Тяжелых атомных ракетных крейсера проекта 1144.  Военный Обозреватель


Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР). В 1964 г. в СССР начаты исследования возможности строительства крупного военного надводного противолодочного корабля с атомной силовой установкой. Основная задача - уничтожение ПЛАРБ вероятного противника в районах их боевого дежурства. В результате исследований ЦКБ промышленности было выработано техзадание на разработку проекта большого противолодочного корабля с АЭУ водоизмещением 8000 тонн. Разработка проекта "Орлан" была поручена Ленинградскому Северному проектно-конструкторскому бюро. Главный конструктор и руководитель - Б.И.Купенский (до мая 1982 г.), с мая 1982 г. - В.А.Перевалов. Главный наблюдающий за проектированием и строительством корабля от ВМФ СССР - капитан 1 ранга А.А.Савин. Проект корабля с самого начала непосредственно курировал Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков.

В процессе проектирования корабль было предложено оснастить эшелонированными средствами ПВО, а позже и ударным противокорабельным ракетным комплексом, ориентированным на применение против авианосной группы вероятного противника. В связи с ростом водоизмещения и универсализацией возможного назначения корабля было принято решение классифицировать его как "тяжелый автомный ракетный крейсер". Техническое проектирование корабля завершено в 1972 г. Закладка головного корабля состоялась на Балтийском ССЗ в Ленинграде 26.03.1974 г. По данным космической разведки в США крейсер получил наименование Balcom-I (Baltic Combatant). На головном корабле - крейсере "Киров" - установлены 100-мм артиллерийские установки из-за неготовности 130-мм установки.


Строительные работы на тяжелом атомном ракетном крейсере "Адмирал Нахимов" - переоборудование по пр.11442М, ПО "Севмаш", г.Северодвинск, вероятно январь-февраль 2016 г. (коллаж кадров из кинофильма http://www.sevmash.ru).



Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" пр.11442, Северный флот, 26.10. 2010 г. (фото - Виталий Аньков, http://ria.ru).


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" / "Адмирал Ушаков" пр.1144 с стенки СРЗ "Звездочка", Северодвинск, вероятно, 2013 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Фрунзе" / "Адмирал Лазарев" пр.11442, бухта Абрек, Дальний Восток, июль 2013 г. (http://alexeyvvo.livejournal.com/35677.html).


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Калинин" / "Адмирал Нахимов" пр.11442, Северодвинск, вероятно, 2009 г. (фото - Воркунков Максим, http://www.sevmash.ru).


Конструкция : На начальной стадии проектирования принято решение ввести на корабле надводную конструктивную защиту - бронированный пояс охватывал погреба ракетного боезапаса и реакторный отсек.

Бронирование корпуса:

пр.1144 пр.11442
- отсек ПУ ПКР - стенки выше ватерлинии - 100 мм, стенки ниже ВЛ - 70 мм, крыша 70 мм
- погреб ПЛУР 85Р - стенки выше ВЛ 100 мм, стенки ниже ВЛ 70 мм, крыша 70 мм

- вертолетный ангар, керосинохранилище, погреба авиационного боезапаса - бортовые стенки 70 мм, крыша 50 мм
- отсек ПУ ПКР - стенки выше ВЛ 100 мм, стенки ниже ВЛ 70 мм, крыша 70 мм
- ГКП и БИП - боковые стенки 100 мм, траверзы 75 мм, крыша 75 мм
- вертолетный ангар, керосинохранилище, погреба авиационного боезапаса - бортовые стенки 70 мм, крыша 50 мм

Двигательно-энергетическая установка : одинакова у пр.1144 и пр.11442. В самом начале проектирования стоял вопрос выбора типа паропроизводящей установки и количества реакторов. Было принято решение о проектировании для кораблей проекта специальной ППУ и об использовании двухреакторной схемы. По требованию Главкома ВМФ С.Г.горшкова в проект была включена резервная энергетическая установка на традиционном топливе.

2 х ППУ с водо-водяными атомными реакторами КН-3 мощностью по 300 МВт;
- 2 х резервные ППУ на традиционном топливе - автоматизированные паровые котлы паропроизводительностью по 115 т/час.
- 2 х ГТЗА-653 мощностью по 70000 л.с.

4 х электрических турбогенератора мощностью по 3000 кВт
- 4 х электрических газотурбинных генератора мощностью по 1500кВт

ТТХ крейсеров :

Вооружение :

пр.1144 технический проект (ист. - Вместе с Флотом... ) пр.1144 (Киров)
пр.11442 (Фрунзе, Калинин, Петр Великий) пр.11442М
ПКР 20 х ПУ СМ-255 комплекса с ПКР 3М45 "Гранит". Угол наклона пусковый установок к горизонту - 47 град.
Расчет комплекса:
- 6 офицеров
- 4 мичмана
- 14 матросов
20 х ПУ СМ-255 комплекса с ПКР 3М45 "Гранит" не менее 8 х 8 ячеек установок 3С-14 универсального ракетного комплекса 3Р-14Н с КР "Калибр" и П-800 "Оникс"

В начале 2016 г. сообщалось, что комплекс 3С-14 будет оснащен так же гиперзвуковыми ракетами "Циркон"

ЗРК зональной ПВО
12 х ПУ Б-203А ЗРК С-300Ф «Форт», боекомплект 96 ЗУР В-500Р / 5В55РМ с возможностью работы по надводным целям
12 х ПУ Б-203А ЗРК С-300Ф «Форт», боекомплект 96 ЗУР В-500Р / 5В55РМ. Комплекс обладает возможностью работы по небольшим надводным целям.
- зав.№801 - 12 х ПУ Б-203А ЗРК С-300Ф «Форт», боекомплект 96 ЗУР В-500Р / 5В55РМ

Зав.№802 - 12 х ПУ Б-203А ЗРК С-300Ф «Форт», боекомплект 96 ЗУР 48Н6Е

Зав.№803:
- 6 х ПУ Б-203А ЗРК С-300Ф «Форт», боекомплект 48 ЗУР 48Н6Е;
- 6 х ПУ Б-203А ЗРК С-300ФМ «Форт-М», боекомплект 48 ЗУР 48Н6Е2

2-4 х пусковые установки вертикального пуска по 14 ЗУР комплекса , боекомплект - от 28 ЗУР класса 9М96 или подобных. Система управления комплекса с РЛС "Полимент" с 4 ФАР способна выдавать целеуказание одновременно на 16 целей (по 4 на ФАР)
ЗРК самообороны 1 - 2 х 2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М», боекомплект 40 ЗУР 9М33, система управления - 4Р33 - зав.№801 - 2 х 2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М», боекомплект 40 ЗУР 9М33, система управления - 4Р33

Зав.№802 - 2 х 2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА», СУ 4Р33А;

Зав.№803 комплекс "Оса-М" отсутствует

ЗРК самообороны 2
16 х ПУ ЗС95 ЗРК «Кинжал», боекомплект 128 ЗУР 9М330, 2 х системы управления К-12-1 с РЛС 3Р95 Установка ЗРК не была выполнена в связи с неготовностью ЗРК при сдаче Флоту (ист. - Вместе с Флотом... ).
На этапе проектирование планировалась установка ЗРК - не была выполнена в связи с неготовностью ЗРК при сдаче Флоту зав.№801 и 802 (ист. - Вместе с Флотом... ).

Зав.№801 - нет. По не подтвержденным данным позже установлены 8 х ПУ ЗС95 ЗРК «Кинжал», боекомплект 64 ЗУР 9М330), система управления К-12-1 с РЛС 3Р95

Зав.№802 - нет. По не подтвержденным данным позже установлены 16 х ПУ ЗС95 ЗРК «Кинжал», боекомплект 64 ЗУР 9М330), система управления К-12-1 с РЛС 3Р95

Зав.№803 - 16 х ПУ ЗС95 ЗРК «Кинжал», боекомплект 128 ЗУР 9М330, 2 х системы управления К-12-1 с РЛС 3Р95

Артиллерия 2 х 1 х 130-мм установки А-217

позже 2 х 2 х 130-мм установки А-218

2 х 1 х 100-мм установки АК-100, боекомплект по 1000 выстрелов АЗ-УЗС-58, система управления МР-184 «Лев-218»

Из-за неготовности штатных установок АК-130 были установлены системы АК-100 (ист. - Вместе с Флотом... )

1 х 2 х 130-мм установка А-218 / АК-130, система управления МР-184 «Лев-218»

К моменту строительства кораблей проекта установки АК-130 были готовы, но по проекту вместо двух установок решили ограничиться одной (ист. - Вместе с Флотом... )

ЗРАК / АК 4 группы по 2 х 30-мм установок АК-630М, боекомплект по 6000 выстрелов, 4 системы управления МР-123 «Вымпел» - зав.№801 - 4 группы по 2 х 30-мм установок АК-630М, боекомплект по 6000 выстрелов, 4 системы управления МР-123 «Вымпел»

Из-за неготовности штатных ЗРАК "Кортик" был установлен комплект вооружения аналогичный пр.1144 (ист. - Вместе с Флотом... )

Зав.№802 и 803 - 6 модулей ЗРАК 3М87 «Кортик», 2 х 8 ТПК ЗУР 9М311, 2 х 6 х 30-мм автоматы
Скорость работы - 6 целей/мин (последовательно)
Боекомплект модуля - 24 ЗУР и 4000 выстр.

Вероятно, ЗРАК " " или " " (скорее второе), 4 установки
Специальная артиллерия 2 х 45-мм салютные пушки 21КМ
Противолодочный ракетный комплекс 1 х 2 ракеты ПУ МС-82 универсального ракетного комплекса УРПК-3 «Метель», боекомплект 10 ПЛУР 85Р - размещены в двух подпалубных барабанных установках. Система управления - радиокомандная "Муссон" (ист. - Вместе с Флотом... )

Установка МС-82 спроектирована специально для пр.1144 (ист. - Вместе с Флотом... )

10 х 1 х УРТПУ (универсальные ракетно-торпедные ПУ, по 5 УТРПУ на борт) комплекса УРПК-6 «Водопад-НК», Боекомплект - 10 ПЛУР 83Р, 84Р или торпед СЭТ-65
Торпедные аппараты 2 х 5 х торпедных аппарата ПТА-53-1144, боекомплект - по 5 торпед СЭТ-65
нет
2 х 6 х ПУ СМ-588 комплекса (предположительно)
РБУ 1
1 х 12 установка "Смерч-2" комплекса РПК-8, боекомплект 102 РГБ-60 + 20 РГБ-отводителей "Магнетит", система управления "Пурга"
- зав.№801 - 1 х 12 установка "Смерч-2" комплекса РПК-8, боекомплект 102 РГБ-60, 20 РГБ-отводителей "Магнетит", система управления "Пурга"

Зав.№802 и 803 - РКПТЗ-1 «Удав-1» с 1 х 10 установкой РБУ-1200

РБУ 2 2 х 6 установки РБУ-1000 «Смерч-3», боекомплект - 72 РГБ-10 - зав.№801 - 2 х 6 установки РБУ-1000 «Смерч-3», боекомплект - 72 РГБ-10
Постановка помех Комплекс РЭБ ПК-2М (2 ПУ ЗИФ-121) - 400 выстрелов АЗ-ТСТ-41, АЗ-ПТСТ-41, АЗ-ТСП-47, АЗ-ТСТ-47, АЗ-ТСТВ-47, АЗ-ТСО-47 (с 1985), АЗ-ТСР-47 (с 1991) - СУ «Терция»
Прочее 2 х 7 х 55-мм гранатомета МРГ-1 с гранатами РГ-55М
2 х 7 х 55-мм гранатомета МРГ-1 с гранатами РГ-55М
Вертолет
- 2 вертолета Ка-27 или 3 вертолета Ка-25
посадочная площадка и ангар для вертолетов
- 2 вертолета Ка-27 или 3 вертолета Ка-25
посадочная площадка и ангар для вертолетов
- 2 вертолета типа Ка-27


Пуск ракеты 3М45 "Гранит" ракетным крейсером "Петр Великий" в ходе учебных стрельб 4 октября 2013 г. (кадры телеканала RT).

Оборудование :


пр.1144 пр.11442 пр.11442М
БИУС (боевая информационно-управляющая система) БИУС «Аллея-2» / «Аллея-2М» БИУС «Лесоруб-44»
РЛС общего обнаружения РЛК МР-800 «Флаг»в составе:

- РЛС общего обнаружения МР-700 «Фрегат-М»
РЛК МР-800 «Флаг» в составе:
- РЛС общего обнаружения МР-600 «Восход»
- РЛС общего обнаружения МР-700 «Фрегат-М» (зав.№801) или МР-750 «Фрегат-МА» (зав.№802, 803)

2 РЛС низколетящих целей МР-350 «Подкат» (зав.№803)

Комплекс целеуказания ПКР МКРЦ «Коралл-БН» / PUNCH BOWL (два антенных поста с антеннами под радиопрозрачными колпаками)
МКРЦ «Коралл-БН»
РЛС СУО см. Вооружение (выше) см. Вооружение (выше)
Навигационные РЛС и системы 2 НРЛС «Вайгач» 2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»
Комплексы РЭП / РЭБ
РЛС РЭБ МП-150 «Гурзуф-А»
РЛС РЭБ МП-152 «Гурзуф-Б»
РЛС РЭБ МР-262 «Ограда»
РЛС РТР МРП-52 «Кольцо»
комплекс РЭБ «Кантата-М»
ГАК и ГАС ГАК МГК-355 «Полином»
- подкильная (в носовом бульбе) антенна
- подкильная противоторпедная антенна
- буксируемая антенна (в кормовой части корабля)
Дальность обнаружения целей - 40-50 км (ист. - Вместе с Флотом... )
ГАК МГК-355 «Полином» с носовой основной антенной и буксируемой антенной в кормовой части корабля
Комплекс средств связи комплекс космической связи Р-790 «Цунами-БМ» - LOW BALL (4 антенных поста)
комплекс связи «Тайфун-2»
комплекс космической связи «Кристалл-БК»
комплекс связи «Тайфун-2»
Навигационный вертолетный комплекс "Привод-В", два антенных поста на фок-мачте
Вертолет 2 х Ка-27ПЛ (ист. - Вместе с Флотом... )
1 х Ка-25РЦ (ист. - Вместе с Флотом... )
2 х Ка-27ПЛ (ист. - Вместе с Флотом... )
1 х Ка-25РЦ (ист. - Вместе с Флотом... )
Размещаются в подпалубном ангаре с лифтом-вертолетоподъемником


Вертолетная площадка и вертолет Ка-27 тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" пр.11442 в арктическом походе, 2013 г. (фото - Максим Гриценко, ).


Модификации :
- пр.1144 "Орлан" - тяжелый атомный ракетный крейсер, базовый вариант проекта. Построен первый корабль проекта - "Киров".

Пр.11442 "Орлан" - тяжелый атомный ракетный крейсер, усовершенствованный вариант проекта. Построено три корабля. Улучшены системы вооружений и БРЭО.


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Калинин" / "Адмирал Нахимов" пр.11442, Северодвинск, вероятно, начало 2000-х годов (http://lemur59.ru).


- пр.11442М () - тяжелый атомный ракетный крейсер, модернизация крейсеров пр.11442 после 2012 г. Наименование проекта условное. Первым (и возможно единственным) кораблем, который пройдет модернизацию будет ракетный крейсер "Адмирал Нахимов". По проекту на корабле будут установлены новейшие системы вооружений уже прошедшие испытания (). Работы по выпуску проектной документации начаты "Северным ПКБ" в 2012 г. В июне 2013 г. заключен контракт между Министерством обороны России и ПО "Севмаш" и начаты работы на корабле. Сдача корабля Флоту ожидается в 2018 г. (плданы 2013-2014 г.г.).


Предполагаемые проекции тяжелого атомного ракетного крейсера пр.11442М "Адмирал Нахимов", 12.11.2016 г..

Статус : СССР / Россия


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" пр.11442 перед спуском на воду, 29.04.1989 г.



- 2013 г. 13 июня - ПО "Севмаш" сообщает , что предприятием заключен контракт на ремонт и модернизицию ракетного крейсера "Адмирал Нахимов" по пр.11442М. Тактико-техническое задание на модернизацию корабля утверждено Министром обороны России. В ближайшее время планируется заключение контракта на разработку технического проекта модернизации крейсера, который будет выполнять «Северное ПКБ». На предприятии же пока начат подготовительный этап: монтаж систем технологического обеспечения, освидетельствование и дефектация оборудования паропроизводящей и паротурбинной установки, а также демонтаж узлов и агрегатов. 70% демонтированного оборудования подлежит замене. В 2014 г. планинруется провести докование корабля в гидроузле ПО "Севмаш". Сдача корабля Флоту планируется пока на 2018 г.

2013 г. 04 октября - в ходе учений силами Северного флота выполнены успешные пуски противокорабельных крылатых ракет по мишеням в центральной части Баренцева моря. В том числе в стрельбах принимал участие атомный ракетный крейсер "Петр Великий" пр.11442 - он выполнил пуск одной ракеты "Гранит" на дальность до 400 км ().


ТАРК "Петр Великий" и HMS Northumberland ВМФ Великобритании совместно маневрируют. 2013 г. (http://www.royalnavy.mod.uk).


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" пр.11442 в арктическом походе, 2013 г. (фото - Вадим Серга и Максим Гриценко, ).


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" пр.11442 у стенки ПО "Севмаш" в самом начале работ по модернизации корабля, Северодвинск, ноябрь 2013 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2014 г. 24 января - СМИ сообщают , что на ПО "Севмаш" начаты работы по модернизации по пр.11442М атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов". Технический проект разрабатывается "Северным ПКБ". Модернизация крейсера "Адмирал Нахимов" началась с демонтажа крупногабаритного оборудования и систем, которые подлежат замене и ремонту. Это позволит уменьшить вес конструкции, что облегчит перевод от причальной стенки в наливной бассейн предприятия. В одном из цехов "Севмаша" изготавливаются понтоны для перевода "Адмирала Нахимова" через порог плавучего гидротехнического затвора в наливном бассейне, отметили в пресс-службе предприятия. "Эта операция — основная задача на 2014 год. Перед ней необходимо подготовить корабль, в том числе перевести крейсер со штатного питания на технологическое".

2014 г. 16 октября - руководитель Северного ПКБ заявил СМИ, что после ремонта по пр.1142М ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" прослужит еще 30-40 лет. "Это будет принципиально обновленный корабль, почти новый. У него хороший корпус. А все остальное, кроме корпуса и части энергетической силовой установки, будет новое" ().


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" пр.11442 у стенки ПО "Севмаш", Северодвинск, октябрь или весна 2014 г. (фото - Слава Степанов, http://gelio.livejournal.com/).


- 2014 г. 24 октября - ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" заведен в наливной бассейн ПО "Севмаш" для выполнения ремонтных работ.


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" пр.11442 в наливном бассейне ПО "Севмаш", Северодвинск, 24.10.2014 г. (фото - Олег Кулешов, http://www.sevmash.ru).


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" пр.11442 в ремонта на ПО "Севмаш", Северодвинск, 02.06.2015 г. (фрагмент, ).


Строительные работы на тяжелом атомном ракетном крейсере "Адмирал Нахимов" - переоборудование по пр.11442М, ПО "Севмаш", г.Северодвинск, вероятно январь-февраль 2016 г. (кадр из кинофильма http://www.sevmash.ru).

Реестр крейсеров пр.1144 / 11442 :

проект заводской № завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
"Киров"
"Адмирал Ушаков"
пр.1144 800
ССЗ "Балтийский завод" 26.03.1974 27.12.1977 30.12.1980
Северный флот
Переименован в "Адмирал Ушаков" 27.05.1992 г.
"Фрунзе"
"Адмирал Лазарев"
пр.11442 801 ССЗ "Балтийский завод" 26.07.1978 26.05.1981 31.10.1984 ТОФ. Переименован в "Адмирал Лазарев" 27.05.1992 г.
"Калинин"
"Адмирал Нахимов"
пр.11442 802 ССЗ "Балтийский завод" 17.05.1983 25.04.1986 30.12.1988
10.05.1989 ()
Северный флот
Переименован в "Адмирал Нахимов" 27.05.1992 г. В ремонте с 1999 г.

ТОФ в планах после модернизации, с 2018 г. ()

"Юрий Андропов"
"Пётр Великий"
пр.11442 803 ССЗ "Балтийский завод" 25.10.1986 29.04.1989 19.04.1998 Северный флот
Переименован в "Пётр Великий" 27.05.1992 г.
"Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" пр.11442 804 ССЗ "Балтийский завод" - - - официально не закладывался, не достроен
"Адмирал Нахимов" пр.11442М - ПО "Севмаш" работы начаты в январе 2014 г. (24.01.2014 г.) План - 2018 г. (2013-2014 г.г.)

План - до 2020 г. (13.01.2017 г.)

План - 2020-2021 г.г. (16.03.2017 г.)

контракт подписан в июне 2013 г., работы на корабле начаты.

Бортовые номера:
Год "Киров" "Фрунзе"
"Калинин" "Петр Великий"
1980 г. 181
1981 г. 076
1983 г. 065
1984 г. 190
1985 г. 052 050
1986 г. 028
1987 г. 059, 092 014
1988 г.

058
180
1989 г. 064
1990 г. 010 085
1991 г. 052
1993 г. 090
1994 г. 080
1995 г. 183
1996 г. 015
1998 г. 099

Крейсера пр.1144 / 11442 в ВМФ СССР и России:
http://en.wikipedia.org , 2012 г.
Год боевых в ВМФ "Киров" /
"Адмирал Ушаков"
"Фрунзе" /
"Адмирал Лазарев"
"Калинин" /
"Адмирал Нахимов"
"Петр Великий"
1980 30.12 - передан Флоту, Северный флот



1984 2 первый боевой поход в Средиземное море

18.05 - во время пожара складов с боеприпасами в Североморске остался на рейде для того, чтобы в случае старта ракет с горящих складов в сторону города сбить их средствами ПВО

31.10 - принят Флотом


1985 2 21.08 - 22.11 - переход из Североморска во Владивосток, заходы в Луанду (Ангола), Аден (Юж.Йемен) и Вьетнам





1988 2 30.12 - принят Флотом
1989 3 апрель - во время перехода к месту аварии ПЛА "Комсомолец" пр.685 произошла авария главного редуктора ГТЗА



1990



1991 2 Выходы корабля в море прекращены



1992 2 переименован в "Адмирал Ушаков"
11.04 - переименован в "Адмирал Лазарев"
22.04 - переименован в "Адмирал Нахимов"






1997 июль - переход морем до места ремонта (последний зафиксированный)
1998
1999 поставлен для модернизации на ПО "Севмаш" (Северодвинск, ) июль - по состоянию на дату корабль небоеспособен и находится в отстое в ожидании утилизации, выведен из боевого состава Флота 14.08 - переведен на ПО "Севмаш" для проведения планового среднего ремонта
2000 начат средний ремонт с модернизацией на ПО "Севмаш" (Северодвинск, ) 06.12 - пожар на корабле (база ВМФ в районе г.Фокино)
2001 объем фактического финансирования ремонта корабля на ПО "Севмаш" был установлен ниже фактических затрат на его содержание у стенки завода ()
2002 выведен из боевого состава Флота
2003
2004 выгрузка ядерных энергетических установок
2005 выгрузка ядерных энергетических установок

корабль находится в отстое в зал.Стрелок, район пос.Шкотово

2006
2007
2008 в СМИ появилась информация о планах утилизации корабля план ремонта скорректирован

сентябрь - начало выгрузки ядерного топлива, завершгение ремонта планируется на 2012 г.

2009 решения о восстановлении корабля нет ()
2010 корабль находится в отстое в зал.Стрелок, бухта Абрек
2011 появилась информация в СМИ о принятии решения о восстановлении и модернизации корабля () появились сообщения СМИ о модернизации корабля ()
2012 осень - корабль возвращен в боевой состав Флота, ведется разработка проекта модернизации корабля () планируется ввод в строй по планам 2008 г.

завершены подготовительные работы и проектирование нового облика корабля


2013 13.06 - заключен контракт между ПО "Севмаш" и Минобороны на ремонт и модернизацию крейсера (план сдачи - 2018 г.)
2014 09.06 - пресс-секретарь ЦС «Звёздочка» Евгений Гладышев сообщает, что ТАРКР «Адмирал Ушаков» начнут утилизировать не ранее 2016 года. В бюджет госкорпорации Росатом на 2015 год включена сумма, которую планируется потратить на разработку проектной документации на утилизацию ТАРКР «Адмирал Ушаков». Отработанное ядерное топливо из него не выгружалось, однако специалистами «Звёздочки» были проведены работы по герметизации опасной реакторной зоны () 17.12 - 30-й СРЗ ТОФ завершил доковый ремонт и подготовку крейсера к стоянке () 24.10 - крейсер заведен в наливной бассейн ПО "Севмаш" 17.11 - крейсер завершил плановые мероприятия по восстановлению технической готовности в базе и вышел в полигоны боевой подготовки в Баренцевом море ().
2015 30.01 - крейсер полностью подготовлен к огневым работам (сварка, газорезка), идет демонтаж внутренних конструкций корабля (). 07.09 - крейсер встал в ремонт в СРЗ-82 (Росляково). Быдет осуществлено восстановление технической готовности корпуса и винто-рулевой группы ()

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий"
История создания

В 1964 г. было начато проектирование отечественного боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода. Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако к конце 60-х годов подводные лодки с межконтинентальными ракетами ВМС США с атомными энергетическими установками выходят в океан и становятся практически неуязвимыми. Для борьбы с ними с целью предупреждения нанесения ядерного удара в советском ВМФ создаются оперативные соединения противолодочных кораблей, способных нести боевое дежурство в выявленных районах патрулирования ударных подводных лодок вероятного противника. В свою очередь обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовало создание более крупного многоцелевого крейсера в отличии от ранее проектируемого. Так родился проекта 1144 тяжелого атомного ракетного крейсера.


ТАРКР “Петр Великий”, правнук линкоров и линейных крейсеров эпохи “брони и снаряда”, - последний корабль проекта 1144 “Орлан” является дальнейшим развитием ударных ракетных крейсеров, включая крейсера пр.1164. В отличии от своих предшественников ТАРКР имеет повышенную автономность плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами. Аналогов за рубежом не имеют: американские крейсера с ядерной силовой установкой типа “Верджиния” по водоизмещению в 2.5 раза меньше, а крейсер “Лон Бич” в 1.5 раза. Создание кораблей такого класса стало одним из самых значительных достижений отечественного кораблестроения XX в.

Характеристики и оборудование

Полное водоизмещение корабля более 26 000 т. Команда: 727 чел. Лётный персонал: 18 чел. Главное оружие - противокорабельные крылатые ракеты “Гранит“. Зенитное, ударное, противолодочное вооружение позволяет крейсеру решать практически любые боевые задачи. Надстройки несут множество радаров и антенн систем раннего предупреждения. Ракетные установки располагаются впереди, под палубой, оставляя кормовую секцию для главной силовой установки и вертолетного ангара.

Главная энергетическая установка оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 Мвт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и тем самым скорость корабля.

Два вала вращают 2 пятилопастных винта.

Технический комплекс ядерной энергетической установка включает помимо реактора, в котором обеспечивается преобразование энергии ядерного распада в тепло, еще целый набор сложного и ответственного технологического оборудования - насосы, парогенераторы, системы управления реактором и энергоустановкой, турбина с редуктором, фильтры, теплообменники, компрессоры, различные приборы и др.

Для обеспечения эксплуатации объектов с судовыми ЯЭУ дополнительно требуются: специально оборудованные базы с рядом береговых служб, специальные средства и устройства для загрузки свежего и для выгрузки отработавшего ядерного топлива, сбора, хранения и переработки твердых и жидких радиоактивных отходов и т.п.

Вооружение

Основу вооружения ТАРК составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты “Гранит” П-700 (3М-45), являющиеся развитием системы ПРК “Базальт”. На западе ракеты Гранит известны под кодовым наименованием “Shipwreck”. При стартовом весе 7 т. ракета развивает скорость 2,5 М и может доставить фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 кт на расстояние 600 км.


Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами (АУГ) и способна действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью. При необходимости корабли с комплексом “Гранит” могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.
Первоначально ракетным комплексом “Гранит” вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа “Антей”, по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов.


На ТАРКР пр.1144 двадцать ПКР “Гранит” установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Модификация ПКР “Гранит” установленная на кораблях проекта 1144.2 не контролируется после запуска. В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль “наводчика” летит по высокой траектории чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета -”наводчик” перехвачена, тогда одна их других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракетная система устойчива по отношению к радиопомехам противника.

По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить “Гранит” противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.


Корабельные боевые системы ТАРКР включают:

Боевой информационный центр; систему радиосвязи; систему спутниковой связи;
системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и “Удав-1″;
радиолакационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО - 2 ед., РЛС управления огнём 30-мм артустановок - 4 ед., Навигационная РЛС - 2 ед.;
а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную системы.

Противовоздушное зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение “Перта Великого” включает ЗРК С-300Ф,систему ПВО “Кинжал”, ЗРК “Кортик” с АК-630 и артустановку АК-130.

ЗРК “Форт-М” в отличие от своего предшественника - зенитного комплекса “Форт”, способен обстреливать до 6 целей одновременно на расстоянии до 120км и успешно бороться с противокорабельными ракетами на высотах до 10 метров. Расширение зоны поражения достигнуто за счет улучшения энергетических характеристик передатчика и чувствительности приемных каналов.

Зенитная управляемая ракета 48Н6Е2 (унифицирована с сухопутным комплексом С-300ПМУ-2) с вертикальным стартом имеет улучшенную двигательную установку и увеличенную боевую часть. Ракета - телеуправляемая, с полуактивным самонаведением на конечном участке полета. Доставляется на корабль в транспортно - пусковом контейнере. Предельная дальность полета - 200км.

На крейсере “Петр Великий”, дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ “Форт-М” . Таким образом, ТАРКР вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

На ТАРКР “Петр Великий” вместо противовоздушной системы “Оса-МА”, установленной на более ранних кораблях пр.1144 и на крейсерах пр.164 , установлен комплекс “Кинжал” с улучшенными ТТХ. ЗРК “Кинжал” - это многоканальный, всегоподный, автономный зенитный ракетный комплекс ближней обороны, способный отражать массированный налет низколетящих противокорабельных, противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб, самолетов, вертолетов и т.п. Принят в 1989 г. на вооружение. больших противолодочных кораблей пр. 1155. Из тяжелых крейсеров “Кинжал” установлен также на “Адмирале Кузнецове”. За рубеж поставляется под наименованием “Клинок”.

Комплекс “Удав-1″ оснащен 40 противолодочными ракетами. Аналогичной систему имеет ТАВКР “Адмирал Кузнецов“.
РБУ-1000 составляют основу системы Смерч-3, имеющей следующий состав: 2 шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты), заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-10 со взрывателем УДВ-60, систему ПУСБ «Буря» с приставкой «Зуммер», управляющую огнем до четырех РБУ. Время реакции с момента обнаружения ПЛ до начала стрельбы 1-2 минуты. Дальность действия системы составляет 1км.
Более ранние образцы ударных крейсеров (в т.ч. пр.1164) имеют систему Смерч-2 с РБУ-600.

Для противолодочной защиты также предназначены три вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РТ
Ка-27 известен на западе под названием “Helix” и оснащён противолодочным вооружением, включая поисковую РЛС, гидроакустические буи, акустическую систему и детекторы магнитных аномалий. Ка-27 может вооружаться торпедами, бомбами, минами и ПКР. Ка-25, известный на западе под наименование “Hormone” является предшественником Ка-27.

ТАРКР “Петр Великий” - самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. “Петр Великий” как и другие корабли проекта «Орлан» проектировался как ударный крейсер для завоевания превосходства на море. И хотя атомные крейсеры пр.1144 “Орлан” в течение ряда лет были лучшими в мире кораблями своего класса, ряд специалистов вынуждены признать проект неудачным. По их мнению, для того, чтобы противостоять современным противокорабельным ракетам, авиационным пушкам и бомбам небольшого калибра, корабль следовало оснастить хотя бы минимальной броневой защитой. Корабль не обладает достаточной огневой мощью и автономностью. Реальный «Орлан» может справиться с любым из чрезвычайно неудачных американских послевоенных крейсеров, но абсолютно беззащитен перед авианосным соединением или модернизированными американскими линейными кораблями типа LOWA.

Таким образом, имеется мнение, что “Орлан” не способен выиграть противоборство за господство на море. Поддержание его технически исправным и боеготовым требует больших капиталовложений. Так, как уже отмечено выше, перезарядка атомной энергоустановки уникальная операция со сложной инфраструктурой, которая так и не создана соответствующим образом из-за отсутствия средств.

Возможно именно подобные оценки ведут к заключению о том, что наличие кораблей класса “Орлан” не предусматривается концепцией развития ВМФ России до 2015 г. Обоснованность подобных выводов подтвердит или опровергнет история. В месте с тем все возможные негативные последствия реализации проекта при должной организации на госуровне последующей эксплуатации “Петра Великого” могут быть существенно снижены, что в свою очередь может предоставить благоприятных возможности для возвращения в боевой состав и других кораблей проекта “Орлан”.
Основные характеристики ТАРКР “Петр Великий”

-
Экипаж, чел 760

Водоизмещение, т
Стандартное - 24 300
Полное - 26 190

Дальность хода, миль
на вспомог. турбинах - 1 000
на ЯЭУ - не огр.

Скорость, уз.
полного хода - 31
экономная - 18

Автономность, сут. 60

Главная энергетическая установка
ядерный реактор - 2хКН-3
паровая турбина ГТЗА, л.с. - 2х70 000
газовая турбина, kW - 4×3 0000
газовая ГТГ, kW - 4×1 500

Габариты, м:
длина - 251
ширина - 28.5
осадка - 10.3

Крейсера проекта 1144 «Орлан» - серия из четырёх высокоавтономных тяжёлых атомных ракетных крейсеров, построенных на Балтийском Заводе в СССР с 1973 по 1989 годы, единственные в составе российского ВМФ надводные корабли с ядерной энергетической установкой. По классификации НАТО проект обозначается как англ. Kirov-class battlecruiser .

Главным конструктором проекта был В. Е. Юхнин. По состоянию на 2012 год только один из четырёх построенных крейсеров, ТАРКР «Пётр Великий», находится в строю.

История строительства

С 1977 по 1996 год по проекту 1144 на Балтийском заводе были построены четыре тяжёлых атомных ракетных крейсера. Эти корабли имели на вооружении практически все виды боевых и технических средств, созданных для военных надводных кораблей.

26 марта 1973 года на Балтийском Заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 - тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРК) «Киров» (с 1992 года - «Адмирал Ушаков»). Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.

31 октября 1984 года вступил в строй второй корабль серии - ТАРК «Фрунзе» (с 1992 года - «Адмирал Лазарев»).

30 декабря 1988 года Балтийский Завод передал флоту ТАРК «Калинин» (с 1992 года - «Адмирал Нахимов»).

В 1986 году завод приступил к строительству последнего корабля серии - ТАРК «Пётр Великий» (изначально именовался как «Куйбышев», потом - «Юрий Андропов»). Его строительство завершилось в 1996 году после чего крейсер ушёл на ходовые испытания, которые в соответствии с планом проводились в суровых условиях заполярья. В 1998 году атомный крейсер был передан флоту. На данный момент ТАРК «Пётр Великий» является самым мощным ударным военным кораблем не только в военно-морском флоте России, но и во всём мире.

Конструкция

На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 6-30 человек в каждом), 220 тамбуров, 49 коридоров общей длиной почти в 20 километров, 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 6×2,5 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная. Энергетическая установка крейсера проекта 1144 могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением в 100-150 тыс. жителей.

Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900, имеет существенные отличия. Самое главное - в топливных сборках (изготовитель - машиностроительный завод в г. Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах, в качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идет в турбины в виде пара.

Особое внимание было уделено и отработке схемы применения энергетической установки корабля, мощность на валу у которой достигла 70 тыс. л. с. Комплексно-автоматизированная АЭУ размещалась в трёх отсеках и включала два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях. Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см - 470 градусов, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час.

Электростанция крейсера включала четыре паротурбогенератора по 3 МВт и четыре газотурбогенератора Пролетарского завода по 1,5 МВт, размещённых в четырёх автономных отсеках. Моторесурс каждого из них составляет до 50 тыс. часов


Вооружение

Все четыре построенных крейсера довольно значительно отличаются друг от друга по составу вспомогательного вооружения, которое совершенствовалось со временем. В связи с этим, «Киров» относится к проекту 1144, а остальные три крейсера - к проекту 1144.2. При этом корабли проекта 1144.2 также не полностью идентичны.

  • На первом крейсере «Киров» для запуска ПЛУР «Метель» использовалась отдельная ПУ. На остальных - ПЛУР «Водопад» запускались из торпедных аппаратов.
  • Также на «Кирове» были установлены 2 АУ АК-100, на трех последующих - 1 АК-130.
  • ЗРК самообороны: на первых трех крейсерах - 2×2 «Оса-М» (40 ракет), на «Петре Великом» - 8×8 «Кинжал» (64 ракеты).
  • На «Кирове» и «Фрунзе» носовой РБУ являлась РБУ-6000 «Смерч-3», на «Калинине» и «Петре Великом» - РБУ-12000 «Удав».
  • На «Кирове» и «Фрунзе» функции зенитной артиллерии выполняли 8 ЗУ АК-630, на «Калинине» и «Петре Великом» - 6 ЗРАК «Кортик».

Воздушный снимок носовой части «Кирова»: 4× 30-мм артиллерийских орудия 2 зенитно-ракетные пусковые установки «Оса-М» класса «Земля-воздух» 20 пусковых установок крыл. ракет «Гранит» 12 пусковых установок ракет С-300Ф Противолодочная ракетная установка «Метель»

П-700 Гранит - противокорабельные сверхзвуковые крылатые ракеты третьего поколения с пониженным профилем траектории полёта к цели. Длина ракеты - 10 м, диаметр - 0,85 м. При стартовом весе 7 тонн ракета развивает скорость 2,5 М и может доставить фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 кт на расстояние 625 км. Боевая головка - моноблок в ядерном, обычном (750 кг ВВ) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объемного взрыва). Система наведения инерциальная с радиокомандной системой корректировки траектории полёта и боеголовкой с активной радиолокационной системой самонаведения на конечном участке (с удалением от цели в 37 км). Двигательная установка: кольцевой твердотопливный ускоритель и маршевый турбовентиляторный двигатель КР-93.

Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95 РЦ, вертолётом Ка-27 или космической системой SATCOM («Легенда-М»). Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами и способна действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооружённых конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.

Двадцать ПКР «Гранит» установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60°. Пусковые установки СМ-233 изготавливались на ПО «Ленинградский металлический завод». Ввиду того, что ракеты «Гранит» изначально предназначались для подводных лодок, перед пуском пусковая установка заполняется забортной водой. Модификация ПКР «Гранит», установленная на кораблях обновлённой серии проекта 1144(2), не контролируется после запуска. В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль «наводчика», летит по высокой траектории, чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета-«наводчик» перехвачена, тогда одна из других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракетная система устойчива по отношению к радиопомехам противника. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить «Гранит» противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полёта и в результате долететь до цели.

Корабельный ЗРК С-300 Форт-М использует ракеты 48Н6, которые были представлены в 1990 году. Максимальная скорость поражаемых целей была увеличена до 1800 м/с. Вес боеголовки был увеличен до 150 кг. Радиус поражения был увеличен до 5-93 км (ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км), а диапазон высоты до 25 м - 25 км. Новые ракеты используют систему наведения через РЛС ракеты и могут перехватывать баллистические ракеты малого радиуса действия.

Обе корабельные системы могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Также ракете разрешается уничтожать цели за пределами видимости радара, такие, как военные корабли или противокорабельные ракеты.

На крейсере «Пётр Великий» установлен новый комплекс С-300ФМ «Форт-М» с новым антенным постом. В процессе модернизации комплекса «Форт-М» на «Петре Великом» ракеты 48Н6 были заменены на более современные 48Н6Е2 с максимальной дальностью пуска 200 км и улучшенными характеристиками поражения баллистических целей (ракеты унифицированы с сухопутным комплексом С-300ПМУ2). Из-за конструктивных особенностей нового варианта боекомплект ракет уменьшили на 2 до 46. Таким образом, крейсер «Пётр Великий» вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

ЗРК «Кинжал» («Клинок», кодовое обозначение НАТО - «SA-N-9») - зенитно-ракетный комплекс, главная задача которого поражать прорвавшиеся сквозь первую линию защиты корабля цели на расстоянии от 1,5-12 км. Ракеты этого ЗРК - 9М 330 2 - одноступенчатые, твердотопливные, телеуправляемые, унифицированные с ракетой сухопутных войск «Тор-М1» (кодовое наименование НАТО «SA-15»).

Старт ракеты - вертикальный, под действием катапульты, то есть с неработающим двигателем. Перезарядка - автоматическая, с интервалом пуска 3 сек.

Дальность обнаружения цели в автоматическом режиме - 45 км, число одновременно обстреливаемых целей - 4, время реакции - 8 сек.

Длина ракеты - 2280 мм, масса - 165 кг.

Скорость полёта - 910 м/сек.

Дальность до поражаемой цели - 1,5-12 км, высота полёта цели - 10-6000 м, скорость - до 700 м/с.

Ракета имеет осколочно-фугасную боевую часть массой 15 кг, импульсный радиовзрыватель.

Автоматический режим (без участия личного состава) работает на принципе искусственного интеллекта. ЗРК «Кинжал» не имеет аналогов в мире. На борту корабля проекта 1144 размещается 64 такие зенитные ракеты (8*8).

ЗРАК «Кортик» («Каштан», кодовое обозначение НАТО - «CADS-N-1») - зенитно-ракетно-артиллерийский комплекс. ЗРАК «Кортик» в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах обеспечивают полную автоматизацию боевого управления от обнаружения до уничтожения. Установка имеет по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тыс. выстрелов в минуту и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем.

В подбашенном отделении находится ещё 16 ракет. Ракета, находящаяся в транспортно-пусковом контейнере, способна поражать противокорабельные ракеты, управляемые бомбы, малоразмерные самолёты, вертолёты. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРАК «Каштан» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта. Весь процесс - от поиска целей и до их уничтожения - полностью автоматизирован.

Дальность действия ракетного вооружения - 1,5-8 км, дострел артиллерийским - 1500-50 м. Высота поражаемых целей - 5-4000 м. Две установки ЗРАК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПКР «Гранит», а четыре другие - в кормовой надстройке. Всего на кораблях проекта по 6 таких ЗРАК.

АК-130 - универсальный артиллерийский комплекс. Скорострельность от 20 до 86 выстрелов в минуту. Его спаренная 130-мм артустановка (АУ) позволяет также обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнем десанты. Боекомплект имеет унитарные выстрелы нескольких типов, например, осколочно-фугасные с ударным, дистанционным и радиовзрывателями.

Длина стволов - 70 калибров. Дальность полёта снаряда - 25 км, начальная скорость снаряда - 850 м/сек. Масса осколочно-фугасного снаряда - 27 кг, имеет ударный, дистанционный и радиовзрыватели. Углы вертикального наведения: −10…+85°, угол горизонтального наведения: +180°. Дальность сопровождения цели - 40 км. К стрельбе готов весь имеющийся боезапас. Система управления стрельбой МР-184 (разработка КБ «Аметист») позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

РПК-6М «Водопад» - противолодочный ракетно-торпедный комплекс. Его ракеты-торпеды способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1 (скорость движения - 41 узел, дальность хода - 8 км, глубина - до 500 м). Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а после чего боевая головка УМГТ-1, снова оказывается в воде.

РКПТЗ-1 «Удав-1М» - противоторпедный ракетный комплекс. 10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции - 15 сек, дальность максимальная - 3000 м, минимальная - 100 м, вес ракеты - 233 кг.

РБУ-1000 «Смерч-3» - дальность - 1000 м, масса снаряда - 55 кг. Установлены в кормовой части на верхней палубе по обоим бортам.

Дополнительное вооружение

Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-14 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

На каждом борте крейсеров проекта 1144 базируются два тяжелых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит». Экипаж вертолёта - 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлётная масса - 11 т, продолжительность полёта - 4,5 часа, потолок - 4300 м, максимальная скорость - 270 км/ч, дальность полёта - 800 км вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр - 350 мм, длина - 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты - 575 кг, б/ч - 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов - и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.

Гидроакустическая система . Включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150-200 м) - на средних частотах.

Оценка проекта

Крейсера проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными неавианесущими кораблями, построенными после Второй мировой. Но при несомненных достоинствах - мощном наступательном вооружении, высокой автономности и впервые применённых в советской практике ЗРК корабельного базирования большого радиуса действия, корабль, тем не менее, трудно признать полностью удачным.


Размеры и стоимость ракетного крейсера проекта 1144 очень велики, ударные же функции уступают более дешёвым подводным ракетоносцам проекта 949 и 949А. Основная функция корабля - нанесение ракетных ударов по АУГ ВМС США - является выполнимой, фактически, только при согласованном внезапном нападении. Как оружие возможного ответного удара корабль существенно уступает ПЛАРК проекта 949 и 949А из-за большей заметности для противника и большей уязвимости.

Нечёткое определение роли корабля при проектировании вынудило конструкторов оснастить систему множеством разнообразных видов вооружения, что усложнило обслуживание и создало проблемы с определением технической ниши корабля.

Современный статус


По словам замминистра обороны РФ Владимира Поповкина, министерство обороны России разработало программу по восстановлению тяжёлых атомных ракетных крейсеров. На сентябрь 2009 года в боевом составе ВМФ РФ находился один атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», обсуждалась возможность восстановления и модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов», а также «Адмирал Лазарев». «У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению», - сказал Поповкин. По его словам, министерство обороны считает целесообразным нахождение в составе ВМФ до трёх таких кораблей при том, что один из них будет на Тихоокеанском флоте и два - на Северном. Необходимость использования тяжёлых атомных ракетных крейсеров продиктована задачами дальних походов и учений, пояснил замминистра.

Как сообщил РИА Новости высокопоставленный представитель главного штаба ВМФ РФ: «Все находящиеся в резерве атомные ракетные крейсеры проекта 1144 будут возвращены до 2020 года в боевой состав военно-морского флота РФ».

Работы будут вестись ближайшие пять лет. Затем корабль пойдет на Северный флот в пару к крейсеру того же проекта "Петр Великий". Сейчас ведутся работы по определению параметров обновления силовых установок, агрегатов радиотехнического оборудования и и вооружения. Выбор делается в сторону повышения боевой мощи корабля. До конца 2012 года Военно-промышленная комиссия при правительстве России заслушает все варианты модернизации корабля и примет решение, на каком остановиться.

Основные характеристики
Водоизмещение 25 860 т (полное)
Длина 250,1 м
Ширина 28,5 м (максимальная)
Подробности Категория: navy Опубликовано: 07 ноября 2013 Просмотров: 5858

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Петр Великий» проекта 1144 «Орлан». Флагман Северного флота ВМФ РФ. Спроектирован крейсер в Северном проектно-конструкторском бюро (ПКБ). Главная задача, для которой создавались атомные ракетные крейсера проекта «Орлан», это уничтожение авианосных групп противника. Это последний корабль, из четырех крейсер проекта 1144 «Орлан», оставшийся в строю.

История создания ТАРКР «Петр Великий»

В 1953-1956 годах руководством СССР было принято решение создать новый ракетно-ядерный флот. В 1964 году начались работы по проектированию отечественного боевого надводного корабля, с практически неограниченной дальность хода.

Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако после появления в конце 60-х годов у США подводных лодок с межконтинентальными ракетами и атомными энергетическими установками было принято решение для борьбы с ними создать оперативные соединения противолодочных кораблей. Для обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовалось создание более крупного многоцелевого крейсера, чем тот, который проектировался. Так родился проект тяжелого атомного ракетного крейсера. Всего было построено четыре крейсера проекта 1144 «Орлан».

Крейсер «Петр Великий» был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода в Ленинграде. Первоначало при закладке корабль получил «Куйбышев», потом переименован в «Юрий Андропов».

Спуск на воду нового крейсера состоялся 25 апреля 1989 года. В 1992 году указом президента Бориса Ельцина корабль переименован в «Пётр Великий». В 1998 году ТАРКР «Петр Великий» вошел в боевой состав ВМФ РФ. До своего переименование крейсер носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер корабля 099.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей российского флота и одним из мощнейших ударных кораблей в мире (самый большой из не авианесущих кораблей). Крейсер способен поражать крупные надводные цели и обеспечивать защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок.

Вооружение ТАРКР «Петр Великий»

Основу вооружения ТАРКР «Пётр Великий» составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты "Гранит" П-700 (3М-45) ("Shipwreck"). На крейсере размещены 20 пусковых установок СМ-23 с ракетами "Гранит", они установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов.

Боевые системы крейсера включают: боевой информационный центр; систему радиосвязи; систему спутниковой связи; системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и "Удав-1"; радиолокационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО - две, РЛС управления огнём 30-мм артустановок - четыре, навигационная РЛС - две; а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную систему.

В состав противовоздушного зенитно-ракетного и артиллерийское вооружение корабля входят: зенитно-ракетные комплексы «Риф» (ЗРК) С-300Ф с 48 ракетами 48Н6, С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2, дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ. Также на корабле системы ПВО "Кинжал", ЗРК "Кортик" с артустановкой АК-630.

Крейсер оснащен 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130», имеющих дальность стрельбы до 25 км. Скорострельность - от 20 до 80 выстрелов в минуту. Готовый к стрельбе боезапас - 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано системой "Водопад-НК" и противоторпедным комплексом "Удав-1", ракетно-бомбовыми установками РБУ-1000.

Крейсер вооружён двумя противолодочными ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад-НК», по 5 пусковых установок с каждого борта. Всего имеется 20 ракето-торпед, которые способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1.

Противоторпедный комплекс "Удав-1" оснащен 40 противолодочными ракетами. РБУ-1000 составляют основу системы "Смерч-3", имеющей следующий состав: две шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты), заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-10, систему ПУСБ "Буря" с приставкой "Зуммер", управляющую огнем до четырех РБУ.

Для противолодочной защиты также предназначены три вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РТ. Вертолет Ка-27 оснащён противолодочным вооружением, включая поисковую РЛС, гидроакустические буи, акустическую систему и детекторы магнитных аномалий. Ка-27 также может вооружаться торпедами, бомбами, минами и ПКР.

Награды

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» Указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования».

Основные тактико-технические характеристики ТАРК «Петр Великий»

Длина: 251,1 м.

Ширина: 28,5 м.

Высота от уровня основной плоскости: 59 м.

Осадка: 10,3 м.

Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.

Водоизмещение полное: 25 860 тонн.

Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.

Скорость: 31 узел (более 57 км/час).

Автономность плавания - 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года (на атомном реакторе - неограниченно) по топливу.

Считаются подводные лодки, атомные и дизель-электрические. Именно они несут трудную службу вдали от родных берегов, ненавязчиво демонстрируя уязвимость потенциальных противников, время от времени умышленно давая себя «засечь». Появляясь из морской пучины в самые неожиданные моменты, вблизи зон маневров иностранных флотов, они показывают командирам их кораблей, что, несмотря на незаметность, они все-таки есть. В мирное время такая практика считается нормальной, а в случае войны присутствие субмарин проявляется иначе. Но у подводников своя тактика, а движение надводных кораблей скрыть практически невозможно, особенно таких, как крупные авианосцы или крейсера с атомной силовой установкой. Создается впечатление, что эти исполины никого не боятся.

Есть ли надобность в этом исполине?

Именно так ведет себя в море атомный ракетный крейсер «Петр Великий». «Военное обозрение» - сайт, посвященный отечественным и зарубежным системам вооружений, - знакомит своих посетителей со многими техническими подробностями конструкции этого корабля, его ходовыми характеристиками, но воздерживается от анализа его боевой эффективности в случае серьезного морского или глобального конфликта. Вместе с тем крейсер, заложенный в 1986 году, возможно, уже не соответствует требованиям нового тысячелетия, он проектировался без учета технологий малой заметности и представляет собой крупную ярко светящуюся цель. У него есть достоинства, но он обладает и рядом недостатков, а содержание такой боевой единицы обходится российской казне в круглую сумму ежегодно. Так нужен ли нашему флоту атомный крейсер «Петр Великий», или лучше и дешевле обходиться традиционными подлодками, ракетными системами и морской авиацией? Насколько успешно он сможет защищать морские рубежи России в случае особых внешнеполитических обстоятельств? Какие у него есть соперники на океанских просторах?

Эти вопросы требуют развернутых и подробных ответов.

Серия «Орлан»

В те времена, когда флотом СССР командовал адмирал Горшков, общая идеология морской стратегии опиралась на большие корабли, как надводные, так и подводные. Несокрушимую мощь советского ВМФ символизировали многочисленные субмарины-атомоходы и крейсера, ощетинившиеся пусковыми установками, радарами и антеннами. Дизельные энергетические установки сужали радиус оперативного применения морских сил. Обеспечить возможность зримого присутствия в любом районе мирового океана должен был заложенный на Балтийском заводе «Юрий Андропов» (с 1998 года «Петр Великий»). Атомный крейсер строился не один, несмотря на серьезные экономические трудности эпохи перестройки на верфях начали серию из четырех кораблей 1144-го проекта, получившего общее название «Орлан». Родными «братьями» «Андропова» стали «Киров», «Фрунзе» и «Калинин», также названные в честь видных деятелей Коммунистической партии. Дальнейшие события, которые начали происходить в стране, показали, что, ставя столь масштабную задачу перевооружения надводных сил ВМФ руководство страны несколько погорячилось. В настоящее время из всей серии только один атомный ракетный крейсер «Петр Великий» является боеспособной единицей. Что будет с «Адмиралом Лазаревым» (бывшим «Фрунзе») и «Адмиралом Нахимовым» («Калининым»), уже ясно, они проходят модернизацию и до конца десятилетия встанут в строй. Судьба «Адмирала Ушакова» («Кирова») печальна, корабль ждет утилизация.

Подкрасться незаметно он не может

Этот корабль не просто большой. Крупнее его бывают только авианосцы. Он может годами находиться в автономном плавании, производя плановую замену личного состава и пополняя запасы продовольствия. Команда состоит из 727 матросов, старшин, мичманов и офицеров, в том числе 18 летчиков и технического персонала, обслуживающего вертолеты. Скорость 32 узла. Водоизмещение 26 тысяч тонн. При этом следует учитывать, что обеспечить скрытность его появления в каком-либо районе мирового океана практически невозможно. И дело не в размерах, вернее, не только в них. Проход через проливы или каналы дезавуирует и малотоннажные корабли, не то, что атомный крейсер «Петр Великий». Новости о том, что тот или иной авианосец, эсминец или фрегат проследовал через Суэц, Босфор или Дарданеллы, мгновенно расходятся по всему миру. Так какова же задача этого исполина, если о его местоположении всегда известно, если не из телепередач, то по данным спутникового наблюдения?

Крупная цель

Ясное дело, что при появлении у берегов такого мощного корабля любой вероятный противник насторожится и объявит общую тревогу. Такой же будет реакция командира флотского соединения, к которому по какой-то причине приблизится тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Если такое событие произойдет в мирное время, то все закончится обычным «обменом любезностями», эскадры вежливо оскалятся своими ударными и оборонными системами, «пошумят» связью и разойдутся, «как в море корабли». А вот в случае войны дело пойдет куда интенсивнее и опаснее. По крупной мишени противник незамедлительно откроет огонь и сделает все, чтобы пустить крейсер на дно. Чем будет отвечать на старты противокорабельных ракет, торпед, авиаудары и другие враждебные действия «Петро Великий»? И сможет ли он сам нанести в случае надобности упреждающий удар?

Да. Для этого у него есть все необходимое.

Вооружение

Он уникален не только по размерам. В мире нет столь вооруженных неавианесущих кораблей, как «Петр Великий». Атомный крейсер имеет на борту огромный арсенал, включающий все возможные средства огневого поражения и защиты от воздушных нападений, подводных атак, минных угроз и прочих опасностей. «Главным калибром» являются ракеты «Гранит», размещенные в двадцати пусковых установках под палубой.

Атаку стаи этих снарядов выдержать невозможно, они имеют интегрированно-автономную систему управления. Полет координируется «вожаком», поднявшимся выше всех остальных ракет, а в случае его поражения средствами ПРО противника происходит автоматическое «назначение» нового лидера. В сочетании с радиопомехами и ложными объектами удар «Гранитов» можно считать неотразимым.

Комплекс ПВО С-300Ф (в морском исполнении) дополнен противовоздушными системами «Кинжал» и «Каштан». Эти технические средства защищают ТАРК от воздействия противокорабельных ракет, запускаемых в том числе и с самолетов. Более того, они способны поражать даже сверхточные авиабомбы с лазерным наведением.

Атака торпедных и также успехом не увенчается. Кроме этого ракетного вооружения есть еще и артиллерия 130-го калибра, способная бить на дистанции до 22 километров. Для борьбы с вражескими субмаринами атомный тяжелый крейсер «Петр Великий» оснащен десятью пусковыми установками «Водопад» с четырьмя десятками противолодочных управляемых ракет РГБ-40, а обнаружить их помогут вертолеты Ка-27 - их два. И это еще не все.

В общем, вооружений много. И заградительный, и наступательный огонь есть из чего вести.

Призрак восьмидесятых?

Однако все это вовсе не означает, что ТАРК «Петр Великий» можно назвать непотопляемым идеальным крейсером, против которого враг бессилен. Такого оружия просто не бывает, тем более что проектировался корабль давно, почти три десятилетия назад. За это время концепция военного судостроения менялась, стали другими силуэты боевых судов, появились непривычные очертания морских «Стеллсов», исчезли сложные переплетения антенн, формы упростились, линии обводов стали ломаными. Некоторым экспертам в области вооружений «Петр Великий» (тяжелый атомный ракетный крейсер кажется архаичным призраком эпохи семидесятых-восьмидесятых годов. Уж у него-то резонансных решеток, радаров и антенн связи много. И приводят такие специалисты в пример американский «Орли Берк» - эсминец, построенный с учетом всех современных требований по малозаметности и информационному обеспечению.

Американские соперники

Да, американский эсминец поражает своим ультрасовременным обликом. Это просто робот-трансформер какой-то, у него нет выступающих частей, а вычислительный комплекс обеспечивает (по словам представителей Пентагона) раннее обнаружение и очень быстрое принятие оперативных решений. Возникает опасение относительно того, насколько успешно сможет действовать атомный крейсер «Петр Великий» против системы «Иджис», которой оснащены эсминцы типа «Орли Берк».

Но не все обстоит так печально. Дело в том, что американские новейшие корабли создавались исходя из двух главных принципов: максимальной интеграции управляющих систем и минимизации затрат.

Система «Иджис»

Станция РЛС AN/SPY-1, установленная на «Орли Берк», в качестве антенны использует четыре фазированные решетки, фиксированно закрепленные на надстройке. Вся система замкнута на единый обрабатывающий центр, что, конечно, дает определенные преимущества в аспекте помехозащищенности, но одновременно сужает диапазон дистанций обнаружения и сопровождения целей. Особенно этот недостаток проявляется при необходимости отражения атак низколетящих сверхзвуковых противокорабельных ракет, которыми обладает «Петр Великий». Атомный крейсер благодаря своим размерам может нести много вооружений, а его антенны, расположенные высоко, обеспечивают дальнее обнаружение даже таких малозаметных объектов, как корабли класса «Орли Берк» (которые невидимками назвать все равно нельзя).

Об антеннах «Петра Великого»

Да, антенн много, и именно из-за них так хорошо виден на экранах радаров «Петр Великий». Атомный крейсер оснащен тремя радиолокационными станциями, каждая из которых выполняет свою часть работы. «Восход» (МР-600), закрепленный на фок-мачте, выполняет обзорную функцию. Ниже, на гроте, располагается радар «Фрегат М 2» (МР-750), он определяет все три координаты цели. На фок-мачте установлена антенна «Подката» (МР-350), она способна засечь низколетящие цели - это как раз тот элемент, которого не хватает в стройной цепочке средств противовоздушной защиты американской системы «Иджис». «Подкат» работает в двухкоординатной системе и имеет высокую частоту сканирования в сочетании с малым углом места, что обеспечивает нужное быстродействие. Таким образом, несмотря на свою заметность, ТАРК «Петр Великий» имеет все шансы поразить куда более современный корабль вероятного противника, обрушив на него весь свой богатый арсенал. Обнаружить врага он сможет заранее, а следовательно, внезапное нападение ему не грозит. Отразить ракеты он тоже вполне в состоянии, для этого у него есть все необходимое.

Перспективы

История знает примеры, когда боевые корабли служили в составе флотов многие десятилетия. Добротно выполненные корпуса, хорошие ходовые и маневренные качества и большое водоизмещение создают базу для модернизации судна и проведения его в соответствие с требованиями текущего момента. Есть все признаки того, что атомный ракетный крейсер «Петр Великий», технические характеристики которого, безусловно, можно назвать выдающимися, будет эксплуатироваться еще долго. Аналогов ему нет, даже другие аналогичные корабли с ядерной силовой установкой, такие как «Вирджиния» или «Лонг Бич», существенно уступают нашему флагманскому кораблю по водоизмещению, а значит, и по модернизационному потенциалу. Уникальна и его силовая установка, включающая в себя два и вспомогательные паровые котлы, повышающие мощность до 300 мегаватт.

Показательно, что это чудо отечественного судостроения носит имя создателя Флота Российского, начинавшего это благое дело постройкой скромного ботика.

Возможно, пройдут десятилетия до того момента, когда будет снят с вооружения ВМФ атомный ракетный крейсер «Петр Великий», на смену которому придут новые корабли третьего тысячелетия.