Занятие по ознакомлению с художественной литературой. «Чему учит русская народная сказка «Волк и семеро козлят

Сказка "Волк и семеро козлят" - одна из самых любимых у детей младшего возраста. Она очень поучительна, и важнейшие уроки, которые ребенок должен вынести из ее прочтения, очень пригодятся ему в его долгой и яркой жизни.

История появления сказки:

Первые упоминания об этом сюжете исследователи обнаружили в I веке нашей эры. Позднее он же был переработан немецкими фольклористами братьями Гримм и опубликован в цикле сказок 1812-1815 годов.

В Россию сказка пришла в XIX веке. Она быстро распространилась и настолько пришлась по вкусу простому народу, что передавалась из уст в уста. С незначительными поправками в повествовании сказка получила статус "русской народной" и стала частью национального фольклора, хотя, по сути, она таковой не является.

Поучительный смысл сказки "Волк и семеро козлят"


Сегодня сказку можно не только читать, но и слушать в исполнении профессиональных чтецов на различных носителях. Аудиосказка Волк и семеро козлят - это весьма поучительная для детей история. В ней рассказывается о том, как Коза оставляет дома своих семерых детей и строго наказывает им – дверь никому не открывать! Но находящийся поблизости Волк решил воспользоваться удобным моментом и постучался к козлятам, назвавшись Козой. Но они не поверили и заявили, что у матери голос нежный, а у незваного гостя грубый и неприятный. Далее повествование варьируется. В одной из версий Волк, чтобы смягчить голос, ест мед. В другой версии он идет к кузнецу и просит перековать ему горло. Однако козлята вновь раскусили Волка – у него лапы черные, а у их матери белые и мягкие. Тогда коварный зверь пачкает лапы в муке и вновь стучится к козлятам. На этот раз они ему поверили и оказались съеденными. Все, кроме одного – самый маленький козленок успел спрятаться в печке...

История имеет счастливый конец – без этого она не была бы любима детьми. А чем все закончилось – узнаете, если прослушаете эту замечательную аудиосказку.


Из этой истории можно вынести массу уроков:

  • Слушайся маму
  • Никогда не открывай дверь незнакомцам, а если никого из взрослых нет дома – вообще не подходи к двери
  • Никогда не впускайте незнакомых людей в свой дом
  • Не верь обещаниям посторонних людей и не иди у них на поводу
  • Не бойся говорить "нет"
  • Добро всегда сильнее зла

Приведите ребенку пример замечательного фразеологического оборота "волк в овечьей шкуре" и растолкуйте его значение – злодей всегда останется злодеем, кем бы он ни притворялся. Аудиосказка "Волк и семеро козлят" для ребенка дает возможность научиться различать доверие и слепую доверчивость. Доверие необходимо, а слепая доверчивость может довести до беды, как и произошло в истории с маленькими козлятами.

Главные герои сказки братьев Гримм «Волк и семеро козлят» — коза и волк. У козы было семь козлят, и она их очень любила. Уходя из дому, коза говорила своим детям, чтобы они никому не открывали дверь, потому что может заявиться волк и съесть их.

Козлята старательно выполняли мамины указания. Когда однажды в их дом постучал волк и стал уговаривать их открыть дверь, козлята отказались это делать. Они сказали волку, что у того толстый голос, а у их мамы голосок тонкий. Тогда волк поел мела и его голос стал тонким. Он повторно попробовал обмануть козлят, Но те углядели, что в окошко видна черная лапа, какой у мамы быть не должно. И снова не стали открывать дверь волку.

Но волк не стал сдаваться. Он заставил пекаря намазать лапу тестом, а мельника – посыпать ее мукой. После этого волк снова пришел к козлятам. Те увидели белую лапу в окошко, и открыли волку дверь. Волк съел всех козлят, кроме самого маленького, который спрятался.

Когда коза вернулась домой, она поняла, что случилась беда. Уцелевший козленок рассказал ей, что волк обманом проник в дом и съел козлят. Вышла коза из дому вместе с младшим сыном и пошла на луг. Там она увидела спящего волка, в животе которого шевелились съеденные им козлята.

Тогда коза попросила уцелевшего козленка принести из дома ножницы, нитки и иголку. Она разрезала спящему волку живот, оттуда выбрались все ее детки, а потом коза набила живот волка камнями и зашила его. Волк ничего не почувствовал. Когда он проснулся, то захотел пить. Пошел волк к колодцу, нагнулся и упал в воду. Камни в животе были тяжелыми и волк утонул.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки братьев Гримм «Волк и семеро козлят» заключается в том, что враг может маскироваться и притворяться своим. Поэтому никогда нельзя терять бдительности. Не следует раскрывать посторонним информацию о близких людях. Козлята сообщили волку, что у их матери тонкий голос, и волк воспользовался этой информацией, изменив свой голос. И во второй раз козлята объяснили волку, почему они не откроют ему дверь. Волк изменил внешний вид своей лапы и обманул козлят.

Сказка братьев Гримм учит быть осторожным и внимательным, не поддаваться на хитрые уловки врагов.

В сказке «Волк и семеро козлят» мне понравилась коза. Она не растерялась в тяжелой для нее ситуации, а предприняла меры для спасения своих детей. Одновременно с этим она позаботилась о том, чтобы волк ничего не заметил. Для этого она набила ему живот камнями и зашила его.

Какие пословицы подходят к сказке «Волк и семеро козлят»?

Надо в оба глядеть, чтоб врага разглядеть.
Обманулся, как дитя.
Кто матери не послушает - в беду попадет.
Держи ухо востро.


Тема занятия: Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».(завершение)

Цель занятия: воспитывать креативную, познавательную личность младшего школьника.

Задачи:

Учить выделять главное в произведениях, т. е. мораль;

Развивать речь, логическое мышление, воображение;

Воспитывать творческую и идейную личность.

Оборудование: сценические костюмы, декорации к сказке, ребусы, монограммы, музыкальное сопровождение.

План занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Работа над содержанием сказки. (мораль, философия)

4. Физминутка.

5. Решение ребусов.

6. Пословицы.

7. Практическая часть. Постановка сказки.

^ 8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь удобнее и так мы начинаем.

Звучит мелодия – минусовка «В гостях у сказки», дети входят в аудиторию и рассаживаются по местам. На экране презентация с монограммой, где зашифровано название произведения. (Слайд№1)

Ребята, посмотрите что это? Что написано? (правильно монограмма)

(Волк и семеро козлят) Слайд№2

Что вы прочитали? (название сказки)

Правильно молодцы, вы, верно, расшифровали монограмму.

Мы продолжаем работу над русской народной сказкой. Это тема нашего занятия.

2. Цель: мы будем сегодня на занятии учиться разгадывать ребусы, работать с пословицами и сделаем инсценирование сказки.

Как вы думаете, зачем коза деткам своим пела песенку? (это было как пароль)

Скажите песенка - пароль уберегла козлят? (нет)

А почему всё же песенка – пароль не уберегла козлят? (Волк выучил песенку козы и перековал себе голос. Его было трудно отличить от голоса мамы – козы. А ещё они были добрыми и услышали голос мамы – козы и открыли)

А волк, каким представлен в сказке? (злым)

* Так вот, зло коварно, а добро наивно. Против зла не существует надёжной защиты. Но зло нужно остерегаться и то него защищаться. А ещё зло может быть наказано, то и произошло в сказке «Волк и семеро козлят». Ведь коза наказала волка за его жестокость, злость.


  • Но теперь давайте ребята посмотрим, что происходит.

  • Коза слабее или сильнее волка? (слабее) Но оказывается, не всегда сила решает всё.

  • Как вы считаете, что может быть сильнее силы? (Ум, смекалка)

  • Ум, смекалка и находчивость при большом, желании могут одолеть силу. (первая мораль сказки)

  • Чтобы не попасть в беду, дети чаще всего должны прислушиваться к советам взрослых, тогда можно будет избежать многих ошибок, которые, увы, в детстве мы все совершаем. (вторая мораль)
.^ 4. Решение ребусов: (Слайд№3)

Ну а теперь давайте приготовим свой ум и смекалку. Нам необходимо разгадать ребусы. Вы готовы. Смотрите внимательно и давайте помогать друг другу, что вы видите, кто это?


Это корова, а ещё как можно назвать корову мужского рода.(бык) А ещё ребята бык по другому носит название вол. Смотрим, что получилось? (ВОЛК) Слайд№4

А кто это? (животное) А у нас по сказке, главный герой. Хорошо.

Следующий.(Слайд№5)

Как разгадать. Слово коса, убрать букву «С» и заменить на «З». Какое слово получилось, кто догадался – ^ КОЗА. (Слайд№6)

Итак, волк и коза кто они? (главные герои сказки «Волк и семеро козлят»)

4. Физминутка

Давай козёл попрыгаем,/ 3 раза. Давай коза, попрыгаем, / 3 раза

И ножками подрыгаем./ 3 раза. И, ножками подрыгаем, / 3 раза

А ручками похлопаем,/ 3 раза. И ручками похлопаем, / 3 раза.

А ножками потопаем,/ 3 раза. И ножками потопаем./ 3 раза.

^ 6. Пословицы: (Слайд№7)

Ну а теперь новая задача необходимо прочитать и соотнести пословицы со сказкой, т. е. какую пословицу по вашему мнению можно прочитать к сказке?

^ 1. За худые дела слетит и голова.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Добрый конец – всему делу венец.

4.Сделав худо, не жди добра.

5.Сила ломает всё, а ум силу.

7. Постановка сказки, практическая часть. (Слайд№8)

- Ну а теперь для вас новое испытание. Кто из вас готов проиграть роль героев сказки. Кто желает быть козой, волком козлятами и медведем выходите и готовьтесь. Вот ваши костюмы. (Звучит минусовка, ребята надевают свои костюмы)

Звучит сигнал готовности.

Актёры в центре, все сидят и следят за ходом инсценирование. (20 -15минут)

8. Итог занятия.

- Молодцы все были просто прекрасны, ну настоящие артисты.


  • - А теперь давайте скажем, что следует делать, чтобы не попасть в плохую ситуацию, как в этой сказке? (слушать советы мамы, папы, взрослых)

  • Если осталось время включить игру ролевую «Волк и семеро козлят»
Ребята, день окончен трудовой нам пора, идти домой,

Дружно на прощание скажем «До свидания».

Волк и семеро козлят

Жила-была старая коза, и было у нее семь козляток, и она их любила, как всякая мать своих деток любит.

Однажды пришлось ей в лес собираться за кормом, и вот она созвала всех своих козляток и сказала: «Милые детки, надо мне в лесу побывать, так вы без меня берегитесь волка! Ведь он, если сюда попадет, съест вас всех и со шкурой, и с шерстью. Этот злодей часто прикидывается, будто он и не волк, но вы его сейчас узнаете по грубому голосу и по его черным лапам».

Козлятки отвечали: «Милая матушка, уж мы поостережемся, и вы можете идти, о нас не тревожась».

Тогда старая коза заблеяла и преспокойно тронулась в путь. Немного прошло времени после ее ухода, как уж кто-то постучался в дверь их домика и крикнул: «Отомкнитеся, милые детушки, ваша мать пришла и каждому из вас по гостинцу принесла».

Тогда волк сбегал к лавочнику, купил у него большой кусок мела, съел его - и голос стал у него тоненький.

Вернулся опять к той же двери, постучал в нее и крикнул: «Отомкнитеся, милые детки, ваша мать пришла, всем вам по гостинцу принесла».

Но он оперся своими черными лапами о подоконник, дети это увидали и закричали: «Не отомкнемся, у нашей матери не черные лапы, как у тебя! Ты - волк!»

Тогда волк побежал к пекарю и сказал: «Я себе повредил ногу, вымажь мне ее тестом». И когда пекарь исполнил его желание, волк побежал к мельнику и сказал: «Осыпь мне лапы белой мучкой».

Мельник подумал: «Верно, волк затеял какую-то плутню», - и стал было отговариваться, но волк сказал: «Если ты этого не сделать, то я тебя съем».

Тогда мельник струхнул и выбелил ему лапу мучицей. Таковы-то бывают люди!

Вот и пошел злодей в третий раз к той же двери, постучался и сказал: «Отомкнитеся, детушки, ваша милая матушка воротилася и каждому из вас принесла по гостинчику из леса».

Козляточки закричали: «Сначала покажи нам, какая у тебя лапа, чтобы мы могли знать, точно ли ты наша милая матушка!»

Тогда показал он им лапу в окошко, и когда они увидели, что она белая, то поверили его речам и отомкнули дверь. А вошел-то - волк!

Козляточки перепугались - прятаться пометались. Один прыгнул под стол, другой забился в постель, третий залез в печку, четвертый убежал на кухню, пятый спрятался в шкаф, шестой - под корыто, седьмой - в футляр для часовых гирь. Однако же волк всех их разыскал и очень с ними не чинился: одного за другим заглотнул он своею пастью, и только младшего никак не мог найти в часовом футляре.

Накушавшись досыта, он преспокойно убрался из дома, растянулся на большом лугу под деревом и начал засыпать.

Вскоре после того вернулась старая коза из лесу домой. Ах, что она там увидела! Домовая дверь открыта настежь: стулья, скамейки опрокинуты, корыто в щепы разбито, одеяло и подушки из постели повыбросаны.

Стала она искать своих деток, но нигде их найти не могла. Стала она их перекликать по именам, но никто не откликался.

Наконец, когда она дошла до младшего, тоненький голосок прокричал ей: «Милая матушка, я забился в часовой футляр».

Она тотчас добыла оттуда свое дитя и услышала рассказ о том, как приходил волк и сожрал всех остальных козляток. Можете себе представить, как она оплакивала своих бедных детушек!

Наконец старая коза в великой печали своей пошла из дому, и младший козленочек побежал за ней следом. Чуть только они вышли на луг, коза увидала, что волк лежит врастяжку у дерева и так храпит, что над ним ветви от его храпа колышутся.

Коза обошла и осмотрела его со всех сторон, и увидела, что в его раздутом брюхе что-то шевелится. «Ах, Господи, - подумала она, - уж не мои ли это бедные детки? Он ими поужинал, а они, видно, живехоньки».

Тогда она отправила козленочка домой за ножницами, иголкой и ниткой.

Затем она взрезала чудовищу утробу и чуть только взрезала - один козленочек уж высунул оттуда головенку; а как стала резать дальше, то все шестеро козлят выпрыгнули один за другим из волчьей утробы, и все были живехоньки и целехоньки, потому что чудовище в своей алчности глотало их целиком.

То-то была радость! И стали они ласкаться к своей матушке, и приплясывать около нее, словно портной на свадьбе.

А старая коза сказала: «Теперь ступайте, соберите мне побольше булыжников, мы их навалим этому проклятому зверине в утробу, пока он спит».

Семеро козляточек поспешно натаскали булыжников и набили их в утробу волка, сколько влезло. А старая коза еще того скорее зашила ему разрез, так что он ничего не приметил и даже не пошевельнулся.

Когда же наконец волк выспался, он поднялся на ноги, и так как каменный груз возбуждал у него в желудке сильную жажду, то вздумал он пробраться к ключу и напиться. Но чуть только переступил он несколько шагов, камни стали у него в брюхе постукивать друг о друга и позвякивать один о другой. Тогда он воскликнул:

Что там рокочет, что там грохочет,
Что оттянуло утробу мне?
Думал я, это шесть козлят,
Слышу теперь - там камни гремят!

И когда он пришел к ключу и наклонился к воде, собираясь пить, тяжелые камни его перетянули, он упал в воду и погиб злою смертью.

А семеро козляточек, увидав это, прибежали к матери с криком: «Волк издох! Волк утопился!»

И вместе с матерью радостно заплясали около ключа.

Жила - была коза с козлятами. Уходила коза в лес есьб траву шелковую, пить воду студёную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

Воротится коза, постучится в дверь и запоёт:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, ап козлята запрутся крепко - накрепко.

Волк подслушал, как поёт коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

Вы, детушки!

Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны копытца водицы!

Козлята ему отвечают:

Волку делать нечего. Пошёл он нв кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.


Коза накормила, напоила козлят и строго - настрого наказала:

Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза: сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает.

Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла там одного козлёночка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:

Ох, вы детушки мои, козлятушки!

Начто отпиралися - отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдём лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:

Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлятки оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить - поживать по прежнему.