Аспекты развития социально трудовых отношений. Социально-трудовые отношения

– с другой, – это стимулирование человека (родителями и членами семьи, работодателями на предприятиях, фирмах).

Социальная политика предполагает регулирование баланса в обществе между мотивацией и стимулированием. Таким образом, в социальном государстве человек попадает в продуманные (спланированные) «клещи» социальной политики, где развивается его внутренняя мотивация к трудовым занятиям, профессионализму.

Мотивация и стимулирование – два важнейших стратегических направления социальной политики по развитию человеческого капитала.

Взаимосвязь социальной политики и экономики осуществляется через такое направление экономической науки как «экономика труда», которая является динамичной общественно организованной системой. В этой системе реализуются условия и процесс воспроизводства рабочей силы – ее производство и формирование (подготовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление, а также обеспечивается процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда.

Для большинства стран мира развитие социально-трудовых отношений происходит под воздействием таких системообразующих принципов жизнедеятельности, как личная ответственность, опора на собственные силы. Каждый из этих принципов является необходимым условием функционирования механизма мотивационной среды, нацеленности на образовательную и профессиональную самоподготовку (приобретение системы профессиональных компетенций), трудоустройство, активное предпринимательство, достижение максимального успеха, благополучия.

Полная трудовая занятость должна обеспечивать работнику доход, превышающий официальную черту бедности. Так, в США, согласно данным Бюро, доля людей в США, проживающих за чертой бедности, увеличилась в 2010 году до 15,1% по сравнению с 14,3% в 2009 году . При этом величина трудовых доходов пропорциональна образованию, квалификации, его профессиональной компетентности.

В современной России трудовая занятость отнюдь не обеспечивает дохода выше прожиточного минимума одному из четырех субъектов трудовой деятельности. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

I квартал

I полугодие

9 месяцев

I квартал

I полугодие

9 месяцев

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

млн. человек

в процентах от общей численности населения

1) Уточненные данные.

2) Предварительные данные.

Так, Л. Лебедева в статье «Социальная политика в экономике знаний» отмечает, что в масштабах страны вознаграждение российских наемных работников составляет всего 27% ВВП, а в США – 64% , Германии и Великобритании – 55%, Швеции – 61% . Такие показатели, свидетельствуют о недооценке труда российских граждан, девальвации трудовых источников дохода, низком уровне базы обязательного налога. Таким образом, оплата труда в России, превратилась в фактор трудовой демотивации, она стала, фактическим тормозом экономического роста страны.

Обращаясь к зарубежному опыту государственного регулирования трудовых отношений, отмечаем, что важнейшим фактором мотивации субъекта трудовой деятельности, социальной защищенности работников, укрепления их социальной стабильности является политика государств. При этом, оплата труда, является важнейшим фактором уровня образования работника, его профессиональной компетентности.

Проблема нашей страны заключается в том, что при определении зарплаты работнику, уровень его человеческого капитала играет второстепенную роль, тогда как в развитых странах мира, чем большим является человеческий капитал, тем большую зарплату получает носитель этого капитала. Человеческий капитал, его уровень определяют значимость человека в обществе. Поэтому развитое общество должно стимулировать индивиду его желание накапливать свой человеческий капитал.

В России суммарный объем заработной платы составляет около 30% внутреннего валового продукта (ВВП), тогда как в развитых капиталистических странах мира он составляет не менее 60% ВВП.

Сложившаяся в России традиция – экономить на зарплате работников негативно влияет на социально-экономическую жизнь в стране.

И.М. Супоницкая пишет «в России труд не приносит ни богатства, ни положения, ни независимости… отношение к нему выразили пословицы… “всех работ не переработаешь”, “работа не волк, в лес не уйдет”, “от работы не будешь богат, а будешь горбат” и др.». Сравнивая отношение населения к труду в США и в России, И.М. Супоницкая отмечает, что Россия не знала свободного труда, зато имела почти полутысячелетнюю традицию труда принудительного: от установления крепостного права в XVI веке, до зеков и добровольно-принудительных работ остальных советских граждан в XX веке . С этими выводами трудно не согласиться. Дело в том, что методологическая основа накопления человеческого капитала – это личный труд человека. Поэтому его к трудовым занятиям необходимо подготавливать с детских, школьных лет. В связи с этим, основой социальной политики по накоплению человеческого капитала в современной России должно стать развитие способностей каждого человека к личному труду.

Рассматривая проблемы государственного регулирования трудовых отношений, следует обратить внимание на такие первостепенные факторы как:

– взаимодействие государства с работодателями;

– трудовая иммиграция и регулирование минимальной оплаты труда, его нормативов, условий и продолжительности;

– помощь в трудоустройстве молодежи (выпускников общеобразовательных школ, колледжей, выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений);

– защита прав женщин и лиц пенсионного возраста, а также представителей этнических меньшинств;

– обязательное государственное страхование на случай потери работы и др.

Особо следует отметить, что в достижении достойного труда важная позитивная роль принадлежит социальному диалогу между работодателями и администрацией, с одной стороны, и наемными работниками – с другой.

У власти и работодателей существует конфликт интересов, заключающийся в том, что каждый работодатель в отдельности желает платить работнику меньше и заставляет работать при этом больше. Но всей совокупности работодателей, оказывается, выгодно платить работникам больше, так как это обеспечит необходимый спрос на производимые товары и услуги. Властные органы, проводя социальную политику по повышению зарплаты и созданию удобных рабочих мест, обеспечивают для общества предложение различных способов эффективного кругооборота экономических благ. Социальный диалог непосредственно является: источником стабильности; средством урегулирования трудовых споров; механизмом содействия защите прав работников; средством обеспечения социальной справедливости и занятости субъектов трудовой деятельности.

Основные положения социального диалога между трудом и капиталом определены межгосударственной организацией труда. Основные задачи МОТ :

– определение политики, основ и программ деятельности Организации, направленных на решение социально-трудовых проблем;

– разработка и принятие международных трудовых норм – конвенций и рекомендаций, и контроль за их исполнением;

– обеспечение свободы объединения и прав на ведение коллективных переговоров;

– оказание помощи странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции;

– упразднение всех форм принудительного труда;

– защита прав человека, недопущение дискриминации в области труда и занятости;

– действенное запрещение детского труда;

– преодоление бедности, улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

– подготовка программ и содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;

– разработка и осуществление программ в области улучшения условий труда и производственной среды, безопасности и гигиены труда, охраны окружающей среды;

– оказание помощи объединениям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

– разработка и осуществление мер по защите социально слабо защищенных групп трудящихся (женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся мигрантов).

МОТ играет ведущую роль в усилиях, направленных на реформирование систем социально-трудовых отношений, включающих социальную защиту и обеспечение работника, его социальную безопасность, медицинское обслуживание, безопасность и гигиену труда и др. Проблемами современной государственной политики России в области социальной защиты населения являются:

– обеспечение соблюдения трудовых прав женщин и молодежи, условий оплаты выполненной ими работы;

– защита инвалидов, трудящихся-мигрантов;

– помощь в эффективном управлении сложными сетями социальной защиты в целях их экономической и финансовой жизнеспособности в долгосрочной перспективе.

В настоящее время в России происходят коренные изменения в экономических отношениях страны, поэтому возникла необходимость поиска новых подходов к совершенствованию производительности труда. Наибольший интерес в этом контексте представляют подходы, обозначенные в теории человеческих отношений. Основоположник теории человеческих отношений Э. Мэйо по этому поводу пишет: «… какая бы ни была проблема (связанная с производительностью труда), она частично, а иногда и полностью, определяется отношением индивидуального работника» . Это означает, что процесс удовлетворения потребностей субъекта трудовой деятельности, рано или поздно, приводит к формированию его качественных эмоционально-психологических и социальных ценностей, которые заключаются в:

– приобретении личностно-профессиональных компетенций, закрепляющихся подсознательно в индивидуальной памяти;

– росте интеллектуальных способностей, содействующих интенсификации активности умственных действий, что обеспечивает появление желаний по улучшению социально-трудовых отношений, удовлетворяющих экономические потребности субъекта трудовой деятельности;

– развитии интуитивных способностей;

– использовании полученных знаний об окружающем мире и способах их реализации для обеспечения взаимодействия природы, техники и человека;

– познании мироустройства, лежащего за пределами опыта, и реструктуризация имеющихся представлений о мироустройстве в ходе эволюции и др.

Динамика накопления сформированных ценностей в хозяйственной жизни человека предназначена для максимального сочетания возможностей и потребностей жизнедеятельности, что в течение времени приводит к образованию ресурсного потенциала личностных способностей, которые принято называть человеческим капиталом.

Советская идеология отвергала индивидуальный подход в социально-трудовых отношениях, а потому теория человеческих отношений в бывшем СССР игнорировалась. Тем не менее, теория человеческих отношений получила широкое признание в странах Запада и была представлена Ф. Тейлором, основоположником научного менеджмента, как теория «экономического человека». Научная теория «экономического человека» предполагает, что первой потребностью субъекта трудовой деятельности является получение максимальной экономической выгоды от собственного труда (использование этой теории на предприятиях привело к увеличению экономической прибыли владельцев предприятия). Впоследствии, в связи с развитием научно-технического прогресса, в теории Ф. Тейлора обнаружились явные недостатки (детальный хронометраж рабочего времени привел к протестам работников на многих предприятиях), что, естественно, привело к задержке их экономического развития.

Хотя теория экономического человека формально в России игнорировалась, тем не менее, она достаточно активно использовалась как форма социалистического соревнования. Так, Э. Мэйо по этому поводу утверждает , что целью теории человеческих отношений является улучшение системы понимания условий, которые необходимо выполнять предприятию с целью получения максимальных доходов, полагая, что кроме: 1) способности предприятия извлекать выгоду из современной технологии; 2) систематической организации работы (по Ф. Тейлору, необходима такая организация социальной системы, которая будет способна создать позитивные социальные условия, при которых рабочая сила будет проявлять максимальные способности к активной трудовой деятельности).

Выявление социальной составляющей труда является основой теории человеческих отношений. Эта теория предполагает, что на предприятии должна выстраиваться имманентная социальная структура, предполагающая создание субъектно-личностного характера отношений каждого субъекта трудовой деятельности к производственной деятельности своего предприятия. Структура производственных отношений требует социально-психологической работы менеджмента предприятия и его совокупного характера деятельности.

В связи с тем, что определяющим фактором успешного функционирования общества является создание и развитие качественного человеческого капитала, очевидно, что для реализации этого направления необходима особая социальная политика государства. Нужен поиск необходимых инструментов. Специфическими инструментами социальной политики по развитию человеческого капитала могут быть различные ее направления, но доминирующими, безусловно, при этом являются социально-трудовые отношения.

В современной отечественной государственно-распорядительной системе постоянно присутствуют такие направления, которые означают, непременно, активное участие государства в экономической жизни общества, что, безусловно, сдерживает развитие соответствующей либеральной социальной политики и затрудняет использование эффективных ее инструментов для создания человеческого капитала.

В связи с изменениями, происходящими на рынке труда и тенденцией роста личной ответственности субъектов трудовой деятельности перед обществом, родными и близкими, первостепенное значение приобретает государственная политика в социальной сфере. Реализация функций социальной защиты населения является, основным базовым элементом государственной деятельности, которая характеризуется: экономическими возможностями общества; зрелостью общественного развития субъектов трудовой деятельности; политическими приоритетами.

Это значит, что усилия государства должны быть направлены на развитие такого человеческого потенциала (физического, трудового, интеллектуального, культурного), который отвечает современным экономическим потребностям, и является ключевым фактором экономического и социального прогресса общества. Возрастание роли социальной политики современного российского государства состоит в:

– развитии социально-экономических функций государства;

– повышении роли человеческого потенциала в обеспечении устойчивого экономического роста страны и её конкурентоспособности.

Таким образом, задачами социальной политики на современном этапе развития общества являются:

– внедрение современных методов социальной политики, основанных на сочетании социального инвестирования и адресной поддержки населения;

– содействие активному привлечению негосударственного сектора к оказанию социальных и образовательных услуг, повышению качества социального обслуживания населения, развитию рыночных механизмов в социальной сфере;

– повышение эффективности управления и внедрение современных управленческих технологий в социальную среду;

– объединение потенциала государственной власти, местного самоуправления, деловых кругов и общественности для решения социальных проблем.

Регулирование указанных социально-экономических, социально-трудовых отношений общества является одним из приоритетных направлений социальной политики российского государства, суть которого заключается: в поддержании отношений между различными социальными слоями общества; обеспечении необходимых условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, что является первостепенной задачей социальной политики государства, направленной на создание позитивных социальных гарантий и формирование экономических стимулов субъектов трудовой деятельности и развитие человеческого капитала.

Литература:

1. Бюро переписи населения США. [Электронный ресурс] – режим доступа: www.census.gov

2. Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] – режим доступа: www.gks.ru

3. Лебедева Л.Ф. Социальная политика в экономике знаний: глобальная конкуренция в мировом государстве. Т.4 // Сентябрь-декабрь 2006. № 3 (12).

4. Супоницкая И.М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе // Вопросы философии. 2003. № 5.

5. Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: справочное пособие. М., 2007.

На рынке рабочей силы люди вступают в определенные социальные отношения, то есть начинают взаимодействовать друг с другом. Социальное взаимодействие в сфере труда представляет собой форму социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимной действием.

Социальные отношения - это отношения между различными социальными группами и отдельными индивидами состоящих учитывая их общественное положение, образ и уклад жизни, условий формирования и развития личности, социальных общностей. Такие отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими. Например, в трудовую организацию работники принимаются, адаптируются в силу объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, у него стиль деятельности. Однако затем каждый работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т. Д. Итак, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологические, характеризующихся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации, атмосферой в ней.

Социально-трудовые отношения - это взаимодействие и взаимозависимость субъектов этих отношений, которая возникает в процессе труда и направлена на регулирование условий трудовой жизни.

Социально-трудовые отношения как система существуют в двух формах: как фактические социально-трудовые отношения и как социально-трудовые правоотношения. Фактические социально-трудовые отношения действуют на объективном и субъективном уровнях, то есть предусматривают взаимодействие субъектов этих отношений по решению определенных проблем, которые возникают в социально-трудовой сфере. Социально-трудовые правоотношения представляют собой проекцию фактических социально-трудовых отношений на законодательном и нормативном уровне.

Срок "социально-трудовые отношения" вошел в научный оборот и стал широко использоваться относительно недавно.

Его включение в систему понятий и категорий экономики труда связано, с развитием научных и прикладных представлений о роли людей в развитие экономики.

Этапы в этом развитии характеризуются начальным представлениям о людях как специальный ресурс ("трудовые ресурсы") и о человеке как о субъекте общественного развития (что, например, нашло отражение в понятии "человеческий фактор").

Следующая ступень развития представлений о человеке как о субъекте экономической деятельности, пожалуй, предполагает использование в качестве главного понятия "индивидуум, личность". В этом случае человек рассматривается как многогранный, многоролевого субъект социально-трудовых отношений, создание необходимых условий для развития которого является задачей высокой сложности. Активное включение в оборот категории "социально-трудовые отношения" обусловлено и тем, что решение важнейших задач социально-экономической реформы в Украине: стабилизации социально-экономической и политической обстановки в стране, становления и развития производства нового технологического уровня, значительного снижения инфляции и повышения жизненного уровня населения - возможно прежде всего на основе сотрудничества всех сил общества в проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и формировании эффективной системы защиты-интересов всех участников социально-трудовых отношений. Становление социально-ориентированной рыночной экономики в нашей стране, обеспечение ее нормального функционирования возможно при условии ее полноценной интеграции с мировым хозяйством, предполагает формирование социально-трудовых отношений в стране, выработки механизма их эффективного регулирования и встроенность национальной системы социально-трудовых отношений в систему социально трудовых отношений, признанную мировым сообществом. Здесь особенно важно подчеркнуть, что научные теории, направленные на формирование истинно гуманных социально-трудовых отношений и конструктивная практическая деятельность западных фирм в этой сфере является одним из крупнейших достижений мировой цивилизации.

Таким образом, социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не могут существовать вне такими отношениями, вне взаимными обязанностями по отношению друг друга, вне взаимодействиями (рис. 3.1).

На практике существует многообразие социально-трудовых отношений, характеризующих экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.

В то же время социально-трудовые отношения, безусловно, субъективовану, потому что отражают субъективно определенные намерения и действия участников этих отношений, обусловленные осознанной ими взаимной зависимостью.

Рис. 3.1. Социально-трудовые отношения в сфере труда

Система социально-трудовых отношений имеет следующие взаимосвязанные элементы:

Субъекты и уровни социально-трудовых отношений;

Предметы социально-трудовых отношений;

Принципы и типы социально-трудовых отношений.

Основными субъектами социально-трудовых отношений в рыночной экономике выступают:

Наемные работники;

Предприниматели (работодатели)

Государство.

На рис. 3.2 и 3.3 изображены структуру социально-трудовых отношений и их субъекты.

Таким образом, субъектами социально-трудовых отношений могут быть работник, группа работников, объединенных какой-либо системообразующей признаку. В этой связи социально-трудовые отношения могут быть индивидуальными, когда с отдельным работодателем взаимодействует отдельный работник, а также групповыми или коллективными, когда работники (работодатели) взаимодействуют между собой. Отсюда социально-трудовые отношения могут подразделяться на двух-, трех- и багаторонни. Как субъект социально-трудовых отношений может выступать организация (предприятие) или его группа, а также территориальное образование. Как субъект мировое сообщество при определенных условиях рассматривает и отдельное государство.

Рассмотрим основные характеристики субъектов социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Наемный рабочий - это гражданин, который заключил трудовой договор с работодателем, руководителем предприятия или другим уполномоченным им органом и непосредственно выполняет трудовую функцию согласно существующим регламентам. Договор найма может быть письменным или устным, но в любом случае он определяет социально-трудовые отношения между его участниками. Как наемный работник - субъект социально-трудовых отношений могут выступать как отдельные работники, а также и группы работников, различающихся по своему положению в социально-профессиональной структуре, направленности интересов, мотивацией труда и другим признакам.

Основой групповых и индивидуальных различий выступают возраст, пол, состояние здоровья, степень образованности, профессиональная, должностная, отраслевая принадлежность, определяющие сущностные стороны в неадекватном поведении наемного работника. Достаточно весомым для Украины фактором формирования модели трудового поведения наемных работников является их территориальное размещение.

Особую роль в процессе формирования новых социально-трудовых отношений в Украине играют возрастные различия: смена поколений, серьезно отличаются друг от друга по основным социально-психологическими параметрами, ориентацией и мотивацией, требует соответствующего учета. На социально-трудовых отношениях не может не сказаться и пол, например, специалисты отмечают, что мужчинам присущ повышенный радикализм, а женщинам - конформизм.

Наемный работник должен иметь определенные качества, оценка которых может дать реальное представление о сущности и зрелость социально-трудовых отношений. Прежде всего, наемный рабочий должен иметь готовность и способность к личному участию в социально-трудовых отношениях, определенную установку на лучшие способы участия в них.

Развитые трудовые отношения предполагают существование институтов, выступающих от имени наемных работников и защищают их интересы. Традиционно таковы профессиональные союзы - массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально-экономических интересов. Профессиональные союзы создаются для защиты экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере деятельности профсоюзов: обеспечения занятости, условий и оплаты труда. Возможны и другие организационные формы объединения наемных работников.

Работодатель - это гражданин, самостоятельно работает и постоянно нанимает для работы одного или многих лиц. Обычно это владелец средств производства, но работодателем считается также руководитель предприятия государственной формы собственности, например, директор.

Государство как субъект социально-трудовых отношений выполняет законодательную, защитную и регулятивную функции. Кроме того, государство выступает в роли работодателя, поскольку в государственной собственности сосредоточено определенную долю предприятий. Роль государства в социально-трудовых отношениях исследована многими специалистами (Р. Фримен, М. Саламон и др.). Систематизация их взглядов, анализ практического опыта деятельности государства в сфере социально-трудовых отношений показывает, что чаще всего она выполняет здесь такие роли: законодателя, защитника прав, регулятор, работодателя.

Степень реализации каждой из этих ролевых функций государства, характер их сочетания в каждый конкретный момент времени определяются историческими, политическими, экономическими условиями развития государства. Поэтому роль последнего в социально-трудовых отношениях может меняться существенно.

Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают на разных уровнях: работник-работник; работник-работодатель; профсоюз-работодатель; работодатель-государство; работник-государство и др.

Как предметы социально-трудовых отношений на уровне работников выступают определенные стороны трудовой жизни человека, содержание которых зависит от ее жизненных этапов и специфики целей и задач, решает она на каждом из этих этапов.

Жизненный период человека включает несколько этапов. Западные исследователи говорят о трехфазное модель жизненного периода. В работах японских авторов встречается деление на четыре фазы: период от рождения до окончания школьного образования, период устроение на работу и обзавестись семьей, период трудовой жизни, наконец, период старости.

Но какую бы модель дифференциации жизненного периода человека мы не приняли для рассмотрения, пожалуй, на каждом из этих этапов человек в социально-трудовых отношениях будет отдавать предпочтение тем или иным целям - предметам. Поэтому на первом этапе жизненного периода как предмет социально-трудовых отношений могут выступать: трудовое самоопределение, профориентация, профессиональное образование и др. На следующем этапе определяющую роль в социально-трудовых отношениях будут играть: освобождение-наем-увольнения, социально-профессиональное развитие, профессиональная подготовка и переподготовка, оценка труда, его вознаграждение. На следующем этапе предметом социально-трудовых отношений может стать степень трудовой активности.

Под предметом социально-трудовых отношений понимают социально-экономические явления и процессы, которые возникают в социально-трудовой сфере. их можно разделить на три структурных блока:

Социально-трудовые отношения занятости;

Социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда;

Социально-трудовые отношения, связанные с вознаграждением за труд. Как предмет групповых (коллективных) социально-трудовых отношений,

например, между работниками и работодателями может выступать кадровая политика в целом и (или) ее отдельные элементы: аттестация кадров, контроль и анализ трудовой деятельности, оценка эффективности труда, организация труда, нормирование труда, трудовые конфликты и их развитие, трудовая мотивация.

Все многообразие социально-экономических явлений, выступающих как предметы социально-трудовых отношений, структурируется в следующие три самостоятельные предметные блоки: социально-трудовые отношения занятости; социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда; социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд. Такая структуризация позволяет четко определить систему факторов, обусловливающих социально-трудовые отношения в каждом из этих блоков и методы их регулирования.

Переход Украины к рыночной экономике изменяет экономическое и правовое составляете субъектов социально-трудовых отношений, но, то особенно важно, вызывает изменения индивидуумов, групп, слоев, формирует их новые социально-ролевые функции, то соответствующие новому социально-экономическому статусу, новое социально трудовых поведения, новые взаимные требования, новые способы и формы согласования интересов.

Социально-трудовые отношения в зависимости от способа их регулирования, методов решения проблем классифицируют по типам. Тип социально-трудовых отношений определяется их характером, способами их регулирования, методами решения проблем, то есть тем, как принимаются решения в социально-трудовых отношениях. Важную роль в формировании типов социально-трудовых отношений играют принципы равенства или неравенства прав и возможностей субъектов социально-трудовых отношений. От того, насколько и каким образом комбинируются эти базисные принципы, зависят конкретный тип социально-трудовых отношений и другие принципы, его определяют.

Приоритетность конкретных принципов существования социально-трудовых отношений, их комбинация в процессе решения проблем в социально-трудовой сфере характеризует тип социально-трудовых отношений. В этом случае основой социально-трудовых отношений могут служить принципы солидарности и субсидиарности, отношения, построенные по принципу "господство-подчинение"; равноправное партнерство, конфликт, конфликтное сотрудничество, конфликтное соперничество, дискриминация. Соответствии с этими принципами (характеристик) выделяют два полярных типа трудовых отношений: патернализм и социальное партнерство. Возможны и другие типы социально-трудовых отношений, обусловленные сочетанием принципов и методов их регулирования.

Основной принцип системы социально-трудовых отношений - законодательное обеспечение прав в социально-трудовой сфере, определение объектов, субъектов, порядка их взаимодействия, охват сфер взаимоотношений субъектов, а также контроль за соблюдением этих прав.

Принцип солидарности - идеал, выработанный человечеством в процессе его социально-экономического развития, - предполагает совместную ответственность людей, основанную на личной ответственности и согласии, единстве и общности интересов. Его суть сводится к тому, что сплоченность позволяет выявлять и оценивать одинаковые интересы, типичные для той или иной группы населения, подобные черты, а также подобный социальный или экономический риск. Это, в свою очередь, создает конструктивную основу для того, чтобы совместно защищать свои интересы, противостоять опасности и риска. Принцип солидарности позволяет компенсировать монопольную регламентирующую роль государства в развитии социально-трудовых отношений, стимулируя проявление личной инициативы и ответственности у каждого участника социально-трудовых отношений.

Принцип субсидиарности основывается на личной ответственности. Однако согласно этому принципу, всегда стоит отдать предпочтение "самозащиты", чем помощи со стороны, а при возможности переноса социальной ответственности на третье лицо, например, на государство, предпочтение должно быть отдано "субсидиарной" помощи. Принцип субсидиарности направлен на сохранение неослабевающего стремления человека к самоответственности и самореализации и призван предотвращать переносу ответственности на общество. Очевидно, что в социально-трудовых отношениях любого общества чувство собственного достоинства, вера в себя и чувство личной ответственности граждан должны стимулироваться; кроме того, должна быть обеспечена возможность их реализации.

Принцип партнерства предполагает осуществление защиты своих интересов субъектами социально-трудовых отношений и их самореализации в политику согласования взаимных приоритетов.

Ролевая функция государства в социально-трудовых отношениях или практически полное их регламентация формируют тип социально-трудовых отношений, называется государственным материалом. Патернализм может сформироваться и на уровне предприятия (организации) вследствие использования жесткой регламентации социально-трудовых отношений. Ранее именно такой принцип лежал в основе регулирования трудовых отношений в нашей стране.

Этот тип социально-трудовых отношений при определенных исторических и социокультурных условиях может оказаться высокоэффективным. Примером является опыт внутрифирменных социально-трудовых отношений на предприятиях Японии. Вместе с тем известны и качественно другие последствия этого типа отношений: пассивность в трудовом поведении, минимизация уровня требований к качеству жизни в целом и качества трудовой жизни в частности. Опасность построения социально-трудовых отношений в соответствии с этим принципом заключается в ограничении самостоятельности субъектов отношений, в проявлении ими пассивности и иждивенчества в трудовом и общественной жизни.

Принцип всеобщности должен быть определяющим в механизме социальной защиты. Сужение круга защиты в пользу наиболее нуждающихся, малообеспеченных групп, несомненно, будет вызывать у них иждивенческие настроения. Необходимо распространение действия социальной защиты на всех лиц: работающих, безработных, нетрудоспособных, независимо от социального статуса.

В рамках реализации механизма социальной защиты важно дифференцированный подход, актуальность которого обусловлена все большей поляризацией общества в условиях кризиса и экономической стагнации. Таким образом, дифференциация норм и условий социальной защиты будет стимулировать самостоятельность участников социально-трудовых отношений, а также учитывать причины и степень утраты трудоспособности.

Принцип адресности имеет актуальное значение на этапе реализации социальной защиты. Законодательная практика чаще всего имеет декларативную форму. При этом существует ряд законов и положений, практическое воплощение которых отсутствует. Декларирование различные и обязательств государства по вопросам социальной защиты не снимает остроты проблем в этой сфере. Вслед за принятием законодательных норм необходимые механизмы и адресные программы их реализации.

Принцип интегрированности включает в себя обязательность взаимосвязи и взаимодействия всех форм, элементов и методов социальной защиты, организацию их в единую систему на всех уровнях и структурных звеньях общественного жизнеобеспечения.

Цель социальной защиты в системе социально-трудовых отношений - обеспечение стабильности функционирования всей социально-трудовой сферы и достойного уровня жизни всем ее участникам.

Партнерство - в развитых странах с социальной ориентацией рыночной экономики преобладающим типом социально-трудовых отношений является социальное партнерство в форме двопартизму и тринартизму.

Конфликт - случай обострения противоречий в трудовых отношениях.

Конфликт может проявляться в следующих формах:

Молчаливое недовольство;

Открытое недовольство;

Забастовка и др.

С одной стороны конфликт является желательным, поскольку он выступает фактором социального развития, способствует формированию нового уровня взаимопонимания и сотрудничества, а с другой - выступает фактором разрушения социально-трудовых отношений.

Трудовой конфликт - разновидность социального конфликта. Причинами трудовых конфликтов могут быть обстоятельства, связанные с технико-технологическими параметрами производства, а также экономические, административно-управленческие, социально-психологические аспекты деятельности организации. Трудовой конфликт может иметь различные формы проявления: молчаливое недовольство, открытое недовольство, ссора, забастовка, трудовой спор и т. Д.

Конфликт признается неизбежным, необходимым и решающим фактором социального развития, потому что он открывает путь инновациям, способствует формированию нового уровня взаимопонимания и сотрудничества. Но конфликт может стать и фактором разрушения социально-трудовых отношений, так как следствием которого могут быть снижение качества продукта, производительности труда, повышение уровня текучести кадров, увеличение числа случаев травматизма и заболеваний и тому подобное. Поэтому в паре с трудовым конфликтом может выступать социальное партнерство, согласие. Конфликт должен быть временным явлением в социально-трудовых отношениях, а согласие, партнерство - постоянным.

Дискриминация - ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений, которое препятствует их доступу к равных возможностей на рынке труда. Дискриминация может быть:

По возрасту;

По полу;

По национальным, расовым признакам.

Для нашей страны несомненную актуальность имеют вопросы равенства возможностей мужчин и женщин на рынке труда, а также разрешение вопросов дискриминации на национальной основе в условиях обострения межнациональных отношений.

1. Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп, возникающих в процессе трудовой деятельности.

Анализ социально-трудовых отношений, как правило, проводится по трем направлениям: субъектам; предметам; типам.

Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемный работник, союз наемных работников (профсоюз), работодатель, союз работодателей, государство.

Наемный работник — это человек, заключивший трудовой договор с представителем предприятия, общественной организации или государства.

Работодатель - человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем. В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который, в свою очередь, является наемным работником по отношению к государству.

Профессиональный союз создается для защиты экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере деятельности. Важнейшими направлениями деятельности профсоюзов являются: обеспечение занятости, условий и оплаты труда.

Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в роли: законодателя, защитника прав граждан и организаций, в роли работодателя и посредника (арбитра) при трудовых спорах.

Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают на различных уровнях : работник - работник; работник - работодатель; профсоюз - работодатель; работодатель - государство; работник - государство и др.

Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности.

Принято различать три основные стадии жизненного цикла человека:

· от рождения до окончания обучения;

· период трудовой и/или семейной деятельности;

· период после трудовой деятельности.

На первой стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно с проблемами профессионального обучения. На второй стадии основными являются отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда. На третьей - центральной является проблема пенсионного обеспечения.

В наибольшей степени предметы социально-трудовых отношений обусловлены двумя блоками проблем: занятостью; организацией и оплатой труда.

Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также реализации индивидуальных способностей. Второй блок связан с условиями труда, характером взаимоотношений в производственных коллективах, возмещением затрат рабочей силы, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности.


Типы социально-трудовых отношенийхарактеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. По организационным формам выделяются следующие типы социально-трудовых отношений: патернализм, партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация и конфликт.

Патернализм как организационная форма характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия, и осуществляется под видом "отеческой заботы" государства о нуждах населения или администрации предприятия о его сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывший СССР. На уровне предприятия патернализм характерен для Японии и для некоторых других азиатских стран.

Партнерство наиболее характерно для Германии, экономика которой основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении экономических и социальных задач. При этом профсоюзы выступают с позиций не только защиты интересов наемного персонала, но и эффективности производства на предприятиях и национальной экономики в целом.

Конкуренция между людьми или коллективами может способствовать достижению синергетического эффекта. В частности, опыт показывает эффективность рационально организованной конкуренции между конструкторскими коллективами.

Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей. Чаще всего говорят о солидарности членов профсоюзов при отстаивании интересов, наемного персонала. Солидарность проявляют и члены союзов работодателей, а также члены других союзов.

Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей, а также собственные действия в ситуации решения социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в профессиональный или иной союз, то субсидиарность может реализоваться в форме солидарности. При этом человек действует солидарно при полном сознании своих целей и своей личной ответственности, не поддаваясь влиянию толпы.

Дискриминация - это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда. Дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности, религиозным и другим признакам. Проявления дискриминации возможны при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, продвижении по службе, оплате труда, предоставлении услуг предприятия работникам, увольнении.

Равенство возможностей в социально-трудовых отношениях обеспечивается, прежде всего, системой законодательства. В России это - Конституция РФ, КЗоТ РФ и Закон о занятости населения РФ. Россия ратифицировала конвенции Международной организации труда (МОТ) о равенстве возможностей в сфере труда и занятости, однако в действующей системе законодательства реально отражено равенство возможностей только при приеме на работу и оплате труда.

Конфликт является крайним выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными формами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения (локауты).

2. Отчуждение - это форма отношения к труду, характеризующаяся настроениями бессмысленности, беспомощности, отстраненности. Бессмысленность труда ощущается людьми, которые, выполняя какую-то производственную операцию, часть работы, не представляют назначения конечного продукта, области его использования или полагают, что их деятельность не приносит пользы, а может быть, даже вредна обществу. Состояние бессмысленности, бесцельности возможно в любом виде деятельности, но в большей степени это состояние свойственно людям творческих профессий.

Беспомощность может ощущаться сотрудником предприятия, который не имеет защиты перед произволом своего руководителя или собственника предприятия, а также не имеет возможности влиять на принимаемые решения. Чувство беспомощности может также ощущаться любым человеком перед коллективом, руководителем, представителями власти, криминальным миром.

Отстраненность обусловлена трудностями деловых и дружеских контактов, отсутствием перспектив профессионального и административного роста, неприятием ценностей коллектива, предприятия или общества.

Проблема отчуждения рассматривалась многими социологами, экономистами, философами, психологами и писателями (К. Маркс , Н. Бердяев , П. Сорокин , Г. Маркузе , Ф. Кафка , А. Камю , Ж. Сартр и др.).

В России на всех этапах ее истории проблема отчуждения наиболее явно проявлялась в настроениях беспомощности большинства населения перед властью. Формы произвола (административного, политического и экономического) менялись, но отчуждение было всегда масштабнее по сравнению с развитыми странами.

К середине 90-х годов ХХ века отчуждение усилилось в связи с резкой и неоправданной дифференциацией доходов и качества жизни у рабочих и среднего слоя служащих, с одной стороны, высшего руководства предприятий - с другой. Большинство населения негативно относится к людям, ставшим за один-два года собственниками крупных состояний.

Отчуждение имеет ряд неблагоприятных последствий в психофизиологическом, экономическом и политическом аспектах.

Психофизиологические последствия отчуждения обусловлены влиянием отрицательных эмоций на здоровье человека, что приводит к нарушениям, психики , а затем и физиологических функций организма.

Экономические последствия отчуждения связаны с ослаблением мотивации к производительному и качественному труду. Трудно рассчитывать на творчество сотрудников, которые настроены отчужденно. При современной технологии и организации производства это неизбежно скажется на экономических показателях предприятия.

Политические последствия отчуждения проявляются в стабильности социальных отношений, нарушениях контактов между различными группами населения, усилении экстремизма.

В последние десятилетия для улучшения социальных контактов на предприятиях и мотивации роста производительности стали использоваться различные формы участия рабочих и служащих предприятий в управлении собственностью и распределении прибыли. Такой опыт имеется в США, Японии, Западной Европе.

В настоящее время выделяют следующие формы участия сотрудников предприятия в принятии управленческих решений:

§ информирование персонала об экономической ситуации и о планах администрации, возможность выражения мнений сотрудников о принимаемых решениях, участие в обсуждении решений с правом совещательного голоса;

§ возможность участия в принятии решений с правами, равными правам администрации, использование права вето при решении отдельных вопросов, касающихся положения наемно го персонала;

§ право контроля деятельности администрации;

§ право на коллективное управление предприятием по принципу "один человек - один голос".

Специалистами выделяются следующие основные условия преодоления состояний отчуждения на предприятии :

1. Каждый сотрудник должен быть убежден в общественной полезности изготовляемой продукции и экологической безопасности производства. Цели фирмы должны быть отчетливо сформулированы и хорошо известны как общественности, так и персоналу. Следует отметить, что общественная полезность продукции является проблемой для многих фирм, в том числе всемирно известных. В частности, это относится к напиткам, выпускаемым Соса-Со1а и Рерsi-Со1а.

2. Каждый сотрудник должен быть уверен, что его творческие способности могут быть использованы на предприятии. Для этого необходима общая ориентация на непрерывный процесс нововведений в изделиях, технологии, организации, труда, производства управления.

3. Характер взаимоотношений между сотрудниками, особенно между руководителями и подчиненными, должен соответствовать нормам профессиональной этики и представлениям о справедливости, сложившимися в данном обществе.

В реальных условиях для многих предприятий преодоление состояний отчуждения может представлять значительные трудности. Вместе с тем каждый шаг на этом пути означает улучшение использования трудового потенциала, что обеспечит и соответствующий рост экономической и социальной эффективности.

3. Социальное партнерство - это идеология, формы и методы согласования партнеров социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Устойчивость общественной системы и эффективность рыночной экономики зависят, прежде всего, от характера взаимоотношений предпринимателей и работающих по найму.

Основными направлениями социального партнерства в сфере трудовых отношений являются :

а) заключение коллективных договоров и соглашений;

б) участие работников в управлении производством, определяемое законами или иными государственными актами, соглашениями;

в) финансовое участие (участие в собственности и доходах), включая передачу работникам на льготных условиях акций предприятия, участие в прибылях;

г) осуществление примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых конфликтов, формирование примирительных и арбитражных органов на трехсторонней основе;

д) участие представителей работников, работодателей и государства в управлении фондами социального обеспечения и страхования.

Проблемы социального партнерства обычно рассматриваются исходя из послевоенного опыта стран Западной Европы, особенно Германии. Однако основные идеи согласования интересов капиталистов и рабочих были сформулированы значительно раньше.

Одной из первых работ, посвященных сущности и условиям общественного согласия, является "Общественный договор" Ж. Ж. Руссо . В этом трактате, опубликованном в 1762 г., рассматривается общество, основанное на законах, перед которыми все равны и которые сохраняют личную свободу каждого гражданина. По мнению Руссо, совершенное законодательство нельзя создать в результате борьбы партий, члены общества могут выступать только от своего имени, законы принимаются в результате плебисцита, государство должно быть небольшим по территории (образец - Швейцария). Важным условием функционирования общественного договора является высокий уровень гражданской зрелости населения. Роль законодательства подчеркивали многие современники Руссо.

Проблемы согласования интересов социальных групп были центральными в публицистической и практической деятельности Ш. Фурье, А. Сен-Симона , Р. Оуэна . Их идеи охватывают важнейшие сферы жизни общества: производство, обмен, распределение, воспитание, обучение, быт и др. Так, например, Ш. Фурье предлагал делить чистый доход между капиталом, талантом и трудом в пропорции: 4/12; 3/12; 5/12. Несмотря на то, что перечисленные авторы более 150 лет являются объектом критики как "справа", так и "слева", их роль в развитии идей социального партнерства с современных позиций представляется одной из наиболее значимых.

Д.С. Милль был одним из первых, кто использовал термин "партнерство" для социальных отношений. Он писал по этому поводу: "Отношения... между хозяевами и работниками будут постепенно вытеснены отношениями партнерства в одной из двух форм: в некоторых случаях произойдет объединение рабочих с капиталистами, в других... объединение рабочих между собой".

Поскольку основной целью социального партнерства является обеспечение устойчивого эволюционного развития общества, важно определение условий, при которых такое развитие может стать возможным. Эти условия были рассмотрены еще в 20-х годах ХХ века П. Сорокиным, который установил, что устойчивость общественной системы зависит от двух основных параметров: уровня жизни большинства населения и степени дифференциации доходов. Чем ниже уровень жизни и чем больше различия между богатыми и бедными, тем популярнее призывы к свержению власти и переделу собственности с соответствующими практическими действиями.

Свои выводы П. Сорокин иллюстрировал примерами из истории древнего мира, средних веков, истории церкви, новейшей истории. При этом во всех случаях оказывалось, что идеологи и вожди бедноты после захвата власти достаточно быстро меняли свои уравнительные убеждения, становились богатыми людьми и ярыми защитниками привилегий новых хозяев.

Существенное влияние на развитие идеи социального партнерства оказали немецкие экономисты В. Репке, А. Мюллер-Армак и Л. Эрхард. Учеными была создана концепция социального рыночного хозяйства, которая исходит из сочетания конкуренции, экономической свободы предпринимателей и активной роли государства в перераспределении доходов и организации социальной сферы.

Социальное партнерство означает добровольное согласие работника и работодателя сотрудничать в достижении целей, которые ставятся перед производственным процессом.

Объектами трехстороннего (работник -работодатель - государство) социального партнерства в развитых странах являются следующие:

Политика заработной платы и поддержание уровня доходов населения;

Обеспечение охраны труда и безопасности рабочего места;

Защита работников и их семей (населения в целом) от вредных последствий загрязнения окружающей среды. Сюда же относится и система компенсации работникам (и населению) вреда, причиненного последствиями загрязнений, в которой участвуют предприниматели;

Внедрение научно-технического прогресса и учет возможных реакций на них со стороны предпринимателя, работника и государства;

Безработица. Наличие массовой безработицы способствует классовому сплочению работающих, ужесточает их отношения с работодателем, усиливает противостояние с профсоюзами. Для всех участников социального партнерства безработица - это дополнительные материальные затраты, поэтому проблема безработицы занимает одно из важных мест в системе социального партнерства в странах с развитой рыночной экономикой.

Степень вмешательства государства в экономику развитых стран различна, в настоящее время все эти страны имеют системы социального обеспечения, помощи безработным, их переподготовки и т. д. В сущности, во всех развитых странах действуют системы социального рыночного хозяйства. В Германии вмешательство государства в перераспределение доходов осуществляется более активно, чем в США. Это проявляется, в частности, в более высоких ставках налогов от прибыли предприятия.

Организация социального партнерства в Германии является одним из важнейших аспектов организации социального рыночного хозяйства. Отношения партнерства осуществляются как между работодателями и работополучателями, так и между поколениями (при организации пенсионного обеспечения).

Действие современных систем социального партнерства целесообразно оценивать с позиций приведенных выше условий устойчивости государства, сформулированных П. Сорокиным.

Первое из этих условий - уровень жизни большинства населения. Оно характеризуется тем, что в настоящее время абсолютное большинство жителей развитых стран обеспечены питанием, жильем, предметами первой необходимости. В Германии свыше 80% семей имеют автомобиль, цветной телевизор, стиральный автомат, пылесос, обеспечены телефонной связью. Во всех развитых странах действуют программы и фонды помощи безработным, малообеспеченным, инвалидам и престарелым.

Второе условие устойчивости - дифференциация доходов. В большинстве развитых стран различие доходов 20% наиболее бедных и богатых семей не превышает 10 раз. Основную часть населения составляет средний класс, который имеет весьма высокий уровень жизни и абсолютно не склонен к радикальному изменению общественной системы, особенно к переделу собственности.

Таким образом, если исходить из условий П. Сорокина, то в развитых странах нет экономических предпосылок для каких-либо существенных нарушений устойчивости общественного строя.

Наряду с экономическими важными являются психологические предпосылки и культурные традиции устойчивости государства. В последние десятилетия население развитых стран ориентировано на поиск социальных компромиссов. Основная часть жителей предпочитает решать общественные проблемы рационалистически, без крайностей, на основе правил, определенных существующими законами.

Благодаря идеологии социального партнерства, профсоюзы и другие представители работающих по найму стали осознавать свою ответственность не только за уровень заработной платы, но и за эффективность хозяйства.

В России в настоящее время ситуация для реализации идей социального партнерства менее благоприятна. Уровень жизни половины жителей России к концу 90-х годов ХХ века не превышал физиологического минимума. При этом дифференциация доходов, по данным Министерства труда, в 1,5-2 раза выше, чем в развитых странах. Подавляющая часть населения негативно оценивает сложившееся распределение доходов и собственности.

В этих условиях все большую популярность приобретают идеи насильственного передела собственности. Нарастание социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда и уровня жизни.

Анализ западноевропейского опыта социального партнерства позволяет сделать некоторые практические выводы, полезные для России:

§ Социальное партнерство развивалось на Западе неравномерно по отраслям, регионам, странам, однако характерным является то, что всюду его развитие шло одновременно на всех уровнях (предприятия - отрасль - страна).

§ Механизм социального партнерства выполняет две главных функции: 1) он призван обеспечивать социальный консенсус в масштабах страны, 2) обеспечивает процесс поиска согласия между работниками и работодателями в конкретных ситуациях и сферах хозяйства.

§ Фундаментом идеологии социального партнерства является согласие относительно необходимости обеспечения для каждого гражданина определенной совокупности социальных прав, включая минимальный жизненный уровень, независимо от его возраста, пола, социального статуса и занятий.

§ Фундаментальным принципом социального партнерства является поддержание и укрепление рыночной конкуренции, отказ от монополизма и попыток решать социальные проблемы путем установления прямого государственного либо частного контроля над рынком и рыночными ценами.

4. К важнейшим социальным потребностям человека относится потребность в справедливости. От степени ее удовлетворения значительно зависят качество жизни и результативность хозяйственной деятельности.

Хотя каждый человек имеет представление о справедливости, ее определение достаточно сложно. В первом приближении справедливость целесообразно рассматривать как равенство возможностей. Различное понимание справедливости проявляется, прежде всего, в сферах и направлениях реализации равенства возможностей. Отметим некоторые из них.

1. Распределение общественного богатства и продуктов труда часто сводится к равенству в имуществе и потреблении. Распределение доходов существенно зависит от их структуры. В общем случае личные доходы формируются из трех основных источников: труд, собственность и общественные фонды.

Дифференциация доходов в стране существенно зависит от достигнутого уровня экономического и социального развития, в том числе от производительности труда, характеристик благосостояния, степени демократизации общества. В результате многих исследований установлено, что уровень дифференциации доходов населения в развитых странах существенно меньше, чем в развивающихся. Иначе говоря, чем беднее страна, тем больше различия между богатыми и бедными.

2. Защита достоинства и имущества граждан . В законодательстве всех цивилизованных стран, конвенциях Международной организации труда и других документах международных организаций подчеркивается равенство всех граждан перед законом, необходимость защиты их чести, достоинства, имущества. Реальное соблюдение этих требований в современном обществе еще не обеспечивается в одинаковой мере для всех граждан.

3. Доступность образования и медицинской помощи . Различия в доходах и собственности существенно влияют на доступность образования и медицинской помощи. Однако всем гражданам цивилизованных стран обеспечивается возможность получения среднего образования и основных медицинских услуг.

4. Развитие и использование природных способностей является одной из важных характеристик справедливости общественных отношений. В цивилизованных странах эти возможности сейчас значительно выше, чем были в начале XX века и ранее. Однако, поскольку реализация способностей в значительной степени зависит от социального происхождения, образования и воспитания, постольку в этой сфере еще сохраняется неравенство. Уменьшение данного вида неравенства соответствует интересам не только тех, кто обладает большими способностями, но и всего общества.

Способности человека являются важнейшими из экономических ресурсов. Результаты деятельности людей, обладающих большими изобретательскими, предпринимательскими, научными, художественными способностями, как правило, выше среднего уровня, соответственно выше и уровень доходов. Выдающиеся способности к искусству, спорту и некоторым другим видам деятельности влияют на уровень доходов больше, чем образование и социальное происхождение. Поэтому в развитых странах природные способности стали одной из наиболее значимых причин неравенства. При разумной налоговой политике такой вид неравенства соответствует интересам всего населения страны.

5. Поведение на рынках труда, товаров и ресурсов рассматривается как равенство возможностей на рынках труда, товаров и ресурсов. Практически это то, что понимается под справедливой конкуренцией, проблемы и предпосылки которой рассматриваются в работах по общей экономической теории.

6. Участие в управлении предприятием, деятельности региональных и государственных органов власти являются важным аспектом справедливости в демократическом обществе. Участие обычно рассматривается с позиций представительства различных социальных групп в органах, распределяющих ресурсы, доходы и другие блага. Выражение интересов всех слоев общества, безусловно, необходимо. Вместе с тем для достижения наибольшей экономической и социальной эффективности, в конечном счете, важна не арифметика представительства, а способности, моральные и деловые качества конкретных личностей. Для практики управления социальными процессами, как на предприятиях, так и в обществе наиболее существенна взаимосвязь проблем справедливости и эффективности. Как показывает опыт, с одной стороны, рост эффективности обеспечивает условия для большей справедливости общественных отношений, с другой - удовлетворение потребности в справедливости играет важную роль в мотивации роста эффективности.

Формирование и развитие социально-трудовых отношений в обществе происходит под влиянием огромного количества факторов, значимость которых определяется историческим, экономическим, социокультурным и политическим содержанием. К числу основных факторов можно отнести особенности социальной политики, глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства.
Социальная политика. Социально-экономическая концепция развития любого общества включает в себя механизм формирования и регулирования социально-трудовых отношений как важнейший элемент социальной политики. При этом социальная политика понимается как стратегическое социально-экономическое направление, выбранное правительством страны для всестороннего развития граждан, обеспечивающее им достойный уровень, условия жизни и труда, их социальную защищенность. Последняя включает законодательно или иным образом установленные гарантии социальной защиты, социальной поддержки и социальной помощи, представляющие собой различные системы мер, дифференцированных в первую очередь по адресной направленности:

  • социальная защита - система мер, обеспечивающая социальную за
    щищенность преимущественно нетрудоспособного населения и соци
    ально уязвимых слоев трудоспособного населения;
  • социальная поддержка - система мер, относящаяся в основном к эко
    номически активному населению и направленная на создание усло
    вий, позволяющих обеспечить социальную защищенность наемных ра
    ботников;
  • социальная помощь - меры, относящиеся ко всему населению и пред
    ставляющие собой помощь, как правило, кратковременного характера,
    оказываемую людям, попавшим в экстремальные жизненные ситуа
    ции, требующие дополнительных расходов.

93
Глава 5. Функционирование системы социально-трудовых отношений
Главная цель социальной политики - повышение уровня и качества жизни граждан Украины на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку возможностей, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование.
Социальная политика фактически представляет собой синтез нескольких крупных направлений государственной политики, в том числе политики в области труда, социально-трудовых отношений; политики в области доходов населения; политики занятости, регулирования рынка труда; миграционной политики; политики в области социальной сферы; демографической политики; экологической политики.
Глобализация экономики. Фактором, все более мощно регулирующим социально-трудовые отношения в современном мире, является глобализация экономики, которая представляет собой процесс формирования системы международного разделения труда, мировой инфраструктуры, мировой валютной системы, международной миграции рабочей силы в условиях бурного роста мировой торговли и потоков иностранных инвестиций, стремительных технологических изменений. Глобализация экономики сопровождается ростом взаимозависимости национальных финансовых рынков, увеличением спекулятивных валютных потоков между государствами и вторичных финансовых рынков, состоянием платежной и торговой несбалансированности, которые в совокупности резко ограничивают возможность формирования макроэкономической политики на национальных уровнях.
Развитие общественного труда и производства. Мощным фактором, определяющим процесс формирования и развития социально-трудовых отношений, являются объективные закономерности развития общественного труда, которые на протяжении исторической перспективы выступают в формах разделения и кооперации труда (в их предметной, функциональной форме, в вертикальном и горизонтальном разрезах), роста производительности труда, замещения труда капиталом.
В процессе формирования социально-трудовых отношений на предприятиях любого типа и организационной формы проявляется определенное единство, поскольку социально-трудовые отношения всегда зависят от:

  • основных характеристик социально-трудовых отношений (основных
    правовых рамок, общеэкономических условий, структуры и развития
    внешнего рынка труда, социокультурной среды, основных техниче
    ских параметров продукции и оборудования);
  • стратегии развития организации;
  • системы рабочих мест на предприятии (построения работ, нормирова-

94
Раздел 2. Социально-трудовые отношения на рынке труда

ния, определения содержания работы, рабочего времени и условий труда и др.);

  • кадровой политики организации (планирования и привлечения персо
    нала, заполнения рабочих мест, оценки работы, квалификационного
    роста, оплаты труда, мотивации, социальных льгот, компенсационных
    выплат, участия в прибылях, в капитале);
  • трудового поведения (установок, мотивов, групповых и индивидуаль
    ных норм трудового поведения, конфликтности, профессиональной
    социализации).
Важным фактором, определяющим характер социально-трудовых отношений на предприятии (в организации), является стадия (жизненный цикл) его развития. Если на стадии зарождения предприятия социально-трудовые отношения часто носят неформальный, размытый характер, то по мере развития организации (на стадиях функционального и контролируемого роста) эти отношения формализуются, в них формируется все большее количество отдельных элементов, вырабатывается система социально-трудовых отношений, постепенно преобразующаяся в определенную организационную культуру. При этом социально-трудовые отношения являются объектом долгосрочного планирования, междисциплинарного сотрудничества, элементом стратегии организации. Здесь главной задачей является развитие человеческих ресурсов.
В процессе развития человеческих ресурсов и формирования новой системы социально-трудовых отношений должны быть включены элементы общественного регулирования, что позволит уменьшить издержки, неизбежные при такого рода крупных общественных преобразованиях.
Общественное регулирование процесса становления социально-трудовых отношений нового качества может включать в себя:
  • формирование и освоение всеми субъектами социально-трудовых
    отношений единой системы понятий, усвоение одного языка общения в
    целях взаимопонимания;
  • идентификацию социально-экономических процессов с точки зре
    ния интересов сторон;
  • формирование системы показателей, отражающих процессы взаи
    модействия субъектов социально-трудовых отношений и соответственно
    определение источников информации;
  • исследования достижений других стран в этой сфере, обобщение и
    оценку эффективного, негативного, проблемного опыта.
Достижения других стран в этой сфере не должны механически проецироваться на украинскую действительность, они должны быть адаптированы к национальным традициям и нормам трудовой этики и морали, вместе с тем опыт становления социально-трудовых отношений нового типа в бывших социалистических странах имеет несомненную ценность.

Глава 5. Функционирование системы социально-трудовых отношений 95

Система социального партнерства утвердилась лишь во второй половине двадцатого столетия в развитых капиталистических странах. В России о социальном партнерстве заговорили с конца 1991 года. 15 ноября 1991 г., за № 212 Президентом РФ подписан Указ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в России реализуется вертикальная система социального партнерства, охватывающая все уровни общества и предполагающая возможность заключения генерального, регионального, отраслевого (межотраслевого), профессионального и территориального соглашений, а также коллективных договоров.

Наиболее распространенными определениями понятия «социального партнерства» являются следующие:

  • 1) социальное партнерство - это система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе. Согласно таким представлениям в настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой существует возможность уйти от классовых противоречий, путем переговоров и достижения компромисса. Социальное партнерство в данном случае один из способов согласования интересов, представленных в обществе;
  • 2) социальное партнерство представляет собой способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования противоречий между классом наемных работников и классом собственников. Несмотря на изменения, произошедшие в экономической и социальной сферах современного западного общества, классовые различия и противоречия интересов наемных работников и работодателей сохраняются. В этом случае социальное партнерство - это способ смягчения классовых противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе;
  • 3) социальное партнерство как способ регулирования социально-трудовых отношений не существует, так как нет объективных условий для его существования. Это - точка зрения либо представителей крайне либерального направления, утверждающих, что рыночный механизм сам по себе, без вмешательства государства и каких-либо иных субъектов способен регулировать всю силу отношений, включая и социально-трудовые отношения, либо теоретиков, проповедующих тоталитаризм, отстаивающих идею морально-политического и экономического единства, общность интересов нации, реализуемых посредством сильного государства.

Социальное партнерство позволяет восстановить некоторое равновесие в отношениях между наемными работниками и работодателем постоянно нарушаемое в силу того, что работодатель, благодаря своему положению, изначально доминирует в этих отношениях. Переговоры в рамках социального партнерства способствуют установлению соответствия между экономическими и социальными нуждами, а это главное условие определения обоснованной оплаты труда с учетом реальных возможностей.

Социальное партнерство следует рассматривать как особый тип социально-трудовых отношений, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников, работодателей и государства оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.

К основным принципам социального партнерства относятся:

  • 1) полномочность представителей всех сторон;
  • 2) равноправие сторон на переговорах и при заключении соглашений;
  • 3) обязательность исполнения сторонами достигнутых договоренностей;
  • 4) приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;
  • 5) ответственность за принятые обязательства.

Большую роль в развитии социального партнерства в России играет реализация принципов, заложенных в конвенциях и рекомендациях МОТ.

Социально-трудовые отношения - это объективно существующее взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. Социально-трудовые отношения характеризуют экономические правовые и психологические аспекты взаимосвязей людей и их социальных групп в трудовых процессах. Поэтому социально-трудовые отношения всегда субъективированы, и отражают степень сочетания интересов субъектов этих отношений.

Система социально-трудовых отношений имеет сложную структуру, которая в условиях рыночной экономики включает следующие элементы: субъекты социально-трудовых отношений, уровни и предметы социально-трудовых отношений, принципы и типы социально-трудовых отношений.

Предметом социально-трудовых отношений выступают различные стороны трудовой жизни человека: трудовое самоопределение, профессиональная ориентация, наем - увольнение, профессиональное развитие, социально-психологическое развитие, профессиональная подготовка и др. Предметом коллективных социально-трудовых отношений является кадровая политика. Все их многообразие обычно сводится к трем группам социально-трудовые отношения:

  • 1) занятости;
  • 2) связанные с организацией и эффективностью труда;
  • 3) возникающие в связи с вознаграждением за труд.

Основными принципами организации и регулирования социально-трудовых отношений являются:

  • 1) законодательное обеспечение прав субъектов;
  • 2) принцип солидарности;
  • 3) принцип партнерства;
  • 4) принцип «господство-подчинение».

Выделяются следующие типы социально-трудовых отношений, характеризующие социально-психологические, этические и правовые формы взаимоотношений субъектов в процессе трудовой деятельности.

  • 1. Патернализм, характеризуется жесткой регламентацией способов поведения субъектов социально-трудовых отношений, условий и порядка их взаимодействия со стороны государства или руководства организацией.
  • 2. Социальное партнерство, характеризуется защитой интересов субъектов социально-трудовых отношений и их самореализация в политике согласования взаимных приоритетов по социально-трудовым вопросам для обеспечения конструктивного взаимодействия.
  • 3. Конкуренция, представляет собой соперничество субъектов социально-трудовых отношений за возможность и лучшие условия реализации собственных интересов в социально-трудовой сфере (одной из форм реализации конкуренции является соревнование).
  • 4. Солидарность, определяется взаимной ответственностью людей, основанной на единодушии и общности их интересов, за перемены в системе социально-трудовых отношений и достижение согласия в принятии общественно важных решений в социально-трудовой сфере.
  • 5. Субсидиарность, выражает стремление человека к личной ответственности за достижение своих осознанных целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем.
  • 6. Дискриминация представляет собой произвольное, незаконное, ничем не обоснованное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений, в результате, которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда.
  • 7. Конфликт - это крайняя степень выражения противоречий интересов и целей субъектов в социально-трудовых отношениях, проявляющихся в форме трудовых споров, забастовок.

Рассмотренные типы социально-трудовых отношений в чистом виде не существуют, а выступают в форме моделей, имеющих качественное разнообразие типов социально-трудовых отношений. Это связано с влияние множества факторов: социальной политикой в государстве, глобализацией экономики, развитием общественного труда и производства.

Основными субъектами социально-трудовых отношений являются:

1) наемный работник (группа работников) - это гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем, руководителем предприятия и отдельным лицом. Договор найма может быть письменным или устным, но и в том и в другом случае он определяет социально-трудовые отношения между его участниками. Важную роль для наемного работника играют такие его качества как: возраст, пол, состояние здоровья, образование, уровень квалификации, стаж работы, профессиональная и отраслевая принадлежность. Кроме того, наемный работник должен быть готовым и способным к участию в социально-трудовых отношениях.

В качестве наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать как отдельный работник, так и группы работников, различающихся по своему положению в социально-профессиональной структуре, направленности интересов, мотивации труда и др.

Развитые трудовые отношения предполагают существование институтов, выступающих от имени наемных работников, представляющих и защищающих их интересы. Это - профессиональные союзы. Профсоюзы - добровольные массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально-экономических интересов. В Трудовом кодексе Российской Федерации декларируется принцип профсоюзного плюрализма, согласно которому количество профсоюзов, представляющих интересы работников отрасли или предприятия, не ограничено. Возможны и другие организационные формы объединения наемных работников;

  • 2) работодатель согласно международной классификации статуса занятости - это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для осуществления трудового процесса одного или нескольких работников. Обычно в мировой практике он называется собственником средств производства. Но в практике российских социально-трудовых отношений работодателем также является и руководитель в государственном секторе экономики, который нанимает наемных работников по договору (директор государственного предприятия), хотя он сам является наемным работником и не владеет средствами производства;
  • 3) государство как субъект социально-трудовых отношений выполняет функции законодателя, защитника прав, работодателя, арбитра и др. Мера реализации каждой из этих функций определяются историческими, политическими условиями развития государства.

Выделяют три уровня социально-трудовых отношений:

  • а) индивидуальный, когда взаимодействуют работник и работодатель в различных сочетаниях (двухсторонние социально-трудовые отношения);
  • б) групповой, когда взаимодействуют объединения наемных работников и объединения работодателей (трехсторонние социально-трудовые отношения);
  • в) смешанный, когда взаимодействуют работники и государство, а также работодатели и государство (многосторонние социально-трудовые отношения).

Отношения субъектов социально-трудовых отношений регулируются законодательными и нормативными актами. Основополагающими из них являются: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения», Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и др. Кроме того, выделяются правовые акты, изданные органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций. В рамках предприятия локальными нормативными актами, регулирующими социально-трудовые отношения, являются: коллективный договор, трудовой договор (контракт), другие внутренние нормативные акты.