появилась в конце 2012 года, дополнив собой текст главы 31, открывающей раздел, посвященный дополнительной профессиональной подготовке работников, и стала первой статьей в этом разделе.
Статья ввела в ТК РФ:
Таким образом, статья 195.1 оказалась единственной в ТК РФ, посвященной профстандартам. Второе упоминание о них одновременно с вводом в кодекс статьи 195.1 появилось в статье 330.2, которая ссылалась на них в связи с возможностью оценки с их применением необходимой квалификации лиц, принимаемых на подземные работы.
Особое значение статьи 195.1 ТК РФ заключается в том, что она внедрила в трудовое законодательство те базовые понятия (квалификация работника и перечень требований к этой квалификации), которые обосновывают:
Профстандарт для определенной профессии (должности) представляет собой тот самый необходимый для оценки квалификации перечень требований, предъявляемых к уровню подготовки работника. Внедрение данного перечня в действующее трудовое законодательство вызвано необходимостью приведения его к современным требованиям. В перспективе профстандарты должны заменить используемые ныне единые квалификационные справочники (письмо Минтруда РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).
С 01.07.2016 вступил в силу закон РФ «О внесении изменений…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, который скорректировал текст ТК РФ в главе 31, посвященный профстандартам. Структурно эти корректировки выразились в появлении трех статей, связанных с темой профстандартов, взамен одной. А информационно и логически изменения выстроились так:
Таким образом, в результате предусмотренных законом РФ от 02.05.2015 № 122-ФЗ изменений статья 195.1 ТК РФ существенно уменьшилась в объеме и в действующей редакции содержит только тексты двух определений:
Внесение изменений в ТК РФ в отношении профстандартов связано с началом их реального применения. Так, в частности, с 01.07.2016 они стали обязательными для государственных организаций и юрлиц с преобладающей долей участия государства в их УК (п. 1 ст. 4 закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ). Для перехода к полномасштабному использованию этими организациями профстандартов установлен переходный период до 01.01.2020 (п. 2 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).
Не исключено, что по мере расширения сферы применения профстандартов в трудовое законодательство относительно них будут еще вноситься изменения. Однако у статьи 195.1 ТК РФ , на сегодняшний день содержащей только определения ключевых понятий, относящихся к квалификации работника, есть шанс сохранить свою нынешнюю редакцию.
Первоначально статья 195.1 ТК РФ содержала всю информацию о профстандартах, внесенную в ТК в конце 2012 года. Но изменения, вошедшие в действие с 01.07.2016, привели к тому, что часть положений этого текста выделилась в самостоятельный раздел. Таким образом нынешняя статья 195.1 ТК РФ оказалась посвященной ключевым определениям, связанным с квалификацией работника.
Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта
Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации.
Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Новая редакция Ст. 195 ТК РФ
Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.
В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности существует для штата управленцев компании. Об этом говорится в статье 195 Трудового кодекса РФ. По инициативе представительного органа работников работодатель обязан рассмотреть его заявление о нарушении руководителем организации (другим управленцем) российского трудового законодательства и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников (часть 1 ст. 195 Трудового кодекса РФ).
Если нарушение действительно произошло, работодатель обязан применить к "провинившемуся" руководителю дисциплинарное взыскание.
1. В соответствии с положениями ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы вправе осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профессионального союза. Вместе с тем профсоюзам не предоставлено право участвовать в привлечении должностных лиц к ответственности. Они могут обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. Такими органами могут являться органы государственной трудовой инспекции и суд.
2. На должностных лиц организаций-работодателей возлагается обязанность рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных актов о труде (см. ст. 22 ТК РФ и комментарий к ней). Такие представления могут иметь место в отношении руководителя организации, руководителей структурных подразделений организации и их заместителей. Работодателем для руководителя выступает собственно юридическое лицо, от имени которого в отношениях с руководителем выступает собрание участников, общее собрание акционеров или коллегиальный орган (см. комментарий к ст. ст. 273 - 275 ТК РФ). Именно к этим органам может обратиться представительный орган работников о допущенных руководителем нарушениях трудового законодательства. У работодателя при получении заявления возникают некоторые обязанности:
во-первых, рассмотреть его и проверить изложенные в нем факты;
во-вторых, при подтверждении фактов нарушения привлечь виновное должностное лицо (руководителя или его заместителей) к дисциплинарной ответственности;
в-третьих, довести до сведения представительного органа работников результаты рассмотрения и меры, принятые к нарушителям.
Вместе с тем очевидно, что вид дисциплинарного взыскания определяется работодателем самостоятельно, независимо от требований представительного органа работников, и мерой дисциплинарного взыскания не обязательно должно быть увольнение.