Хроматические абберации и виньетирование

Объединяет их наличие нового шагового автофокуса STM. В отличие от объективов с USM и другими приводами, они фокусируются с переменной скоростью, без шума и рывков, что особенно важно при съёмке видеороликов с активным автофокусом. Таким образом, эти объективы - универсальное решение для тех, кто снимает и фото, и видео.

Этот ролик я снимал на фотоаппарат Canon EOS 100D. Благодаря бесшумному и быстрому STM-приводу автофокуса, на роликах отсутствуют посторонние механические звуки. Оптический стабилизатор изображения объектива пришёлся кстати, поскольку снимать на ВДНХ со штатива нельзя - на это требуется разрешение. Но подробнее о стабилизаторе я расскажу чуть позже. А сейчас о боке!

Боке на широкоугольном объективе? Это возможно? Да! Ведь может фокусироваться на расстоянии всего в 22 сантиметра. Это не только открывает уникальные творческие возможности, но и позволяет создать уникальное для широкого угла размытие фона.

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/1000 с

Хочется отметить, что даже на открытой диафрагме картинка резкая по всему полю кадра.

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/640 с

На f/5.6 у нас не только прибавилось резких предметов в кадре, но и стало менее заметно виньетирование по краям.

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/320 с

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/160 с

Как правило, пик резкости у многих объективов достигается при f/8-11. Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM не стал исключением. На максимальное значение резкости он вышел именно на диафрагме f/8. Резкость объектив набирал плавно и в основном по краям. Если мы продолжим прикрывать диафрагму, то увидим обратный эффект (согласно оптическим законам).

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/80 с

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/40 с

На значениях f/11 и f/16 эффект дифракции практически незаметен, но всё же проявляется при максимальном значении f/22. Наблюдается некоторое замыливание картинки.

Поймать зайца на фокусном расстоянии 10 мм пусть и сложно, но всё же возможно, особенно если снимать в контровом свете без использования бленды. Объектив не образует засветок, контрастен, хорошо держит контровой свет. Повторить тот же трюк на 18 мм мне не удалось. Снимок выглядит естественно, без бликов.

Снимая в сильном контровом свете, можно создать интересный эффект с помощью встроенной вспышки фотоаппарата. Широкоугольный объектив позволяет построить кадр так, что мощности импульса хватает для освещения большого количества деталей переднего плана.

Теперь настала пора протестировать стабилизатор изображения. Перемещаемся на другую локацию - в «Аптекарский огород» МГУ. Я начал тестирование с выдержки в 1/20 секунды и фокусного расстояния 18 мм. Съёмка ведётся с рук.

Кадр снят с использованием стабилизатора.
Выдержка ¼ секунды: стабилизатор выполняет свою работу на отлично, помогая сделать эффектный кадр на длинной выдержке с рук.

Для чистоты эксперимента на этой выдержке я решил отключить стабилизатор и, натянув шейный ремень, затаив дыхание, попытался держать камеру неподвижно.

Canon EOS 100D / Canon EF 18-55mm f/3.5-5.6 III УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/4 с

Сделать это не удалось: на снимке присутствует характерный смаз из-за непроизвольного движения рук. Можно сделать вывод об эффективности стабилизатора изображения. Отправляясь на прогулку в утренние и вечерние часы, вы всё ещё можете снимать с рук, без необходимости брать с собой громоздкий штатив или сильно поднимать чувствительность.

Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM создаёт настроение. Ты видишь мир под столь широким и непривычным углом, а это не может не отразиться на творческом процессе. Малые размеры и вес делают объектив прекрасным спутником в путешествии или даже штатником в том случае, если вы снимаете в очень узких местах. Оптический стабилизатор изображения позволяет делать красивые вечерние пейзажи без штатива, а новый STM-мотор - видеоролики с бесшумной и плавной фокусировкой.

Однако это только сухие цифры. Сравнить оба объектива у нас пока нет возможности, но мы предоставим всю информацию, на основе которой вы сможете решить, будет ли интересен вам.

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F22, 1/250 с

Объектив мы тестировали на фотоаппарате Canon EOS 80D. С условиями съёмки нам, можно сказать, повезло. На ВДНХ в конце мая яркое солнце сменялось сильными ливнями, и со столь широким углом обзора действительно было где разгуляться!

Тест объектива начался с проверки на перспективные искажения. Для широкоугольника это чуть ли не самый важный и одновременно сложный параметр.

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/125 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/125 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/125 с

Перед вами вид на центральный павильон ВДНХ. На фокусном расстоянии 10 мм видны довольно существенные геометрические искажения: прямые ступени в кадре оказываются несколько изогнутыми. Однако нельзя сказать, что искажения очень выраженные. На фокусном расстоянии 12 мм эффект заметен значительно меньше. Полностью ступени «распрямляются» на 14 мм. Остальные значения зума - 16 и 18 мм - дают правильную передачу геометрии.

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F6.3, 1/800 с

Теперь настала пора проверить Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM на виньетирование. Виньетирование (фр. vignette - заставка) - это снижение яркости изображения по краям кадра, вызванное ослаблением проходящего под углом к сенсору камеры пучка света. Оно сказывается не столько на качестве изображения, сколько на его характере и восприятии. Зная эту особенность и свою технику, фотограф может даже добавить этот оптический эффект в арсенал творческих приёмов.

Фокусное расстояние 10 мм

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/1000 с

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/160 с

Нашу субъективную оценку мы начнём с самого широкоугольного значения. На f/4.5 и ФР 10 мм по краям кадра можно наблюдать то самое виньетирование. Эффект уменьшается по мере прикрытия диафрагмы и полностью исчезает на f/8.

Фокусное расстояние 14 мм

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5, 1/800 с

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/500 с

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/320 с

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/80 с

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/40 с

Фокусное расстояние 18 мм

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/640 с

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/320 с

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/80 с

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/40 с

Схожим образом объектив повёл себя на среднем значении зума в 14 мм. На f/5 можно наблюдать эффект виньетирования, который сходит на нет уже на f/8. Когда мы выставили фокусное расстояние на Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM в крайнее положение (18 мм), то увидели аналогичную картину.

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F22, 1/125 с

После проверки объектива на виньетирование и перспективные искажения осталось исследовать его резкость. Насколько «звенящей» окажется картинка? Можно ли увидеть боке широкоугольника?

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/400 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/200 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/100 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/60 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/30 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 250, F22, 1/40 с

На всех снимках этой серии видны «зайчики». Они образовались из-за капель воды, которые оставил на передней линзе прошедший в тот момент ливень. Было решено ничего не менять, поскольку благодаря этим капелькам можно наблюдать то, как объектив реагирует на прикрытие диафрагмы. А ещё это просто красиво!

Минимальная дистанция фокусировки в 22 сантиметра позволяет не только снимать эффектные кадры, но и увидеть специфическое боке.

Даже на открытой диафрагме f/4.5 и фокусном расстоянии 10 мм объектив демонстрирует замечательную резкость практически по всему полю кадра. Когда прикрываешь диафрагму, значительного прироста резкости не наблюдается, она лишь более равномерно распределяется от центра к краям. Пик резкости приходится на f/8 и f/11, а разница при открытой и оптимальной диафрагме невелика. Далее из-за дифракции наблюдается обратный эффект - резкость несколько падает.

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F5, 1/640 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/320 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F16, 1/80 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/400 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/250 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F16, 1/60 с

Схожее поведение объектив продемонстрировал и на фокусном расстоянии 18 мм. Отметим прекрасную резкость уже с f/5.6. Объектив вышел на максимум при f/11, после этого резкость слегка падала с каждой прикрытой ступенью диафрагмы.

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/500 с

Этот пример хорошо подходит для оценки хроматических аберраций: идёт дождь, светит яркое солнце (контровой свет). Перепад яркостей находится на грани возможностей сенсора камеры. Если присмотреться, то в некоторых особенно ярких участках можно найти небольшие хроматические аберрации, однако они довольно незначительные, и при желании их легко можно убрать в редакторе. Большинство изображений редактировать было не нужно, и мы считаем, что Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM проверку прошёл.

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F10, 1/100 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/80 с

Фокусное расстояние 10 мм позволяет поместить в кадр всё что душе угодно. При этом можно стоять к объекту максимально близко. Это позволяет фотографу прочувствовать атмосферу происходящего и передать эти эмоции снимкам.

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 250, F8, 1/20 с

Широкий угол в сочетании с минимальной дистанцией фокусировки в 22 сантиметра открывает новые творческие возможности.

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/15 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/10 с

Эти кадры демонстрируют работу стабилизатора изображения. Нетрудно догадаться, какой из снимков сделан с отключённым стабилизатором, а какой - с включённым: тот, что сделан без стабилизатора изображения, явно смазан.

Наличие стабилизатора позволяет делать резкие фотографии с эффектом движения без штатива. К слову, использование штатива на территории ВДНХ теперь требует специального разрешения.

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/250 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F20, 1/250 с

При съёмке на широкоугольный объектив так и хочется поэкспериментировать! Даже встроенной вспышке находится применение. Фотография слева с видом на ЯК-42 возле павильона «Космос» сделана без вспышки, а снимок справа - с её использованием.

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/160 с

Canon EOS 80D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/125 с

Благодаря новому STM-приводу фокусировка происходит плавно, без рывков и характерного жужжания. Это позволяет не только записать более чистый звук, но и раскрыть функционал таких камер, как Canon EOS 80D, на все сто. Например, можно менять точку фокуса прямо на экране благодаря сенсорному управлению и, конечно же, использовать автофокус при видеосъёмке.

Это самый доступный широкоугольный объектив в мире. Он совместим только с цифровыми зеркальными камерами компании Canon с форматом сенсора APS-C.

Кроме невысокой стоимости этот объектив может похвастаться очень легкой конструкцией и превосходной оптикой. На данный момент это самый четкий широкоугольник для APS-C зеркалок и он определенно лучше доисторического , который был выпущен еще в далеком 2004 году и имеет почти вдвое больший ценник.

Ниже я попытаюсь разъяснить насколько удачной или неудачной окажется покупка объектива и для кого вообще он предназначен.

Дизайн и конструкция

Имеет достаточно привлекательный внешний вид. Корпус сделан из качественного пластика, использование которого позволило значительно уменьшить вес и стоимость устройства.

Кольца зума и фокусировки изготовлены из резины и имеют привычную ребристую поверхность. Оба кольца имеют очень плавный ход, кольцо зума имеет большую ширину и находится посередине. Кольца отделены небольшой областью для того, чтобы вы не смогли перепутать их во время эксплуатации. Ближе к переднему концу объектива на выступе расположилось очень маленькое кольцо фокусировки, и, честно говоря, пользоваться им не удобно, особенно если на объектив установлена бленда или какой-нибудь фильтр. Без дополнительных аксессуаров кольцо фокусировки использовать гораздо легче.


На корпусе также расположены два переключателя для включения/выключения оптической стабилизации и автофокуса.

В классе ультра широкоугольных APS-C объективов не имеет равных по весу, ведь новинка весит всего 240 грамм. Для сравнения предшественник в лице весит аж 385 грамм. Разница просто на лицо. Браво, Canon.

Заметное улучшение получила и комплектная бленда: если к шла бленда Canon EW-83E, то теперь в комплекте идет модель EW-73C. Новая бленда заметно меньше в диаметре, а значит она будет легче помещаться в чехол или сумку. Canon EF-S 10-18 использует относительно небольшую 67-миллиметровую резьбу для светофильтра. Это довольно распространенный размер для Canon, он позволяет с легкостью использовать один фильтр сразу со всем комплектом ваших объективов. Обратите внимание, что использование стандартного циркулярного поляризационного фильтра будет заметно уменьшать количество света по углам кадра.

Оптика и качество изображения

Большинство бюджетных объективов общего назначения для APS-C-зеркалок имеют фокусное расстояние от 18 мм и выше, что в полнокадровом эквиваленте составляет 28.8 мм и это относительно широкий угол. Если вы никогда раньше не использовали объективы шире 17 или 18 мм, то вы определенно получите удовольствие от съемки с помощью объектива . Он позволит вам снимать впечатляющие ландшафты, архитектурные сооружения, интерьеры и многое другое, что требует широких углов обзора. Грубо говоря, чем шире будет угол обзора, тем легче держать все элементы в фокусе. Если же вы хотите делать красивое размытие заднего фона снимка, то этот объектив не для вас.
Новый оборудован 7-лепестковой скругленной диафрагмой, которая может раскрываться до f/4,5, и это почти на одну ступень меньше, чем у , при том что 10-22 не является самым быстрым объективом в своем классе. Более того, вы сможете раскрыть диафрагму до f/4,5 только на 10 мм конце. Если же вы будете снимать при фокусном расстоянии 11 мм, то диафрагма раскроется только до f/5,0. Большинству фотографов быстрая диафрагма на таких фокусных расстояниях вовсе не нужна (к примеру, я почти не раскрываю ее шире f/8), но если вы планируете снимать в темное время суток, то у вас могут возникнуть значительные неприятности.
Смягчить ситуацию со съемкой в условиях с плохим освещением призвана помочь встроенная система оптической стабилизации изображения, которая позволит снимать на больших настройках светочувствительности ISO или на больших выдержках. Вообще объектив - это первый APS-C-широкоугольник, который получил эту очень полезную функцию. Снимая с рук, вы с легкостью сможете увеличить выдержку сразу на 4 ступени.
На основании графиков MTF можно судить о качестве этого объектива относительно 10-22 мм предшественника.


Напоминаю, чем ближе линии к верхнему краю графика, тем лучше.

Новинка имеет, как минимум, небольшое преимущество перед , хотя если присмотреться поближе и сравнить значения, то разница по сравнению с, практически вдвое более дорогим, собратом будет просто впечатляющей. Снимая с практически полностью закрытой диафрагмой, вы рискуете получить слишком сильную дифракцию и, как следствие, сильно потеряете в резкости кадра. Выставив диафрагму на f/5,6 и фокусное расстояние на 10 мм, вы ощутите заметное улучшение ситуации.

При съемке с помощью объектива с максимально раскрытой диафрагмой и на коротком конце изображение будет иметь около -4 ступеней виньетирования. При фокусном расстоянии 12 мм и f/5,0 получится около 3 ступеней виньетирования и около 2,5 ступеней при 14-16 мм и f/5,6. Пожалуй, наилучший результат можно достичь при диафрагме f/8 и выставленном самом коротком конце, в таком случае у вас получится почи 1,5 ступени виньетирования, и этого по-прежнему многовато. Даже 1 ступень была бы отчетливо заметна, в таком случае по краям кадра выступает небольшой градиент.

Что касается хроматической аберрации (ХА), то она ощущается в центре снимка, и будет преследовать вас на всем диапазоне фокусных расстояний, способствуя только ухудшению изображения. К счастью, этот тип аберраций легче всего подправить в процессе постобработки, можно даже создать специальный макрос, и таким образом справляться с этой проблемой в один клик.

Кроме аберраций, этот объектив имеет проблемы и с бочковидной дисторсией при съемке на 10 мм конце. С увеличением фокусного расстояния она уменьшается и становится не значительной уже при 14 мм.



Фокусировка

Объектив оснащен достаточно актуальным и новым STM-мотором автофокуса, который обеспечивает тихую, хотя и не самую быструю, но очень гладкую фокусировку. Оба этих качества оценят видеооператоры, которые используют последние модели зеркальных камер Canon, например , или , которые оснащены функцией Movie Servo. Согласитесь, никто не хочет слышать шум фокусировки во время просмотра роликов или фильмов.

Смена фокуса с одного объекта на другой выполняется практически мгновенно (за исключением, конечно же, съемки с низким освещением). Даже при смене фокуса с удаленного объекта на близлежащий AF срабатывает очень быстро. Остальные преимущества STM-системы фокусировки включают в себя внутреннюю фокусировку с невращающейся резьбой для фильтра, что особенно полезно при использовании циркулярного поляризационного фильтра, и FTM-режим постоянного ручного контроля фокусировки.

Объектив имеет минимальную дистанцию фокусировки 200 мм и способен снимать с расстояния около 5 мм от конца объектива. Максимальный коэффициент увеличения составляет 0,15х.

Кольцо фокусировки можно вращать на 113°, все происходит плавно и без рывков.

Вывод

Просто вне конкуренции. Энтузиасты и начинающие фотографы будут рады обзавестись таким легким и доступным объективом. Любой другой широкоугольник для APS-C-камер Canon будет иметь хуже оптику, не сможет фокусироваться с такого же близкого расстояния, не будет иметь стабилизации изображения и будет стоить, как минимум, в два раза больше. Небольшие преимущества старшего брата - это относительно широкая диафрагма, металлическое крепление и меньшее количество дисторсии. И, на мой взгляд, это не стоит того, чтобы переплачивать за 10-22mm.

Есть правда еще и широкоугольники от , которые сами по себе вполне хороши, но они больше, тяжелее, не настолько четкие и опять же стоят дороже.

Тимур Бублик
Специально для Фотосклад.ру

Широкоугольная оптика зачастую покупается любителями в последнюю очередь. Сначала китовое стекло, потом телезум или фикс и лишь затем, возможно, ширик. Но впервые попробовав широкоугольную оптику я понял, что зачастую ширик даже полезнее телевика или светосильного фикса, особенно в путешествиях, на природе и в городе.

Внешний вид.

Объектив некрупный, издалека можно спутать с 18-55ис. Размеры и вес совсем небольшие. Объектив не привлекает внимания и им можно снимать практически незаметно.

Резьба для светофильтра.

67 мм - весьма обычный диаметр для линз средней ценовой категории.

Есть крепление для бленды, но оной в коробке с объективом нету - надо покупать отдельно. Отмечу, что в пазу заходит бленда от 18-135ис и 17-85ис, однако из-за большей ширины 10-18ис бленда перекрывает углы изображения. Однако, поработав напильником можно приспособить эту бленду под нужды ширика. Есть и оригинальная бленда, стоящая в официальном магазине непозволительно дорого. Китайские же бленды ничем не хуже и стоят 3-5 долларов.

Качество сборки.

Объектив пластик-фантастик. Даже крепление к байонету пластиковое. Но это на удивление не сказывается на крепкости объектива - люфтов и перекосов нет, кольца зума и фокуса ходят мягко и без рывков. Так что хоть и пластик, но качественный, не как у 50 1.8 2. Защиты от пыли и влаги нет.

14 элементов в 11 группах. 2 асферических и 1 низкодисперсный элемент включены в схему.

Автофокус в фото.

Автофокус весьма хорош. Суперскорости не имеет, но зато бьет в цель без проблем. Хотя многие на широком угле и без автофокуса обходятся, он бывает весьма кстати даже на 10мм.

Автофокус в видео.

Объектив почти бесшумно фокусируется - на видео звука не слышно. Скорость фокуса в видео хорошая, при этом наводка плавная. СТМ мотор тут стоит явно не зря - свои функции выполняет на отлично.

Стабилизация.

Стаб на ширике - явление относительно новое. У кэнона есть еще 16-35 4л со стабом и у тамрона есть 15-30 2.8вс. В остальном большинство шириков не имеют стабов. Классическая теория заключается в том, что на таких фокусных стаб как бы и без надобности, ведь на 10мм на кропе можно выставить 1/15 и не боятся смаза от движения фотографа. Но фактически, зачастую требуются еще более короткие выдержки. И тут стаб помогает. На своем 10-18ис мне удавалось получить несмазанное изображение даже на секундной выдержке, а на 1/4 оно почти на 100% будет резким. В общем, стаб тут к месту и работает как следует.

Фокусное расстояние.

От 10мм до 18мм. Разброс по цифрам не очень большой, но вот угол обзора за эти 8мм меняется весьма заметно. Если вспомнить токину 11-16 2.8, то там разница еще меньше, по сути это уже почти фикс с небольшой возможностью корректировки фокусного. А 10-18ис имеет достаточный разброс, чтобы иметь поле для маневра на съемках. Хотя, конечно, всегда хочется больше. И 10-24 было бы вовсе замечательно.

Светосила.

Светосила переменная от 4,5 до 5,6. В целом это темная линза, но на таких фокусных это не такая уж проблема. Света хватает почти всегда, а ГРИП широка как и у всех шириков.

Качество изображения.

В целом, оно удивило. До покупки стекла я читал о нем в сети, но все равно был приятно удивлен, когда поснимал сам. ХА у объектива почти нет - они свойственны более светлым собратьям. Резкость очень хороша для ширика, причем хороша прямо с открытой диафрагмы. Даже углы особо не страдают. На ф8 все резко до безобразия. Дисторсия, конечно, есть на широком угле, но она легко правится в редакторе, да и не сильно заметна даже без исправлений.

Брать ширик для бокэ весьма странно. Но тем не менее, благодаря МДФ в смешные 22мм от плоскости матрицы, снять можно с боке даже на 10мм. Например, цветы на широком углу и с боке выглядят очень необычно и интересно. Само боке ничем особым не выделяется, да и размыть вхлам все равно не получится.

На июль 2016 года цена на 10-18ис вполне адекватная качеству - 20 тысяч рублей. б/у найти его дешевле 13-15 тысяч сложно, да и предложений пока мало. Объектив несильно теряет в цене после покупки новым и предпосылок к удешевлению никаких нет - вряд ли кэнон предложит что-то подобное на кроп в ближайшие годы.

Выводы и впечатления.

10-18ис от кэнона - мой любимый ширик. Я проводил сравнение лоб в лоб этого ширика с другими и он почти всегда выигрывал. Имел одновременно сигму 10-20 4-5.6, кэнон 10-22, кэнон 17-40 4л на фф и токину 11-16 2.8. Делая снимки на сходных настройках я обнаружил, что наилучший результат дает именно 10-18ис. Сигма лишь немногим уступает по резкости, кэнон 10-22 уступил и по резкости и по ХА, 17-40 4л в целом ничем не уступил, но на кропе он не ширик, только на фф, а токина выдала много ХА на открытой и не самую высокую резкость по углам даже на прикрытой диафрагме. И ни один из испытуемых не имел стаба.

И вот именно стаб я считаю главным преимуществом 10-18ис. С покупкой этого стекла отпала необходимость в штативе даже при городской ночной съемке. Света фонарей и повышения в разумных пределах ИСО хватает, чтобы с рук снимать почти любые сюжеты. Размыть движущиеся машины и оставить резкими дома было раньше дело штатива, а теперь хватает маленького объективчика. Кстати, это еще один его плюс - незаметность и крохотные размеры. В толпе им снимать одно удовольствие, можно не прицеливаясь жать на спуск и получать годные репортажные кадры. А для художественной съемки достаточно просто изучить основы композиции и понять основы работы с шириком - и все получится.

Я могу однозначно рекомендовать 10-18ис к покупке, если есть интерес к широкому углу. С учетом того, что 10-18ис стоит дешевле других шириков разных фирм, а дает больше, я не вижу конкурентов для него. Разве что сигма 8-16 для еще большего угла обзора или токина 11-16 2.8 для съемки репортажа при недостатке света. В остальном 10-18ис - идеальный ширик на кроп.

Если вы часто фотографируете в узких помещениях, например в квартире, любите пейзажную и архитектурную съемку, то хороший широкоугольник это именно то, что вам нужно. С его помощью вы сможете поместить в кадр все пространство перед вами. Мы рекомендуем обратить внимание на Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 – компактный, недорогой широкоугольный объектив со стабилизатором и по привлекательной цене.


Максимальное соотношение цены и качества

Показать цены

Если светосила является для вас критичным моментом и использование стабилизатора вам не поможет (это произойдет в тех случаях, когда в кадре будут быстро движущиеся объекты и стабилизатор изображения не сможет спасти их от смаза), то рассмотрите Sigma AF 10-20mm f/3.5. Объектив с солидным конструктивом, сделан добротно. Светосила постоянная и не изменяется при зуммировании. В качестве бонуса у вас появляются дополнительные 2 мм фокусного расстояния, что может оказаться полезным в некоторых случаях.

Почему нам можно доверять

Чтобы выбрать лучший широкоугольный объектив Canon, мы провели около 17 часов, изучая отзывы и обзоры на десяток объективов, включая варианты от сторонних производителей, а так же опросили ведущих свадебных фотографов, которые постоянно используют технику Canon в своих фотосъемках.


Тревел фотография, архитектура, интерьеры, пейзажи – именно в этих жанрах широкоугольник станет незаменимым помощником

Автор статьи занимается фотографией с 2006 года и начал свой путь фотографа с одной из первой модели зеркальных фотоаппаратов — Nikon D70s. В его руках побывало несколько десятков зеркальных (из Canon это 5D Mark III, 5D Mark II, 5D, 60D, 650D и др.) и беззеркальных камер, объективов, а количество снятых фотографий уже давно перевалило за полмиллиона. Успешно провел обучение двух потоков в фотошколе. В настоящее время владеет системными комплектами Nikon и Olympus, а так же любимой дальномеркой Canon. Все его знания находят постоянное практическое применение в свадебной и семейной фотосъемке.

Какие объективы мы выбирали

Если недавно вы купили себе зеркальный фотоаппарат и на нем написано Canon, то, скорее всего, в нем установлена APS-C матрица (иными словами у вас «кропнутый» фотоаппарат). APS-C матрица по своему физическому размеру меньше, чем сенсоры более профессиональных камер, например, таких как 5D Mark III. Для любительских камер Canon кроп-фактор равняется значению 1,6, а серия объективов для таких камер маркируется буквами EF-S. Это важно для понимания разницы в характеристиках и стоимости разных объективов. Если вы являетесь владельцем полнокадрового фотоаппарата, то, скорее всего, уже достаточно погружены в эту тему и наши советы вам будут не очень нужны.

Все наши рекомендации рассчитаны на пользователей камер с APS-C матрицей

Все наши рекомендации рассчитаны именно на пользователей кропнутых камер, т.к. такие объективы имеют меньший вес и стоят значительно дешевле полнокадровых. В некоторых случаях объективы могут использоваться сразу как на кропнутых, так и на полнокадровых фотоаппаратах. Начинающим фотолюбителям мы советуем не поддаваться влиянию мифов и слухов о преимуществах полного кадра и ориентироваться на те потребности в линзах, которые существуют в данный момент.

Почему Canon 10-18mm f/4.5-5.6 IS лучший широкоугольный объектив Canon

Вес объектива всего 240 г и это настоящая сказка

Вес объектива всего 240 г и это настоящая сказка. Вес очень важен для фотолюбителя, т.к. не заставляет каждый раз задумываться, будете ли вы снимать на эту линзу, стоит ли ее вообще брать с собой на прогулку. Она надолго займет свое место в фоторюкзаке. Компактный размер приводит к тому, что фильтры вам понадобятся диаметром 67 мм. Это достаточно распространенный размер, который пригодится вам и для других объективов. Однако фильтры лучше использовать тонкие, часто маркируются словом «slim» или «wide» на упаковке, чтобы избежать дополнительного виньетирования при съемке на широком угле.


Съемка на широком угле потребует от фотографа определенной практики и тренировки

На камере с APS-C матрицей вы получаете эквивалентное фокусное расстояние от 16 до 29 мм, а 16 мм это, поверьте, действительно широко. Если вы до этого пользовались только стандартным китовым зумом 18-55 мм и не привыкли снимать широкоугольниками, то этот объектив предоставит хороший шанс освоить данный вид фотографии. Для этого вам потребуется как следует потренироваться и привыкнуть к такому полю зрения. Вначале захочется поместить в кадр как можно больше, но отнеситесь к этому желанию с опасением, т.к. без должного опыта в композиции широких снимков есть большой шанс получить некую кашу из элементов. Зритель просто не поймет, что именно вы хотели сказать этой фотографией, и что в ней является центральным элементом.

Шум фокусировки и стабилизатора изображения не будет слышен при видеосъемке

STM мотор автофокуса достаточно тихий и не будет слышен при съемке видео (особенно если вы используете направленный микрофон вместо стандартного). Тоже самое касается и стабилизатора изображения – его вы сможете услышать только поднеся объектив достаточно близко к уху. Стабилизатор так же способствует более плавной съемке видео с рук и избавляет вас от необходимости всегда носить с собой штатив. Речь идет, разумеется, о любительской видеосъемке.


Минимальная дистанция фокусировки в 22 см позволит вам сделать интересные кадры и даже размыть задний фон

Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 22 сантиметра, что позволяет сделать очень специфичные и интересные кадры. Обратите внимание, эта дистанция считается от матрицы фотокамеры, а не от передней части линзы.

По качеству изображения дела обстоят отлично, оно достаточно резкое, хроматических аберраций очень мало и они незначительны. Небольшая бочкообразная дисторсия наблюдается в пределах 10-12 мм, что для широкоугольников является обычным делом, ничего особенного в этом нет, это легко исправляется в любом редакторе. Виньетирование заметно на открытых диафрагмах и по всем фокусным, снижается к f/6.3 и пропадает к f/8 и далее.

Отзывы других сайтов о Canon 10-18mm f/4.5-5.6 IS

Георгий романов на сайте Prophotos так описывает свое впечатление от работы с данным широкоугольником: «Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM создаёт настроение. Ты видишь мир под столь широким и непривычным углом, а это не может не отразиться на творческом процессе». Вывод напрашивается сам собой: «Объектив Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM получился очень удачным как для фото-, так и для видеосъёмки. В нём удивительным образом уживаются малые размеры, прекрасное качество, оптический стабилизатор, новые технологии (бесшумный привод STM) и очень привлекательная цена».

Несмотря на скромный внешний вид Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM имеет очень достойные оптические характеристики.

На своем блоге Артем Кашканов рекомендует купить эту линзу «Подводя итог, можно сказать — внешность обманчива. Несмотря на скромный внешний вид Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM имеет очень достойные оптические характеристики. Ввиду этого, этот объектив можно смело рекомендовать к покупке!» и положительно отзывается о фокусировке — «Объектив имеет STM-фокусировку (управление «по проводу»). Это позволяет реализовать бесшумную следящую автофокусировку в режиме LiveView и при видеосъемке. Точность автофокуса не вызвала нареканий, впрочем, при столь малом фокусном расстоянии ГРИП огромна и промахнуться было бы странно:)».


Стабилизатор в Canon 10-18mm f/4.5-5.6 позволит вам смазать движущиеся объекты без использования штатива

Фотозона выставила этому объективы рейтинг «Очень рекомендуем», что случается не так уж часто. В то время как беззеркальные камеры потихоньку захватывают пользовательский рынок, Canon еще раз доказывает, что качество по-прежнему на стороне зеркальных фотоаппаратов. Особенно учитывая низкую стоимость этого объектива, который стоит в два раза меньше чем Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM, хоть и не сможет похвастаться светосилой или металлическим корпусом. И не смотря на слабые места линзы, у них не остается другого выбора, кроме как поставить высокий рейтинг.

Кен Роквелл отмечает пластиковый байонет объектива и пишет, что за десять лет фотографирования ни разу не сломал его ни на одном из объективов. Не забывает и про очень привлекательную стоимость и легкий вес всего комплекта. По поводу ручной фокусировки все просто – она почти никогда не используется на широкоугольных объективах, а значит и нет смысла переживать насчет того, что она стала электронной. Отдельного упоминания заслуживает его тест, в котором Кен приходит к выводу: Canon 10-18mm f/4.5-5.6 за 300 долларов даже резче, чем профессиональный Canon 16-35mm f/2.8 L II стоимостью 1700 долларов.

Основные характеристики Canon 10-18mm f/4.5-5.6 IS

Особенности использования

У объектива пластиковый байонет, что может немного опечалить некоторых фотографов, однако, если вы не меняете объективы по несколько десятков раз в день, то рекомендуем не обращать на это внимание. Теоритически это может повлиять на жесткость всей связки камера-объектив, если вы уроните или ударитесь объективом обо что-либо, но от такого не застрахован никто. Это стоит иметь ввиду и стараться обращаться с техникой аккуратнее.

Благодаря малому размеру и весу объектива вы будете брать его с собой в любые поездки и прогулки не задумываясь

При зуммировании передняя часть объектива немного выдвигается вперед. Это не является какой-то проблемой, но стоит иметь в виду. На фокусном в 10 мм объектив выдвинут на 5 мм и на ФР 18 мм он выдвинут на 2мм. Минимальная длина достигается при ФР 14-15 мм.

Широкоугольный объектив с постоянной светосилой — Sigma AF 10-20mm f/3.5 EX DC HSM Canon

Широкоугольный объектив с постоянной светосилой

Sigma AF 10-20mm f/3.5 EX DC HSM

Заплатив немного больше, вы получаете постоянную светосилу на всем диапазоне фокусных расстояний и чуть большее приближение для своего кадра.

Sigma AF 10-20mm f/3.5 может предложить вам постоянную светосилу и больший диапазон фокусных расстояний за чуть большую стоимость. Объектив очень резкий, хроматическими аберрации не доставят хлопот и не будут заметны. На 12-15 мм по самым краям кадра можно заметить небольшое падение резкости, но уже начиная с 15 мм все становится замечательно даже на открытой диафрагме. Используются светофильтры диаметром 82 мм. в своем обзоре приходит к выводу: «Sigma AF 10-20mm f/3.5 не разочарует тех, кто хочет открыть для себя широкоугольную фотографию». Фокусировка происходит очень быстро и почти не заметно для вашего слуха. Конструктив объектива выполнен очень хорошо, его приятно держать в руках и использовать.

DxOMark в своем обзоре указывает на то, что общее качество Sigma AF 10-20mm f/3.5 сравнимо и даже чуть лучше, чем профессиональный Nikon 10-24mm f/3.5-4.5G и называет Sigma прекрасным выбором для тех, кто ищет идеальный широкоугольный объектив для неполнокадрового фотоаппарата.

Список претендентов

Canon EF 16-35 f/2.8L II USM

Широкоугольник для полнокадровых камер L-серии с пыле и влагозащитой и весом в 640 г. Качество сборки, конструктив, получаемое изображение – все на высоте и соответствует профессиональной серии, как и цена. Стоимость, к сожалению, высока и понравится далеко не всем фотолюбителям и даже профессиональным фотографам. Минимальная дистанция фокусировки 28 мм и минимальное фокусное в 16 мм заметно хуже, чем у нашего победителя. Не говоря про то, что вам понадобятся дорогие 82мм фильтры. Виньетирование на открытой диафрагмой тоже никуда не делось, а резкость по краям кадра оставляет желать лучшего.

Canon EF-S 10-22 f/3.5-4.5 USM

Canon EF-S 10-22 f/3.5-4.5 стоит дороже

Наш победитель Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 легче, имеет стабилизатор изображения, тише звук автофокусировки при съемке видео и чуть меньше дистанцию фокусировки. Canon EF-S 10-22 f/3.5-4.5 стоит дороже, для него используются светофильтры диаметром 77 мм и его единственный существенный плюс – он светлее на 2\3 стопа.

Canon EF 8-15mm f/4 L USM

Фишай или «рыбий глаз», который выдает очень специфическую фотографию. Мы не можем рекомендовать его в качестве широкоугольного объектива для начинающего именно из-за этого своеобразного эффекта. К такому фотолюбители приходят самостоятельно и целенаправленно. Сам по себе это очень резкий объектив, с пыле и влагозащитой и очень небольшой дистанцией фокусировки (всего 15 см).

Tokina 12-28mm f/4.0 AT-X Pro DX

Сильные хроматические аберрации на широком угле

Имеет постоянную светосилу (однако чуть темнее, чем наш победитель) на всем отрезке фокусных расстояний, возможность большего приближения. Сильные хроматические аберрации на широком угле, не резкие края кадра. Все, что было сказано про сторонних производителей, относится и к этому варианту – при покупке нужно очень тщательно тестировать, выбирать, снова тестировать.

Tamron AF 10-24mm f/3.5-4.5 SP Di II LD

Тамрон чуть более универсален из-за своего диапазона фокусных и чуть меньшей светосилы, но вызывает вопросы в части резкости получаемых снимков, особенно в углах кадра и даже с прикрытой диафрагмой. Виньетирование и хроматические аберрации достаточно высоки, стабилизатор отсутствует.

Подводим итог

Преимущества: